Существует система - целый ряд упражнений при черепно-мозговых травмах, направленных на восстановление функций головного мозга и всего организма в целом.

· В начальном периоде - (первые сутки) - черепно-мозговой травмы лечебная гимнастика не используется.

· В раннем периоде (I) - (2-5-е сутки) - применяют специальные дыхательные упражнения, общее и локальное лечение положением.

При благоприятном течении травматической болезни уже в конце раннего периода начинают занятия специальной лечебной гимнастикой. Используют в основном пассивные и полупассивные упражнения. Упражнения выполняются в исходном положении, лежа на спине. При всех видах повреждения головного мозга исключаются упражнения для головы, т.к. они могут вызвать тошноту, рвоту, головокружение и т.д. Большое внимание уделяется дыхательным упражнениям (преимущественно статистического типа) и упражнения для мелких и средних мышечных групп верхних и нижних конечностей .

В комплексы упражнений вначале включаются 5-10 упражнений с минимальным числом повторений (дыхательные по 2-3 раза, остальные по 2-4 раза). Темп их выполнения медленный. В первые дни после травмы занятия проводятся 1 раз в день, а по мере улучшения общего состояния больного может быть доведен до 15-20 мин.

В промежуточном периоде (II) - (5-30-е сутки) - стойкие поражения мозговых функций приобретает специфические для данной локализации травмы черты. В двигательной сфере - это гемипарезы или гемиплегии (в некоторых случаях тетрапарезы), нарушения координации движений, парезы черепных нервов, в психической - астенический синдром, нарушение памяти, другие расстройства высших корковых функций.

В этом периоде расширяют программу дыхательных упражнений, продолжают лечение положением, проводят общеукрепляющую и специальную лечебную гимнастику. Дыхательные упражнения носят динамический характер. Расширение программы лечебного дыхания заключается в том, что больной активно принимает необходимые исходные положения и выполняет дыхательные упражнения, обучается диафрагмальному, грудному и смешанному типу дыхания. Также проводят упражнения для головы и туловища (опускание, поднимание, повороты, круговые движения) в исходных положениях лёжа и сидя, в минимальной дозировке (1-2 раза). По мере адаптации число повторений увеличивается. После освоения больным совместных движений головой и туловищем назначают изолированные движения одной головой. Они выполняются между общеразвивающими и дыхательными упражнениями, в медленном темпе, по 1-2 раза каждое, с паузами между ними. При появлении неприятных ощущений паузы увеличивают. Большое внимание уделяют разнообразным по характеру упражнениям в равновесии и на координацию движений, постепенно увеличивая их число и сложность. В основную часть занятий включаются упражнения на внимание, точность, тренировку памяти, ловкость и упражнения в ходьбе (после травматического повреждения головного мозга нередко бывает нарушение походки). При порезах и параличах больные выполняют упражнения с помощью здоровой руки, аппаратов и приспособлений. При спастических параличах пострадавшего обучают самостоятельному расслаблению мышц. Занятия во II периоде производятся 3-4 раза в день, продолжительность их 30-50 мин .

При отсутствии или незначительном появлении двигательных нарушений, а также при астеническом синдроме в этом периоде можно проводить общеукрепляющий массаж и гимнастические упражнения общеукрепляющего типа, которые дозируют в зависимости от неврологического и соматического состояния больного. Однако наличие сколько-нибудь значительных двигательных расстройств (в основном спастических парезов и атаксий) в сочетании с нарушениями функции равновесия требует применения методов специальной лечебной гимнастики. Вначале они имеют полупассивный характер, т.е. выполняются со значительной помощью инструктора, а затем становятся более активными.

В позднем восстановительном периоде (III) - (4-5-я неделя после тяжёлой травмы) - при полном восстановлении здоровья решается задача тренировки всех опорно-двигательных навыков. Продолжают проводить дыхательные упражнения, лечение положением и некоторые пассивные движения. Упражнения выполняются в разных исходных положениях, в разном темпе, дыхание 1:3 и свободное. Однако все эти методы лишь дополняют активные движения. В занятия включаются упражнения на координацию, с предметами, в положении вниз головой- в висе, на кольцах, гимнастической стенке, подвижные игры. Прыжки, подскоки и бег разрешаются врачом в каждом случае индивидуально. В III периоде назначается трудотерапия .

Восстановительные мероприятия имеют ряд особенностей. Так, при выполнении дыхательных упражнений не допускается гипервентиляция, которая может провоцировать эпилептоидные приступы и усиливать опасность возникновения поздних эпилептических припадков. При стабилизации кровообращения и ликвороциркуляции значительно увеличивают общую физическую нагрузку. Выявление чёткой клинической картины посттравматических нарушений движений, чувствительности и высших корковых функций позволяет применять активные упражнения, направленные на восстановление временно нарушенных функций или на перестройку и компенсацию утраченных функций.

В компенсаторной активизации больных после черепно-мозговой травмы эффективны занятия на специальном столе, конструкция которого позволяет изменять угол наклона его плоскости к горизонтали. Постепенно увеличивая во время занятий угол наклона стола и меняя место приложения фиксирующих ремней (на уровне крупных суставов ног, поясничного и грудного отделов позвоночника), можно дозировать нагрузку на опорно-двигательную, сердечно-сосудистую и вестибулярные системы больного, функции которых страдают при сотрясении мозга .

Осторожная ортостатическая нагрузка способствует адекватной тренировке сердечной мышцы, нормализует центральный и периферический сосудистый тонус. Постепенное увеличение нагрузки (по мере перехода к вертикальному положению) на нижние конечности и позвоночник повышает их готовность к предстоящей деятельности - вставанию и ходьбе. Изменяющийся темп (резкий или плавный) подъёма плоскости улучшает адаптационные свойства вестибулярного аппарата, особенно у больных с травматическим очагом в височной области или задней черепной ямке. Постепенная тренировка в переходе к вертикальному положению благотворно влияет на ликвоциркуляцию. В зависимости от состояния больного и степени его тренированности увеличивается продолжительность занятий в положениях, приближающихся к вертикальному.

Если продолжить говорить о специальных активных упражнениях в позднем восстановительном периоде, то необходимо отметить, что они должны быть строго дозированными, целенаправленными и адекватными локальному неврологическому статусу. Характер, число и очередность упражнений подбирают для больного строго индивидуально. При вялых парезах и параличах подобный выбор упражнений облегчается предварительной оценкой мышечной системы больного по общепринятой пятибалльной системе .

Особенно важны специальные активные упражнения, направленные на дифференцированное овладение всей гаммой мышечной деятельности. Сюда относится обучение минимальным мышечным напряжениям, восстановление умения дозировать мышечное напряжение, скорость движения, амплитуду движения, время переключения и другие физические величины движения. Большое внимание уделяют активному зрительному, проприоцептивному, слуховому и другим видам контроля со стороны больного.

В комплекс упражнений включают также обучение целенаправленным двигательным актам. Каждое действие проводят вначале пассивно, под зрительным контролем больного, затем активно 3-4 раза на здоровой конечности. Далее активное движение выполняют одновременно в обеих конечностях с коррекцией движения в пораженной конечности. После этого заданное движение совершают только пораженной конечностью. В ряде случаев легче делать движения не одновременно в обеих конечностях, а попеременно в здоровой и пораженной. Легкие действия чередуют с более сложными. При невозможности выполнить сразу весь двигательный акт больного обучают отдельным элементам этого действия, затем «связкам» между элементами и всему акту. Если выполнение какого-либо действия затруднено из-за непреодолимых очаговых поражений мозга, то больному предлагают движения и действия компенсаторного типа, направленно замещающие утраченный двигательный акт .

В позднем периоде черепно-мозговой травмы большое внимание уделяют предупреждению и устранению непроизвольных содружественных движений, которые часто возникают у больных. Борьбу с этим дефектом ведут с помощью фиксации (пассивной) неработающей конечности, активным волевым противодействием со стороны больного, специальными противосодружественными движениями в разных исходных положениях и, наконец, воссозданием нормальных содружественных движений.

Особое место в комплексе лечебно-восстановительных мероприятий занимает обучение стоянию и ходьбе. Проведение лечебно-тренировочных занятий на специальном вращающемся столе - первый этап восстановления функции статики и походки. Непосредственно после этих занятий (в разные сроки - от 3 недель и позже) начинают обучение больного вставанию и передвижению. Восстанавливается биомеханический рисунок акта вставания - наклон корпуса вперед с одновременным напряжением четырехглавых мышц, разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах, движение рук вперёд и т.д. В положении стоя больной обучается равномерному распределению массы тела на обе ноги, затем переносу тяжести тела с одной ноги на другую, равновесию в шаге, непосредственно элементам шага и соединению их в ходьбу, координированным движениям рук и ног при ходьбе. Обучение ходьбе - сложный процесс, успешность которого во многом зависит от правильного поэтапного подбора упражнений, строго специфичных для клинической двигательной картины у больного .

Помимо вышеуказанных упражнений, применяют специальные упражнения для ликвидации нарушений координации движений. К ним относятся тренировка сочетанных действий в различных суставах рук, ног, туловища при выполнении таких важных двигательных актов, как ходьба, повороты на месте и в движении, передвижение по пересеченной плоскости (неровность опоры, спуск и подъём по лестнице, уменьшенная плоскость опоры и т.д.), выполнение бытовых и трудовых целенаправленных действий и др. Используют упражнения для восстановления и укрепления функций равновесия, специальную вестибулярную гимнастику, тренировку устойчивости к различным «сбивающим» функциям влияния.

Вестибулярную гимнастику, рефлекторные упражнения (с использованием нормальных синергий) и специальные упражнения применяют в промежуточном и начале позднего периода. Вестибулярная гимнастика включает в себя глазодвигательные упражнения в сочетании с поворотами и наклонами головы, задания на ориентировку в определении скорости, размеров и направления движущихся предметов. Рефлекторные упражнения строятся на основе содружественного включения различных мышечных групп в определенный двигательный акт. Противоатактические упражнения заключаются в тренировке на выполнение одной и той же двигательной задачи различными методами (так называемое увеличение вариативности решения задачи). Вырабатываются такие качества, как точность и меткость. Интенционный тремор снижается и вестибулярная гимнастика сочетаются с другими видами лечебной физической культуры, входя в общий комплекс лечебно-восстановительных мероприятий в позднем периоде травматической болезни .

В резидуальном периоде - проводятся лечебно-восстановительные мероприятия, начатые в предыдущий период. Кроме того, осуществляется направленная компенсация утраченных двигательных функций с целью обучения необходимым бытовым и трудовым навыкам, самообслуживанию и передвижению, трудовым процессам и тем самым социальной реабилитации больного.

Эффективность занятий лечебной гимнастикой может быть повышена специальными занятиями, трудотерапией, которая в сочетании с перечисленными методами ЛФК активно способствует физической, бытовой и социальной реабилитации больного после черепно-мозговой травмы.

Особого подхода требуют больные, перенёсшие тяжёлую черепно-мозговую травму с нарушением жизненно важных функций. Сложность двигательных дефектов при подобных травмах обуславливается комбинированным поражением пирамидных, экстрапирамидных и мозжечковых систем в различных сочетаниях и проявлениях. Комплекс восстановительно - компенсаторных мероприятий проводится с учётом сочетанного поражения и включает различные методы реабилитации.

Так, лечение положением предусматривает устранение мышечной дистонии - сочетания мышечной гипертонии с гипотонией (как следствие подкорково-стволовых поражений). К этим тоническим нарушениям нередко присоединяются паркинсоподобные симптомы - общая ригидность, скованность, тремор, каталептоидность. Всё это требует частого чередования статического лечения положением (чаще лонгетами) и пассивных редрессирующих движений .

При восстановительном лечении следует учитывать состояние психики больных.

Длительно сниженная психическая активность, малая контактность или неконтактность больных, быстрая истощаемость вынуждают применять пассивные и полуактивные методы лечения, искать обходные пути при восстановительной терапии. Применяют упражнения с использованием шейно-тонических и реципрокных рефлекторных связей, сочетающиеся с пассивными и полупассивными движениями, лечение положением.

Постепенное восстановление психической и психологической активности позволяет увеличить объём и разнообразить лечебную нагрузку. Особых приёмов восстановительного обучения и переобучения требуют нарушения высших корковых функций - апраксия, афферентные парезы, акинезия и др. Специфическим является и сочетание приёмов, которые применяют для лечения как спастических, так и вялых парезов.

В более поздние периоды при обучении стоянию и ходьбе применяют комбинированные методы, необходимые для лечения и компенсации пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой недостаточности. Обучение попеременному напряжению мышц-антогонистов и восстановление правильного рисунка шага при пирамидной патологии, изменение темпа и ритма ходьбы, восстановление естественных синкинезий и динамическая поддержка головы петлей Глиссона при экстрапирамидальной патологии, вестибулярная и противоатактическая гимнастика при мозжечковой патологии - все эти методы восстановительно-компенсаторного лечения используют в различных сочетаниях, объёме и последовательности .

Настойчивое и непрерывное занятие с использованием различных средств лечебной физической культуры даёт положительный эффект даже при самых тяжёлых формах черепно-мозговой травмы и способствует возвращению пострадавших к активной социальной жизни.

Многообразие двигательных дефектов при черепно-мозговой травме не позволяет привести конкретных комплексов ЛФК при каждой форме, поэтому специалисту следует ориентироваться на средства лечебной физической культуры, используемые при черепно-мозговой травме, с последующим применением специальных упражнений .

Таким образом, можно дополнить, что система лечебно-восстановительных упражнений при поражениях головного мозга зависит в первую очередь от состояния больного. Вначале больные выполняют элементарные, лёгкие упражнения, а по мере Улучшения состояния переходят к сложным и в последующем к тренировочным упражнениям.

  • 1.6. Средства лфк
  • 1.7. Массаж в лфк
  • 1.7.1. Классификация массажа. Влияние массажа на организм
  • 1.7.2. Основы классического ручного массажа
  • 1.7.3. Точечный массаж
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 2. Основы методики лфк
  • 2.1. Периодизация лфк
  • 2.2. Регламентация и контроль нагрузок в лфк
  • 2.2.1. Теоретические основы регламентации нагрузок в лфк
  • 2.2.2. Нагрузки в лфк
  • 2.3. Формы организации занятий лфк
  • 2.4. Организация, структура и методика проведения занятия в лфк
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 3. Методика лфк в ортопедии и травматологии
  • 3.1. Лфк при деформациях опорно‑двигательного аппарата
  • 3.1.1. Лфк при дефектах осанки
  • Укрепление мышечного корсета
  • 3.1.2. Лфк при плоскостопии
  • 3.2. Лфк в травматологии
  • 3.2.1. Общие основы травматологии
  • 3.2.2. Лфк при травмах опорно‑двигательного аппарата
  • Лфк при травмах мягких тканей
  • Лфк при травмах костей
  • Лфк при переломах позвонков (без повреждения спинного мозга)
  • Лфк при вывихах в плечевом суставе
  • 3.3. Контрактуры и анкилозы
  • 3.4. Лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе позвоночника
  • 3.4.1. Заболевания суставов и их виды
  • 3.4.2. Основы методики лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе
  • Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (начальный этап третьего периода)
  • Комплекс основных упражнений для разблокировки шейного отдела позвоночника
  • Разблокировка пояснично‑крестцового отдела позвоночника
  • Раздел 4. Методика лфк при заболеваниях висцеральных систем
  • 4.1. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.1. Классификация сердечно‑сосудистой патологии
  • 4.1.2. Патогенетические механизмы влияния физических упражнений при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.3. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Показания и противопоказания к лфк
  • Общие принципы методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.4. Частные методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Вегетососудистая дистония
  • Артериальная гипертензия (гипертония)
  • Гипотоническая болезнь
  • Атеросклероз
  • Ишемическая болезнь сердца
  • Инфаркт миокарда
  • 4.2. Лфк при заболеваниях органов дыхания
  • 4.2.1. Заболевания органов дыхания и их классификация
  • 4.2.2. Методика лфк при заболеваниях дыхательной системы
  • Лфк при заболеваниях верхних дыхательных путей
  • Простудные и простудно‑инфекционные заболевания
  • 4.3. Методика лфк при нарушениях обмена веществ
  • 4.3.1. Нарушения обмена веществ, их этиология и патогенез
  • 4.3.2. Лфк при нарушениях обмена веществ
  • Сахарный диабет
  • Ожирение
  • Лечебная физкультура при ожирении
  • 4.4. Методика лфк при заболеваниях желудочно‑кишечного тракта
  • 4.4.1. Заболевания желудочно‑кишечного тракта, их этиология и патогенез
  • 4.4.2. Лфк при заболеваниях жкт Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • Гастрит
  • Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
  • Раздел 5. Методика лфк при заболеваниях, повреждениях и нарушениях деятельности нервной системы
  • 5.1. Этиология, патогенез и классификация заболеваний и нарушений нервной системы
  • 5.2. Механизмы терапевтического влияния физических упражнений при заболеваниях, нарушениях и травмах нервной системы
  • 5.3. Основы методики лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы
  • 5.4. Лфк при травматических повреждениях спинного мозга
  • 5.4.1. Этиопатогенез повреждений спинного мозга
  • 5.4.2. Лфк при повреждениях спинного мозга
  • 5.5. Лфк при травматических повреждениях головного мозга
  • 5.5.1. Этиопатогенез травм головного мозга
  • 5.5.2. Лфк при травмах головного мозга
  • 5.6. Нарушения мозгового кровообращения
  • 5.6.1. Этиопатогенез нарушений мозгового кровообращения
  • 5.6.2. Лечебная физкультура при мозговых инсультах
  • 5.7. Функциональные нарушения деятельности головного мозга
  • 5.7.1. Этиопатогенез функциональных нарушений деятельности головного мозга
  • 5.7.2. Лфк при неврозах
  • 5.8. Детский церебральный паралич
  • 5.8.1. Этиопатогенез детского церебрального паралича
  • 5.8.2. Лфк при детском церебральном параличе
  • 5.9. Лфк при нарушениях зрения
  • 5.9.1. Этиология и патогенез миопии
  • 5.9.2. Лечебная физкультура при миопии
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Раздел 6. Особенности организации, содержания и работы специальной медицинской группы в образовательной школе
  • 6.1. Состояние здоровья школьников в России
  • 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах
  • 6.3. Организация и работа специальной медицинской группы в школе
  • 6.4. Методика работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы
  • 6.4.1. Организация работы руководителя смг
  • 6.4.2. Урок как основная форма организации работы смг
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Рекомендуемая литература Основная
  • Дополнительная
  • 5.5.2. Лфк при травмах головного мозга

    ЛФК при травмах головного мозга проводится согласно состоянию больного по периодам. Методика ЛФК в каждом из них определяется не только повреждением функций отдельных органов и систем организма (главным образом наличием парезов и параличей), но и общим состоянием всего организма с его индивидуальными особенностями.

    В первом периоде основными задачами ЛФК являются:

    1) нормализация психического состояния больного;

    2) предупреждение последствий травмы головного мозга;

    3) нормализация состояния жизненно важных функций организма, в первую очередь дыхательной и сердечно‑сосудистой деятельности;

    4) рассасывание развившихся внутричерепных гематом.

    Принципиальные особенности методики ЛФК и применяемых средств при травмах головного мозга соответствуют рассмотренным при мозговом инсульте. В первую очередь это касается тех травм, которые сопровождаются изменениями двигательной и чувствительной сфер больного.

    Лечебную гимнастику, независимо от степени сотрясения мозга, начинают применять уже в условиях реанимационного отделения после устранения шокового состояния больного, однако при условии установившегося стабильного состояния больного при отсутствии тошноты, рвоты и сильной головной боли. Занятия проводятся в условиях строгого постельного режима. При наличии парезов и параличей кроме лечения положением индивидуальные занятия физическими упражнениями в виде пассивных движений в парализованной(ых) конечности(ях) назначаются тотчас же после выхода больного из общего тяжелого состояния.

    Противопоказаны упражнения скоростно‑силовые, с натуживанием и задержкой дыхания на вдохе, резкие повороты и наклоны головы и т.п., так как они могут вызвать тошноту, рвоту, головокружение и т.д. Не рекомендуются и упражнения относительно сложной структуры или требующие повышенной концентрации внимания со стороны больного.

    Пассивные и активные движения выполняются вначале только для мелких и средних мышечных групп дистальных отделов верхних и нижних конечностей в медленном темпе и с небольшим числом повторений. Упражнения проводятся в медленном темпе с многократным повторением комплекса в течение дня при строгом контроле за состоянием пострадавшего. Особое значение имеют дыхательные упражнения статического характера, однако при этом обращают внимание на недопустимость гипервентиляции, которая в связи с гипокапнией может привести к спазму мозговых сосудов. Поэтому дыхательные упражнения проводят без глубокого вдоха и с акцентом на удлиненном выдохе, а количество повторений не превышает трех – пяти. В случае развития парезов и параличей необходимо обучать больного упражнениям в посылке импульсов и идеомоторным, которые бы он мог проводить самостоятельно в перерывах между выполнениями основных комплексов.

    При черепно‑мозговой травме вначале используют только дыхательные упражнения и пассивные движения. По мере адаптации больного к физической нагрузке включаются движения в более крупных суставах конечностей в сочетании с дыханием и медленными движениями головы. Если головные боли и головокружения выражены умеренно, количество применяемых упражнений постепенно увеличивается, начинают применять исходные положения на боку, а затем – и лежа на животе. Каждое новое усложнение упражнений начинается с их выполнения с помощью методиста и лишь затем самостоятельно.

    В первом периоде заметное место в ЛФК занимает массаж. Основное внимание уделяется массажу воротниковой зоны, которую тщательно прорабатывают по отсасывающей методике, что способствует восстановлению кровообращения головного мозга и рассасыванию образовавшейся внутричерепной гематомы.

    При удовлетворительной адаптации больного к движениям и улучшении общего состояния осуществляется медленный перевод больного в положение сидя на койке со спущенными ногами. Как и для спинальных больных, первым попыткам к переходу в положение сидя (а затем и стоя) должны предшествовать специальные упражнения, способствующие восстановлению сосудистого тонуса и предупреждению гравитационных нарушений состояния больного. В исходном положении сидя выполняются простейшие упражнения для рук, затем повороты головы и туловища. При соответствующем состоянии больного его можно поднять на ноги, включить простейшие упражнения в положении стоя, а затем – и ходьбу в палате.

    ЛФК проводят в зависимости от характера двигательных нарушений (вялые или спастические нарушения движений, анестезия или гипостезия и пр.), а также обширности вовлеченных в патологической процесс двигательных и чувствительных элементов. В частности, если в результате поражения головного мозга развивается гемипарез с преобладанием тонуса мышц – сгибателей руки, разгибателей голени и сгибателей стопы, в занятиях ЛФК внимание должно быть направлено на нормализацию соотношения тонуса мышц‑антагонистов. Для этого используются специальные упражнения, способствующие расслаблению напряженных мышц и укреплению ослабленных. Включаются упражнения с помощью здоровой руки, аппаратов и приспособлений. При спастических параличах особое внимание обращается на обучение пострадавшего самостоятельному расслаблению мышц. Исключаются задания, которые могли бы способствовать усилению сгибательной группы мышц на руке и усугубляли бы порочную позу больного. Занятия сочетаются с элементами точечного и местного массажа, с лечением положением.

    В дальнейшем, по мере улучшения функции пораженных конечностей, когда больной может выполнять активно все движения и сохраняются лишь нарушения координации (замедленность, неточность движений), могут использоваться специальные упражнения с предметами и без предметов, способствующие улучшению точности движений.

    На всех этапах лечения важное место занимает обучение больного правильной ходьбе, так как после травматических повреждений головного мозга одним из наиболее частых осложнений является нарушение походки. Обращается внимание на равномерность шага, правильность переноса и постановки пораженной ноги. Применяется ходьба по следовой дорожке, даются специальные задания; корректируется осанка, улучшается общая координация движений.

    Продолжительность занятия постепенно возрастает от 2 – 3 мин в начале периода до 12 – 15 мин с многократным повторением комплексов в течение дня (с учетом состояния пострадавшего).

    Второй период ЛФК при травмах головного мозга соответствует переводу больного на палатный режим, критерием которого являются клиническая картина состояния больного и возможность передвигаться по палате и выполнять в полном объеме все действия по самообслуживанию. Усложняются специальные упражнения для паретичных мышц: движения из облегченных исходных положений, выполняемые с помощью, а затем и без помощи с постепенным их усложнением.

    Занятия проводятся в исходных положениях лежа и сидя. Используются общеразвивающие упражнения и упражнения в тренировке вестибулярного аппарата. Вначале пострадавший выполняет опускание и поднимание головы вместе с туловищем, потом повороты головы вместе с туловищем направо и налево, затем круговые движения головы в медленном темпе и с небольшим количеством повторений каждое, с отдыхом и паузами между упражнениями. В дальнейшем выполняются движения только головой сидя на стуле в медленном темпе и в минимальной дозировке, а затем и в положении стоя. Если эти упражнения вызывают какие‑либо неприятные ощущения, то паузы и отдых обычно делаются более продолжительными.

    Во втором периоде большое внимание уделяется упражнениям в равновесии и координации движений, разнообразным по характеру и выполнению, но с учетом постепенного увеличения количества и сложности выполнения. Постепенно включаются упражнения на внимание и точность, на тренировку памяти, элементы игрового характера.

    По мере все более надежного восстановления навыка ходьбы ее выполнение усложняют: ходьба с замедлением и ускорением, в стороны приставными шагами, спиной вперед и пр. Обращается внимание на постепенное увеличение времени ходьбы в аэробном режиме, что способствует общему укреплению организма и тренировке кислородтранспортных систем организма, повышению кислородной емкости крови и т.п.

    Важнейшим условием эффективности применяемых средств и методов в этот период является увеличение нагрузки при тщательном контроле за состоянием пострадавшего. Вначале его проводит методист ЛФК, одновременно обучая самоконтролю больного, а затем и сам больной во время выполнения упражнений регулирует интенсивность и длительность нагрузки, ориентируясь на свое самочувствие. Важен и самоанализ его ощущений после нагрузки, о чем он должен сообщать специалисту ЛФК.

    Продолжительность занятий во втором периоде постепенно возрастает до 40 – 45 мин в конце периода. Это время включает как упражнения, выполняемые под контролем специалиста ЛФК, так и самостоятельно осуществляемые пострадавшим. В течение дня основной комплекс ЛФК дополняется массажем, аутогенной тренировкой, физиопроцедурами и другими мерами комплексной реабилитации.

    Третий период ЛФК при черепно‑мозговых травмах соответствует клиническому выздоровлению, требующему максимально полного восстановления жизнеспособности человека. Для этого тренируются все возможные двигательные навыки. В занятия включаются упражнения с предметами на координацию и равновесие, причем особое внимание обращается на точность их выполнения; включаются элементы различных видов спорта. При наличии невозможности полного восстановления утраченных функций в третьем периоде максимально тренируются компенсаторно‑заместительные двигательные навыки.

    Перенесший травму мозга человек должен уделять серьезное внимание общему укреплению организма, для чего в свой двигательный режим необходимо включать возможно более широкий арсенал средств ЛФК, включая длительные малоинтенсивные упражнения, закаливание, тренировку психики и пр. Вместе с тем ему следует исключить из своего двигательного режима те упражнения, которые при данном виде травм являются абсолютными противопоказаниями: сложные гимнастические упражнения на снарядах, усложненные висы (особенно вниз головой), спрыгивания с высоты, а также связанные с опасностью ударов по голове (бокс, восточные единоборства с полным или даже частичным контактом) или падения на голову (борьба) и т.п.

    При травмах и заболеваниях головного мозга тормозное влияние коры головного мозга на спинальные мотонейроны снижается, и их функции активизируются. В результате возникает центральный спастический паралич. При попытке выполнять активные движения возможны синкинезии – непроизвольные содружественные сокращения других мышечных групп.

    Инсульты

    Различают геморрагические (на фоне гипертонической болезни и атеросклероза сосудов головного мозга) и ишемические инсульты (на фоне тромбоза сосудов). Последствия инсультов: в первые дни тонус паретичных мышц понижается, а через несколько дней возникают спастические парезы и параличи, которые приводят к образованию контрактур.

    Травмы головного мозга

    Различают сотрясения, ушибы и ранения головного мозга. При всех травмах повышается внутричерепное давление, нарушается циркуляция крови и ликвора, отмечаются дистрофические изменения нервных клеток. Сотрясение головного мозга сопровождается головной болью, головокружением, тошнотой, рвотой, вегетативными нарушениями (колебания артериального давления, повышенная потливость и др.), адинамией, нарушением сна, отмечаются равномерная гипотония мышц конечностей, равномерная гипорефлексия. При ушибах и ранениях в связи с размозжением и сдавлением участков мозга к вышеперечисленным симптомам присоединяются двигательные, чувствительные, речевые и другие расстройства.

    Задачи ЛФК и массажа

    Стимуляция нейронов в очаге поражения; снижение патологического тонуса и увеличение мышечной силы; профилактика контрактур и пролежней; улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем; повышение эмоционального тонуса; восстановление утраченных двигательных функций; развитие компенсаторных навыков самообслуживания и ходьбы.

    Особенности ЛФК

    При травмах головного мозга сроки назначения лечебной гимнастики сугубо индивидуальны (при инсульте начало занятий – 2-3-й день при легкой и средней степени тяжести, при тяжелой форме – после восстановления сознания). При всех видах повреждения головного мозга исключают упражнения для головы, так как они могут вызвать тошноту, рвоту, головокружение и т. д.

    Лечение положением – конечности придают правильное положение, используя мешочки с песком, валики в подмышечную область и др. Движения начинают с мышц здоровой стороны тела (от проксимальных отделов переходят к дистальным), а затем включают пассивные движения паретичной конечностью, производя их одновременно со здоровой стороной или попеременно, применяя упражнения на растягивание парализованных мышц. ИП лежа на спине, животе, на боку. Темп медленный, обязательны паузы для дыхания, упражнения на расслабление мышц. Особое внимание уделяют сгибанию и наружной ротации плеча, разгибанию и супинации предплечья, разгибанию кисти и пальцев, противопоставлению и отведению большого пальца руки, сгибанию и ротации бедра, сгибанию голени при разогнутом бедре, тыльному сгибанию и пронации стопы. При выполнении дыхательных упражнений не допускать гипервентиляции (можно спровоцировать эпилептические припадки): во время выдоха производят вибрирующие сдавления грудной клетки, вначале с минимальным усилием. Когда больному разрешают сидеть, выполняют и пассивные движения для пояса верхних конечностей (поднимание и опускание надплечий, поднимание, опускание, отведение и приведение лопаток). При появлении произвольных движений активные упражнения выполняют с чьей-либо помощью. Позднее больного обучают ходьбе с костылями, по лестнице, добавляют упражнения для туловища (небольшие наклоны, сгибание, разгибание, повороты), вестибулярную гимнастику (глазодвигательные упражнения в сочетании с поворотами и наклонами головы, задания на ориентировку в определении скорости, размеров и направления движущихся предметов), а также упражнения для воспитания двигательных навыков самообслуживания (мелкие движения для пальцев с использованием теннисных мячей, лепки и др.).

    Массаж

    Назначают при нарушениях двигательных функций после травм головного мозга индивидуально, после инсульта – на 3-5-й день, чередуя его с ЛГ. Вначале массируют спину в ИП лежа на здоровом боку, затем здоровую нижнюю конечность (начиная с проксимальных отделов), потом парализованную, руки и живот. Применяют поглаживание, растирание и в большей степени разминание. При массаже спины для улучшения трофики нижних конечностей акцент делают на поясничную область, а для верхних конечностей – на шейно-грудную. Спастические мышцы массируют нежно, а растянутые – более энергично. Продолжительность массажа – 10-20 минут. Курс – 15-20 процедур. В год необходимо 3-4 курса.

    При легкой и средней степени сотрясения на 2-3-й день после травмы в положении сидя массируют затылок, шею, надплечья, а затем спину до нижних углов лопаток, применяя поглаживание, растирание, неглубокое разминание и легкую вибрацию. Также в первые 3-5 дней применяют криомассаж затылочной области и надплечий в течение 3-5 минут (8-10 процедур).

    Лечебная физкультура.

    Здравствуйте, дорогие читатели и гости информационного блога, посвященного реабилитации после невролгических заболеваний. Эта статья о таком важном методе реабилитации после инсульта или нейротравм как ЛФК или лечебная физкультура. В статье опишем сам метод, правила проведения ЛФК после инсульта и ЧМТ , сроки начала и длительность проведения занятий.

    Считаю важным описать как можно более доступно и приближенно именно этот метод реабилитации, а в дальнейшем и, по-возможности, будем дополнять статьями этот ресурс на эту тему. Почему именно ЛФК я уделяю такое повышенное внимание?

    Лечебная физкультура занимает главенствующее положение, как метод реабилитации после инсульта, чмт и сопутствующих им двигательных нарушениях, порой, эффект от которой значительно превосходит эффект применения всевозможных “капельниц и уколов”, таблеток и других методов традиционной медицины.

    Скажу наперед, что ЛФК- это далеко не панацея, но метод восстановления с высокой эффективностью. Лечебная физкультура после инсульта и ЧМТ , как и любое дело, требует старания, усердия и терпения- как со стороны человека, нуждающегося в реабилитации, так и его родных и близких.

    Не секрет, что после инсульта или нейротравм остаются стойкие последствия поражения нервной системы, об этом уже написаны статьи. Учитывая стойкие последствия, реабилитация после таких нарушений нужна комплексная и квалифицированная. Итак, приступим непосредственно к вопросу применения ЛФК , а первым пунктом, на котором мы остановимся будет время начала занятий лечебной физкультурой.

    Когда следует начинать проводить ЛФК?

    Лечебная физкультура, не смотря на то, что является лечебным методом, в то же время представляет собой и физическую нагрузку. Зачастую тяжелые инсульты или травмы головного мозга становятся причиной утраты сознания, вплоть до комы, а в этот период занятия ЛФК невозможны и противопоказаны. Начинают заниматься лечебной физкультурой когда пациент пришел в себя и находится в ясном сознании.

    Любые лечебные мероприятия должны проходить с разрешения лечащего врача и врача лечебной физкультуры.

    В соответствии с требуемой нагрузкой и конкретным целям врачом ЛФК назначается соответствующая группа лечебной физкультуры. Правильный выбор группы лечебной физкультуры обусловлен и частым наличием противопоказаний для занятий в той или иной группе. Например, противопоказаниями могут быть заболевания сердца, легких, опорно-двигательного аппарата и т.д.

    Что касается конкретных сроков- при сохранении сознания, стабильном общем состоянии и отсутствии серьезных ограничений со стороны других органов и систем к проведению ЛФК, эти занятия уже начинают на 2-3 неделе нахождения в стационаре, это так называемые мероприятия ранней реабилитации, которые являются очень важными, подробнее об этом читайте .

    Какими бывают занятия лечебной физкультурой?

    Отметим, что занятия лечебной физкультурой могут быть активными- когда человек в состоянии сам выполнять предписанные упражнения и пассивными- когда упражнения выполняют люди ухаживающие за человеком. Что это значит?- а значит то, что для выполнения упражнений лечебной физкультуры нужна хоть какая-то физическая сила и умение владеть своими конечностями, а эти способности часто утрачены у человека с тяжелыми поражениями нервной системы. Приводим Вам наглядный пример пассивной лечебной физкультуры, в котором производится работа с кистью пораженной руки, смотрите в видео.

    Таким образом, если нет активных движений в кисти или стопе (мелких суставах) то начинают выполнять пассивную гимнастику, начиная именно с этих частей тела, затем включают сюда выполнение движений в других более крупных суставах тела, включая и увеличение амплитуды движений. При появлении минимальных движений- начинают комбинировать пассивные занятия с активными, стараясь сместить этот баланс в пользу последних.

    Часто прибегают к специальным тренажерам, представляющими на сегодняшний день современные способы реабилитации. Обычно их можно встретить в реабилитационных центрах и отделениях. Подробнее об этих современных тренажерах и методах читайте .

    Сами занятия ЛФК могут быть групповыми и индивидуальными, в зависимости от конкретного случая инсульта или другого поражения головного мозга. Грамотный врач и инструктор лечебной физкультуры, а также выполнение их рекомендаций- один из главных моментов в восстановлении. Постарайтесь приложить все усилия, чтобы человек в восстановительном периоде после инсульта или чмт был осмотрен и проинструктирован специалистами ЛФК.

    Не теряйте время, помните о максимально эффективных сроках восстановления , подробнее об этом читайте .

    Опубликовано автором