Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ОГЭ Пишем сочинение о речи как средстве характеристики человека

Задание Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Л.С. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Материалы к сочинению Как человека можно распознать по обществу, в котором он общается, так о нём можно судить по языку, которым он выражается. Писатель Д. Свифт. Речь - это зеркало души; как человек говорит, таким он и является. Римский поэт Публий Сир. Выражение лица в зеркале видится, души же - в беседах проявляются. Древнегреческий философ Демокрит Каков человек, такова его речь. Древнегреческий философ Сократ Заговори, чтобы я тебя увидел. Древнегреческий философ Сократ Каков общий смысл данных выражений?

«Заговори, чтобы я тебя увидел!» Характер человека проявляется в содержании, форме социального поведения, особенностях языка. Нравственные убеждения всегда отражаются на семантической и на некоторых других сторонах речи. Тесную связь характера и языка демонстрируют известные литературные герои, например герои Н.В. Гоголя (речь Хлестакова, Чичикова, Ноздрева, Собакевича, Манилова и т.д.) По отличительным особенностям речи судят о различных свойствах характера, что вполне правомерно и справедливо.

Речь как показатель особенностей человека По речи судят о степени владения языком, об интеллектуальном развитии человека, об уровне образования.

Функции речевой характеристики персонажа Эмоциональная функция передаёт психологическое состояние героя, его оценку окружающего, отношение к предмету речи. Характеризующая подчеркивает индивидуальные или типичные черты характера говорящего.

Способы создания речевой характеристики персонажа Речевая характеристика персонажа создается манерой речи, ее стилистической окрашенностью, характером лексики, интонацией, построением синтаксических конструкций и т.п.

Текст для работы

05/03/17 (1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, и у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками... (3)Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал… (4) - Ну что ты волнуешься? (5)У мальчика это возрастная болезнь вроде кори. (6)Переломный этап в психике. (7)Это пройдет!- убеждала меня жена. (8)Пройдет... (9)Святое материнское заблуждение! (10)Если бы она знала, что из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно… (11)Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь. (12)И во всем были виноваты марки! (1 3)В конце концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (1 4)Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя... (1 5)- Ну-с, брат, - обратился я как-то к сыну после вечернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. (1 6) - Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы. (1 7)Доставай-ка свой альбомчик... (1 8)- Понимаешь, папа... - сын посмотрел на меня распахнутыми до дна глазами. (19)- Я давно хотел тебе сказать....(2 0)У меня нет альбома... (2 1)- Потерял?! - всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван.

05/03/17 (2 2) - Ну что ты, папочка! - снисходительно пожал плечами сын, видимо, несколько шокированный такой вопиющей глупостью родителя. (2 3)- Просто у меня сейчас его нет. (2 4)- Ага... - радостная догадка осенила меня. (2 5)- Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? (2 6)Молодец! (2 7)А далеко он живет, этот твой товарищ?! (2 8)- Папа... (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (3 0)Он не может ходить, понимаешь, - совсем не может! (3 1)Никуда не может ездить. (3 2)Разве в его коляске далеко уедешь? (3 3)Я подарил ему свой альбом…(3 4)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (3 5)Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны... (3 6)- А ты не жалеешь о своем альбоме? - безжалостно спросил я. (3 7)- Только честно? (3 8)- Да, папа, жалею... (39)Сначала – очень жалел, а теперь - чуть-чуть... (40)Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42)Неужели от радости тоже можно плакать?(43) А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо... (45)Так ты не сердишься? (46)Ну что я мог сказать? (47)У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому. (48)Это был мой сын, и он стал взрослым. (49)Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку. (50)И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием... (По Л.Куклину)

Работаем с текстом Проанализируйте лексику, интонацию, построение синтаксических конструкций речи сына рассказчика: « (2 8)- Папа... (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (3 0)Он не может ходить, понимаешь, - совсем не может! (3 1) Никуда не может ездить. (3 2)Разве в его коляске далеко уедешь? (3 3)Я подарил ему свой альбом…(3 4)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (3 5)Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны... … (3 8)- Да, папа, жалею... (39) Сначала – очень жалел, а теперь - чуть-чуть... (40)Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42)Неужели от радости тоже можно плакать?(43) А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо... (45)Так ты не сердишься? О каких чертах характера говорящего они свидетельствуют? Каким видится Вам сын рассказчика?

Пишем сочинение

«Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума», - утверждает писатель Л.С. Сухоруков. В самом деле, речь может отразить настроение говорящего, его характер, эмоции, интеллект, душевное состояние. Обратимся к тексту Л.Куклина. Так, о сыне рассказчика можно сказать, что он, безусловно, добрый, сострадательный человек, который чувствует чужую боль и готов облегчить её. Лексический повтор в его речи «не может» (ходить, ездить) и риторические вопросы (предложения 32, 42) подчеркнули то, что поразило подростка и повлияло на его решение подарить чужому мальчику альбом с марками – ценную коллекцию, которая собиралась годами. В самом деле, речь – зеркало нашего внутреннего мира, потому что наше мышление неразрывно связано с языком.

Егораева Г.Т., ведущий методист издательства «Экзамен», Москва

Литература Белянин В.П. Психолингвистика. М.: изд-во Флинта, 2003. Белянин В.П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя. М.:Генезис, 2006 Глухов В., Ковшиков В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: АСТ: Астрель, 2007 Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: Высшая школа,1989. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: «Айрис Пресс», 2001.


(1)В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2)Я укладывал раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…»
(3)Я побежал за водой.
(4)Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…»
(5)С изумлением вглядывался я в его лицо и вдруг всё понял. (6)Это был почти мальчик, с блестящими, прикрытыми длинными ресницами глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. (7)Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны.
8)Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще жив. (9)Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10)Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.
(11)В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив. (12)Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13)А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14)Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (15)И вот борьба закончилась милой и детской улыбкой, и открылись
глаза.
– (16)Спасибо вам, так красиво! – прошептал он.
(17)Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.
(18)Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:
– (19)А что, она ещё летает?
(20)Голубая стрекоза ещё кружилась.
– (21)Летает, ещё как! – ответил я.
(22)Он опять улыбнулся и впал в забытьё.
(23)Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. (24)Вдруг, слышу, он спрашивает:
– (25)Всё ещё летает?
(26)Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая.
– (27)Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая глаза.
(28)Я испугался. (29) Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, но в течение некоторого времени говорил ещё вполне разумно. (30)Не так ли и тут?.. (31)Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32)Больной решил, что я его обманул, и глаза его опять закрылись.
(33)И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34)Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.
– (35)Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.
(36)И я ему показал это отражение. (37)И он улыбнулся.
(38)Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. (39)Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью. (39) Даже если ее не видно.

(По М.М. Пришвину*)
*Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) – известный русский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.

Притча:


Однажды за мудрецом погнался тигр. Мудрец убегал что было сил‚ но тигр не отставал.

Вскоре мудрец с ужасом понял‚ что стоит на краю пропасти. Тигр прыгнул на него‚ и мудрец‚ не устояв на ногах‚ почувствовал‚ что падает.Он едва успел ухватиться за корень‚ который выступал из обрыва‚ и повис‚ держась за него.
Мудрец посмотрел вверх – тигр стоял у него над головой; посмотрел вниз – там разверзлась бездна. Он звал на помощь‚ но никто не слышал его. Мудрец чувствовал‚ как слабеют руки и понимал‚ что в любом случае погибнет.
И вдруг он заметил прекрасный цветок‚ который вырос на самом краю обрыва. Цветок был настолько красив‚ что мудрец позабыл обо всем‚ наслаждаясь его чудесным очарованием и нежным ароматом.
Вдруг раздался выстрел‚ и тигр упал замертво. Потом охотник‚ услышавший зов мудреца‚ помог ему выбраться.
Мудрец поблагодарил спасителя‚ а охотник спросил его:
- Когда твоя жизнь висела на волоске‚ о чем ты думал?

Слайд 2

Из «Аналитического отчёта ФИПИ» 2011 года

  • Слайд 3

    Методы и приёмы обучения написания комментария к проблеме.

    Образцы текстов и фрагментов комментариев к проблемам, рассматриваемым в них.

    Методы и приёмы обучения аргументации.

    Анализ типичных ошибок по критериям 2 (комментарий к сформулированной проблеме) и 4 (аргументация собственного мнения).

    «Банк» аргументов по самым различным проблемам.

    Слайд 4

    Прокомментировать

    проблему – значит

    показать

    степень понимания текста;

    умение видеть его важнейшие аспекты;

    Слайд 5

    Требования к комментарию

    Комментарий к проблеме может включать

    характеристику проблемы;

    анализ композиции текста, позволяющей понять авторский замысел, его позицию;

    анализ аспектов (микротем);

    синтаксические конструкции, позволяющие увидеть ход авторской мысли:

    Слайд 6

    Роль типов речи в комментарии

  • Слайд 7

    Варианты обучения написанию комментария

  • Слайд 8

    Работаем с текстом

    СЛЕЗЫ КРОКОДИЛА

    (1)Небо заволокло тучами. (2)Дождь печально колотил в стекла и нагонял на душу тоску. (3)В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом, и заложив руки в карманы, стоял у окна н смотрел на улицу Поликарп Семенович Иудин.

    (4)"Ну что такое наша жизнь? - рассуждал он в унисон с плачущим небом.(5) -Что она такое? (6) Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... (7)На что она нам дана? (8)Для чего? (9)Ведь не для печалей же бог создал мир! (10)А выходит наоборот. (11)Слез больше, чем смеха...»

    (12)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.

    (13)"Н-да,- продолжал он задумчиво,- в плане мироздания не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (14) Их создало само человечество. (15) Оно само породило этот бич. (16) А для чего, спрашивается, для чего?"

    (17)Он вынул левую руку и скорбно провел ею по лицу.

    (18)"А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю... стоило бы только захотеть. (19)Вот, например, идет богатая похоронная процессия. (20)Шестерня лошадей в черных попонах везет пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (21)Факельщики важно выступают с фонарями. (22)На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (23)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (24)Пригрел ли бедняка? (25)Конечно, нет... (26)Мишура!.."

    Слайд 9

    (27) - Что вам, Семен Иваныч?

    (28) - Да вот затрудняюсь оценить костюм. (29)По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь; говорит - детишки больны, лечить надо.

    (30)- И шесть много. (31)Больше пяти не давайте. (32)Только осмотрите хорошенько, нет ли дыр и пятен... (33)"Нда-с, так вот она - жизнь. (34)А за катафалком тянется сосновый гроб. (35)Сзади плетется, шлепая по грязи, только одна старушонка. (36) Она, быть может, укладывает в могилу и свое дневное пропитание... (37) А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот эта дама, которая сидит в карете? (38)Конечно, нет..."

    (39) - Что там еще?

    (40) - Шубку старуха принесла... (41) Сколько дать?

    (42) - Мех заячий... (43) Ничего, крепка, рублей пять стоит. (44)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперед... (45) "Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (46)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет..."

    (47)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался…

    (Ал.П.Чехов)

    Слайд 10

    Вариант 1.Обратимся к заданию А28.

    Какое высказывание противоречит содержанию текста?

    Поликарпу Семеновичу доставляет удовольствие мысленно сочувствовать обездоленным людям, чувствовать себя их моральным заступником, осуждающим несправедливость жизни.

    Иудин искренне стремится помочь людям, попавшим в затруднительное положение.

    Философствуя на тему несправедливого устройства мира, Иудин осуждает богатых за равнодушие к людскому горю.

    Ростовщик беззастенчиво и безжалостно обирает бедняков.

    Безусловно, это вариант 2. Убираем его.

    Все остальные варианты – не что иное, как аспекты проблемы лицемерия, двуличия, которые и следует прокомментировать.

    Слайд 11

    Рассматривая данную проблему на примере эпизода из жизни П.С.Иудина, писатель обращает внимание читателя на гуманность философских рассуждений этого героя, якобы страдающего от несправедливого устройства мира. Ал.П.Чехов так мастерски передает его мысли, что не возникает даже сомнений в том, что и в жизни ростовщик помогает бедным людям. Однако его диалог с помощником позволил увидеть, что на самом деле Иудин никогда не упустит личной выгоды, а поэтому безжалостно обирает людей, оказавшихся в затруднительном материальном положении.

    Слайд 12

    Вариант 2.Анализируем композиционные и художественные приёмы

    З а г л а в и е рассказа (что означает фразеологизм крокодиловы слёзы? Случайно или намеренно Ал.П.Чехов видоизменил его на слёзы крокодила?)

    «Говорящая» фамилия героя.

    Резкоепротивопоставление внешних и внутренних качеств персонажа, его мыслей и действий.

    Слайд 13

    Вариант 3. Говорим обактуальности проблемы

  • Слайд 14

    Образцы работы над комментариемВариант 4: анализируем аспекты проблемы

  • Слайд 15

    Слайд 16

    Вариант 5: анализ типов речи (повествование)

    Слайд 17

    Тип речи – рассуждение.

    В художественных текстахрассуждение

    показывает предмет или явление, раскрывая их внутренние признаки;

    доказывает или опровергает ту или иную мысль, положение.

    Слайд 18

    Учимся на готовых примерах

    Безусловно, это актуальная нравственная проблема, которую можно отнести к разряду «вечных». Пожалуй, нет ни одного человека, никогда не проявлявшего эту черту характера хотя бы в мелочах, примеряя на себя разные маски, личности, личины. Но к некоторым эти маски прирастают намертво, и с такими людьми нельзя духовно сближаться: кто знает, что скрывают они за притворной добродетелью? И разве мало мы знаем примеров, когда люди предпочитают «казаться», а не «быть»? Особенно отвратителен этот порок, когда человек много и правильно говорит, кажется почти что святым в глазах окружающих, а на деле совершает поступки, отвратительные по своей сути.

    (Проблема двуличия, лицемерия)

    Слайд 19

    Размышляяо разговоре с подростками, автор заставляет читателя задуматься о том, почему современные школьники так мало знают о Великой Отечественной войне. Он с тревогой пишет о том, что это событие для некоторых учеников кажется таким же далёким, как Бородинское сражение. Публицист утверждает: многие ученики не могут даже назвать имён героев этой войны, хотя бы самых известных. Это, по мнению автора, происходит потому, что, чем дальше от нас Великая Отечественная, чем меньше в живых остается её свидетелей и участников, тем реже школьникам говорят о значении нашей великой победы.

    (Проблема исторической памяти)

    Слайд 20

    Обратите внимание!

    Комментирующая часть сочинения (если она следует за сформулированной проблемой) должна завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора текста по рассматриваемой проблеме.

    Слайд 21

    Типичные ошибки в комментарии

  • Слайд 22

    Слайд 23

    Слайд 24

    Работа над аргументацией

    Слайд 25

    Вариант «банка» аргументов

  • Слайд 26

    Почему это так?

    Потому что (так как)…

    Аргумент 1Аргумент2

    Что следует из вышесказанного?

    Слайд 27

    Варианты заданий

    Определите, какой из вариантов является аргументом к тезису. Используйте подстановку союзовтак как, потому что.

    Лицемерная любовь хужененависти.

    а) Самое верное средство завоевать любовь других - подарить им свою любовь.

    б) Любить - это значит находить в счастье другого свое собственное счастье.

    в) Действия и поступки ненавидящего предсказуемы.

    Ответ – в)

    Слайд 28

    Определите, какой из вариантов

    НЕ является аргументом к тезису.

    Лучше явный враг, нежели подлый лицемер. (Петр I)

    а) Ненавидящий человек не прикрывает своё открытое чувство вражды высокими словами.

    б) Явный враг не скрывает своих намерений

    в) Человек - самый страшный враг сам себе.

    Ответ - в)

    Слайд 29

    Определите, что является следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно.

    Если притворяться перед другими, то под конец начинаешь притворяться перед собой.


    Рассуждение

    Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме. Рассуждением называется ряд суждений, относящийся к какому-либо вопросу. При этом суждения следуют одно за другим таким образом, что из первого суждения вытекает второе, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос.


    Композиция монолога-рассуждения

    • Тезис (мысль, требующая доказательства (подтверждения или опровержения).
    • Обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры).
    • Вывод.

    Речеведческие понятия

    Рассуждение - это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли.

    Экспозиция -часть текста, подводящая к вопросу (или введение в тему рассуждения).

    Тезис -главное утверждение или несколько утверждений текста-рассуждения.

    Антитезис - утверждение, противоположное тезису.

    Аргумент - доказательство.

    Аргументация – система доказательств

    справедливости тезиса.

    Типы рассуждений

    Рассуждение- доказательство

    Строится по следующей схеме:

    Рассуждение- объяснение

    • экспозиция (подведение к вопросу)
    • вопрос
    • ответ на вопрос (тезис)
    • доказательство тезиса
    • выводы.

    Рассуждение- объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача высказывания заключается в раскрытии содержания тезиса. После тезиса в объяснении используется, как правило, слова и выражения типа: оказалось..., дело в том..., что..., вот…, почему.., вот..., например..., об этом свидетельствует такие факты, как выяснилось...

    При построении текстов-рассуждений следует опираться на следующие правила: 1. Доказательство и объяснение могут строиться по одной схеме: экспозиция – вопрос – ответ на вопрос (тезис) – доказательство – тезис – выводы. 2. После тезиса в доказательстве естественным является вопрос почему? 3. Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов, так как все они подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательство. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.

    Типы рассуждений

    Рассуждение- размышление

    Размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и

    строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении

    вопросы могут получать, а могут и не получать отражение в тексте.

    Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в

    котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить,

    Выстраивая размышление, надо начать осмысление темы и отбор материала для её раскрытия. Естественно, что не все вопросы, возникшие на предтекстовом этапе, получают потом отражение в монологе, более того, они вообще могут быть опущены. При создании рассуждения -размышления следует акцентрировать внимание на решении проблемных вопросов и ответах на них.

    указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или

    обобщить и т.д.

    Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения

    схеме, но, в отличие от доказательства и объяснения, содержит в себе не

    один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, следовательно,

    дополняющих и обусловливающих друг друга:

    • экспозиция (подведение к проблемному вопросу);
    • система проблемных вопросов и ответы на них;
    • выводы.

    Почему это так?

    Потому что (так как)…

    Аргумент 1 Аргумент2

    Что следует из вышесказанного?

    В ы в о д


    Специфика текста-рассуждения

    Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило.

    • Рассуждение начинается с утверждения тезиса : Дорожные размышления мои были не очень приятны. И хотя далее мы не находим придаточных причины, но само расположение последующих умозаключений воспринимается как объяснение причин недовольства Гринёва собой.
    • В качестве аргументов выступают
    • сумма проигрыша,
    • «глупое» поведение,
    • чувство вины перед старым слугой.
    • В заключении делается вывод о внутреннем состоянии рассказчика, что воспринимается как следствие «горестных умозаключений»: Всё это меня мучило.

    Языковые средства, характерные для рассуждения

    Вводные слова

    Ситуация, при которой употребляется данная конструкция

    Во-первых, во-вторых…, наконец

    При введении нескольких аргументов

    С одной стороны…, с другой стороны…

    При рассмотрении тезиса с разных сторон

    Наоборот, напротив, однако

    При опровержении

    На наш взгляд, по нашему мнению, по словам кого-либо, по предложению кого-либо, по сведениям, по данным кого-либо, как известно, по сообщению такого-то лица, какого-либо источника

    Предположим, представим, допустим

    При противопоставлении своего мнения чужому


    Прочитайте текст. Определите главную мысль текста. Доказывает её автор или объясняет? Обоснуйте свой ответ. Назовите языковые средства, присущие этому виду рассуждения. Наука – вообще очень увлекательное занятие. Кто не мечтает или не мечтает сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести нечто необходимое людям? Так вот, наука вся состоит из открытий и изобретений. Пусть эти открытия касаются, казалось бы, совсем незначительных вещей, например истории одного слова и даже одного звука. Такие открытия совсем не обязательно сделают вас знаменитым, если не считать узкого круга ученых, которые занимаются теми же проблемами. Но все равно – это открытия. И как же счастлив человек, который всю жизнь, можно сказать, каждый день делает открытия!


    Тема 3. Интернет – это благо или зло? ( рассуждение по поставленному вопросу)

    В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы:

    • Каковы функции Интернета?
    • Как Вы понимаете выражение «Интернет – Всемирная Паутина»?
    • Что, на Ваш взгляд, делает интернет благом? Когда он превращается в зло?

    Задание 4. Диалог. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

    • Для каких целей Вы используете Интернет?
    • Сколько времени Вы проводите в Интернете?
    • Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь?

    Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Сеть, Всемирная сеть , Глобальная сеть или Всемирная Паутина.


    Плюсы Интернета

    Интернет – бесценное хранилище информации и

    человеческого опыта.

    Интернет – самый быстрый источник

    получения информации.

    Интернет даёт возможность общения с друзьями и

    близкими по всему миру.

    Интернет - современный практичный инструмент самообразования и обучения.

    Интернет даёт возможность личностного развития.

    В Интернете можно зарабатывать.


    Плюсы Интернета

    Интернет – возможность путешествовать по всему

    миру.

    Интернет позволяет знакомиться, находить друзей

    по увлечениям.

    Интернет даёт возможность приобрести необходимый

    товар, не выходя из дома.

    Интернет расширяет кругозор (виртуальные музеи, спектакли, кинофильмы и т.п.)

    Интернет – возможность провести свой досуг (игры, музыка, чтение книг и т.д.)

    Интернет позволяет стать участником любых массовых мировых мероприятий и соревнований


    Минусы Интернета

    Переизбыток негативной информации, влияющей на

    психику человека.

    Опасные люди существуют не только в реальном мире,

    но и в виртуальном пространстве. Например, различные

    группы, такие как «Синий кит», которые унесли уже много

    жизней подростков.

    Интернет забирает львиную долю времени, если

    пользоваться им бездумно.

    Интернет порой негативно влияет на здоровье (портится зрение, возникают проблемы из-за малоподвижного образа жизни и т.д.)

    Интернет лишает человека возможности живого, реального общения, делает его одиноким.

    Поведение в Интернете порождает подобное поведение в жизни (потребительство, а не созидание)


    Минусы Интернета

    Во Всемирной паутине размещено множество вирусов.

    Они негативно сказываются на работе устройства, иногда

    даже приводят к его поломке.

    Быстрое возникновение Интернет-зависимости (от игр,

    бесцельного блуждания по Сети и т.д.)

    Интернет-игры порой формируют у человека ложное

    представление о собственном превосходстве, величии,

    воспитывают ничем не подтверждённые амбиции.

    Человек становится подвержен депрессиям и стрессам.

    Чрезмерное увлечение Интернетом может оказать пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую и психологическую сферы жизни.

    В сети можно нарваться на мошенников, неадекватных людей либо людей с заболеваниями нервной системы.


    1. Формулировка тезиса

    Тезис (сформулированный ответ на поставленный вопрос; истолкование предложенного в задании слова ; утверждение , доказываемое в рассуждении).

    Интернет - это …

    • Интернет - это … На мой взгляд (я думаю, мне кажется), Интернет - это … Интернет становится благом (злом) в том случае, если… Интернет – благо (зло), потому что… Как мне кажется, Интернет - …

    2. Основная часть. Аргументация

    Примеры – аргументы

    • Примеры – аргументы
    • Во-первых,… Во-вторых, … В третьих, … Кроме этого,
    • Во-первых,…
    • Во-вторых, …
    • В третьих, …
    • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к таким фактам:...
    • Данный факт подтверждает мысль о том, что Интернет - …
    • Эту мысль легко доказать, обратившись к примерам из… (жизни, собственного опыта, телепередач, фильмов и т.п.)
    • Например, анализируя поведение (речь, поступки) (кого?) можно увидеть, что для него Интернет - ….…
    • Кроме этого, ещё одним доказательством справедливости моего утверждения может служить такой пример:…

    Заключение к монологу

    III . Вывод ( заключение, сделанное на основе аргументов и связанное с тезисом).

    Речевые сигналы:

    Таким образом, …

    Итак, …

    Следовательно,…

    Подводя итог сказанному, отмечу …

    Думаю, что…

    Очень хотелось бы, чтобы …

    Хочется верить, что…

    Обобщая сказанное, хочется отметить, что…


    Пособие предназначено для эффективной подготовки к устной части основного государственного экзамена по русскому языку и содержит тренировочные задания, а также советы и рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок в устном ответе.

    Работая с пособием, учащиеся научатся

     выстраивать монологи и диалоги на заданные темы в соответствии с определённым типом речи;

     излагать материал на основе личного жизненного опыта;

     представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге;



    ФИПИ Образцы контрольных измерительных материалов для раздела «Говорение» в Государственной итоговой аттестации по русскому языку. М., 2017

    Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. - Улан-Удэ, 1974. К.К.Ахмедьяров, Ш.К.Жаркынбекова. Русский язык. – Алматы: Казак университет,2008

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Для понимания смысла любого текста важно определить тип речи, использованный в нем, так как именно тип речи определяет способы формирования и разворачивания основной мысли. Традиционно наша речь делится на три типа (т.е. может быть представлена в типовых речевых формах): описание повествование рассуждение

    Cлайд 3

    Описание - тип речи, при помощи которого изображается окружающий мир – предметы, явления, человек. Например. Слышно только, как глухо шумит внизу Днепр и с трёх сторон один за другим отдаются удары мгновенно пробудившихся волн. Он не бунтует. Он, как старик, ворчит и ропщет; ему всё немило; всё переменилось около него; тихо враждует он с прибрежными горами, лесами, лугами и несет на них жалобу в Чёрное море.(Н. Гоголь)

    Cлайд 4

    Описание - По объекту описания можно выделить описание места, описание состояния, описание предмета.

    Cлайд 5

    Повествование - тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Например. Я пошёл по направлению Ириновского шляха и уже через минуты две услыхал, что собака опять гонит где-то недалеко от меня. Охваченный охотничьим волнением, я побежал, держа ружье наперевес, сквозь густой кустарник, ломая ветви и не обращая внимания на их жестокие удары. Я бежал так довольно долго и уже стал задыхаться, как вдруг лай собаки прекратился. Я пошёл тише. (А. Куприн)

    Cлайд 6

    Повествование - Повествование дает нам представление о развитии событий, их последовательности. С точки зрения композиции в повествовании выделяют: экспозицию – обстановку, которая предшествует действию; завязку – начало развития действия; развитие действия; развязку – окончание действия.

    Cлайд 7

    Рассуждение - тип речи, при помощи которого излагаются и разъясняются какие-либо идеи, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. В любом рассуждении есть тезис и обоснование высказанной мысли, логический вывод. Например. Жизнь Пушкина, все её романтические порывы и озарения готовят столько же ловушек, сколько искушений сочинителям модных биографий. В последнее время в России их много написано, я видел одну или две достаточно безвкусных. Но помимо этого существует ещё благой, бескорыстный труд нескольких избранных умов, которые, копаясь в прошлом, собирая мельчайшие детали, вовсе не озабочены изготовлением мишуры на потребу вульгарного вкуса. И всё-таки наступает роковой момент, когда самый целомудренный учёный почти безотчётно принимается создавать роман, и вот литературная ложь уже поселилась в этом произведении добросовестного эрудита так же грубо, как в творении беспардонного компилятора. (В. Набоков)

    Cлайд 8

    Рассуждение - В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части: тезис – мысль, которую надо доказать; аргументы – факты, примеры, высказывания, которые доказывают или опровергают тезис; вывод – общий итог, заключение по поводу тезиса.

    Cлайд 9

    Cлайд 10

    Тест. Проверьте себя. 1) «Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил Город Прекрасный в морозе и тумане на горах над Днепром. Целыми днями винтами шёл из бесчисленных труб дым к небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег». (М. Булгаков «Белая гвардия») Определите тип речи:

    Cлайд 11

    Тест. Проверьте себя. Определите тип речи: 2) «Между тем черт крался тихонько к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Пробежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки.» (Н.В. Гоголь)

    Cлайд 12

    Тест. Проверьте себя. 3) «Сколько чуши в последние годы попадается в качестве незыблемой истины! Сколько дров наломано! Взять хотя бы тему отцов и детей. Только родители стали опоминаться и меньше доверять детским передачам, подростковым журналам, школьным инновациям, как – хлоп! – взялись за них же, за родителей. …Школа для родителей, курсы для будущих пап и мам, родительские университеты… А в некоторых наиболее продвинутых умах уже вызрела идея экзамена, по успешной сдаче которого человек имеет право носить звание родителя.» (И. Медведева) Определите тип речи:

    Cлайд 13

    Cлайд 14

    Cлайд 15

    Cлайд 16

    Выполните тест. 1. Что такое liberte? Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все что угодно в пределах закона. Когда можно делать все что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает все что угодно, а тот, с которым делают все что угодно. Что ж из этого следует? А следует то, что, кроме свободы, есть еще равенство, и именно равенство перед законом. 2. За голубым альпийским лугом вставали огромные синие ели; их раздвигал, разгонял, прижимал то слева, то справа белый ручей-река, словно гнал вниз это еловое стадо: суровый лес начинал круглеть, кудрявиться, разливаясь в мягко волнующееся лиственное море, и глубокая сапфировая по цвету лохань долины, тихая и сплошная, лежала в самой глубине, а за ней вставали, так же медленно обретаясь, горы. 3. Словарь - собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык; совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употребленных в одном произведении, произведении какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем-нибудь. 4. Вначале Репин шел по стопам Василия Перова, строя композицию на контрасте заплывших благополучием попов и нищих - забитых крестьян. Потом был «Крестный ход в дубовом лесу», где главный акцент делался на колористических эффектах - пестрая поляна, сочная зелень, солнце, пробивающееся сквозь листву, и проч... И наконец, в третьем варианте, «Крестный ход в Курской губернии», Репин отказывается от прежней красочности и от лобовых классовых сравнений. Прочитайте текст. Определите тип речи.

    Cлайд 17

    Выполните тест. 5. Если бы область человеческого знания ограничивалась одним отвлеченным мышлением, то, подвергнув критике то объяснение власти, которое дает наука, человечество пришло бы к заключению, что власть есть только слово и в действительности не существует. Но для познания явлений, кроме отвлеченного мышления, человек имеет орудие опыта, на котором он проверяет результаты мышления. И опыт говорит, что власть не есть слово, но действительно существующее явление. 6. На Арбате - весна. Нынче такая запоздалая, робкая, переменчивая, она все-таки берет свое. Временами то снег, то дождь обрушиваются на тротуарную плитку, но тут же из-за туч выглядывает солнце, радуя прогулочный народ, который бродит взад-вперед, ест чипсы, приценивается к сувенирам, разглядывает картины, заполняет кафе... Привычный ритм и облик самой московской из московских улиц. Но многие из тех, кто помнит ее 30-40-летней давности, наверняка испытывают чувство ностальгии. Этот Арбат тоже новый - с его тотальной пешеходностью, туристской подноготной, рядом похожих на театральную декорацию фонарей, многоэтажными комодами, построенными и строящимися, которые, несмотря на запреты, все-таки прорвались сюда. 7. Рыжий, востроносый Макс вышел на площадку тоже. Подметал. В углу заметил золотой луч. Нагнулся. Кольцо. Спрятал в жилетный карман. Юрко огляделся, не видел ли кто. Спина Лужина в пройме двери была неподвижна. Макс осторожно вынул кольцо: при смутном свете разглядел прописное слово и цифры, вырезанные снутри. Подумал: «По-китайски...» А на самом деле было: «1 августа 1915г. Алексей». Сунул кольцо обратно в карман. Прочитайте текст. Определите тип речи.