Технология социального проектирования

Л.М. Чабак

Учитель английского языка

МБОУ «Школа №9 с углублённым изучением английского языка»

г. Казань

Социальное проектирование – это творческий процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации.

Субъектами социального проектирования (т. е. тем, кто осуществляет проектирование) могут быть как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы и т. п. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность .

Объектами социального проектирования (т. е. на что будут направлены проектируемые социальные действия) могут быть:

1) человек как общественный индивид с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.).

На сегодняшний день социальное проектирование выступает как один из самых эффективных способов развития гражданского общества, а, следовательно, и развития МСУ .

Идея участия населения в выработке и принятии решения по проектам, их корректировке, в недопущении произвольных социальных решений властей, администраций всех уровней или частных лиц стала одной из общепринятых основ практики социального проектирования во многих странах.

Включение общественности в различных формах в процессы разработки и реализации социальных проектов существенно повышает гражданскую активность населения и эффективность проблем местного значения.

Технология предполагает определенную последовательность процедур для достижения тех или иных целей. Ниже представлена последовательность шагов в процессе работы над социальным проектом.

Подготовка проекта

Шаг № 1. Создание, обучение проектной группы, изучение ее возможностей.

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Собрать проектную группу и увлечь предварительным замыслом

Наличие группы людей, готовых заниматься социальными проектами.

Провести тренинг, направленный на сплочение и формирование творческого командного духа. Изучение возможностей каждого члена команды.

Наличие творческой команды, нацеленной на позитивные социальные преобразования. Понимание каждым участником своих возможностей и своего вклада в общее дело.

Сформировать нормы и правила общения и взаимодействия в команде (далее в любой командной деятельности тренировать их соблюдение).

Навыки взаимодействия в процессе общей деятельности

Обучить членов команды основам проектной деятельности

Понимание специфики социального проектирования. Наличие необходимых знаний и сформированных навыков

Комментарий. В группу подбираются социально-активные, неравнодушные люди, личностно заинтересованные в деятельности, направленной на развитие социальной ситуации в своем регионе. Кроме того, критериями подбора являются: а) достаточный интеллектуальный уровень, б) достаточный творческий потенциал, в) умение и желание работать в команде.

Шаг № 2. Изучение социальной ситуации

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Собрать информацию о социальной, политической и культурной жизни региона

Объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе, о реальных проблемах, о ресурсах для развития региона.

Проанализировать полученную информацию с точки зрения проблематики

«Проблемное поле» региона (перечень проблем и нереализованных потребностей, присущих разным социальным группам).

Сделать прогнозы различных вариантов развития ситуации:

а) при сохранении существующих тенденций,

б) в случае воздействий на них с целью оптимизации.

Прогнозы развития ситуации.

Составить подробный отчет о проведенном исследовании

Систематизированные материалы отчета

Комментарий. Прогнозы развития ситуации позволяют: а) оценить значимость тех или иных проблем, б) оценить возможность негативных последствий вмешательств в естественное течение социальных процессов, в) сформировать «образ желаемого будущего».

Шаг № 3. Выделение приоритетной социальной проблемы

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Расставить проблемы по степени их значимости

Выделение приоритетной проблемы

Определить "аудиторию" проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем приоритетной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект.

Список лиц и организаций, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта.

Сформулировать социальную проблему (или проблемы).

Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем)

Определить причины существования данной социальной проблемы

Перечень причин появления проблемы

Комментарий. «Аудитория» должна быть вовлечена в процессы разработки и реализации проекта. Это позволит: а) исключить ошибки в процессе проектирования, выбрать наиболее эффективные методы решения тех или иных задач, б) максимально задействовать ресурсы «аудитории», в) превратить процесс реализации проекта в своего рода общественное движение.

Шаг № 4. Определение цели и задач социального проекта

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Сформулировать основную цель социального проекта

Четкая формулировка цели проекта.

Провести процесс поиска методов и средств решения социальной проблемы.

Проектное решение

Сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы

Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели

Шаг № 5. Составление плана работы

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта

Письменно оформленный документ - план работы

Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта

Точный график выполнения плана

Определить ответственных за каждый пункт плана

Список ответственных за реализацию каждого пункта плана

Указать необходимые ресурсы и источники их получения

Перечень необходимых ресурсов и источников их получения.

Шаг № 6. Составление рабочего графика

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Составить график выполнения всех пунктов плана

Рабочий график

Оформить график в виде таблицы

Письменно оформленный график работ

Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в команде

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Продумать обязанности, необходимые для реализации плана

Перечень обязанностей

Описать основное содержание каждой обязанности

Описание обязанностей

Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта

Список членов команды с указанием обязанностей каждого

Шаг № 8. Определение ресурсов и источников их получения

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Составить список необходимых ресурсов (материальных, финансовых и людских)

Список необходимых ресурсов

Составить список источников получения ресурсов

Список источников получения каждого вида ресурса

Шаг № 9. Составление бюджета

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Определить источники поступления денежных средств (доходов)

Конкретный перечень источников доходов с указанием сумм по каждому из них

Составить список предстоящих расходов

Перечень предполагаемых расходов с указанием их величины

Определить разницу между доходами и расходами

Реализация проекта

Шаг № 11. Составление предложений по проекту

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Пересмотр составленного плана с учетом социальной ситуации

Окончательная редакция плана реализации проекта

Составление краткого резюме проекта

Резюме проекта

Составление предложений по совместной реализации проекта различным организациям

Варианты предложений о совместной деятельности

Составление текста договора о совместной деятельности

Варианты договора

Шаг № 12. Поиск деловых партнеров

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Определение списка организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта

Список организаций и лиц

Сбор информации о предполагаемых деловых партнерах

Информация о деловых партнерах

Установление адресов, телефонов, предполагаемой даты переговоров

Подробная информация

Шаг № 13. Проведение официальных переговоров

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Определение долевого участия каждого партнера в реализации проекта

Текст договора (устная договоренность)

Подписать договор о сотрудничестве

Подписанный текст договора

Шаг № 14. Получение необходимых ресурсов

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Своевременно получить необходимые для реализации проекта ресурсы

Наличие необходимых ресурсов в нужном количестве и указанное в плане время

Шаг № 15. Проведение плановых мероприятий

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Проведение указанных в рабочем плане мероприятий по реализации проекта

Точное и полное выполнение всех пунктов плана

Шаг № 16. Корректировка хода реализации проекта

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Собрать и проанализировать информацию о тех социальных изменениях, которые произошли в результате реализации проекта.

Объективное представление о ходе реализации проекта и о социальной эффективности выбранных методов и средств.

Скорректировать проектное решение и план работы в соответствии с обнаружившимися просчетами.

Новая (откорректированная) версия проекта

П редостережения от ошибок

1. Бывает, проектировщики, «очарованные» своим замыслом, забывают исследовать возможность негативных последствий социальных действий, заложенных в проекте.

Не пропускайте процедуру прогнозирования.

2. Зачастую проектировщики подвержены стремлению к «гигантомании», то есть, замахиваются на проект, призванный «привести к счастью все человечество». Как правило, такие проекты принципиально нереализуемы.

Соизмеряйте Ваши желания с Вашими возможностями.

3. В советское время появлялось, да и появляются сейчас, множество «имитационных» проектов. Если разворачивается деятельность по достижению цели, к достижению не предназначенной, то такую деятельность можно назвать единственным словом - имитация.

Для имитатора идеальный проект - долговременная крупномасштабная программа, потребляющая огромные ресурсы, с максимально отсроченным результатом и невозможностью проконтролировать ход ее осуществления на деле. В советское время таким идеальным проектом, разрабатывавшимся десятки лет, был «поворот северных рек». В данном случае определяющей является ориентации на участие в распределении ресурса. Реально это проявляется в том, что размещаясь в пространстве затратной, распределительной системы, любой проект (за исключением тех, которые направлены на преодоление именно этого механизма) в организационно-деятельностном аспекте есть, прежде всего, проект способов участия в распределении ресурсов.

Подумайте над тем, чего Вы действительно хотите.

4. Не имеет смысла изобретать нестандартные методы решения для стандартных задач. Прежде чем «изобретать велосипед» стоит поискать существующие методы решения и выбрать из них оптимальный для вашей социальной ситуации. Творческий подход может привести или к гениальному результату, или к полному провалу.

5 . Любой лидер всегда подвержен искушению чувствовать себя «пупом земли». Ваша команда (Вы ее создаете) – достойна того, чтобы быть услышанной.

Слушайте, и услышьте мнения и соображения членов Вашей команды. Потом принимайте решение и несите за это решение ответственность.

Социальное проектирование как отрасль социологической науки начала формироваться в XX в., когда стало очевидно, что игнорирование социальных аспектов приводило к серьезным социальным деформациям. На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования, возникших и получивших распространение в XIX в., особенно в архитектуре и машиностроении. Затем оно стало использоваться при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления. Постепенно наряду с традиционными видами начали складываться новые самостоятельные направления проектирования - человеко-машинных систем, экологическое, демографическое, инженерно-психологическое и др. По своей сущности проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества.

По мнению Ж.Т. Тощенко, его исходные принципы разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, П. Хиллошем, Ф. Ханикой и другими исследователями . В отечественной социологии первые идеи о проектировании социальных систем были высказаны в работах И.И. Ляхова, В.Н. Дубровского, А.Г. Раппопорта, В.М. Разина, Б.В. Сазонова, Г.П. Щедровиц- кого, О.И. Генисаретского. В аспекте социального управления эти проблемы рассматривались В.Г. Афанасьевым, И.В. Бестужевым-Ладой, П.Н. Лебедевым. Теоретические основы проектирования были проанализированы в работах Н.А. Айтова, Г.А. Антонюка, Н.И. Лапина, А.И. Пригожина, Ж.Т. Тощенко, Н.Г. Харитонова, в исследованиях Т.М. Дридзе, Ю.А. Крючкова как одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.

Суть социального проектирования состоит в том, что человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение. Широко известно высказывание К. Маркса об отличии архитектора от пчелы, который, приступая к созиданию, подготавливает предварительно проект своего будущего детища.

Социальное проектирование - это автономная созидательная деятельность по научно обоснованному определению вариантов развития новых социальных явлений и процессов, а также по целенаправленному изменению существующих социальных объектов на принципиально иных основах. Иными словами, это деятельность по созданию конкретных образов будущего, конкретных деталей разрабатываемых программ и планов, результатом которой зачастую является новый (или модернизированный) социальный объект, обладающий новым механизмом и новыми средствами регулирования общественных отношений 1 .

Основным понятием социального проектирования выступает проект. Проект (от лат. projectus - брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед) - замысел и его воплощение в виде описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. В проекте разрабатываются проектируемый объект, схемы его функционирования, а также основные этапы и способы его изготовления. По материалу проект представляет собой чертежи и расчеты, макеты и другие графические и текстовые материалы, представленные или на бумаге, или в электронном виде.

Социальный проект - это система «проектных» целей и задач улучшения социальных систем, социальных институтов и процессов, содержащая соответствующие документы - программы, планы, расчеты, сметы и др.

Проектирование - составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса . Термин «проектирование» означает процесс разработки того или иного проекта, реализация которого выступает как необходимый результат. Любой проект начинается с замысла, идеи. Для того чтобы замысел превратился в реальность, этим процессом необходимо управлять. Социальное проектирование подразумевает связь между управлением проектированием и собственно самим проектированием. Оно тесно связано с социальным конструированием (И.И. Ляхов, 1970) (поскольку конструктивная деятельность есть поле творческого освоения социальной действительности) и с социальной инженерией (Р. Паунд, 1922), представляет собой способ организации воздействия на человеческую деятельность, направленный на ее преобразование с помощью социальных технологий. Многоаспектность проектирования социальных объектов предъявляет требования к параметрам, составляющим основу социального проектирования (рис. 10.1).

Любое проектирование в широком смысле, как и любое построение моделей будущего, связано с созданием проектной картины мира, а как принятие решений является элементом деятельности

Рис. 10.1.

по созданию социальных институтов, отношений, норм поведения, социально значимых сторон любой деятельности человека, поскольку в таком созидании проектируется удовлетворение социальных, человеческих потребностей. А поскольку оно является и ответом на потребности общественного развития, и инструментом этого развития, обусловлено им и осуществляется людьми и индивидуально, и коллективно, то оно по своему происхождению, проявлениям, особенностям, по своей сущности целиком социально. В более узком смысле социальное проектирование может быть звеном деятельности, направленной именно на сохранение, развитие или смену общественных отношений и ситуаций, т.е. можно говорить о социальном проектировании как особом виде деятельности .

Говоря о проектировании, необходимо выделить объекты и субъекты социального проектирования (рис. 10.2).

К объектам можно отнести элементы и подсистемы материального и духовного производства (средства и предметы труда, социальные технологии, материальные орудия труда, средства жизни, духовная культура, социальная деятельность и т.п.); элементы и подсистемы социальной структуры общества - трудовые кол-


Рис. 10.2.

лективы, регионы, социальные группы и т.п.; человека как общественного индивида, субъекта конкретно-исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями и т.п.; а также различные виды общественных отношений и элементы и подсистемы образа жизни - жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.п. Субъектами являются отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты и др.

Социальное проектирование реализуется в следующих формах:

  • ? создание новых объектов, процессов, явлений, социальных сетей;
  • ? внедрение принципиально новых отношений, процедур или компонентов в существующих структурах, которые нуждаются в кардинальных изменениях (частичная модернизация);
  • ? реконструкция, принципиальная перестройка существующих общественных связей, когда изменяется вся схема управления, обеспечивающая достижение намеченных целей (полная модернизация).

Проектировать - это значит сознательно перебирать варианты и схему будущего действия. При всем их многообразии есть ряд общих принципов, необходимых для подготовки, разработки и реализации проекта. Они ориентируют на достижение конечного результата и на то, чтобы в повседневных текущих делах и оперативных планах не упускались из виду главные вопросы. Это:

  • ? принцип минимальных обязательств, который концентрирует внимание на основной цели, отвергая в известной мере все, что может замедлить или отвлечь силы от ее реализации;
  • ? принцип привлечения большого количества творческих, профессионально подготовленных людей;
  • ? принцип тщательного анализа идей; так, социальное проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента. В этом случае нужно понять, чем вызвано несоответствие решения и поставленных задач, какими объективными обстоятельствами это было обусловлено или другими факторами.

Если же рассматривать субъективные условия, то тут многое зависит от личности проектировщика, от его профессиональных умений, его мастерства и заинтересованности в осуществлении намеченных целей.

Представления о социальном прогнозировании постоянно обогащаются и развиваются. Так, в научной литературе обсуждаются различные подходы к классификации и объяснению сущности социального проектирования: объективно-ориентированный подход (Г.А. Антонюк, Н.А. Айтов, Ж.Т. Тощенко), проблемно-ориентированный подход (Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова, О.Е. Трущенко) и субъективно-ориентированный подход (В.А. Луков). Каждый из этих подходов имеет свою специфику (рис. 10.3).


Рис. 10.3.

На практике необходимо осуществлять системный, комплексный подход, в котором бы проблематика социальной реальности в максимальной степени совмещалась бы с не менее реальными потребностями, интересами и ценностями людей.

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, в большей мере, чем другие функции связано с осуществлением модернизационных и инновационных процессов.

  • Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. С. 321.
  • Пеньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование: [учеб, пособиедля бакалавров по направлениям подготовки 040100 «Социология», 080200 «Менеджмент»] / Р.В. Леньков. - М.: ДСП и М, 2013,с. 98.
  • Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  • Социальные технологии управления обществом: региональный уровень / под ред.Я.А. Маргуляна. СПб. : Санкт-Петербургская академия управления и экономики,2010. С. 65.

Общество, в котором формируется молодой человек, является для него объективной социальной реальностью. Объективность обусловлена внешней данностью условий жизни, тем, что молодой человек включается в уже готовые социальные структуры и отношения. Для успешного продвижения необходимо освоение правил, по которым устроен внешний мир. Вместе с тем внешняя социальная реальность как готовая конструкция является результатом субъектной деятельности людей. Поэтому процесс социализации представляет собой не только освоение молодым человеком заданных стандартов, но и проявление собственной субъектности, которая в узком смысле выражается в проявлении активности в процессе усвоения норм, ценностей, а в широком понимании - в активной деятельности по конструированию реальности.

Путем индивидуального конструирования и проектирования социальной реальности молодой человек реализует себя как социального субъекта. Эти теоретические положения развиты и применены В. А. Луковым в изучении конкретных механизмов освоения молодежью социальной действительности в процессе социализации.

Согласно разработанной В. А. Луковым концепции социального конструирования реальности молодежью этот процесс включает следующие способы: 1) адаптация к условиям среды (пробы и ошибки; узнавание частей среды и правил; изменение поведения в соответствии с правилами; понимание и легитимация части среды через «наше»); 2) достраивание реальности (символизация через идеальное «благо» и «зло», построение символического универсума; компенсация недоступного; действия по ограждению «своего мира»; выделение зоны независимости); 3) переструктурирование условий среды (игнорирование неважного; изменение пропорций и комбинирование в соответствии с тезаурусом; действие вне «своего мира» в соответствии с собственным символическим универсумом) . Активность молодежи в социальном конструировании реальности составляет важнейшее условие ее социализации. Конструирование осуществляется посредством символизации своего мира, молодежной моды, проектирования реальности, выработки жизненных стратегий.

Знаково-символический мир молодежи. Символы - предметы, действия, слова, изображения, служащие в качестве условных обозначений и опознавательных знаков для членов определенной социальной группы. Они являются внешними признаками принадлежности индивидов к одним группам и дистанцирования от других. Поэтому общее назначение знаков и символов молодежи - ориентация в пространстве «свои-чужие» .

Процесс создания и ограждения своего мира молодежью неотделим от его символизации. В. А. Луков выделяет следующие характерные знаково-символические отличия молодежи: способы создания, поддержания и презентации тела, его атрибуты (параметры тела, стандарты внешности, типичные жесты, прически, макияж, украшения, одежда и особенности ее ношения); вещи и предметы обихода молодежи (мобильный телефон, компьютер и др.); способы коммуникации - язык и средства общения (мобильный телефон, Интернет и проч.); формы проведения досуга предпочтения в еде; музыка и танцы; особенности сексуального поведения .

Молодежная одежда «отличается яркостью, ослабленной половой дифференциацией (унисекс) и полифункциональностью. Примером стандартизации молодежной одежды нескольких поколений являются джинсы. Для молодежи считается нормальным оголение тех или иных частей тела и эротическая провокация. На этом общем фоне особыми чертами в самом составе предметов одежды и обуви, а также в их конфигурации, цветовой гамме, фурнитуре и т. д. обладают различные молодежные субкультуры, придающие отличию в одежде знаковый характер» .

Прически могут становиться почти нормативными для значительной части молодежи. По ним нетрудно отличить поколения 1940-х гг. от поколений 1960-х или 2000-х гг. В прическах и макияже (или его отсутствии) нередко отражается позитивный образ у значительной части молодежи тех или иных субкультур либо культурных стилей, которые становятся отличительной чертой внешнего облика целого поколения (например, ориентация на прически в стиле «Битлз» в 1960-1970-е гг.) .

В украшениях заметна распространенность яркой бижутерии, ориентации на традиционные культуры (украшения с проколом ноздрей, губ, практика пирсинга). Распространение в молодежной среде в последние годы различных видов татуировок на теле имеет то же происхождение и одновременно выражает определенные тенденции в культуре телесности. При этом сами татуировки утрачивают первоначальный смысл и становятся атрибутом моды .

Символами могут становиться различные жесты и позы. Некоторые из них выражают солидарность по какому-либо поводу. Так, в 1930-е гг. поднятый вверх кулак выражал сплоченность антифашистской молодежи (впрочем, как и всех антифашистов, независимо от возраста). В 1960-е гг. пальцы в форме латинской буквы V (начальная буква слова «victory» - «победа») стали символом студенческого бунта. Позднее этот жест стал применяться молодежью как обозначение солидарности со «своими» на футбольных матчах, концертах поп- и рокзвезд, просто на фотографиях для «своих» ит. д. Другие жесты и позы призваны компенсировать внутреннюю скованность и, наоборот, выразить уверенность в себе и независимость, а также идентификацию с референтными группами.

Массовое распространение новых техник и технологий в быту в качестве привычных вещей - отличительная черта современной молодежи. Они имеют не столько индивидуальную, сколько групповую атрибуцию. Она проявляется в наборе используемых вещей и наиболее целостно представлена в комнате подростка (если таковая имеется) . При этом наблюдается сходство предметов и убранства комнат подростков в пределах современной европейской культурной модели .

Молодежью быстрее, чем старшим поколением, осваиваются не только сами вещи, рождаемые научно-техническим прогрессом и отвечающие на новые потребности людей (нередко порождающие новые потребности), но и многообразные функции таких вещей. Таково, в частности, массовое овладение молодежью компьютерами, видео- и аудиотехникой, мобильными телефонами со всем комплексом их коммуникативных, информативных, развлекательных и других возможностей .

Знаковый характер имеют некоторые предпочтения молодежи в еде. Так, в крупных городах отмечается ориентация молодежи на такие виды еды, как пицца или биг-мак, пиццерия обычно становится чем-то вроде молодежного клуба . Предпочтения в еде формируются во многом под воздействием рекламы. Часть ее напрямую адресована молодежи и нацелена на усиление идентификации с определенными типами. Например, согласно рекламе «батончик «Финт» - только для тех, кто вправду «крут», а «Шок» - это по-нашему». Подобные рекламные методы используются и в отношении других социально-возрастных групп (так, некоторые сорта пива позиционируются как предназначенные «только для настоящих мужиков»). Важным является содержание транслируемого рекламой образа.

Наличие предпочтений в еде статусного, а не вкусового происхождения, - одно из свидетельств существующего в молодежной среде «огораживания» зоны независимости. В то же время еда приобретает знаковый характер лишь тогда, когда есть возможность выбора и не стоит вопрос о простом удовлетворении потребности в питании. Для значительной части молодежи остается проблемой собственно утоление голода при крайне ограниченном выборе средств .

В сфере досуга с молодежью ассоциируются различные телесно ориентированные практики, в частности спорт, танцы, бодибилдинг. Нередко они приобретают субкультурный характер или входят в состав сложных субкультурных образований (например, брейк-данс в составе хип-хоп культуры). Досуг молодежи часто имеет экстремальные формы (экстремальные виды спорта, сознательно агрессивное поведение в общественных местах, нелегальное граффити и т. п.). В обыденном сознании с молодежью нередко связывается общая ориентация на развлечения (в том числе опасные - вроде экспериментов с наркотиками). Между тем в молодежной среде развлечение выполняет функцию коллективного освоения сложного социального мира .

Знаковый характер имеют предпочтения молодежи в сфере публичной информации. В социологических исследованиях рекламы, телепрограмм, рынка книжной продукции, других исследованиях СМИ обычно выделяется молодежь в качестве реальной или потенциальной целевой аудитории. Для молодежи (с учетом ее знаковых систем и символического мира) создаются специализированные проекты (издания, программы и т. д.) СМИ .

Знаки, создаваемые молодежью для самоидентификации, находят отражение в лексике и фразеологии. Язык молодежи (сленг) - открытая подсистема языка, граничащая с разговорной речью, арго, просторечием и табуированной лексикой, активно употребляемая людьми от 13- 15 до 25-30 лет и имеющая яркую стилистическую окрашенность. Это средство коммуникации позволяет ограждать зону независимости молодых людей главным образом от взрослых, а также отличает их от представителей других субкультур.

По определению А. И. Ковалевой и В. А. Лукова, «под сленгом (или общим жаргоном) понимается открытый список слов, понятных большинству носителей данного языка, однако активно употребляемых, прежде всего в молодежной среде, имеющих яркую стилистическую окраску и оцениваемых говорящими как приемлемые лишь в ситуации неформального общения. Определяющими чертами сленга является: 1) открытость и гибкость, 2) специфичность для языка молодежи, 3) нацеленность на определенную аудиторию, 4) стилистическая маркированность» . Как и в целом, будучи выразительным лексическим средством разговорной речи, молодежный сленг отличается экспрессивностью, эмоциональной окрашенностью, ненормативным характером .

Одними из знаковых маркеров молодежи и ее определенных сообществ являются музыка и танцы. По отношению к тому или иному музыкальному стилю, исполнителю или группе исполнителей происходит дифференциация как между молодежью и другими возрастными группами, так и внутри самой молодежи, хотя данный признак не является всеобщим и последовательным . В разных социальных группах знаковый характер музыки и танцев имеет своеобразное ритуальное значение.

Знаки и символы просматриваются и в сфере сексуального поведения молодежи. Данная часть жизни символизирует молодость и ориентирована на ценности молодости. В то же время в сексуальном поведении молодежи нередко усматривается избыток аморализма, разврата, отхода от социальной нормы. В свою очередь, молодежь нередко откровенно демонстрирует свою сексуальность как преимущество перед старшими поколениями, в том числе в формах, признаваемых в обществе девиантными (групповой секс, гомосексуализм, съемки в любительской порнографии и т. д.) .

Рассмотренные знаки и символы (одежда, макияж, прически, украшения и т. д.) являются частью молодежной моды. В свою очередь, сама молодежная мода - многоплановое и потому не однозначное социальное явление. Неоднозначность моды как таковой выражается в противоречиях: между подражанием молодежи референтным образцам и ее индивидуализацией, стремлением «быть как все» и желанием самовыразиться; стремлением к свободе и раскрепощению и отчуждением индивидов от самих себя ради сходства с остальными; способностью моды одновременно служить социальным маркером различий в среде молодежи, основанных на статусном неравенстве и средством унификации; освобождением и новыми скрытыми зависимостями; тенденцией на удовлетворения эстетических, досуговых и иных потребностей и новыми формами противоборства и соперничества.

В молодежной среде мода выполняет несколько функций:

1) обеспечивает процесс социализации в форме следования ее меняющимся образцам; 2) позволяет интегрироваться в то или иное сообщество и при этом самовыразиться; 3) является средством саморегуляции и социального контроля. В этом смысле мода становится средством манипулирования сознанием в форме насилия над индивидуальными особенностями индивидов, не соответствующих ее стандартам. Подобные процессы особенно характерны для молодежи, в среде которой эстетические характеристики стиля уступают место символизации, ограждению своего мира и идентификации со сверстниками или с кумирами. При всем разнообразии, обусловленном стилевыми особенностями различных субкультур, современная молодежная мода формирует схожие образы мысли и поведения, продиктованные идеями потребления.

  • См.: Ковалева Л. И., Луков В. А. Указ. соч. С. 189.
  • Там же. С. 191.

Социальное проектирование - это систематическое описание социального эксперимента, одна из форм опережающего отражения социальной действительности, содержащее предложения относительно данной разработки на практике.

Результат социального проектирования - это научно обоснованные определения вариантов планового развития новых социальных процессов и явлений. Без проведения социального проектирования невозможно оцепить правильность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей. В этом случае нужен тщательный анализ причин: чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач? Процесс социального проектирования еще называют социальным конструированием.

Социальное проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

Определяя рациональные параметры организации отношений в развивающихся или создаваемых социальных объектах, социальное проектирование выступает промежуточным звеном на пути опредмечивания социальных знаний. В первую очередь, через проектирование проявляется творческая активность нашего сознания, которое не только отражает мир, но и творит с учетом объективных закономерностей в соответствии с потребностями людей. Именно посредством проектирования и последующего воплощения проектов в жизнь решающим образом проверяется истинность наших знаний. Социальное проектирование в состоянии быть одним из критериев истинности наших знаний об обществе, потому что оно ориентировано на практику и является ее необходимым элементом.

Выделяют следующие условия, которые позволяют конструировать социальное будущее. Во-первых, наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции развития; во-вторых, в социальных объектах обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, которые могут быть мобилизованы для решения данной социальной задачи; в-третьих, общественным структурам присуще испытывать значительные деформации, что и может быть использовано для реализации предпочитаемого варианта будущего развития; в-четвертых, перспективные цели, родственные по содержанию, могут быть заменены одна другой, а одна и та же цель может быть реализована различными средствами.

Кроме того, необходимо учитывать детерминацию, ее особенности в общественной жизни, где каждый из компонентов системы относительно самостоятелен, но в то же время взаимосвязан с другими компонентами. Изменения в одном компоненте прямо или косвенно приводят к изменениям в других, а эти, теперь уже вторичные, изменения посредством обратных связей в свою очередь влияют на исходный компонент, изменяя его. Поведение каждого компонента системы и системы в целом во многом зависит от характера и направленности обратных связей, причем сохраняется совокупность этих связей, которая существенно детерминирует поведение системы. Перед нами, таким образом, сложнейшая форма нелинейной причинной зависимости, которая присуща целостным системам вообще и общественной системе в особенности.

Социальное проектирование в качестве особого типа социально-инженерной деятельности оказывается одной из наиболее перспективных технологий использования социологического знания. Оно представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации, новый способ относительно обособленной, целостной инновационной деятельности, метод решения экономических, организационных, социальных и культурных проблем.

О социальном проектировании заговорили совсем недавно. Еще в 1970-е гг. предпочитали писать о социальном планировании, программировании, нововведениях. Но появление класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, градостроительстве, дизайне среди прочих типов социально-инженерной деятельности выделило социальное проектирование.

Его необходимо характеризовать в рамках связи методологии проектирования и социальных наук, а также в рамках социального действия. Только в этом случае удастся преодолеть два основных недостатка социального проектирования. Один - низкая проектосообразность (социальные проекты или утопичны, или подменяются социальными манифестациями), другой потеря социальных параметров.

Социальное проектирование, как и всякая специфическая сфера знаний, имеет категориальный (понятийный) аппарат. Категории выступают как ступеньки познания мира человеком. Об уровне развития науки можно судить по ее категориальному аппарату.

Категориальная структура социального проектирования - это совокупность дефиниций, направленных на научное отражение основных параметров, характеристик будущих систем, процессов, явлений, их блоков и т.п.

Основными элементами проектной деятельности, его важнейшими теоретическими категориями являются: система, субъект и объект социального проектирования, социальная технология (как совокупность актов), условия, методы социального проектирования и др.

Важное место в проектной деятельности занимает понятие "система". В современной литературе можно встретить большое количество определений системы. Приведем одно из них.

Система - это целостность, организованная множеством функций и соответствующих им управленческих действий по принятию решений и их реализации. В системе выделяют элемент и структуру. Под элементом обычно понимается объект, представляющий собой предел членения в рамках качества системы, под структурой - относительно устойчивый, упорядоченный способ связи элементов, придающий их взаимодействию целостный характер.

Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности - как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая атрибутивная сторона субъекта проектирования - его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. От знаний и умений, творчества и мастерства, культуры и уровня мышления субъекта проектной деятельности, от конкретных способностей людей анализировать и синтезировать информацию и выдавать оригинальные идеи во многом зависит качество разрабатываемых моделей и проектов.

Под объектами социального проектирования понимаются системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования.

В поле социального проектирования попадают объекты самой различной природы:

  • поддающиеся организованному воздействию элементы, подсистемы и системы материального и духовного производств (средства и предметы труда, социальная технология, техника - как совокупность орудий труда, духовная культура, социальная деятельность и т.п.);
  • человек - как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
  • элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т.п.);
  • различные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные);
  • элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.п.).

Число объектов социального проектирования в эпоху научно-технической революции заметно увеличилось. Основными его объектами являются социальные системы. Каждая обладает спецификой, особенными чертами, имеет различные, часто очень сложные, элементы, блоки, подсистемы, структуру, оригинальные системообразующие факторы.

Одним из элементов социальной деятельности является социальное действие, т.е. воздействие человека как субъекта социальной активности на управляемую подсистему (социальную структуру), среду, регион, коллектив, группу, личность, направленное на реализацию разработанного проекта, осуществление поставленной цели.

При проектировании систем социальная деятельность представляет собой функционально-временную последовательность социальных действий (социальная технология процесса проектирования), а проект - особую форму отображения потребностей, интересов, установок, стремлений, выраженных в определенной знаковой форме.

Социальная технология - это упорядоченная во времени и пространстве последовательность актов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа. Посредством технологии абстрактные дефиниции науки переводятся на конкретный язык указаний, решений, распоряжений, нормативов, направляющих социальную активность людей на эффективное выполнение необходимых действий.

Среди характеристик социального проектирования особое место занимает условие - система социальных явлений и процессов, оказывающая определенное влияние на проектную деятельность. Условия проектной деятельности включают в себя множество компонентов: отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средства и т.п.

Проектный фон - это совокупность внешних по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его функционирование и развитие.

Избавиться от субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы.

Метод - это способ достижения цели; построение социального проекта - определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования.

Выделяют следующие методы социального проектирования: "мозговой атаки", деловой игры, вживания в роль, аналогии, ассоциации, синектики.

Метод "мозговой атаки" связан с генерацией идей, их равноправной конкуренцией, возможностью сопротивления. С помощью этого метода преодолеваются недостатки традиционных способов решения проблемных ситуаций, например проведение совещания, где различная активность участия отдельных членов группы, бессодержательные выступления, сильное влияние конфликтов и противоречивости участников отрицательно сказывается на ходе работы. Указанные недостатки преодолеваются благодаря наличию специалиста - организатора групповой работы.

Метод деловой игры - комплексный метод, охватывающий все стадии процесса подготовки и принятия решения. Его применяют в случаях сложных проблемных ситуаций (например, экологических), требующих для своего разрешения взаимодействия многих заинтересованных ведомств, организаций, общественных сил. Главные цели деловой игры - организовать совместную деятельность участников решения проблемы так, чтобы раскрыть реальную противоречивость их интересов по отношению к проблемной ситуации, выявить позиции, заставляющие отстаивать общие или групповые интересы, добиться обнародования необходимой информации, помочь участникам услышать и понять друг друга, найти путь к согласию.

Метод вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в проектируемое будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Метод аналогии предусматривает, что эффективно функционирующие предприятия, поселки, города, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы, в известных пределах служат образцом, эталоном для конструирования социальных задач и целей.

Метод ассоциации заключается в том, что при подготовке проекта нередко возникает необходимость принятия новых решений, которые вызваны неудовлетворительностью существующей практики. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять существующую практику. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Метод синектики основан на том, что несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Социальное проектирование и прогнозирование в области социальной работы применяются для разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, отработки методики, техники и технологии конкретных форм социономической деятельности.

Социальное проектирование - это научно-теоретическая и од-новременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объ-ектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования специальных заведомо нужных качеств и свойств, яв-ляющихся значимой социальной потребностью . Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции современного социального развития .

Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. В этом качестве социальное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей идентичной деятельности по проектированию технических систем. Говоря о деятельности социального проектировщика как о разновидности социально-инженерной деятельности, следует иметь в виду особенности определения поля творческого освоения социальной действительности.

При проектировании социального будущего следует учитывать, что:

во-первых, наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции развития;

во-вторых, в социальных объектах обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, которые могут быть мобилизованы для решения данной социальной задачи;

в-третьих, общественным структурам присуще испытывать значительные деформации, что может быть использовано для реализации предпочитаемого варианта будущего развития;

в-четвертых, перспективные цели, родственные по содержанию, могут быть заменены одна другими, и одна и та же цель может быть реализована различными средствами.

Кроме того, необходимо учитывать особенность детерминации общественной жизни, где каждый из компонентов системы относительно самостоятелен, но в то же время взаимосвязан с другими компонентами. Изменения в одном компоненте прямо или «косвенно приводят к изменением в других, а эти, теперь уже вторичные, изменения посредством обратных связей, в свою очередь, влияют на исходный компонент, изменяя его. Поведение каждого компонента и системы в целом во многом зависит от характера и направленности обратных связей, причем сохраняющая совокупность этих связей существенна.

Социально-конструктивное творчество - это процесс, совершающийся в идеальной форме в психике субъекта творчества . Поэтому субъект оперирует не материальными предметами, а идеальными формами, являющимися инобытием реальных предметов. Соответственно и непосредственный продукт творчества представляет собой идеальный объект, который получает выражение в определенной знаковой форме. Этот идеальный продукт есть первичный вид той реальности, которой предстоит материализоваться в формах социальной жизнедеятельности. Однако, будучи первичным во временном отношении по отношению к будущей целенаправленно создаваемой реальности, идеально сконструированный объект имеет корни в самой материальной действительности. Она детерминирует его появление на свет и предоставляет средства для последующей материализации.

Социальное проектирование в качестве особого типа социальноинженерной деятельности оказывается одной из наиболее перспективных технологий использования социологического знания . В этом смысле оно представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации.

Социальное проектирование стало научной и практической проблемой не так давно. Еще в 70-е гг. предпочитали писать о социальном планировании, программно-целевых методах, нововведениях. Но появление класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, градостроительства, дизайна среди прочих типов социальноинженерной деятельности выделило социальное проектирование, как разновидность социальных технологий.

Среди наиболее часто встречающихся дефиниций проектирования в отечественной и зарубежной литературе хотелось бы остановиться на следующих: проектирование - это конструирование вариантов оптимального с точки зрения целей будущего состояния объекта; проектирование - приспособление имеющихся средств для выполнения требуемой цели, координация составных частей или отдельных действий для получения необходимого результата; проектирование - это конструирование оптимального удовлетворения суммы истинных потребностей при определенном комплексе условий; проектирование - это моделирование предполагаемых действий до их осуществления, пока не появится полная уверенность в конечном результате; проектирование - это принятие решений в условиях неопределенности.

Обобщая указанные определения проектирования и учитывая специфику всех их, представляется, что социальное проектирование есть конструирование в социальной деятельности . Его можно определить как обоснованное конструирование, отвечающее заданным требованиям и намечаемое к построению организации социальных связей в различных сферах и на разных уровнях жизнедеятельности.

Существует точка зрения, что социальное проектирование формируется только сейчас, поскольку лишь в настоящее время произошло его осознание, и складываются его образы, учитывая различные подходы и методы, опираясь на социологическое знание. Другая точка зрения связана с тем, что социальное проектирование обосновывается посредством распространения идеологии некоторого типа на прогнозирование целенаправленно достигаемых социальных перспектив. Это с неизбежностью влечет определенные социальные деформации, обусловленные несовпадением желаемого и сущего, к социальному и политическому доктринерству, под которое подверстываются различные социальные проекты. Действительно, нередко в ходе проектной деятельности исходные социальные требования и ценности, предъявляемые к проектируемому объекту, или искажаются, или просто не реализуются. Например, социальное проектирование в 20-30-х гг., ставившее своей целью создание новой культуры и нового человека, реально позволило создать не новые социальные отношения или человека, а новые заводы, дома-коммуны, клубы, дворцы культуры; проекты микрорайонов или экспериментальных жилых домов в 60-70 гг. привели не к новым формам общения и социализации (как замышлялось), а всего лишь к новым планировкам и благоустройству, проекты региональных социокультурных преобразований на селе оказались утопичными и т. п.

Социальное проектирование тесно связано с технологией реализации проекта. Технология социального проектирования должна конструироваться на основе представлений методологии проектирования и методологии социальных наук . Только в этом случае удастся преодолеть два основных недостатка социального проектирования. Один недостаток - низкая проектосообразность (социальные проекты или утопичны, или подменяются социальными манифестациями), другой - потеря социальных параметров.

Социальное проектирование, как и всякая специфическая сфера знаний, имеет свой категориальный (понятийный) аппарат. Категории выступают как ступеньки познания мира человеком. Об уровне развития науки можно судить по ее категориальному аппарату.

Категориальная структура социального проектирования - это совокупность дефиниций, направленных на научное отражение основных параметров, характеристик будущих систем, процессов, явлений, их блоков и т. п.

Основными элементами проектной деятельности, ее важнейшими теоретическими категориями являются конструирование, система, субъект проектирования, объект, социальная технология (как совокупность операций), методы социального проектирования, условия проектирования, механизмы социального проектирования и др.

Говоря о социальном конструировании следует подчеркнуть, что оно имеет место в любой деятельности, требующей создания нового: в познавательной, художественной, технической и т. п. Конструирование - это интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении в идеальной форме какого-либо объекта, который не является преднамеренным воспроизведением другого объекта. Оно осуществляется посредством мысленного комбинирования различных факторов, их подбора и связывания в новый объект. Конструироваться могут как осуществимые объекты, так и объекты, которые создать невозможно. Оно может быть направлено на практические потребности , а может носить и игровой характер.

От конструирования как идеального созидания предмета следует отличать реконструирование и деконструирование, или декомпозицию, искусственного предмета. Реконструирование часто относится как к интеллектуальной деятельности, так и к практической. Этот термин используется в нескольких смыслах: 1) коренное переустройство пли перестройка какого-либо искусственного объекта; 2) восстановление первоначального облика какого-либо объекта по его остаткам, следам, письменным источникам. В этом смысле реконструирование можно применять как по отношению к искусственным объектам, например реконструирование памятника архитектуры, так и по отношению к естественным объектам (восстановление облика первобытного человека). Первый смысл предполагает практическую деятельность. Второй - с обязательностью предполагает создание идеальных моделей, а в отдельных случаях также и практическую деятельность. Понятие реконструирование дополняет понятие конструирование. Реконструирование в области социального познания используется, например, для выявления особенностей социальных отношений в том или ином виде общности. Реконструирование в таком понимании напоминает познавательный процесс, так как в познании мы тоже как бы идеально воспроизводим объект. Реконструирование - это восстановление в идеальной форме объекта по неполной информации.

Деконструирование - построение идеальной модели, в которой определяются процедуры демонтажа искусственного объекта, его разборка на части или вообще разрушение, или нарушение нормального функционирования. Данная идеальная модель носит нормативный характер.

С точки зрения содержания, особенностей протекания, конструирование, реконструирование и деконструирование - это разновидности творческой активности мышления со стороны его прагматической функции. Конструирование используется при формировании целей и определении плана деятельности, разработке технологий, определении параметров будущих результатов действий и др. Проектирование - одна из разновидностей конструирования.

Важное место в проектной деятельности занимает понятие «система» , актуальное в разных сферах науки, например . В современной литературе можно встретить большое количество определений системы. Одно из них: система - это целостность, иерархически организованная множеством функций и соответствующих им управленческих действий по принятию решений и их реализации . Если функции представляют собой целеустремленные человеческие действия, а управление ими направлено на достижение социально значимых действий, то их множество, организованное в целостность, представляет собой систему, существующую в обществе.

В системе выделяют элемент и структуру. Под элементом обычно понимается объект, представляющий собой предел членения в рамках качества системы, под структурой - относительно устойчивый, упорядоченный способ связи элементов, придающий их взаимодействию целостный характер.