Чередование в зависимости от суффикса -a -

    В нижеперечисленных корнях пишется и -a - , в противном случае пишется е :

    a → е, a → и
    ..е.. ..и.. a
    бе р - бер у би р - забир a ть
    бле с(т) - блест еть бли ст - блист a ть
    де р - удер у ди р - задир a ть
    же г - выжег жи г - сжиг a ть
    ме р - умер еть ми р - умир a ть
    пе р - запер еть пи р - запир a ть
    сте л - расстел ить сти л - расстил a ть
    те р - стер еть ти р - стир a ть
    че р - вычет чи р - вычит a ть

    Исключения: соче т а ть, соче т а ние.

    Запомните: че т а.

    В корнях с чередованием а(я) - им, а(я) - ин пишутся им и ин , если дальше следует суффикс -a - .

    Чередование в зависимости от ударения

    Без ударения в корнях гор- (гар-), твор- (твар-), клон- (клан-), позд- (пазд-) пишется о , в корнях зар- (зор-), плав- (плов-) пишется а . Под ударением в этих корнях пишется та гласная (о/а) , которая слышится.

    Если без ударения Если под ударением
    ..о.. ..а.. гласная, которая слышится
    го р е́лый за р ни́ца зага́ р , зо́ р ька - за́ р ево
    тво р и́ть за р я́ тва́ р ь - тво́ р чество
    покло н е́ние попла в о́к кла́ н яться - покло́ н , попла́ в ать
    опо зд а́ть пла в у́чий опа́ зд ывать - по́ зд но

    Исключения:

    вы́га р ки, и́зга р ь, при́га р ь; у́тва р ь; зо р я́нка, зо р ева́ть; пло в е́ц, пло в чи́ха, плы в у́н.

    Чередование в зависимости от последующей согласной

    1. В корне раст- - рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ ), в остальных случаях пишется о .

      Пример: заро с ль - ра ст и, выра щ ен .

      В безударном корне лаг- - лож- перед г пишется а , перед ж - о .

      Пример: предло ж ить - предла г ать .

      В безударном корне скак- - скоч- перед к пишется а , перед ч - о .

      Пример: ско ч у - ска к ать .

      Исключения:

      отра с ль, ро ст ок, выро ст ок, ро ст овщик, Ро ст ов, Ро ст ислав, ска ч ок, ска ч у,поло г .

    Чередование в зависимости от значения слова

      Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» , а корень мок- в глаголах со значением «впитывать жидкость» .

      Пример: вымо к нуть - ма к ать .

      Корень равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый» , а корень ровн- - в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» .

      Пример: сро вн ять (землю) - ура вн ение .

      Запомните:

    ра внина, ра внение, поро вну, уро вень.

УРОК 3

«Чередование гласных в корне слова»

Задание 1

(Пользуясь таблицей 3 вставить пропущенные буквы.)

——————————————————————————————————-

Чередование гласных в корне слова

-кас-(-кос-) -гар-(-гор -)

Пишите А, если после корня Пишите А под ударением, О без

есть суффикс -а-: ударения:

касаться — коснуться загар — загореть

-клан-(-клон-)

-твар-(-твор-)

-пазд-(-позд-)

Без ударения пишите О, а

под ударением то, что слышите:

кланяться — поклониться

тварь — творить

опаздывать— поздно

-мак-(-мок-) -равн-(-ровн-)

Мак- — в значении «опускать в -равн- — в значении «равный», «одина-

жидкость» — макать кисточку в ковый» — уравнение

Мок- — в значении «пропускать -ровн- — в значении «ровный», «глад-

влагу» — мокнуть под дождем кий» — подровнять.

Исключения: подравняться в шеренгах,

поравняться с кем-нибудь.

-лаг-(-лож-) -раст-,-ращ-, -рос- -скак- (-скоч-)

Написание зависит от последующей согласной

перед г— А, перед -ст- и -щ- — А: перед -к- — А,

перед ж — О: растение, выращивать, перед -ч- — О:

прилагать— приложил вырос скакать — заскочу

Исключения:

Полог Ростов, Ростислав, скачу, скачок

росток, ростовщик, отрасль.

Заг…реть — загореть прил…жение — приложение

выск…чка — выскочка р…вноправие — равноправие

прик…сновение — прикосновение м…кнуть под дождем — мокнуть

оп..здание — опоздание р…сток — росток (искл.)

уг…р — угар р…стовщик — ростовщик (искл.)

водор…сли — водоросли пол…г — полог

Схема-таблица 4

И или Е? -им- или -ин-

Пишите И, если после корня стоит Пишите в глаголах несовершенного

суффикс -А-: вида:

Бир- (-бер-) снимать (несов.вида)

Дир- (-дер-) разминать (несов. вида)

Тир- (-тер-) прижимать (несов. вида)

Жиг- (-жег-)

Мир- (-мер-)

Чит- (-чет-)

Стил-(-стел-)

Блист-(-блест-)

уберу — убирать, сжечь- сжигать

исключения: чета, сочетать, сочетание

Задание 2

(Найти корни с чередующимися гласными Е-И. Объяснить написание слов с чередованием гласных.)

Убирать — уберу выстилать — выстелить

сжигать — сжег блестеть — блистать - блеснув

растереть — растирать

Задание 3

l (Найти на схеме-таблице 4 соответствующее правило и вставить пропущенную букву.)

l изб..рать — избирать выт…р — вытер

l зап…рать - запирать забл…стел — заблестел

l изб…ру — изберу расст…лать — расстилать

зам…р — замер подж…гать — поджигать

Задание 4

(Вставить пропущенные гласные.)

Скл…нение (склонение), возг…рание (возгорание), прик…сновение(прикосновение), предл…жение (предложение),

соч…тание (сочетание - искл.), сж…гание (сжигание), произр…стать (произростать), р…сток (росток - искл.), выт…реть (вытереть), оз…рение (озарение), благотв…рительный (благотворительный), ур…вень (уровень), пл…вчиха (пловчиха), выч…тание (вычитание), уп…раться (упираться), подр…стающий (подрастающий), вым…кнуть (вымокнуть), бл…стательный (блистательный), прил…гать (прилагать), неприк…саемый (неприкасаемый), уг…релый (угорелый), подр…внять (подравнять), расст…лать (расстилать), оп…здать (опоздать).

Задание 5

(Написать под диктовку слова с чередованием гласных в корне слова. Проверить написание слов, подчеркнуть чередующиеся гласные.)

ВытЕреть пол, постЕлить постель, замЕреть от восторга, сочЕтаться законным браком, урАвнять в правах, блЕстеть на солнце, вытИрать пыль, застИлать кровать, промОкнуть под дождем, развИвающаяся отрасль, бесплатное прИложение.

Задание 6

(Придумать словосочетания с каждым словом.)

Пловец, равнина, ростовщик, Ростов, скачок, полог, плывун, поровну, сочетание,отрасль, пловчиха, скачу, сочетать, Ростислав, росток, поравняться, подравняться.

Задание 7

(Вставить, где необходимо, пропущенные буквы.)

Под…рить (подарить), площа…ь (площадь), повзр…слеть (повзрослеть), звез…ный (звездный), изл…жение (изложение), прид…раться (придираться), окрес…ность (окрестность), соч…тание (сочетание), з…млетр…сение (землетрясение), бесхитрос…ный (бесхитростный), трос…ник (тростник), тугопла…кий (тугоплавкий), покр…вительство (покровительство), р…вноправие (равноправие), тр…пинка (тропинка), сверс…ник (сверстник), бесчу…ственный (бесчувственный), ровес…ник (ровесник), заб…сто…ка (забастовка), гр…циозный (грациозный), победонос…ный (победоносный), предпол…гать (предполагать), ф…культет(факультет), пол…г (полог), приж…гание (прижигание), дилетан…ский (дилетантский), поз…ний (поздний), пр…клонение (преклонение).

Тест по русскому языку для 5 класса по теме «Морфемика»

    Что такое морфемика?

1.Раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков речи буквами.

2.Раздел лингвистики, изучающий правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний.

3.Раздел лингвистики, изучающий звуки речи.

4.Раздел лингвистики, изучающий значимые части слова – морфемы.

2. Какая часть слова является значимой?

1.звук 2) буква 3) слог 4) приставка

3. Найдите главную морфему.

4. Укажите формообразующую морфему.

1) приставка 2) корень 3) суффикс 4) окончание

5. Что такое морфемный разбор?

1) Выделение в слове значимых частей.

2) Выделение в слове звуков.

3) Выделение в слове слогов.

4) Выделение в слове букв.

6. Найдите чередование согласных в корне.

1) опоздать – опаздывать 2) спорить – оспаривать 3) прекратят – прекращу 4) загореть – загар

7. Укажите слово с беглой гласной в корне.

1) надрывать 2) испанца 3) басня 4) флажка

8. Найдите слово с проверяемой безударной гласной корня.

1) замереть 2) замирать 3) примирять друзей

9. В какой морфеме происходит чередование Е и О с нулём звука в словах старец – старца, городок – городка, клочок - клочка?

1) В приставке. 2) В корне. 3) В суффиксе.

10. Укажите слово, в котором нет приставки.

1) походка 2) полёт 3) побережье 4) покой

11. Найдите «лишнее» слово.

1) дорогой 2) дорожный 3) дороговизна 4) подорожание

12.Строение какого слова соответствует схеме: приставка – корень – суффикс – окончание?

1) прибежал 2) приставка 3) промёрз 4) стенка

13. Укажите раздельное написание.

1) (на)писал 2) (на)руке 3) (по)бежал 4) (с)писал

С.Б. Нужнова, учитель русского языка

Дополнительные материалы и упражнения на сайте "Инновационная компьютерная дидактика".

1.1.Введение

Раздел языкознания, в котором изучаются правила написания слов называется орфографией. Значимые части слов (корни, приставки, суффиксы, окончания) называются морфемами . В русской орфографии изучаются написания морфем: слитное, раздельное, полуслитное (дефисное), а также употребление прописных букв и правила переноса слов. В правилах орфографии отразилась история русской письменной культуры. Поэтому написание многих русских слов основано на традиционном принципе.

Для написания некоторых слов характерно правило: как слышим, так и пишем. В этом состоит фонетический принцип написания слов. Написание таких слов соответствует их произношению.

Однако в русской орфографии традиционное и фонетическое написания не получили широкого распространения. Написания большинства слов подчиняются морфологическому принципу. В соответствии с ним морфемы всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Например, корни слов в родственных словах имеют одинаковое написание.

1.2. Словарные слова

В русском языке немало слов, написание которых не регулируется орфографическими правилами. Такие слова называются словарными. Их написание нельзя проверить подбором родственных слов или других словарных форм. Оно основано на традиции или заимствовано из европейских языков. Словарные слова пишутся по орфографической норме, которая установлена не по какому-либо правилу, а специально для данного слова. Эта норма зафиксирована в орфографических словарях.

Правописание гласных в корне

1.3. Проверяемые безударные гласные в корне

Правописание безударных гласных в корне часто можно проверить, изменяя слово или подбирая однокоренные слова так, чтобы сомнительный звук оказался под ударением, например: нога - ноги, бежать - бег. При этом в безударном слоге корня пишется та же гласная, что и в соответствующем ударном слоге в другой словоформе или в родственных словах: вода - воду - подводный. Чтобы не ошибиться в написании гласных в корне, можно проверять безударные гласные, изменяя слова. Например, чтобы ударение падало на сомнительный звук, можно поставить существительные в другом падеже: голова - голову - голов. В других случаях возможен подбор родственных слов с ударением на сомнительном звуке: говорить - говор, разговорчивый; спешить - спешка.

Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в устной речи звучат одинаково.

Часто неправильный выбор проверочного слова приводит к искажению как написания проверяемого слова, так и его толкования (смысла). Например, слово долина имеет общий корень со словом дол, а не со словом даль; глагол благословить образован от сочетания благое слово, а не благая слава.

1.4. Чередование гласных в корне

В некоторых корнях происходит чередование гласных: заря - зорька (чередование а - о); умереть - умирать(чередование е - и). В таких корнях безударная гласная проверяется не ударением, а по особым правилам. Основные из них приведены ниже.

1. В корнях гар - гор под ударением пишется а , без ударения - о (загар - загорелый).

2. В корне зар - зор под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения пишется а (зарево, зарница, озарять - зорька).

3. В корнях клан - клон, твар - твор под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения - о (склониться - кланяться, поклон - наклониться; тварь - творчество, творить).

4. В корне лаг - лож перед г пишется а , перед ж пишется о (предлагать - предложить).

5. Корень мак пишется в глаголах со значением «погружать в жидкость» (макать кисть в краску). Корень мок пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость» (промокли, вымокнуть, непромокаемый).

6. В корне плав гласная а может быть ударной и безударной (плавать, плавучесть). Корень плов пишется в словах пловец, пловчиха.

7. Корень равн пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнивать, поравняться). Корень ровн пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять, ровесник). И с к л ю ч е н и е: равнина.

8. В корне раст - рос пишется а перед сочетанием ст и буквой щ, в остальных случаях пишется о (расти, наращение - выросший, заросли, поросль). И с к л ю ч е н и е: отрасль, Ростов, росток, Ростислав.

9. В корне скак - скоч перед к пишется а , перед ч пишется о (скакать - подскочить).

10. При образовании видовых пар некоторых глаголов (совершенного и несовершенного вида) происходит чередование в корне звуков о - а: опоздать - опаздывать, уколоть - укалывать, усвоить - усваивать.

11. Для некоторых слов, в которых гласный звук находится под ударением, возможны варианты написания: обусловливать - обуславливать, сосредоточивать - сосредотачивать, уполномочивать - уполномачивать, оспоривать (устаревшее) - оспаривать.

1.5. Гласные о - е после шипящих в корне слова

После шипящих ж, ч, ш, щ под ударением в корне пишется е или ё (хотя произносится звук о), если в родственных словах или в другой форме этого же слова пишется е (жёлтый - желтеть, шёлк - шелка).

В словах иноязычного происхождения после шипящих возможно в безударном слоге написание о: жокей, жонглёр, шокировать, шоколад, шоссе, шофёр, шотландский. В собственных именах написание о после шипящих встречается как под ударением, так и вбезударном слоге: Жорж, Печора, Шолохов, Щорс, Шостакович, Шопен, Джордано.Следует различать написание существительных ожог, поджог и глаголов ожёг, поджёг (Пожарный получил ожог. Пожарный ожёг себе руку.)

1.6. Гласные после буквы ц

1. Согласный звук ц в русском языке всегда твёрдый. Поэтому после него пишется а (не я), у (не ю). Отступления от этого правила встречаются в географических названиях и иноязычных фамилиях (Цюрих, Коцюбинский). Однако по традиции после ц принято писать е (не э), хотя после твёрдого согласного слышится [э]: цель.

2. Гласные о - е после ц могут чередоваться. Тогда в соответствии с произношением под ударением пишется о, а в безударном слоге - е: танцевать - танцовщик, цокать - цокотуха. Однако в некоторых заимствованных словах под влиянием языка-источника и в безударном слоге пишется о: герцог, меццо, скерцо.

3. Правописания гласных и- ы после ц основаны на различных правилах орфографии. Вопреки произношению в корнях некоторых слов после ц пишется и: цитата, цифра . Это заимствованные русским языком слова, и на их написания влияют языки-источники. Не подчиняются общему правилу и некоторые исконно русские слова: цыплёнок, цыган, цыц, на цыпочках.

Правописание букв э, й

2.В начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением: этот, эхо, есть, ехать, еда.

3.В середине слов после согласных пишется е : адекватный, денди, леди, стенд. Исключения из этого правила: мэр, пэр, сэр (а также производные от этих слов: мэрия, пэрство) и некоторые собственные имена: Бэла, Бэкон, Улан-Удэ и др.

4.Гласная э сохраняется после согласной буквы: в приставке (сэкономить, отэкзаменовать) , в сложных, сложносокращенных словах и аббревиатурах (трёхэтажный, квинтэссенция, политэкономия, нэп).

5.Как правило, после гласной и пишется е : диета, диез, реквием. Написание э после и встречается только в сложных иноязычных словах (полиэфирный ), а также после приставок на и (антиэстетический ).

6.После остальных гласных обычно пишется э в соответствии с произношением: дуэль, дуэт, каноэ, маэстро, поэзия, силуэт. Исключения из этого правила: проект, проекция, реестр и др.

7.Буква й в начале слова пишется, если это слово заимствованное или собственное имя: йогурт, йод, Нью-Йорк.

Корень - это морфема , которая несет главное лексическое значение слова.

Правописание словарных слов.

Словарные слова - это слова, правописание которых не регулируется орфографическим правилом. Тем не менее, существует норма употребления таких слов, но она своя - для каждого отдельного слова. Эта норма указана в орфографическом словаре, где собраны все подобные слова, например:

Сирень, вокзал, пассажир, интеллигенция и др.

Правописание безударных гласных, которые можно проверить ударением.

Существует целый ряд слов, у которых имеется безударная гласная в корне . Часто её можно проверить, изменив форму слова так, чтобы гласная в корне попала под ударение:

Объед..нение - единство, насл..ждение - сладость.

Примечание . Безударные гласные в корне глаголов не стоит проверять глаголами несовершенного вида, оканчивающимися на -ивать / -ывать , так как в этих случаях гласные в корне чередуются :

Опоздать - опаздывать, раскроить - раскраивать.

Опоздать - поздно, раскроить - раскрой.

Для того, чтобы было легче проверять некоторые слова с безударной гласной, стоит запомнить следующие случаи :

Сплоченный - плоть,

Оснащение - снасть,

Святотатство - святость,

Покаяние - каяться,

Воздаяние - воздать,

Обнаженный - наг,

Посвящение в рыцари, посвящать поэму, посвятить в тайну - святость;

Посветить лампой, просвещение - свет;

Завивать локоны, события развиваются - вить, развитие;

Навевать грусть, знамя развевается - веять.

Чередование гласных в корне.

Как проверить безударную гласную в корне слова, которую невозможно проверить ударением ? Есть 4 группы правил, по которым проверяются такие гласные. Итак, правописание гласных в корне зависит от:

  1. Последующей гласной - в корнях -скак-/ -скоч-, -лаг-/ -лож-, -раст-(-ращ-)/ -рос- :

    ск..кал, выск..чка, ск..чок, пол..жить, пол..гать, выр..сти, выр..сли

    Исключения составляют слова: скачок, скачу, скача; отрасль, отраслевой; росток, ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав. В остальных случаях в этих словах корни пишутся именно так, как указано выше.

  2. Ударения - в корнях -плав-, -гор-, -зар-, -клон-, -чин-, -твор-, -жим-, -ним-, -мин- . В этих корнях под ударением могут стоять разные гласные. В безударном варианте данные корны пишутся именно так, как перечислено выше. Исключения составляют следующие слова: зоревать, пловчиха, пловец, плывуны; изгарь, пригарь, утварь, выгарки.
  3. Наличия суффикса -а- - в корнях -тер- / -тир-а-, -бер- / -бир-а-, -стел- / -стил-а-, -дер- / -дир-а-, -чет- / -чит-а-, -блест- / -блист-а-, -жег- / -жиг-а-, -мер- / -мир-а- :

    Счет - считали, блестел - блистательный, замереть - замирать и т.д.

    Также от суффикса -а- зависит правописание в корнях -кос- / -кас- :

    Коснуться - прикасаться.

  4. Лексического значения слова :

    Корень -равн- / -ровн- :

    Если значение связано с понятиями «ровный», «гладкий», «прямой», то пишется -ровн-: заровнять, подровнять . Исключения: равнина, равняйсь .

    Если значение связано с понятиями «равенство», «сравнение», «сопоставление»: равнодушный, сравнение. Исключение: поровну, ровесник, уровень.

    Корень -мак- / -мок- :

    Если значение слова связано с понятием «опускать в жидкость», то пишется корень -мак-: макал, макнул .

    Если значение связано с понятием «набирать жидкость», «пропускать жидкость», то пишется -мок- (-моч-): намокнуть, замочить.