Свое видение дальнейшей деятельности Фонда социальной помощи студентам «СтудФонд» рассказывают его руководитель Анна Лапенко и руководитель «Сервиса взаимопомощи» Фонда Роксана Габриелян.

ЧТО ТАКОЕ «СТУДФОНД»?

В начале 2016 года по инициативе «Молодой Гвардии» был учрежден Фонд социальной помощи студентам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, «СтудФонд». Деятельность Фонда направлена на оказание юридической, психологической, социальной помощи. В рамках «Сервиса взаимопомощи», работающего на базе «СтудФонда», нуждающимся студентам оказывается адресная социальная помощь, а также помощь и поддержка вузам и ссузам при чрезвычайных происшествиях.

В более чем 80 субъектах РФ Фонд представляют региональные правозащитники, которые разбираются с каждой ситуацией на местах.

На базе российских вузов открыто около 60 юридических клиник, куда студенты могут обратиться за помощью и консультацией. Кроме того, рассказать о своих проблемах студенты могут по горячей линии «СтудФонда» или на сайте студфонд.рф . С начала текущего года на номер телефона горячей линии поступило более трех тысяч звонков.

В КАКОЙ ПОМОЩИ НУЖДАЮТСЯ СТУДЕНТЫ?

В большинстве случаев студентов волнуют правовые вопросы: задержка стипендии, восстановление обучения после академического отпуска, социальные льготы, комендантский час, ненадлежащие бытовые условия проживания в общежитиях, соблюдение санитарных норм и ценообразования в студенческих столовых, работа и обслуживание медицинских кабинетов на территории вузов, льготы для беременных студенток, соблюдение пожарной безопасности в студенческих общежитиях, повышение цен на обучение в связи с инфляцией и многое другое.

Самыми резонансными случаями в этом году стали: обращения о ненадлежащем состоянии общежитий, температурного режима в комнатах, отмена в ряде регионов транспортных льгот для студентов, задержка в ряде вузов стипендии, лишение аккредитации некоторых вузов и перевод студентов в другие вузы, закрытие учебных заведений.

Ниже мы подробнее расскажем о наиболее резонансных ситуациях, разрешения которых добился «СтудФонд».

НЕДОСТОЙНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ В ОБЩЕЖИТИИ?

После многочисленных обращений студентов Астраханской области Фонд начал мониторинг общежитий вузов и ссузов региона. Активисты побывали в общежитиях Астраханского государственного медицинского университета. В течение недели были проверены спальни, пищевой блок, душевые, измерили температурный режим и оценили безопасность электрической проводки в общежитиях при учебных заведениях. По итогам проверки температура в жилых помещениях оказалась выше нормы, но были выявлены другие проблемы, связанные с проживанием. Аналогичный мониторинг проходил в Хабаровском крае , а в настоящий момент проходит в Санкт-Петербурге.

ОТМЕНИЛИ ЛЬГОТЫ НА СТУДЕНЧЕСКИЕ ПРОЕЗДНЫЕ?

В региональных СМИ в начале года стали появляться сообщения о том, что студентам отменяют льготный проезд в общественном транспорте. Журналисты ссылались на заявления представителей власти, которые называют эту меру вынужденной и объясняют ее недостаточным количеством средств в региональном бюджете. В некоторых регионах правозащитникам действительно стали поступать подобные жалобы от студентов. Проверки показали, что в действительности проблема не приобрела глобальный масштаб, и сообщения в СМИ зачастую преувеличены, и власти ряда регионов (Ростовской области, Хабаровского края, Республики Башкортостан, Чувашии , Саратовской области) либо сохраняют льготы в полной мере, либо сокращения лишь частичны.

В начале января текущего года стало известно о том, что муниципальная власть Великого Новгорода отменила льготные студенческие проездные. Из-за этого для студентов стоимость проездного билета стала несоразмерна получаемой стипендии, размер которой составляет около 1200 в вузе и 500-800 рублей в колледже. После ряда обращений студентов была проведена встреча с учащимися вузов Великого Новгорода. В рамках круглого стола молодым людям было предложено выработать свои предложения по решению данной проблемы и обсудить их с представителями муниципальной и региональной власти. Уже 25 января прошла встреча с губернатором региона Сергеем Митиным, представителями администрации Великого Новгорода и студентами новгородских вузов. В результате льготы для отдельных категорий студентов были сохранены .

В начале октября в СМИ появилась информация о том, что в Самарской области существенно поднимется плата как за одноразовый проезд, так и на льготные билеты в общественном транспорте. После инициированного «СтудФондом» диалога между студенчеством и представителями власти региона в мэрии города подписали постановление, согласно которому были введены лимитированные карты на 20 и 40 поездок стоимостью 300 и 600 рублей соответственно.

ВУЗ ЛИШИЛИ АККРЕДИТАЦИИ?

В конце марта 2016 года были направлены письма руководителям Министерства образования и науки и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки с просьбой рассмотреть возможность пересмотра регламента лишения аккредитации вуза или специальности.

Поводом для подобного обращения стало недовольство студентов по всей стране необходимостью заниматься переводом в другие учебные заведения во время учебного процесса, а также обращения в Организацию с просьбой помочь решить трудности, связанные с переводом. Практически каждый день надзорное ведомство лишает вузы лицензий вне зависимости от времени учебного года, времени выпуска студентов или проведения сессий.

Инициатива связана со студентами-выпускниками, находящимися на финальной стадии обучения, которым в случае отзыва Рособрнадзором аккредитации приходится защищать дипломную работу и сдавать выпускные экзамены в другом вузе.

В обращении предлагалось инициировать формирование постоянной рабочей группы для оперативного решения возникших проблем, в состав которой должны войти: представители Минобрнауки, Рособрнадзора, комитета Госдумы по образованию и науке, Общественной палаты, МГЕР и лидеры общественного мнения среди молодежи.

Ранее в «СтудФонд» обращались студенты российских вузов с жалобой на непонятный механизм перевода в другое учебное заведение: Московского государственного лингвистического университета , Иркутского филиала МГЛУ , Московской академии предпринимательства и другие.

ЗАДЕРЖАЛИ СТИПЕНДИЮ?

В середине января на горячую линию поступили звонки сразу из нескольких регионов России. Студенты сообщили о том, что им задерживают стипендии . Подобные жалобы стали активно обсуждаться в социальных сетях и проверяться средствами массовой информации. После проверки информации выяснились причины задержек. Подобные вопросы возникли в Амурской области, Тюменской области, Саратовской области, Иркутской области , Свердловской области и других регионах. Активисты «СтудФонда» на местах выяснили у представителей вузов и ссузов причины задержки и при необходимости оказывали юридическую поддержку студентам.

НЕДОСТУПНАЯ СРЕДА ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ?

В преддверии 1 сентября Фонд социальной помощи студентам запустил мониторинг доступности вузов. Акция была обусловлена жалобами студентов из разных регионов на то, что во многих учебных заведениях нет пандусов, специально оборудованных туалетных комнат и лифтов. По итогам мониторинга была разработана карта доступности вузов и ссузов для людей с ограниченными возможностями: студфонд.рф/map. Сейчас на карте размещено порядка 400 высших и средних специальных учебных заведений России. Каждое образовательное учреждение имеет подробное описание того, насколько там развита доступная среда. Карта продолжает заполняться актуальными данными о состоянии безбарьерной среды.

КАК ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ "Студфонд" В ДАЛЬНЕЙШЕМ?

Руководитель Фонда социальной помощи студентам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, «СтудФонд» Анна Лапенко:

Помимо ежедневного мониторинга ситуаций по стране и оперативного вмешательства в новые истории правонарушений по отношению к студентам на местах, в регионах Фонд будет работать по следующим основным направлениям:

1. Нарушение прав студентов на доступное образование при лишении учебного заведения аккредитации/лицензии.

2. Ненадлежащие условия для проживания в студенческих общежитиях.

3. Нарушение прав маломобильных групп населения на доступное образование.

4. Проблема прохождения практики в учебных заведениях.

5. Высокие цены и низкое качество питания и обслуживания в студенческих столовых.

Все эти проблемы не только остро поднимались в течение всего года, об этом говорят и сами студенты, а это значит, что и работать нужно в этих же направлениях. Кроме этого, большое внимание в этом году можно уделить студентам-юристам. Так, например, можно сформировать общественный совет при профильных ведомствах, в который войдут сами студенты, они же смогут решать проблемы, с которыми сами и сталкиваются.

Руководитель «Сервиса взаимопомощи» Фонда социальной помощи студентам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, «СтудФонд» Роксана Габриелян:

Направление адресной социальной поддержки студентов - новое, однако за короткий период стало очевидным, что направление необходимо. Нам удалось наладить взаимосвязь с представителями крупных бизнес-компаний и благотворительных фондов, которые уже являются нашими партнерами. Мы открыли площадку социально-гуманитарного склада, куда каждый может привезти вещи для студентов, которым необходима та или иная помощь. В дальнейшем можно провести нескольких крупных благотворительных мероприятий. Большое внимание предлагается уделить студентам-волонтерам - они готовы организовывать и проводить мероприятия в нашей команде. Также можно создать попечительский совет для долгосрочного решения проблем студентов, попавших в трудную жизненную ситуацию, в состав которого могут войти лидеры общественного мнения, звезды шоу-бизнеса, представители крупных бизнес-компаний.

Татьяна

23 года. Поступила в РОАТ в 2014 году на факультет экономической безопасности. Отчислилась в 2017 году

«Я училась в Российской открытой академии транспорта - подразделении Московского государственного университета путей сообщения. Там был открыт набор по собеседованию, а не по результатам ЕГЭ - поступить было достаточно легко. Я училась на платном отделении, год стоил 56 тысяч рублей, учебу оплачивала я сама, хотя иногда брала деньги у родителей. Из вуза решила уйти, поняв, как бессмысленно я трачу время и деньги.

Осознание пришло после устройства на работу: у меня был необычный график - СУР, то есть совмещение учебы и работы, позволявший два дня учиться, а два дня зарабатывать. До 31 декабря я была оператором на железной дороге - полноценным сотрудником с серьезными обязанностями и ответственностью. Все необходимое для работы я узнала на практике, а те знания, которые мне давали в вузе, оказались бесполезны. Никто из преподавателей или кураторов не пытался отговорить меня от решения бросить учебу. Учебную часть волнует только платежеспособность студентов, в деканате не интересуются, какая у тебя успеваемость. Если ты своевременно платишь, то хвосты и незакрытые зачеты никого не смутят. Если есть задолженность по оплате, то разговор будет короткий: либо оплачиваешь, либо вылетаешь.

Работа меня тоже разочаровала: там нет способов реализации, развития и перспектив. Даже закончив институт и получив диплом, я бы все равно осталась на своем месте. Мое начальство оказалось не заинтересовано в моем развитии и не готово было давать рекомендации - так что мне придется самой рассказывать о своих достижениях. Из студенческого общежития я выселилась неделю назад - теперь снимаю квартиру. Я устала от большого количества людей и бытового дискомфорта, надоело постоянно находиться с кем-то в одной комнате.

Думать о продолжении образования и о другой специальности мне пока рано. Я не нашла себя, сейчас буду стараться понять, чего хочу. Родителям о своем решении отчислиться я пока не сообщила: не знаю, как они к этому отнесутся, потому что они люди старой закалки, с дипломами, и уверены, что образование нужно каждому. Мой молодой человек меня не поддерживает: у него самого высшее образование, и он считает, что хорошо или плохо, но надо учиться, чтобы просто поставить галочку. Отчасти близкие правы: сегодня сложно получить работу без диплома. Но, наверное, им придется принять мое решение, так как я все-таки уже взрослый человек и имею право распоряжаться жизнью. Мне нужно стремиться к большему, а не просиживать часы на неинтересных парах, которые я могла бы потратить на самообразование. Поэтому сейчас я не только отчисляюсь, но и увольняюсь с работы. Мне нужна свобода, чтобы вдохновиться и выбрать новое направление».

Зоя

23 года. Поступила в МГУ в 2013 году на факультет журналистики. В 2017 году взяла академический отпуск по состоянию здоровья


«В МГУ я поступила со второго раза. Четыре года назад набрала по 83 и 84 по русскому и английскому, еще 60 баллов по литературе, но до проходного минимума так и не дотянула. Поэтому один год я училась в Казанском федеральном университете на факультете филологии. Чтобы поступать снова, второй раз сдавала все ЕГЭ, заново проходила вступительные экзамены, в итоге поступила на бюджетное вечернее отделение журфака.

Прошлым летом меня сбила машина в Казани - пришлось взять академический отпуск на год. У меня были множественные травмы, некоторое время я находилась в коме. Восстановление оказалось долгим, я до сих пор не вернулась к прежнему состоянию. Моя группа меня очень-очень поддержала - я им благодарна. Осенью я вернулась в МГУ, снова пошла на третий курс, но поняла, что еще не готова возобновить обучение. Из-за аварии у меня ухудшилась память, чтобы жить в Москве, нужно работать, потому что содержать меня некому, - я не в состоянии это делать, поэтому снова беру академ. Со стороны факультета я не встретила особого участия: мне рассказали, какие нужно предоставить справки, чтобы меня не отчислили и дали именно отпуск. Естественно, никаких зачетов не закрыли и автоматов за экзамены не поставили.

Несмотря на трудности, я не потеряла желание учиться и не разочаровалась в МГУ. Когда я только восстановилась после первого отпуска, мне нужно было досдать экзамен и зачет. На зачете обнаружились мои катастрофические проблемы с памятью: пришлось ждать, когда все студенты уйдут из аудитории и мы останемся с преподавателем с глазу на глаз. Я рассказала, что меня сбила машина, и он сразу сказал: «Давайте зачетку».

Сейчас ко всему произошедшему я отношусь легко. Скорее всего, закончив дела в университете, поеду к родным в Екатеринбург. Потом, наверное, полечу в какую-нибудь теплую страну, потому что мне сейчас по-настоящему необходимо отдохнуть. Потом, возможно, вернусь в Москву и начну работать, после восстановлюсь».

Катя

18 лет. Поступила в МПГУ в 2016 году. Отчислилась в 2017 году


«В школе у меня были нормальные оценки, но ЕГЭ я сдала плохо - набрала 220 баллов за три экзамена. Однако их хватило, чтобы поступить в Московский педагогический университет. Официально я отучилась там полгода, но фактически на учебу перестала ходить еще в ноябре, а отчислилась неделю назад. Когда я поступала, не ожидала, что так ошибусь с вузом и факультетом. Первый месяц мы вообще не учились, было погружение: слушали одну-две лекции в день о том, какой у нас хороший университет, нам рассказывали его историю, водили по музеям. А потом, когда наконец началось обучение, я удивлялась, что процесс организован так неинтересно, и решила, что не буду здесь учиться.

Свое желание уйти из университета я ни с кем из преподавателей и с учебной частью не обсуждала, но и мне не задавали вопросы о моей успеваемости и пропусках. Только один раз через старосту группы со мной пытались связаться, попросив написать куратору курса, почему я не хожу на пары. Но я никому ничего писать не стала, и больше меня не беспокоили. Со своей группой я особенно не общалась; знаю, что ушла еще одна моя одногруппница.

Родители отнеслись к моему решению с пониманием; они согласны с тем, что нужно найти другой университет и другую специальность. Я родилась и выросла не в Москве и пока живу в общежитии, но уже нашла компанию, с которой буду снимать квартиру. Собираюсь подрабатывать и готовиться к поступлению, ведь мне придется заново сдавать ЕГЭ. Документы подам в СПбГУ и МГУ на географический факультет».

Николай

19 лет. Поступил в МГМСУ им. Евдокимова в 2015 году на факультет стоматологии. В 2017 году отчислен за неуплату


«У меня в семье почти все врачи, и с 8-го класса я думал, что хочу продолжить традицию. Учился в профильном химико-биологическом классе, у нас было по восемь часов химии и биологии, но в 11-м классе эти предметы мне уже не очень нравились. Тогда же я увлекся фотографией и, выбирая между учебником и фотоаппаратом, часто выбирал второе. В итоге ЕГЭ сдал средне, заявления подал в Первый и Третий медицинские университеты, учиться пошел в Третий на платное отделение: год обучения обошелся моим родителям в 350 тысяч рублей.

В самом начале было интересно, но сложно. Мы ездили на пары в разные корпуса, а не как в школе сидели в одном здании. Сразу началась практика - выполняли обязанности санитаров в больнице. А когда пошли зачеты и контрольные, нам, первокурсникам, стало ясно, как сказываются реформы образования на учащихся. По многим предметам нам сократили часы, а вот отчетности и всяких проверочных работ добавили, увеличив в два раза объем материала. Первую сессию я сдал хорошо, но во втором семестре интерес у меня пропал, к тому же мне не нравился контингент и поведение студентов. Оказалось, что в медицинский идут люди, которые не обладают творческими задатками и в то же время не сильны в точных науках. Я ненавижу серость - с детства рисую, играю на гитаре и на фортепиано, пишу стихи, фотографирую и пытаюсь снимать кино. С однокурсниками мне скучно. Еще я понял, что не могу 12 часов в день учить анатомию, у меня не такой склад ума. Зато мое увлечение фотографией переросло в нечто большее: с первого курса я постоянно фотографирую, причем только на пленку, сам проявляю, иногда снимаю по ночам.

Еще в апреле я решил уходить из вуза - не ушел сразу только из-за армии. Плату за обучение на втором курсе вовремя не внес и был отчислен. Сейчас у меня есть время до весеннего призыва, я съеду с квартиры, где прописан, буду снимать жилье, работать, а летом собираюсь поступать в Школу Родченко. Новости родители восприняли вначале негативно - они люди консервативных взглядов; мама считает, что у человека должна быть профессия, и не верит, что фотограф тоже профессия, хотя сама она дизайнер. Сейчас они изменили мнение и хотят, чтобы я учился, любил свое дело и мог обеспечивать себя. Работу я пока не нашел: думаю устроиться администратором в фотостудию, еще мне предложили работать в антикафе».

Иван

21 год. Поступил в МГТУ им. Баумана в 2013 году на факультет энергомашиностроения. Отчислился в 2017 году

«Я учился в физико-математическом лицее, у меня технический склад ума, родители сказали, что в Бауманку я поступлю легко, и я начал готовиться. Набрал 258 баллов за три экзамена ЕГЭ - по математике, физике и русскому языку - и попал на бюджет. Учиться именно на этом факультете не было моей мечтой, но вуз мне нравился. У меня есть старший брат, он тоже учился в МГТУ на той же специальности и сейчас по ней работает. Но в какой-то я момент понял, что электромашиностроение мне неинтересно, уходил в академ. Второй раз уйти в академический отпуск, чтобы все обдумать, мне не дали - отчислили. С преподавателями свое решение я не обсуждал - это мое решение, на которое повлиять никто не сможет.

Сейчас я занимаюсь продажей автозапчастей, работа мне нравится, и, кажется, она повлияла на решение выбрать другой институт - думаю через какое-то время продолжить образование в МАДИ. Родители были в шоке, конечно, но через какое-то время стали спокойнее. Их, кстати, не пугает и мое желание отслужить год в армии - ведь это полезно для мужчины. Я бы хотел попасть в ВДВ или автомобильные войска - служба может мне пригодиться в дальнейшей профессии. Возможно, через какое-то время я буду жалеть о том, что сейчас бросил учебу, но узнать об этом я точно пока не могу и менять ничего не буду».

Имена некоторых героев материала изменены.

Высокая плата за обучение — основная проблема, которая волнует учащихся российских вузов, свидетельствуют данные опроса, проведенного Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru. По данным министерства образования и науки РФ, на начало 2011-2012 учебного года в России насчитывалось около тысячи учреждений высшего профессионального образования, в которых обучаются примерно 7 миллионов студентов, из них 3 миллиона выбрали очное образование.

Около трети студентов (28%) больше всего волнует высокая плата за обучение в вузе. "Очень дорого нынче учиться. Хоть на коммерческой основе, хоть на бюджетной. Беспокоит то, что плата за обучение с каждым годом все больше", — отмечают респонденты. Пятую часть российских студентов (20%) вообще ничего не волнует. "Никаких проблем сейчас не возникает. Я на пятом курсе, так что меня ничего не беспокоит", — говорит участник опроса. Необходимость совмещать работу и учебу беспокоит 15% опрошенных. По словам респондентов, от этого большего всего страдает обучение.

"Главная проблема в том, что работодатели не отпускают в учебный отпуск. Приходится идти в обычный, либо вообще пропускать сессию. Много времени уходит на работу, следовательно, времени вникать в учебный материал меньше, чем хотелось бы", — сетуют студенты. Незначительную часть студентов (10%) волнуют сложности с трудоустройством по окончании вуза и отсутствие системы распределения выпускников. "Вуз не беспокоит дальнейшая судьба студента. Нет распределения, нет связей и договоренностей с предприятиями", — отмечают респонденты.

Плохое качество образования и низкий профессиональный уровень преподавателей волнует 7% респондентов. "Беспокоит то, что закончив институт, я едва ли смогу работать по той профессии, на которую учусь, потому что понимаю, что в ней я не понимаю ничего. О незнании языков я просто молчу", — делится участник опроса. Несмотря на то, что министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов намерен объявить войну взяточничеству и плагиату в российских вузах, самих студентов эта тема практически не волнует. Только 4% учащихся обеспокоены коррупцией, взяточничеством в сфере образования. "В наше время все продается и покупается", — отмечают респонденты.

Еще меньшее число студентов (2%) волнует отсутствие практики во время обучения в вузе. "В университете дают минимум практических знаний. Нет базы для практических занятий, на одних лекциях далеко не уедешь. Нет предоставления университетом производственной практики", — отмечают студенты.
Опрос проводился 13—16 ноября, его участниками стали студенты вузов всех регионов РФ желающие совмещать работу и учебу или уже совмещающие. Размер выборки — 500 респондентов.

20 лет назад сотрудники педагогического вуза решили, что проблемы молодёжи должны обсуждать её представители, и собрали студентов на первую конференцию.

Первые 20 докладов студенты зачитали в апреле 1998 года. Тогда говорили о профессиональном самоопределении, религии, политике, культурных ценностях, здоровье, развитии студенческого самоуправления. Об этом же говорят и сейчас, но только уже более детально, предметно, не только озвучивая проблемы, но и предлагая варианты их решения.

«Я учусь на четвёртом курсе исторического факультета, уже прошёл через производственную практику в школе и именно поэтому на юбилейной конференции поднял тему её важности для студентов, - рассказывает Алексей Филиппов. - Бывает так, что, приходя в школу, студент может слышать от учителя: мол, забудь всё, чему вас учили в вузе, тут всё по-другому. На самом деле - нет. Университетские педагоги дают необходимые знания, которые помогут адаптироваться на практике. Студенты могут быстро переключаться, только надо сохранить в них интерес к профессии».

Кому контролировать?

В этом году участниками конференции стали студенты из Беларуси, Китая, Вьетнама, Афганистана, Пакистана, Индии, а также из Москвы, Воронежа, Саратова, Екатеринбурга и Тулы. Будущие педагоги, психологи, юристы, экономисты, инженеры, аграрии рассказали своим сверстникам о тех проблемах, которые существуют в их странах, городах и поселениях. Что-то близко всем, а что-то становится бичом лишь одной страны.

«Мой доклад о мате, - говорит первокурсник Александр Каблуков. - Речевой портрет нашего общества выглядит хуже именно из-за того, что молодое поколение использует в своей речи мат. Это серьёзная социальная проблема. В первую очередь, чтобы её решить, необходимо контролировать средства массой информации и интернет, так как не только в повседневной жизни мы это слышим на улице, но зачастую с экранов телевизоров, а о видеороликах в сети я вообще молчу».

Куда податься молодым?

Но больше всего и российских, и иностранных студентов волнует трудоустройство.

«В Афганистане в 2014 году было 25% безработицы, в 2016 этот показатель вырос до 40%, - рассказывает Мирас Хару . - Проблемы трудоустройства распространяются в том числе и на молодёжь. Причём затрагивают её сильнее, ведь молодому специалисту и так сложно устроиться: везде требуется опыт».

Одним из вариантов решения может быть квота на производствах для молодых специалистов, но об этом ещё много предстоит подумать представителям власти.

За что получили награды сотрудники опорного Тольяттинского государственного университета (ТГУ)? Кому помогли первокурсники ТГУ? В чём польза проектной деятельности студентов? Об этом – в материале «Толк радио».

Профессора ТГУ удостоены высокой награды. Ветеранам Тольяттинского госуниверситета вручили памятные знаки «За успехи в высшем образовании и научной деятельности». Этот знак учреждён в Самарской области в честь 100-летия университетского образования. Опорный ТГУ стал одним из трёх вузов нашего региона, в которых награду получили сразу 40 сотрудников – члены учёного совета университета и ветераны ТГУ. Первым памятный знак «За успехи в высшем образовании и научной деятельности» ректор Михаил Криштал вручил ветеранам Тольяттинского госуниверситета.

В минувшую пятницу, 7 сентября, студенты ТГУ получили дипломы за свои идеи и их оригинальное воплощение во время проектной недели. Около тысячи первокурсников ТГУ на следующий день после торжественной церемонии, организованной в честь начала нового учебного года, оказались в центре внимания игротехников из Москвы и Санкт-Петербурга. Ребята сформировали 114 команд, каждая из которых в течение четырёх дней работала над своим блиц-проектом социальной или технологической направленности. Студенты создавали тротуарную плитку с подсветкой и предлагали сделать карту с обозначением мест, где можно недорого подкрепиться, искали пути очистки окружающей среды от химикатов и работали над прототипом аппарата для экологической утилизации пластика. «Первокурсники порадовали разнообразием идей и скоростью сплочения команд», – призналась в интервью «Толк радио» директор центра проектной деятельности ТГУ .

Некоторые проекты, родившиеся в ТГУ на минувшей неделе, будут иметь продолжение. К примеру, студенты института машиностроения и гуманитарно-педагогического института объединили свои силы, чтобы подарить старой одежде новую жизнь. Всего за сутки первокурсники собрали значительное количество вещей, которые уже не станут носить одни люди, но с большим удовольствием наденут другие. Участницы проекта рассказали, что воплотить задуманное в жизнь удалось во многом благодаря репостам в соцсетях и отзывчивости тольяттинцев.

Они живые открытые, легко идут на контакт, – поделился своими впечатлениями директор образовательного бюро «Солинг» Сергей Иванов. Он напомнил, что в прошлом году ТГУ стал пилотной площадкой, на которой игротехники помогали первокурсникам погрузиться в проектную деятельность. Это важно, поскольку внедрение в учебный процесс практической работы студентов предусмотрено Программой развития Тольяттинского госуниверситета. И на протяжении всего пути к диплому будущие инженеры, химики, экономисты и лингвисты параллельно с изучением теории будут иметь возможность применить полученные знания в реальной жизни.