Вопрос:

Здравствуйте батюшка! Давно уже назрел этот вопрос и благодарю вас, что есть возможность задать его здесь - посредством интернет связи! Почему мы, православные не можем в нашей церкви подавать записочки о здравии или заказывать молебны о своих близких, если те не являются крещенными? Ведь Иисус никого не сортировал на обрезанных, крещенных, здоровых или больных? Когда подаешь записочки в лавке при церкви, то женщины там работающие сразу предупреждают, что писать нужно только за крещенных. А если твой близкий к примеру, католик и был крещен уже - то как быть в этом случае? Молиться самой - это да! Это постоянно, но как же хочется, чтобы молитва была прочитана человеком вооцерквленным, святым. Получается, что подавая записки я не могу туда вписывать имена некрещеных родственников и никто не может объяснить почему. Даже святым угодникам заказать молебен к примеру о путешествующем - не могу, так как он некрещеный. Не кажется вам это какой-то ненужной сортировкой людей на "годных и негодных". Может, если бы за них молились церковнослужители, они бы быстрее к Богу путь нашли? Спасибо за ответ! С уважением, Оксана

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

В Православии существует два вида молитвы: церковная и частная. Церковная молитва совершается за членов Церкви, то есть за крещеных в Православии людей, находящихся в общении с Церковью. Выражается эта молитва в заздравных и заупокойных записках, подаваемых к проскомидии за Литургией, в сорокоустах, в панихидах и отпеваниях. Главное поминание – Литургическое и поэтому те лица, что не являются членами Церкви, не причащаются из одной с нами Евхаристической Чаши, за Литургией не поминаются. Исключение могут составлять заздравные молебны. Здесь допустимо подавать записки с именами не православных и даже иноверцев. Но что - бы не смущать других молящихся, лучше записать этих людей под созвучными православными именами, например: Диана – Дарья, Альберт – Александр и т.д. Частная молитва представляет из себя ту молитву, что произносится в храме не гласно, не за Литургией. Например, человек пришел и помолился за некрещеного друга, или поставил свечи за иноверца – благодетеля. А так – же, это молитва вне храма, например – домашнее правило. Здесь – нет ограничений, за кого молиться. Что – же касается того, проводил – ли Христос различение между людьми разных национальностей и религиозных взглядов, Он указывал на необходимость для полноты Богопознания и спасения принадлежать к Его Церкви: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Он утверждал необходимость участия в Евхаристии, совершаемой в Церкви: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную…» (Ин. 6, 54). И апостол Павел говорил, что именно во Христе нет различия между иудеем и язычником, рабом и свободным и т.д. Но для этого человек должен быть во Христе, то есть войти в Его Церковь. Поэтому, церковная молитва – за членов Церкви, частная – за всех прочих.

Сначала мнение прот. Алексея Уминского:
– ""Но если обычный человек напишет в записке об упокоении имя некрещеного, у него никто эту записку в храме не возьмет.

– Богослужебной комиссии, мне кажется, нужно ставить этот вопрос: в каком объеме, какими молитвами Церковь может поминать некрещеных. Внезапная смерть – мы не знаем, что происходит в душе у человека, может быть, он креститься собирался… А дети, которых не крестили?!

Мне кажется, нужно четко обозначить то смысловое пространство, в котором Церковь должна показать: где и как происходит молитва о некрещеных. Мы молимся о властях и воинстве на каждой литургии. Но огромное количество людей, входящих в правительство нашей страны и в ее воинство – люди другой веры или вовсе неверующие. На каждой ектенье в каком-нибудь русском православном храме, скажем, в Бельгии будут молиться о бельгийском короле. В Нидерландах – о королеве и так далее.

Если Церковь, так или иначе, совершает молитву о некрещеных в каких-то отдельных случаях, то надо дать четкое определение для мирян, например: сейчас идет молебен перед иконой Божьей Матери «Взыскание погибших», а у тебя столько родственников заблудших и некрещеных, ну как же Матери Божьей за них не помолиться сегодня, почему их имя не вписать в записочку на молебен.

Или когда идет общая панихида о погибших, почему не вспомнить всех погибших. Вот мы молимся о погибших в войнах, отдавших свою жизнь за Отечество, и их миллионы. Сколько из них было некрещеных? Но мы молимся за всех. А не так, что только за крещенных, за «наших», а души остальных пусть в стороночку отойдут.""
Источник: http://www.pravmir.ru/kak-zhit-esli-est-smert-3/#ixzz3GmH22tRj
===========================================================================
Я уже писал об этом не раз, и в личном общении всегда говорю следующее.
Поминовение по запискам само по себе очень условно и незначительно, если, тем более, записки подаются в большой храм или монастырь, где вас никто (или мало кто) знает и уж тем более никто не знает из духовенства. Как и кто будет читать эти записки, даже если их примут, - большой вопрос. А вот если вы знакомы с каким-либо конкретным священником и ему доверяете, то есть если у вас с ним вполне простые отношения, просите его лично помолиться о здравии или упокоении того или другого некрещеного, если вам так хочется, чтобы кроме вас помолился еще и священник. Здравомыслящий священник (не законник, не начетник) никогда не откажет, уверен в этом. А подавать записки через храмовые киоски, где их принимают сестры со своими представлениями о том, что можно и что нельзя (в том числе навеянными упрощенными указаниями настоятелей, для удобства восприятия, делать так или сяк) - особого смысла нет, поскольку так это и будет, судя по всему, продолжаться еще неизвестно сколько времени. И прежде всего надо понять, что любая записка - это просто письменное выражение вашей же личной молитвы. Вы думаете, Бог её без записки не услышит? В таком случае, по вере вашей и будет вам. И потому и случаются подобные вот казусы - мы сами превращаем храмы в комбинаты требоисполнительских услуг с подобным магическим восприятием молитвы. А вот если эту вашу записку прочтет кто-то другой, кто вас знает и вам сочувствует, - это совсем другое дело, нежели подавать просто в храм или монастырь, потому что "тут святое место", "тут монахи молятся" и прочее, прочее. И тут не обязательно даже священнику помолиться, а любому человеку или нескольким людям, которые вас знают и которые члены церкви. Вот с этого и начинается церковная молитва.

Можно ли подавать записки на проскомидию за людей, которые далеки от Церкви? Одни священники говорят, что нельзя, а другие считают, что можно. Об этом нигде не написано. Что Вы посоветуете? Где можно об этом прочитать?

Этот вопрос в каком-то смысле мне очень близок, потому что после окончания Московской духовной академии и до принятия священного сана меня этот вопрос серьезно интересовал в том смысле, чтобы найти письменное подтверждение в каком-то источнике того, что действительно является достоянием Священного Предания. Где найти письменное свидетельство этому? Нередко современные люди, особенно «очень грамотные» (в кавычках), не слушают никаких слов, им надо увидеть, где это написано.

Я обратил внимание на такой нюанс. У этой проблемы есть как бы две стороны: богословско-литургическая и финансово-практическая. Последняя состоит в том, что записки, которые подаются в храм на литургии, бывают простые и заказные, цен никаких нет, а есть ориентировочная сумма пожертвования, но заказная записка дороже. Но эту финансово-практическую сторону мы сейчас обсуждать не будем, а я хочу обратить внимание на богословско-литургическую сторону этого вопроса: можно ли подавать записки за людей, живущих нецерковно, нравственно мертвых, далеких от веры, которые над верой смеются, абсолютно равнодушных к своей душе и душам ближних, к Богу и вечной жизни? Такие люди есть, у кого-то это близкие родственники (сын, муж), и мы не можем за них не переживать. Как такому человеку помочь? Правильно ли за него подавать записки на Божественной литургии, чтобы священник вынимал частицу, а затем опускал в потир со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною»? Главный вопрос: правильно ли это будет, уместно ли, полезно ли самим тем людям?

Интересный нюанс, на который я обратил внимание еще тогда, когда искал ответ в книгах. Вопрос задается конкретный, а ответы на него, которые чаще всего приходилось видеть в книгах, общего плана. Для наглядности приведу пример. Вы меня, например, спросите: «Как мне доехать до Троице-Сергиевой лавры?» А я отвечу: «Хотите доехать до лавры? Вам надо двигаться в сторону Северного Подмосковья». Может быть, когда-нибудь вы и приедете в лавру при таком ответе. Конечно, вас такой ответ не удовлетворит. И самое главное: вроде бы я ответил на ваш вопрос и направление правильно указал, но в то же время на прямо поставленный вопрос я вам не ответил. То же самое и в книгах по вышеуказанному вопросу, ответ звучит так: «Надо молиться. А кто же будет молиться? А как же за них не помолиться?» Но вопрос же не звучал, нужно ли молиться. Вопрос был конкретный: вынимать частичку на литургии за человека, равнодушного к вере, ведущего сознательно нераскаянный образ жизни, полезно это ему и полезно ли тому, кто подает такую записку? Это не значит, что Господь кого-то не любит и к кому-то относится с предубеждением или не хочет спасения этим людям. Вопрос в том, полезно ли таким людям это, если они сами попирают истины веры?

Догматическая истина состоит в том, что Бог не спасает нас без нас. У одного из выдающихся отечественных литургистов Ивана Дмитриевского в его книге «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Божественную литургию» (это автор XIX века) помещена книга блаженного Симеона Солунского (святой отец, живший на рубеже XIV-XV веков), переведенная на русский язык, где четко и ясно дается конкретный ответ на этот вопрос. Он говорит, что частички, вынимаемые за людей, символизируют самих этих людей, и поэтому, если человек живет по-христиански, эта частичка подобна жертве Богу за этого человека, и эта жертва благоприятна, если человек хотя бы кается, потому что тогда такой человек получает благодать Духа Святого и прощение грехов. Блаженный Симеон пишет дальше: «Сколько полезно это людям, живущим по-христиански, столько же неполезно тем, которые сознательно попирают христианскую веру». Вот где грань: вопрос не в том, можно или нельзя это делать, а насколько полезно это будет такому человеку и не берет ли грех на свою душу тот, кто подает записки за таких людей.

Есть еще одна замечательная книга, она очень маленькая, и я часто вожу ее с собой: она называется «Всенощное бдение и литургия», издана в 2004 году Издательским советом Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Здесь написано: «Значительно доработанное переиздание популярной брошюры поможет православному народу лучше понимать богослужение и полнее молитвенно соучаствовать в нем». В приложении перечислены многие авторы (преподобный Максим Исповедник, святитель Геннадий Константинопольский, блаженный Симеон, Николай Кавасила), изъясняющие Божественную литургию. При пояснении проскомидии (той части Божественной литургии, на которой священник вынимает девятичинные частички) в этой книге написано следующее: «Иерей приносит частицу только за православных христиан, нельзя приносить частицы за тех, которые живут нераскаянно, потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния приступают к Святым Таинам, как сказал апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (см. Кор.11; 28-30)». В этой книге очень много ссылок и на святого Симеона, архиепископа Солунского, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Очень полезная книга, у меня издание 2004 года, но, наверное, она издавалась и позже.

священник Димитрий Беженарь

Знают ли люди, поминаемые в записках, что сейчас за них будет выниматься частица хлеба, которая в конце Литургии будет погружена в Чашу с Кровью Христовой со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Честною Твоею Кровию»; и, вообще, нужно ли им это. А ведь в этом священнодействии происходит таинственное соединение поминаемых людей со Христом. А мы знаем, что соединение со Христом может быть во благо, а может - «в суд и осуждение». Представьте, человек совершает смертный грех, а в это время частичка с его именем погружается в Кровь Христову, и совершается страшное кощунство и глумление над Величайшей Святыней. Человек, отторгнутый через смертный грех от Церкви, от Тела Христова, лишённый благодати Святого Духа, таинственно соединяется со Христом, и получает духовный ожёг, потому что Бог - Огонь, попаляющий грех и всякую нечистоту, а в месте с этим и человека, если он покаянием не растождествил себя с грехом. Поэтому нужно хорошенько подумать, за кого мы подаём записки на проскомидию, и что потом с этой запиской будет происходить. Для поминовения людей, далёких от Церкви, специально существуют МОЛЕБНЫ и АКАФИСТЫ. Здесь можно всех поминать. А на проскомидии мы поминаем верных чад Церкви, которые сами сейчас в силу объективных причин (болезнь, поездка, работа) не могут присутствовать за богослужением и приступить к Святым Тайнам.

И было бы пол беды, если бы те, кто подаёт записки, сами бы молились на службе за своих близких, сами бы вели христианскую жизнь. Ан, нет. Подали и убежали. Но если вы не хотите для своих близких совершить дело любви - труд молитвы, то неужели вы думаете, что Бог будет вас слушать. Можно заказать хоть тысячу «сорокоустов», но пока вы лично не предпримите труд молитвы, труд христианской жизни, толку от этого не будет никакого. Бога не купишь. Такое формальное поминовение будет только в суд. Нельзя отоноситься к Церкви как к бюро по предоставлению религиозных услуг. Любая небрежность и формализм по отношению к тому, что в Церкви происходит, может очень дорого обойтись. Церковь - это особая духовная зона, где действуют свои духовные законы. И эти законы нужно знать и соблюдать, иначе - беда. Если проанализировать происходящие в нашей церкви процессы, то получается очень невесёлая картина. Принесли младенца покрестить в храм родители, которые сами далеки от церкви и всего того, что с нею связано, то есть виртуальные христиане. Покрестили. Ребёнок растёт, но никакого христианского воспитания не получает, то есть как и его родители становится виртуальным христианином. Когда крещёный ребёнок вырастает, никакого сознательного шага ко Христу он не делает (его этому никто не учил), своего младенческого крещения не актуализирует, оно так и остаётся, как не посеянное семя, в потенциале. И живёт такой человек (чаще всего в смертных грехах) в твёрдой уверенности, что я крещён, и этого достаточно. Потом приносят успопшего виртуального христианина его родственники - виртуальные христиане уже на отпевание. То есть принесли в младенчестве, принесли после смерти, а сам человек так до Христа и не дошёл. И кому потом нужен весь этот спектакль, и какой в нём смысл? Это и есть те 70% процентов виртуальных православных в нашей стране, о которых постоянно слышишь, когда говорят о церковной статистике. Приходит такой виртуальный христианин в храм, и ему там говорят, чтобы у тебя и у твоих близких (не важно, ходят они в храм или нет) было всё хорошо (здоровье, благополучие, успех… О Христе, конечно, и речи быть не может), тебе нужно написать записочку о здравии, а чтобы хорошо было вашим усопшим (не важно, ходили они в храм или нет), их нужно заочно (ещё одно порочное явление в нашей церкви) отпеть, если не отпеты, и подать записочку о упокоении. Заплатить копеечку и идти заниматься своими делами. И вот, стоит батюшка в алтаре с этой грудой записок, с именами виртуальных христиан, в пустом храме и грустно ему становится от этого виртуального христианства.

Количество записей: 81

Игумену Никону. Батюшка, разрешено ли заказывать молебны о здравии в лоне Православной церкви за мусульман? И что разрешает Христианская церковь делать за иноверцев?

Татьяна

Татьяна, молебен молебну рознь: я думаю, если молитва направлена на обращение мусульманина ко Христу, то такой молитвой в церкви помолиться можно, а вот испрашивать для мусульманина земные и духовные блага, так, как мы испрашиваем их у Господа для Его рабов, христиан, странно и неуместно. За иноверцев можно ставить свечи и молиться в храме, но подавать за них записки на Литургию, заказывать панихиды и даже молебны без благословения священника, без личной просьбы к священнику о сугубой его молитве за их обращение, нельзя.

игумен Никон (Головко)

По ошибке заказала сорокоуст об упокоении и литию за некрещенного человека. Как теперь быть?

Вевея

Вевея, церковь не молится за не крещенных. За не крещенных можно молится дома. Попробуйте отозвать записку там, где вы ее подали – пойдите и объясните, в чем дело. Если это невозможно, то большого греха нет. Вы же не специально подали записку за некрещеного. Но на исповеди все равно в этом надо покаяться.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Много лет назад меня крестили в церкви. Но крестные родители оказались некрещеными, это они сообщили позже. Являюсь ли я крещеной, или мне снова надо креститься?

Ирина

Ирина, Крещение - это Таинство, в котором на человека сходит благодать Святого Духа. Взрослых людей крестят без крестных, младенцев крестят, как правило, с крестными - но это не влияет на само Таинство Крещения. Конечно, крестные должны быть обязательно сами крещены в православии. Вы, Ирина, являетесь крещеной и перекрещиваться Вам нельзя. Просто, получается, что у Вас нет крестных, так как те люди просто не могут ими быть по определению, ведь они сами не крещены.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка. В 2005 году трагически погибла двоюродная сестра 1946 г.р. Была ли она крещена, неизвестно. Я посылала запрос в Пинск, где она родилась. Пришел ответ, что такими сведениями не располагают. Последнее время она мне снилась и говорила, что она не там, где все. Я это расценила так, что она не отпета. Я молюсь о ее душе в частной молитве. Можно ли в нашем храме заказать отпевание р. б. Лидии, чтобы поминать ее в храме?

Валентина

Валентина, а вот этот вопрос и надо как раз задать в Вашем храме. Мы не можем так вот заочно и дистанционно решать, что в Вашем храме можно, а что нельзя, там есть настоятель, и это его обязанности. Поговорите со священником из Вашего храма по данному вопросу и последуйте, пожалуйста, его совету.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У меня родилась внучка, крестить хотим, с Божьей помощью, летом (сейчас холодно, опасаемся, ей всего 4 месяца). Перед сном я уже много лет крещу своих самых близких людей. Можно ли крестить на ночь внучку,ведь она пока некрещеная? Спасибо!

Марина

Да, Марина, можно. А зачем Вы ждете лета? Вода ведь в купели подогревается, теплая. Не в проруби же Ваш батюшка крестит, я надеюсь? Не откладывайте! Четыре месяца уже достаточный срок, ребенок уже более чем окреп, чтобы участвовать в Таинстве крещения.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли писать записку об упокоении некрещеному младенцу? Он умер в 9 месяцев, его не успели покрестить. Заранее спасибо.

Юлия

Юлия, нет, записку писать, к сожалению, нельзя, а вот поминать на келейной (личной, домашней) молитве можно. Только не расстраивайтесь чрезмерно, не убивайтесь и не ропщите: Господь милостив, и то, что делает, делает, только желая каждой душе добра. Вот и душа этого младенца находится в таких местах, где не испытывает никакой скорби, так как он безгрешен. И то, что в наших понятиях кажется нам страшным, как, например, смерть, в очах Божиих - просто переход от одного состояния жизни к другому. Жизнь человеческая вечна, и Господь выстраивает ее, именно исходя из этих позиций.

игумен Никон (Головко)

Доброго дня! Батюшка, скажите, пожалуйста, могу ли я поминать в домашней молитве усопшего родственника, который не был крещен?

Ксения

Да, Ксения, можете. Вы можете в его память совершать также добрые дела: раздавать милостыню, например, деньгами, одеждой, продуктами. Вообще, таких добрых дел не перечесть, подумайте, что Вам посильно, и совершайте это, как деятельное дополнение молитве.

игумен Никон (Головко)

Можно ли молиться об упокоении некрещеных?

Павел

Можно, Павел, но, что называется, келейно, то есть не в церковной, а в личной молитве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, некрещеная может стать крестной или нет?

Екатерина

Нет, некрещеная не может быть крестной, т. к. она должна будет в дальнейшем наставлять в вере свою крестницу, но как она сможет это делать, если сама не является церковным человеком?

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, батюшка. Я часто дома читаю Псалтырь, после первой славы молюсь о здравии моих близких. Скажите, пожалуйста, можно ли упоминать тут и не крещеных людей? И как вообще молится за некрещеных чтоб Господь привел их к Православной вере? Спасибо за ваши труды.

Наталья

Наталья, за некрещеных, конечно, молиться и можно, и нужно, но только разумно: дело в том, что за молитву о них иногда начинает на нас нападать враг и мы к таким искушениям можем быть не готовы. Давайте держаться поэтому такого правила: если молиться за некрещеных, то за самых близких или родных людей. И Псалтирь для такой молитвы – самая подходящая книга.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Помогите мне, пожалуйста, разобраться в себе, помогите советом или просто словом. 7 января было 40 дней, как нет рядом родного мне человека - папы. После продолжительной болезни (онкология) он умер на моих глазах. Мы с мамой до последнего скрывали от него правду, думаю, только в последние дни он стал догадываться, что все плохо. За пять месяцев он перенес 3 операции, но мы с мамой его вытащили, подняли на ноги, он даже стал ходить с палочкой, а потом все пошло на спад, перестал ходить, но все боролся. Какой он все таки молодец, всегда сдержанный был и до последнего старался не быть нам обузой с мамой. Я до последнего молила Бога о чуде. Ведь бывает же так, надо только верить. Но... наверное, это какое то испытание для меня, я должна сделать какие то выводы.Он был человек некрещеный. В семье крещеная только я, крестилась 11 лет назад, мне было тогда 25 лет. Сейчас я виню себя в том, что не покрестила папу, а все дело в том, что за 3 дня до смерти он перед едой креститься стал. Я его еще спросила: ты что это креститься стал, а он мне, как в шутку вроде: так пора, говорит, уже. Спросил меня, крестят ли взрослых, я говорю, конечно. Я же тоже взрослая крестилась. Вот, говорит, выздоровею, с мамой нас сводишь в церковь. Я до сих пор не верю, что его нет рядом. Прошу Бога, чтобы Он его принял там на небесах. Сегодня мне приснился сон, как папа с закрытыми глазами читает "Отче наш". Плачу каждый день, мысли крутятся только об одном, что виновата, не покрестита папу... Что мне делать, как быть. Помогите, пожалуйста. Заранее благодарна.

Наталья

Дорогая Наталья, молитесь Богу об упокоении Вашего отца словами молитвы преподобного Льва Оптинского. Замечательно, что Ваш отец стал серьезно относиться к вопросу о Боге. Возложите на Бога попечение о его душе и не переживайте, Господь Сам поможет новопреставленному Своему рабу.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! Я поклялась своей дочерью что не буду этого делать... Я клялась не в церкви, а просто дома, я не крещенная, а если нарушить клятву, что будет? Или в моем случае эти слова нечего не значат?

Елена

Ничего не будет, но больше так не делайте: мы за каждое слово перед Богом ответим.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Скажите, можно ли подавать записки на сорокоуст, парастас об усопшем, который был некрещеным, неверующим?

Нет, к сожалению, нельзя. Можно ставить в храме свечи и молиться самому, лично, а также творить за него добрые дела.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли молиться о тех, кто еще не принял веру? И есть ли молитвы о вразумлении заблудших душ? Как помочь человеку сделать правильный духовный выбор?

Ольга

Здравствуйте, Ольга! Церковь молится только за своих чад – то есть людей, принявших крещение. Но Вы можете поминать некрещеных в домашней молитве. Помолиться о заблудшем можно, например, Пресвятой Богородице перед ее иконой "Знамение" Корчемная. Ей молятся о наставлении в Православной вере, об избавлении от ереси и расколов, от пьянства, о вразумлении отпавших от веры Православной и о возвращении заблуждших в Церковь: "О Пресвятая Владычице Богородице, Небеснаго Царя Мати, Богоизбранная Отроковице! Ненадежных надеяние, больных исцеление, сирым предстательнице, скорбящим утешение и радость, обидимым покровительнице и всем в бедах и напастех сущим скорое поможение и заступление! Помози, о Мати Божия, и нам грешным в скорби нашей, возвесели радостию сердца людей Твоих; управи в мире и тишине жизнь нашу и не даждь во отчаяние впасти, Ты бо Едина еси паче всех святых и паче всех горних умов Предстательница наша к Богу, яко Всеблагаго Царя Благая Мати. Темже мы, грешнии, на Пречистый Твой образ "Знамение" взирающе, умиленно преклоняем колена и, благоговейно лобызающе, молим Тя, Благосердная Мати: не отрини смиреннаго моления нашего и яви нам знамение милости Твоея: никтоже бо, к Тебе прибегая со упованием, исходит от Тебе посрамлен, но просит благодати и приемлет дар к полезному прошению, прославляя Сына Твоего и Бога, и Тебе с Ним, во веки веков. Аминь".
Помочь в духовных вопросах Вам может батюшка в храме, на исповеди или в частной беседе.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как можно молиться за некрещеную маму? Ей завтра предстоит операция. Можно ли канон о болящих читать или акафист Богородице?

Лидия

Уважаемая Лидия, к сожалению, в церкви Вы не сможете подать записки о здравии, но молиться о маме Вы обязаны, читайте каноны, акафисты, другие молитвы. Постарайтесь убедить маму после операции принять Святое крещение.
Если положение очень критическое, то по благословению священника Вы можете крестить маму прямо в больнице.

иерей Александр Бабушкин

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, мой папа умер от онкологии, был не крещеный, 40 дней выпадает на 7 января. Можно ли в этот день посещать кладбище и поминать папу? Я крещеная. Спасибо заранее за ответ.

Наталья

Здравствуйте, Наталья! В день Рождества Христова сначала нужно побывать на праздничной службе, а потом уже посещать кладбище. Поминать можно в домашней молитве.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Я в разводе, недавно узнал, что бывшая жена занимается колдовством. У меня двое детей, сыну 8 лет, дочери 9 лет, оба некрещёные. Недавно приснился сон, что дочь входит в комнату, за ней закрывается дверь и голос говорит, что если она не выйдет до 10, она никогда не выйдет. 10 лет ей исполняется через 3 месяца. Очень боюсь, что её мама втянет в колдовские дела и не знаю, что делать. Подскажите, как мне поступить? Хотел бы покрестить детей, но боюсь, что бывшая жена будет против и можно ли крестить без матери. Заранее благодарен.