Пантеон Древней Греции состоял из огромного количества сверхъестественных существ, так или иначе влияющих на судьбу человека, а особенно почитаемыми были двенадцать олимпийцев, в том числе покровитель наук и искусств - бог Аполлон.

Происхождение

Согласно древнегреческим мифам, родителями Аполлона были сам громовержец и повелитель Олимпа Зевс и титанида Лето. Вместе со своей сестрой Артемидой Аполлон родился на уединенном острове Астерия, плавающем в океане. Причиной этому была ревность Геры, законной жены Зевса. Прознав об очередной измене мужа, богиня запретила Лето касаться ногами твердой земли и даже наслала на нее чудовище по имени Пифон.

Рождение Аполлона и Артемиды было настоящим чудом: весь остров озарился светом. В память об этом Астрея была переименована в Делос (по-гречески diloo обозначает "я являю"). Это место сразу же стало священным, как и пальма, под которой родился будущий бог солнца. Аполлон рос очень быстро и с детства обладал недюжинной силой. Так, еще ребенком он убил Пифона, столь долго преследовавшего его мать.

Дельфийский оракул

Аполлон известен как покровитель прорицателей. На месте, где по легенде был убит Пифон, возник Дельфийский оракул - одно из наиболее почитаемых святилищ Древней Греции. За советом к Аполлону и хранительнице оракула - пифии - обращались многие знаменитые люди древности. Особенно известно предсказание бога Аполлона, рассказанное Геродотом, о царе Крезе. Тот, опасаясь возрастающего могущества персов, отправил к пифии посла, спросившего, стоит ли идти войной против такого соперника. Аполлон через пифию отвечал, что если Крез вступит в сражение с персами, то сокрушит великое царство. Ободренный царь немедленно напал на врагов и потерпел сокрушительное поражение. Когда же он, возмутившись, отправил вновь посла с требованием объяснений, пифия ответила, что Крез неправильно истолковал пророчество. Аполлон имел в виду, что будет сокрушено именно царство Креза.

Помимо Дельфийского оракула, под покровительством Аполлона находились святилища в различных городах Италии и Малой Азии, например, в Кумах, Кларосе и Колофне. Некоторые дети Аполлона унаследовали пророческий дар отца. Наиболее известной и почитаемой среди них стала Сивилла.

Аполлон и Кассандра

Подобно своему отцу, Аполлон отличался любвеобильностью. В числе его возлюбленных были не только богини, но и смертные женщины, а также некоторые юноши. Удивительно, что хотя Аполлон - бог красоты, женщины его часто отвергали. Так, например, случилось когда он влюбился в Кассандру, дочь троянского царя Приама. Желая очаровать девушку, он наделил ее даром предсказания. Однако, не встретив взаимности, бог жестоко ее наказал, повелев, чтобы все предсказания Кассандры были истинными, но никто бы им не верил. Так и случилось. Несколько раз Кассандра предвещала гибель Трои, но все остались глухи к ее пророчествам.

Троянская война

Но такое наказание для Кассандры было скорее исключением из правил. Во время Троянской войны, когда все боги разделились на два лагеря, Аполлон вместе со своей сестрой Артемидой встал на сторону троянцев. Причем его роль была значительной. Именно он направлял руку Гектора, когда тот убивал Париса, и именно он помог Парису попасть в пятку - единственное уязвимое место - Ахиллеса. Своими стрелами он однажды наслал чуму на лагерь греков. Причиной такой симпатии к троянцам могут быть смутные воспоминания о происхождении этого древнего бога. Аполлон, как считается, впервые начал почитаться именно в Малой Азии.

Темная сторона

Согласно мифам, едва ли не основной вид деятельности богов - забавы. Аполлон считался одним из самых изощренных их устроителей. Однако даже в этом, на первый взгляд безобидном божестве, есть темная сторона.

Аполлон считался покровителем наук и искусств, особенно музыки. Лира является одним из его атрибутов. Но существует любопытный миф, согласно которому, один из сатиров (существа, у которых верхняя часть тела человеческая, а нижняя - козлиная) по имени Марсий достиг такого совершенства в игре на флейте, что осмелился вызвать Аполлона на музыкальный поединок. Бог принял вызов. Его игра на лире так восхитила всех судей, что они единодушно отдали победу ему. Однако этого мстительному богу оказалось мало. Он приказал изловить несчастного сатира и заживо содрать с него кожу.


Другой неприглядный поступок Аполлона был вызван таким благородным чувством, как сыновья любовь. Одна женщина по имени Ниобея отличалась необычайной плодовитостью и родила 50 детей. Гордая собой, она вздумала насмехаться над Лето, укоряя ее в том, что та смогла произвести на свет лишь сына и дочь. Аполлон и Артемида решили вступиться за мать своеобразным способом. Вооружившись луком и стрелами, они перестреляли всех детей Ниобеи. Мать с горя обратилась в камень.

Предполагается, что именно жестокость была главной составляющей образа Аполлона в архаический период. Сохранились свидетельства, согласно которым, этот бог в те времена воспоминался как демон убийства, смерти и разрушения. В честь Аполлона даже приносились человеческие жертвоприношения.

Аполлон как защитник

Сложность греческой мифологии зачастую проявляется в том, что один и тот же бог является как источником бед, так и умиротворителем и заступником. Особенно заметна эта многофункциональность в классический период. Как следует из его прозвищ (Алексикакос, Акесий, Простат, Эпикурий, Апотропей, переводящихся как "отвратитель зла", "целитель", "заступник", "попечитель" "отвратитель" соответственно), люди в тяжелой ситуации могли рассчитыывать на поддержку бога солнца.


От нимфы Корониды у Аполлона родился сын по имени Асклепий. В наследство от отца он получил дар врачевания. И хотя Асклепий выступал как самостоятельный бог, в сознании древнего грека всегда оставалась мысль, что происходит это по милости Аполлона.

Такое изменение образа потребовало и коррекции древних преданий. Греки признавали, что Аполлон убил Пифона, пусть даже из хороших побуждений. Но с лучезарным богом солнца и красоты такие деяния уже не ассоциировались. Именно отсюда проистекают разногласия в истории возникновения Дельфийского оракула. Согласно одним преданиям, он действительно возник на месте гибели Пифона, другие же утверждают, что святилище существовало и раньше, а Аполлон явился туда, чтобы получить очищение от убийства. Когда же ему такую услугу оказали, бог взял оракул под свое покровительство.

Аполлон в услужении

Очевидно, древнейшие черты образа Аполлона изживались не сразу и с трудом. По крайней мере, неизменным осталось его своенравие. Зевс, желая смирить непокорного сына или же наказать его за очередную проделку, часто лишал Аполлона его божественной силы и как простого смертного отправлял служить какому-нибудь земному царю. Аполлон подчинялся, но в таких случаях предпочитал наниматься в пастухи.

Один раз он оказался при дворе царя уже упоминавшейся Трои Лаомедонта. Он исправно нес службу в течение оговоренного срока, а по его окончании потребовал уплаты жалованья. Лаомедонт, не подозревая, с кем имеет дело, прогнал пастуха вон и пообещал ему вдогонку, что если тот не отстанет, то он, царь Трои, прикажет отрезать ему уши и продаст в рабство. Зевс оказался справедливее Лаомедонта, и вернул отбывшему наказание Аполлону всю его силу. Мстительный бог не замедлил рассчитаться с троянским царем: наслал на Трою эпидемию чумы.

В другом случае Аполлону повезло больше. Когда он нанимался в пастухи к Адмиту, царю Фессалии, тот, будучи человеком сообразительным, понял, что стоящий перед ним юноша слишком прекрасен, чтобы быть простым смертным. Несостоявшемуся пастуху Адмит уступил свой трон. Аполлон отказался, объяснив свою ситуацию. По возвращении на Олимп бог не забыл отплатить фессалийскому царю добром за добро. Его государство стало самым богатым, а земледельцы собирали урожай два раза в год.

Атрибуты Аполлона

Среди многочисленных сохранившихся греческих статуй Аполлона можно узнать по нескольким предметам, которые он всегда имеет при себе. В частности, таковым являлся лавровый венок. По преданию, Аполлон влюбился в нимфу Дафну, но та по каким-то причинам так невзлюбила его, что предпочла превратиться в лавровое дерево.


Другие частый атрибуты древнегреческого бога Аполлона - лук и стрелы, насылающие не только чуму, но и дарующие свет знаний, а также лира и колесница. Помимо этого, с культом этого бога связывались пальма, под которой он родился, лебедь, волк и дельфин.

Внешность

Перечисленные животные явно являются пережитками тотемических верований древних греков. В архаический период Аполлон мог изображаться в виде одного из этих существ. С окончательным же оформлением олимпийского пантеона частью канона становится привлекательный внешний вид Аполлона. Боги Греции являлись носителями неких идеальных черт, к которым должен был стремиться каждый смертный, и Аполлон в этом отношении не исключение. Он представлялся красивым безбородым молодым человеком с пышными золотыми кудрями и мужественной фигурой.

Среди других божеств

Мстительность и злобность, если следовать мифам, Аполлон проявлял только по отношению к смертным или низшим духам вроде сатира Марсия. Во взаимоотношениях с другими олимпийцами он предстает как спокойное и рассудительное божество. Убив в Троянской войне множество героев, с другими греческими богами Аполлон категорически отказывается сражаться.

Не проявил Аполлон и обычной мстительности, когда Гермес решил над ним подшутить. Когда за очередную провинность Аполлон работал пастухом, Гермес обманом сумел выкрасть у него целое стадо. Богу солнца удалось разыскать пропажу, но Гермес так очаровал его своей игрой на лире, что Аполлон в обмен на этот инструмент оставил животных ему.

Почитание Аполлона

В Дельфийском оракуле, ставшим центром поклонения Аполлону, проводились регулярные Пифийские игры. На них участники состязались в силе, ловкости и выносливости. Однако главный храм во славу бога солнца располагался все же на Делосе - месте его рождения. До наших дней от огромного храма дошли лишь незначительные остатки, но и те, как, например,Терраса Львов, поражают воображение. Сохранились также руины монументального святилища в Коринфе, которое до конца разрушить не смогли даже римляне.


Особый храм Аполлону был возведен на Пелопоннесе. Он устроен так, что вращается вместе с Землей вокруг ее оси в ритме и направлении Полярной звезды. Благодаря этому святилище может использоваться как компас, поскольку ориентировано точно с севера на юг.

И Лето. Его сестрой-близнецом была Артемида. Аполлон покровительствовал искусству, музыке, был связан с исцелением, очищением, пророчествами, мог также наслать на людей чуму или наоборот — научить их искусству лечения различных недугов.

Также Аполлон был богом света, солнца, правды, логики и был главой девяти муз. Часто бога изображают с золотым луком и стрелами.

Самый известный оракул Аполлона находится в Дельфах. Путешественники со всего мира приезжали сюда, чтобы узнать свое будущее.

Интересный факт: Аполлон — единственный из всех олимпийских богов, у которого не было римского имени.

Рождение Аполлона

Когда мать Аполлона, Лето, была беременна будущим богом и его сестрой Артемидой, ей пришлось искать место для родов, так как , возмущенная очередной изменой Зевса с земной женщиной, преследовала бедную женщину.

Как-то, согласно мифам, Аполлон стал жертвой своего брата-обманщика — : тот украл у бога стадо и спрятался в пещере, где создал из панциря черепахи первую лиру.

Аполлон, узнав от Зевса о том, где скрывается Гермес, нашел сводного брата. Но бог солнца был так очарован звуками лиры, что просто обменял свое стадо на удивительный музыкальный инструмент.

Символы Аполлона

Аполлон считался самым красивым богом- мужчиной среди всего Олимпа.

У него были длинные золотые пряди волос, отличное телосложение и бархатный, глубокий голос.

Вместе с этим Аполлон был очень мудрым и спокойным, но, как и его отец Зевс, очень гневался, когда кто-то оскорблял его семью.

Даже во время Троянской войны, бог отказался сражаться с Посейдоном, потому что понимал, насколько крепки их родственные связи.

Символы Аполлона — это представители животного и растительного мира, а также определенные объекты.

Наиболее часто встречающимися символами являются: лебедь, питон, волк, лавр, пальмовая ветвь, лук со стрелами, китара (лира), оракул.

В честь Аполлона в Дельфах ежегодно проводились Пифийские игры, участники которых соревновались в стойкости, ловкости и силе.

Победителей короновали лавровыми венками.

Аполлон в любви

Бог солнца, согласно мифам, был очень несчастен в любви.

В его списке — страстные истории и с мужчинами, и с женщинами, однако все они заканчивались печально: как правило, любовные чувства испытывал только Аполлон, а его избранники не разделяли их.

Несмотря на это, благодаря многочисленным любовным связям Аполлона с богинями и смертными женщинами, у него было много детей.

Самыми знаменитым из них были Орфей, Ион и Асклепий (последнему он передал свои знания об исцелении и медицине).

Аполлон (Феб), греч. - сын Зевса и титаниды Лето, бог света и солнца, охранитель жизни и порядка, грозный стреловержец и непогрешимый прорицатель.

Аполлон родился на острове Делос, куда бежала его мать, спасаясь от Пифона, страшного змея с головой дракона, преследовавшего ее по приказу Геры, ревнивой жены Зевса. Тогда Делос был плавучим островом, носившимся по бурным волнам, но у Лето не было другого выбора, так как по воле Геры она не могла найти прибежища на твердой земле. Но как только Лето вступила на Делос, случилось чудо: из морской пучины поднялись вдруг две скалы, преградившие дальнейший путь и острову, и Пирону. На горе Кинф Лето родила двойню: дочь Артемиду и сына Аполлона.

Когда Аполлон вырос, он взлетел в небо со своим привычным оружием - золотой китарой и серебряным луком - и направился в страну, где жил Пифон, чтобы отомстить за преследование своей матери. Он нашел его в глубоком ущелье под горой Парнас, засыпал его дождем стрел и после короткой схватки убил. Тело Пифона Аполлон зарыл в землю и, чтобы после него не осталось даже памяти, переменил прежнее имя страны - Пифо - на Дельфы. На месте своей победы Аполлон заложил святилище с оракулом, чтобы возвещать в нем волю Зевса.

Хотя Пифон был отвратительным чудовищем, происхождение у него было как-никак божественное, поэтому Аполлон должен был очиститься от его убийства, иначе он не мог бы приступить к своим божественным функциям. Поэтому по решению Зевса он отправился в Фессалию и там прослужил восемь лет простым пастухом у . После очищения от пролитой крови он вернулся в Дельфы, но не остался там навсегда. С приближением зимы он унесся на своей колеснице, запряженной белоснежными лебедями, в страну гипербореев, где царит вечная весна. С тех пор Аполлон неизменно проводил весну и лето в Дельфах, а осень и зиму - в краю блаженных гипербореев или же навещал богов на высоком Олимпе.

Появление Аполлон на Олимпе всегда приносило с собой радость и хорошее настроение. Его сопровождали музы - богини искусства, признававшие его своим предводителем (Мусагетом). Никто из богов не мог превзойти его в игре на кифаре (лире); при звуках его пения утихал даже бог войны Арес. Он был любимцем Зевса (так же, как и его сестра Артемида), и это нередко вызывало ревность остальных богов. Люди почитали его по многим причинам. Ведь он был богом света и солнца, без которых невозможна жизнь, а также творцом гармонии и красоты, без которых жизнь немногого стоит. Он хранил людей в войнах и в опасностях, исцелял их от болезней, заботился о миропорядке, установленном Зевсом, любил и вознаграждал добро и наказывал зло. Золотые стрелы его лука никогда не знали промаха, равно как и карающие стрелы, несущие с собой моровую болезнь. Непогрешимы были его прорицания. Правда, они никогда не исходили от него самого, он лишь сообщал людям волю Зевса посредством прорицательниц: дельфийской Пифии, Сивилл и других оракулов. (Если пророчества не сбывались, а такое тоже бывало, то виноваты в этом были, конечно же, люди, неправильно истолковавшие их.)

В мире богов и героев Аполлон играл важную роль и сам стал героем многочисленных мифов. Известен, например, рассказ о его музыкальном состязании с сатиром Марсием, который поплатился за поражение буквально собственной шкурой (см. также статьи «Пан», «Мидас», «Гиакинф», «Ниоба» и др.). В троянской войне Аполлон сражался на стороне защитников Трои.

Как и у всех богов, у Аполлон было немало возлюбленных. И все же, несмотря на свое происхождение и красоту, он не всегда пользовался успехом у женщин. Его первая любовь, нимфа Дафна, предпочла превратиться в лавровое дерево прямо у него на глазах, чтобы спастись от него; и даже две смертные женщины, Кассандра и Марпесса, отвергли его домогания. Из его потомков более всего прославились Орфей, Асклепий и Аристей; согласно некоторым мифам, его сыновьями были также Лин и Гименей.

Аполлон был одним из древнейших греческих богов; скорее всего, его культ пришел в Грецию из Малой Азии; некоторые мифы прямо называют местом его рождения рощу Ортигию вблизи Эфеса. По мнению чешского востоковеда Б. Грозного, его малоазиатским предшественником был хеттский бог дверей (ворот) Апулюн. Первоначально Аполлон был богом - хранителем стад, затем городов греческих колонистов и в конце концов стал богом света и солнца (а его сестра Артемида - богиней охоты, природы и луны) и к тому же имел целый ряд других функций. Некоторые из них были довольно далеки от его первоначального назначения. Например, так как Аполлон якобы приплыл с Крита в Дельфы на дельфине, он стал покровителем морских путешествий. В поэзии его называют Луконосцем, Сребролуким, Ясновидящим, Дальновержцем, Светлородным или чаще всего Блистающим (Фебом). Римляне восприняли его культ без изменений, и, как кажется, еще раньше его переняли от греков этруски. В честь Аполлона в Дельфах весной и осенью устраивались празднества, а каждые четыре года - Пифийские игры (с 582 до н. э., на них состязались не только спортсмены, но и поэты и музыканты; по своему значению Пифийские игры уступали только Олимпийским). Подобные торжества, хотя и отличавшиеся программой, проходили также на Делосе, в Милете и других местах. В Риме игры, посвященные Аполлон, праздновались с 212 г. до н. э. В память о своей победе при Акции в 31 г. до н. э. Август основал Акцийские игры, посвященные Аполлону.

С именем Аполлона связаны славнейшие памятники античной архитектуры и скульптуры. Старейший храм Аполлона в Греции, частично сохранившийся до сих пор, находится в Коринфе (сер. 6 в. до н. э.). И сегодня можно видеть 7 монолитных дорийских колонн этого храма из первоначальных 38. Архитектором храма Аполлон в Бассах в Аркадии, который сохранился лучше всего, был соавтор афинского Парфенона Иктин. Из остальных храмов, посвященных Аполлону и имевших, как правило, оракулов, прежде всего надо назвать Дельфийский. Первое здание (7 в. до н. э.) сгорело, второе (кон. 6 в. до н. э.) ­- было разрушено землетрясением; до наших дней дошли немногочисленные и все же величественные остатки третьего сооружения (около 330 до н. э.). Его превосходит своими масштабами храм в Дидимах под Милетом, сооруженный в 6 в. до н. э. и разрушенный в 494 г. до н. э. персами, а затем восстановленный. Важную роль играл храм Аполлона на Делосе, в котором в 478-454 гг. хранилась общая казна греческих государств, объединившихся в так называемый Делосский союз (амфиктионию). Великолепные храмы были посвящены Аполлону в Сиракузах и Селинунте на Сицилии (6 и 5 вв. до н. э.), в малоазиатской Алабанде и Гиераполе, в Кларосе близ Колофона, в Роде, в Кумах под Неаполем и других местах; в Аргосе у Аполлона был общий храм с Афиной. В Риме для него был уже в конце 5 в. до н. э. построен храм за Карментскими воротами, еще один велел возвести на Палатине Август после 31 г. до н. э.

Из античных скульптурных изображений Аполлона наиболее известны «Аполлон Бельведерский» («образец мужской красоты») - римская копия греческой бронзовой скульптуры Леохара (2-я пол. 4 в. до н. э.), «Аполлон Мусагет» - римская копия оригинала Скопаса (сер. 4 в. до н. э.), «Аполлон Сауроктон» (убивающий ящерицу) - копия работы Праксителя (2-я пол. 4 в. до н. э.) и «Аполлон Кифаред» («Аполлон с кифарой») - римская копия греческого оригинала (3 в. до н. э.). Все эти статуи находятся в Ватиканских музеях, античные копии этих и других статуй имеются в Национальных музеях в Риме и в Неаполе, а также в парижском Лувре. К числу лучших изображений Аполлон,а сохранившихся в греческом оригинале, относится «Аполлон» с западного фронтона храма Зевса в Олимпии (460-450 до н. э., Олимпия, музей) и мраморный «Аполлон» - копия статуи Каламиса (ок. 450 до н. э.), найденная в театре Диониса под Акрополем (Афины, Национальный археологический музей). Примерно того же возраста и этрусские статуи Аполлона, например, «Аполлон» с фронтона храма в Вейях (кон. 6 в. до н. э., Музей виллы Джулия). До недавних пор именем Аполлона называли архаические статуи молодых мужчин в застывшей позе (куросы) - по большей части ошибочно. Что же касается изображений Аполлона на рельефах, вазах и пр., то их не в состоянии охватить даже самый подробный каталог.

Скульпторы и художники нового времени изображали Аполлона не менее часто, чем античные. Из скульптур назовем бронзового «Аполлона» Джамболоньи (1573-1575, Флоренция, Палаццо Веккьо), «Аполлон и Дафна» Л. Бернини (1624, Рим, Галерея Боргезе), «Аполлон и нимфы» Ф. Жирардона (1666, Версаль, Дворцовый парк), «Аполлон с Пифоном» О. Родена (1900, Париж, Музей Родена). В живописи — « Аполлон и Диана» Л. Кранаха Старшего (нач. 16 в., Мюнхен, пинакотека), «Аполлон и музы» Тинторетто (ок. 1580, Венецианская Академия), «Аполлон и Дафна» П. Веронезе (2-я пол. 16 в., Нью-Йорк, Метрополитен-музей) и одноименная картина Н. Пуссена (1664, Париж, Лувр).

В пражских музеях, дворцах и других архитектурных памятниках нередки изображения Аполлона, особенно на фресках. Старейшее из них - рельеф Аполлона М. дель Пьомбо и Кампионе (1555-1560 гг.) в пражском бельведере (летнем дворце) «Звезда».

Из поэтических произведений первое место, по крайней мере по времени, занимает «Гимн Аполлону», приписываемый Гомеру (возможно, 7 в. до н. э.). Одноименный гимн написал в 3 в. до н. э. Каллимах. У Пушкина в стихотворении «Поэт» (1827): «Пока не требует поэта / К священной жертве Аполлон…» — подразумевается поэзия.

Нельзя не упомянуть и музыкальные произведения, посвященные Кифареду и Мусагету: два «Гимна Аполлону» 1 или 2 в. н. э., мелодия которых была записана первыми известными нам значками, которые можно условно назвать нотами. А если говорить о современности, то в нашем веке И. Стравинским был написан балет «Аполлон Мусагет» (1928).

Именем «Аполлон» древние греки назвали несколько своих городов, один из них расположен в нынешней Албании и сегодня называется Пояни, другой находится в Болгарии и называется Созополь.

В наши дни имя «Аполлон» возродилось в другом, отнюдь не мифическом контексте. Так называлась американская космическая программа, в ходе выполнения которой 21 июля 1969 г. человек впервые ступил на поверхность Луны.


Аполлон в древне-греческой мифологии бог света, покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев и основывающихся древнегреческих колоний. Очищал людей, совершивших убийство. Один из наиболее почитаемых богов. Аполлон - олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций - как губительных, так и благодетельных, сочетание в нём мрачных и светлых сторон).

Семья и окружение

Гомер сообщает, что после раскрытия заговора Гера , Посейдона и Аполлона против Зевса (по Илиаде вместо Аполлона в нём участвовала Афина), Аполлон и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы.

Аполлон поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето.

Классический Аполлон - бог героического времени, которое у греков всегда противопоставлялось предыдущему хтоническому периоду, когда человек был слишком слаб для борьбы с могучими силами природы и не мог ещё быть героем. Два величайших героя Геракл и Тесей были связаны с мифологией классического Аполлона. Если, согласно одним мифам, Аполлон и Геракл сражаются друг с другом за дельфийский треножник, то в других мифах они основывают город и даже вместе получают очищение после убийства, находясь в рабском услужении.

Под покровительством Аполлона Тесей убивает Минотавра и упорядочивает законы в Афинах, а Орфей усмиряет стихийные силы природы.

Когда сын Аполлона врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражён стрелами Зевса , Аполлон перебил киклопов , ковавших стрелы для Зевса , и в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту. Стрелу, которой он убил киклопов , он сделал созвездием. Согласно Гесиоду и Акусилаю, Зевс хотел низвергнуть его в Тартар , но Лето упросила отдать его в услужение человеку.

Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут чуму в лагерь ахейцев. Он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом.

Агамемнон пленил в Троянской войне дочь жреца Аполлона Хриса Хрисеиду. Отец девушки умолял Агамемнона вернуть ему дочь, но тот отказал. После гибели части греческого войска от стрел мстящего за это Аполлона Агамемнон был вынужден вернуть Хрисеиду отцу.

Дочь Тантала и супруга фиванского царя Амфиона Ниоба (или Ниобея) возгордилась своим многочисленным потомством (по разным оценкам от 12 до 20 детей). Этим она оскорбила богиню Лето. За это Аполлон и Артемида из лука убили всех детей Ниобы, а она сама окаменела от горя.

В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия, и разгневанный его дерзостью Аполлон сдирает с сатира кожу. В музыкальном состязании Аполлона с Паном царь Фригии Мидас присудил победу Пану. Отсюда возникло выражение "мидасов суд", т.е. суд невежды. В наказание за это Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами. Свои уши царь прятал под фригийским колпаком, и лишь цирюльник знал о тайне царя. Мучаясь невозможностью рассказать о тайне, цирюльник выкопал ямку и шепнул туда: "У царя Мидаса ослинные уши", засыпал ямку землёй, но на этом месте вырос тростник, который прошелестел о секрете всем.

Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные. Он врач, помощник, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны. Первым стал врачевать глаза. В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.

На Олимпийских играх Аполлон победил в беге Гермеса , а Ареса одолел в кулачном бою. Аполлон пел на лире на свадьбе Пелея и Фетиды .

На почве мифологии Аполлона возник миф о гипербореях и их стране, где под знаком мудрости Аполлона процветали мораль и искусства. Считается, что весной и летом Аполлон жил в Дельфах, а осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето. Гиперборейские жрецы основывали храмы и святилища Аполлона. Один из жрецов Аполлона прорицатель Абарис по легенде обходился без пищи и летал на волшебной стреле, подаренной ему Аполлоном.

Имя, эпитеты и характер

В крито-микенских текстах его имя не встречается. Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени Аполлона, что может свидетельствовать о неиндоевропейском происхождении образа. Согласно распространённой гипотезе, его имя как Аппалиунас встречается в договоре царя Вилусы Александуса с Муваталлисом. По другой этимологии (Ю.В. Откупщиков), имя происходит от др.-греч. "отвращающий" (волков, мышей, саранчу - в зависимости от эпитета); по Плутарху и В Буркерту - от "собрание", первый месяц дельфийского календаря назывался "апеллай".

В позднее время Аполлон отождествлялся с Солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет Аполлона Феб (phoibos) указывает на чистоту, блеск, прорицание.

Аполлон - пророк и оракул, мыслится даже "водителем судьбы" - его эпитет Мойрагет.

Аполлон - пастух (его эпитет Номий) и охранитель стад. Он - основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племён, "отчий". Иногда эти функции Аполлона связаны с его служением людям, на которое его посылает Зевс , разгневанный независимым нравом Аполлона.

Аполлон - музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров. Он - покровитель певцов и музыкантов, его эпитет Мусагет - "водитель муз" и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке.

В образе Аполлона отразилось своеобразие греческой мифологии в её историческом развитии. Для архаического Аполлона характерны наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он - Дафний, т.е. "лавровый", "прорицающий из лавра", "любящий лавровое дерево" Дафну. Его эпитет Дримас, т.е. "дубовый". Аполлон связан с кипарисом, пальмой, маслиной, плющом и другими растениями.

Его зооморфизм проявляется в его связи и даже полном отождествлении с вороном, лебедем, мышью, волком и бараном. В образе ворона Аполлон указал, где надо основать город. Его эпитет Кикн ("лебедь"), обративший в бегство Геракла . Он - Сминфей ("мышинный"), спасиетель мышей. Аполлон Карнейский связан с Карном (Карней) - демоном плодородия. Эпитет Ликейский ("волчий") указывает на Аполлона как на хранителя от волков и как на волка. В виде собаки он пришёл к дочери Антенора, в виде черепахи и змеи к Дриопе.

Матриархальные черты Аполлона сказываются в его имени по матери - Летоид; он постоянно носит имя родившей его богини Лето.

Характерная для первобытного мышления взаимопронизанность жизни и смерти не миновала и Аполлона, на этой поздней ступени архаики он - демон смерти, убийства, даже освящённых ритуалом человеческих жертвоприношений, но он целитель, отвратитель бед: его прозвища - Алексикакос ("отвратитель зла"), Апотропей ("отвратитель"), Простат ("заступник"), Акесий ("целитель"), Пеан или Пеон ("разрешитель болезней"), Эпикурий ("попечитель").

На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определённое устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, учит их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права. Зооморфные и растительные его черты становятся лишь рудиментарными атрибутами. Он уже не лавр, но он любит Дафну, ставшую лавровым деревом. Он не кипарис и гиацинт, но его любимчиками становятся юноши Кипарис и Гиакинф. Он не мышь или волк, но повелитель мышей и убийца волка.

Культ Аполлона был распространён в Греции повсеместно, храмы с оракулами Аполлона существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона - пифия давала предсказания. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на всю греческую политику.

В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (теофании, теоксении, Пифийские игры, которые были введены в честь победы Аполлона над Пифоном ; по своему блеску и популярности они уступали только Олимпийским играм). Все месяцы года, кроме трёх зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону. Храм Аполлона на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза и происходили собрания его членов. Аполлон приобрёл значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики Аполлон понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения.

Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии. Император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.

Атрибуты Аполлона - серебряный лук и золотые стрелы, эгида, лавровый венок. Символы - олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк. Еще одним из отличительных признаков Аполлона была золотая кифара (отсюда его прозвище - Кифаред - "играющий на кифаре") или лира, этот музыкальный инструмент олицетворял национальную музыку, в противоположность флейте, олицетворявшей фригийскую музыку. Древнегреческое слово кифара живёт в европейских языках в своём потомке - слове гитара . Да и сама гитара - не что иное, как изменившаяся со временем кифара.

Основные места почитания - Дельфы и остров Астерия (Делос), место рождения Аполлона и Артемиды , на котором раз в четыре года поздним летом проходили делии (праздники в честь Аполлона, во время которых запрещались войны и казни). Святилище в Дельфах было известно во всём древнем мире. Именно там, на месте победы Аполлона над преследовавшим его мать драконом Пифоном , Аполлон основал святилище.

Третий ватиканский мифограф приводит список 12 камней в короне Аполлона.

Также Аполлона почитают галлы (по Цезарю). Согласно кельтской песне, после смерти Асклепия он удалился к гипербореям, и его слёзы стали янтарём. Когда боги бежали в Египет, Аполлон превратился в ворона, либо коршуна, Ястребов египтяне посвящают Аполлону (точнее, соколов Гора). Аполлон почитался в Тире. Его называли "четвероруким" и "четвероухим".

Этрусское божество Аплу (Aplu, Apulu, Aplun) во много соответствует Аполлону. В кельтской мифологии бог Мапонос (лат. Maponos) упоминается у римских авторов, отождествлявших его с Аполлоном. В западносемитской мифологии огненное божество Рашап, насылающее войны и мор, в эпоху эллинизма также отождествлялось с Аполлоном.

Влияние на культуру и искусство

Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи (известны в римских копиях): "Аполлон, убивающий ящерицу" (ок. 370 до н.э., скульптор Пракситель) и "Аполлон Бельведерский" (сер. IV в. до н.э., скульптор Леохар).

Пифагор написал на могиле Аполлона в Дельфах элегию, заявив, что он был сыном Силена, убит Пифоном и оплакан тремя дочерьми Триопа, отчего название Трипод для места, где он похоронен. Согласно Мнасею, поражён и убит Зевсом . Ему посвящены I, II и XXI гимны Гомера, II и IV гимны Каллимаха, XXXIV орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила "Эвмениды", сатировской драмы Софокла "Следопыты", трагедий Еврипида "Алкестида", "Орест". Существовала комедия Филиска Керкирского "Рождение Аполлона и Артемиды".

В философии Ницше Аполлоническое начало является одним из компонентов греческой культуры, симолизирующим порядок, ясность и свет. Противоположное начало выражено в образе Диониса .

Аполлон в современности

Именем Аполлона была названа программа пилотируемых космических полётов NASA, принятая в 1961 году.

В честь Аполлона назван род крупных выскогорных дневных бабочек семейства парусников - Аполлоны.

Аполлон - гиганский древний ударный кратер, неофициально именуемый бассейном Аполлон, в южном полушарии обратной стороны Луны. Название присвоено в честь американской космической программы Аполлон, которая в свою очередь названа в честь древне-греческого бога Аполлона.

Аполлон

Златокудрый Аполлон - родной братишка Артемиды. Как и некоторые из олимпийцев, когда-то он был заезжим малоазийским божком, похожим на египетского Гора, но быстро ассимилировался на новой почве и стал одним из самых почитаемых богов греческого пантеона, правда, сменив ориентацию и специализацию. В Греции Аполлон - бог многофункциональный. Подобно Афине он курирует массу разнообразных занятий. В сферу его интересов входят охрана стад, покровительство наукам, музыке, поэзии, медицине, естествознанию, соблюдение дорог и путников, очищение от осквернения убийством, покровительство музам и прорицание будущего.

Внешность его идеальна - Аполлон прекрасно сложен, красив, наделен прелестными золотыми кудрями и ясными глазами. Не даром мужчины только радуются, когда удостаиваются сравнения с Аполлоном, особенно почему-то с Бельведерским. Помимо внешности у Аполлона все в порядке с талантами и силой. Он вполне способен победить сильнейших из богов в состязании, прекрасно играет на кифаре, поет и стреляет из своего серебряного лука снабженного золотыми стрелами.

Молодой, да ранний

В Олимпийский пантеон Аполлон родился от Зевса и Лето на острове Делос. У него изначально были какие-то возвышенные отношения с числом семь, поэтому он вышел на свет в седьмой день седьмого месяца беременности своей матери. Тут же можно упомянуть семь струн его кифары, посвященных семи гласным греческого алфавита. Наверняка найдутся еще какие-то нумерологические зацепки, если поискать. Так или иначе природа приветствовала его рождение сиянием небес и парадом лебедей, совершивших семь кругов почета вокруг Делоса. Питаться он сразу начал пищей богов, минуя материнскую грудь, и на такой диете вырос в четыре дня до абсолютно взрослого состояния. Вооружившись полученными от Гефеста луком и стрелами, Аполлон немедленно отправился сражаться со змеем Пифоном, мучившим его мать во время ее беременности. Ему удалось сильно изранить противника, и тот спрятался было в Дельфах, надеясь залечить раны в святилище своей матери-Геи. Но Аполлон, исполненный гнева, ворвался в святое место и убил змея. К Зевсу обратилась мать чудища, славившаяся своим чадолюбием, и оскорбленная непочтительностью молодого, да раннего бога. Зевс присудил сыну пройти обряд очищения, учредить Пифийские игры в честь убитого и восемь лет служить пастухом у царя Фессалии. Отбыв наказание, Аполлон обратился к козлоногому богу Пану, дабы тот научил его прорицанию, а потом пошел и занял святилище, в котором ранее устроил бесчинства, учредив там свой собственный Оракул, воспользовавшись услугами бывшей там жрицы пифии.

Когда это случилось, туда пришли Артемида и их мать, Лето. Когда Лето уединилась в священной роще по своим делам, к ней нагло пристал один из гигантов Титий с недвусмысленными намерениями. Покладистые и верные дети, Артемида и Аполлон мгновенно прикончили насильника, и даже сам Зевс, бывший отцом Тития, не возражал против этого, а еще и назначил святотатцу наказание в аиде, в своей узнаваемой манере - Тития пригвоздили к скалам, и два коршуна без устали рвали ему печень.

Божественное самолюбие

После этого Аполлон устроил еще несколько мрачноватых историй один или в компании с Артемидой. Особенно опасно было задевать их мать Лето. Когда Ниоба, щедро одаренная детьми, расхвасталась ими перед Лето, рассвирепевшие близнецы расстреляли всех детей зазнавшейся подружки матери.

Очень не повезло Марсию, юноше, который нашел выброшенную Афиной флейту, снабженную ее личным проклятием. Когда он подобрал находку, та начала наигрывать прелестные мелодии, и Марсий стал популярен среди нимф, поскольку флейта старалась на славу. Глупенький мальчик стал хвастаться, что и Аполлону не сравниться с его мастерством, за что и нарвался на суровое состязание с признанным мастером кифары. Сначала музы, призванные судить Аполлона и Марсия признали ничью, но потом сообразительный Аполлон предложил одновременно и петь и играть, и тут же выиграл - с флейтой таким образом не управишься. Победив, Аполлон вопреки своей рафинированной внешности варварски обошелся с Марсием, заживо содрав с того кожу.

Позже Аполлон затеял похожее состязание с Паном, но тут отдуваться пришлось царю Мидасу, бывшему судьей в споре. Тот неосторожно одобрил исполнительский талант Пана, за что был награжден от раздраженного Аполлона ослиными ушами. Но если сравнить эту напасть с судьбой того же Марсия, то царю Мидасу просто повезло.

А так Аполлон - просто душка. В теплое время года живет себе в Дельфах, на зиму уезжает к Гипербореям, которые по слухам ему тоже поклоняются, кроме того в тех местах вотчина его матери.

Союзы Аполлона

Что касается любовных историй Аполлона, то они весьма разнообразны. Жениться Аполлон отказался и предпочел стиль свободных отношений. Надо сказать, что он довольно часто получал отказ во взаимности от возлюбленных. Так бедная Кассандра, в период ухаживаний получившая от него дар прорицания, когда отказала златокудрому поклоннику, была обречена им на то, что к ее предсказаниям никто никогда не прислушивался. Дафна, в которую Аполлон был долго и безнадежно влюблен, предпочла превратиться в лавр, чем стать его возлюбленной.

Аполлон сделал себе из его ветвей венок и с той поры часто носил его в воспоминание об утрате. Более удачными были его похождения с Дриопой, когда он применил зарекомендовавшую себя тактику зооморфизма при обольщении, часто использовавшуюся его отцом. Когда Дриопа пасла стада своего отца, Аполлон обернулся маленькой черепахой, девушка умилилась, подобрала его и положила за пазуху. Стоило богу оказаться близко к девичьему телу, как он обернулся змеем и в таком виде овладел ею. От этого союза родился сын Амфис. Похожий метод Аполлон избрал для соблазнения троянской девушки, приняв вид собаки, правда подробности история умалчивает. Вообще же с женщинами у Аполлона часто возникали сложности. Коронида, с которой ему удалось затеять роман, изменяла ему, и Асклепий, которого Аполлон усыновил, скорее всего, был не его родным сыном.

Активы Аполлона

Видимо устав от женских противоречий, Аполлон переключился на ухаживания за красивыми молодыми людьми. Он дарил благосклонность многим юношам Греции, но наибольшую его любовь завоевали Гиацинт и Кипарис. Оба они разными способами пришли к похожему печальному финалу. Гиацинт стал цветком, правда, после смерти, а Кипарис был обращен в дерево еще при жизни.

К спартанскому царскому сыну, Гиацинту, сначала воспылал страстью Фамирид, по слухам являвшийся родоначальником однополой любви в Греции тех лет. В это же время Аполлон стал первым из богов, кого охватил подобный любовный недуг. Аполлон легко устранил соперника, узнав, что тот неосторожно хвастался своими певческими талантами, грозясь превзойти самих муз. Златокудрый влюбленный быстро донес музам об услышанном, и те лишили Фамирида способности петь, играть и видеть. Несчастный хвастун выбыл из игры, и Аполлон спокойно, без соперников, приступил к соблазнению предмета любовного вожделения. История их любви, как это часто случается при отношениях между смертными и олимпийскими богами, была насыщенной, но короткой. Гиацинта случайно убил сам Аполлон.

Эволюция личности

Кроме Асклепия у Аполлона было много детей, молва в числе прочих приписывает ему в дети Гомера, Пифагора, Еврипида, Платона и Октавиана Августа. Впрочем, возможно, что часть этих отцовств - признание заслуг названных детей златокудрого бога, а император попал в этот список для собственного обожествления.

Асклепия, который даже не был его родным сыном, Аполлон нежно любил. Когда Зевс покарал талантливого эскулапа, посягнувшего на саму смерть и воскресившего человека, Аполлон пришел в исступление и поубивал циклопов, выковавших Зевсу оружие, лишившее его любимого сына. Зевс было уже совсем отправил Аполлона в любимое место ссылки - Тартар, но за него вступилась мать, Лето, и Громовержец избрал для него другое наказание.

После этой истории Аполлон стал сторонником умеренности и рассудительности, начал окультуривать все, что не было окультурено до него, декларировать слоган «Ничего сверх меры!» и предлагать всем познать самого себя. Окончательно отбросив старые привычки, он стал олицетворением порядка и высшей организованности разумного существа. Что не помешало ему со временем кануть в Лету, подобно остальным древним богам.