Одним из наиболее ожидаемых событий ближайших лет для православных христиан Осетии-Алании является празднование 1100-летия Крещения Алании, в подготовке к которому активно вовлечены как светские власти Осетии, так и духовные. Важнейшую роль в этих процессах играет Владикавказская и Аланская епархия.
О том, как проходит подготовка к знаменательной дате, об истории и сегодняшнем дне епархии, а также о некоторых нюансах развития православия на юге Осетии-Алании в интервью информагентству «Рес» рассказала руководитель пресс-службы Владикавказской и Аланской епархии Ольга Байматова.

— Расскажите немного об истории и сегодняшнем дне Владикавказской и Аланской епархии РПЦ: когда она возникла, и кто ее возглавлял в разное время?

— Учреждению Владикавказской епархии предшествовала большая миссионерская работа, которая началась сразу после присоединения Осетии к России. Еще первые российские чиновники отмечали тот факт, что в Осетии бытует так называемое «народное» православие, которое пронизывало все сферы традиционной культуры и свидетельствовало о глубоких корнях христианской веры в далеком прошлом осетинского народа.
Для возрождения православия на осетинской земле были последовательно созданы Осетинская духовная комиссия и Общество восстановления православного христианства на Кавказе. В этот период шло активное храмовое строительство, велась большая просветительская работа – открывались церковно-приходские школы. Первая осетинская школа была православной.
Самыми заметными фигурами того периода без сомнения являются протоиерей Аксо Колиев и первый епископ Владикавказской епархии Иосиф Чепиговский.
Аксо Колиев — первый осетинский священник в новое время (рукоположен 20 июля 1845 г.), с него начинается история осетинского духовенства. Для всех последующих поколений осетинских священников он стал примером безграничной любви к своему народу и истинного подвижника христианства. Отец Алексий всемерно добивался того, чтобы обеспечить детей из осетинских семей бесплатным образованием. Благодаря, в том числе, и его усилиям в 1860 году в северной части Осетии действовало уже 7 церковно-приходских школ. А. Колиев является основателем женского образования в Осетии. В 1862 г. он открыл в собственном доме школу для девочек – осетинок, расходы по содержанию которой взял на себя. Также Аксо Колиев активно работал над переводами Священного писания и богослужебных текстов на осетинский язык.
Владикавказская епархия была учреждена 3 апреля 1875 г. указом императора Александра II. В нее вошла вся Терская область. Возглавил епархию епископ Иосиф (Чепиговский), прозванный «апостолом Осетии». Эпитет говорит сам за себя: по примеру первых апостолов епископ Иосиф выучил осетинский язык и полюбил осетинский народ истинно отеческой любовью. Епископ Иосиф часто объезжал епархию, много потрудился для перевода богослужебных текстов на осетинский язык. Он также составил осетинский «Букварь», многотомный «Русско-осетинский словарь с краткой грамматикой» и др.
Можно сказать, что к концу 19 века в Осетии сформировалась осетинская церковная интеллигенция, представители которой являлись образованнейшими людьми своего времени: первый этнограф-осетин священник Соломон Жускаев, первый собиратель осетинского фольклора Василий Цораев, автор исторического труда «История христианства в Осетии» протоиерей Алексий Гатуев, военный священник, протоиерей Стефан Мамитов, основатель осетинской прозы, псаломщик Сека (Георгий) Гадиев, создатель первого настенного осетинского календаря, священник Иоанн Рамонов, издатели первого журнала на осетинском языке «Чырыстон цард» священники Моисей Коцоев и Харлампий Цомаев и многие другие.
Перед революцией 1917 года в горной и равнинной Осетии насчитывалось около 100 церквей и свыше 60 церковно-приходских школ и училищ, которые стали основой для осетинского национального возрождения. Последовавшие за революцией события тяжело отразились и на епархии, некоторые последствия мы наблюдаем до сих пор.

— Как сложилась судьба епархии в новое время?

— Новейшая история Владикавказской епархии началась в 2011 году, когда из Ставропольской епархии была выделена Владикавказская и Махачкалинская епархия. Спустя два года, в 2012 г., из состава Владикавказской епархии была выделена самостоятельная Махачкалинская епархия. Титул правящего архиерея был изменен на «Преосвященный Владикавказский и Аланский». Таким образом, Русская православная церковь признала Владикавказскую епархию преемницей средневековой Аланской митрополии. Алания, некогда утратившая вместе с государственностью собственную митрополию Константинопольского патриархата, наконец восстановлена в исконных церковных правах, как в правах государственных была восстановлена присоединением к России.
Сейчас в епархии 38 действующих храмов и 2 монастыря: Аланский Успенский мужской и Аланский Богоявленский женский, 63 священника. В некоторых храмах богослужение частично совершается на осетинском языке. Полноценный переход на родной язык произойдет по окончании работы епархиальной комиссии по переводу.

— Недавно президент России подписал указ о праздновании 1100-летия Крещения Алании, как епархия готовится к празднованию этой даты? В каком формате к празднованию этой даты планируется привлечь Южную Осетию?

— Ближайшие годы для Владикавказской епархии пройдут под эгидой 1100-летнего юбилея Крещения Алании. Президентский указ явился следствием усилий архиепископа Леонида, руководства РСО – Алания и содействия патриарха Кирилла. То, что у Осетии – Алании особая роль в этом событии совершенно справедливо, так как именно на этом едином этнокультурном пространстве осетинский народ сохранил свою идентичность и древнюю культуру, неотъемлемой частью которой, уже много веков назад, стало аланское православие, вобравшее и сохранившее в себя культурную традицию предшествующих тысячелетий.
Подготовка к юбилейному празднованию требует выработки концепции, подготовки программы, создание рабочей группы. Следует понимать, что все это может быть реализовано лишь при условии тесного сотрудничества церкви и государства, при поддержке самых широких слоев нашего общества, в том числе и югоосетинского.
Главный смысл подготовки к юбилею – возрождение аланского православия, которое, в свою очередь, предполагает реализацию обширной программы, затрагивающей все сферы культурной жизни Осетии. К примеру, осуществляемые сейчас богослужебные переводы не только способствуют развитию осетинского языка, но и становятся гарантией его сохранения и практического использования на неограниченную перспективу. Также остро стоит вопрос о сохранении исторических памятников. Уникальные средневековые храмы находятся в аварийном состоянии и требуют реставрации. Мы должны сохранить наследие предков, иначе нам нечего будет передать своим потомкам.
Если же говорить об экономических перспективах, то для планируемого на республиканском уровне развития туризма, необходима демонстрация собственной древней материальной культуры, тех же самых памятников, которые необходимы для организации туристических потоков и презентации своей национальной культуры.
Несомненно, что определенная часть инициатив будет реализовываться одновременно на севере и юге Осетии – Алании. В апреле-мае в Цхинвале планируется провести презентацию одного из проектов Владикавказской епархии, реализуемого в рамках подготовки к празднованию юбилея. Это конкурс произведений живописи и графики «Алания: образы прошлого» «Аллоныстон: ивгъуыды сураеттае», который призван восполнить дефицит исторически достоверных художественных образов. Пилотный конкурс и выставка проведены в Северной Осетии в 2017 году.

— Все эти годы, особенно в 2008 г., РПЦ и Владикавказская епархия в частности активно помогали Южной Осетии в гуманитарном и социальном плане. Сотни наших детей и их родителей прошли через Алагирский монастырь. Какие программы реализуются или готовятся к реализации в настоящее время?

— Да, вы правы, трудно оценить ту помощь, которую оказал нашим южным братьям Аланский Богоявленский женский монастырь в дни грузинской агрессии 2008 г. Для нас сейчас очень важно в полной мере возобновить работу Елизаветинского реабилитационного детского центра при монастыре, который оказывает помощь детям со всей Осетии.
Самым важным проектом на территории Южной Осетии, в реализации которого мы принимаем участие, является строительство храма Святой Троицы в Цхинвале.
Начинается последний, но очень важный этап – роспись внутренних стен. Без сомнения, эта церковь станет украшением столицы Южной Осетии.

— Наверняка Вы информированы о процессах, которые сейчас происходят на Юге. Как Вы можете прокомментировать недавние заявления о возможном образовании национальной церкви Алании, и возможен ли вариант получения поддержки от других поместных церквей?

— В Конституции РЮО православие обозначено как одна из основ национального самосознания. В настоящее время Южная Осетия находится на пути своего государственного строительства. В независимости от того, какой выбор в итоге сделает молодое государство – объединение с Северной Осетией, шире – Россией, либо свое государство, религиозный вопрос будет одним из важнейших при любом сценарии. Понимание этой важности есть у руководства республики.
Как было сказано выше, мы выступаем за возрождение аланской православной традиции, но при этом важно не скатиться в национализм, который будет превалировать над духовным. История знает примеры, когда этноцентризм в некоторых церквях приводил в конечном итоге к большим проблемам. Нельзя строить свою Церковь на националистической основе, это противоречит православному вероучению, ведь у Господа нет «ни эллина, ни иудея». Национализм присущ именно греческим схизматикам, к которым относит себя Аланская епархия. Что такое церковь истинно-православных христиан Греции? Это одна из многочисленных раскольнических структур Греции, которая официально не признана не только непосредственно в самой Греции, но и ни одной из канонических Церквей Вселенского Православия. Поэтому официальное признание в Южной Осетии греческих старостильников не принесло бы Цхинвалу никакой пользы, а наоборот, только потери, не только религиозно-духовные, но, в первую очередь, политические – вероятность признания Южной Осетии многими государствами уменьшится в разы.
Канонические православные церкви являются самостоятельными и влиятельными субъектами международных отношений, и противопоставлять себя всему Вселенскому Православию было бы огромной стратегической ошибкой. Южная Осетия не для того кровью завоевывала независимость, чтобы использовать ее для сомнительных религиозных инициатив, которые принесут раскол не только внутри Южной Осетии, но и станут преградой для полноценной духовной интеграции с севером Осетии, ведь мы не сможем вступать со своим братьями в полноценное каноническое общение.
Необходимо понимать, что изменение канонических границ поместных церквей – это предельно сложный и протяженный во времени вопрос, который решается исключительно в рамках сложившихся во Вселенском Православии механизмов и требует одобрения всех поместных и автокефальных церквей. Патриарх Кирилл осведомлен обо всех процессах, которые происходят в Южной Осетии, не будем забывать, что в прошлом году Анатолий Бибилов встречался со Святейшим.
Ни одна из канонических Церквей не пойдет на легитимизацию раскола, – а официальное признание Аланской епархии именно таковым по факту бы и являлось. Утверждать обратное – значит сознательно вводить свой народ в заблуждение. Однако мы знаем примеры возвращения из раскола как иерархов и священнослужителей, так и мирян через покаяние. Это веками сложившаяся практика.

Существовала в 1885-1922 гг. Образована с названием Владикавказская в составе Грузинского Экзархата преобразованием Владикавказского викариатства , 10 сент. 1894 г. выведена из подчинения Экзарха Грузии, называлась Владикавказской и Моздокской. Территория епархии сначала включала в себя Терскую обл. (центр - Владикавказ), частью к-рой являлась Сев. Осетия, в 1894 г. в В. е. были присоединены Дагестанская обл. и осетинское сел. Новогеоргиевское Кубанской обл. В нач. XX в. территория В. е. включала в себя совр. Сев. Осетию, Кабардино-Балкарию, Дагестан, Чечню, Ингушетию и регион Кавказских Минеральных Вод. Кафедральный город - Владикавказ. Кафедральные соборы - владикавказские Спасо-Преображенский (1863-1893) и Михаило-Архангельский (с 1894), Успенский в Моздоке (с 1904). В 1910-1914 гг. в составе В. е. существовало Пятигорское викариатство .

Начальный период существования епархии

Организационное оформление Владикавказской епархии связано с деятельностью Иосифа (Чепиговского) , с 1857 г. трудившегося в деле христ. просвещения народов Сев. Кавказа и прозванного «апостолом Осетии». Еп. Иосиф первым возглавил новосозданную епархию. Ко времени своего образования епархия насчитывала 122 храма и 2 мон-ря (кизлярский в честь Воздвижения Креста Господня муж. и Георгиевский жен.). Приходы делились на русские и осетинские. Рус. приходы разделялись на приходы казачьих станиц, приходы сел, населенных переселенцами из России и Украины, и городские приходы. Горные осет. приходы были малочисленны и бедны, прихожане сохраняли в быту мн. языческие поверья, были подвержены мусульм. пропаганде. Особенностью Владикавказской епархии являлось то, что число православных, живших на ее территории (в нач. 90-х гг. XIX в.- ок. 300 тыс. чел.), было меньше, нежели число мусульман (ок. 400 тыс. чел.), а также сектантов и старообрядцев (последние жили, в частности, в Кизлярском отделе, ст-це Червлённой, Ессентуках).

С 1885 г. в епархии регулярно проводились съезды духовенства. 1-й съезд, состоявшийся 30 окт. 1885 г., постановил открыть во Владикавказе филиал тифлисского братства во имя Пресв. Богородицы. В 1888 г. во Владикавказе было создано Свято-Троицкое братство ревнителей Православия, построившее Свято-Троицкий храм с больницей и богадельней при нем.

Чрезвычайно острой проблемой для епархиальной жизни являлось частое отпадение крещеных осетин в мусульманство. В борьбе с этим еп. Иосиф особое внимание уделял становлению школьного образования, школы в епархии открывались в основном на средства Общества восстановления православного христианства на Кавказе . Учившиеся в церковноприходских школах дети пели в храмах за богослужением, становились проводниками христианства в семьях. 13 янв. 1887 г. из Моздока во Владикавказ было переведено ДУ, при к-ром действовало отд-ние для подготовки церковно- и священнослужителей и учителей в осет. приходы. 11 окт. в Ардоне, где существовал один из лучших осет. приходов, открылось осет. ДУ.

Еп. Иосиф часто объезжал епархию, много потрудился для перевода Свящ. Писания и вероучительных текстов на осет. язык. Во Владикавказе книги на осет. языке издавались с 1881 г., среди них - «Букварь», «Священная история», многотомный «Русско-осетинский словарь с краткой грамматикой», составленный еп. Иосифом, и др. К 1889 г., когда еп. Иосиф по собственному прошению был уволен на покой, во Владикавказской епархии насчитывалось 136 храмов.

Преемником еп. Иосифа на Владикавказской кафедре стал еп. Петр (Лосев). В течение 2 лет, когда он управлял кафедрой, архиерей совершил большое число поездок по епархии, при посещении приходов призывал создавать при храмах школы, к-рых за это время открылось ок. 30. В отчетах Синоду архиерей писал о низком образовательном уровне осет. духовенства. Для привлечения образованных пастырей к служению на приходах еп. Петр в 1890 г. добился повышения их окладов. По инициативе еп. Петра в 1890 г. началось проведение миссионерских собеседований в приходах, архиерей проводил такие собеседования во Владикавказе. В епархии учреждались попечительства: Георгиевское (открыто в марте 1891) содержало школу для детей из бедных семей, попечительство о бедных духовного звания (открыто в сент. 1891). В 1889 г. в качестве приложения к областной газ. «Терские ведомости» начал издаваться ежемесячный «Епархиальный листок».

Деятельность еп. Владимира (Синьковского)

ранее активно трудившегося в Алтайской духовной миссии , сыграла особое значение в устроении церковной жизни Сев. Кавказа. По инициативе еп. Владимира В. е. была выделена из Грузинского Экзархата (указ 10 сент. 1894), в связи с чем были расширены границы епархии, начала работу духовная консистория. В 1895 г. В. е. была разделена на 13 благочиннических округов (из них один единоверческий).

Особое внимание еп. Владимир уделял развитию школьного образования. За 1895/96 г. в епархии открылись 15 новых школ, выстроено 13 школьных зданий. С февр. 1895 г. во Владикавказе в воскресные и праздничные дни при церковноприходских школах проводились религиозно-нравственные чтения, в к-рых архиерей принимал активное участие. 12 авг. 1895 г. Ардонское осетинское ДУ было преобразовано в Александровскую ДС. Для улучшения положения горских школ еп. Владимир 31 дек. 1895 г. учредил при семинарии отд-ние епархиального училищного совета по заведованию церковноприходскими школами Сев. Осетии. Отд-ние много сделало для материального обеспечения осет. школ, подготовки преподавателей. 17 окт. 1894 г. начались занятия в епархиальном 3-классном жен. уч-ще, в сент. 1897 г. для него было построено собственное здание, в 1899/1900 г. уч-ще стало 6-классным. Большинство его выпускниц работали в церковноприходских школах. 24 июля - 1 авг. 1895 г. во Владикавказе по инициативе еп. Владимира прошел первый съезд учителей церковноприходских школ епархии. Проводились также краткосрочные курсы повышения квалификации преподавателей церковноприходских школ.

С 1893 г. проходили съезды духовенства епархии. С янв. 1902 г. городское духовенство Владикавказа собиралось на пастырские собрания (проводились неск. раз в год), на к-рых читались и обсуждались доклады, посвященные актуальным вопросам церковной жизни.

1 янв. 1895 г. началось издание «Владикавказских епархиальных ведомостей» . В авг. того же года в епархии была создана комиссия по распространению дешевых книг и брошюр религиозно-нравственного содержания среди населения В. е. Большее значение имело издание в 1902 г. Евангелия на осет. языке, в 1923 г. переизданного Библейским обществом .

25 марта 1894 г. еп. Владимир открыл Михаило-Архангельское братство, главной задачей к-рого было христ. просвещение коренных жителей Сев. Кавказа, помощь новокрещеным. В 1896 г. при братстве начал работу епархиальный склад, торговавший правосл. книгами по низким ценам. Миссионерско-просветительскую направленность имели Зольское Николаевское церковноприходское братство (открыто в 1896), проводившее собеседования с сектантами, об-ва ревнителей Православия в Грозном и Моздоке (открыты в 1904). В 1902 г. во Владикавказе было создано об-во трезвости в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и свт. Феодосия Черниговского.

4-5 июля 1901 г. в Пятигорске прошел съезд епархиальных миссионеров, была выработана новая программа противосектантской и противораскольнической миссии, к-рая предполагала широкое участие мирян. В сент. 1894 г. в ст-це Червлённой еп. Владимир присоединил к Православию 2 тыс. казаков-беглопоповцев . Переход казаков в Православие был подготовлен миссионерской работой Михаило-Архангельского братства.

За время управления епархией еп. Владимир освятил ок. 30 храмов, церквей-школ и часовен, в т. ч. кафедральные соборы Михаило-Архангельский во Владикавказе (1894) и Успенский в Моздоке (1904), с 1894 г. все новые храмы строились за счет епархии (ранее - при поддержке гос. бюджета и Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе). Будучи на Владикавказской кафедре, еп. Владимир посетил практически все осет. приходы.

По инициативе еп. Владимира в 1895 г. начались работы по организации в ст-це Александрийской лепрозория по обеспечению прокаженных лекарствами и медицинской помощью. Было собрано ок. 15 тыс. р., среди жертвователей - вдовствующая имп. Мария Феодоровна. В дек. 1897 г. еп. Владимир освятил лепрозорий, в к-ром были построены 6 домов для больных, баня, адм. здание, часовня. Лепрозорий содержался на проценты от денег, собранных по призыву еп. Владимира. Было принято решение построить еще 2 лепрозория: для христиан под Ростовом-на-Дону и для мусульман под Владикавказом. В 1902 г. начал работу епархиальный свечной завод.

1905-1917 гг.

Последующие Владикавказские архиереи, Гедеон (Покровский), Агапит (Вишневский) и Питирим (Окнов) , так же как и их предшественники, уделяли большое внимание миссионерской деятельности. В янв. 1905 г. в целях развития приходской миссии во Владикавказе был создан миссионерский комитет, 1 окт. следующего года при Никольской ц. в г. Петровск-Порт (совр. Махачкала) начало работу Об-во ревнителей Православия - первое миссионерское учреждение в Дагестане. В 1905 г. при владикавказском Михаило-Архангельском соборе открылась епархиальная б-ка, в основу к-рой легла б-ка свящ. Иоанна Попова, церковного публициста, постоянного автора «Владикавказских ЕВ».

В 1908 г. Ардонская ДС из миссионерской была преобразована в епархиальную. Еп. Гедеон мотивировал это тем, что осетины - выпускники семинарии не поступали на службу в Духовное ведомство, в то время как для рус. юношей, желавших стать священниками, не хватало мест в семинариях. Преобразование Ардонской ДС впосл. негативно сказалось на обеспечении осет. приходов священнослужителями и вызвало уменьшение числа образованных осетин. В 1911 г. клирик В. е. свящ. Моисей Коцоев издавал на осет. языке церковно-проповеднические листки «Христианская жизнь».

22 сент. 1910 г. в помощь Владикавказскому архиерею было учреждено Пятигорское вик-ство. 24 сент. во епископа Пятигорского был хиротонисан Арсений (Смоленец) . В 1911 г. В. е. делилась на 14 благочиннических округов (10 рус., 3 осет. и 1 единоверческий), в к-рые входили 217 приходов, клир епархии составляли 208 священников, 45 диаконов, 165 псаломщиков.

Архиеп. Питирим (Окнов) в своей деятельности особое внимание уделял осет. приходам, о к-рых писал в отчетах в Синод, что в них «положение Православия особенно печально». Архиерей сообщал о неукомплектованности причтов, небрежности осет. священников в совершении богослужений, равнодушии осетин к храму, отсутствии авторитета у священника в глазах прихожан. Для исправления церковной жизни Осетии архиеп. Питирим в февр. 1912 г. во Владикавказе провел съезд осет. пастырей. По его итогам был учрежден пресвитерский совет для заведования приходской жизнью осет. приходов. Совет создал комиссию по переводу и изданию на осет. языке правосл. лит-ры, в первую очередь богослужебных книг. Кроме того, архиерей предлагал расширить полномочия викарного епископа, передав в его заведование все осет. приходы, и перевести его из Пятигорска в Ардон, однако этот план не был осуществлен.

22 дек. 1913 г. на Владикавказскую кафедру был назначен еп. Антонин (Грановский) , впосл. известный деятель обновленчества .

В 10-х гг. XX в. Владикавказский архиерей столкнулся с активным распространением сектантства и баптизма на территории своей епархии, в т. ч. среди осетин. Массовые переходы православных в баптизм наблюдались во Владикавказе, Пятигорске, Моздоке, Грозном, казачьих станицах, осет. равнинных и горных селах. Для противодействия этому движению в 1914 г. в епархии помимо епархиального миссионера были назначены еще 6 окружных миссионеров, стали проводиться пастырско-миссионерские курсы. Осет. священники, приезжавшие из Владикавказа, проводили в селах собеседования с православными и сектантами, помогали местным причтам в организации отпора сектантскому прозелитизму. В 1914-1916 гг. на средства еп. Антонина на осет. языке издавался ж. «Христианский свет», в к-ром публиковались материалы преимущественно по миссионерству.

Во время первой мировой войны в В. е. действовали лазареты во Второ-Афонском и Свято-Троицком муж., Покровском и Георгиевском жен. мон-рях. 10 окт. 1914 г. еп. Антонин открыл епархиальный лазарет, отведя под него больницу Владикавказского ДУ. В 1915 г. по инициативе архиерея состоялся крестный ход из Владикавказа в Свято-Троицкий муж. мон-рь (20 км), в 1916 г.- крестный ход из Владикавказа в Моздок (более 100 км) к чудотворной Моздокской иконе Божией Матери.

В сент. 1916 - янв. 1917 г. в связи с болезнью еп. Антонина В. е. управлял Владимир-Волынский еп. сщмч. Фаддей (Успенский) .

1917-1943 гг.

9 марта 1917 г. во Владикавказе под председательством Владикавказского еп. Макария (Павлова) состоялось собрание духовенства, единогласно признавшее Временное правительство . Вскоре был создан Союз духовенства В. е., задачей к-рого было «разрешение и правильное урегулирование в связи с требованиями времени наболевших вопросов чисто сословного, а не политического характера», а также созыв епархиального съезда, к-рый состоялся в апр. того же года; еп. Макарий в его заседаниях не участвовал. Съезд приветствовал Февральскую революцию, созыв Учредительного собрания, высказался за продолжение войны. Осет. делегаты поставили вопрос об образовании Осетинской епархии, съезд отправил соответствующее ходатайство в Синод, но ответа не последовало. Съезд избрал депутатов от епархии на предстоящий Поместный Собор. В нач. авг. депутаты от В. е. во главе с архиереем уехали в Москву, в сент. еп. Макарий вернулся в епархию. В сент. 1917 г. прекратился выпуск «Владикавказских ЕВ».

14 дек. 1917 г. во Владикавказе было образовано Терско-Дагестанское правительство, 4 марта следующего года 2-й съезд народов Терека признал советскую власть и объявил об образовании Терской советской республики, Терско-Дагестанское правительство бежало в Грузию. 24 мая 1918 г. еп. Макарий упразднил консисторию и передал ее дела в ведение выборного епархиального совета. 15 июня 1918 г. прошел 2-й епархиальный съезд духовенства и мирян, рассмотревший в первую очередь вопросы финансирования работы епархиальных учреждений. В сент. 1918 г. власти закрыли Ардонскую ДС, в ее зданиях разместилась народная гимназия.

В кон. февр. 1919 г. Владикавказ был взят Добровольческой армией ген. А. И. Деникина, 30 марта еп. Макарий приветствовал ген. Деникина в кафедральном соборе города. В мае того же года Владикавказский епископ участвовал в Юго-Восточном Соборе РПЦ, прошедшем в Ставрополе, на к-ром было создано Временное высшее церковное управление на юго-востоке России (ВВЦУ). В кон. авг. 1919 г. в духовных учебных заведениях В. е. возобновились занятия.Изъятие церковных ценностей проходило в В. е. в сжатые сроки, по нек-рым данным, в связи с кампанией в епархии было расстреляно и замучено 72 чел., несмотря на то что на конференции верующих, прошедшей во Владикавказе 22 апр. 1922 г., священнослужители призвали к активному участию в сдаче ценностей для помощи голодающим. В ходе кампании в областных газетах начали появляться воззвания обновленцев, в частности Антонина (Грановского), лидеров «Живой церкви» с призывами к расколу. В кон. авг. 1922 г. еп. Макарий уклонился в обновленчество, вскоре переехал в Пятигорск и стал именоваться «Пятигорским». Большая часть духовенства епархии также присоединилась к обновленцам. Единичные приходы бывш. В. е., сохранившие верность канонической Церкви, в течение 20 лет существовали в общении с правосл. Пятигорскими архипастырями. В 1943 г. все правосл. приходы бывших Терской и Дагестанской областей вошли в состав Ставропольской епархии .

Монастыри

Мусульм. большинство населения Сев. Кавказа, продолжительные военные действия, ведшиеся на территории В. е., не способствовали появлению в епархии большого числа мон-рей. На ее территории существовали следующие обители:пятигорскийВторо-Афонский (муж., основан в 1904, закрыт в 1927, возобновлен в 1999), кизлярский Крестовоздвиженский (муж., основан в 1739, разорен в 1831, возрожден в 1880, в 1908 преобразован в жен., закрыт в 20-30-х гг. XX в.), Георгиевский (жен., на р. Куре в Терской обл., основан в 1885, закрыт в 20-х гг. XX в.), владикавказский Покровский (жен., основан в 1898, закрыт в 1921), Свято-Троицкий (муж., близ Владикавказа, основан в 1908 братией Второ-Афонского мон-ря, закрыт в нач. 1923), Троице-Серафимовская жен. община (осн. в 1907, закрыта в 30-х гг., в 1998 возобновлена), жен. община во имя прав. Анны Кашинской (в Грозном, учреждена в 1909, закрыта в 1-й пол. XX в.).

Архиереи

еп. Иосиф (Чепиговский; 29 июня 1885 - 22 июля 1889), еп. Петр (Лосев; 22 июля 1889 - 3 мая 1891), еп. Иоанникий (Казанский; 3 мая 1891 - 23 авг. 1892), еп. Феодосий (Рождественский; 23 авг. 1892 - май 1893), еп. Владимир (Синьковский; 3 июня 1893 - 12 авг. 1904), еп. Гедеон (Покровский; 12 авг. 1904 - 16 сент. 1908), еп. Агапит (Вишневский; 16 сент. 1908 - 4 окт. 1911), архиеп. Питирим (Окнов; 4 окт. 1911 - 22 дек. 1913), еп. Антонин (Грановский; 22 дек. 1913 - 16 янв. 1917), еп. сщмч. Фаддей (Успенский; сент. 1916 - 27 янв. 1917, в. у.), еп. Макарий (Павлов; 28 янв. 1917, в авг. 1922 уклонился в обновленчество).

Арх.: ЦГА РСО-А. Ф. 143; Архив УФСБ по РСО-А. Д. ФС-7628; РГИА. Ф. 796, 802; Андрей (Мороз), иером . История Владикавказской епархии: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 1999. Ркп.

Диак. Димитрий Кондратьев

Учреждена в 1842 г. (по другим сведениям, в 1843 г.) как Кавказская и Черноморская;

с 1867 г. - Кавказская и Екатеринодарская;

с 1886 г. - Ставропольская и Екатеринодарская;

с 1916 г. - Кавказская и Ставропольская;

с 1922 г. - Ставропольская и Кубанская;

с 1935 г. - Ставропольская и Донская;

с сентября 1943 г. - Ставропольская и Пятигорская;

с мая 1945 г. - Ставропольская и Бакинская;

с февраля 1994 г. - Ставропольская и Владикавказская.

С 1602 г. Северный Кавказ являлся частью Астраханской епархии. В июле 1842 г. из ее состава была выделена епархия, получившая название Кавказской и Черноморской. Новоучрежденная епархия включала в себя приходы Кавказской области (126 церквей и 180 причтов) и Черномории (66 церквей и 96 причтов).

Первый епископ Кавказский Иеремия (Соловьев, 1843-1849 гг.) открыл в 1846 г. семинарию, развернул строительство храмов. Эта работа продолжалась при преемниках, среди которых особо выделяются свт. Игнатий (Брянчанинов; 1857 - 1862) и свт. Феофилакт (Губин; 1862 - 1872; местночтимый святой).

В 1885 г. из Ставропольской епархии были выделены приходы Терской области, образовавшие Владикавказскую и Моздокскую епархию в составе Грузинского экзархата (самостоятельная Владикавказская кафедра - с октября 1894 г., упразднена после 1920 г., впоследствии вновь в составе Ставропольской епархии).

Последний дореволюционный архиерей на Ставропольской кафедре митрополит Агафодор (Преображенский; 1893 - 1919) особое внимание уделял миссии среди народов Северного Кавказа. Указом от 18 июня 1919 г. Временного высшего церковного управления на Юго-востоке России, проходившего с участием владыки Агафодора, из состава епархии была выделена самостоятельная Кубанская и Екатеринодарская епархия, ранее существовавшая на правах Кубанского викариатства.

В 1920 - 1930 гг. Ставропольская епархия разделила судьбу всей Русской Православной Церкви: за это время сменилось около десяти епископов. В среднем каждый из архиереев занимал кафедру в течение года, после чего подвергался репрессиям. Большая часть храмов была разрушена. В кафедральном г. Ставрополе из более чем 20 православных храмов действующей осталась только Успенская церковь.

Возрождение церковной жизни связано с именем митрополита Антония (Романовского; 1943 - 1962 гг.) В годы его архипастырства ряд храмов был открыт, возрождена Ставропольская духовная семинария. После включения в состав Ставропольской епархии приходов в Азербайджане она стала именоваться Ставропольской и Бакинской. В годы хрущевских гонений семинария и многие храмы были закрыты. В разное время во главе епархии находились архиепископ Михаил (Чуб; 1962-1968), епископ Иона (Зырянов; 1968-1975), архиепископ Антоний (Завгородний; 1975-1989).

В 1990 г. на кафедру был назначен митрополит Гедеон (Докукин; 1990 - 2003). В епархии оживилась церковная жизнь: значительно выросло количество приходов (за 20 лет - в четыре раза), была возрождена Ставропольская духовная семинария, открыты православные общеобразовательные гимназии, школы и детские сады.

Постановлением Священного Синода от 6 октября 1995 г. из состава Ставропольской епархии были выделены приходы Элистинского благочиния, образовавшие Элистинскую и Калмыцкую епархию.

Решением Синода от 28 декабря 1998 г. учреждена Бакинская и Прикаспийская епархия, в которую вошли приходы Азербайджана, Дагестана и Чечни (26 декабря 2003 г. приходы на территории Чеченской Республики были возвращены в Ставропольскую епархию).

В настоящее время епархия включает в себя территории Ставропольского края и северокавказских республик: Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Северная Осетия - Алания и Чечня.

    Русская православная церковь Основная информация Страна Россия Площадь 7792 км² Численность населения … Википедия

    В состав Русской православной церкви входят епархии прямого подчинения в России, Ближнем зарубежье, Америке и Европе, Китайская и Японская автономные православные церкви, самоуправляемые Украинская, Молдавская, Латвийская, Эстонская и Русская… … Википедия

    В статье представлены краткие актуальные сведения о епархиях Русской православной церкви (Московского патриархата). Все епархии перечислены по регионам их нахождения в алфавитном порядке. Титулы архиереев совпадают с названиями возглавляемых ими… … Википедия

    Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый … Википедия

    ИНГУШЕТИЯ - [Республика Ингушетия офиц. название с 1992], субъект РФ. Территория 3,6 тыс. кв. км. Столица Магас (ингуш. город солнца). География. И. расположена на сев. склонах Б. Кавказского хребта, в центральной его части. Делится на 3 природные почвенно… … Православная энциклопедия