Сегодня мы поговорим с вами о том, как вести себя при встрече с незнакомым человеком. Какого человека, мы называем незнакомым? Незнакомый человек тот, кем вы лично не знакомы. Представьте, что на улице вам подходит симпатичная молодая девушка. Она называет вас по имени, говорит, что работает вместе с вашей мамой и просит проводить ее до аптеки. Прежде чем пойти с ней, задумайтесь на минутку. Знаете ли вы лично эту девушку? Нет. Вы видите ее в первый раз. Девушка назвала вас по имени? Но ведь ваше имя она могла узнать случайно или спросить кого-то из ваших друзей.

То, что незнакомка говорит, будто знает вашу маму, работает вместе с ней, вполне может оказаться ложью. Во всяком случае, проверить это сейчас вы не можете Наконец, вы можете мне возразить, что незнакомая девушка производит приятное впечатление, у нее открытая улыбка, мягкий голос. Но ведь это только в сказка: у злодеев мерзкая отталкивающая внешность. В жизни преступники внешне выглядят, как обычные люди. Они даже могут быть симпатичными и дружелюбными.

Кстати, в поведении этой незнакомки вас сразу должно насторожить то, что взрослый человек просит по мощи у вас - у ребенка.

Запомните, просьба о помощи - это частая уловки преступника, особенно похитителя. Взрослые должны обращаться за помощью только к взрослым.

Как же следует поступить в таком случае? В ответ на подозрительную просьбу проводить незнакомую девушку до аптеки нужно твердо ответить: «Извините я не могу вам помочь». Побыстрее отойти от незнакомки, а может быть и отбежать.

Не думайте, что преступниками бывают только муж чины, к сожалению, это не так. Преступником может быть и юная девушка, и пожилая женщина, и даже ваш ровесник.

Чаще всего преступники обращают внимание на де­тей, которые гуляют в одиночку. Поэтому ходить на прогулки лучше с друзьями, а еще лучше в сопровож­дении взрослых.

Представьте, что вы идете по тротуару. Рядом с вами притормозила машина. Сразу отходите от края тротуа­ра. Никогда не садитесь в машину к незнакомцу. Если незнакомый человек предлагает вам конфету, мороже­ное, жвачку, игрушку или что-то интересное, отказы­вайтесь не задумываясь. Не доверяйте ему, не согла­шайтесь никуда с ним идти или ехать. Лучше всего совсем не вступайте в разговоры с незнакомыми людь­ми. Если же человек слишком настойчив, громко зо­вите на помощь, постарайтесь вырваться и убежать.

Чтобы запомнить правила безопасного поведения при встрече с незнакомым, послушайте стихотворение.

Как вести себя с незнакомцем

С человеком незнакомым

Ты в беседу не вступай!

Торопись скорее к дому:

Раз, два, три - и убегай!

От конфет, игрушек, жвачки

Ты сейчас же откажись.

Не нужны тебе подачки.

Может, человек хороший,

Ну а может быть плохой.

Будь с ним вежлив, осторожен,

Помни - человек чужой!

Одно из самых опасных мест в доме - это лифт. Если вы стоите и ждете лифта, а в этот момент к вам подходит незнакомец, ехать с ним в лифте ни в коем случае нельзя.

Как же поступить? Нужно быстро выйти из подъез­да на улицу и постараться некоторое время пробыть в людном месте, где можно попросить помощи. Это, ко­нечно, прежде всего, отделение милиции. Затем банк, крупный магазин, больница - любое место, где у вхо­да есть охранники. Такие места в городе называются «островками безопасности».

Вопросы

1. Какого человека мы называем незнакомым?

2. Как вести себя с незнакомцем, если он просит у вас помощи?

3. Как следует поступать, если незнакомец предлага­ет вам игрушки, шоколадку, подарок?

4. Как правильно поступить, если вы оказались с не­знакомцем возле лифта?

5. Почему с незнакомцем нельзя вступать в разговор?

6. Что означает выражение «внешность обманчива»?

7. Почему не следует гулять в одиночку?

Сказка «Лиса в заячьей шкуре»

Веселились как-то зайчата на лесной зеленой полян­ке. В прятки играли, в догонялки, прыгали, через головы кувыркались. А тетушка сорока сидела на ветке дерева и наблюдала за их игрой.

Шла мимо лиса. Увидела зайчат, обрадовалась: «Вон сколько сразу малышей-несмышленышей. Не останусь сегодня без обеда!» Только хотела схватить одного зай­чонка, как сорока заприметила рыжую разбойницу и страшный крик подняла.

Ча-ча-ча! Ча-ча-ча! Разбегайтесь поскорее зайчата! Лиса близко, съесть вас хочет.

Услыхали малыши ее крик и мигом в разные сторо­ны разбежались, будто горошины рассыпались. Ни од­ного зайчонка лиса не поймала. Призадумалась лиси­ца, как бы зайчатиной полакомиться. Думала она ду­мала и придумала. Недаром говорят: «Лиса Лизавета на хитрости горазда».

Побежала Лизавета в свою нору и вытащила оттуда шкурки зайцев, которых она давно съела. Как вы думае­те, зачем? Затем, что решила хитрая лиса сшить себе заячью шубку, нарядиться в нее и притвориться зай­цем, чтобы зайчата ее не испугались и не разбежа­лись. Да как шубейку сшить? Нитки нужны, иголка.

«Пойду, - думает, - к ежику, у него иголок мно­го, попрошу одну».

Пришла лиса к норке под сосной, где ежик с ежатами живет. Зарычала, лапками застучала, стала ежика звать:

«Выходи, колючий, из норы, дай мне одну иголку, а не то съем и тебя, и твоих деток». Ежик испугался и дал лисе иголку. Где нитки добыть? Побежала лиса в деревню, постучала в оконце крайней избушки, где одинокая старушка жила и говорит:

Дай мне, бабушка, нитку. Если не дашь, всех твоих курочек-пеструшек перетаскаю и съем.

Старухе делать нечего, она и дала лисе нитку, да только не новую, а старую.

Уселась лиса на пенек и сшила себе из заячьих шку­рок шубейку. Пришила к ней длинные уши, корот­кий хвост, натянула шубейку на себя и стала похожа на большого зайца.

Теперь меня зайчата не узнают! - обрадовалась рыжая плутовка.

Побежала она на поляну, где зайки резвились. Вышла из-за орехового куста и говорит:

Здравствуйте, братики-зайчики! Примите меня в игру!

Удивились зайчата: никогда они такого большого зайца не видели. Заметила и осторожная сорока не­знакомца и тут же громко застрекотала:

Зайчатки-ребятки! Будьте осторожны. Сдается мне, что этот заяц не настоящий.

Почему, тетушка сорока? - удивились зайчата.

Потому, что ваши-то шубки серенькие, летние, а у него белая - зимняя.

Да не успел я еще шубку сменить, глупая птица! - солгала лиса. - Так принимаете меня в игру или нет?

Принимаем! Принимаем! - согласились доверчи­вые малыши.

Сорока опять за свое:

Везде я летаю, всюду бываю, а таких больших зай­цев что-то не видывала.

Хитрая лисица ей в ответ:

Я не простой заяц! Я на волшебной поляне рос, заколдованную траву ел. Кто этими травками полако­мится, тот большим вырастает, сильным. Ни волк, ни медведь ему не страшны. Хотите, я вас на эту полян­ку отведу?

Хотим! - хором зайчата отвечают. А сорока стрекочет:

Ох, чует мое сердце беду! Не верьте незнакомому зайцу, не ходите с ним.

Но зайчата и слушать сороку не стали.

Веди нас, заяц, на заколдованную поляну. Хо­тим большими и сильными стать!

А лиса рада-радешенька.

Идите, братики, за мной.

Сама думает: «Заведу несмышленышей в свою нору, а там и съем всех до одного». Хотела лиса вперед поска­кать, как настоящие зайцы скачут, только подпрыгну­ла, а старые нитки раз - и лопнули. Шубейка с лисы свалилась, и зайчата увидели не большущего зайца, а рыжую разбойницу лису.

Разбежались малыши во все стороны, только их лиса и видела. Так ни с чем в свою нору она и вернулась.

Вопросы к сказке

1. Где веселились зайчата?

2. Кто наблюдал за их игрой?

3. Кто хотел съесть зайчат?

4. Как лиса захотела перехитрить зайчат?

5. У кого она выпросила иголку?

6. Кто дал лисе нитку?

7. Что сшила лиса?

8. Почему сорока не поверила, что перед ней заяц?

9. Чем закончилась сказка?

Тема: Осторожно, улица!

Цель : предостеречь от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми; способствовать развитию осторожности, осмотрительности; учить детей правильно вести себя в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого.

Ход занятия

Мы живем в огромном многоликом мире людей. Мы хорошо знаем своих друзей, соседей, знакомых по соседней улице. Но мы не можем знать всех, кто живет в нашем городе, кого мы встречаем на улице. В мире есть люди добрые, умные, которые никому не делают зла. А есть люди, которые грабят квартиры, убивают людей, воруют детей. Поэтому надо научиться разбираться в людях, быть внимательным и осторожным.

Лучше всего не контактировать с незнакомыми людьми, потому что злые люди бывают очень хитрыми, они могут притвориться ласковыми, приветливыми, любящими детей, а на самом деле строят коварные планы. Никогда не заговаривай с незнакомыми и пьяными людьми. Не принимай от незнакомых угощение, потому что незнакомец...

Чтоб ребенка усыпить,

Фанту даст ему попить,

В очень вкусные конфетки

Сунет сонные таблетки,

Принесет наклеек пачку

И отравленную жвачку.

Ребята, вспомните, в каких сказках были ситуации, когда доверчивых героев обманывали хитрые и коварные злодеи? («Колобок», «Волк и семеро козлят», «Буратино», «Сказка о мертвой царевне», «Иванушка-дурачок», «Кот, петух и лиса» и др.)

Из сказок вы знаете, что злодеи очень изобретательны и знают 1001 способ, как обмануть свою жертву. Поэтому, чтобы с тобой не случилось ничего плохого, запомни следующие правила.

1. Если на улице кто-то идет или бежит за тобой, а до дома далеко, беги к ближайшему людному месту: к магазину, к остановке и т.д.

2. Если незнакомые взрослые пытаются увести тебя силой, сопротивляйся, кричи, зови на помощь: «Помогите! Меня уводит незнакомый человек!»

3. Не соглашайся ни на какие предложения незнакомых взрослых. Даже сняться в кино.

4. Никуда не ходи с незнакомыми взрослыми и не садись с ними в машину.

5. Не ходи в безлюдном месте.

6. Не гуляй до темноты.

7. Не стесняйся при необходимости громко просить о помощи.

8. Умей проявить смелость, находчивость в случае, когда тебя пытаются украсть.

Вспомните, ребята, в каких случаях героям удалось обхитрить и победить коварных злодеев? («Терешечка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Три поросенка», «Царевна-лягушка» и др.)

Игра «Похитители и находчивые ребята» . (Предложить детям разделиться на две команды: похитители и находчивые ребята, чтобы в каждой команде было поровну, на одного злоумышленника - один ребенок.

Установите правила: похититель может любым способом тащить похищаемого; тот, кого похищают, должен звать на помощь, убегать, вырываться, не давать себя тащить любым способом (в игре драться и кусаться не разрешается). Поиграйте в игру несколько раз, всякий раз предлагая детям меняться ролями.)

Каждый грамотный ребенок

Должен знать еще с пеленок:

Если вас зовут купаться,

В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет,

Отвечайте твердо: «Нет!»

Вам предложат обезьянку

Или даже денег банку,

Или даже в цирк билет -

Отвечайте твердо: «Нет!»

Позовут лететь к Луне,

Покататься на слоне...

Есть на все простой ответ:

Ты ответить должен: «Нет!»

Улица таит много опасностей. В новостях по телевидению часто передают, что участились террористические захваты людей, взрывы в общественных местах. Поэтому следует запомнить:

Без взрослых далеко от дома не ходи!

Если ты увидишь на улице, в троллейбусе, в трамвае, в магазине какой-нибудь предмет: коробку, сумку, сверток, пакет - не трогай его. В нем может оказаться бомба.

Но иногда бывает, что вы идете в магазин с мамой или с папой. И, заглядевшись на витрины, теряете друг друга. Что делать, если ребенок потерялся? Давайте разыграем с игрушками такую ситуацию. (Воспитатель предлагает детям игрушки для обыгрывания.)

Детям предлагается несколько вариантов, обсуждаются все, выбираются самые верные.

Везде бегать и искать маму.

Стоять на месте, где потерялся.

Обратиться к милиционеру или продавцу за помощью.

Пойти с незнакомой тетей, которая скажет, что только что видела твою маму, а мама плачет и ищет тебя.

Пойти с чужим мужчиной, который скажет, что живет рядом с домом, в котором ты живешь, что он тебя проводит.

Попросить прохожего отвести тебя в ближайшее отделение милиции.

Попросить прохожего позвонить по мобильному телефону в милицию и сообщить, что ты потерялся и находишься в таком-то месте.

Можно подумать, что на улице много опасностей и лучше всего сидеть дома и никуда не ходить. Можно сидеть дома, но с улицы беда сама придет к тебе в дом. Поэтому знайте, что ни в коем случае нельзя открывать дверь, если звонят незнакомые люди. Если в дверь звонят почтальон, монтер, врач, милиционер, все равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Преступники могут переодеться в любую форму.

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком!

И не открывайте тете,

Если мама на работе.

Ведь преступник, он хитер,

Притворится, что монтер,

Или даже скажет он,

Что пришел к вам почтальон.

Он покажет вам пакет

(А под мышкой - пистолет).

Или он надел халат,

А под ним - штук пять гранат,

А за ним спешит «старушка»,

У нее в авоське пушка.

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери открывает.

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче дверь.

Материал: игрушка Буратино, конверт с письмом, текст сказки «Марта и Чичи в парке» Т.А. Шорыгиной (Шорыгина, Т.А. Осторожные сказки. - М.: Прометей, 2002), игрушки; серия картин (уроки безопасности).

Ход занятия

Сюрпризный момент: заходит Буратино с конвертом в руках.

Дети и воспитатель здороваются. Рассмотрев конверт, садятся слушать сказку «Марта и Чичи в парке». После прочтения воспитатель проводит беседу, задаёт вопросы: «Куда пришли Марта и Чичи? Кого они встретили в парке? Правильно ли поступила обезьянка, вступив в разговор с незнакомцем? Нужно ли воспитанным детям отвечать на вопросы незнакомцев? Почему зебра Марта не хотела разговаривать с незнакомцем? Куда он пригласил подружек? Правильно ли поступила Марта, отказавшись от предложения незнакомца? Понравился ли он вам? Почему? Что сделаете вы, если незнакомец будет предлагать вам что-нибудь купить или пригласит в гости?

Игра «Осторожно - незнакомец!» (Разыгрываем ситуации.)

Ситуация первая.

Незнакомец (взрослый) уговаривает девочку или мальчика с ним куда-либо пойти, предлагает что-нибудь интересное, представляется маминым знакомым. (Ребёнок должен придумать и разыграть ситуацию с игрушками.) Например: «Пойдём в магазин, я тебе куплю конфет»; «У меня живёт канарейка и хочет с тобой подружиться» и т.д.

Во время обсуждения воспитатель должен довести до сознания детей, что с незнакомыми лучше не вступать в разговор, а если всё-таки разговор состоится, то отвечать нужно вежливо, кратко, всем видом показывая, что тебя этот человек не интересует, что ты спешишь, тебя ждут.

Если тётя подошла

И в сторонку отвела,

И конфетку подарила,

И с тобой поговорила,

Про родителей спросила:

«Папа с мамой на работе?»

Вдруг она плохая тётя?

Дам один тебе совет:

Говори почаще: нет.

«Мне с чужим без разрешенья

Не велели говорить».

Можешь это предложенье

Раз двенадцать повторить.

Ситуация вторая.

Молодой человек приятной наружности приглашает мальчика или девочку прокатиться на его новой машине: «Садись! Я тебя вокруг нашего дома прокачу! Хочешь руль покрутить? Мы немножко покатаемся, и даже мама не узнает!» Возможные ответы: «Спасибо, я тороплюсь!»; «Извините, меня мама ждёт»; «Я сегодня уже катался»; «У нас такая же машина»; «Я не хочу с вами разговаривать!» и т.д.

Затем идёт обсуждение ответов и выявление наиболее удачных.

Если дядя добрый очень,

А знакомых рядом нет,

Может быть, он просто хочет

Твой отнять велосипед?

Если он тебя не знает,

То зачем тебя зовёт?

Вдруг всего наобещает

И от мамы увезёт?

Ситуация третья.

Незнакомый человек звонит в квартиру. Объясняет, что принёс телеграмму.

Дети дома находятся одни. Ответы детей: «Сейчас я позову маму (звонят соседке)»; «Мама в ванной, подождите немножко» и т.д.

Довести до сознания, что дверь открывать нельзя, если в доме нет родителей.

В дверь звонят, а мамы нет.

Может быть, пришёл сосед,

Может, слесарь Николай -

Говорит совсем чужой,

Ты скажи: «Нет мамы дома».

Не пускай его домой!

Ситуация четвёртая.

Ребёнок потерялся. Что он будет делать?

  • Бегать и искать маму.
  • Стоять на месте, где потерялся.
  • Обратится к милиционеру за помощью.
  • Пойдёт с незнакомой тётей, которая скажет, что только что видела его маму, которая плачет, ищет его.
  • Попросит прохожего отвести его в ближайшее отделение милиции.
  • Обратится к продавцу, контролёру за помощью.
  • Попросит прохожего позвонить в милицию и сообщить, что он потерялся и находится в каком-то месте и т.д. (Воспитатель разыгрывает ситуацию с игрушками на своём столе.)

Обсудить с детьми все варианты и выбрать самый верный.

(Ответы детей.)

Запомните, это тот человек, которого вы лично не знаете. Он может называть вас по имени, говорить, что знаком с кем-то из ваших родных, называться сослуживцем папы или мамы, другом вашего дедушки, но все эти слова ничего не значат. Ведь он мог специально разузнать ваше имя или просто услышать, как вас называют друзья. А лучше всего вам, ребята, не вступать ни в какие разговоры с незнакомыми людьми!

Правила поведения детей с незнакомыми людьми:

  • Не садиться с незнакомыми людьми в машину.
  • Не вступать в разговор с незнакомым человеком на улице.
  • Не соглашаться никуда идти с незнакомым человеком, как бы он ни уговаривал и что бы ни предлагал.
  • Не верить незнакомцу, если он предлагает что-то подарить или купить вам.
  • Никогда не хвастаться тем, что у родителей много денег.
  • Не задерживаться на улице по дороге домой, не играть до темноты.
  • Не разрешать посторонним дотрагиваться до вас.
  • Если незнакомый человек слишком настойчив, громко зовите на помощь, постарайтесь вырваться и убежать.

Беседа: «Встреча с незнакомым. Что может случиться»

Цель: предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми.

Задачи:

Образовательная:

    научить детей правильно вести себя с незнакомыми людьми в разных ситуациях (на примере сказки)

Коррекционная:

    предостерегать от контактов с незнакомцами; способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении

Воспитательная :

    воспитывать внимание; развивать связную речь; побуждать к участию в беседе;

Тип занятия: комбинированный.

Ход беседы:

1.Организационный момент.

2.Психологический настрой

3. Сообщение темы занятия

Сегодня мы поговорим с вами о том, как вести себя: при встрече с незнакомым человеком.

Беседа

Какого человека мы называем незнакомым? Незнакомый человек тот, кем вы лично не знакомы. Представьте, что на улице вам подходит симпатичная молодая девушка. Она называет вас по имени, говорит, что работает вместе с вашей мамой и просит проводить ее до аптеки. Прежде чем пойти с ней, задумайтесь на минутку. Знаете ли вы лично эту девушку? Нет. Вы видите ее в первый раз. Девушка назвала вас по имени? Но ведь ваше имя она могла узнать случайно или спросить кого-то из ваших друзей.

То, что незнакомка говорит, будто знает вашу маму, работает вместе с ней, вполне может оказаться ложью, во всяком случае, проверить это сейчас вы не можете. Наконец, вы можете мне возразить, что незнакомая девушка производит приятное впечатление, у нее открытая улыбка, мягкий голос. Но ведь это только в сказке: у злодеев мерзкая отталкивающая внешность. В жизни преступники внешне выглядят, как обычные люди. Они могут быть симпатичными и дружелюбными.

Кстати, в поведении этой незнакомки вас сразу должно насторожить то, что взрослый человек просит по мощи у вас - у ребенка.

Запомните, просьба о помощи - это частая уловка преступника, особенно похитителя. Взрослые должны обращаться за помощью только к взрослым.

Как же следует поступить в таком случае? В ответ на подозрительную просьбу проводить незнакомую девушку до аптеки нужно твердо ответить: «Извините, я не могу вам помочь». Побыстрее отойти от незнакомки, а может быть и отбежать.

Не думайте, что преступниками бывают только муж чины, к сожалению, это не так. Преступником может! быть и юная девушка, и пожилая женщина, и даже ваш ровесник. Чаще всего преступники обращают внимание на детей, которые гуляют в одиночку. Поэтому ходить на прогулки лучше с друзьями, а еще лучше в сопровождении взрослых.

Представьте, что вы идете по тротуару. Рядом с вами притормозила машина. Сразу отходите от края тротуара. Никогда не садитесь в машину к незнакомцу. Если незнакомый человек предлагает вам конфету, мороженое, жвачку, игрушку или что-то интересное, отказывайтесь не задумываясь. Не доверяйте ему, не соглашайтесь никуда с ним идти или ехать. Лучше всего совсем не вступайте в разговоры с незнакомыми людьми. Если же человек слишком настойчив, громко зовите на помощь, постарайтесь вырваться и убежать.

Вопросы:

1. Какого человека мы называем незнакомым?

2. Как вести себя с незнакомцем, если он просит у вас помощи?

3. Как следует поступать, если незнакомец предлагает вам игрушки, шоколадку, подарок?

4. Почему с незнакомцем нельзя вступать в разговор?

5. Что означает выражение «внешность обманчива»?

6. Почему не следует гулять в одиночку?

4. Сказка «Лиса в заячьей шкуре»

Веселились как-то зайчата на лесной зеленой полянке. В прятки играли, в догонялки, прыгали, через головы кувыркались. А тетушка сорока сидела на ветке дерева и наблюдала за их игрой.

Шла мимо лиса. Увидела зайчат, обрадовалась: «Вон сколько сразу малышей -несмышленышей. Не останусь сегодня без обеда!» Только хотела схватить одного зайчонка, как сорока заприметила рыжую разбойницу и страшный крик подняла.

- Ча-ча-ча! Ча-ча-ча! Разбегайтесь поскорее зайчата! Лиса близко, съесть вас хочет.

Услыхали малыши ее крик и мигом в разные стороны разбежались, будто горошины рассыпались. Ни одного зайчонка лиса не поймала. Призадумалась лисица, как бы зайчатиной полакомиться. Думала, она думала и придумала. Недаром говорят: «Лиса Лизавета на хитрости горазда».

Побежала Лизавета в свою нору и вытащила оттуда шкурки зайцев, которых она давно съела. Как вы думаете, зачем? Затем, что решила хитрая лиса сшить себе заячью шубку, нарядиться в нее и притвориться зайцем, чтобы зайчата ее не испугались и не разбежались. Да как шубейку сшить? Нитки нужны, иголка.

«Пойду, - думает, - к ежику, у него иголок много, попрошу одну».

Пришла лиса к норке под сосной, где ежик с ежатами живет. Зарычала, лапками застучала, стала ежика звать:

«Выходи, колючий, из норы, дай мне одну иголку, а не то съем и тебя, и твоих деток». Ежик испугался и дал лисе иголку. Где нитки добыть? Побежала лиса в деревню, постучала в оконце крайней избушки, где одинокая старушка жила и говорит:

- Дай мне, бабушка, нитку. Если не дашь, всех твоих курочек-пеструшек перетаскаю и съем.

Старухе делать нечего, она и дала лисе нитку, да только не новую, а старую.

Уселась лиса на пенек и сшила себе из заячьих шкурок шубейку. Пришила к ней длинные уши, короткий хвост, натянула шубейку на себя и стала похожа на большого зайца.

- Теперь меня зайчата не узнают! - обрадовалась рыжая плутовка.

Побежала она на поляну, где зайки резвились. Вышла из-за орехового куста и говорит:

- Здравствуйте, братики-зайчики! Примите меня в игру!

Удивились зайчата: никогда они такого большого зайца не видели. Заметила и осторожная сорока не­знакомца и тут же громко застрекотала:

- Зайчатки - ребятки! Будьте осторожны. Сдается мне, что этот заяц не настоящий.

- Почему, тетушка сорока? - удивились зайчата.

- Потому, что ваши-то шубки серенькие, летние, а у него белая - зимняя.

- Да не успел я еще шубку сменить, глупая птица! - солгала лиса. - Так принимаете меня в игру или нет?

- Принимаем! Принимаем! - согласились доверчивые малыши.

Сорока опять за свое:

- Везде я летаю, всюду бываю, а таких больших зайцев что-то не видывала.

Хитрая лисица ей в ответ:

- Я не простой заяц! Я на волшебной поляне рос, заколдованную траву ел. Кто этими травками полако­мится, тот большим вырастает, сильным. Ни волк, ни медведь ему не страшны. Хотите, я вас на эту полянку отведу?

- Хотим! - хором зайчата отвечают. А сорока стрекочет:

- Ох, чует мое сердце беду! Не верьте незнакомому зайцу, не ходите с ним.

Но зайчата и слушать сороку не стали.

- Веди нас, заяц, на заколдованную поляну. Хотим большими и сильными стать!

А лиса рада-радешенька.

- Идите, братики, за мной.

Сама думает: «Заведу несмышленышей в свою нору, а там и съем всех до одного». Хотела лиса вперед поскакать, как настоящие зайцы скачут, только подпрыгнула, а старые нитки раз - и лопнули. Шубейка с лисы свалилась, и зайчата увидели не большущего зайца, а рыжую разбойницу лису.

Разбежались малыши во все стороны, только их лиса и видела. Так ни с чем в свою нору она и вернулась.

Вопросы к сказке

1. Где веселились зайчата?

2. Кто наблюдал за их игрой?

3. Кто хотел съесть зайчат?

4. Как лиса захотела перехитрить зайчат?

5. У кого она выпросила иголку?

6. Кто дал лисе нитку?

7. Что сшила лиса?

8. Почему сорока не поверила, что перед ней заяц?

9. Чем закончилась сказка?

5. Итог занятия

Как вы будете вести себя при встрече с незнакомцем?

Беседа «Моя безопасность»

Подготовительная группа

Встреча с незнакомцем

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о том, как вести себя при встречи с незнакомым человеком. Какого человека мы называем незнакомым? Незнакомый человек тот, с кем вы лично не знакомы. Представьте, что на улице к вам подходит симпатичная молодая девушка. Она называет вас по имени, говорит, что работает вместе с вашей мамой и просит проводить ее до аптеки. Прежде чем пойти с ней, задумайтесь на минутку. Знаете ли вы лично эту девушку? Нет. Вы видите ее в первый раз. Девушка назвала вас по имени? Но ведь ваше имя она могла узнать случайно или спросить кого-то из ваших друзей.

То, что незнакомка говорит, будто знает вашу маму, работает вместе с ней, вполне может оказаться ложью. Во всяком случае, проверить это сейчас вы не можете. Наконец, вы можете мне возразить, что незнакомая девушка производит приятное впечатление, у нее открытая улыбка, мягкий голос. Но ведь это только в сказках у злодеев мерзкая отталкивающая внешность. В жизни преступники внешне выглядят, как обычные люди. Они даже могут быть симпатичными и дружелюбными.

Кстати, в поведении этой незнакомки вас сразу должно насторожить то, что взрослый человек просит помощи у вас – у ребенка.

Запомните, просьба о помощи – это частая уловка преступника, особенно похитителя. Взрослые должны обращаться за помощью только к взрослым.

Как же следует поступить в таком случае? В ответ на подозрительную просьбу проводить незнакомую девушку до аптеки нужно твердо ответить: «Извините, я не могу вам помочь». Побыстрее отойти от незнакомки, а может быть и отбежать.

Не думайте, что преступниками бывают только мужчины, к сожалению, это не так. Преступником может быть и юная девушка, и пожилая женщина, и даже ваш ровесник.

Чаще всего преступники обращают внимание на детей, которые гуляют в одиночку. Поэтому ходить на прогулки лучше с друзьями, а еще лучше в сопровождении взрослых.

Представьте, что вы идете по тротуару. Рядом с вами притормозила машина. Сразу отходите от края тротуара. Никогда не садитесь в машину к незнакомцу. Если незнакомый человек предлагает вам конфету, мороженое, жвачку, игрушку или что-то интересное, отказывайтесь не задумываясь. Не доверяйте ему, не соглашайтесь никуда с ним идти или ехать. Лучше всего совсем не вступайте в разговоры с незнакомыми людьми. Если же человек слишком настойчив, громко зовите на помощь, постарайтесь вырваться и убежать.

Чтобы запомнить правила безопасного поведения при встрече с незнакомцем, послушайте стихотворение.

Как вести себя с незнакомцем

С человеком незнакомым

Ты в беседу не вступай!

Торопись скорее к дому:

Раз, два, три – и убегай!

От конфет, игрушек, жвачки

Ты сейчас же откажись.

Не нужны тебе подачки.

Может, человек хороший,

Ну а может быть плохой.

Будь с ним вежлив, осторожен,

Помни – человек чужой!

Воспитатель: Одно из самых опасных мест в доме – это лифт. Если вы стоите и ждете лифта, а в этот момент к вам подходит незнакомец, ехать с ним ни в коем случае нельзя.

Как же поступить? Нужно быстро выйти из подъезда на улицу и постараться некоторое время пробыть в людном месте, где можно попросить помощи. Это, конечно, прежде всего, отделение милиции. Затем банк, крупный магазин, больница – любое место, где у входа есть охранники. Такие места в городе называются «островками безопасности».

Вопросы:

  1. Какого человека называют незнакомым?
  2. Как вести себя с незнакомцем, если он просит у вас помощи?
  3. Как следует поступать, если незнакомец предлагает вам игрушки, шоколадку, подарок?
  4. Как правильно поступить, если вы оказались с незнакомцем возле лифта?
  5. Почему с незнакомцем нельзя вступать в разговор?
  6. Что означает выражение «внешность обманчива»?
  7. Почему не следует гулять в одиночку?

Личная безопасность

Воспитатель: В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Их называют преступниками. Они могут ограбить квартиру, похитить и даже убить человека. Сейчас мы посмотрим, умеете ли вы вести себя с незнакомыми людьми.

Воспитатель приглашает трех детей. Ширма – это дверь квартиры, верхняя ее часть – глазок, в который видна только голова милиционера, бабушки, врача. К каждому ребенку обращается один из героев, убеждая пустить его в дом.

Воспитатель: Итак, представь, ты один дома, звонят в дверь. Что ты будешь делать? Сразу откроешь или посмотришь в глазок?

Ребенок смотрит в глазок, разговаривает с незнакомцем. Можно ли впускать его в дом? После ответов трех детей взрослые выходят из-за ширмы.

Воспитатель: Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком!

И не открывайте тете,

Если мама на работе.

Ведь преступник так хитер!

Притворится, что монтер,

Или даже скажет он,

Что пришел к вам почтальон.

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери открывает.

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче дверь!

Воспитатель: Я задам вопросы, а вы дайте мне ответ:

1. Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, что ты будешь делать? (Ответы)

Запомните дети:

Если кто-то лезет в дом,

Поскорей звони… (02)

2. Если дома нет телефона, что ты будешь делать? (Показывают, как и что они будут кричать из окна или с балкона, как звать на помощь.)

3. Ты один дома, зазвонил телефон: «Здравствуй! Куда я попала, чья это квартира? Как тебя зовут? Ты один дома?». Что ты ответишь?

Опасность на улице

Воспитатель: Плохие люди могут повстречаться вам на улице. Чтобы избежать неприятностей, надо соблюдать определенные правила.

Воспитатель:

Запомните, ребята,

Ведь преступник для того,

Чтоб ребенка усыпить,

«фанты» даст ему попить.

В очень вкусные конфетки

Спрячет сонные таблетки.

Принесет наклеек пачку

И отравленную жвачку…

Надо помнить: такая еда

Принесет вам немало вреда!

Воспитатель: Из сказок вы знаете, что злодеи очень изобретательны и знают тысячу и один способ, как обмануть свою жертву. В жизни преступники не менее изобретательны. Так что же делать, если:

1. «Если на улице кто-то идет или бежит за тобой, а до дома далеко?». (Громко звать на помощь, бежать в людное место: к магазину, на остановку…)

2. «Если незнакомые взрослые пытаются увести тебя силой?». (Сопротивляться, громко кричать, звать на помощь.) Покажите, как.

3. «На какой бы машине ты согласился прокатиться с доброй тетенькой: на «Жигулях», «Ауди», «Мерседесе»? (Ни на какой.)

Воспитатель: Запомните.

Каждый грамотный ребенок

Должен твердо знать с пеленок:

Если вас зовут купаться,

И в кино даже сниматься,

Обещают дать конфет,

Отвечайте твердо… (Нет!)

Вам предложат обезьянку,

Или даже денег банку.

Или даже в цирк билет –

Отвечайте твердо …(Нет!)

Позовут лететь к луне,

Покататься на слоне…

Есть на все простой ответ.

Ты ответить должен… (Нет!)

Спортивный конкурс «Убеги от преступника»

Бег с препятствиями: какая команда быстро «преодолеет» опасную дорогу.

Итог

Воспитатель: Итак, вы хорошо знаете правила безопасности. Но запомните: их надо не только хорошо знать, но и обязательно соблюдать!