Национальный рейтинг прозрачности закупок 2016 года показывает, что за 2,5 года после введения новой контрактной системы закупки государства так и не стали прозрачными, пишет газета "Ведомости" . Так, с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года госзаказ вырос на 20%, а число конкурентных закупок - всего на 1%. В среднем на торги приходит менее трех участников, и при этом на трети торгов цена не снижается.

В результате на закупках по завышенным ценам государство потеряло около 180 млрд рублей (2,68% от заказа), что, впрочем, меньше, чем годом ранее (247,3 млрд, или 4,3%).

Прозрачность закупок авторы публикуемого с 2006 года рейтинга , объявившие его независимой некоммерческой инициативой в области экономического и правового анализа российского рынка государственных и корпоративных закупок, оценивают в 2016 году как среднюю. Такую же оценку получило курирующее контрактную систему Минэкономразвития (32-е место в рейтинге из 70). У ФАС, контролирующей процедуры закупок, "высокая прозрачность" (девятое место).

Данные отчасти подтверждают заявления Минэкономразвития о том, что за импортозамещение приходится платить, считает председатель оргкомитета рейтинга Виктор Симоненко.

Самыми прозрачными признаны закупки Росимущества, Москвы, Владивостока и "Росатома". Самыми непрозрачными - Росавиации, Росрыболовства и Росстандарта, а среди госкомпаний - Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и "Сибэко".

Росавиация, как отмечает издание, не согласна с методологией рейтинга, считающей непрозрачными закрытые способы закупки (извещение рассылается ограниченному кругу лиц). На электронных аукционах закупаются в основном недорогие вещи: канцтовары, оргтехника, уборка помещений. Доля таких закупок в расходах крайне мала, объясняет представитель агентства, а большая часть закупок - строительство и реконструкция аэродромов, взлетных полос - может достигать десятков миллиардов рублей.

Претензии к рейтингу есть и у ГТЛК, которая, как заявил ее представитель, в основном закупает финансовые услуги. Раньше госкомпания проводила конкурс, выбирала банк по самой низкой ставке, но банк собирал кредитный комитет и отказывал в кредите. В 2016 года сознательно перешли на закупку финансовых услуг у единственного поставщика.

Авторам лучше поправить методологию и не учитывать эти услуги, предлагает представитель ГТЛК. Госкомпании, напомнил он, ранее уже просили вывести финуслуги из-под действия закона об их закупках, и Минэкономразвития с ними согласилось.

При этом, как передал изданию через представителя вице-президент Ассоциации участников закупок Павел Друкер, региональные компании жалуются на невозможность выиграть торги из-за коррупции.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает конкурсы менее прозрачным способом закупки, чем аукционы, напоминает издание. Ранее руководитель ФАС Игорь Артемьев говорил, что 95% закупок госкомпаний производятся у единственного поставщика. В подготовленном ведомством проекте Национального плана по развитию конкуренции содержится предложение перейти от субъективных конкурсов к электронному аукциону, фактически вернувшись к положениям закона о госзакупках, отмененным в 2014 году.

НАУЭТ - Национальная ассоциация участников электронной торговли.

Некоммерческое Партнёрство Национальная Ассоциацаия Участников Электронной Торговли, НАУЭТ
Тип некоммерческое партнёрство
Год основания 18 сентября 2003
Расположение Россия Россия ,117 312, Москва, проспект 60 лет Октября, д.9, офис 709
Ключевые фигуры Президент Александр Киселев , Исполнительный директор - Антон Никольский
Сфера деятельности интернет-торговля, мобильная торговля
Сайт nauet.ru

Информация об ассоциации

«Национальная ассоциация участников электронной торговли» (НАУЭТ) является некоммерческой негосударственной организацией, объединяющей в своих рядах организации различных форм собственности, объединённые общей сферой деятельности, связанной с использованием современных инфокоммуникационных технологий и глобальной сети Интернет в предпринимательской деятельности.

Данная сфера деятельности, получившая название электронная коммерция , подразумевает использование электронных торговых площадок при осуществлении торгово-закупочной деятельности, розничной online торговле, электронных государственных закупках, использовании Интернет в качестве канала продаж при предоставлении платных услуг в различных сферах деятельности.

Ассоциация была основана 18 сентября 2003 и, судя по сообщениям прессы, функционировала как минимум до 2012 года. Однако, по данным из архива Интернет, сайт ассоциации перестал отзываться в приблизительно в июне-июле 2011 года.

По данным с сайта ассоциации, инициаторами создания НАУЭТ выступили , а также организации - операторы электронных торговых систем, представляющие более 20 регионов РФ. НАУЭТ так же утверждала об имеющейся поддержке её деятельности со стороны ТПП РФ , на сайте организации ТПП РФ , наряду с Российской Академией Наук , ИСИ РАН и МИРБИС обозначена как организация-партнёр НАУЭТ.

Наряду с рядом участников рынка, а также ассоциацией микрофинансовых организаций НАУМИР , НАУЭТ вошла в состав участников отраслевой ассоциации «Электронные деньги» .

Цели ассоциации

Своё предназначение НАУЭТ видит в:

  • формировании в России социальной, экономической, технологической и политической среды, способствующей развитию и совершенствованию электронной коммерции и торговли;
  • создании благоприятного имиджа России и членов Ассоциации, как лидеров в области электронной коммерции;
  • влиянии на выработку представительными и исполнительными органами власти Российской Федерации политики в отношении электронной коммерции и торговли, отвечающей интересам членов Ассоциации, и содействие её эффективной реализации;
  • создании условий для интеграции в единое информационное пространство существующих и вновь создаваемых информационных систем электронной коммерции и торговли и обеспечение открытости и доступности их для всех участников электронного рынка;
  • содействии выработке и внедрению правил, направленных на предупреждение нарушений закона, мошенничества и недобросовестных действий со стороны участников электронной коммерции и торговли.

Участники ассоциации

С составе ассоциации находятся различные государственные структуры и частные предприятия (в основном интернет-магазины).

По состоянию на июнь 2011 года их список около 30 государственных административных и научных структур, таких как Администрация Ульяновской области , АНО «Деловой центр Уральского федерального округа», Главное управление развития экономики и планирования Администрации Красноярского края, ГСУ «Фонд имущества Тамбовской области», Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, Министерство экономического развития и торговли Карачаево-Черкесской Республики Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай, Управление экономики Правительства Еврейской автономной области и т. д. и т. п.

Негосударственный сектор был представлен РАЕН , интернет-магазином Ozon.ru , процессинговой компанией Chronopay , частным учебным заведением МИРБИС , Некоммерческим партнерством «Северо-Кавказская универсальная биржа» (СКУБ), дочерней компанией ЛАНИТа «Норбит» и рядом других не особенно известных организаций.

Ряд представителей организаций, которые не числятся в официальном списке ассоциации, участвуют в постоянных комитетах НАУЭТ.

Структура ассоциации

В составе НАУЭТ работают следующие постоянные комитеты:

  • Комитет по электронным торгам и информационному обеспечению госзаказа.

Председатель комитета - Емельянов Антон Андреевич, Генеральный директор ЗАО «Система Электронных Торгов», .

  • Комитет по электронной коммерции
  • Комитет по платежным системам и банковским инструментам
  • Комитет по электронным билетам

Полозов-Яблонский Андрей Александрович, Аэрофлот .

Мероприятия и проекты ассоциации

Национальный рейтинг прозрачности закупок

Ежегодно. начиная с 2006 года, НАУЭТ формирует Национальный рейтинг прозрачности закупок (НРПЗ) при поддержке ФАС России , Минэкономразвития России , Счетной палаты РФ , профильных комитетов Государственной Думы РФ . Одним из главных продуктов аналитической работы, проводимой в рамках Проекта, является Рейтинг Прозрачности Государственных и Корпоративных Закупок. Участниками Рейтинга Прозрачности являются наиболее значимые федеральные и региональные закупщики, а также лидеры российского корпоративного сектора. Для целей составления Рейтинга Прозрачности проводится детальный анализ действующей практики осуществления закупок крупнейшими государственными и корпоративными структурами. Главным фактором, влияющим на оценку закупочной деятельности участников при составлении Рейтинга, является соблюдение стандартов прозрачности и экономической эффективности закупочной деятельности.

В задачи Проекта НРПЗ входит:

  • непрерывный мониторинг состояния и тенденций национального рынка закупок;
  • анализ предложений и текущих программ реформирования системы государственного управления в области закупок;
  • анализ международной практики противодействия коррупции, повышения прозрачности и стимулирования экономической эффективности закупок государственных и корпоративных структур;
  • открытое информирование общественности и средств массовой информации о масштабах и степени проникновения коррупции на национальном рынке закупок;
  • консультирование государственных структур и представителей российского корпоративного сектора по вопросам внедрения и развития современных методов закупок.

Ежегодный отчет о состоянии электронной торговли

НАУЭТ готовит ежегодный отчёт о состоянии электронной торговли в России. Отчёт распространяется бесплатно по заинтересованным организациям и прессе и служит массово цитируемым источником информации об отрасли. Несмотря на то, что по содержанию отчёта раздаётся и критика, по всей видимости эту критику следует считать свидетельством влияния этой информации на рынок.

06 .12.2018

Рейтинг составляется независимым исследовательским центром с 2006 года. Анализируют данные из ЕИС, сайты заказчиков и информацию, которую заказчики сами предоставили экспертам. Победителям потом вручают статуэтки, а результаты отправляют в профильные ведомства, чтобы там подумали и сделали выводы.

Госзакупщики

Непрозрачно

Росалкогольрегулирование

Минэнерго

Росавтодор

Росрыболовство

Непрозрачно, но чуть лучше

Федеральное казначейство

Росгидромет

Росстандарт

Прозрачные

Роспечать

Ростуризм

Государственная фельдъегерская служба


Территориально

Непрозрачно

Магаданская область

Республика Калмыкия

Ненецкий АО

Чукотский АО

Республика Дагестан

Карачаево-Черкесия

Прозрачно

Ханты-Мансийский АО

Республика Татарстан

Государственные корпоративные заказчики

Непрозрачно

Тактическое ракетное вооружение

Аэропорт Казани

Непрозрачно, но чуть лучше

Аэрофлот

Россельхозбанк

Прозрачно

РусГидро


​Унитарные предприятия

Непрозрачно

Совхоз Рощинский из Башкирии

Ижводоканал

Московский метрополитен

Прозрачно

Мосгортранс

Петербургский метрополитен

Крымэнерго

Журналисты РБК попросили прокомментировать ситуацию аутсайдеров рейтинга. Участники ответили, что всё делали в соответствии с законодательством. Например, Минэнерго отметило необходимость более профессионального подхода к оценке прозрачности закупок. Росавтодор закупается в строгом соответствии с законодательством РФ, которое, не предполагает никакой рейтинговой системы.
В «Аэрофлоте» тоже отметили непрофессиональность рейтинга. Он не учитывает специфику закупочной деятельности отраслей, что приводит к прямому искажению информации.

— В 2017 году компания заключила крупный контракт на приобретение партии отечественных самолетов. Это колоссальная сделка на огромную сумму, естественно неконкурентная, потому что производитель - единственный источник. Сделка заключена на 18 лет, но методика составления рейтинга не учитывает и этот фактор. В результате, сравнили конкурентные закупки за год с неконкурентной процедурой на 18 лет и получили совершенно искаженную картину, — комментируют в «Аэрофлоте».

6 декабря в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялась ежегодная Церемония подведения итогов проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок». В пленарном заседании приняли участие .

Так же с докладами на тему государственных и корпоративных закупок выступили Машков Виталий Владимирович, советник генерального директора АО «Корпорации МСП», Данилов Алексей Леонтьевич, заместитель руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике, Мельниченко Инна Алексеевна, директор Департамента методологии и организации закупок ГК «Росатом».

Начиная с 2006 года, аналитическим центром проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» осуществляется непрерывный мониторинг российского рынка закупок на предмет прозрачности и эффективности закупочных процедур. В результате детального анализа за период НРПЗ 2018 в государственном секторе было исследовано 2 852 973 закупок, начальная максимальная цена которых составила 7,38 трлн. руб., в секторе 223-ФЗ было проанализировано 1 373 112 закупок, начальная максимальная цена которых составила 29 трлн. рублей. Прозрачность национального рынка закупок находится на уровне «Средняя прозрачность» шкалы НРПЗ, который является третьим по счету из пяти возможных.

«В целом стабильный рынок государственных закупок вступил в новую нормативную реальность, и мы будем надеяться, что внесенные масштабные поправки только улучшат конкурентность и прозрачность закупочного процесса, однако вызывают опасения отдельные нормы такие, как возможность закупок у взаимозависимых обществ, которые могут и отрицательно сказаться на прозрачности, проект НРПЗ будет следить за изменениями и представит их на следующем ежегодном исследовании» — сообщает Симоненко Виктор Викторович, председатель оргкомитета проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок».

Виктор Симоненко

Ежегодно аналитический центр проекта НРПЗ рассчитывает и анализирует условный показатель «Потери государства в условиях низкой конкуренции», который индикативно показывает возможные потери государства на закупках, проведенных в неконкурентной среде. За период НРПЗ 2018 потери государства от закупок в условиях низкой конкуренции составили 89,61 млрд. руб. (без учета уровня инфляции). Таким образом, потери государства от закупок в условиях низкой конкуренции за период НРПЗ 2018 сократились на 33,9%. «В ежегодном исследовании мы видим, что уровень конкуренции за последний период исследования вырос, и, как следствие, снижаются потенциальные потери государства» — комментирует Виктор Симоненко.

На сегодняшний день электронный аукцион – самый востребованный вид закупочных процедур (доля ЭА составляет 81,20% от общего количества проведенных закупок) и наиболее конкурентный и эффективный способ осуществления закупок (среднее количество заявок на ЭА порядка 3,21). Как отмечает Виктор Викторович: «Интересно понаблюдать, как измениться ситуация в 2019 году при условии перевода всех закупок в электронный вид».

Второй год особое внимание уделяется участию малого и среднего бизнеса в государственных закупках. «Сегодня поддержка малого и среднего бизнеса очень важна для экономики страны и выделена в отдельный национальный проект. Исследование показало, что сегмент МСП очень активен и за период исследования 80% договоров заключено с субъектами МСП, что говорит об огромном потенциале этого рынка и необходимости поддержки участников этого процесса» — говорит Председатель организационного комитета Симоненко Виктор Викторович.

Заключительной частью мероприятия стала торжественная Церемония награждения лидеров Рейтинга прозрачности закупок в 5 сегментах. Традиционными участниками стали заказчики федерального, регионального, муниципального уровней и корпоративные заказчики, работающие в рамках Федерального закона №223-ФЗ. В сектор государственных и муниципальных закупщиков были включены унитарные предприятия, а коммерческий сегмент был исключен ввиду отсутствия достаточного количества информации о закупках в открытых источниках.

Участниками НРПЗ 2018 стали 372 заказчика, а именно 69 крупнейших государственных закупщиков федерального уровня; 85 субъектов Российской Федерации; 87 крупнейших муниципальных образований; 62 крупнейших унитарных предприятия; 69 заказчиков, деятельность которых регулируется Федеральным законом №223-ФЗ от 18 июля 2011 г.

Лидерами НРПЗ 2018 стали следующие участники, получившие наивысшую оценку Рейтинга — «Гарантированная прозрачность»:

Класс федеральных государственных закупщиков : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное агентство по туризму, Федеральная служба государственной статистики, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации.

«Сектор федеральных заказчиков является единственным, получившим общую характеристику «Высокая прозрачность», шкалы НРПЗ, который является вторым по счету из пяти возможных, и демонстрирует стабильность и зрелость участников секции при осуществлении закупочной деятельности», — комментирует Симоненко Виктор Викторович, председатель организационного комитета проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок.

Класс региональных государственных закупщиков: г. Москва, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Республика Татарстан (Татарстан), Чувашская Республика – Чувашия, Тамбовская область, Смоленская область, г. Севастополь, Архангельская область, Республика Саха (Якутия).

«Исследование 2018г. показало, что рынок субъектов малого и среднего бизнеса является огромным, и по итогам исследуемого периода было выявлено, что 80% все заключенных контрактов заключены с представителями малого и среднего бизнеса. И большую долю этого объема заключают именно Региональные заказчики, поэтому этот сегмент по праву можно считать точкой роста для малого и среднего бизнеса», — комментирует Симоненко Виктор Викторович, председатель организационного комитета проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок».

Класс муниципальных государственных закупщиков : МО г. Владивосток, МО г. Петропавловск-Камчатский, МО г. Хабаровск, МО г. Ставрополь, МО г. Пермь, МО г. Сочи, МО г. Тюмень, МО г. Южно-Сахалинск, МО г. Сургут, МО г. Смоленск.

«Сектор муниципальных заказчиков за период исследования преподнес сюрприз и продемонстрировал самый высокий уровень конкуренции на закупках (3,23 участника на одну закупочную процедуру), это говорит о том, что участие в закупках заказчиков муниципального уровня доступнее и позволяет большему количеству участников попробовать свои силы в госзаказе» — комментирует Симоненко Виктор Викторович, председатель организационного комитета проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок».

Класс унитарных предприятий: ГУП г. Москвы «Мосгортранс», ГУП «Петербургский метрополитен», ГУП РК «Крымэнерго», ГУП г. Москвы «Моссвет», ГУП РК «Черноморнефтегаз», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

«В этом году секция ГУПов и МУПов была выделена в отдельный сегмент, поскольку была законодательно переведена под действие Федерального закона №44-ФЗ о закупках, и было интересно посмотреть на то, как предприятия перестроятся и будут осуществлять свою деятельность. Несмотря на все сложности, связанные с изменением структуры проведения закупок, предприятия смогли адаптироваться без ущерба для производственных процессов. Тем не менее были приняты поправки, которые возвращают заказчиков в регулирование 223-ФЗ, и дальнейшее исследование сегмента будет проводится в разрезе секции заказчиков, работающих по 223-ФЗ» — комментирует Симоненко Виктор Викторович, председатель организационного комитета проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок».

Сегмент заказчиков, регулируемых Федеральным законом №223-ФЗ : Госкорпорация «Росатом», АО «МОСГАЗ», ПАО «Россети», ПАО «РусГидро», ПАО «Ростелеком», Государственная компания «Автодор», Внешэкономбанк (ВЭБ РФ).

«Сегмент заказчиков, работающих по 223-ФЗ, является самой динамически меняющейся сферой в разрезе нормативного регулирования. За период исследования соотношение закупок, проведенных в конкурентной электронной форме и не электронной форме, составило 60% и 40% соответственно. Принятые поправки, с одной стороны, позволят повысить прозрачность и уровень конкуренции в сегменте, но, с другой стороны, часть объемов может выйти из-под регулирования в рамках работы с взаимозависимыми обществами. Следующий период исследования покажет, насколько эти опасения оправданны», — комментирует Симоненко Виктор Викторович, председатель организационного комитета проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок».

Самые непрозрачные госзакупки проводят Росалкогольрегулирование, Минэнерго, Росавтодор и Росрыболовство - именно эти ведомства получили наименьшее количество баллов в «Национальном рейтинге прозрачности закупок 2018», с результатами которого ознакомился РБК. Низкая прозрачность госзакупок отмечена также в Федеральном казначействе, Росгидромете, МЧС и Росстандарте.

Низкая прозрачность госзакупок была зафиксирована в АО «Роснано», ПАО «Аэрофлот», АО «Россельхозбанк» и ПАО «Газпром». «Гарантированная» прозрачность, то есть самая высокая оценка авторов рейтинга, была присвоена госкорпорации «Росатом», АО «Мосгаз», ПАО «Россети» и ПАО «РусГидро».

Как создавался рейтинг
Участниками рейтинга прозрачности закупок стали 372 ведомства, предприятия, региона и города. Все они были разделены на пять групп: государственные закупщики (федеральные и региональные), муниципальные закупщики, унитарные предприятия, а также заказчики, регулируемые 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (то есть госкорпорации и госкомпании). Рейтинг был составлен за период с июля 2017 года по июнь 2018-го.

При составлении рейтинга использовались данные публичных официальных источников, в том числе сайта госзакупок, сайтов участников, а также данные, предоставленные самими участниками. Исследование проводилось путем анализа показателей каждой группы закупщиков, для того чтобы «отследить влияние нерыночных факторов, включая коррупцию, на процесс размещения заказов и на основе статистического анализа выдвинуть предположения об их причинах, последствиях и возможных путях устранения», написали авторы рейтинга.

Среди критериев, по которым оценивались закупщики, были число поставщиков, допущенных к конкурентным процедурам, число поданных заявок на участие, доля отклоненных и состоявшихся закупок, а также доля процедур без заявок на участие, с единственной соответствующей заявкой и т.д.

Закупки с потерями для государства
Из-за низкой конкуренции государство потеряло на закупках 86,5 млрд руб. с поправкой на инфляцию, говорится в материалах к рейтингу. Для этого авторы, как поясняет представитель оргкомитета рейтинга, оценили объем несостоявшихся закупок (без заявок, с одной поданной заявкой, с единственной соответствующей заявкой) и предположили, что на такие торги вышли несколько участников, которые предложили средний по рынку дисконт по такому виду контрактов. Получившийся показатель и считается суммой, которую мог бы сэкономить госсектор.

​Больше всего потерь государству принесли региональные закупщики - свыше 45 млрд руб., федеральные - 35,5 млрд руб., муниципальные - 6 млрд руб. Впрочем, по сравнению с результатами прошлогоднего рейтинга потери государства в связи со слабой эффективностью закупок сократились на 33%.

15.09.2015

Национальный рейтинг прозрачности закупок – вид рейтинга, определяющий степень законности ведения закупочных процедур. Согласно рейтингу, оценке подвергаются организации федерального, регионального, муниципального уровней (составляют сектор государственных закупщиков) и корпоративные закупщики (коммерческие организации, а также компании, действующие в рамках Федерального закона №223-ФЗ). Рейтинг присваивается независимой негосударственной организацией НП «Национальная ассоциация участников электронной торговли» (НП «НАУЭТ») и направлен на предупреждение нарушений закона, выявление случаев мошенничества, коррупции и иных недобросовестных действий со стороны участников электронной коммерции и торговли.

Деятельность участников-организаторов торгов регламентируется нормами действующего законодательства:

  • Федеральный закон №44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
  • Федеральный закон №223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Методология присвоения национального рейтинга прозрачности закупок

Национальный рейтинг прозрачности закупок составляется на период с 1.07. прошлого года по 30.06. текущего года. В рейтинге участвуют компании-объявители торгов, представляющие государственный сектор закупок, и компании – представители корпоративного сектора. Для анализа организаций и присвоения рейтинга используются открытые информационные источники:

  • Общероссийский официальный сайт (ООС),
  • Федеральная служба государственной статистики (Росстат),
  • официальные сайты участников,
  • сведения, предоставленные участниками в собственноручно заполненных анкетах.

По результатам проведенного анализа выводится интегральная оценка, присваиваемая конкретному участнику закупок (торгов). Она зависит от многих показателей, прямо или косвенно характеризующих информационную открытость предприятий и эффективность проводимых ими закупочных процедур.

По результатам присвоенной оценки компании относятся к одному из классов принятой рейтинговой шкалы, градации которой состоят в следующем:

  • "гарантированная прозрачность" – определяет лидеров рынка,
  • "высокая прозрачность",
  • "средняя прозрачность",
  • "базовая прозрачность",
  • "низкая прозрачность".

«Гарантированная прозрачность» и «высокая прозрачность» являются классами положительной оценки, «базовая прозрачность» и «низкая прозрачность» – классами отрицательной оценки.

Надежности или конкурентоспособности компании Вы можете в рамках работы независимой, негосударственной структуру «Рейтинговое агентство строительного комплекса» РАСК.

Основные критерии оценки национального рейтинга прозрачности закупок

    среднее число поставщиков (подрядчиков, исполнителей), допущенных к процедурам; среднее число поставщиков, не допущенных к процедурам; а также общее число подавших заявки поставщиков – эти три критерия являются важнейшими в определении конкурентной среды закупок и выявлении коррупционного фактора, препятствующего «чистоте» торгов;

    доля заказа, размещенного участником торгов в форме электронных аукционов и конкурсов – электронные аукционы сегодня являются наиболее прозрачным способом проведения закупочных процедур, поскольку не ограничивают поставщиков в участии ни территориально, ни временно. Соответственно, чем выше данный показатель, тем выше присваиваемая конкретному субъекту оценивания рейтинговая оценка;

    доля контрактов, заключенных без проведения всех видов процедур – критерий прямо определяет степень коррупционного фактора;

    оценка снижения стартовой цены – когда устанавливаемые заказчиком цены определяются как необоснованно завышенные или необоснованно заниженные, то здесь также можно говорить о неэффективном проведении закупочной процедуры;

    публикация положения о закупках; наличие плана закупок; наличие отчетности по заключенным договорам; оценка доступности просмотра прикрепленных заказчиком документов – все эти критерии позволяют оценить организатора закупок с точки зрения информационной открытости и косвенно свидетельствуют о предвзятости/непредвзятости проведения процедур в отношении всех возможных участников закупок (поставщиков).

Эти выше названные и другие критерии используются «НАУЭТ» в целях независимого присвоения рейтинговой оценки. Однако в силу различий, существующих между субъектами оценивания, рейтинг присваивается согласно своему конкретному набору критериев для каждой выделенной категории участников:

  • государственные и муниципальные закупщики (на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, муниципальном уровне),
  • корпоративные закупщики (подпадающие под действие норм 223-фз и коммерческие закупщики, имеющие право разрабатывать собственную методологию проведения торгов (в рамках существующего законодательства)).