Джахангир и Нур Джахан


Могольский император Акбар - великий реформатор средневековой Индии любил праздники. Именно он начал устраивать «женские базары», на которых жёны и дочери придворных торговали украшениями, тканями и всякими безделушками.

На одном из таких весёлых базаров сын императора Салим встретил юную красавицу Мехруннису. Её отцом был Гийяс Бег, тысячник в войске императора. Мехрунниса родилась на пути в Индию, куда Гийяс Бег, иранец по происхождению, отправился на поиски счастья в 1576 году.

Наследник престола так увлёкся девицей, что встревоженному Акбару пришлось подыскать Мехруннисе жениха. Им стал иранец Шер-Афкан, служивший в армии императора. После свадьбы Акбар назначил его на более высокую должность и пожаловал ему во владение округ Бурдван в Бенгалии, подальше от двора.

Через несколько лет Акбар скончался и на престол взошёл Салим под именем Джахангира. Он вспомнил о прекрасной Мехруннисе, которая жила в Бурдване вместе с мужем и дочерью. Император повелел Шер-Афкану явиться в столицу, полагая, что Мехрунниса будет его сопровождать. Шер-Афкан был верным подданным, но очень осторожным. Заподозрив неладное, он отказался ехать ко двору.

Тогда в Бурдван отправился молочный брат императора Кутбуд-дин, занимавший пост наместника Бенгалии. Его встреча с Шер-Афканом кончилась кровавой драмой. Наместник попытался убедить супруга Мехруннисы подчиниться государевой воле. Шер-Афкан выхватил саблю и нанёс Кутбуд-дину смертельный удар в живот. Сам же, истекая кровью после стычки с охранниками наместника, сумел добраться до дома. Он проследовал на женскую половину дома, чтобы убить жену и спасти своё имя от бесчестья. Но гостившая в Бурдване мать Мехруннисы не растерялась и сказала зятю, что несчастная, услышав о случившемся и считая супруга убитым, бросилась в колодец. При этих словах Шер-Афкан упал замертво.

Узнав о смерти соперника, Джахангир вздохнул с облегчением. «Надеюсь, - писал он в своих мемуарах, - что этот гнусный негодяй навечно обретёт пристанище в аду». Император приказал доставить Мехруннису ко двору. Однако по существующим законам даже император не мог жениться на ней сразу: ведь она была вдовой человека, объявленного государственным преступником. В течение нескольких лет Мехрунниса находилась при одной из жён покойного императора Акбара.

Лишь в 1611 году Джахангир женился на своей избраннице. Свадьба была отпразднована с необычайной пышностью. Мехрунниса получила новое имя Нур Джахан - Свет Мира, под которым и вошла в историю Индии.

Ей было тридцать четыре года, что считалось солидным возрастом. Несмотря на это Нур Джахан оставалась, по свидетельству современников, блистательной красавицей, едва ли не владевшей магическим секретом вечной молодости. Она писала стихи под псевдонимом Махфи, вышивала золотом; именно ей индийская традиция приписывает изобретение «итр» - эссенции из розовых лепестков.

Джахангир обожал её. Прежде он имел девять жён и множество наложниц, но до брака с Нур Джахан «даже не подозревал, что такое супружество». Император не мог обойтись без жены и дня. Она даже лечила его, не доверяя другим врачам. Отважная женщина сопровождала Джахангира и в поездках по империи, и на охоте. В своих мемуарах правитель с восторгом рассказывал о том, как его супруга, восседая на слоне, одним выстрелом из мушкета убила тигра-людоеда.

Джахангир всячески поощрял участие жены в решении государственных проблем, в то время как сам всё сильнее увлекался вином и опиумом, предаваясь развлечениям. «Она достаточно сильна и мудра, чтобы править, - утверждал Джахангир, - а мне ничего не надо, кроме вкусной еды и хорошего вина».

Нур Джахан выдвинулась на первые роли в управлении империей. Её имя чеканилось на монетах и стояло на государственной печати рядом с именем супруга. Она принимала послов, выслушивала жалобщиков и просителей; решала вопросы войны и мира, раздавала придворные должности и земельные наделы, особо отличая при этом своих родственников и даже старых слуг. Например, брата Асаф Хана она сделала первым сановником.

Разумеется, далеко не все были довольны переходом государственной власти в руки женщины. Помимо сыновей Джахангира, мечтавших о престоле, за влияние на императора боролось несколько придворных группировок.

Один из высокопоставленных и пользовавшихся особым доверием Джахангира вельмож, Махабат Хан, заявил государю, что не в силах более мириться с позором и бесчестием, которые повелитель навлёк на себя безумной страстью к Нур Джахан. История ещё не знала примера подобного подчинения могущественного монарха воле своей жены. Махабат Хан призывал падишаха одуматься.

Дхахангир попытался взять в свои руки бразды правления. Но, как с грустью заметил летописец, двести таких, как Махабат Хан, не могли пересилить влияние Нур Джахан на падишаха…

Единственным союзником властолюбивой императрицы был её брат Асаф Хан. Чтобы прочнее связать себя с правящей семьёй, Нур Джахан, у которой не было детей от императора, устроила два важных для себя брака. Один из сыновей Джахангира, Хуррам, взял в жёны дочь Асаф Хана (впоследствии Хуррам, став императором Шах Джаханом, построил для неё всемирно знаменитый мавзолей Тадж-Махал). Нур Джахан выдала свою дочь от первого брака за другого сына Джахангира. Всё это делалось для того, чтобы после смерти мужа императрица осталась у власти.

Казалось, создавшееся положение благоприятствовало честолюбивым замыслам Нур Джахан. Старший сын Джахангира, Хусру, за мятеж против отца был ослеплён и заточён в тюрьму. Другой сын, Хуррам, тоже попытался восстать, но потерпел поражение и, хотя был прощён отцом, находился в опале. Единственной угрозой оставался ещё один сын Джахангира, Парвиз, целиком подчинённый влиянию Махабат Хана. Именно эти двое подавили мятеж Хуррама, что принесло им славу и почёт.

Кульминация в борьбе двух придворных группировок, одну из которых возглавляли Нур Джахан с братом, а другую - Парвиз и Махабат Хан, наступила в 1626 году, когда император вместе со своим двором выступил из Кашмира в Лахор. Стремясь покончить с Махабат Ханом, Нур Джахан добилась того, чтобы его вызвали ко двору императора с отчётом о тратах во время пребывания наместником в Бенгалии. Махабат Хан понимал всю опасность ситуации, поэтому направился в ставку падишаха с отрядом в четыре тысячи воинов.

Во время переправы Джахангир и его приближённые были пленены Махабат Ханом, который заявил, что остаётся преданнейшим подданным императора, но государству угрожает честолюбие Асаф Хана и его сестры. Повелитель, безусловно, свободен, но теперь он будет находиться под надёжной охраной…

Нур Джахан с отрядом отправилась вызволить мужа из плена.

В итоге Нур Джахан также попала в плен к Махабат Хану. Вельможа наслаждался одержанной победой и раздумывал, что делать дальше. А пока, выполняя волю императора и его супруги, он отправился вместе с ними в Кабул, где позволил одному из придворных набрать среди местных жителей две тысячи всадников якобы для похода на Кандагар, захваченный персами. На самом деле воинов вербовали по тайному распоряжению Нур Джахан.

А потом Джахангир заявил, что хочет провести смотр новых войск, но без участия в нём людей Махабат Хана, дабы избежать стычки между афганцами и индусами. Махабат Хан опрометчиво согласился, и Джахангир, возглавив отряд, легко освободился из плена.

Потерпев поражение, Махабат Хан поспешил дальше на юг, но, получив известие о внезапной смерти принца Парвиза, сразу предложил свои услуги Хурраму, также находившемуся на Декане. Хуррам же не собирался поднимать мятеж: он ждал, когда власть сама перейдёт к нему в руки, ведь Парвиз был мёртв, а два младших брата, Шахрияр и Джахандар, серьёзными соперниками не являлись.

Здоровье Джахангира слабело с каждым днём. Он надеялся обрести исцеление в благодатном климате Кашмира, но тщетно. 28 октября 1627 года Джахангир умер. Царственная вдова не долго предавалась скорби: она хотела возвести на трон своего зятя Шахрияра, который немедленно захватил государственную казну и провозгласил себя падишахом.

Но Асаф Хан объявил государем юного сына принца Хусру. Некогда восставший против отца, Хусру был ослеплён, а потом убит, а сын его, долгое время находившийся в заключении, понятия не имел о государственных делах. Наивный юноша не ведал, что его, по выражению летописца, готовят на роль жертвенного барашка, что Асаф Хан уже тайно послал гонца к Хурраму. Нур Джахан была разгневана предательством брата, но лишь тогда, когда Хуррам отправил на тот свет других претендентов и взошёл на престол под именем Шах Джахана, поняла, что окончательно проиграла…

К чести Шах Джахана, он не тронул вдовствующую императрицу. Вместе с овдовевшей дочерью Нур Джахан была отправлена в одно из своих владений, где и умерла через восемнадцать лет. Похоронили её в Лахоре, в гробнице Джахангира.

К мазару (мавзолею) Великого Шейха ордена Чишти суфию Минаудину Чишти. К слову сказать, одна из причин побудивших грозного Акбара завоевать Читор была в том, что Удай Сингх открыто презрительно надсмехался над правителем Амбера (позже город ) за то что тот унизил себя, отдав дочь в гарем Моголов. К тому времени раджа Амбера был тестем Акбара и его дочь Хира Кунвари стала третьей женой Акбара. В день свадьбы она получила новое имя - Мариам уз-Замани. В некоторых русскоязычных источниках (сайтах) Мариам называют христианкой, родом из , но я больше склонен верить другим источникам.

Итак – Мариам уз-Замани была раджпутской принцессой из Амбера. Кстати, знаменитое имя Джодха (Джодхабай, Джодха-бай) впервые стало упоминаться только в 19-м веке и ни в каких исторических документах 16-17 веков, включая знаменитые летописи Акбар-наме (биография Акбара) и Тузук-и-Джахангири (биография Джахангира) никогда Мариам уз-Замани не называлась именем Джодха.
Акбар долгое время не имел наследников, все , рожденные ему женами, умирали в младенчестве. У Акбара вошло в обыкновение обращаться к членам ордена Чишти с просьбами молиться о наследнике. Во время своего шестого паломничества в Аджмер к мазару Великого Шейха, Акбар решил посетить одного из шейхов ордена Чишти суфия Салима, который в то время жил в деревне Сикри. Шейх Салим предсказал, что у Акбара будет три сына. Вскоре после этих утешительных предсказаний Джодха, дочь раджи Амбера, забеременела, и Акбар, во имя того, чтобы сбылось пророчество, отправил супругу пожить в доме шейха Салима. 30 августа 1569 года там и родился ребенок. Позже, когда он станет императором, его нарекут Джахангиром, но при рождении мальчику дали имя Салим в честь святого шейха.

На фото - дом Джодхи в Фатехпур Сикри -

К шейху была отправлена другая жена Акбара и благополучно родила императору второго сына, Мурада. В 1572 году, когда весь двор находился в Аджмере, на свет появился третий сын, которого назвали Даниялем в честь местного святителя из того же ордена Чишти, в чьем уединенном жилище родился ребенок.

На фото - мавзолей святого суфия Салима Чишти в Фатехпур Сикри. Первоначально мавзолей был построен из красного песчаника и только император Шах Джахан велел облицовать его белым мрамором -

На фото - гробница суфия Салима Чишти -

На фото - каввали рядом с мавзолеем суфия Салима Чишти. На заднем плане мечеть Джама Масджид, построенная Акбаром в честь суфия Салима Чишти -

Рядом с деревней Сикри Акбар решил возвести новую столицу империи – Фатехпур Сикри («Город Победы»). Один из западных путешественников отмечает в своих записках, что «здания времен Акбара и его предшественников похожи на деревянные дома, но выстроены из камня, технические особенности конструкций и орнаментировки в точности те же, что и у мастеров, строивших из дерева в других странах. Индийский каменщик вырубал двери, перекрытия, перемычки, перегородки, перила, балки и даже доски для пола из природного песчаника точно так же, как плотник эпохи Тюдоров резал все это из дуба. Обработанные поверхности он точно так же покрывал резьбой и соединял детали при завершении строительства точно таким же способом, за исключением того, что ему не надо было соединять их при помощи колышков: собственный вес камней удерживал их на месте. Дворцовые здания в Фатехпур Сикри состоят только и исключительно из каменных столбов и плит, с идеальной точностью пригнанных друг к другу».

На фото - Фатехпур Сикри -

Фатехпур Сикри был полностью обитаемым примерно четырнадцать лет. В 1585 году Акбар перевел свой двор в Лахор (), откуда в течение последующих лет совершил три поездки в , а когда в 1598 году вернулся в центральную область империи, то направился не в Фатехпур Сикри, а в Агру. Лишь малая часть города у подножия дворца осталась обитаемой. Никогда больше Фатехпур Сикри не повторил короткого периода своего блистательного расцвета.
Ныне Фатехпур Сикри наиболее сохранившийся в мире город-призрак
При дворе Джодха была самой влиятельной женщиной, она имела право издавать свои собственные указы по некоторым вопросам, вела активную торговлю с другими странами. Уже в период правления Джахангира один из кораблей Джодхи, направляющийся в Мекку, был захвачен португальцами. Несмотря на требование Джахангира вернуть корабль, португальцы ответили отказом и это послужило поводом к победоносному походу Великого Могола на

Я буду любить тебя вечно...

Кхан Шахрух (исполнитель песни) женат на Гаури Чиббер, из индуистской семьи. По словам самого Кхана, хотя он продолжает оставаться мусульманином, он также ценит религию жены. От этого брака у пары сын Арьян и дочь Сухана, которые также следуют обоим вероисповеданиям

Как это часто случалось накануне воплощения многих великих душ, незадолго до рождения Акбара было зарегистрировано несколько знамений, свидетельствовавших о том, что на свет должна появиться исключительная личность. Многочисленные источники того времени единодушно утверждают, например, что его отцу, Хумаюну, привиделось во сне, будто всемогущий Господь вознамерился подарить ему сына, чьё величие будет отмечено на его челе. А одному из родственников приснилось, будто ему с неба в руки упала Луна и голос произнёс, что из межбровной точки на лбу матери Акбара во время зачатия будет исходить яркий луч света.

По сведениям Абула Фазла, придворного историка и ближайшего сподвижника царя, Акбар родился 15 октября 1542 года по юлианскому календарю, примерно в 1 час 42 минуты по полуночи, в местечке Умаркот в юго-восточной части современного Пакистана. Если юлианский календарь перевести в григорианский, то окажется, что Акбар родился в день, когда Солнце находилось в знаке Скорпиона под углом 0,47 º, что единодушно подтверждают и все западные астрологи того времени.

В своей знаменитой хронике «Акбарнаме», посвящённой царствованию Акбара, Абул Фазл приводит четыре гороскопа, составленных для царственной особы. Поскольку между астрологами не было единогласия по поводу того, какое из созвездий зодиака – Дева или Лев – находилось в асценденте, то Абул Фазл попросил известного астронома и астролога Амира Фатхуллу определить, какой из этих гороскопов наиболее правилен и точен. После тщательных расчётов тот установил, что асцендент на момент рождения составлял 28,36 º в созвездии Льва, каковой факт подтверждает и коррекция, сделанная на основе важнейших событий в жизни Акбара. Мы приводим здесь тот из четырёх гороскопов, который, по мнению Абула Фазла, является наиболее точным, а поскольку Акбар сам консультировал Амира Фатхуллу по поводу важнейших политических событий, то именно этот гороскоп и был выбран в качестве исходного для этого небольшого очерка.

Поскольку одной из основных задач, стоящих перед душой в ходе очередной инкарнации, является, согласно эзотерическому учению, достижение асцендента, то рождение с асцендентом в знаке Льва как нельзя лучше соответствует личности такого властелина и культурного реформатора, каким был Акбар. С незапамятных времён этот знак считался самым благоприятным для рождения человека, если тот выбирал путь служения человечеству в сфере политического руководства, образования, искусства и культуры.

Среди известных деятелей, рождённых с асцендентом во Льве, были такие выдающиеся личности, как Бисмарк, Голда Меир, Индира Ганди, Лев Троцкий, Гарибальди, лорд Монтгомери, Вильгельм Оранский, Мартин Лютер и другие.

Никогда не скатываясь до фанатизма, Акбар был подлинно религиозным человеком, всю жизнь стремившимся выявить и постичь сокровенную истину. Он был неизменно добр и внимателен к простым людям, охотно выслушивал их мнения, мысли и жалобы, что делало его необычайно популярным у представителей низшего сословия, в том числе и среди индусов, с которыми до его правления обращались как с людьми второго сорта.

Акбар почитал женщин и очень любил свою мать, которой на протяжении всей жизни выказывал глубокое уважение, хотя и не позволял вмешиваться в свои дела.

Живой, подвижный, обаятельный, наделённый чувством юмора, верный в дружбе, он, тем не менее, в иные моменты впадал в бешеную ярость, непомерно жестоко наказывая подданных, особенно высших сановников и царедворцев, злоупотреблявших своей властью и положением.

Как дипломата, судию, законодателя и администратора его отличала большая мудрость. Акбар часто прощал мятежных вассалов и это в большинстве случаев шло ему же на пользу, ибо превращало тех в верных слуг своего господина. Так, например, несмотря на то, что его кровный брат, Мирза Хаким, а позднее и его собственный сын подняли против него мятеж, он милосердно их простил и даже вернул принадлежавшие им земли.

Это, бесспорно, указывает на то, что Акбар – личность, характеризуемая вторым лучом, поскольку идеальное сочетание второго и первого лучей отличает, помимо всего прочего, талант мудрого правителя.

И по сей день он остается одним из самых почитаемых людей в Индии. Правитель не умел ни писать, ни читать, но его тяга к знаниям была просто невероятной. Его огромную библиотеку в десятки тысяч томов возили за ним даже во время военных походов. По вечерам ученые мужи читали ему вслух разнообразные научные сочинения, и всю информацию Акбар Великий впитывал как губка. Он обладал исключительной памятью и эрудицией, а также тонким чутьем политического деятеля. Он даже создал собственную религию - дин-и илахи - «божественную веру», представляющую собой смесь догматов и обрядов ислама, индуизма, зороастризма и джайнизма.

За время правления Акбара были построены многочисленные величественные здания, в Фатехпур-Сикри, где он основал свою столицу, красный форт в Агре, форт и дворец в Аллахабаде и многие другие, в архитектуре которых, удивительным образом сочетались индуистские и мусульманские стили. Свой мавзолей Акбар начал строить сам в соответствие со своей эклектической философией, в его убранстве он также смешал исламские, индусские, буддийские, джайнские и христианские мотивы, придерживаясь характерного для Моголов правила идеальной симметрии. Недалеко от мавзолея стоит каменная скульптура боевого коня Акбара, а чуть дальше находится гробница его жены-христианки Мирьям Замани, матери Джахангира следующего (после Акбара) правителя династии Великих Моголов.

У Акбара Великого было три жены: христианка, мусульманка и индуистка. А, кроме того, гарем, число обитательниц которого по некоторым данным достигало нескольких тысяч красавиц!

В 1562 году Акбар взял себе в жены индийскую царевну Джодх-бай, которой, вопреки общепринятому обычаю, разрешил сохранить свое вероисповедание – индуизм, и которая стала для владыки не только любимой женой, но и другом и единомышленницей, а политический союз перерос в союз двух любящих сердец на всю жизнь.

В молодости Акбар часто сетовал по поводу того, что у него до сих пор нет сыновей. По этому случаю он посетил некоего суфийского мудреца и пророка, жившего в маленьком городке Шикри, и тот предсказал ему, что его желание иметь наследника скоро осуществится. Предсказание сбылось и 30 августа 1569 года первая жена Акбара родила ему мальчика, названного именем святого – Салим, впоследствии царя Джаганира.

Селим рос романтичным и скромным юношей. Он увлекался поэзией и литературой, всё время проводил в императорской библиотеке, читая книги, которых в книгохранилище Акбара насчитывалось более двадцати тысяч.

Когда же наследнику исполнилось тринадцать лет, он, прогуливаясь однажды по дворцовому саду, увидел девушку, в которую сразу же влюбился. Она была юна, скромна и так прекрасна, что молодой наследник захотел узнать её имя и познакомиться поближе. Красавицу звали Мехрунисой, и была она дочерью одного из служителей императорского дворца, старого перса Мирза Бека, который так боготворил дочь, что постарался привить ей любовь к музыке, искусству и поэзии. В науках Мехруниса разбиралась не хуже, чем девушки из самых богатых и знатных семей. Селим был так очарован, что сразу же направился к отцу и, раскрыв ему свои чувства, попросил разрешения на брак с возлюбленной.

Император не только воспротивился столь неравному союзу сына, но и решил избавиться от неугодной девушки, насильно выдав её замуж за одного из своих приближённых, и выслал супругов в другой город. Перед отъездом Селим поклялся девушке любить её вечно, а та проливала горькие слёзы и обещала не забывать того, кого так страстно любила в своём сердце.

Селим стал императором Джахангиром, что в переводе означало «Завоеватель мира». Он ещё некоторое время продолжал политику, начатую отцом, оставаясь терпимым к различным верованиям и религиям. В жёны он так же, как и Акбар, брал индусок, одна из которых родила правителю сына Хуррама, который много лет спустя поднял бунт и учинил заговор против отца. Окружив себя красавицами жёнами, падишах оставался несчастен. Его сердце, когда-то так страстно полюбившее юную Мехрунису, разрывалось от любви к ней. Он мечтал когда-нибудь увидеть возлюбленную, и его мечта, наконец, сбылась.

Однажды верные слуги донесли до юного повелителя, что Мехруниса стала вдовой. Император пожелал увидеть молодую женщину и распорядился вернуть её в императорский дворец. За годы разлуки она стала ещё красивее и была так же мила Джахангиру. Спустя несколько месяцев она стала женой императора, приняв новое имя Нур Джахан. Однако правитель моголов называл её Мирзой Гийяз Бег, что означало «Светоч мира».

Недалеко от Лахора влюблённый Джахангир построил для возлюбленной великолепный дворец, чтобы не расставаться с нею надолго, когда он отправлялся на охоту. Дворец в фатихпурской крепости стал излюбленным местом супружеской четы, где те проводили много времени. Вскоре этот дворец стал летней резиденцией императора, вокруг него были посажены зеленеющие сады и разбиты благоухающие круглый год великолепные цветники. А сад Шалимар Багх, названный садом любви, был возведён в 1619 году в честь любимой супруги императора, Нур Джахан.

Джахангир был счастлив. Он сочинял стихи и оды в честь любимой, писал книгу своих воспоминаний, увлекался музыкой и поэзией, окружал себя красивыми вещами и был слишком романтичен, чтобы серьёзно управлять государством. Однако красавица Нур Джахан делала это с лёгкостью и удовольствием, а вскоре стала первой дамой государства, получив от императора титул «Падишах Бегум». В 1622 году, когда супруг и вовсе отдалился от государственных дел, увлёкшись вином и опиумом, власть его жены стала безграничной. Такое положение дел вовсе не устраивало официального наследника Джахангира, его первенца Хуррама, и тот, организовав заговор против отца, посадил его в тюрьму и стал единоличным правителем Империи Моголов.

Джахангир сбежал из тюрьмы, а спустя некоторое время умер. Это произошло в 1627 году, а преданная возлюбленному Нур Джахан возвела прекраснейший мавзолей, в честь любви и верности своему супругу. Недалеко от его гробницы, в небольшом мавзолее, спит вечным сном и его супруга - персидская красавица Нур Джахан.

И Джахангир и Нур Джахан были приверженцами изящного и сложного артистического стиля Магхал. Одним из примеров этого стиля стал впоследствии Тадж Магхал. Императору принадлежала замечательная коллекция изящных миниатюрных картин, и вместе с Нур он построил красивые сады, особенно в летней резиденции двора в Кашмире. Некоторые сады Нур использовала для официальных функций; другие были открыты для населения. Архитектура, также была важной частью императорской деятельности; некоторые из мечетей, караван-сараев и мавзолеев Нур, которые построил Джахан, мы можем видеть и сегодня.

Борьба между сыновьями Джахангира за власть, медленно уменьшала ее власть. Окончательным победителем стал третий сын Джагангира, Шах Джахан, который позже и построил прекрасный Тадж Махгал для своей любимой жены, Мумтаз Махал. К этому времени влияние Нур было уже очень слабо. Последние годы своей жизни она провела в изгнании в Лахоре. Здесь она проводила время очень тихо, живя с дочерью до собственной смерти в 1645 году. Ее могила находится в Лахоре рядом с Джахангиром.

Третий сын Джагангира, Шах Джахан После смерти жены, обезумевший от горя император повелел воздвигнуть мавзолей – дворец для умершей любви. На протяженности 21 года почти двадцать тысяч человек трудились над возведением. Воплощенное в мраморе признание в любви императора расположилось на целостной плите из белого мрамора, площадь 28 кв. метров. Наружная мраморная отделка восхитительна. За 4 столетия мрамор и врезанные в виде рисунков полудрагоценные камни, абсолютно не утеряли свой вид. Шах-Джахан не проникся признательностью умельцам – по слухам, следом за окончанием сооружения, император повелел казнить главного зодчего, а всем строителям – отрубить по локоть руки, для того чтобы ничего аналогичного они больше не создали. Посреди зала за мраморной оградой стоят два гроба. Когда умер Шах-Джахана в 1666 году, его захоронили рядом с любимой. Останков, ну, разумеется, здесь нет, они под мавзолеем. Тадж-Махал в разное время суток выглядит совершенно по-разному. Фантастический эффект достигается благодаря местоположению окон, изящной отделки стен, симметричности и легкости построек. Тадж-Махал созидался по типу рая и судился исключительно для любви его жизни. И навряд ли Шах-Джахан мог подумать, что когда-то множество людей будет толпиться у гробницы его любимой Мумтаз…

по материалам:

http://www.ethics.narod.ru

http://www.loveorigami.info

Ой, а что это за чудесный малыш появился на титульной картинке? Конечно же это наследный принц Салим, будущий Падишах империи Великих Моголов Джахангир, вошедший в историю довольно годным правителем; правда, по на начатой им же самим традиции конец его правления был омрачен рядом мятежей сыновей и некогда преданных полководцев, как в свое время поступил и он сам, борясь с отцом, падишахом Акбаром. В последующих поколениях наследники могольского трона эту сомнительной гордости традицию укрепят и разовьют в братоубийственные бойни. Но это всё потом, а пока...

Пока очередной краткий обзор с картинками очередного блока серий (до 400-й). Да, я так и не смогла забросить Jodha Akbar и так до сих пор не поняла секрета привлекательности этого сериала. Но ведь есть что-то, кроме потрясающей экранной chemistry между Раджатом Токасом и Паридхи Шармой, что заставляет меня снова и снова к нему возвращаться. Наверное, банальное любопытство: а как мол де они обыграют тот или иной исторически-реальный эпизод. Увы, никакой новизны тут не будет, повторение одной и той же жвачки, по заданному направлению в первой сотни серий.

Предварительная точка была мною поставлена полгода назад казнью Адхам-хана , молочного брата Акбара. Махаманга наконец-то прилюдно уличена в заговоре против Джалала и отправлена в тюрьму. Известие о смерти о смерти родного сына окончательно сломило некогда всесильную и грозную кормилицу императора, фактически занимавшую пост визиря. В гневе она насылает проклятие на беременную двойней Джодху, что кровь её сына будет оплачена кровью сыновей Джалала. Джалал взбешен, но Джодха продолжает "играть Иисуса" и, простив Махамангу, надеется в конце концов добиться и искреннего прощения со стороны Акбара.



Махаманга, как уже известно из истории, умрет сорока днями позже своего сына, но пока потихоньку сходит с ума в тюрьме, кипит злостью к Джалалу за убийство Адхама и ненавистью к Джодхе, считая появление последней при дворе Великих Моголов источником всех своих бед. Ашвини Калсекар феерична в созданном образе непоколебимой злодейки. С логикой у сценаристов по обыкновению очень и очень тяжело. Ладно бы сделали её злодейкой против иноверки Джодхи, перехватившей влияние на императора, но ведь она постоянно, на протяжении доброй половины сериального пути, строит заговоры с целью физического устранения Акбара. Как это согласуется с извечными рыданиями о том, что он ей дороже родного сына? Да никак, обоснуй отдыхает. Меж тем в последних воспоминаниях Джалала о детстве, проведенном под покровительством Махаманги, она эпизодически предстает в молодом образе. Браво гримерам! Да, возрастной и предсмертный грим угнетенной душевной болезнью Махаманги излишне театрален. Но вкупе с игрой актрисы, такой же нарочито театральной как в немом кино, это работает.

И пока беременная Джодха пытается "примирением сторон" получить от Махаманги искреннее снятие проклятия с будущих детей, Рукийя Султан затеивает новую авантюру. Используя ресурс главной жены падишаха начинает откровенно спекулировать своей бездетностью и выпрашивает второго ребенка Джодхи, которого сразу же по рождении планирует забрать у матери и воспитывать как своего собственного. Акбар взбешен, Джодха подавлена. Но мы же уже привыкли, что она святее Папы Римского и входит в положение каждого. В общем, сама соглашается отдать своего пока еще нерожденного ребенка. Но Рукийя кроме всего требует и документального подтверждения этой "сделки" - фирмана, закрепляющего за ней все права на второго ребенка Джодхи. Полагаю, что этот документ впоследствии всплывет обязательно.

Кроме бесконечных гаремных склок и дрязг, в общественно-политической жизни двора происходят изменения. Джалал, восхищенный мудростью, находчивостью и острословием Махеш Даса, приближает того ко двору. Этого персонажа мировая история и литература запомнила под именем Бирбала. Личные качества позволили Бирбалу достичь не просто вершин власти, но и стать наиболее близким другом императора Акбара.

И, чтоб не растягивать тему (это же не гаремные интриги), сразу же обозначается конфликт между Бирбалом и Тансеном, легендарным музыкантом, являвшимся, как и Бирбал, одним из девяти членов совета "наваратны" ("девять драгоценностей"), состоявшего из самых приближённых советников императора.

Трое из "девяти драгоценностей": уже известные раджа Тодармал, главный по финансам империи Акбара; Ман Сингх, племянник Джодхи и один из наиболее талантливых и преданных Акбару полководцев - раджпутов и Бирбал собственной персоной.

Такое приближение раджпутов не могло не вызвать недовольство среди могольской знати и поэтому снова бурлят заговоры. Чуть раньше по сюжету появляется и продолжает мутить воду некий достопочтенный шейх, отец небезызвестного Шарифуддина, который тоже руководствуется принципом "хороший Акбар - мертвый Акбар". Но, как уже отмечалось, с обоснуями у сценаристов весьма туго, и поэтому все их заговоры мало что не выглядят грамотно мотивированными, они еще и совершаются тупо и непродуманно. Немудрено, что с таким подходом, противников императора ждет полное фиаско.

К слову, про противников. С рождением двойни Джодхой нарисовывается автономная парочка очередных мстителей. При дворе появляется некто Мирза Касим с женой Зейнат, которую Рукийя привлекает в качестве кормилицы для своего сына, рожденного Джодхой. Мирза Касим фактически кузен Джалала, сын любимого брата Хумаюна Камрана, что не мешало последнему поднимать мятежи против брата-императора, за что и был в конце концов бит и в наказание ослеплен. И вот спустя добрый десяток лет Мирза Касим заявился отомстить Акбару, как наследнику Хумаюна, за своего отца. И не просто самому Акбару, а по-восточному изощренно - лишить жизни его детей. Снова ржу над логикой сценаристов и обсасывание уже в который раз по сюжету темы отравления. Итак, с первой парой сыновей Акбара, Хусейном и Хасаном, всё понятно. Они умерли в младенчестве. И, в общем-то, рождены были вовсе не Джодхой, а одной из многочисленных гаремных наложниц Биби Арам Бакш. Но почему бы слегка не "подправить" историю ради развития сюжетной линии, тем более, что умершие младенцы, равно как и факт материнства, никак не повлияли на ход дальнейшей истории. Тем более, что это позволило увеличить хронометраж сериала на добрых четыре десятка эпизодов).

Но смерть детей оказала на сериального Акбара весьма существенное влияние, спровоцировав нападение на Читторгарх, эту цитадель непокоренных и мятежных раджпутов. Понятно, что раджпуты не виноваты, но Акбар усомнился в божьем промысле и развязал кровавую бойню как бы в знак противодействия. Ах так, тебе нужны были жизни моих невинных младенцев, так я тогда убью тысячи! Хм... ну что тут можно сказать. По мнению сценаристов Акбар - климактерическая взбалмошная истеричка и вершит историю согласно своему настроению. Более того, в данном случае произошел существенный хронологический сдвиг: младенцы Акбара умерли осенью 1562 года, а осада Читторгарха началась спустя пять лет и, естественно, исключительно по военно-политическим соображениям безопасности границ империи Великих Моголов.

Кажется, в ранних сообщениях о сериале я уже отмечала ущербную постановку боевых сцен. Оно и понятно, сериал больше заточен под гаремные интриги-скандалы-расследования. Крайне топорные компьютерные прорисовки крепости на холме, картонные декорации, неумелые боевые столкновения, что смотреть это убожество под названием "Осада Читторгарха", право слово, было даже как-то неловко за производителей. Ладно, обыграли джаухар и шафрановые одежды воинов, и на том спасибо.

Жаль, конечно, что такая небрежность коснулась одного из значимых эпизодов в истории как империи моголов, так и Раджпутаны, как символа стойкости раджпутов. В иллюстрациях Акбарнаме и то выглядит достойнее.

Но "кровавый" грим Джалалу явно к лицу. Странно, что такой неистовый на поле воин никак не может "построить" в сериале своих королев.

Омывшийся кровью раджпутов, но не словивший своего главного соперника Махарану Пратапа Сингха, Джалал чувствует опустошение после победы и теперь снова отправляется с Джодхой в паломничество замаливать грехи и вымаливать у Аллаха прощение. Отмолили. И вот результат. У Акбара появляется первый наследник, а Джодха обзаводится титулом Мариам-уз-Замани и прилагающимся к нему роскошным кокошником.


Такое положение вещей вызывает серьёзный баттхёрт у Рукийи Султан и она решает всеми правдами и неправдами вбить клин между матерью и сыном: переманить Салима на свою сторону, интригами создав такую ситуацию, чтобы сын начал воспринимать родную мать как врага. С младенцами такое проворачивать проблемно, поэтому время переносится на восемь лет вперед. При дворе уже детей видимо-невидимо, но основное внимание акцентируется на наследном принце Салиме, его единокровных братьях Мураде и Данияле, и растущем и воспитывающимся вместе с принцами крови Хайдаре (внезапно!), сыне убиенного Адхам-хана. Последний, хоть и полностью вымышленный персонаж, но пакостит уже с детства по-взрослому. Естественно, мотив мести - смерть отца. Интересно, кто только вложил в его голову такие идеи, если с детства он воспитывался Джавидой, вдовой Адхама, в любви и почтении к императору и относились к нему на равных с принцами. Наверное, авторы таким образом хотят показать "сколько волка ни корми" или же просто очень хотелось оставить в сериале полюбившегося зрителям Четана Хансраджа, исполнителя роли Адхам-хана. А как его оставить, кроме как не возродив в лице сына. Но это будет чуть позже, пока дети маленькие. Но проблемы у них недетские. Во всяком случае у Салима.

Ох, тяжела ты, шапка Мономаха корона наследного принца. Мальчик растет добрым и сострадательным, недаром же при рождении ребенка все предсказатели и ведуньи предрекли, что "править он будет сердцем". Но папа строг, используя в воспитании драконовы меры, и кое-кто под личиной друга строит козни, и Акбаровы политические соперники теперь навострили свое жало на устранение Салима, и даже королева Рукийя, мало что интригует против матери, так еще и начала как бы невзначай подсаживать мальчика на опий. Ох, сил моих нет! И если я еще как-то мирилась с образом Рукийи - коварной интриганки против соперницы, скрипя зубами, но мирилась. Но к чему такая мерзость в создании негативного образа одной из самых уважаемых женщин при могольском дворе! Аргггххх! Достаточно всего лишь поверхностного знакомства с фактами её биографии, чтоб представить картину, каким уважением и влиянием она пользовалась не только у императора, но и всего двора.

И снова это педалирование излюбленной темы в изображении Джахангира - пристрастие к алкоголю и наркотикам. Да, историки отмечают, что из всех могольских правителей он имел наибольшую склонность к алкоголю. Наибольшую склонность - это значит чуть больше, чем остальные, но не то, что был законченным алкашом. Во всяком случае ни в молодости, ни в первую половину своего правления уж точно.

Вторая излюбленная в художественном воплощении тема связанная с Джахангиром - это его любовь к танцовщице Анаркали. Было - не было, но вариантов легенды много, то Акбар был против из-за низкого статуса девицы, то Акбар сам на неё имел виды, то он её убил, то тайно отпустил, изгнав из страны и заказав настрого встречаться с Салимом. Тут же авторы не стали затягивать с делом, а "связали" пару охранным амулетом еще при рождении, показав тем самым, что их любовь была предопределена судьбой. Правда, поначалу та, которой предстоит стать первой страстью принца, в детстве тоже создает ему достаточно проблем из-за своей детской упертости и глупости, старательно выдаваемой в сериале за принципиальность.

Надо сказать, что все дети играют отлично, особенно нельзя не отметить мальчика - принца Мурада. А вот Салим, понимаю, что он добр и мяког, но вечно открытый рот и пустые глаза на экране откровенно раздражают. Но не буду излишне сурова к ребенку, все равно скоро вырастет)

Один-то уже вырос. Да каким красавцем, глаз не отвести! Это Рахим, Рахим Хан-и-Хана, родной сын Байрам-хана, пасынок императора Акбара, воспитанный его второй женой королевой Салимой. Рахим так же являлся доверенным лицом Акбара и одним из его "девяти драгоценностей". Славен своим поэтическим наследием, переводом Бабурнаме на персидский язык и книгами по астрологии. В сериале пока выполняет роль наставника для маленьких принцев по обучению владением разными видами оружия.

Увы, двое сыновей Рахима были убиты Салимом за то, что восхождении последнего на трон после смерти Акбара, оказались в рядах противников. Но сам Рахим продолжал службу при дворе своего сводного брата, императора Джахангира. Но это я снова забегаю сильно вперед.

Что еще хочется отметить особо. Не знаю, сменились ли визажисты в сериале или просто решили чуть подработать с образами старые, но новый макияж главных женских персонажей сразу бросается в глаза. Он и раньше был неплох, но это - отличный макияж! Стрелки и немного другая форма бровей сразу омолодили лицо королевы Салимы на несколько лет, сделав его даже несколько озорным. Хотя, как раз по фильму-то героини должны уже "взрослеть". Даже Рукийя, чьи глаза мне всегда не нравились какой-то неряшливостью макияжа, что создавалось впечатление или размазанности или осыпанности краски, теперь обладает идеально отрисованными стрелками. У Джодхи же, и так имеющей выразительные глаза, они стали еще акцентированнее значительно удлиненными двойными стрелками.


Продолжение следует. Да-да, я зареклась уже "ставить окончательную точку")). Ну, может и не продолжение, а окончание, всего-то осталось каких-то стописят с хвостиком серий.