Арабский халиф, правивший в 644-656 гг. Род. ок. 575 г. † 17 июня 656 г. Усман ибн Аффан был одним из первых учеников и последователей Мухаммада. С самого начала он играл важную роль в мусульманской общине и выполнял важные дипломатические поручения пророка. Около 614 г. во время гонений, которые начались в Мекке, часть мусульман во главе с Усманом на время эмигрировала в Эфиопию. Незадолго до этого он породнился с Мухаммадом, женившись на его дочери Рукаййи. Спустя десять лет, когда она умерла, Мухаммад отдал ему в жены другую свою дочь Умм Кулсум. После смерти пророка Усман был ближайшим советником двух первых халифов Абу Бакра и Умара. В 644 г., незадолго до своей кончины, Умар назвал имена шестерых наиболее уважаемых ветеранов ислама и поручил им выбрать из своей среды нового халифа. Старейший из числа этих выборщиков, Абд ар-Рахман ибн Ауф, сразу отказался от претензий на престол и взял на себя ведение переговоров. Еще одного выборщика - Талха - в то время не оказалось в Медине. Таким образом, всего претендентов было четверо: Усман, двоюродный брат и зять пророка Али ибн Абу Талиб, Саад ибн Абу Ваккас и аз-Зубайр. Каждому из них Абд ар-Рахман задал с глазу на глаз один и тот же вопрос: кого он выберет, если не выберут его? Али указал на Усмана, Усман - на Али, Саад и аз-Зубайр - на Усмана. Собрав затем всех претендентов, Абд ар-Рахман сказал: "Вы не сошлись на одном из этих двоих, Али и Усмане". После этого он взял Али за руку и спросил: "Клянешься ли ты следовать книге Аллаха и обычаю пророка и деяниям Абу Бакра и Умара?" Али ответил: "О Боже! Нет, клянусь только стараться делать это в меру сил". Усман ответил на тот же вопрос утвердительно, без всяких оговорок, и Абд ар-Рахман, подняв голову к потолку мечети, возгласил: "О Боже! Слушай и свидетельствуй. О Боже, возлагаю то, что висело на моей шее, на шею Усмана!" - и первый присягнул ему. За ним принесли присягу остальные выборщики, а потом остальные горожане. Так Усман сделался халифом. Сравнение нового правителя с его предшественником было явно не в пользу Усмана. После сурового и умного Умара, он казался слабохарактерным и недалеким. К тому же он не хотел подражать его простой жизни и стал первым из халифов, кто воспользовался своим высоким положением для личного обогащения. Пишут, что он выстроил в Медине большой каменный дом и вообще старался окружить себя пышностью, достойной главы могущественного государства. Немало недвижимости было приобретено им за пределами Аравии. В годы правления Усмана произошло много важных событий. Прежде всего следует указать на продолжение крупномасштабных завоеваний. В 648 г. наместник Египта Абдаллах ибн Саад разгромил африканского экзарха Григория и на короткое время подчинил себе Карфаген. Впрочем, Ифрикия в то время еще не была завоевана. В том же году правитель Сирии Муавийя ибн Абу Суфайн на 220 кораблях предпринял первую в истории Халифата морскую экспедицию - попытался завоевать остров Крит. А весной 655 г. арабский флот уже одержал в сражении у Фойника (у берегов Малой Азии) первую в своей истории морскую победу над греками. После этого арабы стали хозяевами восточной части Средиземного моря. Но завоевать Малую Азию, несмотря на все старания, Муавийи не удалось - арабское продвижение было остановлено хребтами Тавра. На севере продолжались регулярные походы в Армению. Постепенно власть арабов признало большинство тамошних правителей. В 653 г. Халифату покорились Грузия и азербайджанская Албания. Овладев Дербентом, мусульмане в том же году предприняли большой поход в глубь владений хазар, но потерпели от них жестокое поражение. Самые обширные завоевания при жизни Усмана были осуществлены на востоке. В 645-646 гг. окончательно покорились Рей и Исфахан. Затем в течение нескольких лет в войне с персами царило относительное затишье. Новый импульс завоеваниям придал молодой и энергичный Абдаллах ибн Амир, назначенный в 649 г. наместником Басры. В том же году он овладел Истахром, завершив тем самым завоевание Фарса. В 650 г. арабы вторглись в Северо-восточный Иран, взяли Ширеджан и главный город Систана - Зарендж. В 651 г. был убит последний шах из династии Сасанидов Йездигер III. После этого арабы легко овладели всем Хорасаном, причем достойный отпор оказал им только Нишапур, оборонявшийся в течение нескольких месяцев. Без боя сдались Ниса и Абивард. В 652 г. арабы двинулись вверх по течению Мургаба, разбили большое тюркско-эфталитское войско и заняли Мерверруд. Крупнейший город Тохаристана Балх сдался им по договору. Этим было завершено завоевание земель, когда-либо принадлежавших Сасанидам. Едва ли Усман оказывал большое влияние на все эти события, происходившие далеко от Медины. В столице его власть, конечно, осуществлялась более непосредственно. Хотя и здесь арабские историки не отмечают за халифом больших заслуг. В декабре 649 г. Усман велел разрушить прежнюю, построенную пророком, глинобитную мечеть, крытую пальмовыми листьями, и к осени 650 г. выстроил новую, более просторную из тесанного камня, с колоннами и потолком из индийского тикового дерева. Несмотря на то что новая мечеть была красивее, просторнее и удобнее прежней, многие мусульмане отнеслись к этой перестройке отрицательно. Точно так же неоднозначным было отношение тогдашних мусульман к самому важному из всех деяний Усмана - изданию канонического текста Корана. Необходимость в этой мере назрела давно. Как известно, сам пророк не написал ни строчки. Но запись его проповедей и речений, особенно в последние годы жизни, вели секретари. Многие сподвижники и близкие Мухаммада тоже имели какие-то записи, пользовавшиеся признанием у той или другой группы мусульман. Некоторые проповеди хранились и передавались изустно. Никакого сводного текста не существовало, и ко времени Усмана каждый из крупных провинциальных центров имел свою, авторитетную для него редакцию Корана. Такое положение не могло больше продолжаться. Во избежание догматических споров Усман велел составить единый для всех мусульман список Корана. В основу его канонического текста были положены записи мединцев Зайда ибн Сабита и Хафсы. С их списка было сделано несколько копий, которые разослали в крупные гарнизонные города. Остальные редакции Усман приказал уничтожить. При этом некоторые из старых сподвижников пророка были до глубины души оскорблены тем, что их списки не приняли во внимание. Оппозиционные настроения по отношению к третьему халифу нарастали постепенно. Первые шесть лет его правления, то есть примерно до 650 г., не вызывали недовольства мусульман. Затем начались конфликты, причина которых не вполне ясна. Можно предположить, что с годами халиф стал меньше считаться с мнением мединской знати, зато охотно прислушивался к советам своих родичей. Родственники халифа, большинство из которых оказались людьми недостойными, вскоре заняли все важные посты в Халифате. Усман не раз одаривал их из фондов, считавшихся общим достоянием общины. Понятно, что такое самоуправство вызывало возмущение. Некоторое время недовольство не проявлялось открыто. Поводом к его явному выражению стало, как можно думать, разрушение старой мечети. Тогда многие стали обвинять халифа в том, что он изменил сунне пророка. Пишут, что однажды Абд ар-Рахман, Али и аз-Зубайр упрекнули Усмана за то, что он подарил некоему Сааду ибн ал-Асу 100 тыс. дирхемов. Усман будто бы ответил: "Он родственник, связанный со мной кровными узами". "А разве у Абу Бакра и Умара не было близких и кровных родственников?" - спросили они. На что последовал ответ: "Абу Бакр и Умар проявляли благочестие, отстраняя своих родственников, а я проявляю свое благочестие, награждая близких". "Ей-богу, их поведение нам милее, чем твое поведение", - заметили соратники. "Ничего не поделаешь", - ответил им Усман. Много недовольных Усманом было в провинциях. Тамошняя военная верхушка тяготилась постоянным и не всегда уместным вмешательством халифа и его родичей в их дела. Во время хаджа 656 г. отряды недовольных из Египта, Басры и Куфы соединились в Медине и предъявили Усману различные претензии - от чисто религиозных (зачем сжег старые записи Корана?) до конкретных финансовых злоупотреблений. Они также требовали лишить получаемого жалованья некоторых знатных мединцев (в основном это были родственники халифа), которые отсиживались в столице, и передать его тем, кто завоевал на это право в боях с неверными. Усман принял все условия недовольных, однако, когда те отправились в свои гарнизоны, отправил гонцов к наместникам областей с приказом казнить виновных. Но случилось так, что египетские арабы перехватили одного из гонцов и таким образом открыли коварство халифа. Они немедленно вернулись в Медину и потребовали, чтобы Усман отрекся от престола. Усман отказался. Мятежники окружили дом халифа и сорок дней вели его осаду. Обстановка накалялась с каждым днем. В конце концов мятежники пошли на штурм. Сломив сопротивление немногочисленных сторонников халифа, они ворвались в его комнату. Усман встретил врагов с Кораном в руках, заклиная их не посягать на жизнь наместника пророка. Но священная книга не остановила убийц. Один из них повалил старика на пол и держал его за бороду, в то время как другие перерезали ему горло.


Смотреть значение Усман Ибн Аффан в других словарях

Али, Ибн Абу Талиб — (? - 661 гг.) – имам, четвертый халиф (с 656 года) Арабского халифата. Двоюродный брат и приемный сын и зять пророка Мухаммеда. Шииты почитают Али как святого, особыми узами........
Политический словарь

Мухаммад Ибн Абд Аль-ваххаб — (1703– 1791) – основатель религиозного и общественно-политического движения в Аравии, названного по его имени «ваххабизмом». В начале XIX века ваххабиты под руководством........
Политический словарь

Абдаллах Ибн Хусейн (1882-1951) — король Иордании в 1946-51 (с 1921 эмирТрансиордании). Проводил проанглийскую политику. Убит членомантианглийской террористической организации.

Антара Ибн Шаддад (525-615) — арабский поэт. Стихи о битвах, в которыхучаствовал Антара ибн Шаддад, любовная лирика. Герой народного романа,восходящего к 12 в., - "Жизнь и подвиги Антары".
Большой энциклопедический словарь

Башшар Ибн Бурд (714-783) — арабский поэт. Основоположник "нового стиля",во многих чертах отрицавшего каноны доисламской поэзии. Панегирические исатирические стихи, лирика.
Большой энциклопедический словарь

Ибн — (араб. - сын) - в собственном имени ставится перед именем отца(образуя "отчество") у народов, пользующихся арабским языком (напр., Ахмедибн Абдуллах - Ахмед, сын Абдуллаха).
Большой энциклопедический словарь

Ибн Абд Раббихи (860-940) — испано-арабский поэт и прозаик. Лирическиестихи. Составитель прозаической антологии по литературе и истории 7-8 вв."Уникальное ожерелье".
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-араби (1165-1240) — арабский мыслитель и поэт; мистик. Развивалучение суфизма о едином начале бытия и о познании через внутреннееозарение. Основные сочинения: "Каменья мудрости", "Мекканские........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-асир (1160-1233) — арабский историк. Основные труды по всеобщейистории, биографический словарь сподвижников Мухаммеда.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-кутийя (?-977) — арабо-испанский историк. Сочинения по историиПиренейского п-ова в 8-10 вв.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-мутазз (861-908) — арабский поэт и филолог. Стихотворная хроникаправления халифа аль-Мутадида (892-902), афоризмы, сочинения по поэтике"Книга о новом".
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-хайсам — (латинизир. Альгазен) (965-1039) - арабский ученый. Труд пофизиологической и геометрической оптике "Сокровище оптики" (7 кн.,переведен на латинский язык в 12 в., 1-е печатное издание........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-хатиб (1313-74) — арабо-испанский ученый, поэт. Ок. 60 трудов поистории, географии, философии, медицине, литературе, в т. ч. по историимусульманской Испании.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Баджа — (латинизированная форма Авемпас - Авенпаце, Avempace, Avenpace)(ум. 1139), арабский ученый, философ, государственный деятель, поэт имузыкант. Жил в Сарагосе, Гранаде, городах Марокко.........
Большой энциклопедический словарь

— арабский путешественник. Описание путешествий поЕгипту, Аравии, Месопотамии, Сирии, М. Азии, Ирану, Крыму, южным районамРуси, Ср. Азии, Индии, Китаю, Испании, Зап. и Центр. Судану.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Гебироль — (латинизир. Авицеброн - Avicebron) Соломон (ок. 1021-1055 или1070), еврейский поэт и философ-неоплатоник. Жил в Испании. В трактате"Источник жизни" (на арабском языке) истолковывал........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Дауд — Авраам (ок. 1110 - ок. 1180) - еврейский философ и богослов,предшественник Маймонида. Жил в Испании. Писал на арабском языке. Главноесочинение "Возвышенная вера" (1161).
Большой энциклопедический словарь

Ибн Зайдун (1003-71) — испано-арабский поэт. Диван лирических,панегирических, элегических стихов.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Кузман — (ок. 1080-1160) - испано-арабский поэт. Создал новый видстрофической поэзии - заджал (мелодия). Оказал влияние на раннююпровансальскую лирику, поэзию вагантов.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Курра — (Сабит ибн Курра) (836-901) - багдадский математик. Переводчик икомментатор трудов древнегреческих ученых.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Кутайба — (828 ок. 889) - арабский прозаик, филолог, историк.10-томная историко-литературная антология "Источники сведений",библиографический словарь "Книга поэзии и поэтов".
Большой энциклопедический словарь

Ибн Мискавайх (?-1030) — арабоязычный историк и философ. Труды по всеобщейистории, трактаты по философии и этике.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Рушд — (Ибн Рошд) (латинизир. Аверроэс) (1126-98) - арабский философ иврач, представитель арабского аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко,был судьей и придворным врачом. В трактате........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Сауд (1880-1953) — король Саудовской Аравии в 1932-53. Вел войны заобъединение Аравии. В 1902-27 эмир Неджда, в 1927-32 король государстваХиджаз, Неджд.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Сида — (ок. 1006-66) - филолог и лексикограф арабской Испании.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Сина — (латинизир. Авиценна - Avicenna,) (ок. 980-1037), ученый,философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром приразных правителях. В философии продолжал традиции........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Фадлан — арабский путешественник 10 в. Описал путешествие через Бухаруи Хорезм к волжским болгарам.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Хальдун (1332-1406) — арабский историк и философ. Последователь ИбнРушда. В сочинении "Книга назидательных примеров..." изложил свои взглядына развитие общества (идея исторических циклов;........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Эзра — Авраам бен Мейр (1092-1167) - еврейский поэт, филолог и философ.Один из первых критиков текста Ветхого Завета Библии. Сочинение "ОсноваБлагоговения" в духе неоплатонизма.........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Юнус — (Ибн Юнис) Али ибн Абд Рахман (950-1009) - арабский астроном,работал ок. Каира. Составил употреблявшиеся ок. 200 лет таблицы движенияЛуны, Солнца и планет.
Большой энциклопедический словарь

Усман ибн Аффан (годы жизни - 575-656, время правления - 644-656) - третий халиф из плеяды «праведных». Он принадлежал к тем мекканцам, которые приняли ислам за несколько лет до переселения Мухаммада из Мекки в Медину. Среди первых последователей Мухаммада он ничем не выделялся. Но он был выходцем из богатого рода Бану Умайа, занимавшего высокое положение среди торговой аристократии города. Несмотря на то, что Бану Умайа враждовали с Мухаммадом, пророк выдал за Усмана свою дочь Рукайу, а когда она скончалась, пророк предложил зятю жениться на другой его дочери - Умм Кальсум Ислам: религия, общество, государство. М.1984.с.85.

Некоторые историки высказывают предположение, что в мединский период Мухаммад использовал родственные связи Усмана для того, чтобы знать о положении дел в покинутой им Мекке. Якобы, благодаря деятельности Усмана, число сочувствующих исламу в Мекке постоянно росло. А когда Мухаммад решил совершить паломничество в Мекку, и городские власти закрыли ворота перед ним и его жертвенными верблюдами, именно Усман отправился в город на переговоры. С его помощью между мекканцами и караваном Мухаммада было заключено соглашение, приемлемое для обеих сторон: мусульманам было предложено совершить хадж в Мекку в следующем году с предварительным уведомлением городских властей. Во избежание столкновений те даже обещали на время покинуть город Ислам в истории народов Востока. М.1981.с. 45-46.

Вопреки совету своего предшественника халифа Умара, Усман не сохранил за наместниками и военачальниками их посты в течение года, а немедленно занялся назначением на эти посты своих родственников. Это вызвало недовольство многих высокопоставленных мусульман. Тем не менее, многие институты, введенные Умаром, сохранялись, завоевательные экспедиции продолжались. Мусульманам покорилась Северная Африка, осуществлялись набеги на территорию Малой Азии, на острова Эгейского моря.

Усман и его родственники, получившие высокие посты в провинциях, почувствовали вкус к роскоши. Его родичи широко использовали свое положение для личного обогащения. Характерно, что при Усмане люди из ближайшего окружения пророка, но не связанные с ним кровным родством, были лишены привилегий, ибо Усман ставил кровные связи выше заслуг перед мусульманской общиной. Таким образом, он вернулся к старым, племенным традициям, отменив демократические принципы, заложенные еще самим Мухаммадом.

На шестой год правления Усмана появились признаки неблагополучия, более заметной стала разница в уровне жизни метрополии и провинции. Захваченные арабами города, некогда принадлежавшие Византии, по-прежнему процветали, а центр халифата, Медина, превращалась в захолустье. Значительная часть налогов и трофеев оставалась в руках наместников. Власти третировали местное население, которое часто было вынуждено перебираться на необработанные земли, заново рыть каналы и новые колодцы Там же,с.46.

В конце 649 по приказу халифа была снесена мечеть в местечке Куба, построенная в память переезда Мухаммада в Медину. С этого момента началась активная критика действий Усмана. Все громче звучали голоса тех, кто считал, что место халифа (заместителя пророка) может занять только человек из рода Мухаммада, то есть Али, его двоюродный брат и муж Фатимы, дочери пророка.

Мусульманские историки, описывая деяния Усмана, ставят ему в заслугу кодификацию Корана. Именно по его распоряжению был составлен единый свод откровений, записанных при жизни Мухаммада. Работа, начатая еще при халифе Умаре, вступила в новую стадию: собранные тексты необходимо было сопоставить, выбрать из них наиболее достоверные и скомпоновать в единый сборник. После этого лучшие каллиграфы переписали текст в четырех экземплярах, один хранился в Медине, второй - в Басре, третий - в Багдаде и четвертый - в Куфе. Все последующие списки делались на основе этих канонических сборников. Именно тогда мусульмане получили свое священное писание, на основе которого впоследствии были сформированы законы Ислам. Краткий справочник. /Ред.коллегия: Примаков Е.М. и др. М.: Наука, 1983, с.123.

Образ Усмана весьма противоречиво изображен в арабских хрониках. Его деятельность на посту светского и религиозного главы арабов вызвала разные оценки. И хотя государство продолжало расширяться за счет все новых завоевательных походов, сам Усман не обладал ни необходимой жесткостью и решительностью, чтобы держать под контролем все происходящее в халифате. Между тем напряжение росло. Резко обозначилось разделение мусульманского общества на очень богатых, живущих в роскоши (чего не было при Абу Бакре, Умаре, и уж тем более при Мухаммаде), и подавляющего большинства населения, прозябающего на грани нищеты. Это скрытое напряжение, которое сдерживал Умар, при Усмане вылилось в откровенный раскол в государстве Бартольд В.В. Соч., в 9 томах. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1966, т. 6.с.325.

Попытки сподвижников пророка объяснить Усману пагубность опоры только на своих родичей и тем самым пресечь коррупцию в халифате, не имели успеха. В январе 656 группа египтян (около 500 человек) пришли в Медину, где они хотели встретиться с халифом, чтобы высказать недовольство поведением наместника халифа в Египте. К ним присоединились ходоки из Ирака. Усману пришлось вступить с ними в переговоры и даже подписать обязательство, в котором, как и в день провозглашения его халифом, он пообещал, что «будет верен Книге Аллаха и сунне пророка» . Когда же ходатаи двинулись в обратный путь, их обогнал гонец от Усмана, который должен был передать наместнику Египта приказ о наказании недовольных. Те перехватили послание и вернулись в Медину. Здесь они стали лагерем вокруг дома халифа. Усман сначала попытался взвалить вину на своего брата Мервана, который якобы отправил гонца, но египтяне показали халифу его печать на послании. Они также потребовали выдать Мервана См.: Колесников А.И. Завоевание Ирана арабами. Иран при "праведных" халифах. М.: Наука, 1982.с.135-136.

Постепенно толпа недовольных вокруг дома Усмана росла, халиф оказался в осаде. Когда же пришла весть, что к городу подходят войска, вызванные Усманом из Сирии, осаждавшие пошли на штурм. В момент смерти в руках у Усмана был экземпляр Корана, на страницы которого пролилась его кровь.

Убийство Усмана привело впоследствии к междоусобице, поэтому в позднейших источниках оно называлось аль-баб аль-мафтуха, то есть «дверь, открытая (в гражданскую войну)».

Али ибн Абу Талиб

Али ибн Абу Талиб - четвертый и последний праведный халиф (род. в 602, годы правления 656-661) является ключевой фигурой для понимания разделения мусульман на суннитов и шиитов. Он был не только соратником, но и близким родственником - двоюродным братом - пророка Мухаммада. Али вторым (после Хадиджи, первой жены пророка) принял ислам. Рано осиротевший Мухаммад воспитывался вместе с ним в доме своего дяди и отца Али Абу Талиба, бывшем до 619 торговым старшиной Мекки. После переселения в Медину Али женился на дочери Мухаммада Фатиме. Мухаммад был чрезвычайно привязан к семье дочери, особенно к своим внукам Хасану и Хусейну.

В мединский период Али участвовал во всех походах и битвах мусульман и отличился храбростью. Позднее шиитская историография зафиксировала массу преданий о подвигах Али, которая изображала его в качестве героя иранского эпоса Али-заде Айдын Ариф оглы. Хроники мусульманских государств I-VII веков хиджры. - М., 2004: http://www.islam.ru/pressclub/histori/vopiruhal/.

После смерти пророка Мухаммада Али, поддерживаемый Фатимой, предполагал, что именно он, как ближайший кровный родственник, станет во главе мусульманской общины. Однако этого не произошло. Но позднее, на фоне всеобщего недовольства политикой Усмана, многие поддержали его кандидатуру. Его избрание произошло очень быстро, но в отсутствии части сподвижников пророка и членов его семьи, которые в этот момент находились вне Медины (в том числе и тех, кто мог бы претендовать на пост халифа). Это обстоятельство впоследствии послужило предлогом для того, чтобы некоторые из них - Талха и Зубейр (сподвижники пророка, кроме того, Зубейр приходился племянником Хадидже, первой жене Мухаммада), поддерживаемые вдовой пророка Айшей, выступили в качестве соперников Али и предъявили свои права на власть.

Али был фанатично предан делу Мухаммада, однако до своего избрания не занимал никаких постов. Он был уважаем в среде ветеранов ислама, но наместники, назначенные Усманом, чувствовали в нем угрозу своей власти. Муавийа ибн Суфьян, наместник сирийской провинции, двоюродный брат Усмана, объявил Али участником заговора против погибшего халифа и выступил против него под лозунгом «месть за Усмана» Рахман Х. У. Хронология исламской истории: 570-1000 гг. от Р. Х. / Х. У. Рахман. - Нижний Новгород, 2000.с.194-196.

В декабре 656 под Басрой (Ирак) произошло сражение между войсками, возглавляемыми Талхой и Зубейром, и армией Али. В истории ислама эта битва известна под названием «верблюжья». За нею наблюдала вдова пророка Айша, восседавшая на верблюде в специальном паланкине. Согласно древней аравийской традиции это должно было принести удачу. Однако битву выиграл Али.

В следующем году (657) на правом берегу реки Евфрат у города Сиффин произошла еще одна знаменательная битва. На этот раз Али разбил сирийское войско, однако не сумел воспользоваться победой. Когда стало ясно, что победу одержит Али, сирийцы предложили решить дело третейским судом. В знак примирения они подняли на своих копьях листы (или свитки) Корана. Али остановил битву, согласившись с сирийцами. Идея решить спор о власти с помощью Корана была безупречна с точки зрения благочестия, но невыполнима на практике.

Решение Али вызвало разочарование как у его сторонников, так и у ветеранов ислама, которые хотели раз и навсегда покончить с сепаратизмом провинций. Характерно, что на встречу представителей враждующих сторон прибыло несколько возможных кандидатов на избрание халифом Ат-Табари. Tarih al-Ummam wal-muluk. - Бейрут: 1991. Т. 4: http://www.islam.ru/pressclub/histori/vopiruhal/ .

Анализ состоявшихся переговоров свидетельствует о том, что в халифате назревали междоусобицы. Часть сторонников Али заявила, что не признает третейского суда, заявив Ла тахким илла лилахи - «судить вправе только Бог» (араб.). Они считали, что Али не имел права соглашаться на третейский суд, тем более что победа была на его стороне, что рассматривалось как благоволение Аллаха. В знак своего несогласия несколько военачальников покинули лагерь Али, уведя с собой 12 тысяч воинов. Их стали называть хариджитами (от араб хараджа - «уходить», «покидать», в данном случае - «вышедшие из повиновения»). Впоследствии движение хариджитов, первоначально политическое, приобрело религиозный характер. Тех, кто остался верен Али, стали называть шиа (араб. «сторонники», «партия») . Однако искренних сторонников Али было явно недостаточно для успешной борьбы с Муавийей. Чувствуя свое превосходство, Муавийа отправил войска на завоевание Египта Алмаз Абдрахманов«Современные проблемы и перспективы развития исламоведения, востоковедения и тюркологии», Нижний Новгород, 2007 г: http://www.islam.ru/pressclub/histori/vopiruhal/.

Сожалея о случившемся, Али призвал своих воинов, в том числе и хариджитов, вернуться на поле боя. Однако те колебались и 17 июля 658 были разгромлены войсками Али.

В это же время начался распад халифата. Вслед за потерей Египта арабы, жившие в Фарсе, отказались платить налоги, а часть арабов, исповедовавших первоначально христианство, вернулось к своей вере. Му"авийа, пристально следивший за ситуацией вокруг Али, стал совершать набеги на пограничные районы Ирака и Аравии. Али пытался ему противостоять, но ему с трудом удавалось собрать добровольцев и средства на содержание армии. В июле 659 Муавийа, понимая, что Али теряет авторитет среди своих сторонников, объявил себя халифом в Иерусалиме, третьем по значению городе для мусульман. После этого его войска атаковали несколько иракских городов и разграбили их. В ответ на это Али призвал верных ему людей к джихаду против Муавийи.

Однако истребление хариджитов войсками Али изменило к нему отношение жителей Куфы, где находилась ставка Али. Он был убит хариджитом ибн Мулджем 22 января 661 на пороге мечети в Куфе Али-заде Айдын Ариф оглы. Хроники мусульманских государств I-VII веков хиджры. - М, 2004: http://www.islam.ru/pressclub/histori/vopiruhal/.

Историки расходятся во мнениях относительно роли Али в становлении мусульманского государства. Очевидно, что у него не было таланта администратора и проницательности политика, необходимых для управления мусульманской империей. Но образ «рыцаря без страха и упрека», который, несмотря на все невзгоды, оставался честным и верным исламу, сохранился в веках. Его трагическая гибель, а также гибель его потомков, создали ему ореол мученика.

Возникшее после его смерти движение шиитов первое время находило опору в иракском патриотизме, а затем распространилось на территории Ирана. Здесь образ Али приобрел черты персидского богатыря, его почитают как святого мученика. Если у суннитов Али остается образцом набожности и благородства, то в среде шиитов существует культ Али. Его фигура порой заслоняет образ пророка Мухаммада, так как крайние шииты считают, что именно Али является носителем божьей благодати (араб. барака), - абсолютным и непогрешимым авторитетом в делах ислама, обладателем всех достоинств, которым Аллах может наделить человека. Сторонники Али называют его «вали Алла» (араб. «друг Аллаха») Колесников А.И. Указ.соч.с.155-157.

Стараниями шиитов созданы сборники изречений Али, а также его «жития» - ахбар Али.

Некоторые суры Корана шииты толкуют иначе, нежели сунниты. Шииты считают небезупречной последнюю редакцию Корана, так как, по их мнению, Зейд ибн Сабит, по наущению халифа Усмана и его родичей Омейадов, изъял из текста откровений все упоминания об Али.

Али приписывают многочисленные воинские подвиги. Некоторые предания о подвигах и чудесах, совершенных Али, напоминают жития христианских святых. Например, предание о том, что он якобы вживил отрезанную руку рабу, раскаявшемуся в своем поступке. Рассказывают и об особом отношении Аллаха к Али: якобы сам Аллах задержал заход солнца, чтобы Али успел совершить вечернюю молитву.

Таково краткое описание жизни и деятельности четырех праведных халифов.

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 28 июня 2017; проверки требует.

Абу ‘Амр ‘Усма́н ибн ‘Аффа́н аль-Ума́ви аль-Кураши́ (араб. عثمان بن عفان الأموي القرشي ‎; , Мекка - , Медина) - один из ближайших сподвижников Мухаммада , третий праведный халиф с 644 по 656 год. При Усмане завершилось собрание письменного текста Корана в единую книгу.

‘Усман был среднего роста, широкоплечий, с тонкой кожей и густыми волосами. Борода его была длинной и густой, он красил её в жёлтый цвет. По словам Аз-Зухри :

«Усман был человеком среднего телосложения, с хорошими волосами и красивым лицом, с лысиной, с орлиным носом и мощными голенями, с длинными предплечьями, которые покрывали густые волосы. У него была красивая улыбка, а волосы его спускались ниже ушей. Согласно наиболее достоверной версии, он был светлокожим. Хотя согласно некоторым версиям, его кожа была смуглой» .

У ‘Усмана и пророка Мухаммеда был общий предок по мужской линии, которого звали Абд Манаф. Отец ‘Усмана погиб ещё в доисламские времена, а мать приняла ислам и скончалась в эпоху его правления. У Усмана была родная сестра, которую звали Амина. В доисламские времена она вышла замуж за аль-Хакама ибн Кайсана, который был вольноотпущенником Хишама ибн аль-Мугиры. Во время войны между мусульманами и мекканскими многобожниками он был взят в плен. Находясь в Медине, он принял ислам и остался с мусульманами. Погиб в 626 г. во время трагических событий у источника Мауна. Амина бинт Аффан оставалась язычницей до самого покорения Мекки . После завоевания Мекки пророком Мухаммедом она вместе с матерью и сестрами приняла ислам. У Усмана по матери было трое братьев и сестра. Их звали: аль-Валид, Умара, Халид и Умм Кульсум .

Всего у Усмана было восемь жён, на которых он женился уже после принятия ислама. Сначала Усман женился на дочери пророка Мухаммеда Рукайе, которая родила ему сына Абдуллаха. После смерти Рукайи он женился на её сестре Умм Кульсум . Усман также женился на Фахите бинт Газван, которая родила ему Абдуллаха-младшего. После этого он женился на Умм Амр бинт Джундуб аль-Аздийя, которая родила ему пятерых детей: Амра, Халида, Абана, "Умара и Марьям. Ещё одной женой Усмана стала Фатима бинт аль-Валид. Она родила ему аль-Валида, Саида и Умм Саад. После Фатимы он женился на Умм аль-Банин бинт Уяйна, и она родила ему Абдуллаха. Ещё одной женой Усмана была Рамля бинт Шейба, родившая ему Аишу, Умм Абан и Умм Амр. Усман также взял в жёны Наилю бинт аль-Фарафиса, которая была христианкой и приняла ислам перед началом их супружеской жизни .

Таким образом, у Усмана от пяти жён родилось девять сыновей и семь дочерей также от пяти жён. Старший сын Усмана и Рукайи родился за два года до переселения в Медину. Однако в первые дни их жизни в Медине петух клюнул мальчика в лицо около глаза. Рана воспалилась и в конце концов распространилась на всё лицо. Ребёнок умер в возрасте шести лет. Сын Усмана - Амр известен тем, что передавал немногочисленные хадисы от своего отца и Усамы ибн Зейда . Он женился на дочери Муавии ибн Абу Суфьяна и скончался в 80 году от хиджры. Сын Умм Амр бинт Джундуб - Абан носил кунью Абу Саид. Он был факихом и в эпоху правления Абдул-Малика ибн Марвана занимал должность правителя Медины. Сын Фатимы бинт аль-Валидпо имени Саид в эпоху Муавии ибн Абу Суфьяна был назначен правителем Хорасана .

Точное место рождения Усмана неизвестно. По наиболее распространённой версии, он родился в Мекке через шесть лет после «года слона », а по другой версии - в Таифе .

До начала пророческой миссии Мухаммеда Усман относился к числу наиболее уважаемых и влиятельных курайшитов. Он отличался от других стыдливостью. По словам самого Усмана, даже в доисламские времена он никогда не поклонялся идолам, не пил вино и не прелюбодействовал. Усман знал родословные арабов, их пословицы и их историю, много путешествовал и общался с представителями других народов. От своего отца он унаследовал торговлю и приумножал уже нажитое состояние .

В возрасте почти 34 лет Абу Бакр ас-Сиддик призвал его к исламу. Так Усман оказался в числе первых мусульман. Вероятнее всего Усман стал четвёртым мужчиной, принявшим ислам, после Абу Бакра, Али и Зейда .

В первые годы после начала пророческой миссии Мухаммеда мусульмане подвергались гонениям со стороны мекканских многобожников . С каждым днём их положение осложнялось. Усман ибн Аффан также подвергся испытаниям от своего дяди аль-Хакама ибн Абуль-Аса, который однажды связал его и обещал развязать только после того, как Усман отречётся от своей религии. Усман остался непреклонен, и аль-Хакам оставил его в покое. После гибели Ясира и его жены Сумайи от рук язычников Мухаммед сказал своим сподвижникам, что им нужно переселиться в Эфиопию. В 615 году мусульмане тайно покинули Мекку, добравшись до берега Красного моря сели на два корабля и уплыли в Эфиопию. Среди участников первого и второго переселения в Эфиопию был и Усман со своей женой Рукайей бинт Мухаммад. В Мекке остались лишь те, кто имел поддержку со стороны своих родственников .

В 644 г. Умар ибн аль-Хаттаб был смертельно ранен и незадолго до своей кончины назвал имена шестерых наиболее уважаемых мусульман, которые должны были выбрать из своей среды нового халифа. Самым старшим из числа этих выборщиков был Абдуррахман ибн Ауф . Он сразу отказался от претензий на престол и взял на себя ведение переговоров. Тальхи ибн Убайдуллаха в то время не оказалось в Медине, и таким образом, в числе претендентов оказались Усман, Али ибн Абу Талиб , Саад ибн Абу Ваккас и аз-Зубайр ибн аль-Аввам . Абдуррахман ибн Ауф с глазу на глаз стал задавать каждому претенденту один и тот же вопрос: кого он выберет, если не выберут его? Али указал на Усмана, Усман - на Али, Саад и аз-Зубайр - на Усмана. После этого Абдуррахман ибн Ауф объявил, что из четырёх претендентов осталось двое: Али и Усман. Абдуррахман ибн Ауф взял за руку Али ибн Абу Талиба и спросил: «Клянешься ли ты следовать книге Аллаха и обычаю пророка и деяниям Абу Бакра и Умара?» Али ответил: «О Аллах! Нет, клянусь следовать книге Аллаха и обычаю пророка в меру сил». Когда Абдуррахман ибн Ауф задал тот же вопрос Усману, он ответил утвердительно, без всяких оговорок. После этого Абдуррахман ибн Ауф первым присягнул Усману, а за ним это сделали остальные выборщики и горожане. Таким образом Усман ибн Аффан стал третьим Праведным халифом .

В годы правления Усмана продолжились крупномасштабные завоевания. В 648 г. наместник Египта Абдуллах ибн Саад на короткое время подчинил себе Карфаген, а правитель Сирии Муавийя ибн Абу Суфьян предпринял первую в истории Халифата морскую экспедицию - на 220 кораблях он попытался завоевать остров Крит . Весной 655 г. арабский флот стал хозяином восточной части Средиземного моря, одержав победу в сражении у Фойника [ком 1] . Несмотря на все старания, завоевать Малую Азию Муавийи не удалось. На севере продолжались регулярные походы в Армению. В 653 г. Халифатом были завоёваны Грузия и Кавказская Албания. Дойдя до Дербента, арабы предприняли большой поход на Хазарский каганат, но потерпели от хазар жестокое поражение .

После покорения в 645-646 гг. Рея и Исфахана в войне с персами в течение нескольких лет наступило относительное затишье. Назначенный в 649 г. наместником Басры молодой и энергичный Абдуллах ибн Амир овладел Истахром, завершив тем самым завоевание Фарса. Вторгшись в 650 г. в Северо-восточный Иран, арабы взяли Ширеджан и Зарендж, а через год убили последнего шаха из династии Сасанидов Йездигера III . После овладения Хорасаном арабы двинулись вверх по течению Мургаба, заняли Мерверруд . Завоеванием Балха было завершено завоевание земель, когда-либо принадлежавших Сасанидам .

Усман проводил политику централизации племенного союза, который представляли собой арабы при жизни Мухаммада. Руководящие посты в завоёванных землях он раздавал преданным членам своего клана, им же доставалась большая часть трофеев в завоевательных походах. Влияние родственников на Усмана вызывало недовольство военной верхушки. В 650 г. против Усмана восстали ряд провинций

От Абдуллаха ибн Саляма сообщается: «Когда я пришёл к Усману Ибн Аффану поприветствовать его, а это было то время, когда его окружили недруги, он сказал мне: “Приветствую тебя, брат мой. Этой ночью во сне я видел Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Он спросил меня:

– О Усман, они окружили тебя?

– Да, о Посланник Аллаха, ответил я.

– Они лишили тебя воды?

– Да, о Посланник Аллаха.

Тогда он протянул ко мне сосуд с водой. Я выпил, пока не утолил жажду, и прохладу той воды я чувствую в груди до сих пор. После этого Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал мне: «Если пожелаешь, ты получишь помощь против них и одолеешь их, а если пожелаешь, то можешь разговеться с нами». И я выбрал второе – разговеться с Пророком (мир ему и благословение)”. В тот день Усмана (да будет доволен им Аллах) убили» (см. аль-Бидая ва аль-Нихаят, том 7-й, стр. 177, издательство «Даруль Кутубиль Ильмийяти»).

В эпоху правления третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана были значительно расширены границы Халифата, исламское государство включало следующие области: Мекка, Медина, Бахрейн, Йемен, Хазрамавт, Шам, Армения, Египет, Басра, Куфа, были укреплены государственные институты.

Почему именно в тот период, когда в течение 10 лет правления Усмана арабы, не знавшие, что такое комфорт, жили в благополучии, имели всё, что пожелают, их настигла эта смута?

За событиями того исторического периода стоял масштабный, тщательно спланированный заговор, который в исламской истории встречался не раз. Известно, что во время правления Усмана территории Ислама расширились. Расширение границ Ислама – это, конечно, хорошо, но нельзя забывать и о том, что с ростом Халифата росло и число врагов. К примеру, византийцы и персы, в ту пору являвшимися владыками всего мира, потеряли всё. Но потеря власти не означало их смирение. Они были готовы предпринять любые попытки вернуть свою власть над народом. Но, они понимали, что открыто победить Ислам не возможно, и поэтому стали прилагать все усилия взорвать его изнутри. А для того, чтобы ослабить исламское государство изнутри нужно найти слабые места, по которым можно нанести удар.

Что же это за слабые места? Первым и самым основным слабым местом мусульман было их невежество. Невежество не касается сподвижников Пророка и приближенных к ним людей. Вовсе нет. Не секрет, что с расширением территорий Ислама, видя красоту религии, её учение, в Ислам стали обращаться толпами люди других конфессий и верований, которые об Исламе имели поверхностные познания.

И именно они и стали представлять собой прекрасную среду для смуты. Причиной тому служила их близость к неверию, от которой они недавно отошли; скромное познание Ислама и слабое её понимание. Именно это и послужило тому, что они легко поддались козням недругов Ислама.

Но нельзя исключать и того, что среди них были и лицемеры, принявшие Ислам на словах, но вера, не проникла в их сердца. Они желали зла Исламу и мусульманам, строили козни и с готовностью устремлялись навстречу любой смуте.

Одним из них был Абдулла ибн Саба.

Али Бурхануддин аль-Халяби в своей книге «Сиратуль Халябийяти» пишет: «Абудулла ибн Саба был иудеем, который во время правления Умара (да будет доволен им Аллах) (в некоторых данных – во время правления Усмана) на словах принял Ислам, поставив перед собой цель разрушить её изнутри» (см. Сиратуль Халябия, 2 том, 216 стр. ).

عبد الله بن سبأ كان يهوديا وأمه يهودية سوداء ومن ثم كان يقال له ابن السوداء أظهر الإسلام فى خلافة عمر رضى الله تعالى عنه وقيل فى خلافة عثمان رضى الله عنه وكان قصده بإظهار الإسلام بوار الإسلام (السيرة الحلبية في سيرة الأمين المأمون)

Прислушались ли к его призыву мусульмане? В тех местах, где Ислам был сильно развит, нет. Так как его лживым учениям мусульмане давали жёсткий научный отпор. Его лживые учения и призывы к смуте не нашли ответ в Мекке и Медине. Ибну Асир в своей книге «Аль-Камилю фи Тарих» пишет: «Для того чтобы ввести людей в заблуждение, он отправился в Хиджаз, затем в Басру, затем в Куфу, затем в Шам, но не нашёл там отзыва. Жители Шама вовсе его прогнали. Тогда он направился в Египет и остался там » (см. «Аль-Камилю фи Тарих ли Ибни Асир», 2-й том, 8-я стр.).

ثم تنقل في الحجاز ثم بالبصرة ثم بالكوفة ثم بالشام يريد إضلال الناس فلم يقدر منهم على ذلك، فأخرجه أهل الشام، فأتى مصر فأقام فيهم (الكامل في التاريخ لإبن الأثير)

Также, Ибн Сабе легко поддались грубые, невежественные бедуины. Они плохо понимали религию, равнодушно относились к учёным, не желая перенимать их знания.

Среди бедуинов появилась прослойка людей, которых называли чтецами, однако то, что они читали, не переходила дальше глотки. Они не понимали правил Шариата, которые были призваны помогать верующим отводить от себя зло и вред и получать благо и пользу.

Этим людям казалось, что они достигли уже в религиозном знании таких высот, что в знаниях учёных и их понимании религии они больше не нуждаются. У них появился девиз, выражающий их

отношение к учёным: «Они – такие же люди, как мы!»

Именно их невежеством и воспользовался Ибн Саба и его приспешники. Они легко поддавались любой смуте, так как их религиозный пыл не сопровождался знаниями и умом.

Пользуясь этим невежественным контингентом людей, Абдулла ибн Саба говорил своим приближённым помощникам (цитата его слов из книги «Аль-Камилю фи Тарих ли Ибни Асир»): «Критикуйте ваших наместников под предлогом побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого, чтобы склонить их внимание к себе» (см. «Аль-Камилю фи Тарих ли Ибни Асир», 2-й том, 8-я стр.).

وابدأوا بالطعن على أمرائكم وأظهروا الأمر بالمعروف والنهي عن المنكر تستميلوا به الناس.

Таким образом, под предлогом побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого, распространялась дезинформация, факты извращались, выдвинутые обвинения были искажёнными. Передёргивая факты, он ставил перед собой цель создать обстановку критики и конфликта.

Обвинения, выдвинутые против правителя Усмана

Какие обвинения, под предлогом побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого, выдвигали приспешники Ибн Сабы против правителя Усмана? Вот некоторые из них:

1) Усман не участвовал в битве при Бадре.

Действительно, Усман не участвовал в битве при Бадре, но на то была веская причина – Посланник Аллаха (мир ему и благословение) лично его попросил остаться в Медине, присмотреть за своей женой Рукият, которая являлась дочерью Пророка (мир ему и благословение) , так как она находилась при смерти. Но откуда же знать этот факт невежественным его последователям.

2) Усман снимает с ответственных должностей сподвижников Пророка (мир ему и благословение) и на их место назначает своих родственников.

3) Абдула ибн Саба начал распространять слухи, что Усман избивает сподвижников, но никто не подумал удостовериться в этой информации, на самом ли деле это так.

4) Он начал говорить, что Усман выслал Абузара из Медины. А как же было на самом деле? Абузар, видя ту роскошь, в которой начали жить арабы и не желая жить в этой роскоши, решил отойти от этого, предпочитая жить скромной жизнью, и Усман не раз отправлял за ним с просьбой вернуться. Но Абузар просил оставить его вдали от Медины. Таким образом враги искажали истину.

5) Абдула ибн Саба говорил, что Усман поджигал Коран. Для чего ему это делать, если он сам собрал его воедино? Он велел поджигать другие, чтобы не исказить настоящий, и чтобы у мусульман был один экземпляр Корана. Поэтому Али говорил, что если бы Усман не велел поджечь Коран, то он сам повелел бы, чтобы подожгли остальные.

6) Абдула ибн Саба обвинил Усмана в том, что во время хутбы он встал на ту ступень, где стоял сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение) . Во времена Пророка (мир ему и благословение) он стоял на третьей ступени минбара, Абубакр в своё время спустился на ступень ниже, Умар стоял на первой ступени, а для Усмана не осталось ступени. Если бы он не встал на ступень, получилось бы, что он вообще на минбаре не стоит. Если бы он так поступил, то в дальнейшем другие последователи в землю уходили бы. И это было бы бидатун-сайиятун (плохое нововведение). Во избежание этого, чтобы его голос доходил до всех, Усман встал на ступень, где стоял Посланник Аллаха (мир ему и благословение) .

7) Обвинение Усмана в том, что он добавляет новшества в религию, введя второй азан в пятничный день. Мы знаем, что сегодня мы читаем два азана в пятничный день. Это действительно было введено Усманом.

Все незнающие люди последовали за лицемером Абдулой, обманулись, и это стало причиной того, что они убили третьего халифа мусульман.

А где были сподвижники?

Где были сподвижники в это время? Почему они его не защитили? Сподвижники были рядом с ним. Они ждали хотя бы намёка на разрешение начать действовать. Но такого приказа не последовало.

Ибну Касир рассказывает: «Усмана окружили с конца месяца зуль каидат до пятничного дня 18 числа месяца зуль хиджа. За день до последнего дня Усман обратился с проповедью к тем, кто находился возле него – мухаджирам и ансарам – их было приблизительно 700 человек, среди них Абдулла ибн Амр, Абдулла ибн Зубайр, Хасан, Хусайн, Марван, Абу Хурайра. И если бы Усман позволил бы им предпринять меры, то они, жертвуя собой, встали бы на его защиту. Но он сказал им: «Я заклинаю вас, чтобы вы ничего не предпринимали и возвращались домой». Так же он обратился к своему рабу: «Свободен от рабства тот, кто положит меч в ножны, я отпускаю его на волю». После этих слов пыл внутри сподвижников охладел, а снаружи, у врагов, разгорелся ещё сильнее (см. «аль-Бидая ва аль-Нихаят», том 7-й, стр. 176, издательство «Даруль Кутубиль Ильмийяти»).

Усман постоянно повторял, что он не разрешает никому кого-либо убивать, чтобы из-за него пролилась кровь мусульман. Он всегда помнил наставление Пророка (мир ему и благословение) , которое он завещал ему. Что это за наставление?!

От супруги Пророка (мир ему и благословение) Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) попросил её позвать одного из его сподвижников. «Я спросила, – рассказывает Айша, – Абу Бакра?» «Нет», – ответил Посланник Аллаха (мир ему и благословение) . «Умара?» «Нет!» «Али?» «Нет!» «Усмана?» «Да», – ответил Посланник Аллаха (мир ему и благословение) . Когда Усман (да будет доволен им Аллах) пришёл, Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Отойди в сторонку». После этого Пророк (мир ему и благословение) стал что-то сообщать ему по секрету, и цвет лица Усмана в это момент изменился. И в день, когда Усман был окружён, мы спросили его: «О Правитель правоверных, ты не будешь сражаться с ними?» Он ответил: «Нет, поистине Посланник Аллаха (мир ему и благословение) наказал мне одно дело, и я буду верен своему обещанию, данному Пророку (мир ему и благословение) исполнять его» (см. «аль-Бидая ва аль-Нихаят», том 7-й, стр. 175, издательство «Даруль Кутубиль Ильмийяти»).

Что это за обещание, которое исполняет Усман, и намерен исполнить его даже под страхом смерти. Наказом Пророка (мир ему и благословение) было проявлять терпение и смирение и ни при каких обстоятельствах не допускать фитны и пролития крови мусульман.

Поэтому в эти смутные дни Усман сказал Мугире Ибн Шабату, который пришёл к нему с предложением, в то время, когда халифа окружили: «У тебя есть выбор встать на войну против них. Если ты встанешь, то на твоей стороне много твоих сторонников и у тебя есть сила дать им отпор». На что Усман ответил: «Я не стану первым из преемников Посланника Аллаха (мир ему и благословение) , пролившим кровь мусульман» (см. «Тарихуль Ислям ли Имами Захаби», 3-й том, 452 стр.).

وقال الأوزاعي: حدثني محمد بن عبد الملك بن مروان، أن المغيرة ابن شعبة، دخل على عثمان وهو محصور فقال: إنك إمام العامة، وقد نزل بك ما نرى، وإني أعرض عليك خصالاً: إما أن تخرج تقاتلهم، فإن معك عدداً وقوة. وإما أن تخرق لك باباً سوى الباب الذي هم عليه، فتقعد على رواحلك فتحلق بمكة، فإنهم لن يستحلوك وأنت بها، وإما أن تلحق بالشام، فإنهم أهل الشام، وفيهم معاوية. فقال: إني لن أفارق دار هجرتي، ولن أكون أول من خلف رسول الله صلى الله عليه وسلم في أمته بسفك الدماء. تاريخ الإسلام للذهبي

Почему Усман отказался от помощи мухаджиров и ансаров в противодействии этой смуты? Потому что он знал, что бунтовщикам нужен только он. И поэтому он не хотел использовать других сподвижников и его сторонников в качестве щита.

Сподвижники не при чём

Мусульманину нужно знать, что некоторые хотят приписать убийство Усмана сподвижникам, что, мол, они не были согласны с его правлением. Это гнусная клевета на сподвижников. К убийству Усмана сподвижники не имели никакого отношения, среди них нет виновных в пролитии его крови. Об этом чётко и ясно пишет Имам Навави в своей книге «Шархуль Муслим»:

«В убийстве Усмана не участвовал никто из сподвижников. Его убили варвары и невежественные люди, которые являются отбросами племенных сообществ, самые подлые из представителей разных племён. Они собрались и пришли вместе из Египта. Сподвижники, которые находились в Медине, не смогли защитить его...»

(см. «Шархуль Муслим ли Имами Навави», 15-й том, 148 стр.).

واما عثمان رضي الله عنه فخلافته صحيحة بالاجماع وقتل مظلوما وقتلته فسقة لان موجبات القتل مضبوطة ولم يجر منه رضي الله عنه ما يقتضيه ولم يشارك في قتله احد من الصحابة وانما قتله همج ورعاع من غوغاء القبائل وسفلة الاطراف والارذال تحزبوا وقصدوه من مصر فعجزت الصحابة الحاضرون عن دفعهم فحصروه حتى قتلوه رضي الله عنه

Параллель исторических событий с сегодняшними реалиями

Ознакомившись с вышеупомянутыми плачевными событиями тех времён и причиной их возникновения, давайте пропустим их сквозь призму сегодняшних реалий нашего положения:

«Мы будем молча хоронить»

Обратите внимание: скольких исламских учёных и мирных жителей сегодня поубивали? С какой целью всё это делается? Для того, чтобы поднять народ и спровоцировать его на братоубийственную войну. Разумному это стало ясно уже давно. И поэтому, во избежание смуты, так же, как в своё время сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Усман проявлял терпение, чтобы не допустить разгореться искре, которая переросла бы в кровопролитие, так же и сегодня наши духовные наставники, чтобы ни случилось, призывают нас к спокойствию. «Наших будут убивать, а мы будем молча совершать по ним заупокойную молитву и хоронить». Этот призыв наших духовных наставников есть учение сподвижников. В чём смысл этого учения? Почему мы должны молча, сжав зубы, с кровоточащей раной в сердце провожать наших алимов, родственников и не предпринимать ничего?

Смысл в том, чтобы мы не стали теми, кто ведётся на провокации. Потому что от нас этого и ждут. Усман, когда против него сплотились и окружили, лишив воды и питья, не видел другого выхода, кроме как пожертвовать собой ради общины – ради сохранения её целостности и силы. Отдал бы он приказ сподвижникам, то, несомненно, началась бы смута, погибли бы и ни в чём не повинные люди. Понимая ситуацию изнутри, он выбрал меньшее из двух зол, чтобы посредством самопожертвования не пролилась чья-либо неповинная кровь.

Так же и сегодня, наши духовные наставники не видят лучшего выхода из сложившейся ситуации, кроме как идти на самопожертвования и терпеть во что бы то ни стало. Они не хотят допустить того, чтобы мусульмане оказались пушечным мясом в руках врагов Ислама, которые пытаются изнутри разжечь огонь вражды между нами, чтобы мы покончили с самими собой нашими же руками. Видя эту грязную политику, так же как и Усман призывал к спокойствию, к этому же спокойствию и сегодня нас призывают духовные наставники. Источник учения Усмана и духовных наставников один – это Посланник Аллаха (мир ему и благословение) , поэтому и призыв их одинаков.

Правитель мусульман, сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Усман – бидатчик?

Сегодня учёных ахлю сунны обвиняют в том, что они вводят нововведения в религию и тем самым попадают в заблуждения. Не буду углубляться в тему дозволенности или запретности новшеств, разбирая безосновательность их ложных суждений. Это отдельная тема, которую не раз разбирали, но нужно уловить самый важный момент.

Сегодня недруги Ислама для того, чтобы разделить умму используют те же методы, к которым они прибегали в те далёкие времена, когда мусульманами правил третий праведный халиф Усман. Основной упор они делают на то, что якобы мусульмане вводят новшества, и это нужно остановить любыми путями. А ведь в новшествах обвиняли Сабаиты (последователи Ибн Сабы) и сподвижника Усмана. История повторяется. Сегодня потомки тех сабаитов, которые оклеветали и убили Усмана, обвиняя его в неверии, за то, что он ввёл новшества в религию, вводят в заблуждение многих неопытных мусульман, используя те же проверенные методы: обвиняют имамов в заблуждении, в том, что они вносят новшества в религию. Цель разобщить мусульман и стравить их друг против друга. Поэтому молодым людям, необходимо быть бдительными, не слушать тех, кто обвиняет человека в новшестве, и если в его сердце закралось сомнение, не держать в сердце, а спросить у знающего человека и развеять сомнения. Иначе можете стать очередной игрушкой в руках у недругов Ислама.

Хитрый метод

К каким методам прибегал Абдулла бин Саба, чтобы повлечь за собой людей и разобщить мусульман? Для этого сначала он призывал людей к добру и остерегаться зла. Услышав его красивые слова, они доверились ему и пошли за ним. Затем он стал поднимать людей против местных правителей, якобы, они не достойны правления и что Усман поставил их не по праву. Получив поддержку от обманутых людей, он встал против Усмана, говоря, что он не годится для правления, что он слишком мягкий и получил власть незаконным путём.

Обратите внимание, как схожи реалии тех времён с нашими. Сегодня потомки тех сабаитов начали с призыва людей к добру и остерегаться зла. Почему именно с него? Потому что сначала надо собрать за собой невежественных последователей, которые, обманувшись их красивыми речами, будут не задумываясь исполнять их приказы. Собрав людей, они начали критиковать назначенных имамов, что, мол, они невежественны в вопросах Ислама и что нужно их снять с этих должностей…

Понимаете? Методы – старые, но проверенные на практике и удивительно срабатывающие. Нам же необходимо быть бдительными, в полученной информации удостовериться и тогда мы сами уличим этих недругов во лжи.

Ислам не остановить убийствами

Разве враги Ислама смогли остановить распространение Ислама убийством Усмана?! Нет. Так же и сегодня, убийствами алимов не смогут этого сделать. Все течения появлялись, исчезали, сабаиты появлялись – исчезали, их течения появляются и будут исчезать, только ахлю сунна валь джамаа останется до Судного дня!

Нам же остаётся изучать историю Ислама и не попадать на уловки недругов Ислама.

Усман ибн Аффан аль-Умави аль-Кураши был близким сподвижником Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) и третьим праведным халифом (644-656 годы). Ему были присущи такие человеческие качества, как щедрость и готовность помочь, поэтому пророк поручал ему вопросы подношений и даров.

Биография

Некоторые говорят, что Усман родился в Таифе, поэтому приобрел такие прекрасные личностные качества. Другие утверждают, что в Мекке (наиболее распространенная версия).

Усман вырос в успешной и обеспеченной семье, ведущей торговую деятельность и принадлежавшей к верхушке знати Мекки. С пророком их род объединял один предок - Абд-Манаф.

Усман отличался своей стыдливостью, никогда не поклонялся ни одному идолу, не прелюбодействовал и не пил вино. Он много путешествовал и взаимодействовал с другими народами. Усман приумножил нажитое семьей богатство, унаследовав от отца торговлю.

После 30 лет Усман принял ислам, благодаря призыву Абу Бакр, и оказался в числе первых мусульман.

Эмиграция в Эфиопию

Усман был в числе первых мухаджиров в Эфиопию, когда первых мусульман стали притеснять курайшиты. Сподвижники, в числе которых был Усман, его жена Рукийя (дочь пророка), вышли в юго-западном направлении от Мекки, к порту Шуайба. Там они наняли два судна, которые перевезли их в Эфиопию.

В Медине Усман помогал мусульманам и Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего!), делился с ними своим богатством. Он принял участие практически во всех битвах. Он пропустил только сражение при Бадре, потому что ухаживал за больной дочерью пророка.

Личные качества Усмана

Усман всегда являлся образцом щедрости и был готов прийти нуждающемуся на помощь. Поход на Табук был труднейшим для мусульман. И тут Усман проявил все свои лучшие качества. Он снарядил их оружием, копьями и едой.

Усман купил землю для пророка, когда его мечеть стала тесной. Сегодня эта земля находится во владениях мечети, а потому Усман получает награду за все поклоны, совершенные на ней.

Усман являлся членом совета Шуры и был помощником Умара и Абу Бакра. После того, как его убили в возрасте 68 лет, он был избран халифом.

В эпоху Усмана было завоевано много государств (Армения, Азербайджан, Тунис и др.) и основан военно-морской флот. Исламское государство стало морской державой.

В числе основных достижений: создание 4 копий Корана и раздал их по различным областям. Усман впервые основал полицию и построил здание суда в исламском государстве.

В эпоху Усмана распространилась роскошь и общее благосостояние, что не понравилось сподвижникам, привыкшим к аскетизму. Все пришло к "Великой смуте", которая началась с убийства Усмана.