Издавна сложился хороший обычай: если человек заболел, его надо навестить, чем-то порадовать, по мере сил облегчить его состояние. Навещают больных не только самые близкие люди - это делают и друзья, знакомые, товарищи по работе. И больные обычно с нетерпением ждут таких визитов. Часы посещений - светлое окошко в однообразной больничной жизни, маленький праздник. Но почему же иной больной после визита чувствует себя не лучше, а хуже, у него падает настроение? Может быть, посетители чего-то не учли, допустили какой-то промах, не нашли правильного тона в беседе с больным. Давайте попробуем проанализировать наиболее типичные ситуации...

Пищевой вариант

Так я называю те посещения, которые сводятся в основном к кормлению больного, часто чрезмерному, чуть ли не насильственному.

Больной со смущением смотрит, как из объемистых сумок выгружаются на его тумбочку яблоки, апельсины, банка варенья, банка компота, пачка печенья и прочая снедь.

Да этого и здоровому не съесть, а больному тем более: у него и аппетит понижен, и энерго-затраты меньше.

Начинаются ахи: «Да у тебя еще с прошлого раза все осталось - просто безобразие!» За ревизией оставшихся продуктов следуют уговоры: "Поешь сейчас, при мне", «Съешь до конца». И так далее...

А надо ли носить больному так много продуктов? Больничного рациона ему хватает. Другое дело - скрасить его, принести что- то домашнее, какое-то любимое блюдо, разумеется, в пределах рекомендованной диеты.

Иногда передачу стараются сделать «посолиднее» еще и потому, что с ее помощью у посетителя легко создается ощущение выполненного долга. А на самом деле больному было нужно что- то иное...

О чём говорить?

Как ты себя чувствуешь? - таков, естественно, первый вопрос. Обязателен ли он? Это смотря по обстоятельствам. Один больной обидится, если его не спросят; для него рассказать о своем состоянии значит получить облегчение.

Другой выслушивает вопрос с раздражением да и ничего нового сказать не сможет - сегодня то же что и вчера, болезнь его такова, что улучшение наступает медленно.

Но даже если больной охотно говорит о своем состоянии, старайтесь, чтобы эта тема не стала единственным предметом обсуждения. Ведь «уход в болезнь», сосредоточенность на ней мешают выздоровлению. И надо мягко, незаметно переключить интересы больного, увести его от медицинских проблем. Хорошо на этот случай иметь что-то «про запас» - будет ли это рассказ о семейных событиях, о детях и внуках, об общих знакомых или о новом фильме, спектакле, о чем- то, имеющем для больного профессиональный интерес.

Для большинства больных, особенно выздоравливающих, очень важны новости. Находиться в курсе новостей - значит не терять своей причастности к жизни, работе, ко всему, происходящему за стенами больницы.

Можете захватить с собой свежие газеты, журналы, интересную книгу. Больным рекомендуется чтение легкое, развлекательное, но, конечно, с учетом литературных вкусов и склонностей.

Не приносите больному статей и книг о его болезни, даже если вы полагаете, что они должны укрепить его веру в выздоровление. Психика больных особая! В статье сказано, допустим, что данное заболевание в 99% случаев заканчивается благополучно, и вы радостно восприняли цифру 99. А больной может подумать; не ему ли суждено попасть в число тех. кто составляет один процент неблагополучия?..

Будьте терпеливы!

Болезнь подчас меняет характер человека, делает его подавленным, раздражительным. Нередко люди, которым недостает в жизни тепла, подсознательно пытаются компенсировать этот дефицит во время болезни, занимая так называемую «детскую» позицию в отношениях с окружающими: немного привередничают, немного преувеличивают свою беспомощность…

Это простительно больному человеку. И пусть будет больше участия, больше сочувствия с вашей стороны. Ведь это и есть главное, с чем надо идти к больному.

Но иногда «детское» поведение больного дает родственникам, друзьям повод для полного контроля над его поведением. Им нравится разговаривать с взрослым больным человеком, как с ребенком, даже кормить его с ложечки, хотя в этом нет никакой необходимости.

Иногда демонстрируемая больным беззащитность вызывает у посетителя соблазн занять позицию поучающего, воспитывающего. И грустно видеть, когда больного начинают «учить жить». упрекают за какие-то прошлые ошибки или дают примитивно- бодряческие советы типа: «Чаю выпей - и все пройдет!»

А бывает и так, что больной подчас превращается в подлинного деспота:

Налей мне воды. Нет, похолоднее. А эта слишком холодная, вылей. Что, не можешь налить полную кружку? Господи, рад стараться - налил до самых краев. ведь я же обольюсь!

Такое поведение - результат полного непротивления окружающих, не сумевших вовремя занять тактичную, но твердую позицию.

Все три варианта смешны или некрасивы, но они плохи и тем, что накладывают печать на личность больного. Ему да и окружающим потом, после выздоровления, трудно будет строить нормальные взаимоотношения.

«Гость, как дождь…»

Продолжение этой поговорки вам, наверное, известно: «…когда его долго нет, его ждут, когда он зарядит надолго, от него хотят избавиться».

Тем более может стать обременительным затянувшийся визит для больного: ведь он быстро утомляется, ему подчас трудно долго поддерживать оживленную беседу. А сказать об этом неловко. И если вы заметили, что больной как бы сник, приумолк, выражение лица стало усталым, - значит, пора прощаться.

Вопросы: «Ты не устал?», «Может быть, мне уйти?» - чаще всего неуместны: вас будут удерживать из простой вежливости. Решая, уйти вам или остаться, исходите из правила: от больного лучше уйти немного раньше, чем немного позже.

На этом, кстати, аналогия с гостем кончается - у постели больного вы не в гостях. И. может быть, надо не только развлечь его, поболтать, пошутить, но и оказать конкретную помощь - перестелить постель, прибрать тумбочку, вымыть тарелку, чашку.

Если вы навестили больного дома и ваши отношения это позволяют, можно вымыть посуду, вынести мусор, сходить в магазин, в аптеку. Ищите сами, чем вы можете быть полезны, потому что на вопрос: "Что надо сделать?" - больной чаще всего ответит: "Спасибо, ничего". Он может стесняться, ему неловко вас затруднять, а иногда он и вправду сам не знает, что ему нужно.

Не стоит ходить к больным компаниями, больше двух человек одновременно. В стационарах, кстати, этого обычно и не разрешают - многолюдье утомляет больного, беспокоит соседей по палате. К тому же, оказавшись вместе, знакомые часто начинают общаться друг с другом, забывая о том, к кому пришли. И больному остается всего лишь при сем присутствовать…

Не отложить ли визит?

Да, и об этом иногда стоит подумать! Конечно, не самым близким людям (они всегда желанны), а друзьям, знакомым, товарищам по работе. Постарайтесь представить себе, будет ли больной рад именно сейчас видеть вас, не будет ли ему неприятно предстать перед вами в его нынешнем виде и положении?

Больные женщины часто неловко себя чувствуют без привычной прически, без макияжа, в больничной одежде. И, бывает, предпочитают не показываться на глаза никому, кроме членов семьи. Мужчины же стесняются своей слабости, беспомощности. Поэтому подумайте, не доставите ли вы им своим визитом неприятных минут? Может быть, лучше пока передать дружескую записку, цветы, книгу, а от встречи воздержаться?

Как видите, вопросов немало, Как на них ответить - подскажет чувство такта. Во всяком случае, не забудьте: вы идете к больному человеку. Ему сейчас хуже, чем вам, и потому исходить надо всецело из его интересов и потребностей.

Р.Б. Хайкин, доктор медицинских наук.

В се, кого я знаю, испытывают время от времени колебания, сталкиваясь с необходимостью посетить друга в больнице. Ниже приведены пять правил, которым я всегда следую, если должен посетить больного.

1. Важно знать, когда идти :

Безусловно, люди ценят, когда о них проявляют заботу, но, чтобы избежать неловкости во время посещения, нужно помнить, что больница – это не место для проявления застенчивости. Я имею в виду не только тот «прекрасный» халат, который на вас надевают. Когда врач занимается обследованием и лечением, то одежда пациента является барьером между ним и пациентом, поэтому одежду приходится полностью или частично снимать, тем самым, обнажая пациента перед всеми, кто находится в больничной палате. Стало быть, если в обычной ситуации пациент никогда не предстал бы перед вами даже в частично обнажённом виде, то не следует находиться в палате во время обследования. Если вы не являетесь членом семьи или очень близким другом, отложите визит по крайней мере на время, пока не будет проведено первоначальное обследование и поставлен диагноз.

Совет: Если пациент не находится на грани жизни и смерти, посетите его на второй день пребывания в больнице.

2. Важно понимать, для чего вы там: Ваша цель посещения больных – это молитва за них и вместе с ними. Вы там не для того, чтобы ставить диагноз или рассказывать жуткие истории людей со схожими медицинскими проблемами. Никого в больнице не интересует история о друге или родственнике и об их неприятном опыте во время лечения. Никаких рассказов о халатности или рассказов о приятеле, который был госпитализирован с больным горлом, а умер от плотоядных бактерий. Кроме того, помните, что вы не находитесь там благодаря вашей медицинской степени, полученной после многолетнего просмотра медицинских программ на телевидении или пребывания в санаториях.

Совет: Делайте то, ради чего вы пришли – будьте любящими, ободряющими и молитесь. Внимательно слушайте, что вам говорят. Это поможет понять, за кого молиться и о чём.

3. Важно понимать, кто вы:

Важно понимать – вы навещаете больного в качестве родственника или друга. Почти всегда рядом с больным находятся другие люди по той же причине, что и вы. Пожалуйста, не стоит вести себя так, как будто вы более важны для больного, более духовны, более исполнены Духом Божьим, чем другие люди.

Совет: Если вы хотите помолиться, пригласите всех присутствующих сделать это вместе с вами. Попросите их сделать немного больше, чем просто стоять рядом, в то время как вы молитесь за больного.

4. Важно знать, ради кого вы там:

Прежде всего вы в больнице ради пациента. Пожалуйста, будьте внимательны и помните, что вы там ради этого человека. Поговорите с ним, а не о нём. Предложите больному помолиться с вами. Кроме того, уважайте его пожелания относительно посетителей и информации, которой пациент готов делиться. Слишком часто я наблюдал, как люди посещали больных, но вели себя при этом так, как будто они не больны, а уже мертвы.

Совет: Поступайте с людьми так, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами. Если вы там ради больного, то ведите себя так, чтобы он видел и чувствовал, что является главной причиной вашего визита.

5. Важно не вести себя странно:

Если человек, которого вы посещаете, является членом семьи или другом, относитесь к нему обычным образом. Несмотря на то, что ситуация изменилась, люди не должны вдруг переставать быть собой. Часто мы ведём себя так, как будто люди, которых мы посещаем, становятся нам как будто более чужими, если мы посещаем их в больнице. Истина заключается в том, что медицинское оборудование, капельницы, мониторы, врачи и медсёстры меняют человека ровно настолько, насколько и официанты, водители автобусов или менеджеры ресторанов. Если вы обычно рассказываете несмешные анекдоты или каламбурите, то продолжайте нелепо шутить или каламбурить. Если обычно вы так не делаете, то не надо вдруг вести себя иначе. Самое страшное, что вы можете сделать для людей в такой ситуации — это относиться к ним не так, как всегда. Они могут подумать, что дела обстоят гораздо хуже, чем это есть на самом деле.

Вопрос: Обязательно ли посещать больного?

Ответ: Это сунна. Если некому смотреть за больным, то уаджиб кифая. В хадиси шарифах сказано:

«Пять обязанностей мусульманина перед другим мусульманином: Ответить на приветствие. Посетить при болезни. Проводить в последний путь (джаназа), принять его приглашение в гости, если чихнув, скажет «Альхамдулиллях», ответить «Ярхамукуллах.» (Муслим)

«Если обрел друга, то узнай его! Если заболеет пойдешь справлятся о его здоровье, когда умрет, пойдешь провожать его в последний путь.» (Байхаки)

«Аллаху тааля скажет «Я заболел, а ты не проведал Меня». Человек удивится: «О Аллах, я не знаю как можно Тебя проведать». На что скажут: «Если бы ты проведал такого-то больного, то нашел бы Меня.» (Муслим)

«Аллаху тааля станет поручителем того кто посетил больного.» (Хаким)

«Права соседа: Чтобы его посетили при болезни. Чтобы пришли на его джаназа. Попросить у соседа в долг. Сосед не будет распространяться о его бедности. Принять поздравления при радостях. Ждать от соседей поддержки при трудностях. Сосед не должен строится выше его дома. Не распространять запах еды если его не собираются угощать.» (Джами-ус сагир)

«Настоящее посещение больного это когда руками касаются лба или рук больного. Настоящее приветствие определяется пожатием рук.» (И. Маджа, И. Ахмед)

«Посещайте больных чтобы справится об их здоровье. Попросите их помолиться за вас. Без сомнения, мольбы больных будут приняты, их грехи прощаются.» (Дейлеми)

«Вознаграждения за посещение больного больше чем за участие в джаназа намазе.» (Дейлеми)

«Кто посетит больного, обратно будет возвращатся по Райским садам.» (Муслим, Тирмизи, И. Ахмед)

«Кто совершит омовение по сунне и отправится посетить больного брата по вере, отдалится от Ада на расстояние равное семидесяти годам ходьбы.» (Абу Дауд)

«Идите к больным проведать их здоровье.» (Бухари)

«Посетить больного чтобы справится об их здоровье - хорошее деяние.» (Табарани)

«За того кто посетит больного утром, до вечера, а кто посетит вечером, до самого утра, будут молится семдесят тысяч ангелов и просит за него прощение (истигфар). Ему дадут в Раю один сад.» (Тирмизи)

«За того кто посетит больного, 70 ангелов будут просит прощения до того же времени следующего дня.» (Ширази)

«Кто посетит больного будет наделен милостью Аллаха, а тот кто останется рядом с постелью больного будет купатся в милости Аллаху тааля.» (Байхаки, И. Ахмед)

«Тому кто только ради Аллаха посетит больного или друга Всевышний Аллах скажет: Какой же прекрасный ты поступок совершил. Ты приготовил для себя в Раю огромный дворец.» (Бухари)

«Тому кто придет справится к больному о его здоровье запишется вознаграждение, равное одному году существования без совершения греха.» (Абу Нуайм)

«Посещать больного, нужно начинать на третий день. Посещение нужно делать как можно реже. Если больной терял сознание, то посещать не нужно.» (Дейлеми)

«Тот кто посетит больного, пусть поздоровается за руку. Пусть справится о его здоровье приложив руку к его лбу и пожелает ему скорейшего выздоровления, долгих лет жизни и попросит у него сделать дуа. Потому что дуа больного, как дуа ангелов.» (Байхаки)

«Тот кто сделает за день следующие пять вещей, окажется в Раю: Посетивший больного, участвовавший в джаназа, проведший пятницу в посте, прочитавшйи пятничный намаз и кто дал милостыню.» (Абу Яла) (Пост в пятницу нужно держать вместе с четвергом или субботой в два дня)

Когда пророк рассказывал о вознаграждениях за посещение больного, сахабы спросили «А самому больному, дается вознаграждение? Он получит во много крат большие вознаграждения.» ответил пророк (алейхисаллям).

Нельзя тут же идти к больному услышав о его недуге. Так же не нужно ходить к нему часто. Самое большее, нужно посещать раз в два дня.

Не нужно идти к больному в одежде с иголочки. Лучше это делать в повседневной одежде. Лучше сидеть у ног больного, а не у изголовья.

Нехорошо при посещений все время оглядываться по сторонам не смотря на больного. Также будет неправильно не отводить от больного глаз.

Нельзя стоять рядом с больным со скорбным лицом! Нужно рассказать что-нибудь интресное, сделать дуа чтобы он поскорее поправился.

Как-то, пророк при посещений больного сказал ему: «Ничего ничего, иншаллах твоя болезнь очистит тебя от грехов.» Бухари

Не совсем хорошо оставаться долго рядом с больным. Наш любимый пророк сказал: «Более благостнее не оставаться рядом с больным надолго.» Баззар

Больному не стоит сетовать и роптать на свое положение! В одном из хадиси шарифов сказано:

«Тому кто раздает милостыню никому не показывая, скрывает свои трудности, Аллаху тааля скажет: Мой раб терпел невзгоды которые Я ему насылал. Не жаловался когда у него справлялись о его делах. Я же дам ему больше здоровья. Он поправится став безгрешным. Если умрет, получит Мою милость.» Табарани

Также как больной не должен жаловаться на свое здоровье, так и не должен и жаловаться что никто не пришел его проведать! Нужно предположить что у людей могли быть причины на то. Не нужно сразу же думать плохое и обижаться.

Вопрос: Посещать больного с цветами обычай христиан?

Ответ: Пользоваться обычаями христиан если они из разряда мубах не будет грехом. (из книги Хадика) Приходить к больному с цветами не будет грехом. В хадиси шарифах сказано: «Если кому то дадут цветок пусть не отказывается, пусть возьмет и понюхает» и «Тот кто понюхав красный цветок не произнесет мне салават все равно что притеснит меня.» (Шира)

Вопрос: Один из моих друзей сильно на меня обиделся из-за того что я не проведал его во время болезни. Посетить больного, это фарз?

Ответ: Это сунна. Если больной, человек одинокий, то уаджиб. Больному, посетить которого сунна, обижаться харам. В хадиси шарифе сказано:

«Кто держит обиду на мусульманина больше трех дней, попадет в Ад.» (Насаи)

Вопрос: На что обращать внимание при посещений больного?

Ответ: К больному нужно войти произнеся «Аузу.. Бисмилля..» и поздороваться. Если есть возможность сесть справа от него. Сделать дуа и справиться о его здоровье. Спросить не нуждается ли в чем-нибудь и если нужно сделать все чтобы помочь. Произнести калима-и шахадат чтобы и ему было слышно. Не оставаться долго рядом с больным. Только если больной будет настаивать то можно будет остатся. Уходя, сделать дуа чтобы больной скорее поправился.

2. Близким родственникам и друзьям следует навестить больного в тот же день, как его состояние ухудшилось, а все остальные приходят через три дня. Если же состояние больного резко ухудшилось, заповедь навестить его (сразу) распространяется на всех.

3. Заповедь выполняется каждый раз, когда вы навещаете больного, даже если вы делаете это несколько раз в день. Однако при этом следует быть внимательным и следить за тем, чтобы не потревожить больного и не причинить ему неудобство.

4. Если речь идет о заразной болезни, заповедь лежит только на тех, в ком больной нуждается. Но и здесь все зависит от степени опасности заразиться. Если есть прямая угроза для жизни, нет обязанности посещать больного.

5. Не следует навещать своего недруга, чтобы тот не подумал, что человек рад его участи.

6. Когда приходят навестить больного, очень важно сидеть рядом с ним и общаться. Если же больной, по какой-то причине лежит на земле (на полу), не следует во время посещения сидеть возле него на стуле или другом высоком предмете. Мудрецы объясняют, что поскольку в изголовье больного находится Шехина (Божественное Присутствие), нужно вести себя особым образом и не «возвышаться» над ней.

7. Если сам человек не может прийти к больному, то, в крайнем случае, нужно послать к нему кого-то другого или хотя бы написать и позвонить ему.

Когда заболел знаменитый Раби из Александера (автор книги «Исмах Исраэль»), раби Авраам из Сохачова (автор книги «Авней Незер») послал к нему своего сына, чтобы тот навестил его. Он также попросил сына сказать, что выполняет поручение отца. После этого визита Раби из Александера сказал: «Написано, что сам Всевышний навещает больных, а, значит, заповедь нужно выполнять самому, а не через третье лицо. Но, наверняка, раби Авраам немолод и уже очень слаб, поэтому не смог прийти ко мне сам».

В городе Бриск проживал один еврей, который уделял особое внимание заповеди посещения больных. Проблема была только в том, что он оставался у больного слишком долго. Однажды об этом добром еврее услышал рав из Бриска, рав Хаим Соловейчик. Он вызвал его к себе и сказал: «Мудрецы учили нас, что навещая больного, мы «забираем» 1/60 его болезни. А теперь давай посчитаем, сколько свободного времени должно быть у больного, чтобы его успели навестить шестьдесят человек в день. Ему ведь, как и обычному здоровому человеку, нужно спать и есть, умываться и отдыхать… Получается, что на каждую встречу у него остается очень мало времени».

Навестить больного, даже если у человека болят лишь глаза, согласно Исламу является сунной. Даже если больной не является вашим знакомым.

Относительно посещения больного в хадисе, переданном Абу Давудом и аль-Хакимом со слов Али бин Аби Талиба (да будет доволен им Аллах), говорится: «Если человек ночью отправится навестить больного, то вместе с ним выходят и семьдесят тысяч ангелов, которые до самого утра просят Всевышнего о прощении его грехов. Также отправляются семьдесят тысяч ангелов вместе с тем, кто вышел посетить больного утром, и они до наступления вечера просят об отпущении ему грехов».

Имам Абу Ханифа говорит, что целью упоминания в указанном хадисе количества ангелов является многочисленность просьб о прощении его грехов, а человек, который даже после того, как узнал о такой высокочтимости посещения больного, отказывается от него, является тем, кто лишился большого блага.

Случаи, когда навещать больного нежелательно.

Навещать больного-последователя запретных нововведений в религии является нежелательным.

Также нежелательно долго пребывать рядом с больным и часто ходить к нему, тем самым беспокоя его. Однако для родственника больного, друга, человека, который может утешить его, и для того, чьего ежедневного присутствия желает больной и чьё отсутствие станет тягостным для него, желательно всё же посещать больного и долго сидеть с ним.

Некоторые говорят, что якобы нехорошо посещать больного в среду, но это исходит от неверующих. Однако если, имея уважительную причину, в среду не получается навестить больного, то это совсем другое дело.

Действия, желательные при посещении больного.

Для навещающего больного сунной является сделать ему наставление, чтобы он проявлял терпение, и также желательно успокоить, утешить его, говоря, что по воле Аллаха он вылечится, рассказывать ему о большом вознаграждении, предназначенном ему за терпеливое перенесение этой болезни.

Относительно благого воздаяния больному один учёный говорил, что один час или день болезни для человека ценнее, чем даже сорокалетнее ночное бдение, в течение которого он занимался богослужением. Однако смысл этого не в том, чтобы просить у Всевышнего болезни для себя, напротив, у Создателя нужно просить лишь здоровья, сохранности и благополучия.

Также сунной является молить Всевышнего о ниспослании исцеления для больного, на выздоровление которого есть хотя бы небольшая надежда. И самой высокочтимой из подобных молитв является семикратное чтение следующей молитвы:

«Я прошу у Великого Аллаха, Господа великого Арша, о ниспослании тебе исцеления».

Однако, как пишет аш-Шабрамулси, если последующая жизнь больного принесёт мусульманам много вреда, то не является сунной читать мольбу о его выздоровлении, даже нет ничего возбраняемого, если просить даже о его смерти.

Если больной не желает лечиться, принимать еду и питьё, то нежелательно его заставлять делать это, ибо подобные насильственные действия вызовут ещё больше неудобств и тягости для него. В хадисе Пророка (алайхи-ссаляту ва-ссалям) говорится: «Не заставляйте больных насильно пить и есть, их кормит и поит Сам Аллах».