Красавица, не хочешь ли на волю?

С людьми пожить?

Снегурочка

Хочу, хочу, пустите!

Мороз

А что манит тебя покинуть терем

Родительский, и что у берендеев

Завидного нашла?

Снегурочка

Людские песни.

Бывало я, прижавшись за кустами

Колючими, гляжу не нагляжуся

На девичьи забавы. Одинокой

Взгрустнется мне, и плачу. Ах, отец,

С подружками по алую малину,

По черную смородину ходить,

Аукаться; а зорькою вечерней

Круги водить под песни, – вот что мило

Снегурочке. Без песен жизнь не в радость.

Пусти, отец! Когда, зимой холодной,

Вернешься ты в свою лесную глушь,

В сумеречки тебя утешу, песню

Под наигрыш метели запою

Веселую. У Леля перейму

И выучусь скорехонько.

Мороз

Узнала ты откуда?

Снегурочка

Из кусточка

Ракитова; пасет в лесу коровок

Да песенки поет.

Мороз

Почем же знаешь,

Что это Лель?

Снегурочка

К нему девицы ходят

Красавицы, и по головке гладят,

В глаза глядят, ласкают и целуют.

И Лелюшком и Лелем называют,

Пригоженьким и миленьким.

Весна

Пригожий Лель горазд на песни?

Снегурочка

Слыхала я на жаворонков пенье,

Дрожащее над нивами, лебяжий

Печальный клич над тихими водами,

И громкие раскаты соловьев,

Певцов твоих любимых; песни Леля

Милее мне. И дни и ночи слушать

Готова я его пастушьи песни.

И слушаешь, и таешь…

Мороз (Весне)

Слышишь: таешь!

Ужасный смысл таится в этом слове.

Из разных слов, придуманных людьми,

Страшней всего Морозу слово: таять.

Снегурочка, беги от Леля, бойся

Речей его и песен. Ярым солнцем

Пронизан он насквозь. В полдневный зной,

Когда бежит от Солнца все живое

В тени искать прохлады, гордо, нагло

На припеке лежит пастух ленивый,

В истоме чувств дремотной подбирает

Лукавые заманчивые речи,

Коварные обманы замышляет

Для девушек невинных. Песни Леля

И речь его – обман, личина, правды

И чувства нет под ними, то лишь в звуки

Одетые палящие лучи.

Снегурочка, беги от Леля! Солнца

Любимый сын-пастух, и так же ясно,

Во все глаза, бесстыдно, прямо смотрит,

И так же зол, как Солнце.

Снегурочка

Послушное дитя; но ты уж очень

Сердит на них, на Леля с Солнцем; право,

Ни Леля я, ни Солнца не боюсь.

Весна

Снегурочка, когда тебе взгрустнется,

Иль нужда в чем, – девицы прихотливы,

О ленточке, о перстенечке плакать

Серебряном готовы, – ты приди

На озеро, в Ярилину долину,

Покличь меня. Чего б ни попросила,

Отказу нет тебе.

Снегурочка

Спасибо, мама,

Красавица.

Мороз

Вечернею порой

Гуляючи, держися ближе к лесу,

А я отдам приказ тебя беречь.

Ау, дружки! Лепетушки, Лесовые!

Заснули, что ль? Проснитесь, отзовитесь

Из сухого дупла вылезает Леший , лениво дотягиваясь и зевая.

Леший

Мороз

Снегурочку блюдите! Слушай, Леший,

Чужой ли кто, иль Лель-пастух пристанет

Без отступа, аль силой взять захочет,

Чего умом не может: заступись.

Мани его, толкай его, запутай

В лесную глушь, в чащу; засунь в чепыжник,

Иль по пояс в болото втисни.

Леший

(Складывает над головой руки и проваливается в дупло.)

Весна

Валит толпа веселых берендеев.

Пойдем, Мороз! Снегурочка, прощай!

Живи, дитя, счастливо!

Снегурочка

Мама, счастья

Найду иль нет, а поищу.

Мороз

Снегурочка, дочурка! Не успеют

С полей убрать снопов, а я вернусь.

Увидимся.

Весна

Пора бы гнев на милость

Переменить. Уйми метель! Народом

Везут ее, толпами провожают

Широкую…

(Уходит.)

Вдали крики: "честная Масленица!" Мороз, уходя, машет рукой; метель унимается, тучи убегают. Ясно, как в начале действия. Толпы берендеев: одни подвигают к лесу сани с чучелой Масленицы, другие стоят поодаль.

Данный конспект направлен на воспитание интереса и бережного отношения к культурному наследию народа, раскрывает красоту русской природы и её влияние на формирование чувств в опере "Снегурочка".Цель урока - научить глубоко воспринимать музыку самой разной сложности и разбираться в музыкальной драмматурги произведений на основе принципов музыкально-симфонического тразвития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План конспект урока.

Тема урока: В музыкальном театре.

«Снегурочка». Волшебное дитя природы.

Тип урока: интегрированный, изучение нового материала.

Класс: 3

Цель : привлечь внимание учащихся к произведению крупных форм – оперы,

Разбираться в музыкальной драматургии произведения на основе освоения

Принципов музыкально – симфонического развития.

Образовательная задача:

Побудить учащихся к творчеству на основе совокупного восприятия

Художественных и музыкальных образов,

Воздействовать на чувства и эмоции детей,

Уметь определять и сравнивать характер, настроение, средства выразительности в музыкальном произведении.

Развивающая задача:

Развивать умения творческих способностей учащихся видеть и слышать в понимании жизненного смысла произведения.

Воспитательная задача:

Воспитывать интерес и бережное отношение к культурному наследию народа.

Методы обучения: беседа, показ слайдов, прослушивание аудиозаписей.

Формы организации урока: устный опрос (индивидуальный и групповой).

Комплексно – методическое обеспечение: проектор для мультимедийных слайдов, компьютер, компакт – диск, пианино, ноты к музыкальному произведению.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

У.: Здравствуйте ребята! Я вижу, что настроение у вас хорошее, вы готовы к уроку и можно начинать наше путешествие в мир музыки.

На уроках музыки и чтения вы не раз отправлялись в удивительную страну сказок. Мы говорили, что источник сказок - сама жизнь, мечты человека, окружающая природа.

Сегодня мы проникнем в сказочную страну, созданную в пьесе «Снегурочка», А.Н. Островским в 1873 г. И в опере «Снегурочка» написанной по сюжету этой пьесы в 1881 г. Н.А. Римским – Корсаковым.

Мы услышим, как проявилась неисчерпаемая фантазия композитора в создании сказочного персонажа и волшебных картин природы в жанре оперы. Посмотрим, как в литературе и в музыке показан образ Снегурочки превращение её из существа волшебного в земное.

Сюжет вам известен, события происходят в Берендеевом царстве.

Слайды №1: природа, Берендеева слобода, Мать – весна.

В глухих, дремучих лесах скрывает Дед Мороз свою дочку Снегурочку, родившуюся от союза Тепла и Холода, дочку Деда Мороза и Весны – Красны. Оберегает отец Снегурочку от Ярилы – Солнца. Но вот однажды весенним утром в слободке берендеев появилась юная красавица, нежная и хрупкая Снегурочка. Её давно манили люди, людские песни, которые пел молодой пастух Лель. Она не понимала, но хотела понять, что движет людьми.

Задание:

У .: если Римский – Корсаков создавал оперу по сказке Островского, может быть поэтические строки подскажут вам суть характера Снегурочки, её интонационный строй? Вслушайтесь!

Попробуйте отыскать в тексте « музыкальные зацепки».

Слайд №2 : (текст)

Учитель читает.

Мороз

Снегурка!

Снегурушка, дитя моё!

Снегурочка (выглядывает из лесу)

Ау!

(подходит к отцу)

Бывало, я, прижавшись за кустами

Колючими, гляжу не нагляжуся

На девичьи забавы. Одинокой

Взгрустнётся мне. И плачу. Ах, отец!

С подружками по алую малину,

По чёрную смородину ходить.

Аукаться; а зорькою вечерней

Круги водить под песни, вот что мило

Снегурочке. Без песен жизнь не в радость.

У.: Каков же портрет Снегурочки? Какой предстаёт она при первой встрече? Д.: она весёлая, очень хочется водить с подружками хороводы, ходить по ягоды.

У.: А когда ей бывает грустно?

Д.: Когда она одинока.

У.: В её жизни есть тревоги, заботы?

Д.: Нет. Ей легко живётся на белом свете.

У.: И какую музыку вы бы вложили в уста Снегурочки?

Д.: Весёлую, танцевальную, близкую к хороводным.

У.: А какие в ней будут интонации?

Д.: Русские.

У.: Почему?

Д.: Ведь она слышит от девушек, от Леля русские народные песни. В мелодии Снегурочки должны быть и лирические интонации, ведь она часто грустит.

У.: Интересно! Русские хороводные; народные, лирические интонации… Да это портрет какой- нибудь девушки – подруженьки из берендеевой слободы! А где же Снегурочка, дитя Холода, Зимней стужи? Как выделить музыкально её из мира людей? Не поможет ли нам в этом картина В. Васнецова «Снегурочка».

Слайд № 3: картина В. Васнецова «Снегурочка»

У.: Шагнём за рамки картины и окажемся…

Д.: …в волшебном лесу.

У.: Где всё хранит покой, наполнено загадочной тишиной.

Разговор о картине : картина необычайно красива. Несмотря на оцепенелость зимней стужи, сугробов, мохнатых елей под зимним покровом, живописное полотно притягивает, очаровывает необычайной гаммой красок: снег вовсе небелый или голубой, а жемчужно – серебристый. Снегурочка как бы растворяется в этом сказочном мире, здесь её дом.

У.: Снегурочка какой персонаж?

Д.: Сказочный. И в её музыке тоже должно быть что – то сказочное. Музыка будет волшебная, зимняя, в ней должны звенеть хрусталинки, льдинки холода.

Д.: Да, могут звенеть колокольчики; или высоко и нежно звучать флейта, голос тоже должен быть высоким и звонким…

У.: Перед тем как мы послушаем арию Снегурочки, вы должны знать понятие арии. Ария это непросто песня, а, как правило, песенная музыка, выражающая мысли и чувства действующего лица оперного спектакля.

СЛУШАНИЕ АРИИ СНЕГУРОЧКИ «С ПОДРУЖКАМИ ПО ЯГОДУ ХОДИТЬ».

У.: Давайте сравним ваше «предчуствие» музыкального образа и его авторское решение. Какой голос исполнял арию?

Д.: Высокий.

У.: Правильно. В музыке высокий голос называется сопрано. Снегурочка пела голосом колоратурным сопрано . Колоратура (от латинского слова, означающего раскраска) – это всевозможные виды виртуозных украшений (орнаментов), колоратурное пение – пение, украшенное блестящими пассажами.

Скажите, какой первый возглас мы слышали от Снегурочки, когда её позвал Мороз?

Д.: Ау!

У.: Колоратурные пассажи Снегурочки развиваются из интонации ауканья. Как выдумаете, как воспринимаются эти интонации как человеческие или как «голос природы»?

У.: Зовут Снегурочку, и вот – аукается из леса, выходит из – за деревьев снежная красавица. Она с радостью пойдёт к людям!

У.: Какое настроение передано в музыке?

Д.: Лёгкое, беззаботное, игривое.

У.: Близки ли интонации арии народным песням?

Д.: Близки к русским хороводным песням.

У.: Какой знакомый вам инструмент симфонического оркестра вторит высокому, прозрачному голосу Снегурочки?

Д.: Флейта.

У.: Да. Мы услышали «холодок» флейты, которая звучала как подголосок, то вступала в «диалог» со Снегурочкой.

Вывод : мы увидели волшебную, снежно – холодную девочку, прелестную дочь Весны и Мороза, не ведающую ни любви, ни горя.

Чудесный венок, подаренный Снегурочке Весной – Красной, рождает в её сердце прекрасное человеческое чувство – любовь. Мир в глазах Снегурочки преображается!

Слайд №4. (текст)

Снегурочка.

Ах, мама, что теперь со мной!

Какой красой зелёный лес оделся!

Берегами и озером нельзя налюбоваться,

Вода манит, кусты зовут меня

Под сень свою; а небо, мама, небо!

Разлив зари зыбучими волнами

Колышется.

У.: А мир души Снегурочки, что с ним?

Д.: Изменился внутренний мир. Её переполняют чувства, которые ей неизвестны.

У.: Да. Её сердце переполняют чувства ей незнакомые. Это живые человеческие чувства.

У.: Чем объяснить поступок Матери Весны? Ведь венок любви – гибель для Снегурочки?

Д.: Весна поняла желание Снегурочки хотя бы на мгновение стать человеком, увидеть красоту мира, полюбить искренне.

Кульминация урока – сцена таяния Снегурочки.

У.: Мы услышим превращение Снегурочки из существа волшебного в земное, снежно – холодной девочки в страстно любящую, тончайшее движение её души. Наивное и резвое дитя, не ведающее ни любви ни горя, в финале она гибнет от вспыхнувшей в ней любви.

Слайд № 5.

Снегурочка.

Но что со мной? Блаженство или смерть?

Какой восторг! Какая чувств истома!

О, Мать Весна, благодарю тебя за радость.

За сладкий дар любви! Какая нега

Томящая течёт во мне! О, Лель,

В ушах твои чарующие песни

В очах огонь… и в сердце… и в крови

Во всей огонь. Люблю и таю…

Д.: Музыка будет звучать нежно, задушевно, тепло.

СЛУШАНИЕ СЦЕНЫ ТАЯНИЯ.

У.: Вы правы. Музыка звучала задушевно, в ней много нежности и тепла, она тиха и прозрачно как облако.

А какой появляется тембр в диалоге голоса и оркестра?

Д.: Поют скрипки, а арфа изобразила как растаяла Снегурочка.

У.: Мы услышали в место «льдинок» флейты в вокальной партии Снегурочки нежнейшую, чарующую, одухотворённую скрипку, которая подчеркнула теплоту и сердечность чувств и арфу, которая изобразила нам истаивающую и растворяющуюся Снегурочку. Снегурочка исчезла «как вешний снег, растаяла она».

Сцена таяния Снегурочки это – гимн могучей силе любви и гимн светлым силам природы. По этому поводу академик Б.В. Асафьев писал: «…Никакой торжественный ритуал и никакие убеждения в том, что всё свершается, как быть должно и идёт своей чередой, не уверяют нас в справедливости возмездия Солнца… Нам жалко Снегурочки, жалко минувшей весны с её нежными зорями, тихим светом вечерним и скромными белыми ландышами».

Итог урока: мы услышали превращение Снегурочки наивного, не ведающею ни любви, ни горя в любящую, для которой открылась красота мира. Соприкоснулись с жанром оперы, где наиболее полно можно раскрыть художественный образ. Трансформация тем Снегурочки – блеск композиторского мастерства.


Явление третье

Весна , Мороз , Снегурочка , потом Леший .


Весна

Ах, бедная Снегурочка, дикарка,

Поди ко мне, тебя я приголублю.

(Ласкает Снегурочку.)

Красавица, не хочешь ли на волю?

С людьми пожить?


Снегурочка

Хочу, хочу, пустите!


Мороз

А что манит тебя покинуть терем

Родительский, и что у берендеев

Завидного нашла?


Снегурочка

Людские песни.

Бывало я, прижавшись за кустами

Колючими, гляжу не нагляжуся

На девичьи забавы. Одинокой

Взгрустнется мне, и плачу. Ах, отец,

С подружками по алую малину,

По черную смородину ходить,

Аукаться; а зорькою вечерней

Круги водить под песни, – вот что мило

Снегурочке. Без песен жизнь не в радость.

Пусти, отец! Когда, зимой холодной,

Вернешься ты в свою лесную глушь,

В сумеречки тебя утешу, песню

Под наигрыш метели запою

Веселую. У Леля перейму

И выучусь скорехонько.


Мороз

Узнала ты откуда?


Снегурочка

Из кусточка

Ракитова; пасет в лесу коровок

Да песенки поет.


Мороз

Почем же знаешь,

Что это Лель?


Снегурочка

К нему девицы ходят

Красавицы, и по головке гладят,

В глаза глядят, ласкают и целуют.

И Лелюшком и Лелем называют,

Пригоженьким и миленьким.


Весна

Пригожий Лель горазд на песни?


Снегурочка

Слыхала я на жаворонков пенье,

Дрожащее над нивами, лебяжий

Печальный клич над тихими водами,

И громкие раскаты соловьев,

Певцов твоих любимых; песни Леля

Милее мне. И дни и ночи слушать

Готова я его пастушьи песни.

И слушаешь, и таешь…


Мороз (Весне)

Слышишь: таешь!

Ужасный смысл таится в этом слове.

Из разных слов, придуманных людьми,

Страшней всего Морозу слово: таять.

Снегурочка, беги от Леля, бойся

Речей его и песен. Ярым солнцем

Пронизан он насквозь. В полдневный зной,

Когда бежит от Солнца все живое

В тени искать прохлады, гордо, нагло

На припеке лежит пастух ленивый,

В истоме чувств дремотной подбирает

Лукавые заманчивые речи,

Коварные обманы замышляет

Для девушек невинных. Песни Леля

И речь его – обман, личина, правды

И чувства нет под ними, то лишь в звуки

Одетые палящие лучи.

Снегурочка, беги от Леля! Солнца

Любимый сын-пастух, и так же ясно,

Во все глаза, бесстыдно, прямо смотрит,

И так же зол, как Солнце.


Снегурочка

Послушное дитя; но ты уж очень

Сердит на них, на Леля с Солнцем; право,

Ни Леля я, ни Солнца не боюсь.


Весна

Снегурочка, когда тебе взгрустнется,

Иль нужда в чем, – девицы прихотливы,

О ленточке, о перстенечке плакать

Серебряном готовы, – ты приди

На озеро, в Ярилину долину,

Покличь меня. Чего б ни попросила,

Отказу нет тебе.


Снегурочка

Спасибо, мама,

Красавица.


Мороз

Вечернею порой

Гуляючи, держися ближе к лесу,

А я отдам приказ тебя беречь.

Ау, дружки! Лепетушки, Лесовые!

Заснули, что ль? Проснитесь, отзовитесь


Из сухого дупла вылезает Леший , лениво дотягиваясь и зевая.


Леший


Мороз

Снегурочку блюдите! Слушай, Леший,

Чужой ли кто, иль Лель-пастух пристанет

Без отступа, аль силой взять захочет,

Чего умом не может: заступись.

Мани его, толкай его, запутай

В лесную глушь, в чащу; засунь в чепыжник,

Иль по пояс в болото втисни.


Леший

(Складывает над головой руки и проваливается в дупло.)


Весна

Валит толпа веселых берендеев.

Пойдем, Мороз! Снегурочка, прощай!

Живи, дитя, счастливо!

* * *

Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время. Пролог на Красной горке, вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея. Первое действие в заречной слободе Берендеевке. Второе действие во дворце царя Берендея. Третье действие в заповедном лесу. Четвертое действие в Ярилиной долине.

Лица

Весна-Красна.

Дед-Мороз.

Девушка-Снегурочка.

Леший.

Масленица – соломенное чучело.

Бобыль Бакула.

Бобылиха, его жена.

Берендеи обоего пола и всякого возраста.

Свита Весны, птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки и другие.

Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистый березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея; дворцы, дома, избы, все деревянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна серебрит всю открытую местность. Вдали кричат петухи.

Явление первое

Леший сидит на сухом пне. Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами, – Весна-Красна на журавлях, лебедях и гусях спускается на землю, окруженная свитой птиц.

Леший


Конец зиме пропели петухи,
Весна-Красна спускается на землю.
Полночный час настал, сторожку Леший
Отсторожил, – ныряй в дупло и спи!

(Проваливается в дупло.)

Весна-Красна спускается на Красную горку в сопровождении птиц.

Весна-Красна


В урочный час обычной чередою
Являюсь я на землю берендеев,
Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна.
Печальный вид: под снежной пеленою
Лишенные живых, веселых красок,
Лишенные плодотворящей силы,
Лежат поля остылые. В оковах
Игривые ручьи, – в тиши полночи
Не слышно их стеклянного журчанья.
Леса стоят безмолвны, под снегами
Опущены густые лапы елей,
Как старые, нахмуренные брови.
В малинниках, под соснами стеснились
Холодные потемки; ледяными
Сосульками янтарная смола
Висит с прямых стволов. А в ясном небе
Как жар горит луна и звезды блещут
Усиленным сиянием. Земля,
Покрытая пуховою порошей,
В ответ на их привет холодный кажет
Такой же блеск, такие же алмазы
С вершин дерёв и гор, с полей пологих,
Из выбоин дороги прилощенной.
И в воздухе повисли те же искры,
Колеблются, не падая, мерцают.
И все лишь свет, и все лишь блеск холодный,
И нет тепла. Не так меня встречают
Счастливые долины юга, там
Ковры лугов, акаций ароматы,
И теплый пар возделанных садов,
И млечное, ленивое сиянье
От матовой луны на минаретах,
На тополях и кипарисах черных.
Но я люблю полунощные страны
Мне любо их могучую природу
Будить от сна и звать из недр земных
Родящую, таинственную силу,
Несущую беспечным берендеям
Обилье жит неприхотливых. Любо
Обогревать для радостей любви,
Для частых игр и празднеств убирать
Укромные кустарники и рощи
Шелко́выми коврами трав цветных.

(Обращаясь к птицам, которые дрожат от холода.)


Товарищи: сороки-белобоки,
Веселые болтушки-щекотуньи,
Угрюмые грачи, и жаворо́нки,
Певцы полей, глашатаи весны,
И ты, журавль, с своей подругой цаплей,
Красавицы-лебедушки, и гуси
Крикливые, и утки-хлопотуньи,
И мелкие пичужки, – вы озябли?
Хоть стыдно мне, а надо признаваться
Пред птицами. Сама я виновата,
Что холодно и мне, Весне, и вам.
Шестнадцать лет тому, как я для шутки
И теша свой непостоянный нрав,
Изменчивый и прихотливый, стала
Заигрывать с Морозом, старым дедом,
Проказником седым; и с той поры
В неволе я у старого. Мужчина
Всегда таков, немножко воли дай,
А он и всю возьмет, уж так ведется
От древности. Оставить бы седого,
Да вот беда, у нас со старым дочка -
Снегурочка. В глухих лесных трущобах,
В нетающих лединах возращает
Старик свое дитя. Любя Снегурку,
Жалеючи ее в несчастной доле,
Со старым я поссориться боюсь;
А он и рад тому – знобит, морозит
Меня, Весну, и берендеев. Солнце
Ревнивое, на нас сердито смотрит
И хмурится на всех; и вот причина
Жестоких зим и холодов весенних.
Дрожите вы, бедняжки? Попляшите,
Согреетесь! Видала я не раз,
Что пляскою отогревались люди.
Хоть нехотя, хоть с холоду, а пляской
Отпразднуем прилет на новоселье.

Одни птицы принимаются за инструменты, другие запевают, третьи пляшут.

Хор птиц


Сбирались птицы,
Сбирались певчи
Стадами, стадами.
Садились птицы,
Садились певчи
Рядами, рядами.
А кто у вас, птицы,
А кто у вас, певчи,
Большие, большие?
А кто у вас, птицы,
А кто у вас, певчи,
Меньшие, меньшие?
Орел – воевода,
Перепел – подьячий,
Подьячий, подьячий.
Сова – воеводша,
Желтые сапожки,
Сапожки, сапожки.
Гуси – бояре,
Утята – дворяне,
Дворяне, дворяне,
Чирята – крестьяне,
Воробьи – холопы,
Холопы, холопы.
Журавль у нас – сотник
С долгими ногами,
Ногами, ногами.
Петух – целовальник,
Чечет – гость торговый,
Торговый, торговый
Ласточки-молодки -
Касатки девицы,
Девицы, девицы.
Дятел у нас – плотник,
Рыболов – харчевник,
Харчевник, харчевник.
Блинница цапля,
Кукушка – кликуша.
Кликуша, кликуша.
Красная рожа
Ворона пригожа,
Пригожа, пригожа.
Зимой по дорогам,
Летом по застрехам,
Застрехам, застрехам.
Ворона в рогоже,
Нет ее дороже,
Дороже, дороже.

Из лесу на пляшущих птиц начинает сыпаться иней, потом хлопья снега, подымается ветер, – набегают тучи, закрывают луну, мгла совершенно застилает даль. Птицы с криком жмутся к Весне.

Весна-Красна (птицам)


В кусты скорей, в кусты! Шутить задумал
Старик Мороз. До утра подождите,
А завтра вам растают на полях
Проталинки, на речке полыньи.
Погреетесь на солнышке немного,
И гнездышки начнете завивать.

Птицы уходят в кусты, из леса выходит Мороз .

Явление второе

Весна-Красна, Дед-Мороз.

Мороз


Весна-Красна, здорово ли вернулась?

Весна


И ты здоров ли, Дед-Мороз?

Мороз


Спасибо,
Живется мне не худо. Берендеи
О нынешней зиме не позабудут,
Веселая была; плясало солнце
От холоду на утренней заре,
А к вечеру вставал с ушами месяц.
Задумаю гулять, возьму дубинку,
Повыясню, повысеребрю ночку,
Уж то-то мне раздолье и простор.
По богатым посадским домам
Колотить по углам,
У ворот вереями скрипеть,
Под полозьями петь
Любо мне,
Любо, любо, любо.
Из леску по дорожке за возом воз,
На ночлег поспешает скрипучий обоз.
Я обоз стерегу,
Я вперед забегу,
По край-поля, вдали,
На морозной пыли
Лягу маревом,
Средь полночных небес встану заревом.
Разольюсь я, Мороз,
В девяносто полос,
Разбегуся столбами, лучами несметными,
Разноцветными.
И толкутся столбы и спираются,
А под ними снега загораются.
Море свету-огня, яркого,
Жаркого,
Пышного;
Там синё, там красно, а там вишнево.
Любо мне.
Любо, любо, любо.
Еще злей я о ранней поре,
На румяной заре.
Потянуся к жильям из оврагов полянами,
Подкрадусь, подползу я туманами.
Над деревней дымок завивается,
В одну сторону погибается;
Я туманом седым
Заморожу дым.
Как он тянется,
Так останется,
По-над по́лем, по-над лесом
Перевесом,
Любо мне,
Любо, любо, любо.

Весна


Не дурно ты попировал, пора бы
И в путь тебе, на север.

Мороз


Не гони,
И сам уйду. Не рада старику,
Про старое скоренько забываешь,
Вот я, старик, всегда один и тот же.

Весна


У всякого свой норов и обычай.

Мороз


Уйду, уйду, на утренней заре,
По ветерку, умчусь к сибирским тундрам.
Я соболий треух на уши,
Я оленью доху на плечи,
Побрякушками пояс увешаю;
По чумам, по юртам кочевников,
По зимовкам зверовщиков
Захожу, заброжу, зашаманствую,
Будут мне в пояс кланяться.
Владычество мое в Сибири вечно,
Конца ему не будет. Здесь Ярило
Мешает мне, и ты меня меняешь
На глупую породу празднолюбцев.
Лишь праздники считать да браги парить
Корчажные, да ва́ри ведер в сорок
Заваривать медовые умеют.
Весеннего тепла у солнца просят.
Зачем – спроси? Не вдруг пахать возьмется,
Не лажена соха. Кануны править,
Да бражничать, веснянки петь, кругами
Ходить всю ночь с зари и до зари, -
Одна у них забота.

Весна


На кого же
Снегурочку оставишь?

Мороз


Дочка наша
На возрасте, без нянек обойдется.
Ни пешему, ни конному дороги
И следу нет в ее терём. Медведи
Овсянники и волки матерые
Кругом двора дозором ходят; филин
На маковке сосны столетней ночью,
А днем глухарь вытягивают шеи,
Прохожего, захожего блюдут.

Весна


Тоска возьмет меж филинов и леших
Одной сидеть.

Мороз


А теремная челядь!
В прислужницах у ней на побегушках
Лукавая лисица-сиводушка,
Зайчата ей капустку добывают;
Чем свет бежит на родничок куница
С кувшинчиком; грызут орехи белки,
На корточках усевшись; горностайки
В приспешницах сенных у ней на службе.

Весна


Да все ж тоска, подумай, дед!

Мороз


Работай,
Волну пряди, бобровою опушкой
Тулупчик свой и шапки обшивай.
Строчи пестрей оленьи рукавички.
Грибы суши, бруснику да морошку
Про зимнюю бесхлебицу готовь;
От скуки пой, пляши, коль есть охота,
Чего еще?

Весна


Эх, старый! Девке воля
Милей всего. Ни терем твой точеный,
Ни соболи, бобры, ни рукавички
Строченые не дороги; на мысли
У девушки Снегурочки другое:
С людьми пожить; подружки нужны ей
Веселые, да игры до полночи,
Весенние гулянки да горелки
С ребятами, покуда…

Мороз

Весна


Покуда ей забавно, что ребята
Наперебой за ней до драки рвутся.

Мороз

Весна


А там полюбится один.

Мороз


Вот то-то мне и нелюбо.

Весна


Безумный
И злой старик! На свете все живое
Должно любить. Снегурочку в неволе
Не даст тебе томить родная мать.

Мороз


Вот то-то ты некстати горяча,
Без разума болтлива. Ты послушай!
Возьми на миг рассудка! Злой Ярило,
Палящий бог ленивых берендеев,
В угоду им поклялся страшной клятвой
Губить меня, где встретит. Топит, плавит
Дворцы мои, киоски, галереи,
Изящную работу украшений,
Подробностей мельчайшую резьбу,
Плоды трудов и замыслов. Поверишь,
Слеза проймет. Трудись, корпи художник,
Над лепкою едва заметных звезд -
И прахом все пойдет. А вот вчера
Из-за моря вернулась птица-баба,
Уселася на полынье широкой
И плачется на холод диким уткам,
Ругательски бранит меня. А разве
Моя вина, что больно тороплива,
Что с теплых вод, не заглянувши в святцы,
Без времени пускается на север.
Плела-плела, а утки гоготали,
Ни дать ни взять в торговых банях бабы;
И что же я подслушал? Между сплетень
Такую речь сболтнула птица-баба, -
Что плавая в заливе Ленкоранском,
В Гилянских ли озерах, уж не помню,
У пьяного оборвыша факира
И солнышка горячий разговор
Услышала о том, что будто Солнце
Сбирается сгубить Снегурку; только
И ждет того, чтоб заронить ей в сердце
Лучом своим огонь любви; тогда
Спасенья нет Снегурочке, Ярило
Сожжет ее, испепелит, растопит.
Не знаю как, но умертвит. Доколе ж
Младенчески чиста ее душа,
Не властен он вредить Снегурке.

Весна


Полно!
Поверил ты рассказам глупой птицы!
Не даром же ей кличка – баба.

Мороз


Знаю
Без бабы я, что зло Ярило мыслит.

Весна


Отдай мою Снегурочку!

Мороз


Не дам!
С чего взяла, чтоб я такой вертушке
Поверил дочь?

Весна


Да что ж ты, красноносый,
Ругаешься!

Мороз


Послушай, помиримся!
Для девушки присмотр всего нужнее
И строгий глаз, да не один, а десять.
И некогда тебе и неохота
За дочерью приглядывать, так лучше
Отдать ее в слободку Бобылю,
Бездетному, на место дочки. Будет
Заботы ей по горло, да и парням
Корысти нет на бобылеву дочку
Закидывать глаза. Согласна ты?

Весна


Согласна, пусть живет в семье бобыльской;
Лишь только бы на воле.

Мороз


Дочь не знает
Любви совсем, в ее холодном сердце
Ни искры нет губительного чувства;
И знать любви не будет, если ты
Весеннего тепла томящей неги,
Ласкающей, разымчивой…

Весна


Довольно!
Покличь ко мне Снегурочку!

Мороз


Снегурка,
Снегурушка, дитя мое!

(выглядывает из лесу)

(Подходит к отцу.)

Явление третье

Весна, Мороз, Снегурочка , потом Леший .

Весна


Ах, бедная Снегурочка, дикарка,
Поди ко мне, тебя я приголублю.

(Ласкает Снегурочку.)


Красавица, не хочешь ли на волю?
С людьми пожить?

Хочу, хочу, пустите!

Мороз


А что манит тебя покинуть терем
Родительский, и что у берендеев
Завидного нашла?

Людские песни.
Бывало, я, прижавшись за кустами
Колючими, гляжу не нагляжуся
На девичьи забавы. Одинокой
Взгрустнется мне, и плачу. Ах, отец,
С подружками по алую малину,
По черную смородину ходить,
Аукаться; а зорькою вечерней
Круги водить под песни, – вот что мило
Снегурочке. Без песен жизнь не в радость.
Пусти, отец! Когда, зимой холодной,
Вернешься ты в свою лесную глушь,
В сумеречки тебя утешу, песню
Под наигрыш метели запою
Веселую. У Леля перейму
И выучусь скорехонько.

Мороз


А Леля
Узнала ты откуда?

Из кусточка
Ракитова; пасет в лесу коровок
Да песенки поет.

Мороз


Почем же знаешь,
Что это Лель?

К нему девицы ходят,
Красавицы, и по головке гладят,
В глаза глядят, ласкают и целуют,
И Лелюшком и Лелем называют,
Пригоженьким и миленьким.

Весна


А разве
Пригожий Лель горазд на песни?

Мама,
Слыхала я и жаворонков пенье,
Дрожащее над нивами, лебяжий
Печальный клич над тихими водами,
И громкие раскаты соловьев,
Певцов твоих любимых; песни Леля
Милее мне. И дни и ночи слушать
Готова я его пастушьи песни.
И слушаешь, и таешь…

Мороз (Весне)


Слышишь: таешь!
Ужасный смысл таится в этом слове.
Из разных слов, придуманных людьми,
Страшней всего Морозу слово: таять.
Снегурочка, беги от Леля, бойся
Речей его и песен. Ярым солнцем
Пронизан он насквозь. В полдневный зной,
Когда бежит от Солнца все живое
В тени искать прохлады, гордо, нагло
На при́пеке лежит пастух ленивый,
В истоме чувств дремотной подбирает
Лукавые заманчивые речи,
Коварные обманы замышляет
Для девушек невинных. Песни Леля
И речь его – обман, личина, правды
И чувства нет под ними, то лишь в звуки
Одетые палящие лучи.
Снегурочка, беги от Леля! Солнца
Любимый сын-пастух, и так же ясно,
Во все глаза, бесстыдно, прямо смотрит,
И так же зол, как Солнце.

Я, отец,
Послушное дитя; но ты уж очень
Сердит на них, на Леля с Солнцем; право,
Ни Леля я, ни Солнца не боюсь.

Весна


Снегурочка, когда тебе взгрустнется,
Иль нужда в чем, – девицы прихотливы,
О ленточке, о перстенечке плакать
Серебряном готовы, – ты приди
На озеро, в Ярилину долину,
Покличь меня. Чего б ни попросила,
Отказу нет тебе.

Спасибо, мама,
Красавица.

Мороз


Вечернею порой
Гуляючи, держися ближе к лесу,
А я отдам приказ тебя беречь.
Ау, дружки! Лепетушки, Лесовые!
Заснули, что ль? Проснитесь, отзовитесь
На голос мой!

Из сухого дупла вылезает Леший , лениво потягиваясь и зевая.

Леший

Мороз


Снегурочку блюдите! Слушай, Леший,
Чужой ли кто, иль Лель-пастух пристанет
Без отступа, аль силой взять захочет,
Чего умом не может; заступись,
Мани его, толкай его, запутай
В лесную глушь, в чащу; засунь в чепыжник,
Иль по пояс в болото втисни.

Леший

(Складывает над головой руки и проваливается в дупло.)

Весна


Валит толпа веселых берендеев.
Пойдем, Мороз! Снегурочка, прощай!
Живи, дитя, счастливо!

Мама, счастья
Найду иль нет, а поищу.

Мороз


Прощай,
Снегурочка, дочурка! Не успеют
С полей убрать снопов, а я вернусь.
Увидимся.

Весна


Пора бы гнев на милость
Переменить. Уйми метель! Народом
Везут ее, толпами провожают
Широкую…

(Уходит.)

Вдали крики: «честная Масленица!» Мороз, уходя, машет рукой; метель унимается, тучи убегают. Ясно, как в начале действия. Толпы берендеев : одни подвигают к лесу сани с чучелой Масленицы , другие стоят поодаль.