2.1 Организация и методы работы Центра социального обслуживания

Социальная работа - это осуществляемая профессионально подготовленным специалистом деятельность по оказанию помощи людям, нуждающимся в ней, неспособным без посторонней помощи решать свои жизненные проблемы.

Социальная работа с пожилыми инвалидами заключается в оказании практической помощи тем, кто имеет низкий материальный уровень, страдает от различных болезней, имеет инвалидность, а также в создании условий, способствующих их физическому выживанию, и сохранению их социальной активности. Социальная работа с таким контингентом может рассматриваться на двух уровнях:

Макроуровень. Работа на этом уровне предполагает меры, принимаемые на уровне государства, его отношение к пожилым инвалидам как к части общества. Сюда входят: формирование социальной политики с учетом интересов пожилых инвалидов; разработка федеральных программ; создание комплексной системы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, включающей медицинскую, психологическую, консультативную и другие виды социальной помощи; подготовку специалистов для работы с пожилыми людьми и инвалидами.

Микроуровень. Эта работа рассматривается на уровне каждого пожилого человека, а именно: живет ли он в семье или один, состояние здоровья, способность к самообслуживанию, возраст, окружение, поддержка, пользуется ли он услугами социальных служб и даже личность социального работника, который с ним непосредственно работает.

Для обеспечения достойной жизнедеятельности пожилых инвалидов в системе социальной защиты весьма положительно зарекомендовали себя Центры социального обслуживания, помогающие одиноким пожилым гражданам и инвалидам адаптироваться в тяжелой жизненной ситуации.

Социально-медицинское обслуживание на дому предоставляется инвалидам, нуждающимся в постоянной или временной (до 6 месяцев) посторонней помощи, в связи с частичной или полной утратой способности к самообслуживанию. В штат данного отделения введены медицинские сестры, которые осуществляют патронаж инвалидов на дому и оказывают следующие услуги: наблюдение за состоянием здоровья, кормление ослабленных больных, санитарно-гигиенические процедуры (измерение температуры тела, артериального давления, контроль приема лекарств). Медсестры проводят медицинские процедуры в соответствии с назначением лечащего врача: подкожное и внутримышечное введение лекарственных препаратов; наложение компрессов; перевязок; обработка пролежней, раневых поверхностей; забор материалов для проведения лабораторных исследований; оказывают помощь в пользовании катетерами и другими медицинскими изделиями. Медицинские работники обучают родственников инвалидов практическим навыкам общего ухода за больными.

Основные направления социально-медицинского обслуживания - сохранение и улучшение качества жизни клиентов, отражающее не только функциональное, физическое и психологическое состояние здоровья человека, но и его социальную активность, способность к самообслуживанию, материальное обеспечение и условия жизни, a также удовлетворенность ощущением собственного физического и психологического благополучия.

Медико-ориентированные функции ОСМО:

Организация медицинской помощи и ухода за больными;

Оказание медико-социальной помощи семье;

Медико-социальный патронаж различных групп населения;

Оказание медико-социальной помощи хроническим больным;

Организация паллиативной помощи;

Предупреждение рецидивов основного заболевания, выхода на инвалидность, смертности (вторичная и третичная профилактика);

Санитарно-гигиеническое просвещение;

Информирование клиента o его правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем и др.

Деятельность социального работника в ОСМО, ориентированная на устранение проблем, связанных с одиночеством пожилых людей и инвалидов зависит от специфики законодательства и заведения, которое осуществляет сотрудничество с нуждающимися категориями населения. Социальное обслуживание пожилых и престарелых граждан на региональном уровне осуществляется с 01.01.2015 г. в соответствии с федеральным законом №442 «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации», но преимущественное и подавляющее значение имеет деятельность местных властей и местное законодательство по данному направлению. В целях реализации ФЗ№442 Правительство Москвы постановило: утвердить Порядок предоставления социальных услуг в г. Москве с 01.01.2015г. Местное законодательство в базовых основах дублирует федеральное, но корректирует его в соответствие со спецификой и потребностями г. Москвы.

Приоритетными функциями организации социальной помощи на дому, связанных с одиночеством пожилых инвалидов, является предоставление таких услуг, как: социально-педагогические, социально-психологические, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг.

Ведущую роль в преодолении одиночества играют социально-педагогические услуги. Их задачи:

Получение новых знаний, помогающих гибко реагировать на изменение в жизни;

Создание возможности для творческого развития и самореализации опыта, знаний пожилых инвалидов;

Реализация потребности в общении.

Все более актуальной также становится и проблема отсутствия у пожилых инвалидов возможности общаться друг с другом, иметь увлечения, хобби, организовывать свой досуг. Отсутствие подобных возможностей способствует развитию субъективного состояния одиночества.

Терапия одиночества - комплекс действий, технологических подходов и теорий, направленных как на предотвращение одиночества, так и на ликвидацию последствий его. Социальный работник должен хорошо ориентироваться в методиках терапии одиночества, чтобы иметь возможность в каждом конкретном случае выбрать оптимальную модель, которая будет способствовать практическому результату. Здесь нужно учитывать многообразие факторов, ведущих к одиночеству. Помощь одиноким людям должна состоять в изменении ситуации, а не в личности человека. Социальный работник призван использовать методы, которые не влияли бы отрицательно на одиночество человека.

В целом в регионах в сфере организации социального обслуживания пожилых инвалидов используются обслуживание на дому и в стационарных условиях; предоставление социальных услуг пожилым людям на условиях реализации принципа индивидуального подхода; развитие сети организаций социального обслуживания новых типов, прежде всего геронтологических центров, домов малой вместимости, домов временного проживания, геронтопсихиатрических центров, мобильных социальных служб; развитие спектра дополнительных платных услуг в государственном и негосударственном секторе социального обслуживания; оказание пожилым людям социально-медицинских услуг, в том числе на базе учреждений хосписного типа, включая хосписы на дому; осуществление взаимодействия с общественными объединениями, благотворительными организациями, семьями и добровольцами в деятельности по предоставлению пожилым людям и инвалидам социальных услуг.

В законодательстве на региональном уровне учитывается, что разным людям требуются разные услуги. Разные пенсионеры нуждаются в разном наборе социальных услуг, не все из которых и не для всех предоставляются бесплатно. Самыми популярными из существующих форм остаются полустационарные. Их по стране примерно 4,5 тысячи - они есть почти в каждом городе, обслуживают около 20 миллионов человек. Не менее востребованным является социальное обслуживание на дому.

Интересен опыт регионов в социальных технологиях для пожилых инвалидов, направленных в том числе на преодоление проблемы одиночества - пример Курганской области: «Профилакторий на дому». Эта технология предполагает проведение комплекса общеукрепляющей терапии, реабилитационных мероприятий, организацию питания, обеспечение здорового досуга, создание психологического комфорта для пожилых инвалидов в домашних условиях. При «профилакториях на дому» проводятся мероприятия по выполнению назначений врача по витаминотерапии, фитотерапии, общеразвивающих физических упражнений, аэротерапии, курса массажа, наблюдение за состоянием здоровья граждан и др.

Зачисление в «профилакторий на дому» осуществляется приказом директора Центра социального обслуживания на основании личного заявления гражданина. Услуги в «профилактории на дому» предоставляются в течение 2-3 недель, к работе которого привлекаются медицинские сестры, социальные работники, психолог, массажист, инструктор ЛФК, специалист по реабилитации инвалидов и т.д.

В Москве в ГБУ ТЦСО «Алексеевский» в филиале «Марьина роща» распространена технология социальный патронаж. Он проводится по этапам: информирование граждан о деятельности центра социального обслуживания; проведение обследования социально-экономических условий проживания; постановка нуждающихся граждан на учет в центр; оказание содействия в решении их проблем. При социальном патронаже используется межведомственное взаимодействие.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в объемах, определяемых установленными стандартами, предоставляются:

бесплатно - получателям социальных услуг на условиях, предусмотренных ФЗ-№442 от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и категории граждан, входящих в дополнительный перечень по г.Москве ПП-№ 827 от 26 декабря 2014 г.

За частичную плату (50% от тарифа за полную плату) - в случаях, если получатели имеют среднедушевой доход в размере от 150 до 250% включительно прожиточного минимума, установленного в городе Москве для основных социально-демографических групп населения;

за полную плату - в случаях, если получатели имеют среднедушевой доход в размере свыше 250% прожиточного минимума, установленного в г. Москве для основных социально-демографических групп населения.

Приоритетными функциями организации помощи на дому является:

Оказание социально-бытовой помощи и доврачебной медицинской помощи в надомных условиях инвалидам и гражданам пожилого возраста, иным нуждающимся категориям населения;

Социально-бытовое, культурное, медицинское доврачебное обслуживание граждан, организация их питания и отдыха, поддержание активного образа жизни;

Оказание срочной помощи разового характера гражданам, остронуждающимся в социальной поддержке (вещевая, продуктовая, психологическая, юридическая и др.);

Осуществление мероприятий по социальной реабилитации инвалидов;

Обеспечение остронуждающихся граждан, в том числе лиц без определенного места жительства, горячим питанием в благотворительной столовой.

Основные задачи организации помощи на дому: создание условий для максимально возможного продления пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержание их социального, психологического и физического статуса, предоставление социокультурных, социально - психологических, социально - медицинских услуг; проведение профилактических мероприятий с целью улучшения качества жизни, поддержания здоровья, адаптации к изменившимся условиям социума.

Помощь на дому пожилым инвалидам ориентирована на устранение комплекса существующих проблем в отношении пенсионеров, которые не склонны обращаться за помощью самостоятельно или избегают ее, не желая лично заниматься сбором документов и пр.

Приоритетом работы специалистов в данном случае является:

Психологическая поддержка;

Координирующая социализация;

Адаптивная - развитие адаптивных способностей;

Оздоровительная;

Профилактика девиантного поведения;

Наблюдение за состоянием пенсионера, условиями их пребывания и безопасности в семье.

Таким образом, в Центре социального обслуживания технологии работы с пожилыми инвалидами на дому опираются на научно-обоснованные данные о дифференциации социальной активности отдельных категорий граждан.

Социальная активность представлена способностью получателей социальных услуг к самообслуживанию, участию в трудовой деятельности, занятости досугом, способностью и стремлением к общению. Данные приоритеты помогают преодолеть социальную и психологическую изоляцию. Особенно необходима помощь социального работника пожилым инвалидам, находящимся в отделении социально-медицинского обслуживания.

Механизмы и институты формирования и реализации социальной политики. Региональный аспект

Для выполнения дипломной работы использованы нормативно-правовые акты, специальная литература, статьи периодических изданий, электронные библиотеки и ресурсы сети интернет. Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной политики 1...

Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях малой вместимости как социальная проблема

Организация социального обслуживания пожилых людей на дому

Пожилые люди, сохранившие частичную способность к самообслуживанию и проживанию в благоприятных жилищных условиях, неохотно переселяются в государственные учреждения, где они постепенно утрачивают связи с привычным окружением...

Организация социальной работы с многодетными семьями

Первостепенное внимание сегодня уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в особой заботе государства. Это, прежде всего, дети оказавшиеся в социально опасном положении, а также дети из малообеспеченных...

Особенности организации деятельности детей и подростков в детских оздоровительных лагерях (на примере Центра социального обслуживания населения и Дома детского творчества)

В период летних каникул органам власти требуется решить множество вопросов: -Как организовать летний отдых, чтобы извлечь максимум пользы для детского здоровья? -Чем наполнить это время...

Особенности организации досуга лиц пожилого возраста

ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Красногвардейского района» (расположен по адресу: г. Санкт-Петербург, Новочеркасский пр., 48) имеет разветвленную сеть подразделений...

Понятие и виды социального обслуживания

Организации социального обслуживания Свердловской области создаются и действуют с учетом методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания и в...

Система учреждений социального обслуживания: пути повышения качества деятельности на примере УСЗН администрации муниципального района (Красногвардейский район, Белгородской области)

Дневное социальное обслуживание состоит из социально-бытового, медицинского и культурного обслуживания нуждающихся граждан, организации их питания, отдыха...

Социальная работа с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию

Муниципальное бюджетное учреждение Комплексный центр социального обслуживания населения города Челябинска (далее МБУ КЦСОН) выполняет переданные государственные полномочия по социальному обслуживанию населения: - срочное социальное...

Социальная реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Социальное обслуживание

Муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района города Ярославля» было создано в 1992 году...

Социальное обслуживание одиноких пожилых людей (в условиях Центра социального обслуживания населения города Сухой Лог)

Технология социальной работы как мастерство специалиста социальной работы

Старение населения в настоящее время достигло самого высокого уровня за период с 1959 года и стало явлением, многогранное и противоречивое влияние которого на ход социального...

Технология социальной работы с пожилыми людьми

Социальное обслуживание граждан пенсионного возраста и инвалидов относится к основной форме защиты населения. Целью данной программы является позволить гражданам, которые нуждаются в социальной адаптации, как можно дольше пребывать в привычной среде, защита их интересов и прав.

Кто может получить данный вид поддержки

Соцобслуживание положено гражданам престарелого возраста и людям, с официально признанной инвалидностью. Исходя из законодательства, к первой категории относится лицо, достигшее определенного возраста, после выхода на пенсию. Подтверждением данного факта считается паспорт. Факт признания инвалидности подтверждается документально на медико-социальную экспертизу (МСЭК), исходя из следующих принципов:

  • При наличии стойкого нарушения здоровья, которое обусловлено травмами, дефектами.
  • Имеется частичная или полная утрата самообслуживания, передвижения, самоконтроля, общения, обучения, занятия трудовой деятельностью.
  • Имеется потребность в соцзащите, реабилитационных мерах.

Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста имеет несколько форм. Они предусматриваются Федеральным Законом.

Надомный вид обслуживания

Обслуживание социальным работником на дому относится к традиционной форме, которая направлена на продление проживания в привычных условиях с поддержанием статуса людей, защиты их интересов, законных прав.

Надомное обслуживание заключается в:

  • организации процесса питания, одновременно с доставкой продуктов домой;
  • помощи в покупке лекарственных средств, промышленных товаров, продовольствия;
  • помощи в приготовлении пищи;
  • сдачи белья в химчистку;
  • сопровождении в лечебное учреждение, помощи в получении медицинского обслуживания;
  • поддерживании дома в необходимом гигиеническом уровне;
  • помощи в получении услуг юриста;
  • помощи в организации похорон.

Если человек проживает в помещении, не имеющем центрального водоснабжения, отопления, то ФЗ предусмотрено включение в перечень надомных услуг, предоставляемых отделом социальной защиты, помощь по обеспечении водой, топливом. Кроме того, предусмотрено право пожилых и инвалидов на получение дополнительных услуг, которые могут быть полностью или частично оплачены.

К ним относятся:

  • нахождение в учреждении, направленном на социальное обслуживание. Оно предполагает дневное и ночное пребывание;
  • срочное сопровождение;
  • нахождение граждан в пансионате, доме-интернате;
  • круглосуточное наблюдение за здоровьем;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • кормление ослабленного больного;
  • выполнение медицинской процедуры;
  • консультативное сопровождение.

На заметку, обслуживание на дому производит работник отдела социальной помощи населению.

Социально-бытовое обслуживание престарелых и нетрудоспособных людей может производиться на временной или постоянной основе. Гражданам, имеющим заболевания психики, находящимся на стадии обострения, страдающим хроническим алкоголизмом, венерическими заболеваниями, активным туберкулезом, являющимся бактерионосителями, данное обслуживание не проводится. Поскольку для них требуется лечение в специальном учреждении.

Социально-медицинское сопровождение

Социальное-медицинское сопровождение в домашних условиях направлено на решение актуальных проблем людей престарелого возраста, страдающих от психических заболеваний, находящихся на длительной ремиссии, от онкологии на поздней стадии. Правовое регулирование данных вопросов проводится органами исполнительской власти региона. К сведению, инвалиды могут получить временное жилое помещение в домах жилищного фонда для социальных нужд.

Полустационарный вид помощи

Данная система обслуживания позволяет решать следующие вопросы:

  • социально-бытового характера;
  • культурного сервиса;
  • медицинского наблюдения;
  • организацию питательного процесса;
  • обеспечения активности человека.

Полустационарные услуги полагаются престарелым лицам, людям с инвалидностью, сохранившим способность к движению, самостоятельному обслуживанию, не имеющим противопоказаний медицины для зачисления в данное учреждение. Решение о получении права на вид услуг полустационарного типа принимается руководителем учреждения после письменно оформленного заявления и справки о состоянии здоровья заявителя.

Человеку могут предоставить следующие услуги: получение одноразового питания, ночлега, доврачебной помощи, направление на лечение, оформление в дом для престарелых или инвалидов, санитарную обработку, содействие в оформлении или перерасчете пенсии, помощь при трудоустройстве, содействие в оформлении документов, страхового полиса.

Полустационарное обслуживание может быть отказано носителям бактерий, вирусов, гражданам, которые являются хроническими алкоголиками, с активной формой туберкулеза, при наличии тяжелых расстройств психики, венерологических заболеваний, требующих лечения в специализированном заведении.

Данная помощь оказывается следующим слоям населения:

  • гражданам России, иностранцам, имеющим вид на жительство;
  • людям, зарегистрированным по месту жительства или имеющим регистрацию по месту пребывания;
  • инвалидам;
  • лицам пожилого возраста.

Стационарное обслуживание

Стационарное обслуживание направлено на получение гражданами разных видов помощи. Данное социальное сопровождение имеет некоторые принципы:

  • помощь оказывается лицам частично, полностью утратившим способность к обслуживанию, людям, которым требуется постоянный уход, наблюдение;
  • стационарные учреждения способны обеспечить необходимые санитарно-гигиенические требования;
  • предоставляется уход медицинская, санитарная помощь;
  • позволяет провести МСЭК, чтобы установить группу инвалидности или продлить ее;
  • позволяет получить социальную адаптацию, медицинскую реабилитацию;
  • позволяет обеспечить посещение священнослужителя, адвоката, родственников, нотариуса;
  • предоставляет помещение для проведения религиозных обрядов.

Стационарные учреждения создают наиболее адекватные условия исходя из возраста, состояния здоровья, обеспечивают не только медицинскую помощь, но и реабилитацию и отдых. У данных заведений имеются следующие особенности. Стационарное обслуживание производится в домах для престарелых людей и инвалидов. Они принимают граждан, которые достигли пенсионного возраста, инвалидов первой и второй группы, не имеющих родственников, обязанных их содержать.

Дома-интернаты принимают людей только с 1 группой инвалидности 18-40 лет, не имеющих трудоспособных детей, родителей. В детском доме-интернате содержатся дети 4-18 лет с физическими и умственными патологиями. Важным условием считается разделение детей с умственными заболеваниями от физических.

Психоневрологический интернат принимает людей, которые страдают заболеваниями психической сферы, нуждаются в помощи третьих лиц, медицинском обслуживании вне зависимости от наличия трудоспособных родственников. Социальный дом-интернат принимает лиц, которые систематически нарушают внутренние распорядки, занимаются попрошайничеством, бродяжничеством.

Заведения стационарного типа оказывают медицинскую помощь, реабилитационные услуги, помогают в быту, организуют трудовую деятельность. Путевка в дом-интернат дается отделом социальной помощи на основании заявления, подписанного представителем больного, медицинской карты. После того, как лицо признается недееспособным, оно помещается в стационар.

На заметку, если состояние здоровья позволяет, то с разрешения директора больной или престарелый человек имеет возможность на временное выбывание из интерната.

Срочное обслуживание

Данный вид направлен на получение необходимой неотложной помощи для пожилых людей и молодых, находящихся на инвалидности. Сопровождение носит разовый характер и направлено на решение материально-бытовых вопросов следующими типами услуг:

  • получение горячего питания, продуктового набора;
  • получение обуви, одежды, необходимых предметов;
  • получение разовой материальной помощи;
  • обеспечение временным жильем;
  • получение консультации юриста;
  • получение срочной помощи медиков, социальных работников, священнослужителей.

Срочное оказание помощи проводится для людей, которые находятся в остром социальном положении. Помощь может оказываться следующим слоям населения: неработающим малоимущим, одиноким пенсионерам, инвалидам, семьям, которые состоят из пенсионеров, где не имеется работоспособных членов семьи, при среднедушевом доходе ниже уровня прожиточного минимума, гражданам, которые потеряли близкого родственника и не имеют средств на его погребение.

При обращении за помощью в местное отделение соцзащиты необходимо предъявить:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • пенсионное удостоверение;
  • свидетельство об инвалидности;
  • справку о составе семьи;
  • справку о доходах за 3 месяца.

На заметку, срочную социальную помощь осуществляет муниципальный центр соцзащиты населения.

Социально-консультативный вид помощи

Социально-консультативное сопровождение направлено на адаптацию инвалидов в социуме, способствует снятию напряженности в отношениях, создает благоприятную обстановку в семье, обеспечивает связь в обществе, государстве. Инвалидам оказывается социальная поддержка в решении проблем путем выявления граждан, которые нуждаются в консультации, профилактики социальных отклонений, работы с семьей, в которой проживают инвалиды.

Проводятся организации досуга пожилых людей и инвалидов, консультации в области профориентации, обучения, дальнейшего трудоустройства, обеспечения государственными учреждениями необходимого образца, общественными организациями, помогающих бороться с общими проблемами, оказывается правовая консультация. Социально-консультативную помощь оказывает муниципальный центр соцобслуживания, местный отдел социальной защиты населения.

Другие услуги

Исходя из законодательства РФ у инвалидов имеется право на получение следующих социальных услуг: получение бесплатной медицинской помощи, обеспечение необходимыми лекарственными средствами, отпускаемыми по рецепту врача в соответствии с определенным перечнем, получение санаторно-курортного лечения, льготный проезд на общественном, речном, железнодорожном, воздушном транспорте.


Инвалиды получают бесплатные путевки, при отказе от которых выплачивается компенсация

У инвалида имеется право на отказ от пользования перечисленными услугами и получение ежемесячной ЕДВ. Данная сумма в 2019 году составляет:

  • инвалидам 3 группы – 2073, 51 руб.;
  • инвалидам 2 группы – 2590,24 руб.;
  • инвалидам 1 группы – 3626,98 руб.;
  • детям-инвалидам – 2590,24 руб.

Социальное обслуживание направлено на адаптацию, получение медицинской помощи, реабилитацию, консультацию инвалидам и людям пожилого возраста. Эти моменты регулируются законодательством РФ.

В соответствии с Конституцией РФ граждане РФ имеют право на социальное, в том числе и пенсионное, обеспечение в старости.

Пенсия - это денежное пособие, получаемое гражданами из общественных фондов потребления по старости, при потере трудоспособности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, что является основанием для начисления пенсии. Выплаты производятся ежемесячно в связи с достижением пенсионного возраста.

В соответствии с законодательством пенсии подразделяются на государственные и негосударственные. Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью назначаются пенсии: по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия.

Пенсия назначается пожизненно. Пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством осуществляется государственными органами социального обеспечения.

Право на пенсию по возрасту имеют мужчины по достижении 60 лет со стажем работы не менее 25 лет, женщины по достижении 55 лет со стажем работы не менее 20 лет. Определенным категориям граждан пенсии назначаются на льготных условиях (то есть при меньшем возрасте и стаже).

Пенсионное законодательство обеспечивает право граждан на выбор одного из видов государственной пенсии. Исключение устанавливается только для лиц, ставших инвалидами вследствие военной травмы, которые могут получать одновременно два вида государственной пенсии: по старости (или за услугу лет) и пенсию по инвалидности.

Важное значение приобретают в современных условиях институты социального обслуживания пенсионеров, межведомственная работа по организации социальной поддержки пожилых людей. Это связано с увеличением удельного веса пожилых людей в составе населения, изменением социального статуса человека в старости, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Все это диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пенсионерами и пожилыми людьми.

Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуществляется в соответствии с этическими принципами Международной организации труда:

Достоинство личности - право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку.

Свобода выбора - каждое лицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте, временным или окончательным.

Координация помощи - помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельностный, координированный и последовательный характер.

Индивидуализация помощи - помощь оказывается, прежде всего, самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение.

Ликвидация разрыва между санитарным и социальным уходом - при приоритетном характере критерия состояния здоровья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.

В сферу социальных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги; материальная помощь и проведение социальной адаптации и реабилитации пожилых людей.

На начальных этапах развития системы социальной помощи пожилым людям решались такие неотложные проблемы, как организация питания, медицинских услуг, обеспечение жильем, материальное обеспечение с целью создания для них нормативных условий жизни.

На современном этапе организация помощи пожилым людям, наряду с решением этих традиционных социальных проблем, предполагает разработку социальных технологий, внедрение которых будет способствовать решению вопросов, связанных с психологическими трудностями, возникающими у престарелых людей в процессе общения или от одиночества. Необходимо также учитывать, как пожилые люди будут воспринимать другие возрастные группы, каковы социальные проблемы тех, кто доживает до старости, их взаимоотношения с окружающими людьми, роль и статус пожилых в семье и обществе и другие.

Как правило, программы социальной помощи, реабилитации, коррекции разрабатываются в зависимости от принадлежности к той или иной категории пожилых людей. С этим же связано и использование различных принципов, методов, приемов работы с клиентом.

Основными принципами работы с пожилыми людьми являются уважение и интерес к личности клиента, акцент на нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта, но и субъекта социальной работы. Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке и самозащите. Большую роль играет при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учет принадлежности клиента к той или иной социальной группе.

Помощь пожилым осуществляют органы социальной защиты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут учет, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждением социального обслуживания иных форм собственности.

Функцию социальной защиты и помощи выполняют и следующие учреждения:

  • - дома-интернаты;
  • - отделения дневного и ночного пребывания;
  • - специальные дома для одиноких престарелых;
  • - больницы и отделения для хронических больных;
  • - стационары различного типа;
  • - территориальные центры социального обслуживания;
  • - отделения социальной помощи на дому;
  • - геронтологические центры и т.д.

Основную функциональную схему социального обслуживания людей преклонного возраста можно представить в следующем виде:

В системе стационарных учреждений РФ относительно новым элементом являются специальные дома для постоянного проживания одиноких пожилых людей и супружеских пар, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в соответствующих условиях для самореализации основных жизненных потребностей.

Примерное Положение о специальном доме для таких пенсионеров перечисляет его функции:

  • - обеспечение благоприятных условий для проживания и самообслуживания;
  • - предоставление проживающим престарелым гражданам постоянной социально-бытовой и медицинской помощи;
  • - создание условий для поддержания активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.

Архитектурно-планировочные решения специального дома должны соответствовать возрастным особенностям проживающего контингента граждан. Такой дом состоит из одно - двухкомнатных квартир, включает в себя комплекс служб социально-бытового назначения: медицинский кабинет, библиотеку и помещение для клубной работы, столовую (буфет), пункты заказов на продовольственные товары, сдачи вещей в прачечную и химчистку, а также помещения для трудовой деятельности и другие.

Специальный дом оснащается средствами малой механизации, облегчающими самообслуживание проживающих в нем престарелых граждан. В нем должен круглосуточно действовать диспетчерский пункт, обеспеченный внутренней связью со всеми жилыми помещениями и внешней телефонной связью.

Медицинское обслуживание граждан осуществляется медицинским персоналом территориальных лечебно-профилактических учреждений.

На основе действующего законодательства гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.

Организация специальных домов для одиноких престарелых и пожилых супружеских пар является одним из перспективных путей решения целого комплекса социальных проблем пенсионеров и пожилых граждан.

Социальное обслуживание — это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных и муниципальных учреждениях. Оно включает в себя социально-бытовую помощь и морально-психологическую поддержку.
Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания старых людей следующие:

  • соблюдение прав человека и гражданина;
  • предоставление государственных гарантий;
  • обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для старых людей;
  • преемственность всех видов социального обслуживания;
  • ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности;
  • приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста.

Государство гарантирует пожилым и старым людям возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии.
К середине 1993 г. в Российской Федерации сложились несколько моделей социального обслуживания, которые были оформлены Законом РФ от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан, пожилого населения и инвалидов». Согласно этому Закону, система социального обслуживания основана на использовании и развитии всех форм собственности и включает государственный, муниципальный и негосударственный секторы социального обслуживания.

Государственный сектор социального обслуживания состоит из органов управления социальным обслуживанием РФ, органов социального обслуживания субъектов РФ, а также учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ.
Муниципальный сектор социального обслуживания включает органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.
Муниципальные центры социального обслуживания являются основной формой муниципального сектора, они создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.
В задачи муниципального центра социального обслуживания входят: выявление старых людей, нуждающихся в социальной поддержке; предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания лиц старческого возраста;
привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической и юридической помощи пожилым и старым людям.
Анализ основных направлений деятельности муниципальных центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированная на работу с пожилыми и старыми людьми, получила наибольшее распространение и признание и является наиболее типичной.
Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет соответствующие учреждения, по форме собственности не относящиеся к государственным и муниципальным, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К данному сектору относятся общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием старых людей. Разработаны федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.
Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объема гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный перечень, также гарантированный государством. Этот перечень утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ с учетом потребностей населения, проживающего на территории данного субъекта РФ.
Право на социальное обслуживание имеют женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности.
При получении социальных услуг пожилые и старые люди имеют право на:

  • уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
  • выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты субъектов РФ;
  • информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
  • согласие на социальное обслуживание;
  • отказ от социального обслуживания;
  • конфиденциальность информации личного характера;
  • защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;
  • получение информации о видах и формах социального обслуживания, показаниях к получению социальных услуг, правилах их оплаты и других условиях предоставления социальных услуг.

Социальное обслуживание старых людей включает в себя стационарные, полустационарные и нестационарные формы.

К стационарным формам социального обслуживания относятся пансионаты для ветеранов труда и инвалидов, ветеранов ВОВ, отдельных профессиональных категорий престарелых (артистов и др.); специальные дома для одиноких и бездетных супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения; специализированные дома-интернаты для бывших заключенных, достигших старческого возраста.
Полустационарные формы социального обслуживания включают отделения дневного и ночного пребывания, реабилитационные центры, медико-социальные отделения.
К нестационарным формам социального обслуживания относятся социальное обслуживание на дому, срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь, социально-психологическая помощь.
Социальное обслуживание старых людей может быть постоянным или временным, в зависимости от их желания. Оно может быть полностью бесплатным, частично платным или платным.
Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого и старческого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Это обслуживание включает меры по созданию наиболее адекватных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга пожилых и старых людей.
Пансионаты для ветеранов труда (дома для престарелых) не являются продуктом нашего времени. Впервые специальные дома для старых людей появились в глубокой древности в Китае и Индии, а затем в Византии, арабских странах. Приблизительно в 370 г. от Рождества Христова епископ Василий открыл первое отделение для стариков в больнице г. Цезарея Каппадийская. В VI веке папа Пелагий учредил первый дом для престарелых в Риме. С этого времени во всех монастырях стали открывать специальные помещения и комнаты для престарелых бедняков. Большие приюты для старых матросов впервые были созданы в Лондоне в 1454 г. и в Венеции в 1474 г. Первый закон об ответственности государства перед неимущими и немощными старыми людьми был принят в Англии в 1601 г.
На Руси первые упоминания о создании богаделен обнаруживаются в княжение Владимира в 996 г. В годы монгольского порабощения церковь и православные монастыри строили помещения для богаделен и призрения старых. В 1551 г., в царствование Ивана Грозного было принято Обращение к Стоглавому собору, и, согласно главе 73 «О милостыне», в качестве неотложных мер следовало выявить во всех городах «престарелых и прокаженных», построить для них богадельни, мужские и женские, содержать их там, обеспечив питанием и одеждой за счет казны.
В царствование Алексея Михайловича по его распоряжению в 760 верстах от Тобольска был построен Кондинский мужской монастырь специально для призрения старых, увечных, безродных и беспомощных.
Митрополит Никон в это же время открыл четыре дома для призрения бедных вдов, сирот и престарелых в Новгороде. В 1722 г. Петр I издал приказ: на освободившиеся места в монастырях определять отставных солдат. Служба в армии в те времена длилась более 25 лет, и понятно, что они были людьми уже преклонного возраста. Этим распоряжением царь преследовал цель обеспечить приют и питание старым и раненым, не имевшим средств к существованию.
В 30-е годы XIX века в Москве были открыты «дома трудолюбия», где проживали нищие и старики. В 60-х годах этого же столетия были созданы церковно-приходские попечительства, которые занимались и строительством старческих приютов. Прием в приюты был очень строгим — они предназначались только для одиноких и немощных стариков. Эти же советы обязывали родственников опекать своих родителей в старости.
В 1892 г. при православных монастырях было 84 богадельни, из них 56 находились на казенном и монастырском иждивении, 28 — на иждивении частных лиц и обществ.
В советское время стационарная система социального обслуживания была определяющей при оказании социальной помощи старым людям. Как правило, в дома-интернаты для престарелых и инвалидов поступали старые люди, не способные в силу своей физической беспомощности поддерживать привычный образ жизни. Эти дома-интернаты практически представляли собой больницы для хронически больных и беспомощных старых людей. Назначение домов-интернатов состояло в оказании медицинской помощи; вся работа строилась по принципу больничных отделений и была возложена на медицинский персонал:
врач — медицинская сестра — санитарка. Структура и деятельность этих учреждений социального обеспечения сохранилась без существенных изменений и до настоящего времени.
На начало 1994 г. в России было 352 пансионата для ветеранов труда; 37 специализированных домов-интернатов для стариков, проведших всю свою сознательную жизнь в местах заключения и оставшихся на старости лет без крова, семьи, близких.
В настоящее время в Российской Федерации открыто 1061 стационарное учреждение социального обеспечения. Общее число мест — 258 500, в них проживает 234 450 человек. К сожалению, в наше время нет ни одного пансионата для престарелых, который находился бы на полном содержании частных лиц или каких-либо благотворительных обществ.
Пансионаты для ветеранов труда имеются повсюду, но больше всего их в Нижегородской области — 40; в Свердловской — 30. До 1992 г. в Москве имелся один платный пансионат, проживание в одноместной комнате стоило 116 рублей в месяц, в двухместной комнате — 79 рублей.
В 1992 г. государство было вынуждено взять его на свое содержание, оставив 30 платных мест, но даже на эти места не было желающих.
В 1995 г. было занято всего три платных места. Этот факт особенно наглядно свидетельствует об обеднении жителей Москвы и всей России.
По данным Н.Ф. Дементьевой и Э.В. Устиновой, в пансионатах для ветеранов труда проживает 38,8% лиц пожилого возраста, 56,9% стариков и 6,3% долгожителей. Преобладающее большинство очень старых людей (63,2%) в стационарных учреждениях социальной защиты характерно не только для России, но наблюдается во всех странах.
Основное правило для поступающих — 75% пенсии перечисляется в Пенсионный фонд, а 25% остается для самих старых людей. Стоимость содержания в пансионате — от 3,6 до 6 млн рублей (без учета деноминации).
С 1954 г. все дома для престарелых и инвалидов имели льготы, могли развивать свои усадебные участки, иметь подсобное хозяйство в сельской местности, трудовые мастерские. Однако после проведения социальных реформ даже на эти учреждения социального обслуживания были установлены налоги вплоть до дорожного. Это привело к тому, что во многих домах отказались от трудовых мастерских, подсобных хозяйств. В настоящее время пансионаты для ветеранов труда имеют всего лишь три защищенные статьи: питание, зарплата сотрудников и частично — медикаменты.
Согласно Федеральному закону, старые люди, проживающие в пансионатах для ветеранов труда, имеют право на:

  • обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь;
  • бесплатную специализированную помощь, зубопротезную и протезно-ортопедическую;
  • социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;
  • добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья;
  • медико-социальную экспертизу для установления или изменения группы инвалидности;
  • свободное посещение их адвокатом, нотариусом, священнослужителем, родственниками, представителями законодательных органов и общественных объединений;
  • предоставление помещений для отправления религиозных обрядов;
  • направление, при необходимости, на обследование и лечение в государственные или муниципальные учреждения здравоохранения.

При желании и трудовой необходимости проживающие в пансионатах для ветеранов труда могут быть приняты на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора. Они имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
Специальные жилые дома для старых людей — это совершенно новая форма стационарного социального обслуживания. Она предназначена для одиноких и супружеских пар. Эти дома и их условия рассчитаны на старых людей, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании облегченных условий для реализации своих основных жизненных потребностей.
Основная цель этих социальных учреждений — обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление социально-бытовой и медицинской помощи;
создание условий для активного образа жизни, в том числе и посильной трудовой деятельности. Пенсия проживающим в этих домах выплачивается полностью, кроме того, они получают определенную сумму доплаты. Обязательным условием для поступления на жительство является передача старыми людьми своего жилища в муниципальный жилищный фонд города, региона и т.д., в котором они проживают.
Специализированные дома-интернаты для престарелых предназначены для постоянного проживания граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы, особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор. Сюда же направляются престарелые, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, направляемые из учреждений органов внутренних дел. Старики, проживающие в пансионатах для ветеранов труда и постоянно нарушающие порядок проживания в них, установленный Положением об учреждениях социального обслуживания, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании предоставления документов администрацией этих учреждений, переведены в специализированные дома-интернаты.
В дом для престарелых старые люди поступают в результате различных причин, но основной, вне всякого сомнения, является беспомощность или страх перед надвигающейся физической беспомощностью. Практически все старые люди страдают от различных соматических заболеваний, которые имеют хронический характер и обычно уже не поддаются активной терапии.
В то же время эти старые люди несут и различные моральные, социальные и семейные потери, которые в конечном счете являются поводом для добровольного или принудительного отказа от привычного образа жизни. Решение переселиться в дом для престарелых старый человек принимает в результате затруднений при самообслуживании. Боязнь еще большей физической слабости, надвигающаяся слепота и глухота способствуют принятию такого решения.
Состав домов для престарелых очень неоднороден. И это понятно. Его определенная (с каждым годом все уменьшающаяся) часть — старые люди, обладающие достаточным физическим здоровьем, которые в состоянии обслуживать себя. В другом случае поступление в дом для престарелых — проявление альтруизма старого человека, желание освободить более молодых членов семьи от тягот, связанных с опекой и уходом за беспомощным стариком. В третьем — это следствие несложившихся отношений с детьми или другими родственниками. Однако всегда это результат неспособности старых людей адаптироваться к новым условиям жизни в семье и в привычной домашней среде. Эти старые люди избирают социальную помощь и социальное обслуживание как новый образ жизни.
И все-таки в любом случае кардинально изменить прежний образ жизни, поселившись в доме для престарелых, удается старому человеку нелегко: Уд старых людей переселяются сюда крайне неохотно, уступая давлению внешних обстоятельств. Организация этих социальных учреждений, по существу, копирует организацию медицинских учреждений, что нередко приводит к нежелательной и тягостной фиксации на чисто болезненной стороне старческой немощи. Результаты социологического исследования, проведенного в 1993 г. в Москве, показали, что подавляющее большинство обследованных — 92,3% — крайне отрицательно относятся к перспективе возможного переезда в дом для престарелых, в том числе и проживающие в коммунальных квартирах. Число желающих перейти на жительство в дом для престарелых особенно заметно снизилось после создания отделений социального обслуживания на дому. В настоящее время в различных регионах и городах эта очередь составляет не более 10-15 человек, в основном это люди особо преклонного возраста, совершенно беспомощные и зачастую одинокие.
Различной психической патологией страдают 88% находящихся в домах для престарелых; у 62,9% — ограничение двигательной активности; 61,3% неспособны даже частично обслужить себя. Ежегодно умирают 25% проживающих.
Серьезную тревогу, особенно в последние 5 лет, вызывает неудовлетворительное бюджетное финансирование пансионатов для ветеранов труда и инвалидов. По этой причине многие дома для престарелых не могут проводить капитальный ремонт своих зданий, приобретать обувь, одежду, технологическое оборудование для проживающих. В настоящее время темпы строительства специальных домов резко снижаются из-за ограниченности средств местных бюджетов. Не менее острая проблема — укомплектованность домов для престарелых персоналом.
Полустационарное социальное обслуживание включает в себя социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание пожилых и старых людей, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.
На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого и старческого возраста, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.
Отделение дневного пребывания предназначается для поддержания активного образа жизни старых людей. В эти отделения зачисляются старые люди (независимо от их семейного положения), сохраняющие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию на социальное обслуживание.
Срок пребывания в отделении обычно составляет месяц. Посещающие отделение могут при добровольном согласии участвовать в трудотерапии в специально оборудованных мастерских. Она осуществляется под руководством инструктора и под наблюдением медицинского работника. Питание в отделении может быть бесплатным или за плату, по решению руководства центра социального обслуживания и местной администрации возможно предоставление за плату отдельных услуг (массаж, мануальная терапия, косметические процедуры и т.п.). Эти отделения создаются для обслуживания не менее 30 человек.
Медико-социальное отделение предназначается для тех, кто испытывает серьезные трудности в организации своего быта, ведении собственного хозяйства, но по тем или иным причинам не желает проживать в домах для престарелых. На базе учреждений здравоохранения открыты специальные отделения и палаты, куда госпитализируются в первую очередь одиноко проживающие немощные пенсионеры по старости, утратившие мобильность и способность к самообслуживанию.
В этом случае направление в медико-социальное отделение дают центры социального обслуживания по согласованию с участковым врачом. В последние годы все большее распространение находит опыт по организации палат для планового лечения старых людей, где проводятся все виды медицинских процедур.
В медико-социальных отделениях и палатах одинокие немощные старые люди находятся на полном социальном обеспечении продолжительное время, а их пенсию, как правило, получают их близкие и родственники, которые зачастую даже не навещают стариков. Во многих регионах предпринимаются попытки хотя бы частичного возмещения затрат на содержание лиц пожилого и старческого возраста. Делается это с личного согласия старых людей распоряжением местной власти. На эти средства приобретают одежду и обувь, организуют дополнительное питание, часть средств идет на благоустройство палат и отделений.
Медико-социальные отделения получили широкое распространение в сельской местности. В зимнее время здесь живут старые люди, а весной они возвращаются в свои дома.
Поезда милосердия — это новая форма обслуживания старых людей, живущих в отдаленных малонаселенных местах, бригадами, в составе которых имеются врачи различных специальностей и работники органов социальной защиты населения. Эти поезда милосердия делают остановки на небольших станциях и разъездах, во время которых члены бригады посещают местных жителей, в том числе и преклонного возраста, на дому, оказывают им все виды медицинской помощи, а также материальную помощь: выдают лекарства, продуктовые наборы, комплекты промышленных товаров и т.д.
Нестационарные формы социального обслуживания созданы для оказания социальной помощи и обслуживания старых людей, предпочитающих оставаться в привычной для них домашней обстановке. Среди нестационарных форм социального обслуживания на первое место следует поставить социальное обслуживание на дому.
Эта форма социального обслуживания впервые была организована в 1987 г. и сразу же получила широкое признание со стороны старых людей. В настоящее время — это один из основных видов социального обслуживания, главная цель которого — максимально продлить пребывание старых людей в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить права и законные интересы.
Основные социальные услуги, оказываемые на дому:

  • организация питания и доставка продуктов на дом;
  • помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
  • содействие в получении медицинской помощи, сопровождение в медицинские учреждения, поликлинику, больницу;
  • содействие в организации юридической помощи и иных правовых форм помощи;
  • поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
  • содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших;
  • организация различных социально-бытовых услуг в зависимости от условий проживания в городе или селе;
  • помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства;
  • помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных федеральным или территориальными перечнями гарантированных государством социальных услуг, старым людям могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.
Отделения социальной помощи на дому организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения. Социальное обслуживание на дому может осуществляться постоянно или временно — до 6 месяцев. Отделение создается для обслуживания не менее 60 человек в сельской местности и не менее 120 человек в городе.
Социальное обслуживание на дому производится бесплатно:

  • для одиноких старых людей;
  • для проживающих в семьях, чей подушный доход ниже установленного для данного региона минимального уровня;
  • для старых людей, имеющих родственников, которые проживают отдельно.

Как показали исследования, из всех видов услуг наиболее важными для старых людей являются:

  • уход во время болезни — 83,9%;
  • доставка продуктов — 80,9%;
  • доставка лекарств — 72,9%;
  • услуги прачечной — 56,4%.

Перечень услуг, оказываемых социальными работниками на дому, регламентирован специальными нормативными актами, в частности Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 24 июля 1987 г. К началу 1993 г. в Российской Федерации было создано 8000 отделений социального обслуживания на дому, а общая численность обслуживаемых лиц достигла более 700 000 человек.
Дополнительные услуги, оказываемые отделением социального обслуживания на дому:

  • наблюдение за состоянием здоровья;
  • оказание экстренной доврачебной помощи;
  • выполнение медицинских процедур по назначению лечащего врача;
  • оказание санитарно-гигиенических услуг;
  • кормление ослабленных больных.

Порядок и условия зачисления на надомное социальное обслуживание: заявление на имя руководителя органа социальной защиты рассматривается в недельный срок; проводится обследование условий проживания просящего. По результатам обследования составляется акт, запрашиваются данные о размере пенсии, заключение о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний, принимается решение о зачислении на постоянное или временное обслуживание, о видах требуемых услуг.
Снятие с социального обслуживания производится на основании приказа директора центра социального обслуживания в следующих случаях: по заявлению старого человека, по истечении срока обслуживания, при нарушении договорных условий оплаты за услуги, выявлении медицинских противопоказаний, злостных нарушениях правил поведения старыми людьми, обслуживаемыми социальными работниками.
Социально-медицинское обслуживание старых людей на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах лиц, страдающих психическими расстройствами в стадии ремиссии, туберкулезом, за исключением активной формы, тяжелыми соматическими заболеваниями, в том числе онкологическими.
В штат социально-медицинского обслуживания вводятся медицинские работники, профессиональная деятельность которых регулируется законодательством РФ об охране здоровья граждан.
Социально-консультативное обслуживание (помощь) гражданам пожилого и старческого возраста направлено на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Социально-консультативная помощь людям старческого возраста, ориентированная на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем, предусматривает:

  • выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;
  • профилактику различного рода социально-психологических отклонений;
  • работу с семьями, в которых живут старые люди, организацию их досуга;
  • консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве;
  • обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста;
  • правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;
  • иные мероприятия по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для старых людей.
  • Вопрос 7.Система права социального обеспечения (как отрасли, науки и учебной дисциплины), отграничение от других отраслей права.
  • Вопрос 8. Правоотношения по социальному обеспечению: понятие, признаки, классификация.
  • Вопрос 9. Пенсионный фонд рф как субъект правоотношений по социальному обеспечению.
  • Вопрос 10. Фонд социального страхования рф как субъект правоотношений по социальному обеспечению.
  • Вопрос 11. Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования рф как субъекты правоотношений по социальному обеспечению.
  • Вопрос 12. Физические лица как субъекты правоотношений в сфере социального обеспечения.
  • Вопрос 13. Содержание правоотношений в сфере социального обеспечения. Основания их возникновения, изменения и прекращения.
  • Вопрос 14. Принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению: понятие, признаки, виды. Межотраслевые и внутриотраслевые принципы права социального обеспечения.
  • Вопрос 15. Всеобщность и доступность социального обеспечения.
  • Вопрос 16. Дифференциация социального обеспечения. Многообразие оснований и видов социального обеспечения.
  • Вопрос 17. Ориентация социального обеспечения на достойный уро­вень жизни.
  • 20.Правовые основы государственного социального страхования в рф
  • 22.Порядок признания лица инвалидом. Медико-социальная экспертиза.
  • Вопрос 23. Социальная защита и реабилитация инвалидов
  • Вопрос 24. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.
  • Вопрос 25. Юридическая ответственность в праве социального обеспечения
  • Вопрос 26. Общий трудовой стаж: понятие, юридическое значение и виды деятельности, включаемые в данный вид стажа.
  • Вопрос 27. Страховой стаж: понятие, виды, юридическое значение и периоды деятельности, включаемые в него.
  • Вопрос 28. Специальный (профессиональный) стаж: понятие, виды, юридическое значение, периоды деятельности, включаемые в него
  • Вопрос 29. Выслуга лет как особый вид стажа: понятие, значение, периоды деятельности. Включаемые в данный вид стажа.
  • Вопрос 30. Исчисление и подтверждения стажа
  • Вопрос 31. Обязательное государственное пенсионное страхование
  • Вопрос 32. Дополнительное пенсионное страхование: понятие, цели, государственная поддержка
  • Вопрос 33. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования.
  • Вопрос 34. Негосударственное пенсионное обеспечение в рф.
  • Вопрос 35. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению: понятие, виды, круг лиц
  • Вопрос 36. Пенсии федеральным государственным гражданским служащим
  • Вопрос 37. Пенсии космонавтам, летчикам-испытателям и членам их семей
  • Вопрос 39. Пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей
  • Вопрос 40. Пенсии участникам вов и гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
  • Вопрос 41. Понятие и виды социальных пенсий, условия их назначения.
  • Вопрос 42. Трудовая пенсия по старости на общих основаниях: понятие, порядок обращения, условия назначения, размер.
  • Вопрос 43. Досрочное назначение трудовой пенсии
  • Вопрос 45.45. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца: понятие, порядок обращения, условия назначения, размер.
  • Вопрос 46.Перерасчет размеров трудовых пенсий. Сроки выплаты и доставка трудовых пенсий. Приостановление, прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии.
  • Вопрос 47.Пенсии военным по Закону рф от 12.02.1993 г.: понятие, виды, круг лиц.
  • Вопрос 48.Пенсия за выслугу лет военным по Закону рф от 12.02.1993 г.
  • Вопрос 49. Пенсия по инвалидности военным по Закону рф от 12.02.1993 г
  • Вопрос 50. Пенсия по случаю потери кормильца по Закону рф от 12.02.1993 г.
  • Вопрос 51. Ежемесячное пожизненное содержание судей.
  • Вопрос 52. Материальное обеспечение Президента рф, прекратившего исполнение своих полномочий
  • Вопрос 53. Пособия в праве социального обеспечения: понятие, классификация и способы определения размеров.
  • 1) По их целевому назначению:
  • 2) По срокам выплат:
  • 4) По кругу лиц:
  • Вопрос 54. Пособие по безработице: понятие, условия назначения, размеры, сроки выплаты.
  • Вопрос 55. Понятие и установление временной нетрудоспособности. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность.
  • Вопрос 56. Условия назначения, сроки и размер выплаты пособий по временной нетрудоспособности.
  • Вопрос 57. Единовременные пособия гражданам, имеющим детей.
  • Вопрос 58. .Ежемесячные пособия гражданам, имеющим детей.
  • Вопрос 59. Пособия для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Вопрос 60. Пособие вынужденным переселенцам.
  • Вопрос 61. Пособия гражданам, участвующим в борьбе с терроризмом.
  • Вопрос 62. Пособия при возникновении поствакцинальных осложнений.
  • Вопрос 63. Пособие на погребение.
  • Вопрос 64. Пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
  • Вопрос 65. Социальные пособия семьям военнослужащих.
  • Вопрос 66. Страховое обеспечение в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.
  • Вопрос 67.
  • Вопрос 68. Медицинское страхование. Договоры в системе обязательного медицинского страхования.
  • Вопрос 69. 1.2 Виды медицинской и медико-социальной помощи
  • Вопрос 70. Лекарственная помощь.
  • Вопрос 72. Понятие, принципы и виды социального обслуживания населения в рф.
  • Вопрос 73. Социальное обслуживание детей и подростков.
  • Вопрос 74. Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов.
  • Вопрос 75. Понятие, цели и виды государственной социальной помощи. Условия ее предоставления.
  • Вопрос 76. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
  • Вопрос 77. .Набор социальных услуг.
  • Вопрос 78. Социальная доплата к пенсии.
  • Вопрос 79. .Понятие и виды мер социальной поддержки. Круг лиц, имеющих на нее право.
  • Вопрос 80. Ежемесячная денежная выплата как мера социальной поддержки.
  • Вопрос 82. Социальная поддержка лиц, имеющих особые заслуги перед государством
  • Вопрос 83. Социальная поддержка лиц, осуществляющих уход за инвалидами и престарелыми гражданами.
  • Вопрос 84. Дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей.
  • Вопрос 85. Компенсационные выплаты
  • Вопрос 86. Льготы
  • Таким образом, из категории малоимущих автоматически исключаются семьи, в которых трудоспособные родители не работают из-за злоупотребления алкоголем, не пытаются найти работу.
  • Защита прав граждан пожилого возраста и инвалидов и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов
  • Вопрос 74. Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов.

    Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов

    Регулируется ФЗ от 2 августа 1995 года О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. данный вид социального обслуживания представляет собой совокупность социальных услуг, которые предоставляются указанным лицам на дому или в учреждениях социального обслуживания, независимо от формы собственности.

    Деятельность в данной сфере строится на следующих принципах:

    1. Соблюдение прав человека и гражданина

    2. Предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания

    3. Равенство возможностей получения социальных услуги и их доступность

    4. Ориентация на индивидуальные потребности этих лиц

    5. Приоритет мер социальной адаптации

    6. Преемственность всех видов социального обслуживания

    7. Ответственность органов гос. власти и учреждений, должностных лиц за обеспечение прав указанных лиц в сфере социального обслуживания.

    Право на социальное обслуживание имеют женщины в возрасте старше 55 лет и мужчины в возрасте старше 60 лет, а также инвалиды (включая детей-инвалидов), нуждающиеся в посторонней помощи временно или постоянно в связи с утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (полностью или частично).

    Социальное обслуживание этих лиц осуществляется по решению органов социальной защты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, которые заключают органы социальной защиты с коммерческими организациями, предоставляющими услуги по социальному обслуживанию.

    При получении социальных услуг пожилые граждане-инвалиды имеют следующие права:

    1. на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждения социального обслуживания

    2. на выбор учреждения и формы соц. обслуживания

    3. на информацию о своих правах и обязанностях, а также об условиях оказания соиальных услуг.

    4. Согласие или отказ от социального обслуживания

    5. конфиденциальность информации личного характера

    6. на защиту своих прав и интересов

    Социальное обслуживание осуществляется при добровольном согласии самих лиц, исключение составляют:

    1. лица, не достигшие возраста 14 лет

    2. лица, признанные недееспособными в соответствии с законодательством

    В этом случае согласие дает законный представитель. Согласие выражается в письменной заявлении, на основании которого лицо помещается в учреждение социального обслуживания.

    Законом РФ от 2 июля 1992 года О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании предусмотрена возможность поместить пожилого гражданина или инвалида в учреждение социального обслуживания без их согласия.

    По общему правилу, указанные лица могут отказаться от социального обслуживания, при этом работниками социальных служб им должно разъясняться негативные последствия принятого решения. В этом случае лица оформляют отказ от социального обслуживания в письменной форме.

    Гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования. При этом по желанию самих лиц их социальное обслуживание может осущетвляться как на постоянной, так и на временной основе.

    Социальное обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной среде в целях поддержания их социального статуса. Перечень гарантированных государством социальных услуг к числу надомных услуг относит:

    1. организация питания, включая доставку продуктов на дом

    2. помощь в приобретении медикоментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости.

    3. содействие в получении медицинской помощи, включая препровождение в медицинские учреждения.

    4. поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями

    5. содействие в оказании юридической помощи и правовых услуг

    6. содействие в организации ритуальных услуг.

    7. Если указанные лица проживают в жилых помещениях без центрального отопления и/или водоснабжения, то тогда в перечень гарантированных услуг включается обеспечение топливом или водой.

    Кроме этого данным лицам могут быть предоставлены и другеи услуги дополнительно на суловиях частичной или полной оплаты.

    Если пожилые граждане или инвалиды страдают психическими расстройствами, анкологическими заболеваниями, туберкулезом, венерическими заболеваниями, хроническим алкоголизмом и другими подобными заболеваниями, требующими лечения, то им может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому и они направляются в учреждения здравоохранения.

    Полустационарное социальное обслуживание: включает в себя социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание гражданпожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслуживание принимаются лица, способные к самообслуживанию и активному передвижению и не имеющие медицинских противопоказаний. Полустационарное социальное обслуживание может осуществляться в домах дневного и ночного пребывания. Данные учреждения социального обслуживания создаются прежде всего для лиц без определенного места жительства. В дом ночного пребывания принимаются лица, обратившиеся как самостоятельно, так и направленные туда органами соц. защиты или ОВД. Некоторым лицам по межицинским показаниям может быть оказано в предосталвении данных услуг (перечислены выше).

    Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание социально-бытовой помощи гражданам, утратившим способность к самообслуживанию или нуждающимся в нем по состоянию здоровья. данный вид социального обслуживания включает в себя одекватные возрасту и состоянию здоровья реабилитационные мероприятия медицинского, социального, лечебно-трудового характера, обеспечение ухода, медицинской помощи, организации отдыха и досуга. Данные лица имеют следующие права:

    1. обеспечение условий проживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям

    2. первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь

    3. социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию

    4. добровольное участие в лечебно-трудовом процессе

    5. право на медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям

    6. имеют право на свободное посещение их адвокатами, нотариусами, представителями общественных объединений, законными представителями, родственниками и священнослежителем.

    7. имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с ФЗ О бесплатной юридической помощи в РФ от 21 ноября 2011 года.

    8. право поедоставления им помещения для отправления релиоиозных обрядов верующим всех конфессий.

    9. право сохраниения занимаемых ими жилых помещений по договору найма или аренды в течение 6 месяцев с момента поступления на социальное обслуживание, если это дома гос/мениципальной собственности. Если в помещениях остались члены семьи - сохраняется на весь срок.

    10. участие в общественных комиссиях по защите прав граждан.

    11. Дети-инвалиды, находящиеся в учреждениях стационарного социального обслуживания имеют право на получение образования и профессиональное обучение.

    12. Дети-инвалиды с физическими недостаткам и дети-инвалиды, страдающие психическими расстройствами, помещаются в разные учреждения социального обслуживания.

    Гражданам пожилого возраста и инвалидам, находящимся в стационарные учреждениях социального обслуживания предоставляется право приема их на работу в соответствии с их остоянием здоровья, при этом, если с ними юудет заключен трудовой договор, то они имеют право на отпуск 30 календарных дней.

    Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера, если они остро нуждаются в социальной поддержке. Срочное социальное обслуживание включает в себя:

    1. разовое обеспечение горячим питанием или продоктовыми наборми

    2. обеспечение одеждой, обувью и другими товарами первой необходимости

    3. разовое оказание материальнойй помощи

    4. содействие в получении временного жилого помещения

    5. организацию юридической помощи в целях их защиты

    6. организация экстренной едико-психологической помощи с привлеченеим психологов и священнослужителей.

    Социально-консультативная помощь направлен на адаптацию пожилых лиц и инвалидов, на ослабление социальной напряженности, создание благоприятных условий в семье, обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Социально-консультативная помощь предусматривает:

    1. выявление лиц, нуждющихся в данной помощи

    2. профилактику социально-психилогоческих отклонений

    3. работу с семьями, в которых живут указанные граждане

    4. организация досуга,

    5. консультация в обучении, профориентации и трудоустройстве.

    6. правовая помощь в пределах компетенции органов соц. обслуживания.

    7. обеспечение координации деятельности общественных объединений и учреждений социального обслуживания.