Цель лекции: опираясь на знания учащихся, полученные в средней школе при изучении курсов «Истории России», «Всеобщей истории»; через раскрытие основных тенденций и закономерностей становления исторической науки; сформировать у студентов знания о формационном, цивилизационном и культурологическом подходах к истории, подвести их к мысли о том, что российская цивилизация имеет ряд особенностей в историческом развитии.
План лекции
1. Понятие «история».
2. Понятие «общество». Основные законы развития общества.
3. Социально-экологические кризисы в истории человечества.
4. Основные подходы к истории: формационный, культурологический, цивилизационный.
5. Место России среди других цивилизаций.
1. Понятие «история»
Давайте, еще раз вспомним, что же такое «История», чем занимается эта наука. Кто попробует, сформулировать ответ?
Действительно, история изучает и факты, и события, и процессы. Но какие? Ведь нет пока учебников об истории Вашей жизни, хотя у каждого из Вас уже есть своя маленькая «история». Данная наука имеет дело только с такими фактами и процессами, которые оказали влияние на формирование современного состояния общества. История пытается увидеть и понять, что сделало нас такими, какими мы являемся сейчас (хотя, может быть, мы хотели быть другими).
История – наука, исследующая факты, события и процессы на базе исторических источников (например: летописей), для установления закономерностей исторического развития общества.
Зная законы развития общества, мы можем не только предполагать, почему наши предки поступали так или иначе, но и моделировать свое будущее. Прослушав курс «Отечественной истории», Вы будете знать, что необходимо нам исправить прежде всего в себе, чтобы были изменения во всем обществе.
2. Понятие «общество». Основные законы развития общества
Мы с Вами установили, что история – это наука, наблюдающая за взрослением, возрастными изменениями общества. А что же такое, общество, в целом?
Действительно, это и совокупность людей, и мы все, и многое другое… В настоящее время наука дает более 200 определений понятия «общество». Среди них, такие как:
Общество - это социокультурная система, состоящая из двух уровней организации общества - уровня культурных систем (взаимосвязь идей) и уровня социальных систем (взаимосвязь людей).
Общество - это часть мира, созданная совместно действующими, сознательно ее преобразующими людьми.
Общество - это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, выражающих их всестороннюю зависимость друг от друга.
Общество - это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей.
Общество - это многообразие отношений между людьми, возникающих без участия государства.
Однако, наиболее содержательным является следующее определение, которое понятно и гуманитариям и естественникам:
Общество – это динамичная саморазвивающаяся система, отделившаяся от природы, но не порвавшая связь с нею.
Главные признаки это системы:
Самоорганизация.
Саморазвитие.
Самодеятельность.
Самодостаточность.
Последний признак, философы называют отличительным признаком человечества, как целостной системы, от маленьких социальных групп, каковой сейчас являемся мы с Вами.
Общество – это живой организм, который имеет собственную структуру. Мельчайшими элементами этой системы являемся мы с Вами, крупными подструктурами: экономическая, политическая, социальная, духовная сферы жизни общества.
Такие системы, как человеческое общество, физики называют открытыми системами, т.к. они обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией.
Общество, как открытая система, развивается нелинейно, т. е. проходит через череду социальных и экологических кризисов (так называемые, точки бифуркации). Каждый кризис – это вызов обществу, ситуация исторического выбора, который ведет либо к повышению структурной организации системы, либо к его гибели.
Мы видим, что человечество, также как каждый из нас, проходит через черные и белые полосы, и стремится сохранить жизнь. Пока мы живы…, и следовательно какие-то случайности (а может и не случайные гениальные открытия) до сих пор подталкивали систему на новый путь развития, по которому она шла до новой бифуркации.
- Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть.
- При выборе Президента целесообразно знать хотя бы в общих чертах его предвыборную программу: как он оценивает положение дел в стране; какие общественные проблемы считает приоритетными; как собирается их решать; в чем видит основной результат реализации программы; насколько реалистичны и гуманны заявленные в ней позиции.
- Чтобы осознанно проголосовать за тот или иной партийный список (по пропорциональной системе), целесообразно получить общие сведения о деятельности различных партий: каковы их идейно-политические ориентации; гуманистичны ли они; баллотировалась ли партия прежде в Государственную Думу, кто из ее представителей заседал в парламенте, как проявила себя партийная группа. Далее аналогично предложенному ранее определяется и оценивается суть предвыборной партийной программы.
- При выборе кандидатов по мажоритарной системе желательно принять личное участие во встречах с ними. На встречах целесообразно определить: насколько глубоко и полно осведомлен кандидат о положении дел в округе; какие проблемы по улучшению жизни людей собирается решать и какими путями; эффективны ли они. Следует также выяснить, обладает ли кандидат необходимыми для выполнения своих предвыборных обещаний и защиты интересов избирателя качествами (компетентностью, решительностью, целеустремленностью, порядочностью, человечностью, обязательностью, готовностью брать на себя ответственность).
Сопоставление полученной информации со своими собственными взглядами, потребностями и ожиданиями позволит определить наиболее приемлемый для себя вариант. Далее необходимо на основе биографических сведений выявить и оценить личностные качества потенциального лидера. Критерием оценки может служить положение главы 4 Конституции РФ, раскрывающее роль Президента как главы государства.
Документ
Из Федерального закона «О политических партиях» (июнь 2001 г.).
Статья 36. Участие политических партий в выборах и референдумах.
1. Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. <...>
3. Политическая партия вправе участвовать в выборах и референдумах самостоятельно, а также вступать в избирательные блоки с другими политическими партиями, иными общероссийскими общественными организациями и общероссийскими общественными движениями в порядке, установленном избирательным законодательством.
4. При выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политическая партия и (или) избирательный блок обязаны опубликовать свои программы в порядке и сроки, установленные избирательным законодательством.
Вопросы и задания к документу
- Какими правами наделены политические партии - участники выборов?
- На конкретном примере раскройте осуществление права партии вступать в избирательные блоки.
- Почему политические партии и (или) избирательные блоки обязаны заранее, в установленные сроки, публиковать свои программы?
- Согласно закону, п. 1. ст. 36 вступает в силу через два года после опубликования документа. Как складывается дальнейшая судьба общественно-политических движений и иных общественных организаций, принимавших ранее участие в выборах? Поясните ответ на примерах.
Вопросы для самопроверки
- Что представляет собой избирательная система?
- В чем сходство и различие мажоритарной и пропорциональной избирательных систем?
- Чем понятие «многопартийность» отличается от понятия «партийная система»?
- Какие типологии политических партий вам известны? В чем их суть?
Задания
- На парламентских выборах в Великобритании в 1945 г. многие не сомневались в том, что успех обеспечен лидеру консервативной партии, премьер-министру У. Черчиллю - одному из главных организаторов победы над Германией во Второй мировой войне. Однако на проходивших весной 1945 г. выборах выиграл лидер лейбористской партии К. Эттли, который выглядел рядом с У. Черчиллем незначительной фигурой, но предложил избирателям широкую и конкретную программу развития страны. Сделайте все возможные выводы из приведенного факта.
- Опираясь на знания отечественной истории, материал параграфа, определите, являлся ли Верховный Совет СССР парламентом. Аргументируйте свой ответ.
- Опираясь на классификацию политических партий, охарактеризуйте Либерально-демократическую партию России, Коммунистическую партию Российской Федерации, «Яблоко», «Единую Россию».
- Выясните, кто из депутатов Государственной Думы является представителем вашего избирательного округа. Подготовьте вопросы для беседы (интервью) с ним.
Мысли мудрых
«Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою».
И. А. Ильин (1882-1954), русский философ
На следующее поколение." Согласны ли вы с этим утверждением?Аргументируйте свой ответ.
Немецкий поэт и ученый И. В. Гёте писал: «Всякой жизни, всякой деятельности, всякому искусству должно предшествовать ремесло, которое может быть усвоенолишь при известной специализации. приобретение полного знания, полного умения в области одного какого-либо предмета дает большое образование,чем своение наполовину сотни разнообразных предметов" согласны ли вы с этим утверждением, аргументируйте свой ответ
нужно проанализировать данный документ опираясь на эти вопросы:1)как относится автор текста к глобализации? 2) как вы понимаете слова-возможности черпатьто лучшее, что есть на обоих берегах.?3)почему положение России является одним из источников ее процветания? 4)В чем состоит связь предложенного текста с содержанием параграфа?
Сегодня Россия - мост между двумя океанами, двумя центрами экономической силы. Волей судьбы мы оседлали путь “из англичан в японцы”, как в былые времена путь “из варяг в греки”. Мы получили мост между двумя цивилизациями, и у нас уже есть возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах - если у нас достанет ума, как его достало у наших предков, которые взяли у византийцев книгу, а у варягов - меч. Это обстоятельство, данное нам природой и историей; оно может сделаться одним из важнейших источников нашего процветания и стабилизации. И нашей нишей в мировом сообществе.Дело в том, что этот мост нужен не только нам- он нужен всем. Не только России, но и европейскому полуострову, и развивающемуся Тихоокеанскому региону, и даже Америке.Этот мост нужен всей планете! Вот здесь и лежит наша ниша, начертанная судьбой, -север евразийского суперконтинента. Эта ниша не разделяет, а связывает народы, никому не противостоит и никому не угрожает. Наша великая национальная цель не утверждение своих амбиций в Европе, не реализация евразийских доктрин и утопий в том духе, как это проповедовали евразийцы 20-х годов 20 века, а превращение севера Евразийского суперконтинента, этого моста между океанами и разными цивилизациями, в сверхпрочную, надежно работающую конструкцию.
давлению. Аш попросил студентов в группе из восьми человек сравнить линии разной длины. <...> Эта задача была достаточно легкой. В контрольной ситуации, когда группа не подталкивала человека к неверному выбору, 95% участников правильно нашли 12 одинаковых линий, а для участников экспериментальной группы ситуация менялась: они сталкивались с результатами социального соглашения, противоречащего их собственным глазам. Прежде чем испытуемые выносили свое собственное суждение, они слышали, как пять других студентов (в действительности помощники экспериментатора) единодушно соглашались с очевидно неправильным ответом. Держались ли обманутые испытуемые за свое собственное мнение и давали правильный ответ или шли вместе с толпой? <...> Лишь 25% этих участников не замечали очевидной ошибки группы и давали только правильные ответы. Другие 75% отвечали вопреки собственным чувствам и до некоторой степени уступали мнению группы. Хотя никто из участников не соглашался со всеми ответами группы, один испытуемый уступил мнению группы в 11 из 12 случаев. <...> Участник, уступавший мнению группы в 11 из 12 раз (больше, чем какой-либо другой), позже заявил, что он заколебался из-за кажущейся уверенности других членов группы. Он сказал, что действительно поверил, что остальные правы, и думал, что он один стал жертвой какой-то «иллюзии». Исследование Аша показало, что люди, сталкиваясь с ярко выраженным мнением группы, порой соглашаются, хотя и думают, что другие могут ошибаться. Кроме того, они иногда считают, что другие правы, и сомневаются в собственных чувствах, если члены их группы кажутся достаточно уверенными. Вопросы и задания: 1) Какое социально-психологическое явление, описанное в параграфе, изучал Соломон Аш? 2) Опираясь на знание предыдущего параграфа, определите, к какому виду социальной группы можно отнести группу студентов, собранную Ашем. 3) Сколько этапов эксперимента описано в тексте? Чем они отличались друг от друга по условиям и результатам? 4) Как распределились участники эксперимента в зависимости от подверженности влиянию группы? Какие выводы позволяет сделать эксперимент? 5) Аш проводил эксперименты с незнакомыми студентами, встретившимися во время короткого эксперимента. Опираясь на собственный опыт, приведите примеры влияния на личность сплоченной группы, где высоко ценится хорошее отношение ее членов и существует групповое мнение. Ответить на вышеуказанные вопросы. Спасибо заране:)