Старый козак, Тарас Бульба, потерял обоих своих сыновей. Смерть Остапа в повести «Тарас Бульба» стала переломным моментом: после того Тарас исчез, а через время появился вновь с козачьим войском. Грабил и жёг он города, чтобы отомстить за смерть любимого сына. Причиной смерти Остапа были бесчеловечные пытки польских палачей.

Остап был достойным сыном своего отца. Он проявил себя в бою, среди других запорожцев был на хорошем счету. В одной из битв под городом Дубно Остап жестоко отомстил польским воинам за то, что те убили куренного атамана. Козаки, впечатлённые таким поступком, выбирают Остапа своим новым атаманом. Остап отличался хладнокровием, но вместе с тем и рассудительностью. Он приказал запорожцам держаться подальше от стен города, что спасло многим жизни.

Но Остапа пленят: несколько сильнейших воинов набросились на него одновременно, силы покидали молодого козака, и он больше не мог сопротивляться. Пленных запорожцев ждала смерть. Казнь Остапа в «Тарасе Бульбе» проходила на площади, публично. Туда сходился весь народ. И черни, несмотря на голод, и знатным вельможам было любопытно смотреть на козаков. Некоторые возмущённо и с сожалением говорили о предстоящих муках, но всё равно стояли до окончания казни.

Козаки «шли небоязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию», впереди всех был Остап. Но почему люди, которых долгое время держали в темнице, которых ждёт мучительная смерть так смиренно принимают такое положение вещей, почему не пытаются бежать? Запорожцы не кланяются народу. Эта сцена чрезвычайно значима для понимания основной идеи произведения и выражения темы. Козаки идут на казнь с осознанием того, что они защищали свою свободу. Для запорожцев смерть в бою или же гибель за правое дело считалась честью.
За казнью Остапа Тарас Бульба наблюдал из толпы. Что чувствовал отец, зная, что сейчас совершится? Об этом можно только догадываться. Остапа должны были казнить первым. Он остановился, посмотрел на других козаков и, поднявши руку, громко сказал: «– Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»

Тарас шёпотом одобрял поведение сына. Так бы поступил настоящий козак, мужественный и несломленный защитник свободы. Остап смело шагнул на эшафот. В тексте произведения не описываются сами пытки. Сказано только, что они были бесчеловечно жестоки. Остап держится до последнего: ни звука, ни крика не было слышно. Не дрогнуло его лицо и когда палач начал ломать кости в руках и ногах. Жуткий хруст был слышен на площади, дамы отворачивались и закрывали глаза, но ни слова не произнёс запорожец.

Когда муки почти закончились, сила и выдержка начали покидать Остапа. Он обвёл глазами толпу, но не видел ни одного родного лица. Вдруг он начал жалеть о том, что умрёт вот так вот, в чужом краю, безвестно. Не хотелось ему видеть плачущую и причитающую жену, или мать, для которой видеть смерть сына было равносильно собственной смерти. Нет, Остап лишь хотел видеть рядом с собой такого же крепкого и сильного козака, чтобы тот подбодрил его.

«И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
– Батько! где ты! Слышишь ли ты?
– Слышу!»

Этим заканчивается эпизод казни. Анализ смерти Остапа в «Тарасе Бульбе» позволяет сказать, что эта сцена чрезвычайно важна для понимания сути всего произведения. Не стоит забывать, что Гоголь отразил идеализированное представление о прошлом. Некий исторический миф. В повести «Тарас Бульба» смерть Остапа понимается как погибель свободной, чистой и храброй души всего козачества, всего украинского народа.

Тест по произведению

Потерял обоих своих сыновей. Смерть Остапа в повести «Тарас Бульба» стала переломным моментом: после того Тарас исчез, а через время появился вновь с козачьим войском. Грабил и жёг он города, чтобы отомстить за смерть любимого сына. Причиной смерти Остапа были бесчеловечные пытки польских палачей.

Остап был достойным сыном своего отца. Он проявил себя в бою, среди других запорожцев был на хорошем счету. В одной из битв под городом Дубно Остап жестоко отомстил польским воинам за то, что те убили куренного атамана. Козаки, впечатлённые таким поступком, выбирают Остапа своим новым атаманом. Остап отличался хладнокровием, но вместе с тем и рассудительностью. Он приказал запорожцам держаться подальше от стен города, что спасло многим жизни.

Но Остапа пленят: несколько сильнейших воинов набросились на него одновременно, силы покидали молодого козака, и он больше не мог сопротивляться. Пленных запорожцев ждала смерть. Казнь Остапа в «Тарасе Бульбе» проходила на площади, публично.
Туда сходился весь народ. И черни, несмотря на голод, и знатным вельможам было любопытно смотреть на козаков. Некоторые возмущённо и с сожалением говорили о предстоящих муках, но всё равно стояли до окончания казни.

Козаки «шли небоязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию», впереди всех был Остап. Но почему люди, которых долгое время держали в темнице, которых ждёт мучительная смерть так смиренно принимают такое положение вещей, почему не пытаются бежать? Запорожцы не кланяются народу. Эта сцена чрезвычайно значима для понимания основной идеи произведения и выражения темы. Козаки идут на казнь с осознанием того, что они защищали свою свободу. Для запорожцев смерть в бою или же гибель за правое дело считалась честью.

За казнью Остапа Тарас Бульба наблюдал из толпы. Что чувствовал отец, зная, что сейчас совершится? Об этом можно только догадываться. Остапа должны были казнить первым. Он остановился, посмотрел на других козаков и, поднявши руку, громко сказал: «– Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»

Тарас шёпотом одобрял поведение сына. Так бы поступил настоящий козак, мужественный и несломленный защитник свободы. Остап смело шагнул на эшафот. В тексте произведения не описываются сами пытки. Сказано только, что они были бесчеловечно жестоки. Остап держится до последнего: ни звука, ни крика не было слышно. Не дрогнуло его лицо и когда палач начал ломать кости в руках и ногах. Жуткий хруст был слышен на площади, дамы отворачивались и закрывали глаза, но ни слова не произнёс запорожец.

Когда муки почти закончились, сила и выдержка начали покидать Остапа. Он обвёл глазами толпу, но не видел ни одного родного лица. Вдруг он начал жалеть о том, что умрёт вот так вот, в чужом краю, безвестно.
Не хотелось ему видеть плачущую и причитающую жену, или мать, для которой видеть смерть сына было равносильно собственной смерти. Нет, Остап лишь хотел видеть рядом с собой такого же крепкого и сильного козака, чтобы тот подбодрил его.

«И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:

– Батько! где ты! Слышишь ли ты?

– Слышу!»

Этим заканчивается эпизод казни. Анализ смерти Остапа в «Тарасе Бульбе» позволяет сказать, что эта сцена чрезвычайно важна для понимания сути всего произведения. Не стоит забывать, что Гоголь отразил идеализированное представление о прошлом. Некий исторический миф. В повести «Тарас Бульба» смерть Остапа понимается как погибель свободной, чистой и храброй души всего козачества, всего украинского народа.

«Тарас Бульба» смерть Остапа – анализ эпизода повести |

Смысловое сверхядро : “Тарас Бульба”- лироэпическое произведение. Этим обусловлены его содержание и художественные особенности.

Движение эпического сюжета – это история жизни и гибели Тараса Бульбы и его сыновей, это борьба украинского народа за свою независимость.

Движение лирического сюжета – это отражение мира автора, его мировосприятия, его отношения к героям, к миру, к жизни в целом.

Центральный вопрос, которому подчинена вся система уроков по повести: Почему Н.В.Гоголь приводит своего любимого героя и его сыновей к гибели?

Урок 1. “Поэма …великих страстей” В.Г.Белинский

На уроке слова Белинского, портрет Гоголя. Проблемный вопрос урока: о чём слова критика?

1 учебная ситуация. Мир Диканьки.

Звучат украинские народные мелодии. Ребята рассматривают сделанные в прошлом году комиксы по повести гоголя “Ночь перед Рождеством”.

Вопрос. Каким предстаёт перед нами Гоголь по повестям из цикла “Вечера на хуторе близ Диканьки”? (возможные ответы : знаток украинского фольклора, любит родину, знаток живого местного народного языка, ценит народ за трудолюбие, верность, находчивость, смелость…)

2 учебная ситуация. Мир Миргорода.

Вопрос – Почему историческая повесть включена в этот сборник?

В 1835 году вышел сборник повестей “Миргород”. 3 ученика кратко пересказывают основное содержание трёх повестей: “Старосветские помещики” - о растительном существовании и смерти двух старичков. “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” - о непримиримой войне двух помещиков. “Вий” - о ничтожности духа человеческого перед нечистой силой. Четвёртый ученик рассказывает историческую основу повести “Тарас Бульба”. Кто такие запорожские казаки (не найдя положительных образов в современной ему действительности, Гоголь нашёл их в истории героической борьбы украинского народа за национальную независимость) Так зачем же включил Гоголь в сборник эту повесть? Только для воссоздания героического прошлого? (не случайно повесть основана не столько на исторических летописях, документах, сколько на народных песнях, которые поются во времена Гоголя, то есть мечта не утрачена, идеал сохранён )

Вместе с автором выводим учащихся на центральный вопрос. Центральная тема – прославление подвига казаков, поэтизация подвига Тараса Бульбы. Зачем Гоголь “убил” Тараса Бульбу? – в тетрадь. Можно познакомить учащихся с мнением литературоведов: “Тарас Бульба умирает, так как время войн закончилось, он для мирного времени не подходит, он не сможет жить не воюя”.

Д/з по 1 главе. Вопрос: Почему в начале повести казаки показаны дома? Задания: 1) выразительное чтение по ролям; 2) устно нарисовать светлицу; 3) приготовить рассказ - образ матери; 4) рассказать об отношении Гоголя к героям

Ответим на вопрос урока

(2 главные страсти: любовь к Отчизне и вера в её лучшее будущее водили пером автора)

Урок 2. Знакомство с героями.

Проблемный вопрос: почему героическая повесть начинается с эпизода в доме Тараса Бульбы? (человека характеризует домашняя обстановка, его отношения с близкими людьми. Очень важно автору показать истоки героизма. Что защищают казаки. Важен мотив дороги – дороги от дома в Запорожскую Сечь. Что берут с собой братья в дорогу, кроме благословения матери).

На доске выдержки из сочинений учащихся (якобы): “Гоголь знакомит нас сразу со всеми членами “семьи”; “Мы видим смелость Остапа и трусость Андрия”; “Тарас ненавидит свою жену, свой дом и всё, что в доме”. Читаем главный вопрос и выдержки.

1 учебная ситуация. План рассказа о герое.

По какому плану мы можем строить разговор о герое на основе 1 главы?

  1. Отношение к дому. Описание светлицы.
  2. Отношение к другим героям.
  3. Самораскрытие через речь, поступки.
  4. Отношение автора.

2 учебная ситуация. Самохарактеристика.

Представьте, что Вы герой. Я – Тарас . Расскажите о себе, пользуясь материалом 1 главы. Обратитесь к высказываниям на доске, может быть вы с чем-то не согласны.

Я – жена Тараса, я – Остап, я - Андрий, я – друг Тараса.

Обсуждаем. (Характер Тараса и его жены обусловлен условиями общественной жизни)

Меняется ли отношение Тараса к жене? (при прощании, когда просит благословения сыновей называет уже уважительно – мать) “Тарас был несколько смущён”, уезжая из дома. Как это понять? Тарас печален и взволнован при расставании с домом, женой; хотя по велению времени “Тарас весь был создан для бранной тревоги”.

3 учебная ситуация. Инсценирование – чтение по ролям.

Обсуждаем.

(Расскажите, каким было детство братьев до бурсы, чем занимались, о чём мечтали до 12 лет)

4 учебная ситуация. Сходство и различие братьев.

Найдите эпизод самораскрытия Андрия (разговор за столом – запальчивость, вспыльчивость, бравада Андрия противопоставлена хладнокровию Остапа )

Именно Гоголь строит так повествование. Начав с весёлой потасовки отца и сына, Гоголь постепенно настраивает читателя на серьёзный разговор. Автор объясняет характеры Тараса и его жены, обусловливает их. А над характерами братьев призывает задуматься, понаблюдать, зовёт нас к сотворчеству, к размышлению.

Дом – это первое, что есть у человека. Это – святое.

Спросите себя: чтите ли вы родной дом, его традиции, родителей. В детстве человек мечтает. О чём он мечтает – это он понесёт с собой в дальнейшую жизнь.

Возникает мотив дороги. Зачем? Есть возможность проследить жизненный путь, истоки зарождения героизма и предательства. Что оставляют и куда едут. Дорога, разделённая на две части. Нарисовать, можно устно. Это домашнее задание.

Урок №3. Истоки героизма и предательства.

Каждый поступок, совершённый человеком, характеризует его, закрепляет какие-то качества. В юности человек может “сделать себя”, проявив силу воли. Происходит становление характера.

Учитель: Книга “Тарас Бульба” - учебник жизни для молодёжи. И главный нравственный вопрос, над которым задумывается Гоголь – как вырасти достойным человеком, способным в решающую минуту совершить подвиг во имя Родины. Гоголь даёт читателям подсказки. Не случайно он прослеживает жизнь братьев, показывает их дом, жизнь в бурсе. Один придёт к подвигу, другой – к предательству. И истоки героизма и предательства заложены уже в детстве, юности героев. Гоголь подчёркивает это.

Итак, это наша задача. Найти подсказки Гоголя, определить истоки героизма и предательства.

Пишем тему урока в тетради и на доске. Это и есть проблемный вопрос урока.

1 учебная ситуация. Дорога.

Проверка д/з. Защита своих устных и письменных работ.

Примерно: Тарас оставил могилы друзей, дом, жену, станицу, огромное пространство степи; едет куда – на битву за веру христову – впереди храм (и позади тоже храм), Днепр, оружие, кони, товарищи, недруги- татары, поляки, турки.

Остап – позади детство, игры, дом, храм, мать, друзья, луга, степи; впереди – кони, оружие, отец, Днепр, товарищи, недруги. Андрий – позади красивая полячка; впереди всё то же, что у брата, но затянутое дымкой.

Вывод: отличие братьев в чём показывает нам Гоголь? В отношении к матери. Оба брата были смущены расставанием. Но Остап продолжал думать о матери. А Андрий вспоминал полячку.

Это была первая проверка на подлинность чувств, на подлинность любви к матери, а значит, к Отечеству.

2 учебная ситуация. В бурсе.

В группах проанализировать жизнь братьев в бурсе. Найти контрастные характеристики для заполнения таблицы. Обратите внимание, что Гоголь подчёркивает, что каждый из них обладает достоинствами.

3 учебная ситуация. История с полячкой

Андрий смелый. Он не побоялся: залез к полячке через трубу. Внимательно перечитайте текст и докажите, что Гоголь приводит этот эпизод совсем не для того, чтобы показать смелость Андрия. А для чего? Что мы запишем в таблицу? См. приложение

Андрий ловок, дерзок, но отдаётся порыву, не способен обдумывать свои действия, поэтому перед полячкой растерялся, сделался игрушкой в её руках, предметом забавы.

Выводы по уроку:

Вывешиваем плакат со словами. “Героизм – это особая форма человеческого поведения, когда человек берёт на себя решение какой-то большой задачи, берёт на себя и бо льшую, чем в обычных условиях, ответственность, когда ему приходится действовать в особо трудных условиях. Героизм всегда приводит к подвигам, то есть к поступкам, которые требуют от человека предельного напряжения воли и силы” (Т.В.Зверс) Подвиг – это, на 90%, готовность к нему.

Ответим на вопрос: кто из братьев готов к подвигу? А кто способен на предательство?

Подумайте, а у вас какие черты характера преобладают: из правого или из левого столбика.

Домашнее задание. Ответить на вопрос: зачем Гоголь так подробно описывает степь? Выучить наизусть отрывок- описание степи.

Урок № 4. “Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!”

Проблемный вопрос: что изменилось бы, если бы не было описания степи? (на доске под темой)

1 учебная ситуация. Описание степи.

Учитель обращает внимание учащихся на выставку рисунков и иллюстраций (выполненных ими и учащимися предыдущих лет) на темы “Степь днём”, “Степь вечером”, “Степь ночью”. Учитель предлагает определить самый удачный рисунок, объяснить своё мнение. Учитель или подготовленные ученики читают наизусть отрывки.

Какие художественные приёмы использовал автор при описании степи? – привести примеры (эпитеты, сравнения, метафоры, оценочные слова, олицетворения …) Всё это не случайно, автор выражает свои чувства, какие? (восхищение, удивление, восторг, гордость, умиление, любование, любовь ) Что нравится автору в степи? (безбрежность, свободно растут растения, разнообразен мир растений и животных, гармония, спокойствие …)

2 учебная ситуация. Люди степи.

Степь – образ Родины. О степи из поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души”: “Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда сама ты без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?”

Каких людей, по Гоголю, рождает степь? Богатырей. Русь – родина богатырей.

Степь – образ Руси, образ Родины. Степь как мать рада своим детям – казакам, даёт им силы. Докажите по тексту. (Степь “приняла их всех в свои зелёные объятия”, “Всё, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы” )

Гоголь подчёркивает: “приняла их всех”, и Остапа, и Андрия – они, рождённые ею, богатыри, они должны постоять за неё – тема подвига звучит, не ослабевая – они должны послужить верой и правдой своей отчизне. Гоголь даёт Андрию шанс – он, как и все казаки, рождён для подвига во имя Отчизны. Он богатырь, так путь будет таким – ведь всё смутное (а это для Андрия – стремление к личному счастью) слетело с души его и он вместе с отцом, братом и автором любуется степью, готов защищать её.

Вывод по уроку. Если бы не было описания степи, утратилось бы понимание значимости битвы казаков против врагов Отечества. Казаки отстаивают независимость своей Родины, свою личную свободу. Они могут и должны дать отпор врагам – они богатыри, рождённые достойными прекрасной, могучей, свободолюбивой Отчизны. Д/з: приготовить рассказ “Нравы и обычаи Запорожской Сечи”, перечитать эпизоды сражений казаков.

Задание группам: 1. Музыкально-литературный монтаж о Сечи; 2. Письмо Остапа матери из Сечи о занятиях братьев в Сечи и о законах Запорожской Сечи.

Индивидуальное задание: выразительное чтение речи о товариществе.

Урок №5, №6. Казаки

Проблемный вопрос: сформулировать тему урока, согласуя её с идеей Гоголя.

1 учебная ситуация. Нравы и обычаи Запорожской Сечи.

1) Литературно-музыкальный монтаж по теме См. приложение

2) Письмо Остапа матери о занятиях братьев в Сечи и о законах Запорожской Сечи (Здравствуй, мамо, шлём тебе весточку. Все мы живы-здоровы: и батько, и Андрий, и я. Мы с Андрием обжились. Приняли нас братья-казаки… )

3)Учитель. Гоголь пишет: “Дыбом встал бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы”. Казаки не щадили врагов своих, убивали их жён и детей. Но Гоголь оправдывает зверства казаков, пишет: “Крупною монетою оплачивали казаки прежние долги”. Вспомним горе Тараса, когда он узнаёт о страшной смерти своих товарищей: “Бородавка повешен в Толопане, С Колопера содрали кожу, Пидсышкова голова посолена в бочке”. Таков свирепый XVI век.

Казаки убивали врагов, “добывали себе конной сбруи, дорогих сабель и ружей”.

Вопрос: но почему же среди заветов Запорожской Сечи были такие строгие, как не убий, не укради, не делай долгов, не пьянствуй в походе?

Запорожская Сечь – это не конкретное место, это общество вольных казаков, свободное объединение свободного народа, это братство, основанное на единстве помыслов, дел. Главное дело жизни казаков – защита Родины. Это трудное дело, и казакам важно, чтобы рядом был настоящий друг, которому можно доверять.

2 учебная ситуация. Товарищество

“Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество”

речь Тараса о товариществе выразительно читает ученик.

Работа по группам. Найти доказательства верности товариществу, силы товарищества, веры в товарищество . Подумать над вопросом: как Гоголь относится к идее товарищества

Выбор средств при описании казаков. См. приложение

Прослушиваем результаты работы групп – записываем основное в тетради. Вывод: формулировка темы. “Тарас Бульба” - поэма прославления казачества. Казачество – братство единоверцев, бескорыстно защищающих Родину.

Учитель о возрождении казачества , о значении участия казаков в боях во время Великой Отечественной войны. Фонограмма “Едут, едут по Берлину наши казаки”.

Урок №7 “Я тебя породил, я тебя и убью” Урок аналитического чтения.

Проблемный вопрос: был ли праведным суд отца над сыном?

1 учебная ситуация. Остап и Андрий – воины.

Братья показаны в обстановке суровых военных действий, и в этот период раскрываются не только уже известные нам особенности их характеров, но и новые.

Мы знаем о ярко выраженном чувстве человеческого достоинства у Остaпа, о его стойкости, преданности товариществу. Теперь перед нами Остап - воин, член запорожского войска. В каждом слове повествователя чувствуется гордость, восторженное отношение к герою. Выделим авторские оценки: "Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он вмиг мог вымерять всю опасность и все положение дела… Уже испытанной уверенностью теперь стали означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепкое слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва".

Всё то лучшее, что привлекало в характере Остапа – юноши, развивается и углубляется в Остапе-воине, делает его человеком, с которым считаются бывалые запорожцы. Говоря об Остапе, Гоголь снова прибегает к сравнению “крепкие как львы”, которое для него является наивысшей оценкой и словно сливает воедино авторскую оценку молодого богатыря с оценкой Тараса: “О, да это будет со временем добрый полковник! Ей-ей, будет добрый полковник, да ещё такой, что и батька за пояс заткнёт!”

Характеризуя Андрия, автор снова сравнивает братьев. Восторженные речи о замечательном свойстве Остапа “в один миг …вымерять всю опасность… найти средство, как уклониться от неё, чтобы потом вернее преодолеть её”, соседствуют с характеристикой Андрия: “он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы”. Для него битва - лишь азартная игра, бешеное увлечение, которое столь сильно охватывает его душу, что он не только не думаете о тех, с кем сражается, но не помышляет и о собственной безопасности, несётся, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собственном жару, нанося всем удары и не слыша нанесённых, бросается в совершенно немыслимые по отваге схватки, “понуждаемый одним только запальчивым увлечением”, а не острой необходимостью. Это настораживало, заставляло задуматься Тараса, но, видя, что сын совершает буквально чудеса, старый воин не мог не гордиться Андрием: “ И этот добрый – враг бы не взял его! – вояка! Не Остап, а добрый, добрый тоже вояка” “Но не Остап” – Гоголь подчёркивает разное поведение братьев в бою.

2 учебная ситуация. Предательство.

Когда нарастает тревога Тараса?

Когда заскучал Андрий во время долгой осады города Дубно. И провозглашает Тарас: “ Не тот добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто и на безделье не соскучит, кто всё вытерпит”

Но по-разному ведут себя братья. Остап нашёл себе дела, а Андрий сам не зная отчего, чувствовал какую-то духоту на сердце”. Он неудовлетворён происходящим, не в силах вытерпеть скуку. Когда появилась служанка панночки, “много всяких чувств пробудилось и вспыхнуло в молодой груди казака”. Какие чувства переполняют казака? Происходит ли борьба между чувством долга и чувством любви? Можно ли доказать, что Андрий предал своих товарищей ещё до того, как встретился с панной и отрёкся от Родины?

У Андрия не было колебаний, не было сомнений в правильности своих действий. Столь сильным было его личное чувство, что он мгновенно забыл о том, кем является, зачем находится здесь под Дубно, забыл о Родине, о товарищах, крадучись по спящему лагерю, Андрий “подивился” той беспечности, которая царила в запорожском войске. “Хорошо, что нет близко никакого сильного неприятеля и некого опасаться”, - подумал Андрий. Но вскоре он не только узнает о подземном ходе, которым могут воспользоваться поляки, но и о том, что его соратникам грозит прямая опасность: на выручку осаждённым движутся хорошо вооружённые полки. Узнав об этом от татарки, Андрий ничего не предпринимает, чтобы спасти товарищей. Его волнует только встреча с панной, а не судьба близких. Ради своего личного счастья он, не задумываясь, предаёт то общее дело, которому служили лучшие сыны отечества, его отец, брат.

В первые минуты отдавшись порыву, Андрий не осознаёт, что делает, но когда его заметили Остап и Тарас - видимо, понимает. Недаром он в испуге закричал на Остапа, а когда его заметил Тарас, “сердце Андрия замерло… Андрий стоял ни жив ни мёртв, не имел духа взглянуть в лицо отцу”. Андрию ясно, что он совершает что-то постыдное, неблаговидное. Предательство ли это?

3 учебная ситуация. Андрий – враг.

Рисуя встречу с полячкой, Гоголь даёт портрет Андрия. Какое же содержание заключено в этой прекрасной форме? Происходит ли изменение в отношении читателя к Андрию по мере развёртывания событий?

Андрий в первые минуты “вознегодовал на свою казацкую натуру”. Ремарка свидетельствует о том, что Андрий стыдится того, что он – казак. Стыдится самой сути своей. Может быть, Андрий потерял голову от любви? Любовь вскружила голову.

Имеет же право человек на личное счастье? Выскажите своё мнение.

Человек живёт в мире, в обществе. Личность и общество связаны. Общество вправе требовать уважения, понимания интересов общества, чтобы личность считалась с ним.

У Андрия потребительское, а не общественное сознание. Андрий – эгоист.

Тарас Бульба. Это главный герой одноименной повести. Гоголь не случайно выбрал для сюжета своего произведения события далекого прошлого. Главной проблемой своего времени он считал пошлость и измельчание личности. Героическое прошлое своей страны могло, с его точки зрения, преподнести урок соотечественникам. Тарас Бульба и был тем героем, который явился образцом служения Отчизне.
Он козак, но не из простых - он полководец. Образ жизни Тараса Бульбы очень строгий, можно сказать, спартанский. Об этом говорит и убранство его жилища. Детали описания (оружие на стенах, проспан утварь, лишенная роскоши) говорят нам о том, что не удовольствиям, а службе подчинена жизнь Тараса Бульбы.
Знаменателен эпизод его встречи с сыновьями. Он встречает их насмешками, провоцирует на драку, проверяет их настроение и радуется, когда они готовы постоят за себя.
Тарас очень суров со своей женой. Он на следующий же день увозит сыновей на Сечь. Но и в этот момент Бульба поступает в духе своего «бранного, трудного времени».
Тарас Бульба имеет четкие, разумные правила жизни, которые подчинены службе православию и Отечеству.
На Сечи он пользуется уважением, к его мнению прислушиваются.
Когда начинаются военные действия, Тарас Бульба руководит полком. Он очень доволен тем, что его сыновья выделяются удалью и храбростью. «Добрый вояка» - наивысшая хвала для Остапа и Андрия.
Смысл его жизни - товарищество. Об этом его знаменитая речь. «Первый долг и первая честь козака есть соблюсти товарищество» - так он живет сам, так должны, по его мнению, жить и все остальные.
Эта фраза отразила дух того времени. Товарищество - это единство, а оно необходимо для защиты Отчизны. В соответствии с этим своим девизом Тарас Бульба судит поступки своих сыновей. Остап взят в плен, Тарас тайком присутствует на его пытках и казни. Он поддерживает его словом «Слышу!».
Андрий же совершает страшное с точки зрения Тараса предательство, и он казнит его. Очень жаль читателю Андрия, но Бульба поступает так, как велит ему долг, как требует того время.
После гибели Остапа Тарас начал воевать с особым усердием, так он «отправлял поминки по Остапе». Поэтому было приказано поймать Тараса. «Сила одолела силу», и старый козак был пленен.
Во время казни он ведет себя героически, он заботится о товарищах, дает им советы.
Повествование о его гибели Гоголь завершает торжественными словами: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
Гимном героической сути русской души можно считать этот образ, созданный Н.В. Гоголем.
Остап внутренне похож на своего отца. Еще в бурсе он проявил себя бунтарем, не желая учиться, он отстаивал свою свободу. Только угроза отца заставила его взяться за книги. Остап был очень хорошим товарищем, заводилой во всех, даже не очень хороших делах. При разбирательствах он никогда не выдавал своих товарищей.
На Сечи Остап ведет себя так, будто ему было на роду написано битвенный путь». Он в свои двадцать два года был хладнокровен, предусмотрителен.
После боя под Дубно Остапа выбрали куренным атаманом. Он проявил себя как мудрый и предусмотрительный организатор.
Во второй битве под Дубно Остап был взят в плен. Он был казнен, страшные муки пережил он перед смертью, и только один раз вырвалось у него: «Батько! Где ты? Слышишь л и ты?» Он во всем хотел походить на своего отца. Целью жизни Тараса Бульбы стала месть за Остапа, и не вспоминал козак о своем младшем сыне.
Андрий - младший сын Тараса Бульбы. Уже в начале повествования автор подчеркивает разницу между Остапом и Андрием: Остап прямодушен и суров, Андрий более мягок и чувствителен. Это натура, чуждая своему веку.
Еще в бурсе он испытал любовь, пылкой и страстной была его душа.
На Сечи Андрий тоже чувствовал себя иначе, чем Остап. Во время войны он тоже с увлечением сражайся, но это увлечение было другим: его увлекала поэзия боя, где он переживал негу и упоение. Он во время боя «производил такие чудеса», на какие бы не решился здравомыслящий человек.
Но война была ему скучна.
После встречи с панночкой Андрий совершает измену. Читатель по-человечески сочувствует влюбленному юноше, но по законам того времени он совершил страшное преступление. Именно поэтому Тарас Бульба произносит известную фразу: «Я тебя породил, я тебя и убью!»
Когда Андрий на коне во время боя встречается с отцом, он испытывает противоречивые чувства: он понимает свою вину, но не может побороть чувства к панночке.
Андрий погиб от руки Тараса Бульбы, который безоговорочно обвиняет его. У читателя остается двойственное ощущение. С одной стороны, судьба Андрия вызывает сочувствие, с другой - Тарас Бульба не мог поступить иначе.
Автор с помощью образа Андрия дает нам представление о сложности душевного мира человека, о тех противоречиях, в каких может находиться человек с собой, со своим временем. «Терпи, козак, - атаманом будешь!» - это сказал Тарас Бульба Андрию, когда обнаружил, что тот тяготится бытом Сечи. «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» - так Тарас Бульба спрашивает Андрия после предательства.
«Есть еще порох в пороховницах?» - трижды спрашивает Бульба во время битвы.
Первое и последнее выражение могут быть использованы как крылатые. Первое в том случае, когда необходимо кого-то поддержать в трудной ситуации, а последнее - это тоже слова поддержки в минуту душевных колебаний.
Проявление товарищества и братства мы находим во многих поступках запорожцев. Это и решение идти на Польшу, и желание идти выручать товарищей, плененных турками. Образец товарищества - поведение Тараса Бульбы во время казни: он беспокоится не о себе, а о плывущих по реке товарищах, и успокаивается только тогда, когда они отдалились от опасности.

В чем заключается величие Тараса?

(В том, что он не думает о себе, все его мысли - о товарищах, о Родине, смерти он не боится. Так он сам следует словам, сказанным когда-то о товариществе.)

Опишите, как выглядит Тарас в момент, когда казаки не слышат его слов, в момент, когда он видит уплывающих запорожцев.

Что вы можете сказать заключительных словах повести: «А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву.:. Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»?

(Смерть Тараса не была напрасной.)

Что говорили про своего атамана, плывшие по Днестру казаки? Почему?

(Память о Тарасе, подобно памяти о героях эпоса, живет в народе.)

IV. Обсуждение домашнего сочинения.

Возможные темы:

«Три смерти», «Запорожская Сечь», «Остап и Андрий».

Домашнее задание.

Написать сочинение по обсужденным темам (желательно разделить класс на 2 группы и каждая группа раскрывает свою тему).

Информация для учителя

Программой А. Г. Кутузова предусмотрено более глубокое изучение повести «Тарас Бульба». Ниже приводится материал, который позволит преподавателю (за счет дополнительных уроков или сокращения другого материала) раскрыть тему более подробно.

Примерное планирование уроков по изучению повести «Тарас Бульба» 1 .

Давая методические рекомендации к изучению «Тараса Бульбы», Г. А. Гуковский указывал на то, что нужно осознать повесть как единое целое, а не сумму отдельных образов-характеристик. Очень часто при изучении повести все внимание учащихся сосредоточено на трех основных образах - Тараса, Остапа и Андрия, раскрытию характеров которых посвящено все основное время анализа произведения. Конечно, эти герои занимают центральное место в образной системе, сюжете произведения, о них много пишет автор, но если рассматривать эти персонажи вне основной идеи автора, то многое в произведении (в том числе и характеры) останется не до конца понятым. Важно помочь учащимся осознать повесть как единое идейно-художественное целое. Именно историко-героический и романтический аспекты определяют разговор о повести Гоголя.

1-й урок. Вступительное слово учителя. История создания повести. Историческая основа и народнопоэтические истоки повести. Роль исторического фона в повествовании, элементы беллетристики.

Выявление первоначального восприятия. Начало работы над первой главой повести.

Так как Гоголь в повести обращается к прошлому, важно понять, в каких отношениях находятся «Тарас Бульба» и исторические повести, такие, как «Капитанская дочка» и др. Показывает ли это произведение подлинную картину исторической жизни людей определенной эпохи?

В «Авторской исповеди» Гоголь писал: «У меня не было влечения к прошедшему. Предмет мой была современность и жизнь в ее нынешнем быту, может быть, от того, что ум мой был всегда наклонен к существенности и к пользе, более осязательной. Чем далее, тем более усиливалось во мне желание быть писателем современным».

В «Тарасе Бульбе» нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Действие происходит в старину, когда - с абсолютной уверенностью сказать нельзя. Время, изображенное в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: ХV-ХVII века. Ни одного определенного исторического факта в повести нет, то есть Гоголь не ставил перед собой цели достоверно рассказать о конкретных исторических событиях, не собирался воссоздавать картину исторического прошлого. Исторический фон достаточно условен. Это связано с тем, что Гоголь ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические, именно поэтому «Тарас Бульба» является не исторической повестью, а героической эпопеей. Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры. Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство - Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести. Описанию Сечи отведено значительное место на страницах произведения. Один из уроков, посвященных изучению повести, обязательно отведен изучению быта и нравов Запорожской Сечи (вторая, третья, четвертая главы). Рисуя устройство Сечи, Гоголь обращает внимание на то, что это общество равноправных и свободных людей, живущих по строгим, но справедливым законам. По мнению Гоголя, только такой уклад жизни, такие обстоятельства могут создать сильных и могучих людей, какими были Тарас, Остап и другие запорожцы. «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!» Возникает вопрос: была ли настоящая Сечь такой, какой ее описывает Гоголь, или это больше утопия? Конечно, Сечь в повести - это поэтическая картина идеализированного общества, рождающего героические характеры. В ней воплотилась мечта Гоголя о свободной, вольной жизни, основанной на равноправии и братстве.

2-й урок. Анализ первой и второй глав. Первое знакомство с героями повести. Встреча отца с сыновьями. Бытописание семьи Тараса. Роль ин терьера, художественной детали в создании национального и исторического колорита и создании характеров. Сопоставление двух братьев - Остапа и Андрия: разница характеров, поведения во время приезда в родительский дом, во время учебы в бурсе. Описание степи как выражение авторского лирического чувства, эмоционально-художественный подтекст повести. Мастерство Гоголя в изображении природы. Соотнесенность картин природы с судьбой героев.

Сюжет «Тараса Бульбы» образуется линиями Тараса и двух его сыновей - Остапа и Андрия. Путь Остапа - это путь верного воина Сечи, а судьба Андрия - судьба изменившего ей ради страсти. Оба брата сравниваются на протяжении всего повествования: их внешний облик, характеры, поведение в различных жизненных ситуациях. Учащиеся работают над сравнительной характеристикой Остапа и Андрия, рассматривая следующие вопросы: какое впечатление оставляет первое знакомство с братьями? Что отличало их во время учебы в бурсе? В чем различие поведения Остап и Андрия в Запорожской Сечи, в бою? Как погибли братья?

Андрий привлекателен своей красотой, страстью, он более нежен с матерью, более чувствителен к прекрасному. Но страсть к женщине усиливает в нем индивидуалистические начала, заставляя изменить товарищам, братству Сечи, Отчизне.

В ходе изучения повести учитель работает над эпизодом, обращает внимание на художественные средства и приемы, используемые автором: пейзаж, интерьер, гипербола, художественная деталь.

В первую главу повести Гоголь вводит великолепное описание степи, которое занимает важное место в повествовании. В связи с ним учащиеся вспоминают, что такое пейзаж и какую роль он играет в художественном произведении. Как описывает Гоголь степь? На что обращает внимание, рассказывая о ней? Как помогает увидеть богатство ее красок? С какими событиями связан пейзаж?

Текст насыщен художественными деталями. К художественной детали относятся подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, а так жеста, действия, речи: Деталь помогает уточнить, понять авторский замысел. На примере первой главы повести можно показать роль художественной детали: «Светлица была убрана во вкусе того бранного времени...» Учитель помогает ученикам увидеть, как с помощью деталей интерьера автор воссоздает облик эпохи и характер героя.

Автор использует также такой прием, как гипербола. Писатель прибегает к ней для усиления впечатления, для заострения образа. Это важный способ передачи авторской мысли, построения сюжета, образной системы. Найдите в тексте повести гиперболы. Какую важную функцию они выполняют? «Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов...»; «...запорожец, как лев, растянулся на дороге. Закинутый гордо чуб его захватывал на пол-аршина земли»; «шаровары шириною с Черное море».

После второго урока можно дать задание составить сюжетные линии Остапа и Андрия и ответить на вопросы, какая их них наиболее динамична, в какой из них больше важны события.

3-й урок . Запорожская Сечь. Ее нравы и обычаи. Политическое и экономическое устройство Сечи. Воплощение в ней мечты Гоголя о справедливом, вольном обществе.

Каково первое представление о Сечи? Какой рисует ее Гоголь?

Обратимся к общественному устройству Сечи ее правам и обычаям. Здесь нет сословной вражды и зависимости людей друг от друга, нет имущественных окон. Эта военная организация вольного народа противопоставлена Гоголем миру, где есть господа и холопы, князья и слуги, миру вражды, рабства. «Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников». Описывая политическое устройство Сечи, Гоголь подчеркивает демократизм казачье го общества: «...гетьманы, избранные из среды самих же Козаков, преобразовали околицы и курени в полки и правильные округи». Неугодный или провинившийся в чем-то перед народом начальник сразу же переизбирается (сцена избрания нового кошевого: кошевой беспрекословно явился на собрание и после смещения «поклонился очень низко и скрылся в толпе», в четвертой главе он говорит «я слуга вашей воли... Уж умнее того нельзя выдумать, что глас народа - глас Божий»). Народ избирает правителей, защищающих их интересы. Таков Тарас, который, будучи полковником, защищает права народа, таков выбранный командиром Остап.

При описании Сечи звучит и тема плодотворного труда свободных людей. Эта тема звучала и прозвучит еще не раз в различных произведениях, рисующих устройство утопического общества будущего. Каким показан народ Сечи в труде? В какой момент все запорожцы дружно принимаются за работу?

Гоголь не идеализирует Сечь, показывая ее стихийность, своевольство, необузданность. Но все это исчезает, когда заканчивается мирная жизнь и наступают военные времена. По первому призыву Отчизны запорожцы бросают все и берутся за оружие: «Пахарь ломал свой плуг, бровари и пивовары кидали свои кади и разбивали бочки, ремесленник и торгаш посылал к черту и ремесло и лавку, бил горшки в доме. И все, что ни было, садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность».

Воинская служба в Сечи - это не принуждение, а добровольное служение своему Отечеству. Не случайно Тарас, почти не дав отдохнуть сыновьям после приезда, отправляет их в Сечь, а они с готовностью соглашаются. Это зов сердца, а не принуждение. Сечь сурово карает за нарушение ее законов, законов свободного народа: Гоголь описывает жестокие наказания за кражу, за невыплату долга, за убийство. Общество, где нет неравенства, рабства, где люди свободны, должно быть нравственным, здесь нет оснований для вражды, здесь высока общественная мораль и именно это общество рождает героические характеры.

4-й урок. Отец и сыновья. Конфликт Тараса и Андрия. Его романтическая трактовка. Различие жизненных позиций Тараса, Остапа и Андрия. Романтические элементы в истории персонажей. Продолжение сравнительной характеристики братьев.

5-й урок. Романтическая героика и пафос повести. Тарас и Остап как героические и эпические характеры. Авторский идеал, воплощенный в людях и жизни Запорожской Сечи.

Сильные и могучие характеры повести - это следствие уклада жизни, сформировавшей эти характеры. Тарас - сын своего времени, и его дикость и необузданность - результат дикости этой эпохи («тяжелый ХV век», «полудикий век», «тогдашний грубый век»). Черты дикой эпохи не раз встречаются в повести: жестокость запорожцев во время боя и захвата городов, страшные муки, которым они подвергают врагов, среди которых женщины в дети. Обращает на себя внимание грубость Тараса к жене, не имеющей права голоса в своей семье, разнузданность поведения в доме: «...начал колотить и швырять горшки и фляжки».

Но Бульба одновременно велик, велик как человек Сечи, защищающий свободу и независимость своего народа. Велик и Остап, и другие запорожцы - Кукубенко, Товкач, Мосий Шило. Им так же свойственны пороки времени. Еще в конце второй главы Гоголь пишет, что Сечь умела «только гулять и палить из ружей». Не отказывались казаки и от выпивки. «Веселость была пьяна, шумна, но при всем том это не был черный кабак, где мрачно-искаженными чертами веселия забывается человек: это был тесный круг школьных товарищей». Веселость и разгульность рождены широтой души, ощущением вольности в товарищества. Самое главное, что появляется в обществе равных, - чувство товарищества. «Первый долг и первая честь козака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны братья, чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища...» - так говорит старый Касьян Бовдюг.

Центральным монологом повести является речь Тараса о товариществе перед последней битвой под Дубно (девятая глава). В этой речи проявляются и патриотические чувства героя, и его мужество, и жизненный опыт, и страстная убежденность в правоте своего дела. Восклицательные интонации передают глубину волнения героя.

Чувство коллективизма делает героев «Тараса Бульбы» сильными. Современней человек, живущий сам по себе, своими личными интересами, оторванный от других, слаб, а герои Гоголя сильны, потому что каждый из них чувствует плечо другого, они объединены общей идеей.

Запорожцам в повести противопоставлено польское панство. Докажите, что не все полячество осуждается Гоголем. Найдите в тексте подтверждение этой мысли. Как рисуются в сражениях польские воины? Они рисуются как достойные соперники, как доблестные витязи, проявляющие мужество и храбрость. Какие средства использует писатель в сцене схватки польского рыцаря с Кукубенко (сравнения, эпическая анафора, инверсия, эпитеты)? Осуждает ли Гоголь польскую панну, возлюбленную Андрия? Прочитайте, как автор описывает ее. Она воплощает собой красоту, страсть, любовь, и никакого осуждения по отношению к ней нет.

Противопоставление запорожцев польскому панству проявляется уже в описании их внешнего вида. Гоголь изображает поляков кричащими, пестрыми красками: «...медные шапки сияли, как солнце, оперенные белыми, как лебедь, перьями. На других были легкие шапочки, розовые и голубые, с перегнутыми набекрень верхами; кафтаны с откидными рукавами, шитые золотом и просто выложенные шкурками; у тех сабли и оружья в дорогих оправах, за которые дорого приплачивали паны, - много было всяких других убранств...» Как меняется Андрий, попав в польскую среду? Как меняется его внешний облик? У него появляется «медная шапка», «дорогой шарф на руке...». В польской среде подчеркнута сословная разобщенность: господа - слуги. Примечательно, что вся иерархическая пестрота - ремесленники, шляхта, паны - иронически венчается образом сокола, находящегося над всеми ними.

Сравните описание поляков и запорожцев, в которых писатель подчеркивает простоту, строгость, объединенность общей идеей, чувством народного блага. В чем смысл подобного противопоставления? Единство Сечи противопоставлено разобщенности, внутренней разлаженности современного Гоголю общества.

6-й урок. Обобщающий урок. Тематика и проблематика повести.

7-й урок. Традиции героической эпики прошлых веков в повести «Тарас Бульба».

В хорошо подготовленном классе можно предложить более сложные поисковые задачи, связанные с межтекстовым сопоставительным анализом, с вопросом о традициях героической эпики прошлых веков в повести Гоголя.

Работа строится следующим образом. Учитель предлагает ученикам несколько отрывков: фрагменты из «Илиады» Гомера (например, бой Гектора с Диомедом), фрагменты боя из «Песни о Роланде», отрывок из русской былины (например, из былины об Илье Муромце и Калине-царе). При выборе отрывков учитель опирается на сходство языковых формул, сходство некоторых сюжетных ситуаций (спор и поединок между героями, гибель одного из них). Из повести «Тарас Бульба» можно предложить эпизод боя из седьмой главы. Учащимся предлагается найти общее в этих отрывках: в сюжете, развитии действия, конфликте (противоборство сторон), в поступках и идеалах героев, в языковых формулах, художественных приемах, используемых автором (гипербола и др.), в авторских идеалах. Далее ученики вместе с учителем пытаются разрешить вопрос о том, почему возникает это общее, и вместе приходят к пониманию того, что любое литературное произведение создается на фундаменте глубоких литературных, культурных, философских, эстетических традиций и что каждый писатель стремится в своем творчестве воссоздать идеал эпохи, воплощающий различные духовные, нравственные ценности.

Завершая размышления о повести, возвратимся к мысли Г. А. Гуковского о том, что можно и должно вести изучение повести не путем вырывания из общего повествования отдельных персонажей и их характеристик, не путем повторения сюжета с наивно-психологическими объяснениями поступков героев, которые приводят к тому, что перед учениками предстает раздробленное на части, а не целое, единое, яркое произведение, а путем осмысления идейной основы произведения через уяснение смысла ряда элементов текста.