Лфк при нарушениях опорно-двигательного аппарата.

Введение.

В данном реферате я хочу рассказать о том, что такое опорно-двигательный аппарат, как сохранить его здоровье, и что является причиной его заболеваний. Будут приведены примеры выполнения упражнений на сохранение здоровья, крепости суставов, силы мышц.

Что такое опорно-двигательный аппарат?

«Опорно-двигательный аппарат составляют кости скелета с суставами, связки и мышцы с сухожилиями, которые наряду с движениями обеспечивают опорную функцию организма. Кости и суставы участвуют в движении пассивно, подчиняясь действию мышц, но играют ведущую роль в осуществлении опорной функции. Определённая форма и строение костей придают им большую прочность, запас которой на сжатие, растяжение, сгибание значительно превышают нагрузки, возможные при повседневной работе опорно-двигательного аппарата. Например, большеберцовая кость человека при сжатии выдерживает нагрузку более тонны, а по прочности растяжение почти не уступает чугуну. Большим запасом прочности обладают также связки и хрящи суставов.

Скелетные мышцы осуществляют как статическую деятельность, фиксируя тело в определённом положении, так и динамическую, обеспечивая перемещение тела в пространстве и отдельных его частей относительно друг друга. Оба вида мышечной деятельности тесно взаимодействуют, дополняя друг друга: статическая деятельность обеспечивает естественный фон для динамической. Как правило, положение сустава изменяется с помощью нескольких мышц разнонаправленного, в том числе противоположного, действия. Сложные движения сустава выполняются согласованным, одновременным или последовательным сокращением мышц ненаправленного действия. Согласованность (координация) особенно необходима для выполнения двигательных актов, в которых участвуют многие суставы (например, бег на лыжах, плавание).

Скелетные мышцы представляют собой не только исполнительный двигательный аппарат, но и своеобразные орган чувств. В мышечном волокне и сухожилиях имеются специальные нервные окончания – рецепторы, которые посылают импульсы к клеткам различных уровней центральной нервной системы. В результате создаётся замкнутый цикл: импульсы от различных образований центральной нервной системы, идущие по двигательным нервам, вызывают сокращение мышц, а импульсы, посылаемые рецепторами мышц, информируют центральную нервную систему о каждом элементе системы. Циклическая система связей обеспечивает точность движениям и их координацию. Хотя управление движением скелетных мышц осуществляется различными разделами центральной нервной системы, ведущая роль в обеспечении взаимодействия и постановке цели двигательной реакции принадлежит коре больших полушарий головного мозга. В коре больший полушарий двигательная и чувствительная зоны представительств образуют единую систему, при этом каждой мышечной группе соответствует определённый участок этих зон. Подобная взаимосвязь позволяет выполнять движения, относя их действующим на организм факторами окружающей среды. Схематически управление произвольными движениями может быть представлено следующим образом. Задачи и цель двигательного действия формируются мышлением, что определяет направленность внимания и усилий человека. Мышление и эмоции аккумулируют и направляют эти усилия. Механизмы высшей нервной деятельности формируют взаимодействие психофизиологических механизмов управления движениями на различных уровнях. На основе взаимодействия опорно-двигательного аппарата обеспечиваются развёртывание и коррекция двигательной активности. Большую роль в осуществлении двигательной реакции осуществляют анализаторы. Двигательный анализатор обеспечивает динамику и взаимосвязь мышечных сокращений, участвует в пространственной и временной организации двигательного акта. Анализатор равновесия, или вестибулярный анализатор, взаимодействует с двигательным анализатором при изменении положения тела в пространстве. Зрение и слух, активно воспринимая информацию из окружающей среды, участвуют в пространственной ориентации и коррекции двигательных реакций.»

В чём причины заболевания?

Основной из причин заболевания опорно-двигательного аппарата является недостаток двигательной активности – гиподинамия. Она возникает «в связи с активной заменой ручного труда механизированным, развитием бытовой техники, транспортных средств и т. д. Неблагоприятно сказывается на состоянии всех органов и систем организма, способствует появлению избыточного веса тела, развитию ожирения, атеросклероза, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца.»

«У пожилых людей под влиянием естественных возрастных изменений нервных структур и опорно-двигательного аппарата уменьшаются объём и быстрота движений, нарушается координация сложных и тонких движений, ослабляется тонус мышц, возникает некоторая скованность. Всё это обычно проявляется раньше и в более выраженной форме у тех, кто ведёт сидячий образ жизни.»

«Отсутствие двигательной активности мышц, окружающих кости, приводит к нарушению обмена веществ в костной ткани и потере их прочности, отсюда плохая осанка, узкие плечи, впалая грудь и другое, что вредно отражается на здоровье внутренних органов.»

«Отсутствие достаточной двигательной активности в режиме дня приводит к разрыхлению суставного хряща и изменению поверхностей, сочленяющихся костей, к появлению болевых ощущений, создаются условия для образования в них воспалительных процессов.»

Что делать?

«Занятие физическими упражнениями и спортом увеличивают прочность костной ткани, способствуют более прочному прикреплению к костям мышечных сухожилий, укрепляют позвоночник и ликвидируют в нём нежелательные искривления, способствуют расширению грудной клетки и выработке хорошей осанки.

Главная функция суставов – осуществление движения. Вместе с этим они выполняют роль демпферов, своеобразных тормозов, гасящих инерцию движения и позволяющих производить мгновенную остановку после быстрого движения. Суставы при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом развиваются, повышается эластичность их связок и мышечных сухожилий, увеличивается гибкость.»

«При работе мышцы развивают определённую силу, которую можно измерить. Сила зависит от количества мышечных волокон и их поперечного сечения, а также от эластичности и исходной длины отдельной мышцы. Систематическая физическая тренировка увеличивает силу мышц именно за счёт увеличения количества и утолщения мышечных волокон и за счёт увеличения их эластичности.

Подсчитано, что все мышцы человека содержат около 300 млн. мышечных волокон. Многие скелетные мышцы обладают силой, превышающей вес тела. Если деятельность волокон всех мышц направить в одну сторону, то при одновременном сокращении они могли бы развить силу в 25 000 кгм.»

Основной физкультурной формой борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является лечебная физкультура. Она «применяется в форме лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, строго дозированных спортивных упражнений. Лечебная гимнастика – основная форма ЛФК. Упражнения лечебной гимнастики делят на 2 группы: для костно-мышечной и дыхательной систем.

Первые в свою очередь подразделяются по локализации воздействия, или анатомическому принципу, - для мелких, средних и крупных мышечных групп; по степени активности больного – пассивные и активные. Пассивными называют упражнения для поражённой конечности, выполняемые больным с помощью здоровой конечности или при содействии инструктора ЛФК; активными – упражнения, выполняемые полностью самим больным.»

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что при заболеваниях опорно-двигательного аппарата основной упор нужно делать на упражнения направленные на укрепление костной, мышечной ткани, суставов.

Для повышения подвижности в суставах можно использовать следующие упражнения:

«исходное положение – руки вперёд, ладони вниз. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу.

исходное положение – руки вперёд, ладони внутрь. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу, в лучезапястном суставе.

исходное положение – руки вперёд. Круговые движения в лучезапястных суставах, в локтевых и плечевых суставах.

исходное положение – руки на пояс. Повороты туловища налево и направо с различным положением рук (в стороны, вверх).

исходное положение – руки за голову. Круговые движения туловищем.

исходное положение – руки к плечам. Круговые движения тазом влево и вправо.

исходное положение – полуприсед, руки на колени. Отведение ног влево и вправо. Круговые движения в коленных суставах влево и вправо.

исходное положение – основная стойка. Наклон влево, вправо.

исходное положение – руки вверх в стороны. Наклоны вперёд до касания пола руками.

исходное положение – лёжа на спине, руки вверх. Наклоны вперёд, руки к носкам.»

«Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются из самых разнообразных исходных положений (стоя, упор присев, лёжа, в висе, стоя на коленях и т. д.). Движения в стороны, вверх, назад вперёд осуществляются как прямыми руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Упражнения для рук и плечевого пояса могут широко использоваться в сочетании с упражнениями для других мышечных групп (ног и туловища и т. д.).

Упражнения для мышц шеи – это в основном наклоны головы вперёд, назад, в стороны, повороты головы и вращательные движения.

Упражнения для мышц ног должны подбираться с учётом всех мышечных групп, выполняющих сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, а также отведения и приведения бёдрами. Это различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперёд, в стороны, назад, поднимания на носки, приседания на двух и одной ноге с опорой и без опоры руками, прыжки на месте, с продвижением вперёд и др.

Упражнения для мышц туловища способствуют развитию подвижности в позвоночнике. Это в основном наклоны и повороты в различных направлениях. Выполняются они из исходного положения стоя, сидя, лёжа на животе и спине, стоя на коленях и др. После упражнений, направленных на развитие той или иной мышечной группы, должно следовать упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус. Это поднимание рук и свободное, расслабленное их опускание, широкие, размашистые движения туловищем без напряжения, наклоны вперёд с опущенными руками, расслабление мышц в положении сидя, лёжа, потряхивание руками, ногами и некоторые другие.»

«Упражнения для воспитания осанки. Как правило, с возрастом в результате ослабления мышц ног и туловища, неправильно или вынужденного положения отдельных частей тела при работе или дома осанка ухудшается. Постоянное применение специально подобранных упражнений поможет сохранить правильную и красивую осанку на долгие годы.

исходное положение – руки вниз в замок. 1 – 2. Руки вверх - назад, подняться на носки, прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.

исходное положение – руки на пояс. 1 – 2. Полунаклон вперёд, подняться на носки, смотреть вперёд. 3 – 4. Исходное положение.

исходное положение – палку на лопатки хватом за концы. Наклон влево. 3 – 4. Исходное положение. 5 – 8. Так же вправо.

исходное положение – основная стойка. 1 – 2. Присесть на носках, руки назад за спину. 3 – 4. Исходное положение.

исходное положение – упор сидя сзади. 1 – 2. Прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.

исходное положение – лёжа на полу на животе пред гимнастической стенкой. 1 – 2. Перебирая руками рейки снизу вверх, прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.»

Список литературы:

«Домашняя медицинская энциклопедия», главный редактор Покровский В. И., Москва: «Медицина», 1993 год.

«Физическое воспитание», учебник, редакторы Головин В. А., Маслякова В. А., Коробкова А. В. и др., Москва: «Высшая школа», 1983 год.нарушением опорно -двигательного аппарата ... Ведет журнал процедур при обслуживании. 4.Права. Инструктор по лечебной физкультуре имеет право: ...

  • Современные подходы в профилактике различных нарушений опорно - двигательного аппарата средствам

    Реферат >> Культура и искусство

    Кафедра физкультуры Реферат на тему: “Современные подходы в профилактике различных нарушений опорно - двигательного аппарата ... патологического процесса. Занятия лечебной физкультурой оказывают лечебный эффект только при условии правильного, регулярного...

  • Дети с нарушением опорно -двигательного аппарата

    Реферат >> Психология

    Реферат «Дети с нарушением опорно -двигательного аппарата» Руководитель Симкин, Кем ГУ, Кемерово... индивидуальный комплекс лечебной физкультуры в зависимости от возраста и формы заболевания. При развитии двигательных функций важно...

  • Адаптивное плавание. Обучение плаванию лиц с нарушением опорно -двигательного аппарата

    Реферат >> Физкультура и спорт

    Применяются в специальных лечебных учреждениях, а вот лечебным плаванием и лечебной физкультурой вы сможете заниматься... лечебная гимнастика в воде имеют неоценимое значение для посттравматических больных и больных с нарушениями опорно -двигательного аппарата . ...

  • У каждого человека бывают неожиданные и неприятные ситуации, которые приводят к травмам. Травматические заболевания - это те, которые возникают вследствие воздействия грубой механической силы: при ударе, при попадании под машину и т. д. По своему характеру травмы бывают закрытыми и открытыми. Закрытые травмы - это те, которые бывают без нарушения целости покровов. К ним относятся ушибы и разрывы внутренних органов, повреждения суставов (вывихи), а также повреждения костей (переломы).

    Открытые травмы - это повреждения с нарушением целостности покровов: различные ранения от колющих и режущих предметов, огнестрельные, а также открытые переломы, полостные ранения с выпадением внутренностей.

    Ушиб

    Для ушиба характерны повреждения мягких тканей с разрывом мелких кровеносных сосудов. Они дают кровоизлияние в , при этом сохраняется целостность кожных покровов. Причины, которые вызывают эту травму, разнообразны: удары кулаком, палкой, удары при падении, падающими предметами и т. д. Главные признаки ушиба: припухлость, кровоизлияние и болезненность движений травмированной части. В момент повреждения появляется боль, которая держится некоторое время. Длительность и характер зависят от силы ушиба, чувствительности ушибленного места и количества излившейся крови. Возможно повышение температуры, а ушиб особо чувствительной области может вызвать обморок. Помощь при ушибе заключается в том, чтобы уменьшить болезненность и кровоизлияние. Для этого пострадавшему обеспечивают покой, на ушибленную часть тела накладывают холод в виде пузыря со льдом или холодных компрессов.

    Растяжение связок

    Растяжение происходит в момент, когда движение сустава превышает по объему нормальное. Характерные признаки: боль и припухлость в области сустава. Очертания его чаще всего сохраняются четкими. Движения в суставе возможны, но они болезненны и ограничены. Кровоизлияние становится заметным лишь в последующие дни. Помощь при растяжениях практически та же, что и при ушибах. Лишь в тяжелых случаях накладывается гипс.

    Вывих

    Вывих - это смещение одной или нескольких костей из их нормального положения в суставе. Кости смещаются с суставной поверхности вследствие разрыва сумки и выходят через разрыв из полости сустава вообще. Причины вывихов - падение, удар, а также нередко сильное и неловкое движение в суставе. Обычно вывих имеет следующие признаки: резкая боль с момента травмы не уменьшается и остается достаточно сильной в течение многих часов. Пострадавший из-за боли оберегает конечность, поддерживая ее (этот прием особенно характерен при вывихе плеча) и не дает ее трогать. Положение конечности при вывихе неестественное, причем для каждого вывиха определенное. Характерные признаки вывиха - полная неподвижность в суставе и фиксированное положение конечности именно в таком неестественном положении. В области сустава возникает опухоль, которая увеличивается в последующие дни. Кровоподтек появляется в мелких суставах сразу же после повреждения, при вывихах больших суставов - позднее.

    Перелом

    Перелом - это нарушение целости кости. Полный перелом - это перелом, при котором происходит полное нарушение целости Кости, причем концы обычно не смещаются. Существуют еще неполные переломы: надломы, трещины. По диагностике различают субъективные и объективные признаки переломов. К субъективным относится боль в момент повреждения и после него, особенно при движениях. Боль носит постоянный характер. Нарушения функций могут быть в виде ограничения подвижности или в полной невозможности двигать ею. Объективные признаки - это припухлость в области перелома, кровоподтек, а также изменение формы конечности, при ощупывании кости можно чувствовать отломки и слышать хруст.

    Чаще всего переломы встречаются в зрелом возрасте. Это происходит ввиду хрупкости костей. На первом месте по частоте стоят переломы предплечья, потом переломы голени, ребер, ключицы, кисти, плеча, бедра, стопы. Реже всего встречаются повреждения черепа и позвоночника. Все травматические переломы случаются либо при падении, попадании под колеса автотранспорта, ударе, но могут произойти и при сильном неловком движении.

    Для более полного восстановления функций поврежденной конечности либо части тела важны не только оказание врачебной помощи и лечение, но и восстановительный массаж, свето- и водолечение, а также рано начатые упражнения на восстановление функций конечности, суставов или части тела.

    Поскольку длительное ограничение подвижности суставов ведет к атрофическим изменениям мышц и самих суставов, сросшийся перелом, вправленный вывих далеко не всегда означают выздоровление. Специальные упражнения играют важную роль в предупреждении и ликвидации посттравматических изменений. Это один из важных факторов, который поддерживает жизнедеятельность здорового человека и помогает восстановить компенсаторные механизмы больного человека. Применение физических упражнений в комплексном лечении больных помогает ликвидировать отрицательные воздействия гиподинамии на организм человека. Улучшению венозного оттока способствуют натяжение и расслабление сухожилий, ритмичное сокращение и расслабление скелетных мышц. Предупреждению развития атрофий и дегенеративных изменений в тканях и органах также способствуют умеренные физические нагрузки.

    При реабилитации лечебной физкультурой после травмы необходимо учитывать время и тяжесть травмы, характер и стадию патологического процесса, физическое и психическое состояние больного. К каждому больному должен быть индивидуальный подход. Занятия гимнастикой надо начинать проводить с того момента, когда больной успокоился и пришел в себя от пережитого. При удовлетворительном самочувствии это следует делать с 3-5-12-го дня после травмы. При выполнении лечебной гимнастики движений, причиняющих боль и дискомфорт, не следует избегать, в этом случае уменьшить амплитуду их выполнения. Первые 2 недели гимнастика должна быть рассчитана на упражнения, которые способствуют улучшению кровообращения и ускорению рассасывания гематом. В последующем, после появления костной мозоли, упражнения должны быть усилены.

    Переломы костей предплечья, как правило, возникают в результате удара или падения, произошедшего непосредственно на предплечье. В зависимости от локализации различают переломы локтевой кости, головки и шейки лучевой кости, переломы диафиза локтевой и лучевой кости. Мы уже упоминали, что по частоте травматизации переломы костей предплечья занимают одно из первых мест.

    Примерный комплекс постиммобилизационных упражнений для костей предплечья

    Упражнение 1. Исходное положение- стоя. Ноги на ширине плеч. Вытянуть руки перед собой - вдох. Развести руки в стороны - выдох. Повторить 8-10 раз.

    Упражнение 2. Исходное положение - стоя. Руки вдоль туловища. Слегка отвести руку в сторону и делать круговые движения кистью руки.

    Упражнение 3. Исходное положение - стоя. Травмированная рука поднята над головой. Крутить воображаемое колесо, согнув пальцы в кулак.

    Упражнение 4. Исходное положение - стоя. В руках резиновая лента. Расположить ее за головой на плечах. С усилием тянуть то один конец ленты, то другой. Выполнять упражнение в течение 30-40 с.

    Упражнение 5. Исходное положение - стоя. Закрепить эластичную ленту на уровне плеч. Встать спиной к месту закрепления. Руки с концами лент опущены вдоль тела. Развести руки в стороны, затем свести их перед собой. Выполнять в течение 20-30 с.

    Упражнение 6. Исходное положение - стоя. Руки сомкнуты в замок за спиной. Не размыкая рук, потянуть одной рукой в сторону сначала одну руку, потом другую. Выполнять в течение 20-30 с.

    Упражнение 7. Исходное положение - стоя перед спинкой стула. Упереться руками в спинку. Упереться в пол пальцами ног. Отжиматься от. спинки стула 6-8 раз (желательно, чтобы стул кто-то держал).

    Упражнение 8. Исходное положение - упор на колени и кисти рук. Отжимание с малой амплитудой. Повторить 4-6 раз.

    Упражнение 9. Исходное положение - стоя. В руках скакалка. Прыжки в течение 40-60 с.

    Упражнение 10. Исходное положение - боксерская стойка. Делать руками движения, имитирующие бокс. Выполнять в течение 20-30 с.

    Упражнение 11. Исходное положение - стоя у перекладины. Делать вис, не отрывая ног от пола. Повторить 4-6 раз.

    Упражнение 12. Исходное положение - стоя. Имитация движений пловца.

    Упражнение 13. Исходное положение - стоя. Наклоны головы попеременно в перед, к плечу, назад, к другому плечу. Повторить 4-6 раз.

    Упражнение 14. Исходное положение - стоя. Обхватить голову руками. Давить на нее руками, а головой оказывать сопротивление. Выполнять 20-30 с.

    Упражнение 15. Исходное положение - стоя. Руки на плечах. Нагнуться вперед, выгнув спину, как кошка. Вернуться в исходное положение. Прогнуться назад, грудь выгнуть колесом, слегка сдвинув лопатки.

    Упражнение 16. Исходное положение - стоя. Руки сомкнуты за спиной. Кистями зажать противоположную руку у локтя. Делать наклоны вперед с поднятием сомкнутых рук.

    Упражнение 17. Исходное положение - стоя. Взять ручку или карандаш (как дротик от дартса) и делать движения, будто кидаете дротик в цель.

    Упражнение 18. Исходное положение - стоя. Голову наклонить вперед, округлить спину (словно вы ссутулились) и потрясти руками 20-30 с.

    Достаточно часто встречаемая травма - повреждение менисков. Это происходит при резком разгибании голени, при быстром переходе из положения на корточках в вертикальное, при приседании, соскоках. Это типичная травма для спортсменов. При такой травме восстановительные упражнения начинают со 2-3-го дня. Несмотря на только что перенесенную операцию, активные движения пальцами и стопой начинают именно в эти сроки. Затем переходят на «игру чашкой» и массаж бедра. После снятия швов на 8-й день больному необходимо начинать слегка сгибать ногу. На 12-й день разрешается ходьба (с костылями), с 24-го дня больной должен ходить, опираясь на палку. К спортивным занятиям, если пациент спортсмен, можно приступать через 2,5 месяца при условии восстановления нормального объема движений в коленном суставе.

    Примерный комплекс упражнений для восстановления коленного сустава

    Упражнение 1. Исходное положение - стоя. Шаги на месте с поднятием согнутой ноги достаточно высоко. Выполнять 3-5 с.

    Упражнение 2. Исходное положение - стоя. Опираясь на спинку стула, делать приседания. Если возникает боль, приседания делать до того момента, как появляется боль. Количество упражнений определяется состоянием пациента.

    Упражнение 3. Исходное положение - стоя. Махи согнутой в колене ногой. Амплитуда небольшая. Повторить 3-4 раза каждой ногой.

    Упражнение 4. Исходное, положение - лежа на коврике на спине. Поднимать согнутую в колене сначала одну ногу, затем другую. Повторить по 6 раз.

    Упражнение 5. Исходное положение - лежа на коврике. Согнуть ногу в колене, потянуть ее к груди. Затем повторить то же другой ногой. Повторить 4-6 раз.

    Упражнение 6. Исходное положение - сидя на стуле, спиной к закрепленной ленте. Конец ленты надеть на стопу. Сгибать и разгибать ногу. Повторить 6-8 раз.

    Упражнение 7. Исходное положение - сидя на стуле рядом с кроватью или гимнастической стенкой. Держась руками за кровать или перекладину гимнастической стенки, вставать с согнутыми в коленях ногами. Держаться 15-20 с. Повторить 2-3 раза.

    Упражнение 8. Исходное положение - стоя. На полу брусок. Встать на брусок одной ногой, вернуться в исходное положение. Затем повторить другой ногой. Повторить упражнение 8-10 раз.

    Упражнение 9. Исходное положение - сидя на полу. Ноги согнуты в коленях и чуть выдвинуты вперед. Не отрывая стопы от пола, скользить ими к ягодицам, потом вперед. Повторить 6-8 раз.

    Упражнение 10. Исходное положение - лежа на спине. Руки вдоль туловища. Ноги прямые. Согнуть одну ногу в колене и выпрямить вверх. Затем повторить то же с другой ногой. В исходное положение вернуться, делая обратные движения, т. е. согнуть ногу, затем положить. Повторить 6-8 раз.

    Упражнение 11. Исходное положение- лежа на животе. Стараться достать ягодицу сначала пяткой одной ноги, затем другой. Повторить 5-6 раз.

    Упражнение 12. Исходное положение - стоя сбоку от стула. Держаться за спинку. Поставить ногу на сиденье стула, другую ногу слегка отвести назад. Перекатиться с пятки на носок на ноге, стоящей на стуле (податься вперед). Вернуться в исходное положение. Повторить другой ногой 5-6 раз.

    Упражнение 13. Исходное положение - стоя. Слегка согнуть ноги в коленях, сделать шаг, увеличить угол сгибания, сделать еще шаг, и так до тех пор, пока не почувствуете дискомфорт. Вернуться в исходное положение. Выполнять по самочувствию.

    Примерный комплекс упражнений для восстановления функций лучезапястного сустава и пальцев кисти

    Упражнение 1. Исходное положение- сидя. Сгибание и разгибание пальцев. Повторить 6-8 раз.

    Упражнение 2. Исходное положение - сидя. Круговые движения кистью руки по часовой стрелке, против часовой стрелки. Выполнять в течение 30-40 с.

    Упражнение 3. Исходное положение - сидя. Сгибание и разгибание фаланг пальцев. Захват каждого пальца большим, начиная с мизинца. Выполнение в течение 40-50 с.

    Упражнение 4. Исходное положение - сидя. Имитация игры на пианино. Выполнять в течение 30-40 с.

    Упражнение 5. Исходное положение - сидя. Сомкнуть пальцы рук крест-накрест. Давить одной рукой на другую. Той рукой, на которую давите, оказывать сопротивление. Повторить, поменяв положение рук. Выполнять 30-40 с.

    Упражнение 6. Исходное положение - сидя на стуле. Руки расположены ладонями вверх на коленях. Поворачивать кисти рук: вверх ладони, вниз ладони. Выполнять в течение 40-50 с.

    Упражнение 7. Собирать рассыпанные спички травмированной рукой.

    Упражнение 8. Исходное положение - сидя. Сомкнуть пальцы в замок (руки согнуты в локтях). Делать круговые движения. Выполнять 30-40 с.

    Упражнение 9. Исходное положение - стоя. Сделать боксерскую грушу. Груша должна быть мягкой. Выполнять не сильные удары по груше. Время выполнения 30-40 с.

    Упражнение 10. Исходное положение - сидя. Рукой сжимать резиновый мячик. Время выполнения 40-50 с.

    Упражнение 11. Исходное положение - сидя. Здоровой рукой сгибать пальцы травмированной руки в сторону ладони. Не допускать хруста. Выполнять от большого пальца к мизинцу, затем наоборот. Повторить 3-4 раза.

    Упражнение для голеностопного сустава и сустава стопы

    Упражнение 1. Исходное положение - лежа на спине. Сгибать и разгибать пальцы стопы. Выполнять 30-40 с.

    Упражнение 2. Исходное положение - лежа на спине. Совершать круговые движения стопой вначале в одном направлении, затем в другом.

    Упражнение 3. Исходное положение - лежа на спине. Тянуть стопу от себя, затем к себе. Повторить 4-6 раз.

    Упражнение 4. Исходное положение - сидя на стуле. Ставить стопу на тыльную сторону, затем на внутреннюю. Повторить 5-6 раз.

    Упражнение 5. Исходное положение - сидя на стуле. Ставить стопу на пальцы, затем на пятку.

    Упражнение 6. Исходное положение - сидя на стуле. Стопу поднять, не отрывая пятки от пола. Поставить ее в сторону, прямо, в другую сторону. Повторить 6-8 раз.

    Упражнение 7. Исходное положение - сидя на стуле. Под ногами резиновый мяч средних размеров. Обхватить мяч стопами и перекатывать его по полу рядом с собой. Стараться не выпускать его. Выполнять 40-50 с.

    Упражнение 8. Исходное положение - лежа на спине. Травмированную ногу положить на согнутую в колене здоровую. Делать покачивания стопы больной ноги со средней амплитудой. Резких рывков не делать. Выполнять 50-60 с.

    Упражнение 9. Исходное положение - упор в стену вытянутыми руками. Ноги отставлены от стены. Согнуть руки в локтях и упереться лбом в стену. При этом должны натянуться пяточные сухожилия. Повторить 5-6 раз.

    Упражнение 10. Ходьба на пальцах ног, затем на пятках. Держать равновесие. Если трудно выполнять это упражнение самостоятельно, требуется помощь родственников.

    Упражнение 11. Исходное положение- стоя. Положить на пол полотенце. Собирать его пальцами Ног.

    Упражнение 12. Исходное положение - стоя. Собирать пальцами ног карандаши или другие мелкие предметы.

    Упражнение 13. Исходное положение - стоя. Делать приседания с перекатом на пальцы ног, не отрывая пятки от пола. Мышцы пятки должны натянуться.

    Упражнение 14. Исходное положение - стоя. Поднять руки вверх и потянуться за руками, встав на пальцы ног. Выполнить 4-5 раз.

    Упражнение 15. Исходное положение - стоя. Присесть и достать руками пол, при этом не отрывать пятки от пола.

    Упражнение 16. Исходное положение - стоя. Ходьба.

    Переломы головки и шейки бедра чаще всего происходят в пожилом возрасте. Такие травмы встречаются у женщин чаще, чем у мужчин. Травмированный человек не в состоянии поднять ногу, невозможны ее приведение и отведение, поскольку движения требуют значительных усилий, которые ведут к нагрузке места перелома и трению отломков, а это в свою очередь вызывает боль. Кровоизлияния из-за массивности окружающих тканей нельзя обнаружить. Прогноз при таком переломе, как правило, тяжелый.

    Одними из часто встречаемых являются переломы средней трети бедра. Механизм возникновения довольно разнообразен: сдавление колесом машины, падение на наружную поверхность бедра, падение с высоты на выпрямленные ноги. Так же, как и при переломе шейки бедра, гимнастику начинают со 2-го дня. В плане прогноза этот перелом имеет хорошие показатели. Полное восстановление работоспособности травмированной конечности наступает через 4-6 месяцев. Для борьбы с последствиями применяются массаж, лечебная физкультура.

    Примерный комплекс упражнений для травм тазобедренных суставов

    Упражнение 1. Исходное положение - лежа на спине. Руки вытянуты вдоль туловища. Опираясь на плечи и стопы ног, поднять таз и прогнуться в пояснице. Движения не форсировать. Повторить 6-8 раз.

    Упражнение 2. Исходное положение - лежа на спине. Руки положить на грудь (сгруппироваться) Упор на таз и пятки. Поднять плечи от пола. Лбом потянуться к носкам стоп. Повторить 5-6 раз.

    Упражнение 3. Исходное положение - лежа на животе. Руки вытянуты вдоль туловища. Поднять плечи и ноги. Упор на таз. Повторить 4-6 раз.

    Упражнение 4. Исходное положение - лежа на спине. Руки сложены на груди. Движение ногами «велосипед». Повторить 6-8 раз.

    Упражнение 5. Исходное положение - лежа на животе перед стулом. Руки перенести на край сидения стула, голову поднять и прогнуться. Повторить 5-6 раз.

    Упражнение 6. Исходное положение - стоя. В руках гимнастическая палка. Нагнуться и положить палку перед собой (ноги выпрямлены), затем присесть. Вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.

    Упражнение 7. Исходное положение - лежа на спине. Поднять правую руку и левую ногу, достать пальцами руки пальцы ног. Повторить с другой ногой. Выполнить 4-6 раз.

    Упражнение 8. Исходное положение - лежа на спине. Поднять ногу и опустить ее за прямо лежащей ногой (перекрест). Повторить то же другой ногой. Выполнить 6-8 раз.

    Упражнение 9. Исходное положение - сидя ягодицами на пятках. Руки развести в стороны, затем поднять над головой и встать с ягодиц, оставаясь на коленях. Потянуться за руками. Повторить 6-8 раз.

    Упражнение 10. Исходное положение - упор на колени и кисти рук. Поднять ногу («ласточка»), руками опираться в пол. Повторить то же с другой ногой. Выполнить 5-6 раз.

    Упражнение 11. Исходное положение- лежа на боку. Поднять ногу вверх, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз. Поменять положение и проделать то же другой ногой.

    Упражнение 12. Исходное положение - стоя перед стулом на расстоянии шага. Нагнуться в сторону стула и прогнуть поясницу так, чтобы мышцы тазобедренного сустава натянулись (вы должны чувствовать натяжение).

    Упражнение 13. Исходное положение - лежа на боку. Ноги выпрямлены. Согнуть ногу в колене и подтянуть ее к груди. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз. Перевернуться на другой бок и повторить упражнение.

    Упражнение 14. Исходное положение - сидя на полу. Эластичной лентой закрепить стопы и поднимать их с помощью ленты. Повторить 6-8 раз.

    Упражнение 15. Исходное положение - стоя на коленях и руках. Поворачивать таз в одну сторону, в другую. Повторить 6-8 раз.

    Упражнение 16. Исходное положение - стоя. Ноги шире плеч. Присесть, развернув колени в стороны. Руки поднять над головой. Повторить 6-8 раз.

    Упражнение 17. Исходное положение - лежа на спине. Ноги закрепить (кто-то держит), качать пресс. Поднимать корпус.. Движения не делать рывками. Повторить 4-6 раз.

    Упражнение 18. Исходное положение - упор на вытянутые руки и пальцы ног. Поднять таз вверх. Вернуться в исходное положение. Прогнуться в пояснице, подняв голову вверх. Повторить 3-4 раза.

    Упражнение 19. Исходное положение - стоя на коленях и руках Повернуть корпус вправо, переставляя руки по полу. Вернуться в исходное положение. Повторить в другую сторону. Выполнить 6-8 раз.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Введение

    Лечебная физкультура при травма х опорно-двигательного аппарата

    Методы оценки опорно-двигательного аппарата и самоконтроль за ним

    Клинико-физиологические действия физических упражнений

    Примерный комплекс физических упражнений

    Плоская стопа

    Сколиоз

    Заключение

    Список используемой литературы

    Введение

    Занятия физическими упражнениями необходимы в любом возрасте. С юношеских лет и до глубокой старости человек в состоянии выполнять упражнения, укрепляющие его организм, оказывающие самое разнообразное воздействие на все его системы. Они рождают чувство бодрости и особой радости, знакомое каждому, кто систематически занимается каким-либо видом спорта.

    Опорно-двигательный аппарат состоит из костного скелета и мышц. Мышцы человека делятся на три вида: гладкая мускулатура внутренних органов и сосудов, характеризующаяся медленными сокращениями и большой выносливостью; поперечнополосатая мускулатура сердца, работа которой не зависит от воли человека, и, наконец, основная мышечная масса - поперечнополосатая скелетная мускулатура, находящаяся под волевым контролем и обеспечивающая нам функцию передвижения.

    Мышцы нашего тела - добрые волшебники. Выполняя свою работу, они одновременно совершенствуют и функции практически всех внутренних органов, в первую очередь это касается сердечнососудистой и дыхательной систем.

    Мышечная система функционирует не изолированно. Все мышечные группы прикрепляются к костному аппарату скелета посредством сухожилий и связок.

    Скелетная мускулатура - главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является надежной опорой для скелета. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. Тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный стол, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают "выпадение" межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков.

    Физические тренировки также способствуют развитию и укреплению костей, сухожилий и связок. Кости становятся более прочными и массивными, сухожилия и связки крепкими и эластичными. Толщина трубчатых костей возрастает за счет новых наслоений костной ткани, вырабатываемой надкостницей, продукция которой увеличивается с ростом физической нагрузки. В костях накапливается больше солей кальция, фосфора, питательных веществ. А ведь чем более прочность скелета, тем надежнее защищены внутренние органы от внешних повреждений.

    Увеличивающаяся способность мышц к растяжению и возросшая эластичность связок совершенствуют движения, увеличивают их амплитуду, расширяют возможности адаптации человека к различной физической работе.

    Лечебная физкультура при травмах опорно-двигательного аппарата

    Лечебная физическая культура (ЛФК) - научно-практическая, медико-педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физической культуры для лечения, восстановления и профилактики различных заболеваний. Специфика ЛФК по сравнению с другими методами лечения заключается в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения - существенный стимулятор жизненных функций организма человека. Одна из самых характерных особенностей данного метода - применение к больным физических упражнений в условиях активного и сознательного участия в лечебном процессе их самих.

    Лечебная физкультура -- обязательный компонент комплексного лечения, так как способствует восстановлению функций опорно-двигательного аппарата, благоприятно воздействует на различные системы организма по принципу моторно-висцеральных рефлексов.

    Принято весь курс применения ЛФК подразделять на три периода: иммобилизационный, постиммобилизационный и восстановительный.

    ЛФК начинают с первого дня травмы при исчезновении сильных болей.

    Противопоказания к назначению ЛФК: шок, большая кровопотеря, опасность кровотечения или появление его при движениях, стойкий болевой синдром.

    На протяжении всего курса лечения при применении ЛФК решаются общие и специальные задачи.

    I период (иммобилизационный).

    В I периоде наступает сращение отломков (образование первичной костной мозоли) через 60--90 дней. Специальные задачи ЛФК: улучшить трофику в области травмы, ускорить консолидацию перелома, способствовать профилактике атрофии мышц, тугоподвижности суставов, выработке необходимых временных компенсаций.

    Для решения этих задач применяют упражнения для симметричной конечности, для суставов, свободных от иммобилизации, идеомоторные упражнения и статические напряжения мышц (изометрические), упражнения для иммобилизированной конечности. В процесс движения включают все неповрежденные сегменты и суставы неиммобилизированные на травмированной конечности. Статические напряжения мышц в области повреждения и движения в иммобилизированных суставах (под гипсовой повязкой) применяют при хорошем состоянии отломков и полной фиксации их. Опасность смещения меньше при соединении отломков металлическими конструкциями, костными штифтами, пластинами; при лечении переломов с помощью аппаратов Илизарова, Волкова-Оганесяна и других можно в более ранние сроки включать активные сокращения мышц и движения в смежных суставах.

    Решению общих задач способствуют общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения статического и динамического характера, упражнения на координацию, равновесие, с сопротивлением и отягощением. Используют вначале облегченные ИП, упражнения на скользящих плоскостях. Упражнения не должны вызывать боль или усиливать ее. При открытых переломах упражнения подбирают с учетом степени заживления раны.

    Массаж при диафизарных переломах у больных с гипсовой повязкой назначают со 2-й недели. Начинают со здоровой конечности, а затем воздействуют на сегменты поврежденной конечности, свободные от иммобилизации, начиная воздействие выше места травмы. У больных, находящихся на скелетном вытяжении, массаж здоровой конечности и внеочаговый на поврежденной начинают со 2-3-го дня. Применяют все приемы массажа и особенно -- способствующие расслаблению мышц на пораженной стороне.

    Противопоказания: гнойные процессы, тромбофлебит.

    II период (постиммобилизационный).

    II период начинается после снятия гипсовой повязки или вытяжения. У больных образовалась привычная костная мозоль, но в большинстве случаев снижена сила мышц, ограничена амплитуда движения в суставах. В этом периоде ЛФК направлена на дальнейшую нормализацию трофики в области травмы для окончательного формирования костной мозоли, ликвидации атрофии мышц и достижения нормального объема движений в суставах, ликвидации временных компенсаций, восстановления осанки.

    При применении физических упражнений следует учитывать, что первичная костная мозоль еще недостаточно прочна. В этом периоде увеличивают дозировку общеукрепляющих упражнений, применяют разнообразные ИП; подготавливают к вставанию (для находившихся на постельном режиме), тренируют вестибулярный аппарат, обучают передвижению на: костылях, тренируют спортивную функцию здоровой ноги (при травме ноги), восстанавливают нормальную осанку.

    Для пораженной конечности применяют активные гимнастические упражнения в облегченных, ИП, которые чередуют с упражнениями на расслабление для мышц с повышенным тонусом. Для восстановления силы мышц используют упражнения с сопротивлением, предметами, у гимнастической стенки.

    Массаж назначают при слабости мышц, их гипертонусе и проводят по отсасывающей методике, начиная выше места травмы. Приемы массажа чередуют с элементарными гимнастическими упражнениями.

    III период (восстановительный).

    В III периоде ЛФК направлена на восстановление полной амплитуды движения в суставах, дальнейшее укрепление мышц. Общеразвивающие гимнастические упражнения применяют с большей нагрузкой, дополняют их ходьбой, плаванием, физическими упражнениями в воде, механотерапией.

    Методы оценки опорно-двигательного аппарата и самоконтроль за ним.

    Физические упражнения укрепляют здоровье и заметно улучшают физическое развитие человека лишь в том случае, если занятия проходят с необходимой нагрузкой. Установить необходимый уровень нагрузки помогает самоконтроль в процессе занятий, который основан на наблюдениях человека за общим состоянием здоровья и т. д., а в нашем случае обратим особое внимание на опорно-двигательный аппарат. Есть несколько показателей, по которым можно определить состояние опорно-двигательной системы: тонус мышц, устойчивость тела, гибкость, мышечная сила, быстрота, ловкость и др. Для того, что бы оценить состояние системы на момент начала тренировок можно использовать несколько методов.

    Во-первых, стоит определить состояние тонуса мышц, что определяется путем простого ощупывания. Так, у людей, не занимающихся спортом, мышцы мягкие и дряблые, тонус резко понижен. Также следует провести исследование статической устойчивости. Проба на устойчивость тела производится так: физкультурник становится в основную стойку - стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (усложнённый вариант - стопы находятся на одной линии, носок к пятке). Определяют время устойчивости и наличие дрожания кистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения функционального состояния нервно-мышечной системы. Необходимо также систематически определять гибкость позвоночника. Физические упражнения, особенно с нагрузкой на позвоночник, улучшают кровообращение, питание межпозвоночных дисков, что приводит к подвижности позвоночника и профилактике остеохондроза. Гибкость зависит от состояния суставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающей среды и времени дня. При занятиях спортивным плаванием большое значение имеет подвижность в различных суставах. Измерение подвижности в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах обычно проводится с помощью гониометра, позволяющего оценить подвижность в градусах. Подвижность в плечевых суставах определяется при выкруте прямых рук за спину, держащих гимнастическую палку, при этом измеряется расстояние между шириной плеч и шириной хвата. Для измерения гибкости позвоночника используют простое устройство с перемещающейся планкой. Подвижность позвоночника определяется при наклоне вперед без сгибания ног в коленных суставах, при этом измеряется расстояние между кончиками пальцев выпрямленных рук и опорной поверхностью. О силовой выносливости можно судить при выполнении подтягиваний, отжиманий в упоре и т. п. О скоростной силе мышц ног дает представление прыжок в длину с места, а также прыжок вверх с места. Быстроту двигательной реакции в определенной мере можно оценить с помощью простых тестов. Например, можно взять в левую руку монету и, разжав пальцы, уронить, стараясь поймать ее другой рукой, расположенной ниже первой на 30-40 см.

    Для определения ловкости можно использовать, например, метание мяча в корзину или другие упражнения.

    Существует несколько физиологических методов для определения интенсивности нагрузки. Прямой метод заключается в измерении скорости потребления кислорода (л/мин) - абсолютный или относительный (% от максимального потребления кислорода). Все остальные методы - косвенные, основанные на существовании связи между интенсивностью нагрузки и некоторыми физиологическими показателями. Одним из наиболее удобных показателей служит частота сердечных сокращений. В основе определения интенсивности тренировочной нагрузки по частоте сердечных сокращений лежит связь между ними, чем больше нагрузка, тем больше частота сердечных сокращений. Для определений интенсивности нагрузки у разных людей используется не абсолютные, а относительные показатели частоты сердечных сокращений (относительная в процентах частота сердечных сокращений или относительный в процентах рабочий прирост).

    Относительная рабочая частота сердечных сокращений (% ЧССмакс) - это выраженное в процентах отношение частоты сердечных сокращений во время нагрузки и максимальной частоты сердечных сокращений для данного человека. Приближенно ЧССмакс можно рассчитать по формуле:

    ЧССмакс (уд/мин) = 220 - возраст человека (лет).

    Следует иметь в виду, что могут быть довольно значительные различия ЧССмакс для разных людей одного возраста. В ряде случаев у людей c низким уровнем физической подготовки.

    ЧССмакс (уд/мин) = 180 - возраст человека (лет) уд/мин.

    При определении интенсивности тренировочных нагрузок по частоте сердечных сокращений используется два показателя: пороговая и пиковая частота сердечных сокращений. Пороговая частота сердечных сокращений - это наименьшая интенсивность, ниже которой тренировочного эффекта не возникает. Пиковая частота сердечных сокращений - это наибольшая интенсивность, которая не должна быть превышена в результате тренировки. Примерные показатели частоты сердечных сокращений у здоровых людей, занимающихся спортом, могут быть: пороговая - 75%, пиковая - 95% от максимальной частоты сердечных сокращений. Чем ниже уровень физической подготовленности человека, тем ниже должна быть интенсивность тренировочной нагрузки. По мере роста тренированности нагрузка должна постепенно расти, вплоть до 80-85% максимального потребления кислорода (до 95% частоты сердечных сокращений).

    Зоны работы по частоте сердечных сокращений уд/мин.

    до 120 - подготовительная, разминочная, основной обмен.

    до 120-140 - восстановительно - поддерживающая.

    до 140-160 - развивающая выносливость, аэробная.

    до 160-180 - развивающая скоростную выносливость

    более 180 - развитие скорости.

    Клинико-физиологические действия физических упражнений

    Лечебное действие физических упражнений проявляется в виде четырёх основных механизмов:

    1.) Тонизирующее влияние физических упражнений. Возбуждение ЦНС и усиление деятельности желез внутренней секреции стимулируют вегетативные функции, т.е. улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем, повышают обмен веществ и различные защитные реакции, в том числе иммунобиологические. Тонизирующее действие физических упражнений тем больше, чем больше мышечной массы вовлекается в движение, и чем больше напряжение.

    2.) Трофическое действие (питание тканей). Мышечная деятельность стимулирует обменные, окислительно-восстановительные, регенеративные процессы в организме. За счёт этого быстрее рассасываются продукты воспаления, при переломах ускоряется образование костного мозоля.

    3.) Механизмы формирования компенсации. Физические упражнения содействуют увеличению размеров сегмента или парного органа, повышая их функцию, вовлекая в работу мышцы ранее не принимающих участие в выполнении неприсущих им движений. Компенсации могут быть временными и постоянными. Временные, после болезни, исчезают. Последние возникают при безвозвратно потерянной функции.

    4.) Механизмы нормализации функции. Основное действие доминанты движения характеризуется общей стимуляцией физиологических функций. Доминанта функционирующей опорно-двигательной системы оказывает общее тонизирующее влияние на организм больного, способствует лучшему проявлению трофических процессов, восстановлению функции поражённой системы. Нормализация функции происходит под действием постоянно увеличивающейся нагрузки. Устранением временных компенсаций и путём совершенствования регуляторных процессов в организме. В основе нормализации патологически изменённых функций лежит нарушение сформировавшихся нервных связей и восстановление условно-безусловной регуляции, свойственной здоровому организму.

    Лечебное действие физических упражнений проявляется комплексно, многими механизмами одновременно и в зависимости от заболевания.

    Роль ЛФК в реабилитации физической работоспособности. Термин "реабилитация" означает восстановление здоровья до возможного оптимизма в физическом, духовном и профессиональном отношении. Для обеспечения успеха реабилитационного процесса в комплексном лечении широко используют ЛФК, которая способствует мобилизации естественных сил организма, повышает тонус и тренированность всего организма. Трудотерапия, активное участие самого больного, дозированная физическая тренировка - это основа реабилитации больных. Применение ЛФК в реабилитационном процессе происходит поэтапно (стационар, отделение выздоравливающих, санатории, поликлиника, лечение на дому). Для успешного восстановления больных необходимо соблюдать постепенность и адекватность в применяемых физических нагрузках. Применяемые формы ЛФК летом, осенью и весной: занятие лечебной гимнастикой, прогулки, бег трусцой, плавание, гребля, катание на коньках, подвижные и спортивные игры, ближний туризм.

    Упражнения для мышц ног должны подбираться с учётом всех мышечных групп, выполняющих сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, а также отведения и приведения бёдрами. Это различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперёд, в стороны, назад, поднимания на носки, приседания на двух и одной ноге с опорой и без опоры руками, прыжки на месте, с продвижением вперёд и др.

    Примерный комплекс физических упражнений

    Г.С. Юмашев,(середина курса лечения):

    Исходное положение -- лежа на спине.

    Диафрагмальное дыхание.

    Попеременное сгибание ног в коленных суставах (стопа скользит по плоскости постели).

    Наклоны туловища в стороны.

    Поднять прямую ногу, удержать ее в течение 5--7 с, вернуться в исходное положении. То же другой ногой.

    Изометрическое напряжение мышц бедра и голени.

    Прогнуть грудной отдел позвоночника -- вдох, вернуться в и. п.

    Исходное положение -- лежа на боку.

    Отвести прямую ногу в сторону, удержать в течение 5--7 с, вернуться в исходное положении.

    Согнуть ноги в коленных суставах, подтянуть их с помощью рук к груди, вернуться в исходное положении.

    Исходное положение -- лежа на животе.

    Попеременное отведение и приведение прямой ноги.

    Поднять прямую ногу, отвести в сторону, вернуться в исходное положении.

    Движения ногами как при плавании стилем «брасс».

    Исходное положение -- сидя на стуле.

    Приведение и отведение стоп.

    Тыльное и подошвенное сгибание стоп.

    Ноги на мяче--перекатывание мяча стопами вперед -- назад.

    Ноги на «качалке» -- перекатывание стоп.

    Ноги на пружинном подстопнике -- давление на подстоппик.

    Исходное положение -- стоя, руки на гимнастической рейке.

    Полуприседания на носках.

    Ходьба на внешнем и внутреннем своде стопы.

    Упражнения выполняют в спокойном темпе, повторяя каждое 10--15 раз. Занятия проводят 2--3 раза в течение дня.

    Плоская стопа

    Плоскостопие- это деформация стопы, характеризующаяся фиксированным уплотнением продольного свода, вальгированием заднего и абдукцией переднего ее отделов. Продольное плоскостопие по выраженности деформации имеет три степени.

    1 степень- утомляемость ног и боль в икроножных мышцах после длительной ходьбы.

    2 степень- болевой синдром, возникают признаки деформации стопы.

    3 степень- выраженное плоскостопие: деформация стопы с расширением ее средней части и пронированием заднего отдела, при этом передний отдел отведен кнаружи и по отношению к заднему супинирован.

    При двустороннем плоскостопии носки развернуты в стороны. Походка неуклюжая, бег затруднен.

    Различают врожденное и приобретенное плоскостопие.

    Приобретенное плоскостопие подразделяется на статистическое, рахитическое, травматическое и паралитическое.

    Статистическое плоскостопие развивается вследствие хронической перегрузки стоп, ведущей к ослаблению силы мышц и растяжению связочного аппарата стопных суставов, в результате чего уплощается продольный свод стопы. Чаще возникает у лиц, выполняющих работу, связанную с длительным стоянием или поднятием и перенесением тяжестей.

    Боль ощущается после нагрузки в различных участках стопы, в икроножных мышцах, коленных и тазобедренных суставах, в пояснице. Для определения степени плоскостопия прибегают к плантографии, подометрии, рентгенографии.

    Плантография- это получение отпечатка стопы. Полученная плантограмма разделяется прямой линией, проходящей через центр пятки и между основаниями фаланг 3 и 4 пальцев. При нормальной стопе закрашенная часть в среднем отделе не распространяется на рассекающую линию.

    Подометрия по Фридлану- измеряется высота стопы, длина стопы. Высота стопы умножается на 100 и делится на длину стопы.

    Лечение деформаций стопы начинается с профилактики плоскостопия у детей: рекомендуются дозированные физические упражнения, предотвращение чрезмерной перегрузки, ношение рациональной обуви.

    Оперативное вмешательство производится на мягких или на костно-суставном аппарате стопы.

    При плоскостопии 2-3 степени деформация стопы устраняется моделирующей коррекцией, но вскоре стопа возвращается в прежнее положение, и тогда осуществляется операция на мягких тканях.

    Гипсовая повязка до середины бедра накладывается на 4-5 недель. После лечебной физкультуры и массажа обязательно ношение супинаторов или ортопедической обуви.

    Сколиоз - это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади - кифосколиоз.

    Сколиоз встречается гораздо чаще, чем об этом думают. По данным Петербургского детского ортопедического института им. Г. И. Турнера, у 40% обследованных школьников старших классов выявлено нарушение статики, требующее лечения. Название сколиоз получает по уровню изгиба: шейный, грудной или поясничный и соответственно выпуклой стороны искривления. Таким образом можно встретить например правосторонний грудной сколиоз.

    Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным - при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным и нефиксированным, исчезающим в горизонтальном положении, например при укорочении одной конечности. Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и торсия его, т.е. поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а остистые отростки в вогнутую. Торсия способствует деформации грудной клетки и ее асимметрии, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются.

    Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (10 - 15 лет) он проявляется наиболее выражено.

    Этиологически различают сколиозы врожденные (по В.Д. Чаклину они встречаются в 23,0%), в основе которых лежат различные деформации позвонков:

    недоразвитие;

    клиновидная их форма;

    добавочные позвонки и. т. д.

    К приобретенным сколиозам относятся:

    ревматические, возникающие обычно внезапно и обуславливающиеся мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита;

    рахитические, которые очень рано проявляются различными деформациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и слабость мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение, особенно в школе, - все это благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза;

    паралитические, чаще возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, но могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях;

    привычные, на почве привычной плохой осанки (часто их называют “школьными”, так как в этом возрасте они получают наибольшее выражение). Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку и. т. д.

    Этим перечнем конечно охватываются не все виды сколиозов, а лишь основные.

    Принято считать, что причиной травмы поясницы являются тренировочные перегрузки. Между тем, боли в нижнем отделе позвоночника куда чаще вызваны обычной повседневной деятельностью человека. В этом и кроется объяснение, казалось бы, странного противоречия, когда на боль в пояснице жалуются люди никогда не знавшие спорта. Самое вредное - это сидеть. Удивительно, но при сидении позвоночник нагружен сильнее, чем когда мы стоим. Впрочем, повышенная нагрузка - это еще пол дела. По многу часов нам приходиться сидеть в самой вредной позе - наклонившись вперед. В таком положении края позвонков сближаются и защемляют межпозвоночный диск из хрящевой ткани. Вообще эта ткань отличается замечательной эластичностью, позволяющей ей успешно сопротивляться компрессии. Однако надо учитывать, что при сидении сила давления на внешний край диска возрастает в 11 раз. Да к тому же продолжается не только в течение рабочего и учебного дня, но часто и дома.

    Кстати, как же тогда объяснить тот простой факт, что устав от длительного стояния мы стремимся сесть? Причина в том, что боль в пояснице не всегда бывает следствием перегрузки межпозвоночных дисков. Часто боль провоцирует мышцы низа спины, которые при стоянии оказываются в состоянии статического напряжения. Стоит сесть, как мышцы расслабляются, и боль утихает. Кстати, напряжение дисков редко бывает причиной боли. Болит травма, которая возникла давно и теперь дает себя знать. Когда человек садится, травмированная область меняет положение. Отсюда иллюзия облегчения.

    Интересно разобраться, почему все-таки сидение сильнее нагружает позвоночник, чем стоячее положение. Объяснение в том, что вертикально тело поддерживает как скелет в целом, так и большой массив мускулатуры. В итоге нагрузка “распыляется” по всему телу, и позвоночнику делается “легче”.

    Когда человек садится, то поддерживающий мышечный корсет туловища расслабляется, и вся тяжесть тела ложится на позвоночный столб. Отсюда и травмы, возникающие при длительном сидении.

    Надо подчеркнуть, что в позвоночных дисках скрыт огромный потенциал само коррекции. Даже если вы травмировали диск, он восстановится, если вы сумеете исключить травмирующее его воздействие.

    Лечение зависит от возраста больного, типа сколиоза и степени деформации позвоночника.

    Детский сколиоз при I и II степенях искривления позвоночника лечат консервативно. Важным условием успешного лечения является полноценное и богатое витаминами питание, регулярное пребывание на свежем воздухе, подвижные игры. Постель должна быть жесткой, для чего на кровать укладывают деревянный щит. Стул и стол на рабочем месте должны соответствовать росту. Нужно следить, чтобы ребенок сидел за столом прямо, а ноги его при этом достигали пола. Важна также правильная установка света, а при нарушении зрения обязательна его коррекция. Систематически проводят лечебную гимнастику и часто назначают ношение корсетов.

    Консервативное лечение проводят также в специальных школах-интернатах для детей со сколиозом, в которых одновременно с обучением по обычной программе создан необходимый круглосуточный лечебный режим. Одним из ведущих средств консервативного лечения сколиоза является лечебная физкультура. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она дает при начальных формах сколиоза.

    Противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению. Комплекс средств ЛФК, применяемых при консервативном лечении сколиоза включает:

    лечебную гимнастику;

    упражнения в воде;

    коррекцию положением;

    элементы спорта.

    ЛФК сочетается с режимом сниженной статической нагрузки на позвоночник. ЛФК проводят в форме групповых занятий, индивидуальных процедур (преимущественно показаны больным при неблагоприятном течении болезни), а также индивидуальных заданий, выполняемых больными самостоятельно. Методика ЛФК определяется также степенью сколиоза: при сколиозе I, III, IV степени она направлена на повышение устойчивости позвоночника (стабилизацию патологического процесса), а в то время как при сколиозе II степени - также на коррекцию деформации.

    Коррекция сколиоза при выполнении физических упражнений достигается изменением положения плечевого, тазового пояса и туловища больного. Упражнения должны быть направлены на коррекцию искривления позвоночника во фронтальной плоскости. С большой осторожностью с целью коррекции применяют упражнения, вытягивающие позвоночник, например у гимнастической стенки.

    Упражнения лечебной гимнастики должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник - мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратные мышцы поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др. Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением зрительного контроля и др.

    Одним из средств ЛФК является применение элементов спорта:

    плавание стилем “БРАСС” после предварительного курса обучения. Элементы волейбола показаны детям с компенсированным течением сколиоза.

    Профилактика сколиоза предусматривает соблюдение правильной осанки. При длительном сидении необходимо соблюдать следующие правила:

    сиди неподвижно не дольше 20 минут;

    старайся вставать как можно чаще. Минимальная продолжительность такого “перерыва” - 10 секунд

    сидя, как можно чаще меняй положение ног: ступни вперед, назад, поставь их рядом, потом, наоборот, разведи и. т. д.

    старайся сидеть “правильно”: сядь на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрями спину и, если можно, сними часть нагрузки с позвоночника, положив прямые локти на подлокотники;

    периодически делай специальные компенсаторные упражнения:

    Повисни и подтяни колени к груди. Сделай упражнение максимальное число раз;

    Прими на полу стойку на коленях и вытянутых руках. Старайся максимально выгнуть спину вверх, и потом как можно сильнее прогнуть ее вниз.

    Утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых - необходимый каждому человеку двигательный минимум и складывается он из ходьбы, бега, гимнастики и плавания. Помимо упражнений общеукрепляющего, оздоровительного характера, есть и немало специальных, например, для укрепления мышц брюшного пресса, груди, улучшения осанки... Эти упражнения позволяют в какой-то степени исправлять недостатки фигуры, позволяют лучше владеть своим телом. Выполнять их можно в любое удобное время:

    вместе с комплексом утренней зарядки и в ходе оздоровительной тренировки;

    во время обеденного перерыва;

    во время воскресной прогулки за город.

    Успех будет зависеть от продолжительности и регулярности занятий.

    Правильная осанка делает нас не только более привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма, является профилактикой сколиоза.

    Следующие упражнения значительно укрепят мышцы спины и удержать тело в правильном положении:

    И.п. - стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и.п. Повторите 6-10 раз. Дыхание произвольное.

    И.п. - стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний - к тазу). Присядьте, вернитесь в и.п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и.п. и, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз.

    И.п. - лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд, затем вернитесь в и.п.

    И.п. - стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и.п. Повторить 5-8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела. Если вы работаете сидя периодически “вжимайтесь спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник с усилием упирайтесь в него головой.

    Заключение

    Занятия лечебной физической культурой должны быть систематическими и регулярными. Только в этом случае можно рассчитывать на максимальный положительный эффект. При этом необходимо учитывать свои возможности, состояние здоровья, уровня тренированности и рекомендации лечащего врача. Оздоровительный эффект занятий связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности.

    Список используемой литературы

    1. Попов. Лечебная физическая культура. Москва, 2004.

    2. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Матвеева Л.П. - Т.1. Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1993.

    3. Под редакцией Коваленко В.А., Физическая культура: Учебное пособие - Изд-во АСВ, 2000.

    4. Под ред. В.И. Ильинича, Физическая культура студента - М.: Гардарики, 1999.

    5. Г.С. Юмашев. Оперативная травматология и реабилитация больных с повреждением опорно-двигательного аппарата. М.: Медицина 1990.

    Подобные документы

      Строение и функции опорно-двигательного аппарата. ЛФК при травмах опорно-двигательного аппарата. Методы оценки опорно-двигательного аппарата и самоконтроль за ним. Клинико-физиологические действия физических упражнений. Комплекс физических упражнений.

      реферат , добавлен 24.01.2008

      Обзор причин и последствий заболеваний опорно-двигательного аппарата. Оздоровительные основы физических упражнений. Комплексы лечебной гимнастики, которые способствуют выздоровлению опорно-двигательного аппарата. Программы по оздоровлению позвоночника.

      презентация , добавлен 26.05.2016

      Задачи и характеристика этапов медицинской, спортивной реабилитации и тренировки при травмах опорно-двигательного аппарата. Классификация переломов позвоночника, методы их лечения. Лечебная гимнастика при повреждении тел грудных и поясничных позвонков.

      курсовая работа , добавлен 20.10.2012

      Заболевания опорно-двигательного аппарата, их причины и методы определения. Плоскостопие, его виды, стадии и причины. Сколиоз как наиболее часто встречающееся заболевание опорно-двигательного аппарата, его формы, медицинские методы лечения и профилактики.

      реферат , добавлен 18.12.2009

      Анатомическая характеристика строения опорно-двигательного аппарата. Позвоночник как опора всего организма. Элементы сустава, скелетная мускулатура человека. Функции опорно-двигательного аппарата, заболевания и их лечение. Нарушение осанки, радикулит.

      реферат , добавлен 24.10.2010

      Определение сколиоза - нарушений опорно-двигательного аппарата. Рассмотрение основных клинических проявлений, классификации данного заболевания. Лечебная физкультура как основной метод профилактики и консервативного лечения деформаций позвоночника.

      презентация , добавлен 23.06.2015

      Применение средств физической культуры с лечебной и профилактической целью. Лечебная физкультура, ее виды и формы. ЛФК для опорно-двигательного аппарата. Лечебной физкультуре для дыхательной системы по методу Стрельниковой. Комплекс ЛФК при ожирении.

      реферат , добавлен 15.03.2009

      Позвоночник, его функции и отделы. Осанка - привычная поза в покое и при движении, причины ее нарушения. Сколиоз как заболевание опорно-двигательного аппарата, его классификация. Обнаружение и диагностика болезни, ее последствия и методы лечения.

      реферат , добавлен 22.03.2010

      Клинические проявления и характерные признаки сколиоза как заболевания опорно-двигательного аппарата, особенности его профилактики и лечения. Врожденный и приобретенный сколиоз. Критерии классификации сколиозов. Физические упражнения при сколиозе.

      презентация , добавлен 03.03.2015

      Мероприятия первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата, их типы и отличительные особенности: вывих, ушиб, растяжение, перелом. Иммобилизация поврежденной части. Типы шин и их функциональное назначение. Обморок: общее понятие и разновидности.

    8716 0

    При повреждениях опорно-двигательного аппарата (ОДА) часто возникают как анатомические, так и функциональные нарушения, которые ограничивают возможности самообслуживания, обеспечения бытовых потребностей трудоспособность. Нередко они приводят к инвалидности. Часто утрата трудоспособности отмечается при повреждениях позвоночника, внутри- и околосуставных повреждениях, травмах кисти и пальцев.

    По данным контрольно-экспертной комиссии (КЭК), причинами снижения или утраты трудоспособности в 26% случаев являются не морфологические, а функциональные изменения, развившиеся в результате травмы. Это может быть обусловлено недостатками организации и методики лечения больных при повреждениях ОДА: несвоевременным, поздним началом, нерегулярностью проведения, низкой интенсивностью реабилитационных мероприятий или недостаточным использованием комплекса всех средств реабилитации. Подчас ее роль недооценивается в послеоперационном периоде, что снижает эффективность хирургического вмешательства, а иногда делает его неоправданным.

    Развивающиеся при повреждениях ОДА нарушения условно можно разделить на проявления общей и местной ответной реакции организма на патологический процесс. Так, в связи с тяжестью травм могут нарушаться обменные процессы, снижаться реактивность организма, толерантность к физической нагрузке и др. Травма, а также вынужденный непривычный для больного режим ограниченной двигательной активности приводят к нарушению деятельности отдельных органов и систем. В ряде случаев перенесенные травмы ОДА провоцируют активизацию латентно протекавшего патологического процесса. Из-за существенного изменения функций органов и систем прежние механизмы их компенсации не справляются с нагрузкой.

    Ведущее место среди нарушений функции, наблюдающихся при повреждениях ОДА, лежат двигательные расстройства, снижающие работоспособность верхних конечностей, опороспособность нижних, ограничивающие статодинамическую функцию позвоночника. Выраженность этих расстройств связана с тяжестью повреждения, продолжительностью гипокинезии или акинезии, иммобилизации, постельного режима, а также с характером местных изменений. Речь идет о перестройке поврежденных тканей (формирование рубца, костной мозоли и др.), а также о вторичных изменениях в неповрежденных и непораженных тканях (гипотрофия мышц, сморщивание и утолщение суставной сумки, остеопороз и др.). Нередко как общие, так и местные нарушения, развивающиеся при повреждениях ОДА, бывают обусловлены болью.

    Составляя программу реабилитации при различных нарушениях двигательной функции, решение возникших при этом задач удобно разделить на ряд последовательных периодов, сформулировав предварительно одну или несколько специальных задач.

    При первом знакомстве с больным, детально изучив особенности травматического повреждения, общее состояние больного, можно заранее прогнозировать результат: полное восстановление функции ОДА, частичное восстановление (улучшение), функциональный или анатомический дефект. В соответствии с этим формулируется цель, которая достигается при выполнении программы на соответствующем этапе (периоде).

    При составлении программы реабилитации необходимо учитывать следующее:
    . общее состояние больного, его психологический статус;
    . состояние костной ткани (степень выраженности костной мозоли, остеопороз) и правильность сопоставления костных фрагментов;
    . характер иммобилизации (гипсовая повязка, скелетное вытяжение, остеосинтез);

    Состояние кожи, сухожилий, капсульно-связочного аппарата, мышечной ткани, сосудов и нервов;
    . локализацию травмы (верхние, нижние конечности, кости таза, позвоночник) и ее характер (открытые или закрытые, около- или внутрисуставные повреждения);
    . наличие повреждений нервных стволов и сосудов, сопутствующих костной травме.

    Только при целости всех перечисленных структур (кость, связки, мышцы, нервы, сухожилия) можно говорить о функциональных нарушениях.

    В травматологической практике принято выделять три основных периода:

    • иммобилизационный , длящийся до момента консолидации перелома или формирования соединительнотканного рубца, имеющего достаточную механическую прочность;
    • постиммобилизационный — от момента снятия (прекращения) иммобилизации до улучшения состояния кожи, трофики тканей, восстановления амплитуды движений, тонуса мышц и т.п.;
    • восстановительный — до полного восстановления работоспособности ОДА, или компенсации функционального дефекта.
    При оперативных методах лечения говорят о раннем послеоперационном периоде (соответствует постиммобилизационному) и позднем послеоперационном периоде (часто его называют восстановительным). В каждом периоде лечения должна быть поставлена цель, определены конкретные задачи и выбраны соответствующие средства.

    Период иммобилизации

    Цель функционального лечения периода иммобилизации — обеспечить условия для максимально возможной двигательной активности больного и сохранение функции поврежденной конечности.

    Задачи лечения: активизация кровообращения в поврежденной конечности; сохранение подвижности в свободных от иммобилизации суставах, при оперативных методах лечения — смежных с оперированным сегментом; поддержание тонуса мышц поврежденной конечности; профилактика гипостатических осложнений при постельном режиме; обучение ходьбе при помощи костылей с наложенной гипсовой повязкой или аппаратом внешней фиксации.

    Выбор средств реабилитации

    Выбор средств реабилитации зависит от характера иммобилизации. Однако не следует забывать, что даже при самом надежном (стабильном) виде фиксации есть вероятность смещения костных фрагментов, которая может привести к неправильному сращению (посттравматическая деформация) или несращению перелома (образование ложного сустава). Вместе с тем, при повреждениях суставов и сухожилий поздние движения являются причиной формирования посттравматических контрактур.

    Основные средства: общеразвивающие упражнения для неповрежденных конечностей; лечение положением (возвышенное положение для поврежденного сегмента); динамические упражнения для свободных от иммобилизации суставов травмированной конечности, выполняемые в облегченных условиях; различной интенсивности и длительности изометрические напряжения отдельных мышц (мышечных групп), при условии сопоставления отломков; идеомоторные движения; физические упражнения в водной среде при стабильном накостном или внутрикостном остеосинтезе после заживления послеоперационной раны; ходьба при повреждении пояса верхних конечностей; обучение ходьбе с помощью костылей при травмах нижних конечностей.

    Продолжительность периода иммобилизации определяется общепринятыми сроками консолидации переломов различной локализации.

    М.Б. Цыкунов