Легендарный крейсер, вовесшвшнй всему Миру начало новой эры - эры социализма, сохранился до наших дней. Он стоит v гранитной набережной Невы как бессмертный памяшнк Великому Октябрю. Здесь открыт музей.
Трудно найти в нашей стране пионера, который не видел бы нэобрзження исторического корабля. Но еще интереснее увидеть своими глазами, если не настоящую «Аврору», то хогя бы ее модель.
11 юные техники 1 хспехом строят такие модели тля ленинских комнат и муэеев школ, домов тюнеров
Сделанге н вы модель крейсера «Аврора» Это будет ваш подарок 50-летию Великого Октября н 100-летню со дня рождения В. И. Ленина Конечно, придется немало поработать, зато ваш школьный музей обогатится новым, ценным экспонатом.
Прежде чем дать описание модели, мы расскажем, когла и гае построен крейсер, каким бы то его вооружение, каково боевое н революционное прошлое ею команды. (...)
Аврору» включили в состав учебных кораблей. Совершая заграничные плавания, матросы крейсера установили связь с русскими эмигрантами - социал-демократами, получали от них нелегальную литературу. На крейсере был тайный кружок, оснивная цель которого состояла в подготовке вооруженного восстания против царизма. Кружок раскрыли, с моряками жестоко расправились.
Во время первой мировой воины крейсер «Аврора» Псе дозорною службу в Балтннском море.
С ноября 1910 года «Аврора» была поставлена на капитальный ремонт к заводскому причалу. Общение с рабочими подготовило команду крейсера к активным революционным действиям. За день до свержения царского нравнгельсша, 26 февраля 1917 года, авроровцы захватили крейсер н свои руки и подняли красное знамя. В октяоре 1917 года экипаж крейсера принял активное участие в штурме Зимнего дворца, в завоевании советской власти.
После Октября. В день Красной Армии 23 февраля 1923 года «Аврора» снова вошла в состав учебных кораблей Балтийского флота. 2 ноября 1927 г., в десятую годовщину революции, крейсер был награжден орденом Красного Знамени за проявленным героизм в дни Октября.
В годы Великой Отечественной воины орудия главною калибра сняли с «Авроры» и установили их на подступах к Ленинграду. А уже 24 августа 1944 года было принято решение установить навечно Краснознаменный крейсер «Аврора» у Пыроградскоп набережном на Большой Невке. Корабль был сильно поврежден вражескими снарядами и осколками. Все восстановительные работы рабочне-судостроители проводили по субботам н воскресеньям, каждый считал за честь принять учасше в восстановлении этой реликвии русского народа.
7 ноября 1947 года в день XXX годовщины Советской власти у моста лейтенанта Шындга завяла свое место возрожденная «Аврора».
Корабль-памятник «Аврора» - не музейный экспонат. Эю корабль Военно-Морского Флота СССР. Ежедневно в 8 часов утра на палубе выстраивается весь личным состав. Звучит команда дежурного по крейсеру: «На флаг и гюйс - смирно», и затем: «Флаг н гюнс - равняйсь». На кормовом флагшюке медленно поднимаемся военно-морской флаг, а на гюнештоке - гюнс. Для команды и курсантов Нахимовского училища, если они находя1си в это время на кирабле, начинается день службы п учебы.
На корабле в 1956 г. создай филиал Центрального Военно-морского музея, в нем собраны документы н всевозможные материалы, рассказывающие о событиях октября 1917 г., о славной истории крейсера. нa баке корабля стоит 6-дюймивое (152 мм) орудие.
(...)
Основные детали корабля (рис. 1)
1 - таран - выступающая под водой часть форштевня, используемая для нанесения удара; 2 - носовой торпедный аппарат (труба с крышкон) - предназначен для выпуска торпед по вражеским судам; 3 - клюз - овальное отпереше в борту корабля для пропускания якорной цени; 4 - швартовным клюз - отверстие в верхней части борта для пропускания троса при швартовке корабля; 5 - гюйсшток - стержень, служащий для подъема на носу флага, называемого гюйсом; 6 - кнехты - парные тумбы для закрепления швартовных или буксирных тросов; 7 - леерное ограждение - устройство, состоящее из стоек и тросов для предупреждения падения матросов за борт; 8 - форштагн - тросы, удерживающие фок-мачту спереди; 9 - баковое (носовое) орудие главного калибра, бак - носовая часть палубы корабля до фок-мачты; 10 - нижиии мостнк - площадка для наблюдения; 11 - рубка - закрытое бронированное помещение на ерхнен палубе, в котором находятся приборы управлчтпя кораблем и располагается командный пункт; 12 -главный Компас на верхнем ходовом мостике; 13 - Штурманская рубка н каюта командира; 14 - дальномер 15 - прожекторная площадка; 10 - топовый огонь - елый огонь на фюк-мачте, который несут корабли на -.оду: 17 - буксирные 01 нн - белые огни, которые несет;орабль, если он буксирует какое-либо судно; 18 - ваггы - тросы стоячего такелажа, укрепляющие мачты С) бортам; 19 - фор-стеньга - продолжение фок-.мачи; 20 - клотиковый сигнальный огонь - прибор, состоящий из красной и бслин ламп, устанавливаемый в зерхней части стеньги - топе; 21 - красный флаг, 2 - фор-.марса-рен - прикрепленный к фок-мачте горн онтально палубе по-лын металлический стержень, слукащнй для поднятия на нем сигналов; 23 - енгнальньц фалы - снасти, тонине тросы - лннн, для Подъема и спуска флажных, предметных и световых сигналов; 24 - фока-реи - первым снизу рей; 25 - фок-мачта - средняя мачта; 26 - дымовая труба; 27 - паровоздушная труба - служит для выпуска излишнего пара; 28 - труб-штагн - тросы, крепящие дымовые трубы; 29 - дефлекторы котельного отделения - устройства в виде тр.б, используемые для обмена воздуха в помещениях; 30 - шлюп-балка - устройство, служащее для спуска на воду н подъема на палубу шлюпок; 31 - napouo1 катер - разъездной каюр для связи с берегом; 32 - тросовая вьюшка - барабан с боковинками, в виде отушки для наматывания буксирных н других 1pocot 33 - носовом световой люк - устройство для доступа света и воздуха в подпалу Оные корабельные помещения; 34 - ял - корабельная шлюпка, в зависимости от числа весел называется восьмерка, шестерка и т. д. 35 - переходной мостнк - служит для сообщения мехду площадками, находящимися на одном уровне; 36 - дефлектор - раструб вентиляции машинного отделения; 37 - площадка для кормового (запасного) маюнтниго компаса; 38 - компас; 39 - кормовой командный мостнк, используемый в случае повреждения носового; 40 - анеины радиостанции; 41 - ввод радиоантенны в радиорубку; 42 - вымпел; 43 - грот-стеиьга - продолжение грот-мачты (второй мачты); 44 - грот-марса-рей - в орой снизу рей на грот:яачте; 45 - верхний толовьм огонь; 46 - грота-рей - первый снизу рей на грот-мачте; 47 - грот-марс - площадка на верхней части грот-мачты для наблюдения; 48 - гафель - рей, укрепленный наклонно в верхней части мачты н поднимаемый вверх, служит для подъема флага; 49 - верхним хнльватериый огонь - служит ночью для правильного следования судов при движении в кильватер (в струе от гребного винта) впереди идущему кораблю; 50 - кормовой дальномер; 51 - кирмовая боевая рубка (резервная); 52 - зенитное 70-мм орудие; 53 - кормовая надстройка - расположенная на корме; 54 - кормовой якорный шниль - машина с вертикальным валом, служащая для выбирания якорного каната, натягивания троов при швартовке; 55 - разъездная шлюпка; 56 - кнехты; 57 - кормо-_ вое орудие главного калибра 151-мм; 58 - спасательный круг; -
75 - верп - вспомогательный (эагозной) якорь, употребляется при снятии корабля с мели, перетягивания корабля на другое место, для подтягивания кормы, когда ее закидывает в сторону; 76 - кожух кормового котельного отделения - устройство, обеспечивающее тепловую изоляцию; 77 - нллюмииа оры - круглые окна герметически закрывающиеся; 78 - мусорный рукав - труба, через которую выбрасываю ся за борт корабельные отходы н мусор; 79 - боков й киль; 80 - кожух носового котельного отделения; 8 - ростры для шлюпок; 82 - шестиадцатиаесельиый (аркас - самые большие шлюпки (бывают до 22 весел) на кораблях Военно-Морского Флота, могут выходить в море в любую погоду; 83 - шлюпочные выстрелы - трубчатая балка, прикрепленная к борту корабля нa шарнире, служит для спуска н подъема шлюпок; 8 - диенадцатнвесельный катер - корабельная шлюпки более легкая, чем баркас, может ходить под парусом; 85 - бортовое орудие главного калибра в броневсм щите; 86 - скоб-
трап - вертикальная лестница нз скоб, прикрепляемых к борту, стенкам надстроек, дымовых труб н т. п.; 87 - барбет бортового орудия главного калибра - выступ на борту корабля для удобства обслуживания орудия; 88 - носовой срез; 89 - входной люк - отверстие в палубе корабля дли схода в нижележащие помещения н выхода из них; 90 - становой (основной) нкорь.
Постройка модели. Ознакомившись с устронством н назначением отдельных детален модели можно приступить к изготовлению корпуса.
Самой простейшей моделью является силуэтный макет кренсера.
С помощью копировальной бумаги переведите на хорошо отшкуренную нелокоробленную фанеру толщиною 2 - 3 мм чертеж, приведенный на рис. 2 - вид сбоку. Затем лобзиком выпилите силуэт корабля по ватерлинии с припуском 2 - 3 мм. Потом переведите на дощечку толщиною 6 - 8 мм другой чертеж - вид сверху (рис. 2). Это будет основание макета - контур палубы. Эти две детали нашего макета тщательно отшкурьте н подправьте острым ножом отдельные неточности выпиловки. В основании макета по диаметральной линии сделайте прорезь глубиною 2 - 3 мм. Силуэт - вид сбоку, вставьте о эту прорезь. Когда все будет готово, покрасьте силуэт светло-серой краской, палубу - светло-желтой, а основание - красном. Вырежьте из бумаги флаги и установите нх на флагштоках и на мачтах. Такой макет может сделать каждын, умеющий держать в руках лобзнк н ножик.
Сделать объемню модель крейсера значительно сложнее. Во-первых, надо выбрать масштаб. Если модель будет настольной, то можно взять масштаб 1:300. В этом масштабе дан теоретический чертеж (рнс. 3). Длина модели будет 412 мм. Для изготовления корпуса потребуется сухой сосновым, березовый нлн липовый брус, по возможности без сучков. Если не удастся найти подходящего бруса, придется склеить его из 2-3 досок. Брус надо хорошо обстругать и выпилить нз него правильный параллелепипед размером 450 X 60 X 60. Затем брус надо разметить. Прочертите острым шилом диаметральную линию, которая разделит брус вдоль на две симметричные части. Затем перпендикулярными линиями разделите брус по числу шпангоутов на 10 равных частей. Расстояние от нулевого шпангоута до линии первого шпангоута разделите пополам, а первую половину - еще раз пополам. Это будут половинный и четвертной шпангоуты. (...)
Если вы хотите сделать модель самоходной, то надо выбрать дерево внутри корпуса н установить там электрический нлн резиновый двнгвтель, аккумуляторы или алектрнчсскне батареи. Выбрать дерево можно сверлом и полукруглыми стамесками. Работа эта трудоемкая, а если стрпнть модель в масштабе 1: 100, то н просто тяжелая. Модель крейсера можно сделать радиоуправляемой. Для радиоаппаратуры и батарей потребуется много места внутри модели. Поэтому корпус в этом случае надо делать обязательно наборным.
Так как корпус теоретического чертежа дан в масштабе 1:3U0, его придется унеличить в три раза. Эю можно сделать при помощи фотоаппарата. Сначала сфотографируйте чертеж н изготовьте негатив. Следите прн этом за тем, чтобы плоскость чертежа была параллельна плоскости фотопленки. В противном случае прн последующем увеличении чертеж исказится.
Затем заготовьте шаблон - полоску плотной бумаги длиною 168 мм. Прн печати увеличьте ширину корпуса, данную на теоретическом чертеже на отметке грузовой ватерлинии - ГВЛ, приложив к ней полоску-шаблон. Проэкспоннруйте, проявите, аккуратно накатайте отпечаток па стекло, а когда просохнет, получите нужный вам чертеж, по которому будете строить корпус в масштабе 1: 100. Выкронкн для шпангоутов надо делать нз плотной чертежной бумаги. Каждую ветвь шпангоута переводите на лист бумаги, сложенный пополам так,
что гпб совпадает с диаметральной линией на корпусе теоретического чертежа. При постройке наборного корпуса надо учесть, что толщина реек увеличит ширину модеш. Чтобы этого не произошло, проведите, отступя на 5 мм к днаметралн, линию, повторяющую обвод шпаигсута, н вырежьте шаблон по этой второй линии. Затем сделайте вырезы для киля, бортовых стрингеров и лршальных брусьев. Вырезанный шаблон наложите на фанеру толщиною 3 - 4 мм н обведите его по контуру стрым шилом или карандашом н выпилите лобзиком. В носовом и кормовом шпангоутах вырезов внутри не делают, в остальных сделайте вырезы. При вынимании шпангоутов рекомендуется располагать их так, чобы диаметральная плоскость чередовалась то с продольными, то с поперечными волокнами на фанере. В дальнейшем при сборке корпуса это обеспечит болыш ю жесткость всей конструкции. Когда выпилите и прошюрнте шпангоуты стеклянной бумагой, пронумеруйте их. Затем сделайте носовую и кормовые колобашки (рис. 6). Для обшивки корпуса напилите рейки из сухой сосны или елки, можно, конечно, использовать и другие породы дерева. Сечение реек примерно 8-10 лм, ширина 5-6.
Kopпyc модели собирайте иа доске, которая немного длиннее модели. Проведите на доске диаметральную линию. Затем установите н закрепите носовую колобашку и го порядку - шпангоуты. Следите за тем, чтобы расстошня между шпангоутами были равными и чтобы при остановке кормовой колобашки длина корпуса
по грузовой ватерлинии была равной 1237 мм. Когда все части набора установлены и закреплены, приступайте к обшивке корпуса рейками. Рейки ставьте на клею и прикрепляйте тонкими гвоздями с прокладкой из картона, чтобы, когда клей высохнет, можно было удалить гвозди, не повредив реек. Схема изготовления наборного корпуса модели приведена иа рис. 6. Все неровности зачистите отделочным рубанком и стеклянной шкуркой. Трещины зашпаклюйте. Добивайтесь плавности линий н гладкости поверхности. Когда корпус будет готов, снимите его со стапеля. Из фанеры вырежьте палубу. Для изготовления надстроек: рубок, мостиков, дымовых труб, дефлекторов, орудийных щитов и других детален используются авиационная фанера, электротехнический картон, пластмассы, металлические трубочки. Стволы орудий, дальномеры, оси различных механизмов сделайте из стальной или медной проволоки. Для антенн н такелажа потребуется капроновая инть разной толщины. Чтобы сделать все нужные детали, необходимы аккуратность, настойчивость и время. Поэтому модель в масштабе 1: 100 лучше строить коллективно, под руководством опытного моделиста. По мере изготовления детале" оязателыю ведите учет, чтобы знать, все ли...ино. Когда будут сделаны все детали, пристутйт к монтажу на палубе всего «корабельного оборудования», «механизмов», «устройств» Окраска корпуса модели и ее отдельных частей - весьма ответственная часть работы. Лучше всего красить модель ннтроэ.малевыми красками с помощью пульверизатора. Можно использовать и масляные краски в тюбиках, применяемые в живописи. После первого покрытия дайте краске хорошенько просохнуть. На это требуются сутки, а то н двое. Затем окрашенную поверхность обработайте полировальной пастой и покрасьте вновь. Получится гладкая зеркальная поверхность. Надводную часть корпуса покрасьте светло-серой краской, подводную - красной или черном-, ватерлинию белой; надстройки, находящиеся на мостиках, приборы и рангоут - светло-серой, дельные вещи - швартовные устройства, киповые планки, клюзы, якоря, кнехты, тросовые вьюшки и прочее - черной; такелаж, леерные стойки и сами леера - белой. Палубу, если она сделана из фанеры, покройте бесцветным лаком.
Двигатели для модели. Начинающим моделистам, построившим силуэт-макет, рекомендуем использовать резиновый двигатель н двухлопастный гребной виит, вырезанный из кусочка латуин толщиною 0,5-0,7 мм, можно и из жести. Для модели, построенной в масштабе 1: 100 могут быть использованы редукторы для понижения числа оборотов, выпускаемые московским школьным заводом «Чайка». Питание этих двигателей осуществляется электрическими батареями КБСЛ-0,5, применяемыми для карманных фонарей, а также аккумуляторами. Размещение и установка электродвигателей не вызывает особых трудностей. Они просты по конструкции и удобны в эксплуатации. Единственным нх недостатком является сравнительно малая мощность, поэтому обеспечить высокую скорость модели не всегда удается. Достичь более высоких скоростей можно только с помощью более мошиых двигателей внутреннего сгорания.
Отечественная промышленность выпускает много различных микродвигателей внутреннего сгорания. Однако не любой нз них годится для моделей судов. Подойдут следующие двигатели. Условный индекс МД-2.5М «Метеор». МД - значит микродвигатель, 2,5 - объем его цилиндра не более 2,5 кубических сантиметров, буква М указывает, что он предназначен для морских молелен. Пес двигателя 150 г, мощность 0,35 л. с. Число оборотов не менее 10000 в минуту.
Более мощным является другой микродвигатель - МД-5М «Комета». Его вес 225 г, мощность 0,5 л. с., число оборотов 1G000 в мни.
При каждом двигателе имеется подробное описание конструкции, дан чертеж с указ; ем всех его детален,
а также инструкция но установке н эксплуатации. Рекомендуются также наиболее подходящие рецепты топлива. Однако лучше все-таки обратиться к руководителю кружка или опытному моделисту с просьбой рассказать о конструкции особенностях н правилах пуска двигателя. Только тогда вы можете быть уверены в безопасности пользования двигателем н его сохранности. (...)
Крейсер 1-го ранга Балтийского флота, третий корабль в серии «богинь» («Диана», «Паллада», «Аврора»), спущенный на воду 11 мая 1900 года. Участвовал в Цусимском сражении, Первой Мировой войне. Залп его орудия послужил сигналом к началу большевистского штурма Зимнего дворца. Во время Великой Отечественной он, сильно повреждённый, «сидел» на грунте в Ораниенбауме, защищая воздух над Кронштадтом. После войны служил учебной базой Нахимовского училища. Корабль был сильно переделан при реставрации 1984-1987 годов, фактически превратился в новодел. Отпиленное днище так и лежит брошенным на берегу Финского залива у деревни Ручьи в Кингисеппском районе. А недавно у Минобороны появились планы по переводу крейсера в ходовое состояние. Пока этого не случилось, предлагаю осмотреть «Аврору» от палубы до машинного отделения по состоянию на лето 2013 года.
// Часть 33
1. Размеры корабля 126,8 на 16,8 м, осадка - 6,4 м, водоизмещение - более 7 тысяч тонн.
2. Корабль находится на вечной стоянке в Большой Невке, у Петроградской набережной.
3. Силуэт крейсера выделяется тремя высокими дымовыми трубами.
4. Также на палубе установлено несколько вентиляционных труб с загнутыми вперёд раструбами.
5. Фок-мачта.
6. Грот-мачта.
7. По бортам размещены различные шлюпки, катера и баркасы корабля.
8.
9. Корабельная рында.
10. На баке корабля всегда много посетителей, всех интересует 130-мм пушка Б-7 образца 1913 года, из которой был произведён самый знаменитый холостой выстрел.
11. Одна из десяти таких пушек поближе.
12. Вид через стекло в радиорубку.
13. Спустимся ниже.
14. Экспозиция корабельного музея занимает пространство от 10-го до 68-го шпангоута.
15. Экскурсию проводила одна из старейших сотрудниц музея. Видя её бесконечную увлечённость кораблём, можно с уверенностью сказать: сейчас таких экскурсоводов уже не делают.
16. План корабля 110-летней давности.
17. Гибель броненосца «Ослябя» в Цусимском сражении, в котором «Авроре» посчастливилось уцелеть.
18. Летом 1917 года большая часть команды крейсера, находившегося на ремонте в Кронштадте, вступила в ряды РСДРП(б).
19. 25 октября крейсер вошёл в Большую Неву, чтобы восстановить движение по Николаевскому мосту, разведённому накануне юнкерами. В 21:40 из бакового орудия «Авроры» был произведён один холостой выстрел, оказавший психологическое воздействие на защитников Зимнего дворца и, как утверждали советские источники, послуживший сигналом к штурму. Через три дня крейсер вернулся к стенке Франко-русского завода для окончания ремонта.
20. В 1922-1941 годах корабль служил учебной базой для курсантов военно-морских училищ, он ходил в учебные походы. В начале Великой Отечественной войны в районе Вороньей горы (ныне Красносельский район Санкт-Петербурга) была размещена батарея «А», в состав которой вошли девять снятых с крейсера 130-миллиметровых орудий. В сентябре в течение недели батарея вела бой с немецкими танками, сражаясь в полном окружении до последнего снаряда. К исходу восьмого дня боёв из 165 человек личного состава вышли к своим только 26 моряков.
21. С самой «Авроры» списали курсантов и включили его в систему ПВО Кронштадта. В сентябре 1941 года крейсер получил несколько попаданий, в результате которых сел на грунт с небольшим креном на правый борт. Обстрелы прекратились лишь со снятием блокады. 20 июля 1944 года корабль был поднят специалистами ЭПРОНа и с командой из 13 человек под командованием капитана 3-го ранга П. А. Доронина переведён в Ленинград.
22. В 1948 году «Аврору» перевели к окончательному месту стоянки на Большую Невку. Она стала филиалом Центрального военно-морского музея.
23. Сейчас внутри корабля появилась даже часовня.
24. В музее больше всего привлекли внимание многочисленные макеты кораблей.
25.
26.
27.
28.
29.
30. Но самое интересное, конечно - исторические интерьеры. Здесь жили и питались матросы. По полу через весь кубрик протянуты якорные цепи.
31. А вот действующий камбуз корабля, здесь кормят экипаж и сотрудников музея.
32. Холл на верхней палубе.
33. Кают-компания.
34. Старые светильники.
35. Всё это было воссоздано в процессе реставрации конца 1980-х годов.
36.
37. Спускаемся по трапу вниз.
38. В самый низ, в машинное отделение.
39. Тут легко заметить борта крейсера, усиленные рёбрами жёсткости.
40. Один из 24-х паровых котлов системы Бельвиля-Долголенко, в 1984 году заменённый макетом.
41. Детали котлов.
42. Механизмы.
43. Углеподатчик - своеобразный «лифт-ведро».
44. Медные переговорные трубы.
45. Машинный телеграф.
46. На корабле сохранились три оригинальных паровых машины тройного расширения.
47. Машины были построены на Франко-русском заводе (ныне Адмиралтейские верфи).
48. Они поражают своей мощью и размерами.
49. Манометры.
50. Маслёнки.
51.
52. Поршни.
53. Колоссальная шестерня.
54. Коленчатый вал.
55. Шатун.
56.
57. Усилие машин передавалось на этот вал, ведущий к трём винтам в хвосте корабля.
58. В 2010 году «Аврора» приказом министра Сердюкова была передана на баланс Центрального военно-морского музея. Вернётся ли он когда-нибудь в том или ином виде обратно в состав флота, сойдёт ли с места вечной стоянки - покажет время.