Картина Иеронима Босха, написанная в конце 15-го века, открывает перед зрителем мизансцену встречи Иисуса Христа и Понтия Пилата перед лицом бушующей толпы. Иисус изображен изможденным и изувеченным хлесткими ударами бича, а также […]

Картина «Вознесение праведников» («Восхождение в эмпирей») нидерландского живописца Иеронима Босха была написана маслом на доске, вероятно, в 1500-1504 гг. Жанр – религиозная живопись. Вероятно, «Вознесение праведников» была частью полиптиха «Блаженные и проклятые». […]

Эта картина была создана художником из Нидерландов. Она имеет достаточно прямолинейное название «Смерть скупца». Основной чертой изображения является стиль размещения рисунка в пространстве. Картина сильно вытянута вертикально, что создает впечатление алтарного рисунка. […]

Иероним Босх, сын потомственных художников, выходцев из Германии. Босх – это псевдоним, который образовался от названия города Хертогенбос (переводится как герцогский лес). Мастерская его родителей занималась стенными росписями, золочениями скульптур, изготовлением разнообразной […]

Картина «Фокусник» фламандского художника Иеронима Босха, к большому сожалению, не сохранилась. Сегодня можно любоваться лишь копиями этого произведения. Наиболее точной из них признана работа, которая размещена в музее города Сен-Жермен-ан-Ле. Дата написания […]

В пору заката Возрождения и расцвета инквизиции общество было наполнено тревожными предрассудками и суевериями. Художники, творившие в эти мятежные времена, как могли, старались прояснить взгляд на мир. Иероним Босх пишет с 1500 […]

«Извлечение камня глупости» является одной из самых ранних работ Босха, которая дошла до наших дней. С первого взгляда, по общей композиции и названию картины, сразу становится понятным основная цель написания – мотив […]

Художник Иероним Босх в сюжетах своих картин всегда оставлял для зрителя загадки и места для размышлений. При помощи кисти он не только мастерски писал красивые изображения, но и вкладывал в них глубокие […]

Искусствоведы уверенно относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха всего лишь 25 картин и 8 рисунков. Существует много подделок и копий.

Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу, — большие алтарные триптихи . До нашего времени сохранились также части триптихов.

После Босха многие художники в живописи создавали полотна на сюжеты его картин(например,“Искушение святого Антония”).

Иероним Босх родился в Нидерландах в городе Хертогенбосе приблизительно в 1450 году.

Его настоящее имя - Ерун Антонисон ван Акен. Художниками были дед Босха - Ян ван Акен и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.

Иероним взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Там он вступил в религиозное общество Братство Богоматери.

Около 1480 года художник женится на Алейт Гойарт ван дер Меервене. Она происходила из знатной Хертогенсбосской семьи. Благодаря её денежным средствам Босх становится в один ряд с богатейшими людьми своего родного города. После смерти всё состояние Алейт Гойартс перешло мужу. Детей у них не было.

Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена . В стране распоряжалась, как дома, свирепая испанская инквизиция; позже, при Филиппе II, был установлен террористический режим герцога Альбы. Повсюду воздвигались виселицы, пылали целые селения, кровавые пиршества довершала эпидемия чумы. Отчаявшиеся люди хватались за призраки — появлялись мистические учения, изуверские секты, занятия колдовством , за которые церковь преследовала и казнила еще больше. На протяжении целого столетия в Нидерландах накипало возмущение, вылившееся затем в революцию. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».

Нидерланды и Италия в XV веке определяли пути развития западноевропейского искусства, но пути эти были различны: Италия стремилась к разрыву с традициями Средневековья, Нидерланды предпочитали путь эволюционных преобразований. В Италии переворот в области культуры получил название Возрождения, так как опирался на античное наследие. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Когда смотришь на полотна Босха, то с трудом веришь, что он был современником Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Живописцы Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ . Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность.

В отличие от других нидерландских мастеров Иероним Босх был сосредоточен на изображении не праведников и Рая - Небесного Иерусалима, а грешных обитателей земли. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Антония» и ряд других) не имеют аналогов ни в современном ему искусстве, ни в искусстве предшествующего времени.
Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами , предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.

Босх — художник нетипичный в панораме нидерландской живописи и единственный в своём роде в европейской живописи XV века.

Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века , извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию .

Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.

Его техника называется "а ля прима". Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.

Наиболее полное собрание произведений художника хранится в музее Прадо.

Отзывы о Босхе в литературе XVI в. довольно немногочисленны, и авторы обращают своё внимание прежде всего на присутствие в его картинах разнообразных чудовищ и демонов, на невероятное соединение частей человеческого тела, растений и животных, названных одним венецианцем «нечистью».

Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха.

Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола.

Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.

Другие часто встречающиеся символы:

перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ;

сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели, либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.

Манеру живописи Босха много копировали, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ,

Центральная часть триптиха «Искушение святого Антония». Национальный музей древнего искусства , Лиссабон

В центральной части триптиха пространство буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами. Белая птица превращена в настоящий крылатый корабль, бороздящий небо.

Центральная сцена — совершение чёрной мессы . Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу, их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в чёрном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь — символ ереси).

Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе — явная пародия на ангельский концерт. Бородатый человек в цилиндре, изображённый на заднем плане, считается чернокнижником, который возглавляет толпу бесов и управляет из действиями. А бес-музыкант оседлал странное подозрительное существо, напоминающее огромную ощипанную птицу, обутую в деревянные башмаки.

Нижняя часть композиции занята странными судами. Под звуки пения беса плывёт безголовая утка , другой бес выглядывает из окошечка на месте шеи утки.

Еще одна из наиболее известных картин Босха - это часть триптиха под названием «Корабль дураков». Картина была верхней частью створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается «Аллегория обжорства и сладострастия».

Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян. На развевающемся розовом флаге изображен не христианский крест, а мусульманский полумесяц, а из гущи листвы выглядывает сова. Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Лютня, изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты — блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём. Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом , вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны — времени года, когда и миряне, и духовенство склонны преступать моральные запреты.

Произведений Босха нет в Эрмитаже , но имеется небольшая картина «Ад» * начала XVI века — работа неизвестного последователя великого художника.

В середине XVI в., спустя несколько десятилетий после смерти Босха , началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Успех гравюр , сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха — с обилием чудесных и чудовищных созданий. Особый успех имели гравюры, иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.

Питер Брейгель Старший.Семь смертных грехов.

Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью.
Hаибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии . Там сложились самые большие коллекции его полотен. Фантастические, страшные сцены картин Босха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскому зрителю.

В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста» ). В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии — злобных или равнодушных, жестоких или завистливых — гораздо страшнее босховских фантазий. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Это было последнее произведение Босха.

Несение креста. 1490-1500. Музей изящных искусств. Гент

Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг.), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Действительно, ничто не удается художнику лучше, чем бесчисленные монстры.

«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха

Фрагмент триптиха "Сад земных наслаждений". Прадо. Мадрид

Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах , в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки , представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. На картине » изображены странные птицы : весьма реалистичные, но невероятных, гигантских размеров существа, на фоне которых роятся крошечные обнаженные человечки. Хотя ничего страшного в изображении этих птиц вроде бы нет, они производят жуткое впечатление. Оно усиливается видом огромной красной ягоды , принесенной в клюве одной из птиц.

Или так называемое меланхолическое чудовище: «ноги» состоят из древесных стволов, а «тело» представляет собой надколотое яйцо. В зияющем отверстии, как в темной пропасти, виден кабак, заполненный пьющими и жующими людьми. Можно часами рассматривать, чем занимается каждая из праздно веселящихся внутри фигур. А отойдя подальше, замечаешь, что яйцеобразное существо имеет свое «лицо» - застывшую в терпеливом ожидании маску, которая, кажется, в любой миг готова поглотить этот заключенный внутри нее мирок.

Первым расшифровать это произведение попытался один испанский монах в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду.

Извлечение камня глупости. 1475-1480. Прадо. Мадрид

Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости») . Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода — шарлатанство. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас ». Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. На картине, вопреки ожиданиям, извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны , а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость . Вашингтон

Могила художника , находящаяся в его родном городе в приделе расписанного им храма святого Иоанна, спустя столетия пополнила список связанных с его именем тайн. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Руководивший раскопками в 1977 году Ханс Гаальфе рассказал журналистам, что наткнулся на плоский камень, не похожий на обычный гранит или мрамор, из которых изготавливались надгробия. Исследования материала привели к неожиданному результату: фрагмент камня, помещенный под микроскоп, начал слабо светиться, а температура его поверхности внезапно возросла на три с лишним градуса. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.

Церковь вмешалась в исследования и потребовала срочно прекратить надругательство: с тех пор могила Босха в соборе святого Иоанна неприкосновенна. На ней лишь выгравировано имя художника и годы его жизни: 1450-1516. А над могилой - фреска его руки: распятие, освещенное странным зеленоватым светом.

И все же лучше судить о Босхе по его работам. Они и впрямь полны загадок: их населяют мириады фантастических существ, будто рожденных на иных планетах или в параллельных мирах . Туман, покрывающий жизнь великого живописца, спровоцировал в наше время немалое количество литературных и исторических спекуляций. Его причисляли к колдунам и магам, еретикам и алхимикам, занятым поиском философского камня, и даже обвиняли в тайном сговоре с самим Сатаной , который в обмен на бессмертную душу даровал ему особый талант заглядывать в иные миры и мастерски изображать их на холсте.

Особенное место в его творчестве занимает Конец света : сюжет, в который его современники не просто верили - его ждали. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Так, в одном из соборов Хертогенбоса, расписанных Босхом, сохранилась загадочная фреска: толпы праведников и грешников, простерши руки ввысь, наблюдают стремительно надвигающийся на них зеленый конус с ярким белым шаром света внутри. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. В центре этого шара маячит странная фигура: если приглядеться к ней повнимательнее, заметно, что она имеет не совсем человеческие пропорции и лишена одежды. Многие современные исследователи, в том числе голландский профессор истории и иконографии Эдмунд Ван Хооссе, считают фреску свидетельством того, что Босх, возможно, воочию наблюдал приближение к нашей планете иноземной техники с представителями других миров на борту.

Другие идут еще дальше. Они полагают,что сам художник был пришельцем из галактических глубин и просто описывал на холсте то, что видел, путешествуя по необъятной Вселенной (нечто подобное, кстати, говорят и про Леонардо да Винчи). По каким-то причинам он задержался на Земле и оставил нам живописное свидетельство, не уступающее современным кинематографическим шедеврам типа «Звездных войн»…

Иероним Босх (Еру́н Анто́нисон ван А́кен) - выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.

Биография Иеронима Босха

Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана сживописным ремеслом - художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония . Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы - в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Так что «Хиеронимус-живописец », как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch ), видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw» ) - религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516 г. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомилея с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем.

В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению.
Брак Иеронима не был особо счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел.

Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим.

Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.

Немногочисленны они и в картинах «Операция глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.

Еще острее Босх высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом.

Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви .

Творчество художника

Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего! — Карел ван Мандер. «Жизнь замечательных нидерландских и немецких живописцев»

Творчество Босха началось с росписей деталей различных алтарей, капелл. Одной из первых выдающихся работ Иеронима Босха была роспись створок алтаря в соборе Святого Иоанна. Надо заметить, что это работа очень понравилась Филиппу Красивому, который впоследствии стал королем Кастилии.

Босх был жизнерадостным и общительным человеком, но за пределы своего села Оерошорт выезжал очень редко и недалеко, где поселился после женитьбы.

Картины Иеронима Босха до сих пор остаются загадкой для искусствоведов. На его счет записано около 40 картин. Возможно, их было и больше, но художник никогда не подписывал свои работы.

Помимо рисования Босх занимался изготовлением гравюр, был неплохим кузнецом. Однажды он сделал огромную роспись на стекле в церкви, а также изготовил отличную металлическую рамку.

Картины Босха висели во многих королевских дворах, и вызывали восхищение его современников. Жизнь Босха закончилась 9 августа 1516 года, в городе, где он и родился.

На полотнах художника часто встречаются чудовища, забавные или дьяволические фигуры, вышедшие из народных легенд, аллегорических поэм, морализированной религиозной литературы, а также направлений позднего готического искусства. Такие работы в биографии Иеронимуса Босха, как «Garden of Earthly Delights» , спутывают аллегории. Однако символизм этих работ непонятен, вызывает различные толкования.

Босх интересовался гротеском, дьяволическим, богатым и смертельным.

Он был одним из первых художников Европы, изобразившим на своих полотнах сцены повседневной жизни, хотя часто с ненормальными элементами.

Король Испании Филипп Второй собирал некоторые из лучших творений Босха. «Temptation of St. Anthony» (Лиссабон), «The Last Judgment» являются часто встречаемыми темами в творчестве художника. Другие картины Босха представлены в Эскориале, Брюсселе. Примеры «Adoration of the Magi» представлены в музее «Метрополитен», музее Филадельфии, где также находится «Mocking of Christ».

В биографии Босха глубокое влияние оказало творчество Питера Брейгеля. В 20 веке Иеронимуса воспринимали как предвестника сюрреализма. Работы Босха до сих пор впечатляют современных художников. Картины Босха часто подделывали, а стиль копировали. Сам же художник за всю свою жизнь продал лишь 7 полотен. Со временем ученые стали приписывать руке Босха все меньше и меньше работ, считавшихся до этого его произведениями. К началу 21 века названо всего 25-30 картин, точно являющихся творением Босха.

Его техника называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков . Картины - это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.

Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты, а формальное развитие творческого метода не представляет собой поступательного движения и подчинено собственной логике, предполагающей приливы и отливы .

    • Ввиду творчества художника и его необычного виденья, среди коллег было принято называть Босха «почетным профессором кошмаров».
    • Увлечение живописью пришло к художнику от родственников по мужской линии. Ему даже не пришлось заниматься искусством в специализированной школе – все умения он приобрел в мастерской своей семьи.
    • Босх не был беден. Неплохое состояние и положение в обществе дала ему удачная женитьба.
    • Творения Иеронима нельзя назвать соответствующим духу того времени. Преимущественно он занимался работами религиозной тематики. Но при этом его видение религии сильно противоречило существующему на тот момент времени. Что самое странное, то Церковь принимала его картины безо всякой критики, несмотря на многие нюансы.
    • Смерть известного художника окутана тайной. Ведь его тело было захоронено с торжеством и почестями в часовне церкви, в родном городе. Спустя столетия могила Босха была вскрыта, но, к огромному удивлению, она оказалась пустой, и не содержала останков ни художника, ни кого-либо еще. Дальнейшие раскопки были поспешно остановлены после исследования осколка надгробия с его могилы, который под микроскопом начал нагреваться и светиться.

Имя Иеронима Босха прочно ассоциируется с эпохой Средневековья, со страстями, страданиями, грехами, чертями и демонами, его работы – синоним загадочности, таинственности, это удивительнейшие ребусы, познать смысл которых человечество стремится уже несколько веков. Однако жизнь самого живописца нельзя назвать бурной и полной событий.

Атрибуция картин Иеронима Босха проставлена согласно последним исследованиям группы авторитетных учёных по его творчеству и обновляется по ходу исследований, проходящих в настоящее время.

Происхождение

Настоящее имя художника – Ерун Антонисон ван Акен. В своём же псевдониме он увековечил часть названия родного города – Хертогенбоса, который был его домом на протяжении всей жизни. Сейчас это небольшой населённый пункт в Нидерландах, во времена же Босха в его окрестностях лежали охотничьи угодья герцогов Брабантских, за счёт чего город и получил своё название, в переводе означающее «герцогский лес».

Родился будущий гений, как принято считать, в 1450 году, но точную дату ни одни исследователи назвать не могут. Босху повезло появиться на свет в семье, издавна зарабатывающей на жизнь живописью. Так, его дед Ян ван Акен владел художественной мастерской, в которой трудился и отец художника, а также в будущем его братья и он сам. Ничего достоверно не известно о том, где Иероним познавал тонкости своего ремесла, но можно предположить, что при наличии таких искусных родственников ему не пришлось для этого покидать дом. Однако именно принадлежность к известной фамилии и стала причиной того, что со временем, осознав и развив свой талант, художник предпочёл взять псевдоним. Вероятно, он хотел, чтобы его воспринимали как отдельную фигуру с собственным стилем и взглядом на мир.

Братство Богоматери

Обретя новое имя, Босх сохранил все свои старые связи. Самой крепкой из них, прошедшей через всю его жизнь, стало сотрудничество с Братством Богоматери, чьим активным членом он являлся с 1486 года. Ещё дед Босха выполнял для Братства работы по росписи, затем эти обязанности принял на себя отец художника, который умер в 1478 году. С этого момента мастерская Акенов стала принадлежать Босху, а вместе с ней и все заказы Братства. Известно, что художник неоднократно занимался оформлением обрядовых таинств и многочисленных праздничных шествий, ему же была поручена роспись створок алтаря для капеллы собора св. Иоанна. Именно благодаря этому тесному сотрудничеству исследователям удалось обнаружить все те скупые факты биографии художника, которые считаются подлинными и неоспоримыми. Дело в том, что сохранились приходно-расходные книги Братства того периода, в которых имя Босха встречается очень часто. Сами же работы художника для Братства были безвозвратно утеряны.

Семья

Можно с уверенностью утверждать также, что Босх был обеспеченным человеком, о чём говорят весьма существенные суммы налогов, которые он вносил в казну. Женой живописца стала представительница местной знати Алейт Гойартс ван дер Меервене, чьё солидное приданое явилось значительным вкладом в благосостояние семьи, а фамилия позволила вступить в ряды полноправных бюргеров. Однако детей в семье не было, а после смерти живописца оказалось, что и недвижимости он не нажил. Скорее всего, причиной того были существенные денежные пожертвования Братству, а также то, что все работы для него он выполнял совершенно бесплатно.

Отпевали Босха 9 августа 1516 года в им же расписанной капелле. В записях Братства он фигурирует как «выдающийся художник», что говорит о несомненном признании его заслуг.

Творчество

Творчество Босха не знает аналогов, если не говорить о многочисленных последователях и подражателях. Это уникальное явление, которое имело колоссальное влияние на дальнейшее развитие художественной культуры.

Несмотря на то, что жизнь самого Босха была спокойной и размеренной, в обществе рубежа XV-XVI веков кипение и брожение умов вылилось в перелом сознания и пересмотр ценностей. Это не могло не сказаться на творчестве молодого и талантливого художника.

Идеалы Средневековья постепенно сдавали свои позиции, на место восхвалению смирения и благочестия пришло превознесение красоты, ярких чувств, земной любви, что было характерно для эпохи Античности. Жажда жизни и её благ постепенно захватили умы прогрессивной молодёжи. На фоне всего этого Церковь начала терять свой безусловный авторитет. Повсеместно стали распространяться книги, влияние множества из которых явно ощущается в произведениях Босха («Корабль дураков» Бранта, творения Петрарки, Франсуа Вийона), глубоко свои корни запустила астрология. Так постепенно мирское брало верх над священным.

Изменилась и сама роль художника, который из безликого инструмента, призванного восхвалять Бога, превратился в индивидуальность.

Многие произведения Босха посвящены событиям из жизни Иисуса и святых и говорят о борьбе со злом. Однако наибольший интерес представляют сцены, основанные на пословицах о человеческих грехах и причудливых аллегориях, которые ожили под кистью гениального творца. Неправильные пропорции тел, абсолютное равнодушие к перспективе, обилие чертей и иных фантастических существ – это то, что делает произведения Босха самобытными и завораживающими.

Наследие

Наследие Босха немногочисленно. С уверенностью можно говорить, что его перу принадлежат 25 картин (это отдельные картины, триптихи и их фрагменты) и 8 рисунков. Считается, что создал он их намного больше. При жизни художника он был очень популярен, а после смерти слава его просто гремела, находя поклонников не только в лице деятелей культуры, но и среди королей. Однако потом наступил резкий спад и забвение, которые окончились лишь в XIX веке. За эти годы большинство произведений были безвозвратно утеряны.

Ольга Милейко

Ерун Антонисон ван Акен, более известный как Иероним Босх, - нидерландский художник эпохи Возрождения, который соединил в своих картинах фантастические, фольклорные, философские и сатирические мотивы.

Детство и юность

Иероним Босх родился около 1453 года в Хертогенбосе (провинция Брабант). Его семья, происходившая из немецкого города Ахен (откуда и получила фамилию), издавна была связана с творческим промыслом. Дед Иеронима, Ян ван Акен, а также четверо из пяти его сыновей, в том числе отец будущего художника Антоний, были живописцами.

Фамильная мастерская ван Акенов выполняла заказы по росписи стен, золочению деревянных скульптур и изготовлению церковной утвари. Вероятно, в этой кузнице живописи Иероним Босх и получил первые творческие уроки. В 1478 году, когда умирает отец, Босх становится владельцем художественной мастерской.

Первое упоминание об Иерониме датировано 1480 годом. Тогда он, желая начать собственное дело и обособиться от фамилии Акен, взял псевдоним Хиеронимус-живописец по фамилии Босх, что происходит от названия его родного города.


Гравюра Иеронима Босха

В 1486 году в биографии Иеронима Босха наступает переломный момент: он вступает в Братство Богоматери - религиозное общество, посвященное культу . Он выполняет творческую работу - оформляет праздничные шествия и обряды, расписывает алтарь для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. С этого момента религиозные мотивы проходят красной нитью по творчеству Иеронима.

Живопись

Первые известные картины Босха, которые носят яркий сатирический характер, предположительно относятся к середине 1470-х годов. Так, например, в период 1475-1480 годов создаются работы «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости»).


Эти произведения гипнотизируют современников. Например, король Испании Филипп II даже вешает картину «Семь смертных грехов...» в своей спальне, чтобы размышления о греховности человеческой натуры ощущались более остро.

В первых картинах Иероним высмеивает людскую наивность, их уязвимость перед шарлатанами, в том числе в монашеском одеянии. В 1490-1500 годах Босх создает еще более жестокую картину «Корабль дураков», на которой изображены монахи. Они распевают песни в окружении простолюдинов, а судном правит шут.


Имеет место в творчестве Босха и пейзаж. Например, в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним изображает мир на третий день Творения Божьего. В центре картины - обнаженные люди, замершие в блаженном полусне, а вокруг них - животные и птицы, поражающие своими размерами.


Самым масштабным из уцелевших произведений Босха считается триптих «Страшный суд». В центральной части изображен непосредственно Страшный суд, где праведникам на голубеющем небе противопоставлены проткнутые стрелами и копьями грешники. На левой створке - Рай в динамике. На переднем плане показано сотворение Евы, на среднем - сцена искушения и яблоком раздора, а на заднем - херувим, который изгоняет их из Эдема. На правой створке триптиха изображен Ад.


Босх тяготел к подаче творчества через триптих. Например, картина «Воз сена» также состоит из трех частей. В центральной части изображена обезумевшая толпа, разбирающая на пучки большой воз сена. Таким образом художник обличает алчность.

Кроме того, на полотне можно найти гордыню в образе светских и духовных владык, любострастие во влюбленных парах и чревоугодие - в располневшем монахе. Левую и правую створки украшают уже знакомые мотивы - Ада и грехопадения Адама и Евы.


По картинам Босха нельзя сказать, что он тяготел к определенному жанру живописи. В его полотнах находили отражение портреты, пейзажи, архитектурная живопись, анималистика и декор. Тем не менее, Иеронима считают одним из прародителей пейзажной и жанровой живописей в Европе.

Отличительная особенность творчества Иеронима Босха заключается в том, что он стал первым из соотечественников, кто создавал этюды и эскизы прежде, чем перейти к полноценному творению. Некоторые наброски так и увидели свет в виде картин и триптихов. Часто зарисовки являлись плодом воображения живописца, вдохновленного образами готических чудовищ, которых он видел на гравюрах или церковных фресках.


Характерно и то, что Иероним Босх не подписывал и не датировал свои произведения. По данным искусствоведов, лишь семь картин были подписаны рукой мастера. Те названия, которые полотна имеют сегодня, возможно, были придуманы вовсе не самим автором, а сохранились по музейным каталогам.

Иероним Босх творил в технике а ля прима (от ит. а la prima - «в один присест»), которая заключается в том, что слой масла заканчивают накладывать до его полного высыхания. В традиционном методе рисования художник ждет, пока высохнет слой краски, прежде чем положить следующий.

Личная жизнь

При всем безумии художественных замыслов Иероним Босх не был одинок. В 1981 году он женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене, с которой, по предположениям, был знаком еще с детства. Она была из богатой и знатной семьи и принесла супругу солидное состояние.


Брак не оставил потомков, однако обеспечил Иерониму денежное благополучие. С момента его женитьбы на Алейт он брался за те заказы, которые приносили ему моральное, а не материальное удовольствие.

Смерть

Живописец умер 9 августа 1516 года. Отпевание состоялось в той самой капелле собора св. Иоанна, которую Босх расписывал, будучи приверженцем идеи Братства Богоматери. Причину смерти, в отличие от творчества Иеронима, мистической назвать нельзя - на тот момент художнику шел 67 год. Однако спустя столетия после погребения историки свидетельствуют об удивительных событиях.


В 1977 году могила была вскрыта, но там не оказалось никаких останков. Историк Ханс Гаальфе, который руководил раскопками, рассказал, что в могиле нашли осколок камня. Когда его положили под микроскоп, он начал нагреваться и светиться. Из-за этого интересного факта раскопки было решено прекратить.

Произведения

Работы Босха хранятся в галереях и музеях по всему миру - в Нидерландах, Испании, Франции, Италии, Португалии, Бельгии, Австрии и др.

  • 1475-1480 - «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»
  • 1480-1485 - «Распятие с донатором»
  • 1490-1500 - «Аллегория чревоугодия и любострастия»
  • 1490-1500 - «Увенчание терновым венцом»
  • 1490-1500 - «Сад земных наслаждений»
  • 1495-1505 - «Страшный суд»
  • 1500 - «Смерть скупца»
  • 1500-1502 - «Воз сена»
  • 1500-1510 - «Искушение святого Антония»
  • 1505-1515 - «Блаженные и проклятые»