История военно-морского флага начинается с времен царствования царя Петра I. Именно он считается и прародителем всего военно-морского флота России. При нем стали строится первые боевые суда и одержаны первые морские победы России. Пётр I уделял много внимания разработке проектов флага. В 1692 году он лично нарисовал два проекта. На одном из них имелись три параллельных полосы с надписью «белый», «синий», «красный», на втором были те же самые цвета с Андреевским крестом поверх них. В 1693 и 1695 годах второй проект был включен в некоторые международные атласы как флаг «Московии».

Но на этом Пётр I не остановился и в период с 1692 года по 1712 года Петр I нарисовал ещё восемь проектов флага, которые последовательно были приняты во Флоте. Последняя (восьмая) и заключительная версия была так описана Петром I: «Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».

В такой форме Андреевский флаг просуществовал в Российском Флоте до ноября 1917 года.

Андреевский флаг представляет собой белое полотнище с двумя диагональными полосами синего цвета, образующими наклонный крест, называемый Андреевским. Отношение ширины флага к его длине - один к полутора; ширина синей полосы равна 1/10 длины флага.

Если копнуть далеко в историю, во времена раннего христианства, думаю Вам это будет интересно, то можно узнать, что Апостол Андрей был братом Апостола Петра. Оба брата ловили рыбу в Галилейском море, что обусловило их покровительство над морской торговлей. Андрей был первым, кого призвал к себе в ученики Христос, поэтому был назван Первозванным. Согласно средневековому преданию, Апостол Андрей также посещал территорию будущей Руси, в связи, с чем считается святым покровителем России. В Киеве он оставил наперсный крест, после того, когда он посетил Новгород и расположенный рядом Волхов. Апостол Андрей стал известным после неустанного проповедования христианства в своём путешествии и принятия мученической смерти на косом кресте в греческом городе Патры. Теперь я думаю всем понятно от куда родилась такая символика.

Сколько побед одержал Российский флот под этим флагом просто не счесть, однако были и поражения. Но героической славы Андреевского флага трудно переоценить.

Следующей вехой в истории флага военно-морского флота была Октябрьская революция 1917 года. Как Вы помните вся символика царской армии ими была отменена.

К слову сказать, ведь иначе мой рассказ будет не полным, на кораблях военно-морского флота используется не только кормовой флаг, о котором была речь в начале моего повествования, а ещё и носовой флаг, который называется Гюйс. Гюйсом называли ещё и крепостные флаги военно-морского флота. Оба этих флага поднимаются на кораблях только на стоянке, на якорной или у причала, или как говорят моряки у стенки. Но Гюйс вместе с кормовым флагом поднимаются на кораблях только 1 и 2 ранга. Когда же корабль выходит в море, оба этих флага опускаются и поднимается один кормовой, но уже на самой высокой мачте, как раньше, или на стеньге как сейчас на современных кораблях, на грот-стеньге к тому же во время боя поднимается и государственный флаг России.

Так вот вплоть до 1923 года все корабли военно-морского флота РСФСР ходили под простым красным революционным флагом. И только в августе 1923 года капитаном первого ранга Н.И. Ордынским был разработан первый флаг революционной России, при разработке которого за основу был взят военно-морской флаг Японии.

И вот коммунисты, собрав Президиум ЦИК СССР, 24 августа 1923 года, позаседав учреждают этот кормовой флаг ВМФ СССР. В постановлении говорилось:

Военно-морской флаг - красного цвета, прямоугольный, посредине флага - белый круг с 8 расходящимися белыми лучами к углам и серединным сторонам.

В круге красная пятиконечная звезда, внутри которой серп и молот, обращённая одним концом вверх.

Размеры: отношение длины флага к его ширине как 3 × 2; круг имеет размер - половина ширины флага; звезда имеет диаметр - 5/6 диаметра круга; ширина лучей в круге 1/24, в углах и серединах сторон флага - 1/10 ширины флага.

Этот флаг просуществовал на флоте вплоть до начала 1935 года. Сменой или толчком для смены этого флага послужило преобразование Морских сил Дальнего востока, созданных 21 апреля 1932 года, в Тихоокеанский флот Приказ от 11 января 1935 года. Вот тогда и встал вопрос о замене военно-морского флага, так как он был очень похож на военно-морской флаг Японии, что могло привести к возможным проблемам и так не дружелюбно настроенной к нам Японии.

И вот 27 мая 1935 года постановлением ЦИК и СНК СССР был учреждён новый Военно-морской флаг СССР.

Новый Военно-морской флаг СССР - представлял собой белое полотнище с голубой полосой, идущей вдоль нижней кромки флага. На белом полотнище помещены: в центре левой половины красная пятиконечная звезда, обращённая одним конусом вверх; в центре правой половины полотнища - перекрещённые серп и молот красного цвета.

Диаметр звезды равен 2/3 ширины всего флага, а наибольший диаметр перекрещённых серпа и молота - 2/3 ширины белого полотнища. Отношение ширины белого полотнища к голубой полосе 5:1. Отношение длины флага к ширине 3:2.

Под этим флагом были одержаны все победы в ВОВ, но и ему суждено было прожить лишь до 1950 года.

Так как флаг был неопубликованный и не вошедший в Свод законов СССР, то 16 ноября 1950 года постановлением Совета Министров СССР, флаг ввели в данный Свод и помимо этого были внесены изменения в Военно-морской флаг, в частности были изменены пропорции и расположения звезды и серпа и молота. Внешне заметить это не просто, но, однако не зря же люди заседали. И теперь флаг выглядел так и просуществовал аж до 26 июля 1992 года.

По всей вероятности Совету Министров СССР понравилось это занятие по изменению флага ВМФ СССР, что они 21 апреля 1964 года утверждают описания и рисунки военно-морских флагов и вымпелов СССР боевых кораблей, кораблей пограничных войск, вспомогательных судов и должностных лиц Министерства обороны и Комитета государственной безопасности СССР.

Так к примеру выглядел флаг Морских частей Погранвойск КГБ СССР.

Ну и как говориться, как веревочка не вилась всё приходит на круги своя. И вот 26 июня 1992 года на своё старое место возвращается наш старый, но опять новый Андреевский флаг. Белое полотнище с голубым крестом по диагонали.

Вот вроде и всё, но и ему уже пришлось потесниться. А именно Федеральным законом от 29 декабря 2000 года № 162-ФЗ «О знамени Вооружённых Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знамёнах иных видов Вооружённых Сил Российской Федерации и знамёнах других войск». Военно-морскому флагу Российской Федерации был возвращён исторический синий цвет диагонального креста, что послужило к автоматической замене всех флагов с изображением Военно-морского флага Российской Федерации.

Да вот такая получается история у флага. Вообще на ВМФ много всяких разновидностей флагов. Это и Гвардейские флаги, где на флаг добавлена Гвардейская ленточка. И орденские флаги, и флаги вспомогательных судов ВМФ, и флаги расцвечивания, а также Брейд-вымпелы, вымпелы, флаги должностных лиц ВМФ и Государства. Изменились и флаги морчастей погранвойск, появились и флаги судов Внутренних войск. Но это уже другая история.

Мне же довелось служить в 80-х под молоткастым и серпастым флагом. И бороздить просторы Атлантического океана, Средиземного и Баренцево морей под ним красавцем. Для меня он всех дороже и красивее на свете, что уж тут поделать, это моя история, история моей службы…

Андреевский флаг

«С нами Бог и Андреевский флаг!» — с этими словами во флоте Российской империи обращались перед боем командиры кораблей к своим экипажам.

Андреевский флаг является главным корабельным кормовым флагом Российского флота. Он представляет собой белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест, названный Андреевским. Этот крест и дал имя флагу.

Андреевский крест – косой крест, символизирующий распятие Андрея Первозванного. Является распространённым символом и используется на флагах и символике нескольких стран и территорий.

Кем же был Андрей Первозванный, имя которого так славно увековечено во всём мире?

Андрей Первозванный

Апостол Андрей , известный как апостол Андрей Первозванный, – один из учеников Иисуса Христа, брат апостола Петра. О нём упоминается в книгах Нового Завета.

Как и Пётр, Андрей был простым рыбаком. Родился он в городе Вифсаиде, на берегу Галилейского озера.

Франсиско де Сурбаран "Святой апостол Андрей"

Сначала Андрей был учеником Иоанна Крестителя, но когда Христос призвал его, он первым пошел за Ним, поэтому и назван был Первозванным. До последнего дня земного пути Спасителя следовал за Ним его Первозванный апостол, он же был свидетелем Воскресения и Вознесения Христова.

Причиной, по которой Андреевский крест присутствует на флагах многих стран, является то, что апостол Андрей посетил с проповедью о Христе многие страны. И те страны, где он побывал, считают его своим покровителем. В день Пятидесятницы (через 50 дней после Воскресения Христа) Святой Дух сошёл на апостолов в виде огненных языков. Так они получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях. 12 апостолов разделили между собой страны, где они должны были обращать язычников в христианство. Святому Андрею выпали по жребию земли Вифинии (Малая Азия), Пропонтиды (область Турции), Фракии (современная область Греции, Болгарии и Турции), Македонии на Балканах, Скифии , Фессалии (побережье Эгейского моря), Эллады (Греции), Ахайи (Южные Балканы), многие отдельные города. Но первым поприщем его апостольского служения стало побережье Чёрного моря .

Почти всюду власти встречали его жестокими гонениями. Особенно много мучений он перенёс в городе Синопе, где был подвергнут язычниками жестоким пыткам. Но святой Андрей снова оказался здоровым и целым от ран.

Согласно средневековому преданию, апостол Андрей посещал территорию Руси, поэтому является её святым покровителем. В Киеве он оставил наперсный крест, после этого посетил Новгород и расположенный рядом Волхов.

Он побывал также в современных Абхазии, Алании и Адыгее , а затем прибыл в город Византий и первым проповедовал там учение Христа. Здесь же он основал христианскую Церковь.

Андрей Первозванный принял мученическую смерть на косом кресте в г. Патры (Греция), этот крест с тех пор называется Андреевским крестом . Произошло это в 70-х годах I в.

Мученическая смерть Андрея Первозванного

В городе Патры прошли последние годы жизни апостола. Здесь он проповедовал, собрал вокруг себя большую христианскую общину. В Патрах он совершил много чудес: исцеления наложением рук, воскрешение мёртвых. Правитель Эгеат приказал казнить Андрея Первозванного, распяв его на кресте. Но апостол считал себя недостойным умереть на таком же кресте, как Иисус Христос, поэтому для казни выбрали крест косой. Правитель Эгеат приказал не прибивать его к кресту, а привязать за руки и ноги, чтобы продлить мучения. Два дня апостол проповедовал с креста. Люди, слушавшие его, потребовали прекратить казнь, и правитель, опасаясь народных волнений, распорядился снять апостола с креста. Но Андрей Первозванный хотел принять смерть во имя Христа, поэтому воины не смогли развязать верёвки. Его житие сообщает, что когда святой апостол скончался, крест озарился ярким сиянием. По преданию, на месте распятия апостола Андрея Первозванного забил источник.

Собор Андрея Первозванного в Патрах (Греция)

На этом же месте в Патрах возведен величественный Собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции.

О флагах, использующих Андреевский крест

Андреевский крест является распространённым символом, изображаемым на флагах многих государств и административных единиц.

Флаг Шотландии

Это флаг Алабамы (одного из штатов США), флаг Катвейка (общины в Нидерландах), флаг Шотландии (Андрей Первозванный считается её покровителем), флаг Тенерифе (испанский остров), флаг Ямайки , флаг Потчефструма (провинции ЮАР), три андреевских креста расположены на флаге и гербе Амстердама . И ещё около 20 флагов различных стран несут на себе Андреевский крест.

Флаг Российского флота

Андреевский флаг – главный корабельный кормовой флаг Российского флота. Он представляет собой белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный Андреевский крест.

Флаг Российского флота

В 1698 г. Петр I учредил первый в России орден (орден святого апостола Андрея Первозванного) для награждения за воинские подвиги и государственную службу.

Орден представлял собой золотой крест, голубую ленту, серебряную восьмиконечную звезду и золотую цепь. В центре звезды, в розетке, покрытой красной эмалью и золотыми полосками, — двуглавыйорел, увенчанный тремя коронами, на груди орла косой синий крест.

Знак на орденской цепи и звезда ордена

Символика Андреевского флага была данью памяти Петра I своему отцу, царю Алексею Михаиловичу, впервые учредившему специальный флаг для первого военного Российского судна – трёхмачтового галиота «Орёл».

Пётр I лично занимался проектом флага Российского флота и нарисовал несколько вариантов. Восьмую (последнюю) версию флага сам Петр I описал так: «Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он» . В таком виде Андреевский флаг просуществовал в Российском флоте до ноября 1917 г.

17 января 1992 г. правительство России приняло резолюцию по возвращению Андреевскому флагу статуса Военно-Морского флага России. 15 февраля 1992 г. Андреевский флаг был освящен в Санкт-Петербурге в Николо-Богоявленском соборе.

Гюйс (носовой флаг корабля или судна) военно-морского флота также несёт на себе Андреевский крест. Оба флага (гюйс и кормовой) были заменены в 1918 г. на флаг РСФСР, а затем на вновь созданные гюйс и военно-морской флаг СССР.

Гюйс ВМФ России

Официальное знамя ВМФ России основано на флаге ВМФ России, оно было утверждено Федеральным законом № 162 от 29 декабря 2000 г.

СССР был образован в 1922 году. Все символы власти Российской империи к тому времени были отменены уже пять лет. Новому государству требовалось утвердить свои символы, в том числе и флаг ВМФ СССР. На это понадобилось время, поскольку боевые действия не прекращались еще долгое время.

За историю существования советского государства было утверждено три эскиза ВМФ. Каждый из них имел свои особенности. Последний вариант просуществовал сорок два года.

Предназначение

В Корабельном уставе флаг ВМФ СССР обозначался в качестве Боевого Знамени. Он являлся символом воинской чести, славы, доблести. Его задача была в напоминании членам экипажа о долге, который состоял в защите Советской Родины. Также флаг служил напоминанием о героических традициях.

Описание флага 1923 года

Впервые флаг ВМФ СССР появился в 1923 году. Его эскиз разработал капитан первого ранга Ордынский Н. И. За основу он взял знамя ВМС Японии.

Описание:

  • прямоугольная форма в соотношении три к двум;
  • полотно красного цвета;
  • в центре полотна белый круг, равный половине ширины полотна, он символизировал солнце;
  • от круга расходятся восемь белых полос к середине четырех сторон и четырем углам;
  • в центре круга пятиконечная звезда, ее цвет красный, она обращена одним из концов вверх, ее диаметр равен пять шестых диаметра круга;
  • в звезде расположен серп и молот белого цвета.

В этом же году флаг подняли на военных судах в честь пятой годовщины Октябрьской революции. Утвердили его только в 1924 году.

Сохранились архивные фотографии, на которых изображены миноносцы «Калинин», «Войков» с поднятыми на борту флагами, разработанными Ордынским Н. И.

Описание флага 1935 года

Просуществовало знамя 1923 года двенадцать лет. Мысли о его смене начали возникать у руководства страны еще в 1932 году. В это время были созданы Морские войска Дальнего Востока. Спустя три года из них создали Тихоокеанский флот.

Существовавший Военно-морской флаг сильно напоминал символ островного государства, из-за чего могли возникнуть проблемы. Поэтому в 1935 году утвердили новый флаг ВМФ СССР, который просуществовал пятнадцать лет.

Описание:

  • полотно белого цвета;
  • голубая полоса, расположенная вдоль нижней части полотнища;
  • пятиконечная звезда окрашена в красный цвет, она помещена в середине левой половины полотна, направлена одним из концов вверх, диаметр фигуры приравнен к двум третям ширины всего знамени;
  • красный серп с молотом перекрещены между собой, размещены в центре правой половины полотна, самый большой диаметр символа равен двум третям ширины белой части полотнища.

Соотношение белого и голубого цвета равно пяти к одному. Размеры полотна составляют три к двум.

Описание флага 1950 года

К 1950 году флаг ВМФ СССР (фото внизу) был немного видоизменен. Постановление об этом не было зафиксировано в Своде законов Союза. Внешний вид был утвержден только в 1964 году.

Описание:

  • белое полотно с голубой полосой, которое размещено вдоль нижней части;
  • в левой половине белого полотна расположена красная пятиконечная звезда, один из ее концов направлен вверх;
  • в правой части белого полотна размещены серп с молотом красного оттенка, они перекрещены между собой, а нижние крайние точки их рукояток и нижние крайние углы звезды находятся на одном уровне.

Размеры флага ВМФ СССР за 1950 год существенно отличаются от предыдущего варианта. Соотношение ширины с длиной стало один к полутора. Изменился размер пятиконечной звезды, она визуально сравнялась с перекрещенными серпом и молотом. Ширина голубой части стала равна одной шестой всей ширины флага.

Именно таким знамя оставалось до 1992 года, пока не было заменено на современный символ ВМС Российской Федерации.

Описание гвардейского варианта

Расшифровка символов:

  • звезда - знак Красной армии;
  • перекрещенные серп с молотом - одна из главных эмблем советского государства, означала союз между крестьянами и рабочими;
  • голубая полоса - символ моря.

В последнее время оригинальные флаги стали популярными среди населения. Спрос рождает предложение, поэтому появились интернет-магазины, которые занимаются изготовлением и продажей флагов, а также другой атрибутики СССР.

Военно-морской флаг России был утверждён 21 июля 1992 года и регламентирован корабельным уставом Военно-морского флота Российской Федерации.

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета с Андреевским крестом темно-синего цвета.

Флаг имеет пропорции 2:3.

Флаг ВМФ РФ включён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 6.

Флаг символизирует государственную принадлежность корабля, а также готовность защищать интересы России на водных просторах.

Флаг схож с флагом Шотландии. Фактически флаги являются инвертированными версиями друг друга, хотя известно, что флаг Шотландии появился раньше флага ВМФ России.

Флаг использовался с начала XVIII века. Пётр Первый сделал восемь эскизов (проектов) флага. Описание восьмого проекта флага: "Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он ". Таким образом, флаг берёт своё начала с периода 1699-1712 годов и до 1917 года.

После 1917 года флаг с Андреевским крестом не использовался на территории РСФСР и СССР.

Андреевский флаг в религиозных учреждениях

Флаги ВМФ России располагается в Морском Никольском соборе, расположенном в г. Кроштадт.

Морской Никольский Собор задумывался как храм и как памятник всем погибшим морякам России. Внутри храма расположились чёрные и белые доски, сделанные из мрамора. На чёрных расположены имена офицеров, погибших в боях, а также при исполнении служебного долга; нижние морские чины расположены не по именам, были помещены общим числом, исключая тех, кто совершил подвиг. На белых досках из мрамора, были расположены имена священнослужителей, служивших на судах ВМФ и погибших на воде.

Исторические флаги ВМФ России

Флаги ВМФ СССР

Флаг был утверждён 27 мая 1935 года и отменён 26 июля 1992 года. Флаг представлял собой прямоугольное полотнище с горизонтальной полосой голубого цвета в нижней части флага. Ближе к древку располагалась пятиконечная красная звезда. В другой стороне размещались пересечённые молот и серп красного цвета. Флаг имел соотношение сторон 2:3. За время существования СССР, флаг ВМФ СССР изменялся трижды.

Исторические военно-морские флаги СССР

Источники

  • Корабельный устав ВМФ. Глава 15.
  • Корабельный устав Военно-Морского Флота СССР.
  • Приказ по флоту от 11 сентября 1923 г.
  • Приказ Революционного Военного Совета Республики от 6 сентября 1923 г. № 1981.
  • Федеральный закон от 29.12.2000 № 162-ФЗ "О знамени Вооружённых Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знамёнах иных видов Вооружённых Сил Российской Федерации и знамёнах других войск".
  • Указ Президента РФ от 21 июля 1992 г. № 798 "О военно-морских флагах и вымпелах Российской Федерации".
  • Фотографии принадлежат порталу сайт.

День Военно-морского флота является одним из самых любимых народных праздников. Не последнюю роль в этом играет визуальная составляющая: моряки в красивой парадной форме, величественные корабли на рейдах, реющие на ветру флаги.

За каждой флотской традицией стоит трудный опыт и неповторимый исторический путь России. То же самое можно сказать о символах нашего флота и главном из них - Андреевском флаге. О его истории, о смыслах и образах, которые олицетворяет собой синий косой крест на белом поле, ТАСС рассказал доктор исторических наук, старший научный сотрудник НИИ (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ Михаил Монаков.

У истоков традиции

Обычай поднимать на кораблях флаги зародился, когда флот был парусным. Тогда любой выход в море мог стать последним - корабли погибали от непреодолимых природных сил, войны на море велись десятилетиями, а в перерывах между ними на морских путях промышляли пираты. Уже тогда это имело не только функциональное, но и важнейшее политическое и ритуальное значение. Внешний вид флага, его символика должны были воздействовать на сознание и настроение моряков таким образом, чтобы поддерживать в них веру в покровительство высших сил, в могущество своего государя и своей страны, убеждать, что осененный им человек сильнее любого врага и морской стихии.

Практическое значение флагов в эпоху парусного и в начале эпохи парового флота очевидно. Тогда еще не было аппаратуры опознавания "свой-чужой", за горизонтом корабли друг друга не видели, из-за чего вероятность внезапной встречи с врагом или "джентльменами удачи" была высокой

Михаил Монаков

Поэтому до определенного времени даже "купцы" - коммерческие суда - ходили вооруженными. В море на сближение шли с некоторой опаской: прежде чем решиться на это, надо было установить, не приведет ли такая встреча к тяжелым последствиям. Ведь даже между формально не воюющими государствами отношения порой были таковы, что при удобном случае они не стеснялись захватывать корабли и суда друг у друга. Уклониться от опасного сближения, оторваться и уйти от преследования можно было, только вовремя различив флаг встречного корабля.

Рождение флага

До конца XVII века государственная символика в России находилась в зачаточном состоянии. Ее применение носило ограниченный характер, причем для обозначения принадлежности частных грузовых и промысловых судов, ходивших по внутренним путям и морям Русского Севера, она не использовалась.

Регулярный военный флот в России появился благодаря Петру Первому и его сподвижникам. Параллельно с созданием флота формировалась и его символика.

Из Западной Европы в Россию пришло разделение флагов военного и коммерческого флота по внешнему виду и статусу. Сегодня по этому признаку можно выделить государства, морские традиции которых восходят к Средневековью, кодексу рыцарства и рыцарской символике. Во главе этого списка - Великобритания. Подобное разделение существует и в морских государствах, исторически связанных с британской короной, и в некоторых других странах, например, в Японии, флот которой в конце XIX столетия строился по британскому образцу.

У Нидерландов, Франции и США такого разделения нет - и на кораблях, и на гражданских судах в качестве главного символа национальной принадлежности используется государственный флаг.

Достоверные и привязанные ко времени эскизные изображения флагов, на основе которых впоследствии сложились внешний вид и основные элементы символики российского государственного флага, флагов военного и торгового флота, относятся к 1698–1699 годам. Именно тогда Петр Первый возвратился из Англии, где изучал морское дело

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

Есть основания предполагать, что за образец флагов, изготовленных для русских кораблей и судов, которые участвовали в первом и втором Азовском походах, был взят слегка измененный голландский. Три цвета - белый, синий и красный - присутствуют в государственной символике многих стран. Это очень яркое сочетание, легко воспринимаемое визуально и запоминающееся.

"Флаги русских кораблей были трехцветными, но каким образом эти цвета располагались в виде каких-то геометрических фигур, вертикальных или горизонтальных полос, достоверно судить мы не можем. На гравюре голландца Адриана Шхонебека русские корабли несут кормовые и носовые флаги, крестами (предположительно синего цвета) поделенные на прямоугольники (предположительно белого и красного цвета), расположенные в шахматном порядке. Но эти гравюры были выполнены не с натуры, а по словесным описаниям участников похода, и доверять им нельзя", - поясняет Монаков.

Первые изображения Андреевского креста на морских флагах также появляются не ранее 1698 года. Очевидно, что они связаны с первой наградой Российской империи - орденом Святого апостола Андрея Первозванного, который учредил Петр. Основа символики этого ордена - синий или лазоревый косой крест, на котором якобы был распят апостол, первым принявший учение Иисуса Христа и последовавший за ним.

В британском флаге, или, как его называют, "Юнион Джеке", который также очень понравился Петру, соединены три креста - британский Георгиевский (красный на белом поле), шотландский Андреевский (белый на синем поле) и позднее - косой красный крест Святого Патрика, чтимого в Ирландии.

Первые эскизы российского Андреевского флага, приписываемые Петру Первому, свидетельствуют о том, что царь пытался наложить на триколор косой синий крест, но такое изображение очень плохо читалось.

И тогда первый российский император пошел по пути минимализма - оставил лазоревый Андреевский крест на белом поле. Это был очень функциональный подход - сделать флаг хорошо видным, читаемым и при этом отличающимся от других.

Создание легенды

Система флагов Российского государства создавалась на протяжении примерно 20 лет. Впервые она описана в "Морском уставе воинском", который был издан в 1720 году. "Вводная глава этого устава открывается словами "Флот есть слово французское". Но дальше идет предыстория русского флота. Подразумевалось следующее: хотя и создан этот флот не так давно, но его история и традиции не менее древние и славные, чем у ведущих морских держав того времени", - поясняет Монаков.

В этой главе "Морского устава" говорится о том, что первая попытка создания в России регулярного флота была предпринята еще при царе Алексее Михайловиче - отце Петра Первого, однако намного раньше, за несколько веков до создания британского флота, русские выходили на своих судах в моря, участвовали в морских сражениях. Очевидно, что все это соотносилось с идеей старца Филофея о том, что "Москва - Третий Рим, а четвертому не бывать".

Основой государственной идеологии любой европейской страны того времени являлось христианство. Русь приняла его в IX веке, однако, согласно преданию об Андрее Первозванном, уже в I веке он принес его на земли восточных славян и, проповедуя учение Христа, прошел путь от места, где впоследствии возник Киев, до острова Валаам на Ладожском озере.

"В кругу сподвижников Петра был архиепископ Феофан Прокопович - один из крупнейших деятелей русского православия конца XVII - начала XVIII столетия. По некоторым данным, он является соавтором вводной главы к "Морскому уставу". Я допускаю, что именно он внушил Петру идею сделать символом Военно-морского флота России Андреевский крест", - отмечает Монаков.

История гюйса

В начале XVIII века в систему российской государственной символики вошла видоизмененная реплика британского "Юнион Джека" - это носовой корабельный флаг - гюйс.

С практической точки зрения его появление объясняется тем, что при определенном ракурсе кормовой флаг корабля, идущего под всеми парусами, не был виден. Сначала его стали дублировать таким же флагом, поднимавшимся на носовом флагштоке, а затем, очевидно, чтобы подчеркнуть особую роль кормового флага, вместо носового Андреевского стали использовать гюйс. Будучи поднятым на грот-мачте (самой высокой на парусном корабле), он выступал в качестве "кейзер-флага" - символа власти главнокомандующего флотом, а также использовался в качестве флага для морских крепостей.

Символом верховной власти стал "царский" штандарт - прямоугольное полотнище с черным орлом на желтом фоне. Его поднимали, когда на борту присутствовала царствующая особа.

До конца XVIII столетия гюйс и Андреевский флаг поднимали на всех кораблях и судах русского флота независимо от их размеров и вооружения. Позднее гюйс стал исключительной принадлежностью наиболее крупных и мощных из них - кораблей первого и второго рангов. Первоначально они несли этот флаг и на ходу, а затем его стали поднимать только во время стоянки на якоре, бочке или швартовах

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

В бою, кроме главного (кормового) флага, который на ходу корабли отечественного флота несли на гафеле (рее, которая устанавливалась в диаметральной плоскости, перпендикулярно или под углом к мачте), на свободных от других флагов и вымпелов мачтах поднимались стеньговые. Таким образом, если бы какой-то из Андреевских флагов в бою был сбит, оставался хотя бы один из них, и корабль не мог оказаться в ситуации, внешне напоминавшей сдачу.

Георгиевский флаг

В России существовала особая - почетная версия Андреевского флага, но за два столетия дореволюционной истории отечественного флота его заслужили только два корабля, команды которых в бою проявили массовый героизм и высокое воинское искусство.

Внешне он выглядел точно так же, но в центре лазоревого косого креста помещался герб Великого княжества Московского - святой Георгий, поражающий змея, на червленом (красном) поле. Этот флаг был учрежден в 1813 году и вручен Морскому Гвардейскому экипажу, воевавшему в составе Гвардейского корпуса в 1812 году и в Заграничном походе русской армии 1813–1814 годов. По указу императора Александра Первого экипаж был награжден за победу в сражении под Кульмом.

Впоследствии император повелел поднимать Георгиевские Андреевские флаги на всех кораблях, причисленных к Гвардейскому экипажу. Первым его получил линейный корабль "Азов", отличившийся в Наваринском сражении. Примечательно, что в то время на нем служили молодой лейтенант Павел Нахимов, мичман Владимир Корнилов и гардемарин Владимир Истомин, а командовал "Азовом" один из величайших русских адмиралов, первооткрыватель Антарктиды Михаил Лазарев

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

Вторым кораблем, получившим Георгиевский флаг, был знаменитый бриг "Меркурий", запечатленный на картине Ивана Айвазовского. В 1829 году под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского этот 20-пушечный бриг дерзнул вступить в бой с двумя линейными турецкими кораблями, на каждом из которых было по 80 пушек.

Потом Георгиевский флаг по наследству перешел к названным в честь этих двух героических кораблей крейсерам "Память Азова" и "Память Меркурия".

Флаги расцвечивания

Во время праздника каждый корабль от носа до кормы традиционно украшен сигнальными флагами (расцвечивания). Первоначально они предназначались для связи между кораблями в бою или походе - передачи сигналов, с помощью которых флагман управлял своей эскадрой. Сначала их поднимали на флагманском корабле, а затем сигнал репетовали (повторяли) впереди идущие корабли и следующие в кильватере.

Если соединение было многочисленным, для ускорения передачи флажных сигналов назначались репетичные корабли. Они выходили из строя, шли параллельным курсом, повторяли сигналы за флагманом, и в этом случае их могли наблюдать одновременно с нескольких кораблей эскадры, что значительно сокращало время выполнения приказаний командующего

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

Обычно сигналы были трехфлажными. Многовековой морской опыт говорит о том, что более трех символов человек на соседнем корабле не в состоянии воспринять быстро и однозначно. В отечественном флоте каждый сигнальный флаг имеет название и значение, совпадающее с названием и значением соответствующей буквы старославянского алфавита: "аз", "буки", "веди" и так далее.

Со временем эти яркие флаги, которые использовались по прямому назначению и в торжественных случаях (например, при высочайших смотрах), стали применяться и в качестве праздничного украшения кораблей - флагов расцвечивания. При этом строгое правило гласит, что тогда они "набираются" без всякой системы, чтобы случайно не сложилось такое их сочетание, которое могло быть истолковано как сигнал, подлежащий исполнению. Исключаются и те, которые внешне похожи на флаги других государств (такие в наборе сигнальных флагов есть).

В темное время суток флаги расцвечивания сменяются праздничной иллюминацией. Этот обычай существует с тех пор, как после заката солнца во время государственных праздников на военных кораблях стали зажигать гирлянды фонарей, подвешенные на мачтах, а между ними помещать светящиеся изображения в виде государственного герба или императорского вензеля.

Традиции живы

Все главные морские символы перешли от парусного флота к паровому практически в неизменном виде. Унаследовал он и особый воинский ритуал - подъем кормового Андреевского флага и гюйса (на тех кораблях, которым он положен по рангу). Прежде этот церемониал проводился одновременно с восходом солнца, а теперь по расписанию, в восемь утра.

Утренняя церемония подъема флага всегда была очень торжественной. В чем-то она была сродни литургии, которая на кораблях старого флота начиналась словами: "На молитву! Шапки долой!" А перед подъемом флага звучала команда: "Шапки долой! Флаг поднять!"

После революции Андреевский флаг отменили, а вот гюйс служил в почти неизменном виде еще некоторое время. Самое интересное, что внешний вид первого военно-морского флага РККФ (или Морских сил Рабоче-крестьянской Красной армии СССР - прим. ТАСС), существовавший до 1935 года, перекликается с гюйсом - там есть элементы и Георгиевского креста, и Андреевского.

Примечательно также, что у советского военно-морского флага, введенного в 1935 году, основные цвета - белый и синий - те же, что и у Андреевского флага. Добавились только яркие красные элементы - звезда, серп и молот.

"Современный ритуал подъема и спуска флага на российских боевых кораблях отличается от ритуалов на флотах других стран. Это отголоски старого, императорского флота. Носить в море флаг на гафеле, а не на корме - также русская традиция", - добавляет Монаков.

Когда в 1992 году на российских кораблях вновь подняли Андреевский флаг, то это стало символом неразрывности дореволюционных и советских традиций отечественного Военно-морского флота. Сегодня статус этого флага стал еще выше - он законодательно приравнивается к боевому знамени, являясь символом героизма, доблести и чести многих поколений русских моряков.

Подготовила Анна Юдина