Анафора может располагаться в начале полустиший ("Город пышный, город бедный"), строк ("Она не страшилась возмездия, Она не боялась утрат"), строф, проводиться через все стихотворение в тех или иных комбинациях (Лермонтов, "Когда волнуется"; Фет, "Это утро, радость эта" и т. д.). Особенно ярко анафоры построения выступают на примере амебейной композиции* . Анафорой называют также стихотворение, все слова которого начинаются одним и тем же звуком, например:

* Амебейная композиция – широко распространенный (особенно в народной поэзии) прием композиционного параллелизма, заключающийся в том, что стихотворение, в котором применена амебейная композиция, имеет двучленный характер: распадается на два, параллельно развивающиеся ряда, причем периоды, входящие в эти ряды, также обычно парны, например:
"А мы просо сеяли, сеяли,
Ой, дид ладо, сеяли, сеяли.
А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ой, дид ладо, вытопчем, вытопчем".

Параллельная связь предложений в тексте может быть особо подчеркнута, усилена одинаковым началом их (анафора).

Фрагмент из поэмы И.Исаева "Суд памяти":

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня мы расскажем о литературном приеме, который называется АНАФОРА (для правильного произношения ударение надо ставить на вторую букву «А»).

Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции. А само слово «αναφορα» переводится как «повторение , возвращение, восхождение, единоначатие».

Определение - что это такое

Анафора – это стилистический прием, который заключается в повторении некоторых звуков , слов или . Используется поэтами и писателями для усиления эмоциональной части произведения, создания возвышенного тона или смыслового выделения наиболее важных, по мнению автора, кусков текста.

В отличие от других литературных приемов, анафора чаще всего располагается в начале предложений, то есть они начинаются с одних и тех же строк.

Приведем несколько примеров из жизни. Вспомните строчки известной песни Юрия Антонова:

МОИ года – МОЁ богатство

Здесь анафорой является притяжательное местоимение «мой». Таким образом, автор делает акцент, во-первых, что речь идет именно о нем, а во-вторых, прямо дает понять, что гордится своим возрастом.

А вот футбольные болельщики наверняка помнят скандальную фразу Андрея Аршавина после провального для сборной России Чемпионата Европы 2012 года. На упреки болельщиков в слабой игре, он ответил:

ВАШИ ожидания – это ВАШИ проблемы

Анафора в этом случае получилась очень недвусмысленной и эмоциональной. Вот только сам Аршавин, наверное, сто раз уже пожалел о том, что сказал.

Примеры анафор в поэзии

Чаще всего анафоры можно встретить именно в поэзии. Этот прием придает стихотворениям большую выразительность и яркость . И его можно расценивать как некий «голос поэта», он позволяет передать душевное состояние автора и те эмоции, которые он испытывал во время написания.

Наиболее яркий пример можно найти у Александра Сергеевича Пушкина – в его поэме «»:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид …

Глагол «люблю» очень эмоционально передает отношение автора к Петербургу. Ведь Пушкин действительно обожал город на Неве, и в этих строчках это особенно чувствуется.

Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз …
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей …
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром …

И как противоположность – известные стихи Владимира Высоцкого «Я не люблю»:

Я не люблю себя, когда я трушу,
И не люблю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю, —
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.

А еще вспомните, насколько эмоционально пел Высоцкий. И в совокупности с анафорой это вообще выглядело как крик души.

А еще в качестве анафоры может использоваться не целое слово, а лишь приставка к нему. Например, отрицание «НЕ» в известном стихотворении Сергея Есенина :

НЕ жалею, НЕ зову, НЕ плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Анафора в прозаической литературе

В прозе анафоры встречаются гораздо реже, потому что использовать этот прием сложнее. При неправильном подходе, он , что всегда идет только во вред. Но если сделать все правильно, создается очень сильный и эмоциональный текст. Хорошие примеры можно найти даже в Библии :

Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.

К анафоре редко, но любили прибегать и классики русской литературы :

Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света (Толстой)
Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно, и ненавидя. (Достоевский)
Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. (Леонов)

Разновидности анафоры (примеры)

Все анафоры условно делят на несколько видов:

  1. Звуковая . Это когда в начале предложений стоят разные слова, но звучащие весьма похоже.

    Грозой снесенные мосты,
    Гроба с размытого кладбища. (Пушкин)

  2. Морфемная анафора. Используются слова, имеющие схожие слоги.

    ЧЕРНОглазую девицу,
    ЧЕРНОгривого коня. (Лермонтов)

  3. Лексическая . Самый распространенный вид, о котором мы и рассказывали до этого, — когда полностью повторяются слова или словосочетания.

    Край ты мой заброшенный,
    Край ты мой, пустырь. (Есенин)

  4. Синтаксическая . Имеет место повторение целых конструкций.

    Быть может, вся Природа – мозаика цветов?
    Быть может, вся Природа – различность голосов? (Бальмонт)

  5. Строфическая анафора. Тут повторяются не только отдельные слова, но и достаточно сложная конструкция всего произведения.

    З е м л я!..
    От влаги снеговой

    Она ещё свежа.
    Она бродит сама собой
    И дышит, как дежа.

    З е м л я!..
    Всё краше и видней

    Она вокруг лежит.
    И лучше счастья нет, - на ней
    До самой смерти жить. (Твардовский)

Анафора в повседневной жизни

Стилистические повторения, которые призваны усилить речь, нередко используют в рекламных целях :

Твой день – твоя вода (Архыз)
Новые компьютеры – новые доходы (Intel)

Конструкции с использованием повторов можно часто услышать на заседаниях суда или на любых многочисленных собраниях. Их используют, например, в качестве приветствий :

Многоуважаемый судья, многоуважаемые присяжные, многоуважаемые присутствующие…

И наконец, анафоры любят использовать политтехнологи, когда пишут речи для своих «хозяев». Один из ярких примеров – выступление Уинстона Черчилля перед вступлением Великобритании во Вторую мировую войну.

В ней он в каждом предложении использовал местоимение «МЫ», чтобы воодушевить всех сограждан:

«Мы пойдем до конца. Мы будем сражаться во Франции, мы будем сражаться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем охранять наш остров, чего бы это нам ни стоило, мы будем сражаться на пляжах, мы будем сражаться на месте высадки, мы будем сражаться в полях и на улицах, мы будем сражаться на холмах. Мы никогда не сдадимся».

Вместо заключения

Есть в русском языке прием, который очень напоминает анафору. Он , и в нем также используются повторения различных слов или словосочетаний. Но разница в том, что анафора ставится в начале текста, в эпифора – в конце.

Но об этом подробнее расскажем в следующий раз. До новых встреч на страницах нашего блога.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Эпифора - это повторение с особым смыслом Аффирмации - работают ли позитивные установки на каждый день (на деньги, на удачу, на здоровье, для женщин)
Моветон и Комильфо - что это такое и какое значение имеют эти слова в современной речи (чтоб в Википедию не ходить) Эвфемизм - это фиговый листок русского языка Что такое менталитет и каким образом он формируется у людей Импонировать - что это (значение слова) Ирония - это скрытая усмешка Аллитерация - это художественное повторение звуков Деепричастие и деепричастный оборот - это два действия в одном Что такое постулат - просто о сложном Афоризмы - это сокровищница человеческой мудрости

АНАФОРА

- (от греч. anaphora - вынесение вверх) - стилистическая фигура: единоначатие, повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций (см. параллелизм).

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид.

А.С. Пушкин

См. также повтор

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АНАФОРА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АНАФОРА в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (греч. возношение) особая молитва (канон), являющаяся основной частью литургии (см.) и начинающаяся после чтения Символа Веры. Центральный момент анафоры возношение …
  • АНАФОРА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    "вынесение наверх" - повторение одних и тех же слов в начале предложений или отд. частей одного и того же предложения: …
  • АНАФОРА в Литературной энциклопедии:
    [греч. ??????? — возвращение, единоначатие, скреп] — повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф). …
  • АНАФОРА в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. anaphora букв. - вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, …
  • АНАФОРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (греч.) — риторическая фигура, состоящая в повторении с особым ударением какого-нибудь слова или даже нескольких слов в начале непосредственно следующих …
  • АНАФОРА
    [от древнегреческого anaphora вынесение наверх] поэтический прием, состощий в повторении в начале двух или нескольких отрезков речи (стихов, фраз) одного …
  • АНАФОРА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. лит. Стилистическая фигура: тождество звуко- или словосочетаний, ритмических конструкций в начале следующих друг за другом фраз или …
  • АНАФОРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АН́АФОРА (греч. anaphora, букв.- вынесение), стилистич. фигура; повторение нач. частей (звуков, слов, синтаксич. или ритмич. построений) смежных отрезков речи (слов, …
  • АНАФОРА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (греч.) ? риторическая фигура, состоящая в повторении с особым ударением какого-нибудь слова или даже нескольких слов в начале непосредственно следующих …
  • АНАФОРА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ана"фора, ана"форы, ана"форы, ана"фор, ана"форе, ана"форам, ана"фору, ана"форы, ана"форой, ана"форою, ана"форами, ана"форе, …
  • АНАФОРА
    (греч. anaphora — вынесение вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного …
  • АНАФОРА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. anaphora ana... вновь + phoros несущий) единоначатие, повторение - звуков, словосочетаний, ритмических и речевых конструкций в начале параллельных …
  • АНАФОРА в Словаре иностранных выражений:
    [гр. anaphora единоначатие, повторение - звуков, словосочетаний, ритмических и речевых конструкций в начале параллельных синтаксических периодов или стихотворных строк, напр.: …
  • АНАФОРА в словаре Синонимов русского языка:
    единоначатие, …
  • АНАФОРА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • АНАФОРА в Словаре русского языка Лопатина:
    ан`афора, …
  • АНАФОРА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    анафора, …
  • АНАФОРА в Орфографическом словаре:
    ан`афора, …
  • АНАФОРА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (греч. anaphora, букв. - вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, …
  • АНАФОРА в Толковом словаре Ефремовой:
    анафора ж. Стилистический прием в стихосложении, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, предложений и т.п. в …
  • АНАФОРА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. Стилистический прием в стихосложении, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, предложений и т.п. в начале …
  • АНАФОРА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. Стилистический прием в стихосложении, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, предложений и т.п. в начале …
  • АНАФОРА СИНТАКСИЧЕСКАЯ в Словаре лингвистических терминов:
    Повторение одних и тех же синтаксических конструкций. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль …
  • АНАФОРА МОРФЕМНАЯ в Словаре лингвистических терминов:
    Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов. ..Черноглазую девицу, Черногривого коня! (Лермонтов.) Анафора лексическая. Повторение одних и …

Язык любой культуры, в том числе и русской, содержит множество приспособлений для обогащения речи. К одному из таких способов относятся так называемые фигуры речи. Поскольку объем данных о каждой из них выходит далеко за рамки планируемого объема статьи, рассмотрим для начала одну стилистическую фигуру, ярко представленную в выразительной речи, например, в стихах. Речь идет о так называемой анафоре.

Что такое анафора

Это стилистическая фигура, которая с греческого переводится буквально как «восхождение». Суть ее в том, что сродные или схожие звуки, слова или их сочетания повторяются в начале каждого параллельного ряда. А если чуть проще, то в качестве примера можно взять стихотворение, тогда параллельными рядами будут просто его строки, которые, если разговор об анафоре, будут начинаться как-либо единообразно.

В связи с тем фактом, что при образовании данной стилистической структуры могут использоваться звуки, слова и целые словосочетания, выделяют довольного много разновидностей такого явления, как анафора.

Примеры

Итак, звуковая анафора для начала. Рассмотрим такой вот простой стишок:

Гротеск не внятен... Боже мой...
Гробницы в круг, в бетон одеты...

Очевидно, что сочетание звуков «гро» образует анафору. Затем наблюдаем морфемное образование, когда идет повтор части слова, имеющей собственное лексическое предназначение. Например, вот такой небольшой отрывок:

Длинношерстая тигрица,
Длиннокрылая синица.

И все в таком духе. Как видим, «длинно», являясь лишь частью слова, тем не менее образует вполне осмысленную лексическую единицу. И так можно выделять еще множество разновидностей анафоры, смысл, думается, читателем уже усвоен. Ответив на вопрос, что такое анафора, движемся вперед в стилистическом образовании нашего любимого «великого и могучего».

Эпифора

Раз уж мы начали разбирать такое интересное явление, как ритмические элементы в языке, то в контексте можно обратиться к антиподу представленной ранее структуры. Созвучное слову «анафора» - эпифора. Ее мы и обсудим в нашем лингвистическом исследовании греческого языка.

С последнего это образование переводится как «принесение». При этом означает оно все то же самое, только относительно к концу строки в ритмическом повторении. Например, опять же, в стихотворении. Возьмем небольшой этюд в исполнении Марины Цветаевой, чтобы не вгонять читателя в скуку:

Мы вам дарили прекрасных, как ночь, сыновей,
Нищих, как ночь, сыновей.

Эпифора, как ритмическая структура, гораздо более востребована в прозаическом изложении, нежели анафора. Вспомним известное ницшеанское «так проповедовало безумие». Подобных примеров можно найти множество в прозаических произведениях классиков и не только. Продолжая разговор о стилистических фигурах, можно рассмотреть в контексте еще пару интересных их видов. И начнем с одной, довольно трудноуловимой в обычном языке, с которой, тем не менее, связана и анафора.

Инверсия

Стоит подчеркнуть, что данная стилистическая фигура относится скорее к области риторики, поскольку сам прием, который, кстати, переводится с латыни как «переворачивание», относится больше к языку и его особенностям. Так называемые аналитические языки, вроде английского, где слова в предложении располагаются в соответствии с установившимися нормами, не склонны использовать инверсию. А вот русский и некоторые другие - совсем другое дело. Здесь нет такого определенного распорядка, поэтому перемешивание слов в предложении приводит к занимательным явлениям, которые и называются, по сути, инверсиями. Таким образом, определение этого термина - это нарушение порядка слов в предложении с целью создания выразительности языка. Характерно как для поэзии, так и для прозы.

Когда мы обсуждали, что такое анафора, мы склонялись к ритмике языка, и это объединяет рассматриваемые понятия. Однако место последней большей частью в поэзии. А вот инверсии позволяют делать действительно поразительные эффекты, в том числе и в рамках использования прозы. И наконец, еще одну стилистическую фигуру речи можно рассмотреть в контексте. Она вбирает в себя невероятное количество явлений любого языка, позволяя получать самые изысканные смысловые и образные конструкции при помощи живого языка.

Метафора

Анафора, являясь ярким примером фигуры, может быть противопоставлена метафоре как представителю так называемых троп. То есть на сцену выходит переносное значение слов и выражений. Это как раз тот механизм, благодаря которому любой язык начинает играть всеми своими яркими гранями, представляя собой великолепное средство для выражения абсолютно любой фантазии. Анафора, примеры которой мы вкратце рассмотрели, по сути, является средством создания ритмики в языке. Метафора же позволяет развивать язык, делать его ярче, богаче, глубже и так далее. Нет пределов для языка, активно использующего метафору как средство саморазвития.

Вообще об этом инструменте можно отдельно сказать очень много. Напомним лишь основное определение. Метафора - это использование слов или словосочетаний в переносном смысле. По сути, это постоянная игра ассоциаций, которая позволяет создать всю затейливую структуру любого языка. Без метафоры язык повествования сух и скучен, а поэзию без этого инструмента представить просто невозможно. Поэтому его важность подчеркивают все исследователи, отводя метафоре центральное место в слаженном хоре троп.

Заключение

Таким образом, нам удалось рассмотреть несколько важнейших стилистических фигур языка, разобраться на примерах, что такое анафора, как она связана с другими представителями фигур, и даже ухватить основной смысл важнейшего представителя троп.

Основным выводом по окончании этого небольшого путешествия в мир лингвистики является тот факт, что любому культурному человеку следует знать не только то, из чего состоит его родной язык, но и как этим богатством можно воспользоваться. Поэтому, расширяя собственное образование, следует думать, как его можно применить. Тогда язык, а с ним и жизнь, будут намного интереснее, богаче, глубже и значимее. Желаем читателю быть не только грамотным, но и преуспевающим благодаря получаемым знаниям.

В русской поэзии в целях усиления воздействия выражений используются разного вида риторические и стилистические фигуры ( , эпитеты , аллегории, тропы и др.).

Одной из таких фигур является анафора. Попробуем разобраться в том, что именно она собой представляет и как применяется в русском языке и литературе.

Анафора: значение

Анафора означает единоначатие или иными словами одновременное начинание и повтор звуков, слогов, одного слова или нескольких в начинающихся фразах или строфах стихотворения или прозаического отрывка. Возьмем в пример знаменитые строчки А. С. Пушкина :

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю … стройный вид…

Повторение слова «люблю» в этом случае и есть загадочный стилистический ход, который служит скреплением речевых отрезков и придает стихотворению яркость и выразительность.

Термин произошел от слова, которое в переводе с древнегреческого на русский язык означает “вынесение вверх”. К примеру, в стихотворении А. С. Пушкина “Осень” используется анафора “уж”, она повторяется в первых двух строфах, тем самым усиливает приближающейся осени. При прочтении этого стихотворения возникает чувство тоски, ведь напоминает нам о приближении холодной и сырой поры года.

Анафора: википедия

Ана́фора (в переводе с древне-греческого ἀναφορά – восхождение) – стилистическая фигура, которая состоит из повторения сродных звуков, одного слова или группы слов, находящихся в начале каждого ряда параллельно друг другу, т.е. в повторении начинающихся частей двух и более самостоятельных отрезков речи (стихов, полустиший, прозаических отрывков или строф).

Значение и примеры анафоры в литературе

Анафора в литературе – это фигура художественной речи, литературный прием, в основе которого лежит похожесть слов в прозаических отрывках и стихах, повторяющихся в словах, словосочетаниях, звуках, синтаксических построениях и морфемах в начале частей сложных предложений, строф, фраз, абзацев и периодов.

Примеры:

В произведениях такого рода стилистический прием используется с целью эмоционально воздействия на читателя, часто это выражается в возвышении тона, а также путем логического и смыслового выделения важных мыслей, которые объединяют в одно целое различные по строению и синтаксическому уровню подобранных конструкций.

Также стилистическая фигура рассматривается как вид слитного предложения . В старо-германской поэзии этот оборот речи встречается в качестве формы связи некоторых предложений или частей предложения и образует так называемый «анафорический трёхсложник». Также существует связь анафоры с такой риторической фигурой, как градация; в данном случае в литературных приемах отмечается постепенное повышение эмоционального характера речи (например: «умирает скотина, умирает друг, умирает и человек» ).

В прозаической речи она тесно связана с формами прощания и приветствия. Поэты и прозаики эти формы называют анафорическими; часто они проявляются в подражании народного значения и в произведениях писателей нового времени.

Стоит отметить и историко-культурную основу данного литературного приема. Важным оборотом речи издавна считалось похожее обращение к властителям, богам или заседающим вместе ; ко всем обращались одинаково, чтобы никого не разгневать (например, на собрании, на званом пиру или на суде говорили: «достопочтеннейшие, уважаемые, высокоучёные, благомудрые господа бургомистры и ратманы »; «почтеннейшие, именитые и предусмотрительные господа эльтерманы и старики » и т.п.).