При рассмотрении представлений о живой природе в древнем мире кратко остановимся лишь на основных выводах, сделанных в те времена и имевших особое значение для развития естествознания.

Первые попытки систематизировать и обобщить разрозненные сведения о явлениях живой природы принадлежат античным натурфилософам, хотя задолго до них в литературных источниках различных народов (египтян, вавилонян, индийцев и китайцев) приводилось много интересных сведений о растительном и животном мире.

Античными натурфилософами были выдвинуты и разрабатывались две основные идеи: идея единства природы и идея ее развития. Однако, причины развития (движения) понимались механистически или телеологически. Так, основоположники древнегреческой философии Фалес (VII - VI вв. до н. э.), Анаксимандр (610 - 546 до н. э.), Анаксимен (588 - 525 до н. э.) и Гераклит (544 - 483 до н. э.) пытались выявить исходные материальные субстанции, обусловившие возникновение и естественное саморазвитие органического мира. Несмотря на то, что они наивно решали этот вопрос, считая такими субстанциями воду, землю, воздух или что-либо другое, сама идея возникновения мира из единого и вечного материального первоначала имела важное значение. Это позволяло оторваться от мифологических представлений и начать элементарный причинный анализ - происхождения и развития окружающего мира.

Из натурфилософов ионийской школы особый след в истории науки оставил Гераклит Эфесский. Он впервые ввел в философию и науку о природе четкое представление о постоянном изменении и единстве всех тел природы. Согласно Гераклиту, «развитие каждого явления или вещи есть результат борьбы противоположностей, возникающей в самой системе или вещи». Обоснование этих выводов было примитивным, но они положили начало диалектическому пониманию природы.

Идея единства природы и ее движения развивалась в трудах Алкмеона Кротонского (конец VI - начало V в. до н.э.), Анаксагора (500 - 428 до н.э.), Эмпедокла (около 490 - 430 до н.э.) и, наконец, Демокрита (460 - 370 до н.э.), который, опираясь на идеи своего учителя Левкиппа, создал атомистическую теорию. По этой теории мир состоит из мельчайших неделимых частиц - атомов, движущихся в пустоте. Движение присуще атомам от природы, и они отличаются друг от друга только по форме и размерам. Атомы неизменны и вечны, они никем не были созданы и никогда не исчезнут. По Демокриту, этого достаточно, чтобы объяснить возникновение тел природы - неживых и живых: поскольку все состоит из атомов, то рождение любой вещи есть соединение атомов, а смерть - их разъединение. Многие натурфилософы того времени пытались разрешить проблему строения и развития материи с позиций атомистической теории. Эта теория явилась высшим достижением материалистической линии в античной натурфилософии.

В IV-III вв. до н. э. материалистическому направлению была противопоставлена идеалистическая система Платона (427 - 347 до н. э.). Она также оставила глубокий след в истории философии и науки. Суть учения Платона сводилась к следующему. Материальный мир представлен совокупностью возникающих и преходящих вещей. Он является несовершенным отражением постигаемых разумом идей, идеальных вечных образов предметов, воспринимаемых органами чувств. Идея - это цель и вместе с тем причина материи. Согласно этой типологической концепции, наблюдаемая широкая изменчивость мира не более реальна, чем тени предметов на стене. Только постоянные, неизменные «идеи», скрывающиеся за видимой изменчивостью материи, вечны и реальны.

Аристотель (384 - 322 до и. э.) пытался преодолеть платоновский идеализм, утверждая реальность материального мира и его пребывание в состоянии постоянного движения. Он впервые вводит понятие о различных формах движения и развивает сенсуалистическую теорию познания. По теории Аристотеля, источником познания являются ощущения, перерабатываемые затем разумом. Однако Аристотелю не удалось окончательно отойти от типологической концепции. В итоге он модифицировал идеалистическую философию Платона: материю считал пассивной и противопоставлял ей активную нематериальную форму, объясняя явления природы с теологической точки зрения и допуская при этом существование божественного «первого двигателя».

Во всех телах он различал две стороны - материю, обладающую разными возможностями, и форму, под влиянием которой реализуется данная возможность. Форма одновременно является причиной и целью превращений материи. Таким образом, по Аристотелю, получается, что материя находится в движении, но причиной этого является нематериальная форма.

Материалистическое и идеалистическое учения древнегреческих натурфилософов имели своих сторонников и в древнем Риме. Это римский поэт и философ Лукреций Кар (I в. до н. э.), натуралист и первый энциклопедист Плиний (23 - 79 н. э.), врач и биолог Гален (130 - 200 н. э.), внесший существенный вклад в развитие анатомии и физиологии человека и животных.

К VI в. н. э. основные идеи античных натурфилософов получили широкое распространение. К этому времени уже накопился сравнительно большой фактический материал о различных явлениях природы и начался процесс дифференциации натурфилософии на частные науки. Период с VI по XV в. условно называют «средневековьем». Как уже отмечалось, в этот период возникает феодализм со свойственной ему политической и идеологической надстройкой, развивается главным образом идеалистическое направление, оставленное в наследство античными натурфилософами, и представление о природе опирается, прежде всего, на религиозные догмы.

Пользуясь достижениями античной натурфилософии, ученые-монахи средневековья отстаивали религиозные взгляды, пропагандировавшие идею миропорядка, выражающего божественный замысел. Такое символическое видение мира - характерная особенность средневекового мышления. Итальянский католический теолог и философ схоласт Фома Аквинский (1225 - 1274) выразил это в следующих словах: «Созерцание творения должно иметь целью не удовлетворение суетной и преходящей жажды знания, но приближение к бессмертному и вечному». Иначе говоря, если для человека античного периода природа была действительностью, то для человека средневековья она - лишь символ божества. Символы для средневекового человека были более реальны, чем окружающий его мир.

Такое мировоззрение привело к догме, что вселенная и все, что в ней имеется, создано творцом ради человека. Гармония и красота природы предустановленны богом и абсолютны в своей неизменности. Это выхолащивало из науки даже намек на идею развития. Если в те времена и говорили о развитии, то, как о развертывании уже существующего, и это укрепляло корни идеи преформации в худшем ее варианте.

На основе такого религиозно-философского, искаженного восприятия мира был сделан ряд обобщений, повлиявших на дальнейшее развитие естествознания. Например, богословский принцип красоты и преформации удалось окончательно преодолеть только к середине XIX в. Примерно такое же продолжительное время пришлось опровергать установленный в средневековье принцип «ничто не ново под Луной», т. е. принцип неизменности всего существующего в мире.

В первой половине XV в. религиозно-догматическое мышление с символико-мистическим восприятием мира начинает активно вытесняться рационалистическим мировоззрением, основанным на вере в опыт как главный инструмент познания. Опытная наука нового времени начинает свое летосчисление с эпохи Возрожденья (со второй половины XV в.). В этот период и началось быстрое формирование метафизического мировоззрения.

В XV - XVII вв. возрождается - все лучшее из научного и культурного достояния античности. Достижения древних натурфилософов становятся образцами для подражания. Однако при интенсивном развитии торговли, поисках новых рынков, открытии континентов и земель в основные страны Европы стала поступать новая информация, требующая систематизации, и метод общего созерцания натурфилософов, а также схоластический метод средневековья оказались непригодными.

Для более глубокого изучения природных явлений нужен был анализ огромного количества фактов, которые необходимо было классифицировать. Так возникла потребность расчленять находящиеся во взаимной связи явления природы и изучать их в отдельности. Это и определило широкое распространение метафизического метода: природа рассматривается как случайное скопление постоянных предметов, явлений, существующих изначально и независимо друг от друга. При этом неизбежно возникает неправильное представление о процессе развития в природе - он отождествляется с процессом роста. Именно такой подход был необходим для понимания сущности изучаемых явлений. Кроме того, широкое использование метафизиками аналитического метода ускорило и затем завершило дифференцировку естествознания на частные науки и определило их конкретные предметы исследования.

В метафизический период развития естествознания было сделано много крупных обобщений такими исследователями, как Леонардо да Винчи, Коперником, Джордано Бруно, Галилеем, Кеплером, Ф. Бэконом, Декартом, Лейбницем, Ньютоном, Ломоносовым, Линнеем, Бюффоном и др.

Первая крупная попытка сблизить науку с философией и обосновать новые принципы была предпринята в XVI в. английским философом Фрэнсисом Бэконом (1561 - 1626), которого можно рассматривать как родоначальника современной экспериментальной науки. Ф. Бэкон призывал к изучению законов природы, знание которых расширило бы власть человека над ней. Он выступал против средневековой схоластики, считая опыт, эксперимент, индукцию и анализ основой познания природы. Мнение Ф. Бэкона о необходимости индуктивного, опытного, аналитического метода было прогрессивным, но оно не лишено механистических и метафизических элементов. Это проявлялось в одностороннем понимании им индукции и анализа, в недооценке роли дедукции, сведении сложных явлений к сумме составляющих их первичных свойств, в представлении движения только как перемещения в пространстве, а также в признании внешней по отношению к природе первопричины. Ф. Бэкон явился основоположником эмпиризма в науке нового времени.

В метафизический период развивался и другой принцип естественнонаучного познания природы - рационализм. Особое значение для развития этого направления имели труды французского философа, физика, математика и физиолога Рене Декарта (1596 - 1650). Его воззрения в своей основе были материалистическими, но с элементами, способствовавшими распространению механистических взглядов. По Декарту, единая материальная субстанция, из которой построена вселенная, состоит из бесконечно делимых и полностью заполняющих пространство частиц-корпускул, находящихся в непрерывном движении. Однако суть движения сводится им только к законам механики: количество его в мире постоянно, оно вечно, и в процессе этого механического движения возникают связи и взаимодействия между телами природы. Данное положение Декарта имело важное значение для научного познания. Природа - это огромный механизм, и все качества составляющих его тел определяются чисто количественными различиями. Образование мира не направляется сверхъестественной силой, приложенной к какой-то цели, а подчинено естественным законам. Живые организмы, по Декарту, также являются механизмами, сформировавшимися по законам механики. В учении о познании Декарт был идеалистом, так как отрывал мышление от материи, выделяя его в особую субстанцию. Он также преувеличивал роль рационального начала в познании.

Большое воздействие на развитие естествознания XVII - XVIII вв. оказала философия немецкого математика идеалиста Готфрида Вильгельма Лейбница (1646 - 1716). Придерживаясь вначале механистического материализма, Лейбниц отошел от него и создал собственную систему объективного идеализма, основой которой явилось его учение о монадах. По мнению Лейбница, монады - это простые, неделимые, духовные субстанции, составляющие «элементы вещей» и наделенные способностью к деятельности и движению. Поскольку монады, образующие весь окружающий нас мир, абсолютно самостоятельны, то это вводило в учение Лейбница телеологический принцип изначальной целесообразности и гармонии, установленных творцом.

На естествознание особо повлияло представление Лейбница о континууме - признании абсолютной непрерывности явлений. Это выразилось в его известном афоризме: «Природа не делает скачков». Из идеалистической системы Лейбница вытекали преформистские представления: в природе ничего не возникает заново, а все существующее лишь изменяется благодаря увеличению или уменьшению, т. е. развитие есть развертывание заранее созданного.

Таким образом, для метафизического периода (XV - XVIII вв.) характерно существование различных принципов в познании природы. Согласно этим принципам с XV по XVIII вв включительно в биологии возникают следующие основные идеи: систематизации, преформизма, эпигенеза и трансформизма. Они развивались в рамках рассмотренных выше философских систем, и вместе с тем это оказалось чрезвычайно полезным для создания эволюционного учения, свободного от натурфилософии и идеализма.

Во второй половине XVII и к началу XVIII в. накопился большой описательный материал, требовавший глубокого изучения. Нагромождение фактов нужно было систематизировать и обобщить. Именно в этот период усиленно разрабатывается проблема классификации. Однако сущность систематических обобщений определила парадигма о порядке природы, установленном творцом. Тем не менее, приведение хаоса фактов к системе само по себе было ценным и необходимым.

Чтобы приступить к классификации для создания системы растений и животных необходимо было найти критерий. Таким критерием был выбран вид. Впервые определение вида дал английский натуралист Джон Рей (1627 - 1705). Согласно Рею, вид - это наиболее мелкие совокупности организмов, тождественных по морфологическим признакам, совместно размножающихся и дающих потомство, сохраняющее это сходство. Таким образом, термин «вид» приобретает естественнонаучное понятие, как неизменная единица живой природы.

Первые системы ботаников и зоологов XVI, XVII и XVIII вв. оказались искусственными, т. е. растения и животные группировались по каким-либо признакам, избранными произвольно. Такие системы давали упорядоченность фактов, но обычно не отражали родственные связи между организмами. Однако этот первоначально ограниченный подход сыграл важную роль в создании затем естественной системы.

Вершиной искусственной систематики явилась система, разработанная великим шведским натуралистом Карлом Линнеем (1707 - 1778). Он обобщил достижения многочисленных предшественников и дополнил их собственным огромным описательным материалом. Его основные труды «Система природы» (1735), «Философия ботаники» (1735), «Виды растений» (1753) и другие посвящены проблемам классификации. Заслуга Линнея в том, что он ввел единый язык (латынь), бинарную номенклатуру и установил четкую соподчиненность (иерархию) между систематическими категориями, расположив их в следующем порядке: тип, класс, отряд, семейство, род, вид, вариация. Линней уточнил чисто практическое понятие о виде как не имеющей переходов к соседним видам группе особей, сходных между собой и воспроизводящих признаки родительской пары. Он также окончательно доказал, что вид является универсальной единицей в природе, и это было утверждением реальности видов. Однако Линней считал виды неизменными единицами. Он признавал неестественность своей системы. Однако под естественной системой Линней понимал не выявление родственных связей между организмами, а познание порядка природы, установленного творцом. В этом проявлялся его креационизм.

Введение Линнеем бинарной номенклатуры и уточнение понятия о виде имели огромное значение для дальнейшего развития биологии и дали направление описательной ботаники и зоологии. Описание видов теперь сводилось к четким диагнозам, а сами виды получили определенные, международные названия. Таким образом, окончательно вводится сравнительный метод, т.е. системы строятся на основе группировки видов по принципу сходства и различий между ними.

В XVII и XVIII вв. особое место занимает идея преформации, по которой будущий организм в миниатюрном виде уже имеется в половых клетках. Эта идея не была новой. Достаточно четко она была сформулирована еще древнегреческим натурфилософом Анаксагором. Однако в XVII в. преформация возродилась на новой основе в связи с первыми успехами микроскопии и благодаря тому, что она укрепляла парадигму креационизма.

Первые микроскописты - Левенгук (1632 - 1723), Гамм (1658 - 1761), Сваммердам (1637 - 1680), Мальпиги (1628 - 1694) и др. Особое значение имело открытие учеником Левенгука - Гаммом сперматозоидов (анималькули), в каждом из которых видели самостоятельный организм. И тогда преформисты разделились на два непримиримых лагеря: овистов и анималькулистов. Первые утверждали, что все живое происходит из яйца, а роль мужского начала сводили к нематериальному одухотворению зародыша. Анималькулисты же считали, что будущие организмы в готовом виде имеются в мужском начале. Принципиальной разницы между овистами и анималькулистами не было, так как они были объединены общей идеей, которая укрепилась среди биологов вплоть до XIX в. Преформисты часто использовали термин «эволюция», вкладывая в него ограниченный смысл, касающийся только индивидуального развития организмов. Такая преформистская трактовка сводила эволюцию к механистическому, количественному развертыванию предсуществующего зародыша.

Так, по «теории вложения», предложенной швейцарским натуралистом Альбрехтом Галлером (1707 - 1777), зародыши всех поколений заложены в яичниках первых самок с момента их творения. Вначале с позиций теории вложения объясняли индивидуальное развитие организмов, но затем она была перенесена на весь органический мир. Это было сделано швейцарским естествоиспытателем и философом Шарлем Боннэ (1720 - 1793) и явилось его заслугой, независимо от того, правильно ли решалась проблема. После работ Боннэ термин эволюция начинает выражать идею преформированного развития всего органического мира. Опираясь на представление, что в организме первичной самки данного вида заложены все будущие поколения, Боннэ пришел к заключению о предопределенности всякого развития. Распространяя эту концепцию на весь органический мир, он и создает учение о лестнице существ, которое было изложено в труде «Трактат о природе» (1765).

Лестницу существ Боннэ представлял как предустановленное (преформированное) развертывание природы от низших форм до высших. На низших ступенях он располагает неорганические тела, затем следовали органические тела (растения, животные, обезьяны, человек), завершалась эта лестница существ ангелами и богом. Следуя представлениям Лейбница, Боннэ считал, что в природе все «идет постепенно», резких переходов и скачков нет, и лестница существ имеет столько ступеней, сколько известно видов. Эта мысль, развитая другими биологами, затем привела к отрицанию систематики. Идея постепенности заставляла искать промежуточные формы, хотя Боннэ и считал, что одна ступень лестницы не происходит из другой. Его лестница существ статична и отражала лишь соседство ступеней и порядок развертывания преформированных зачатков. Только значительно позже лестница существ, освобожденная от преформизма, положительно повлияла на формирование эволюционных представлений, так как в ней было продемонстрировано единство органических форм.

В середине XVIII в. идее преформации была противопоставлена идея эпигенеза, которая в механистической интерпретации была высказана еще в XVII в. Декартом. Но более обоснованно эту идею представил Каспар Фридрих Вольф (1735 - 1794). Он изложил ее в своей основной работе «Теория зарождения» (1759). Вольф установил, что в эмбриональных тканях растений и животных нет и следа будущих органов и что последние постепенно образуются из недифференцированной зародышевой массы. При этом он считал, что характер развития органов определяется влиянием питания и роста, в процессе которого предшествующая часть обусловливает появление последующей.

В связи с тем, что преформисты уже использовали термины «развитие» и «эволюция» для обозначения развертывания и роста предшествующих зачатков, Вольф ввел понятие «зарождение», отстаивая фактически истинное понятие о развитии. Вольф не мог правильно определить причины развития, поэтому и пришел к выводу, что двигателем формообразования является особая, присущая только живой материи внутренняя сила.

Идеи преформации и эпигенеза были в те времена несовместимыми. Первая обосновывалась с позиций идеализма и теологии, а вторая - с позиций механистического материализма. По сути же дела это были попытки познать две стороны процесса развития организмов. Лишь в XX в. удалось окончательно преодолеть фантастическое представление о преформации и механистическую трактовку эпигенеза. И теперь можно утверждать, что в развитии организмов одновременно имеют место преформация (в виде генетической информации) и эпигенез (формообразование на основе генетической информации).

В это время возникает и быстро развивается новое направление в естествознании - трансформизм. Трансформизм в биологии - это учение об изменяемости растений и животных и о превращении одних видов в другие. Трансформизм не следует рассматривать как непосредственный зачаток эволюционной теории. Его значение свелось только к укреплению представлений об изменяемости живой природы, причины которой объяснялись неправильно. Он ограничивается представлением о превращении одних видов в другие и не развивает его до представления о последовательном историческом развитии природы от простого к сложному. Сторонники трансформизма, как правило, не учитывали исторической преемственности изменений, считая, что изменения могут происходить в любом направлении, без связи с предыдущей историей. Так же трансформизм не рассматривал эволюцию как всеобщее явление живой природы.

Наиболее ярким представителем раннего трансформизма в биологии был французский натуралист Жорж Луи Леклерк Бюффон (1707--1788). Свои взгляды Бюффон изложил в двух фундаментальных трудах: «Об эпохах природы» и в 36-томной «Естественной истории». Он впервые высказал «историческую» точку зрения относительно неживой и живой природы, а также попытался связать, хотя и с позиций наивного трансформизма, историю Земли с историей органического мира.

Среди систематиков того времени все чаще начинает обсуждаться идея о естественных группах организмов. Решить проблему с позиций теории творения было невозможно, и трансформисты предложили новую точку зрения. Например, Бюффон считал, что многие представители фауны Нового и Старого Света имели общее происхождение, но затем, расселившись на разных континентах, они изменились под влиянием условий существования. Правда, эти изменения допускались лишь в известных пределах и не касались органического мира в целом.

Первая брешь в метафизическом мировоззрении была пробита философом И. Кантом (1724 - 1804). Он в знаменитом труде «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) отверг идею о первом толчке и пришел к заключению, что Земля и вся Солнечная система - нечто возникшее во времени. Следовательно, и все существующее на Земле также не было изначально задано, а возникло по естественным законам в определенной последовательности. Однако идея Канта была реализована значительно позже.

Осознать, что природа не просто существует, а находится в становлении и развитии, помогла геология. Так, Чарльз Лайель (1797 - 1875) в трехтомном труде «Основы геологии» (1831 - 1833) развил униформистскую теорию. Согласно этой теории, изменения земной коры происходят под влиянием одних и тех же естественных причин и законов. Такими причинами являются: климат, вода, вулканические силы, органические факторы. Большое значение при этом имеет фактор времени. Под влиянием продолжительного действия естественных факторов происходят изменения, связывающие геологические эпохи переходными периодами. Лайель, исследуя осадочные породы третичного периода, ясно показал и преемственность органического мира. Он разделил третичное время на три периода: эоцен, миоцен, плиоцен и установил, что если в эоцене жили особые органические формы, существенно отличавшиеся от современных, то в миоцене уже имелись формы, близкие к современным. Следовательно, органический мир изменялся постепенно. Однако Лайель не смог развить дальше эту мысль об историческом преобразовании организмов.

Бреши в метафизическом мышлении были пробиты и другими обобщениями: физиками был сформулирован закон сохранения энергии, а химики синтезировали ряд органических соединений, что объединяло неорганическую и органическую природу.

1.2.3 Классическая наука. Этап механистического естествознания.

Зарождение и формирование эволюционных идей

Классическая наука. Большинство историков науки считает, что наука, как своеобразная форма познания – специфический тип производства знаний и социальный институт, возникла в Европе, в Новое время, в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации единого ранее знания на философию и науку. Наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Период становления классической науки начинается примерно в XVI – XVII вв. и завершается на рубеже XIX – XX вв. Его, в свою очередь, можно разделить на два этапа: этап механистического естествознания (до 30-х гг. XIX в.) и этап зарождения и формирования эволюционных идей (до конца XIX – начала XX в.).

Этап механистического естествознания. Бурное развитие производительных сил (промышленности, горного и военного дела, транспорта и т. п.) в период перехода Западной Европы, от феодализма к капитализму потребовало решения ряда технических задач. А это в свою очередь вызвало интенсивное формирование и развитие частных наук, среди которых особую

значимость приобрела механика. Укрепляется идея о возможности изменения, переделывания природы, на основе познания ее закономерностей, все более осознается практическая ценность научного знания. Механистическое естествознание начинает развиваться ускоренными темпами.

Этап механистического естествознания, в свою очередь, можно условно подразделить на две ступени – доньютоновскую и ньютоновскую, связанные соответственно с двумя глобальными научными революциями*, происходившими в XVI – XVII вв. и создавшими принципиально новое (по сравнению с античностью и средневековьем) понимание мира.

Первую научную революцию, произошедшую в период Возрождения, связывают с возникновением гелиоцентрического учения Н. Коперника (1473–1543). Она ознаменовала конец геоцентрической системы, которую Коперник отверг на основе большого числа астрономических наблюдений и расчетов. Он отстаивал тезис о бесконечности Вселенной, о бесчисленном количестве миров, подобных Солнечной системе. Кроме того, Коперник высказал мысль о движении как естественном свойстве материальных объектов, подчиняющихся определенным законам, и указал на ограниченность чувственного познания. Это учение разрушало привычную религиозную картину мира.

С теориями Галилея, Кеплера и Ньютона связывают вторую научную революцию – посленьютоновскую ступень развития механистического естествознания. В учении Г. Галилея (1564–1642) уже были заложены достаточно прочные основы нового механистического естествознания. В центре его научных интересов стояла проблема движения. Открытие принципа инерции, исследование им свободного падения тел имели большое значение для становления механики как науки. Галилей впервые ввел в познание мысленный эксперимент, опирающийся на строгое количественно-математическое описание и ставший характерной особенностью научного познания. Галилей показал, что наука без мысленного конструирования, без идеализации, без абстракций, без «обобщающих резолюций», опирающихся на факты – это все что угодно, но только не наука. Галилей первым показал, что опытные данные в своей первозданности вовсе не являются исходным элементом познания, что они всегда нуждаются в определенных теоретических предпосылках. Иначе говоря, опыт не может не предваряться определенными теоретическими допущениями, не может не быть «теоретически нагруженным».

Иоганн Кеплер (1571–1630) установил законы движения планет относительно Солнца. Кроме того, он предложил теорию солнечных и лунных затмений и способы их предсказания, уточнил расстояние между Землей и Солнцем и др. Однако Кеплер не объяснил причины движения планет, ибо динамика – учение о силах и их взаимодействии – была создана позже Ньютоном.

* На роли научных революций в развитии науки мы специально остановимся в разделе 2.1.2 при рассмотрении вопроса о развитии научного знания.

Следует отметить, что в XVII в. происходит закрепление статуса науки в качестве особого социального института. В 1662 г. возникает Лондонское королевское общество, которое объединило ученых-любителей в добровольную организацию с определенным уставом, санкционированным высшей государственной властью – королем. В уставе Лондонского королевского общества, записано, что его целью является «совершенствование знания о естественных предметах и всех полезных искусствах с помощью экспериментов …». Королевское общество стремилось пропагандировать и поддерживать эмпиризм. Выдвинутая кем-либо гипотеза подвергалась проверке на опыте, в эксперименте и либо принималась и сохранялась, либо неминуемо отвергалась, если свидетельство эмпирического факта было для нее неблагоприятно. Члены общества отвергали работы, выполненные по другим нормам.

Отдельные исследователи связывают рождение современной науки с появлением университетских исследовательских лабораторий и с проведением исследований, имеющих важное прикладное значение. Впервые это было осуществлено в Берлинском университете под руководством Вильгельма Гумбольдта.

В конце XVI – начале XVII в. происходит буржуазная революция в Нидерландах, а с середины XVII в. – в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Буржуазные революции дали толчок для развития промышленности и торговли, строительства, горного и военного дела, мореплавания и т. п. Расширение торговых связей, открытие новых рынков сырья и сбыта товаров способствовали развитию таких дисциплин, как астрономия, математика и механика. Плодом революции в мировоззрении явилось новое отношение к науке, подрыв доверия к церкви и к трудам древних ученых, авторитет которых сковывал умы, широкое внедрение в науку метода исследования, основывавшегося на точном наблюдении и опыте.

В период становления экспериментально-математического естествознания постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. В отличие от традиционной (особенно схоластической) философии наука Нового времени по-новому поставила вопросы о специфике научного знания и своеобразии его формирования, о задачах познавательной деятельности и ее методах, о месте и роли науки в жизни общества, о необходимости господства человека над природой на основе знания ее законов.

Вторая научная революция завершилась творчеством Ньютона (1643–1727), научное наследие которого чрезвычайно глубоко и разнообразно. Главный труд Ньютона – «Математические начала натуральной философии» (1687). В этой и других своих работах Ньютон сформулировал понятия и законы классической механики, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера и с единой точки зрения объяснил большой объем опытных данных (неравенства движения Земли, Луны и планет, морские приливы и др.). Кроме того, Ньютон, независимо от Лейбница, создал дифференциальное и интегральное исчисление как адекватный язык математического описания физической реальности. Научный метод Ньютона имел целью четкое противопоставление достоверного естественнонаучного знания вымыслам и умозрительным схемам натурфилософии.

1) провести опыты, наблюдения, эксперименты;

2) посредством индукции вычленить в чистом виде отдельные стороны естественного процесса и сделать их объективно наблюдаемыми;

3) понять управляющие этими процессами фундаментальные закономерности, принципы, основные понятия;

4) осуществить математическое выражение этих принципов, т. е. математически сформулировать взаимосвязи естественных процессов;

5) построить целостную теоретическую систему путем дедуктивного развертывания фундаментальных принципов, т. е. «прийти к законам, имеющим неограниченную силу во всем космосе»;

6) «использовать силы природы и подчинить их нашим целям в технике».

С помощью этого метода были сделаны многие важные научные открытия. На основе метода Ньютона в рассматриваемый период был разработан и использовался огромный арсенал самых различных методов: наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция, анализ, синтез, математические методы, идеализация и др. Все чаще стали говорить о необходимости сочетания различных методов.

Построенный Ньютоном фундамент оказался исключительно плодотворным и до конца XIX в. считался незыблемым.

Несмотря на ограниченность уровня естествознания XVII в., механическая картина мира сыграла в целом положительную роль в развитии науки и философии. Она давала естественнонаучное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Она ориентировала на понимание природы из нее самой, на познание естественных причин и законов природных явлений.

Материалистическая направленность механической картины Ньютона не избавила ее от определенных недостатков и ограниченностей. Механистичность, метафизичность мышления Ньютона проявляется в его утверждении о том, что материя – инертная субстанция, обреченная на извечное повторение хода вещей, из нее исключена эволюция; вещи неподвижны, лишены развития и взаимосвязи; время – чистая длительность, а пространство – пустое «вместилище» вещества, существующее независимо от материи, времени и в отрыве от них. Ощущая недостаточность своей картины мира, Ньютон вынужден был апеллировать к идеям божественного творения, отдавая дань религиозно-идеалистическим представлениям.

Тем не менее, этот период характеризуется развитием механики, математики и стремлением к использованию количественных методов во многих областях научного познания. Одним из ведущих приемов исследования становятся измерения.

Пионерами, провозгласившими измерение основой точных знаний, в том числе и применительно к исследованию живой природы, были Г. Галилей (1564–1672), Санторио (1561–1636), Д. А. Борелли (1608–1679).

Санторио – автор труда «О статической медицине» и других сочинений, изобретает измерительные приборы, измеряет обмен веществ, старается установить норму и патологию в развитии организма. Галилей и его ученик Борелли изучают механику движения животных, устанавливают зависимость между их двигательными функциями и абсолютными размерами тела.

К этому времени относится и становление математической статистики. Известная заслуга в этом принадлежит английской школе «политических арифметиков» во главе с Петти (1623–1687).

Небывалые успехи механики породили представление о принципиальной сводимости всех процессов в мире к механическим. Поэтому и механика прямо отождествлялась с точным естествознанием. Ее задачи и сфера применения казались безграничными.

Так, английский химик Р. Бойль (1627–1691) выдвинул программу, которая переносила в химию принципы и образцы объяснения, сформулированные в механике.

В 1628 г. английский врач, анатом и физиолог Вильям Гарвей (1578–1657) опубликовал свой труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». В этой работе впервые было дано правильное представление о большом и малом кругах кровообращения и о сердце как двигателе крови в организме.

Большое значение для развития физиологии имело открытие рефлекса французским философом, математиком и физиологом Рене Декартом (1596–1650), хотя сам процесс рефлекса в его представлении имел механическое объяснение.

Ламарк, пытаясь найти естественные причины развития организмов, также опирался на вариант механической картины мира.

Механицизм проявился в трудах физиологов, например, французский философ и врач Ж. Ламетри (1709–1751) утверждал, что организм человека является самозаводящейся машиной. Д. А. Борелли, автор сочинения «О движении животных» утверждал, что «действия животных совершаются вследствие, посредством и на основании механических явлений».

Химик А. Л. Лавуазье (1743–1794) и математик П. С. Лаплас (1749–1827) провели первые измерения энергетических затрат организма.

В середине XVII в. работами Пьера Ферма (1601–1665), Блеза Паскаля (1623–1662) и Христиана Гюйгенса (1629–1695) были положены начала теории вероятностей. В дальнейшем, благодаря трудам А. Муавра (1667–1754) и особенно П. С. Лапласа, К. Гаусса (1777–1855), Пуассона (1781–1840) и других математиков, открывших законы распределения случайных величин, теория вероятностей становится на прочную научную основу и находит применение в решении ряда практических задач. Первым, кто удачно соединил эмпирические методы антропологии и социальной статистики с математической теорией вероятностей, был ученик Лапласа бельгиец Адольф Кетле (1796–1874). В 1835 г. вышла в свет его книга «О человеке и развитии его способностей или опыт социальной физики», в которой на большом статистическом материале было показано, что различные физические признаки человека и даже его поведение подчиняются законам распределения вероятностей. В «Антропометрии» (1871) Кетле отметил, что описанные им закономерности распространяются не только на человека, но и на все другие живые существа. Кетле заложил основы биометрии. Математический аппарат этой науки создали последователи английской школы биометриков Ф. Гальтон (1822–1911) и К. Пирсон (1857–1936). В XX в. появились классические труды В. Госсета (1876–1937), печатавшегося под псевдонимом «Стьюдент», Р. А. Фишера (1890–1967) и других. С именем Стьюдента связано обоснование так называемой «теории малой выборки», открывшей новую страницу в истории биометрии. Р. Фишер разработал метод дисперсионного анализа, нашедший применение не только в биологии, но и в технике. Большой вклад в развитие математических методов, применяемых в биологии, внесли отечественные ученые: В. И. Романовский (1879–1954), С. И. Бернштейн (1880–1969), А. Я. Хинчин (1894–1959), А. Н. Колмогоров (1903–1987), В. С. Немчинов (1894–1946), М. В. Игнатьев (1894–1959) и многие другие. Много сделали наши ученые в области биометрической подготовки биологов и специалистов, смежных с биологией дисциплин: Поморский, (1893–1954); П. В. Терентьев (1903–1970); Ю. А. Филипченко (1882–1930); С. С. Четвериков (1880–1959) и др.

Прогресс опытного знания, экспериментальной науки, наблюдавшийся в Новое время, привел к замене схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики, ускоренными темпами развивался процесс размежевания между философией и частными науками. Однако по мере экспансии механической картины мира на новые предметные области наука все чаще сталкивалась с необходимостью учитывать особенности этих областей, требующих новых, немеханических представлений. Накапливались факты, которые все труднее было согласовывать с принципами механической картины мира. Она теряла свой универсальный характер, расщепляясь на ряд частнонаучных картин, начался процесс расшатывания механической картины мира. В середине XIX в. она окончательно утратила свой общенаучный статус.

Зарождение и формирование эволюционных идей. С конца XVIIIв. в естественных науках накапливались факты и эмпирический материал, которые не «вмещались» в механическую картину мира и не объяснялись ею. «Подрыв» этой картины мира шел главным образом с двух сторон: во-первых, со стороны самой физики и, во-вторых, со стороны геологии и биологии.

Первая линия «подрыва» была связана с исследованиями в области электрического и магнитного полей английских ученых М. Фарадея (1791–1867) и Д. Максвелла (1831–1879). Фарадей обнаружил взаимосвязь между электричеством и магнетизмом, ввел понятия электрического и магнитного полей, выдвинул идею о существовании электромагнитного поля. Максвелл создал электродинамику и статистическую физику, построил теорию электромагнитного поля, предсказал существование электромагнитных волн, выдвинул идею об электромагнитной природе света. Тем самым материя предстала не только как вещество (как в механической картине мира), но и как электромагнитное поле.

Поскольку электромагнитные процессы не сводились к механическим, стало формироваться убеждение в том, что основные законы мироздания – не законы механики, а законы электродинамики. Работы в области электромагнетизма сильно подорвали механическую картину мира и по существу положили начало ее крушению. С тех пор механическая картина мира начала сходить с исторической сцены, уступая место новому пониманию физической реальности.

Второе направление «подрыва» механической картины мира связано работами английского геолога Ч. Лайеля (1797–1875) и французских биологов Ж. Б. Ламарка (1744–1829) и Ж. Кювье (1769–1832).

Ж. Б. Ламарк создал первую целостную концепцию эволюции живой природы. По его мнению, виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию.

В первые десятилетия XIX в. было фактически подготовлено «свержение» метафизического способа мышления, этому способствовали три великих открытия: создание клеточной теории, открытие закона сохранения и превращения энергии и разработка Ч. Дарвиным (1809–1882) эволюционной теории.

Теория клетки, созданная немецкими учеными М. Шлейденом (1804–1881) и Т. Шванном (1810–1882) в 1838–1839 гг., доказала внутреннее единство всего живого и указала на единство происхождения и развития всех живых существ. Она утвердила общность происхождения, а также единство строения и развития живой природы.

Огромное значение для развития естествознания имели открытие М. В. Ломоносовым (1711–1765) закона сохранения вещества и движения, и последовавшее за ним установление Ю. Майером (1814–1878), Д. Джоулем (1818–1889) и Г. Гельмгольцем (1821–1894) закона сохранения и превращения энергии. Было доказано, что признававшиеся ранее изолированными так называемые «силы» – теплота, свет, электричество, магнетизм и т. п., - взаимосвязаны, переходят при определенных условиях одна в другую и представляют собой лишь различные формы одного и того же движения в природе. Энергия, как общая количественная мера различных форм движения материи, не возникает из ничего и не исчезает, а может только переходить из одной формы в другую. Это фундаментальное открытие помимо общего мировоззренческого значения оказало влияние и на развитие физиологии растений и человека. Стал понятным круговорот энергии в природе, в растительном организме. Как показал К. А. Тимирязев (1843–1920), свободная энергия солнечных лучей превращается в химическую энергию сложных органических соединений, образующихся в зеленом растении в процессе фотосинтеза; в животном организме химическая энергия органических соединений, полученных с пищей, при их расщеплении освобождается и превращается в кинетические виды энергии: в тепловую, механическую, электрическую.

Эволюционная теория Ч. Дарвина (1809–1882), окончательно оформленная в его главном труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), показала, что растительные и животные организмы (включая человека) – не созданы богом, а являются результатом естественного развития (эволюции) органического мира и ведут свое начало от немногих простейших существ, которые произошли от неживой природы. Тем самым были найдены материальные факторы и причины эволюции – наследственность и изменчивость – и движущие факторы эволюции – естественный отбор для организмов, живущих в «дикой» природе, и искусственный отбор для разводимых человеком домашних животных и культурных растений. Впоследствии теорию Дарвина подтвердила генетика, показавшая механизм изменений, на основе которых и способна работать теория естественного отбора. В середине XX в., особенно в связи с открытием в 1953 г. Ф. Криком (1916–2004) и Дж. Уотсоном (рожд. 1928) структуры ДНК, сформировалась так называемая систематическая теория эволюции, объединившая классический дарвинизм и достижения генетики.

Во второй половине XIX века благодаря работам химиков было изучено количество тепла, освобождаемое при сжигании вне организма основных питательных веществ, иначе говоря, их калорическая ценность. Одновременно физиологами были разработаны способы, дающие возможность учета количества энергии, освобождаемой организмом при покое и работе разной тяжести.

Значительные результаты были получены благодаря созданию методики электрического раздражения и графической регистрации деятельности органов с помощью специальных приборов: кимографа, миографа, сфигмографа и др. В этом отношении особенно велики заслуги немецкого физиолога Э. Дюбуа-Реймона (1818–1896), подробно разработавшего методику электрического раздражения живых тканей. Исследования электрических явлений, наблюдаемых в организме, начатые Л. Гальвани (1773–1798) и А. Вольта (1745–1827) и продолженные Н. Е. Введенским (1852–1922), приблизили к пониманию физиологического процесса возбуждения. При этом И. М. Сеченовым (1829–1905) и В. Я. Данилевским (1852–1939) были впервые исследованы электрические явления в нервных центрах, которые привлекли особый интерес физиологов в XX столетии. Выдающееся значение имели труды И. М. Сеченова, открывшего 1862 г. процесс торможения в центральной нервной системе, а в 1863 г. опубликовавшего гениальное произведение «Рефлексы головного мозга».

Повышения информационной

... (от 01.12.2007 № 309); «О... научно -исследовательская деятельность : выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта ; проводить научные ... спорт , 1987. - 240с. Зданович И.А. Спортивно-оздоровительный туризм. - изд. 2-е, пере-раб.и доп. - Омск ...

  • Алтайского края управление алтайского края по физической культуре и спорту

    Документ

    Спортивной деятельности и физкультурно-оздоровительных услуг; Федеральному агентству по физической культуре и спорту совместно... данных по физической культуре и спорту за 2006-2007 г.г. №/П Основные показатели физической культуры и спорта 2006 2007 + - ...

  • Эволюцио́нное уче́ние - система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной. Первые эволюционные идеи выдвигались уже в античности, но только труды Чарлза Дарвина сделали эволюционизм фундаментальной концепцией биологии. Хотя единой и общепризнанной теории биологической эволюции до сих пор не создано, сам факт эволюции сомнению ученых не подвергается, так как имеется огромное число подтверждающих научных фактов и теорий.

    Эволюционное учение зародилось в античных философских системах, идеи которых, в свою очередь, коренились в космологических мифах.

    Анаксимандр считал, что Человек же будто бы возник из рыбы или похожего на рыбу животного. Несмотря на оригинальность, рассуждения Анаксимандра чисто умозрительны и не подкреплены наблюдениями. Другой античный мыслитель, Ксенофан, уделял наблюдениям больше внимания. Так, он отождествлял окаменелости, что находил в горах, с отпечатками древних растений и животных. Из этого он заключал, что суша некогда опускалась в море.

    Единственным автором, у которого можно найти идею постепенного изменения организмов, был Платон. В своем диалоге «Государство» он выдвинул печально знаменитое предложение: улучшение породы людей путём отбора лучших представителей.

    С подъёмом уровня научного знания после «веков мрака» раннего Средневековья эволюционные идеи вновь начинают проскальзывать в трудах учёных, теологов и философов. Альберт Великий впервые отметил самопроизвольную изменчивость растений, приводящую к появлению новых видов. Примеры, когда-то приведенные Теофрастом, он охарактеризовал как трансмутацию одного вида в другой. Сам термин, очевидно, был взят им из алхимии. В XVI веке были переоткрыты ископаемые организмы, но только к концу XVII века мысль, что это не «игра природы», не камни в форме костей или раковин, а остатки древних животных и растений, окончательно завладела умами.

    Как видим, дальше высказывания разрозненных идей об изменчивости видов дело не заходило. Эта же тенденция продолжалась и с наступлением Нового времени. Так Френсис Бэкон, политик и философ предполагал, что виды могут изменяться, накапливая «ошибки природы». Этот тезис снова, как и в случае с Эмпедоклом, перекликается с принципом естественного отбора, но об общей теории нет пока и слова.

    Идеи ограниченного эволюционизма были развиты Лейбницем, Карлом Линнеем и Бюффоном. Вычисленный Бюффоном возраст Земли составлял 75 тысяч лет. Описывая виды животных и растений, Бюффон заметил, что наряду с полезными признаками у них имеются и такие, которым невозможно приписать какую-либо полезность.

    Ламарк считал, что Бог создал лишь материю и природу; все остальные неживые и живые объекты возникли из материи под воздействием природы. Он считал, что движущим фактором эволюции может быть «упражнение» или «неупражнение» органов, зависящее от адекватного прямого влияния среды.

    Новый этап в развитии эволюционной теории наступил в 1859 году в результате публикации основополагающей работы Чарльза Дарвина. Основной движущей силой эволюции по Дарвину является естественный отбор. Отбор, действуя на особей, позволяет выживать и оставлять потомство тем организмам, которые лучше приспособлены для жизни в данном окружении.

    Дарвин не только дал теоретические выкладки естественного отбора, но и показал на фактическом материале эволюцию видов в пространстве

    В середине XX века на основе теории Дарвина сформировалась синтетическая теория эволюции (сокращённо СТЭ). СТЭ является в настоящее время наиболее разработанной системой представлений о процессах видообразования. Основой для эволюции по СТЭ является динамика генетической структуры популяций. Основным движущим фактором эволюции считается естественный отбор. Однако, наука не стоит на месте и, достигнутые передовыми теоретическими разработками современнейшие положения отличаются от первоначальных постулатов синтетической теории эволюции. Существует также группа эволюционных представлений, согласно которым видообразование (ключевой момент биологической эволюции) происходит быстро - за несколько поколений. При этом влияние каких-либо длительно действующих эволюционных факторов исключается (кроме отсекающего отбора). Подобные эволюционные воззрения называются сальтационизмом.

    Эволюцио́нное уче́ние - система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной. Первые эволюционные идеи выдвигались уже в античности, но только труды Чарлза Дарвина сделали эволюционизм фундаментальной концепцией биологии. Хотя единой и общепризнанной теории биологической эволюции до сих пор не создано, сам факт эволюции сомнению ученых не подвергается, так как имеется огромное число подтверждающих научных фактов и теорий.

    Эволюционное учение зародилось в античных философских системах, идеи которых, в свою очередь, коренились в космологических мифах.

    Анаксимандр считал, что Человек же будто бы возник из рыбы или похожего на рыбу животного. Несмотря на оригинальность, рассуждения Анаксимандра чисто умозрительны и не подкреплены наблюдениями. Другой античный мыслитель, Ксенофан, уделял наблюдениям больше внимания. Так, он отождествлял окаменелости, что находил в горах, с отпечатками древних растений и животных. Из этого он заключал, что суша некогда опускалась в море.

    Единственным автором, у которого можно найти идею постепенного изменения организмов, был Платон. В своем диалоге «Государство» он выдвинул печально знаменитое предложение: улучшение породы людей путём отбора лучших представителей.

    С подъёмом уровня научного знания после «веков мрака» раннего Средневековья эволюционные идеи вновь начинают проскальзывать в трудах учёных, теологов и философов. Альберт Великий впервые отметил самопроизвольную изменчивость растений, приводящую к появлению новых видов. Примеры, когда-то приведенные Теофрастом, он охарактеризовал как трансмутацию одного вида в другой. Сам термин, очевидно, был взят им из алхимии. В XVI веке были переоткрыты ископаемые организмы, но только к концу XVII века мысль, что это не «игра природы», не камни в форме костей или раковин, а остатки древних животных и растений, окончательно завладела умами.

    Как видим, дальше высказывания разрозненных идей об изменчивости видов дело не заходило. Эта же тенденция продолжалась и с наступлением Нового времени. Так Френсис Бэкон, политик и философ предполагал, что виды могут изменяться, накапливая «ошибки природы». Этот тезис снова, как и в случае с Эмпедоклом, перекликается с принципом естественного отбора, но об общей теории нет пока и слова.

    Идеи ограниченного эволюционизма были развиты Лейбницем, Карлом Линнеем и Бюффоном. Вычисленный Бюффоном возраст Земли составлял 75 тысяч лет. Описывая виды животных и растений, Бюффон заметил, что наряду с полезными признаками у них имеются и такие, которым невозможно приписать какую-либо полезность.


    Ламарк считал, что Бог создал лишь материю и природу; все остальные неживые и живые объекты возникли из материи под воздействием природы. Он считал, что движущим фактором эволюции может быть «упражнение» или «неупражнение» органов, зависящее от адекватного прямого влияния среды.

    Новый этап в развитии эволюционной теории наступил в 1859 году в результате публикации основополагающей работы Чарльза Дарвина. Основной движущей силой эволюции по Дарвину является естественный отбор. Отбор, действуя на особей, позволяет выживать и оставлять потомство тем организмам, которые лучше приспособлены для жизни в данном окружении.

    Дарвин не только дал теоретические выкладки естественного отбора, но и показал на фактическом материале эволюцию видов в пространстве

    В середине XX века на основе теории Дарвина сформировалась синтетическая теория эволюции (сокращённо СТЭ). СТЭ является в настоящее время наиболее разработанной системой представлений о процессах видообразования. Основой для эволюции по СТЭ является динамика генетической структуры популяций. Основным движущим фактором эволюции считается естественный отбор. Однако, наука не стоит на месте и, достигнутые передовыми теоретическими разработками современнейшие положения отличаются от первоначальных постулатов синтетической теории эволюции. Существует также группа эволюционных представлений, согласно которым видообразование (ключевой момент биологической эволюции) происходит быстро - за несколько поколений. При этом влияние каких-либо длительно действующих эволюционных факторов исключается (кроме отсекающего отбора). Подобные эволюционные воззрения называются сальтационизмом.

    1. Эволюционные идеи древности и средневековья.

    2. Развитие эволюционизма в XVIII веке.

    3. Зарождение систематики.

    4. Возникновение сравнительной анатомии.

    5. Борьба трансформизма и креационизма преформизма и эпигенеза.

    Формально эволюционизм как учение можно разделить на два периода - до Дарвина и после Дарвина. Временная граница отмечается первым изданием «Происхождение видов».

    Дарвиновский период характеризуется формированием эволюционной идеи, т.е. представление о том, что органический мир возник естественно и развивался через превращение одних видов в другие под действием объективных факторов.

    В учении Дарвина эволюционная идея получает обоснование следствия открытия как факторов эволюции ее главной причины - естественного отбора. Лет 50 это учение воспринималось как научная гипотеза, и лишь к сороковым годам нашего века она получила прочное экспериментальное подтверждение на основе физико-химических методов и обоснована данными генетики, экологии, биогеоценологии.

    Истоки зарождения эволюционизма можно найти в глубокой древности у древнеиндийских и китайских философов о развитии материи и естественном происхождении живых существ. Более системно, элементы эволюционизма прослеживаются в высказываниях античных философов. В эпоху Возрождения уже формируется представление об историческом развитии организма. И лишь середина XVIII века характеризуется как начало ломки метафизических воззрений.

    И так первые крупицы эволюционизма зарождаются естественно же в учениях диалектической натурфилософии античного времени, которые рассматривали мир в бесконечном движении и обновлении. Выразителем стихийного диалектического взгляда на природу был Гераклит (530 - 470 гг. до н.э.) Pantarei: крупнейшие представители ионейской школы Фалес, Анаксимандр, Анаксимедр стаяли на позициях о естественном происхождении мира.

    Скажем, согласно Анаксимену, основным элементом является воздух, способный разрежаться и уплотняться, отсюда причина различий веществ. Чтс касается человека и животных то они произошли из Земной слизи.

    Философы более позднего периода (460 - 370 гг. до н.э.) так называемые механистические материалисты, в частности Демокрит утверждали, что мир состой бесчисленного множества неделимых атомов расположенных в бесконечного пространстве. Он в частности утверждал, что атомы находятся в постоянн Процессе случайного соединения и разъединения. Они однородны по качеству, различны по величине массе, форме. Исходя из атомистического строения мира (4 - 370 гг. до н.э.) Демокрит пытался объединить происхождение живых организм Примерно это выглядело так: раз атомы находятся в случайном движений различны по величине, массе, форме, то тела, появившиеся вследствие скопления атомов, могут быть также различными.



    Более легкие поднялись вверх и образовали огонь и небо, более тяжелые пошли вниз и дали воду и Землю, в которых зародились различные живые существа: рыбы, наземные животные, птицы.

    Древнегреческий философ Эмпедокл (490 - 430 гг. до н.э). Механизмы возникновения живых существ пытался истолковать следующим образом: смешение первых элементов дает целый ряд комбинаций, причем менее удачные из них разрушаются. При этом образуется отдельные органы животных. Соединение органов друг с другом, образует животное. Если, скажем, рассматривать быка, то по выражению Эмпидакла, вначале появились, лишь отдельные части (голова, туловище, ноги), а затем все соединилось в живой организм. Мысли, конечно, на наш взгляд - наивные, но заметьте, какая проскальзывает логика: в природе сохраняются только жизнеспособные варианты у множества неудачных комбинаций.



    Что касается зарождения нашей любимой с Вами биологии как науки, то это связано с деятельностью великого мыслителя из Греции Аристотеля (384 - 322 тт. до н.э.). Фактически он изложил принципы классификация животных, провел их сравнительное изучение, заложил основы античной эмбриологии.

    В своем сочинении «История животных» он описал около 500 видов животных. В работе «О частях животных» Аристотель развивал идею о ступенчатом расположении материальных объектов как общем законе природы. Низшие ступени занимают минералы, потом идут растения, далее «зоофиты», затем высшее растение и человек. Вот эта идея последовательности ступени, отражающая разные уровни организации творений природы, позднее легла в основу так называемой «лестницы существ» Ш. Боннэ. Причем по Аристотелю ступени этой лестницы совершенно не связанны друг с другом, каким либо родством.

    В трактате «Возникновение животных» Аристотель разработал сравнительно анатомический метод и преминил его в эмбриологических исследованиях. Он установил, в частности, что у разных организмов эмбриогенез (развитие эмбриона) проходит через последовательный ряд стадий: вначале идет закладка общих признаков, затем видовых и наконец индивидуальных. Найдя большое сходство начальных стадий в эмбриогенезе, представителей разных групп животных Аристотель пришел к мысли о возможности единства их происхождения. Этим самым им была предвосхищена идея зародышевого сходства и эпигенеза, выдвинутая в середине 18 века.

    Но, тем не менее, как Вы представляете, Аристотель был долек от идеи эволюционизма. Причину изменений материи он в частности рассматривал в изначально присуще ей внутренней цели развития. Если исходить из Аристотеля, то материя сама по себе инертна, но существует конечная цель «энтелихия» которая и движет развитием материи. И если скажем материя - глыба мрамора, «энтелихия» это творчество художника делающего из нее...

    Линия материалистической философии завершается в античное вре выступлениями Лукреция Кара - римского поэта и философа в поэме «О природе вешей». От пытался развить идеи Эмпедокла о гибели неприспособленных организмов и сохранении организмов могущих обеспечивать себя пищей, дать потомство и защищать от врагов.

    Таким образом, воззрения античных филослфов содержали ряд важных элементов эволюционизма: 1) мысль о естественном возникновении живых существ;

    2) идея ступенчатой организации усложнения живого; 3) идея целостности организма (принцип корреляции).

    Последующий период вплоть до XVI века в развитии зволюционной мысли ничего не дал. Что до эпохи Возрождения, то здесь заметна тенденция интересса к античной науке и накопление знаний, сыгравших значительную роль а становлении эволюционной идеи.

    Наибольшее развитие эволюционизм получил а XVIII веке в первой половине XIX веха в работах Бюффона, КЛиннея. Ж.Сент-Йлера, Ж.Кювье. К.Бэра. Рассмотрим очень кратко их работы.

    Итак, Граф Бюффон. В молодости его звали Жорж Луи Леклерх Сын бургунского (1707-1708) помещика понравился графу Кингстону и тот увез его с собой в Англию. Поскольку он не был силен в языке, то чтобы подучиться занялся переводами, в частности книг Ньютона, и таким образом получил хорошие звания в области математики и физики. После смерти отца он рано унаследовал поместье и начал заниматься писанием статей и по физике и по математике и сельскому хозяйству и т.д. и т.п. и так разошелся, что в 26 лет был избран в члены - корреспонденты академии.

    В 1739 году ЖЛуи Леклерк (32 года) уселся в кресло интенданта королевского сада. Он недолго искал тему для своей новой работы: решил напасать, не много не мало, как полную «Натуральную историю». Для этой работы в качестве помощника он выбрал врага в анатома Добантона. Один умел писать, другой - вскрывать и смотреть. Работали они так, что не знаешь, кому больше удивляться, писателю или исследователю, за 18 лет работы они написали 15 толстых томов. Бюффон описал сначала домашних животных, а затем диких, распределив их по странам. Классификация? К чему это, спрашивал он, нужно, чтобы это было интересно. А систематика - зло сушь, скука. После этого Добантон взбунтовался, и с двумя новыми анатомами за 15 лет им было написано 9 томов о птицах, но уже не с такой блестящей анатомией. О минералах он писал один, без помощников, и здесь проявлял чудеса работоспособности. Что ни год - том готов, 5 лет - 5томов. Книга его пользовались успехом. Их читали все старики и подростки, ученые, купцы, графини в домохозяйки, художники, актеры, врачи.

    Составив множество описаний зверей и птиц, Бюффон решил дать и некоторые обобщения. И вот он уселся за новую работу: стад писать о земле, о возникновении живого. «Высоко в Альпийских горах встречаются раковины морских моллюсков. Не значит ли, что когда-то там было море», писал Бюффон. За это его «Натуральную историю» Вольтер назвал «неестественной историей». Но, тем не менее, назвал его вторым Плинеем. Става росла. Людовик XVI приказал изготовить статую натуралиста. Гости- посетители довольно назойливо мешали работать. Гостей он любил часто пересаживать из кресла в кресло, и так выпроваживать.

    И так, что же он утверждал? В истории Земли он различал 7 периодов, и каждый них нее свои изменении. История начинается с того, что на Солнце упала комета и некоторая часть оторвалась от Солнца. Так зародилась Земля и другие планеты. Второй период - это отвердение Земли. В третьем периоде остывающие пары дали потоки воды, и океан покрыл сушу. Доказательством служат остатки морских животных, как в толще Земли, так и высоко в горах. В четвёртом периоде суша выступала из воды в виде единого континента. Почему так? Иначе он не мог объяснить расположение на материках близкородственных растений и животных. Птины это еще куда ни шло, а вот, скажем, кошки в Америке, или, скажем, лягушки. Пятый период - возникновение животных и растений на суше. В шестом периоде отдельный материк распался на несколько, и при этом разъехались и животные и растения. Седьмой период - время появления человека.

    Но если Земля испытала ряд изменений, то не уж-то её население оставалось неизменённым, и ещё вопрос: откуда взялись все эти растения и животные? Бюффон ответил на это. Понятно, что по-своему. Итак, весь мир образован молекулами двух родов: неорганическими и органическими. Они имеются всюду, где есть хоть признак жизни. Они бессмертны. Смерть ~ это лишь разрушение определённой комбинации молекул. Количество постоянно. Сколько их было от начала века, столько и сегодня. Комбинации меняются.

    Молекула из травы попадает в тело зайца и превращается в заячью. Съел волк зайца - молекула войдет в состав хищника. Распадается волчья комбинация и освободившиеся молекулы рассеются в воздухе.

    Какая Сила управляет комбинацией молекул. Бюффон полагал, что, притягиваясь друг к другу, образовывается некоторая первоначальная форма, которая затем растет и развивается за счет новых порций молекул, поступающих в нее благодаря питанию.

    А питание выбирает лишь родственные частицы подобно тому, как кристалл NaCl выбирает их из раствора поваренной соли и растет. Итак, его молекулы решали, казалось бы все. Однако виды животных и растений изменяются. Климат и пища, несомненно, воздействуют. Достаточно ли это для возникновения нового вида? Он так и не решил этой задачи. И потом у него были враги. Как семь периодов да еще по веку каждый. По Библии все решилось за 6 дней. Он пытался оправдываться. Церковники 7 его периодов называли старческим бредом. Даже Линней, по-своему, пнул его в честь Бюффона не проминул назвать одно очень ядовитое растение «БюФФонией». Это конечно не красит Линнея, но мы должны признать, что он был отцом систематики вообще и систематики растений в частности.

    Карл Линней сын сельского пастора находясь в обучении в гимназии, в ущерб латыни и геометрии много времени проводил в лесу и поле, интересуясь растениями, за что отец не раз грозился отдать его в сапожники. И, тем не менее, отдал на дополнительное обучение врагу Ратману своему давнему приятелю, который приобщил его к латыни. Гимназию он окончил, но с очень плохой характеристикой. Затем он отправился в ближайший университетский город Лунд К своему родному профессору Гумерусу, который буквально умер в день его призда. Он, тем не менее, разыскал одного профессора Килиана Стебиуса, который к тому же и не поинтересовался его аттестатом. У Стебиуса оказался большой гербарий и коллекции минералов, насекомых, много книг и Карл увлекся наукой. 1829т. в Упсальский университет. В Упсале он познакомился с пастором Олием Цельзиусом, который писал сочинения о растениях, встречающихся в Библии и который финансово поддержал его. Линней все сильнее увлекся ботаникой, потроша огромные букеты цветов, выщипывал из них пестики и тычинки, делал зарисовки и так увлекся этим, что решил положить их в основу нового порядка. Он принялся изучать все растения подряд. Отбирал сходные, собирал их в группы. Сходные группы также подбирал вместе и так без конца. И всюду в основе лежали тычинки. Красная смородина, черная смородина, крыжовник очень похожи друг на друга. Пусть будет род смородина. Коротко и ясно. Он давал названия роду, а к нему прибавлял название вида. Просто и удобно. Роды он собирал в отряды, а отряды в классы. Классы же он устанавливал по числу тычинок. Но были и неудобства. Самым занятным, скажем, получился 21 класс. Сюда попали довольно несхожие: орешник, сосна, стрелолист, дуб, осока, ряска, крапива и даже водоросли лучицы.

    В 1730 году (1707) ему предложили читать ботанику, но давал он часто не то, что было в книгах и студенты сильно путались. Завистники стали утверждать, что он недоучка, а некто адъюнкт Разен особенно невзлюбил Карла потребовал запретить чтение лекций. Линней не выдержал, набросился на него с кулаками, Разен, где как мог начал жаловаться. Тут ему опять немного повезло, двое богатых студентов предложили ему попутешествовать по стране с целью собирания гербария. За лето он приоделся и вернувшись из поездки поселился в городке Фалуш. Здесь он влюбился в старшую дочь врага Мареуса Сару-Лизу. Сватовство не состоялось т.к. отец ее наглядно показал его несостоятельность.

    С сотней золотых в кармане Линней простился с невестой и будущим тестем и отправился за границу завоевывать себе диплом, положение в свете и руку Сары-Лизы в помочах розового цвета. В одном из маленьких городков Голландии он представил диссертацию под названием «О лихорадке», получил степень доктора медицины, но плата за диплом опустошила чувствительно его кошелек. |

    Здесь ему опять повезло. Он познакомился с бургомистром Амстердама Клиффордом, которому нужен был домашний врач. У того оказалась прекрасная библиотека с книгами по ботанике. Здесь он издал несколько трудов по ботанике, ездил на специализацию (2года) в Англию и Францию. Затем до него дошли слухи, что за невестой ухаживает другой. Надо было ехать домой. К тому времени он был известный ботаник и, кстати, член-корреспондент Парижской Академии Наук. И вот, «князь ботаников» прибыл домой. Как его встретили? Никак. Папаша невесты только спросил, а как дела со службой? Пришлось повесить вывеску «Доктор медицины - К.Линней». Вывеска висела, пациенты не шли и снова жизнь, впроголодь, как в студенчестве. И тут ему опять везёт. Заболел один из знакомых, которого лечили многие светила - не помогало. Линней его вылечил, он стал модным врачом. Затем его пригласили к королю. Тут стало не до ботаники. Линей лечил и лечил, стал богат. В 32 года, наконец, счастливо женился. Когда в Упсале умер профессор ботаники Рудбек, его прежний покровитель, кафедра оказалась свободной. Но ее получил все тот же Розен. Через год освободилась кафедра анатомии и медицины. Е* получил Линней. Профессор Линней быстро навел порядок в хозяйстве кафедры. Одна за другой писались научные работы, переписывались набело, печатались и выходили в свет. Классификация развивалась. В 10 издании своей «Системы природы» Линней дал ее в законченном виде. И с самим человеком он не очень церемонился. Устроив особый отряд «приматов» Линней преспокойно включил в него человекообразных обезьян и человека. К научному названию Homo Sapiens он прибавил коротенькую строчку «познай самого себя». Иносказательно, это означало - посмотри, какая ты обезьяна. Многим это не очень понравилось. Животных Линней разделил на 6 классов и в последнем в качестве разделительных признаков ввел анатомические различия: 1. Млекопитающие; 2. Птицы; 3. Гады; 4. Рыбы; 5. Насекомые; 6. Черви. Самым пестрым оказался класс червей - все беспозвоночные, кроме членистоногих.

    Бинарную номенклатуру пытались применить и до Линнея. Но именно Линней сумел ввести ее в жизнь так прочно, что она осталась навсегда. Линнею приходилось придумывать сотни названий для животных и растений. Занятие это скучное, но иногда делал он его со смыслом, и немного ехидничая. О Бюффоне я уже упоминал. Пизотия - преколючие растение названо в честь критика Пизона. У ботаника Плюкента были очень странные взгляды на систематику, и вот появилась Плюкентия, растение с очень уродливыми формами. После его смерти, коллекцию жена продала в Англию.

    О работах Сент-Илера и Ж. Кювье основоположниках сравнительной морфологии я расскажу, в более сжатой форме, не затрагивая их биографических данных.

    Итак, Сент-Илер (1772-1844) развивал концепцию единого типа строения, согласно которой, план строения всех животных одинаков. Так, рука человека подобна крылу птицы, передней конечности лошади и т.д. Ж.Кювье (1769-1832) в частности установил принципы корреляций, т.е. соотношения частей целого организма. Ни одна из частей организма, писал Кювье « не может измениться без того, чтобы не изменялись другие и, следовательно, каждая из них, взятая отдельно определяет все другие. Кювье доказал наличие не только согласования органов, пол, зависимость коррелятивных связей между ними от образа жизни организмов. У хищников, к примеру, кишечник устроен в соответствии с приспособлением к перевариванию мясной пищи. Они также имеют особое строение зубного аппарата (клыки), органы движения (сильные конечности с когтями) и органы чувств, приспособленные к поиску пищи.

    Кювье увлёкся ископаемыми животными, собрал большую коллекцию полных и неполных скелетов и занялся их обработкой. Он дал описание мамонта, ископаемого ирландского оленя с колоссальными рогами, целого ряда ящеров. Геология и палеонтология так увлекли Кювье, что он только и думал о костях, видел СНЫ, в которых фигурировали то гиганты-ископаемые, то горы песка, извести ГЛИНЫ. Многое выглядело еще как в тумане, бесспорно, было одно: все эти животные когда-то жили на Земле и давным-давно без остатка вымеряй. Почему они исчезли? Почему вместе с костями нашей лошади не встретишь костей мегатерия. В промежутках между заседаниями и лекциями, в карете, постели, за обеденным столом он думал, думал, думал. И задачу таки решил, но, конечно же, по-своему.

    Мать сделала его религиозным. И Кювье преклонялся перед авторитетом Библии. Он твёрдо знал, что животные сотворены в 6 день творения. Но ведь нигде в Библии не указано, что все виды должны были дожить до наших дней. Был же всемирный поток. Несомненно, Ной не мог посадить в ковчег всех этих мамонтов, мастодонтов, мегалозавров, для них просто не хватило бы места. Они утонули, а кости остались. Таких катастроф могло быть много. Так родилась на свет знаменитая в своё время теория катастроф. Земля пережила ряд переворотов, внезапных и ужасных. Разом появлялись новые материки, мгновенно затоплялись океаном старые. Гибли все животные в данной местности, а когда всё снова приходило в порядок, опять снова появлялась жизнь. 6000 лет тому назад произошла последняя катастрофа. Она уничтожила некоторые тогдашние материки и острова живших там мамонтов и мастодонтов. Потом эти места заселили другие животные. Жизнь на Земле шла скачками. Нет поэтому и связи между животными, нет переходов между ними. Исчезли мегатерий и мастодонт, их заменили коровы и лошади. Откуда они взялись? Пришли из соседних мест. Не вся Земля сразу попадала под действие катастроф. Акт творения был один, отвечал Кювье, твердо помня библейский 6 день творения. (Ломоносов, 1763 год, за 50 лет против теории катастроф). Это, что касается возникновения палеонтологии.

    КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ

    Убедительным доказательством общности происхождения организмов было, как вы себе представляете, открытие у них клеточного строения и создание клеточной теории немецким учёным Шванном. Эта теория содержала три обобщения: возникновение клеток путем их деления; клеточное строение всех частей организма; распространение этих двух обобщений на рост и развитие организмов.

    Клеточная теория содержала также положение о том, что все многоклеточные организмы формируются в онтогенезе из одной оплодотворенной клетки (зиготы).

    Данное положение было использовано эволюционистами для доказательства происхождения многоклеточных от одноклеточных. С точки зрения эволюционизма главная ценность клеточной теории заключалась в доказательстве универсальности клеточного строения всех животных и растений, из чего следовал вывод об их эволюционном родстве.

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭМБРИОЛОГИИ

    Крупнейшим достижением сравнительной эмбриологии явилось уче-ние о параллелизме - сходство между строением эмбрионов и взрослыми формами животных разных таксонов. Выдающийся отечественный учёный К.МБэр (1792-1876) сформулировал ряд важнейших положений о соотношении между стадиями эмбриогенеза у разных классов позвоночных Aftenbion. Общие признаки (признаки типа) формируются в ходе эмбриогенеза раньше, чем специальные (видовые признаки); после закладки общих признаков, последовательно формируются менее общие признаки и, наконец, специальные признаки данного типа. Эмбрион животного с более высокой организацией сходен не со взрослой формой менее современного животного, а лишь с его эмбрионом.

    Последнее положение Ч.Дарвин рассматривал как одно из существенных доказательств эволюции и дал ему название «закона зародышевого сходства». Наглядное подтверждение этого закона - закладка жаберных щелей у зародышей всех классов позвоночных, включая и человека.

    ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКОЛОГИИ И БИОГЕОГРАФИИ

    Эти науки имели особое значение формирования эволюционистских взглядов. Данные дисциплины изучают роль влияний среды в жизнедеятельности и пространственном распределении организмов. Поскольку эволюционизм исследует причины приспособления организмов к среде, ясно, что это ее задача переплетается с предметом указанных наук.

    На значение внешней среды, как причины приспособительной изменяемости видов, указывал, как вы помните, еще Бюффон, а Ламарк, о котором еще речь впереди, рассматривая влияние среды в качестве необходимого фактора эволюции, особенно подчёркивая эволюционную роль абиотических условий (температуры, влажности и др.). Первое содержательное определение понятно «приспособление» (адаптация) дал вначале XIX века английский физиолог Ч.Белл. «Адаптация - есть установившееся и универсальное отношение между организацией и инстинктами животных с одной стороны и средой, в которой они существуют и добывают пищу с другой». Это определение, сводящее сущность адаптации к соответствию между строением, функциями организмов и средой их обитания в своей основе сохраняется и поныне. Оно отразило понимание адаптации как способности организма существовать в определённой среде, однако без указания на то, каким образом эта способность была приобретена.

    Первые экологи смогли лишь указать на определенное соответствие между строением организмов и особенностями условий их обитания. Много примеров приспособления животных, взятых из многих наблюдений в природной обстановке привел Паллас.

    Огромный фактический материал в области зоогеографии собрал австрийский ученый Л.Шлларда, который объяснил характер распространения животных в зависимости от воздействия света, тепла, питания и других факторов среды. Зоогеографическое направление приобрело столь значительные масштабы, что было даже предложено выделить особую область зоономии, или «экономии» животных. Этим термином широко пользовался Дарвин при рассмотрении закономерностей географического распределения животных в связи с их эволюцией.

    ЗАРОЖДЕНИЕ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ИДЕИ (ТРАНСФОРМИЗМ)

    Итак, успехи, достигнутые разными отраслями биологии в XVH-XVUI в.в. создали предпосылки для формирования представлений об изменяемости (трансформации) видов. Это течение получило название трансформизм,

    Идеи трансформизма широко распространились во 2 половине XVI11 начале XDC веков. Родиной трансформизма была Франция, страна с развитой в этот период экономикой и, резко обострившимися противоречиями между дворянством и буржуазией. В противоположность устоявшимся представлениям об инертности материи выдающиеся французские философы-материалисты (Гольбах, Дидро, Мопертюн и др.) выдвинули тезис об активности материи, о присущем материи движении, как способе бытия. Исходя из этого общего положения, и органический мир стали рассматривать как развивающийся во времени.

    Вспомним Бюффона. Он ведь фактически пытался выяснить причины исторической изменяемости домашних животных и природных видов. Причину, как вы помните, он видел во влиянии климата, воздействии пищи на форму желудка, одомашнивание под влиянием воли человека, гибридизации. По мысли Бюффона эти воздействия дают возможность для вариаций, усовершенствования изменений и дегенерации. Заметьте, куда он клонит. Эволюция видов идёт в разных направлениях с диапазоном от прогресса к регрессу.

    В России принципы трансформизма отстаивали Ломоносов и К. Вольтер. В высказываниях трансформистов понятие изменяемости видов увязывалось с представлением о роли приспособления в этом процессе.

    Б.де Майе утверждал, что возникновение видов происходит, благодаря сохранению одних организмов вследствие гибели других. Он допускал возможность возникновения вида, от пары родителей, оказавшихся более сильными в борьбе за жизнь, чем их сородичи.

    Господствовавшая до середины XVIII века трактовка целесообразности строения и функций организма исключала необходимость выяснения естественных причин приспособленности организмов. Становление эволюционной идеи неминуемо должно было прийти к конфликту с догмой изначальной целесообразности.

    Подвергая критике взгляды изначальной целесообразности в строении организмов, сторонники трансформизма противопоставляли им в основном гениальные догадки о причинах изменяемости видов и возникновении целесообразности через борьбу между организмами и отбор наиболее жизнеспособных. Но тем не менее запомним: их высказывания заключали в себе два принципиально важных положения. 1) Во-первых в них была выражена идея о том, что виды изменяются и что приспособление к среде не дано организмам изначально, а является результатом исторического развития видов. 2) Во-вторых изменяемость видов и приспособляемость - результаты действия естественного закона, трактуемого как выживание сильных за счет гибели слабых организмов.

    Теоретически обосновать и разносторонне доказать эти догадки удалось» как вы знаете, Ч.Дарвину. Но впереди еще было добрых сто лет. Наиболее значительным, в плане эволюционизма, в этом периоде была научная деятельность Ж.Б.Ламарка.