Болевые приёмы на суставы являются основной техникой в Современном Джиу-джитсу для достижения победы над противником (на втором и третьем местах стоят соответственно удушающие приёмы и ударная техника).

В Современном Джиу-джитсу допустимы любые болевые приёмы на любые суставы.

Болевые приёмы возможны при любых положениях противников:

  • оба противника стоят;
  • один лежит;
  • второй стоит;
  • оба противника лежат, т.е. находятся в партере.

Наиболее надёжны болевые в положении, когда оба противника находятся в партере. Болевые приёмы в стойке имеет смысл делать только в том случае, если один из них существенно опытнее второго. На более опытном противнике, или даже на равном по опыту, подобные болевые в большинстве случаев работать не будут.

По месту воздействия можно выделить такие группы болевых приёмов, как:

  1. Болевые приёмы на кисти
  2. Болевые приёмы на локтевые суставы
  3. Болевые приёмы на голеностопы
  4. Болевые приёмы на колени

Болевые приёмы на оставшиеся суставы, — плечевой и тазобедренные, имеют малую практическую ценность, т.к. эти суставы окружены мощными мышцами и имеют хорошую подвижность. Оба эти фактора сильно затрудняют болевые воздействия на эти суставы.

По способу воздействия все болевые приёмы можно разделить на четыре большие группы:

Болевые приемы на пальцы и кисти для освобождения от захватов - уроки борьбы

Практическая ценность подобных болевых приёмов относительно невелика вследствие хорошей подвижности, гибкости и чувствительности пальцев. В основном, подобные приёмы носят вспомогательную роль для отвлечения внимания противника при подготовке основного приёма, либо служат в качестве контрприёма для разъединения рук противника при его захватах и обхватах.

Однако на малоопытных или неосторожных противниках удаётся сделать и настоящие болевые приёмы на пальцы рук. В большинстве случаев все болевые на пальцы рук сводятся либо к рычагам на их суставы, либо к дожимам большого пальца или мизинца.

При болевых воздействиях на пальцы рук старайтесь одновременно захватить только один или два пальца, захват трёх или большего числа обычно заканчивается неудачей, — противник освобождается от такого захвата.

Болевые приёмы на кисти

Болевые приёмы на кисти намного более ценны, нежели болевые на пальцы рук и представляют собой группу дожимов и скручиваний. Рычагов на кисть не бывает.

Видео: переход с классического болевого на обратный узел руки

В большинстве случаев, прежде чем делать болевой на кисть, имеет смысл сделать узел на кисть. Узел на кисть ценен тем, что на относительно слабые мышцы одной кисти удаётся воздействовать более мощными мышцами обоих предплечий, или ещё более мощными мышцами корпуса. Помимо этого, противнику довольно сложно освободиться от такого захвата.

В случае дожима кисти с узлом на кисть из позиции верхом необходимо упирать локоть противника в собственный корпус, тем самым, ограничивая свободу движений в конечности противника.

Узлы на кисти можно использовать как вспомогательные приёмы при выходах на болевые на локти, а так же и как полноценные болевые приёмы в комбинациях с болевыми воздействиями на локти. Например: рычаг локтя корпусом лёжа на спине, рычаг локтя корпусом лёжа на животе, рычаг локтя корпусом лёжа на боку с захватом ногами за шею, скручивание локтя с узлом на локоть/кисть из позиции верхом.

Болевые приёмы на локтевые суставы

Болевые приёмы на локтевые суставы представляют собой самую многочисленную группу болевых приёмов, делятся на группу рычагов и скручиваний. Дожимов на локти не бывает. Болевые приёмы на локти можно сделать из очень многих позиций и обычно, если противник взят на болевой на локоть, освободиться ему уже практически невозможно.

Что бы сделать данный болевой из позиции боковой захват за шею, берём свободной рукой ближайшую руку противника и перегибаем её через своё бедро. Захватывать руку противника необходимо так, что бы чётыре пальца своей руки оказались бы сверху, иначе противнику будет легко освободиться.

Если рука противника, перегибаясь, достигает земли, то надо либо приподнять свою ногу от пола, либо подложить дополнительно вторую ногу.

В случае необходимости для усиления воздействия можно помочь себе второй ногой, накладывая её сверху на руку противника и помогая ей перегибать руку через бедро.

Рычаг локтя корпусом лёжа на спине — самый классический вариант рычага локтя. Обычно делается либо из позиции верхом, либо из позиции снизу с захватом верхнего. Для окончания поединка необходимо, плотно прижимая руку противника к своей груди, прогнуться на мостик, опираясь на пол плечами.

Внимание! Будет ошибкой, если локоть противника не будет упираться в нижнюю часть живота, в этом случае либо не удастся сделать сам болевой, либо противник высвободит свой локоть и уйдёт от болевого приёма.

Рычаг локтя корпусом лёжа на животе — очень похож по своей сути на предыдущий приём, отличаясь от него только тем, что оба противника лежат на животах, а не на спинах. Обычно делается либо из позиции верхом, либо из позиции снизу с захватом верхнего. Для окончания поединка необходимо, плотно прижимая руку противника к своей груди, прогнуться назад.

Дополнительно в данной позиции можно сделать дожим кисти, захватив её узлом или близким к нему захватом.

Внимание! Руку противника необходимо захватывать как можно глубже, и плотнее, что бы противник не смог бы выдернуть свой локоть, встав на колени и даже поднявшись в стойку.

Рычаг локтя корпусом лёжа на боку с захватом шеи ногами схож с классическим рычагом на локоть, отличаясь от него только дополнительным захватом ногами за шею. Этот захват ногами позволяет комбинировать болевой на локоть с удушением противника, что существенно осложняет положение противника.

Дополнительно в данной позиции можно сделать дожим кисти, захватив её узлом или близким к нему захватом.

Внимание! Захватывать шею и руку противника необходимо как можно глубже, что бы на шею противника попали колени, а не голени, иначе у противника появляется шанс вырваться из захвата.

Рычаг локтя корпусом лёжа на лопатках обычно является очень неожиданным для противника приёмом. Делается он, в основном, из позиции лёжа на спине с захватом верхнего. Существует масса вариантов выхода на данный приём, в качестве дальнейшего продолжения возможно падение обоих противников либо на спину, либо на живот с выходом в один из двух классических рычагов на локоть.

Внимание! Необходимо плотно и глубоко захватывать руку противника, не давая ему вырвать свою руку из захвата. Захват должен быть таковым, что бы болевой приём можно было бы сделать, даже вися на руке противника в случае отрыва атакующего от земли. Для улучшения захвата рекомендуется сгибать свою ногу в колене с захватом за шею противника, — левая нога нижнего на фотографии.

Обратный рычаг локтя корпусом лёжа на спине обычно является вспомогательным приёмом, выход на него делается, например, при неудачном исполнении рычага локтя корпусом лёжа на спине, при разъединении рук противника, если он их соединил между собой при попытке сделать классический рычаг локтя.

В отличие от предыдущих рычагов, в данном случае надо не откидываться назад и не прогибаться, а, наоборот, согнуться в пояснице вперёд, и опирая руку противника на своё плечо, прижимать его локоть к себе. При этом свои ноги надо согнуть в коленях, не давая тем самым противнику откатиться и вытащить свою руку.

Скручивание локтя с узлом на локоть или кисть из позиции верхом очень похоже на обычный узел на кисть и позволяет сделать болевое воздействие на локоть, выкручивая его наружу с опорой на своё бедро.

Данный приём является комбинированным болевым воздействием, т.к. способен вызывать болевые ощущения помимо локтевого сустава ещё и в плечевом и лучезапястном суставах.

Скручивание локтя с загибом руки за спину лёжа на спине делается с захватом локтя на обратный узел из позиции снизу с захватом верхнего. Иное, более распространённое название данного приёма — загиб руки за спину.

Данный приём является комбинированным болевым воздействием, т.к. способен вызывать болевые ощущения, как в локтевом, так и в плечевом суставах.

Иногда, при попытке выхода из позиции снизу с захватом верхнего на рычаг локтя корпусом лёжа на лопатках не удаётся перекинуть ногу через голову противника, и она остаётся у него плече. В этом случае имеет смысл сделать скручивание локтя с захватом шеи ногами лёжа на спине, — весьма неожиданный и эффективный и болезненный приём.

Внимание! Скручивание локтя происходит не за счёт силы рук, а за счёт давления бедром на локоть вследствие скручивания нижним своего корпуса в пояснице. Глядя на фотографию, может создаться впечатление, что нижний скручивает локоть противника за счёт силы своих рук, но на самом деле его руки только удерживают руку противника, а основное болевое воздействие происходит за счёт воздействия правой ноги атакующего влево и вверх путём скручивания его корпуса.

Ущемление бицепса — это болевой приём не на сустав, а на мышцы вблизи локтевого сустава, на бицепс или на мышцы предплечья.

Для надёжного проведения данного приёма, необходимо отклоняясь назад и вытягивая локоть на себя, прижимать запястье противника вниз. Прижимать можно либо рукой, либо ногой, перекинув её сверху и взявшись за неё рукой.

Ущемление бицепса позволяет либо сразу же завершить поединок болевым воздействием на мышцы, либо расцепить руки противника и выйти на рычаг локтя корпусом лёжа на спине.

Внимание! Иногда встречаются противники малочувствительные к данному болевому воздействию, в таком случае в данной ситуации для разъединения рук противника следует переходить либо на обратный рычаг локтя, либо использовать узлы на кисти или болевые приёмы на пальцы.

Болевые приёмы на голеностопы

Видео: Болевые на ноги для MMA от мастеров. Артак Назарян и Маршалл Савчук.

Болевые приёмы на голеностопы — очень эффективный, быстрый и надёжный способ завершения поединка. Применение данных приёмов возможно при любом взаимном положении противников, т.е. когда оба противника находятся в стойке или оба в партере, либо когда один из них лежит, а второй стоит, см. далее 1,2,3.

Ценность данных приёмов, да и вообще позиции с захватом ногами за ногу, в том, что её очень легко занять, а, следовательно, и выйти на данные болевые приёмы из очень большого числа позиций, и неожиданно для противника. К тому же данной техникой можно даже атаковать стоящего противника из собственного положения лёжа.

Скручивание пятки из позиции с захватом ногами за ногу — один из наиболее травматичных приёмов Современного Джиу-джитсу. Чувствительность и подвижность суставов ног человека существенно ниже, чем суставов рук. А при исполнении данной техники противник вообще может не чувствовать болевых ощущений до тех пор, пока не наступит травма голеностопа. Поэтому данный приём, как при отработке техники, так и во время поединков надо применять с большой осторожностью.

Внимание! Внешнюю ногу обязательно перекидывайте через ногу противнику ему на живот, иначе захват ноги противника будет недостаточно надёжным и он сможет освободиться. Положение внутренней ноги — неважно. Обе ноги следует сгибать в коленях и подтягивать к себе, иначе противник может атаковать ваши ноги аналогичными приёмами.

Аналогичный предыдущему приёму приём, выполняемый, в данном случае, из положения лёжа на спине против стоящего противника. Для выхода на данный болевой необходимо как бы обвить ногу противника изнутри наружу своей ногой. Затем, вставая на лопатки, захватить сгибом своего локтя пятку противника и продолжать скручиваться и скручивать пятку. Через какой то момент противник либо сдастся от болевого воздействия на голеностоп, либо упадёт в партер. В этом случае болевой приём сведётся к предыдущей технике — скручивание пятки из позиции с захватом ногами за ногу.

Данный болевой приём является как бы обратным к скручиванию пятки стоящего противника из партера. Выход на данный болевой приём можно сделать, например, после броска противника с захватом за две ноги и дальнейшим его переворотом на живот, или освободившись от захвата и поднявшись из позиции с захватом верхнего.

Внимание! Данный приём следует исполнять крайне осторожно, т.к. подвижность и чувствительность суставов ног очень небольшая и есть риск повредить голеностоп прежде, чем противник успеет почувствовать болевые ощущения.

Болевые приёмы на колени

Ценность болевых приёмов на колени несколько ниже, чем ценность болевых приёмов на голеностопы, и но, тем не менее, они активно применяются во время ведения поединков. Болевые приёмы на колени являются как бы смежными приёмами к болевым воздействиям на голеностопы, что позволяет оперативно переключаться между этими двумя группами приёмов.

Помимо положения ступни противника за плечом атакующего можно просто обнимать ногу противника руками и прижимать её к своей груди. При обоих захватах для болевого воздействия на колено необходимо прогибаться назад.

Внимание! Данный приём следует исполнять осторожно, т.к. подвижность и чувствительность суставов ног очень небольшая и есть риск повредить колено прежде, чем противник успеет почувствовать болевые ощущения.

Скручивание колена, воздействуя на пятку

Если в болевом приёме скручивание пятки из позиции с захватом ногами за ногу поместить ступню противника не под разноимённое своё плечё (как показано на фотографии), а под противоположное одноимённое плечё, и производить аналогичное скручивающее воздействие на пятку, то болевые ощущения будут возникать не в голеностопе, а в колене захваченной ноги,

Внимание! Данный приём следует исполнять очень осторожно, т.к. противник практически не может сопротивляться этому болевому воздействию и есть большой риск повредить ему колено.

Данных приём является болевым воздействием не на сустав, а на икроножную мышцу. Захват руками в данной технике образует узел. Применяется данный болевой в основном как контрприём при защите от скручивания пятки.

Захватив и отгибаясь корпусом назад можно сделать болезненное воздействие на икроножную мышцу противника. Для усиления болевого воздействия атакующий на фотографии мог бы схватить правой рукой свою левую ногу, перекинув ногу через бедро противника.

Видео: Семинар Федора Емельяненко. Как делать болевые приемы и как защищаться от них

Часто болевые приёмы на суставы производятся не на один конкретный сустав, а на два, обычно смежных сустава одной конечности. Подобные болевые приёмы называются комбинированными. Ценность комбинированных болевых приёмов в том, что они рассеивают внимание противника между несколькими суставами и тем самым повышают шансы его победить.

Хорошо комбинируются между собой лучезапястный и локтевой суставы, в качестве примеров можно взять рычаг локтя корпусом лёжа на спине или на животе с дополнительным узлом на кисть, либо скручивание локтя с узлом на локоть/кисть из позиции верхом, а так же скручивание локтя с загибом руки за спину лёжа на спине. В ряде случаев скручивание пятки дополнительно приводит к болевому воздействию на колено.

Рычаг на сустав — это воздействие, при котором сустав разгибается дальше его физической возможности. Характерные примеры таких воздействий: рычаг локтя корпусом и рычаг колена корпусом.

Дожим на сустав — это воздействие, при котором сустав сгибается дальше его физической возможности. Характерный пример такого воздействия дожим кисти.

Скручивание сустава — это воздействие, при котором сустав выкручивается по своей оси дальше его физической возможности. Характерные примеры таких воздействий: скручивание кисти, скручивание пятки, скручивание колена.

Ущемления — это болевые не на суставы, а на мышцы возле суставов. В процессе ущемления происходит передавливание мышцы снаружи конечностью противника, а изнутри о собственную кость лежащую под данной мышцей. Примеры таких воздействий: ущемление бицепса, ущемление икроножной мышцы и ущемление шейных мышц.

Различные методы и теории барабанного искусства, которые развиваются уже на протяжении многих лет, особенно касающиеся того, как мы держим барабанную палочку, – это результат целых поколений проб и ошибок, и они предлагают нам бесчисленные способы отточить свое мастерство, в то же время максимально расширив свои физические возможности. Надеемся, что представленный здесь разбор основных разновидностей захвата палочек поможет набить руку (извините за каламбур) как начинающим, так и опытным барабанщикам. Изучите каждую из этих техник, возьмите на вооружение преимущества, которые каждая из них предлагает, и используйте их для развития и углубления собственного уникального стиля и техники. Кто знает? Быть может, вы изобретете совершенно новый захват, который внесет революцию в барабанное искусство, но сначала не повредит повторить азы.

Существует парочка принципов, которые являются фундаментальными практически для любого известного захвата и любой техники постановки рук. Прежде всего, настоятельно рекомендуем вам учиться держать палочку во время игры расслаблено. Конечно, до разумных пределов, а иначе вашим товарищам по группе придется надевать защитные очки, когда они рядом с вами; но тем не менее захват должен быть достаточно свободным, и тогда эта техника сможет творить чудеса. Пресловутая "мертвая хватка" полезна лишь тогда, когда нужно что-то насмерть угробить, в данном случае – ощущение и грув, не говоря уже о сухожилиях и нервах ваших рук.

Бытует мнение, что тендинит [дистрофия тканей сухожилия – прим. сайт ] у барабанщиков вызывается, главным образом, длительными повторяющимися движениями, свойственными драммингу, однако он в значительной мере может быть усугублен и из-за чрезмерно зажатого захвата. Почтенный гуру техники Jim Chapin в своем задушевном видео 1992 года под названием "Speed, Power, Control, Endurance" ("Скорость, мощь, контроль, выдержка") поясняет, что сила захвата должна быть такой, как будто вы держите в руках оперившегося птенчика, – иными словами, сжимать палочку следует ровно настолько, чтобы она не улетела. "Палочка у меня в руке не должна быть как прикованная, – подчеркивает он, добавляя: – Если кто-то тебе говорит: "Без боли нет результата", пристрели его!"

Второй "закон захвата" – правильное использование замка пальцев [англ. finger fulcrum ("точка поворота") – место фиксации палочки пальцами – прим. сайт ]. Замок это ось вращения удерживаемой вами палочки. В обычных обстоятельствах за исключением случаев, когда вы контролируете палочки одними только пальцами, а ваши запястья, руки и верхняя часть туловища остаются неподвижными, словно статуя, – как при скоростном ударе, обрисованном ниже, замок пальцев – лишь один из целого ряда замков, которые работают в совокупности при выполнении удара. Выражаясь техническим языком, все эти оси вращения представляют собой комплексную систему рычагов, в которой задействованы пальцы, запястье, локоть и плечо – а возможно, даже талия. Точное место расположения замка больше всего зависит от применяемого захвата (в большинстве захватов используется либо указательный, либо средний палец), при этом можно четко выделить две категории – "традиционный" захват и "симметричный" захват.

Традиционный захват

Традиционный захват показанный на фото с ведущей рукой в положении американского захвата. Традиционный захват – это выбор де-факто для джазменов и тех, чей опыт опирается на классическую школу.

Традиционный захват, иногда называемый еще "ортодоксальным захватом" (несомненно, это более впечатляющее название, поскольку в нем чувствуется отношение к барабанному искусству как к религии), – это живое свидетельство былой исторической роли барабанщика в обществе, когда он являлся хранителем порядка на поле боя и служил главным звеном коммуникации между солдатом и командиром. С небрежно перекинутым через плечо маршевым барабаном военному барабанщику прежних времен необходимо было сохранять полную маневренность, чтобы уверенно выполнять свою работу. Это достигалось за счет ношения барабана под углом 45 градусов, так чтобы кожа мембраны была обращена к ведущей руке. В результате, чтобы приспособиться к этому углу, для второй (не ведущей) руки развился уникальный нижний захват, который и по сей день сохраняется в мире барабанщиков, надолго пережив свое первоначальное назначение.

Cлегка согните безымянный палец и мизинец и положите передний конец палочки на основание ногтя безымянного пальца. И наконец, опустите на палочку указательный палец так, чтобы он перекрещивался с большим пальцем, и закройте захват. Главное ударное движение при ударе традиционным захватом требует вращения запястья по направлению внутрь, как если бы вы поворачивали круглую дверную ручку (по часовой стрелке левой рукой, против часовой стрелки – правой).

Согласно специалисту по истории барабанного дела Sanford A. Moeller’у, для ведущей руки у барабанщиков времен Гражданской войны использовался так называемый "античный захват", при котором мизинец фиксировал комель палочки в кисти, образовывая замок, в то время как другие пальцы сохраняли лишь слабый контакт с палочкой, а большой палец размещался под ними, наподобие того, как держат бейсбольную биту.

Если говорить о практичности, сторонники традиционного захвата настаивают, что он способствует исполнению более тихих пассажей, в то время как критики заявляют о его неполноценности в том плане, что ему недостает мощи для удара. Ярким исключением из этих общих точек зрения является мнение Stewart Copeland’а. В интервью с Rolling Stone 1997 года Copeland клянется в верности традиционному захвату, заявляя о его непревзойденной мощи и сопровождая свои слова "анатомическим" пояснением: "Вся суть использования традиционного захвата состоит в том, что это наиболее эффективный способ использовать вашу руку, чтобы бить в барабан. С традиционным захватом вы можете бить в 50 раз сильнее, чем с симметричным. Симметричный захват не дает вам мощи: при симметричном захвате вы используете только мышцы верхней части предплечья вместо того, чтобы использовать большие мышцы нижней его части, как при традиционном захвате. Таким образом, вы можете получить гораздо более сильный удар". С тех пор Copeland неоднократно подтверждал свою позицию на этот счет. Среди других современных приверженцев традиционного захвата – такие музыканты, как Steve Gadd, Lenny White, а также недавно обращенный в "ортодоксальную веру" Neil Peart.

И все-таки, со всеми ярыми критиками и защитниками, традиционный захват, несмотря на то, что в последнее время его пытаются применять и в рок-музыке, остается предпочитаемым захватом джазменов по всему миру. Кроме того, он, похоже, давно и прочно обосновался в высокопрофессиональных маршевых подразделениях барабанщиков и горнистов – дальних "потомках" военных барабанных подразделений, от которых они и берут свое начало. Именно благодаря этой связи с подразделениями барабанщиков и горнистов традиционный захват прочно ассоциируется с классическим изучением рудиментарной игры на ударных.

В конечном итоге барабанщики по обе стороны баррикад, кажется, сходятся во мнении, что подлинное преимущество традиционного захвата над любой разновидностью симметричного захвата – это его эстетический внешний вид (что вполне понятно на фоне цветастых тарелок и украшенных графикой барабанных пластиков). Намеренно или нет, но любой из нижеследующих пунктов может подразумевать использование этого захвата: 1) Я испытываю определенное почтение к былым мастерам драмминга и к прекрасной традиции, которую они помогли взрастить. 2) Я люблю и/или играю джаз – либо желаю походить на тех, кто ее любит и/или играет. 3) Я изучал рудиментарную игру на ударных классическим способом.

Симметричные захваты

В противоположность традиционному захвату, вы встретите всевозможные разновидности верхних захватов для ведущей руки, которые, при применении к обеим рукам, известны под термином "симметричный" захват. Они мало что могут сказать с визуальной точки зрения (разве то, что вы, возможно, не были воспитаны на барабанных поединках Buddy Rich/Gene Krupa) и, пожалуй, уделяют большее внимание эргономичному стилю игры. Преимущества очевидны. К примеру, вам не нужно учиться дважды, как держать палочку: обе руки выполняют в точности одну и ту же операцию. Благодаря этому проще достичь стабильного однородного звучания.

Раскройте кисть руки ладонью вверх, поместите в нее палочку, так чтобы головка была направлена в сторону от вас, и закройте ладонь естественным способом, прочно поместив подушечку большого пальца (замок в любой разновидности верхнего захвата) на палочку напротив указательного или среднего пальца. Теперь движение работающей палочки зависит от выбранной вами разновидности верхнего захвата. Подавляющее большинство барабанщиков используют какую-либо вариацию "немецкого", "французского" захвата или гибридную комбинацию того и другого, известную под названием "американского" захвата.

В немецком захвате ладони держим параллельно пластику барабана, так чтобы большой палец помещался сбоку палочки, а тыльная часть кисти руки оставалась плоской. Главное движение удара сочетает в себе в равной степени действие пальцев со сгибанием запястья вверх и вниз. Из-за активного участия внутренних мышц предплечья, используемых в данной технике для резких движений запястьем (и чтобы уважительно поспорить с Stewart Copeland’ом), часто считается, что этот захват обеспечивает более мощный удар.

И наоборот, в французском захвате ладони обращены внутрь, а большой палец помещен непосредственно сверху палочки. Это снимает какую-то часть ответственности с запястья, в результате чего получается удар, который в большей степени зависит от действий пальцев. Считается, что именно роль более мелких мышц ладони и пальцев обеспечивает больше контроля, изящности и скорости в более обширном динамическом диапазоне. В число знаменитых приверженцев французского захвата входят John Bonham, Billy Cobham и Bill Bruford. Также, если вы когда-нибудь смотрели конкурс "Самый быстрый барабанщик в мире", вы отметите, что победители конкурса неизменно пользуются разновидностью этой техники с неподвижным запястьем, когда все зависит только от действий пальцев, что в данном случае мы называем "скоростным ударом" (speed stroke).

В действительности, большой процент барабанщиков не придерживаются строго какого-либо одного их вышеперечисленных захватов. Среди них всегда будут новички и самоучки, которые просто берут палочки и начинают играть, держа их так, как им наиболее удобно. Эти ребята применяют захват, который обычно называется "американским". При этом захвате ладони не обращены ни прямо вниз, ни внутрь, и американскому захвату можно обучаться либо как намеренному сочетанию немецкого и французского захватов с поиском особых преимуществ того и другого, либо в результате отказа от строгих требований (или их игнорирования), связанных с эргономичностью. В конечном счете, американский захват обладает одной важной, положительной особенностью: он носит "инстинктивный" характер и таким образом требует наименьшего количества внимания и тренировки мышц, чем любой другой.

Теперь разберем каждый из симметричных захватов еще раз, но с фото:

Немецкий захват

Ладони держим полностью параллельно пластику барабана, палочки лежат так, что образуют как бы широкий "кусок пирога" над барабаном. Комбинированное использование запястья, пальцев и внутренних мышц предплечья придает данному захвату существенное преимущество в плане мощи.

Французский захват

Ладони повернуты перпендикулярно пластику барабана, большие пальцы лежат на палочках сверху – это французский или "литавровый" захват; локти располагаются ближе к телу, а пальцы имеют больший контакт с палочкой, что обеспечивает более контролируемый и изящный удар.

Античный захват

Малоизвестный захват, хорош разве что для громкости и мало для чего еще – этот захват не особо часто практикуется со времен войны (имеется в виду Гражданская война). Большой палец охватывает палочку снизу, мизинец же исполняет роль "замка", и получающийся в результате удар практически полностью зависит от действий запястья, а такие вещи, как отскок и динамика, так слабы, что проявляются едва заметно.

Техника Moeller’а

Независимо от того, какой захват вы предпочитаете, важно знать две классических школы постановки рук. Первая и наиболее известная из этих методик, впервые разработанная Sanford A. Moeller’ом в начале 20-го века и широко пропагандируемая поздним Jim Chapin’ом, – это прославленная техника Moeller’а. Чаще всего ассоциируемая с немецким захватом, техника Moeller’а делает ставку на развитие скорости рук, мощности и контроля над палочками, а также на полную расслабленность мышц всей руки.

Техника эта достигается за счет освоения особого удара, который многие описывают как сильное "хлёсткое" движение по направлению вниз. За этим хлещущим ударом, обычно акцентированным, затем следует либо один-два неакцентированных "движения вверх" (upstroke), во время которых кисть руки возвращается в исходное положение, попутно ударяя в барабан. Хотя некоторые приверженцы техники Moeller’а твердо придерживаются мнения, что удары при движении вверх (upstroke) должны порождаться только за счет отскока, Chapin практиковал очень специфический подход к индивидуальной артикуляции каждой ноты. Он настаивал, что влияние отскока минимальное и каждому удару требуется уделять столько же усилий, сколько и предыдущему.

Но каким бы блистательным музыкантом ни был мистер Chapin, в плане вербальной артикуляции он несколько менее талантлив, и поэтому самый великий последователь Moeller’а не всегда умел дать внятное объяснение относительно того, что же требуется для овладения данной техникой. Вместо этого самый величайший его дар для нас (помимо коллекции превосходных методических пособий, одно из которых, "Передовые техники для современного барабанщика" , и по сей день считается "библией" по развитию джазовой координации движений) – это то, с каким потрясающим великолепием демонстрирует он эту технику в различных запечатленных на видеопленку ситуациях (некоторые из этих съемок можно найти YouTube, если ввести в поисковой строке его имя). Вам будет полезно просмотреть как можно больше видеоматериалов с этим приятным и непоследовательным человеком, чтобы развить понимание механики, которая лежит в основе техники Moeller’а.

Еще один известный последователь Moeller’а, Dave Weckl, демонстрирует хлёсткие удары на подъёме кисти (upstroke) и несколько более внятно разъясняет их механику в своей видеошколе 2000 года: Dave Weckl, A Natural Evolution – How To Develop Technique ("Dave Weckl: естественная эволюция – как развить технику"). Хотя с виду это похоже на технику и демонстрацию Chapin’а, однако описание Weckl’а отличается тем, что он утверждает: для верного исполнения удар должен зависеть от отскока.

1. Специфичное "хлещущее" движение Moeller’а начинается с поднятия локтя, при этом запястье и пальцы остаются как можно более расслабленными.

2. При опускании локтя предплечье и палочка образуют угол, обращенный вершиной вверх, который предваряет хлещущее движение.

3. Первый удар по направлению движения вниз (downstroke) служит в качестве акцентированной ноты триольного рисунка.

4. Второй удар зависит либо от энергии отскока при первом ударе, либо от намеренного контролирования пальцев, в зависимости от вашей научной школы и/или скорости удара.

5. Третий и последний удар выполняется на движении вверх (upstroke), в то время как локоть поднимается, чтобы начать очередной цикл движений по технике Moeller’а.

Техника Gladstone"a

Вторая школа постановки рук, разработанная на основе уникального стиля игры на ударных, которым владел Billy Gladstone, участник коллектива Radio City Music Hall в эпоху 1930-40 гг, характеризуется существенно меньшей популярностью, чем предыдущая – можно даже сказать, что она малоизвестна – возможно, из-за сравнительно молодого возраста ее именно как методики. Как бы там ни было, техника Gladstone’а может похвастаться целым рядом преданных последователей, практикующих легкую скоростную игру, начиная с некоторых наиболее выдающихся последователей: Joe Morello, Buddy Rich’а и Shelly Manne’а (это лишь несколько имен).

Вступая в некоторые разногласия с техникой Moeller’а, техника Gladstone’а делает ставку на полное совершение отскока и максимизацию энергии, которая уже присутствует в движущейся барабанной палочке. Хотя следует заметить, что обе системы полностью согласуются друг с другом по поводу отказа от какого бы то ни было мышечного напряжения, техника Gladstone’а развивает этот принцип несколько глубже, подчеркивая, что никогда не следует прилагать никаких усилий на то, чтобы поднимать палочку после удара. В итоге действует только ответная реакция при отскоке, и барабанщику остается лишь бить палочкой в барабан как можно быстрее, с силой, достаточной для того, чтобы палочка возвращалась в исходное положение (вспомните, как ведут мяч в баскетболе). Это называется "свободный удар" (free stroke).

Контролируя возврат палочки путем остановки ее на определенном расстоянии от пластика барабана – в низком, среднем или высоком положении, – барабанщик определяет, насколько интенсивной будет динамика следующего удара, который называется "контролируемым ударом" (control stroke). Все это, естественно, выполняется при таком расслабленном захвате, что говорят даже: если палочка периодически не вылетает у тебя из рук, значит, ты делаешь что-то не так.

Jojo Mayer, знаменитый приверженец техники Gladstone’а, в своей продолжительной, высокоинформативной видеошколе "Секретное оружие для современного барабанщика" предлагает великолепную демонстрацию, равно как и описание комбинированного действия запястья и пальцев, которое составляет технику Gladstone’а.

Как бы там ни было, нет двух одинаковых человеческих тел, и поэтому постоянно будут развиваться различные вариации разных техник, чтобы отвечать потребностям постоянно растущей и разнообразной армии барабанщиков. Поэтому, прежде чем ломать голову над тем, становиться ли вам преданным поклонником Moeller’а или же несгибаемым апостолом Gladstone’а, помните, что игра на ударных – это форма художественного выражения, и не существует самого лучшего способа ее осуществления, есть лишь способ, который лучше всего подходит вам.

кл слова: техника, рукопашный бой, захваты

Болевые зоны и методы воздействия на них (Техники RUSSIAN MOO SOOL HAPKIDO)

1. Точка под носом- здесь проходят ветви верхнечелюстного нерва и подглазничного нерва, а также носовой хрящ срастается с черепной костью. Воздействуют ребром ладони, вторыми суставами пальцев, «вилкой»/коготь тигра/.Удар средней силы вызывает острую боль, сильный удар приводит к болевому шоку, сотрясению мозга, потере сознания.
Противник проводит захват шеи с левого бока. Свою левую кисть ребром ладони со стороны мизинца поместить под нос. И, надавливая ребром ладони под носом вверх, под углом 45градусов, опрокинуть нападающего через свою левую ногу.


2. Угол челюсти- здесь находятся поверхностношейные лимфатические узлы, нервы, которые идут к голове. Воздействуют пальцами, вводя их под угол челюсти; непосредственно на сам угол воздействуют кулаками, вторыми суставами пальцев. Воздействия средней силы вызывают острую боль, сильные- потерю сознания.
Противник пытается захватить ноги. Захват своими руками плечей противника, нанести встречный удар правым коленом. Захват пальцами правой кисти зоны под углом нижней челюсти нападающего, левым ребром ладони надавить на его затылок. Надавить, одновременно вставая на правое колено.
3. Жевательная мышца-начинается от переднего и среднего отделов нижнего края скуловой дуги (сильно сомкните зубы, при пальпации щеки жевательная мышца будет хорошо прощупываться). Воздействие вторыми суставами пальцев вызывает сильную боль.
Противник захватил правой рукой вашу левую руку. Выполнить освобождение от захвата разрывом, расположив свою руку параллельно полу ладонью вниз. Захватить своей правой рукой правую руку нападающего, дернуть его на себя. Своей левой ладонью захватить подбородок нападающего, надавить вторым суставом правого кулака на жевательную мышцу, вставая на правое колено, заставить противника упасть.

БЛОКИ И ЗАХВАТЫ

Защита от ударов холодным оружием, ногами и руками осуществляется двумя основными способами: различными уходами от ударов (шагом назад, в сторону, наклоном корпуса, нырком, приседанием, прыжком) и блокировкой.

В свою очередь, блокировка бывает двух видов.

Во-первых , это жесткая остановка атакующей конечности путем подставки на ее пути предплечий (а в некоторых случаях — ноги, корпуса либо головы).

Наиболее распространенные блоки такого рода следующие:

Двумя предплечьями, сложенными крест-накрест;

Двумя предплечьями, поставленными параллельно друг другу;

Одним предплечьем снизу-вверх,

Плечом и предплечьем снизу-вверх.

Блок двумя предплечьями, сложенными крест-накрест

Блок предплечьями, поставленными параллельно друг другу

Блок предплечьем снизу-вверх

Блок плечом и предплечьем снизу-вверх

Удар основанием кулака

Удар ребром ладони

Но независимо оттого, каким конкретным способом осуществляется блокировка, надо всегда стремиться к тому, чтобы от блоков переходить к захватам атакующих конечностей.

При этом захваты производят либо за обнаженную часть конечности (лучезапястный сустав, пальцы) либо за одежду (рукав, воротник, плечо).

Некоторые считают, что выполнив захват обнаженной части руки невозможно удержать последнюю, особенно при сильном сопротивлении. Другие считают, что тренировка на захваты только за одежду приведет к тому, что боец не сможет работать против руки с оружием (особенно с ножом).

Истина в том, что если на человека нападают с ножом, кастетом или пистолетом, то обороняющийся в первую очередь старается все же схватить вооруженную руку и тем самым обезопасить себя от угрозы оружием. А надежно захватить вооруженную руку можно только путем захвата за обнаженную ее часть, так как при захвате за одежду рука с оружием, свободная в лучезапястном или локтевом суставе, может совершать обширные движения.

Следует также помнить, что при захвате за одежду удобнее делать бросок, а при захвате за обнаженную часть руки — болевой прием.

Во-вторых, это удары основанием кулака или ребром ладони по атакующей конечности с целью отклонения ее траектории в сторону от первоначальной.
Захваты производятся одной и двумя руками накладкой сверху, снизу или сбоку; локтевым сгибом за шею, руку либо ногу; пальцами за половые органы, горло, волосы на голове.


Статьёй . Где поговорим про очень простой и очень действенный способ защитить себя — для всех, для детей, для стариков (в тему статьи «Самозащита для женщин «). Ну и для других людей тоже 🙂

Болевое воздействие на пальцы — юби дори, цинь на — как только не называют в мире эту практичную и простую технику. Так, юби дори — это термин из японского языка. Означает захват за палец (пальцы). Пальцы (юби) — одна из наиболее слабых частей человека, и поэтому они очень удобны для применения сильных болевых приемов с целью подавления и / или контроля сильного и агрессивного противника. В конце статьи — небольшое с отличными примерами болевого воздействия на пальцы.

Принцип болевого воздействия на пальцы при самообороне

Он заключается в том, что палец (пальцы) тем или иным способом выгибается против линии естественного сгиба. Соответственно, тот, у кого вывернут палец, испытывает сильную боль. Ну и как мы знаем, в этом случае человека очень просто вывести из равновесия — и довести дело до конца, выполнив то, что запланировано в Идеальной картине при самообороны .

Соответственно, пальцы можно выгибать:

  • снизу вверх (юби агэ дори),
  • сверху вниз (юби отоши дори),
  • снаружи внутрь,
  • изнутри наружу,
  • по куругу.

Независимо о того, применяется ли замок внутрь снаружи или наружу снизу, или ещё как-нибудь, наиболее эффективный контроль обычно дает захват двух пальцев противника. Один палец легко ломается (что может быть и неплохо в определенной ситуации), три дают меньшую степень контроля, особенно если ваш противник имеет опыт в области боевых искусств, а если вы захватите четыре пальца, то сильный противник вполне способен оказать серьезное сопротивление.

Значительная часть исследователей указывает также, что техника юби-дори дает возможность легко контролировать физически более сильного противника, а также, что с нее гораздо проще переходить к болевым воздействиям на другие суставы, чем после удара.

Итак, сущетствуют оптимальные способы захватов за пальцы с последующим болевым воздействием. Но в реальной схватке когда на раздумье про оптимальный захват времени нет, лучше всего поступить так, как советует эксперт по корю дзюдзюцу Хироками Нобуюки:

«Не нужно беспокоиться за какой палец, главное – схватить».

«…В Дайто-рю существует традиция делать захват большого пальца. Если отделить большой палец от остальных четырех, то для них существуют, конечно, методы атакущих захватов, однако по-настоящему реальной боевой техникой является захват большого пальца, поскольку через него можно полностью контролировать тело противника. К тому же, если сломать большой палец, то меч удержать невозможно. Поэтому самураи в древности всячески оберегали большие пальцы и в столкновении с противником зажимали их в кулак».

Немного отвлечёмся от болевого воздействия на пальцы и, прежде чем перейти к видео-демонстрации, вспомним, что мы затрагивали различные школы и техники, пригодные для самообороны — , Школа боя на палках el Juego de Garrote , техника Юрия Кормушина Винь Чунь , . Сегодня мы можем одновременно посмотреть и на одну из школ техники тай цзи цюань (в частности, технику захватов цинь-на), и на болевой захват пальцев как таковых.

Для этого — обещанное небольшое видео от мастера одного из направлениц тай цзи. В основном про работу с пальцами — в первой половине видео, а остальной кусок больше ознакамливает с самой техникой тай цзи цюань. Но и во второй половине видео есть интересные моменты с захватом и болевым на пальцы.

Итак, болевое воздействие на пальцы — интересное видео «Железная ладонь » вашему вниманию:

Как видите, всё действительно очень просто. Немного подумать, тщательно отработать на реалистичных тренировках, включить технику в намерение победить — и всё, надёжная техника самозащиты освоена!

Кстати, если у вас в руках будет рассмотренная ранее будет происходить намного проще.

Таким образом, болевое воздействие на пальцы — это действительно и просто, и эффективно.

По материалам http://www.aikidoclub.ru/forum/728.html

8907 0

Изучение строения и функционального значения отдельных частей кисти и их взаимосвязи люди начали в древние времена. Эти исследования в различных вариантах повторяются и углубляются и в наше время.

Общеизвестно, что анатомо-физиологические особенности руки сложились в процессе труда. Территория проекции кисти в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как и все остальное тело. Это не удивительно, если помнить, что во всех видах многообразной человеческой деятельности и повседневной жизни главная роль принадлежит кисти.

Кисть выполняет статическую, динамическую и сенсорную функции. Функция кисти складывается из трех элементов. Вытянутая вперед рука, открытая, с прямыми пальцами служит лопатой, совком; согнутые пальцы — крючком, щипцами. Более сложная функция - захват. «Природа отличила руку человека особливою способностью: управлять взятыми предметами... двигать их по различным направлениям»

1 . При выполнении захвата человек в зависимости от цели движения, от характера объекта (размер, масса, форма, консистенция) образует из кисти новый механизм, создает новые позы. В основе разнообразных движений лежат шесть видов захвата: крючковой, межпальцевой, плоскостной, щипковый, цилиндрический, шаровой (рис. 1, а-е).

Точность, прочность захвата осуществляется не только всеми отделами кисти - пальцами, пястью, запястьем, - но в значительной мере зависит от функции надплечья, плеча, локтя, предплечья. Захватывание и удержание предметов - это сложный двигательный акт, который состоит из ряда подготовительных моментов. Вначале создается удобное для предполагаемого действия положение запястья.

Основное значение запястья Н. И. Пирогов видел в образовании плотного, подвижного свода, соединяющего предплечье, «посредством пясти с главной частью руки - перстами»

2. Расположить, подготовить пальцы к взятию предметов, плотному удержанию больших тел и управлению мелкими предметами - это назначение пясти.


Рис. 1. Кисть.

а - е - виды захвата (крючковой, межпальцевой, плоскостной, щипковый, цилиндрический, шаровой); ж - кисть в состоянии покоя; з - в состоянии действия - функциональное положение,


«Главное орудие взимания и удерживания - ручные персты»

Пальцы осуществляют сгибание, разгибание, приведение и отведение друг от друга. Значительная подвижность их в различных направлениях обеспечивается пястно-фаланговьши сочленениями.

Пальцы, как известно, имеют различную длину, толщину и ширину. Это обстоятельство весьма важно для захвата, так как самый длинный III палец соответствует углублению ладони, а короткие боковые - возвышениям. Благодаря этому обеспечивается скульптурный захват (сочетания различных видов захвата). Соответственно форме пальцев различно и назначение их.

Большой палец действует независимо, III - IV и V склонны действовать в унисон. Указательный палец, хотя и находится рядом с другими, однако более независим в движениях. Этот палец обладает большой ловкостью и тонкой чувствительностью. Им первым начинают захват, его роль особенно важна при щипковом и скульптурном захвате их.

III , средний, палец более массивный и длинный, придает силу и прочность захвату. Длительно удерживать в руке предметы при отсутствии III пальца трудно.

IV, безымянный, палец благодаря развитому осязанию регулирует мышечное чувство, что существенно при работе.

V, мизинец, закрепляет захват, закрывает ладонную чашу, придает устойчивость кисти при движениях по плоскости. При потере мизинца атрофируется гипотенар. При потере безымянного пальца убывает и сила мизинца.

Особую роль играет сильно развитый, подвижный, противопоставляемый всем остальным I палец. Он составляет отличительную особенность человеческой кисти, делает руку человека органом труда. При захвате большой палец обычно служит опорой другим пальцам, прикасающимся к нему своими концами, образует род щипцов. Благодаря большому пальцу человек может управлять взятыми предметами сообразно своим намерениям. Но при утрате антагонистов большой палец становится тем более беспомощным, чем короче культи II-II I - IV и V пальцев.

Противопоставление большого пальца смежным - это сложный акт, при котором I палец должен быть отведен, повернут и согнут настолько, чтобы прийти в соприкосновение со сгибательной поверхностью антагонистов. Выполнение даже самых простых трудовых операций осуществляется в результате многочисленных поз и различных видов захвата.

Для функции кисти имеют значение и ногтевые пластинки, обеспечивающие надежность щипкового захвата, возможность поднимать с гладкой поверхности мелкие предметы. Ногти не обладают чувствительностью, но прикосновение к ним воспринимается рецепторами кожи.

Если какой-нибудь из указанных элементов движения отсутствует или совершается не полностью, захват ограничивается или становится невозможным. Максимум силы захвата и сжатия пальцев в кулак достигается, когда кисть в запястье разогнута дорсально и отведена в лучевую сторону. При этом обеспечивается пассивное натяжение сгибателей и увеличивается их потенциальная сила. Наоборот, при согнутой к ладони кисти человек теряет от половины до 3 /4 силы и быстроты движений. Насколько полезно для функции кисти разгибание в запястье, настолько же невыгодно положение разгибания в пястно-фаланговых и межфаланговых сочленениях. Большой помехой для функции кисти становятся прямые, торчащие, не сгибающиеся, нечувствительные пальцы.

Следует отличать положение кисти в покое от ее активного состояния. Во время отдыха и сна пальцы слегка согнуты, кончик большого пальца направлен к лучевой стороне указательного пальца. Это - физиологическое состояние кисти; оно является результатом сбалансирования нормального тонуса всей мускулатуры кисти (рис. 1, ж). В отличие от него функциональное положение кисти, разработанное Kanavel (1933), отражает ее готовность к действию. Оно характеризуется разгибанием в запястье на 20° при приведении в локтевую сторону на 10°. Пальцы разведены, согнуты в пястно-фаланговых на 45°, в проксимальных межфаланговых - на 70, в дистальных межфаланговых суставах - на 30°. Первая пястная кость - в положении отведения и оппозиции; противопоставленный большой палец согнут в межфаланговом суставе; сгибательная поверхность его дистальной фаланги направлена к мякишам II-III пальцев. Предплечье в среднем положении между пронацией и супинацией. При иммобилизации, если нет особых показаний к специальной позиции, кисти придается функциональное положение (рис. 1, а).

Говоря о функции кисти как рабочего органа, необходимо отметить, что она не существует и не может рассматриваться отдельно от организма - она часть его. Физическое и психическое состояние человека сказывается на функции кисти. В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «все из рук валится», «руки опускаются» и т. п.

Кисть есть не только хватательное орудие, она является тонким органом осязания. Осязательные мякиши ладони и пальцев дают представление о форме, величине, консистенции, температуре, положении и передвижении предметов.

Осязание, так же как и захват, претерпевает различные изменения в процессе труда, то совершенствуясь и развиваясь, то притупляясь. У лиц, выполняющих тонкую работу с мелкими деталями, осязание постепенно все больше дифференцируется вследствие повышения уровня осязательной чувствительности (познавательная чувствительность). Грубая же, тяжелая работа, частые охлаждения и обжигания кожи способствуют ороговению эпидермиса, притупляют осязание.

Следует иметь в виду, что осязание (тактильная, температурная, болевая чувствительность, ощущение степени давления) в каждом движении суммируется с ощущениями положения суставов, степенью мышечного тонуса, скольжения сухожилий во влагалищах. Следовательно, любые движения кисти осуществляются благодаря функции целого ряда сложных «нервных дуг». Нарушение баланса между ними неизбежно приводит к потере гармонии рефлекторной деятельности от чувствительных стимулов, в результате чего возникает «неуправляемая кисть», «оцепеневшая кисть».

Рука настолько связана с нашим мышлением, переживаниями, трудом, что она стала вспомогательной частью нашего языка. Все, что человек не может высказать, где он не находит слов, выражается движением руки - жестом.

Как на лицо, так и на кисть время, труд и перенесенные заболевания накладывают отпечаток. Более того, на лице еще нет морщин, а кисть уже утрачивает выразительность позы, подвижность суставов, блеск ногтей. С возрастом пальцы становятся узловатыми, кожа тыльной стороны кисти покрывается множеством складок, на ней появляются бурые пятна пигмента. Кожа истончается и теряет эластичность; сквозь нее резко выступает расширенная венозная сеть. Атрофия подкожной жировой клетчатки, мышц возвышения большого пальца и мизинца приводит к уплощению ладонной чаши.

При осмотре кисти внимательный глаз может подметить много важного. Своим видом кисть говорит о возрасте, профессии; она может сигнализировать о наличии общих заболеваний и о вредных привычках исследуемого.

Кисть является посредником человека в соприкосновении с внешним миром. Кисть - это орган труда во всем многообразии профессий. Она выполняет волю человека в механических актах и в психических переживаниях. Кисть - орган осязания; у слепых - орган зрения, у немых - орган речи.

Утрата кисти трагична. Гибнет непревзойденный инструмент. Но при этом теряется нечто большее: переводятся в тупик созидательнейшие отделы мозга.

Е.В.Усольцева, К.И.Машкара
Хирургия заболеваний и повреждений кисти