1. Охарактеризуйте географическое положение океана.
Определите,как расположен Тихий океан относительно экватора,тропиков,полярных кругов и нулевого меридиана.
___
2. Установите,в каком направлении океан имеет наибольшую протяженность- с севера на юг или с запада на восток.

___
3. Укажите,между какими материками расположен океан.С какими океанами граничит?
___
4. Какая часть океана имеет наиболее изрезанную береговую линию.
а)Названия морей и крупных заливов океана.
б)название крупных островов.

Какое из соотношений площадей бассейнов стока рек на территории России верно? 1) Севеный - Ледовитый океан 66% Тихий океан 19%

Атлантический океан 5%

внутренний сток 10%

2) Севеный - Ледовитый океан 50%

Тихий океан 10%

Атлантический океан 30%

внутренний сток 10%

3) Севеный - Ледовитый океан 25%

Тихий океан 25%

Атлантический океан 25%

внутренний сток 25%

4) Севеный - Ледовитый океан 40%

Тихий океан 40%

Атлантический океан 10%

внутренний сток 10%

Особенности Тихого океана 11-1

1 Тихий океан омывает восточные берега материков: __
2 Тихий океан омывает западные берега материков: __
3 Тихий океан расположен в полушариях: __
4 По площади этот океан самый большой на Земле. Он составляет примерно _____% площади Мирового океана
5 Наибольшая глубина океана и самая глубокая точка Земли находится в ______ жёлобе и составляет ____ м
6 Глубоководные желоба окружают Тихий океан и вместе с действующими вулканами и областями землетрясений образуют зону, называемую _______
7 Мощные морские течения вдоль экватора с востока на запад образуются благодаря ветрам ______
8 В каких климатических поясах располагается Тихий океан? __
9 Назовите холодные течения Тихого океана __
10 В какой части океана больше всего распространены коралловые постройки?
Назовите 3 города-порта по берегам Тихого океана _____

1. В каком океане находится Марианский глубоководный желоб? 1) Индийском 2) Тихом 3) Атлантическом 4) Северном Ледовитом. 2.Какое из пере

численных морских течений действует в Тихом океане?

1) Гольфстрим 2) Бразильское 3) Гвинейское 4) Куросио.

3.Соболь- животное, обитающее в природной зоне:

1) степей 2) тайги 3) пустынь 4) тундры

4.Одним из основных современных видов хозяйственной деятельности человека в тундре является:

1) заготовка леса 2) добыча полезных ископаемых 3) разведение скота 4) выращивание зерна

5.Среди перечисленных бессточным озером является:

1) Байкал 2) Виктория 3) Чад 4) Онежское.

6. На каком из островов среднегодовое количество осадков максимально?

1) Исландия 2) Калимантан 3) Мадагаскар 4) Тасмания.

7.Месторождения каких полезных ископаемых приурочены к древним платформам?

1) нефти 2) железных руд 3) медных руд 4) полиметаллических руд

8.Кто из перечисленных путешественников внес большой вклад в открытие и изучение Африки?

1) И. Москвитин 2) Д. Кук 3) Д. Ливингстон 4) Ф. Магеллан

9. Умеренный морской климат характерен для:

1) острова Суматра 2) Пиренейского полуострова 3) о.Великобритания 4) п-ова Юкатан

10.Какая из перечисленных горных систем самая протяженная?

1) Кордильеры 2) Урал 3) Альпы 4) Аппалачи

11.На каком из полуостровов в течение года действуют муссоны?

1) Лабрадор 2) Аляска 3) Индокитай 4) Сомали

12. Для какой из перечисленных природных зон характерно наибольшее количество грызунов?

1) тайги 2) тундры и лесотундры 3) степи 4) полупустыни и пустыни

13.На какой из перечисленных рек встречается большое количество порогов?

1) Волга 2) Амазонка 3) Конго 4) Миссисипи

14. Признаком морского типа климата является:

1) лето сухое и жаркое 2) зима влажная и теплая 3) большая амплитуда колебания температур

15. Дуб, мирт, дикая маслина- представители природной зоны:

1) экваториальных лесов2) жестколистных лесов3) тропических пустынь 4) широколиственных лесов

1) Кордильерах 2) Андах 3) Гималаях 4) Альпах.

17.Какой материк самый жаркий:

1) Африка 2) Австралия 3) Южная Америка 4) Северная Америка

18.Крайняя южная точка Африки:

1) мыс Игольный 2) мыс Доброй Надежды 3) мыс Альмади 4) мыс Рас-Хафун.

19. Климатический пояс Африки с ярко выраженной сезонностью: сухой зимой и влажным летом:

1) экваториальный 2) субэкваториальный 3) тропический 4) субтропический.

20.Самое соленое море относится к бассейну:

1) Тихого океана 2) Атлантического океана 3) Тихого океана 4) Северного Ледовитого

Часть В

1. Распределитеклиматические пояса Африки в порядке уменьшения густоты речной сети:

1) экваториальный 2) тропический 3) субэкваториальный.

2. Установите соответствие.

Природная зона: Климатический пояс:

1. Влажные леса а) субтропический

2. Саванны б) тропический

3. Пустыни в) субэкваториальный

г) экваториальный.

3.Распределите южные материки по мере увеличения их площади:

1) Антарктида 2) Африка 3) Южная Америка 4) Австралия.

Часть С

1. Почему высшая точка Африки - вулкан Килиманджаро - находится в пределах платформы, а не

складчатой области, как на других материках?

2. Имеются ли в Африке ледники, если да, то в какой части материка?

3. Почему на платформах, как правило, располагаются равнины?

индийский океан

1)географическое положение
2)краткая история открытия и исследования природы океана
3)Рельеф дна и полезные ископаемые.
4)Климат и свойства вод(температура,соленость и др)
5)Поверхностные течения в океане.
6)Органический мир.
7)Зональные природные комплексы и незональные аквальные комплексы.
8)Виды хозяйственной деятельности человека в океане;крупнейшие порты.
Плизззззз срочно надо Про индийский океан, пожалуйста помогите

Тихий океан самый крупный водоем в мире, площадь которого оценивается в 178,62 млн. км2, что на несколько миллионов квадратных километров больше площади земной суши и более чем в два раза превышает площадь Атлантического океана . Ширина Тихого океана от Панамы до восточного побережья о.Минданао составляет 17 200 км, а протяженность с севера на юг, от Берингова пролива до Антарктиды – 15 450 км. Он простирается от западных берегов Северной и Южной Америки до восточных побережий Азии и Австралии. С севера почти полностью замыкается сушей, соединяясь с Северным Ледовитым океаном узким Беринговым проливом (минимальная ширина 86 км). На юге он доходит до берегов Антарктиды, а на востоке его граница с Атлантическим океаном проводится по 67° з.д. – меридиану мыса Горн; на западе граница южной части Тихого океана с Индийским океаном проводится по 147° в.д., соответствующему положению мыса Юго-Восточного на юге Тасмании.

Обычно делят на две области –
Северную и Южную, граничащие по экватору.
Некоторые специалисты предпочитают проводить границу по оси экваториального противотечения, т.е. примерно по 5° с.ш.
Раньше акватория Тихого океана чаще подразделялась на три части:
северную, центральную и южную, границами между которыми служили Северный и Южный тропики.

Отдельные участки океана, расположенные между островами или выступами суши, имеют свои названия. К наиболее крупным акваториям Тихоокеанского бассейна относятся Берингово море на севере; залив Аляска на северо-востоке; заливы Калифорнийский и Теуантепек на востоке, у берегов Мексики; залив Фонсека у берегов Сальвадора, Гондураса и Никарагуа и несколько южнее – Панамский залив. У западного побережья Южной Америки имеется всего несколько небольших заливов, например Гуаякиль у берегов Эквадора.

Побережье Тихого океана обрамлено кольцом уснувших или время от времени действующих вулканов, известным как «Огненное кольцо». Бoльшая часть берегов образована высокими горами.
На востоке крутые склоны гор подходят к самому берегу Тихого океана или отделяются от него неширокой полосой прибрежной равнины.

В Северной Америке в прибрежных горных хребтах встречаются отдельные пониженные участки и проходы, но в Южной Америке величественная цепь Анд образует почти сплошной барьер на всем протяжении материка.

На крайнем севере и крайнем юге Тихого океана существуют очень близкие по строению участки – архипелаг Александра (южная Аляска) и архипелаг Чонос (у берегов южного Чили). Для обоих районов характерны многочисленные острова, большие и малые, с обрывистыми берегами, фьордами и фьордообразными проливами, образующими укромные бухты. Остальная же часть тихоокеанского побережья Северной и Южной Америки несмотря на большую протяженность представляет лишь ограниченные возможности для судоходства, так как там очень мало удобных естественных гаваней, а побережье часто отделяется горным барьером от внутренней части материка. В Центральной и Южной Америке горы затрудняют сообщение между западом и востоком, изолируя неширокую полосу Тихоокеанского побережья.

Западное побережье Тихого океана существенно отличается от восточного; берега Азии имеют множество заливов и бухт, во многих местах образующих непрерывную цепь. Многочисленны выступы разного размера: от таких крупных полуостровов, как Камчатка, Корейский, Ляодунский, Шаньдунский, Лэйчжоубаньдао, Индокитай, до бесчисленных мысов, разделяющих мелкие бухты. К азиатскому побережью также приурочены горы, но они не очень высокие и обычно несколько удалены от берега. На западе в океан впадает много крупных рек: Анадырь, Пенжина, Амур, Ялуцзян (Амноккан), Хуанхэ, Янцзы, Сицзян, Юаньцзян (Хонгха – Красная), Меконг, Чаупхрая (Менам).

Течения, приливы, цунами

К основным течениям в северной части Тихого океана относятся теплое течение Куросио, или Японское, переходящее в Северо-Тихоокеанское, холодное Калифорнийское течение; Северное Пассатное (Экваториальное) течение и холодное Камчатское (Курильское) течение. В южной части океана выделяются теплые течения Восточно-Австралийское и Южное Пассатное (Экваториальное); холодные течения Западных Ветров и Перуанское. В Северном полушарии эти основные системы течений движутся по часовой стрелке, а в Южном – против нее.
Приливы в целом для Тихого океана невысоки; исключение составляет залив Кука на Аляске, славящийся исключительно большим подъемом воды во время приливов и уступающий в этом отношении только заливу Фанди на северо-западе Атлантического океана.
Когда на морском дне происходят землетрясения или крупные оползни, возникают волны – цунами . Эти волны преодолевают огромные расстояния, иногда более 16 тыс. км. В открытом океане они имеют малую высоту и большую протяженность, однако при приближении к суше, особенно в узких и мелководных заливах, их высота может возрастать до 50 м.

Приходится около половины мирового улова рыбы (минтай, сельдь, лосось, треска, морской окунь и др.). Добыча крабов, креветок, устриц.

Через пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов.

Крупные порты : Владивосток, Находка (Россия), Шанхай (Китай), Сингапур (Сингапур), Сидней (Австралия), Ванкувер (Канада), Лос-Анжелес, Лонг-Бич (США), Уаско (Чили).
Через по 180 меридиану проходит линия перемены дат.

История
Мореплавание в Тихом океане началось задолго до начала письменной истории человечества. Однако имеются сведения, что первым европейцем, увидевшим , был португалец Васко Бальбоа; в 1513 океан открылся перед ним с гор Дарьен в Панаме. В истории исследований Тихого океана встречаются такие известные имена, как Фернан Магеллан, Абел Тасман, Фрэнсис Дрейк, Чарлз Дарвин, Витус Беринг, Джеймс Кук и Джордж Ванкувер. Позднее большую роль сыграли научные экспедиции на британском корабле «Челленджер» (1872–1876), а затем на судах «Тускарора», «Планета» и «Дискавери».
тихий океан-карта

В Тихом океане пролегают самые большие по протяженности трансокеанские пути: центральный путь Сингапур-Панама имеет протяженность 10,8 тыс. миль, а переходы в 6 - 7 тыс. миль без захода в промежуточные порты считаются обычными в Тихом океане. На огромных площадях Тихого океана гидрометеорологические условия более сложные, чем в других океанах.

С точки зрения интенсивности мирового судоходства можно выделить три основных направления: американо-азиатское, американо-австралийское и азиатско-австралийское.

Американо-азиатское направление является главным и, в свою очередь, включает три наиболее используемых маршрута. Путь первого, наиболее оживленного маршрута судоходства, про-ходит от портов Северной Америки (Ванкувер, Сан-Франциско, Лос-Анджелес) в западную часть Тихого океана и обратно из портов Японии, КНР, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила) в США и Канаду. Он проходит в суровых гидрометеорологических условиях штормового сезонного района. Без захода в промежуточные порты его протяженность более 4,5 тыс. миль. Это основной путь поставок в Японию и другие страны различных руд, каменного угля, зерновых грузов из США, а из Канады каменного угля, зерна, леса и пиломатериалов, других грузов и различных полуфабрикатов.

Второй маршрут проходит от Панамского канала и портов западного побережья Южной Америки (через Гавайские острова) на порты Филиппин, Малайзии, КНР, Тайваня и Японии. Центральный путь проходит от Панамского канала на Сингапур. Этот путь пролегает через район редких штормов в экваториальном районе.

Третий, довольно редко используемый, маршрут проложен от Мыса Горн в порты Азиатских стран. В южной части его путь пролегает в штормовом районе (сезонном) со сложными гидрометеорологическими условиями.

Американо-австралийское направление соединяет основные порты Австралии (Сидней, Мельбурн) и Новой Зеландии (Веллингтон, Окленд) с различными портами континента Америка по трем основным судоходным путям: Сидней - Гавайские острова - порты Северной Америки; Сидней - Панамский канал и Сидней - порты Южной Америки (Вальпараисо, Кальяо). Суда, идущие в Южную Америку в опасный период, прокладывают курс к портам назначения в границах сезонного района редких штормов; в период благоприятных погодных условий - огибая Новозеландские острова с юга и используя попутное течение западных ветров. На судах регулярных линий в американские порты доставляется шерсть, свинец, цинк и другое сырье, а в обратном направлении, на Австралию - машины и оборудование, станки, приборы, различная техника.

Азиатско-австралийское, в отличие от предыдущих, имеет генеральное направление Север - Юг и связывает австралийские и новозеландские порты с японскими. Интенсивное судоходство на этом океанском пути во второй половине XX столетия связано с ростом экономического и технического потенциала Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии, развитом судостроения и ростом объемов мировой торговли. Судоходные компании Японии и других стран ЮВА организовали на этом маршруте регулярные грузовые линии по перевозке железной руды, каменного угля, шерсти и другого сырья, зерновых и продовольственных товаров из Австралии в порты ЮВА и Японии.

Вдоль побережья Южной Америки проходят океанские пути,| связывающие порты южноамериканских стран с тихоокеанскими и атлантическими (через Панамский канал) портами США. Основные сырьевые потоки (железной руды и руд цветных металлов, селитры, серы и других полезных ископаемых) имеют направление из портов западного побережья Южной Америки в порты восточного побережья Соединенных Штатов, где расположена основная промышленная база США, через Панамский канал.

Особенности природных условий общегеографического и ЭГП величайшего океана нашей планеты формируют его главные черты как транспортного звена, морские пути которого связывают разные страны мира. На просторах проходят многие трассы мирового и регионального судоходства, а на берегах расположено большое количество портов, на долю которых приходится 26% грузооборота портов капиталистических стран. Тихоокеанские порты концентрируют значительную часть судов мирового торгового флота.

Для тихоокеанского транспортного бассейна прежде всего характерна очень большая протяженность широтных трансокеанских путей. Они вдвое длиннее, чем трансатлантические, поэтому использование Тихого океана для транзитных перевозок довольно неудобно.

Интенсивные судоходные трассы пролегают главным образом вдоль обоих побережий океана. Вместе с тем одна из важнейших линий морских связей проходит от североамериканских берегов к дальневосточным берегам Азии. По ней совершается обмен в основном между двумя центрами империалистического соперничества на Тихом океане - США и Японией. Правда, связи между ними гораздо менее интенсивны, чем между США и Западной Европой.

Самая разветвленная сеть морских трасс сложилась на путях к Японии, ведущей весьма оживленный обмен с различными странами-поставщиками разнообразного сырья и потребителями готовой японской продукции. Наконец, сравнительно много трансокеанских маршрутов располагается в южной части океана, примерно до 40° ю.ш., что объясняется развитием морских сообщений восточного побережья Австралии и Новой Зеландии с другими странами.

Трассы и маршруты Тихого океана

В общем Тихий океан уступает Атлантическому по густоте морских путей и по объему грузопотоков, но опережает его по темпам роста перевозок. Тенденция к возрастанию значения Тихого океана для мировой торговли проявляется в настоящее время и представляет собой его существенную черту как крупнейшего транспортного бассейна.

Экономические и социально-политические различия тихоокеанских стран во многом определяют особенности размещения судоходных линий, объемы и структуру грузоперевозок. Большой густотой и грузонапряженностью характеризуется сеть трансокеанских путей, соединяющих западные и восточные берега океана. Они группируются по двум главным направлением американо-азиатскому и американо-австрийскому.

В первом из них сформировались три разных по объему и напряженности маршрута. Трассы самого оживленного здесь судоходства связывают тихоокеанские порты США и Канады (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Ванкувер) с портами Японии, Китая, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила). Несмотря на большую протяженность и суровые навигационные условия, по этому маршруту перевозится очень большой объем разнообразных грузов, что объясняется высоким экономическим потенциалом Японии и притихоокеанских районов США. Эти государства по прилегающим здесь трассам интенсивно обмениваются между собой и с другими странами. Из США и Канады в Японию вывозятся: каменный уголь, лес и лесные грузы, зерно, руда, различные полуфабрикаты и т.п. В обратном направлении идут разные виды промышленной продукции: изделия из стали, трубы, автомобили, электроприборы, радиотовары, шелк, рыба и рыбные продукты. Для структуры грузопотоков США-Китай, США-Филиппины характерен экспорт промышленных изделий из США и импорт сырьевых и сельскохозяйственных (в основном рис) продуктов в эту страну.

Несмотря на хорошие навигационные условия, менее интенсивно судоходство развито на маршруте от Панамского канала и западных портов Южной Америки к Сингапуру и от тех же начальных пунктов через Гавайские острова на Иокогаму и Манилу. Заметное место в этом маршруте занимают транзитные перевозки через Панамский канал из Атлантического океана к портам восточных берегов Индийского океана и в обратном направлении.

Южноамериканские страны Тихого океана характеризуются сравнительно невысоким уровнем экономического развития и небольшими масштабами внешних экономических связей, что сказывается на объемах и структуре грузопотоков этого маршрута. Из южноамериканских портов и Манилы вывозится преимущественно горно-рудное и сельскохозяйственное сырье в Японию, а из этой страны в них поступают промышленные изделия. В Сингапур поступают преимущественно материалы и оборудование, необходимые для обеспечения ремонта судов - одной из основных отраслей хозяйства этого государства-порта.

Довольно редко используется маршрут от Магелланова пролива через Гавайские острова или, минуя их, в порты Азии. Здесь пролегают трассы большой протяженности, для южных участков которых характерны сложные навигационные условия. По этим путям обмениваются грузами в основном южные районы Аргентины и тихоокеанские страны. В целом американо-азиатское направление концентрирует подавляющую часть трансокеанских путей, по которым проходят очень большие по объему и различные по структуре грузопотоки. Они отражают крупный внешнеторговый оборот стран северной части Тихого океана.

Американо-австралийское трансокеанское направление связывает порты Северной и Южной Америки с портами Австралии и Новой Зеландии. Здесь проходят судоходные линии из портов США и Канады в Сидней, от Панамского канала к Сиднею и от южноамериканских портов в Сидней. Объемы и структура морских перевозок по этим путям во многом определяются уровнем развития и характером экономики Австралии и Новой Зеландии. Обе эти страны вместе с тем находятся в сильной экономической и политической зависимости от США и Великобритании. Австралия выступает на мировом рынке как поставщик промышленного сырья и продовольственных товаров, а Новая Зеландия - как экспортер продукции мясо-шерстного животноводства. В США они доставляют свинец, цинк, шерсть, мясо, в обратном направлении идут станки, машины и другое промышленное оборудование. Перевозки осуществляются в основном транспортным флотом США и Великобритании.

Более короткие, чем трансокеанские, линии, но не менее напряженные пролегают вдоль азиатских и американских берегов Тихого океана, где соответственно господствуют морские связи Японии и США с тихоокеанскими и другими странами. Западные меридиональные пути образуют азиатско-австралийское направление. Японские судоходные компании организовали здесь регулярные линии, по которым из Австралии в Японию вывозятся железная руда, каменный уголь, шерсть и другое сырье, а в Австралию из Японии поступают различные промышленные товары. В этом же районе океана от Малаккского пролива к японским портам проходит весьма грузонапряженная трасса, по которой ближневосточная перевозится в Японию. Среди других морских путей она выделяется большими объемами перевозок жидких грузов.

Восточные меридиональные маршруты связывают южноамериканские страны (через Панамский канал) с тихоокеанскими и атлантическими портами США и Канады. В этих районах превалируют перевозки США. Около 1/5 объема внешней торговли тихоокеанских портов этой страны приходится на государства Южной Америки, откуда в США поступают железная руда, руды цветных , селитра, сера и другое сырье. Из США в южноамериканские порты транспортируются оборудование для горнодобывающей промышленности, машины, станки и другие товары. По существу это грузообмен развитых и зависимых стран.

Кроме трансокеанских и меридиональных путей в Тихом океане немало сравнительно коротких трасс проходит возле материков и по прилежащим к ним морям. Так, оживленное судоходство развито в Японском море, австрало-азиатских морях, вблизи Австралии и Новой Зеландии, в водах, омывающих берега Центральной Америки, и т.д. Объемы и структура грузопотоков здесь отличаются неустойчивостью.

Краткий обзор хозяйственной деятельности разных стран в Тихом океане позволяет выявить несколько ее существенных черт. В настоящее время здесь сложилось многоотраслевое океанское хозяйство, в котором ведущее место занимает рыболовство, включая морепродукты. За ним идет транспортное использование океана. Далее следует разработка богатств прибрежно-морских россыпей и добыча «морской» нефти.

список морских портов российские фильмы 2018, список морских портов российский флаг
Перейти к: навигация, поиск

В реестр морских портов России включены 63 порта, которые входят в пять морских бассейнов и расположены на берегах 12 морей трёх океанов и Каспийского моря. Общий грузооборот российских морских портов в 2012 году составил 565,5 млн т, основную долю грузов составляют нефть (34,8 %), нефтепродукты (20,2 %) и уголь (15,8 %). 2006 году грузооборот морского транспорта составил 48 млрд т-км, пассажирооборот - 30 млн пасс-км, зарегистрировано 173 тыс. грузовых и 6 тыс. пассажирских и грузопассажирских морских судов.

Главная роль морского транспорта России заключается в осуществлении экспортно-импортных перевозок грузов, развиваются малый и большой каботаж. Основная проблема морского транспорта России - нехватка портов в целом и крупных портов с большим грузооборотом в частности, а также мелководность 60 % российских портов.

Наибольший грузооборот приходится на порты Черноморского бассейна , где в структуре экспорта преобладают нефть и нефтепродукты, уголь, металлы, лес, строительные материалы, а в структуре импорта - зерно, сахар, машины и оборудования, трубы для трубопроводов, продукты питания. Наличие курортов определяет значительное развитие пассажирских перевозок в бассейне (до 30 млн человек в год). Через Балтийский бассейн из России вывозят нефть, лес, металлы, а ввозят - машины, промышленные и продовольственные товары. Географическое положение и хорошая обеспеченность транспортными путями определили ведущую роль внешней торговли (90 % грузооборота). Каспийском бассейне преобладают каботажные перевозки, где преобладают нефть и нефтепродукты, соль, зерно, хлопок, шерсть, рыба. Дальневосточный бассейн осуществляет каботажные и экспортно-импортные перевозки. Через порты Дальнего Востока вывозят рыбу, лес, уголь, нефть, продовольствие, ввозят машины, оборудование, металлы. бассейне действует морская железнодорожная переправа Ванино - Холмск. Северный бассейн - район быстрого роста морских перевозок, где важную роль играет Северный морской путь. структуре экспорта преобладают уголь, лес, нефтепродукты, руды цветных металлов, оборудование, в структуре импорта - продовольствие.

  • 1 Список портов по бассейнам
    • 1.1 Черноморский бассейн
    • 1.2 Балтийский бассейн
    • 1.3 Каспийский бассейн
    • 1.4 Тихоокеанский бассейн
    • 1.5 Северный бассейн
  • 2 Карта
  • 3 Грузооборот портов
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Список портов по бассейнам

Ниже представлен список портов Российской Федерации с их основными характеристиками. Голубым цветом в таблице выделены незамерзающие порты, зелёным - порты Северного морского пути.

Черноморский бассейн

Порт Расположение Координаты Площадь
(акв + терр), км²
Грузооборот,
тыс. тонн (2011)
Габариты судов
(дл / шир / осад), м
Кол-во причалов
(протяжённость)
Кол-во
стивидоров
Изображение
Атлантический океан
Азовское море
Азов гор. Азов
Ростовская область
47°07′05″ с. ш. 39°25"21" в. д. (G) 11 + 1,34 4 756,8 150 / 18 / 3,7 27 ед. (3 909,5 м) 10
Ейск гор. Ейск
Краснодарский край
46°43′31″ с. ш. 38°16"33" в. д. (G) 0,87 + 0,69 3 998,2 142 / 18 / 4,5 15 ед. (2 649 м) 9
Ростов-на-Дону гор. Ростов-на-Дону
Ростовская область
47°12′10″ с. ш. 39°41"26" в. д. (G) 12,84 + 2,84 10 366,6 140 / 16,7 / 3,5 54 ед. (8 978,9 м) 24
Таганрог гор. Таганрог
Ростовская область
47°12′21″ с. ш. 38°57"07" в. д. (G) 9,76 + 0,54 3 467,5 149 / 18 / 4,7 9 ед. (1 765,7 м) 3
Темрюк гор. Темрюк
Краснодарский край
45°19′33″ с. ш. 37°22"40" в. д. (G) 22,68 + 2,29 2 347,9 140 / 17,5 / 4,8 10 ед. (1 394,8 м) 5
Чёрное море
Анапа гор. Анапа
Краснодарский край
44°53′52″ с. ш. 37°18"25" в. д. (G) 2,09 + 0,02 0 114 / 16 / 3,7 5 ед. (589 м) 1
Геленджик гор. Геленджик
Краснодарский край
44°34′26″ с. ш. 38°01"34" в. д. (G) 10,7 + 0,07 382,6 114 / 14 / 3,8 9 ед. (795,8 м) 3
Кавказ Темрюкский район
Краснодарский край
45°20′28″ с. ш. 36°40"22" в. д. (G) 23,24 + 0,46 8 304,2 150 / 21 / 5 8 ед. (988 м) 4
Новороссийск гор. Новороссийск
Краснодарский край
44°43′49″ с. ш. 37°46"51" в. д. (G) 344 + 2,38 116 139,5 295 / 45 / 13,1 88 ед. (15 287,7 м) 9
Сочи гор. Сочи
Краснодарский край
43°24′36″ с. ш. 39°55"58" в. д. (G) 17,72 + 0,38 2 446,1 190 / 27 / 8 20 ед. (2 390,0 м) 2
Тамань с. Волна
Темрюкский район
Краснодарский край
45°07′39″ с. ш. 36°41"13" в. д. (G) 89,51 + 0,36 1 235,0 225 / 32,3 / 11,4 4 ед. (937,0 м) 2
Туапсе гор. Туапсе
Краснодарский край
44°05′34″ с. ш. 39°04"37" в. д. (G) 25,18 + 0,38 19 404,7 250 / 44 / 12 31 ед. (5 025,4 м) 7

Балтийский бассейн

Порт Расположение Координаты Площадь
(акв + терр), км²
Грузооборот,
тыс. тонн (2011)
Габариты судов
(дл / шир / осад), м
Кол-во причалов
(протяжённость)
Кол-во
стивидоров
Изображение
Атлантический океан
Балтийское море
Выборг гор. Выборг
Ленинградская область
60°42′43″ с. ш. 28°43"46" в. д. (G) 2,87 + 0,17 1 103,6 135 / 24 / 6,5 9 ед. (1 327,0 м) 2
Высоцк гор. Высоцк
Выборгский район
Ленинградская область
60°37′06″ с. ш. 28°33"39" в. д. (G) 1,26 + 1,44 13 422,0 250 / 44 / 13,2 8 ед. (1 595,7 м) 2
Калининград гор. Калининград
Калининградская область
54°40′08″ с. ш. 20°24"14" в. д. (G) 17,73 + 8,32 13 352,2 200 / 30 / 9,5 101 ед. (14 100,0 м) 30
Приморск гор. Приморск
Выборгский район
Ленинградская область
60°21′28″ с. ш. 28°37"08" в. д. (G) 31,36 + 2,47 75 124,9 307 / 55 / 15,85 10 ед. (2 788,4 м) 3
Санкт-Петербург (Большой порт) гор. Санкт-Петербург 59°52′50″ с. ш. 30°11"57" в. д. (G) 628,9 + 5,29 59 989,6 320 / 42 / 11 145 ед. (22 364,2 м) 29
Санкт-Петербург (Пассажирский порт) гор. Санкт-Петербург 59°55′34″ с. ш. 30°14"07" в. д. (G) 3,04 + 0,33 0 311 / 42 / 8,8 7 ед. (2 171,0 м) 1
Усть-Луга Кингисеппский район
Ленинградская область
59°40′29″ с. ш. 28°24"37" в. д. (G) 67,56 + 10,56 22 692,9 285,4 / 50 / 14,8 19 ед. (4 061,7 м) 9

Каспийский бассейн

Порт Расположение Координаты Площадь
(акв + терр), км²
Грузооборот,
тыс. тонн (2011)
Габариты судов
(дл / шир / осад), м
Кол-во причалов
(протяжённость)
Кол-во
стивидоров
Изображение
Каспийское море
Астрахань гор. Астрахань
Астраханская область
46°19′00″ с. ш. 47°59"40" в. д. (G) 54,96 + 2,0 4 655,5 150 / 20 / 4,2 33 ед. (4 510,0 м) 20
Махачкала гор. Махачкала
Республика Дагестан
42°59′23″ с. ш. 47°30"16" в. д. (G) 5,58 + 0,59 5 371,1 150 / 20 / 6,5 20 ед. (2 113,0 м) 2
Оля с. Оля
Лиманский район
Астраханская область
45°46′51″ с. ш. 47°33"09" в. д. (G) 53,12 + 3,25 557,7 135 /16,2 / 4,5 4 ед. (688,2 м) 1

Тихоокеанский бассейн

Порт Расположение Координаты Площадь
(акв + терр), км²
Грузооборот,
тыс. тонн (2011)
Габариты судов
(дл / шир / осад), м
Кол-во причалов
(протяжённость)
Кол-во
стивидоров
Изображение
Тихий океан
Петропавловск-Камчатский гор. Петропавловск-Камчатский
Камчатский край
53°00′06″ с. ш. 158°39"25" в. д. (G) 1792,16 + 1,37 2 411,0 200 / 25 / 9 56 ед. (6 089,1 м) 8
Охотское море
Корсаков гор. Корсаков
Сахалинская область
46°37′26″ с. ш. 142°46"02" в. д. (G) 65,50 + 0,33 1 431,6 300 / б/о / 17,5 30 ед. (2 737,3 м) 8
Магадан гор. Магадан
Магаданская область
59°32′03″ с. ш. 150°46"01" в. д. (G) 17,38 + 0,33 1 222,2 162,1 / 22,9 / 9,9 10 ед. (1 707,6 м) 6
Москальво с. Москальво
Охинский район
Сахалинская область
53°32′50″ с. ш. 142°31"09" в. д. (G) 52,3 + 0,18 32,8 150 / 40 / 6 6 ед. (657 м) 2
Мыс Лазарева пгт Лазарев
Николаевский район
Хабаровский край
52°14′14″ с. ш. 141°30"42" в. д. (G) 0,07 + 0,02 0 120 / 14 / 0,9 4 ед. (582 м) 0
Николаевск-на-Амуре гор. Николаевск-на-Амуре
Хабаровский край
53°08′08″ с. ш. 140°42"45" в. д. (G) 6,93 + 0,17 129,9 140 / 18 / 4,5 8 ед. (791,6 м) 2
Охотск пгт Охотск
Хабаровский край
59°21′38″ с. ш. 143°14"29" в. д. (G) нет данных 105,9 105 / 15 / 3,8 9 ед. (615 м) 2
Поронайск гор. Поронайск
Сахалинская область
49°13′49″ с. ш. 143°07"03" в. д. (G) 12,50 + 0,04 0 37 / 7 / 1,9 6 ед. (386,7 м) 0
Пригородное Корсаковский район
Сахалинская область
46°37′29″ с. ш. 142°54"25" в. д. (G) 57,80 + 0,20 16 328,4 300 / б/о / 17,5 4 ед. (951,3 м) 1
Японское море
Александровск-Сахалинский гор. Александровск-Сахалинский
Сахалинская область
50°53′47″ с. ш. 142°07"50" в. д. (G) 3,69 + 0,04 0 34 / 7,2 / 2,4 4 ед. (442,1 м) 1
Ванино пгт Ванино
Хабаровский край
49°05′16″ с. ш. 140°16"18" в. д. (G) 16 + 4,58 19 066,0 292 / 45 / 18 21 ед. (3 382 м) 3
Владивосток гор. Владивосток
Приморский край
43°06′48″ с. ш. 131°53"08" в. д. (G) 131,06 + 2,26 11 836,2 290 / 35 / 13 57 ед. (12 315,7 м) 24
Восточный гор. Находка
Приморский край
42°44′03″ с. ш. 133°04"44" в. д. (G) 62,66 + 3,86 38 356,8 290 / 45 / 16 25 ед. (5 497,2 м) 8
Де-Кастри с. Де-Кастри
Ульчский район
Хабаровский край
51°27′59″ с. ш. 140°46"58" в. д. (G) 68,48 + 0,03 8 056,4 250 / 50 / 15 4 ед. (361 м) 2
Зарубино пгт Зарубино
Хасанский район
Приморский край
42°38′40″ с. ш. 131°04"58" в. д. (G) 27,0 + 0,39 117,1 130 / 18 / 7,5 7 ед. (841 м) 2
Находка гор. Находка
Приморский край
42°48′23″ с. ш. 132°52"48" в. д. (G) 127,45 + 2,84 14 986,6 245 / 44 / 11,5 108 ед. (16 810,4 м) 27
Невельск гор. Невельск
Сахалинская область
46°40′06″ с. ш. 141°51"11" в. д. (G) 2,25 + 0,85 107,6 120 / 16 / 5,5 26 ед. (2 701 м) 13
Ольга пгт Ольга
Приморский край
43°44′25″ с. ш. 135°16"52" в. д. (G) 57,36 + 0,43 1 631,5 200 / 18 / 8 11 ед. (1 566,2 м) 5
Посьет пгт Посьет
Хасанский район
Приморский край
42°39′05″ с. ш. 130°48"27" в. д. (G) 22,5 + 0,88 5 317,4 183 / 32 / 9 16 ед. (2 467,2 м) 5
Советская Гавань гор. Советская Гавань
Хабаровский край
48°57′27″ с. ш. 140°15"55" в. д. (G) 24 + 1,36 524,7 180 / 25 / 10 18 ед. (2 974 м) 11
Холмск гор. Холмск
Сахалинская область
47°02′48″ с. ш. 142°02"29" в. д. (G) 15,62 + 0,49 2 192,4 130 / 22 / 8 27 ед. (2 469,4 м) 6
Шахтёрск гор. Шахтёрск
Углегорский район
Сахалинская область
49°09′44″ с. ш. 142°03"17" в. д. (G) 12,42 + 0,14 1 566,5 150 / 20 / 4,6 28 ед. (2 113 м) 4

Северный бассейн

Порт Расположение Координаты Площадь
(акв + терр), км²
Грузооборот,
тыс. тонн (2011)
Гарбариты судов
(дл / шир / осад), м
Кол-во причалов
(протяжённость)
Кол-во
стивидоров
Изображение
Северный Ледовитый океан
Баренцево море
Варандей с. Варандей
Заполярный район
Ненецкий АО
68°49′28″ с. ш. 58°04"08" в. д. (G) 24,98 + 0,02 4 010,6 120 / 15 / 3,5 2 ед. (199,9 м) 2
Мурманск гор. Мурманск
Мурманская область
68°58′25″ с. ш. 33°03"33" в. д. (G) 53,70 + 6,46 25 687,2 без ограничений 97 ед. (11 525,8 м) 20
Нарьян-Мар гор. Нарьян-Мар
Ненецкий АО
67°38′48″ с. ш. 52°59"39" в. д. (G) 5,62 + 0,22 103,8 114 / 14 / 3,6 4 ед. (384,6 м) 1
Белое море
Архангельск гор. Архангельск
Архангельская область
64°32′04″ с. ш. 40°30"48" в. д. (G) 112 + 2,12 4 264,3 190 / 30 / 9,2 61 ед. (7 454,3 м) 19
Витино с. Белое Море
Кандалакшский район
Мурманская область
67°04′46″ с. ш. 32°19"28" в. д. (G) 11,59 + 0,19 4 153,1 230 / 32,2 / 11,1 4 ед. (512 м) 1
Кандалакша гор. Кандалакша
Мурманская область
67°09′14″ с. ш. 32°23"24" в. д. (G) 5,09 + 0,26 916,7 200 / 30 / 9,8 5 ед. (584,5 м) 2
Мезень гор. Мезень
Архангельская область
65°52′01″ с. ш. 44°12"21" в. д. (G) нет данных 14,6 нет данных 2 ед. (220 м) 3
Онега гор. Онега
Архангельская область
63°55′50″ с. ш. 38°01"57" в. д. (G) 845,59 + 0,03 71,0 242 / 32,4 / 13,6 7 ед. (880 м) 4
Восточно-Сибирское море
Певек гор. Певек
Чукотский АО
69°41′41″ с. ш. 170°15"32" в. д. (G) 8,9 + 0,19 189,0 172,2 / 24,6 / 9 3 ед. (500 м) 1
Карское море
Амдерма с. Амдерма
Ненецкий АО
69°45′21″ с. ш. 61°39"08" в. д. (G) нет данных 0 нет данных 5 ед. (445 м) 0
Диксон пгт Диксон
Таймырский район
Красноярский край
73°30′14″ с. ш. 80°29"59" в. д. (G) нет данных 0 нет данных 2 ед. (200 м) 0
Дудинка гор. Дудинка
Красноярский край
69°24′32″ с. ш. 86°09"19" в. д. (G) 30,22 + 0,25 1 102,1 260,3 / 32,2 / 11,8 9 ед. (1 795,6 м) 2
Игарка гор. Игарка
Туруханский район
Красноярский край
67°27′42″ с. ш. 86°33"19" в. д. (G) нет данных 2,5 нет данных 16 ед. (2 380 м) 1
Море Лаптевых
Тикси пгт Тикси
Республика Якутия
71°37′59″ с. ш. 128°53"22" в. д. (G) 96,78 + 0,07 55,5 129,5 / 15,8 / 3,9 2 ед. (315,0 м) 1
Хатанга с. Хатанга
Таймырский район
Красноярский край
71°58′49″ с. ш. 102°27"24" в. д. (G) нет данных 0 нет данных 2 ед. (700 м) 1
Тихий океан
Берингово море
Анадырь гор. Анадырь
Чукотский АО
64°44′11″ с. ш. 177°30"51" в. д. (G) 45,33 + 0,12 215,6 177 / 25 / 7 6 ед. (686 м) 1
Беринговский пгт Беринговский
Анадырский район
Чукотский АО
63°03′47″ с. ш. 179°21"20" в. д. (G) 4318 + 0,22 48,8 34 / 7 / 2 5 ед. (269 м) 1
Провидения пгт Провидения
Чукотский АО
64°26′08″ с. ш. 173°13"03" з. д. (G) нет данных 22,5 ? / ? / 9 6 ед. (524 м) 1
Эгвекинот пгт Эгвекинот
Чукотский АО
66°14′44″ с. ш. 179°05"03" з. д. (G) 5,75 + 0,07 128,4 177 / 25 / 12 3 ед. (565,3 м) 1

Карта

Величина грузооборота крупнейших портов за 2011 год:

  • - от 1 млн до 10 млн т
  • - от 10 млн до 20 млн т
  • - от 20 млн до 50 млн т
  • - от 50 млн до 100 млн т
  • - свыше 100 млн т
Новороссийск Приморск Санкт-Петербург Восточный Мурманск Усть-Луга Туапсе Ванино Пригородное Находка Высоцк Калининград Владивосток Ростов-на-Дону Кавказ Де-Кастри Махачкала Посьет Азов Астрахань Архангельск Витино Варандей Ейск Таганрог Сочи Петропавловск-Камчатский Темрюк Холмск Ольга Шахтёрск Корсаков Тамань Магадан Выборг Дудинка Крупнейшие порты России (с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)

Грузооборот портов

Ниже представлен алфавитный список морских портов России и величина их грузооборота (в тыс. т) за 2003-2011 годы.

Порт Населённый
пункт
Бассейн 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Азов Азов Черноморский 0 0 0 0 0 0 4684 4273 4757
Александровск-Сахалинский Александровск-Сахалинский Тихоокеанский 144 92 120 95 162 100 113 98 0
Амдерма Амдерма Северный 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Анадырь Анадырь Северный 280 132 271 283 307 223 269 224 216
Анапа Анапа Черноморский 0 0 0 5 0 0 4 0 0
Архангельск Архангельск Северный 3124 5500 6470 5293 5307 4680 3256 3667 4264
Астрахань Астрахань Каспийский 3760 5495 5128 4518 5756 2568 3928 5014 4656
Беринговский Беринговский Северный 114 96 216 209 203 133 44 47 49
Большой порт Санкт-Петербург Санкт-Петербург Балтийский 42039 51266 57573 54247 59519 60008 50405 58048 59990
Ванино Ванино Тихоокеанский 7397 7040 8727 9497 9967 10261 14516 17304 19066
Варандей Варандей Северный 0 0 593 501 576 1901 7380 7510 4011
Витино Белое Море Северный 5715 3704 1626 4758 3942 4394 4359 4376 4153
Владивосток Владивосток Тихоокеанский 11263 11559 10156 7811 8528 9561 9976 11185 11836
Восточный Находка Тихоокеанский 15754 20815 20231 20499 21685 20573 18902 35638 38357
Выборг Выборг Балтийский 1078 1357 901 1253 1111 1300 1184 1100 1104
Высоцк Высоцк Балтийский 2405 5200 10416 13811 16527 16015 17318 14843 13422
Геленджик Геленджик Черноморский 63 36 77 127 256 239 267 331 383
Де-Кастри Де-Кастри Тихоокеанский 1685 1767 1944 3487 11618 9771 8441 7373 8056
Диксон Диксон Северный 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Дудинка Дудинка Северный 0 0 0 0 0 2876 1065 1093 1102
Ейск Ейск Черноморский 0 0 2792 3331 4345 3849 4262 3554 3998
Зарубино Зарубино Тихоокеанский 0 235 220 210 224 252 93 128 117
Игарка Игарка Северный 56 0 49 37 59 59 0 0 3
Кавказ Порт Кавказ Черноморский 6869 9198 7115 7182 6382 7760 8609 10055 8304
Калининград Калининград Балтийский 12722 13808 14571 15150 15625 15369 12363 13809 13352
Кандалакша Кандалакша Северный 1020 342 339 248 655 963 1060 863 917
Корсаков Корсаков Тихоокеанский 2351 2683 2832 3716 2818 2169 1033 1106 1432
Магадан Магадан Тихоокеанский 1006 997 1066 1108 1075 1093 989 1128 1222
Махачкала Махачкала Каспийский 3548 5838 5056 5488 6260 6392 5274 4863 5371
Мезень Мезень Северный 12 14 33 45 24 24 22 23 15
Москальво Москальво Тихоокеанский 4 70 80 55 0 37 29 29 33
Мурманск Мурманск Северный 14838 24759 28070 26294 24609 24832 35276 32809 25687
Мыс Лазарева Лазарев Тихоокеанский 183 63 72 88 76 26 0 0 0
Нарьян-Мар Нарьян-Мар Северный 112 67 194 291 84 125 61 103 104
Находка Находка Тихоокеанский 14025 16671 14097 13430 13462 15178 15761 15365 14987
Невельск Невельск Тихоокеанский 0 0 0 0 0 0 0 90 108
Николаевск-на-Амуре Николаевск-на-Амуре Тихоокеанский 735 129 290 359 208 251 172 164 130
Новороссийск Новороссийск Черноморский 85483 97767 113061 113148 113489 112607 122865 117079 116140
Ольга Ольга Тихоокеанский 1324 1268 1471 1500 1503 1221 1107 1438 1632
Оля Оля Каспийский 70 135 167 290 636 866 775 1050 558
Онега Онега Северный 784 232 100 104 101 109 74 65 71
Охотск Охотск Тихоокеанский 0 0 0 0 0 0 59 41 106
Пассажирский порт Санкт-Петербург Санкт-Петербург Балтийский 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Певек Певек Северный 137 88 98 108 140 61 55 142 189
Петропавловск-Камчатский Петропавловск-Камчатский Тихоокеанский 1536 1499 1805 1909 1849 1984 2485 2266 2411
Поронайск Поронайск Тихоокеанский 26 3 12 1 0 0 0 0 0
Посьет Посьет Тихоокеанский 1332 1815 2260 2002 2528 3907 4535 4650 5317
Пригородное Пригородное Тихоокеанский 0 0 0 0 0 199 10697 16102 16328
Приморск Приморск Балтийский 17685 44565 57337 65956 74230 75582 79157 77640 75125
Провидения Провидения Северный 88 32 35 70 30 33 21 27 23
Ростов-на-Дону Ростов-на-Дону Черноморский 0 0 0 0 0 0 6166 7713 10367
Советская Гавань Советская Гавань Тихоокеанский 483 451 530 566 475 358 359 408 525
Сочи Сочи Черноморский 220 166 200 406 517 529 408 2690 2446
Таганрог Таганрог Черноморский 2057 2850 3043 2451 3264 2630 3026 2895 3468
Тамань Волна Черноморский 0 0 0 0 0 10 86 200 1235
Темрюк Темрюк Черноморский 1004 646 1003 1155 1349 2305 2119 1940 2348
Тикси Тикси Северный 12 0 0 0 20 0 39 40 56
Туапсе Туапсе Черноморский 17712 20226 21381 21292 19634 19435 18445 18611 19405
Усть-Луга Усть-Луга Балтийский 442 801 708 3766 7143 6763 10358 11776 22693
Хатанга Хатанга Северный 16 0 62 5 0 0 0 0 0
Холмск Холмск Тихоокеанский 2342 1996 2181 2169 2097 2017 1635 1870 2192
Шахтёрск Шахтёрск Тихоокеанский 714 537 706 527 702 892 785 1069 1567
Эгвекинот Эгвекинот Северный 118 248 134 153 112 105 119 135 128

См. также

  • Список портов по контейнерному грузообороту
  • Список речных портов России

Примечания

  1. 1 2 Морские порты России. ЕСИМО. Проверено 5 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
  2. Реестр морских портов Российской Федерации. Министерство транспорта Российской Федерации. Проверено 5 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
  3. Грузооборот морских портов России за 2012 год. Ассоциация морских торговых портов. Проверено 8 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
  4. 1 2 Винокуров, 2008, с. 242-243
  5. Видяпин, 2010, с. 258-263
  6. Лобжанидзе, 2008, с. 502-503
  7. Севморпуть. Министерство транспорта Российской Федерации. Проверено 8 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
  8. гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с гарбаритами 260 / 46 / 16
  9. гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с осадкой до 19 м, выносные причалы - суда с длиной 324 м и шириной 58 м
  10. 1 2 без ограничений
  11. гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с гарбаритами 140 / 14 / 4,5
  12. гарбариты судов смешанного типа; гарбариты для морских судов - 90 / 16 / 3,6
  13. гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с гарбаритами 162,1 / 22,8 / 9,9

Литература

  • Видяпин В. И., Степанов М. В. Экономическая география России. - Москва: ИНФРА-М, 2010. - 567 с. - 3 000 экз.
  • Винокуров А. А., Глушкова В. Г., Плисецкий Е. Л., Симагин Ю. А. Введение в экономическую географию и региональную экономику России. - Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008. - 550 с. - 7 000 экз.
  • Неклюкова Н. П., Душина И. В., Раковская Э. М., Кузнецов А. П., Лобжанидзе А. А., Берлянт А. М. Справочник по географии. - Москва, 2008. - 656 с. - 8 000 экз.

Ссылки

  • Морские порты России
  • Реестр морских портов Российской Федерации
  • Росморпорт
  • Грузооборот морских портов России за 2012 год

список морских портов российские детективы, список морских портов российские фильмы 2018, список морских портов российский флаг, список морских портов российское кино

Список морских портов России Информацию О