В жизни каждого человека присутствует ряд наиболее важных событий, вокруг которого существует ореол таинственности. Это беременность и рождение детей у женщин, помолвки и свадьбы, болезни и смерть у всех людей. И именно из-за важности и относительной единичности каждого такого события, они обрастают суевериями и приметами.

История фотографирования мертвых

Традиция фотографирования покойников возникла в Европе во второй половине 19 века, и постепенно проникла в Россию. Связано это было с тем, что производство фотографий было делом дорогим и сложным, а также требовало много времени на подготовительный этап.

Позволить себе фото на память могли далеко не все, а только обеспеченные люди. Поэтому в случае смерти кого-либо из членов семьи, родственники вызывали фотографа на дом, одевали покойника в лучшую одежду, придавали ему позу, естественную для живого человека, усаживались рядом – и получали памятное фото.

В случае семей из более бедных слоев населения, фото на похоронах рядом с гробом включало в себя еще одну «опцию» — присутствие наибольшего количества родственников на одном фото. Похороны прошли, а память осталась.

Особо стоит сказать о традиции фотографировать мёртвых детей. Фотографий детей при жизни в то время практически не было, так как сам процесс подготовки, фокусировка и наведение объектива был очень долгим, а удержать подвижного маленького ребенка в одном положении сложно.

В трагических обстоятельствах родители хотели оставить себе память о ребенке, и заказывали фото уже покойного дитя.Хочется отметить, что смотреть на эти снимки не очень приятно, и возникает желание быстрее отвести взгляд.

Жутковатое впечатление создает придание покойнику «живого» вида, неестественного для мертвого тела положения, румянца и даже открытых глаз. А когда смотришь на фото покойников в гробу, кажется, что рассматриваешь фотографии из отчета судмедэксперта.

Фото мертвых сегодня

Церковь всегда относилась к съемкам мёртвых отрицательно. Связано это с устройством фотоаппарата, в котором присутствуют стекла и зеркала.

Примет, связанных с покойниками, в которых присутствуют зеркала и стекла – множество. Это и занавешенные на 40 дней зеркала в доме умершего, и открытые окна в комнате умирающего, и запрет смотреть на траурную процессию из-за стекла.

Любые суеверия рождает прежде всего невежество, и данный случай не исключение. Мало кто разбирался в оптике еще сто лет назад, поэтому зеркала, в которых отражается изображение человека, казались чем-то таинственным.

Что касается окон и дверей, то по славянской традиции, они являлись границами между мирами живых и мертвых (отсюда и запрет на передачу чего-либо через порог). Так появилась традиция завешивать зеркала в доме, где лежит покойник, чтобы душа умершего не увидела своего изображения, и не затерялась в зазеркалье, не имея возможности отойти в мир иной.

Запрет на взгляд на похороны через стекло связывают с «неуважением» к покойному, за которым подглядывают, вместо того, чтобы присоединиться к процессии и скорбью и поминанием помочь душе перейти границу.

Заметим, что в церквях нет зеркал, так как считается, что отражающие поверхности ослабляют молитву и забирают часть благодати себе. Это еще одна причина, по которой не стоит фотографировать умершего.

Конечно, делать ли фото покойного, решают родственники, но так как основные причины, по которым это делалось сто пятьдесят лет назад, сегодня отсутствуют, то и резонов «за» остается немного.

Вряд ли вам захочется вспоминать такое печальное событие часто, всматриваться в уже изменившиеся черты любимого человека, или в искаженные скорбью лица родных. Поэтому, чаще снимайте улыбающиеся или серьезные, но такие живые лица друзей и близких.

В интернете полно фальшивых новостей и поддельных фотографий — такой уж он, сетевой мир. Здесь любят выдергивать картинки из контекста и сочинять про них абсолютную чушь. Особенно очевидно это в случае со старыми снимками пост-мортем — совершенно обычной для викторианских времен традиции делать памятные снимки умерших людей, особенно детей. Однако не все старые фотографии, на которых люди выглядят странно и неподвижно, — действительно посмертные.

Довольно часто фотография этих упитанных близнецов всплывает в качестве примера посмертного снимка, потому что младенцы сидят неподвижно на фоне довольно странной и зловещей задрапированной штуки. Эта штука — их мать. В то время для фотографирования непоседливых детишек использовали такой прием, как «невидимая мать»: чтобы удержать ребенка перед фотокамерой в течение долгого времени, позади него усаживалась мама, накрытая покрывалом.

Вывод: на этой фотографии живые дети.

На снимке мы видим двух одинаково одетых близнецов, один из которых будто уснул, а второй его обнимает. Понятно, что парню такого возраста фотографировать спящим и в такой неуклюжей позе было незачем — только если он на самом деле не мертв.

Это непохоже на посмертный снимок, и вот почему. Во-первых, одежда на отце ребенка не соответствует траурной. Во-вторых, на столике позади стоит кружка с детской ложкой, а на ребенке слюнявчик — вряд ли он нужен мертвому младенцу. И в третьих, детская ручка схватилась за ткань одежды. А что до того, что родители на этой фотографии не выглядят веселыми, так люди в то время на снимках вообще улыбались крайне редко, не было принято.

Вывод: ребенок просто наелся и уснул.

Молодой мужчина сидит на стуле, его голова слегко наклонена набок и, похоже, специально подвязана платком для удержания в нужном положении. Глаза выглядят пустыми и мертвыми, но такой эффект мог произойти и из-за вспышки. Тем не менее, положение головы и общая поза вынуждают предположить, что это снимок покойника.

Вывод: настоящая посмертная фотография.

Мальчик на этом снимке, безусловно, жив, но вот его питомец, скорее всего, нет. В викторианскую эпоху собаки были самыми популярными домашними животными, любимейшими членами семьи. И когда собака умирала, некоторые хозяева делали ее посмертный снимок на память. А чем животное хуже человека?

Вывод: это посмертная фотография горячо любимой собаки.

Эта девочка мертва? Ничего подобного. На снимке — Александра Китчин (Экси), которую часто фотографировал никто иной как Льюис Кэрролл, автор «Алисы в Стране чудес». У Льюиса Кэрролла (настоящее имя — Чарльз Доджсон) было много девочек-друзей, которых он фотографировал в разных позах и даже обнаженными. Для нас это звучит ужасающе, но для людей викторианской эпохи не было чем-то страшным и воспринималось как вид искусства, а не как сексуальная распущенность. Маленькая Экси выросла, вышла замуж и родила шестерых детей.

Вывод: при съемке этой фотографии ни одной маленькой девочки не пострадало.

Ну кто поверит в то, что викторианцы были настолько отмороженными, чтобы наряжать гниющий труп и фотографироваться рядом с ним? А главное, даже если это было бы настоящим снимком, кому такой нужен на память? Конечно же, это, как говорится, «голимый фейк».

Вывод: это не посмертная фотография, а чья-то злая шутка.

Запавшие глаза, бледное лицо, спокойная и холодная красота, белые лилии рядом с телом, драпировка из тафты и плечи, украшенные искусственным мехом… Стоп. У викторианцев не было искусственного меха. Это современная фоторабота под названием «Бриджетт» с вебсайта Deviant Art, и она выглядит притягательно и мрачно.

Вывод: современная дань уважения искусству пост-мортем фотографии.

Мы видим двух красивых девочек. Одна пристально смотрит в объектив, а вторая мирно спит. Она очевидным образом мертва. Об этом говорит книга, подложенная под ее спину, чтобы удержать девочку в нужном положении, и аккуратно сложенные на груди руки. А главным образом об этом говорит грусть в глазах ее живой сестры.

Вывод: это настоящая посмертная фотография.

Это милая фотография, сюжет которой понятен без слов. Викторианцы любили готику и все сверхъестественное, и поприкалываться они любили тоже, в том числе с фотографиями. То, что мы здесь видим, — подделка, но подделка того времени. Тут все настоящее, кроме чужой «отрубленной» головы.

Вывод: для викторианцев смерть была в том числе и поводом для шуток.

Про эту фотографию говорят, что на ней или мать мертва (это не так, мать удерживает ребенка, чтобы сидел спокойно), или девочка в клетчатом платье — потому что ее глаза якобы выглядят странно. Странность легко объясняется воздействием яркой вспышки — в те времена она была гораздо ярче, чем сегодня, и буквально слепила. И светло-голубые, например, глаза на снимках выходили не очень хорошо. А еще ретушеры частенько исправляли недочеты с прикрытыми или ослепленными вспышкой глазами, и из-за этого снимок тоже мог выглядеть не вполне естественно. А почему закрашено лицо матери? Ну, возможно, кто-то ее не любил и не хотел видеть на фотографии… но это, конечно, домыслы.

Вывод: все люди в момент снимка были живы и здоровы.

Викторианцы широко использовали цветы в качестве символов по тому или иному поводу, и цветы рядом с умершим — конечно же, символ. Можно с уверенностью утверждать, что девочка мертва, так как она лежит в постели полностью одетой и чьи-то заботливые руки придали ей позу мирно спящего человека. Это торжественная и трогательная фотография горячо любимого ребенка, который покинул своих близких слишком рано.

Вывод: это настоящая посмертная фотография.

Здесь мы видим пятерых детишек, четверо из которых очень похожи внешне, а пятая — самая маленькая — выглядит довольно смешной. Кстати, не факт, что это девочка: в те времена и маленьких девочек, и маленьких девочек наряжали в платья и отращивали им локоны. Почему они стоят так ровненько и держат руки по швам, понятно: взрослые сказали им вести себя смирно, чтобы не испортить фотографию. Ну и малышка (малыш?) немного перестаралась…

Вывод: детская групповая фотография, на которой все живы.

Юноши на снимке выглядят неподвижно и строго, и многие полагают, что парень на стуле — покойник, а рядом стоят его хмурые друзья. Но это не так. Молодой человек сидит на стуле так неподвижно и неестественно, потому что четко следует указаниям фотографа не шевелиться и смотреть в одну точку. Троица явно устала позировать, поэтому и выглядит такой несчастной и напряженной. Ну а улыбаться на викторианских фотографиях было не принято, о чем мы уже упоминали выше.

Вывод: это не посмертная фотография.

Еще один наглядный пример фотографии с «невидимой матерью». Мать, накрытая покрывалом, удерживает ребенка, чтобы его можно было сфотографировать. Мертвого ребенка не нужно удерживать, он и так неподвижен. А этот малыш явно в растерянности от происходящего и с недоверием смотрит в объектив.

Вывод: это живой ребенок и все у него хорошо. И мама рядом, правда зачем-то покрывало на себя нацепила

В январе в кинотеатрах России стартует фильм ужасов «Невеста » об одной необычной семье. Начинается все с того, что после свадьбы молодая женщина уговаривает мужа взять её с собой к его родственникам, которые живут в маленьком, почти заброшенном городке. Скоро она начинает сожалеть о своей просьбе. Семья Вани хочет провести таинственный свадебный обряд по своим традициям, и Настю начинают пугать страшные сны и непонятные предчувствия. Попытка понять что происходит, приводит девушку к странной находке — шкатулке с фотографиями мертвых людей. Мы решили немного рассказать о реальных истоках этих снимков.

Во второй половине XIX века у более-менее обеспеченных людей появился жуткий обычай — фотографировать усопших. Это стало возможным с изобретением дагерротипа: сделать фотографию было дешевле, чем заказать портрет, но все-таки достаточно дорого, чтобы пользоваться этой новинкой часто. К ней прибегали только в исключительных случаях.

Смерть вполне себе была таким случаем: близким хотелось сохранить память о покойнике. Мало того, фотографы шли на самые разные ухищрения, чтобы казалось, будто на фотографии живой человек. Вот и появлялись на свет снимки, изображавшие якобы уснувшего человека или задумавшегося, а на деле уже мертвого. Очень много было таких фотографий с детьми, поскольку детская смертность была очень велика, а при жизни снять ребенка на дагерротип трудно — нужно слишком долго сидеть неподвижно.

Этот обычай продержался в Великобритании и США до конца XIX века, а в СССР встречался и в первой половине XX века.

Мертвым придавали непринужденные позы Пририсовывали глаза, словно они на самом деле открыты

imgur.com

Укладывали так, словно ребенок прилег поспать

imgur.com

Кажется, что девушка о чем-то задумалась

imgur.com

Были и очень сложные случаи, как с этой девушкой, которую переехал поезд и целой осталась только верхняя половина

imgur.com

Покойников фотографировали с их любимыми вещами

imgur.com

или домашними любимцами

imgur.com

Для создания иллюзии были специальные приспособления, помогающие придать нужную позу

imgur.com

И иногда на таких старинных фотографиях мертвого можно отличить

imgur.com

только по недостаточно хорошо замаскированным кронштейнам
imgur.com А чаще всего человек, не подозревающий ничего, решит, что это изображение живого человека. Только поразится, почему от него трудно оторвать взгляд

imgur.com

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

В конце 19 века фотографировать мертвых детей стало определенной традицией. Карточки с умершими мертвыми младенцами матери берегли, как самое дорогое, что у них есть.

Когда фотографировали маленьких детей, умерших в семьях от болезней, очень часто делали так, чтобы они выглядели, как живые. Их снимали с любимыми игрушками и даже сажали на стульчики. Малышей одевали в самые нарядные платья и украшали цветами.


Часто родители даже старались улыбаться, держа на руках мертвых грудничков, как будто они просто мимоходом зашли в фотосалон с ними во время первой прогулки.


Детям иногда дорисовывали на снимках зрачки, чтобы имитировать открытые глаза. Были даже фото, на которых мертвецы запечатлены с домашними животными - птицами, кошками, собаками. Что особенно поражает - мертвых и живых сыновей и дочерей снимали вместе. Например, есть кадр, где на диване сидят девочки-близняшки - одна мертвая, другая живая.

Просматривать чужому такие подборки, конечно, жутко. Но для родных это были милые сердцу памятки. Есть несколько объяснений, зачем делались эти фотографии. Прежде всего, это была мода - люди просто копировали поведение друг друга.

Кроме того, по фотографиям могла вестись личная летопись. Фотографа приглашали на каждое значимое событие в жизни человека - его рождение, праздники, при покупке дома или машины, на свадьбу, при рождении уже его детей. И посмертный снимок становился логическим завершением в этом ряду.

Но главное - таким образом люди старались запечатлеть последний миг родного человека. В XIX–XX вв. семья значила гораздо больше, чем сегодня. Поэтому же были традиции хранить локоны, кусочки одежды умерших. А в случае с детьми - это могли быть и вовсе единственные их снимки. Родители не всегда успевали снять их при жизни. А так им на память оставалось хоть что-то.

И, между прочим, когда родственников спрашивали про такие фотографии, они всегда вспоминали не смерть усопшего, не его муки, не свое горе, а то, каким он был при жизни. Вспоминали только хорошее. Сегодня уже трудно понять такой способ увековечить любимых - ведь в наши дни, когда практически у всех есть «мыльницы», за жизнь человека скапливаются сотни его карточек. Так что нет необходимости делать посмертные.


Изобретение дагерротипа в 1839 году сделало портретную живопись гораздо более распространенным явлением, так как многие из тех, кто не мог позволить себе заказ портрета, могли позволить себе сидеть на фотосессии. Этот более дешевый и быстрый метод также предоставил среднему классу средства для увековечения памяти умерших близких.

The invention of the daguerreotype in 1839 made portraiture much more commonplace, as many of those who were unable to afford the commission of a painted portrait could afford to sit for a photography session. This cheaper and quicker method also provided the middle class with a means for memorializing dead loved ones.

Посмертная фотография была очень распространена в девятнадцатом веке, когда » смерть произошла в доме и была вполне обычной частью жизни. Эти фотографии служили на память об умершем. Это было особенно распространено среди младенцев и маленьких детей; уровень детской смертности Викторианской эпохи был чрезвычайно высок, и посмертная фотография могла быть единственным изображением ребенка, который когда-либо был в семье.

Post-mortem photography was very common in the nineteenth century when «death occurred in the home and was quite an ordinary part of life. These photographs served as keepsakes to remember the deceased. This was especially common with infants and young children; Victorian era childhood mortality rates were extremely high, and a post-mortem photograph might have been the only image of the child the family ever had.


1. Contrary to being creepy, these death photographs were meant to serve as mementos of the deceased loved one.
Вопреки тому, чтобы быть жутким, эти фотографии смерти должны были служить памятью умершего любимого человека.


2. Because of that, many photographers tried to make their subjects look alive.

Из-за этого многие фотографы старались, чтобы их объекты выглядели живыми.
3. Photographers employed a variety of tricks to make their subjects look more life-like.

Фотографы использовали различные трюки, чтобы сделать свои объекты более похожими на жизнь.
4. One of the most common ways they did this was posing people with their favorite things (like this man in a chair with his dogs).

Один из самых распространенных способов, которым они это делали, — позировать людям со своими любимыми вещами (например, этот человек в кресле со своими собаками).

5. Or this girl here with her toys.

Или эта девушка со своими игрушками.
6. Sometimes, photographers would try to make it appear like the dead person was sleeping.

Иногда фотографы пытались сделать вид, что мертвый человек спит.

7. Here, the dead girl on the end is being propped up with a special device.

Вот, мертвая девушка на конце подпирается специальным устройством.
8. Notice the way the photographer has positioned the man’s arm in order to support the head?

Заметил, что фотограф расположил руку, чтобы поддержать голову?
9. Notice the odd position of the curtain behind the boy? It’s likely there was someone behind it holding the boy’s head up.

Обратите внимание на странное положение занавески за мальчиком? Скорее всего, за ним кто-то держал голову мальчика.
10. Here this little girl is sitting sideways on the chair so that the device propping her up is hidden.

Здесь эта маленькая девочка сидит боком на стуле, так что устройство подпирая ее вверх скрыта.

11. She almost looks alive in this picture.
На этой фотографии она выглядит почти живой.
12. See anything strange about the background? This girl is sitting on someone’s lap. The person held her in place while the photo was taken.

Видишь что-нибудь странное на заднем плане? Эта девушка сидит на чьих-то коленях. Человек держал ее на месте, пока делалась фотография.
13. In this photograph, the girl standing in the middle is the deceased. The photographer attempted to make her look more alive by drawing on her pupils.

На этой фотографии девушка, стоящая посередине, — покойная. Фотограф попытался сделать ее более живой, нарисовав на ее зрачках.
14. Other times it wasn’t possible to make their subjects look alive.

В других случаях было невозможно заставить их подданных выглядеть живыми.
15. It was common for family members pose with their dead loved ones for these photographs.

Это было обычным для членов семьи позировать со своими умершими близкими для этих фотографий.
16. You can tell it must have been difficult for the living families members. The pain in these parents’ faces as they hold their dead child is obvious.

Вы можете сказать, что это должно быть трудно для членов семьи. Боль на лицах этих родителей, когда они держат своего мертвого ребенка, очевидна.
17. Imagine how difficult it must have been to pose with a dead loved one. At the time, the photography process was slow and you could not move while the photo was being taken.

Представьте, как трудно было позировать с мертвым любимым человеком. В то время процесс съемки был медленным, и вы не могли двигаться во время съемки.
18. In this photo you can see the dead girl is more in focus than her parents, as they moved while the photograph was being taken.

На этой фотографии вы можете видеть, что мертвая девушка находится в фокусе больше, чем ее родители, когда они двигались во время съемки.

19. There is just something about her eyes in this photo.

На этой фотографии есть что-то в ее глазах.
20. This one is pretty obvious.

Это довольно очевидно.
21. Not sure which one here is the deceased.

Не уверен, кто из них здесь покойный.