Конфликты, как и любые другие процессы, протекают во времени. В любом конфликте можно выделить четыре основных фазы или стадии его развития и разрешения.

Стадии конфликта

Первая стадия

Основные противоречия между участниками отношений уже возникли, но еще ими не осознаются. Далее противоречие, даже если оно было скрытым, становится заметным, поскольку усиливается по начальной инициативе одного из участников.

Вторая стадия

Участниками конфликта регистрируется четкое осознание (или понимание) ситуации. Как реакция на ситуацию, возникают соответствующие эмоции. Ситуация оценивается, происходит определение поводов и причин конфликта, а также состава участников и их распределение относительно по сторонам (последних может быть более двух). Участники анализируют варианты возможных действий и решают, как выгоднее действовать (на их субъективный взгляд). Начинаются действия.

Стремления и действия участников могут иметь два вектора:

  • избегать конфликта, стремиться выйти из него и/или найти компромиссное решение, предупреждать его дальнейшее развитие;
  • активизировать, обострить конфликт, усилить динамику и добиться своего.

Следует заметить, что победа в конфликте часто бывает мнимой или временной. Затраченные силы и средства, а также способы действия могут не соответствовать цели.

Третья стадия

Наступает апогей внешних проявлений . Участники вступают в открытое противоборство, при этом каждая из сторон действует сообразно своим намерениям и принятым решениям. Стороны конфликта пытаются блокировать действия противника. Если стороны соглашаются искать компромисс, конфликт стремится разрешаться через переговоры (иногда через третье лицо). Стороны готовы идти на взаимные уступки.

Четвертая стадия

Конфликт завершается (при этом не всегда разрешается). Участники оценивают последствия действий (обеих сторон и всех участников). Достигнутый результат сопоставляется с изначальными целями. В зависимости от анализа конфликт либо прекращается, либо развивается далее (в виде нового конфликта с прохождением через все стадии, разумеется, на другом уровне).

Следует понимать, что четкое выделение стадий конфликта условно. Каждый конкретный случай требует отдельного анализа. Следует заметить, что причины действий субъектов (даже весьма разумных) вопреки устоявшейся в советской психологии точке зрения не всегда могут исходить из мотивов и .

Кроме того, разрешение конфликта может быть частичным и/или мнимым. В этих случаях у участников могут возникать негативные эмоции в результате неудовлетворенности. Временное прекращение противоборства характеризуется лишь внешними проявлениями согласия. Истинное отношение к противной стороне маскируется.

Анализ стадий протекания конфликта может помочь обострять его или смягчать. Стороны и участники могут принимать решения о выборе наиболее целесообразных способов разрешения и предупреждения возможных негативных последствий.

Как любое социальное явление конфликт рассматривается как процесс, протекающий во времени. Конфликт имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается. Динамика развития конфликта представляет собой естественный ход развития конфликта, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов. Начало конфликта может быть зафиксировано в виде первых актов противодействия сторон. Для признания начала конфликта требуется три совпадающих условия:

первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (под действиями понимается как физические движения, так и передача информации);

второй участник осознает, что указанные действия направлены против него и его интересов;

в связи с этим оппонент предпринимает ответные действия против первого участника.

Окончание конфликта может иметь различные формы и исходы. Однако в любом случае речь идет о прекращении действий, направленных друг против друга.

В динамике развития конфликта можно выделить следующие периоды и этапы. Предконфликтный период включает этапы: возникновение объективной проблемной ситуации; осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия; попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами; возникновение предконфликтной ситуации.

Возникновение объективной проблемной ситуации

Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целям, мотивам, действиям, стремлениями и т.п.). Так как противоречие еще не осознано и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин.

Осознание объективной проблемной ситуации

Восприятие реальности как проблемной, понимание необходимости предпринять какието действия для разрешения противоречия составляют смысл данного этапа. Исследование конфликтов в организации, в трудовом коллективе, показывает, что главным условием их возникновения является нарушение нравственных норм отношений между людьми коллектива разных категорий и организации самого процесса производства. Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание ситуации противоречия не всегда автоматически включает конфликтное противодействие между людьми. Часто они, или один из них, пытаются решить проблему неконфликтными способами (это может быть убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны). Иногда участник общения уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в сам непосредственный конфликт.

Возникновение предконфликтной ситуации

Конфликтность самой ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия общения. Ситуация может осознаваться как предконфликтная и при восприятии угрозы каким то общественно важным интересам. Причем действия участника рассматриваются не как потенциальная угроза (что происходит в проблемной ситуации), а как непосредственная. В особенности организационного климата в конфликты втягиваются и работники и руководители предприятия.

Открытый период часто называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает: инцидент, развитие конфликта, сбалансированное противодействие, завершение конфликта.

Инцидент представляет собой первое столкновение сторон, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как основа конфликтных событий, инцидентов. Взаимные конфликтные действия способны новые стимулы для дальнейших действий. Этот процесс можно представить следующим образом: переход от переговоров к борьбе - борьба накаляет эмоции - эмоции увеличивают видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, привнося ошибки восприятия - это ведет к интенсификации борьбы и т.д.

Далее конфликт заключается в резкой борьбе участников, она представляет ту часть конфликта, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта. Развитие конфликта характеризуется следующими признаками:

сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности;

вытеснение адекватного восприятия другого образом врага. Закреплению образа врага способствуют такие восприятия: возрастание негативных эмоций, ожидание деструктивных действий другой стороны, негативные стереотипы и установки, значимость объекта конфликта для личности (группы), длительность конфликта;

рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время; сопротивление оппонента;

переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Когда сталкиваются мнения людей, то они обычно стараются их аргументировать. Окружающие, оценивая позицию человека, косвенным образом оценивают его способность к аргументации. Поэтому критика результатов его интеллектуальной деятельности может быть воспринята как негативная оценка его самого как личности. Критика устраняет то, что может мешать человеку спокойно, работать и взаимодействовать. Критика в этом случае воспринимается как угроза самооценке личности, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план;

применение насилия. Отличительный признак эскалации конфликта - введение в «бой» последнего аргумента - насилия .

По мнению С. Кудрявцева, многие насильственные действия обусловлены местью. Исследования агрессии показывают, что она в значительной мере связана с какой либо внутренней компенсацией (утраченного престижа, снижение самооценки и т.п.), возмещением ущерба .

Агрессия характеризуется вспышкой эмоций, которые могут обращаться: завистью, злобой или же враждой. Внешне такие эмоции могут быть в виде оскорблений или нерешительных действий. На предприятии агрессия выливается в разнос существующих порядков, норм правил. Также возможна порча оборудования или какихлибо производственных ценностей.

  • 1. Расширение границ конфликта. Происходит генерализация конфликта, т.е. переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества разных точек столкновения. Конфликт распространяется на более обширные территории.
  • 2. Увеличение числа участников. В ходе эскалации конфликта может происходить «укрупнение» противоборствующих субъектов путем привлечения все большего количества участников.
  • 3. Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются.
  • 4. Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затихание, устранение или перерастание в другой конфликт .

Послеконфликтный период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений.

Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте. Этап характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции. Негативные установки по отношению друг к другу не дают возможности сразу нормализовать отношения.

Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.

Рассмотренные периоды и этапы имеют различную длительность. Разделение конфликта на периоды и этапы позволяет рассматривать его как явление со сложной динамикой. Конфликт часто включает моменты «исследования» возможностей оппонента и своих ресурсов, при которых прямая конфронтация отсутствует. Особенно перед тем, как переходить к следующему этапу конфликта, руководитель должен определить и проанализировать все ограничения, а потом можно будет приступать к разработке принятия решений .

Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития: предконфликтную, собственно конфликт (стадию развития конфликта), стадию разрешения конф­ликта, послеконфликтную стадию:

Предконфликтная стадия

Конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Это рост напряженности в отношении между потенциаль­ными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые противопо­ложности интересов, целей, ценностей и т. д., ведут к обострению социальной напряженности и конфликтам.

Социальная напряженность тоже не всегда является предвестником конфликта. Это сложный социальный феномен, причины возникновения которого могут быть са­мые различные. Вот некоторые наиболее характерные из причин, вызывающих рост со­циальной напряженности:

а) реальные «ущемления» интересов, потребностей и ценностей людей;

б) неадекватное восприятие происходящих в обществе или отдельных социальных общностях изменений;

в) неверная или искаженная информация о тех или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и т. д. 3

Социальная напряженность по сути представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер. Наиболее характерным проявлением социальной напряженности в этот период являются групповые эмоции.

Одним из ключевых понятий в социальном конфликте является также «неудовлетворенность». Накопление неудовлетворенности существующим положением дел и ходом развития событий ведет к росту социальной напряженности.

Предконфликтную стадию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:

· возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий, уменьшение контактов и накопление обид;

· стремление доказать правомерность своих притяза­нии и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами; замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере;

· разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; фор­мирование образа «врага» и установка на борьбу.

Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе конфликтная ситуация может существовать длительный период времени и не перерастать в конфликт. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.

Инцидент - это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон.

Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и прово­цирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.

Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны три основных варианта поведения конфликтующих сторон.

Стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс;

Одна из сторон делает вид, что «ничего особенной не произошло» (уход от конфликта);

Инцидент становится сигналом к началу открытой противостояния. Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий) сторон.

Стадия развития конфликта

Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которымпонимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Выделяют несколько форм конфликтного поведения:

а) активно-конфликтное поведение (вызов);

б) пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);

в) конфликтно-компромиссное поведение;

г) компромиссное поведение. 4

В зависимости от конфликтной установки и формы конфликтного поведения сторон конфликт приобретает свою собственную логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины своего углубления и разрастания.

Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его второй стадии.

1. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Борьба ведется пока ог­раниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще суще­ствуют реальные возможности прекратить открытую борь­бу и решить конфликт иными методами.

2. Дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся все новые и новые ресурсы сторон. Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт ста­новится все более неуправляемым и непредсказуемым.

3. Конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.

Стадия разрешения конфликта

Длительность и интенсивность конфликта зависят от многих факторов: от целей и установок сторон, от имею­щихся в их распоряжении ресурсов, от средств и методов ведения борьбы, от реакции на конфликт окружающей среды, от символов победы и поражения, от имею­щихся и возможных способов (механизмов) нахождения консенсуса и т. д.

На определенной стадии развития конфликта у конфликтующих сторон могут существенно измениться представления о своих возможностях и о возможностях про­тивника. Наступает момент «переоценки ценностей», обусловленный новыми, возникшими в результате конф­ликта отношениями, новой расстановкой сил, осознанием невозможности достичь целей или непомерной цены успеха. Все это стимулирует изменение тактики и страте­ги конфликтного поведения. В этой ситуации одна или обе конфликтующие стороны начинают искать пути выхо­да из конфликта и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.

На стадии разрешения конфликта возможны следующие варианты развития событий:

1) очевидный перевес одной из сторон позволяетей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;

2) борьба идет до полного поражения одной из сторон;

3) из-за недостатка ресурсов борьба принимает затяжной, вялотекущий характер;

4) исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциаль­ного) победителя, стороны идут на взаимные уступки в конфликте;

5) конфликт может быть также остановлен под давле­нием третьей силы. 5

Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся очевидные, четкие условия его прекра­щения. В полностью институализированном конфликте такие условия могут быть определены еще до начала противоборства (например, как в игре, где существуют правила ее завершения), а могут быть выработаны и взаимно согласованы уже в ходе развития конфликта. Если же конфликт институализирован частично или не институализирован совсем, то возникают дополнительные проблемы его завершения. Существуют также абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного" уничтожения одного или обоих соперников.

Существует много способов для завершения конфликта. В основном они направлены на изменение самой конфликтной ситуации либо путем воздействия на участников конфликта, либо путем изменения характеристики объекта конфликта, либо иными способами.

Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление доступных договоренностей. В межличностных и межгрупповых конфликтах результаты переговоров могут иметь форму устных договоренностей и взаимных обязательств сторон. Обычно одним из условий для на­чала переговорного процесса является временное пере­мирие. Но возможны варианты, когда на стадии предва­рительных договоренностей стороны не только не прекра­щают «боевых действий», но идут на обострение конф­ликта, стремясь упрочить свои позиции на переговорах. Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса конфликтующими сторонами и включают следующие возможные процедуры:

Признание наличия конфликта;

Утверждение процедурных правил и норм;

Выявление основных спорных вопросов (оформление протокола разногласий);

Исследование возможных вариантов решения проблем;

Поиск соглашений по каждому спорному вопросу и урегулированию конфликта в целом;

Документальное оформление всех достигнутых дого­воренностей;

Выполнение всех принятых взаимных обязательств. 6

Переговоры могут отличаться друг от друга как уров­нем договаривающихся сторон, так и существующими между ними разногласиями. Но основные процедуры (элементы) переговоров остаются неизменными.

Послеконфликтная стадия

Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений:

Насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговоров достичь преследуемой цели;

Какими методами и способами велась борьба;

Насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.);

Насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства той или иной стороны;

Удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон;

Какие методы были положены в основу переговор­ного процесса;

Насколько удалось сбалансировать интересы сторон;

Был ли компромисс навязан под силовым давлением (одной из сторон или некой «третьей силой»), или явился результатом взаимного поиска путей решения конфликта;

Какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.

Если одна или обе стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность во взаимоотношениях сторон сохранится,а прекращение конфликта может восприниматься как вре­менная передышка. Мир, заключенный вследствие обо­юдного истощения ресурсов, также не всегда способен разрешить основные спорные проблемы, ставшие причи­ной конфликта. Наиболее прочным является мир, заклю­ченный на основе консенсуса, когда стороны считают, конфликт полностью разрешенным и строят свои отноше­ния на основе доверия и сотрудничества.

  • § 3. Гражданское общество
  • Глава 4. Социально-классовая структура общества § 1. Социальная структура и социальное неравенство
  • § 2. Социально-классовая структура и социальная стратификация
  • § 3. Средний класс и его роль в обществе
  • § 4. Социальная мобильность и маргиналы
  • § 5. Социально-классовая структура российского общества
  • Глава 5. Социальные общности § 1. Понятие «социальная общность»
  • § 2. Большие социальные общности
  • § 3. Этнические общности
  • § 4. Малые социальные группы
  • Глава 6. Личность - основной элемент общества § 1. Социологическое понятие личности
  • § 2. Структура личности
  • § 3. Социальные статусы и социальные роли личности
  • § 3. Социализация личности
  • § 4. Самореализация личности
  • Глава 7. Социальное действие, взаимодействие и поведение § 1. Социальное действие: понятие и сущность
  • § 2. Социальное взаимодействие
  • § 3. Социальное поведение
  • § 4. Социальный контроль
  • § 5. Девиантное поведение
  • Глава 8 Социология культуры § 1. Определение понятия «культура»
  • § 2. Культура и цивилизация
  • § 3, Структура культуры
  • § 4. Социальные функции культуры и социокультурный процесс
  • § 5. Типология культуры
  • Глава 9. Социальные процессы § 1. Понятие социального процесса
  • § 2. Формы социальных процессов
  • § 3. Виды социальных изменений
  • Глава 10. Социальные конфликты § 1. Конфликт как социальный феномен общественной жизни
  • § 2. Субъекты и участники конфликта
  • § 3. Объект конфликта
  • § 4. Основные виды социальных конфликтов
  • § 5. Основные стадии развития конфликта
  • Часть II. Основы политологии Глава 11. Политика как общественное явление § 1. Причины возникновения политики
  • § 2. Понятие и сущность политики
  • § 4. Политика и мораль
  • § 5. Цели и средства в политике
  • Глава 12. Политология как наука и учебная дисциплина § 1. Понятие политологии
  • § 2. Объект и предмет исследования
  • § 3. Возникновение и становление политической науки
  • § 4. Функции политологии
  • Глава 13. Политическая власть и властные отношения § 1. Понятие, структура и сущность власти
  • § 2. Особенности политической власти
  • § 3. Легитимность политической власти
  • § 4. Соотношение законности и легитимности власти
  • § 5. Политическая власть и политическое господство
  • § 6. Принципы разделения власти
  • § 7. Структуры политической власти в России
  • Глава 14. Политические режимы § 1. Понятие политического режима
  • § 2. Тоталитарный политический режим
  • § 3. Авторитарный политический режим
  • § 4. Демократический политический режим
  • § 5. Современные концепции демократии
  • § 6. Необходимые условия демократизации общества
  • Глава 15. Политическая система общества § 1. Понятие и структура политической системы
  • § 2. Функции политической системы
  • § 3. Типология политических систем
  • § 4. Политическая система России
  • Глава 16. Государство § 1. Понятие государства
  • § 2. Основные признаки государства
  • § 3. Устройство государства и формы правления
  • § 4. Структуры и формы территориального устройства государства
  • § 5. Структура федеративного устройства России
  • Глава 17. Государство и общество § 1. Проблемы взаимодействия между обществом и государством
  • § 2. Правовое государство
  • § 3. Гражданское общество
  • § 4. Социальное государство
  • Глава 18. Политические партии и партийные системы § 1. Политическая партия: понятие, сущность
  • § 2. История возникновения партий
  • § 3. Функции политической партии
  • § 4. Партийные системы
  • § 5. Российская партийная система
  • Глава 19. Политические элиты § 1. Политическая элита: понятие и сущность
  • § 2. Современные теории элит
  • § 3. Роль и значение политической элиты
  • Глава 20. Политическое лидерство § 1. Понятие и сущность лидерства
  • § 2. Типология политических лидеров
  • § 3. Теории лидерства (или как становятся лидером)
  • § 4. Функции политического лидера
  • § 5. Лидер или вождь
  • § 6. Политическое лидерство в России
  • Глава 21. Политическое сознание и политическая идеология § 1. Политическое сознание и его структура
  • § 2. Политическая идеология: понятие и сущность
  • § 3. Основные идеологические течения в современном мире
  • § 4. Роль идеологии в политике
  • Глава 22. Политическая культура § 1. Понятие политической культуры
  • § 2. Структура политической культуры
  • § 3. Функции политической культуры
  • § 4. Типы политической культуры
  • § 5. Политическая социализация
  • Глава 23. Политическая жизнь § 1. Политический процесс: сущность и структура
  • § 2. Субъекты и участники политического процесса
  • § 3. Политические отношения
  • § 4. Политическое участие
  • § 5. Политическое поведение
  • § 6. Политическое манипулирование
  • Глава 24. Международные политические отношения § 1. Понятие международных политических отношений
  • § 2. Структура международных политических отношений
  • § 3. Виды субъектов международных политических отношений
  • § 4. Объекты международных политических отношений
  • § 5. Нормативная правовая база международных политических отношений
  • § 6. Россия в структуре международных отношений
  • Глава 25. Социально-экономические процессы в России § 1. Попытка модернизации социалистической системы
  • § 2. Либерально-демократические реформы и их результаты
  • Литература
  • Словарь основных терминов и понятий
  • Часть I основы социологии
  • § 5. Основные стадии развития конфликта

    Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии раз­вития:

      1) предконфликтная стадия;

      2) собственно конфликт;

      3) разрешение конфликта;

      4) послеконфликтная стадия.

    1 . Предконфликтная стадия. Конфликту предшествует предкон­фликтная ситуация. Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенны­ми противоречиями. Однако противоречия, как уже говорилось, не всегда влекут за собой конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовмес­тимые противоположности интересов, целей, ценностей и т. д., ве­дут к обострению социальной напряженности и конфликтам.

    Социальная напряженность представляет собой психологиче­ское состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер. Наиболее характерным проявлением социаль­ной напряженности в этот период являются групповые эмоции. Следовательно, определенный уровень социальной напряженности в оптимально функционирующем обществе является вполне естест­венным как защитная и адаптивная реакция социального организ­ма. Однако превышение определенного (оптимального) уровня со­циальной напряженности может привести к конфликтам.

    В реальной жизни причины возникновения социальной напря­женности могут «накладываться» одна на другую или подменяться одна другой. Например, негативные отношения к рынку у части российских граждан вызваны прежде всего экономическими труд­ностями, но часто проявляются как ценностные ориентации. И на­оборот, ценностные ориентации, как правило, обосновываются эко­номическими причинами.

    Одним из ключевых понятий в социальном конфликте является неудовлетворенность. Накопление неудовлетворенности существую­щим положением дел или ходом развития событий ведет к росту со­циальной напряженности. При этом происходит трансформация не­удовлетворенности из субъективно-объективных отношений в субъ­ективно-субъективные. Суть этой трансформации заключается в том, что потенциальный субъект конфликта, недовольный объек­тивно существующим положением дел, выявляет (персонифициру-

    ет) реальных и предполагаемых виновников неудовлетворенности. Одновременно происходит осознание субъектом (субъектами) кон­фликта неразрешимости сложившейся конфликтной ситуации обычными способами взаимодействия.

    Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансфор­мируется в открытый конфликт. Однако сама по себе конфликтная ситуация может существовать длительный период времени и не пе­рерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, не­обходим инцидент.

    Инцидент - это формальный повод для начала непосредствен­ного столкновения сторон. Например, убийство в г. Сараево на­следника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его жены, осуществленное группой боснийских террористов 28 августа 1914 г., послужило формальным поводом для начала Первой миро­вой войны, хотя напряженность между Антантой и Германским во­енным блоком существовала уже много лет.

    Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоци­рован субъектом (субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сила», пресле­дующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.

    Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качест­во. В сложившейся ситуации возможны три основных варианта по­ведения конфликтующих сторон:

    1) стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоре­чия и найти компромисс;

    2) одна из сторон делает вид, что ничего особенного не про­изошло (уход от конфликта);

    3) инцидент становится сигналом к началу открытого противо­стояния.

    Выбор того или иного варианта во многом зависит от кон­фликтной установки (целей, ожиданий, эмоциональных ориента­ции) сторон.

    2. Собственно конфликт. Начало открытого противоборства сто­рон является результатом конфликтного поведения, под которым по­нимают действия, направленные на противостоящую сторону с це­лью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппо­нента к отказу от своих целей или к их изменению. Конфликтологи выделяют несколько форм конфликтного поведения:

      Активно-конфликтное поведение (вызов);

      Пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);

      Конфликтно-компромиссное поведение;

      Компромиссное поведение.

    В зависимости от конфликтной установки и формы конфликт­ного поведения сторон конфликт приобретает собственную логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать до­полнительные причины своего углубления и разрастания. Каждая новая «жертва» становится «оправданием» для эскалации конфлик­та. Поэтому каждый конфликт является в определенной степени уникальным.

    Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его второй стадии:

      1) переход конфликта из латентного состояния в открытое про­тивоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще существуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами;

      2) дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения сво­их целей и блокирования действий противника вводятся все новые и новые ресурсы сторон. Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все более неуправляемым и непред­сказуемым;

      3) конфликт достигает своего апогея и принимает форму тоталь­ной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нане­сение максимального урона противнику.

    3. Стадия разрешения конфликта. Длительность и интенсивность конфликта зависят от многих факторов: от целей и установок сто­рон, от имеющихся в их распоряжении ресурсов, от средств и мето­дов ведения борьбы, от реакции на конфликт окружающей среды, от символов победы и поражения, от имеющихся и возможных спо­собов (механизмов) нахождения консенсуса и т. д.

    На определенной стадии развития конфликта у конфликтую­щих сторон могут существенно измениться представления о своих возможностях и о возможностях противника. Наступает момент «переоценки ценностей», обусловленный новыми, возникшими в результате конфликта отношениями, новой расстановкой сил, осоз­нанием невозможности достичь целей или непомерной ценой успе­ха. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликт­ного поведения. В этой ситуации одна или обе конфликтующие стороны начинают искать пути выхода из конфликта и накал борь-

    бы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начи­нается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.

    На стадии разрешения конфликта возможны следующие вари­анты развития событий:

      1) очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;

      2) борьба идет до полного поражения одной из сторон;

      3) из-за недостатка ресурсов борьба принимает затяжной, вяло­текущий характер;

      4) исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) побе­дителя, стороны идут на взаимные уступки в конфликте;

      5) конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы.

    Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся ясные условия его прекращения. В полностью институ­ционализированном конфликте такие условия могут быть определе­ны еще до начала противоборства (например, как в игре, где суще­ствуют правила ее завершения), а могут быть выработаны и взаимно согласованы уже в ходе развития конфликта. Если же конфликт не институционализирован или институционализирован частично, то возникают дополнительные проблемы его завершения. Существуют также абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников. Следовательно, чем жестче очерчен предмет спора, чем очевиднее признаки, знаменую­щие победу и поражение сторон, тем больше шансов, что конфликт будет локализован во времени и пространстве и тем меньше потре­буется жертв для его разрешения.

    Существуют много способов завершения конфликта. В основ­ном они направлены на изменение самой конфликтной ситуации либо путем воздействия на участников конфликта, либо путем из­менения характеристики объекта конфликта, либо иными способа­ми, а именно:

      1) устранение объекта конфликта;

      2) замена одного объекта другим;

      3) устранение одной стороны участников конфликта;

      4) изменение позиции одной из сторон;

      5) изменение характеристик объекта и субъекта конфликта;

      6) получение новых сведений об объекте или наложение на него дополнительных условий;

      7) недопущение непосредственного или опосредованного взаи­модействия участников;

      8) приход участников конфликта к единому решению (консен­сусу) или обращение их к «арбитру» при условии подчинения любо­му его решению.

    Существуют и другие способы завершения конфликта. Напри­мер, военный конфликт между боснийскими сербами, мусульмана­ми и хорватами был прекращен методом принуждения. Миротвор­ческие силы (НАТО, ООН) буквально принудили конфликтующие стороны сесть за стол переговоров.

    Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление доступных до­говоренностей. В межличностных и межгрупповых конфликтах ре­зультаты переговоров могут иметь форму устных договоренностей и взаимных обязательств сторон. Обычно одним из условий для нача­ла переговорного процесса является временное перемирие. Однако возможны варианты, когда на стадии предварительных договорен­ностей стороны не только не прекращают «боевых действий», но идут на обострение конфликта, стремясь упрочить свои позиции на переговорах.

    Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса кон­фликтующих сторон и включают следующие возможные процедуры:

      1) признание наличия конфликта;

      2) утверждение процедурных правил и норм;

      3) выявление основных спорных вопросов (оформление прото­кола разногласий);

      4) исследование возможных вариантов решения проблем;

      5) поиск соглашений по каждому спорному вопросу и по урегу­лированию конфликта в целом;

      6) документальное оформление достигнутых договоренностей;

      7) выполнение всех принятых взаимных обязательств1. Переговоры могут отличаться друг от друга с точки зрения как уровня договаривающихся сторон, так и существующих между ними разногласий, но основные процедуры (элементы) переговоров оста­ются неизменными.

    В основу переговорного процесса может быть положен метод компромисса, основанный на взаимных уступках сторон, или метод

      1 См.: Конфликтные ситуации в трудовых коллективах и методы их разреше­ния. Л., 1990. С. 29-30

    консенсуса, ориентированный на совместное решение существую­щих проблем.

    Методы ведения переговоров и их результаты зависят не только от отношения между противоборствующими сторонами, но и от внутреннего положения каждой из сторон, от отношения с союзни­ками, а также от других внеконфликтных факторов.

    4. Послеконфликтная стадия. Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений:

      Насколько удалось в ходе конфликта и последующих перего­ворах достичь преследуемой цели;

      Какими методами и способами велась борьба;

      Насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.);

      Насколько велика степень ущемленности чувства собственно­го достоинства той или иной стороны;

      Удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональ­ное напряжение сторон;

      Какие методы были положены в основу переговорного про­цесса;

      Насколько удалось сбалансировать интересы сторон;

      Был ли компромисс навязан под силовым давлением (одной из сторон или некоей «третьей силой») или явился результа­том взаимного поиска разрешения конфликта;

      Какова реакция окружающей социальной среды на итоги кон­фликта.

    Если одна или обе стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность во взаимоот­ношениях сторон сохранится, а прекращение конфликта может вос­приниматься как временная передышка. Мир, заключенный вслед­ствие обоюдного истощения ресурсов, также не всегда способен разрешить основные спорные проблемы, послужившие причиной конфликта. Наиболее прочным является мир, заключенный на ос­нове консенсуса, когда стороны считают конфликт полностью раз­решенным и строят свои отношения на основе доверия и сотрудни­чества.

    Послеконфликтная стадия знаменует собой новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, новое видение су-

    шествующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей. Например, чеченская война буквально заставила высшее россий­ское руководство по-новому взглянуть на ситуацию во всем Кавказ­ском регионе и более реально оценить боевой и экономический по­тенциал России.

    Вопросы для самопроверки

      1. Что такое социальный конфликт?

      2. Из каких элементов состоит структура конфликта?

      3. Какие виды конфликтов вы знаете?

      4. В чем особенность эмоционального конфликта?

      5. Перечислите способы и стадии развития конфликта.

      6. Что такое социальная напряженность, какова ее природа?

      7. Перечислите основные способы разрешения конфликта.

      8. Что такое институализация конфликта?

    Литература

      Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. Артемов Г. П. Политическая социология: Учебное пособие. М., 2002.

      Волков Ю. Г. Социология: элементарный курс. М., 2003.

      Гидденс Э. Социология. М., 1999.

      Добренькое В. И, Кравченко А. И. Социология: В 3 т. М, 2000.

      Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.

      Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. М, 1999-2001.

      Козырев Г. И. Социология. Учебное пособие. М., 2003.

      Кравченко А. И. Социология: Учебник для вузов. М., 2003.

      Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

      Рысь Ю. К, Степанов В. Е. Социология: Учебник. М., 2003.

      Смелзер Н. Социология. М., 1994.

      Сорокин Л. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

      Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

      Фролов С. С. Социология. М., 2000.

      Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

      Эфендиев А. Г. Общая социология. М., 2002.

    Динамика конфликта

    Важной характеристикой конфликта является его динамика. Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.

    Этапы конфликта – отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

    1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

    2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

    3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

    4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

    5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

    Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

    Основными фазами конфликта являются:

    1) начальная фаза;

    2) фаза подъема;

    3) пик конфликта;

    4) фаза спада.

    Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1–м цикле может начаться фаза подъема 2–го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3–й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рис. 2.3):



    Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также возможности менеджера по его разрешению отражены в табл. 2.3.

    Рис. 2.3. Фазы конфликта

    Таблица 2.3. Соотношение фаз и этапов конфликта

    Также выделяют следующие три основные стадии развития конфликта:

    1) латентную стадию(предконфликтная ситуация),

    2) стадию открытого конфликта,

    3) стадию разрешения (завершения) конфликта.

    1. На скрытой (латентной) стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и главные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конфликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной.

    На этой “инкубационной” стадии развития конфликта могут предприниматься попытки решить вопрос полюбовно, например отменить приказ о дисциплинарном взыскании, улучшить условия труда и т.п. Но при отсутствии положительной реакции на эти попытки конфликт переходит в открытую стадию.

    2. Признаком перехода скрытой (латентной) стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Как отмечалось выше, конфликтное поведение представляет собой выраженные вовне действия сторон. Их специфика как особой формы взаимодействия состоит в том, что они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей. Другими признаками конфликтных действий являются:

    • расширение числа участников;
    • нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к личностным;
    • смещение эмоциональной окраски конфликтов сторону темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть и т.п.;
    • возрастание степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.

    Вся совокупность действий участников конфликта на его открытой стадии характеризуется терминам эскалация, под которым понимаются интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих новые предпосылки для негативного исхода конфликта.

    Последствия эскалации, целиком зависящие от позиции сторон, особенно той, которая имеет большие ресурсы, силы, могут быть двух видов.

    В случае несовместимости сторон, стремления к уничтожению другой стороны последствия открытой стадии конфликта могут быть катастрофическими, привести к развалу добрых отношений или даже к уничтожению одной из сторон.