Многим известны слова у мусульман: «что не смоет вода, то смоет песок!» Интересное изречение. Лично мне кажется, что оно не совсем касается мытья в смысле гигиенической процедуры, но эта фраза послужила причиной для обсуждения с друзьями по поводу, а как моются чукчи , живущие в далеке от воды и огня, в условиях вечного холода?

К сожалению с чукчами пообщаться не пришлось в связи с трудностями выхода последних онлайн из тундры. Поэтому пришлось довольствоваться отзывами бывавших в местах их проживания людей. Вот что они пишут о том как моются чукчи (я цитирую):
1. Чукчи практически не мылись, потому, что считали, что, когда человек моется, он вымывает из своего тела силу и здоровье. Этот аспект скорее духовный чем относится к бане или ванне.

2. Волосы чукчи раньше действительно смачивали мочой (чтобы не было вшей). Урина выступает бактерицидным «препаратом». Более того, когда чукчанка рожала, она обмывала своего новорожденного так же своей мочой. Моча хороший антисептик.
Да и потом: чукчи, в большинстве своем, кочевники-оленеводы. Они почти круглый год кочуют по тундре за оленьими стадами, переносят свои дома, а пастухи перемещаются вслед за оленями по пастбищам, оберегая их от нападения волков. О каком же мытье в горячей воде и тем более о бане может идти речь при таком образе жизни?!

3. Исторические факты свидетельствуют и о том, что советское государство не могло допустить, чтобы его граждане оставались немытыми. Поэтому чукчей в свое время насильно приучали к бане. В результате самобытность народа и многие приемы выживания в сложных условиях Севера были почти утрачены. Современный быт проникал в жизнь и гигиену чукчей со скоростью вездеходов.

Как моются чукчи? Как хотят так и моются!

Теперь в плане помыться — легче. Появились , миниатюрные печи на отработке и на дровах и т.п. Но есть одно огромное «НО»! Многие утверждают, что мыться чукчам не очень то и можно. Связано это с тем, что спасаясь от холода (даже в теплой палатке температура колеблется в районе нуля), чукчи натираются жиром, который служит барьером от холода. Смывая его — они теряют возможность противостоять холоду.

Шутники говорят, что чукчи моются спиртом или водкой, которую им завозят из федеральных резервов. Там водка дешевле горячей воды. Они собирают мох, высушивают его и пользуются им в качестве прокладок и подгузников для детей.
***
Это когда-то давно было в передаче «Клуб кинопутешествий». О чукчах-оленеводах, что жили в тундре, без условий, без водопровода и других благ из мегаполисов. Есть только белый холодный снег. Деревьев там тоже нет, чтобы заготовить дрова и развести костёр для подогрева воды. Они собирают веточки со всяких полярных кустиков и складывают их. А когда накапливается много (раз в год) , то собираются всем стойбищем, разводят костер, намазывают себя жиром (может, салом?) нерпы и, отогревшись от костра, соскабливают с себя жир вместе с грязью костяными скребками. Потому что столько воды нагреть никакого костра не хватит. Это традиционный способ, но, может быть сейчас и спиртом оттираются, кто их знает?
Одно выяснили точно — чукчи моются. Просто эту процедуру европейцы мытьем никогда бы не назвали, тем более баней.

Все знают, что в традиционных условиях своей жизни народы Крайнего Севера – ненцы, эвенки, чукчи, ханты, манси, эскимосы и т.п. – никогда не практиковали мытья тела. Обычно это объясняют просто: в тундре девять месяцев в году лежит снег, да и летом вода холодная, чтобы её согреть – нужно много топлива для костра, а где его взять в безлесной тундре, и т.д. Это очевидная причина. Но есть и более глубокие.

Не мытьё, а очищение

Всякий народ, до начала индустриальной эры с её миграциями, был приспособлен к своей природной среде. И всякий на свой манер заботился о гигиене тела. Не составляли исключения и народы Крайнего Севера. Время от времени они совершали процедуру очищения тела. Чукчи, ненцы, эвенки и другие, живущие традиционным хозяйством в тундре, практикуют её до сих пор.

Она заключается в том, что жители стойбища собираются вокруг очага в яранге или чуме, набрасывают на себя всю имеющуюся одежду и начинают преть. Хорошенько вспотев, они скидывают одежду и начинают скрести друг другу кожу костяными скребками. Закончив эту процедуру, обильно смазываются жиром нерпы.

Как выяснилось, этот способ очищения кожи является самым оптимальным в условиях круглогодичного обитания в суровом климате арктической тундре. Но чтобы это признали учёные, пришлось пройти через многочисленные трагедии.

Что русскому здорово, то чукче смерть

В 1930-е годы в СССР развернулась кампания по насаждению у северных народов «советского» образа жизни. Помимо конфискации родовых оленьих стад в «колхозы» и «борьбы с религией» (преследований традиционных шаманов), кампания предусматривала ещё приобщение аборигенов к «цивилизации». Особенный упор делался на подрастающее поколение. Детей насильно отбирали от родителей и воспитывали в детских садах, создаваемых при так называемых культбазах.

Север за короткий срок покрылся сетью культбаз, в которых советские «цивилизаторы», полные комсомольского энтузиазма, убеждённые в превосходстве и универсальности своего образа жизни и ничего не знавшие об особенностях коренных народов тундры, собирались за исторически рекордный срок привести аборигенов из первобытнообщинного состояния к коммунизму.

Нельзя сказать, что культбазы принесли только вред. Было в них и много положительного, прежде всего – распространение информации. Школы, библиотеки, радиоточки сильно расширили кругозор коренных народов. Кроме того, тут была возможность приобрести промышленные товары, а также получить более квалифицированную медицинскую помощь, чем у шаманов.

Но нельзя отрицать и отрицательную сторону контакта двух культур, из которых одна, к тому же, агрессивно навязывалась. Аборигенов начали приучать мыться с мылом в банях при культбазах, а для детей эта процедура сделалась обязательной. Однако вместо ожидаемого укрепления здоровья, мытые туземцы стали чаще болеть и умирать. Особенно ярко это выразилось у детей. Это послужило причиной частых побегов и похищений детей из школ при культбазах в родные стойбища, а также многочисленных восстаний народов тундры против советской политики в 1930-50-х гг.

Адаптация народов Севера к своей среде

Вред, причинённый здоровью северных народов насильственным внедрением банных процедур, созданных другими народами в других природных условиях, уже давно не решается отрицать никто, кто знаком с реалиями Севера. В чём же дело?

Здесь можно выделить три важнейшие причины. Во-первых, организм туземцев, сотни поколений которых не мылись в горячей воде, иначе реагировал на воздействие высоких температур. У северных народов гораздо быстрее, чем у русских, возникали в таких условиях явления сердечной недостаточности.

Во-вторых, горячая вода оказывала, также из-за длительного приспособления к совсем другому способу очищения тела, вредное действие на кожные покровы туземцев. Жир, которым они регулярно смазывали себя, предохранял кожу от высыхания, чрезмерного охлаждения, а также (хотя и не полностью) и от болезнетворных бактерий. Это была защитная плёнка, лишаясь которой, абориген Севера становился гораздо уязвимее к воздействию морозов и возбудителей болезней.

И, наконец, третье. Летом в тундре, как известно, очень много комаров. Это ещё полбеды. В разгар лета начинается массовый лёт гнуса. Он продолжается обычно недели две, но это поистине самое адское время года там. Даже для исконных обитателей, которые, казалось бы, должны быть привычнее. Однако известно, что во время лёта гнуса иногда не выдерживают даже олени и, обезумев, бросаются в реки. Слой задубевшей кожи, смешанной с жиром, на лицах и кистях рук туземцев, как оказалось, служит природной защитой от гнуса и комаров. Насекомым сложнее кусать сквозь него до крови, да и запах собственно человеческого тела он отбивает. То есть отсутствие мытья позволяло народам Севера легче переносить периоды массового размножения кровососущих насекомых.

Спаивание и отчуждение от привычного образа жизни

С течением времени политика советской власти в плане «приобщения к цивилизации» стала либеральнее. Но установка на то, что городской образ жизни белых людей предпочтительнее для всех, никуда не девалась. В 1960-70-е гг. аборигенов Севера стали привлекать к банным процедурам… водкой. То есть, помывшемуся, по выходе его из бани, тут же наливали бесплатный стакан водки.

Само мытьё при этом превращалось в профанацию. Зайдя в баню и окатив себя водой один разок, абориген выходил, показывал на струящиеся по нему потоки воды и тут же требовал положенную награду… Наверное, нет необходимости лишний раз пояснять, сколько коренных жителей быстро унесла к духам предков такая практика, при их генетически обусловленной низкой толерантности к алкоголю.

В наше время представители коренных народов Севера, живущие в городах, переняли и такой атрибут городской цивилизации, как душ и ванны. Это стало возможным не только в связи с отказом от традиционных способов хозяйствования, но и по причинам появления одежды, лучше защищающей от холода, электрификации стойбищ и распространения различных репеллентов от насекомых.

Тем не менее, знающие люди утверждают, что и в этих условиях северные народы значительно реже, чем русские, прибегают к водным процедурам. Дело не только в многовековой привычке. В последнее время некоторые учёные начинают обращать внимание на то, что слишком частое мытьё, вошедшее в моду в современных городах, оказывается вредно и для европейцев.

А КАК МОЮТСЯ ЧУКЧИ, живущие в далеке от воды и огня, в условиях вечного холода?

1. Чукчи практически не мылись, потому, что считали, что, когда человек моется, он вымывает из своего тела силу и здоровье. Этот аспект скорее духовный чем относится к бане или ванне.

2. Волосы чукчи раньше действительно смачивали мочой (чтобы не было вшей). Урина выступает бактерицидным «препаратом». Более того, когда чукчанка рожала, она обмывала своего новорожденного так же своей мочой. Моча хороший антисептик.
Да и потом: чукчи, в большинстве своем, кочевники-оленеводы. Они почти круглый год кочуют по тундре за оленьими стадами, переносят свои дома, а пастухи перемещаются вслед за оленями по пастбищам, оберегая их от нападения волков. О каком же мытье в горячей воде и тем более о бане может идти речь при таком образе жизни?!

3. Исторические факты свидетельствуют и о том, что советское государство не могло допустить, чтобы его граждане оставались немытыми. Поэтому чукчей в свое время насильно приучали к бане. В результате самобытность народа и многие приемы выживания в сложных условиях Севера были почти утрачены. Современный быт проникал в жизнь и гигиену чукчей со скоростью вездеходов.

Теперь в плане помыться - легче. Появились мобильные бани, миниатюрные печи на отработке и на дровах и т.п. Но есть одно огромное «НО»! Многие утверждают, что мыться чукчам не очень то и можно. Связано это с тем, что спасаясь от холода (даже в теплой палатке температура колеблется в районе нуля), чукчи натираются жиром, который служит барьером от холода. Смывая его - они теряют возможность противостоять холоду.

Как чукчи моются без бани? Шутники говорят, что чукчи моются спиртом или водкой, которую им завозят из федеральных резервов. Там водка дешевле горячей воды. Они собирают мох, высушивают его и пользуются им в качестве прокладок и подгузников для детей.

Это когда-то давно было в передаче «Клуб кинопутешествий». О чукчах-оленеводах, что жили в тундре, без условий, без водопровода и других благ из мегаполисов. Есть только белый холодный снег. Деревьев там тоже нет, чтобы заготовить дрова и развести костёр для подогрева воды. Они собирают веточки со всяких полярных кустиков и складывают их. А когда накапливается много (раз в год) , то собираются всем стойбищем, разводят костер, намазывают себя жиром (может, салом?) нерпы и, отогревшись от костра, соскабливают с себя жир вместе с грязью костяными скребками. Потому что столько воды нагреть никакого костра не хватит. Это традиционный способ, но, может быть сейчас и спиртом оттираются, кто их знает?
Одно выяснили точно - чукчи моются. Просто эту процедуру европейцы мытьем никогда бы не назвали, тем более баней.

Жители тундры спасают гостей от мороза с помощью голой жены

Что мы слышали о чукчах и вообще о северных народах, кроме анекдотов? Да практически ничего! Однако есть люди, которые досконально разбираются в теме. В частности, ученый с мировым именем, профессор Сергей АРУТЮНОВ, член-корреспондент РАН, который вел этнографическую полевую работу в Японии, Вьетнаме, Индии, на Кавказе, а также на Крайнем Севере и в Сибири, в том числе на Чукотке. Хотя и анекдоты - тоже информация!

«Чукча, сходи в душ, помойся!» - «Нельзя, однако! Горе будет! Первый раз помылся - война началась. Второй раз помылся - Сталин умер. Совсем
горе!»
Загнали все-таки чукчу в душ. Через пару минут радостный возглас: «Ура! Рубашка нашел!» - «Где?!» - «Под фуфайкой была!»
- Сергей Александрович, почему именно про чукчей столько анекдотов?
- По той же причине, что в Индии рассказывают анекдоты про сикхов, в Великобритании - про шотландцев, а по всей Европе - про бельгийцев. В человеческой природе выбирать себе какую-нибудь жертву для насмешек. При том, что все понимают - эти народы ничем не хуже прочих. Кстати, у чукчей тоже есть анекдоты про русских. Например такой. Приезжает молодой русский впервые на Чукотку. Его принимают, естественно, с водкой - одну бутылку выпивают, вторую, третью... Наконец, он спрашивает: «Как стать на Чукотке своим?» - «Надо переспать с чукчанкой и пожать лапу медведице». Русский, шатаясь, выходит. Возвращается к утру, весь изодранный: «Ну, с медведицей я переспал, теперь давайте чукчанку - я ей руку пожму!» А вообще, чукчи очень гостеприимные люди и тоже готовы посмеяться над собой.

Что вас больше всего потрясло в обычаях северных народов?
- Я этнограф, ко всему привычный. Но случались и забавные моменты. Очень памятно одно из посещений чукотской семьи лет 50 назад. Пришли мы в ярангу, жилище чукчей. В ней холодно, так что по центру - еще и меховой полог из оленьих шкур...
- А под ним тепло?
- Конечно! Люди так нагревают пространство своим дыханием, что раздеваются до белья. Кочевые чукчи очень любят шелковое белье. И не красоты ради, а потому что в нем не заводятся вши - часто мыться при таких условиях проблематично.
Так вот - сидим, ждем угощения. А тут малыш заплакал - захотел на горшок. Хозяйка снимает с него теплый меховой комбинезон, пеленочку из высушенного моха и дает возможность облегчиться в деревянное блюдо. Затем это блюдо выставляет за полог - в холодное пространство яранги, где собаки. Несколько секунд - и собаки все это слизывают до блеска. Хозяйка возвращает блюдо и совершенно спокойно начинает резать на нем холодную оленину. Ее-то мы и ели, запивая чаем. Кстати, она не забыла тщательно протереть чашки полотенцем... Справедливости ради скажу, что сейчас, конечно, ситуация с гигиеной изменилась кардинально.

Мухомороеды

Чукча говорит русскому:
- Отгадаешь, сколько у меня оленей, обоих отдам!
- Два.
- Ух, шаман!
- В одном из интервью вы говорили, что чукчи не признают грибов.
- Да, они брезгуют ими, называют испражнениями дьявола. Связано это в первую очередь с тем, что грибы - угроза потерять оленей. Олени все время испытывают белковое голодание. А гриб - источник этого самого белка. Так что если на пути оленей попадется грибное место - все, стадо больше не соберешь, оно просто разбредется. Поэтому по мере приближения к грибным местам чукчи начинают орать, кидать палки, натравливать собак - словом, делать все, чтобы стадо проскочило мимо как можно скорее.
- Но к одному грибу они все же испытывают почтение.
- Если вы имеете в виду мухомор, то да. У чукчей мухомор распространен как галлюциноген. А чтобы не отравиться, молодежь пьет мочу стариков, которые употребляют мухоморы, приучая себя к этому «лакомству». Только призываю ни в коем случае это не практиковать, последствия могут стать фатальными!
- И в наши дни подобное происходит?
- Еще лет 20 назад молодежь активно приобщалась к мухомороеденью. То есть сейчас это люди лет 40. А уж дедов-мухомористов и подавно хватает! Как в наше время - не знаю. Все-таки за последние годы выросло новое поколение с более урбанизированной, городской ментальностью. Практически все получают среднее образование. Хотя свою чукотскую психологию они, безусловно, сохраняют.
- А в чем она состоит, эта психология?
- Не напрягаются. Ни в чем. В том числе в сексуальных отношениях.

Одна на двоих

Русский попросил у чукчи в долг шкуры песца для продажи. Тот дал. Второй раз попросил - дал. Видит чукча - в третий раз к нему идет русский. Он говорит: «Жена, скажи, что я на охоте, а то опять будет шкуры клянчить!» А сам - под кровать. Русский заходит, жена и говорит: «Он на охоте!» - «Как жаль! А я деньги принес с процентами. Ну, давай отметим сделку!» Выпили они, и в постель. А чукча лежит под кроватью и думает: «Деньги забрать надо, русского застрелить надо, жену поколотить надо. А я, как назло, на охоте!»
- Как чукчи в принципе относятся к сексуальной близости?
- Достаточно легко. Скажем, раньше частенько бывало, что заблудившийся в тайге человек набредал на кочевье. Как его спасти от переохлаждения? Голого гостя клали с голой женой хозяина дома. А там уж - как пойдет... Кстати, в 1977 году таким же образом была спасена от верной смерти пловчиха из США, которая переплывала с американского острова на советский в районе Берингова пролива. Ее отнесло течением в сторону, она очень замерзла. И русская врачиха, знакомая с жизнью чукчей, разделась и залезла к ней в один спальный мешок. Все обошлось.


В фольклоре женщины-чукчи часто спят с русскими. Насколько вообще чукотская женщина может быть привлекательна для белого мужчины?
- Среди них много симпатичных, по нашим меркам. Недаром все полярные исследователи имели в любовницах или временных женах представительниц северных народов. Например, легендарный американский адмирал Роберт Пири, который в начале ХХ века впервые достиг Северного полюса, имел в «полевых женах» эскимоску. В архивах сохранилась ее фотография в обнаженном виде, весьма эффектная женщина. А затем к Пири приехала его законная жена Жозефина. Дамы встретились и вполне меж собой поладили.
- Ну а в принципе, насколько важна для чукчей супружеская верность?
- У эскимосов в Канаде и на Аляске до сих пор есть традиция меняться женами, когда летом они семьями разъезжаются на охоту. Это происходит обычно между друзьями и очень часто по инициативе женщин. У нас в советское время все же довлела коммунистическая мораль, поэтому чукчи никогда не афишировали подобное поведение. Но тамошние женщины очень горды и свободолюбивы. Знавал я одну чукотскую семью. Его звали Робтон, он был китобой и пьянчуга. И вот его бесконечное пьянство надоело жене по имени Ани.
- Значит, так, - сказала она. - Я тебе жена, буду стирать подштанники, класть траву в торбоза (такие меховые сапоги), чтобы ты не замерз, но как от мужа от тебя толку нету. Поэтому в такое-то время уходи, а ко мне будет приходить завмаг.
Тот вроде смирился. Но когда завмаг был у Ани, Робтон пришел и сказал ему: «Путилка давай!» Бутылка водки, в смысле. Тот дал. Он второй раз приходит: «Давай путилка!» И тут к ним в коридор выскочила разъяренная Ани. «Кто тебе дал право меня за бутылку покупать?!» - крикнула она завмагу. А мужу так сказала: «Я свободная женщина и сама решаю, с кем спать!» С этими словами она полоснула его по носу полукруглым ножом для разделки мяса. И тот, прижимая кончик носа, побежал к фельдшеру. Еле ему этот нос пришили. Вообще, не редкость, что у чукчанок есть любовники, и мужья к этому относятся спокойно.

Как евреи

Чукча разбогател и купил автомобиль. Через месяц его спрашивают: «Ну как?» - «Хорошо, однако! Только олени очень устают и крыша скользкая, все время падаю!»
- Сергей Александрович, есть ли богатые чукчи?
- В советское время на китобойных и песцовых промыслах чукчи могли заработать в год тысяч по восемь. А то и больше! По советским меркам - огромные деньги. Но таких ударников было немного, да и они все пропивали. Ситуация несколько изменилась при Горбачеве. Во время борьбы с алкоголизмом было сделано много глупостей, но для Крайнего Севера это было благодеяние. Ведь физиология чукчей такова, что пьянеют они с первой рюмки. Потеряв возможность свободно пить, они так приподнялись! И бытовая техника появилась (у тех, кто в поселках жил), и на курорты ездить начали.

Знакомый чукча рассказывал: «Был в Крыму. Понравилось, только очень жарко - плюс 13 - 15 градусов!» А еще он купил «Москвич». Правда, ездил из своего поселка на рыбалку только примерно раз в неделю, и то в сезон - километров 12. «А в тундру как же?» - спрашиваю его. «У нас снегоходы для этого покупают, но многие до сих пор на собаках». - «Почему?» - «А вдруг пурга и ты надолго там завязнешь? Уедешь на 12 собаках, вернешься на четырех. Восемь пойдут на корм оставшимся и сам поешь. А снегоход съесть нельзя!»

А с приходом капитализма появились «новые чукчи»?
- Есть и сейчас непьющие ребята, кто зарабатывает два-три миллиона рублей в год. В основном на рыбалке. Как-то один знакомый эскимос мне попытался объяснить, чем они отличаются от чукчей. «Знаешь, для нас чукчи -как для русских евреи. Они по сравнению с нами более пронырливы, коммерчески удачливы, хитры». Однако «новый чукча» никогда не появится. Чукчей вообще мало, всего 14 тысяч, большинство из которых живет на Чукотке. Но у каждого племянники, двоюродные братья, дяди... «Так много получаешь, а нас не угощаешь!» - вот что слышит преуспевающий чукча. И - угощает, так принято. Покуда деньги не кончатся.
- А сколько всего эскимосов?
- Их больше ста тысяч, хотя в России живет всего 1800. Но есть еще более малочисленные народы. Например уильта - их на Сахалине осталось всего 300 человек. Или энцы - всего 250 на Таймыре.

Вы - большой радетель за малые народы. Что государство может сделать для тех же чукчей? Больше опекать их? Или, наоборот, не мешать?
- Не мешать, не лезть! Я считаю, было бы правильно поместить их в резервацию. И это вовсе не ущемление. Наоборот! В Америке при въезде в индейскую резервацию объявление: «Пересекая красную черту, вы соглашаетесь подчиняться всем решениям местного племенного совета!» Если посмотреть на карту США, она, как сыпью, покрыта территориями резерваций. Там - свои законы. Если, конечно, не дай бог, происходит какое-то запутанное убийство, расследование будет вести сотрудник ФБР. Но всю «бытовуху» разбирают местные органы. Разумеется, каждый волен выбирать - жить ему со своими или в другом месте.
- Но для чего это нужно? Чтобы чукчи сохранили свою самобытность?
- В первую очередь, чтобы обрели самоуважение и выжили. И тогда вполне вероятно, что и с пьянством, которому подвержены девять десятых чукчей, будет наконец покончено.

На этот и многие другие вопросы о жизни чукчей ответил Умка Кайпанау, морской охотник, оленевод, артист и художник. 4 июня он провел лекцию в Музее Кочевой культуры. Я посещала много различных лекций, но таких неформальных, веселых и насыщенных необычайными фактами ни разу! И это не только мое мнение. Зрители наперебой задавали Умке вопросы и долго не хотели расходиться. Насколько было здорово послушать о быте и традициях чукчей, читайте в моем репортаже.

«Сегодня мы поговорим о том, как живут тундровые чукчи-оленеводы.- начинает лекцию Умка. - Первым делом, вопрос: где же они живут? Все, наверное, слышали строки из песни «чукча в чуме ждет рассвета, а рассвета в чуме нету». Так вот, забудьте их, друзья: это неправильная песня! В чумах живут ханты, манси, ненцы, якуты, народность тында. А чукчи живут в ярангах, что буквально означает «дом».

За спиной у Умки стоит самая настоящая яранга, которую мы после лекции посетили.

Кстати, его имя переводится как «белый медведь». Все вы помните советский мультфильм. Еще в детстве Умка защитил право носить это имя, когда в схватке победил полярного медведя.

Вообще Умка большой шутник, и во время рассказа то и дело смешит зрителей.

Некоторые зрители не церемонятся и задают каверзные вопросы. Например: «Как моются тундровые чукчи?»

Умка смеется: «Есть много версий на тему «чукча не моется, намазался жиром и доволен». На самом деле, это совсем не так. За пологом в яранге устанавливается кладовка. Растапливается снег, в чане греется вода, и в этой кладовке чукчи моются. Получается нечто вроде бани «по-черному».

Бытует стереотип, и это не секрет, что северные народы обычно неопрятные. Умка парой фраз разубеждает нас.

Вот так, друзья, - чукчи не живут в чумах и они очень чистоплотные.

Потом Умка нарисовал на асфальте китов и рассказал про обычаи, связанные с их добычей.

«У морских чукчей есть живая традиция в честь пойманного кита исполнять национальные танцы и петь. Но это делают не те, кто его поймал – после 30-ти тонн уже, знаете ли, не до танцев. Представьте себе: вы проснулись в 3 утра и вышли в открытое море. Целые сутки вы находитесь там, часто просто забывая поесть из-за азарта и различных походных обстоятельств. Вытащили тушу весом в 30 тонн и, наконец, привезли ее в поселок на радость всему населению. Ваша миссия на этом закончена! Дальше уже действуют те, кто дождался вас с моря. В каждом поселке организованы танцевальные ансамбли, есть певцы, которые могут исполнить традиции предков»

Оказывается есть тундровые чукчи и морские. Умка принадлежит к последним. На мой вопрос в чем отличия, он отвечает: «Тундровые чукчи пониже нас и очень быстро бегают. Они шустрее нас».

А тут Умка показывает, как гарпунят китов.

Мы все увлеченно слушали Умку. Даже те, кто его лекции посещает уже не впервые.

Кстати, во время лекции нас угощали сладостями и ароматным чаем.

После лекции Умка провел небольшой танцевальный мастер-класс: «В каждой танцевальной миниатюре чукчей заключен мини-рассказ. Сейчас мы станцуем танец «Звероводы», которые кормят …песцов»

«Звероводы» просто умирали со смеху, но танцевали.

Тем более, что Умка в шутку изображал очень строгого танцмейстера. У такого не забалуешь:)

После танцев нас пригласили в ярангу. Там тоже было много удивительного. Например, на полу лежала непонятная штука. «А, это позвонок китенка,» - между делом заметил Умка.

Вот полог, в котором спят. Температура там достигает 25 градусов, тогда как в остальной части яранги может быть немногим выше нуля.

А вот так разводят огонь в яранге. «До сих пор так разводим огонь. Потому как в нашем климате спички и зажигалки могут запросто отсыреть!» - поясняет Умка.

После столь насыщенной программы мы наперебой благодарили Умку за интересный рассказ.