В середине июня удача улыбнулась мне, я был приглашен клубом "Живая история" на экскурсию в Оптину Пустынь. Про этот монастырь я много слышал, знал о старцах, читал книгу Оптинский Цветник и мне было очень интересно увидеть обитель своими глазами.

Под катом рассказ с фотографиями о поездке.


2. Итак, наступила эта осенняя суббота 28 июня, в 7 часов утра автобус забрал нас из под холодного дождя на Чистых прудах и повёз за 200 с лишним километров от Москвы, в Оптину Пустынь.

3. Ехать до окрестностей Козельска, Калужская область, где и располагается Оптина Пустынь, чуть более четырёх с половиной часов. Всё это время в дороге экскурсовод клуба Николай Фёдорович Цыганов ведёт интересное повествование об истории нашей страны, так же из этой экскурсии можно узнать об устройстве монастырей РПЦ, как они появлялись и узнать саму суть монашества. Рассказывает Николай Фёдорович очень легко, доходчиво, не перегружая свой рассказ фактами и уводом в дебри.

Где-то в середине пути мы сделали остановку.

Вот такой красавец марки Scania был нашим средством передвижения.

4. Погода налаживалась, мы уезжали от московского ненастья, солнце стало всё чаще показываться из-за туч. За окном помимо большого количества новых заводов Калужской области появлялись и красивые поля.

5. Мы подъезжаем к конечной цели нашей экскурсии, ещё за несколько километров с холма открывается вид на обитель.

6. От автобусной стоянки до монастыря идём вот этой игрушечной улицей.

7. По летним меркам погода была просто ужасная, но не смотря на это, в монастыре было очень много групп посетителей, так же очень многие добираются в Оптину своим ходом, на стоянке немало машин с номерами разных регионов.

Немного ожидания и Николай Фёдорович передал нас местному экскурсоводу.

8. Даже не хочется рассказывать грустную историю русского монастыря в советские годы, она практически у всех похожа. Поругание - переделка под коллективные нужды - разорение и разруха. Оптина Пустынь в советские времена была сельскохозяйственным техникумом, думаю дальше не надо рассказывать где были скотные дворы и ангары для комбайнов.

На фото колокольня и Храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

9. Церкви обитель вернули в 1987 году, экскурсовод показывала фотографии тех лет, место на них конечно же угадывалось, так же по этим снимкам сразу же и оцениваешь масштаб разрушений и всю проделанную работу по восстановлению за эти годы.

На фото Храм в честь преподобной Марии Египетской и святой праведной Анны.

10. Практически все храмы, что были на территории монастыря до революции, восстановлены, а вот собор в честь Преображения Господня построен уже в наше время.

11. Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери.

12. Очень тронула и поразила меня история об убийстве иеромонаха Василия и иноков Ферапонта и Трофима, оно произошло в канун Пасхи 1993 года. Убийство было ритуальным.

Могилы монахов находятся в Воскресенской часовне.

13. Вся территория монастыря очень ухожена, травяные газоны сменяются многочисленными клумбами с цветами.

Обитель очень посещаемое место паломниками и туристами, но она не перестаёт от этого быть монастырём, где братия находятся в уединение от светского мира, поэтому некоторая территория закрыта для свободного доступа.

14. Но вот кошакам, коих очень много в монастыре, проход открыт везде, они и знать не знают о людских запретах.

15. Монастырская стена, а от неё неподалёку, метров 300 по лесной дорожке, располагается скит.

16. Скит полностью закрытая территория, туда миряне могут попасть только по нескольким церковным праздникам в году. Вход женщинам на территорию скита закрыт.

Наша группа у ворот скита слушает рассказ экскурсовода.

17. Вид на лесную дорожку со стороны скита.

18. После экскурсии нас ждал обед в монастырской трапезной. В эти дни идёт Петровский пост, на обед были щи, каша и компот, всё было очень вкусным. Я активный мясоед, но после обеда чувствовал себя довольно сытым.

На фото в центре кадра монастырская трапезная.

19. Если вы не захотите попробовать монастырский обед, то зайдите в соседнюю чайную, там очень большой выбор различных блюд, конечно же с соблюдением поста. В эту субботу можно было рыбу, она была представлена в различных вариантах.

Так же в трапезной можно купить хлеб, соленья, мёд и прочие монастырские продукты.

21. Совсем незаметно пролетели пять часов в Оптиной. Мы послушали интересный рассказ об обители и старцах, а после обеда ещё немного неспешно походили по монастырю.

Я специально не стал пересказывать экскурсию, так как рассказывает экскурсовод у меня не получится, да и не находясь в самой обителе, просто прочитав пост в ЖЖ, не прочувствуешь всю многовековую историю монастыря, не испытаешь всех нахлынувших чувств. Надеюсь, что посмотрев мои фотографии, кто-нибудь сам захочет съездить Оптину Пустынь.

Ну а кошкам всегда хорошо, когда тепло и сытно, монастырь это или нет, им всё равно)).

22. Обратный путь в Москву, какое то время на обитель открывается очень красивый вид с дороги.

Хотелось бы несколько слов сказать об устроителе данной экскурсии, клубе "Живая История" . Ещё накануне поездки со мною созвонились организаторы, всё объяснили. Автобус был подан вовремя и мы без проволочек отправились в поездку, в монастыре нас так же без лишних ожиданий приняла на своё попечение местный экскурсовод и провела очень интересную экскурсию. Видно, что у клуба работа в этом направлении отлажена на всех этапах.

Поездка организована при поддержке сообщества mosblog

В начале своих заметок несколько слов о том, что буквально ровно один месяца назад я гнал от себя мысли о паломничестве по святым местам России в силу ряда причин. Да и житие Симеона Столпника говорит о том, что спасение возможно, и находясь на одном месте. Но в то же время великий угодник Божий Николай Чудотворец совершал паломничества по святым местам.

Приехав в монастырь, знакомясь с Успенским собором, увидел икону Собора Старцев Оптинских, с частичками мощей святых, подумалось тогда, что это будет хоть неким утешением по поводу невозможности на сегодня паломничества в Оптину Пустынь. Мое место во время утренних и вечерних богослужений в течение моего пребывания в Жировичах конечно же было рядом с этой иконой. Также стоит упомянуть о том, что в Успенском Соборе к моей радости была также и икона Божией Матери «Державная», с некоторых пор стал собирать информацию, связанную с ней. В монастыре познакомился с Иваном из-под Бреста, который поделился планами, что собирается в паломничество в Россию по святым местам со знакомыми на микроавтобусе, и оплатить надо только расходы за топливо водителю. По расчетам это около 50 долларов. Информация о возможности паломничества за 50 долларов в Оптину Пустынь и Троице-Сергиеву Лавру меня равнодушным не оставила. Обменявшись с Иваном номерами телефонов, попросил, что если будет свободное место, то я бы хотел присоединиться к их группе. Иван позвонил…

Началось паломничество с того, что уже находясь в пути от дома к месту встречи микроавтобуса позвонил Иван и сказал, что они задержались с выездом и чтобы я не спешил к условленному месту встречи. Подумав, решил все же ехать и коотать появившееся время на месте встречи, т.к. по картам в интернете на перекрестке дорог был символ автозаправки, а на автозаправках, расположенных на трассах, обычно есть буфеты или мини-кафе. Приехав на перекресток трасс Брест-Москва и Минск-Могилев, автозаправки не обнаружил. Но было новое здание, на котором был написан адрес сайта www.shate-m.by , выбирать не приходилось, пошел к зданию в надежде найти укромное место. Войдя в здание и спросив у дежурного разрешения посидеть в холле в ожидании автобуса, расположился в установленном кресле. Сидя и изучая холл нового здания, увидел первые 2 иконы в своем паломничестве, причем как потом окажется, они были в чем-то знаковыми.

Во-первых, икона Спасителя, не знаю, как она точно называется, но Христос на ней восседает на троне, и одна из версий, что она называется «Царь Царей» (если кто знает точно, то поделитесь информацией). Икона достаточно редко встречается, поскольку несколько лет назад купив себе икону Божией Матери «Державная», на которой Богородица с Младенцем также восседает на троне, то в пару к этой иконе хотел иметь и икону Спасителя, восседающего на троне, которую мельком увидел на телеканале Союз. Но в ходе поиска в течение последних двух лет продавцы и на выставках, и в церковных лавках разводили руками, и на сайте «Софрино» в каталоге такой иконы тоже не было. Но все же в ходе своего недавнего паломничества в Жировичи там наконец-то приобрел икону Спасителя, восседающего на троне. Но изумление меня ждало дома по возвращении из паломничества, в четверг 14.07.11, когда зашел на сайт Оптины и начал просматривать видео «Память обретения святых мощей преподобных Оптинских Старцев, 10 июля 2011 года» на 1:42 минуте камера снимает алтарь Казанского храма через открытые Царские врата и хорошо видно, что за престолом на горнем месте находится икона Спасителя, восседающего на троне (будучи в Оптиной я этой иконы не видел).
Самое интересное, что первая икона, которая мне попалась на глаза в храме в честь иконы Божией Матери «Казанская» Оптиной Пустыни, была икона Божией Матери «Державная», писаная иконописцами Оптины и расположенная справа от входа на колонне и очень похожа на мою домашнюю икону, изготовленную в «Софрино».

Во-вторых вторая икона в холле офиса «Шате-М» была икона Божией Матери «Казанская» (если я не ошибаюсь) в очень дорогом оформлении. Как потом выяснится, в день первого моего приезда рака с мощами преподобного Амвросия Оптинского находится в храме в честь иконы Божией Матери «Казанская», но это только на время ремонта Введенского собора. И в Шамордино собор, который возводился по благословению преподобного старца Амвросия, тоже освящен в честь иконы Божией Матери «Казанская». Увидев фото этого храма, первый раз на календаре я был покорен его архитектурой в «русском стиле». К тому же в храме моего прихода слева от царских врат тоже установлена икона Божией Матери «Казанская».

И этот пост удалось закончить вечером 21 июля 2011 г. в день празднования иконы Божией Матери «Казанская».

Вот такие интересные совпадения.

Вернусь к заметкам о паломничестве. На оптинском форуме я давал объявление о том, что есть свободное место для паломника из Беларуси. Никто не позвонил. Форумчанка в словах поддержки написала "Не исключайте и того, что Ваш попутчик встретится по пути". И что вы думаете, когда ребята выехали на трассу Брест-Москва, то увидели в районе г. Жабинка голосующего молодого батюшку в черном подряснике и с крестом, что вобщем-то необычно, поскольку в это время года особенно в жару священники ходят в серых подрясниках и то во время служб в храме и совершении треб, в остальное время ходят в мирских одеждах (из наблюдений за батюшкой своего прихода). Остановились. Оказалось, что батюшке надо было ехать в Оршу, а это путь в 500 километров, от западной до восточной границы Беларуси. Что заставило батюшку добираться нон-стопом, я не знаю. Интересное было замечено нами еще вот что, с трассы Брест-Минск два поворота в г. Орша, от первого поворота 15 км до Орши, а от следующего за ним поворотом, через несколько километров по трассе, всего 7 км. Батюшка вышел на первом, увидев указатель поворота на Оршу. Когда он покидал нас, естественно благословив каждого, светило солнце и не было ничего, что бы предвещало непогоду. Покуда мы доехали до второго поворота на Оршу, то небо затянулось черными тучами и пошел проливной ливень. Надеюсь, батюшка успел сесть на попутку до того, как ливень добрался до места нашего расставания.

Перед рассветом заблудившись и немного поплутав по Калужской области, приехали в Оптину Пустынь к 6 утра. Зайдя на территорию монастыря и увидев, что вход в Казанский храм заполнен паломниками, решили пройтись по монастырю и поклониться Оптинским новомученикам.
Здесь должен признаться, что знакомились мы с Оптиной скорее по наитию, чем по какой-то составленной программе обязательного ознакомления с теми или иными святынями. К сожалению, являясь почти уже год активным читателем форума, почему-то не пришло в голову более подробно познакомится со святынями Оптиной Пустыни на её сайте накануне паломничества, где они достаточно хорошо описаны. Поэтому советую тем, кто особенно в первый раз едет в Оптину выкроить время и предварительно проработать информацию на сайте.

После поклонения Оптинским новомученикам вернулись к Казанскому храму и решили, несмотря на скопление паломников у входа, потихоньку продвигаться внутрь храма, чтобы хоть как минимум подать записки о поминовении и поставить свечи. Войдя в храм мой взгляд пал сразу на икону Божией Матери «Державная», расположенную сразу справа от входа на колонне. Когда намеченную программу минимум мы выполнили (правда не смогли поставить свечи возле святых мощей батюшки Амвросия и возникшая идея хотя бы поисповедовать основные грехи, но не причащаться, поскольку не готовились, тоже не осуществилась) то богомольцев по окончании чтения акафиста преподобному Амвросию Оптинскому стали просить отступить от солеи назад, в связи с этим те, кто стоял сзади, стали покидать храм, к тому же послышались реплики «выходим встречать». Оказалось, что люди выходили и выстраивались для встречи Митрополита Калужского и Борового Климента. Когда прошел Владыка, то подошел Иван и сообщил, что в Преображенском храме находится батюшка Илий. Вопрос о том, куда дальше идти, не стоял, конечно же в Преображенский храм. Войдя в храм вижу, что батюшка Илий исповедует. Не осуществившаяся недавняя идея поисповедоваться в Казанском храме превратилась в идею поисповедоваться у самого духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Здесь прерву хронологию событий и поделюсь своими мыслями по поводу батюшки Илия и вообще о старцах живущих в наше время. Узнал я об архимандрите Илии на форуме Оптиной Пустыни. К тому времени прочитав жизнеописания и воспоминания о старцах наших современниках, таких как Николай Гурьянов, Иоанн Крестьянкин и Анатолий Сидоренко тоже захотелось бы услышать совет прозорливого старца, но в ближайшем моем окружении о таких ныне живущих никто не знал. Но ловил себя на мысли, что я хочу все же спросить у старца Илия не совет о духовной жизни которой по мере своего скудоумия пытаюсь жить (новоначальному вполне достаточно советов своего приходского батюшки), а скорее что бы он расставил точки над і в мои заморочках, а что бы про них рассказать и в час не уложишься. Из житий Оптинских старцев мне было известно, что они вели переписку к ним за разрешением своих вопросов присылали письма на которые старцы через своих келейников давали ответ. Но позвонив в Оптину и спросив, можно ли батюшке прислать письмо, мне ответили что у отца Илия такой практики нет.
Несколько лет назад, читая книгу “Воспоминания о старце Николае Гурьянове” составленой Г. П. Чиняковой (“Ковчег”, Москва, 2007 год), мне запомнился случай из воспоминаний Анатолия и Ирины Жбановых, описаный на странице 108, который по-моему может стать притчей-наставлением людям, которые стремятся попасть во что бы то ни стало именно к старцу.
«Однажды мы с Толей приехали и вместе с большой толпой стояли, ждали, когда выйдет отец Николай. Дверь отворилась, старец вышел из домика и стремглав побежал по тропинке к храму. Толпа бегом кинулась за ним. Отец Николай вбежал в храм и через некоторое время тихо вышел из него. У входа его уже ждали запыхавшиеся паломники. "Чего вы за мной бежите? Вы бы в храм так каждый день бегали, как сегодня за мной бежали".

Не сразу, но некоторое время спустя эти слова старца повлияли на то, что я стал постоянно ходить в храм по воскресеньям и большим праздникам на Божественную Литургию. В своем большинстве мы воспитанные на сказках, в которых всегда случаются чудеса и поэтому надеемся, что поговорив со старцем все наши вопросы в раз разрешаться не прилагая со своей сторона никаких усилий.

В книге «Остров Божественной любви: Протоирей Николай Гурьянов» составитель Л.А. Ильюнина (Санкт-Петербург, «Ладан», «Троицкая школа»,2008г.) на странице 85 есть такие нравоучительные слова одного священника относящиеся к батюшке Николаю Гурьянову, но они актуальны и сегодня, как и тогда люди « Не искали воли Божией, а ехали уже с определенным решением: “Я знаю, что надо делать, чтобы было хорошо”. Ну вот, старец и благословлял, видя такую внутреннюю установку, а потом человек набивал шишки и начинал учиться серьезной духовной жизни, в которой нет ничего механического. Часто люди ехали именно с такой формулировкой: “Батюшка, помолитесь, чтобы…” А может, молиться нужно совсем о другом? “Батюшка, благословите на то-то и то-то”. А может, нужно сначала спросить: “А нужно ли мне это делать?” Но человек уже заранее убежден, что “его дело правое”, нужно только благословение получить. Поэтому старец часто на все вопросы отвечал только: “Помоги вам Господи, спаси Господи”, то есть как Бог Сам все устроит, так и будет.» « Старцы, подвижники — это те, кто правильно молится. И Бог посылает им свои дары. А мы все умничаем. Вопросы любим задавать, хотим, чтобы у нас в жизни все поскорее да получше разрешалось. А нужна верная основа жизни для каждого человека — правильно молиться и учиться всю жизнь у Церкви, остальное приложится».

В общем, в конце концов я оставил мысли о том, что мне надо непременно попасть к старцу, и стал регулярно посещать богослужения в ближайшем от моего дома храме, рассудив, если будет воля Божия на необходимость моей встречи со старцем, не обязательно с отцом Илием, то это рано или поздно произойдет. А по поводу размышления, что на моем приходе батюшка молодой, а поэтому малоопытный, то я вразумление прочитал когда ехал в электричке. Напротив меня сидел мужчина с бородой и читал книгу, и перед самым выходом я заглянул в неё и первое что я увидел были слова Феофана Затворника “Если нет опытного наставника и христианин будет ходить к духовнику, какой есть, тогда за смирение покроет его Господь”. Благо было немного времени до выхода, и я это поучение успел записать в свою записную книжку.

И вот это пару дней назад на форуме прочитал:
"По истине, если кто направит сердце свое по воле Божией то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет, и пророку положит Бог на сердце отвечать ему сообразно с его развращенным сердцем." Преподобный Дорофей Палестинский († 620).
Но вернусь к пребыванию в Оптине. Пристроившись к желающим поисповедоваться у отца Илия, стал ждать и думать, какие грехи в первую очередь необходимо назвать, а какие можно и опустить, что бы не отнимать драгоценное время у батюшки, к тому же причащаться не собирался, т.к. не готовился. Но когда оставалось передо мной человек десять, батюшка прекратил исповедовать и ушёл в алтарь. Началась Божественная Литургия, которую возглавлял схиархимандрит Илий. Во время Литургии один из дьяконов подошел к тем, кто не успел поисповедоваться у батюшки Илия и сказал: “ Давайте записки для поминовения батюшкой Илием”. Как оказалось, для многих это было неожиданно, и все, у кого были бумага и ручка, начали писать записки. Написал и я. Передали через дьякона. Подошла к концу Литургия (на которой как обычно я был рассеян и даже не запомнил о чем говорил на проповеди отец Илий), как-то так оказалось, что я оказался рядом с амвоном и когда пришло время крестоцелования, то вышел отец Илий, и Господь сподобил в числе немногих приложиться к напрестольному кресту из рук старца. Еще во время крестоцелования в храме стали раздавать разнообразные новые книги и брошюры (вероятно кто-то пожертвовал). Досталось и мне несколько наименований, одна брошюра, в частности, с наставлением отца Илия и назывется “ТАЙНА БЕЗЗАКОНИЯ. Два откравения 1909 года” в которой всего два рассказа, изданные в России в 1909 году: Н.П. Рышковский “Шествие разрушителя” и Пасхальный рассказ “Не может быть”.

Вот так Господь свёл меня грешного со старцем Илием. Если подытожить то в пассиве - не удалось поисповедоваться у старца, но в активе: был на Литургии (хотя так и не смог сосредоточится, был рассеян) которую вел батюшка, подал записку о здравии родных и близких которую прочитал батюшка и приложился к напрестольному кресту из рук старца. Думаю так, что этого достаточно для меня на сегодняшний день, Господь видит сколько каждому надо и подает.

Выйдя из Преображенского храма, решили, поскольку для поклонения мощам Амвросия Оптинского по-прежнему стоит много паломников, чтобы не терять время, посетить святые источники. Сходили к колодцу Амвросия Оптинского, источник Параскевы Пятницы и Серафима Саровского. После этого придя в монастырь, зашли в Казанский храм и без толчеи приложились к святым мощам Амвросия Оптинского и поклонились преподобным Нектарию, Моисею, Антонию и Исаакию Оптинским.

Зашли в лавку, которая находится в цокольном этаже (крипте) Казанского храма. Покупая себе кое-что, поговорил при этом с монахом, несшим послушание продавца в лавке. Итогом нашей беседы явилось то, что мне он подарили фото иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», написанной по благословению батюшки Амвросия, и написанное на холсте поучение о том, как жить, преподобного Амвросия (на входе в монастырь на настенной фреске слева батюшка изображен со свитком с этим поучением), цена его в лавке 90 рублей. Приехав домой решил (где-то в подражание монастырю) повесить это поучение в коридоре квартиры возле входной двери: пусть читает всяк входящий.

В конце пожелание для тех, кто занимается ассортиментом монастырских церковных лавок, к сожалению не нашел отдельной иконки преподобного Никона Оптинского, в наличии были только отдельные иконки преподобного Амвросия Оптинского. Интерес мой к иконе Никона Оптинского был связан с тем, что меня попросил привести его иконку мальчик пономарь (10 лет) нашего прихода, у которого буквально на днях родился уже 4-й братик и его назвали по святцам в честь Никона Оптинского. Конечно же, приобрел для него икону собора Старцев Оптинских, но пожелание было иным.

Вот и окончилось паломничество в Оптину Пустынь.

Свято-Введенская Оптина пустынь находится недалеко от г. Козельска, на живописном берегу реки Жиздры. По местному преданию, обитель была основана бывшим атаманом шайки разбойников по прозвищу Опта, который покаялся и принял монашеский постриг с именем Макарий. Первые документальные свидетельства о монастыре относятся ко времени царствования Михаила Феодоровича Романова. Расцвет духовной жизни в монастыре в XIX столетии был связан с возрождением старчества. Сюда из разных монастырей переселились благодатные старцы, ныне прославленные в лике святых - преподобные Лев (Наголкин), Моисей и Антоний (Путиловы), Макарий (Иванов) и др. Старчеством называется окормления монахов и мирян опытным духовником, при условии искреннего духовного отношения и полного послушания духовных детей своему духовному отцу - старцу, которому духовные чада полностью открывают свои поступки и помыслы, и рекомендации которого они принимают как послушание. Удивительные благодатные дары были явлены миру в служении преподобных старцев Амвросия, Макария, Варсонофия, Нектария. Утолить духовную жажду у этого источника благодати приезжали многие известные писатели: Федор Достоевский, Николай Гоголь, Лев Толстой, Анна Ахматова и другие известные представители русской интеллигенции. Мы являемся свидетелями возрождения обители. Вновь действуют Введенский и Казанский соборы, храм Иоанна Предтечи в скиту, возродилась издательская деятельность монастыря. Освящены два святых источника: прп. Амвросия у скита и прп. Пафнутия, недалеко от обители. И, как прежде, все идет нескончаемый поток паломников. Люди приходят сюда за исцелением духовным, за помощью в бедах к великому старцу Амвросию, ко всем старцам Оптинским и уносят в своих сердцах благодатный образ Оптиной и благословение святых подвижников в ней просиявших. На обратном пути в Москву, предусмотрено посещение Свято-Казанской Шамординской женской обители. Это удивительное святое место, где преподобный Амвросий основал обитель для неимущих женщин. Все здесь хранит память о заботах старца по устроению монастыря, о его последнем пребывании у сестер обители, все дышит его святой молитвой по сей день. Паломники посещают храм прп. Амвросия Оптинского, стоящий на месте кельи, где святой сподобился блаженной кончины. Престольные праздники: Введения во храм Пресвятой Богородицы - 04.12, иконы Божией Матери Казанская – 04.11, 21.07, Воздвижения Креста Господня – 27.09, вмч. Георгия Победоносца – 06.05, иконы Божией Матери Владимирская – 21.05, 26.08, 06.07, обретения мощей прп. Амвросия 10.07, прп. Амвросия – 23.10.

Паломничества

08 Февраля 10 В. Паршина

Паломническая поездка в Оптину Пустынь

Собираясь в поездку в Оптину пустынь, решила узнать, почему и зачем люди посещают эти места, что ищут и что находят. Поэтому набрала в яндексе "Оптина пустынь" и пошла шарить по сайтам и блогам. Информации в инете много, есть даже официальный сайт, где приводится история создания, забвения и восстановления этой Обители. Сначала, как и положено почитала историю, потом пошла читать блоги людей, посетивших эти места, но ни в одной записи не нашла того что искала. В основном, люди, побывавшие в этих местах, выкладывают фотографии и пишут, что это "здорово, прекрасно, и что - ЭТО что-то!" Но больше нет никакой конкретики. А мне хотелось иного... Ответов на свои вопросы я не находила. И только теперь, побывав в этих местах, понимаю, что люди просто не могут выразить словами то, что ощутили. На языке верующих - это называется "БЛАГОДАТЬ". А благодать - это особое состояние души, которое словами не выразишь.

И все-таки мне хочется немного написать об этом, вдруг кто-то, как и я, в поисках ответов на свои вопросы, прочитает мою запись и поймет, что эти места стоят того, чтобы там побывать.

Я много раз бывала в паломнических поездках и сделала вывод, что отправляясь в такую поездку надо ехать туда с экскурсией. А самостоятельную поездку лучше совершать уже после того, как тебя провели известными тропами, рассказали, что и как. Но в экскурсионной поездке есть и свой минус - бежишь буквально "галопом по Европе" - не успевая осознать и переварить увиденное, но ведь всегда можно вернуться и уже полностью насладиться тем, чем хочется. Я обычно так и поступаю. И моё ближайшее возвращение в эту Обитель - не за горами.

Я не буду приводить историю Оптиной пустыни, скажу, что находиться она примерно в 250 км от Москвы в Калужской области около города Козельска. На автобусе наша группа добиралась туда 4,5 часа. Я ездила туда с экскурсией, которую организует Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево, который еще и является подворьем Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни. Дорога переносится очень легко, выезд из Храма строго в 8 утра, опоздавших обычно не ждут. В дороге сначала мы слушали молитвы и правила ко Святому Причащению, так как многие паломники едут туда именно с целью исповеди и причащения. Потом экскурсовод рассказала об истории монастыря и о старцах, которые жили там. Не смотря на то, что все это я уже читала в инете - слушать было довольно интересно, тем более что осознаешь, что вот-вот ты все это увидишь своими глазами. В общем, добрались мы довольно легко и 4,5 часа пролетели незаметно.

Разместились в монастырской гостинице, которая представляет собой двухэтажный дом, с маленькими комнатками. Так как гостиница монастырская - в ней существует женская и мужская половина и соответственно мужчин и женщин селят раздельно. На стенде в коридоре можно найти правила проживания в гостинице и расписание Богослужений в монастыре. Одно из правил очень позабавило: запрещается мужчинам заходить на женскую половину, а женщинам на мужскую.

Для того чтобы переночевать - условия в гостинице довольно хорошие, удобные кровати, чистая (на мой взгляд - новая) постель. Я делаю на этом акцент, потому что повторюсь - не раз была в паломнических поездках, и почувствовала разницу.

После расселения, экскурсовод повела нас к скиту, где живут монахи. Вход на территорию скита запрещен для мирских людей, но 4 раза в год в нем проводятся Богослужения, на которых разрешается присутствие мирских. Один из праздников - это день усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября), остальные праздники я, к сожалению, не запомнила. Здесь же на территории скита находится келья Преподобного Амвросия Оптинского, одного из старцев Оптиной пустыни, посетить которую нам разрешили.

Затем мы отправились в монастырскую трапезную на обед. Кормят в трапезной абсолютно всех паломников, независимо от того прибыли они с группой или самостоятельно. Отличие лишь в том, что группы кормят организованно, а паломников, прибывших самостоятельно в определенные часы. Еда очень простая и постная, так как, повторюсь - многие паломники приезжают с целью причастия, а перед причастием, как известно, необходимо соблюдать пост. Если вдруг вы не наелись в трапезной, то можно перекусить в чайной, которая находится в гостинице и где продаются безумно вкусные монастырские пирожки с начинкой на любой вкус. Тут и пирожки с картошкой и с рыбой, и с курагой, и с творогом, и изюмом и много еще с чем. Тут же можно выпить чай или кофе, сок или воду. В общем, с голоду не умрешь. Я даже наоборот объелась, настолько пирожки были вкусные, что не могла устоять перед искушением попробовать все. Для себя решила, что обязательно куплю пирожков перед отъездом в Москву. Но как оказалось - не я одна так решила, и кучу пирожков купить не удалось, поэтому если вам понравятся пирожки - покупайте их с утра, тепленькие и свеженькие. Потом может не достаться.

После трапезы мы отправились на территорию монастыря, где экскурсовод нам показала расположение церквей, их на территории монастыря четыре и есть недавно построенная часовня над могилами трех монахов, которых убили в монастыре во время Пасхи в 1993 году. Это довольно известная история, при желании о ней можно почитать в инете. Потом нам объявили свободное время, и каждый мог заниматься, чем пожелает.

До Всенощной службы оставался еще примерно час времени, и мы решили посетить Святой Источник Преподобного Пафнутия Боровского, который находится недалеко от монастыря в красивейшем лесу. Над источником построена купель, которая разделена на женскую и мужскую половины. Обычно для купания в Святом источнике женщины одевают рубашки. Перед поездкой, записываясь на экскурсию, я спросила, нужна ли рубашка для купания. Девушка, записывавшая меня, ответила, что необязательно, так как купель разделена, и рубашку я не брала. О чем впоследствии пожалела по двум причинам, одна из которых: практически все женщины были в рубашках (от этого ощущается чувство неловкости) и считается, что рубашку эту можно одевать потом, если болеешь, а о второй причине чуть позже.

Купание в источнике - ЭТО что-то! У меня не первый опыт купания в Святых источниках и могу с уверенностью сказать, что после этого испытываешь такое облегчение, как будто с плеч свалилась невероятно тяжелая ноша. Выражение: "гора с плеч" именно об этом. Для купания нужен определенный настрой, так как не всякий рискнет прыгать в холодную воду. Мне было с одной стороны легко (опыт не первый), с другой тяжело - вода холодная. Зато эффект того стоит!!!

После купания мы отправились на Всенощное бдение. Служба проходила сразу в двух Храмах монастыря: в Казанском и в Введенском. Мы предпочли остаться в Введенском Храме, так как именно там я почувствовала себя как дома. Кроме этого, именно в этом Храме хранятся мощи Преподобного Амвросия Оптинского. Четырехчасовая служба пролетела мгновенно. Наверное, впервые, стоя в Храме, я не думала о боли в спине (хотя спина разламывалась). Впервые слезы сами собой катились из глаз от чувства покаяния от редкости посещения Дома Божия. Все чувства и мысли смешивались в кашу, потом раскладывались по полочкам. Осознание того, что ничего не вечно в этой жизни усиливалось. Ощущения невероятные.

После службы вокруг монастыря совершался Крестный ход. А потом можно было отправиться в трапезную поужинать. Трапезной мы предпочли вкуснейшие пирожки с горячим чаем.

Ранняя Литургия в монастыре начинается в шесть утра, затем в восемь и еще одна в десять. Поэтому, если ты ранняя пташка можешь пойти на Литургию в шесть утра, если хочется поспать - в десять. Мы были на ранней Литургии, потому что хотелось потом погулять по монастырю, зайти в другие Храмы и еще раз искупаться в Святом источнике.

Тот, кто хочет исповедоваться и причаститься - прямая дорога в Оптину пустынь. Исповедоваться можно во Владимирском Храме, в котором хранятся мощи семи Оптинских старцев. Исповедь начинается в пять утра и продолжается до двенадцати часов дня. Очереди на исповедь небольшие, так как исповедуют сразу несколько священников. Кроме этого можно исповедоваться и вечером, после Всенощной. Я с большой завистью смотрела на исповедовавшихся. К сожалению, я этого делать не могу, по причине внутреннего барьера, который мне не удается пока побороть, но я к этому стремлюсь... Очень многие из нашей группы уже не впервые посещают Оптину пустынь, исповедуются обычно у одного и того же батюшки, который их знает и знает их боли, беды и печали, который наставляет их на пути к жизни вечной. Отзывы об Оптинских батюшках я слышала более, чем лестные. Паломники буквально благоговеют перед ними. Мы там встретили батюшку, который когда-то исповедовал моего мужа. Это было неудивительно, но очень приятно. Такое впечатление, что встречаешь давно невиденного старого знакомого.

После утренней Литургии мы отправились завтракать все теми же пирожками, а потом пошли гулять по монастырю. Чуть позже искупались в источнике, еще и еще раз ощутив чувство полной безмятежности и благодати. Пообедали в трапезной. Когда выходили из трапезной мне почему-то очень захотелось помочь людям там работающим, и я спросила - не нужна ли помощь? И мою помощь с радостью приняли. Так мне удалось пройти еще и послушание в монастырской трапезной в виде мытья посуды.

В час дня мы собрали вещи и отправились к нашему автобусу. По дороге в Москву посетили еще один монастырь, на этот раз женский, которой находится в селе Шамордино, в 12 верстах от Оптины пустыни. Монастырь производит неизгладимое впечатление. Кто там не был - очень рекомендую!!! Во первых, он поражает своими размерами и великолепием, во вторых, иконами, которые вышивают сами монахини. Работы эти просто шедевральны!!! На территории монастыря три Святых источника. В одном из которых (источник Божией Матери Казанской) можно искупаться. Вот тут-то я во второй раз пожалела о невзятой с собой рубашки, здесь можно было купаться только в ней. Но, я точно знаю, что я еще вернусь сюда, чтобы с чувством, с толком, с расстановкой побыть в этом монастыре, потому что часовая экскурсия для такого монастыря - это ничего!

Из Шамордино мы отправились в Москву. Экскурсовод объявила, что примерное прибытие в Москву - восемь часов вечера, с условием, что не будет пробок. Пробки начались за 95 км до Москвы. Паломники занервничали, предсказывая, что будем теперь не в восемь, а в одиннадцать - не раньше. Я почему-то была абсолютно спокойна. Вспомнила, что когда-то в паломнической поездке в Дивеево экскурсовод нам сказала, что если сто раз спеть слова из акафиста Пресвятой Богородице: "Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором", то все напасти отступят. Я ехала и тихонько напевала эти строки. Не знаю сколько раз я его спела, но из автобуса мы вышли в 20 часов 12 минут.