Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-01-21

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

Стихотворение вбирает в себя основные мотивы цикла «Стихов о Прекрасной Даме».

Поводом для создания стихотворения стала встреча в Исаакиевском соборе А.Блока с Л.Д.Менделеевой.

Лирический сюжет

Перед лирическим героем появляется образ, который сравним лишь с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей прелести чистейший образец». В стихотворении с помощью цветовых, звуковых и ассоциативных символов таинственно и неопределённо возникает перед нами образ Прекрасной Дамы лирического Героя. Все слова и строфы полны особой значительности: «О, я привык к этим ризам», «О, святая…» - с помощью анафоры автор выделяет важность события.

Композиция стихотворения

В первом четверостишии мы видим лирического героя, который живет в ожидании любви. Точнее, эта любовь всегда жила в нем и не находила выхода, но он знал, что есть на свете та, которой предназначалась его любовь.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Из дальнейшего развития сюжета мы узнаем, что любимая для него – нечто неземное, эфемерное:

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о ней.

Но потом в этом образе появляется величественность, недостижимость: она становится «Величавой Вечной Женой». Прописные буквы придают этому выражению еще большую торжественность. Я думаю, можно сказать, что обстановка храма обостряет чувства героя: темнота, холод заставляют человека чувствовать себя одиноким, но появление любимой освещает все вокруг и заставляет его сердце трепетать от восторга.

Преобладающее настроение, его изменение

Особенная в стихотворении и эмоциональная тональность: сначала лирический герой спокоен, потом появляется страх («Дрожу от скрипа дверей»), далее он испытывает восторг, который передается через риторическое восклицание, а затем – полное умиротворение, он обрел ту, которую искал.

Основные образы

Практически во всех «Стихах о Прекрасной Даме» мы встретим образ-символ женственности и красоты. Не является исключением и стихотворение «О легендах, о сказках, о мигах…». В нем так же, как и в стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» герой верит в вечную любовь и ищет ее. А образ любимой – загадочный и неземной:

И не знаю – в очах у Прекрасной

Сокровенный огонь, или лед.

Концовка тоже похожа на конец стихотворения «Вхожу я в темные храмы…»: поэт верит своему чувству, посвящает всю жизнь служению любимой.

«Мерцание красных лампад» не позволяет нам чётко увидеть образ Прекрасной Дамы. Она безмолвная, неслышимая, но для понимания Её и уважения не нужны слова. Герой понимает Её душой и возносит этот образ на небесную высоту, называя ”Величавой Вечной Женой”.

Церковная лексика (лампады, свечи) ставит образ Прекрасной Дамы наравне с божеством. Их встречи происходят в храме, а храм - некий мистический центр, который упорядочивает пространство вокруг себя. Храм- архитектура, которая стремится воссоздать собой миропорядок, поражающий согласием и совершенством. Создаётся атмосфера, соответствующая предвкушению контакта с божеством. Перед нами появляется образ Богоматери, как воплощение гармонии мира, который наполняет душу героя благоговением и покоем.

Он - влюблённый, самоотверженный, находящийся под впечатлением прекрасного человек. Она – есть то прекрасное и бесплотное, что заставляет героя содрогаться: «А в лицо мне глядит озарённый, только образ, лишь сон о ней», «Дрожу от скрипа дверей…» Она является сосредоточением его веры, надежды и любви.

Цветовая палитра состоит из тёмных оттенков красного («В мерцании красных лампад…»), которые несут в себе жертвенность: герой готов расстаться с жизнью ради возлюбленной (красный-цвет крови); жёлтого и золотого цветов (свечи и церковные образа), несущих тепло, устремлённое к человеку, и особую ценность окружающего бытия. Высокие белые колонны возвышают значение как образа Прекрасной Дамы, так и душевных чувств героя. Всё происходящее в стихотворении Блок укутал в темноту, покрыл тёмным покрывалом («темные храмы», «в тени у высокой колонны») для того, чтобы как-то оградить эту близость и святость отношений героев от внешнего мира.

Лексика стихотворения

Интонация торжественно-молитвенная, герой жаждет и умоляет о встрече, он весь дрожит и трепещет в её ожидании. Он ждёт чего-то чудесного, величественного и полностью преклоняется перед этим чудом.

Поэтический синтаксис

Здесь использована метафора: герой входит в мир любви, почитания женской красоты, загадочности; через слово «темные» передается глубина, заветность этого чувства.

«Бедный обряд» - становление поэта как личности и как мужчины.

Звукопись

В стихотворении используется звукопись. Аллитерация (звук [c]) помогает передать таинственность, поэт как бы полушепотом рассказывает о самых сокровенных мыслях. Ассонанс (звук [o]) придает стихотворению торжественность, напоминая звон колоколов.

Также использована инверсия, выделяющая глаголы, которым в стихотворении отводится особая роль: перечисление действий героя (вхожу, совершаю, жду, дрожу) передает напряжение, которое испытывает поэт.

1 строфа: звуки «а», «о», «е» сочетают в себе нежность, свет, тепло, восторг. Тона светлые, мерцающие. (Цвет белый, жёлтый.)

2 строфа: звуки «а», «о», «и» - стеснение, страх, темнота. Свет убывает. Картина неясна. (Тёмные цвета.)

3 строфа: Темнота уходит, но свет поступает медленно. Картина неясна. (Смесь светлых и тёмных цветов.)

4 строфа: звуки «о», «е» несут в себе неясность, но приносят самый большой поток света, выражающий глубину чувств героя.

Эмоции вызванные при прочтении

Увидеть и понять любовь дано не каждому, а только особенному, исключительному человеку.

По-моему, А.Блок – это исключение: он понимал всю прелесть чувства любви, его неуловимость, легкость и, в то же время, его глубину.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.

Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы» Блока

А. Блок вошел в русскую поэзию благодаря изданию первого сборника стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме», который был посвящен Л. Менделеевой. Эта женщина стала первой и единственной настоящей любовью поэта. Она долго не отвечала Блоку взаимностью, поэтому в сборнике чувствуется печальное настроение поэта. В цикл входит произведение «Вхожу я в темные храмы…» (1902 г.).

В начале века Блок был сильно увлечен философскими идеями Вл. Соловьева, особенно его учением о Вечной Женственности. Это понятие лежит в основе всех стихотворений цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Поэт относился к своей избраннице, как к божеству. Упоминать ее имя или описывать физические качества он считал кощунством. Любовь, согласно Соловьеву, лежит в основе всего мира. Воплощение идеальной красоты в земной женщине — редкое явление. Поэтому поиск такого воплощения — первостепенная задача для уяснения смысла жизни и обретения мировой гармонии.

Характерной особенностью раннего творчества Блока также является религиозная символика. В поисках любимой лирический герой вступает в «темные храмы». Поэт не был убежденным христианином. В религиозных символах он видел источник особой силы, который подчеркивал мистический смысл его поисков. Фактически Блок подменял Богоматерь образом своей Прекрасной Дамы. Согласно учению Соловьева, в едином женском образе объединяются Вечная Мать, Жена и Любовница. К «Величавой Вечной Жене» обращены все надежды и устремления Блока. Это было одной из причин того, что Менделеева долго не отвечала поэту взаимностью. Простую девушку смешило и немного пугало такое экзальтированное состояние поклонника. Даже наедине с любимой Блок совершенно абстрагировался от реальности. Вместо обычных проявлений любви он декламировал свои туманные восторженные произведения.

Лирический герой находится в храме, но религия его нисколько не интересует. Он с трепетом ожидает появления своей Любимой, видит ее образ во всем окружающем. Влюбленный герой уже ничего не замечает вокруг: «мне не слышны ни вздохи, ни речи». Пребывание в таком восторженном, отдаленном от реальности, состоянии вообще было характерно для Блока. Это удивляло и настораживало не только Менделееву, но и всех окружающих людей. Поэта считали очень странным и загадочным человеком. Лишь узкий круг близких друзей относился к нему с пониманием и уважением.

Стихотворение “Вхожу я в темные храмы” стало одним из первых в знаменитом цикле “Стихи о Прекрасной Даме”, который сам Блок считал одним из лучших этапов своего творчества. Краткий анализ “Вхожу я в темные храмы” по плану, использованный на уроке литературы в 11 классе, поможет ученикам лучше понять это произведение.

Краткий анализ

История создания – известна точная дата написания Блоком этого стихотворения: 25 октября 1902 года. Тогда поэт был страстно влюблен в свою будущую супругу Л. Менделееву.

Тема – влюбленность лирического героя, который ждет от своей избранницы момента, когда она раскроет женскую сущность.

Композиция – условно произведение можно разделить на три части. Первая – вступление, в нем герой испытывает сомнение в том, что его возлюбленная – та самая, воплощающая в себе вечную женственность, то все же предвкушает встречу с ней. Вторая часть развивает философскую мысль, одновременно подчеркивая, что лирический герой относится с любимой и как к обычной женщине. Заключение – последняя строфа, в ней он снова выводит незримую сущность своей дамы на первый план.

Жанр – сочетание любовной и духовной лирики, присущее ранним поэтическим творениям Блока.

Стихотворный размер – дольник.

Эпитеты “темные храмы”, “бедный обряд”, “Прекрасная Дама”, “озаренный образ”, “Величавой Вечной Жены”, “ласковы свечи”, “отрадны черты” .

Метафоры “глядит образ”, “ризы Жены”, “бегут улыбки, сказки и сны” .

История создания

В ранний период творчества Александр Блок был очень увлечен философией Владимира Соловьева, а особенно – его учением о вечной женственности. Оно произвело на поэта столь глубокое впечатление, что один их самых известных его поэтических циклов – “Стихи о Прекрасной Даме” – основан на нем полностью.

Эта же философская мысль положена и в основу стихотворения “Вхожу я в темные храмы”, которое сам Блок датировал очень точно – 25 октября 1902 года. В то время поэт был страстно влюблен в Любовь Менделееву, которая впоследствии станет его невестой, а после – супругой. Девушка виделась ему воплощением той самой вечной женственности. Блок придавал своей влюбленности мистический смысл, видя в ней особое чувство.

Тема

Основная тема – это любовь. Лирический герой испытывает страстные чувства к своей избраннице, он видит в ней свою земную богиню. Уже в этом произведении проявляется присущее всему творчеству Блока двоемирие: есть мир, который можно увидеть и ощутить, и второй – недостижимый, божественный. Это вторая тема стиха – философская.

Вообще, в нем ярко проявляется еще одна черта ранней лирики Блока, когда действительность отступает перед иллюзорным миром. Он открыт только внутреннему взору самого поэта и невидим более никем.

Композиция

Композиционно стихотворение можно разделить на три части. В первой – зачине – лирический герой входит в “ темные храмы “, чтобы совершить свой обряд. Он немного сомневается в том, что выбранная им женщина действительно воплощает в себе вечную женственность, но он влюблен, а потому с нетерпением предвкушает свою встречу с ней.

Вторая часть – развитие основной мысли. Лирический герой, более не сомневаясь, рассуждает о том, что ему дано каждый день соприкасаться с настоящим божеством. С одной стороны, он понимает, что его возлюбленная – это воплощение всего божественного, что он не может себе даже представить, с другой – говорит о том, что привык ежедневно соприкасаться с чудом, и это помогает ему думать о своей любимой не только как о богине, но и как о женщине.

Завершается произведение тем, что Блок подчеркивает уже не земную, а возвышенную сущность своей любимой. В ней воплощается то высокое и прекрасное, что не может постичь обычный человек.

Жанр

С одной стороны, его можно отнести в любовной лирике, так как лирический герой этого произведения говорит о своих чувствах, рассказывает о том, какие эмоции вызывает у него возлюбленная. С другой же, в поэтические строчки вложен и философский смысл, тесно связывающий их с учением Соловьева. Таким образом, произведение является образчиком любовно-философской лирики. Что касается использованного стихотворного размера, то это дольник. Таким образом он делает его строй взволнованным и даже несколько диссонансным, передавая чувства лирического героя. Отвлеченная лексика создает высокую тональность.

Средства выразительности

Чтобы подчеркнуть свою идею, Блок использует разнообразные выразительные средства. Среди них:

  • Эпитеты – “темные храмы”, “бедный обряд”, “Прекрасная Дама”, “озаренный образ”, “Величавой Вечной Жены”, “ласковы свечи”, “отрадны черты” .
  • Метафоры – “глядит образ”, “ризы Жены”, “бегут улыбки, сказки и сны” .

Если посмотреть на синтаксическую структуру предложение, то можно увидеть много инверсий , например “ вхожу я”, “жду я” и тому подобных. Это делает его торжественным и размеренным.

Блок написал это стихотворение в период расцвета символизма, будучи влюбленным и увлеченным философией Благодаря такому сочетанию мыслей и чувств поэта, оно наполнено яркими и загадочными символами, атмосферой любви и ожидания.

Кратко о поэте

Александр Блок был одним из ярчайших представителей Серебряного века. Из множества течений он выбрал символизм и следовал его основам на протяжении всего своего творческого периода. Известен поэт во многих странах благодаря стихотворению "Незнакомка", которое переведено на множество языков, а также стихотворению, которое мы будем изучать в статье и делать его анализ, - "Вхожу я в темные храмы".

Блок родился в дворянском роду, мать и отец его были образованными, талантливыми людьми. Он унаследовал от родителей любовь к литературе и искусству. Правда, все имеет две стороны. Темной стороной медали рода Блока оказалось наследственное психическое заболевание, что передавалось через поколения.

Первая публикация стихов поэта была в 1903 году в московском журнале Мережковского, и с этого момента он покорил сердца читателей своим легким слогом, скрывающим не всегда доступные символы и образы.

Анализ: "Вхожу я в темные храмы" (Блок)

Стихотворение создано в 1902 году. По данным литературоведов, это время было периодом возвышенной влюбленности поэта в свою будущую жену - Любовь Менделееву (дочь того самого Менделеева, который открыл таблицу химических элементов), и увлеченности концепцией философа Соловьева о высшей женственности и божественной сути любви к женщине. Два этих мотива сплелись в один и создали стихотворение "Вхожу я в темные храмы". Божественное начало любви и божественное женское начало создают незримый образ «Вечной жены» поэта. Его чувства светлые, духовные. Любовь его несет тоже платоническую, нематериальную форму. Любимая сравнивается с божеством, она незрима и недоступна взгляду, но автор, называя ее «Милая - ты!», говорит о том, что давно знаком с ней, ему привычен и близок ее образ, и такое вот мистическое свидание завораживает, удивляет, привлекает внимание и не оставляет равнодушным читателя.

В стихотворении описано дивное ожидание, предчувствие скорой встречи с "Прекрасной дамой". Влюбленность автора окрыляет его, темные холодные стены храма наполняются радостью ожидания.

Что же это за храм? Вспомним, что автор принадлежал к символистам, значит, понятие здесь не фактическое, а символическое. Возможно, темный храм символизирует душу поэта. Темнота же не тьма, а сумерки ожидания. Красная лампада символизирует любовь, огонь которой только-только загорелся, но уже томит своим ожиданием.

А Та, которую он ждет? Кто она, "Величавая Вечная Жена"? Скорее всего, здесь, как и в "Незнакомке", речь идет об образе любимой поэта. Он еще не видит ее, но уже чувствует и ждет. Слово "привык" говорит, что это ожидание ему не в новость, он привык ждать ее, образ в сердце светит подобно лампаде в храме. "Не слышны ни вздохи, ни речи" поэту, но он знает, что любимая рядом, и скоро она будет с ним.

"Вхожу я в темные храмы". Эмоциональная атмосфера стихотворения

Атмосфера поэзии обрушивается на читателя с первых строк. Это загадочные "темные храмы", строгость, аскетизм с примесью ожидания, предчувствия. "Дрожь от скрипа дверей" выдает напряжение, высокие ноты ожидания контрастируют с темнотой и тенями. Красные лампады придают остроту, кажется, будто мы находимся вместе с автором и так же, как он, ждем его дивную Даму.

Довольно трудным и неоднозначным может быть анализ "Вхожу я в темные храмы". Блок-символист так и не раскрывает нам, о каких же храмах идет речь, но его задача - не рассказать, а дать прочувствовать нам его поэзию. В этом стихотворении его замысел удался. Ощущение ожидания сливается с мистическим ощущением присутствия образа любимой автора рядом. Она невидима, не слышна, но поэт знает, что она придет в этот темный храм, наполненный тенями сомнений, и легко развеет их.

В заключение

Были созданы настоящие бриллианты поэзии. Проходят десятилетия, а их стихи все так же актуальны и ярки. К таким поэтам относится и Александр Блок. "Вхожу я в темные храмы" с его дивной атмосферой ожидания, томления и радости от осознания встречи, которая, может, будет лишь во сне, - удивительное стихотворение о любви и ожидании, о духовном начале чувств и о светлой мечте о любимой.

/ / / Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…»

А. Блок считается одним из первых символистов, это творческое направление ставит на первое место символ как знак, который может восприниматься по-разному, является неоднозначным. Символизм возникает во Франции и далее распространяется по другим странам.

В творчество поэта главное значение имеет любовная тема, которая приобретает разных красок. Это не удивительно, ведь сам поэт любил, и свою любовь пронес через всю жизнь. Его избранницей была Любовь Менделеева. Эта женщина стала для Александра Блока стала не только его музой, вдохновительницей на творчества, но и ангелом-хранителем. Даже после расставания Блок не переставал помогать бывшей супруге, потому видел в ней не только любимую женщину, но и истинного друга. Он доверял ей, как самому себе.

О своих таинственных чувствах и переживаниях Блок не рассказывает, он все раскрывает в своем творчестве. Поэт прекрасно относится к женщинам, все творчество поэта связано со стихами о Прекрасной Даме. Автор считал женщин очень тонкими и ранимыми натурами. Любовь Менделеева была для поэта настоящим идеалом женщины. Он боялся, что может очернить душу того человека, которую так любит. Но поэт прекрасно знает, что далеко не каждая может трепетное отношение. Человеческая натура обманчива, он и сам не раз обманывался в жизни, но продолжал верить любимым людям. Любовь Менделеева часто предавала Блока, отдавала предпочтение другим. И только через время поняла, насколько благородным был человек, который так долго находился с ней рядом.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» датировано 1902 годом. Образ Богоматери становится центральным в творчестве Блока, это образ-символ любимой женщины, которая находится рядом, но часто неуловима и недоступна. Именно такой автор представляет себе Прекрасную Даму. В образе Богоматери угадывается любимая поэта, которая для него становится воплощением чистоты и красоты. Очень много синонимов использует автор, он называет свою любимую Величавой Вечной Женой, Святой, Милой.

Лирический герой входит в храм и в «мерцании красных лампад» ждет Прекрасную Даму. Далее все больше раскрывается основная тема – любовная, становится понятным, что лирический герой все-таки ждет свою любимую. Все слова говорят о том, что для поэта действительно важным является именно искренние чувства, даже пусть невзаимные.

Блок все еще верит, что любовь – небесный дар, а не проклятье. Образ Прекрасной Дамы и Богоматери – это символические образы, в которых воплощается идеальная женщина. Мы имеем право любить, даже тогда, когда это противоречит рациональному, когда мы видим недостатки человека. Александр Блок в своей любовной лирике, показывает, как нужно относиться к женщине, какими должны быть истинные высокие чувства. Стихи написаны с душой и сердцем, в каждой фразе звучит любовь и уважение. В произведениях очень много символов, но они чаще всего повторяются, являются константами в творчестве. Блок - великий поэт символизма, воспевающий женскую чистоту и настоящую красоту.