Хочу вас разочаровать, но в PowerPoint не заложены дизайнерские шаблоны. Зачастую эти шаблоны уже не в моде и сразу будут восприняты вашей аудитории как "некачественный товар".

Я предлагаю 2 решения:

1. Вообще не используйте шаблоны. Объедините ваши слайды единым цветовым решением и сделайте формат и расположение заголовков одинаковым на всех слайдах, кроме первого и последнего.

2.Создавайте собственные шаблоны, если вы планируете использовать и редактировать данную презентацию в будущем. Для этого нам нужно перейти во вкладку Вид -> Образец слайдов. Это тайная комната, про которую знает далеко не каждый, как показывает практика:)

В этом разделе мы можем создать свой шаблон!

Обычно я удаляю все стандартные шаблонные слайды в левой вкладке и создаю свои с нуля. Все что вам потребуется здесь - это добавить наполнители и оформить их.

Теперь у вас есть собственный шаблон.Бонус: В качестве награждения за прочитанный раздел хочу вам дать свое секретное оружие по созданию презентаций - бесплатный шаблон из 800 анимированных слайдов с инфографикой, иконками и картами, который очень помогает креативить. Поверьте, он того стоит:) (на нашей странице вы сможете оформить подписку и получить 800 заветных шаблонов)

2 Используйте 3-5 базовых цветов при создании презентаций.

Пожалуйста, не используйте больше 5 различных цветов при создании своей презентации. Более того, используйте только 3 базовых цвета, так как 2 остальных - это как правило оттенки основных цветов.Как подобрать цветовую палитру.

⁃ Один из трех оттенков должен быть выделен для фона. Определитесь сразу - это будет презентация со светлым или темным фоном. Если вы продвинутый дизайнер, то можете попробовать чередовать, но в этой статье я пропускаю эти эксперименты.

⁃ Далее выбираем цвет для текста. Он должен быть максимально контрастным по отношению к цвету фона. Идеальный и часто встречающийся вариант: фон белый - текст черный. Но этот вариант уступает по части креатива:)Поэтому давайте рассмотрим несколько примеров. Может, я смогу подкинуть вам идеи: Серый фон, голубой основной текст и темно-серый акцент. Белый фон, черный текст, синий акцентный. 3 Цвета. Чередуется с темным фоном и белым текстом. Темный фон, белый текст, салатовый акцентный. Здесь также используются оттенки салатового и чередуется темный и светлый фон.

Если вы все же не смогли определиться с цветовой палитрой или у вас нет брендбука компании/проекта, то предлагаю вам следующий ресурс color.adobe.com

Тут вы сможете подобрать цветовую палитру на основе изображения, а также во вкладке "Explore" (Смотреть) увидеть решения других пользователей и даже узнать количество просмотров и лайков:)

3 Откажитесь от 3D иконок из поисковиков - обратитесь к линейным и плоским иконкам.

К сожалению, я все еще часто встречаю слайды, в которых используются объемные некачественные иконки. Сейчас это устаревшая тема и выглядит очень некрасиво. А некоторые вообще не используют иконки, что тоже плохо, потому что в презентации важна визуализация, а не просто сплошной текст. Цель иконок : заменить лишний текст и ускорить запоминаемость и усвояемость информации. Мой совет вам : при создании презентации используйте иконки из этого ресурса - flaticon.com

Иконки из flaticon сделают вашу презентацию более современной и лаконичной.

Там есть раздел "Packs ", где можно найти иконки единого стиля по конкретной тематике от одного дизайнера. Советую таким образом комплексно подбирать иконки, чтобы все были в едином стиле.

Подсознательно мы чувствуем каждую деталь в презентации вплоть до толщины линии у иконок, и если эта толщина разная между иконками, то презентация сразу же перестает гармонировать, и подсознательно мы уже не воспринимаем ее как качественную.

Также при работе с иконками хочу отметить такую тенденцию у людей как "синдром слепоты" . Это когда в презентации все делается больших размеров - "чтобы увидели все". Если вы делаете огромным все подряд, то это значительно понизит качество вашей презентаций, а ведь иконки смотрятся хорошо только при небольших размерах.Давайте рассмотрим пример:

4 Каждый слайд - это картина, и ей нужна рамка. Или не нужна?

При создании презентации соблюдайте рамку от границ слайда. Причем в моде сейчас крупные рамки.Важно: расстояние от границ до содержания слайда должно быть одинаковым со всех сторон.Пример:
Что может произойти? Может получится так, что содержание, которое вы планировали разместить, не уместиться на одном слайде, и это хорошо! Не нужно пытаться втиснуть все на одной странице. Лучше разделите на два слайда с одним заголовком.

Один слайд - один посыл.

Зачем все делать больших размеров - слайду нужен воздух.

5 Откажитесь от вредных привычек. Завяжите со шрифтами с засечками.

Если вы не заядлый дизайнер и не экспериментируете со шрифтами, то я советую не использовать шрифты с засечками.

Предлагаю вам следующий список шрифтов:Системные шрифты:

Arial Black (только для заголовков)

CalibriСторонние шрифты:

Bebas (только для заголовков)

Gotham ProКак сочетать шрифты при создании презентации?

Если вы никогда ранее не затрагивали тему сочетания шрифтов, то советую при создании презентации использовать только одну группу шрифтов и менять только его тип. Например, заголовок сделать Arial Black, а для обычного текста Arial, или еще вариант из сторонних шрифтов - заголовок Raleway Bold, а основной текст Raleway Regular.

Если вы все же решили экспериментировать , то можно попробовать следующие сочетания:

Bebas Bold - заголовок

Raleway Regular - обычный текст

Остальным сочетаниям я предпочитаю выбрать один шрифт и менять только его тип. Это правильнее.

А вот пару ссылок , которые я лично использую для скачивания шрифтов:

6 Во время создания презентации используйте только качественные изображения.

Это вообще больная тема. Особенно у нас в России. Если кто читал книгу Артемия Лебедева "Ководство" , то там он ясно отмечает, как в связи с падением культуры дизайна после развала СССР, у нашего населения параллельно исказился вкус к качественному дизайну. Возможно, вы сейчас читаете и никогда не оцените те работы, которые я здесь прославляю. И это не потому что вы плохой человек, а потому что наша среда не позволила вам развить хороший дизайнерский вкус.

Я могу лишь посоветовать то, что отлично работает у нас в студии на протяжении нескольких лет и ценится на международном уровне (проверено на на всех континентах планеты Земля):

⁃ Не используйте в качестве фоновых изображений картинки из поисковиков, если в этом нет необходимости

⁃ Скачивайте изображения только со специализированных сайтов, где фотографы публикуют свои работы

⁃ В качестве фона используйте изображения высокого разрешения - для меня это не менее 1000 пикселей по высоте и ширине

⁃ Не используйте стоковые изображения с натянутыми улыбками людей и белым фоном. Это выглядит неестественно.

⁃ В качестве источников вы можете использовать следующие ресурсы: flickr , unsplash , everypixel

7 Не используйте контуры. Либо толстые, либо ничего.

Теперь немного углубимся в дизайн.

Вы можете заметить, что при рисовании фигуры в PowerPoint, она может получится синей и с голубым контуром.Важно: сразу же убирайте эти контуры. Они только подчеркнут, что вы не в тренде и не хотели париться с оформлением презентации.

Напрашивается вопрос: теперь контуры вообще вышли из моды?

Ответ: нет, они просто мутировали в крупные рамки:).Вот какие контуры сейчас еще можно использовать:

А в остальном - да, контуры вышли из моды как когда-то белые парики.

8 Не используйте тени. Либо большие и размытые, либо никакие.

Тени, конечно, не вышли из моды, в отличие от контуров. Но они превратились в нечто эксклюзивное и дорогое. Как часы Patek Philippe. Вы либо покупаете оригинал, либо китайскую подделку и все понимают, что это китайская подделка.

Мораль сей истории такова: если вы умеете создавать трендовые тени - отлично! Если нет, то, пожалуйста, отмените их везде во вкладке "Формат ".

В PowerPoint бывают стандартно установлены тени (особенно в ранних версиях). И я могу вам сказать наверняка, что такие тени нужно убирать сразу из шаблона.Давайте рассмотрим примеры: Плохие тени из PowerPoint

Хорошая тень из Dribbble
Хорошая тень из PowerPoint Прикрепляю вам даже настройки , если вы все-таки хотите использовать тени. Но используйте эту силу с умом ☝и не накладывайте такую тень на все фигуры подряд, чтобы они не заполнили весь фон.

9 Как сделать таблицы и диаграммы красивыми? Убрать все лишнее.

Здесь на самом деле правила пересекаются, но я заметил, что у некоторых, когда дело доходит до таблиц и диаграмм, они как будто все забывают: о правиле цветов, контурах, тенях, рамках и тому подобное.

Впрочем, я вам уже описал все ошибки. Осталось их только не совершать. :)Давайте рассмотрим на практике:

Вот таблица курильщика:

В чем разница? Одна тяжелая и громоздкая, другая чистая и лаконичная.Обратите внимание:

⁃ Есть свободное пространство между границей ячейки и содержанием.

⁃ Конечно же нет контуров

⁃ Нет лишних теней

⁃ Некоторые поля вообще не закрашены

10 Слайд - это ваш холст. Будьте креативны. Представьте, что у вас в руке кисть.

Если бы презентации создавались в Paint, то слайды выглядели бы намного креативнее. Я говорю это к тому, что часто мы сами загоняем себя в шаблонные рамки PowerPoint, хотя там тоже можно создавать уникальные произведения искусства.Рассмотрим примеры слайдов, созданных в PowerPoint:

Желаю вам создавать только качественные презентации для ваших проектов!

Презентация помогает специалисту, автору, учителю, студенту, школьнику, получить благоприятные условия во время доклада и привлечь внимание аудитории для достижения цели презентации. Если для студентов и школьников это этап обучения и получения важных навыков делать доклады и сообщения, то для специалистов - важнейший элемент информационной культуры и квалификации, необходимый в профессиональной деятельности.

Пять основных признаков эффективной презентации:

1. Увлекательность. Презентация должна с самого начала увлечь аудиторию и удерживать ее внимание до ее логического завершения.
2. Содержательность. Презентация должна содержать значительные сведения для лиц, которым она предназначена.
3. Запоминаемость. Презентация эффективна, когда она действует и после ее завершения, а аудитория продолжает размышлять о предмете ее содержания.
4. Активизация. Презентация эффективна, когда побуждает людей к действию в направлении, желательном для презентатора.
5. Сбалансированность. Презентация эффективна, когда в ней соблюдено равновесие всех ее элементов: эстетическая привлекательность, грамотная композиция, стиль, длительность, структурированность, понятность.

Цель презентации - убедить аудиторию своим сообщением. Убедить, чтобы она действовала в нужном докладчику направлении. Люди должны ответить на сообщение, которое принесла им презентация. Во мнениях, поведении и убеждениях людей должны произойти изменения.

Нужно искать “точку входа” в душу аудитории, то есть сделать акцент на точке зрения или действии, которое люди охотно воспримут. Убеждение должно происходить на благоприятном и благожелательном уровне и вызвать согласие с их стороны. Презентация не должна выполняться слишком напористо и назидательно, что может вызвать отторжение аудитории.
Передний фронт технических средств и методик проведения эффективных презентаций сейчас сосредоточен на оптимизации контакта презентатора с аудиторией.

Речь идет о том, что многие технические и методические вопросы проведения презентаций в настоящее время достаточно хорошо проработаны. Поэтому, приняв их во внимание, нужно делать акцент на технике контакта.

Обратим внимание на точки входа в контакт с аудиторией:

1. Понять, что нужно аудитории и показать, что она может это получить.
2. Указать аудитории новый путь достижения результатов.
3. Дать аудитории новую, полезную информацию.
4. Заинтересовать аудиторию, чтобы она одобрила предложения, содержащиеся в презентации.
5. Творчески заинтересовать аудиторию. Дать людям “сделать свои изобретения” внутри информационного поля презентации, что сделает их соучастниками.

Решая задачу оптимизации контакта презентатора с аудиторией, полезно расставить акценты внимания. Если в процессе презентации решается задача убедить ответственное лицо (типичная производственная задача), то для этого нужно определить:

1) кто реально принимает решения, выполняя роль главного лица;

2) кто реально понимает глубину обсуждаемой темы, выполняя роль эксперта; насколько согласованы действия главного лица и эксперта. Такой расклад также является типичным, например, в процессе защиты диссертации, дипломной работы и т.п.

Важно осознать, что понятийное пространство у аудитории всегда отличается от понятийного пространства докладчика. Этот факт заставляет аудиторию перестраиваться на язык презентации, чтобы понять смысл презентации. Для того чтобы преодолеть этот смысловой барьер, у аудитории должна быть явная мотивация для этого.

Повысить мотивацию главного лица и эксперта можно при помощи механизма «потребности». Для понимания мотивации людей необходимо отталкиваться именно от понятия потребности. В наиболее простом смысле мотив - это отражение потребности, т.е. нужды, недостатка в чем-то, что человеку необходимо. В данном случае это - текущие интересы действующих лиц, их личные предпочтения и степень делового интереса.

Для преодоления барьера непонимания и отсутствия мотивации у аудитории докладчику необходимо научиться: во-первых, говорить на одном языке понятий с главным лицом и его экспертом; во-вторых, выяснить вектор интересов главного лица и показать ему, что именно предмет презентации способен решить его деловые проблемы. Такая задача решается только активным методом - нужно вступать в контакт с главным лицом и его экспертом и выяснять их личные предпочтения. Однако такой активный подход требует некоторой деликатности и тонкой политики в процессе диалога. Конечно, некоторую информацию о главном лице можно попытаться собрать заранее, но это не всегда возможно и не дает необходимой полноты информации.

Другой важный прием налаживания делового контакта во время презентации с главным лицом - это сначала заинтересовать его, подвести его в процессе презентации к определенной смысловой точки в виде некоторой несложной проблемы. И затем дать ему возможность при всей аудитории самому “решить” обозначенную проблему. После подобного взаимодействия докладчик и главное лицо становятся соучастниками презентации. При таком сценарии процесса презентации трудно представить себе более лояльного собеседника, чем соавтор идеи.
Естественно, такие приемы налаживания контакта с аудиторией лучше работают в узком кругу общения, а не в большой аудитории.

Контакт презентатора с аудиторией в значительной степени зависит от понятийного пространства и языка мышления аудитории, от ее национальных, культурных и социальных особенностей, от традиций, присущих населению данной местности, где проводится презентация. Это наиболее сильные факторы влияния на отношение аудитории к презентатору и его сообщению. Прежде всего, аудитория оценивает презентатора и его сообщение сквозь фильтр категорий и установок своего мышления и своих традиций.

Говоря об особенностях национального характера, мы интуитивно приписываем каждой нации некоторые характерные для нее качества. Люди склонны считать, что каждая нация имеет свои особенности характера. Так, американцев связывают с деловитостью, немцев - с пунктуальностью, французов - с остроумием и галантностью, русских - с открытостью, бесхитростностью и мастерством. Если финны в большинстве своем надежны, осторожны и наивны, но эта наивность какая-то мудрая, а их открытость иногда поражает, “хитрые” китайцы являются стратегами, пытаются действовать не силой, а умением, даже в хаосе находят смысл и “порядок”, извлекая из этого максимальную пользу. Но это далеко не все грани перечисленных национальных характеров. В глубине национальных характеров кроется очень большое разнообразие.

"Отец истории" Геродот писал, что если бы предоставить возможность всем народам на свете выбирать все самое лучшее из всевозможных обычаев и нравов, то каждый народ выбрал бы свои собственные обычаи и нравы. Х.Дюйкер и Н.Фрийд отмечают: "Все люди, принадлежащие к определенной нации, имеют сходство в определенных аспектах и в то же время отличаются чем-то в этих аспектах от людей, принадлежащих к другим нациям... Особенности, которыми они обладают, каким-то образом обусловливаются тем фактором, что они являются гражданами данного национального сообщества, и эти особенности могут быть описаны бытовым или литературным языком". В этом определении констатируется наличие феномена национального характера.

Национальный характер - это совокупность наиболее устойчивых для данной национальной общности особенностей восприятия и форм реакций на различные жизненные ситуации. Национальный характер проявляется в эмоциях, чувствах, настроениях национального темперамента. Национальному характеру присущи свои способы эмоциональности, скорости и интенсивности реакции на происходящие события. Он диктует формы, методы презентации своих интересов и способы борьбы за их реализацию.

Под национальным характером исследователи понимают поведенческую модель, типичную для данного народа и обусловленную единством общественного сознания, общностью системы коллективных представлений о мире, обществе, личности и нормах поведения каждого человека.

Опытные драйверы обязательно учитывают в своей деятельности особенности национального характера. Таким образом, перед проведением презентации нужно не полениться и составить хотя бы такую таблицу:

Факторы Особенности
1. Национальный характер Нужно составить спектр важнейших характеристик
2. Социальная сфера Определить социальный круг будущей аудитории
3. Местные особенности Узнать местные особенности, проявляемые в общении.
4. Исключительные данные Навести справки о конкретных лицах

Очень полезным будет ознакомиться с научными работами и публицистическими материалами по данным вопросам. Такая компетенция позволит создать объективное представление о свойствах и особенностях различных национальных характеров и учитывать это в своих коммуникациях.

Важными элементами и обстоятельствами деловых презентаций являются следующие пункты, которые в практике получили достаточное развитие:

1. Планирование презентаций.
2. Структура презентаций.
3. Содержание презентаций.
4. Стиль презентации - формы словесного выражения.
5. Мультимедийные и коммуникационные средства подачи информации.
6. Способы установления контакта с аудиторией.
7. Искусство публичного выступления.
8. Как с легкостью выходить из затруднительных положений.
9. Выбор места проведения презентации.
10. Письменные презентации.
11. Как подготовиться к выступлению.

Ниже дано краткое реферативное изложение этих пунктов.

1. Планирование презентаций.

Это первичная часть процесса презентации, помогает определить роль и зоны ответственности презентатора. Планирование концентрируется на природе и нуждах аудитории. При планировании принимается во внимание место и график проведения презентации. Можно использовать контрольный лист плана. Изобретение средств оценки результатов является составной частью планирования. Для успешной работы по плану необходимо выявить препятствия, мешающие эффективному проведению презентации.

2. Структура презентаций.

Структуризация сообщения является первым этапом в подготовке презентации. Для этого необходимо определить наиболее эффективный подход к предмету презентации в планируемой аудитории. Цели и корневая концепция являются фундаментом структуры эффективной презентации. Эффективная презентация состоит из пяти компонентов:
- Начальная часть
- Введение
- Основная часть
- Обзор
- Заключение

Для повышения эффекта запоминания, необходимо следовать “правилу трех” - любое крупное сообщение передает один ключевой пункт, иногда допускается два, еще реже - три ключевых пункта. В презентацию следует включать свежие идеи и наглядные схемы.

Здесь важно решить, как наполнить презентацию смыслом. Эффективная презентация должна быть: убеждающей; содержать доказательства, подтверждающие сообщение; оптимальный выбор основное направление изложения материала; содержать комбинации различных форм выражения, чтобы привлечь внимание аудитории; содержать эффективное заключительно сообщение.

4. Стиль презентации - формы словесного выражения.

Осознать и выделить два стиля презентации - вербальный (как говорить) и невербальный (что показывать). Язык должен быть ясным, правильным, выразительным и продуманным (скорость, тон). Для убеждения аудитории необходимо использовать словесные выражения, отражающие характерные особенности эффективной презентации (выразительность, эмоциональность, вызов ответной реакции, побуждение, подчеркнутость). Вербальный стиль общения нужно обогащать посредством использования литературных приемов (ассонанс - повтор похожих слов - “живите лучше, чтобы лучше жилось”, кустода - броская фраза, гипербола, параллелизм), фигур речи (образность, метафора, сравнение), занимательных историй и юмора. Важно избавиться от выразительных форм, которые отвлекают внимание от самого презентатора и содержания сообщения (дискриминация, дурной вкус, неуверенность, сленг, не делать акцент на своем “Я”, утвердительный стиль).

5. Мультимедийные и коммуникационные средства подачи информации.

Цель использования таких средств - дополнять процесс коммуникации, повысить живописность, красочность и оригинальность. Мультимедийные образы должны быть понятными, хорошо продуманными, а приводимая информация должна быть точной и краткой.

6. Способы установления контакта с аудиторией.

Огромную пользу презентации приводит учет потребностей аудитории и использование коммуникативных приемов. Это в значительной степени будет способствовать продуктивному общению, сделает презентацию гармоничной и поможет превратить недоверчивую аудиторию в дружелюбную. Искусный оратор говорит слушателям то, что им нужно и что они хотят услышать. Аудитория желает знать, чего ожидать, чтобы ей отдавали должное. Аудитория желает активно участвовать в презентации и знать, как то, что им говорят, касается их лично.

7. Искусство публичного выступления.

8. Как с легкостью выходить из затруднительных положений.

Наиболее всего ораторов беспокоят не вопросы из аудитории, а их отсутствие. Молчание говорит о том, что люди слушали выступление невнимательно, что выступление их не затронуло. Это означает, что у них уже сформировалось свое мнение без учета того, что говорил оратор. Для вопросов и комментариев можно отвести время до, в течение и после выступления. Для успешного ответа на комментарии из аудитории действуйте в четыре этапа: выслушайте, поймите, выскажите одобрение и ответьте. Отвечая на вопрос, нужно учитывать его тип. Не нужно терять самообладания, если возникают затруднения. Очень интересные приемы общения возникают, когда можно предсказывать наиболее эффектные вопросы.

9. Выбор места проведения презентации.

Обстановку для презентации создает оборудование помещения и расположение мест слушателей, в том числе внешние условия: освещение, температура, качество воздуха, шум. Удобство для публики: хорошо видят, слышат, сидят с удобством, могут сосредоточиться.

10. Письменные презентации.

Письменные материалы, имеющие отношение к деловым презентациям, можно разделить на три типа: письма-подтверждения, раздаточный материал, и предложения. Многие принципы и приемы, относящиеся к устным презентациям, в равной степени применимы и к письменным презентациям. Очень важное качество письменных материалов - их оформление и структура. Принципиальным для письменных документов являются: подходящий стиль, яркий язык, правильность грамматики, пунктуации и орфографии.

11. Как подготовиться к выступлению.

Самыми очевидными качествами для оратора являются: умение, уверенность, компетенция, артистизм, которые достигаются постоянной практикой, работой над собой и профессиональным ростом. Особенно необходимы чувство юмора и самообладание.

Литература:

1. Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. Донецк: Сталкер, 1997.
2. Лэни Арредондо. Искусство деловой презентации. Издательство Урал Л.Т.Д., 1998 (ISBN 5-8029-0022-9, 0-07-002840-0).

ЭФФЕКТИВНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Материалы, предложенные слушателям дистанционных курсов

Выдержки из педагогических методик

Эффективность - от лат. effectivus - дающий определенный результат, действенный . Целесообразный, повышающий некоторые показатели.

В бизнесе мультимедийная презентация давно стала эффективным маркетинговым инструментом, целью использования которого, прежде всего, является яркое, запоминающееся представление товара, услуги, компании перед аудиторией заказчиков и клиентов. Отсюда – четкие требования к поведению докладчика и самим слайдам, которые должны запечатлиться и в будущем принести доход компании (см. А. Попов «Как делать презентации и слайды». Книга предназначена менеджерам бизнес-компаний, но в ней есть много хороших советов, подходящих для учебных презентаций. http://www. *****/projects/txt/presentations/index. shtml).

Что презентовать в педагогике? Логичнее всего – свой опыт перед коллегами , оформляя открытые уроки или семинары для курсов повышения квалификации. Но может ли презентация помочь в процессе обучения, повысить показатели усвояемости материала?

Давайте сформулируем: какие показатели мы хотим улучшить, работая с презентацией на уроке. В описании авторских разработок учителя, как правило, пишут: «повысить интерес к изучаемой теме, развить навыки по анализу, систематизации материала». Но, смотря готовые презентации, остается непонятным, с помощью чего повышается интерес и формируются (закрепляются) навыки учащихся по систематизации материала.

Важно. Когда Вы угощаете гостей чаем с бутербродами, Вы не заостряете их внимание на том, каким ножом Вы резали ингредиенты угощения. Ваша цель – утолить голод, демонстрируя при этом свое кулинарное мастерство (должно быть вкусно). В использовании презентации (как, впрочем, и в целом ИКТ) на уроке важно, прежде всего, думать о главном: о цели и задачах урока и об учениках , которым с помощью презентации может быть более доступен, понятен, интересен материал урока. Только от этого зависит эффективность презентации.

Приведем примеры.

История. Движение войск, выполненное в виде анимированной модели на фоне карты сражения (Показ слайдов – Настройка анимации). Возможность смоделировать другие варианты битвы для обсуждения понятий «стратегия» и «тактика».

География. Презентация с подборкой высококачественных фотографий гор (Памир, Тянь-Шань, Кардильеры, Домбай и т. д.) к теме «Горы» (Вставка-Рисунок-Из файла). Создание заинтересованности к более глубокому изучению темы (впадины и высоты и т. п.), подготовка к домашнему заданию «Придумай легенду гор».

Математика. Построение фигур и их сечений в динамической последовательности для экономии времени на уроке (черчения на доске) в двух параллельных классах.

Литература. Рассмотрение неких характеристик двух литературных героев в параллели (на одном слайде – два портрета, две сцены из спектакля, два отрывка текста для анализа и т. п.).

Вы можете продемонстрировать всего 2 слайда на уроке, гармонично дополняя тему, информация на которых не будет дублировать учебник или Ваш устный рассказ. Но эффектом от их просмотра и обсуждения будет более осмысленное понимание учащимися сути вопроса, желание исследовать тему глубже (например, в рамках проектной деятельности). Именно так мы будем трактовать понятие «эффективная учебная презентация».

Планирование презентации

На подготовительном этапе, прежде чем начать работу за компьютером, необходимо ответить самому себе, как автору, на вопросы:

Кто ваши слушатели?

Каким опытом они обладают (материал должен быть подготовлен в форме повышенной сложности, доступной для среднего уровня форме или упрощенном варианте)?

Сколько человек будут зрителями?

Что следует предпринять, чтобы завладеть вниманием и сохранить интерес?

Сколько времени у вас будет на выступление?

Каковы ваши цели?

Как вы начнете и закончите свое выступление?

Как вы построите свою презентацию и чем воспользуетесь?

Что вы будете спрашивать?

Какие вопросы могут задать вам?

В каком оборудовании и демонстрационных материалах вы нуждаетесь?

    Сколько человек будут зрителями? Какой стиль презентации может предпочитать аудитория? Какие вопросы могут задать вам?

Преимущества мультимедийных презентаций

Мы изучаем инструментарий. Сегодня в нашем распоряжении есть MS PowerPoint, а завтра будет его усовершенствованная версия или вовсе другая программа. Важно понимать для чего, с какой целью мы используем его в своей работе, чем он может быть полезен в конкретных ситуациях.

Попробуем выделить некоторые преимущества.

Возможно в полной мере продемонстрировать преимущества и достоинства темы (представляемого проекта) с помощью графической, текстовой, звуковой и видео информации. Возможность наглядного обоснования своих аргументов. Презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у зрителей позитивное отношение к представляемой информации. Возможность фокусировать внимание собеседников на выбранных именно Вами ключевых моментах. Многократное использование одной мультимедийной презентации, дополнение ее новыми текстовыми и графическими материалами, периодическая модификация.

При этом стоит помнить о том, что главным действующим лицом (на уроке, конференциях, защитах и т. п.) является не презентация, а человек (учитель, докладчик). Поэтому на этапе планирования презентации необходимо четко понимать сценарий своего выступления: задачу презентации, последовательность рассматриваемых вопросов, что показывать, а что озвучивать, время на диалог, время на подведение итогов и т. д.

«Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!». Что же при создании презентации является «точкой опоры»? Если мы говорим об учебных презентациях, то это, прежде всего ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА. Не возможности конкретной программы, не эффекты анимации, не задача провести открытый урок. Мы должны понимать, какие новые (отличные от «классических» форм работы на уроке) способы, варианты, условия мы можем «обыгрывать» с помощью презентации так, чтобы наши ученики (аудитория) восприняла (поняла) материал.

Вопрос: как, на ваш взгляд, можно активизировать внимание аудитории с помощью презентации? Назовите не менее трех приемов.

Наглядность презентации

«Видение не есть чисто механический акт. Оно обусловлено душевными качествами», - писал Г. Вельфлин. «Способ видения подвержен развитию».

Когда мы сами готовим материал для демонстрации, нам необходимо понимать аудиторию и ее потребности. В учебнике изложен материал для «среднестатистического школьника ». Мы же, зная особенности класса, уровень подготовленности ребят, можем подобрать более понятные образы, доступные определения, удобную последовательность изложения материала. Мы можем выбрать для наглядной иллюстрации того или иного явления (события, персонажа) «примитивы» или утонченные образы, расставить акценты на моментах, важных конкретной аудитории, создать определенное настроение для погружения в тему.

Упаковка презентации – это последний этап, влияющий на эффективность использования продукта в дальнейшем, на других компьютерах. Упаковка позволяет грамотно сохранить презентацию (включая все файлы-приложения: звук, видео, специальные программы, дополнительные шрифты).

Напоминаем, что перед сохранением презентации необходимо позаботиться об ее оптимизации, т. е. произвести сжатие картинок. Выделив любой рисунок в презентации, проделать следующие действия: «Формат-Рисунок», вкладка «Рисунок», «Сжатие», а затем расставить флажки - «применить ко всем рисункам документа», «изменить разрешение для Интернета и экрана», «сжать рисунки», «удалить обрезанные области рисунков». Панель инструментов «Настройка изображения» также автоматически поднимается при щелчке на рисунке, или «Вид-Панели инструментов – Настройка изображения».

В меню Файл выберите команду «Подготовить для компакт-диска». Откроется диалоговое окно «Упаковка для записи на компакт-диск».

1. В поле Название компакт-диска введите имя папки, например Презентация.

2. Нажмите кнопку «Добавить файлы» (добавление использующихся файлов в презентации – звук, иллюстрации, текстовые приложения и т. д.)

4. Нажмите кнопку «Параметры». Если показ будет выполняться на компьютере без PowerPoint, программу PowerPoint Viewer включить необходимо. В поле со списком предлагается параметр «Воспроизводить все презентации автоматически в указанном порядке». Это необходимо, если упаковывается несколько презентаций. Щелкните стрелку и просмотрите другие доступные параметры воспроизведения. Оставьте выбранным параметр по умолчанию (первый).

5. Требуется также уверенность, что файлы звукозаписи (видео) будут упакованы в ту же папку; сейчас ссылки на них указывают на ваш компьютер. Поэтому оставьте установленным флажок «Связанные файлы».

6. Конфиденциальность доступа к презентации будет влиять на ввод автором пароля или игнорирование этих полей. Пароль применяется к файлам. ppt, .pot, .pps или.mht в пакете и применяется только к упакованным версиям; исходные пароли любых файлов изменены не будут.

8. В диалоговом окне «Упаковка для записи на компакт-диск» нажмите кнопку «Копировать в папку». Папке уже присвоено имя; поэтому выберите расположение, в котором ее следует сохранить, нажмите кнопку «Выбрать», а затем нажмите кнопку «ОК». PowerPoint создаст папку и упакует в нее файлы.

9. Нажмите кнопку «Закрыть».

Http://ito-center. *****/edu/download/list1/004/4-3.3.pdf - подробно о том, как сделать анимационные эффекты в презентации. http://www. *****/files/progobuch1/new_page_57.htm - советы по работе в т. ч. с анимацией в презентации. http://www. /htm/kopilka/uroki1/32.htm - применение специальных эффектов и ссылок (урок). http://www. *****/department/office/intelteach/14/ - все о создании мультимедийной презентации (с пошаговыми инструкциями). http://www. *****/department/office/intelteach/14/8.html - упаковка презентации.

Дополнительные источники (книги, курсы, статьи) о работе с MS PowerPoint

Обучающие курсы, новинки, консультации по работе с MS PowerPoint на сайте Microsoft Office Online.

http://office. /ru-ru/powerpoint/FX.aspx

А. Попов Как делать презентации и слайды. Книга предназначена менеджерам бизнес-компаний, но в ней есть много хороших советов, подходящих для учебных презентаций.

http://www. *****/projects/txt/presentations/index. shtml

Клуб «PowerPoint» http://www. *****/main. php? area=club&level=advice&cat=1 Ответы на вопросы разработчиков презентаций.

Делаем презентацию во Flash. Краткое руководство.

http://*****/articles/index. php? idart=145

· В качестве эпиграфа (важно)

В презентации должны быть правильно оформлены цитаты (см. http://*****/spravka/letters/?rub=rubric_76) и ссылки на интернет-источники (см. http://*****/spravka/letters/?rub=rubric_79).

Мы предлагаем Вам лишь несколько отрывков из книги «Практическая педагогика для начинающих преподавателей» (М., 2003, «Ассоциация профессионального образования »), которые достаточно подробно дают ответы на вопросы «какой должна быть эффективная презентация».

Три уровня обучения: сначала должна работать мысль, затем – память и на завершающем этапе – руки. В современной трактовке эти уровни называют уровнями понимания, усвоения и применения:

Элементы первого уровня (осознание, осмысление, обобщение). Осознание учебной информации. В её основе лежит установление соответствия между словом и образом. Для такого соответствия необходимо взаимодействие первой и второй сигнальных систем человека. Так, при ознакомлении с образной информацией учащийся пытается представить её в словесном выражении, а услышанное – перевести на язык образов.

Осмысление информации. В основе осмысления лежит установление взаимосвязи между понятиями и представлениями, а также характера этих взаимосвязей. Прежде чем запоминать, надо понять. То есть установление на занятии большого числа связей между единицами усвоения способствует лучшему их осмыслению.

В качестве основных видов и приемов обобщения могут использоваться:

Понятийные обобщения – выявление общих признаков, выделение существенных признаков;

Обобщение на уровне понятий второго рода – объединение понятий, использование аналогий;

Обобщения межпредметные и межматематические;

Статистические обобщения с использованием средних значений, частот и оценки частоты связи;

Тематические обобщения с использованием одномерной, двухмерной и многомерной классификаций, матриц связей и структорно-логических схем.

Наглядной иллюстрацией использования перечисленных выше видов классификаций могут служить следующие примеры.

По истории: какие из перечисленных событий произошли при Петре I (приводится несколько исторических событий и соответствующие даты).

По физике: классифицируйте следующие понятия – давление, скорость, инерция, сила, плотность.

- Прямое включение (вовлечение) аудитории в суть рассматриваемой проблемы (явления), воздерживаясь от приведения собственных аргументов (постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации).

- « Эффект неожиданности». Используйте неожиданную и не известную студентам информацию, имеющую отношение к рассматриваемой теме, а также выпуклые формулировки с «оживляющим эффектом».

- «Провокация». На короткий отрезок времени вызовите у учащихся реакцию несогласия с излагаемой информацией.

Гипербола.

Сопоставление различных точек зрения по рассматриваемому вопросу.

Психолог отмечает, что восприятие посредством зрительного канала осуществляется на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховой канал – только на уровне представления. То есть считываемая информация воспринимается лучше, чем «со слуха».

Интересную теорию восприятия информации предложил академик Амосов этой теории переработка информации человеком происходит на нескольких уровнях (кодах): уровне знаков (условных изображений), уровне слов, уровне фраз и уровне смысла. Причем на практике переоценивается роль высших уровней – слов, фраз, смысла и недооценивается уровень условно-схематических изображений. Хотя он и имеет наибольшую пропускную способность. Условно-схематические изображения целесообразно использовать для раскрытия сущности сложных явлений и процессов, описание которых затруднено общепринятыми словесными методами. Идеальным вариантом изложения представляется такой, при котором каждый рассматриваемый вопрос сопровождается иллюстрированным материалом, а слова используются для установления связи между ними, разъяснения и выводов.

В визуальной информации имеются свои закономерности. Вот некоторые из них.

Вертикальная линия считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они равны по величине. Отсюда следует, что текст, напечатанный в столбик, считывается медленнее, чем его горизонтальный вариант.

Психологи утверждают, что вертикальных текстовых перечислений должно быть нечетное число: 3,5,7. А наибольшее их число, которое запоминает человек, равно 7+2. четное число вертикально записанных перечислений запоминается хуже.

Американские исследователи, занимавшиеся психологией восприятия, ещё в 20-е годы определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Ей принадлежит 33% нашего внимания. Затем идут соответственно левый верхний (28%), правый нижний (23%) и левый нижний (16%) углы.

На прочность запоминания влияет осмысление материала. Преподаватели должны подумать о том, чтобы учащиеся получили глубокое и яркое впечатление о том, что им предстоит запомнить.

Действенный способ запомнить материал учащимся – ассоциировать его с другим известным им, но рассмотреть эту информацию со всех возможных точек зрения. Этому могут помочь ответы на следующие вопросы: Почему это так? Когда так бывает? Где так бывает? Кто сказал, что это так? И т. п.

Основными задачами заключительной части занятия, как правило, являются:

· Суммирование и подытоживание рассмотренного учебного материала;

· Усиление впечатления от занятия и закрепление в сознании учащихся его основных положений;

· Постановка перед аудиторией конкретных учебных задач и рекомендаций по их выполнению.

Заключение может включать призыв к действию, установку, искренний комплимент, юмористический финал, поэтические строки или цитаты, кульминацию, т. е. точку наивысшего напряжения или подъема и т. д.

Критерии периодизации

(автор периодизации Д. Эльконин, дополнения Ф. Моргун)

Дошкольное детство (3-7 лет):

Социальная ситуация развития : Ребёнок Взрослый.

На познание отношений.

Личностная (потребностно-мотивационная).

Ведущая деятельность: Сюжетно-ролевая.

Личностные новообразования: внутренняя позиция, соподчиненность мотивов.

Младшее школьное детство (7-12 лет):

ребёнок сверстники.

На что направлена познавательная деятельность: на познание начальных наук.

Какая сфера психики преимущественно развита: интеллектуально-познавательная деятельность.

Ведущая деятельность: учение.

Личностные новообразования: производственное целеполагание.

Младший подростковый возраст (12-15 лет):

Социальная ситуация развития: младший подросток = сверстники

На что направлена познавательная деятельность: на познание системы отношений в разных ситуациях.

Какая сфера психики преимущественно развита: личностная (потребностно-мотивационная).

Ведущая деятельность: интимно-личностное общение.

Личностные новообразования: способность к идентификации.

Старший подростковый возраст (15-17 лет):

Социальная ситуация развития: Старшие подростки сверстники.

На что направлена познавательная деятельность: на познание профессий.

Какая сфера психики преимущественно развита: познавательная.

Ведущая деятельность: учебно-профессиональная.

Личностные новообразования: чувство одиночества, первая любовь.

Урок №2 «Поиск и использование интернет-ресурсов в презентации»

Сегодня все представляют, что такое поиск в Интернете, однако надо понимать проблемы и особенности (опасности) Интернета как ресурса, особенно в образовательной сфере.

Особенности публикаций в Интернете:

Позитивные:

1. Возможность поддерживать представляемую информацию на актуальном уровне.

2. Богатое разнообразие «полезных» данных.

Негативные:

1. Огромные объемы (десятки миллиардов информационных объектов).

2. Большое количество недостоверных документов.

3. Быстрое развитие технических средств работы с документами.

Практический выход из негативного тупика – использование на начальных этапах поиска «достоверных источников» (энциклопедии, словари, справочники, специализированная литература, публикации в СМИ, архивные фонды, музейные экспозиции и др.). Что дает использование классических источников:

1. Ориентацию в корректной терминологии.

2. Ориентацию в относительно выверенных фактах.

Это позволяет создать определенную информационную базу для собственной работы, которую можно в дальнейшем расширять за счет других, в том числе и недостоверных источников с помощью методов критического мышления.

Источники

Энциклопедии, словари, справочники . Это классические источники, использующиеся, как правило, на начальной стадии исследования и позволяющие сориентироваться в проблематике задач, их терминологии, обозначить основные компоненты изучаемой системы.

С одной стороны наиболее доступный источник (краткие энциклопедии имеются во многих библиотеках), а с другой – фундаментальные энциклопедические издания либо устарели («Большая советская энциклопедия» издавалась более 30 лет назад), либо недоступны местным библиотекам из-за высокой стоимости, маленького тиража и т. п. Энциклопедии в Интернете (е сть как бесплатные, так и платные). Наиболее популярными сегодня являются портал «Рубрикон» (http://www.) и раздел «Энциклопедии» поисковой системы «Яндекс» (http://slovari. *****).

Публикации в СМИ . Наверное, многие помнят времена, когда тематические вырезки из газет и журналов аккуратно складывались в папки или даже вклеивались в специальные альбомы. Огромным «плюсом» таких изданий (по сравнению со специализированной литературой) является их публицистический характер. Сегодня Интернет позволяет быстро осуществлять поиск в масштабных архивах изданий, привлекая не только центральные, но и региональные СМИ. Интернет-архивы СМИ . Большинство центральных, а также некоторые региональные и муниципальные СМИ имеют собственные сайты, в том числе и содержащие архивы публикаций в электронном виде. В качестве примеров можно привести сайты «Учительской газеты» (http://www. *****), «Русского журнала» http://**, «Наука и жизнь» (http://www. *****).

Специализированная литература . Несомненно, это один из наиболее весомых типов источников. Сегодня у пользователей Интернета есть уникальная возможность – получить доступ к каталогам центральных библиотек и воспользоваться услугой «электронной доставки документов»: заинтересовавшие интернет-посетителя материалы могут быть засканированы и либо высланы по электронной почте, либо размещены на сервере для скачивания. Однако, как правило, эта услуга является платной, но удобной, а во многих ситуациях – единственным способом получения интересующих материалов. Для примера укажем адреса сайтов крупнейших отечественных библиотек –Российской государственной библиотеки (бывшая «библиотека им. Ленина» –http://www. *****) и Санкт-Петербургской «Российской национальной библиотеки» (бывшая «библиотека им. Салтыкова-Щедрина» – http://www. *****).

Архивные фонды . Для профессионального исследователя – это один из основных источников первичной информации, но во многих случаях совершенно недоступный до сих пор большинству людей без специального направления. Многие архивы (особенно центральные) сегодня имеют свои сайты, позволяющие ознакомиться с их каталогом и иногда – с отдельными документами. Кроме того, на сайтах архивов периодически оформляются виртуальные выставки с преставлением некоторых документов. Интересными примерами могут служить сайт Центрального государственного архива кинофотодокументов г. Санкт-Петербурга (http://photoarchive. *****) и сайт-каталог «Государственные архивы РФ», в т. ч. хранящий фотодокументы о Великой отечественной войне» (http://**).

Сайты музеев . Зачастую сайты музеев содержат виртуальные выставки, а также могут служить примерами построения виртуальных экспозиций. Сегодня в Интернете представлено достаточно много музейных сайтов. Их адреса можно почерпнуть на портале «Музеи России» (http://*****).

Поисковые системы и каталоги в Интернете

Помимо специализировнных ресурсов перечисленных типов, в Интернете опубликовано колоссальное количество материалов (статей, фотографий, рисунков и др.), которые могут оказаться полезными источниками информации в исследовательской деятельности . Такие ресурсы могут быть найдены с помощью поисковых систем, которых сегодня существует не один десяток. Наиболее популярными среди российских пользователей являются «Яндекс» (http://www. *****), «Google» (http://www.), «Рамблер» (http://www. *****), «Апорт» (http://www. *****).

Принцип использования таких поисковых систем прост: пользователь должен ввести ключевые слова, которые, по его мнению, описывают тематику искомых материалов, система осуществляет отбор документов и выдает пользователю список ссылок на отобранные материалы.

Важно понимать, что ни одна поисковая система не осуществляет поиск в «живой» сети , а проделывает эту операцию в специальной собственной базе данных , хранящей описание некоторого множества документов из Интернета. Состав включенных в базу данных документов специфичен для каждой конкретной системы и всегда является неполным по отношению к истинному состоянию Сети. Именно поэтому никогда нельзя ответить на вопрос: «какая поисковая система лучше?».

При решении исследовательских задач важным показателем эффективности поиска является его полнота, характеризующая то, как много документов было найдено по отношению к тому, что вообще можно было найти в Интернете. Очевиден тот факт, что любой проведенный поиск является заведомо неполным , как по объективным (всегда существуют документы, не представленные в базе данных используемых поисковых систем), так и по субъективным причинам (наборы ключевых слов, указанных пользователями, не всегда совершенны). Но если борьба с объективными причинами находится за гранью возможностей пользователя, то работа над «качеством» запросов является одним из важных инструментов повышения полноты поиска в исследовательских задачах.

Давайте рассмотрим подробнее некоторые аспекты методики улучшения «качества» запросов. Прежде всего, надо понимать, что процедура поиска должна быть циклической: пользователь вводит ключевые слова – система отбирает документы – пользователь анализирует результаты и уточняет состав запроса, после чего поиск производится повторно . Чем сложнее исследовательская задача, тем больше может потребоваться итераций поиска.

При уточнении запросов помимо включения новых ключевых слов, выбранных из найденных документов, можно использовать и другие приемы расширения на основе имеющихся ключевых терминов:

    конкретизация имеющихся терминов (например, для термина «Москва» могут использоваться конкретизирующие термины «город», «город-герой»); использование синонимов, синонимичных выражений для имеющихся терминов; использование устаревших, измененных терминов, отмененных и замененных понятий (например, устаревший термин «электронно-вычислительная машина» вместо термина «компьютер», название «Ленинград» вместо «Санкт-Петербург» и т. п.); использование имен людей, связанных с разработкой используемых понятий, с исследуемыми событиями и т. п. сведения о странах, местностях, населенных пунктах и т. п., связанных с используемым понятием.

Кроме приемов изменения запросов на каждом очередном «витке» поиска, для повышения полноты его результатов следует также использовать различные поисковые системы. Экспериментально легко убедиться, что для одного и того же запроса результаты, выдаваемые разными системами, будут различны практически всегда.

Интернет и презентация

Памятуя о том, что обсуждалось в уроке №1, что не технологии и не Интернет мы делаем исходной точкой для планирования эффективной презентации, а педагогические задачи, стоящие перед нами, обозначим пять принципов педагогической техники, которые нам помогут понять как и зачем нам использовать интернет-ресурсы в презентации. Внимательно прочитайте и постарайтесь «примерить» к этим принципам интернет-технологии.

Принципы педагогической техники (, 1999)

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА

В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием: право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.

Вот только некоторые примеры свободного выбора: " задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; дает ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала («Основы педагогического мастерства» /Под ред. . М.:Просвещение, 1989. С. 211.).

ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ

Не только давать знания но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов главное достояние школьника! Какие задачи решают в школе? Так называемые «закрытые» задачи, то есть имеющие точное условие (из пункта А в пункт Б...), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? спутника жизни? как увеличить прибыль предприятия? уменьшить вероятность аварии?..), разные пути решения, набор вероятных ответов.

ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов организовывать преимущественно в форме деятельности.

А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».

Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах...

ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше механизмов обратной связи в ней. Учитель в уроке отслеживает настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания...

ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ (высокого КПД)

Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить.

Использование интернет-контента в презентации

Если раньше у нас не возникало сомнений по поводу достоверности информации (учебники утверждены и одобрены), то сегодня информационного шума много как в интренет-пространстве, так и в СМИ, и даже в книгах. Использование контента из Интернет должно быть продумано и целесообразно. Более того, Интернет можно использовать как некую педагогическую среду для выработки таких важных навыков учащихся, как: анализ, структурирование, аннотирование, поиск.

1. В Интернете много разной информации, порою, противоречивой, на одну и ту же тему. Сравните (о маршале): http://marshalgukov. *****, http://militera. *****/memo/russian/katukova_es/17.html, http://www. /books/slova-obratno/30.htm. Эту вариативность можно ругать, обсуждать, а можно использовать как альтернативную информационную среду для развития способностей видеть возможность выбора и осуществлять этот выбор. Например, для подготовки проблемного урока «Герои: люди или идолы?». Подготовка такого урока может включать следующие этапы: учитель выдает список рекомендуемых к изучению ресурсов или задает ребятам самостоятельный поиск интернет-ресурсов по теме. Найденные и отсмотренные сайты должны быть аннотированы учащимися. Затем – краткое обсуждение найденных материалов и урок-дискуссия о героях. К такому уроку эффективна будет презентация учителя, содержащая емкие цитаты, портреты (большие, качественные, возможно, несколько для сравнения) и т. д.

2. Использование интернет-ресурсов, понятных и понимаемых детьми, выражает уважение к личности ребенка, искренний интерес к его внутреннему миру, доверие. Так, например, занятия по иностранному языку в начальной школе могут сопровождаться презентацией, подготовленной учителем в соответствии с программой, но с использованием материалов сайта «Смешарики» http://***** (со ссылкой на источник). Или учитель физики начинает тему «Резонанс» с вопроса: почему электрическая гитара, в отличие от акустической, может иметь любую, даже весьма причудливую форму корпуса? И подтвердил свой вопрос показом нескольких картинок с гитарами популярных рок-музыкантов http://www. *****/eguitars/zombie. html.

3. Образное мышление. Использование интернет-ресурсов при закреплении материала в презентации «Аналогии». Пример. Литература. Образ Печорина. Задание учащимся: подготовьте не более 3 слайдов презентации, подобрав к определенному времени своих литературных (исторических) героев и обосновав свою позицию. В данном случае учитель демонстрирует свою версию выполнения такого задания как пример, оперативно подобрав материал в Интернете.

1. Необходимо указывать источники цитирования как текстов, так и иллюстраций. Ресурсы Интернета – это самые слабо защищенные, с точки зрения произвольного и выборочного копирования, материалы: довольно просто выделить фрагмент текста или иллюстрацию, скопировать и вставить этот фрагмент в любой другой электронный документ. Однако следует помнить, что информационная культура предполагает оформление источников при цитировании, а вопросы авторских и имущественных прав – письменного разрешения правообладателя на самостоятельное размещение информации на публичных ресурсах, даже если это размещение осуществляется в некоммерческих целях. Особенности вступившей в силу с 1 января 2008 года 4й части Гражданского Кодекса РФ по вопросу авторских прав http://www. ukon. su/laws/kodeks/7679.html. Комментарии к Закону http://*****/ru/news/civil_code/2007/3/14/kommentarii_ .

Презентация помогает получить благоприятные условия во время доклада и привлечь внимание аудитории для достижения цели презентации. Для специалистов презентация - важнейший элемент информационной культуры и квалификации, необходимый в профессиональной деятельности.

Пять основных признаков эффективной презентации :

  • 1. Увлекательность. Презентация должна с самого начала увлечь аудиторию и удерживать ее внимание до ее логического завершения.
  • 2. Содержательность. Презентация должна содержать значительные сведения для лиц, которым она предназначена.
  • 3. Запоминаемость. Презентация эффективна, когда она действует и после ее завершения, а аудитория продолжает размышлять о предмете ее содержания.
  • 4. Активизация. Презентация эффективна, когда побуждает людей к действию в направлении, желательном для презентатора.
  • 5. Сбалансированность. Презентация эффективна, когда в ней соблюдено равновесие всех ее элементов: эстетическая привлекательность, грамотная композиция, стиль, длительность, структурированность, понятность.

Цель презентации - убедить аудиторию своим сообщением. Убедить, чтобы она действовала в нужном докладчику направлении. Люди должны ответить на сообщение, которое принесла им презентация. Во мнениях, поведении и убеждениях людей должны произойти изменения.

Нужно искать "точку входа" в душу аудитории, то есть сделать акцент на точке зрения или действии, которое люди охотно воспримут. Убеждение должно проходить на благожелательном уровне и вызвать согласие с их стороны. Презентация не должна выполняться слишком напористо и назидательно, что может вызвать отторжение аудитории.

Обратим внимание на точки входа в контакт с аудиторией:

  • 1. Понять, что нужно аудитории и показать, что она может это получить.
  • 2. Указать аудитории новый путь достижения результатов.
  • 3. Дать аудитории новую, полезную информацию.
  • 4. Заинтересовать аудиторию, чтобы она одобрила предложения, содержащиеся в презентации.
  • 5. Творчески заинтересовать аудиторию. Дать людям "сделать свои изобретения" внутри информационного поля презентации, что сделает их соучастниками. (Например, если вы делаете презентацию Coca-Cola.Салют народному творчеству, то можно предложить аудитории нарисовать их виденье бутылочки кока-колы.)

Важно осознать, что понятийное пространство у аудитории всегда отличается от понятийного пространства докладчика.

Для преодоления барьера непонимания и отсутствия мотивации у аудитории докладчику необходимо научиться: во-первых, говорить на одном языке понятий с аудиторией; во-вторых, выяснить интересы главного лица и показать ему, что эта презентация способна решить его проблемы. Такая задача решается только активным методом - нужно вступать в контакт с главным лицом и его экспертом и выяснять их личные предпочтения. Однако такой активный подход требует некоторой деликатности и тонкой политики в процессе диалога.

Другой важный прием налаживания делового контакта во время презентации с главным лицом - это сначала заинтересовать его. Например, обозначить проблему в начале презентации, а потом дать аудитории шанс самим решить эту проблему, поразмышлять о ней.

Контакт презентатора с аудиторией в значительной степени зависит от понятийного пространства и языка мышления аудитории, от ее национальных, культурных и социальных особенностей, от традиций, присущих населению данной местности, где проводится презентация.

Люди склонны считать, что каждая нация имеет свои особенности характера. Так, американцев связывают с деловитостью, немцев - с пунктуальностью, русских - с открытостью, бесхитростностью и мастерством. Об этом нужно помнить

Важными элементами и обстоятельствами деловых презентаций являются следующие пункты:

1. Планирование презентаций.

Это первичная часть процесса презентации, помогает определить роль и зоны ответственности презентатора. Планирование концентрируется на природе и нуждах аудитории.

2. Структура презентаций.

Эффективная презентация состоит из пяти компонентов

Начальная часть, Введение, Основная часть, Обзор, Заключение

Здесь важно решить, как наполнить презентацию смыслом. Эффективная презентация должна быть: убеждающей; содержать доказательства; содержать комбинации различных форм выражения, чтобы привлечь внимание аудитории; содержать эффективное заключение.

4. Стиль презентации - формы словесного выражения.

Осознать и выделить два стиля презентации - вербальный (как говорить) и невербальный (что показывать). Язык должен быть правильным, выразительным и продуманным (скорость, тон). Важно избавиться от выразительных форм, которые отвлекают внимание от самого презентатора и содержания сообщения (дискриминация, сленг, не делать акцент на своем "Я").

5. Мультимедийные и коммуникационные средства подачи информации.

Цель использования таких средств - дополнять процесс коммуникации, повысить живописность, красочность и оригинальность.

6. Способы установления контакта с аудиторией.

Искусный оратор говорит слушателям то, что им нужно и что они хотят услышать.

7. Искусство публичного выступления.

Невербальные сигналы на 60-90% определяют, каково будет воздействие оратора на аудиторию. Оратор посылает сигналы аудитории всем своим внешним видом: мимикой, жестами, движениями и тем, как он одет. Если презентация ведется эмоционально, энергично, то и аудитория будет внимательна и активна.

8. Как с легкостью выходить из затруднительных положений.

Для успешного ответа на комментарии из аудитории действуйте в четыре этапа: выслушайте, поймите, выскажите одобрение и ответьте. Отвечая на вопрос, нужно учитывать его тип. Не нужно терять самообладания.

11. Как подготовиться к выступлению.

Самыми очевидными качествами для оратора являются: умение, уверенность, компетенция, артистизм, которые достигаются постоянной практикой, работой над собой и профессиональным ростом. Особенно необходимы чувство юмора и самообладание.

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:

— Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:

— Я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживёшь всех своих родных. Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. — Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён? — спрашивали они. На что последовал ответ: — Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит от того, не что сказать, а как сказать. (Восточная притча). Какая связь между старой восточной притчей и жизнью современного делового человека? И в наши дни от того, как представлена информация (о себе, о компании, о товаре или услуге) зависит, конечно, не жизнь, но всё равно очень и очень многое.В деловом общении потребность в осуществлении той или иной презентации постоянно растёт. Это может быть:
    открытие нового подразделения в организации;продвижение нового товара или услуги;презентация новой книги;участие в конкурсном отборе на работу;защита инновационного проекта или диссертационного исследования;публичные выступления и т.п.
Под презентацией обычно понимают первое официальное представление заинтересованной аудитории некоторой ещё неизвестной или малоизвестной информации , продукции, услуг и их создателей.Выделяют четыре основные цели презентации в отношении других людей:
    Сообщить информацию — значит дать другим людям полное представление о том, что является предметом презентации.Научить — означает связать полученные знания или информацию с релевантным (относящимся к делу) опытом и поведением, которые необходимы, чтобы перевести знания или информацию в практическое действие.Создать мотивацию — значит создать условия, обеспечить стимул, которые придавали бы знаниям, опыту или поведению такой смысл, чтобы люди захотели сделать что-то практически.Развлечь , то есть оптимизировать, создать у других людей позитивный опыт или перевести их в позитивное состояние.
Как правило, большинство презентаций преследуют сразу несколько целей, а порой и все сразу.На эффективность презентации влияют множество факторов, таких как личностные особенности человека, представляющего информацию (презентатора), особенности целевой аудитории, использование презентатором специальных знаний и приёмов. Особенно важны специальные презентационные навыки и умения :
    умение диагностировать и оценивать аудиторию слушателей (их цели и мотивы, уровень интеллектуального восприятия информации и её понимания, практическую направленность и т.д.);умение подбирать для конкретного вида презентации информацию (теоретическую и практическую);умение использовать разнообразные средства, позволяющие эффективно представлять информацию;умение определить коммуникативные (сенсорные) каналы (аудиальный — услышать, визуальный — увидеть, кинестетический — ощутить) и эффективно их использовать для разных участников презентации.
Кроме того, на успешности презентации может сказаться имидж выступающего: его одежда, причёска, жесты, походка, темп речи, тембр голоса, соответствие образа человека в целом ожиданиям целевой аудитории.На тренингах по эффективной презентации можно научиться:
    приёмам работы с текстом, структурирования и запоминания информации;использовать невербальные средства общения для достижения максимальной эффективности презентации;навыкам взаимодействия с аудиторией;импровизации, умению гибко менять ход, структуру презентации в зависимости от потребностей аудитории;приёмам самонастройки перед выступлением, дающим уверенность в себе, внутреннюю силу и энергию.

На данных тренингах используются различные методики НЛП, ораторского искусства, аутотренинга и другие. Умелое использование данных техник позволяет добиться блестящих результатов в личностном и профессиональном росте, а также способствовать успешности вашего бизнеса.

Уважаемые посетители! Портал "Самопознание.ру" посвящён в первую очередь личностному росту. Работа над собой, развитие навыков управления эмоциями, коммуникации, самопрезентации, конструктивного решения конфликтов, самоорганизации и т.д., несомненно, способствуют карьерному росту, увеличению продаж и развитию бизнеса. Многие технологии, освоенные на тренингах, могут использоваться при решении рабочих вопросов. Но мы не размещаем бизнес-тренинги в чистом виде (а также тренинги по продажам, управлению персоналом, переговорам, маркетингу, бухучёту и т.д.). Данное размещение не будет эффективным, т. к. посетители портала "Самопознание.ру" — не целевая аудитория данных мероприятий.