Что такое Ми́ро?

Ми́ро (ст.-слав. мѵ́ро от др.-греч. μύρον «ароматное масло») — в христианстве специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания для помазания тела человека. В православии используется также и при освящении вновь построенного храма, для помазания антиминса, престола и стен. В католицизме и в Армянской апостольской церкви кроме таинства миропомазания используется при рукоположении священников и епископов и при освящении храмов и алтарей. Ранее в православной традиции использовалось также при помазании на царство. Освящённое миро хранится в православных храмах в специальном сосуде — мирнице , которая устанавливается на престоле.

В Библии впервые о мире сообщает книга Исход:

Мироварение

Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолчённые благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сосуды, а вещества заливаются вновь виноградным вином.

Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице в малом соборе Донского монастыря. С 1763 до 1917 года для этих целей использовалась Крестовая палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле, благодаря этому известная также как Мироваренная (Мироварная), где до сих пор сохраняется мироваренная печь сделанная тогда же, а в XIX веке дополненная декоративной сенью (навесом)

«По древнему обычаю, при таинственном освящении мира в Успенском соборе в память общения нашей отечественной церкви с восточной, прибавляется из алавастра в состав мира несколько капель и пополняется новым, чтобы никогда не иссякал сей священный источник» («Древности Российского государства»).

В Великий Понедельник патриарх (или по его благословению — митрополит) в сослужении клириков полагает начало мироварению. После молебна совершается малое освящение воды. Святой водой окропляются все вещества, приготовленные для мироварения, а также она добавляется в котёл, в который затем вливаются масло и вино.

Патриарх благословляет рукой котёл и зажигает трикирием огонь под ним. После этого начинается непрерывное чтение Евангелия духовенством в течение трёх дней.

В Великий Вторник в мироваренный котёл добавляют виноградное вино и благовонные вещества, а в Великую Среду — виноградное вино и елей, сваренный в четвёртую седмицу Великого поста. В среду в присутствии архиерея заканчивается мироварение и после остывания мира в котёл вливаются благовонные масла и всё тщательно перемешивается.

Освящение приготовленного мира

Освящение мира происходит в Великий Четверг за богослужением в Богоявленском соборе. Предварительно из Крестового храма Московской Патриархии в собор перевозится алавастр — сосуд с освящённым миром, хранимым в Церкви издревле с добавлением в него мира от каждого нового освящения.

На Литургии в во время великого входа сосуды с миром переносятся к престолу. Алавастр ставится патриархом на престол. Остальные сосуды поставляются вокруг престола. Патриарх трижды благословляет каждый сосуд с миром, тайно читает молитву и добавляет в каждый сосуд из алавастра немного древнего мира, а также пополняет алавастр новоосвящённым миром.

После освящения миро рассылается по всем епархиям и монастырям РПЦ.

Миропома́зание

Миропома́зание (др.-греч. χρίσμα, лат. chrisma ) — священнодействие в христианских церквях; является таинством в православии, католицизме, Древних восточных церквях и в некоторых протестантских церквях; через которое верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни. По мнению Православной церкви, как поясняет протопресвитер Александр Шмеман, речь идет не о различных дарах Святого Духа, а о самом Святом Духе, Который сообщается человеку как дар. По мнению Католической церкви, Святой Дух снисходит на христианина в момент крещения, а конфирмация лишь углубляет связь соСвятой Троицей и умножает дары Святого Духа.

Историческое происхождение

Установление таинства миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещёный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Но уже в самих апостольских посланиях дар Святого Духа, которым обладают христиане, иногда называется «помазанием » (1Ин. 2:20, 2Кор. 1:21).

Лаодикийский собор (343 год) закрепил следующее 48 правило: «Подобает просвещаемым быть помазуемым Помазанием Небесным, и быть причастниками Царствия Божия » . Этим собор закрепил практику совершения миропомазания сразу после крещения, что вероятно не всегда совершалось во времена Лаодикийского собора.

О таинстве миропомазания писали богословы первых веков христианства :

  • Григорий Богослов (IV век): «Если оградишь себя печатью, обезопасишь свою будущность лучшим и самым действенным способом, ознаменовав душу и тело Миропомазанием и Духом, как древний Израиль ночной и охраняющей кровью первенцев и помазанием (Исх. 12:13), тогда что может с тобой случиться? ».

Архиепископ Фессалоникийский Симеон о миропомазании пишет следующее :

В Православной церкви внешняя сторона таинства заключается в том, что епископ, а гораздо чаще священник, ритуально мажет некоторые части тела человека особо освящённым ароматическим маслом —миром, через которое передаётся божественная благодать. Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании на человека Духа Святого, а затем помазывает ему крестообразно лоб, глаза,ноздри, уши, грудь, руки и ноги. При каждом помазании каждой части тела священник повторяет слова молитвы: «Печа́ть да́ра Ду́ха Свята́го. Ами́нь ».

Изначально апостолы на новокрещённых возлагали руки, но когда в отдалённые местах это стало практически невозможно, стали освящать особым чином благоухающее масло и раздавать священнослужителям для помазания новообращённых. После смерти апостолов, миро стали освящать только собор архиереев (их непосредственных преемников) во главе с предстоятелем той или инойПоместной церкви.

Миропомазание совершается обычно сразу после таинства крещения, однако может совершаться и отдельно, например, как дополнение крещения, совершённого мирянином. Без миропомазания человек не допускается до причащения, даже если он уже крещён.

Миропомазание совершается над человеком второй раз в жизни, если человек поставляется через церковь на царство, так называемое инаугурационное миропомазание (помазание на царство, греч. τò χρίσμα τῆς βασιλείας) монархов. В Полном православном богословском энциклопедическом словаре в двух томах 1913 года написано, что помазание на царство это вторая, высшая, степень таинства Миропомазания.

Согласно 105 главе Большого Требника через миропомазание принимаются лица, крещенные в младенчестве в православии, но затем воспитанные с самого раннего детства вне православной веры.

Допускается принятие в православие через миропомазание (а не через крещение) лиц из христианских конфессий, в которых сохраняется правильная форма крещения, например над католиками, старообрядцами. Над лютеранами и кальвинистамитаинство миропомазания совершается обязательно, эти деноминации принимаются и через крещение в православие. Над представителями Древних восточных церквей согласно 95 правилу Трулльского собора миропомазание не совершается (люди, приходящие в православие, должны приниматься через письменное отречение от своих ересей). В древности через миропомазание в Православную церковь, согласно 7 правилу 2 Вселенского собора, принимались ариане, македониане, савватиане, новациане, четыренадесятники, аполинириане. Принимались в православие через миропомазание и представители монофизитства, в греческих древних евхологиях и в славянских кормчих сохранился чин принятия армян и яковитов (у русских называвшийся чин принятия хвалисин) .

Кроме того, совершается помазание миром престола православного храма при его освящении.

Елеопомазание

Елеопомазание — обряд православной и некоторых других Церквей, состоящий в помазании священником лба верующего освящённым маслом — елеем. При этом изображается знак креста, что символически обозначает излияние Божией милости на помазуемого.

Исторически восходит к установленному через Моисея указанию помазывать освящённым маслом Аарона, его сыновей, а затем всех их потомков, ставших священнослужителями в Иерусалимском Храме (до его постройки — в скинии). Елеопомазание упоминается и в Новом Завете (Иак. 5:14) как обряд, совершаемый пресвитером над больным.

Елеопомазание совершается:

  • на воскресной и праздничной утрени. В России это происходит после чтения Евангелия (на полиелее), в Греции — по окончании утрени. Верующие после поклонения праздничной иконе и Евангелию подходят к священнику, который их помазывает с произнесением слов «Во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха» , или «Сла́ва Го́споди свято́му воскресе́нию Твоему́» , или «Пресвята́я Богоро́дица спаси́ нас» , или «Святы́й (имярек) моли́ Бо́га о нас» . В Типиконе это описано так:

И исхо́дит иерей с кадилом, предыду́щу ему́ свети́льнику, кади́т на анало́гии ико́ну свята́го апо́стола, и отда́в кади́ло стои́т одесну́ю страны́ анало́гиа: и прихо́дит игумен ко анало́гию, и твори́т два покло́ны, и целу́ет ико́ну свята́го апо́стола. И по целова́нии еди́н покло́н: и взем струче́ц на то устро́енный, помазу́ет себе́ от канди́ла святы́м еле́ем крестообра́зно, на челе́ свое́м: и бра́тия подо́бне целу́ет ико́ну свята́го, игу́мен же помазу́ет святы́м еле́ем иере́а, и про́чую бра́тию. По пома́зании же свята́го еле́а, пое́м час пе́рвый.

Архиепископ Вениамин (Румовский-Краснопевков) полагает, что к елею из кандила (лампады) следует добавлять и елей, освящённый на литии. Он же возводит эту традицию, как «нерушимую связь» между Законом Моисеевым и христианством.

На Афоне помазание совершается во время пения т. н. хвалитных псалмов. В некоторых монастырях сохраняется старинный обычай помазания при помощи двух пальцев.

  • во время таинства крещения перед погружением в купель. Помазание «елеем радования» («елеем заклинания», «елеем оглашенных») известно с древних времён, о нём сообщают Ипполит Римский, Амвросий Медиоланский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Симеон Солунский и другие. Это действие, по мнению учителей церкви, напоминало крещаемому о «духовной брани» и готовило его к миропомазанию, а также отгоняло нечистую силу. После погружения в купель ранние христиане помазывали «елеем благодарения» (впоследствии этот обряд был вытеснен миропомазанием).
  • над усопшим. Это также весьма древний обычай. По мнению Дионисия и Симеона Солунского, он связан с предыдущим и символизирует завершение «жизненного подвига».

Помазание также совершается по желанию верующих елеем из лампад от почитаемых икон и мощей.

Что такое Мироточе́ние?

Мироточе́ние — явление в христианстве, связанное с появлением маслянистой влаги (так называемое миро) на иконах и мощах святых. Явление представляет собой появление на иконе светлого маслянистого вида вещества, испускающего благоухание. Различные случаи мироточения отличаются друг от друга по виду, цвету и консистенции появляющейся жидкости. Она может быть густой и тягучей, как смола, или напоминать росу (в данном случае мироточение иногда называют «елеоточением » или «росоточением »).

Для некоторых верующих мироточение является одним из чудес, однако дискуссии о причинах и характере этого явления ведутся как среди богословов, так и учёных. Проведению научного объективного исследования феномена мироточения препятствует отсутствие способов надёжного воспроизведения этого явления.

Священное Писание не сообщает ничего о мироточении, все упоминания о данном явлении содержатся только в Священном Предании. К наиболее ранним сообщениям о мироточении относятся:

  • благовонное миро из гробницы апостола Иоанна Богослова, исходившее ежегодно;
  • мироточение мощей апостола Филиппа (согласно апокрифу «Деяния апостола Филиппа », памятник II—III веков);
  • «Мученичество Феодота» (III век) сообщает об истечении мира от останков мученика;
  • многочисленные сообщения об обильном мироточении мощей Димитрия Солунского (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века, но Иоанн Скилица первый письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году);
  • мощи св. Николая Чудотворца, находящиеся с 9 мая 1087 года в крипте базилики святого в городе Бари (Италия), постоянно источают миро, которое ежегодно извлекается священниками через небольшое отверстие в крышке гробницы.

Современные примеры:

  • Монреальская Иверская икона Божией Матери по многочисленным свидетельствам почти непрерывно мироточила в течение 15 лет (1982—1997).
  • В 2009 году во время богослужения в воинской части в Севастополе святая икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец» замироточила с кровью.

Когда икона источает миро, это может считаться добрым знаком, умилением образа. Лабораторные анализы показывают, что миро - это жидкость органического происхождения. Каким образом она возникает на святынях, остается необъяснимым. В результате исследования влаги, взятой с одной из плачущих икон, было установлено, что "это самые настоящие слезы". Миро возникает на иконе буквально "из ничего".

Теперь и в нашем храме есть такое чудо - Мироточит икона святого князя Александра Невского!

И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания.
(Исход 30:22-25)

27 сентября в Первопрестольном Святом Эчмиадзине пройдет воистину важное и историческое событие — чин освящение Святого мира. Священное миро варят и освящают раз в 7 лет. Побывать в Армении и увидеть все своими глазами желают многие. Ведь Святое миро — одна из главных святынь для всех традиционных христианских конфессий.

Святое миро (ст. слав. моуро; греч. Μύρον («ароматное масло») ; араб. murr) – благовонный состав из множества ароматических веществ, употребляемый для священнодействий еще с Ветхозаветных времен.

В Ветхом Завете состав и употребление святого мира были открыты Богом пророку Моисею. Миро предназначалось для священного помазания – им должно было помазать, и через это освятить богослужебные принадлежности и Аарона вместе с сыновьями. Изготовивший миро для иных целей и помазавший им других людей обрекался на истребление (Исх. 30: 22-33).

В Новозаветное время благовонное вещество, именуемое «миром» стало употребляться для совершения по заповеди Спасителя второго рождения «от Духа» (Ин. 3:5), которое потому получило название таинства миропомазания. Первоначально апостолы и их преемники-епископы самолично возлагали руки на главы новокрещеных, низводя на них Духа Святого, что становилось Личной Пятидесятницей, таинством Духа Святого, для каждого новопросвещаемого (Деян. 8:17, 19:16). Однако, из-за быстрого роста числа христиан пастыри вскоре оказались не в состоянии совершить таинство через возложение рук на каждого, почему ученики Христовы и обратились к Ветхозаветной обрядовой форме и стали использовать состав по образцу заповеданного Богом Моисею. Преемники учеников стали совершать чин освящения мира и уже этим Святым миром омазывать всех.

В первые века христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания крещеных использовалось «некое смешение разнообразных благовонных веществ», которое освящалось особым священнодействием «на алтаре» (то есть на престоле), а право приготовлять и освящать миро имели только епископы. От них миро получали священники.

В Армянской Апостольской Церкви освящать миро имеет право только Католикос Всех Армян. Освященное им миро из Первопрестольного Эчмиадзина развозится по всему свету, где живут армяне.

По преданию, освященное Иисусом Христом миро принес в Армению апостол Фаддей. Этим священным миром он помазал царя Абгара, излечив его болезнь. После этого апостол уехал в селение Тарон, где спрятал сосуд со священным маслом под вечнозеленой елью. Его благодаря видению в виде света, падающего туда, нашел Святой Григорий Просветитель и смешал со своим освященным миром. А на этом месте была построена церковь Святого Иоанна Крестителя.

Основной компонент мира — цельное оливковое масло, к которому добавляются 40 видов различных трав, цветы, корни и листья ароматных растений, а также бальзам — сок особого вечнозеленого дерева, которое растет в Египте. В одном котле варится оливковое масло и бальзам, в другом — ароматные травы, смешанные с оливковым маслом, вином и розовой водой. Горлышко котла с растениями замазывают тестом, чтобы благовоние не испарялось. Так миро варится три дня и три ночи. Оба котла хранятся отдельно до освящения мира, и только тогда смешивается их содержимое и в новое миро вливается старое.

За сорок дней до освящения Мира котел покрывается специальной вуалью и устанавливается на главном алтаре кафедрального собора. Каждый день до чина освящения Святого мира после вечернего Богослужения проходит чин освящения оливкового масла.

В день освящения мира под пение гимна «Дивнославный Боже» Патриарший крестный ход выходит из кафедрального собора и направляется к специально воздвигнутому алтарю святого Трдата. Святые отцы возносят на алтарь священные реликвии Армянской Церкви - пронзившее Господа Копье, Крест с частицей Древа Животворящего Креста и десницу святого Григория Просветителя. Его Святейшество произносит эти слова: «Да будет благословенно и освящено это Миро знаменем Святого Креста, этого Святого Евангелия, Святой Десницей (или Копьем) и таинством этого дня именем Отца, Сына и Святого Духа…»

Католикос Всех Армян сперва освещает миро Святым Крестом. Святой Григор Нарекаци в 93-й главе «Молитвеной книги» пишет, что это масло не даст никакой пользы человеку, если оно не будет освящено Животворящим Крестом Господним. Крест с частицей Древа Господня, который сейчас используют для освящения Мира, был изготовлен в 1652 году специально для Католикоса Пилипоса Первого Агбакеци (1632-1655 гг.).

Святым миро совершаются: таинство миропомазания, которое совершается после Крещения; помазание священников во время рукоположения, епископов и Католикосов; миром освящаются основы нововозведенных церквей, купольный крест, во время открытия церкви Святой алтарь, образ Богоматери с Младенцем Христом, колонны и стены церкви. Ранее в православной традиции использовалось также при помазании королей.

Кроме того, каждый год, 6 января, в праздник Богоявления, после Святой литургии во время Водосвятия Святое миро изливается в купель, символизирующую Иордан, в память о снисхождении Святого Духа на Иисуса во время Крещения. С этим событием связана интересная народная история, которую рассказывают историки Аристакес Ластивертци и Киракос Гандзакеци. Так, в 11 веке Католикос Петрос Гетадардз по велению императора Василия Второго в Трабзоне с большой торжественностью совершает чин освящения воды. Когда Католикос Всех Армян выливает миро на воду, появляется яркий луч света и течение реки обращается в другую сторону, свидетельствуя о священности и божественной происхождении Священного масла. С этого времени Католикоса называют Гетадардз, то есть тот, кто поменял течение реки.

Святое миро является символом и видимым знаком присутствия в Церкви Духа Святого. Это особая жидкость, исполненная аромата, с которым не может сравниться ни один другой аромат. Освящение Святого Мира - это завет жить, и идти по жизни с Христом, с Господом, с дарованной Им любовью. Католикос Всех Армян Гарегин Второй так охарактеризовал Священный елей: «Святым Миром мы рождаемся от купели Крещения как народ Божий, со Святой Армянской Апостольской Церковью. Миропомазанием познаем и сохраняем армянскую и христианскую самобытность, национальную целостность. С миропомазанием мы побеждали во всех войнах во имя Веры и Родины. Святая Мощь и Свет Мира соединяли и соединяют наше прошлое, настоящее и будущее наших чад».

Святое миро сообщает каждому христианину залог спасения во едином Господе Иисусе Христе. Дар Святого Духа, сообщаемый через помазание Святым Миром, дается в изобилии и безгранично, ибо «не мерою дает Бог Духа» (Ин. 3:34) и «от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1:16).

Мариам Погосян

Инструкция

Глубоко верующие прикладываются к иконе губами, тем самым выражая любовь и уважение к тому, кто на иконе изображен. Касание губами – это проявление глубокой веры и любви, смирения и благоговения. Касание иконы лбом буквально означает «обнимаю». Каждый выбирает свой способ, близкий ему. Прикладывание к иконе - это чествование, которое воздается верующими иконе, возводится к лицу, на ней изображенному и мысленное прикосновение к этому лицу.

На иконе Спасителя целуйте только ноги (при поясном изображении - руку), на иконе Божией Матери и на иконах всех святых – руки. Если вы прикладываетесь к иконе Нерукотворного образа Спасителя - край плата, на котором очерчен лик. Подходя к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, целуйте изображение волос.

Если на иконе изображено несколько святых, прикладывайтесь к ручке одного из них только один раз (так вы не будете задерживать других молящихся).

Не целуйте сами лики Христа, Божией Матери и святых, изображенные на иконе.

Прикладываться к святым мощам тоже следует после двух поклонов и мысленной молитвы. По одному разу следует приложиться к ногам и к голове святого или к одной голове. Отойдя, чтобы не мешать другим, сделать третий земной поклон.

Связанная статья

Ежегодно тысячи людей посещают святые места. К таковым относятся храмы и монастыри, где можно поклониться святым мощам. Многие приходят со своими желаниями, надеждами, с верой в возможность чудесного исцеления от неизлечимой болезни – такова вера в чудеса, связанные со святыми мощами.

Святыми мощами принято называть останки людей, которые были причислены Церковью к лику святых. Впрочем, этот термин может применяться не только к телесным останкам как таковым, но и к личным вещам святого, его одежде – словом, к любому материальному предмету, который соприкасался со святым.

Происхождение святых мощей

Хрисианская церковь (в отличие от некоторых еретических течений) никогда не считала физическое тело человека чем-то плохим, греховным «по определению» и источником зла. Напротив, тело – это «храм Святого Духа», а степень греховности его определяется исключительно греховностью души, обитающей в нем. Напротив, если человек вел праведную жизнь, совершил подвиг во имя Бога, стяжал себе благодать Божью, то благодать эта распространяется не только на душу, но и на тело святого человека. И даже после смерти святого его останки («мощи» по-церковнославянски) остаются источником благодати.

Именно поэтому уже с первых веков существования христианской веры ее приверженцы бережно сохраняли останки подвижников. Часто это были отдельные кости или даже пепел – ведь многие мученики были сожжены или брошены на растерзание хищникам.
Впоследствии стали так же относиться к останкам не только мучеников, но и других святых.

Почитание мощей

Почтительное отношение к святым мощам в Церкви выражается не только в их сохранении, но и в установлении праздников, посвященных обретению или перенесению того или иного святого, в строительстве часовен, храмов и монастырей над мощами, в возложении частиц мощей в основание церковных престолов.

Существует немало историй о чудесах, связанных со святыми мощами. Не всегда речь идет о чудесных исцелениях. Например, во времена правления императора Констанция в Антиохии имело место катастрофическое падение нравов, возвращение к языческим обрядам, разнузданные оргии в местах прежних языческих культов. Но стоило построить в тех краях базилику, в которую перенесли мощи святого мученика Вавилы, и оргии прекратились! Может быть, людям попросту стало стыдно, а может быть, благодать святых мощей действительно подействовала на них – но, так или иначе, цель была достигнута.

Нередко святые мощи представляют как нетленные тела святых. Такого представления изначально не было в Православной церкви, оно распространилось сравнительно поздно – в XVIII-XIX вв. Возможно, эта идея пришла с Запада, православные священнослужители безуспешно пытались бороться с нею. Это суеверие сыграло свою негативную роль после Октябрьской революции. Представители новой власти, стремясь «разоблачить ложь церковников», нередко прибегали к публичному вскрытию рак со святыми мощами. Верующие видели кости вместо ожидаемых нетленных тел, и многих это могло даже отвратить от веры.

Нетленность мощей в ряде случаев имеет место, но это считается особым чудом, а не обязательным основанием для канонизации.

В православной традиции образы Господа, Богородицы, ангелов и святых непременно освящаются. Именно поэтому сами иконы и именуются святыми. Непосредственное освящение образа совершается священнослужителем: пресвитером (священником) или, в редких случаях, епископом. При этом в православных требниках содержатся отдельные чинопоследования освящения икон. Особый чин для освящения икон Господских, другие - для освящения икон святых и образов, на которых изображены многие разные покровители.


Кроме этого, в православной Церкви существует понятие иконы, освященной на святых мощах угодников Божиих. В отличие от принятого освящения икон посредством специального чинопоследования из требника, икону на святых мощах может освятить и мирянин. Это происходит посредством приложения святого образа к раке мощей или ковчегу с частицами мощей святого. Чаще всего прикладываются иконы того святого, чьи мощи находятся непосредственно в храме. Когда в тот или иной приход пребывают мощи святого угодника, многие верующие стремятся не только приложиться к святыне сами, но и приложить образ святого покровителя к его мощам.


Существует и еще одна практика освящения икон на мощах святых. В частности, священнослужитель может расположить сразу несколько образов подвижника благочестия на раке мощей святого. При этом совершается чин непосредственного освящения святых образов в том последовании, которое указано в требнике. Далее иконы окропляются святой водой. Необходимо заметить, чинопоследование освящения икон осуществляется в том случае, если святые образы не были освящены ранее положенным чином.

Поймите истинную силу миропомазания. В самом масле нет ничего мистического или магического, хотя миропомазание является мощным инструментом веры. Как и с другими духовными средствами, истинная сила исходит от Бога.

  • Миро - это символ вашей веры в Бога и способности Господа очищать и освящать.
  • Без веры, миро не имеет никакого положительного влияния. Вы можете использовать масло, чтобы укрепить и продемонстрировать свою веру, но не сможете им заменить ее.
  • Миропомажьте себя. Среди прочего, вы можете помазать себя, когда молитесь, когда обеспокоены или в случае болезни.

    • Хотя существуют различные способы миропомазания, наиболее распространено обмакивать большой палец правой руки в масло и делать знак креста на лбу; рисуя крест на лбу, произнесите: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь."
    • Помазав себя, вы можете продолжить свою обычную молитву, в не зависимости от того, является ли это молитвой за исцеление, покаяние, благодарение или что-то другое.
    • Кроме того, если вы ранены или больны, можно осенить себя крестом с миром поверх повреждения пока молитесь за исцеление.
  • Миропомажьте других. Миропомазание можно использовать как на себе, так и на других, кого одолевает беспокойство или болезнь. Молитесь за этого человека, пока помазываете его миром.

    • Помазывая кого-то другого, обмакните большой палец правой руки в масло и нарисуйте крест посредине его лба.
    • Рисуя крест, провозгласите имя человека и скажите: "Я помазал тебя миром во имя Отца, и Сына, и Святого Духа."
    • Выполняйте это с молитвой, что соответствует определенным обстоятельствам. Сюда относятся молитвы за исцеление тела, духа, освящение или общее благословение.
  • Используйте миро в своем доме. Миропомазанием обычно пользуются для освящения нового дома или дома, в котором возникли определенные формы духовной угрозы.

    • Вынесите из дома все, что может иметь какие-то злые корни.
    • Обойдите дом, помазывая дверные рамы в каждой комнате. Освящая каждую дверь, молите Бога наполнить ваш дом Святым Духом, и чтобы все, что произойдет в этом доме, случалось в соответствии с волей Божьей.
    • Помазывая свой дом, вы превращаете его в "святую землю" для Бога.
  • Обратите внимание на традиционное использование. Миропомазание имеет корни, что восходят к библейским временам. Хотя в настоящее время редко пользуются традиционными способами миропомазания, все же стоит знать какими были эти способы.

    • Помазание тела ароматическим маслом когда-то использовалось для освежения тела. Если это делали кому-то другому, действие считалось актом гостеприимства.
    • Готовясь к войне, древние израильтяне натирали священным маслом кожу своих щитов. Некоторые масла для помазания использовались в медицинских целях, другими пользовались для подготовки тел к похоронам и погребения.
    • Одни масла использовались в медицинских целях, а другие - для подготовки тел к похоронной церемонии и погребению.
    • Некоторые масла также использовались для очистки тела, посвящения человека на определенную цель или же взывая к Божьему замыслу.
  • Святитель Николай Чудотворец всемирно известен и почитается всеми христианами. Жил он в IV веке, но и сегодня остается родным и любимым для многих людей, ведь он продолжает слышать наши молитвы, помогать обращающимся к нему, спасать от смерти, бедности, тоски и многих бед.
    За многие века люди нашли для него много имен: Никола Угодник, Николай Чудотворец, Николай Мирликийский — все это один святой. Полностью его имя, титул и название лика святых звучат так: святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец. Он управлял епархией города Миры Ликийские в Малой Азии и принимал участие в I Вселенском соборе.

    Святой Николай Чудотворец, епископ Мирликийский

    Святой родился в III веке на территории современной Турции. Еще подростком он начал служить в церкви. Решив посвятить жизнь Церкви и всем нуждающимся, он много времени посвящал учебе, стал священником, а со временем люди просили его быть и архиепископом города Миры Ликийские. После смерти своих обеспеченных родителей святитель пожертвовал свое наследство на нужды бедняков, помогая материальными средствами или своим заступничеством. Он был добрым отцом для всех горожан. Кротость помогла святителю при жизни завоевать любовь народа. Будучи человеком горячим, он также сильно обличал нечестивых и еретиков — так, что однажды ударил богохульника. Другие епископы подвергли его церковному суду, но Сам Господь явился им и сказал, что святитель Николай чист, а нечестивец наказан им не зря.

    После смерти святитель Николай настолько прославился своими чудесами по молитвам к нему, что получил имя Чудотворца. Чудеса от него умножились, по словам его почитателей, как песок морской: за долгие века люди засвидетельствовали бесчисленное множество знамений от Бога по молитвам к святителю.


    Миро — это что?

    Сразу после того, как он отошел ко Господу, его тело стало источать миро — чудесную жидкость, которая исходит только от чудотворных икон и святых мощей. Вскоре он был причислен к лику святых. Останки, тела святых называются святыми мощами.

    Мощи Николая Угодника находились в его родном городе, в церкви в его честь, а в 1087 году итальянские купцы из города Бари обманом забрали святые мощи и вывезли их в Италию. Здесь они находятся в беломраморном закрытом саркофаге в базилике в честь святителя Николая. Множество паломников со всего света приходит сюда ежедневно.

    Мощи святителя Николая Чудотворца по сей день находятся в итальянском городе Бари. По молитвам перед ними совершаются чудеса, которые официально фиксируются Церковью.

    Мощи постоянно источают миро, мироточат. Миро — ароматная чудесная жидкость, точного состава которой ученые по сей день не могут назвать. Миро источают чудотворные иконы и мощи некоторых особо благословленных Богом святых. Это вещество — благоуханное масло, и оно содержит эфирные масла неизвестных растений, словно неземных.

    Долгие века свидетельства о чудесах по молитвам к святителю передавались из уст в уста, затем записывались и теперь официально фиксируются Церковью. Когда в 2017 году в Россию привезли ребро святителя, изъятое впервые за 900 лет из его гробницы, также начало совершаться множество чудес, которые записываются в специальную летопись. Многие люди специально приехали в Россию, чтобы поклониться святителю Николаю, приложиться к его ребру и просить о помощи в изменении своей жизни.

    Небольшие, даже крохотные частицы мощей святителя есть в некоторых храмах России. Множество чудес совершается даже у небольших частиц мощей святого. Однако миро источают только мощи святителя Николая, которые находятся в Италии, в городе Бари.


    Как использовать чудесное миро с мощей Николая Чудотворца

    Гробница святителя Николая наполнена благоуханным миром. По традиции священник берет из саркофага небольшое количество мира и смешивает со святой водой. Затем полученная чудотворная жидкость разливается в особые стеклянные бутылочки с иконой святителя Николая и раздается паломникам.

    После использования святого мира совершается множество чудес. Чаще всего оно используется во время болезни, в тяжелых обстоятельствах.

    • Можно помазывать миром лоб крестообразно при помощи пальца, ватной палочки или кисточки — например, во время болезни или при благословении человека на важное дело, в дорогу, во время опасности.
    • Можно добавлять миро в питье, особенно больным людям, которым трудно есть.
    • Добавляют несколько капель мира и в еду. Так поступают с людьми которые не верят в силу святыни и агрессивно реагируют на молитвы и предложения обратиться к Богу.

    Ничего страшного, если приобретенное вами миро будет долго стоять и не использоваться, а потом враз понадобится большое количество святой жидкости. Миро не портится, а по количеству его использования ограничений нет.

    Не забудьте, что использовать миро нужно с верой и молитвой, а не как некое народное средство. Читать молитву святителю Николаю о здравии и исцелении можно онлайн по тексту ниже

    «О святитель Николай, великий угодник Господа, наш заступник твоими теплыми молитвами перед Ним, скорый помощник в скорбях! Помоги мне, грешному, больному и унывающему человеку в жизни моей, помолись ко Господу, да даст он мне прощение грехов и ошибок моих, сделанных мной с юности и до сегодняшнего дня делом, словами, мыслями и злыми пожеланиями, всеми моими чувствами. Избави меня от болезней и немощей душевных и телесных! Да отдалит Господь час кончины моей! Когда же придет время уходить мне из этого мира, попроси у Христа Спасителя тихой кончины мне, избавления от бесовских преград и мытарств, и горести адской, но да в раю вместе с тобой беседуя, буду прославлять Господа Бога нашего, Отца, и Сына, и Духа Святого всегда. Аминь»


    Исцеление от святынь

    Отметим также, что миро — лишь одна из святынь-средств помощи.

      При болезни с утра, натощак, стоит взять за правило пить святую воду и есть часть просфоры (церковный пресный хлеб с печатью из креста на плоской вершине, из которого вынимаются частицы с поминанием имен людей; просфору дадут вашим близким или вам при подаче записки «О здравии» на Литургию, что тоже нужно сделать для вас, если вы больны). Святую воду также можно добавлять в питье и пищу.

      Освященное масло от мощей или от лампады — также святыня. В отличие от ценного мира от мощей Николая Чудотворца, его можно приобрести в каждом храме и использовать точно так же.

      Никогда на бойтесь молитвы в церкви, не стесняйтесь сделать что-то не так. Поставьте свечу перед иконами Господа, Божией Матери, святителя Николая, подайте записку о поминовении вас и ваших близких на Литургию. Посещайте богослужения, благодаря Бога за вашу жизнь, за Его помощь вам, за маленькие ежедневные чудеса. Узнайте о церковных Таинствах Исповеди и Причастия, постарайтесь приступать к ним иногда. Скрепите ваш брак Венчанием, а ребенка благословите на жизненный путь Крещением.

    И пусть святитель Николай сопровождает вас на всех ваших дорогах и всем жизненном пути!