Есть у меня дома книга, которая будет обязательно открыта в первый снег или сильный дождь, в день рождения нового человека или церковный праздник… Вы, конечно же, догадались, я говорю про «Русский народный календарь». Наши предки придавали большое значение этому календарю и знали православные праздники, именины, приметы и обычаи наизусть. К чему я это, 14 декабря – День Наума Грамотника! Вот «на носу» рождественские праздники, разгар зимних гуляний, а наши деды-прадеды азбуку учить, да за книгой сидеть! Почему?


Наши прародители обучению грамоте придавали большое значение – «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит». По старой русской традиции со дня Наума (с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте. До 18 века обучение крестьянских детей происходило в семье – личным примером, «практикой» в полях, былинами и преданиями. В 1768 году был издан «Устав народных училищ в губернских и уездных городах» и началось строительство школ, в основном церковно-приходских.

На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и называли Грамотником. Вот и поговорки про это сложили: « Батюшка Наум, наведи меня на ум» , «Пророк Наум – наведёт на ум», «Пророк Наум наставит на ум».


Святой пророк Наум – один из двенадцати малых пророков. По преданию, он умер на 45 году жизни. Почему именно живший в 7 веке до нашей эры пророк стал покровителем грамотеев? Причины здесь две - созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты – больше.

Служили молебен, спрашивали благословения на отрока и с почётом приглашали в дом учителя, которого почитали особо, работу его считали важной и трудной.

Дети же каждое занятие должны были начинать с трёх земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно. На уроках нельзя есть, «а то заешь выученное»; книгу следовало закрывать, «а то все позабудешь».

Крестьянские дети, помогавшие родителям убирать урожай, начинали учиться лишь с окончанием страды. Мы отмеряем время по дням, годам, месяцам, но у наших совсем не дальних предков было другое исчисление — по церковным праздникам и постам. Не было дня в году, не отмеченного поминовением какого-либо одного, а чаще нескольких святых — поэтому народ прекрасно обходился без привычных для нас чисел и месяцев. Провинциальное дворянство также вело счет дням не по официальному календарю. Достаточно процитировать отрывок из романа И. А. Гончарова «Обломов», чтобы представить типичную картину того времени: «Они вели счет времени по праздникам, по временам года, по разным семейным и домашним случаям, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа...».

Сегодня как раз 14 декабря и почему бы нам с вами не заняться образованием? И, поскольку, вы дочитали пост и явно владеете грамотой (от греческого grammata - чтение и письмо), то предлагаю небольшую перемену и сделать зарядку для ума.

Кто справится с задачкой пишите в комментариях за сколько секунд)))

У бабы Маши было три кота: чёрный, рыжий и полосатый. Назвала их бабуля Черныш, Рыжик и Полоскин. Но имя котиков не совпадает с мастью! Как зовут котов, если самый тёмный из них Полоскин?

Разделы: Начальная школа

  • познакомить учащихся с согласными звуками [г-г,] и буквами Г,г;
  • упражнять учащихся в чтении слогов и слов с новой буквой;
  • продолжить формирование навыков сознательного чтения, развивать фонематический слух, речь, память, логическое мышление;
  • расширять кругозор и словарный запас учащихся;
  • воспитывать чувство бережного отношения к природе, чувство ответственного отношения к своему здоровью.

Оборудование: предметные картинки: грибы, корзинки, птицы, паровоз, магнитные буквы, красный и черный квадраты, раздаточный материал, шапочки для игры, фонохрестоматия, карточки со словами, карта Кемеровской области, пословица, рассказ В.Драгунского “Перед сном”.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Скажем хором:

“Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!”

II. Работа над новым материалом.

1. Упражнение на внимание.

Оборудование:

у учащихся индивидуальные карточки

у учителя – на доске

1) запомнить расположение букв;
2) восстановить такой порядок на индивидуальных листах.

Самопроверка: учитель показывает буквы, учащиеся проверяют.

Вывод: на уроке будем внимательными.

2. Актуализация знаний.

Какая буква лишняя? (я)
- Докажи.(Гласная среди согласных)

Буква я закрывается красным квадратом.

Какая буква из оставшихся лишняя?(к)
- Докажи.

Буква к закрывается черным квадратом.

Чем сходны оставшиеся буквы? (Все согласные, обозначают звонкие звуки, все парные согласные)

Задание: назвать пары согласных по глухости-звонкости (д-т, б-п, з-с)

Учитель: - Сегодня на уроке мы продолжаем учиться читать, думать, рассуждать.

3 . Выделение звуков. Знакомство с буквой.

Оглянитесь вокруг, мы на грибной поляне, повсюду грибы. Кто знает загадку про грибы? (Дети говорят)
- У нас есть общая корзинка, пойдите, “соберите” грибы, поместите их в корзину.

Учащиеся ходят по классу, набирают в корзинку грибы. Затем рассаживаются по местам.

Задание: составить схему слова “грибы”

У учащихся набор раздаточного материала. Идет работа в парах: составление схемы слова “грибы”.

Анализ слова.

Задание: выделить первый звук, дать характеристику

А как этот звук зазвучит мягко?
- Какая буква записывает эти два звука?

Задание: отыскать глазами буквы Г г. (Дети поворачиваются, ищут буквы, спрятанные в классе).

Почему буква наполовину синяя, наполовину зеленая? (Обозначает и твердый, и мягкий звуки)

4. Вычерчивание буквы на бумаге по точкам.

5. Чтение слогов, слов.

а) га го гу ги гы ге

б) – Мы набрали полные корзины грибов. В названиях каких грибов есть звук [г]?

ГРУЗДИ нужно искать тщательно, т.к. часто они скрываются под листвой. Очень вкусны в засоле.

Знакомлю вас еще с одним грибом со звуком [г]: ГОВОРУШКИ. Это съедобные грибы. Их можно жарить, солить, мариновать.

Как называют человека, собирающего грибы? ГРИБНИК
- Расскажите, как правильно собирать грибы.
- Каким грибам со звуком [г] не место в лукошке? (ПОГАНКИ - ядовитые грибы)
- Но и сбивать их не надо, просто обойди, если встретишь.
- Где растут грибы? (В лесу)
- Как называется густой труднопроходимый лес? ТАЙГА
- Более половины территории нашей Кемеровской области занимает тайга.

Вот этот паровозик домчит нас до тайги, и мы одним глазком взглянем на жизнь обитателей леса.

Рисунок паровозика. Вагоны к нему: на первом вагоне буква Г, на втором вагоне – РУСТЬ, на третьем – ОРОД, на четвертом – РАЧ.

Задание: прицепить к паровозу вагоны, прочитать получившиеся слова.

в) Словарная работа.

ГРУСТЬ

Задание: назвать слово, противоположное по значению. (Веселье)

Учитель: Веселье, радость, смех – хорошее лекарство, помогают от любой болезни. Радость делает человека счастливым. Когда человек счастлив, он способен видеть красоту и добро в жизни, и дарить их окружающим. Мы не будем грустить на уроке. Улыбнитесь, подарите улыбки друг другу и мне.

В каком городе мы живем? (В Новокузнецке)
- Скажите, какой он? (Большой, красивый, гостеприимный и т.д.)
- Уезжаем из города. Приезжаем в лес.

ФИЗМИНУТКА.

В темном лесу есть избушка
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка –
Бабушка Яга живет.
Нос крючком, глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая –
Дыбом волосы стоят!

Каких еще знаете птиц, в названии которых есть звук [г] ? (Глухарь, галка, гусь, голубь)
-Грач приносит большую пользу, уничтожая вредных насекомых на полях и лугах. Он из отряда вороновых, похож на ворону и кричит похоже.

Фонохрестоматия – крик грача.

Птица мира. Существует такая легенда. Когда главный Бог Зевс собирался на войну, он обнаружил в своем шлеме голубку и ее птенцов. Зевс не стал разорять гнездовье и отложил войну.

Вагоны паровозика переворачиваются. Получается слово

ГРАМОТНЫЕ

Какого человека считают грамотным?
- Как вы думаете, трудно ли стать грамотным?
- Что для этого надо делать?

6. Чтение учителем рассказа В. Драгунского “Перед сном”.

Как называют ученого человека? (Образованным)

КТО ГРАМОТЕ ГОРАЗД, ТОМУ НЕ ПРОПАСТЬ.

Как вы понимаете смысл поговорки?

7. Работа над текстом.

а) Первичное чтение текста учителем.

У лисы зубки остры, рыльце тоненькое; ушки на макушке, шубка тепленькая, на груди жилет, а не шее белый галстучек.

Ходит лисонька тихонько, к земле пригибается; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается.

Разбойница лиса любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю, не помилует и кролика.

По Ушинскому.

Как бы вы назвали текст?

б) Чтение текста учащимися с заданием.

Задание: подчеркнуть слова, которыми называет автор лису

Проверка: чтение текста вслух, выполнение задания.

Как еще называют лису в сказках?

Обобщение: лиса обитает в лесах нашей области. Уходя от погони, лиса запутывает следы и “придумывает” всякие уловки, чтобы обмануть собак.

Каких еще животных наших лесов знаете?

8. Игра “Тень-тень-потетень”.

Оборудование: шапочки с изображением лисы, зайца, ежей, медведя.

Дети поют и изображают.

Тень-тень потетень
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
“Всему свету я краса”
Похвалялся медведь:
“Могу песни я петь”
Похвалялися ежи:
“У нас шубки хороши”
Похвалялся зайка:
“Поди, догоняй-ка”.

III. Итог урока. Рефлексия.

Международный день распространения грамотности и отмечаются в один день, 8 сентября. В этом есть символичность, поскольку журналистика есть профессия человека грамотного, человека пишущего. Но и - человека, отвечающего за свои знания, за свое слово.

Порой - жизнью, как чех Юлиус Фучик, казненный "за профессию" в этот сентябрьский день 1943 г. (В честь его трагической кончины и учрежден этот памятный День.) Нам известны и имена новейшей истории - Влад Листьев, Пол Хлебников, Анна Политковская, Георгий Гонгадзе... А для скольких журналистов "горячие точки" становятся последними точками в их жизни!

В 2006 году Международный день грамотности отмечался 40-й раз. Генеральный директор ЮНЕСКО (организации, учредившей День грамотности) Коитиро Мацуура подчеркивает: "Грамотность важна не только сама по себе, это еще и, по всеобщему признанию, один из важнейших факторов развития. Именно поэтому недооценка этой ее роли вызывает серьезную обеспокоенность". По его словам, грамотность - это еще и "рычаг для осуществления перемен и средство содействия развитию общества".

Трудно не согласиться. А для жителей, в частности, Украины это становится крайне актуальным. Поскольку утрачивающим грамотность народом легче управлять как стадом. На это указывал еще древний китаец Конфуций. В отсутствие образованности и способности к критическому анализу, при историческом беспамятстве народ легко доверяется любым проходимцам, любым лжевождям, действующим в стиле сектантских проповедников. Вчера они говорили одно, сегодня другое, они лгут, распушив красивые ресницы или выкатив "честные" очи, и на удивление легко "впаривают" безграмотным любую "лапшу на уши".

Однако у нас были предки, с которых стоит брать пример неукоснительно. Древнерусские летописцы говорят, например, о мудрости русского князя Ярослава начиная с "похвалы книгам", помещенной под 1037 годом в "Повести временных лет". Уподобив князя ветхозаветному Соломону, летописцы утверждают, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии - премудрости Божьей, которой был посвящен главный храм Константинополя.

Наши пращуры знали цену грамоте и мудрости. Не случайно Ярослав Мудрый стал почитаться христианами сразу после смерти; впервые как святой он упоминается у Адама Бременского, который в "Деяниях первосвященников Гамбургской церкви", датируемых 1075 годом, Великого князя Ярослава Владимировича он называет святым. (Ярослав Мудрый формально не входил в число святых Русской Православной Церкви, и лишь 9 марта 2004 года в связи с 950-й годовщиной смерти, был внесен в святцы Украинской Православной Церкви МП, а 8 декабря 2005 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 20 февраля /5 марта было внесено в месяцеслов как день поминовения Благоверного князя Ярослава Мудрого.)

Наши предки были остры на слово и сметливы, говоря: "Побольше грамотных, поменьше дураков". Но мы, похоже, не торопимся выполнять их заветы. Мы бросаемся во все тяжкие, легко отторгая собственные завоевания. А ведь у нас была самая сильная образовательная система в мире! Но нам - кровь из носу - хочется быть в Европе! Или - "как Европа". Очень сомнительно. Скорей, и свое потеряем, и чужого не обретем. Кто пытался осмыслить ситуацию с уровнем грамотности нынешних молодых граждан Украины, тот понимает, что нынешние золотые медалисты и краснодипломщики, даром что увенчиваемые сертификатами европейского образца (в соответствии с Болонским соглашением), уступают по уровню образования твердым троечникам 70-80-х советских годов. Переход к формализованному тестированию, исключение, скажем, из экзаменов сочинений по литературе или истории (о преподавании истории - вообще разговор отдельный), - нанесли явный ущерб (восполнимый ли?) нашей общей грамотности, способности молодых граждан к самостоятельному мышлению. Вынос за скобки русского языка, определение его в "иностранные" (а русской литературы в разряд "зарубежная") нанесли и продолжают наносить последние удары по общей образованности. Похоже, кому-то выгодно превратить нашу страну во всеобщий хутор. Ну, с пасекой-то малообразованный человек худо-бедно справится, у нас есть яркие примеры, а вот как быть с современными технологиями, с управлением такой огромной страной, как Украина?

Украинская поговорка, которую нам щедро подарил в своем поучительном собрании луганчанин Владимир Даль, гласит: "Пошли дурного, а за ним и другого". Есть и такой, "чисто русский", вариант: "Пошли Ивана, за Иваном болвана, за болваном еще дурака, так и сам иди туда!" То есть ПОСЛЕ ДУРАКА ВСЕ РАВНО ПРИДЕТСЯ ВСЁ ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ! Читаешь и видишь в этой картинке многих украинских горе-политиков. Это о них сказал наш мудрый народ: "По грамоте осекся, цифирь не далась". Хорошо их видно, как на ладони, этих нынешних сочинителей мудрых указов. Перо скрыпит, бумага молчит. Язык коснеет, а перо не робеет. Прочтешь нынче иной указ, а за ним второй-третий-четвертый, и как тут не вспомнить: "Книга, а в ней кукиш да фига".

Поглядишь на иного раскольника, да опять Даль подскажет: "Уела попа грамотка".

Так что, дорогие сограждане, будем же не по дипломам (которые сейчас покупаются, как и экзамены, - "как бы резвяся и играя"), а по-настоящему грамотны, ведь ученье - свет, а неученье - тьма.

И, опять-таки, не следует нам забывать уместное в канун выборов - хоть в Раду, хоть в Думу: "Дурака пошли, да сам следом иди!" Смотрите, кто работает, а кто лишь языком чешет и разруху, раздор сеет.

Разумейте грамоте!
г.Харьков

На снимке: памятник Ярославу Мудрому у Национальной юридической академии в Харькове. Фото автора

В Международный день грамотности в детской библиотеке им. А.П. Гайдара прошла акция «Город с книгой».

Утром в Гайдаровку на встречу с орловским поэтом Валентиной Ивановной Корневой пришли четвероклассники школы № 24 им. И.С. Тургенева. Весело и интересно прошла праздничная программа " Почитаем, поиграем, время с пользой проведем«. Валентина Ивановна читала свои стихи, загадывала загадки, играла в игры с ребятами. Многие ее стихи четвероклассники с удовольствием читали вслух. Затем она познакомила детей со своими новыми стихами из будущего детского сборника. Стихи школьникам понравились.

В 12 часов для четвероклассников лицея № 22 состоялась познавательно-игровая программа «В гостях у Грамотея».

Сначала ведущий библиотекарь Савицкая Светлана Владимировна рассказала школьникам о книгах, представленных на выставках «Русский язык на «Отлично», «В гостях у Грамотея» и «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». Светлана Владимировна познакомила школьников с интересными фактами со словами в русском языке. Ребята узнали, что единственное односложное прилагательное в русском языке - злой; что всего 3 исконно русских слова начинаются на букву «А»: аз, азбука,авось; что почти все слова, где есть буква «Ф»- заимствованные. А.С. Пушкин очень гордился тем, что в его «Сказке о царе Салтане» буква «Ф» встречается всего в одном слове «Флот». А во фразе «Съешь же ещё этих мягких французских булок да выпей чаю» собраны все буквы русского языка.

Затем дети играли в литературные игры, отгадывали загадки, решали кроссворды, а главное - читали вслух отрывки из известных произведений, стоящих на книжных выставках в читальном зале.

В конце программы четвероклассники активно участвовали в мини-акции «Говорящая закладка», итоги которой подвели в конце дня. В акции приняли участие два класса, участвовавшие в мероприятиях, а также читатели библиотеки. На выставке для акции были представлены 15 книг разных детских авторов. Книги выбрали сами ребята, приходившие в библиотеку за неделю до голосования.

Подводя итоги акции, мы были приятно удивлены, что на первом месте оказалась книга А.Гайдара «Тимур и го команда» - 25 голосов. На втором месте книга Э.Успенского «Каникулы в Простоквашино» - 19 голосов. На третьем месте книга А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» - 17 голосов.

Художественная литература является образцом жизни. В ней много примеров хороших, воспитанных героев, на которых хотят быть похожими дети. Знакомясь с классическими произведениями, ребёнок развивает свою речь, обогащает её новыми словами. Процесс чтения воспитывает в маленьком читателе усидчивость, внимательность, умение сопереживать.

Есть у меня дома книга, которая будет обязательно открыта в первый снег или сильный дождь, в день рождения нового человека или церковный праздник… Вы, конечно же, догадались, я говорю про «Русский народный календарь». Наши предки придавали большое значение этому календарю и знали православные праздники, именины, приметы и обычаи наизусть. К чему я это, 14 декабря – День Наума Грамотника! Вот «на носу» рождественские праздники, разгар зимних гуляний, а наши деды-прадеды азбуку учить, да за книгой сидеть! Почему?


Наши прародители обучению грамоте придавали большое значение – «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит». По старой русской традиции со дня Наума (с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте. До 18 века обучение крестьянских детей происходило в семье – личным примером, «практикой» в полях, былинами и преданиями. В 1768 году был издан «Устав народных училищ в губернских и уездных городах» и началось строительство школ, в основном церковно-приходских.

На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и называли Грамотником. Вот и поговорки про это сложили: « Батюшка Наум, наведи меня на ум» , «Пророк Наум – наведёт на ум», «Пророк Наум наставит на ум».


Святой пророк Наум – один из двенадцати малых пророков. По преданию, он умер на 45 году жизни. Почему именно живший в 7 веке до нашей эры пророк стал покровителем грамотеев? Причины здесь две - созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты – больше.

Служили молебен, спрашивали благословения на отрока и с почётом приглашали в дом учителя, которого почитали особо, работу его считали важной и трудной.

Дети же каждое занятие должны были начинать с трёх земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно. На уроках нельзя есть, «а то заешь выученное»; книгу следовало закрывать, «а то все позабудешь».

Крестьянские дети, помогавшие родителям убирать урожай, начинали учиться лишь с окончанием страды. Мы отмеряем время по дням, годам, месяцам, но у наших совсем не дальних предков было другое исчисление — по церковным праздникам и постам. Не было дня в году, не отмеченного поминовением какого-либо одного, а чаще нескольких святых — поэтому народ прекрасно обходился без привычных для нас чисел и месяцев. Провинциальное дворянство также вело счет дням не по официальному календарю. Достаточно процитировать отрывок из романа И. А. Гончарова «Обломов», чтобы представить типичную картину того времени: «Они вели счет времени по праздникам, по временам года, по разным семейным и домашним случаям, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа...».

Сегодня как раз 14 декабря и почему бы нам с вами не заняться образованием? И, поскольку, вы дочитали пост и явно владеете грамотой (от греческого grammata - чтение и письмо), то предлагаю небольшую перемену и сделать зарядку для ума.

Кто справится с задачкой пишите в комментариях за сколько секунд)))

У бабы Маши было три кота: чёрный, рыжий и полосатый. Назвала их бабуля Черныш, Рыжик и Полоскин. Но имя котиков не совпадает с мастью! Как зовут котов, если самый тёмный из них Полоскин?