История чудотворного образа Божией Матери «Троеручицы» тесно связана с судьбой защитника Православия и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина. В 717 году византийский император Лев Исавр начал лютые гонения на почитателей икон. Иконы сжигали, разбивали, а их защитников предавали мукам и смерти. Лишь за пределами византийских земель, в мусульманском Дамаске, еще продолжали открыто почитать иконы благодаря заступничеству святого Иоанна, занимавшего должность советника у правителя города. Однако вскоре преподобный Иоанн был обвинен императором в государственной измене и оклеветан перед местным халифом. Было велено отсечь у него кисть правой руки и повесить ее на городской площади для устрашения. К вечеру, когда утих гнев правителя, преподобный ходатайствовал перед ним и, взяв отсеченную руку, затворился в своей келлии. Святой долго и слезно молился перед иконой Божией Матери, приложив отрубленную кисть к суставу и прося Владычицу исцелить руку. В тонком сне Пресвятая Богородица явилась ему, принеся радостную весть об исцелении руки, которой он отныне должен был пользоваться для прославления имени Божия. Проснувшись, преподобный ощупал руку и увидел ее целой и невредимой. Тронутый чувством глубокой признательности Небесной Владычице за Ее милость, святой Иоанн составил благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая в позднейшей богослужебной практике стала использоваться как задостойник в литургии святого Василия Великого. Также, желая оставить память о произошедшем чуде, святой приложил к нижней части иконы, через которую получил исцеление, сделанную из серебра руку, отчего этот образ и получил название «Троеручицы».

Весть об исцелении Иоанна немедленно разнеслась по Дамаску. Вразумленный чудом халиф сознал свою вину и просил Иоанна снова взять на себя государственные дела, но святой уже решил отдать все свои силы на служение Богу. Он удалился в Лавру Саввы Освященного в Иерусалиме и там принял иночество. Туда же он взял с собой и чудотворную икону Божией Матери.

Святой образ постоянно находился в Иерусалиме до XIII века, когда в обитель прибыл святой Савва. По особому произволению Богоматери будущему архиепископу Сербскому чудотворная икона была дарована в благословение. В XV веке, во время османского нашествия, желая спасти драгоценный дар от уничтожения, благочестивые сербы вверили его попечительству самой Царицы Небесной. Икона была возложена на осла, и животное, никем не водимое, само пришло на святую гору Афон и остановилось у ворот Хиландарского монастыря, основанного в XIII веке сербским господарем Стефаном (Симеоном). Хиландарские иноки приняли образ как великий дар свыше и поставили его в алтаре соборного храма, а на место появления иконы с той поры ежегодно совершается крестный ход.

Однажды по смерти игумена братия, приступив к избранию нового, никак не могла прийти к соглашению. Смуты братии не были угодны Богоматери, и Она Сама приняла участие в их споре. Собравшись на утреннее богослужение, иноки обнаружили чудотворный образ стоящим не в алтаре, а на игуменском месте. Приписав это чьим-то тайным действиям, монахи вернули икону на место, но в следующие дни это повторилось даже при запечатанных дверях. Вскоре воля Божией Матери открылась через известного монастырского затворника, который сообщил, что в видении Богородица сказала ему Свою волю: для устранения несогласий братии Она Сама займет игуменское место Своей иконой и будет непосредственно управлять монастырем.

С того времени и до наших дней, согласно воле Царицы Небесной, в Хиландарской обители не выбирают из братии особого игумена, а только иеромонаха-наместника, заведующего монастырскими делами. Во время службы он стоит у игуменского места, где помещается чудотворная икона Божией Матери Троеручицы. Прикладываясь к иконе, братия свято веруют, что принимают благословение от Самой Богородицы, их Небесной Игумении.

Чудотворный образ не раз защищал Хиландарскую обитель от вторжения иноплеменных. В эпоху русско-турецких войн, по свидетельству самих турок, над стенами монастыря часто появлялась недосягаемая для людей и оружия таинственная Жена.

Просмотреть на карте большего размера

Видео о Хиландарском монастыре на Афоне.

Иконография

С иконографической точки зрения образ Божией Матери «Троеручицы» относится к типу Одигитрии, с Младенцем, сидящим на правой руке. В нижней части иконы, под правой рукой Богоматери, изображена человеческая кисть, составляющая часть серебряного оклада иконы. Образ Богоматери почти лишен движения: голова Ее чуть повернута к Сыну, левой рукой Она указывает на Младенца Иисуса Христа, как на Путь спасения. Голова Младенца отстранена от головы Девы Марии, но взгляд Его неизменно обращен к Матери. На задней стороне иконы изображен святитель Николай Чудотворец.

В «Путешествии на Афон» преосвященного Порфирия особо отмечается «славяносербское обличие» образов Богоматери и Младенца. Существует мнение, одним из первых высказанное Н.П. Кондаковым, что икона “Троеручицы”, хранящаяся в Хиландарском монастыре, не глубокой древности. Кондаков относит образ к XIV веку, судя по его письму и такой незначительной, но красноречивой детали, как маленькая держава в левой руке Младенца Иисуса, которая свидетельствует, по словам ученого, «о позднем происхождении иконы или о позднейшей переписке». В качестве обоснования своего мнения Кондаков приводит запись о Хиландарской Богоматери духовника и старца обители Никанора, составленную им в 1685 году. Согласно этому свидетельству, икона «Троеручицы» «сама своим мановением и чудотворением пришла есть из Богохранимаго града Скопия, иже иногда в нем Българом царствующим <…>». На основании этой записи Кондаков предполагает, что образ мог быть создан «после 1377 года, когда Хиландарцы получили в Скопии подворье»

Списки с иконы

На Руси Хиландарская икона «Троеручицы» почитается издревле. По просьбе Святейшего Патриарха Никона, 28 июня 1661 года с Афона в Москву был доставлен список образа «Троеручицы», что и послужило установлению второго празднования иконы в честь ее сретения на Московской земле. Икона была помещена Патриархом Никоном в основанный им на Истре Воскресенский монастырь, именуемый Новым Иерусалимом, откуда и стали распространяться по России списки иконы. Многие из них были прославлены чудотворениями и потому стали особо чтимы в народе.

По причине многочисленности чудотворных списков с хиландарской святыни здесь не могут быть приведены их пространные описания.

Видео об иконе Богородицы «Троеручица»

Фотографии и изображения в порядке появления: Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ;

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

Русский народ издревле нашел в своей душе един-ственно верное слово в обращении к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, — исполненным нежности и любовным обращением: «Матушка!» Люди духов-но увидели, что не в каком-то условном аллегори-ческом смысле, а в высшей онтологической дейст-вительности Матерь Божия является Матерью Церкви, кровной — по Крови Христовой — Мате-рью каждого верующего.

Протоиерей Лев Лебедев

События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.

Лишь за пределами византийских земель, в мусульман-ском Дамаске, православные не были стеснены в почи-тании икон. Причина была в том, что первым минист-ром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Цер-ковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным зна-комым в Византии Иоанн переправлял письма, в кото-рых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдох-новенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписыва-лись, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой.

Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непо-бедимого защитника Православия, решил коварно извес-ти Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охра-няется сарацинами небрежно и византийское войско мо-жет без труда им овладеть, в чем обещалась и всячес-кая помощь со стороны первого министра.

Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней предан-ной службе своего министра, повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.

Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее - от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, что-бы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть дес-ницы. Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием.

Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил от-сеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в за-щиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.

В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилеж-но этой рукой».

Пробудившись, Иоанн Дамаскин излил свою благодар-ность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь...». Весть о чу-де быстро разнеслась по всему городу. Устыженный ха-лиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение одно-му Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспослав-шую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, от-литое из серебра.

С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».

Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому . При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драго-ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот . Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос-тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.

Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одно-му затворнику, объявила, что отныне Сама будет игу-мений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алта-ре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» - Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.

Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко ви-дели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.

«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пре-бывает немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Ново-иерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в москов-ском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ны-не в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной сте-не храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слы-шатся неустанные моления.

Чудотворные списки с самого первоявленного афонско-го образа либо же с других списков «Троеручицы» на-ходились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Се-лигере и в иных местах.

Перед иконой Божией Матери «ТРОЕРУЧИЦА» - молятся при болезнях и увечьях рук и ног, душевном неспокойствии, при пожаре.

Величание, тропарь, молитвы. Заговор тяжелобольному на исцеление.

Пояснение к иконе «Троеручица».

Существуют две легенды, связанные с иконой «Троеручица». Первая легенда гласит: «Однажды за Богородицей погнались разбойники. Богороди­ца бежала сколько могла, но ей преградила дорогу река. Тогда Она бросилась в воду, надеясь пере­плыть реку. Но с Младенцем на руках ей было трудно плыть, приходилось одной рукой грести, а другой держать Иисуса. Задыхаясь, Богородица взмо­лилась:

Сын мой милый, дай мне третью руку, а то плыть невмоготу.

В тот же самый миг у нее появилась третья рука, как свыше данное чудесное спасение.

Согласно второй легенде, в 716 году на визан­тийский престол вступил лютый иконоборец Лев Исаврянин. По его приказу людей, имевших иконы, казнили, а сами иконы сжигали на кострах.

При императоре был человек Иоанн Дамас­ский. Не убоявшись гнева правителя, он стал об­личать преступные действия. За это ему отсекли правую руку, которую повесили на городской пло­щади. Иоанн испросил разрешения вернуть ему руку, чтобы похоронить ее. «О, Пресвятая Богородица,- взывал он к Царице Небесной,- если мою руку вернут, то я всю жизнь посвящу описанию дел Господа и Твоих, Заступница наша». И вот про­изошло истинное чудо, и весть об этом разнеслась по всему свету. Иоанн удалился в монастырь Саввы Освященного и там принял иночество. В память о своей благодарности он приделал серебряную руку к иконе Пресвятой Богородицы. Так появилась икона Троеручица.

Величание Иконе Божией Матери ">

Величаем Тя, Пренепорбчная Дево, и чтим чудеса образа святаго Твоего, трех пречистых рук Твоих явление в славу Божества, в Троице Бога нашего.

Тропарь Иконе Божией Матери «Троеручица»

Днесь светло красуется царствующий град Москва, имеющи в себе, о Всемилостивейшая, всея твари Честнейшая, Заступнице наша Дево Богородице, честный образ Твой, имже подсблнечныя концы земли удивляеши и мир мирови даруеши, во образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши, и от потопления изымаеши, и всем полезная даруеши, и преподобному Михаилу Малебнскую гору показа, и всех всегда милуеши, честною ризою Своею покрываеши жительство сие и вся грады и страны наша, да зовем Ти: радуйся, Обрадованная.

МОЛИТВА

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную - надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА ВТОРАЯ

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое, исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, ко изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящихся Тебе, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, не презри, усердно к Тебе от души сокрушенныя прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, во Твоей помощи потребу, яко отвсюду врази окружают нас, и несть помогающего, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Сына Твоего и Бога нашего. Егоже умоли за нас матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей. О, Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и Рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ТЯЖЕЛОБОЛЬНОМУ НА ИСЦЕЛЕНИЕ

Читают, стоя у изголовья больного утром и вечером, держа в руках икону «ТРОЕРУЧИЦА».

О, Пресвятая и Преблагая Дева Богородица Мария! Припадаем и поклоняемся тебе пред святою иконой Твоею, помня прославленное чудо Твое, исцелением усеченных десницы преподобного Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное. Его же знамение доныне видимо есть на ней во образе третьей руки, к изоб­ражению Твоему приложена. Помоги, Троеручица, в исцелении причудной Твоею рукой рабы Божьей (имя). И услыши нас, и не лиши нас помощи Твоей Державной. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Икона Божьей Матери отличается тем, что на её изображении в низу полотна присутствует третья рука. Её можно считать как отдельный элемент, или как третья рука Богородицы. Это икона тесно связана с судьбой преподобного Иоанна Дамаскина. В те давние времена он жил в столице Сирии Дамаске, был ярым защитником Православия и почитания святых икон.
Император Лев Исаврянин всячески преследовал сторонников святых икон. Иоанн Дамаскин писал своим знакомым письма в Византию, в которых обличал ересь иконоборчества. Император был зол на автора этих писем, но ничего не смог сделать и тогда он прибегнул к обману. В письме к дамасскому халифу, он написал, якобы Иоанн Дамаскин предложил завоевать сирийскую столицу. Правитель разгневался и приказал отрубить министру кисть правой руки и повесить её на городской площади для устрашения.

По просьбе Иоанна, ему вернули кисть, после чего он затворился в келье и всю ночь перед иконой Божьей Матери молился об исцелении. Утром рука оказалась на месте, только рубец остался на месте отсечения. Преподобный удалился в монастырь Саввы Освященного и принял постриг в монахи. А к нижней части иконы в знак благодарности приделал изображение руки из серебра. После этих событий икона начала называться «Троеручница».
В России в 1661 году появилась копия иконы. Она была установлена патриархом Никоном в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. Перед иконой Богоматери молилось очень много верующих, в том числе и Царская Семья.

Многие молятся перед иконой, прося об исцелении родных и близких. Она защищает дом от врагов, приносит благосостояние и стабильность семьям. Она помогает при заболеваниях рук, ног, глаз, помогает ремесленникам в их труде.

Молитва перед иконой Божьей Матери «Троеручница»

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную и надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных раб Твоих (имена), пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная, благословенная во веки веков. Аминь.