Нагрузки в ЛФК

Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного.

Для дозировки нагрузки следует принимать во внимание ряд факторов, которые способны увеличивать ее или уменьшать:

Исходные положения лежа, сидя облегчают нагрузку, стоя - увеличивают;

Величина и число мышечных групп: включение небольших групп (стопы, кисти) уменьшает нагрузку; упражнения для крупных мышц - увеличивают;

Амплитуда движения: чем она больше, тем больше нагрузка;

Число повторений одного и того же упражнения: его увеличение повышает нагрузку;

Темп выполнения: медленный, средний, быстрый;

Ритмичное выполнение упражнений: облегчает нагрузку;

Требование точности выполнения упражнений: вначале увеличивает нагрузку, в дальнейшем при выработке автоматизма - уменьшает;

Сложные упражнения на координацию: увеличивают нагрузку, поэтому их не включают в первые дни;

Упражнения на расслабление и статические дыхательные упражнения: снижают нагрузку; чем больше дыхательных упражнений, тем меньше нагрузка. Их соотношение с общеукрепляющими и специальными может быть 1:1; 1:2; 1:3; 1:4; 1:5;

Положительные эмоции на занятиях в игровой форме: помогают легче переносить нагрузку;

Различная степень усилий больного при выполнении упражнений: изменяет нагрузку;

Принцип рассеивания нагрузки с чередованием различных мышечных групп: позволяет подобрать оптимальную нагрузку;

Использование предметов и снарядов: влияет не только на повышение, но и на уменьшение нагрузки.

Общая физическая нагрузка на занятии зависит от интенсивности, длительности, плотности и объема. Интенсивность соответствует определенному уровню пороговой величины: от 30–40 % в начале и 80–90 % в конце лечения. Для определения порога интенсивности применяют нагрузки на велоэргометре с возрастающей мощностью от 50 до 500 кгм/мин. и более, до предела переносимости. Длительность нагрузки соответствует времени занятий.

Понятие плотности нагрузки обозначает время, затраченное на фактическое выполнение упражнений, и выражается в процентах к общему времени занятия. Объем нагрузки - это общая работа, которая выполнена на занятии. Равномерное, без перерывов выполнение упражнений на занятии обозначают как поточный метод, общая физическая нагрузка при этом определяется интенсивностью и длительностью занятий.

При интервальном (раздельном) методе с паузами между упражнениями нагрузка зависит от плотности занятий.

Режим движений (режим активности) - это система тех физических нагрузок, которые больной выполняет в течение дня и на протяжении курса лечения.

Строгий постельный режим назначают тяжелым больным. Для профилактики осложнений применяют упражнения в статическом дыхании, пассивные упражнения и легкий массаж.

Расширенный постельный режим назначают при общем удовлетворительном состоянии. Разрешают переходы в положение сидя в постели от 5 до 40 мин. несколько раз в день. Применяют лечебную гимнастику с небольшой дозировкой физической нагрузки, с допустимым учащением пульса на 12 уд./мин.

Палатный режим включает положение сидя до 50 % в течение дня, передвижение по отделению с темпом ходьбы 60 шагов в минуту на расстояние до 100–150 м, занятия лечебной гимнастикой длительностью до 20–25 мин., с учащением пульса после занятия на 18–24 уд./мин.

При свободном режиме в дополнение к палатному включают передвижение по лестнице с 1-го до 3-го этажа, ходьбу по территории в темпе 60–80 шагов в минуту на расстояние до 1 км с отдыхом через каждые 150–200 м.

Лечебную гимнастику назначают 1 раз в день в гимнастическом зале, длительность занятия - 25–30 мин., с учащением пульса после него на 30–32 уд./мин. Частота пульса на занятиях должна быть не более 108 уд./мин. у взрослых и 120 уд./мин. у детей.

В санаторно-курортных условиях применяют щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий режимы.

Щадящий режим соответствует в основном свободному режиму в стационаре с разрешением ходьбы до 3 км с отдыхом через каждые 20–30 мин., игр, купания (при подготовленности и закаленности).

Щадяще-тренирующий режим допускает средние физические нагрузки: широко используют ходьбу до 4 км за 1 ч, терренкур, прогулки на лыжах при температуре воздуха не ниже +10… +12 °C, катание на лодке в сочетании с греблей 20–30 м, спортивные игры с облегченными условиями их проведения.

Тренирующий режим применяют в тех случаях, когда нет выраженных отклонений в функциях различных органов и систем. Разрешаются бег, спортивные игры по общим правилам.

Из книги Лечебное питание при сахарном диабете автора Алла Викторовна Нестерова

Физические нагрузки Данный фактор является одним из важных в процессе лечения СД. При выполнении физической работы производится мышечное усилие, при котором активно расходуется глюкоза. Содержание сахара в крови снижается. Постепенно начинают расходоваться и запасы

Из книги Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки автора Владимир Федорович Тихонов

Психологические нагрузки Соревнования сильно отличаются от поднимания гирь «для себя» в выходные дни, от тренировок в знакомом спортивном зале. Почти каждый гиревик испытывает беспокойство, которое выражается в вопросах к самому себе: «Какой у меня будет результат?»,

Из книги Аптека здоровья по Болотову автора Глеб Погожев

Физические нагрузки Массаж тела и длительная прогулка по лесу (а зимой на лыжах) сделают ваше сердце здоровым.Массаж. Сеанс общего массажа начинают со спины, шеи и ближней к массажисту руки. Затем в таком же порядке надо массировать другую сторону спины, шеи и другую

Из книги Методика доктора Ковалькова. Победа над весом автора

Физические нагрузки Уровень сахара в крови можно понизить и с помощью физической работы. Для этого через 30–35 минут после еды надо произвести какую-либо работу до средней утомленности мышц. Нормализовать сахар в крови можно обычным голоданием или употреблением пищи

Из книги Ходьба вместо лекарств автора Евгений Григорьевич Мильнер

Аэробные нагрузки

Из книги Фейсформинг. Уникальная гимнастика для омоложения лица автора Ольга Витальевна Гаевская

Величина нагрузки Величиной нагрузки мы называем объем нагрузки, ее продолжительность, километраж. По степени воздействия на организм в оздоровительной физкультуре (так же, как и в спорте) различают пороговые, оптимальные, а также

Из книги Худеем с умом! Методика доктора Ковалькова автора Алексей Владимирович Ковальков

Интенсивность нагрузки Интенсивность нагрузки зависит от скорости ходьбы и рельефа трассы и определяется по ЧСС и в процентах от максимальной частоты сердечных сокращений (ЧСС макс.). Максимальная частота сердечных сокращений (максимально возможная для данного лица)

Из книги Минимум жира, максимум мышц! автора Макс Лис

Физические нагрузки Жизнь человека неразрывно связана с кислородом, который обязателен не только для производства энергии, но и для синтеза жиров, белков, углеводов и других необходимых веществ. Он способствует построению и сохранению жизнеспособности клеток, органов,

Из книги Ишемическая болезнь сердца. Жизнь продолжается автора Елена Сергеевна Киладзе

Силовые нагрузки Силовые нагрузки, в отличие от аэробных, направлены не на сгорание жиров. Они отвечают за восстановление и частичное наращивание мышечной массы, теряемой на протяжении первого и второго этапов. Заниматься можно как в тренажерном зале под руководством

Из книги Лишний вес. Освободиться и забыть. Навсегда автора Ирина Германовна Малкина-Пых

Нагрузки и проблемный жир Сжигание жира - процесс, зависящий почти исключительно от гормонов надпочечных желез. Очевидно, что баланс между бета- и альфа-адренорецепторами определяет, предрасположена ли жировая ткань к сжиганию жира или нет.Жировая ткань с высоким

Из книги Лечение более чем 100 болезней методами восточной медицины автора Савелий Кашницкий

Физические нагрузки Физические нагрузки являются неотъемлемой частью жизни человека и включают в себя широкий перечень действий – от пеших прогулок до разгрузки вагонов. Любая физическая нагрузка заставляет работать сердце с увеличенной силой. Для здорового сердца

Из книги Лечебная физкультура автора Николай Балашов

4.5. А как же физические нагрузки? А теперь, в самом конце нашей книги, поговорим о физических нагрузках, которым мы совсем не уделили внимания. Да, существует большое количество систем физических упражнений, направленных на достижение стройности. Они весьма разнообразны,

Из книги Сексуальное здоровье мужчины: естественные методы восстановления автора Андрей Молохов

Физические нагрузки Оздоровительная ходьбаДля пожилых людей наиболее естественный и подходящий вид физической активности – ходьба. Ежедневные прогулки пешком по 30 минут могут сократить коронарную заболеваемость. Другая важная закономерность: в пожилом возрасте по

Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Андрей Моховой

Нагрузки в ЛФК Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного.Для дозировки нагрузки следует принимать во внимание ряд факторов, которые способны увеличивать ее или уменьшать: исходные положения лежа, сидя облегчают

Из книги автора

Физические нагрузки Невозможно восстановить нормальную работу органов, в том числе и половых, без восстановления микроциркуляции крови, лимфы, энергии. А микроциркуляцию невозможно восстановить без специальных упражнений, массажа, которые, естественно, надо проводить

Из книги автора

Физические нагрузки Хорошее пищеварение невозможно без физических нагрузок. Брэгг рекомендовал людям с запущенным здоровьем начинать свои оздоровительные занятия с ходьбы. «Ходьба – королева упражнений, – утверждал он. – Вы должны, начав с малого, ежедневно

Дозировка это суммарная величина ФН, которую больной получает как при выполнении одного упр, так и всего занятия, а также и всей двиг. деятель-ти в течение дня . Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать возможностям б-го. Выделяют 3 степени нагрузки : 1.Большая(А ) без ограничения выбора ср-в ЛФК. 2.Средняя(Б) исключающая бег, прыжки и др. сложные упр. 3.Малая(В ) допускает применение ГУ в сочетании с ДУ. Изменить величину ФН можно методприемами :1.Выбором ИП лежа, сидя (облегчают нагрузку), стоя (увеличивают). 2.V мышечных групп, участвующих в упр. 3.Амплитудой движения. 4.Числом повторений.5.Темпом выполнения. 6.Ритмом движений. 7.Степенью сложности упр. 8.Точностью выполнения. 9.Степенью силового напряжения м-ц при выполнении упр. 10.Чередованием мышечных групп, участвующих в упр-ях. 11.Кол-вом ОРУ и ДУ. 12.Паузами отдыха между упр и упр на расслабление. 13Использование предметов и снарядов. 14.Эмоц-тью. 15.Продолжит-тью. 16.МП занятий. Определение РС. В клинической практике используются субмак-ные нагрузки 75-85% мак-но переносимых нагрузок. Мак-ную нагрузку и соответствующую ей ЧСС можно определить на велоэргометре. По формуле 220-число лет обследуемого, для б-ных 190-число лет (+-5-10 у\м) Разница между ЧСС мак-ной нагрузке и ЧСС в покое составляет РС. РС=ЧСС макс–ЧСС в покое. Тренировочная нагрузка в 75% от максим-ной рассчитывается ЧСС в покое + (ЧСС макс - ЧСС в покое) х 75%. Эти формулы до 20 лет не работают.

56.Организация учебного процесса по физической культуре в специальных медицинских группах. Особенности структуры и содержание занятий.

На ежегодном медосмотре в зависимости от физразвития и физподготовленности уч-ся делятся на медгруппы(подготовительная, основная, ЛФК, СМГ).Уч-ся СМГ в школе с учетом тяжести и характера заболевания подразделяются на подгруппы А и Б А относятся уч-ся с обратимымизаболеваниями и ослабленные после перенесенных заболеваний. Для них ФН постепенно возрастает по интенсивности и двигательному режиму при ЧСС 120\130 уд\мин вначале четверти, в дальнейшем 130\140 в младших классах и 140\150 в старших. К Б относятся уч-ся с необратимыми заболеваниями,для них занятия показаны при ЧСС 120\130 уд\мин в течение года. В ВУЗах выделяют подгруппы А - с заболеваниями ССС, ДС; Б - ЖКТ, мочевыделительной системы; В - миопия, ОДА, неврозы. В группе 8-12 человек. Занятия 2 р в нед. Учитель и медработник заполняют индивидуальную карту на уч-ся, в к-рой отражаются результаты медосмотров- диагноз, индивидуальный комплекс упр, рекомендации. Уч процесс делится на 2 периода: 1)Подготовительный . Задачи: 1)Адаптация организма уч-ся к ФН. 2) Овладение навыками правильного дыхания. 3) Формирование навыков правильной осанки. 4) Научить уч-ся быстро находить и правильно считать пульс. 5)Обучить элементарным правилам самоконтроля. 2) Основной. Задачи: 1)Освоение основных ДУ и ДН. 2) Увеличение общей тренированности организма уч-ся. 3) Основой тренировочного процесса явл упр на выносливость. Структура урока: 1.Вводная ч (3-5 мин)-цели,задачи; 2.Подготовительная ч(10-25 мин) сост из ОРУ, проводимых в медленном и среднем темпе. 3. Основная ч(15-18 мин) пик нагрузки.4.Заключительная ч (3мин) медленная ходьба, малоподвижные игры, упр на осанку, ДУ на расслабление.



Формы контроля и методы дозирования физических нагрузок в СМГ. Определение моторной плотности урока.

Формы контроля : 1.врачебный (медосмотр, распределение в группы, степень наруш ф-ции, контроль нагрузки). 2. педагогический – следить за интенсивностью даваемых нагрузок и степенью их соответствия. Осущ-ся наблюдением за выраженностью внешних признаков утомления путем определения моторной плотности урока, пульсовой кривой урока. Основной признак утомления – снижение работоспособности. Внешние проявления: гиперемия лица, потливость, нарушение координации, одышка. 3. самоконтроль (дети должны уметь оценить свое состяние). Эффективность уроков по ФВ при разл з-ниях и травмах оценивается по динамике физ состояния уч-ся (физразвития – длина и масса тела; функц-го состояния – пробы с физнагрузками, с задержкой дыхания, спирографические; физподготовленности – доступные тесты). - соответственно возрастным нормам должна увеличиваться длина и масса тела; - самый надежный критерий эффективности – улучшение качества реакции на физнагрузку, что проявляется ум-нием времени на восстановление. - время задержки дыхания (проба Штанге и Генчи) должно увеличиваться.

Изменить величину физнагрузки можно следующими методическими приемами: выбором и.п., объемом мыш групп, участвующих в упр, чередование мышечных групп, амплитудой движений, числом повторений, числом повторений, темпом, ритмом, точностью выполнять заданное упр, степенью сложности упр, использованием статич ДУ + упр на расслабление, паузами отдыха, степенью силового напряжения м-ц, использованием предметов и снарядов, эмоциональностью занятий, моторной плотностью его и его продолжительностью. Моторная плотность урока - %-ное отношение времени, затраченного на выполнение ФУ или всей двигательной активности по отношению к общей продолжительности занятия. Для ее определения проводят хронометраж по секундомеру, записывают и суммируют отрезки времени, затраченного одним или 2-мя учениками на двигательную активность во время урока. Например: сумма отрезков 30 мин, значит МП=(30*100)/45=66,6% (оптимал считается 70%). Величина среднего пульса – сумма измерений в теч урока и делим на кол-во измерений. В начальном периоде используются упр малой интенсивности, повышающие ЧСС на 20-30% от исходного. В дальнейшем вкл-ют нагрузки средней интенсивности, повыш-щие ЧСС на 45%. При достаточной адаптации к физнагрузкам – упр с большой интенсивностью – ЧСС до 80%.

  • 1.6. Средства лфк
  • 1.7. Массаж в лфк
  • 1.7.1. Классификация массажа. Влияние массажа на организм
  • 1.7.2. Основы классического ручного массажа
  • 1.7.3. Точечный массаж
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 2. Основы методики лфк
  • 2.1. Периодизация лфк
  • 2.2. Регламентация и контроль нагрузок в лфк
  • 2.2.1. Теоретические основы регламентации нагрузок в лфк
  • 2.2.2. Нагрузки в лфк
  • 2.3. Формы организации занятий лфк
  • 2.4. Организация, структура и методика проведения занятия в лфк
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 3. Методика лфк в ортопедии и травматологии
  • 3.1. Лфк при деформациях опорно‑двигательного аппарата
  • 3.1.1. Лфк при дефектах осанки
  • Укрепление мышечного корсета
  • 3.1.2. Лфк при плоскостопии
  • 3.2. Лфк в травматологии
  • 3.2.1. Общие основы травматологии
  • 3.2.2. Лфк при травмах опорно‑двигательного аппарата
  • Лфк при травмах мягких тканей
  • Лфк при травмах костей
  • Лфк при переломах позвонков (без повреждения спинного мозга)
  • Лфк при вывихах в плечевом суставе
  • 3.3. Контрактуры и анкилозы
  • 3.4. Лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе позвоночника
  • 3.4.1. Заболевания суставов и их виды
  • 3.4.2. Основы методики лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе
  • Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (начальный этап третьего периода)
  • Комплекс основных упражнений для разблокировки шейного отдела позвоночника
  • Разблокировка пояснично‑крестцового отдела позвоночника
  • Раздел 4. Методика лфк при заболеваниях висцеральных систем
  • 4.1. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.1. Классификация сердечно‑сосудистой патологии
  • 4.1.2. Патогенетические механизмы влияния физических упражнений при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.3. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Показания и противопоказания к лфк
  • Общие принципы методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.4. Частные методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Вегетососудистая дистония
  • Артериальная гипертензия (гипертония)
  • Гипотоническая болезнь
  • Атеросклероз
  • Ишемическая болезнь сердца
  • Инфаркт миокарда
  • 4.2. Лфк при заболеваниях органов дыхания
  • 4.2.1. Заболевания органов дыхания и их классификация
  • 4.2.2. Методика лфк при заболеваниях дыхательной системы
  • Лфк при заболеваниях верхних дыхательных путей
  • Простудные и простудно‑инфекционные заболевания
  • 4.3. Методика лфк при нарушениях обмена веществ
  • 4.3.1. Нарушения обмена веществ, их этиология и патогенез
  • 4.3.2. Лфк при нарушениях обмена веществ
  • Сахарный диабет
  • Ожирение
  • Лечебная физкультура при ожирении
  • 4.4. Методика лфк при заболеваниях желудочно‑кишечного тракта
  • 4.4.1. Заболевания желудочно‑кишечного тракта, их этиология и патогенез
  • 4.4.2. Лфк при заболеваниях жкт Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • Гастрит
  • Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
  • Раздел 5. Методика лфк при заболеваниях, повреждениях и нарушениях деятельности нервной системы
  • 5.1. Этиология, патогенез и классификация заболеваний и нарушений нервной системы
  • 5.2. Механизмы терапевтического влияния физических упражнений при заболеваниях, нарушениях и травмах нервной системы
  • 5.3. Основы методики лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы
  • 5.4. Лфк при травматических повреждениях спинного мозга
  • 5.4.1. Этиопатогенез повреждений спинного мозга
  • 5.4.2. Лфк при повреждениях спинного мозга
  • 5.5. Лфк при травматических повреждениях головного мозга
  • 5.5.1. Этиопатогенез травм головного мозга
  • 5.5.2. Лфк при травмах головного мозга
  • 5.6. Нарушения мозгового кровообращения
  • 5.6.1. Этиопатогенез нарушений мозгового кровообращения
  • 5.6.2. Лечебная физкультура при мозговых инсультах
  • 5.7. Функциональные нарушения деятельности головного мозга
  • 5.7.1. Этиопатогенез функциональных нарушений деятельности головного мозга
  • 5.7.2. Лфк при неврозах
  • 5.8. Детский церебральный паралич
  • 5.8.1. Этиопатогенез детского церебрального паралича
  • 5.8.2. Лфк при детском церебральном параличе
  • 5.9. Лфк при нарушениях зрения
  • 5.9.1. Этиология и патогенез миопии
  • 5.9.2. Лечебная физкультура при миопии
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Раздел 6. Особенности организации, содержания и работы специальной медицинской группы в образовательной школе
  • 6.1. Состояние здоровья школьников в России
  • 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах
  • 6.3. Организация и работа специальной медицинской группы в школе
  • 6.4. Методика работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы
  • 6.4.1. Организация работы руководителя смг
  • 6.4.2. Урок как основная форма организации работы смг
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Рекомендуемая литература Основная
  • Дополнительная
  • 2.4. Организация, структура и методика проведения занятия в лфк

    Основной формой организации занятий в ЛФК является урок. Его отличительным признаком является определенная структура построения, включающая, как и в обычном уроке физической культуры, подготовительную, основную и заключительную части.

    Во вводной части занятия основной задачей является постепенное подведение организма занимающегося к высокой работоспособности, необходимой в основной части. Физиологической основой повышения работоспособности является врабатывание.

    Врабатывание , или разминка , представляет собой ряд упражнений, выполнение которых направлено на:

    1. Нормализацию психосоматического состояния занимающегося.

    2. Постепенную активизацию обменных процессов и вегетативных функций организма до оптимального уровня.

    В процессе врабатывания происходит постепенное достижение вегетативными функциями максимально возможного для данной работы уровня активности. Это обстоятельство имеет особое значение, так как деятельность внутренних органов отличается относительной инертностью.

    Врабатывание различных функций происходит не одновременно. Так, двигательный аппарат и частота сердечных сокращений входят в работу быстрее, чем артериальное давление и ударный объем сердца; легочная вентиляция – быстрее, чем потребление кислорода и пр. Важно, что скорость включения в работу различных функций зависит от особенностей занимающегося, поэтому, например, чем ниже уровень здоровья и чем выше возраст занимающегося, тем длительнее должна быть разминка.

    Во вводной части занятия ЛФК с помощью определенных методических приемов (построение, перестроение, упражнения на внимание и координацию) обеспечиваются организация больных, сосредоточение их внимания, необходимый психофизиологический настрой. Затем включаются физические упражнения, способствующие быстрому переходу от уровня сниженной физиологической активности до уровня интенсивности физической нагрузки, определяемого лечебными задачами.

    Обычно разминка представляет собой медленные с постепенно нарастающей интенсивностью ходьбу или бег и ряд общеразвивающих упражнений. Лучше всего в этом отношении действуют хорошо знакомые больным, простые по выполнению упражнения: различные виды ходьбы, элементарные активные гимнастические упражнения для туловища и конечностей и т.д.

    Разминка должна заканчиваться не ранее начала потоотделения, что сигнализирует о включении в работу терморегуляции. В этом состоянии вязкость мышц и сухожилий оказывается пониженной, а их эластичность возрастает, благодаря чему сила и быстрота мышечного сокращения увеличиваются. В то же время при повышении температуры тела более активно протекают процессы в ЦНС, увеличивается просвет периферических сосудов и падает сопротивление в них, что обеспечивает улучшение кровоснабжения рабочих тканей.

    В основной части решаются задачи, определенные для данного занятия. При дальнейшем повышении работоспособности занимающегося подводят к так называемому устойчивому состоянию , характеризующемуся стабилизацией физиологических функций организма на относительно постоянном уровне. При упражнениях малой мощности имеется качественное соответствие между потребностью организма в кислороде (кислородным запросом) и ее удовлетворением – истинное устойчивое состояние. При более высоких мощностях существует некоторое несоответствие между запросом и удовлетворением, однако, несмотря на постепенно накапливающийся кислородный долг, на протяжении некоторого времени физиологические функции продолжают оставаться неизменными – это так называемое условное, или ложное, устойчивое состояние. Образующийся при этом кислородный долг тем больше, чем мощнее и длительнее работа. В упражнениях же анаэробной мощности устойчивое состояние выделить вообще нельзя, так как на протяжении всего времени их выполнения быстро повышается кислородный долг и происходят прогрессивные изменения других физиологических функций. Однако, как правило, упражнения анаэробной мощности, при которых формируется отчетливый кислородный долг, в ЛФК не применяются.

    В основной части занятия физические упражнения подбираются в соответствии с решаемыми на данном этапе ЛФК задачами. Основой средств в этой части занятия являются специальные упражнения, преимущественно ориентированные на больную или ослабленную систему.

    К концу основной части занятия постепенно развивается утомление как совокупность изменений, происходящих в организме при выполнении упражнений и приводящих к снижению работоспособности. Субъективно утомление выражается усталостью, но между ним и утомлением нет четкой зависимости: если последнее обусловлено объективными изменениями в организме, то усталость чаще всего носит психологический характер (неинтересная работа, отсутствие мотивации и т.п.).

    Критериями усталости являются рассеивание внимания, частые отвлечения от выполнения задания и пр. Показателями же утомления выступают резкое повышение потоотделения, нарушение координации движений, одышка, заметное покраснение кожи и т.д.

    Следует отметить, что само по себе утомление, являясь закономерным итогом выполненной работы, не должно рассматриваться как отрицательное явление: как уже отмечалось, при правильно спланированных нагрузках именно утомление является исходным условием роста работоспособности.

    В заключительной части занятия решается задача постепенного снижения нагрузки с постепенным переходом к двигательному покою. Кроме того, в этой части используются упражнения, закрепляющие достигнутый ранее лечебный эффект. Для этого могут использоваться упражнения общеразвивающего характера, дыхательные, на расслабление и пр. Желательно, чтобы к концу занятия пульс не превышал дорабочего уровня более, чем на 30 – 40%.

    Суммарным показателем характера изменений нагрузки в течение занятия является физиологическая кривая – графическое изображение того или иного физиологического показателя в течение занятия. В ЛФК наиболее часто для этого используют пульсовую кривую (рис. 8).

    Рис. 8. Пульсовая кривая урока физкультуры

    В первом периоде ЛФК физиологическая кривая с начала занятия должна плавно возрастать до максимального (для данного состояния организма) уровня, достигаемого примерно во время, соответствующее 60 – 70% продолжительности занятия. После относительно непродолжительного поддержания неизменного рабочего значения показателя («плато») нагрузку постепенно снижают (заключительная часть). Во втором периоде вводная часть может быть короче, а «плато» рабочего пульса относительно длинным. На этом фоне можно создавать и два – три пика максимального пульса, но в течение очень короткого периода времени. Как уже отмечалось, при любом состоянии организма рабочий пульс (т.е. в течение «плато») рассчитывается по формуле: 180 – возраст. Предельно же допустимые величины максимального пульса во время «пика» устанавливаются из расчета: 220 – возраст.

    Нагрузка считается нормальной, если через десять минут после окончания работы пульс восстанавливается на 60% своего рабочего прироста.

    Эти рекомендации носят общий характер, на каждом же конкретном занятии величину нагрузки следует регулировать в зависимости от самочувствия занимающегося. Кроме того, необходимо учитывать и его текущее состояние, исходя из той предпосылки, что любая нагрузка (недомогание, неполноценный отдых, нарушение режима, плохой сон) для организма – это все‑таки нагрузка.

    Врачебно‑педагогический контроль является обязательным условием эффективности занятий ЛФК. Его выполнение должно помочь специалисту ЛФК в оценке эффективности влияния физических упражнений на организм больного и в своевременной коррекции применяемых нагрузок и в методике их использования.

    Существуют различные виды врачебно‑педагогического контроля, соответствующие тем или иным эффектам занятий физическими упражнениями. В арсенале специалиста ЛФК должны быть средства, которые бы позволили ему осуществлять следующие виды контроля:

    1. Текущий контроль, соответствует срочному тренировочному эффекту физических упражнений, под которым понимаются изменения, происходящие в организме непосредственно во время выполнения упражнения и в ближайший период отдыха.

    Текущий контроль осуществляется на каждом занятии и после него. Его главной задачей является контроль соответствия нагрузки состоянию организма занимающегося. Его реализовывают применительно к каждому занятию ЛФК – до него, в течение всего занятия, после отдельных упражнений или после различных частей занятия и после окончания занятия.

    Оценку проводят:

    По величине выполненной работы;

    По внешнему виду (потоотделение, окраска кожи, устойчивость внимания, координация движений);

    По самочувствию (неприятные ощущения, головокружение и др.);

    По особенностям дыхания;

    По объективным критериям (пульс, артериальное давление, выполненная работа);

    По характеру восстановления после работы.

    2. Периодический контроль характеризует отставленный тренировочный эффект ЛФК и подразумевает изменения в поздних фазах восстановления – после занятия и в последующие дни. Его выполняют через определенные периоды времени – неделю, месяц – для оценки эффективности реализуемой программы ЛФК. Оценку проводят:

    По антропометрическим показателям;

    По самочувствию;

    По пульсу в покое;

    По динамике изменений нагрузки и реакции на нее в течение данного периода;

    По анализу дневника самоконтроля;

    По состоянию и поведению после занятия, в частности, оценивают особенности сна, показатели пульса утром на следующий день и пр.

    3. Этапный контроль проводят при перспективе перехода к новому периоду ЛФК для оценки кумулятивного тренировочного эффекта ЛФК, т.е. изменений, происходящих в организме на протяжении длительного периода в результате суммирования срочных и отставленных эффектов большого числа отдельных занятий. Для этого сравнивают объективные показатели, полученные в покое и в ответ на стандартную функциональную пробу относительно бывших до начала ЛФК. Результаты этапного контроля имеют огромное значение для совершенствования планирования и индивидуализации лечебного процесса с помощью ЛФК; они позволяют определить, в какой степени выполнены задачи, поставленные на данный период занятий.

    Необходимо отметить, что уже на первых занятиях специалисту ЛФК следует обучить занимающегося простейшим средствам оценки и контроля своего состояния: по самочувствию, пульсу и пр. Это важное обстоятельство, особенно в том случае, если больной помимо занятий со специалистом занимается еще и самостоятельно.

    Лечебная физкультура (ЛФК) - это лечебно-профилактический метод, помогающий восстановиться организму и предупредить развитие множества заболеваний. ЛФК используется совместно с другими методиками терапии для получения максимально возможных положительных результатов.

    Вся физическая нагрузка подбирается в индивидуальном порядке в зависимости от заболевания и общего состояния пациента. Она позволяют восстановить не только функциональность органов и систем, но и психическое и эмоциональное состояние.

    Движение является биологическим стимулятором и раздражителем, который способствует росту, развитию и восстановлению. Физические упражнения воздействуют на реактивность на различные факторы, изменяя общую и местную реакцию. Исследования показали, что гипокинезия (недостаточная физическая активность) снижает сопротивляемость организма и является фактором риска развития многих заболеваний. Поэтому вынужденная гипокинезия, которая развивается по причине патологического состояния, создает неблагоприятные условия для пациента.

    Конечно, покой в период болезни необходим, но если он длительный, то снижение всех функций организма становится стойким, что усугубляет общее состояние, замедляет процессы выздоровления и способствуют развитию осложнений. Поэтому упражнения лечебной физкультуры жизненно необходимы.

    Действие ЛФК

    Активизирует физиологические функции;

    Помогает адаптироваться тканям и органам к новому состоянию;

    Стимулирует процессы восстановления;

    Восстанавливает водно-солевой баланс;

    Нормализует обмен веществ;

    Восстанавливает психоэмоциональное состояние;

    Предотвращает дальнейшее разрушение и развитие заболевания;

    Формирует новые навыки и закрепляет их;

    Уменьшает неблагоприятное воздействие факторов внешнего мира и т.п.

    Если тщательно подобрать вид физических упражнений, то можно вызвать локализованное воздействие, которое изменяет состояние только там, где это действительно необходимо.

    Противопоказания

    Лечение физическими упражнениями имеет ряд противопоказаний, как и другие методы терапии:

    Тяжелое общее состояние;

    Интенсивные болевые ощущения;

    Опасность развития кровотечения;

    Высокая температура;

    Резкое повышение давления;

    Онкологические заболевания

    Если есть возможность назначить занятия лечебной физкультурой на раннем этапе, то можно добиться максимальных результатов.

    Перед применением лечебной физкультуры важно правильно диагностировать заболевание.

    Средства ЛФК

    Средства ЛФК - это комплекс физических упражнений.

    Классификация физических нагрузок:

    Идеомоторные;

    Гимнастические.

    Идеомоторные упражнения - это вид занятий, которые выполняются мысленно. Они показаны при парезах и параличах.

    Гимнастические развивают силу, выносливость, равновесие, восстанавливают координацию, подвижность в суставах и другое

    Разновидности гимнастических упражнений:

    Статические и динамические;

    Активные и пассивные;

    Растяжение и расслабление;

    Для рук и ног, шеи, спины, пресса и т.п.;

    По характеру различают дыхательные, подготовительные, корригирующие, на равновесие и т.п.

    Статические направлены на напряжение мускулатуры и заключаются в удержании гантелей в неподвижном состоянии, удержании своего веса на тренажерах, на полу и т.п. Они развивают силу, выносливость, укрепляют мышцы и предупреждают развитие атрофии мышечной ткани.

    Упражнения на растягивание снимают утомление при перенапряжении мышц и их повышенном тонусе. Так же действуют расслабляющие упражнения.

    Пассивные упражнения - это упражнения, которые выполняются инструктором, а пациент не испытывает мышечного напряжения. Эти занятия показаны при парезах и параличах. Они направлены на восстановление двигательной активности и сочетаются с идеомоторными упражнениями.

    Дыхательные упражнения благоприятно влияют на все ткани, органы и системы, нормализуют процесс дыхания, способствуют укреплению дыхательных мышц, предупреждают развитие застойных явлений.

    Корригирующие упражнения воздействуют на позвоночник и исправляют осанку. Плавание, ходьба, бег, катание на лыжах, коньках или велосипеде, спортивные игры и т.п. - все это виды и методы ЛФК.

    Формы ЛФК

    Самостоятельные занятия - это наиболее распространенная форма, при которой комплексу упражнений Вас обучает инструктор или врач лфк. Их необходимо выполнять регулярно каждый день в одно и то же время до 3-х раз в день.

    Лечебная ходьба подразумевает дозированную нагрузку на бронхо-легочную, сердечно-сосудистую и опорно-двигательную систему. Регулируется скорость движения, расстояние, длительность процедуры и число остановок.

    Терренкур - это вид лечебной ходьбы, заключающийся в восхождении в горную местность. Нагрузка зависит от рельефа, типа подъема, его длительности и продолжительности маршрута.

    Спортивные игры - групповые занятия, которые проводятся всегда под наблюдением тренера, инструктора, широко распространены в центрах реабилитации.

    Утренняя гигиеническая гимнастика - это комплекс упражнений в утренние часы, направленный на укрепление сердца, сосудов и дыхательной системы, нормализацию обмена веществ и тонизирование организма. Длительность занятия составляет не больше 20 минут.

    Лечебная гимнастика - это совокупность упражнений, которые несут общеукрепляющее действие на тело. Они должны решать конкретные задачи в соответствии со степенью тяжести заболевания. Длительность занятий варьируется от 10 минут до 45.

    Методы лечебной гимнастики:

    Индивидуальные занятия. Они показаны пациентам в послеоперационном периоде при ограниченном двигательном режиме;

    Групповые. Группа состоит из пациентов с идентичным заболеванием;

    Консультативные и самостоятельные. Выполнение специальных упражнений, которым Вас обучают, в домашних условиях.

    Все занятия подразделяются на определенные части:

    Вводная. По сути, это разминка, которая подготавливает Ваши мышцы, органы и системы к дальнейшим упражнениям. Также она тонизирует Ваш организм;

    Основная. Это главный этап занятий, занимающий 80% от всего времени. Он направлен восстановление утраченных функций, улучшение общего состояния и формирование компенсаторных реакций;

    Заключительная. Важный период, который позволяет быстро восстановиться после нагрузки и расслабиться.

    Применение ЛФК определяется состоя­нием больного и требует правильного выбора методики проведения занятия. Различают индивидуальный, групповой и самостоятельный ме­тоды проведения лечебной гимнастики . Объем лечебной гимнастики должен соответствовать режиму движений больного. Занятия лечебной гимнастикой могут быть индивидуальными, малогруппо-выми (для 2–3 больных) и групповыми (8–10 больных). При назначении самостоятельных занятий в домашних условиях больному дают специальные указания по самоконтролю. Каждое занятие строится по определенному плану и включает в себя три раздела: вводный, основной и заключительный. В ЛФК придается большое значение дозированию упражнений; для этого определяют их продолжительность, исходные положения, количество повторений, темп, амплитуду движений, рациональное чередование нагрузки и отдыха, учитывают индивидуальные особенности больного, возраст. Игровой метод широко применяют при занятиях с детьми. Включение в ЛФК игр повышает интерес к ним, но требует строгого дозирования нагрузки. Элементы спорта (волейбол, теннис и др.) в ЛФК используют с большими ограничениями, преимущественно в санаторно-курортных учреждениях. ЛФК эффективна при условии длительного, систематического проведения занятий с постепенным увеличением нагрузки как в каждом из них, так и на протяжении всего курса лечения, учетом возраста, профессии, двигательной активности больного, особенностей течения болезни.

    В основе построения частных методик в ЛФК лежат следующие положения:

    1) интегральный подход к оценке состояния больного с учетом особенностей заболевания (принцип нозологии);

    2) обяза­тельный учет патогенетической и клинической характеристики заболевания, возраста и тренированности больного;

    3) определение терапевтических задач в отношении каждого больного или группы больных;

    4) систематизация специальных упражнений, оказывающих направленное воздействие на восстановление функций пораженной системы;

    5) рациональное сочетание специальных видов физических упражнений с общеукрепляющими для обеспечения как общей, так и специальной нагрузки.

    В ЛФК лечебно-профилактические задачи дополняются воспита­тельными. В связи с этим большое значение имеет ряд дидак­тических принципов в обучении больных физическим упражнениям: сознательность, активность, наглядность, доступность, систематич­ность и последовательность. Принцип систематичности и последо­вательности предусматривает использование следующих правил: а) от простого к сложному; б) от легкого к трудному; в) от известного к неизвестному.

    Дозирование физической нагрузки в ЛФК - установление суммарной дозы (величины) физической нагрузки при применении как одного физического упражнения, так и какого-либо комплекса (утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, прогулки и др.). Физическая нагрузка должна быть адек­ватной состоянию больного и его физическим возможностям.

    Основные критерии дозировки при проведении лечебной гимнасти­ки:

    а) подбор физических упражнений;

    б) количество повторений;

    в) плотность нагрузки на протяжении процедуры (занятия);

    г) про­должительность процедуры.

    Кроме того, общая физическая нагрузка подразделяется на 3 степени. Большая нагрузка (А) - без ограни­чения выбора физических упражнений, применяемых в ЛФК; средняя нагрузка (Б) исключает бег, прыжки и более сложные гимнасти­ческие упражнения; слабая нагрузка (В) допускает применение элементарных гимнастических упражнений, преимущественно для рук и ног в сочетании с дыхательными упражнениями.

    Дозировка прогулок по ровному месту определяется в основном расстоянием, продолжительностью и темпом ходьбы. Дозировка терренкура определяется длительностью, рельефом дорожки, коли­чеством остановок для отдыха и номером маршрута. Маршруты ближнего туризма дозируются их продолжительностью, рельефом местности и темпом ходьбы, а также соотношением продолжи­тельности ходьбы и отдыха на привалах. Дозировка оздорови­тельного бега (трусцой) предусматривает сочетание бега, ходьбы и дыхательных упражнений с учетом постепенного возрастания продолжительности бега. Дозировка нагрузки при купании и плава­нии зависит от температуры воды и воздуха, активности занимаю­щегося и продолжительности процедуры. Прогулочная гребля дозируется чередованием движений гребца с паузой для отдыха, сменой гребцов и использованием привалов для отдыха на берегу. При прогулках на лыжах и катании на коньках дозировка нагрузки определяется продолжительностью и темпом передвижения, а также паузами для отдыха.

    Курс ЛФК подразделяют на 3 периода:

    1) вводный (3-10 дней);

    2) основной, или тренировочный (время пребывания на лечении);

    3) заключительный (3-5 дней).

    При построении процедур лечебной гимнастики следует учиты­вать, что она состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного. В отдельных случаях лечебная гимнастика может включать 2-5 разделов, отражающих общие и частные особенности методики. Физиологическая кривая нагрузки строится по принципу многовершинной кривой. В первой половине курса лечения уве­личение и уменьшение нагрузки выражены меньше, чем во второй половине. В течение первой четверти процедуры нагрузка возраста­ет, а на протяжении последней четверти снижается. На основной раздел процедуры в первой половине курса лечения приходится 50% времени предназначенного для проведения всей процедуры, а во второй половине курса лечения – несколько больше.

    Для более правильного использования физических упражнений при построении методики лечебной гимнастики рекомендуют учиты­вать следующие приемы: 1) выбор исходных положений; 2) подбор физических упражнений по анатомическому признаку; 3) повторяе­мость, темп и ритм движений; 4) амплитуду движений; 5) точность выполнения движений; 6) простоту и сложность движений; 7) сте­пень усилия при выполнении физических упражнений; 8) исполь­зование дыхательных упражнений; 9) эмоциональный фактор.

    Методика применения дыхательных упражнений имеет важное значение в практике ЛФК. Дыхательные упражнения, не предъяв­ляя больших требований к больному, стимулируют функцию внешнего дыхания. В лечебной гимнастике дыхательные упражне­ния применяют с целью: 1) обучения больного правильному дыха­нию; 2) снижения физической нагрузки (метод дозировки); 3) спе­циального (направленного) воздействия на дыхательный аппарат. Единственно правильный тип дыхания - полное дыхание, когда в акте дыхания участвует весь дыхательный аппарат.

    Одним из методических условий применения дыхательных упражнений является использование оптимального соотношения гимнастических и дыхательных упражнений. Чем тяжелее состояние больного, тем чаще между гимнастическими движениями включают дыхательные упражнения.

    Применять упражнения в глубоком дыхании следует после выра­женных физических нагрузок. Задержка дыхания на вдохе не оправ­дана, а на выдохе допустима на 1-3 с, чтобы стимулировать последующий вдох. При сочетании дыхательных фаз с движениями следует принимать во внимание следующее: 1) вдох должен соответствовать выпрямлению корпуса, разведению или поднятию рук и моменту наименьшего усилия в упражнении; 2) выдох должен соответствовать сгибанию корпуса, сведению или опуска­нию рук и моменту наибольшего усилия в упражнении.