Храм во имя Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого расположен в одном из красивейших уголков Белого города, на Кулишках. Он построен в 1674 г. на средства прихожан. Адрес: Москва, Малый Трехсвятительский переулок, д. 4/6.

В городе есть всего три храма, находящихся «на кулишках», и стоят они недалеко друг от друга. «Кулишки» (правильнее кулижки) — старинное русское слово, трактуемое различными источниками по-разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки.

Этим словом в древности называли высокий водораздельный холм между Москвой-рекой и Яузой. Особую живость рельефу придавала пересекавшая холм речка Рачка, ныне спрятанная в трубу.

Склоны холма занимали великокняжеские сады, рядом с которыми находились государевы конюшни. На конном дворе была поставлена деревянная церковь во имя Флора и Лавра - святых мучеников, почитаемых в народе покровителями лошадей. Историки полагают, что по этому храму получили свое название Фроловские ворота Кремля (впоследствии Спасские).

В начале XV века "в садех" была построена великокняжеская загородная резиденция с храмом Святого Владимира, а около конюшен разместился загородный митрополичий двор. К церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских.

В XVI-м веке юго-восточная часть Белого города активно заселялась. Великокняжескую усадьбу перенесли в село Покровское. Церкви в бывших резиденциях стали приходскими, и при них образовались погосты. Сложилась сеть улиц и переулков, сохранившаяся до наших дней. Основанный на Кулишках монастырь во имя Рождества Иоанна Предтечи дал название холму - Ивановская горка.

Из прихожан храма Трех Святителей XVII века известны мастера-ремесленники, подьячие государевых приказов и представители знати: Шуйские, Акинфовы, Глебовы.

В 1670-1674г. на средства состоятельных прихожан был выстроен новый каменный двухэтажный храм с редким для Москвы архитектурным приемом - постановкой колокольни на углу. В нижнем этаже расположены теплые приделы - Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Наверху был устроен холодный летний храм во имя Святой Живоначальной Троицы.

Высокая одноглавая церковь увенчала Ивановскую горку. Фасады ее были украшены узорными наличниками и порталами, высокие крыльца поднимались на верхний этаж, стоящие в ряд алтари теплых приделов завершались крытыми лемехом главами.

На стенах храма сохранились белокаменные плиты с надписями над захоронениями XVII - начала XVIII веков. Здесь похоронены Акинфовы, Владыкины, Паюсовы, священник Филипп.

Во второй половине XVIII века из богатых прихожан вблизи Трехсвятительской церкви жили графы Толстые, граф Остерман, князья Волконские, Мельгуновы, Лопухины. На их средства в 1770-х годах церковь перестраивалась.

1812-й год принес жителям Ивановской горки немало бедствий. В приходе храма Трех Святителей сгорело 10 дворов. На самом храме пострадала только кровля, но он был разграблен, престолы разрушены, святые антиминсы увезены. Первым вновь освятили в 1813 году придел Трех Святителей, но из-за малочисленности прихода церковь была приписана к храму Иоанну Предтечи, сохранившемуся от упраздненного Ивановского монастыря. В описи церковного имущества 1813 года упоминается стоявшая в Трехсвятительском приделе местночтимая святыня - икона Божией Матери «Прозрение очес».

В Храме Трёх Святителей был крещён великий русский композитор Александр Николаевич Скрябин, в ней же крестили сестру Ф. И. Тютчева, а также отпевали его малолетнего брата. В 1860 году в церкви Трех святителей на Кулишках венчались А. А. Карзинкин и С. Н. Рыбникова, ставшие прототипами картины Пукирева "Неравный брак".

Храм дал название двум переулкам - Большому и Малому Трехсвятительским. С церковью соседствовали не только особняки горожан, но и Мясницкая полицейская часть, а также печально известный Хитров рынок, с его ночлежками и притонами. Храм Трех Святителей окормлял всех: и респектабельных купцов, и городовых из полицейской части, и потерявших человеческий облик "хитрованцев".

После 1917 года Мясницкая полицейская часть была преобразована в тюрьму, рядом в Ивановском монастыре устроен концентрационный лагерь. Здание храма Трех Святителей с его толстыми стенами весьма подходило тюремщикам под склад и мастерские. В 1927 году администрация Мясницкой тюрьмы стала требовать закрытия храма. Из закрытого храма вывезли утварь и иконы, разобрали иконостасы. Так исчезла местночтимая икона Богоматери «Прозрение очес».

В 1930-е гг. здание было передано НКВД. После надстройки 4-го этажа здание храма было превращено в коммуналку. В 1960-е гг. здание использовалось под нужды различных контор. В это же время ВООПИиК начало его реставрацию. Начиная с 1987 г., в здании храма разместилась мультипликационная студия «Пилот».

В 1991 г. была сформирована православная община храма, а в 1992 г. здание храма было возвращено РПЦ. Однако после этого еще 4 года ушло на то, чтобы подыскать мультипликаторам другое помещение. В 1996 в храме наконец прошла первая литургия.

Fais se que dois adviegne que peut.

Храм во имя Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого расположен в одном из красивейших уголков Белого города, на Кулишках. Так называли невырубленные участки леса, покрывавшего в древности высокий водораздельный холм между Москвой-рекой и Яузой. Особую живость рельефу придавала пересекавшая холм речка Рачка, ныне спрятанная в трубу. Склоны холма занимали великокняжеские сады, рядом с которыми находились государевы конюшни. На конном дворе была поставлена деревянная церковь во имя Флора и Лавра - святых мучеников, почитаемых в народе покровителями лошадей. Историки полагают, что по этому храму получили свое название Фроловские ворота Кремля (впоследствии Спасские). В начале XV века "в садех" была построена великокняжеская загородная резиденция с храмом Святого Владимира, а около конюшен разместился загородный митрополичий двор. К церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских. В XVI веке юго-восточная часть Белого города активно заселялась. Великокняжескую усадьбу перенесли в село Покровское. Церкви в бывших резиденциях стали приходскими, и при них образовались погосты. Сложилась сеть улиц и переулков, сохранившаяся до наших дней. Основанный на Кулишках монастырь во имя Рождества Иоанна Предтечи дал название холму - Ивановская горка. Из прихожан храма Трех Святителей XVII века известны мастера-ремесленники, подьячие государевых приказов и представители знати: Шуйские, Акинфовы, Глебовы.

В 1670-1674 гг. на средства состоятельных прихожан был выстроен новый каменный двухэтажный храм с редким для Москвы архитектурным приемом - постановкой колокольни на углу. В нижнем этаже расположены теплые приделы - Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Наверху был устроен холодный летний храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Высокая одноглавая церковь увенчала Ивановскую горку. Фасады ее были украшены узорными наличниками и порталами, высокие крыльца поднимались на верхний этаж, стоящие в ряд алтари теплых приделов завершались крытыми лемехом главами. На стенах храма сохранились белокаменные плиты с надписями над захоронениями XVII - начала XVIII веков. Здесь похоронены Акинфовы, Владыкины, Паюсовы, священник Филипп.

Придел Флора и Лавра весь помещался в малой северной апсиде, был изолирован от других частей храма и имел отдельный входе улицы. Здесь находился домовый храм М.И. Глебова, имевшего усадьбу напротив погоста. Его сын и внук Л.М. и П.Л. Глебовы поддерживали этот храм и содержали особый причт для служения в нем ежедневных литургий с поминовением предков. Глебовы жили в Малом Трехсвятительском переулке до середины 1830 годов, продолжая заботиться о приделе и после упразднения домового храма.

Во второй половине XVIII века из богатых прихожан вблизи Трехсвятительской церкви жили графы Толстые, граф Остерман, князья Волконские, Мельгуновы, Лопухины. На их средства в 1770-х гг. церковь перестраивалась. Разобрали древнюю шатровую колокольню на углу и построили новую с запада. Было сбито убранство фасадов XVII века, а в четверике протесан дополнительный ряд окон. Храм приобрел классицистический облик. В 1771 г. холерном году упразднили приходское кладбище. 1812-й г. принес жителям Ивановской горки немало бедствий. В приходе храма Трех Святителей сгорело 10 дворов. На самом храме пострадала только кровля, но он был разграблен, престолы разрушены, святые антиминсы увезены. Первым вновь освятили в 1813 г. придел Трех Святителей, но из-за малочисленности прихода церковь была приписана к храму Иоанну Предтечи, сохранившемуся от упраздненного Ивановского монастыря. В описи церковного имущества 1813 г. упоминается стоявшая в Трехсвятительском приделе местночтимая святыня - икона Божией Матери "Прозрение очес". В 1815 г. прихожане, усадьбы которых уцелели, по подписке собрали средства на восстановление Флоролаврского и Троицкого приделов, освященных в 1817 и 1818 гг. Церковное начальство возвратило храму самостоятельность. Здание вновь перестраивалось, получив новый, на сей раз ампирный декор фасадов, а территория его была обнесена оградой на каменных столбах.

В приходе храма жил известный московский архитектор Ф. К. Соколов, который, несомненно, участвовал в обновлении здания. Имел отношение к Трехсвятительской церкви и знаменитый зодчий А.Г. Григорьев, спроектировавший при ней еще один придел, который так и не был построен. В середине XIX века поменялся состав прихода. Усадьбы разорившихся дворян приобрели купцы-промышленники. Здесь поселились Кирьяковы, Усковы, Карзинкины, Морозовы, Крестовниковы. Богатые прихожане способствовали процветанию храма. Особую роль в жизни Трехсвятительского прихода сыграли Андрей Сидорович, Александр Андреевич и Андрей Александрович Карзинкины, более ста лет бывшие старостами храма. Староста же церковный в те времена финансировал все строительные и ремонтные работы.

В 1858 г. по проекту архитектора Д.А. Корицкого был перестроен верхний ярус колокольни, которая теперь стала шатровой. В 1884 г. крыльцо с лестницей в верхний храм перенесли с северной стороны на южную. Тогда же была разобрана ампирная ограда и построена новая, в художественном отношении уступавшая старой (архитектор В.А. Гамбурцев).

На церковной земле стоял большой каменный дом причта, строившийся в несколько этапов с 1820 по 1896 гг., а также деревянный дом и сарай. Храм дал название двум переулкам - Большому и Малому Трехсвятительским. С церковью соседствовали не только особняки горожан, но и Мясницкая полицейская часть, а также печально известный Хитров рынок, с его ночлежками и притонами.

Храм Трех Святителей окормлял всех: и респектабельных купцов, и жильцов шикарных доходных домов Карзинкиных, и городовых из полицейской части, и потерявших человеческий облик "хитрованцев". Известны имена большинства священнослужителей и псаломщиков Трехсвятительского храма от XVII века до 1920-х гг.: это и бесфамильный причт древности, и церковники конца XVIII-XIX веков, биографии которых более или менее известны, и последние клирики храма с длинными послужными списками.

Последний священник Трехсвятительского храма Василий Степанович Пятикрестовский служил здесь с 1893 г., был духовником благочиния, возведен в сан протоиерея в 1910 г. На него легла тяжкая обязанность передать церковь представителям советской власти, пришедшим ее закрыть. После 1917 г. Мясницкая полицейская часть была преобразована в тюрьму, рядом в Ивановском монастыре устроен концентрационный лагерь. Здание храма Трех Святителей с его толстыми стенами весьма подходило тюремщикам под склад и мастерские. В 1927 г. администрация Мясницкой тюрьмы стала требовать закрытия храма. Отец Василий Пятикрестовский и староста А. А. Карзинкин собрали 4000 подписей в защиту церкви, но это не помогло. Из закрытого храма вывезли утварь и иконы, разобрали иконостасы. Оказались ли особо ценные иконы в музеях, разошлось ли что-нибудь по другим храмам, осталось невыясненным. Так исчезла местночтимая икона Богоматери "Прозрение очес".

Приспособленный под тюремные нужды храм был обезглавлен, снесли также и шатер колокольни. В 1930-е гг. церковная территория поступила в ведение НКВД, построившего здесь больницу. В состав больницы вошел и каменный церковный дом, надстроенный 4-м этажом. В здании храма предполагалось устроить общежитие для персонала, и его разгородили на множество клетушек. Однако медикам нашли другое жилье, а церковь была превращена в обычную коммуналку. В 1950-е гг. разрушили ограду. В середине 1960-х гг. здание было освобождено от жильцов, использовалось под нужды разных контор. Всесоюзное общество охраны памятников начало его реставрацию. Архитектор-реставратор А. И. Окунев выбрал путь максимального воссоздания первоначального облика храма. Восстановлена колокольня на углу, главы, декор фасадов XVII века. О поздних перестройках напоминает только вторая колокольня, сохранившаяся без завершения. В 1987 г. здание заняла мультипликационная студия "Пилот".

В 1991 г. сформировалась православная община во главе с протоиереем Владиславом Свешниковым, желающая вновь открыть храм. 30 июня 1992 г. вышло постановление Правительства Москвы о передаче храма верующим. Но еще четыре года прихожане вымаливали свой храм, одновременно подыскивая мультипликаторам новое пристанище. И только 6 июля 1996 г. в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в верхнем храме во имя Живоначальной Троицы была отслужена первая Литургия.

За прошедшие с этого времени годы поруганный храм преобразился, но работы по его благоукрашению, проводящиеся в основном силами самой общины, длятся до сих пор. В 1997 г. в верхнем Троицком храме побелены стены, устроена солея, из ступеней белокаменной лестницы московского дома. В 1998 г. сделан новый пол из керамической плитки. В 1999 г. на колокольню подняты колокола, поставлены филенчатые двери, лестница украшена резным парапетом, возведена ограда. К 2006 г. храм был перекрашен, заменена часть крыши, поставлены резные окна, готовятся к освящению нижние приделы. Заканчивается устройство иконостаса верхнего Троицкого храма (мастерская иконописца А.А. Лавданского), решенного в византийском стиле. 2 мая 2003 г. была отслужена первая Божественная Литургия в нижнем храме, в возрождаемом приделе Трёх Святителей Вселенских.

Информация с сайта храма http://www.trisvyat.orthodoxy.ru/hist1.php



Церковь Трех Святителей, что на Кулишках

В Ружной книге 1681 г. эта церковь названа по другому престолу: Святых мучеников Флора и Лавра, что у старых конюшен. При пожаре 1547 г. значится погоревшим «Фрол Святый у конюшен». В переписи 1620 г. упоминается в этой местности «Трехсвятцкий переулок». В Строельной книге 1657 г. церковь показана деревянной.

Сооружение каменной церкви относится к 70-м гг. XVII в., придел Флора и Лавра построен 21 августа 1670 г., а главная верхняя церковь Живоначальной Троицы одновременно с приделом Трех Святителей построена 1 мая 1674 г., а освящена 3 сентября этого же года.

Во внутреннем убранстве почти ничего не осталось древнего, а снаружи обновления были незначительны. Более всего заметны новая форма главы и новый вход в верхнюю церковь.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

Храм Трёх Святителей, что на Кулишках - приметная православная церковь, расположенная на углу и Хитровского переулков в центре Москвы.

Церковь была построена в 1670-1674 годах по проекту неизвестного архитектора, но с тех пор неоднократно перестраивалась и обновлялась.

Здание храма имеет довольно любопытную форму: основной объём выполнен в виде стройного четверика, к которому со стороны Хитровского переулка примыкают 2 яруса полукруглых апсид. Нижняя церковь служит подклетом для верхней, и верхняя тройная апсида значительно сдвинута вглубь здания, а две нижних, наоборот, выступают вперёд, словно каскадом спускаясь от кровли к переулку. Храм построен однокупольным, его фасады украшены кокошниками и поребриком, оконные проёмы - роскошными наличниками и полуколонками, а глава и главки приделов покрыты лемехом. Привлекает внимание расположенная на углу стройная колокольня с шатровым завершением и декоративными слуховыми окошками. Кроме декора, на фасаде церкви можно обнаружить закладные надгробные плиты над захоронениями 17-18 веков.

В церкви освящено 3 престола: нижний храм - в честь Трёх Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, верхний храм - во имя Троицы Живоначальной, а также придел в честь Флора и Лавра.

История храма

Необычное название Трёхсвятительского храма - на Кулишках - связано с исторической местностью, в которой он расположен. Урочище Кулишки - обширная территория, расположенная в районе современной улицы Солянка с близлежащими переулками до набережной Яузы; точное значение топонима неизвестно: он может означать топкое и болотистое место, лес с вырубленной просекой или просто отдалённую окраину.

В прошлом окрестности храма могли похвастаться исключительной живописностью: это был холм (Ивановская горка), пересекаемый речкой Рачка, с красивыми склонами и хорошими видовыми характеристиками. В 15 веке неподалёку отсюда появилась княжеская резиденция Василия I с плодовыми садами, а в районе будущего Малого Трёхсвятительского переулка расположились государевы конюшни, при которых построили небольшую деревянную церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, которые считались покровителями лошадей. Чуть позже здесь появилась загородная резиденция московского митрополита, и к существовавшей церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм в честь Трёх Святителей Вселенских. В 16 веке эта часть Белого города стала активно застраиваться, и княжеский и митрополичий дворы переехали в другое место, а в 1547 году - после городского пожара - были переведены и конюшни (они переехали в Чертолье), после чего церкви в пределах бывших резиденций стали приходскими.

В 1670-1674 годах на месте прежнего деревянного на деньги прихожан был выстроен новый каменный храм - двухэтажное здание с пристроенной в углу колокольней. Нижний ярус заняли тёплые приделы - во имя Трёх Святителей и Флора и Лавра, а верхнюю неотапливаемую часть освятили в честь Святой Троицы. Впоследствии здание не раз перестраивалось: в частности, после пожара 1812 года, когда кровля и стены пострадали от огня, а французские солдаты порушили внутреннее убранство.

Среди прихожан церкви значились как простые местные жители и обитатели Хитровки, так и знатные фамилии: графы Толстые и Остерманы, князья Волконские и Лопухины, дворяне Мельгуновы и другие.

Советские годы, как водится, принесли Трёхсвятской церкви разруху: в 1927 году она была закрыта, а здание передали сначала Мясницкой тюрьме, затем - НКВД. Храм был обезглавлен и лишился шатра колокольни, после чего в нём надстроили дополнительный этаж и устроили коммунальные квартиры. В 1950-х была разрушена ампирная церковная ограда; впоследствии коммуналки были расселены, и здание заняли различные конторы. Любопытно, что в то же время была начата его реставрация: опираясь на первоначальный облик храма, реставраторы восстановили колокольню и главы, а также сбитый декор фасадов. Однако, передачи здания церкви и возобновления богослужений за этим не последовало: с 1987 года в нём разместилась анимационная студия "Пилот".

В 1992 году Трёхсвятский храм вернули Русской православной церкви, но первые богослужения в нём начались лишь с 1996 года, когда мультипликаторы переехали в новое здание.

В настоящее время при церкви действуют воскресная школа, иконописная и реставрационная мастерские, Школа православной семьи и Православные регентские курсы.

Храм Трёх Святителей на Кулишках находится по адресу Малый Трёхсвятительский переулок, 4/6 в Басманном районе Москвы. Добраться до него можно пешком от станции метро "Китай-город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Во Всехсвятском храме находятся почитаемые, как в Греции, так и в России святыни, привезенные владыкой Афанасием из Киккского монастыря, расположенного на горе Киккос в северо-западной части острова Кипр. Это два мощевика: большой, в виде продолговатой раки, и малый, округлой формы, увенчанный высокой крышкой с крестом. В большом, в виде продолговатой раки-ковчега помещены частицы мощей древних святых угодников:

  • Прмц. Параскевы из Рима;
  • Мч. Трифона из Апамеи;
  • Вмч. Маманта из Гангры Пафлагонской;
  • Вмч. Мины из Египта;
  • Сщмч Антипы еп. Пергамского;
  • Св. славного апостола Филимона;
  • Прп. Онисифора;
  • Вмч. Артемия;
  • Сщмч. Харалампия из Магнезии Фессалийской;
  • Сщмч. Поликарпа еп. Смирнского;
  • Св. славного апостола Филиппа;
  • Мч. Саввы Стратилата.

В малом мощевике округлой формы почивает частица мощей святителя Николая Чудотворца.

Каждое воскресенье эти ковчеги со Святыми мощами износятся для всеобщего поклонения, а после Божественной Литургии перед ними совершается водосвятный молебен.

Всякий христианин молится своему небесному покровителю — тому святому угоднику, чье имя он носит. Каждый понедельник, в 17:30, в нашем храме совершается молебен с акафистом всем святым перед мощами древних угодников Божиих. Таким образом, совершая по понедельникам молебное пение в честь всех святых, мы воздаем должное поклонение и своему Святому. На акафистное пение в честь всех святых износится также ковчежец с частицей мощей великого русского святого - прп. Серафима Саровского. Этот святой угодник особо почитаем в храме Всех Святых на Кулишках. И жизнью, и молитвенным предстательством подвижник Саровский близок душе православного человека, он незримо пребывает с ним в его страданиях, испытаниях и упованиях.

25 ноября 1825 года Пресвятая Богородица в сопровождении святителя Климента и святителя Александрийского Петра явилась преподобному Серафиму Саровскому. Выйдя из затвора по повелению Пресвятой, Преподобный, зная прошедшее и провидя будущее, давал духовные советы, исполненные премудрости и добра.

Наиболее характерно общение двух Церквей выражено в еженедельных водосвятных молебнах с акафистами, совершаемых в храме Подворья. Ведь акафист (неседальное пение — греч.) — это форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. Первый акафист был сложен на греческом языке в честь Пресвятой Богородицы, он пелся всю ночь стоя, в субботу, на пятой неделе Великого поста. Этот акафист, называемый Великим акафистом («Взбранной Воеводе...»), был составлен в начале VII века и исторически является самым древним.

Согласно традиции, это богослужение в храме Всех Святых на Кулишках совершается в среду, в 17:30, перед иконой Божией Матери, именуемой «Киккской».

На Киккской иконе Пресвятой Богородицы, написанной святым апостолом и евангелистом Лукой, удостоившейся Ее благословения и облагодатствованной Ею, Пресвятая Дева изображена держащей Богомладенца, Сына Своего, на правой руке. Этот иконографический извод называется «Елеуса», то есть «Милостивая». Позже эта святая икона стала называться Милостивой-Киккской.

По древнему благочестивому преданию, сия икона была послана святым евангелистом Лукой в Египет к назореям, ставшими христианами по слову апостола и евангелиста Марка. Икона Милостивая-Киккская оставалась в Египте продолжительное время, но по причине возникших разногласий благочестивые христиане перевезли в 980 году святой образ в Константинополь. Драгоценная икона была поставлена в царском чертоге, где и оставалась до времен императора Алексия I Комнина (1082-1118). При этом императоре наместником Кипра был Мануил Вутомит. Однажды во время охоты он вместе со своей свитой заблудился в горах. В лесной глуши он встретил старца Исайю и хотел спросить у него дорогу, но отшельник попытался скрыться, не дав ему ответа. В гневе Мануил приказал слугам побить инока. В конце концов, Мануил нашел дорогу и вернулся в Лефкосию. На другой день наместник занемог. Поняв, что это наказание за нанесенную старцу обиду, он велел разыскать его. Мануил попросил прощения у старца, обещая выполнить любое его желание. Исайя, которому во сне Пресвятая Богородица открыла свою волю, сказал, что ему нужна икона Божией Матери, которая хранится в Константинополе в царских чертогах. После долгих колебаний Мануил отважился обратиться к императору со столь дерзкой просьбой. Вместе с Исайей он отправился в столицу. В это время императорская дочь тяжело заболела, и никто не мог излечить ее. Только Исайе удалось это сделать, и в награду он попросил любимую царскую икону. Не желая расставаться со святыней, император велел лучшему иконописцу сделать точную копию образа Божией Матери и предложил обе иконы на выбор старцу. Севшая на древнюю икону пчела, указала Исайе подлинник.

После чудесного исцеления императорской дочери от этого образа императору явилась Пресвятая Богородица и повелела отвезти святую икону на остров Кипр. Там на Киккской горе была сооружена в честь Пресвятой Богородицы церковь, а при храме, иждивением императора Алексея, — прекрасный монастырь. На сем святом месте Киккская икона прославилась многочисленными чудесами, а в ее благодатную силу уверовали не только христиане, но даже иноверцы. Символом же Киккского монастыря, своего рода «гербом» обители стала пчела, которая со дня основания обители изображается на ризе святой иконы.

Монастырь пережил четыре пожара — в 1365, 1541, 1751 и 1813 годах, полностью уничтоживших все строения, церковную утварь, императорскую грамоту. Однако чудотворная Киккская икона всегда чудесным образом спасалась. После двух первых пожаров святой образ вернули на прежнее место лишь в 1570 году, когда возобновили и заново отстроили Киккскую обитель.

И с тех пор многочисленные чудотворения от иконы продолжаются и записываются в летописи Киккского монастыря. Так от благодатной силы этой иконы тучи неоднократно проливали дождь во время засухи, исцелялись кровоточивые жены, бесплодные получали чадородие, немые заговоривали, умирающий отрок получил выздоровление, прекращались эпидемии, спасались утопающие. Один мавр попытался оскорбить икону, но рука его отсохла. Модель этой руки подвешена сейчас рядом с иконой в память об этом событии. В 1683 году голландец Корнелиус ван Брун рассказывал о нашествии саранчи и о том, что после крестного хода с Киккской иконой Божией Матери появилась стая птиц, истребивших саранчу.

Давно уже Киккская икона Пресвятой Богородицы помещена в оклад и до половины закрыта пеленой (от верхнего левого угла до правого нижнего) так, что ликов Богоматери и Богомладенца никто не может видеть, кроме особых случаев. Считается, что таково было желание императора Алексея I Комнина. За дерзновенное поднятие пелены многие подвергались тяжким наказаниям. Так, Александрийский Патриарх Герасим, приехавший в Киккский монастырь в 1699 году, поднял из любопытства завесу и был поражен слепотой. Лишь раскаявшись и испросив прощение у Пресвятой Богородицы, он получил исцеление, что было засвидетельствовано в патриаршей грамоте.

Водосвятный молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу, совершаемый еженедельно по вторникам и четвергам, собирает в храм Всех Святых на Кулишках особо много верующих. И немудрено. Ведь еще в самом начале святого пути святителя Николая Чудотворца, при совершении над ним Таинства священства, епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее Угодника Божиего: «Вот, братие я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря!

Хорошо он будет пасти души заблудших, питая их на пажитях благочестия; и всем, находящимся в бедах, явится теплым помощником!»

При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали — и продолжают, по сей день — источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения. И ныне, возлежа частицей своих святых мощей в храме Александрийского Подворья, он, как и встарь, принимает верующих с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих — питателем, для плачущих — утешителем, для притесненных — заступником.

Святая Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 6 декабря и 9 мая (по старому стилю), но и еженедельно, каждый четверг. Так и в московском Всехсвятском храме каждый четверг можно приложиться к частице мощей святителя Николая: ковчег с его святыми мощами выносится для поклонения после окончания Божественной Литургии и пребывает в храме до 20:00. Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, почивает в малом, округлой формы, ковчеге, увенчанным высокой крышкой с крестом.

Из Ватопедского монастыря со Святой Горы Афон нашему подворью привезена в дар как благословение икона - список с чудотворного образа Божией Матери «Всецарица». Образ Богоматери «Всецарица» прославился многими чудесами и исцелениями от тяжелых недугов.

Каждую пятницу на нашем подворье совершается вечерня с чтением акафиста перед этой святой иконой. По окончании богослужения всем желающим раздается освященный елей из лампады от иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица».

Во Всехсвятском храме также имеются и другие известные и почитаемые святыни:

  • Крест-распятие, являющееся исключительным произведением искусства;
  • Прекрасный Царственный Иконостас;
  • Икона Тихвинской Божией Матери;
  • Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»;
  • Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия-Сумела»;
  • Икона Божией Матери «Милостивая»;
  • Икона св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова;
  • Икона мч. Андрея Стратилата.

Храмовая икона Пресвятой Богородицы «Оди...

Центральный иконостас. Господь Вседержит...

Святитель Кирилл, архиепископ Александри...

Храмовая икона Св. Евангелиста Ионна Бог...

Святитель Афанасий, архиепископ Александ...

Храмовая икона Пресвятой Богородицы «Зна...

Храмовая икона: св. блгв. кн. Дмитрий До...

Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого расположен в одном из красивейших уголков Белого города, на Кулишках. Так называли невырубленные участки леса, покрывавшего в древности высокий водораздельный холм между Москвой-рекой и Яузой. Особую живость рельефу придавала пересекавшая холм речка Рачка, ныне спрятанная в трубу.

Склоны холма занимали великокняжеские сады, рядом с которыми находились государевы конюшни. На конном дворе была поставлена деревянная церковь во имя Флора и Лавра - святых мучеников, почитаемых в народе покровителями лошадей. Историки полагают, что по этому храму получили свое название Фроловские ворота Кремля (впоследствии Спасские). В начале XV века "в садех" была построена великокняжеская загородная резиденция с храмом Святого Владимира, а около конюшен разместился загородный митрополичий двор. К церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских.

В XVI-м веке юго-восточная часть Белого города активно заселялась. Великокняжескую усадьбу перенесли в село Покровское. Церкви в бывших резиденциях стали приходскими, и при них образовались погосты. Сложилась сеть улиц и переулков, сохранившаяся до наших дней. Основанный на Кулишках монастырь во имя Рождества Иоанна Предтечи дал название холму - Ивановская горка. Из прихожан храма Трех Святителей XVII века известны мастера-ремесленники, подьячие государевых приказов и представители знати: Шуйские, Акинфовы, Глебовы. В 1670-1674г. на средства состоятельных прихожан был выстроен новый каменный двухэтажный храм с редким для Москвы архитектурным приемом - постановкой колокольни на углу. В нижнем этаже расположены теплые приделы - Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Наверху был устроен холодный летний храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Высокая одноглавая церковь увенчала Ивановскую горку. Фасады ее были украшены узорными наличниками и порталами, высокие крыльца поднимались на верхний этаж, стоящие в ряд алтари теплых приделов завершались крытыми лемехом главами.

На стенах храма сохранились белокаменные плиты с надписями над захоронениями XVII - начала XVIII веков. Здесь похоронены Акинфовы, Владыкины, Паюсовы, священник Филипп.

Придел Флора и Лавра весь помещался в малой северной апсиде, был изолирован от других частей храма и имел отдельный входе улицы. Здесь находился домовый храм М. И. Глебова, имевшего усадьбу напротив погоста. Его сын и внук Л. М. и П. Л. Глебовы поддерживали этот храм и содержали особый причт для служения в нем ежедневных литургий с поминовением предков. Глебовы жили в Малом Трехсвятительском переулке до середины 1830 годов, продолжая заботиться о приделе и после упразднения домового храма.

Во второй половине XVIII века из богатых прихожан вблизи Трехсвятительской церкви жили графы Толстые, граф Остерман, князья Волконские, Мельгуновы, Лопухины. На их средства в 1770-х годах церковь перестраивалась. Разобрали древнюю шатровую колокольню на углу и построили новую с запада. Было сбито убранство фасадов XVII века, а в четверике протесан дополнительный ряд окон. Храм приобрел классицистический облик. В 1771 холерном году упразднили приходское кладбище. 1812-й год принес жителям Ивановской горки немало бедствий. В приходе храма Трех Святителей сгорело 10 дворов. На самом храме пострадала только кровля, но он был разграблен, престолы разрушены, святые антиминсы увезены. Первым вновь освятили в 1813 году придел Трех Святителей, но из-за малочислен-ности прихода церковь была приписана к храму Иоанну Предтечи, сохранившемуся от упраздненного Ивановского монастыря. В описи церковного имущества 1813 года упоминается стоявшая в Трехсвятительском приделе местночтимая святыня - икона Божией Матери "Прозрение очес".

В 1815 году прихожане, усадьбы которых уцелели, по подписке собрали средства на восстановление Флоролаврского и Троицкого приделов, освященных в 1817 и 1818 годах. Церковное начальство возвратило храму самостоятельность. Здание вновь перестраивалось, получив новый, на сей раз ампирный декор фасадов, а территория его была обнесена оградой на каменных столбах. В приходе храма жил известный московский архитектор Ф. К. Соколов, который, несомненно, участвовал в обновлении здания. Имел отношение к Трехсвятительской церкви и знаменитый зодчий А. Г. Григорьев, спроектировавший при ней еще один придел, который так и не был построен. В середине XIX века поменялся состав прихода. Усадьбы разорившихся дворян приобрели купцы-промышленники. Здесь поселились Кирьяковы, Усковы, Карзинкины, Морозовы, Крестовниковы. Богатые прихожане способствовали процветанию храма. Особую роль в жизни Трехсвятительского прихода сыграли Андрей Сидорович, Александр Андреевич и Андрей Александрович Карзинкины, более ста лет бывшие старостами храма. Староста же церковный в те времена финансировал все строительные и ремонтные работы.

В 1858 году по проекту архитектора Д. А. Корицкого был перестроен верхний ярус колокольни, которая теперь стала шатровой. В 1884 году крыльцо с лестницей в верхний храм перенесли с северной стороны на южную. Тогда же была разобрана ампирная ограда и построена новая, в художественном отношении уступавшая старой (архитектор В.А. Гамбурцев).

Фото 1881 года из альбома Н.Найдёнова." Москва,Соборы,Монастыри и Церкви."

На церковной земле стоял большой каменный дом причта, строившийся в несколько этапов с 1820 по 1896 годы, а также деревянный дом и сарай. Храм дал название двум переулкам - Большому и Малому Трехсвятительским. С церковью соседствовали не только особняки горожан, но и Мясницкая полицейская часть, а также печально известный Хитров рынок, с его ночлежками и притонами.

Хитров рынок в Москве нач. ХХ в.
Из книги "Архитектурные ансамбли Москвы XV- начала ХХ веков."
Москва. Стройиздат. 1997г.

Храм Трех Святителей окормлял всех: и респектабельных купцов, и жильцов шикарных доходных домов Карзинкиных, и городовых из полицейской части, и потерявших человеческий облик "хитрованцев". Известны имена большинства священнослужителей и псаломщиков Трехсвятительского храма от XVII века до 1920-х годов: это и бесфамильный причт древности, и церковники конца XVIII-XIX веков, биографии которых более или менее известны, и последние клирики храма с длинными послужными списками.

Помяни, Господи, всех служивших во святом храме сем:

иереев

диаконов

псаломщиков

Прокопия

Василия

Тимофея

Тимофея

Бориса

Иоанна

Филимона

Максима Иоанна

Леонтия

Илию

Филиппа

Матфея Сергия

Азария

Симеона

Василия

Василия Сергия

Иакова

Феодора

Василия

Симеона

Филиппа

Феодора

Иоанна

Григория

Андрея

Александра

Гавриила

Иоанна

Иоанна

Димитрия

Димитрия

Сергия

Иоанна

Стефана

Василия

Александра

Феодота

Димитрия

Сергий

Константина

Иоанникия

Василия

Александра

Последний священник Трехсвятительского храма Василий Степанович Пятикрестовский служил здесь с 1893 года, был духовником благочиния, возведен в сан протоиерея в 1910 году. На него легла тяжкая обязанность передать церковь представителям советской власти, пришедшим ее закрыть. После 1917 года Мясницкая полицейская часть была преобразована в тюрьму, рядом в Ивановском монастыре устроен концентрационный лагерь. Здание храма Трех Святителей с его толстыми стенами весьма подходило тюремщикам под склад и мастерские. В 1927 году администрация Мясницкой тюрьмы стала требовать закрытия храма. Отец Василий Пятикрестовский и староста А. А. Карзинкин собрали 4000 подписей в защиту церкви, но это не помогло. Из закрытого храма вывезли утварь и иконы, разобрали иконостасы. Оказались ли особо ценные иконы в музеях, разошлось ли что-нибудь по другим храмам, осталось невыясненным. Так исчезла местночтимая икона Богоматери "Прозрение очес".

Приспособленный под тюремные нужды храм был обезглавлен, снесли также и шатер колокольни. В 1930-е годы церковная территория поступила в ведение НКВД, построившего здесь больницу. В состав больницы вошел и каменный церковный дом, надстроенный 4-м этажом. В здании храма предполагалось устроить общежитие для персонала, и его разгородили на множество клетушек. Однако медикам нашли другое жилье, а церковь была превращена в обычную коммуналку. В 1950-е годы разрушили ограду. В середине 1960-х здание было освобождено от жильцов, использовалось под нужды разных контор. Всесоюзное общество охраны памятников начало его реставрацию. Архитектор-реставратор А. И. Окунев выбрал путь максимального воссоздания первоначального облика храма. Восстановлена колокольня на углу, главы, декор фасадов XVII века. О поздних перестройках напоминает только вторая колокольня, сохранившаяся без завершения. В 1987 году здание заняла мультипликационная студия "Пилот".

Фото: В.Нефёдов.

В 1991 году сформировалась православная община во главе с протоиереем Владиславом Свешниковым , желающая вновь открыть храм. 30 июня 1992 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче храма верующим. Но еще четыре года прихожане вымаливали свой храм, одновременно подыскивая мультипликаторам новое пристанище.

И только 6 июля 1996 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в верхнем храме во имя Живоначальной Троицы была отслужена первая Литургия.

За прошедшие с этого времени годы поруганный храм преобразился , но работы по его благоукрашению, проводящиеся в основном силами самой общины, длятся до сих пор.
В 1997г. в верхнем Троицком храме побелены стены, устроена солея, из ступеней белокаменной лестницы московского дома.
В 1998г. сделан новый пол из керамической плитки.
В 1999г. на колокольню подняты колокола, поставлены филенчатые двери, лестница украшена резным парапетом, возведена ограда.
К 2006г. храм был перекрашен, заменена часть крыши, поставлены резные окна, готовятся к освящению нижние приделы. Заканчивается устройство иконостаса верхнего Троицкого храма (мастерская иконописца А.А. Лавданского), решенного в византийском стиле.
А 2 мая 2003 года была отслужена первая Божественная Литургия в нижнем храме, в возрождаемом приделе Трёх Святителей Вселенских.

Сохранив память о Флоре и Лавре, настоятель и прихожане хотели бы освятить северный алтарь первого этажа, во имя преподобного Силуана Афонского, которому особенно усердно молились об открытии храма. Община, возрождающая храм Трех Святителей, стала настоящей духовной семьей, объединившейся вокруг настоятеля храма протоиерея Владислава Свешникова . Отец Владислав вместе со многими своими духовными чадами прошел путь длиною в 20 лет, начиная от храмов Тверской губернии и Подмосковья, где он служил в 70-е и 80-е годы. Кандидат богословия, протоиерей В. Свешников преподовал в духовной семинарии и Второй священник храма Трех Святителей на Кулишках, отец Александр Прокопчук , рукоположенный на приход в 1996 году, также преподает в Свято-Тихоновском институте.

Первым старостой возобновлённого храма был иконописец Алексей Белов, казначеем Татьяна Кисис (теперь мать Фаддея, монахиня московского Зачатьевского монастыря), а с 1996 г. по 2005 год старостой храма становится Кирилл Слепян, выпускник МГУ, молодой учёный-математик, вошедший в общину с тех уже давних пор, когда о.Владислав служил в подмосковном селе Пучково Троицкого р-на. В настоящее время старостой храма избран Виктор Ржевский.

Руководит церковным хором известный московский регент Евгений Сергеевич Кустовский. В 1993 году им были созданы Московские регентские курсы , которые с 1996 года действуют уже при нашем храме, и теперь превратились в серьёзное учебное заведение. Е.С.Кустовский - автор и составитель многих сборников обиходного церковного пения. Под его руководством проходят занятия и детского хора храма.

В храме открыта и регулярно работает воскресная школа. Раз в месяц проводятся занятия Школы православной семьи , на которых обсуждаются проблемы семейного воспитания, читается акафист иконе Божией Матери "Воспитание" . Список с иконы "Воспитание" находится в храме. На эти ежемесячные семинары приглашаются священники и православные специалисты, занимающиеся проблемами семьи. Занятия собирают большую аудиторию из разных московских приходов. Храм выпустил несколько сборников семинарских занятий Школы православной семьи с выступлениями о. Дмитрия Смирнова, о. Валериана Кречетова, о. Артемия Владимирова, о. Сергия Правдолюбова, о. Владислава Свешникова и многих других, и их ответами на вопросы слушателей.

Прихожане Трехсвятительской церкви не теряют надежды обрести храмовую святыню - икону Божией Матери "Прозрение очес". В наш храм мы приходим не "стоять" на службе, а жить . И центр этой жизни - Литургия , где мы становимся единым целым, воистину Телом Христовым. Общинная жизнь - это совместная жизнь в таинствах, служение Богу и друг другу. Любое событие в храме - будь то праздничная Литургия, крещение нового члена общины, венчание - становится общим делом всего прихода. Желание никогда не покидать церковь, быть всегда вместе, участвовать всем сердцем и всем сознанием в Евхаристии - такое счастье нам дал Господь.