Цели:

  • ввести понятие «звук речи»;
  • учить определять количество звуков в словах;
  • закреплять умение делить слова на слоги;
  • продолжить работу по развитию речи.

Оборудование:

  • карточки для схемы «Речь»;
  • карточки для обозначения звуков;
  • сотовый телефон;
  • «Букварь» М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова и др., I часть;

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного.

  1. Речь.
  • Какой может быть наша речь?
  • Из чего состоит наша речь?
  • Из чего состоят предложения?
  • А из чего состоят слова?

во время ответов на вопросы на доске появляется схема: РЕЧЬ
устная письменная
предложения
слова
слоги

Мы с вами делали ещё одно открытие про слова: какие они бывают?

Вот, например, ДРУЧКА – это настоящее слово или нет? Почему?

(ненастоящее, потому что ничего не обозначает)

А вот слово РУЧКА какое? Почему?

(настоящее, потому что обозначает вещь, которой пишем)

Скажите ручка и слово ручка – это одно и то же или нет?

(учитель показывает ручку и убирает её, чтобы дети объяснили разницу)

Можете ли выделить слоги в слове ручка? Давайте выделим.

(хором делят слово на слоги)

Сколько слогов получилось?

физминутка

III. Изучение нового.

  1. Введение понятия «звуки».

Итак, значит, ручка – это вещь, предмет. А из чего она состоит?

(учитель показывает части ручки, разобрав её: стержень и корпус)

Такие части есть в этой вещи – ручке. А как вы думаете, в слове ручка тоже есть стержень и корпус?!

Из чего же состоят слова?

(рассуждения учащихся, напомнить о видах речи, что нас интересует из чего состоят слова устной речи, т.е. те, которые мы произносим)

Сделаем вывод: слова устной речи состоят из звуков.

физминутка

а) упражнения в определении количества звуков

Давайте мы с вами попробуем отыскать и назвать те звуки, из которых сложилось слово ручка.

(коллективно: вначале учитель произносит протяжно и членораздельно каждый звук, а потом ещё раз вместе с детьми, одновременно с этим, учитель крепит на доске квадратики, обозначающие звуки в слове – 5 квадратиков)

Посмотрите, вот так, при помощи квадратиков, мы с вами будем обозначать звуки нашей речи.

А теперь проверим, правильно ли мы составили звуковую схему слова ручка.

(прочитывают по схеме, произнося каждый звук слова)

Сколько звуков в слове ручка?

б) игра «Поймай звук»

А теперь давайте поиграем. Представьте, что у меня в руках «звуковой» мячик. Я буду «кидать» вам звук, а вы его должны поймать и повторить. Потом попробовать из пойманных звуков сложить слово. Попробуем?

(учитель произносит отдельно каждый звук слов и имитирует бросок мяча, дети «ловят» этот звук и повторяют, из пойманных звуков составляют слово: мама, мир, школа)

Итак, из чего состоят слова в устной речи?

Сделаем вывод: слова в устной речи состоят из звуков, но из звуков особых – их так и называют: звуки речи.

в) тренировочные упражнения

А сейчас посидите тихо-тихо и послушайте: не услышите ли вы какие-то звуки.

(учитель включает из сотового телефона различные звуки: лай собаки, кряканье утки, ржание лошади, мяуканье кошки, звук сирены; дети объясняют, какой звук услышали)

Вокруг нас можно услышать разные звуки. Давайте выясним, какие ещё можно услышать звуки. Поможет нам в этом букварь.

  1. Работа по букварю стр. 22-23.

а) беседа по картинкам стр. 22

Рассмотрите картинки и объясните, какие звуки мы можем услышать?

(учащиеся объясняют по каждой картинке, что они могут услышать)

Итак, мы выяснили, что вокруг много звуков, но все они отличаются от звуков нашей речи. Как вы думаете чем?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Из этих звуков нельзя получить слова.

б) работа со звуковыми схемами стр. 23

Посмотрите на верхний ряд картинок и на звуковые схемы под рисунками. Из скольких звуков должны состоять задуманные автором слова?

Предположите, какие это могут быть слова?

(учащиеся предлагают слова: ау и уа)

Проверим, подходят ли эти слова к схемам. Сейчас будем произносить каждый звук слова и обозначать его квадратиком. У вас на столах лежат конверты с квадратами. Достаньте их.

(задание выполняется коллективно: учитель на доске, а учащиеся на партах, а потом схемы сравниваются)

* аналогично проводится работа со словами усы и осы

в) работа по выделению звука в слове

Посмотрите на картинки нижнего ряда. Кто догадается, какие звуки мы должны в них выделить и назвать?

(выделяются и называются первые звуки, а потом сравниваются пары слов: слова разные, но что их сделало разными?)

IV. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Что научились делать?

Подготовка к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями

Учитель-логопед Камаева Н.Е.


В процесс обучения грамоте входят следующие компоненты:

  • формирование звуковой стороны речи;
  • формирование фонематических процессов;
  • готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;
  • знакомство с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые мягкие, глухие, звонкие;
  • Умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой;
  • владение навыками послогового чтения.

Подготовительный этап.

  • Знакомство и работа с неречевыми звуками .
  • На этом этапе даётся понятие "звук".
  • сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
  • затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
  • узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:)
  • Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?":

  • На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание:
  • Используются игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец:
  • Дидактические пособия:
  • паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
  • гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;
  • домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.

I этап. Знакомство с гласными звуками.


  • Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды .

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи .

Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем фишку красного цвета). Уточняем, что в образовании звука участвует голос. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.


  • П орядок работы над гласными звуками, используя символ:
  • Выделение данного звука среди других звуков, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
  • Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам , ан , ас );
  • Выделение данного звука среди слов (обруч, астра , аист , Аня , ирис);
  • Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали).

  • После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.
  • На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
  • Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом);
  • Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
  • В середине слова.

  • " Немые звуки": логопед показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
  • " Фотография звука": логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;
  • "Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл):
  • "Разложи картинки" : подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].



II этап. Знакомство с согласными звуками.


При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы.

Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать



При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов.

  • с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);
  • прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);
  • односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);
  • двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);
  • односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..);
  • двусложные со стечением (скала:);
  • трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина:).

Существует много приемов работы со схемой слова:

  • назвать количество звуков в слове;
  • назвать звуки по-порядку;
  • сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;
  • сколько согласных;
  • назвать первый звук, последний, третий:

После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается. С этим словом можно составить предложение, словосочетания.


Знакомство с буквами

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.

  • Написать букву в воздухе, на столе;
  • Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
  • Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,

фасоли и другие мелкие предметы;

  • Вырывать из бумаги образ буквы;
  • Получить в подарок букву;
  • Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
  • Вылепить из пластилина, теста;
  • Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
  • Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.


Веселые стихи про буквы

Сигнальщик держит два флажка,

С флажками он как буква К

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.