Садака фитр – это раздача мусульманином имущества нуждающимся в праздничный день. Тем самым мусульманин очищает себя и восполняет то, что упустил во время соблюдения поста – к примеру, если вёл бесполезные разговоры или произносил плохие слова.

Абдуллах сын Аббаса(мир ему и благословение) сказал: «Посланник Аллаха(мир ему и благословение) посчитал закатул фитр очищением себя и восполнение того, что упущено во время соблюдения поста – к примеру, бесполезные разговоры или плохие слова».
Садака фитр становится ваджибом (обязательным действием) при наличии трёх условий:

1. Необходимо являться мусульманином, кяфиру необязательно.
2. Быть свободным, рабу необязательно.
3. Иметь имущество, которое не нужно отдавать в счёт какого-либо долга, которое не охватывает основные нужды мусульманина, и также нужды его семьи. Если его имущество этим охвачено, то ему выдавать закатул фитр необязательно.

Вещи, которые входят в основные нужды:

1. Дом.
2. Принадлежности для дома.
3. Одежда.
4. Транспорт.
5. Инструменты, которыми добывается пропитание.

Для того чтобы садака фитр был обязательным, не является условием иметь нисаб (определённое количество имущества, с которого выдаётся закат) на целый год, хватает и того, если у человека во время рассвета праздничного дня будет нисаб. Не является условием для выплаты садака фитр, чтобы выплачивающий был совершеннолетним и разумным: садака фитр выплачивается от имущество ребёнка и сумасшедшего.
Садака фитр становится ваджибом во время рассвета праздничного дня, то есть если кто-нибудь до рассвета праздничного дня умер или стал бедным, то на него необязательно выдавать садака фитр; кто родится или станет мусульманином после рассвета праздничного дня – на него необязательно выдавать садака фитр.

Садака фитр можно выплатить до праздничного дня, но желательным является выплатить до выхода на праздничный намаз. Нежелательным является откладывание выплаты садака фитр от праздничного намаза.

Ваджибом является выплата человеком садака фитр от себя и от своих детей, но если дети богатые, то они отдают милостыню от своего имущества. Мужу необязательно выдавать садака фитр от жены, но он может это сделать как благотворительность от себя. Отцу не является ваджибом выплачивать садака фитр от своих взрослых бедных сыновей, но если он хочет это сделать в качестве благотворительности от себя, то это дозволяется; в случае если его взрослые дети сумасшедшие, ему становится ваджибом выдавать за них милостыню.

Из чего выдаётся садака фитр

Есть шариатское заключение о четырёх вещах:

1. Пшеничное зерно.
2. Ячмень.
3. Финики.
4. Изюм.

Садака фитр за одного человека выплачивается в размере полсаха пшеницы или муки, или же один сах ячменя, фиников или изюма. Сах – мера, равная 3 кг 60 г.

Разрешается выплачивать деньгами, оценив полсаха пшеницы или муки или же один сах ячменя, фиников или изюма. Это лучше, потому что полезнее беднякам.

Садака фитр одного человека можно выплатить нескольким беднякам; садака фитр нескольких человек можно выплатить одному бедняку.

Садака фитр выдаётся тем категориям, которым положено получить закят:
1. Факир – не имеющий имущества, с которого выдаётся закят. Можно выдавать закят тем, кто не имеет имущества, с которого выдаётся закят, даже если этот человек здоровый и имеет работу.
2. Мискин – тот, который ничего не имеет.
3. Амил – работник по сбору закята, он получает по мере своей работы.
4. Рикаб – раб, который хочет выкупить себя у хозяина.
5. Гарим – должник, который, если отдаст долг, лишится имущества, с которого выплачивается закят. Такому должнику давать закят лучше, чем факиру.

6. Сабилиллах – факиры, которые отдали себя джихаду, паломники, которые вышли в хадж, но из-за того, что у них закончились деньги, вынуждены воздерживаться от продолжения пути, или мутаалимы, изучающие исламские науки («Хашияту Тахтави»).

7. Ибну сабил – путник, который не имеет возможности добраться до дома, хотя дома он имеет достаточное имущество.

Вопрос: Что такое фитр-садака (разговения): кто и в каком размере должен его давать?

Ответ: Подобно закяту садака разговения является одним из узаконенных в Исламе видов поклонения, требующих материальных затрат. Своё название садака разговения получила по той причине, что раздавать её надо в связи с разговением (фитр) после завершения Рамадана.

Так Пророк (мир ему) обязал раздавать в день разговения садаку в размере одного саа фиников или ячменя рабу и свободному человеку, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом людей на (праздничную) молитву. (Имам аль- Бухари)

Раздача садака разговения относится к категории обязательных (ваджиб) действий.

Раздача садака разговения обязательна для каждого свободного мусульманина, который обладает установленным минимумом денежных средств (имущества), не считая того, что необходимо ему для удовлетворения собственных неотложных потребностей, например, денег для оплаты долгов и содержания тех, кто находится у него на иждивении.

В отличие от заката наличие разума и достижение совершеннолетия не относятся к числу необходимых условий обязанности раздачи садака разговения. Так, например, если малолетние дети или люди, лишённые рассудка, располагают какими –либо средствами их опекуны должны раздать садака разговения от их имени. Если же опекуны не сделают этого, то ребёнок будет обязан сам раздать её по достижении совершеннолетия, лишённый же рассудка должен сделать это, если к нему вернётся разум.

Взрослый и дееспособный мусульманин обязан раздать садака разговения не только за себя, но и за своих малолетних детей, если они не имеют собственных средств. Что же касается взрослых детей, то он обязан делать это за них лишь в том случае, если они не располагают собственными средствами или лишены разума. Если в семье нет отца, эта обязанность возлагается на главу семьи.

Муж не обязан раздавать садака разговения за свою жену, поскольку его права не распространяются на её финансовые и имущественные дела. Мусульманин не обязан также раздавать садака за своего взрослого и разумного сына, поскольку права отца над сыном после достижения последним совершеннолетия полными уже не являются. Таким образом, мусульманину следует раздавать садака разговения за каждого из тех, кого он должен содержать и на кого распространяются его права.

В качестве садака разговения каждый мусульманин может раздавать по пол саа пшеницы или муки или по одному саа фиников, ячменя или изюма.

Сообщается, что обычно в качестве закята разговения раздавали по одному саа какой-нибудь еды или по одному саа ячменя, или по одному саа сухого творога, или по одному саа изюма (Сахих аль-Бухари).

Половина саа пшеницы соответствует 2 - 2,25 кг. Ученые ханафитского мазхаба считают, что вместо пшеницы как таковой бедным можно выплачивать ее стоимость деньгами. Они обосновывают свою точку зрения тем, что раздача садаки разговения была вменена в обязанность для того, чтобы избавить бедняков от нужды в день праздника разговения, однако человек может нуждаться не только в еде. Вот почему факихи говорили, что в благополучное время выплачивать садаку разговения дирхемами даже лучше, чем едой, так как Пророк (мир ему)сказал: «Избавьте их от необходимости обходить (людей со своими просьбами) в этот день» (ад-Дара Кутни; Ибн Ади; аль-Хаким).

Раздача садака разговения является обязанностью, которую можно выполнять в течение всей жизни. Это можно сделать как до, так и после зари в день праздника, поскольку указания относительно саадака разговения, как и относительно закята, носит абсолютный характер. Сообщается, что Ибн Умар раздавал садака разговения тем людям, которые ее принимали. И они (сподвижники) обычно раздавали ее за день или за два до праздника разговения (Сахих аль-Бухари).

Задержка с раздачей садака разговения не избавляет человека от необходимости выполнения этой обязанности, но в этом случае награда за ее выполнения будет меньше.

Каждый может раздать садака одному или нескольким неимущим, но каждому нуждающемуся должна быть выплачена сумма одной садака разговения в полном объёме.

Право на получение садака разговения имеют те же лица, которые пользуются правом на получение материальных ценностей, собранных в качестве закята.

Муфтий Татарстана на основании решения рабочей группы Совета Улемов ДУМ РТ установил размер садака- фитр на 2013 год – при расчете по пшеничной муке – 50 руб., а по финикам и изюму 300 руб. Материально обеспеченные должны выплачивать по 300 руб., а малообеспеченные- по 50 руб. والله أعلم بالصواب.

Вопрос: Что такое садака фитр?
Ответ: В одном из священных хадисов, переданном в сборнике Абу Дауд, сообщается следующее:

فرض رسول الله صلى الله عليه و سلم زكاة الفطر طهرة للصائم من اللغو و الرفث وطعمة للمساكين، من أداها قبل الصلاة فهي زكاة مقبولة، و من أداها بعد الصلاة فهي صدقة من الصدقات٠

“Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вменил в обязанность закят-фитр, чтобы очистить постящихся от времени, проведенного впустую и пустословия, а также, чтобы накормить нуждающихся. Кто оплатит садака-фитр до (праздничного) намаза, то это будет принято от него (в полной мере), кто же оплатит после намаза, то это зачтется, как обычное пожертвование”.

Ученые ханафитского мазхаба определяют особенности садака-фитр следующим образом:

1. Подобно закяту, садака-фитр является одним из узаконенных в Исламе видов поклонения, требующих материальных затрат.
2. Свое название данный вид пожертвования (садака разговения) получил по той причине, что раздавать его надо в связи с разговением (фитр) после завершения Рамазана.
3. Данный вид пожертвования совершается в знак благодарности Аллаху за предоставленную возможность поститься в Священный месяц Рамазан.
4. Данный вид пожертвования совершается в качестве дополнения за недостатки в поклонении или за грехи, совершенные в данный месяц.
5. Также данный вид пожертвования совершается с целью порадовать малоимущих мусульман. Дабы радость праздника была общей для всех.
6. Данный вид поклонения относится к категории обязательных (ваджиб) действий.

Вопрос: С какого момента садака-фитр становится обязательной?
Ответ: Обязательным данное пожертвование становится с начала рассвета дня Праздника Разговения

Вопрос: Когда можно начинать раздавать садака-фитр?
Ответ: Садака-фитр можно начинать раздавать с первого дня Рамазана. Так, что если человек совершит пожертвование с намерением на фитр-садака в первый день Рамазана, оно будет засчитано.

Вопрос: Наличие каких качеств необходимо, чтобы садака-фитр стало обязательным для мусульманина?
Ответ: Любой взрослый и дееспособный мусульманин обязан раздавать садака-фитр. Под дееспособностью, в том числе, понимается наличие необходимых материальных средств в размере равном нисабу, рассчитываемому по серебру (18000 рублей - 2018 год). Такой размер денежных средств (имущества) принимается в расчет в том случае, если это является излишком от средств, предназначенных для удовлетворения собственных неотложных потребностей и содержания тех, кто находится у него на иждивении, а также, если у него нет долгов, которые необходимо погасить.
Пример № 1: У мусульманина, на момент наступления срока уплаты садака-фитр, есть денежные средства в размере 25000 рублей. Его долг составляет 10000 рублей. В том случае, если он вернет их, у него остается 15000 рублей. Этих средств недостаточно, чтобы садака-фитр стало вмененным в обязанность.
Пример № 2: У мусульманина, на момент наступления срока уплаты садака-фитр, есть денежные средства в размере 30000 рублей. Долг составляет 10000 рублей. В том случае, если он вернет их, у него остается 20000 рублей. В данном случае уплата садака-фитр становится обязательной.

Вопрос: Кому выплачивается садака-фитр?
Ответ: Садака-фитр выплачивается бедным и неимущим мусульманам.

Примечание: Садака фитр не выплачивается на материальные нужды мечети или медресе.

Вопрос: Можно ли выплачивать садака-фитр своим детям?
Ответ: В данном случае будет более уместным и полезным перефразировать данный вопрос на следующий: Кому из родственников нельзя выплачивать садака-фитр? Ответом на этот вопрос будет: садака-фитр запрещено давать следующим категориям родственников:
1. Родителям, родителям родителей и далее.
2. Детям, детям детей и далее.
3. Своей семье.
Примечание: мусульманин, тем не менее, имеет право дать садак-фитр своему брату или сестре.

Вопрос: За кого, помимо себя, мусульманин обязан раздавать садака-фитр?
Ответ: Мусульманин, помимо себя, должен раздавать садака-фитр за своих малолетних
детей, не достигших совершеннолетия по Исламу (половозрелости).
Мусульманин не обязан (но может, по желанию) раздавать садака-фитр за свою жену, родителей или совершеннолетних детей, поскольку его права, в полной мере, не распространяются их имущественные дела.

Вопрос: Минимальный размер садака-фитр составляет 100 рублей, а максимальный - 600 рублей на 2018 год. С чем связана такая разница?
Ответ: Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо произвести небольшой экскурс в историю. Дело в том, что в эпоху посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) садака-фитр раздавали основными видами продуктов (пшеница, финики и изюм), которые, так или иначе, были распространены в той местности. Объем пшеницы должен был составлять пол са’, что, примерно, соответствует двум килограммам, а объем изюма и пшеницы должен был составлять один са’, что, примерно, соответствует четырем килограммам. На сегодняшний день, если говорить о данных продуктах в ценовом выражении, то разница очевидна. Поэтому экспертами ДУМ РТ за основу была взята средняя цена за каждый из видов вышеперечисленных продуктов так, что минимальная цена составила 100 рублей, а максимальная - 600. Поэтому минимальный размер садака-фитр составил 100 рублей, а рекомендуемый для тех, кто в состоянии выплачивать закят по золоту - 600 рублей.

А Аллах знает лучше.