Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно воют. Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. Далее, далее, глубже в лес… Лес глохнет… Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы; грибы стоят отдельно под своими шляпками. Беляк вдруг выскочит, собака с звонким лаем помчится вслед…

И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и все так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает - ни солнца нет, ни ветра, ни шуму…

А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уж не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, - когда по реке радостно мчатся синие волны, мерно вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…

Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо все кругом! Все проснулось, и все молчит. Вы проходите мимо дерева - оно не шелохнется: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете ее за близкий лес; вы подходите - лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас - всюду туман… Но вот ветер слегка шевельнется - клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу - и вот опять все заволоклось. Долго продолжается эта борьба; но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то взвиваются и исчезают в глубокой, нежно сияющей вышине…

Но вот вы собрались в отъезжее поле, в степь. Верст десять пробирались вы по проселочным дорогам - вот, наконец, большая.

Итоговый контрольный диктант для 5 класса

Встреча в тайге

Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники. На краю поляны сохранились заросли малины.

Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях. Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать. В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком?(99 слов)

Грамматические задания

1Вариант

1.. На краю поляны сохранились заросли малины

2. Морфемный разбор слов: лесного, росли, кустики

3. Фонетический разбор слова краю

2 Вариант

1. Синтаксический разбор предложения Набрел я на поляну в тайге.

2. Морфемный разбор слов: хитрые, вылез, глазки

3. Фонетический разбор слова сучья

Итоговый контрольный диктант для учащихся 6 класса

Поход в лес .

Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой тра­вой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела.

Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень красиво. Языки этого костра пожирали сухие ветки деревьев одну за другой. Потому на горячих углях мы пекли картошку. Картошка под­горела, но вкуса своего не потеряла. Мы съели ее с большим аппетитом. Наступила ночь, на небе загорелись звезды. Они вызвали у нас радост­ное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Горящие звезды освещали наши счастливые лица. (110 сл.)

Грамматические задания.

1 вариант.

1. Выписать из текста три личных местоимения, образовать от них формы Р.п., Д.п., Т.п.

Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой тра­вой.

2 вариант.

1. Выписать из текста два указательных местоимения, образовать от них

формы Р.п., Д.п., Т.п.

2. Синтаксический разбор предложения

Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом.

Итоговый контрольный диктант для 7 класса

В тайге темнеет быстро. И все-таки темнота застала нас врасплох. Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы продвигались вперед. Было совершенно темно, но от прожорливых комаров и мошек, летавших вокруг нас, спасения не было так же, как и днем.
Целый день мы шли вниз по течению реки, но река исчезла в темноте где-то слева, и нам приходилось идти наугад. К счастью, до ближайшей охотничьей избушки оставалось совсем недалеко. И действительно, когда мы поодиночке перешли по узкой жердочке и поднялись в гору, мы оказались перед избушкой.
Не теряя ни минуты, в душе радуясь, что расчет наш оправдался и мы в пору добрались до места, мы без устали рубили хвою, пилили ножовкой небольшие ветки и клали их крест-накрест. Вот и готова наша пахучая, но не очень мягкая постель! Товарищ мой уже не смотрит исподлобья и даже начинает читать стихи, которые учил когда-то на память.

Грамматические задания.

1 вариант.

1. Разбор по составу слов раздвигая, оправдался .

летавших.

Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы продвигались вперед.

2 вариант.

1. Разбор по составу слов раскачивает, брошенной.

2. Морфологический разбор слова не теряя.

3. Синтаксический разбор предложения

Целый день мы шли вниз по течению реки, но река исчезла в темноте где-то слева, и нам приходилось идти наугад.

Итоговый контрольный диктант для 8 класса

Приближение ночи
Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно. Аромат смолистых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. Неслышно и быстро опускается на землю ночь. С заходом солнца примолкли птицы.
Совсем стемнело. Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.
Всюду: и направо, и налево от тропинки - простирается невысокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неясные, белые.
Странный звук неожиданно разносится по лесу. Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли. (133 слова)
(По А. Куприну

Грамматические задания

1 Вариант

1. Синтаксический разбор предложения Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина .

2. Морфологический разбор слова слабеет

3. Подчеркнуть в тексте обособленные определения

2 Вариант

Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно

2. Морфологический разбор слова различает

3. Подчеркнуть в тексте обособленные обстоятельства

Итоговый диктант для 9 класса

Ночью

Ночь была темной. Луна хотя и взошла, однако же ее скрывали густые облака, покрывавшие горизонт. Совершенная тишина царствовала в воздухе. Ни малейший ветерок не рябил гладкую поверхность заснувшей реки, быстро и молча катившей свои воды к морю. Кое-где только слышался легкий плеск у крутого берега от отделившегося и упавшего в воду комка земли. Иногда утка пролетала над нами, и мы слышали тихий, но резкий свист ее крыльев. Порой сом всплывал на поверхность воды, высовывал на мгновенье свою безобразную голову и, хлестнув по струям хвостом, опускался в глубину.

Вдруг раздается глухой, протяжный рев и долго не проходит, как будто застывая в безмолвной ночи. Это олень бродит далеко-далеко и зовет самку. Сердце трепещет от этого звука у охотника, и перед глазами его ясно рисуется гордый рогаль, тихо пробирающийся по камышу.

Лодка между тем незаметно скользит, подвигаемая осторожными ударами весел. Высокая неподвижная фигура Степана неясно вырисовывается на горизонте. Белое длинное весло его двигается неслышно взад и вперед и только изредка переносится с одной стороны лодки на другую.(167 слов) (По И. Бильфельду)

Грамматические задания

1 Вариант

1.Синтаксический разбор предложения Иногда утка пролетала над нами, и мы слышали тихий, но резкий свист ее крыльев.

покрывавшие

2 вариант

Сердце трепещет от этого звука у охотника, и перед глазами его ясно рисуется гордый рогаль, тихо пробирающийся по камышу

2. Морфологический разбор слова пробирающийся

Контрольный диктант для 10 класса

Неистощимое трудолюбие

Утром, после завтрака, Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской.

Он замучивал себя работой до обморока, каждая картина переписывалась им до двенадцати раз. Во время создания той или иной композиции на него нередко нападало такое отчаяние, что он в один день уничтожал всю картину и на следующий день снова принимался за нее.

К старости у него стала сохнуть правая рука - он сейчас же стал учиться писать левой.

А от старческой слабости Репин уже не мог держать в руках палитру, он повесил ее, как камень, на шею.

Войдешь в комнату, которая была расположена под его мастерской, слышишь топот его ног. Это он после каждого мазка отходит поглядеть на холст, потому что мазки были рассчитаны на далекого зрителя.

Художник ежедневно вышагивал по нескольку верст и шёл отдыхать, когда изнемогал до бесчувствия. (165 слов)

Грамматические задания

1вариант

1. Синтаксический разбор предложения Он замучивал себя работой до обморока, каждая картина переписывалась им до двенадцати раз.

2. Морфологический разбор слова вышагивал

2 вариант

1. Синтаксический разбор предложения Художник ежедневно вышагивал по нескольку верст и шёл отдыхать, когда изнемогал до бесчувствия.

2 Морфологический разбор слова нападало.

Итоговый диктант для 11 класса

Наступила тишина, слышно было только, как фыркали и жевали лошади да похрапывали спящие. Где-то плакал чибис и изредка раздавался писк бекасов, прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости.

Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. Только холмы стояли поближе, да не было мельницы, которая осталась далеко позади. От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке.

Неожиданно послышалось тихое пение. Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух. Егорушка оглядывался по сторонам и не понимал, откуда эта странная песня. Потом уже, когда он прислушался, ему стало казаться, что пела трава. В своей песне она, полумёртвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чём не виновата, что солнце выжгло её понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха. (По А.П.Чехову)

Грамматические задания

1.Вариант

1.Синтаксический разбор предложения. Наступила тишина, слышно было только, как фыркали и жевали лошади да похрапывали спящие.

2.Морфологический разбор слова послышалось

2.Вариант

1. .Синтаксический разбор предложения Только холмы стояли поближе, да не было мельницы, которая осталась далеко позади

2. Морфологический разбор слова оглядывался

В ЛЕТНИЙ ДЕНЬ

Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. (…) Все проснулось, и все молчит. Вы проходите мимо дерева - оно не шелохнется: оно нежится. Сквозь тонкий пар (…) чернеет перед вами длинная полоса. Вы принимаете ее за близкий лес: вы подходите - лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас - всюду туман… Но вот ветер слегка шевельнется - клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий (…) пар, золотисто-желтый луч вырвется-вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу,- и вот опять все заволоклось. Долго продолжается эта борьба (…). Свет, наконец, восторжествует, и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в глубокой неясно сияющей вышине. (131 слово.)

По Тургеневу.

Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной. Погода прекрасная. Кротко синеет майское небо, гладкие молодые листья ракит блестят, широкая ровная дорога вся покрыта той мелкой травкой, которую так охотно щиплют овцы. Жаворонки сотнями поднимаются, поют, падают стремглав, вытянув шейки, торчат на глыбочках. На горе за оврагом мужик пашет. Бежит жеребенок с куцым хвостиком и взъерошенной гривкой, бежит на неверных ножках вслед за матерью; слышится его тонкое ржанье. Мы въезжаем в березовую рощу. Крепкий запах приятно стесняет дыхание. Из-за круглых вершин яблонь и сирени виднеется тесовая крыша. Кучер берет вдоль забора налево, въезжает в раскрытые ворота и останавливается перед крылечком темного домика.

Мы у Татьяны Борисовны. Да вот и она сама отворяет форточку и кивает нам головой. Лицо ее дышит приветом и лаской. (125 слов.)

По Тургеневу.

Быстро несется вниз по течению красивый и сильный «Ермак», буксирный пароход, и по оба бока его медленно движутся навстречу ему берега Волги. (…)

Между ними величаво простерлась широкогрудая река; бесшумно (…) текут ее воды, горный берег отражается в них черной тенью, а с левой стороны ее украшают золотом и зеленым бархатом песчаные каймы отмелей, широкие луга. То тут, то там, на горе и в лугах, являются селенья, солнце сверкает на стеклах окон изб и на парче соломенных крыш. (…) Вот куча ребят уселась в лодку, они спешно гребут на середину реки, чтобы покачаться на волнах. (…) С берега тяжелым вздохом доносится заунывная песня. (…)

Пароход обгоняет плоты, заплескивая их волной. Бревна ходуном ходят под ударами набежавших волн; плотовщики в синих рубахах, пошатываясь на ногах, смотрят на пароход, смеются и что?то кричат. (125 слов.)

М. Горький.

1. Растаял снег, луга зазеленели, телеги вновь грохочут по мосту, и воробьи от солнца опьянели, и яблони качаются в цвету. 2. Весна, весна кругом живет и дышит, весна, весна шумит со всех сторон! Взлетел петух на самый гребень крыши да так поет, что слышит весь район. 3. Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки, и шумно радуются солнцу дети, и думают о жизни старики. 4. У хаты сумрачная елка стоит и смотрит на зарю… И пишет, пишет комсомолка письмо в райком - секретарю. 5. И глубокие, бездонные так и пышут небеса. 6. И брызжет солнце и весна. 7. Пусть же душа у тебя не болит, старое сердце не стонет: сила колхоза в огне не сгорит и в воде не потонет. 8. Попрощаться с теплым летом выхожу я за овин. Вкусно пахнет свежим хлебом, на току соломы стог. 9. Блекнут травы, дремлют хаты. 10. Гаснет день. За косогором разливается закат. Звонкий месяц выйдет скоро погулять по крышам хат. (141 слово.)

Из стихотворений М. Исаковского

1. Ждет старуха не дождется на побывку сыновей. Вот приедут, вот утешат, вот подкатят к воротам! Снова письма и депеши изучает по складам. 2. Бродят ветры-скоморохи, задевают провода. Вдоль по Северной дороге старший водит поезда. 3. Он стоит с товарищем в дозоре… Каждый кустик слышит, каждый камень видит впереди. 4. Ты по стране идешь. И все свои дороги перед тобой раскрыла мать-земля, тебе коврами стелются под ноги широкие колхозные поля. 5. Лишь снега потемнеют и запахнет весною, вновь смоленские дали встают предо мною. 6. И легко, привольно дышится, и тебя к себе зовет все, что видится и слышится, что живет и что цветет. 7. Сыплет спелые орехи мне орешник в кузовок. Лес рубиновые вехи расставляет у дорог. 8. У опушки дремлют кони, подпирая боком ель. Снится им, что в поле стонет безголосая метель. (125 слов.)

ВОРОБЕЙ-ЧАСОВОЙ

Для воробьев нет лучше места, чем песчаная дорожка в нашем садике.

Молодые воробышки беззаботно чирикают, купаются в песке, прыгают по дорожке, а старый воробей усядется на самую высокую ветку акации и зорко смотрит во все стороны; в это время прочие воробьи торопливо таскают гусениц и кормят своих детенышей.

Воробей-сторож невозмутим; он не бросится даже на самую жирную гусеницу, хотя бы она ползла по самой ближайшей ветке; это самый примерный часовой. Но зато его и слушаются все. Закричит он по-своему, и все, что беззаботно скакало по дорожке, чирикало и прыгало, с шумом бросается в самую чащу кустов акаций или сирени. В минуту все смолкнет. Только часовой сидит на вершине; он закричал, но не пошевелился; он увидел врага и следит за ним. (120 слов.)

По М. Богданову.

Чапаев был из тех, с которыми сойтись можно легко и дружно. Но так же быстро и резко можно разлететься. (…) Расшумится, разбунтуется, зло рассечет оскорбленьем, распушит, распалит, ничего не пожалеет, все оборвет, дальше носа не глянет в бешенстве, в буйной слепоте. Отойдет через минуту - и томится. Начинает трудно припоминать, осмысливать, что наделал, разбираться, отсеивать важное и серьезное от случайной шелухи. Разберется - и готов пойти на уступки. Но не всегда и не каждому: лишь тогда пойдет, когда захочется, и только перед, тем, кого уважает, с кем считается. В такие моменты надо. смело и настойчиво звать его на откровенность (…).

Чем в тебе больше страху, тем горше свирепеет сердце у Чапаева. Не любил он робкого человека. (…) Неоконченных дел и вопросов с Чапаевым никогда не останется. (120 слов.)

Д. Фурманов.

Март. С каждым днем все выше и выше ходит солнышко. Теплеет. Начал таять снег.

Веет теплый весенний ветерок.

В саду, самого нашего дома, щебечет синица, чирикает целая воробьиная стая, а высоко в небе реет жаворонок. Его звонкая песенка колокольчиком звенит, разливается.

Солнышко пригревает все сильнее. Дорога оттаяла, снег заметно оседает, чернеет.

Заблестели лужицы.

Проходит неделя, другая, и мы уже не видим снега. Появились подснежники. В поле выехали тракторы. Рощи, сады и леса стали покрываться зеленью. Воздух наполняется весенним ароматом.

Прилетели соловьи, и их чудесные трели слышатся каждый вечер и всю ночь. (92 слова.)

Диктант.

1.Было раннее туманное утро. 2.Над деревней раздавались петушиные крики.

3.Мы выехали, когда заря разгоралась. 4.В низине расстилался молочно-белый туман. 5.Дорога шла равнинной местностью. 6.По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей тростника пробирались к реке. 7.Покрытая росой трава касалась наших ног. 8.Мы расположились на отдых на песчаном берегу небольшой речонки. 9.Речка неширокая, но достаточно глубокая.

10.Солнце уже взошло, и на растениях блестела роса.11. Её капельки переливались на траве, как бусинки. 12.Лёгкий ветерок коснулся серебряной глади реки. 13.В прибрежных кустах проснулись утки.

14.Вскоре прибежали загорелые ребятишки и стали купаться. 15.Они позвали нас. 16.Мы приняли их предложение и с наслаждением окунулись в прохладную воду.

17.Утро было прекрасное, а впереди нас ожидал длинный день. 18.Мы провели его хорошо вместе с новыми друзьями.

Грамматическое задание

1. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание Н и НН подчиняется правилу: «В отыменных прилагательных с суффиксами -АН-, -ЯН-, -ИН- пишется одна буква Н».

2. Из предложений 4-6 выпишите слова с чередующейся гласной в корне слова.

3. Из предложений 17-18 выпишите слово, приставку в котором можно заменить словом «очень».

4. Из предложений 6-7 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

5. Из предложений 3-4 выпишите сложное прилагательное, обозначающее оттенок цвета.

6. Из предложения 13 выпишите именное словосочетание.

7. Среди предложений 1-3 найдите сложное. Напишите номер этого предложения.

8. Из предложений 1-2 выпишите притяжательное прилагательное.

Предварительный просмотр:

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Имя прилагательное»6 класс.

ЛЕТНИЙ ДЕНЬ

Жарким июльским днем, когда луч солнца так жгуч, хочется найти место прохладнее. Далеко не легкое это дело. Из большого грушевого сада, который наполнен зноем, идешь через двор мимо собачьей будки и рыбацких сетей, поднимаешься на деревянное крыльцо и входишь в прохладный каменный дом.

Ставни прикрыты, и поэтому здесь царят тишина и таинственный полумрак. Приглядевшись, начинаешь различать длинную сероватую лавку, холщовую рубашку и кумачовую косынку на ней, глиняный кувшин на столе и другую бабушкину домашнюю утварь.

В первую минуту вздыхаешь с величайшим облегчением: что может быть лучше этой прохлады?.. ...К вечеру, после утомительного знойного дня, собирается гроза. Порывистый северо-восточный ветер налетает на сад, доносит гусиные крики с реки и далекие раскаты грома. Дерзкие порывы теребят соломенную крышу сарая и гонят серо-синюю огромную тучу, закрывшую нежно-голубой небосвод. Вот уже дальний лес скрылся за туманной пеленой дождя...

Грамматическое задание

1. Укажите морфемный состав слов:

I вариант: величайшим, гусиные, порывистый, птичьих, короче, хорош;

II вариант: прохладнее, собачьей, бабушкину, жгуч, нежно-голубой, тончайший.

2. Выполните морфологический разбор слов:

I вариант: прохладнее, собачьей, деревянное;

II вариант: глиняный, величайшим, гусиные.

Предварительный просмотр:

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Имя прилагательное»6 класс.

Пятые сутки геолог пробирался через тайгу. Ненастье мешало ему двигаться быстрее, но сегодня снегопад прекратился.

Кончились запасы пищи, и теперь он питался шишками. Ножом он вытаскивал зернышки, набирал их в горсть и долго жевал.

Геолог расположился на ночлег под раскидистой елью, разложил костер около смолистого пня, набросал еловых веток и прилег прямо на них.

Языки пламени костра то замирали, то вспыхивали. От костра расстилался душистый дымок. Глаза слипались. Геолог чувствовал ужасную усталость. Он знал, что ему предстоит долгий и опасный путь через глухую местность.

Ночь преобразила лес. Сугробы снега превращались в причудливые фигурки.

Он поднялся, затоптал костер и пошел на шум машин.

Выполните грамматические задания

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант

Ножом он вытаскивал зернышки, набирал их в горсть и долго жевал.

2 вариант

Геолог прислушался и вдруг ясно услышал рев машин.

2. Произведите морфологический разбор слов:

1 вариант

(Под) раскидистой (елью) –

Еловых (веток) –

2 вариант

В причудливые (фигурки) –

Смолистого (пня) –

3. Произведите морфемный разбор слов (по составу):

1 вариант

Заячий, ближний, лисий, дядин, поздний

2 вариант

Сестрин, синий, песий, Юрьев, Петров

4. Образуйте все формы сравнительной степени слова (1 вариант)

Опасный –

Образуйте все формы превосходной степени слова (2 вариант)

Цели урока:

  • формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания: развитие умения сравнивать, анализировать;
  • развитие личностных качеств учащихся.

I СТАДИЯ ВЫЗОВА. МОЗГОВАЯ АТАКА.

Учителем озвучивается тема урока.

Учащимся предлагает составить список того, что они знают или думают, что знают, по теме (5 минут).

Учитель: Итак, давайте определим, что вы знаете по теме урока.

Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений.

ССП – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

СПП – это такие предложения, в котором одно предложение подчинено другому и связано ним подчинительным союзом или союзным словом.

II СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.

Учащимся предлагается составить таблицу в тетради с колонками:

Знаю Хочу знать Узнал
(вносят сведения, известные по теме) (предлагается внести спорные идеи и вопросы)
Н-р:
  1. Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений.
  2. Сложные предложения делятся на ССП и СПП.
  3. ССП – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.
  4. СПП – это такие предложения, в котором одно предложение подчинено другому и связано ним подчинительным союзом или союзным словом.
Что такое бессоюзное сложное предложение?

Как связываются простые предложения в БСП?

Какова пунктуация в БСП?

Учащиеся читают новый текст, пытаются найти ответы на поставленные вопросы (текст раздается учащимся) :

Сложное бессоюзное предложение

Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны не союзами или союзными словами, а по смыслу, интонационно, соотношением видо-временных форм глаголов и порядком следования частей (Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела (А.С. Пушкин). Вы ошибаетесь опять: я вовсе не гастроном; у меня прескверный желудок. (М.Ю. Лермонтов).

Сложное бессоюзное предложение может состоять из двух и более самостоятельных частей.

Сложное бессоюзное предложение не надо путать с простым предложением, в котором есть однородные члены, соединенные бессоюзной связью: В избе у нее всегда было опрятно: стены часто побеливались, висели на окнах натянутые гармошкой белые шторки, на подоконниках стояли оранжевые горшочки с цветами, крашеный пол пеленали домотканые половички (Е.Ю. Мальцев) – сложное бессоюзное предложение. Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки, магазины моды, балконы, львы на воротах и стаи галок на крестах (А.С. Пушкин) – простое предложение с однородными подлежащими.

Между частями в бессоюзных сложных предложениях могут устанавливаться разнообразные смысловые отношения, например:

1) перечисление (Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела (А.С. Пушкин) ;

2) сопоставления (Давно наступили сумерки – она все еще сидела в гостиной (А. Аксаков) ;

3) пояснения (Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы (М. Пришвин) ;

4) условия (Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнет (Н.А. Некрасов) ;

5) причины (Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: ряска к зиме опустилась на дно (К.Г. Паустовский) ;

6) следствия (Мы в трауре, так балу дать нельзя (А.С. Грибоедов) ;

7) времени (Буря прекратилась – отряд двинулся дальше) и др.

Ш СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ. Дальнейшее целеполагание.

Составление схемы “Пунктуация в БСП”, используя материалы учебника

2. Работа с текстом (в парах)

Задание: найти в тексте БСП, записать номера этих предложений и пояснить знаки препинания, используя схему.

1) Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. 2) Вот и лес. 3) Тень и тишина. 4) Статные осины высоко лепечут над вами, длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. 5) Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце, птицы мирно поют. 6) Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. 7) Далее, глубже в лес… 8) Лес глохнет… 9) Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо. 10) Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. 11) Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы, грибы стоят отдельно под своими шляпками. 12) Беляк вдруг выскочит, собака с звонким лаем помчится вслед…

Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. 2) В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. 3) Но как тихо, как невыразимо тихо все кругом! 4) Все проснулось, и все молчит. 5) Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется: оно нежится. 6) Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. 7) Вы принимаете ее за близкий лес; вы подходите – лес превращается в высокую грядку полыни на меже. 8) Над вами, кругом вас – всюду туман… 9) Но вот ветер слегка шевельнется – клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу – и вот опять все заволоклось. 10) Долго продолжается эта борьба; но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в глубокой нежно сияющей вышине…

3. Творческое задание.

Составить предложения на каждый случай использования пунктуации в БСП.