В слове "студеной" пишется одна буква н. Почему?

  1. Это отглагольное прилагательное. Оно образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида СТУДИТЬ, поэтому и пишется с одной Н.

    Вспомните правило написания Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных:
    Пишем НН, если
    а) есть приставка, кроме НЕ: скошенный, нескошенный, выкрашенный, израненный;
    б) есть зависимое слово: крашенный мамой, сеянный весной, раненный в бою;
    в) есть суффикс ОВА, ЕВА: маринованный, асфальтированный;
    г) слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида: решнный (от решить что сделать?) , исключение раненый.
    Пишем Н, если
    слово образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида: жареный, бешеный, студный и т. д. (от жарить, бесить, студить что делать?)

    P.S. Полные причастия никогда не пишутся с одной Н. С одной Н пишутся только краткие причастия.
    Есть параллельные слова: жареный (прилагательное) картофель жаренный (причастие) мамой (зависимое слово) картофель;
    крашеный (прилагательное) пол давно (зависимое слово) крашенный (причастие) пол.
    Прилагательное студный не имеет параллельного причастия.

    P.P.S. Слова стеклянный, оловянный, деревянный исключения совсем из другого правила, правила написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных.

  2. Это отглагольное прилагательное. Происходит от слова студить - глагола несовершенного вида. В отглагольных прилагательных всегда пишется одна н
  3. стужа -- студеная вода - которая остыла
    палный, студный, варный везде одна Н

    искл: материал- стеклянный, деревянный
    или когда от глагола - выбранный

  4. Происходит от слово "студить".
    А это глагол несовершенного вида.
    Соответственно и причастие пишется с одной н.

Эта заметка адресована тем, кто все еще не научился определять, сколько букв н писать в том или ином слове. Или тем, кто на десятый раз перечитывает правила и не может их понять. Заварите себе чай, сделайте бутерброды. Разговор будет серьезным.

Как понизить вероятность правильного написания

Легко. Писать наугад или потому, что так «красиво» выглядит. Или первое и второе одновременно.

Как повысить вероятность правильного написания

Не ленитесь и не пропускайте ни один из пунктов алгоритма. Только тогда вы доведете навык определения количества букв н в слове до автоматизма.

Высший пилотаж - определять количество н на ходу.

Сможете, но не сразу.

Последовательность действий

Для начала всегда определяем часть речи. Делать это нужно по вопросу, который мы задаем к слову.

  • Имя существительное - кто? что?
  • Имя прилагательное - какой?
    • Краткое прилагательное - каков?
  • Наречие - как?
  • Причастие - какой?
    • Краткое причастие - каков?
  • Отглагольное прилагательное - какой?

У вас уже назрел вопрос: как различать те части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос?

Имена прилагательные и причастия

Прилагательное образовано от существительного, а причастие образовано от глагола.

Длинный - это прилагательное, потому что отвечает на вопрос какой? и образовано от существительного длина .

Усыпанный - это причастие, потому что отвечает на вопрос какой? и образовано от глагола усыпать .

Кстати, еще у причастий есть характерные суффиксы. В формах настоящего времени: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-. В формах прошедшего времени: -вш-, -ш-, -ин-, -т-, -енн-, -ённ-, -нн-. Эти суффиксы используются как дополнительная проверка того, правильно ли вы определили часть речи.

Причастия и отглагольные прилагательные

Теперь у нас еще одна проблема: и причастия, и отглагольные прилагательные образованы от глагола. Оба отвечают на вопрос какой? . Как их различать?

Во-первых, отглагольное прилагательное образовано от глагола несовершенного вида, а причастие образовано от глагола совершенного вида.

Как определить вид глагола? Легко. Если он отвечает на вопрос что делать? , то вид несовершенный (обозначает незавершенное действие). Если он отвечает на вопрос что сделать? , то вид совершенный (обозначает завершенное действие).

Во-вторых, у отглагольных прилагательных отсутствуют зависимые слова.

Зависимое слово - это слово, к которому можно задать вопрос от главного слова.

Попробуйте самостоятельно определить, какое из этих слов является причастием, а какое - отглагольным прилагательным: решенная задача, груженая машина.

Ответ. Решенная - причастие. Вот все аргументы: оно отвечает на вопрос какой? ; образовано от глагола решить ; этот глагол совершенного вида, потому что отвечает на вопрос что сделать? .

Груженая - отглагольное прилагательное. И вот почему: отвечает на вопрос какой? ; образовано от глагола грузить ; этот глагол несовершенного вида, потому что отвечает на вопрос что делать? ; зависимые слова отсутствуют.

Для того, чтобы отглагольное прилагательное стало причастием, достаточно сделать одно из двух:

  1. Добавить зависимое слово.
    Груженная человеком машина. Груженная кем? - человеком. Теперь это причастие.
  2. Изменить вид глагола.
    Загруженная машина. Образовано от глагола загрузить , который отвечает на вопрос что сделать? и потому относится к совершенному виду.

Краткие прилагательные и краткие причастия

Последовательность действий такая:

  1. Осознали, что слово отвечает на вопрос каков? .
  2. Думаем, от какой полной формы слово образовано.
  3. Определяем часть речи у полной формы (отличия имен прилагательных от причастий читаем выше).

Вот таблица для наглядности.

Ура. Теперь мы знаем, к какой части речи относится наше слово.

Применяем правила

Посмотрите, как всё просто, когда мы знаем часть речи:

Мы также пишем две буквы н в причастиях с суффиксами -ова- и -ева- .

В слове асфальтированный пишем нн , потому что имеется суффикс -ова- .

Следите за тем, чтобы -ова- или -ева- были именно суффиксами. В словах кованый и жеваный таких суффиксов нет. В них есть корни ков- и жев- . В этих словах пишется одна буква н , потому что они относятся к отглагольным прилагательным.

Еще нужно запомнить слова: нежданный, негаданный, виданный, невиданный, виденный, читанный, слыханный, неслыханный, желанный. Просто запомните их.

Осталось разобраться с именами прилагательными, именами существительными и наречиями.

В прилагательных и существительных пишем одну н только в одном случае: если имеется суффикс -ан- , -ян- , -ин- : кожан ый, серебрян ый, курин ый, песчан ик. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

В прилагательных пишем нн в следующих случаях:

  1. В суффиксах -онн- , -енн- : станционн ый, временн ый.
  2. Если слово образовано от существительного, основа которого заканчивается на : туманн ый.
    Обратите на второй пункт особое внимание. Без него вы бы написали в слове туманный одну букву н , поскольку там суффикс -ан- . Но в этом слове нет суффикса -ан- ! Почему? Потому что -ан- является частью корня. Слово образовано от существительного туман , основа которого заканчивается на н . По аналогии пишутся прилагательные карманный , длинный , лимонный и многие другие. Не забывайте про это правило.

Слова ветреный , масленый , масляный не являются прилагательными, поскольку образованы от глаголов: ветрить, маслить. Тут всё работает по правилам отглагольных прилагательных и причастий. Или просто запомните, что эти три слова пишутся с одной буквой н . В остальных случаях уже с двумя (ветрен ый, безветренн ый).

Окей. Как быть с краткими прилагательными?

Тут всё просто: в них пишется столько же букв н , сколько и в полных.

Как быть с наречиями?

Тут та же история. Пишем столько же н , сколько в слове, от которого наречие образовано.

Медленно - наречие, потому что отвечает на вопрос как? . Образовано от прилагательного медленный . В этом прилагательном мы пишем нн в суффиксе -енн- , поэтому и в наречии пишем так же.

Внимание! Наречие может быть образовано не только от прилагательного, но и от других частей речи. Например, путано объяснять . Логика здесь хитрая. Наречие путано образовано от слова путаный , которое является отглагольным прилагательным (отвечает на вопрос какой? ; нет зависимых слов; образовано от глагола несовершенного вида путать ). Поскольку путаный - отглагольное прилагательное, то в нем мы пишем одну н . А раз так, то и в наречии, которое от него образовано, пишем столько же.

Небольшое упражнение. Объясните постановку н-нн в предложении.

Маринованн ые грибы, поджаренн ая колбаса, маслен ые ржан ые лепешки, сгущенн ое молоко, говяжья печенка, печен ый картофель, немного вывалянн ый в золе, и глоток напитка, настоянн ого на каком-то диковинн ом снадобье, покажутся вкусными на свежем воздухе самому сверхизысканн ому гурману.

Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.

В проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации (Приложение 1 ).

1 слайд (по щелчку) .

Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с одной и двумя буквами н в суффиксах прилагательных.
  • Научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н .
  • Рассуждать, устно и письменно объяснять условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мы продолжаем знакомиться с суффиксальным способом образования слов.

  • Образуйте прилагательные от существительных: сон, станция, солома, утка, песок, нефть, выделите словообразовательные суффиксы.
  • Как вы думаете, почему в одних прилагательных пишется одна буква н , а в других - две н ?

(Ребята пытаются вывести правило написания н-нн в суффиксах прилагательных.)

2 слайд (по щелчку) .

3. Затем предлагаю ребятам познакомиться с алгоритмом. Главное в работе над алгоритмом – убедить учащихся набраться терпения и ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий. Учащиеся записывают в тетрадях по ходу объяснения, в каких суффиксах пишется н -нн .

3 слайд (по щелчку) .

4. Ребята, мы с вами рассмотрели правописание н-нн в суффиксах полных прилагательных. А сколько же н пишется в суффиксах кратких прилагательных?

Учащиеся узнают, что краткая форма как полная: ценн ая вещь – ценн а, ветрен ая погода –ветрен а.

Обращаю внимание ребят на правописание слов ветреная – ветряная . Правописание этих слов зависит от значения. Попутно знакомлю и с другими такими словами:

масляный – масленый, соляной – солёный.

Выполняем упражнение 319 по учебнику на странице 128.

Определите, какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих случаях:

ветр..ная (погода), ветр..ные (дни), ветр…ное (утро), ветр..ная (особа), ветр..ный (юноша), ветр..ная (мельница), ветр..ной (двигатель).

4 слайд (по щелчку) .

5. Знакомство с орфограммой № 38 по учебнику стр. 127.

6. Правописание следующих слов нужно запомнить:

зелёный, синий, багряный, пряный, свиной, юный, бараний, фазаний, румяный, тюлений, павлиний.

В них буква н входит в состав корня, поэтому в словах пишется одно н .

(Учащиеся записывают эти слова в тетрадь.)

5 слайд (по щелчку) .

7. Предложенные слова из упражнения 321 выписать в два столбика с одной н и с двумя н в суффиксах прилагательных.

Революционный, орлиный, восторженный, овсяный, шерстяной, обеденный, оловянный, кожаный, деревянный, звериный, торфяной, экскурсионный, письменный, стеклянный, авиационный, песчаный, костяной, обыкновенный.

Объяснить написание пропущенных букв, пользуясь алгоритмом.

6 слайд (по щелчку) .

8. Объясните написание пропущенных букв.

(Записываем только слова, в которых пропущены буквы.)

7 слайд (по щелчку) .

9. Последний этап урока – закрепление. Предлагаю ребятам тест «Проверь себя» - контрольно-тренировочное задание в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень усвоения правил.

На этом этапе урока учащиеся действуют самостоятельно. Самостоятельная работа на этапе первичного закрепления проверяется сразу после её выполнения. Самым эффективным приёмом, на мой взгляд, является самопроверка или взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту.

Такая работа способствует развитию орфографической зоркости, позволяющей видеть, как написано слово. После проверки учащиеся, допустив ошибки, объясняют алгоритм орфографических действий с этим словом.

  • Разберись по алгоритму в написании слов, в которых допущены ошибки.

Чугунная решётка, ветреный день, багряные закаты, гусиные лапки, машинное отделение, болезненное чувство, диковинное происшествие, старинные часы, юное лицо, ледяная гора, холстинной мешок, петушиные бои, жестяная коробочка, жизненная драма, величественная колонна, лебединая песня.

  • Поставь себе оценку: «5» - за 16 правильных ответов, «4» - за 13-15, «3» - за 9-12, «2» - за 6-8.

8 слайд (по щелчку) .

10. Подведение итогов.

11. Домашнее задание: параграф 56, упр. 320. К данным существительным подберите однокоренные прилагательные с суффиксами –н -, -ан -(-ян -) или –енн -.