Намедни довелось посетить юг Красноярского края.
Осмотрели и сфотографировали первый каменный храм города Минусинска.

Кирпичный собор Спаса Нерукотворного Образа в Минусинске был возведен в 1803-1814 гг. вместо деревянной церкви, построенной здесь в 1781 г. Он находится в центре исторической части современного Минусинска.

Строительство кирпичного здания велось артелью, возглавляемой каменных дел мастером Степаном Иосифовичем Дудиным, по его собственному проекту. Первоначально храм состоял из четверика холодной церкви, перекрытого купольной кровлей с главкой, трапезной с южным Покровским приделом и колокольни. Силуэт церкви напоминал корабль, а вся ее композиция подчинялась идее устремленности вверх. Освящение новой церкви во имя Христа Спасителя с приделом Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 11 октября 1814 г. Каменная богадельня (приют для бедных и инвалидов) рядом с храмом была построена на средства минусинского крестьянина Федота Кузьмича Самкова.

В 1853 г. на средства купца Масленникова (более 11 тыс. рублей серебром) с левой стороны пристроили придел в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Придел был освящен 7 мая 1854 г., и минусинская Спасская церковь стала трехпрестольной. С 17 сентября 1854 г. церковь была переименована в соборную.

В начале 1900-х гг. известный красноярский архитектор А. А. Фольбаум (по другим источникам - В. А. Соколовский) перестроил собор. В результате храм стал вместительнее почти в три раза. Десять крестов расположены по симметрии относительно оси из четырех крестов - над входом, над колокольней, над главным храмом и главным алтарем. Каждый из крестов неповторим по форме и рисунку. К настоящему времени сохранились колокольня и завершение храма (свод со световым фонарем).

В начале 1930-х гг. служба в Спасском соборе прекратилась. В 1933 г. были сброшены колокола, церковная утварь и ценности изъяты, здание использовалось под зерносклад.

Благодаря участию священников и прихожан храма в 1943 г. собору были возвращены ценности, возобновилась служба. Спасский собор стал единственной действующей церковью в Минусинске. В 1989 г. на звонницу собора подняли восемь колоколов весом от 45 до 320 кг.

В настоящее время Спасский собор является главным храмом Минусинского благочиния. С 1995 г. здание церкви является объектом культурного наследия федерального значения.

Адрес: 662800, г. Минусинск, ул. Комсомольская, 10.

Земная жизнь – море. Море огромно, зыбко, враждебно пловцу: свирепые бури норовят выбросить его на скалы, растерзать, затишье грозит мертвящей безысходностью. «Кораблем спасения» издревле именуется на Руси православная Христова церковь.

Многие православные храмы строились, имея в основе форму корабля, ладьи. Действительно, мореходные термины здесь уместны: храм – корабль, его прихожане – пассажиры, священник, совершающий богослужение у святого престола в алтаре – капитан на мостике, пристань – в Боге, в спасении души человеческой от греха, дисгармонии, смерти вечной. Храмы в жизни людей занимают особое место. Храм – это символ веры, причем символ видимый, осязаемый. Если убрать храм – значит разрушить символ, тогда вера может исчезнуть. Воистину, сегодня на нас сбываются слова Священного писания: если мы забываем о Боге, о вере, если мы молчим – вопиют камни Молчаливая проповедь разрушенных храмов – это проповедь о царстве Христовом, о тысячелетии Православия на Руси, поруганного, но живого. Проповедь, понятная всякой душе, ищущей пути к Богу, к своим духовным истокам.

Увы, волны времени уносят многое. Кто не думает о прошлом - не имеет будущего. В настоящее время Спасский Собор – единственный в городе Минусинске действующий православный храм, а в начале ХХ века было три действующих церкви и часовня на старом кладбище. В краеведческом музее города Минусинска есть картина, на которой горят золотом купола четырех православных храмов. Возникает вопрос: что стало с минусинскими храмами за этот век, и к чему мы придем ещё через столетие? Во многом ответ на этот вопрос зависит от осведомленности и заинтересованности подрастающего поколения в сохранении культурного и духовного наследия.

Спасский Собор.

«Он виден издалека, когда вы подъезжаете к нему со стороны Абакана. Он появляется неожиданно, если вы едете по улицам Комсомольской или Подсинской. Он возвышается над всей застройкой старого города, когда вы смотрите на него с моста. Он удивляет всех, особенно тех, кто видит его впервые, своей красотой и даже некоторой изысканностью. Его надо рассматривать с разных сторон, и каждый раз вы увидите его другим. С востока – он похож на сложную пирамиду, составленную из множества элементов; с севера - он напоминает огромный корабль, плывущий на восток, с надстройками и мачтами. С запада вы заметите удивительно гармоничный контраст между статичностью широкой и несколько тяжеловесной нижней части и классическим портиком входа и легким, даже изящным взлетом вверх постепенно убывающих объемов колокольни. С юга из-за закрывающих храм построек видна только верхняя ее часть – завершение главного храма и колокольня – единственные элементы, сохранившие первоначальный вид Спасской церкви» . Нынешний архитектурный облик собора сложился в первой половине XIX века, когда были выполнены основные строительные работы. И сам Минусинск был селом.

«21 декабря 1779 года Варлаам, Епископ Тобольский и Сибирский, разрешил заложить деревянную церковь, которая была освящена в 1781 году. 12 сентября 1803 года закладывается новая каменная церковь на основе деревянной. Неизвестен ни автор проекта, ни главный строитель церкви. Известно только имя человека, на средства которого построен каменный домик рядом с храмом, предназначенный для богадельни (приюта для бедных и инвалидов), ставший первым каменным домом села Минусинского. Это Минусинский крестьянин Федот Кузьмич Самков. » В 1813 году строительство закончено.

Освящение новой церкви во имя Христа Спасителя с пределом Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 11 октября 1814 года. Основные средства на строительство передал Иван Тимофеевич Масленников (купец 3 гильдии).

Вначале Спасская церковь числилась сельской, с открытием города (1823 год) - городской. Силуэт церкви напоминал корабль, а вся ее композиция подчинялась идее устремленности вверх. К настоящему времени сохранились колокольня и завершение храма (свод со световым фонарем). Церковь венчали 5 главок, покрытых медью, с позолоченными железными крестами. Жестяная крыша выкрашена в зеленый цвет. На колокольне висело 7 колоколов, самый большой весил 57 пудов (912 кг).

«В 1853 году на средства купца Масленникова (более 11 тысяч рублей серебром) пристроили с левой стороны придел в честь Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского. » Придел был освящен 7 мая 1854 года. Минусинская Спасская церковь стала трехпрестольной. С 17 сентября 1854 года переименована в Соборную. В 1955 году был поднят восьмой колокол весом более двух тонн. Красноярский архитектор В. А. Соколовский в 1902-1904 годы перестраивает собор. В результате храм стал вместительнее почти в три раза. Десять крестов расположены по симметрии относительно оси из четырех крестов – над входом, над колокольней, над главным храмом и главным алтарем. Каждый из крестов неповторим по форме и рисунку.

В начале 1930-х годов служба в Спасском соборе прекратилась. В 1933 году были сброшены колокола, церковная утварь и ценности изъяты, здание использовалось под зерносклад.

В 1943 году собору возвращены ценности, восстановилась церковная православная община, возобновилась служба. Спасский собор стал единственной действующей церковью в городе. Более полувека минусинцы не слышали колокольного звона церквей. В 1989 году на звонницу собора подняли 8 колоколов весом от 45 до 320 кг.

1. 2. Свято-Троицкая церковь. (Храм во имя Святой Живоначальной Троицы).

В 1842 году в Минусинске начался сбор денег на постройку второй церкви. Значительный вклад в постройку храма внес купец Г. Чернышев.

Одним из основных подрядчиков строительства был Иван Гаврилович Гусев, купец 1-й гильдии, впоследствии городской голова и потомственный почетный гражданин, вложивший 80% всех денежных средств.

Автором проекта храма стал архитектор Ашемур. Построена в 1885 году «Строительство обошлось в 108456 рублей, из них 87128 рублей 28 копеек пожертвовал Гусев, в 1892 году Иван Гаврилович Гусев умер, похоронен в ограде церкви – его детища. Храм был освящен 30 августа 1885 года Преосвященнейшим Исаакием, епископом Енисейским и Красноярским. Настоятелем Троицкого храма был известный священник, протоиерей Дмитрий Дубровин, образованнейший человек, автор ныне утраченной истории Минусинска. » В 1930-е годы храм был закрыт. В 1939 году сняли колокола и разобрали колокольню. В 50-е годы храм был взорван. Сейчас на месте, где стояла Свято-Троицкая церковь, находится средняя школа № 5 города Минусинска.

1. 3. Сретенская церковь (кладбищенская).

История Сретенского храма во многом знаменует историю России конца прошлого века, революционных и сталинских лет. Построена в 1864 - 1865 годах на завещанный капитал И. Т. Масленникова, с добавлением средств купца И. Артемьева. Церковь была однопристольной. Освящена в 1867 году. Очень красивый храм из кирпича и «дикого камня». Купец И. Занин в 1896-1897 годах пристроил колокольню со сторожкой и кладовой, пожертвовал подсвечники, паникадила, Евангелие. Зазвучала здесь молитва к Богу за живых и усопших. «Затем была революция, а с ней вошла рознь и в церковную ограду – появились «живцы», как называли их в народе, предавшие Христа, свою веру и своих прихожан из политических соображений или страха перед большевиками, служившие во всех храмах города. Кроме – Сретенского. Поэтому сюда шли православные. В 1923 году храм был официально передан общине «староцерковников» - верующих из Минусинска, местных сел и Хакасии. «Сретенцев» не оставляли в покое, под разными предлогами пытались закрыть храм, удалось это безбожной власти лишь в 1930-е годы. » Любовь минусинцев к кладбищенскому храму, их молитвы не пропали втуне. По благословению епископа Красноярского и Енисейского Антония, прихожане в 1997 году, в трудных финансовых и экономических условиях начали реставрацию храма. В настоящее время разрушена при пожаре, требует реставрационной работы

1. 4. Вознесенская церковь (Храм во имя Вознесения Господня).

По уцелевшим строкам архивных документов, к 1900 году население Минусинска перевалило за десять тысяч человек, большинство из них были православными. Жители окраины решили построить храм у себя на Пятницкой площади. В июле 1899 года было открыто Церковно-приходское попечительство для возведения храма Вознесения Господня. Энтузиастами сбора средств были горожане Фока Коростелев, Иван Березин, Семен Мамаев, Павел Урзунов, председатель попечительства – протоиерей Михаил Лотоцкий. Так на Руси было всегда – всякое большое дело вершили всем миром. Проект храма был утвержден в 1906 году, а основными жертвователями были купец Никифор Зайцев и его супруга Мария Зайцева. «В начале 1911 года строительство было завершено. 14 сажен в длину, 9 – в ширину, зеленая железная крыша, пять глав с крестами – таков был красавец-храм. В храме было 110 икон, немало из них (в том числе и самая большая икона Спасителя) пожертвовано лично Марией Зайцевой. 25 сентября 1911 г. храм был освящен во имя Вознесения Господня Преосвященнейшим Евфилитом, епископом Енисейским и Красноярским, первым настоятелем был священник Михаил Колосов, псаломщиком – Петр Есин» . Церковь имела один престол, три двери (створчатые, со стеклянными вставками и железные, двухполовинчатые), 26 окон с двойными рамами и железными решетками, полы были деревянные, а крыша железная. На колокольне имелось 6 колоколов, самый большой из них весил 72 пуда (1152 кг), остальные – около 500 кг и 200 кг. Три самых больших колокола пожертвовала М. Зайцева. Освящена в 1911 году. Приход Градо-Минусинской Вознесенской церкви открылся в 1913 году. Он был выделен из приходов Соборного и Троицкого. После революции Вознесенский храм разделил судьбу многих и многих церквей российских. В 1922 году из храма изъято (содрано с окладов и риз с икон) 28 фунтов 23 золотника серебра. В 1929 году постановлением Сибирского крайисполкома храм был закрыт, сняты колокола. Предки наши строили на совесть, и сломать храм не удалось – не просто цемент, а вера и молитва людей скрепляли эти стены. Храм обезглавили и в 1930 году передали в аренду под кинотеатр. В 1942 году помещение передано под зернохранилище, а с 1960 года и до наших дней здесь – база Росбакалеи.

Таким образом, из четырех действующих храмов, ценой невероятных усилий прихожан, уцелел только один Спасский Собор

2. 1. Первичное изучение уровня осведомленности и степени заинтересованности кадет в информации об истории храмов г. Минусинска

В нашем исследовании принимали участие 58 кадет 5-6 классов.

Цель исследования: выявление степени осведомленности учащихся по теме «История храмов Минусинска» и заинтересованности учащихся в судьбе храмов.

Исследование проводилось методом анкетирования. Вопросы были составлены нами на основании информации, полученной в ходе изучения литературы и ознакомления с архивными материалами по теме. Были получены следующие результаты. Таким образом, лишь 24% респондентов показали знания по исследуемой теме и 76% опрошенных не знакомы с историей православных храмов Минусинска, При этом 64% кадет заинтересованы в изучении данной темы.

2. 2. Организация и проведение просветительской деятельности среди кадет

Изучив уровень осведомленности кадет по истории храмов, мы разработали план мероприятий по просвещению кадет в данном вопросе. Так была создана фотовыставка «Путь к храму», где представлены фотографии храмов города Минусинска начала ХХ века и сегодняшнего их состояния. Проведена экскурсия по этой фотовыставке, где мы рассказывали историю каждого храма. Затем поступило предложение организовать конкурс творческих работ, где кадеты представили, как выглядели бы разрушенные храмы в наши дни. Лучшие работы были включены в экспозицию «Путь к храму». И завершающим этапом было создание мультимедиа клипа «История храмов города Минусинска», который могут использовать кадеты и учителя на уроках «История Красноярского края» и «Культура Красноярского края».

2. 3. Итоговое изучение уровня осведомленности кадет и степени их заинтересованности в информации об истории храмов г. Минусинска

После проведения мероприятий нами был проведен повторный опрос, в котором участвовало 55 кадет 5-6 классов. Результаты опроса.

Определен уровень знаний учащихся по исследуемой теме (96 %) и выявлена степень заинтересованности кадет по теме исследования (72%).

Заключение

В ходе работы по теме нами была изучена литература, найдены архивные документы, рассказывающие о судьбе православных храмов Минусинска. На основании полученной информации были сформулированы вопросы анкеты, проведенной среди кадет. Результаты опроса показали: а) знание материала - 24 % опрошенных; б) заинтересованность в знаниях – 64 % опрошенных.

Для расширения знаний кадет были проведены мероприятия просветительского характера: оформлена фотовыставка «Путь к храму» и организована экскурсия по ней; проведен конкурс рисунков «Восстановленный храм»; создан и показан кадетам мультимедиа-клип «История храмов Минусинска».

По итогам вышеперечисленных мероприятий мы провели повторный опрос. Результаты которого показали а) знание материала по теме - 96 % опрошенных; б) заинтересованность в знаниях – 72 % опрошенных.

Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что большинство кадет мало информированы в вопросах судьбы православных храмов г. Минусинска; привлечь внимание к данной теме можно путем проведения просветительской работы среди кадет подтвердилась. Собранные нами материалы можно использовать учителям и кадетам на уроках «История Красноярского края» и «Культура Красноярского края».

Церковь - корабль плывет. Сегодня вроде бы уже нет кровавых гонений, никто не запрещает открыто исповедовать православие, оно даже пользуется некоторой поддержкой государства. Однако многие считают: штиль не менее труден. Если вдруг в парусах иссякнет попутный ветер – мореходы, засучив рукава, садятся за весла, гребут изо всех сил, до кровавых мозолей, с молитвой и упованием. Так было за две тысячи лет христианской истории, так будет, по слову Божию до скончания этого мира.

В один из визитов на юг Красноярского края для проведения культурно-массовых мероприятий посетили город Минусинск. В числе прочего осмотрели и сфотографировали первый каменный храм города Минусинска.

Кирпичный собор Спаса Нерукотворного Образа в Минусинске был возведен в 1803-1814 гг. вместо деревянной церкви, построенной здесь в 1781 г. Он находится в центре исторической части современного Минусинска.

Строительство кирпичного здания велось артелью, возглавляемой каменных дел мастером Степаном Иосифовичем Дудиным, по его собственному проекту. Первоначально храм состоял из четверика холодной церкви, перекрытого купольной кровлей с главкой, трапезной с южным Покровским приделом и колокольни. Силуэт церкви напоминал корабль, а вся ее композиция подчинялась идее устремленности вверх. Освящение новой церкви во имя Христа Спасителя с приделом Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 11 октября 1814 г. Каменная богадельня (приют для бедных и инвалидов) рядом с храмом была построена на средства минусинского крестьянина Федота Кузьмича Самкова.

В 1853 г. на средства купца Масленникова (более 11 тыс. рублей серебром) с левой стороны пристроили придел в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Придел был освящен 7 мая 1854 г., и минусинская Спасская церковь стала трехпрестольной. С 17 сентября 1854 г. церковь была переименована в соборную.

В начале 1900-х гг. известный красноярский архитектор А. А. Фольбаум (по другим источникам - В. А. Соколовский) перестроил собор. В результате храм стал вместительнее почти в три раза. Десять крестов расположены по симметрии относительно оси из четырех крестов - над входом, над колокольней, над главным храмом и главным алтарем. Каждый из крестов неповторим по форме и рисунку. К настоящему времени сохранились колокольня и завершение храма (свод со световым фонарем).

В начале 1930-х гг. служба в Спасском соборе прекратилась. В 1933 г. были сброшены колокола, церковная утварь и ценности изъяты, здание использовалось под зерносклад.

Благодаря участию священников и прихожан храма в 1943 г. собору были возвращены ценности, возобновилась служба. Спасский собор стал единственной действующей церковью в Минусинске. В 1989 г. на звонницу собора подняли восемь колоколов весом от 45 до 320 кг.

В настоящее время Спасский собор является главным храмом Минусинского благочиния. С 1995 г. здание церкви является объектом культурного наследия федерального значения.

Адрес: 662800, г. Минусинск, ул. Комсомольская, 10.

К началу 1917 года в Минусинском уезде было 127 православных церквей, молельных домов и часовен. В самом городе действовали Спасский собор, Троицкая и Вознесенская церкви, а также Сретенская кладбищенская и Казанской божьей матери (в Малой Минусе), входившие в приход Спасского собора. Была небольшая Александро-Невская церковь по ул. Петра Великого (ныне Штабная), и у протоки – старообрядческая.

СПАССКИЙ СОБОР

Это самое древнее каменное сооружение в городе. Расположен он в старой части города на бывшей Соборной площади. Спасскому собору «повезло» больше, чем другим Минусинским церквям, хотя и у него была трудная судьба.

В 1801 году епископ Тобольский и Сибирский Варлаам отозвался на просьбу Минусинских крестьян, разрешил построить вместо старой дере-вянной Спасской церкви постройки 1780 - 1781 гг. новую, каменную.

Новая церковь была заложена в 1803 году. Ее каменные стены как бы обнимали деревянную церковь, которая оказалась внутри. По возведении каменных стен деревянный сруб был разобран.

Строительство продолжалось 10 лет, закончилось в 1913 году. 11

октября 1914 года состоялось освящение новой церкви во имя Христа

Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы. Вначале Спасская церковь числилась сельской, с открытием города (1823 г.) - стала городской.

В 1853 году с разрешения Сибирского епископа Афанасия Минусинский купец Масленников на свои средства пристроил с левой стороны придел в честь святителя архиепископа Николая Мирликийского. Придел был освящен 7 мая 1854 года. Минусинская Спасская церковь стала трехпрестольной.

С 1658 года переименована в Соборную.

Пять глав храма были покрыты медью, пять железных крестов позолочены. Крыша покрыта жестью, выкрашена в зеленый цвет. На колокольне висело 7 колоколов, из которых самый большой, отлитый в 1824 году, весил 57 пудов. В 1855 году на колокольню был поднят 131 пудовый колокол.

В 1902 - 1904 гг. собор был перестроен, стал вместительней.

В начале 30-х годов 20 в. служба в Спасском соборе прекратилась. В газете "Власть труда" за 15 июня 1922 года сообщается об изъятии ценностей по г. Минусинску из минусинских церквей: "Закончилось изъятие ценностей. Верующие относятся к изъятию спокойно, за исключением небольшом кучки фанатиков, которые никак не могут примириться с мыслью, что их "святыни" пойдут для спасения от голодной смерти тех, за кого по их учению отдал жизнь Иисус Христос". Из Спасского собора было изъято: "1 пуд 14 фунтов 15 золотников серебра, 3 креста, 4 подсвечника, 2 палитры, 1 дарохрани-тельница, 2 звездицы, 2 тарелочки, 1 лжица, 2 искоса, 4 кадила, 18 риз с икон и 1 водосвятная чаша". Позже в Спасском соборе был устроен зерносклад.

В 1943 году собору возвращены ценности, восстановилась церковная православная община, возобновилась служба.

В конце 50-х годов вновь были сделаны попытки закрыть собор. Одна-ко они, к счастью, оказались безуспешными.

7 апреля 1989 года на колокольню были подняты колокола, отлитые в Абазе, состоялось их освящение и служба. Колокольные звоны после почти 70-лет-ней паузы полетели над городом.

ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

Она находилась на Красной площади. Теперь этой площади не существу-ет. А примерно на том месте, где был Храм, находится школа №5. Более 60 лет нет Троицкой церкви. Затерялась за эти годы и могила ее основателя Ивана Гавриловича Гусева. Он был купцом 1 гильдии, потомственным почетным гражданином г. Минусинска, городским головой, председателем комитета музея, председателем общества попечения о начальном образовании, членом восточно-сибирского отдела Императорского Русского географического об-щества. При всем своем богатстве и высоком общественном положении он был еще меценатом. В основном, на его средства и была построена Троицкая церковь, которая, аккуратно оштукатуренная и только что освященная, встре-тила в 1885 году своих первых прихожан.

Троицкая церковь была отстроена из-за большой отдаленности окраинной части города от Спасского собора. В эту церковь приходили жители окраин Минусинска и ближайших деревень.

Но вот наступает 1892 год. Иван Гаврилович Гусев умирает от паралича сердца, и его хоронят в ограде Троицкой церкви - его детища.

Судьба Троицкой церкви напоминает судьбы многих церквей нашей страны. В 20 -30 гг. начались гонения на церковных служителей, все церкви города были закрыты.

В номере газеты "Власть труда" за 15 июня 1922 года мы можем уви-деть список вещей, которые из нее изъяли: "Всех вещей на 35 4унтов 40 золотников серебра, 1 крест, 1 потира, 1 лжица, 1 ковш, 1 дискос, 2 тарелочки звездица, 5 риз с икон". В этой же статье отмечается, что во время изъятия ценностей в храмах города "особенно тяжелое впечатление про-изводила одна из верующих Троицкой церкви, которая все время плакала во время изъятия и никак не могла успокоиться." В то время как в Спас-ском соборе был зерносклад, Троицкая церковь пустовала и разрушалась и вскоре была снесена. Исчезла и могила Ивана Гавриловича Гусева, столько сделавшего для нашего города.

ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Это третий храм, на котором советское время оставило свои неизгладимые отметины. Ее основал другой минусинский купец и меценат Никифор Михайлович Зайцев и его жена Мария Павловна. Они тоже были одними из самых богатых людей Минусинска и очень много сделали для города.

Здание Минусинской церкви - Вознесенской - поражает своей необыч-ной архитектурой. "Возведенная на рубеже 19-20 веков огромная красно -кирпичная церковь на юго - восточной окраине города воспринимается как сооружение, ему абсолютно чуждое", - написано про Вознесенский храм в книге "Вверх по Енисею". Зданию ныне около 90 лет, и оно еще долго будет стоять. Ведь судя по архивным данным, строили его на совесть. Например, в архивных документах мы можем найти запись, что когда в мае 1908 года были возведены стены, решался вопрос, на чем возводить своды храма - на извести или цементе? На извести было бы дешевле, но не так прочно. Решили пойти на перерасход - 400 рублей, но своды возвести на цементе, чтобы они были прочнее и надежнее.

К лету 1911 года строительство было завершено. Церковь имела 1 престол, 3 двери (створчатые, со стеклянными вставками и железные двухполовинчатые), 26 окон с двойными рамами и железными решетками, полы были деревянные, а крыша покрыта железом и окрашена в зеленый цвет (зеленого цвета была тогда крыша и у Спасского собора). Под церковью находился подвальный этаж. А на самом храме было 5 глав, ко-торые в годы Советское власти были снесены. На колокольне находилось 6 колоколов, из которых самый большой был весом около тонны, остальные около 500 - 200 кг. Три самых больших колокола пожертвовала М. П. Зай-цева. Ею же подарена икона Спасателя, самая большая икона из 110 икон храма.

В год строительства Марии Павловне, к тому времени уже вдове, за пожертвование 25000 рублей на постройку Вознесенского храма и 800 рублей на приобретение колоколов была пожалована золотая шейная медаль на Александровской ленте. После освящения церкви (1911г.) прошло 2 года,

прежде чем в Вознесенской церкви был открыт самостоятельный приход.

Но наступила революция, и храм стал пустовать. За время существования Вознесенской церкви, что только в ней не размещали! Перечислим по годам:

1911 год - освещена и начала принимать прихожан.

1920 год - передана уездным исполкомом в "бессрочное бесплатное поль-зование общине верующих".

1922 год - из церкви изъяли 28 фунтов 23 золотника серебра (свыше

1929 год - закрыта, предполагалось использовать и переоборудовать под школу - семилетку.

1930 год - сдана в аренду "Совкино" (из-за плохой акустики сеансы вскоре прекратились.)

1931 год - снова рассматривается вопрос о переоборудовании здания под школу (но так и не был решен.)

1912 год – размещен склад "Заготзерна".

С 1960 года - передана безвозмездно горисполкомом базе «Росбакалея».

До недавнего времени обезглавленная, обезображенная Вознесенская цер-ковь служила складом бакалейных товаров.

А между тем, в свое время она была украшением Минусинска. Построена она была по проекту Аристарха Филипповича Персикова - минусинца, архитектора – самородка, по его проектам построены в Минусинске драмтеатр, пожарное депо, дом Вильнера, дом купца Калнина (здание городской администрации), раздвинули старый деревянный минусинский собор.

Эмилия Натановна Бобова - внучатая племянница Аристарха Филип-повича Персикова в газете "Надежда" (29 мая 1999г.) опубликовала свои воспоминания. В 50-е годы она работала прорабом в минусинской ремонтно-строительной конторе. Местные власти тогда занялись проблемой практического использования пустовавшей тогда церкви Вознесения. Сначала решено было разобрать здание и использовать кирпичи как стро-ительный материал. Два дня бригада из пятерых мужчин старательно орудовала ломом и кувалдой, но не смогла выбить ни одного кирпича из стен, прочных, как монолит. Решили устроить в церкви... универсам. Эмилии Натановне было поручено дать заключение о пригодности здания для этой цели. Вот тогда она впервые вошла внутрь храма. На стенах были остатки росписи. Слово, сказанное почти шепотом, гулко разносилось под сводами. Архитектор сумел создать здесь особую, храмовую акустику. Ее, инженера - строителя, поразили красота и добротность постройки. Спустившись в подвал, она увидела, что все здание опирается фундаменты, выполненные в форме изящных сводов. "Какая точность расчета!"- воскликнула она. Не верилось, что проект здания создан архитектором, не окончившим ничего, не имевшим понятия о сопромате. В Минусинске и сейчас еще есть старожилы, которые знают историю создания Вознесенской церкви. Одна из них - Екатерина Ивановна Мура-вьева. Живет она в небольшом домике по ул. Ленина. Раньше в нем про-живали Федор Иванович Усанов с женой Пелагеей Николаевной, урожденной Калмыковой. Ев отец - Николай Варламович Калмыков был человеком глубоко верующим. Остаток жизни своей он посвятил сбору средств на строительство Вознесенской церкви. Вместе с минусинцем Коростелевым, тоже человеком преклонных лет, он ходил по деревням с жестяными кружками, куда собирал пожертвования на постройку храма.

В памяти Екатерины Ивановны сохранился такой эпизод. Николай Варламович пришел к дочери. Присел отдохнуть с дороги. Был усталый, пыль-ный увидел Катю, тогда маленькую девочку, и сказал ее маме, что хочет угостить ребенка пряником, но он не его...за гостинец уплатить надобно.

Что за гостинец такой, за которым платить надо?

Это нищенка пожертвовала на храм: денег у нее не было, так она попросила принять пряник, который ей подали. Потому за этот пряник хоть ко-пеечку надо в кружку опустить...

Екатерина Ивановна слышала от взрослых, что жена купца Никифора Михайловича Зайцева - Мария Павловна при пожертвовании денег на храм, оговаривала такое условие, что она должна быть захоронена в самой церк-ви. Но потом Зайцева изменила завещание, сказала, что не заслужила столь высокой чести.

А Николай Варламович Калмыков вместе с другим сподвижником - Коростылевым - был захоронен рядом с Вознесенской церковью. Кладбище во-круг Вознесенской церкви занимало большое пространство. На перекрестке улиц Октябрьской и Затубинской, ранее Новоприсутственной и Чуевской, вырыли из земли плиту с могилы декабриста Н.О. Мозгалевского. Его плиту отрыли, но в музей она не попала. Была затеряна.

Основатель же храма, Никифор Михайлович Зайцев, покоится на старом кладбище.

Вознесенская церковь была последней церковью православной, постро-енной в Минусинске. Воздвигнута она бала в честь праздника Вознесения, который отмечается на 40-й день после Пасхи, в основе праздника лежит миф

о вознесении на небо Иисуса Христа, воскресшего после распятия.

В 2009 году бывший собор был передан верующим. С территории было вывезено более 50 машин мусора. Теперь остается ждать, когда найдутся средства на восстановление куполов, ремонт помещения…

СРЕТЕНСКАЯ ЧАСОВНЯ

Сретенская часовня - вторая в городе церковь. Построена она была в 1865 году. Первым храмом был Спасский собор. Строили ее на капи-тал, словесно завещанным умершим минусинским 3-й гильдии купцом Иваном Тимофеевичем Масленниковым и добровольно отданный его наследниками. Другой купец, Осип Иванович Артемьев, производивший постройку, к 4300 рублям завещанных денег добавил более 300 рублей своих средств. Престол церкви был «во имя Сретения Господня освящен 27 апреля 1867 года». Недалеко от часовни похоронены многие знаменитые горожане. Величественные каменные надгробия, старинные плиты потрескались, но все еще можно ра-зобрать имена, даты. Недалеко от часовни покоятся многие именитые го-рожане: Н.М. Мартьянов, А.Персиков, Н.Ярцев, купцы - меценаты - Гусев, Солдатовы, Сафьяновы.

Сретенский храм особенно любили верующие: здесь не было «живцов», появившейся после революции, ереси обновленчества, служба до самого последнего дня была строго православной. Здесь служил архиепископов Дмитрии Вологодский, знаменитый пастырь Минусинска 20 -30 годов XX века. Его могила на другом краю кладбища, у самой стены. Железная оградка, два креста, сваренные из труб (чей второй? Имен нет...). Расстреляли владыку Димитрия в 37-м. Перед смертью - мучили. Но сло-мить дух архиепископа» исповедника, мученика за Христа, не смогли. Говорят, кладбищенского сторожа тогда тоже расстреляли - за то, что показал людям место, где чекисты тайно закопали тело владыки. Сегодня разузнать подробнее трудно: архивы ОГПУ тщательно подчистили в позд-нейшие годы.

Грустна судьба Сретенской церкви. В 1997 году началось ее восстановление. (Фото до пожара 2000г.)

А в 2000 году он сгорел…

Так храм выглядит и по сей день…

ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Отреставрирована и передана на попечительство Спасскому собору белокаменная церковь в селе Малая Минуса. (Построена местными умельцами - отец и два сына, на средства местных крестьян.) В 1914 году освящена в честь иконы Казанской Божьей Матери. Церковь была однопрестольной. До 1916 года не имела иконостаса и колоколов, не имела своего придела. Была приписана к Минусинскому Спасскому собору. Судьба ее оказалась в незавидной. Храм прослужил верующим всего около 20 лет.

21 июля 1997 г. в Храме особо почитаемой на Руси Казанской иконы Божьей Матери состоялся ежегодный престольный праздник, посвященный чудесному явлению иконы. Была отслужена праздничная литургия, совершен крестный ход вокруг Храма. Считается, что икона Казанской Божьей Матери особо помогает тем, кто страдает глазными заболеваниями.

Современные строения.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, п. Зеленый Бор (ж/д станция Минусинск).

Храм святого Николая Чудотворца при УП 288/32.

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ МИНУСИНСКА

Николай Михайлович Мартьянов.

Провизор, страстный собиратель и коллекционер, обосновавшийся в Минусинске в 1874 году. Основатель краеведческого музея, «жемчужины Сибири».Вначале музей располагался в доме городского головы Г. И. Гусева (ул. Обороны, 49). В 1879 году для музея было отведено здание на Соборной площади Минусинска, но оно не удовлетворяло нужд музея. Поэтому было принято решение о постройке специального здания. Проект был разработан иркутским архитектором Рассушиным при содействии политического ссыльного, сотрудника музея А. О. Лукошевича.

В 1878 году по решению Городской Думы при музее была открыта местная публичная библиотека. На её содержание Дума выделила 200 рублей серебром. В 1890 году строительство здания музея было завершено.

Коллекции музея были отмечены наградами на российских и зарубежных выставках - Флоренции (1885), Сибирско-Уральской выставке в Екатеринбурге (1887), Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896), Всемирной выставке в Чикаго (1893) и на Всемирной выставке 1900 года в Париже.

13 декабря 1904 года, в день смерти Мартьянова, Городская дума приняла решение назвать его именем музей и улицу, на которой жил Николай Михайлович.

В саду музея установлен бюст его основателю работы скульптора Г. Д. Лаврова.

Георгий Павлович Сафьянов.

Прославил фамилию Георгий Павлович Сафьянов, который родился в Минусинске в купеческой семье. Показателем высокого авторитета Г.П. Сафьянова в глазах общества явилось избрание его в восьмидесятых годах девятнадцатого века директором общественного банка в Минусинске, городским головой, почетным мировым судьей.

Г.П. Сафьянов человек широкого кругозора и большой инициативы. Основал русское поселение в Урянхайском крае (ныне р. Тыва) – город Туран.

В 1886 году ходатайствовал перед Иркутским генерал- губернатором о проведении через Усинский пограничный округ чайного пути из Монголии, на свои средства провёл изыскание дороги.

Предприимчивый минусинец способствует расширению горного дела. В 1909 году на его прииске Воскресенском начинает работать первая в этих краях горная машина.

Г.П.Сафьянов был ближайшим другом Н.М.Мартьянова, А минусинский музей в значительной степени обязан материальной поддержке с его стороны.

Умер он в 1913 году от крупозного воспаления лёгких в 65 лет.

Иван Гаврилович Гусев.

Имя Ивана Гавриловича Гусева - крупного промышленника и меце-ната, потомственного почетного гражданина, городского головы, одного из создателей Минусинского краеведческого музея, члена Восточно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества - на многие десятилетия было предано забвению.

Ивану Гусеву было 33 года, когда он приобрел в Минусинске дом, известный минусинцам как станция скорой помощи в настоящее время. Дом был построен в 1867 г. купцом 2-й гильдии Н.М.Гурьевым и в этом же году продан И.Г.Гусеву за 1500 рублей серебром.

1869 г. И.Г.Гусев строит первую в регионе вальцовую мельницу по производству крупчатки (муки лучшего помола). В 1871г. - стеклоделательный завод в селе Знаменка нашего района. В 1889г. в с. Ивановка Ермаковской волости Гусев построил свек-лосахарный завод. В 1877 г. он был городским головой. В Минусинск приезжает никому неизвестный Н.М. Мартьянов с благородной целью создания музея. Первым из минусинцев эту идею поддержал Гусев, Нет помещения - он предоставляет для музея две комнаты в одном из своих домов. Нужно построить специальное помещение - Гусев дает деньги и стекла со своего завода для окон и мебели (они сохранились до сего времени), дарит коллекции минералов со своих приисков. Открывается новое приходское училище - Гусев предоставляет для него помещение, а в 1883 г. жертвует свой дом для открывшейся детской прогимназии по ул. Александра 2-го (ныне ул. Красных Партизан,1). Практически на его средства была построена Троицкая церковь, В ее ограде он и был похоронен 30 ноября 1892 г.

Иван Федорович Егорычев.

В Минусинск приехал, вероятно, в начале 80-х годов. Был доверенным лицом купчихи 1 гильдии Матрены Беловой. В начале 1870-х годов числился купцом 2-й гильдии. В 1879-1883 гг. был городским головой. При нем была открыта женская гимназия (1880г.), приходское училище реорганизовано в городское трехклассное (1881г.). Свои первые спектакли начала ставить любительская театральная труппа (1882г.)

Егорычев торговал галантерейными, скобяными товарами, винами. На улице Беловской (ул.Ленина) имел большую усадьбу: 2-хэтажный дом, здание магазина, одноэтажный дом и флигель.

Купцы Занины.

Деятельность Заниных пришлась на последний этап развития купечества в Минусинске. Это был период расцвета деятельности таких предпринимателей, как Смирновы, Даниловы, Вильнеры, Пашенных, Сафьяновы, Мансуровы, Зайцевы. По объему оборотного капитала Иван Федорович Занин входил в пятерку богатейших купцов города.

Заниным принадлежали следующие объекты недвижимости: каменный дом на Гостинодворской улице (ныне Мартьянова, 19), двухэтажный кирпичный дом (ныне Ленина,62 выставочный зал и отделы музея), двухэтажный каменный дом (ныне узел связи по Ленина,83), где располагался магазин мануфактурных и смешанных товаров, трактир, мельница в Шошино, дом на углу Беловской и гостинодворской улиц (ныне художественная школа), где основал общество трезвости при Минусинском благочинии. И.Ф.Занин был известен и своей благотворительной деятельностью. Так, в 1896 году он пожертвовал деньги на строительство колокольни для кладбищенской Сретенской церкви.

Никифор Михайлович Зайцев и Мария Павловна Зайцева.

Значился купцом 3-й гильдии, затем 2-й. Вел торговлю мануфактурными, галантерейными, скобяными, бакалейными товарами.

В историю Минусинска семья Зайцевых вошла как строители Вознесенской церкви. Сбор средств начался в 1900 году, а в 1911 году строительство храма завершилось. Марии Павловне Зайцевой Всемилостивейше пожалована золотая шейная медаль на Александровской ленте за пожертвование 25 тыс. рублей на постройку Вознесенского храма и 800 рублей на приобретение колоколов.

Матрена Семеновна Белова.

Строительница и хозяйка первого каменного дома в Минусинске (ныне здание, в котором располагается медицинское училище). Купчиха 2-й гильдии, а в 1863 году приобрела свидетельство 1-й гильдии. Годовой торговый оборот Беловой доходил до 40000 рублей. Вся мелочная торговля принадлежала Матрене Семеновне. Могилы М.С.Беловой и ее близких, умерших в Минусинске, не сохранились.

Никон Алексеевич Смирнов.

Н.А.Смирнов имел в Минусинске несколько домов, в том числе 3 магазина: на Гоголевской (редакция газеты «Власть труда»), на углу Новоприсутственной и Петра Великого (Октябрьской и Штабной – здание управления образования), двухэтажное здание на Соборной площади (военкомат), где продавались ткани, галантерейные товары, свечи, табак и другое. В апреле 1917 года Смирнов уступает безвозмездно весь 1 этаж здания на Соборной площади под библиотеку. Чеховская читальня просуществовала недолго, в 1919 году там оборудовали дежурную часть городской управы.

Глеб Захарович Узунов.

Фамилия известна минусинцам по названию деревни, ранее располагавшейся неподалеку – Узуновская – и по первому мосту через протоку, который был построен Г.З.Узуновым, в народе этот мост называли «красным» за его яркий цвет (он был выкрашен суриком). Занимался Г.З.Узунов торговлей, благотворительностью – сильно помог при строительстве Вознесенского храма «на песках». Держал мельницу.

Василий Васильевич и Николай Васильевич Федоровы (отец и сын).

В 1888 году В.В.Федоровым была открыта первая минусинская типография, а с 1906г. издается первая газета «Телеграф и почта».

В.В.Федоров – основатель и владелец электро-театра «Метеор» (первое в Минусинске кино).

Н.В.Федоров служил агентом Северного страхового общества, но увлекался игрой в драматическом театре, рисованием и фотографией. Вошел в историю Минусинска как фотолетописец. В 1917 г. он закрывает «Метеор» и открывает новый кинотеатр «Арс», который располагается в доме Вильнера.

Николай Васильевич был убит во время крестьянского восстания в 1918 году около деревни Худоноговой (Жерлык). Наследие Федоровых – дом на углу ул. Ленина и Комсомольской, где сейчас расположен отдел архитектуру, и двухтысячное собрание негативов, хранящееся в музейном фонде.

Аристарх Филиппович Персиков.

Создатель проектов Вознесенского храма, пожарного депо, дома Вильнера, дома купца Калнина (здание городской администрации), магазина купца Егорычева и др.

Проживал в Минусинске с 1887 года. Сначала работал в торговой фирме купца Егорычева. Потом выстроил ему кирпичный магазин со всеми пристройками. В Минусинске часто случались пожары, по инициативе и с Высочайшего разрешения, Персиков организовал добровольную пожарную дружину, члены которой проходили специальную учебу и тренировки.

В 1905 году Аристарх Филиппович раздвинул старый минусинский собор. Средств на новый храм не было, и Персиков предложил, не трогая колокольни, раздвинуть северную и южную стены.

В 1910 году он закончил строительство Вознесенского храма. Его проект он создал, побывав в Москве в храме Христа Спасителя. Вознесенский собор был маленькой проекцией московского храма.

После смерти купца Егорычева Персикова пригласили на строительство Усинского тракта, который проходил через глухую тайгу и где работало много каторжан. Там А.Ф.Персиков был убит в 1913 году году.

Иоганн Калнин и его семья.

Был сослан со своим семейством из Латвии в Сибирь в д.Верхняя Копь Каратузского уезда. Постепенно дела налаживались, и семья перебралась в Минусинск, где купили участок земли на Торговой площади и построили дом. Там был открыт цех по пошиву спецодежды для рабочих золотого рудника и магазин по продаже швейных машин «Зингер».

Трагична история семьи в послереволюционные годы. Карл успел уехать в Латвию. Дом экспроприировали в 1920 году. У Петра было 6 дочерей и 2 сына: Павел пропал без вести в блокадном Ленинграде, Арво был расстрелян, Вильгельм (сын жены Матильды) убит в 1927 году. Долгое время семья ждала разрешения от советских властей вернуться в Финляндию, но грянула Финская война…

СВЯЩЕННИКИ.

Георгий Михайлович Бенедиктов (1824-1883)

При нем было отремонтировано и построено более 15 церквей: Аскизская, Каратузская, Шалаболинская, Ермаковская, Лугавская, Курагинская, Моторская, Субботинская… Был построен третий придел к Спасской церкви, и она стала соборной. Построены тюремная и Сретенская церкви. Около 8 тысяч иноверцев окрестил отец Георгий. За плодотворную деятельность был награжден 2 орденами Святой Анны. Похоронен в ограде церкви.

Никон Павлович Уставщиков.

Настоятель Спасского собора и смотритель церковно-приходских школ. Умер в 32 года от тифа, избежав «милости» советских властей. Похоронен в ограде церкви.

Всеволод Николаевич Барков (1890-1963)

1945г. православным был возвращен Спасский собор, настоятелем назначен вернувшийся из заключения В.Барков. За 8 лет служения собор отремонтировали, и он принял прежний, как до закрытия, вид.

Дмитрий Матвеевич Вологодский (1865-1937 )

С 1923г. жил в Минусинске, где являлся Преосвященным епископом Минусинским и Усинским. 1933г арестован как контрреволюционер на 5 лет. Но в 1935 уже вернулся из ссылки по состоянию здоровья. Вновь вернули сан епископа. А в 1937 году власти обвинили Вологодского в том, что он исправляет на квартирах верующих религиозные обряды. В октябре 1937 года о.Дмитрий был расстрелян, по другим сведениям, он умер в мучениях. Верующие тайно вывезли его тело и похоронили на Старом минусинском кладбище.

Из истории французской киномысли Немое кино 1911-1933 гг Составитель Михаил Бенеаминович ЯмпольскийИнтервью

В сборник включены статьи и фрагменты теоретических работ, при­надлежащие перу видных французских кинематографистов 1920-х гг. Среди них - труды Л. Деллюка, Ж.

"Сим полукресломъ..."
Собственно, живя в рамках Минусинского Благочиния, и наблюдая каждый день возвышенную красоту местных храмов, вознамерился я поведать жителям других регионов о наших храмах и церквях.

Начну с красы Минусинской, места куда ведут все дороги в Минусинске - Свято-Спасского собора.

Свято-Спасский Собор - даты и факты.

Сибирь - страна молодая по сравнению с Русью Московской. Молоды, если можно так сказать, и ее православные храмы: 250 - 300 лет! Через 2 года исполнится 200 лет Свято - Спасскому собору - храму, который по праву считается одним из символов Минусинска, самому древнему каменному сооружению в городе.

Знают Спасский собор минусинцы, российские и зарубежные гости, знают и любят бывать здесь, на бывшей Соборной площади. Внешний архитектурный облик храма сформировался в первой половине 19 века, когда были выполнены основные строительные работы.
Прежде на этом месте был деревянный Спасский храм постройки 1780-1781гг. И сам Минусинск в то время был селом. А в 1801 г. епископ Тобольский и Сибирский Варлаам, тогдашний правящий архиерей, отвечая на просьбы минусинских крестьян, благословил построить вместо деревянного храма новый, каменный.
Новый храм был заложен 12 сентября 1803 г. Его каменные стены как бы «обнимали» снаружи старые, деревянные. По возведении каменных стен деревянный сруб был разобран. Строительство шло 10 лет: наши предки строили не спеша и очень основательно, не чета нынешним строителям! А 11 октября 1814г. состоялось освящение нового храма во имя Христа Спасителя (престольный праздник - 29 августа, в день Перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа) и Покрова Пресвятой Богородицы, в Её честь освящеё правый, или южный придел.
В 1853г., с благословения епископа Афанасия, минусинский купец И.Т.Масленников на свои средства пристроил левый, северный, придел в честь Св. Николая Мирликийского (22 мая престольный праздник - в день «Николы Вешнего»). Придел был освящён 7 мая 1854 г. Храм стал трехпрестольным, а с 17 сентября 1858г. переименован в собор.
Пять глав собора были крыты медью, пять железных крестов - позолочены. Крыша покрыта жестью, выкрашена в зеленый цвет. На колокольне висело 7 колоколов, самый большой, весом в 57 пудов, отлит в 1824г. А в 1855г. на колокольню был поднят 131-пудовый колокол, отлитый в Красноярске.
В 1902-1904гг. собор был перестроен: боковые алтари убраны, все три алтаря поставлены в один ряд. В главном алтаре переделан свод. В результате этой перестройки храм стал вместительнее почти в три раза.
А в Спасском соборе и сегодня можно увидеть иконы со следами дроби - так развлекались, паля из ружей, лихие безбожники 30-х годов, предтечи современных иконоборцев - сектантов.
Жизнь Спасского собора восстановилась в 1943г. (по другим данным - в 1945г.) По промыслу Божию, по молитвенному предстательству Пресвятой Богородицы, этот военный год стал годом смягчения политики властей в отношении к Церкви. Ей возвращены храмы, разрешено проводить Богослужения, восстановлено Патриаршество, возвращались из лагерей священники, архиереи, монахи... Бог поругаем не бывает! В год, который должен был «победным годом» последней «безбожной» пятилетки, Спасскому собору была возвращена часть ценностей и утвари, возобновились службы.
Попытки снова закрыть собор в 50-е годы возобновились при новой, хрущевской, волне гонений на Православную Церковь, но были безуспешны. И доныне в стенах собора не прерывается молитва, приносится Бескровная Жертва Христова за мир во Св. Евхаристии. Год Тысячелетия Крещения Руси был для Спасского собора, как и для всех российских храмов, началом нового этапа жизни. 7 апреля 1989г. на колокольню были подняты новые колокола, отлитые в Абазе (Хакасия), и колокольные звоны, после десятилетий молчания, снова поплыли над городом, среди житейской суеты напоминая людям о Вечном.

Сведения по истории Спасского собора были любезно предоставлены ныне покойным В.А.Ковалёвым, бывшим директором музея им.Н. М.Мартьянова. Мы просим верующих читателей помолиться о упокоении души раба Божьего Владимира.

И немного фотоматериала:

Свято-Спасский собор. День. Вид от центрального входа.

Свято-Спасский собор. Вид на Колокольню.

Свято-Спасский собор. Немного красоты внутреннего убранства.

Свято-Спасский собор. Ночь. Одна из моих самых любимых фотографий этого красивого храма.