Методические указания к 1-му занятию по общей физиотерапии: «Биофизические основы физиотерапии. Применение постоянного тока в клинике внутренних болезней»

Уважаемый студент! Настоящие методические указания ни в коей мере не заменяют ни учебник, ни другие учебно-методические пособия, ни лекции. Это лишь путеводитель, который позволит вам более четко структурировать материал, ничего не пропустить и лучше подготовиться к занятию по общей физиотерапии. Предполагается обязательная работа с базовым учебником (Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н.. Общая физиотерапия. – М.: Медицина, 2003.), ссылки на страницы которого приведены ниже, и конспектами лекций по соответствующим разделам. Кроме того, для лучшего усвоения материала мы рекомендуем пользоваться дополнительной литературой и учебно-методическими пособиями, указанными в разделе «Список литературы».

Как уже следует из заголовка темы, первое занятие построено из двух тематических блоков – это введение в дисциплину (основные общие вопросы) и глава, посвященная действию на организм гальванического тока.

Основы физиотерапии

1. Определение физиотерапии (Стр.6). Физиотерапия - область медицины, изучающая действие на организм природных и искусственно создаваемых (преформированных ) физических факторов , применяемых для лечения больных, профилактики заболеваний и медицинской реабилитации . Обратите внимание на выделенные ключевые слова определения. Физиотерапия как дисциплина структурно делится на общую и частную (стр. 9).

2. Предмет физиотерапии (стр. 6). Лечебные физические факторы, их классификация. Для более конкретного наполнения приведенной на стр.6 классификации достаточно взглянуть на оглавление учебника.

3. Преимущества физиотерапии перед фармакотерапией (стр. 7-8). Физиотерапия не противопоставляется другим методам лечения, а является эффективным и ценным дополнением фармакотерапии.

4. Ознакомьтесь с очерком об истории развитии и становлении физиотерапии как науки (стр. 9-20).

5. Общие механизмы действия физических факторов. Взаимодействие физического фактора и организма проходит несколько стадий. 1). Физическая стадия – передача биологической системе энергии, которая в процессе взаимодействия с тканями проходит, рассеивается, поглощается и отражается. 2). Физико-химическая стадия характеризуется первичными физико-химическими сдвигами в клетках и окружающей их среде. Наиболее изученными первичными эффектами являются теплообразование (нагрев тканей), изменения рН, концентрации и соотношения ионов в клетках и тканях, образование свободных форм веществ, генерация свободных радикалов, изменение пространственной структуры (конформации) биополимеров, прежде всего, белков. Менее изученные первичные эффекты - изменение физико-химических свойств воды, поляризационные и биоэлектретные эффекты, изменение электрических свойств клеток. Одному физическому фактору могут быть присущи многие физико-химические эффекты, а применение разных физиотерапевтических методов может вызывать одни и те же первичные сдвиги. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены на лекции или на практическом занятии; рекомендуем также обратиться к учебному пособию, приведенному в списке литературы (Дробышев В.А., Карева Н.П., Люткевич А.А. Введение в физиотерапию. Теоретические основы действия и классификация лечебных физических факторов. Гальванизация и электрофорез. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2008. - С. 8-11.).


3). Биологическая – совокупность изменений в органах и тканях, возникших как ответ на действие физического фактора. Они могут быть как непосредственные, так и возникающие рефлекторно, в связи с чем выделяют местную, рефлекторно-сегментарную и общую (генерализованную) реакцию организма (Стр. 21-25)

6. Основные принципы лечебного применения физических факторов (Стр. 25-32)

7. Общие противопоказания для физиотерапии (знать наизусть!) – стр. 29-30. Злокачественные новообразования, системные заболевания крови, кахексия, гипертоническая болезнь III стадии, резко выраженный атеросклероз сосудов головного мозга, заболевания сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации, кровотечения и кровохарканье, а также склонность к ним (или подозрение), общее тяжелое состояние больного, лихорадка, эпилепсия с частыми приступами, тяжелые психозы.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ.

(В.С.Улащик. Физиотерапия. Универсальная медицинская энциклопедия. Минск, 2008. С.377-381)

Физиологическое и лечебное действие физических факторов существенно зависит от реактивности организма, функционального состояния отдельных его органов и систем, возраста, конституциональных признаков и др. Анатомо-физиологические особенности детского организма не только заметно сказываются на действии лечебных физических средств, но и определяют необходимость соблюдения ряда условий при проведении физиотерапевтических процедур у детей. Современные знания в этой области позволяют сформулировать следующие основные принципы назначения физиотерапии в детском возрасте.

1. Физическую терапию у детей следует более строго комбинировать с питанием и диетотерапией, пребыванием на воздухе, с воспитательными и учебными мероприятиями. Все они могут существенно изменять действие физических факторов на здоровый и больной организм. Важно учитывать и время кормления, сопровождающегося активированием обменных процессов в детском организме. Физиотерапевтические процедуры рекомендуется проводить не ранее чем через 1 ч после кормления и не позднее, чем за 30-45 мин до следующего кормления. При физическом или умственном перенапряжении, утомлении обязателен отдых ребенка перед проведением физиотерапевтических процедур.

2. Во избежание переутомления ребенка в течение дня назначают только одну общую процедуру и лишь при острой необходимости (например, при кожных заболеваниях, болезнях опорно-двигательного аппарата) с интервалом в 2-3 ч в один день проводят общую и местную физиотерапевтические процедуры.

3. У детей реадаптация происходит медленнее, а последействие лечебных физических факторов сохраняется продолжительнее,

поэтому повторные курсы физиотерапии надо назначать через более длинные промежутки, чем у взрослых. Как правило, повторно на одну и ту же область тот же самый метод назначают по прошествии не менее двух месяцев. При возникновении повторного обострения заболевания лучше применить новый близкий по характеру действия метод, чем повторять прежнее назначение. Это особенно относится к таким методам, как УВЧ-терапия, лекарственный электрофорез, УФ-облучение, ингаляционная терапия.

4. В связи с высокой лабильностью всех систем организма ребенка и с целью предупреждения неадекватных реакции у детей строго следует соблюдать принцип постепенной интенсификации воздействия физическими факторами: лечение необходимо начинать с минимальных дозировок и постепенно повышать их до оптимальных.

5. При лечении детей физическими факторами нужно следить как за местными, так и общими (сон, аппетит, прибавление в весе, подвижность и др.) реакциями, индивидуальной переносимостью процедур. Общие реакции являются надежным индикатором адекватности проводимых физиотерапевтических процедур. Необходимость соблюдения данного правила диктуется еще и тем, что у ребенка не всегда можно получить правильное представление о вызываемых процедурой ощущениях, которые имеют дозиметрическое значение. Нелишне напомнить, что первые физиотерапевтические процедуры необходимо проводить в присутствии врача, который объективно оценивает реакцию ребенка на воздействие, уточняет его дозировку и методику проведения.

6. Общая энергетическая нагрузка физиотерапевтических процедур у детей должна быть меньшей, чем у взрослых. Для выполнения этого требования у детей (по сравнению со взрослыми): уменьшают интенсивность (дозировку) воздействия физическим фактором, применяют бальнеотерапевтические процедуры при меньших концентрациях солей и газов; сокращают продолжительность физиотерапевтических процедур; применяют только портативные аппараты; уменьшают площадь воздействия, избегают общих физиотерапевтических процедур; снижают число процедур на курс лечения; увеличивают межпроцедурные промежутки (у детей процедуры обычно проводят через день). Конкретные дозировки определяются возрастом ребенка, характером патологического процесса, видом проводимой физиотерапии. В качестве же общего ориентира можно рекомендовать следующее: у детей по сравнению со взрослыми дозиметрические параметры воздействия уменьшают на 1/3-1/5.

7. У детей имеются некоторые ограничения в выборе места проведения физиотерапевтических процедур. Как правило, у ребенка не воздействуют на следующие области (зоны) тела: ростковые зоны костей, область сердца, паренхиматозные и эндокринные органы, места с нарушенным или плохо развитым кровообращением.

8. Санаторно-курортное лечение также имеет свои особенности у детей, прежде всего организационные. В детских санаторных учреждениях, например, установлены более продолжительные сроки лечения (45-60-90 дней), чем у взрослых. В местные санатории можно направлять детей от 1 года до 14 лет включительно, а на курорты - с 5 лет (детей с церебральным параличом и заболеваниями опорно-двигательного аппарата - с 3 лет). В санатории для лечения родителей с детьми принимают детей в возрасте от 4 до 14 лет, а в санаторные лагеря круглогодичного функционирования (детские санатории) - от 6 до 14 лет. В силу несовершенства адаптационных механизмов у детей отдается предпочтение направлению в местные санатории, особенно при непродолжительных сроках санаторно-курортного лечения.

9. Ограниченные возможности автоматизма условно-рефлекторной деятельности и своеобразие формирования костно-мышечной системы определяют некоторые особенности ЛФК у детей: меньшая нагрузочность физических упражнений; небольшая продолжительность занятий и повторение их в течение дня; включение в комплекс игровых элементов и игр; исключение из занятий силовых упражнений и упражнений на выносливость. Одним из важнейших условий эффективности назначаемой ребенку лечебной физкультуры является соответствие выбранных средств и методик проведения ее возрастным периодам и особенностям.

10. Анатомо-физиологические особенности детского организма и своеобразная динамика становления отдельных его систем несколько расширяют (по сравнению со взрослыми) противопоказания для физической терапии в педиатрии. В частности, от применения физических факторов следует воздержаться, если у ребенка резко снижены адаптационные возможности, изменена реактивность организма, имеется опасность диссименации болезни. Общими противопоказаниями для физиотерапии (кроме общепринятых) у детей являются также резкая гипотрофия, повышенная кровоточивость, высокая температура тела. Своеобразие возрастной реактивности организма не только диктует особенности физиотерапии у детей, но и требует определенных возрастных ограничений в использовании у них физиотерапевтических методов.

Детская физиотерапевтическая помощь в «Мать и Дитя» - эффективное и безопасное лечение и профилактика различных заболеваний у детей с рождений до 15 лет. Реабилитация маленьких пациентов после перенесенных травм, хирургических вмешательств, различных острых заболеваний, при наличии врожденных патологий и восстановление психоэмоционального равновесия ребенка также в компетенции детского физиотерапевта.

Физиотерапия - по сути - лечение силами природы. Безусловно, эти силы воссоздаются в искусственных условиях, благодаря ультрасовременному оборудованию и специальным натуральным и комбинированным составам, однако их целебное воздействие от этого только преумножается. В рамках физиотерапевтического лечения каждое воздействие на ребенка происходит целенаправленно, выверено буквально до секунды.

Каждая программа физиотерапии создается индивидуально, с учетом всех особенностей организма ребенка и медицинских задач, стоящих перед врачами. При взаимодействии высококвалифицированных врачей различных специализаций под руководством опытного физиотерапевта. Курс физиотерапии — это, как правило, комплексное лечение, в результате которого запускаются процессы саморегуляции, восстанавливаются физиологические ресурсы организма.

Детская физиотерапия существенно отличается от взрослой, организм ребенка, особенно малыша до 1 года, иначе реагирует на любые воздействия, поэтому детские физиотерапевты «Мать и Дитя» не только обладают высочайшей компетенцией и большим опытом, но и регулярно совершенствуют свои навыки и лучших российских и западных центрах. Оснащение Детских центров позволяет применять все методы лечения, существующие в международной детской физиотерапевтической практике.

Физиотерапия в «Мать и Дитя»

Физическое воздействие:

  • Водолечение;
  • Галоаэрозольная терапия;
  • Грязелечение;
  • Лечебная физкультура;
  • Массаж;
  • Теплолечение.

Аппаратное воздействие:

  • Амплипульстерапия;
  • Гальванизация;
  • Дарсонвализация;
  • Импульсная электротерапия (диадинамотерапия);
  • Интерференцтерапия;
  • Лекарственный электрофорез;
  • Магнитотерапия (высокочастотная, индуктотермия);
  • Магнитотерапия (переменная низкочастотная);
  • Миоэлектростимуляция;
  • СВЧ-терапия (ДМВ, СМВ);
  • УВЧ-терапия;
  • Флюктуоризация;
  • Фототерапия (ИК, хромотерапия);
  • Фототерапия (УФО);
  • Фотохимиотерапия;
  • Электросон;

Мы поможем, если у вашего ребенка

  • аллергия;
  • заболевания желудочно-кишечного тракта;
  • заболевания кожи (атопический дерматит, экзема);
  • заболевания костно-мышечной системы (ревматоидный артрит, ревматический полиартрит и другие формы артритов, последствия переломов костей, остеохондропатии);
  • заболевания ЛОР-органов (острый ринит и синусит, хронический тонзиллит);
  • заболевания нервной системы (остаточные явления перинатального поражения ЦНС, остаточные явления перенесенной нейроинфекции, невриты, детские церебральные параличи, заболевания периферических нервов, черепно-мозговые травм, нейромышечные дистрофии и т.д.);
  • заболевания опорно-двигательного аппарата (сколиотическая болезнь, врожденная косолапость, врожденный вывих бедра, остеохондропатии, травмы, ювенильный ревматоидный артрит и др.);
  • заболевания органов дыхания (пневмония, острый бронхит, рецидивирующий обструктивный бронхит, бронхиальная астма);
  • заболевания сердечно-сосудистой системы (миокардит, ревматизм, кардиопатия, аритмия, пороки сердца, артериальная гипертензия);
  • острый гематогенный остеомиелит;
  • последствия родовой травмы;
  • рахит;
  • флегмона новорожденных.

Восстановить, сохранить и приумножить ресурсы детского организма, предупредить различные заболевания, эффективно и безопасно преодолеть их - все это возможно Детских центрах «Мать и Дитя». Здоровье с первых дней жизни и навсегда - главная цель нашей работы!

Забота о детском здоровье - это одна из главных задач не только родителей ребёнка, но и множества специализированных лечебно-профилактических учреждений. В детских садах, в яслях, школах применяются специализированные программы, разработанные при участии ведущих медицинских работников, занятых в области педиатрии.

Когда заходит речь о детских организмах, следует учитывать, что ребёнку свойственно реагировать на любое проявление внешней среды в некоторой степени острее и чувствительнее, нежели на эти же явления реагирует взрослый человек. Следовательно, вопросы закаливания детского организма и формирования у ребёнка собственного иммунитета - задачи первостепенной важности. Один из методов укрепления организма ребенка - детская физиотерапия .

Что такое детская физиотерапия?

Для начала, наверное, нужно выяснить, что обозначает сам термин физиотерапия. Физиотерапия в дословном переводе с греческого языка обозначает природное лечение, поскольку происходит этот термин от двух греческих слов: physis – природа и therapeia – лечение. Это самостоятельная область медицины, изучающая воздействие на организм внешних, природных факторов физического плана.

Помимо этого, в сферу интересов физиотерапии входит разработка методов использования физических, природных факторов в профилактических и лечебных целях. Таким образом, становится понятно, что этот вид терапии физиотерапия подразумевает наиболее щадящие методы воздействия на только начинающий своё формирование организм ребёнка, используемые в целях его укрепления. Физиотерапия, является полноценным дополнением к основным, традиционным (медикаментозным и оперативным) методам лечения, что позволяет добиться желаемого результата в наиболее короткие сроки.

Особенности детской физиотерапии

Выше уже говорилось, что детские организмы гораздо восприимчивее к любым внешним физическим проявлениям. Благодаря этой особенности физиотерапевтические процедуры оказывают на неокрепшие организмы детей благотворное влияние в самые короткие сроки. Это обстоятельство сводит к минимуму применение лекарственных средств в целях излечивания детей от разных заболеваний. Однако надо знать, что физиотерапия не является панацеей, как и любой другой метод воздействия на организм, физиотерапевтические процедуры также имеют ряд противопоказаний. Поэтому перед началом физиотерапевтических процедур надо получить квалифицированную консультацию от опытного педиатра. В противном случае даже элементарное закаливание на воздухе, может привести к неприятным неожиданностям.

Виды физиотерапевтических процедур

В детской физиотерапии , как и во взрослой, можно условно выделить несколько основных направлений воздействия. Среди них можно выделить следующие. Электролечение. Этот вид физиотерапевтических процедур считается самым обширным. В него входят следующие методы воздействия:

использование постоянного электрического поля;

Переменного электрического поля;

Применение непрерывного и прерывистого электротока;

Переменного магнитного поля;

Использование постоянных магнитных полей.

Светолечение. В арсенале этого метода воздействия на организм ребёнка следующие процедуры:

использование энергии светового луча;

Ультрафиолетового излучения;

Применение инфракрасного излучения;

Использование узконаправленных световых (лазерных) излучений.

Водобальнеолечение. Этот метод физиотерапевтических процедур подразумевает под собой воздействие на организм ребёнка пресной и минерализованной воды. Среди подобных процедур:

души разной интенсивности;

Другие водные процедуры.

Тепловое лечение. Основой этого метода лечения является применение разогретых до определённой температуры:

парафина;

Озокерита;

Лечебных грязей;

Камней;

Сухого воздуха.

Механическое воздействие. В линейку таких процедур можно смело включать:

ультразвуковую терапию;

Вибротерапию;

Различные виды массажа;

Мануальную терапию.

Все вышеуказанные методы физиотерапевтического воздействия на детский организм характерны тем, что они способны значительно улучшить периферическое и центральное кровоснабжение. Подобные процедуры уменьшают в значительной степени болевые ощущения, улучшают трофику мышечных тканей, приводят в нормальное состояние нейрологическую и гуморальную регуляцию, восстанавливают нарушенные иммунологические процессы.

Противопоказания

Несмотря на все положительные аспекты применения детской физиотерапии, следует помнить о противопоказаниях. Физиотерапевтические манипуляции противопоказаны детям в таких случаях:

При острых воспалительных процессах;

При лихорадочном состоянии;

При значительном истощении организма;

При наличии инфекционных болезней в обострённом состоянии;

При наличии туберкулёза;

При наличии злокачественных новообразований;

При системных заболеваниях крови;

При сердечнососудистых заболеваниях;

При аневризме аорты и других крупных сосудов.

В каких случаях показаны детям физиотерапевтические процедуры?

Несмотря на такое количество противопоказаний, детская физиотерапия позволяет избавиться от множества разных хронических и острых заболеваний. Такими заболеваниями могут быть:

Болезни верхних органов дыхания;

Острые респираторные заболевания;

Хронические респираторные заболевания;

Заболевания аллергического генеза;

Проблемы травматологического плана.

Особо хочется подчеркнуть значение физиотерапевтических процедур в борьбе с заболеваниями центральной и периферической нервной системы. Обычно болезни неврологического генеза являются некоторой реакцией на стресс, психологическое давление, испуг. Не должно быть ни для кого секретом, то обстоятельство, что физиотерапевтические процедуры бывают лечебными и профилактическими. По большей части они направлены на укрепление организма ребёнка, но и предотвращение повторения множества заболеваний также лежит в сфере интересов этой медицинской отрасли.

С первых дней жизни для многих младенцев физиотерапия является основой закладки крепкого здоровья. Подобные процедуры укрепляют его мышечную систему, ускоряют или нормализуют обменные процессы, стимулируют формирование собственной иммунной системы. Прежде всего, этот раздел общей терапии рассчитан на активизацию жизненных сил ребёнка, и на помощь в самостоятельной борьбе детского организма с недугами. Ярким примером такого вспоможения является употребление кислородного коктейля. Огромное количество кислорода позволяет усилить естественный метаболизм клеток и свести к минимуму развитие гипоксии. Различные виды массажа или мануальные воздействия способны решить проблемы, возникающие из-за неправильного формирования позвоночного столба.

Воздействие на организм ребёнка электрическими токами соответствующей напряжённости позволяют скорректировать неправильное функционирование внутренних органов и систем. В заключение хочется сказать, что физиотерапия для маленьких детей или подростка – достойная альтернатива применению пусть даже самых современных медикаментозных препаратов. Ведь каждое лекарство имеет множество побочных эффектов. Помните об этом!

В ПЕДИАТРИИ

Методические указания

для иностранных студентов

Утверждено

учетым советом ХГМУ.

Протокол № от.

Харьков ХГМУ 2005

Таким образом, озокерит представляет собой мощный физический фактор, обладающий термическим, механическим, химическим и биоло­гическим действием. Установлено положительное влияние озокерита на функциональное состояние ЦНС и ее вегетативного отдела (нормализация соотношения между симпатическим и парасимпатическим отделом веге­тативной нервной системы, а также между корой большого мозга и под­коркой).

Противовоспалительное действие озокерита обусловлено улучше­нием крово - и лимфообращения в зоне применения, активизацией обмен­ных процессов, стимуляцией элементов соединительной ткани и иммуно­логических реакций. Озокеритотерапия оказывает также антиспастиче­ское, болеутоляющее и рассасывающее действие.

При озокеритотерапии детей, как и при парафинотерапии, применя­ют салфетно-аппликационный и кюветно-аппликационный способы.

Показания к парафино-озокеритотерапии:

Ø воспалительные и травматические заболевания опорно-двигательного аппарата (в подострой и хронической стадии болезни),

Ø пневмонии,

Ø острые респираторные заболевания,

Ø дизентерия,

Ø инфекционный гепатит (в фазе стихания),

Ø заболевания периферической нервной системы.

Противопоказания те же, что и при грязелечении.

1. , Карачевцева по физиотерапии и фи­зиопрофилактике детских заболеваний. - М.: Медицина, 1987.-236 с.

2. Олефиренко. - 2-е изд.-М.: Медицина, 197с.

3. Панасюк Є. М., Федорів Я. М., Модилевський фізіотерапія і курортологія. – Львів: Світ, 1990. – 136 с.

4. , Горчакова.-Киев: Здо­ров’я, 1983. – 168 с.

5. Сперанский пособие по физиотерапии.-М.: Медицина, 1975. – 280с.

6. , Воробьев методы электро - и све­толечения.- Л.:Медицина, 1980. – 199 с.

7. Ясногородский основы лечебного и профилактического применения природных и современных преформированных физиче­ских факторов.-В кн.: Всероссийский съезд физиотерапевтов и курор­тологов.- 4-й. Тезисы докладов. М., 1984, с.3-10.

Учебное издание

ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИОТЕРАПИИ

В ПЕДИАТРИИ

Методические указания

для иностранных студентов

Составители

Ответственный за выпуск

Редактор

Компъютерная верстка

План 2005, поз..97.

Подп. к печ. Формат А5. Бумага типогр. Ризография

Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. . Тираж 300 экз. Зак.№ . Бесплатно.

______________________________________________________________

ХГМУ, 61022, пр. Ленина, 4

Редакционно-издательский отдел

Для того чтобы благополучно развиваться, организму малыша нужно суметь приспособиться к внешнему миру. Современная медицина располагает множеством средств, укрепляющих эти механизмы, и в первую очередь речь идет о физиотерапии и закаливании.

13 декабря 2009· Текст: Константин Григорьев · Фото: Shutterstock

Все мы знаем, что укрепить организм малыша можно с помощью естественных, то есть природных, сил – воды, воздуха, тепла – и искусственно созданных приборами условий, то есть аппаратной физиотерапии. Какие из этих средств действительно помогают детям?

Основные понятия

Физиотерапия – это отдельная врачебная специальность, которая изучает благотворное влияние на наш организм разных внешних условий. Их называют факторами. Назначение и использование средств физиотерапии обычно доступно узкому кругу специалистов, и большинство врачей не рекомендует методы аппаратной физиотерапии лишь потому, что у них нет необходимых для этого знаний и разрешений. Физиопроцедуры назначает лечащий врач малыша вместе с физиотерапевтом, который уточняет, требуется ли маленькому пациенту такое лечение, нет ли у него противопоказаний, какой из методов стоит выбрать и можно ли его сочетать с другими.

Медсестры, которые отпускают физиотерапевтические процедуры и наблюдают за реакцией ребенка в процессе, тоже должны иметь соответствующую подготовку и сертификаты, подтверждающие, что она у них есть.

Как работает физиолечение?

Механизм действия большинства благотворных внешних факторов основан на том, что они налаживают в организме работу систем, отвечающих за приспособление к окружающей среде, и укрепляют иммунную систему. Вот почему эти средства в основном назначают малышам, когда они начинают выздоравливать. Еще одно условие для направления на физиопроцедуры – возраст маленького пациента. Чем младше ребенок, тем выше вероятность, что действие лечебных факторов вызовет у него побочные эффекты, и тем меньше лечебные возможности разных методов. Все эти ограничения приводят к тому, что в детской практике специалисты пользуются скорее портативными, а не мощными приборами, и преимущественно импульсными, то есть имеющими более щадящий режим действия, отдавая предпочтение малым дозам, чтобы сократить небезопасный для малышей тепловой эффект. Тем более что малые дозы вполне способны стимулировать защитные силы организма, регулировать его работу и лечить.

Какие процедуры назначают малышам?

Уже с первых дней жизни врачи могут направить ребенка на УВЧ-терапию, ультратонотерапию, фототерапию, массаж и лечебную физкультуру.

  • С 1 месяца – на лекарственный электрофорез, инфракрасное и видимое излучение, магнитолечение, амплипульстерапию, ароматические и лекарственные ванны.
  • С 6 месяцев – на дарсонвализацию (местную), озокерит, парафин.
  • С 1 года – на лазеротерапию.
  • С 2 лет – на лечение микроволнами, местное грязелечение, иглоукалывание, подводный душ-массаж, аэроионотерапию,
  • С 4–5 лет – на электросон, индуктотермию, галотерапию.

Успех лечения – в соблюдении правил приема процедур. С учетом биоритмов их лучше проводить в первой половине дня за 1 час до кормления или через 1 час после еды. После лечения малышу лучше отдохнуть, а если играть, то в тихие игры. Важно еще, чтобы процедуры нравились ребенку, иначе пользы от них будет немного.

Специалисты спорят: так ли полезна малышам физиотерапия? Но их сомнения чаще связаны с техническими сложностями проведения процедур. Например, врачи некоторых клиник отказались от ингаляций – из-за боязни передачи инфекций. Ведь обеззараживать устройства для их проведения – небулайзеры – очень трудно.

Что сказать об устройствах для физиотерпии на дому? В большинстве случаев их «лечебный эффект» явно завышен! А вот консультация врача-физиотерапевта избавит вас от ненужных трат, и среди многочисленных методик свето-, электро-, тепло-, грязе-, водолечения для малыша обязательно найдется действенный и без­опасный метод укрепления организма.

По списку

Электролечение. Самый распространенный метод физиотерапии – гальванизация и лекарственный электрофорез. С его помощью в организм малыша вводят нужное лекарство – посредством постоянного тока. Обычно таким способом доставляются соли металлов и микроэлементов (цинк, кальций, магний, йод, бром), препараты, снимающие спазм и расширяющие сосуды (но-шпа, дибазол, эуфиллин и др.), противовоспалительные средства и многое другое. Для маленьких пациентов физиотерапевты специально подбирают меньшую плотность тока.

Импульсные токи. Речь идет скорее о лечении последствий болезней нервной, дыхательной и пищеварительной систем (неврозов, воспаления бронхов и легких, гастритов) с помощью переменных токов и полей. Самые популярные методики – электросон, диадинамо- и амплипульстерапия. Все они обладают свойством снимать воспаление, боль, налаживают работу рефлексов и восстанавливают нарушенную воспалением структуру ткани.

Магнитотерапия с успехом применяется у детей, например, при ринитах, синуситах, неврозах, атопическом дерматите, дискинезиях органов пищеварения. Секрет ее лечебного действия – постоянное, переменное низкочастотное, бегущее и импульсное магнитное поле. Особенно чувствительны к влиянию магнитных полей нервная, сердечно-сосудистая и эндокринная системы.

Светолечение. Этот метод обычно назначают часто болеющим малышам, чтобы наладить работу иммунной системы, обмен веществ. Искусственные источники света, или «облучатели», помогают создавать разные диапазоны волн лечебных лучей: инфракрасный, видимый или ультрафиолетовый. В отличие от грелок, компрессов и других источников «местного» тепла при светолечении согреваются совсем небольшие участки, например ухо или колено, реже все тело – так поступают при ультрафиолетовом облучении новорожденных и грудных детей, когда есть опасность охлаждения. Маленькие дети во время светолечебных процедур сидят на руках у мамы.

Фототерапия помогает справиться с желтухой, которая возникает у новорожденных в первые сутки после появления на свет. Под действием световой энергии, которая исходит, например, от люминесцентной лампы синего света, опасные, токсичные формы билирубина (его избыток и вызывает желтуху) превращаются в безопасные.

Ультрафиолетовое облучение кожи защищает малышей от рахита. А поскольку ультрафиолетовые лучи губительно действуют на опасные микробы, они помогают еще и справиться с сильными воспалениями кожи (например, пиодермией – появлением гнойничков), а еще аллергией.

Лазеротерапия. В последнее время этот метод лечения становится все более популярным. Лазерное излучение разных оптических спектров помогает справиться с воспалениями и отеками, ускоряет заживление и восстановление тканей, стимулирует иммунную систему, снимает боль. Этот метод назначают малышам, перенесшим травмы, операции, а действие по точкам – во многих более распространенных ситуациях. Лечение лазером во многих случаях становится важным дополнением к основному курсу терапии. Действенность метода повышается, если сочетать его со световым излучением и влиянием магнитного поля (магнитно-лазерная терапия с помощью аппаратов «Милта», «Узор», «Улей» и других).

Вода, вода!

Водные процедуры (обтирание, обливание, душ) тренируют организм и помогают ему противостоять опасным микробам и легче приспосабливаться к изменениям вокруг. Кроме закаливания, водные процедуры малышам назначают и для восстановления после болезней. Такой курс можно проводить дома или в специальных физиолечебницах.

Особое значение эти процедуры имеют для самых маленьких. Например, обычные подмывания и купания – на самом деле важные элементы их закаливания.

Обтирания. Как укрепляющую программу водные процедуры можно начинать, когда ребенку исполнится 3–4 месяца, с влажных обтираний. Вначале, в первые 1,5–2 недели, его кожу растирают 2 раза в день сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани до покраснения. Освоив сухие обтирания, переходим к влажным. Для этого варежку из махровой ткани нужно смочить в воде, отжать и растереть ею тело, ножки и ручки малыша. Пока вы занимаетесь каким-то одним участком тела маленького, остальные держите под одеялом. Стартовая температура воды – 35–36 °С, через неделю – 32–33 °С, а затем каждый месяц – на 1 °С ниже. Ваш предел – 30 °С. Самое подходящее для обтираний время – утро, сразу после сна; продолжительность процедуры 2–4 минуты.

Купания. В первые 6 месяцев после рождения малыш должен купаться каждый день, потом это можно делать реже, например, 3–4 раза в неделю. Время процедуры – 5–8 минут, ведь маленькие дети плохо удерживают тепло и очень легко переохлаждаются.

Лечебные ванны. Возможности укрепления организма малышей и лечения с помощью полезных свойств разных видов воды растут вместе с ними. Месячным детям назначают солевые ванны, с 2 лет – кислородные, азотные, жемчужные, йодобромные, с 4–5 лет – сероводородные, радоновые. Эти процедуры помогают успешному восстановлению после инфекционных болезней (например, воспаления легких).

Баня – хорошо известный способ защиты от болезней. Малышам банные утехи разрешены с 3 лет, но при щадящей температуре. Секрет закаливающего эффекта русской бани – в строгом соблюдении контрастного цикла: нагревание – охлаждение – отдых. Вот его формула: 1:1:2. Это значит, что париться и принимать прохладный душ нужно примерно одинаковое время, а отдыхать – в 2 раза дольше. Для дошколят, которые только начинают привыкать к русской бане, достаточно одного цикла. Поначалу ребенок может оставаться в парилке 3–5 минут, а через несколько посещений время можно увеличить до 5–10 минут.

Кинезотерапия

Это метод укрепления организма малышей и лечения разных проблем с помощью лечебной физкультуры: утренней и лечебной гимнастики, прогулок, бега, спортивно-прикладных упражнений, подвижных и спортивных игр. А для самых маленьких – малышей, появившихся на свет раньше срока, и грудничков с неврологическими проблемами – созданы специальные кровати-ванны (типа «Сатурн-90»). Они обеспечивают им комфорт, создавая ощущение плавучести, которое напоминает время жизни до рождения. Это устройство представляет собой ванну с пористым дном, заполненную стеклянными микрошариками. Фильтрующая простыня отделяет от них тело ребенка, и малыш спокойно плавает в «сухой жидкости».

Санаторно-курортное лечение – это один из этапов восстановительного лечения самых разных болезней и хорошо известный метод укрепления организма малышей. В условиях курорта особенно хорошо лечатся болезни бронхов и легких, почек и мочевыводящих путей, нервной системы и кожи. Секрет успеха метода – благотворные условия, созданные природой. Причем влияние одних лечебных факторов всегда зависит от уровня других, что и определяет особенность каждой курортной местности. Климатические процедуры могут быть разными: воздушные и солнечные ванны, талассотерапия, обертывания с местными лечебными грязями, купания в озерах и др. В нашей стране это направление развито хорошо благодаря созданию на ведущих курортах целой санаторной сети для детей. Правда, малышей до 3 лет в такие учреждения не принимают.

Среди множества российских курортов есть и так называемые детские: Анапа, Кабардинка, Евпатория. И все же будет лучше, если для укрепления организма и лечения самые маленькие отправятся в заведения, которые находятся в привычной для них климатической зоне. Ведь резкая смена внешних условий требует от организма малыша немалых усилий, для того чтобы к ней приспособиться. Такая нагрузка – не лучший спутник лечения.

Что касается зарубежных курортов, отечественные курортологи пока не готовы направлять туда малышей, ведь для начала им нужно изучить целебные возможности каждой из этих зон.