Введение
защита право человек конфликт военный
Современное международное право, запрещая применение силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях и вместе с тем учитывая реально происходящие или потенциальные вооруженные конфликты, предусматривает правила войны и защиты мирного (гражданского) населения в целях максимально возможной гуманизации применяемых методов и средств. Соответствующие нормы состовляют особую отрасль международного права, которую в настоящее время принято характеризовать как «право вооруженных конфликтов», имея в виду, естественно, не право на разъяснение таких конфликтов, а юридическую регламентацию Международное право: Учебник / Отв. Ред. Г.В.Игнатенко и О.И.Тиунов. М., 2008..
Защита прав и свобод человека в ХХI веке является главным, жизнеутверждающим принципом для всех субъектов международного публичного права. Во-первых, человек как субъект общепризнанных прав и свобод является субъектом международных отношений, связанных с защитой и реализацией этих прав. Во-вторых, права человека даже без их официального признания в национальном и международном праве остаются естественными правами человека. У человека космополитическое предназначение - гражданин мира, вселенной, а не только какой-то отдельной страны.
В настоящее время основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года, а также IV Гаагская конвенция 1907 года и являющееся приложением к ней Положение о законах и обычаях сухопутной войны. Наряду с универсальными международными договорами источниками международного гуманитарного права являются региональные договоры.
Вооруженные конфликты: понятие, виды, участники
Вооружённый конфликт -- вооружённое противоборство между государствами или социальными общностями внутри отдельных государств, имеющее целью разрешение экономических, политических, национально-этнических и иных противоречий через ограниченное применение военной силы.
В международном гуманитарном праве (судя по содержанию ст. 2 и 3, общих для Женевских конвенций 1949 г., а также ст. 1 Дополнительных протоколов I и II к этим Конвенциям) вооруженные конфликты подразделяются на два вида: а) международные вооруженные конфликты и б) вооруженные конфликты немеждународного характера. Акимов Н.А. Вооруженные конфликты: понятие, виды, способы разрешения // Военно-юридический журнал. 2010. №4.
К международным вооруженным конфликтам относятся: - вооруженное столкновение между государствами (израильско-арабский вооруженный конфликт, ведущийся с 1967 г. и по настоящее время, англо-аргентинская война 1982 г., нападение США, Англии и других государств на Ирак в марте 2003 г.); - борьба народов против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение в соответствии с Уставом ООН (ст. 1 п. 4 Протокола I). Исходя из практики международных отношений следует относить к международным вооруженным конфликтам вмешательство во внутренний вооруженный конфликт третьего государства в интересах одной из воюющих сторон, участие вооруженных сил ООН, а также сил ООН по поддержанию мира во внутреннем вооруженном конфликте (при наличии в этом случае решения Совета Безопасности ООН о применении вооруженной силы) Международное право. Особенная часть. Учебник / Отв. Ред. Р.М.Валеев, Г.И.Курдюков. М., 2010..
К вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью территории этого государства, который позволяет им вести непрерывные и согласованные военные действия и применять Протокол II (вооруженные конфликты на постсоветском пространстве: приднестровский - в Молдове, грузино-осетинский и грузино-абхазский вооруженные конфликты и др.). В вооруженных конфликтах немеждународного характера применяются следующие международно-правовые акты: ст. 3, общая для всех четырех Женевских конвенций 1949 г., ст. 19 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей 1954 г. и Второй протокол к ней 1999 г., Дополнительный протокол II 1977 г., Протокол II с поправками 1996 г. к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения и имеющими неизбирательное действие, 1980 г., Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. Международное право. Особенная часть. Учебник / Отв. Ред. Р.М.Валеев, Г.И.Курдюков. М., 2010.
Нормы современного международного права устанавливают, что в том случае, если война стала реальностью, она должна вестись только между вооруженными силами соответствующих государств и не должна наносить ущерба их гражданскому населению. В связи с этим международное право вводит принципиальное различие между вооруженными силами и не участвующими в военных действиях гражданским населением.
Участников вооруженных конфликтов принято делить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и не сражающиеся (некомбатанты).
К комбатантам относятся:
1) личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил; личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных другой стороной, находящейся в конфликте;
2) личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее (даже если эта территория оккупирована), если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно различимый издали отличительный знак (для регулярных вооруженных сил - форменная одежда); открыто носят оружие: во время каждого военного столкновения, а также в то время, когда находятся на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, т.е. при любом перемещении в направлении места, откуда или где начнутся боевые действия; соблюдают в своих действиях нормы МГП;
3) население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно открыто носит оружие и соблюдает обычаи войны Батырь В.А. Международное гуманитарное право: Учебник. М., 2006..
К некомбатантам относятся: 1) медицинский персонал; 2) духовный персонал.
Не имеют статуса комбатанта наемники и шпионы. Военный шпион (лазутчик) -- лицо, тайно собирающее сведения в районе действия армии противника с целью их передачи своей армии, в случае пленения не вправе рассчитывать на статус военнопленного. Иными словами, его могут судить по законам военного времени Там же. . Наемник - это лицо, завербованное для использования в вооруженном конфликте, фактически принимающее участие в военных действиях в целях получения материального вознаграждения (ст.47 I Дополнительного протокола 1977г.). В УК РФ специально включена ст. 359, предусматривающая уголовную ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях.
Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к вооруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.) и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). В свою очередь, МП различает две категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты).
Комбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобретают статус военнопленных.
Особую защиту приобретают несовершеннолетние комбатанты. В 2000 г. был принят Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающийся участия детей в вооруженных конфликтах. Государства-участники обязались принимать все меры, чтобы военнослужащие их вооруженных сил, не достигшие 18-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях. При ратификации Протокола в 2008 г. Российская Федерация сделала заявление, что граждане, не достигшие возраста 18 лет, не могут быть призваны на военную службу в Вооруженных Силах РФ. С ними не может быть заключен контракт о прохождении военной службы.
Некомбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это - военные корреспонденты, юристы, духовенство, интенданты. Некомбатанты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они приобретают статус комбатантов.
В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся: личный состав регулярных вооруженных сил; ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил; личный состав движений сопротивления и партизанских формирований; лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие; члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся; население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.
Партизаны и бойцы национально-освободительных движений являются комбатантами, если они: принадлежат к какому-либо военным образом организованному отряду, во главе которого стоит ответственное лицо; носят отличительные знаки; открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны. При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.
Разведчики - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных.
От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) - лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.
Иностранные военные советники и инструкторы - это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.
Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. стороны в период вооруженного конфликта обеспечивают наличие юридических советников, которые могли бы давать советы военным командирам на соответствующем уровне о применении Конвенций и Протокола и о соответствующем инструктаже вооруженных сил по этому вопросу.
Не являются комбатантами наемники. Согласно ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. наемник - это лицо, которое:
- а) специально завербовано на месте военных действий или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
- б) фактически принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду. При этом материальное вознаграждение должно существенно превышать вознаграждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в состав вооруженных сил данной стороны. Форма вознаграждения может быть различной (регулярные или разовые выплаты, скажем, за каждого убитого и т.п.);
- в) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
- г) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
- д) не послано государством, не являющимся воюющей стороной, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав вооруженных сил. Этим наемники отличаются от военных советников, направленных на службу в иностранную армию по специальному соглашению между государствами, и не принимающими непосредственного участия в военных действиях.
Наемники являются военными преступниками. Они не могут ссылаться на положения Женевских конвенций 1949 г. На них не распространяется режим военного плена. Наемники привлекаются к ответственности как в рамках национальной юрисдикции, так и специально созданными международными трибуналами.
Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников (1989 г.) к наемникам относит не только лиц, непосредственно участвующих в вооруженных конфликтам, но и лиц, завербованных для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его территориальной целостности и неприкосновенности. Преступными признаются также действия лиц, осуществляющих вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, а также покушение и соучастие в такого рода действиях.
Государство-участник, на территории которого находится предполагаемый преступник, в соответствии со своими законами заключает его под стражу и немедленно проводит предварительное расследование фактов. Государства оказывают друг другу правовую помощь, включая предоставление всех имеющихся в их распоряжении доказательств, необходимых для судебного разбирательства.
От наемников следует отличать добровольцев (волонтеров) - иностранных граждан, которые в силу политических или иных убеждений (а не материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны. Они включаются в личный состав вооруженных сил воюющего государства.
Краткое рассмотрение целей войны позволяет определить видовую характеристику вооруженных конфликтов. Цель войны состоит в подавлении вооруженного сопротивления противника. Эта формула имеет очень важное значение, так как позволяет классифицировать военные действия по субъектно-объектному составу и по территории, на которой они происходят. Установле-
ние такой цели означает, что война не ведется на уничтожение противника и не преследует цели физического уничтожения его вооруженных сил.
Это означает, во-первых, что война не ведется против мирного населения, тем более, что правила ведения военных действий требуют, чтобы мирное население находилось «под покровительством воюющих» Во-вторых, военные действия, которые ведутся вооруженными силами на территории своего государства против своего населения, в большинстве своем не являются войной в международном значении этого понятия.
Отсюда различают международные вооруженные конфликты и вооруженные конфликты немеждународного характера.
Согласно положениям Женевских конвенций 1949 года международными вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта. Таким образом, сторонами в международном вооруженном конфликте могут являться:
а)государства;
б) нации и народности, борющиеся за свою независимость;
в) международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка.
Согласно статье 1 Дополнительного протокола I международными являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение.
Вооруженные конфликты немеждународного, характера - это все не подпадающие под действие статьи 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства «между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые,
находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II».
Вооруженные конфликты немеждународного характера обладают следующими признаками:
а) применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения;
б) коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обстановку внутренней напряженности, внутренние беспорядки, не могут считаться рассматриваемыми конфликтами;
в) определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия;
г) продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабо организованных групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународного характера;
д) осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.
Таким образом, вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны «воюющей стороной», когда они:
а) имеют свою организацию;
б) имеют во главе ответственные за их поведение органы;
в) установили свою власть на частью территории государства;
г) соблюдают в своих действиях «законы и обычаи войны».
Как ранее отмечалось, признание повстанцев «воюющей стороной» исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки и т.п. На захваченных в плен распространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьи-
ми государствами и международными организациями, получать от них допускаемую международным правом помощь. Власти повстанцев на контролируемой ими территории могут создавать органы управления и издавать нормативные акты. Следовательно, признание повстанцев «воюющей стороной», как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом качества международного и является первым шагом к признанию нового государства.
К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т.д. Эти конфликты отличаются от международных вооруженных конфликтов прежде всего тем, что в последних обе воюющие стороны, являются субъектами международного права, в то время как в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное правительство. Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства.
Однако в практике международного сообщества осуществляются определенные вооруженные мероприятия, проводимые под эгидой ООН, получившие наименование «гуманитарной интервенции». Их целью является военное вмешательство в события, происходящие в конкретной стране, которую раздирают вооруженные конфликты межнационального или религиозного характера, для оказания гуманитарной помощи населению, особенно страдающему от таких действий (прекращение кровопролития, работа с беженцами, борьба с голодом, помощь в налаживании повседневной жизни и бытовых условий и т.д.), а также для прекращения военного противоборства воюющих сторон. Такое вмешательство, учитывая особые обстоятельства, осуществляется без согласия правительства государства, в которое осуществляется военное вторжение, поэтому оно и именуется «интервенцией». Термин «гуманитарная» призван проиллюстрировать основную цель такого вме-
шательства. Именно так, например, были охарактеризо-| ваны вооруженные акции в Сомали и Руанде, предпринятые с целью приостановления происходивших там внутренних конфликтов, сопровождавшихся массовыми че-| ловеческими жертвами.
3. Начало войны и его правовые последствия. Театр войны
В соответствии с Гаагской конвенцией об открытии военных действий 1907 года (Украина участвует) государства признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или" форму мотивированного объявления войны, или форму, ультиматума с условным объявлением войны.
Таким образом, международное право требует объявления войны. Оно может осуществляться в различных формах:
Путем обращения к собственному народу;
Путем обращения к народу или правительству государства-противника;
Путем обращения к мировому сообществу.
Особый способ объявления войны - ультиматум - категорическое и не допускающее никаких дальнейших споров и возражений требование правительства одного государства, предъявляемое правительству другого государства, под угрозой, что в случае невыполнения этого требования к определенному сроку выдвинувшее ультиматум правительство примет определенные меры. Речь, таким образом, идет об угрозе войны.
Однако, хотя указанные способы объявления войны считаются находящимися в рамках международного права, согласно статье II Конвенции об определении агрессии от 3 июля 1933 года, сам факт объявления государством войны первым рассматривается как агрессия. Согласно указанной III Гаагской конвенции 1907 года объявление войны не делает агрессивную войну закон-
ной. Согласно статье 3 Определения агрессии, принятого на XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 году, в качестве актов агрессии, независимо от объявления войны, рассматриваются следующие акты прямой агрессии:
а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию других государств, или любая военная оккупация, какой бы временныji характер она не носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая с применением силы аннексия территории другого государства или части ее;
б) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого
государства;
в) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
г) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы либо морские и воздушные флоты другого государства;
д) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения и др.
Не считается соответствующим международному праву не только ведение войны необъявленной, которое будет рассматриваться как квалифицирующее обстоятельство при определении ответственности, но и так называемый casus belli (повод к войне) - непосредственный формальный повод, который ведет к возникновению между государствами состояния войны. В прошлом такой повод являлся законным основанием для открытия военных действий и служил оправданием войны и целям сокрытия ее подлинных причин. Например, многие исследователи считают, что события вокруг немецкой радиостанции в Гляйвице в августе 1939 года, когда на нее
якобы напал отряд польских пограничников (позже выяснилось, что это было организовавано самой Германией), спровоцировали нападение Германии на Польшу и послужили поводом к началу Второй мировой войны.
Состояние войны должно быть без замедления оповещено нейтральным странам и будет иметь для них действительную силу лишь после получения оповещения.
В Украине объявление войны является- прерогативой высших органов государства. Конституция Украины содержит механизм такой процедуры - согласно п. 19 статьи 106 Конституции Президент Украины вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны, а Верховная Рада Украины согласно п. 9 статьи 85 Конституции на основании данного представления объявляет состояние войны.
Объявление войны, даже если за этим актом не сле-
"дуют собственно военные действия, означает начало
юридического состояния войны и наступление для всех
воюющих сторон определенных правовых последствий:
Между государствами прекращаются дипломатические и консульские отношения (дипломатическому и консульскому персоналу обеспечивается защита и возможность беспрепятственно покинуть территорию противника). На время вооруженного конфликта интересы одного воюющего государства на территории другого представляет обычно нейтральное государство, имеющее дипломатические отношения с обеими воюющими сторонами;
Перестают применяться многие нормы международного права, несовместимые с военным временем, в частности, прекращают действие двусторонние политические, экономические, культурные соглашения между воюющими государствами. Многосторонние договоры (например, по вопросам связи, транспорта, транзита и др.) приостанавливаются;
Начинают действовать международные нормы, принятые специально для периода вооруженного конфликта (союзные договоры, договоры о взаимной и военной"по-
мощи, договоры касательно правил ведения войны, причем последние не могут быть денонсированы и т.п.);
Прекращаются и запрещаются экономические, торговые, финансовые сделки и иные отношения с юридическими и физическими лицами воюющей стороны;
Имущество, являющееся собственностью неприятельского государства (кроме имущества дипломатических представительств и консульских учреждений), подлежит конфискации;
Торговые суда воюющих, находящиеся к началу войны в неприятельских портах, должны покинуть порт противника (для этого устанавливается разумный срок для свободного выхода из территориальных вод государства-противника - индулып, по истечении которого такие суда подлежат реквизиции и задержанию до окончания войны независимо от их принадлежности (государству, частным компаниям или лицам); военные корабли подлежат обязательной реквизиции;
К гражданам неприятельского государства может быть применен специальный режим (ограничение передвижения, принудительное поселение в отведенных властями местах, интернирование и др.);
Собственные граждане делятся на мирное население и вооруженные силы.
Война всегда ведется в определенных пространственных пределах. Театр войны - это территория воюющих сторон, открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых ведутся военные действия.
Театр войны бывает сухопутный, морской и воздушный.
Театром сухопутной войны является сухопутная территория государства; театром морской войны - внутренние морские воды, территориальное море воюющих государств и открытое море. Театром воздушной войны является воздушное пространство над сухопутным и морским театром войны.
Запрещается использовать в качестве театра войны нейтрализованные территории, территорию нейтраль-
ных государств, а также местности, в которых согласно Гаагской конвенции 1954 года сосредоточены культурные ценности.
Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да | Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 0 |
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет | Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0 |
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 0 | Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: |
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 0 |