Лев Розенберг появился на свет в г. Гродно в 1866 г. Однако он провёл почти все свои детские годы в Петербурге, где проживал его дедушка, который любил называть себя не иначе как «парижанин Второй империи». Он, действительно, всегда предпочитал роскошь во всем, что его окружало. В 1891 г. 25-летний Лев решил взять звучную фамилию «парижанина» и стал Бакстом.

Бакст (Розенберг) Лев Самойлович

С детства Лёва любил играть в театр и ставить перед зрителями, которыми были его сестрёнки, небольшие импровизированные пьески. 12-летним подростком он победил в гимназии на конкурсе портрета Василия Жуковского. Родители не принимали всерьёз его увлечений, и Лёвушка часто занимался рисованием украдкой, когда никого не было рядом или ночью. Чтобы его не заметили, он не зажигал света, а рисовал около окна при свете луны.

Чтобы окончательно определиться есть ли у мальчика талант, родители отослали его «произведения», как они в шутку называли рисунки сына, в Париж знакомому скульптору М. Антокольскому. Ответ пришёл быстро – Антокольский порекомендовал продолжать обучение живописи. В 1883 г. Лев поступает вольным слушателем в Академию художеств Петербурга в класс Чистякова. Его преподавателями также были Вениг и Аскназий. Позже, в объявленном конкурсе юноше не повезло и он ушёл из Академии.

Спустя короткое время Бакст знакомится с А. Бенуа и под его влиянием увлечённо рисует акварелью. Его другом также становится Валентин Серов.

В 1892 г. появляются уникальные портреты, написанные акварелью, работы Бакста. В 1893 г. художник уезжает в столицу Франции на три года. Он посещает одну из лучших художественных студий Парижа, а затем берёт частные уроки у живописца Эдельфельта. В этот время он просто влюбляется в произведения романтиков и импрессионистов и пытается им подражать..

Бакст решает повторить пусть своего идеала – Делакруа и едет в Алжир. После этой поездки, в его творчестве явственно проступают черты декоративизма. Он усердно работает и жалуется на «неизвестность». Однако, эти слова не были истиной. Игорь Грабарь в одной из своих статей пишет, что Бакст «отлично рисует и в будущем несомненно будет замечательным колористом...».

В 1889 г. в столице создается кружок, который впоследствии станет центром «Мира искусства». Руководитель кружка А. Бенуа. Бакст старше всех и только он имел за плечами Академию и художественные курсы. Но это не вызывало у него даже тени самодовольства. Он посещает организованные А. Нуроком «Музыкальные вечера», увлеченно читает произведения современных писателей.

Как известно, «модернистам» России была близка немецкая и финская школы живописи. И в Петербурге они организовали Выставку этих живописцев. В её организации приняли участие многие известные художники из Москвы и Петербурга. Чуть позже модернисты занялись основанием своего художественного журнала «Мир искусства». Руководителем был Сергей Дягилев, а художественный отдел возглавил Лев Бакст, который и предложил эмблему журнала – Орёл. В графике Бакст часто использовал – вазы Древней Греции, различные гирлянды, фавнов... Все его рисунки легкие и очень изящные. Они великолепным образом сочетаются с текстом.

Бакст хотел сделать журнал исключительным во всех смыслах. У журнала должен быть неповторимый образ, – считал он. Он много пишет литографий и получает прозвище несравненный «дерзкий график».

В начале девятнадцатого столетия журнал проводит выставку картин, которая имела оглушительный успех у публики. В газетах и журналах появляется множество хвалебных рецензий. Здесь были представлены и произведения Бакста. В работе «В кафе» художник создает удивительный образ женщины – колдовской, загадочной. Он использует лишь несколько расплывчатых цветов. В 1903 г. он пишет светлый и даже какой-то тёплый портрет Л. П. Гриценко-Бакст.

Бакст часто занимался оформлением выставочных залов, легко мог создать утончённый и изысканный интерьер будуара. Сочетание его любимых зеленоватых и лазурных полутонов всегда выглядело свежо и восхитительно.

Его приглашали поработать и в сатирические журналы, где он зарекомендовал себя превосходным, остроумным карикатуристом. Долгое время Бакст работал над оформлением знаменитых на весь мир дягилевских «балетов». В Петербурге он считался одним из модных портретистов. Заказать у него парадный портрет считалось высшим шиком, символом престижности и благосостояния.

Когда в Петербурге Е. Званцева открыла свою школу живописи, в ней некоторое время преподавал Бакст. Он учил вырабатывать собственный стиль, не подражая никому из знаменитостей. Бакст одним из первых оценил удивительный талант Шагала.

В 1910 г. Бакст работал в Париже, создавая декорации для целой дюжины спектаклей и костюмы к ним. Подлинным открытием балета на музыку Дебюсси в стиле экспрессионизма стала работа Бакста и непревзойдённого В. Нижинского.

Бакста приглашали для сотрудничества руководство фирмы Пакен и модные дома известных дизайнеров. Художник долгое время проводил во Франции, и в США, оформляя спектакли для «Гранд-опера», труппы Иды Рубинштейн. Писал замечательные либретто.

Льва Бакста не стало в декабре 1924 г. Ему было только пятьдесят восемь лет. Такая короткая жизнь, но как много он успел сделать, как много оставил после себя великолепных творений в различных жанрах искусства.

Лев Бакст (Леон Бакст ) — родился в 1866 году в городе Гродно. Настоящее имя прославленного художника — Лейба Хаим Израилевич Розенберг. Стал одним из самых известных белорусских и русских художников XIX-XX вв. Также известен, как сценограф, театральный художник, книжный иллюстратор. Состоял в художественном объединении «Мир искусства».

Лейба Хаим Розенберг родился в белорусском городе Гродно. Для обучения искусству живописи переехал в Санкт-Петербург, где был вольнослушателем в Академии художеств. На первой выставке, которая прошла в 1889 году, представился под псевдонимом Бакст. Псевдоним является укороченным вариантом фамилии его бабушки — Бакстер. В 1890-х выставлялся в Обществе русских акварелистов. В середине 90-х совместно с Сергеем Дягилевым, Александром Бенуа и другими художниками стал основателем художественного объединения «Мир искусства». Здесь занимался не только написанием картин, но также создавал иллюстрации для одноимённого журнала.

С 1910 года Леон Бакст жил в Париже, где получил огромную славу за счёт театральных декораций и театральных костюмов. Являлся ведущим художником «Русских сезонов» и «Русского балета С. Дягилева». Его эскизы и театральные костюмы были настолько популярными, что находили отклик даже в моде того времени. В 1914 году Лев Бакст стал членом Академии художеств. Умер в Париже 27 декабря 1924 года.

Художник Лев Бакст картины

Автопортрет

Бакст Л.С. Автопортрет

Древний Ужас

Жар-птица (балет Игоря Стравинского)

Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя — Нос

Костюм Тамары Карсавиной

Молодой дагомеец

Нарцисс (балет Николая Черепнина)

Портрет Александра Бенуа

Портрет Андрея Белого

Портрет девочки

Портрет Зинаиды Гиппиус

Портрет Исаака Левитана

Портрет Л.П. Гриценко

Портрет Сергея Дягилева с няней

Великий русский художник, прославившийся яркими, сочными, новаторскими театральными декорациями и костюмами для «Русских сезонов», Леон Бакст оказал такое влияние на театр, моду, сценографию и многое другое, что трудно переоценить его вклад, как в театральные постановки, так и в дизайн высокой моды.

Многие, выросшие после него, наверное, и не слышали ни о Баксте, ни о том наследии, которое он оставил.

В России же это имя долгое время вообще было под запретом, как и все, связанное с первой волной эмиграции. Хотя эмигрантом в прямом смысле слова, он не был.

Л.Бакст. Автопортрет. 1893 г.

Но случилось так, что приехав в феврале 1914 года из Парижа в Петербург, уже обласканный вниманием парижской публики, награжденный орденом Почетного легиона Франции, о ком была написана книга,

Леон Бакст в России оказался всего лишь евреем, которому определено строгое место проживания - в черте оседлости. Как еврей, он имел право, согласно российским законам, жить только где-то в Белоруссии.

Таков был закон, которым руководствовались и околоточные, прибывшие к нему с приказом удалиться из столицы своей Родины. Больше Леон Бакст в Россию не приезжал. И хотя через несколько месяцев его и приняли в члены Императорской Академии Художеств, но на решение художника - никогда сюда больше не приезжать - это уже не повлияло.

Леон Бакст был в числе тех художников начала XX века, которые выступили против реализма века XIX, его шаблонов, педантичности, отсутствия полета мысли, хотя начинал молодой художник в духе реализма передвижников. Но это было только в начале пути. На пике своей карьеры Леон Бакст превратился в смелого новатора и театрального реформатора.

Он пришел в театр на волне хореографической революции Михаила Фокина, для которого были важны смысл, эмоции, тема, а не техника исполнения танца. Леон Бакст быстро уловил то, что от него хотел балетмейстер. Для каждого нового спектакля с новой темой он делал свои костюмы и свои декорации, не похожие на другие из других спектаклей.

Л.Бакст. Эскиз декорации к балету "Шехерезада". 1910 г.

Восточный запах, буйство красок «Шехерезады» и «Клеопатры» сменяются античным колоритом Древней Греции в «Нарциссе», «Дафнисе и Хлое», «Послеполуденном отдыхе Фавна» и «Елены в Спарте»; русский стиль «Жар птицы» - стилем бидермайера в «Карнавале» и «Видении Розы».

Дикие, экзотические, варварские краски Русского балета взорвали спящий Париж, ошеломив зрителя, который шел смотреть не столько балет, сколько костюмы и декорации. Это было в буквальном смысле слова паломничество в новый, невиданный доселе театральный мир, открывшийся взору пресыщенного парижанина.

Леон Бакст однажды сказал: «Я говорю «До свидания» старым декорациям, оторванным от спектакля, костюмам, созданным старыми портнихами; всему, что превращает театральную постановку в коллекцию маленьких впечатлений без той уникальной простоты, исходящей от истинного произведения искусства»

Новый дизайн костюмов со сцены вырвался на просторы интерьера богатых домов и превратился в модный стиль с шароварами и яркими цветами Шехерезады. Тонкая эротика, которую принесли с собой «Русские сезоны», принималась с восторгом, женщины подражали стилю непревзойденной Иды Рубинштейн, столичные салоны мод предлагали наряды а-ля «Ида».

Л.Бакст. Эскиз костюма к балету "Нарцисс" - Вакханка, 1911

Бакст создавал не просто костюмы и декорации, он строил их по особым законам ритма и визуального восприятия, тонко управляя цветом, линиями, украшениями. Он так использовал вариации и оттенки цветов, что они завораживали зрителя своей таинственностью и магией. От них невозможно было оторвать глаз.

Один и тот же цвет, но с разными оттенками передавал то целомудренность, то чувственность; то отчаяние, то гордость; то царственность, то жертвенность; то отчаяние, то откровенность. И всегда это было эмоционально насыщенно и чувственно откровенно.

Одно и то же отчаяние Бакст мог выразить в разных цветовых оттенках. Менее сильное – в оттенках зеленого, более сильное – в оттенках синего. Меняя интенсивность и цветовую насыщенность, он управлял впечатлением, находя ту цветовую ноту, которая соответствовала замыслу и теме спектакля.

Художник строил сценический образ спектакля так, что он становился второй – цветовой - реальностью, существующей параллельно с текстовой и хореографической. Изменение настроения той или иной сцены достигалось введением дополнительной цветовой гаммы.

Л.Бакст. Эскиз декорации к балету "Послеполуденный отдых фавна", 1911

Она могла уничтожить безмятежность одним движением яркой нижней юбки, подобно тому, как великая актриса из «Театра» Сомерсета Моэма только одним ярким цветовым пятном, без единого слова, преобразила спектакль, заодно уничтожив свою соперницу.

Так в «Дафнисе и Хлое» в спокойную и умиротворенную сцену с пастухами и пастушками, мирно расположившимися в свежей зелени деревьев, одетыми в одежду мягких, желто-коричневых цветов с декором, стилизованным под упорядоченный античный орнамент, вдруг врывается контрастный мир разбойников.

Контрастный, как по цветовой гамме, так и по одежде, утяжеленной тканью и ее обилием. Даже не слыша слов и не видя танца, визуально становится понятно, что происходит на сцене: мир пастушеский гармонии и свежести, стабильности и порядка вдруг разрушается вторжением мира, окрашенного в пурпурные и темно-синие цвета, олицетворяющие насилие, жестокость и варварство.

Это не могло не завораживать. Под рукой Леона Бакста вдруг оживали те книжные иллюстрации сказок, которыми молодой Леон Бакст украшал издания, подрабатывая себе на хлеб в далеком Петербуге. Напоминали они и книжные иллюстрации Александра Бенуа, с которым они основали журнал «Мир искусства», где он руководил художественным отделом редакции.

Л.Бакст. Эскиз декорации к балету "Спящая красавица", 1921

В 1909 году Леон Бакст окончательно поселился в Париже и сотрудничал с Сергеем Дягилевым до тех пока, пока напряженность в отношениях не переросла в открытый конфликт. В 1918 году они расстались, хотя в 1922 году на короткое время сходились снова.

У Бакста было очень много поклонников и, соответственно, заказов. Работал он на износ, редко кому отказывая. Собственно от переутомления он и умер. Во время работы над декорациями для балетной труппы Иды Рубинштейн, его постиг нервный припадок, в результате которого произошел отек лёгких.

Леон Бакст умер двадцать седьмого декабря 1924 года, ровно девяносто лет тому назад. Десятого мая 2016 года исполнится 150 лет со дня рождения великого русского художника Леона Бакста. А родился мальчик в провинциальном городке Гродно, что в Белоруссии, и звали его тогда не Леон Бакст, а Лейб-Хаим Розенберг.

Л.Бакст Жар-птица

Леон Бакст (Лейб-Хаим) родился в 1866 году в маленьком городке Гродно в семье то ли раввина, то ли мелкого коммерсанта Израиля-Самуила Баруха-Хаимовича Розенберга. Семья была небогатой, но имела богатого родственника – деда Леона Бакста, проживавшего в Петербурге.

Богатый дедушка решил помочь бедным родственникам и вскоре они переехали в Петербург. Дед был очень хорошим портным, имел хорошие заказы от богатых клиентов и свой дом устроил по образцу парижских салонов с богатыми статуэтками, вазами, мебелью, певчими птичками и дорогими картинами.

Лейб-Хаим рос очень нервным мальчиком, со склонностью к истерикам. Он очень рано начал читать и читал все подряд. Особенно нравилось ему рассматривать красивые картинки в книгах и журналах. Леон стал их вырезать и устраивать перед своими сестрами различные сценки, придумывая для них разные истории.

Книги, опера, которую мальчик посещал вместе с родителями, дедовский дом с изящным интерьером, картинами и заморскими птицами будили детское воображение. Школу, хоть она и была одной из лучших, мальчик не взлюбил: она отвлекала его от фантазий, волшебства воображения и рисования, к которому Лейб-Хаим пристрастился.

Родители не были в восторге от его увлечений, тем более, что иудейская вера запрещала любое изображение твари и человека. Но попытки отговорить мальчика от рисования заканчивались слезами и истериками. В конце концов, было решено прибегнуть к помощи специалистов, которые должны были оценить способности мальчика.

Деду удалось показать рисунки внука известному скульптору Марку Антокольскому, который высоко оценил талант мальчика и посоветовал отдать его учиться живописи. На этом споры закончились и в семнадцать лет Лейб-Хаим становится вольнослушателем Императорской Академии художеств.

Но преподаватели Академии, заслуженные и умудренные, не приветствовали новаторские отклонения от канонов реализма, культивируя устоявшиеся приемы и шаблоны. Через четыре года, насытившись «заскорузлой стариной», юноша ушел из Академии, чем окончательно вывел отца из себя. Отныне своенравному сыну было отказано в любой помощи, включая и финансовую.

Надо было учиться зарабатывать себе на жизнь самому, благо, что Академия все-таки кое-чему научила. Молодой художник стал иллюстрировать книги, журналы, принимать заказы на портреты и оформление театральных постановок. Но с тех пор финансовые проблемы преследовали художника постоянно. Денег ему никогда не хватало.

Л.Бакст. Александр Бенуа

Учебу молодой художник решил продолжать самостоятельно, беря уроки живописи у Антокольского, Серова и известного аквалериста Альберта Николаевича Бенуа, через которого знакомится с младшим братом художника - Александром Бенуа. Поначалу шапочное знакомство превратилось в деловое сотрудничество в журнале «Мир искусства» и долгую крепкую дружбу.

В двадцать три года Лейбу-Хаиму было предложено участвовать в выставке молодых художников. Естественно, учитывая российскую реальность, встал вопрос об имени. Было решено взять псевдоним. Так Лейб стал Леоном, Розенберг - Бакстом, по укороченной фамилии бабушки Леона (Бакстер), а Лейб-Хаим Самойлович Розенберг - Леоном Николаевичем Бакстом, известным художником.

После выставки дед решил спонсировать заграничную поездку внука, отправив его учиться в Париж, в центр моды и всего нового в искусстве. Леон Бакст учится в знаменитой Академии Жюлиана, впитывая в себя все новое. В Париже он проживет шесть лет, но временами он наведывается в родные пенаты - в Россию.

В один из таких визитов из Парижа в Петербург состоялась судьбоносная встреча знаменитой троицы: Александра Бенуа, Сергея Дягилева и Леона Бакста, вошедшие в кружок «Мир искусства». Вскоре они становятся соучредителями журнала «Мир искусства».

Л.Бакст. Сергей Дягилев со старой няней

Журнал посвящался пропаганде нового русского искусства в области живописи, литературы и философии. Здесь размещали свои работы те, кого потом назовут классиками русского модерна: Репин, Сомов, братья Васнецовы, брат и сестра Поленовы, Серов, Нестеров, Левитан, Коровин, Бакст, Лансере.

Здесь же печатали свои искусствоведческие статьи Бенуа, Кандинский, Дягилев, Грабарь. Журнал публиковал и религиозно-философские статьи Розанова, Мережковского, Шестова, Гиппиус, Бальмонта, Лурье. Журнал стал символом всего нового в русском искусстве.

Сердцем и мотором журнала был Сергей Дягилев, руководителем художественного отдела - Леон Бакст. Именно Баксту журнал обязан появлением на его страницах новых имен, лучших картин современности и новых направлений в искусстве. Все лучшее и прогрессивное находило место в журнале.

Участие в «Мире искусства» принесло Леону Баксту известность и славу: у него появились поклонники и заказчики, он становится постоянным участником выставок, как в России, так и за рубежом, он делает карьеру книжного иллюстратора.

Его приглашают учителем живописи к детям царской фамилии и ему делает заказ сам царь Николай II. В 1903 году художник знакомится с вдовой художника Гриценко, дочерью известного мецената и ценителя всего прекрасного Павла Михайловича Третьякова.

Л.Бакст. Л.П.Гриценко-Бакст

Леон Бакст пишет ее портрет, наполненный любовью, чистотой, теплом и нежностью. Решение вступить в брак с любимой женщиной наталкивается на сопротивление ее отца, который отнюдь не был антисемитом, но иметь еврея в качестве зятя – это было слишком. Ради брака с любимой женщиной Бакст принимает лютеранство.

Через четыре года в семье появляется первенец, но через шесть лет союз распадается. Говорили, что одной из причин развода стало желание Бакста уберечь семью от юдофобии. Но между Любовью Павловной и Леоном Бакстом сохранились теплые дружеские отношения. Художник до конца жизни помогал материально бывшей жене и сыну. После развода Леон Бакст снова перешел в веру своих отцов и уже никогда ей не изменял.

Журнал «Мир искусства» просуществовал недолго - всего четыре года, в 1904 году он закрылся и Бакст сотрудничал уже с другими журналами, размещая там свои картины, портреты и иллюстрации. Но линия на пропаганду русского искусства, которая была стержнем «Мира искусства», не умерла.

Б.М. Кустодиев. Групповой портрет членов объединения „Мир искусства“

Ее продолжил Сергей Дягилев, решивший представить все лучшее за границей. В 1906 году с грандиозным успехом проходит выставка русских художников в Париже, положившая начало Русским сезонам в Париже. В следующем, 1907 году в Париже проходит сезон русских композиторов, в 1908 году – оперный сезон с участием Шаляпина, наконец, в 1909 году Сергей Дягилев приступает к организации гастролей русского балета.

Но на этот раз его целью была не только пропаганда русского балета, но и его изменение. Он собирает уникальную труппу из лучших артистов и хореографов русского балета, лучших художников – Бакста, Бенуа, Добужинского - и привлекает лучших композиторов.

Началось триумфальное двадцатилетнее шествие русского балета по Европе и Америке. Для Леона Бакста эти годы, особенно первые десять лет, до разрыва с Дягилевым, стали вершиной его творчества. Он создает потрясающие костюмы и декорации: яркие, новаторские, изящные, разные к разным спектаклям.

Л.Бакст. Эскиз костюма восточного принца и его пажа к балету "Спящая красавица"

С 1909 года он фактически окончательно поселяется в Париже, наезжая в Россию на короткое время, а после 1914 года, когда его практически выпроводили из Петербурга за еврейство, он и вовсе отказался приезжать сюда когда-нибудь еще. Тем более, что к тому времени его уже считали парижанином, его имя, как нельзя кстати, соответствовало французскому. Все и забыли, что его становление как художника происходило в России и что родом он был тоже оттуда.

Леон Бакст был человеком мягким, но много простить не мог, как не смог, например, простить авторитаризма Сергея Дягилева и предательства молодого Марка Шагала, который учился у мэтра, но все всегда стремился в Париж. Недовольный его стремлением за границу, Бакст дал молодому Шагалу сто рублей, посоветовав потратить их с пользой для России. Но начинающий художник все равно поступил по-своему.

В конце жизни Леон Бакст сказал: «Великая штука искусство: это колоссальная мать, с гигантскими сосцами, которая не перестаёт тебя кормить божественным молоком, если только хватает силы удержаться на цыпочках, чтобы уцепиться за груди». Ему это удалось. Похоронен Леон Бакст во Франции на кладбище Батильон.

Могила Леона Бакста на кладбище Батильон

Бакст Лев - белорус по происхождению, русский по духу, проживший много лет во Франции, в истории известный как выдающийся российский художник, театральный график, сценограф. Его творчество предвосхищает многие тенденции 20 века в искусстве, оно сочетает черты импрессионизма, модернизма и символизма. Бакст - один из самых стильных и утонченных художников России рубежа веков, оказавший мощное влияние не только на отечественную, но и на мировую культуру.

Семья и детство

Бакст Лев Самойлович родился в 1866 году в ортодоксальной еврейской семье, в белорусском городе Гродно. Семья была большой, с патриархальными устоями. Отец был ученым-талмудистом, также занимался торговлей, доход имел невысокий, поэтому сын часто гостил у деда в Петербурге. Тот был достаточно богат, он был модным портным, любил роскошь и светскую жизнь, вел парижский образ жизни, который очень нравился внуку. Он был большим театралом и привил эту страсть Льву. Именно в честь деда юноша берет фамилию Бакст, немного сократив ее, вместо своей настоящей - Розенберг, которая казалась ему совсем не поэтичной. Еще в детстве будущий художник любил разыгрывать перед сестрами сценки собственного сочинения, у мальчика были буйная фантазия и явные склонности к рисованию.

Призвание и учеба

В 12 лет он выиграл конкурс на лучший портрет А. Жуковского в гимназии. Бакст Лев мечтал учиться живописи, но отец не признавал такого несерьезного занятия в жизни, как рисование, и долгое время мальчику приходилось предаваться любимому занятию тайно, по ночам. В качестве последнего аргумента отец решил спросить совета у скульптора Марка Антокольского, ему в Париж были посланы рисунки будущего живописца. И когда был получен ответ, что в работах явно виден талант автора, отец сдался.

В 1883 году юноша поступает вольнослушателем в Лев Бакст, биография которого теперь навсегда связана с искусством, учился у таких преподавателей, как Чистяков, Аскназия, Венига, показывал хорошие результаты в течение четырех лет. Однако, проиграв конкурс академии на серебряную медаль, юноша покидает учебное заведение. Его работа была вычеркнута из списка участников из-за того, что все персонажи на картине на библейскую тематику имели еврейские черты. Этого художник стерпеть не смог. Навыки полученные в академии, пригодятся ему в будущем.

Поиски пути в искусстве

Оставив учебу, Бакст Лев вынужден искать заработок, его отец умер, и ему нужно было помогать семье, которую в основном содержал дед. Ему помогло то, что еще во время учебы он завел связи в издательстве, где стал оформлять недорогие книги. Удовольствия эта работа ему не доставляла, но деньги приносила. В 1890 году он сближается с братьями Бенуа, они вводят Бакста в кружок прогрессивной творческой молодежи. Под их влиянием художник увлекается акварелью. Именно этот кружок, который потом перерастет в художественное объединение «Мир искусства», сформировал взгляды Бакста и его направление в живописи. В 1891 году Лев впервые едет за границу, он объехал Германию, Италию, Бельгию и Францию, осматривая музеи. С 1893 по 1896 год он занимается в студии в Париже. В это время Лев приобретает первую известность как хороший акварелист.

Бакст-портретист

Художник Лев Бакст был вынужден постоянно выполнять заказы, которые не доставляли ему удовольствия. Отдыхал и воплощал свои замыслы он в портретах, которые постепенно становятся популярными. В них проявилась художника, его мастерство рисовальщика и умение проникнуть в психологию персонажа. Начав писать портреты в 1896 году, он периодически обращался к этому жанру на протяжении всей жизни. Среди его лучших работ называют портреты И. Левитана, зрелые работы начала 20 века, портреты З. Гиппиус, И. Рубинштейн, С. Дягилева с няней, Ж. Кокто, В. Цукини. Большую часть творческого наследия художника составляют рисунки, он делал зарисовки привлекших его внимание лиц, набрасывал портреты знакомых и друзей.

Бакст-живописец

Лев Бакст, картины которого поражают разнообразием, много экспериментировал с живописной техникой. Он мог писать густыми мазками, а мог создавать сложное полотно с помощью лессировки. Он мало работал в жанре пейзажа, но имеющиеся работы показывают импрессионистское видение художника. В работах «Близ Ниццы», «Оливковая роща», «Подсолнухи под солнцем» ощущается свет и воздух природы, передается оптимистическое мировоззрение автора. Лев Бакст, выставка которого сегодня могла бы собрать большое количество поклонников его творчества в любом городе мира, не испытывал в себе уверенности как в живописце. Он слишком легко поддавался влиянию извне и не выработал четкой, собственной манеры письма. Но несомненными шедеврами являются его работы «Ужин», «В кафе», «Древний ужас».

Бакст и театр

Более всего свои таланты Бакст Лев Самойлович проявил в театральных работах. Он очень любил этот вид искусства. Лев Бакст, выставка театральных декораций и костюмов которого неизменно сопровождается аншлагом, много и с большим удовольствием работает для театра С. Дягилева. Он с блеском оформляет балеты «Шахерезада», «Клеопатра», «Нарцисс», «Жар-птица». Бакст стал настоящим соавтором зрелищ, органично воплощая замысел постановщика в декорациях, освещении, костюмах. С 1910 года художник живет в Париже и сотрудничает с театром Именно в сотрудничестве с ним Бакст совершает настоящую революцию в сценографии и театральном оформлении.

Разнообразный талант

Бакст Лев не только проявил себя в живописи и сценографии, по сути, он был дизайнером. Он нередко придумывал костюмы, и не только для сцены. Именно он придумал эмблему, как сегодня сказали бы, логотип, для журнала «Мир искусства». Он создавал дизайн интерьеров для изысканных дамских будуаров, для помещения дягилевской антрепризы. Бакст также трудился над созданием выставочных экспозиций. Работая над театральными обнаружил в себе талант стилиста, он рисовал эскизы дамских нарядов и стал настоящим законодателем моды в стиле модерн. Также он оказался хорошим педагогом. Елизавета Званцева пригласила в 1900 году Бакста в свою художественную школу, где он старался помочь юным дарованиям найти свой стиль в живописи. Именно он первым увидел талант в своем ученике - Марке Шагале.

Личная жизнь

Лев Бакст, картины которого пользовались таким успехом и принесли ему большую известность, был совсем неудачлив в личной жизни. Первая его любовь к французской актрисе Марсель Жоссе была очень несчастливой. Она закончилась только благодаря отъезду художника из Парижа. В Петербурге он влюбляется в дочь П. Третьякова, которая к тому времени была вдовой с ребенком на руках. Бакст принимает лютеранство, для того чтобы жениться на возлюбленной. Брак был неудачным, хотя в нем родился сын художника - Андрей. Супруги много времени проводили в разлуке и в конце концов развелись в 1910 году. Но он продолжал дружить с бывшей женой и падчерицей, в 1921 году они по его приглашению смогли покинуть Советский Союз и поселиться в Париже.

В последние годы жизни Бакст очень много работал в Париже, Америке, Англии, это подорвало его здоровье, и 28 декабря 1924 года он скоропостижно скончался.

Начало ХХ века прошло в Европе под знаком “Русских сезонов” Сергея Павловича Дягилева, из которых позже (c 1909 г. по 1929 г.) выросла его же балетная антреприза “Русский балет С. Дягилева”. Русский балет пользовался колоссальным успехом за рубежом, и особенно во Франции и Великобритании, он оказал значительное влияние не только на хореографию, но и на на развитие мирового искусства в целом. По сути, до “Русских сезонов” парижане и не подозревали о такой мощи российского искусства. «Сезоны» не просто гремели на весь Париж, в конечном счёте они стали синтезом творчества в целом: танца, музыки, актерского мастерства, оформления декораций, костюмов.

Над декорациями к “Русским сезонам” работали такие великие люди, как Матисс, Пикассо, Гончарова, Ларионов и многие другие. Кое-кто вышел на мировую арену именно благодаря Сергею Павловичу. Над костюмами трудились Леон Бакст, Коко Шанель, Николай Рерих. Музыку к постановкам писал не кто иной, как Игорь Фёдорович Стравинский. Невероятно, но проект С.П. Дягилева объединил множество гениев прошедшей эпохи!

Бакст Л.С. Портрет С.П.Дягилева с няней. Фото: ru.wikipedia.org

Спектакли Дягилева стали для сдержанных парижан шоком. Париж поразили не столько танцы, сколько изумительное и броское художественное оформление спектаклей. Перед ними был совершенно новый, яркий и необычный для Европы стиль “декоративного экспрессионизма”, включающий в себя как богатую русскую национальную эстетику, так и вкрапления других культур.

Европа была поражена, как гармонично соединились на сцене театр и искусство. Огромное впечатление на зрителей произвело цветовое решение декораций и костюмов. Художники и танцоры Сергея Павловича в мгновенно стали звёздами.

Ведущий живописец «Русских сезонов» Лев Бакст объявил, что в театре теперь надо не слушать, а смотреть. И сегодня мы с вами поподробнее расскажем именно о Льве Баксте и о костюмах, которые открыли новую эпоху развития мировой моды. Никогда ранее мода не менялась так быстро и так кардинально, как в 1910 году.

Автопортрет. Фото: ru.wikipedia.org

Фактически, Бакст стал первым русским модельером, ставшим всемирной знаменитостью, одним из символов искусства Серебряного века. Его театральные костюмы еще при жизни выставлялись в Лувре.

Создавая эскизы балетных костюмов, он вдохновлялся восточными и древнегреческими нарядами. Модели, которые он разрабатывал, восхищали зрителей в театре и влияли на всю мировую моду. Роскошь костюмов Льва Бакста породила в Европе спрос на все экзотическое, русское и восточное; более того, эти отголоски до сих пор возвращаются к нам в коллекциях модных домов, как цитаты из его нарядов и дань уважения маэстро.