Болезни и их исцеление – теория группового бессознательного. Что такое богатство и что такое здоровье общины – ответы ищите в евангельской притче о стаде свиней.

В Евангелиях есть знаменитая притча о том, как Иисус исцелил бесноватого, переместив бесов из человека в стадо свиней, бросившихся затем в море. Эту часть Евангелия канонически читают над теми, кто, по мнению Церкви, одержим злым духом или непонятной болезнью, недугом, вызванными вселением в человека бесов. Почти чистая психиатрия на ранних стадиях своего зарождения. И почти так же, как и у современной психиатрии – все попытки помочь часто бывают втуне. Почему? Может ли быть по-другому? Можно ли облегчить страдания болящих? Да, может, да, можно. А почему чаще бывает «по-другому» – об этом мы с вами и поговорим. И что надо для этого делать – чтобы всё же помочь – вы поймёте, прочитав мои психологические соображения.

Притча эта кажется многим людям странной, непонятной, а действия Иисуса – чуть ли не несправедливыми и злыми – по многим причинам. Атеисты вообще смеются над этой притчей, показывая на ее примере – как асоциально христианство.

Сегодня мы постараемся понять эту притчу, разобрав все непонятные в ней места и подключив к её интерпретации юнгианскую теорию – группового бессознательного. Итак, обо всём по порядку.

Начнём с самой евангельской истории

Бесноватый

Возле некоего селения, на отшибе от всех приличных граждан, жил бесноватый человек из того же селения. Бесы так мучили его, что он уже не носил никакой одежды и спал во гробах, выселенный из деревни не столько людьми, сколько своим недугом.

Он выбежал к Иисусу, и Иисус сказал бесам, сидящим внутри него: «Выйдите вон из этого человека». Невдалеке паслось общественное стадо свиней. Бесы попросили Иисуса, чтобы он поместил их в этих свиней. Иисус позволил. Бесы вселились в свиней, свиньи, обезумев, ринулись со скалы в море, и... пучина сия поглотила их без остатка.

Увидев то, пастухи-свинопасы, побежали скорее в селение – докладывать о случившимся владельцам исчезнувших животных.

Население городка вышло к Иисусу, увидело – как бывший бесноватый сидит – умытый и одетый подле ног Христа, в здравом уме и со светлыми очами, не увидели своих свиней и сказали Иисусу, чтобы он покинул их место.

Вот и всё.

Свинья-копилка: Исторический контекст «проблемы богатства и везения»

Эта евангельская история очень хорошо понятна без всякой трактовки – деревенским людям старой закалки, но но совсем ускользает от понимания «городских», которые думают, что булочки произрастают на деревьях.

Что такое свинья для прежних времён и прежде всего – для жителя деревни? Свинья – это символ богатства и удачи. «Ду хаст швайн» – говорят до сих пор немцы. То есть дословно: «У тебя есть свинья». Что бы это значило? А то, что: «Везёт тебе, счастливчик».

Когда откормленную свинью закалывают в ноябре-декабре, её хозяин получает очень большие деньги – вам и не снилось столько. Это похоже на годовые премиальные высшему менеджменту хорошей фирмы. А если не деньги получает крестьянин, то обильное пропитание себе, чадам и домочадцам – на весь год.

Прелесть свиньи заключается в том, что её почти совсем не надо как-то специально кормить, все, даже «городские», знают, что свинью традиционно кормили отбросами с обеденного стола, так называемыми – помоями. И на них она волшебно жирела.

А ещё свинья – грязна, её не нужно мыть и холить, как корову, ей нравится быть грязной, в этом её суть. Свинья грязна примерно как деньги.

Но вернёмся к нашим свиньям. Притягательность свиноводства состоит в том, что почти не прикладывая никаких специальных усилий, через год ты получаешь в своём хозяйстве умопомрачительную прибыль – свинья весом под тонну – это как мешок золота на пороге твоего дома... И приодеться, и погулять, и не переживать о том, на что будешь существовать весь год...

«Богатый становится ещё богаче» или Свинство – как оно есть

А почему же ещё – свинья – это традиционный (но позабытый нами) символ богатства и удачи? Здесь есть ещё, стало быть, один хитрый момент... Всё дело в том, что для того, чтобы получить вот такую прибыль в конце года, сам крестьянин должен быть уже изначально – немножко богатым, по крайней мере, не совсем уж бедным.

Рассудите сами – если крестьянин нищ и сам недоедает, то откуда же он возьмёт вкусные обильные помои со стола, чтобы вылить их свинье в корыто?

То есть, свинья кормится хозяином от избытка, и лишь того, кто уже обеспечен, твёрдо стоит на ногах, даже – богат, она вознаграждает – ещё больше, баснословно. Ну а того, кто нищ – извините. Нищий не в состоянии содержать свинью. Традиционно, бедные селяне искали компромисс – выпускали своих свиней на выпас в леса, но рисковали схлопотать от сеньора-владельца леса или... от волка. Свиньи портили лес, это факт. Да и на вольном выпасе свинья, хоть и будет чувствовать себя здоровой, но так не разжиреет, как на домашних помоях.

Понятное дело, что если крестьянин брался всё же откармливать свинью, он дрожал за неё больше, чем мы дрожим за свои автомобили, взятые в кредит.

Именно поэтому, в народе испокон веков сложились две странные поговорки. Когда хмурые крестьяне хотели пожаловаться на свою жизнь и рассказать о своей бедности, они говорили так: «Да какие у нас свиньи? Мы сами... как свиньи!».

Как вы теперь можете догадаться, крестьяне не имели в виду, что они грязные или хамоватые. Они имели в виду, что им приходится до донышка доедать объедки со своего скудного стола, выгребать до крошки самим – то, что обычно в щедрые времена относят в хлев свиньям, а себе готовят свежее.

И вторая поговорка. Когда кто-то хотел с горечью сказать о чёрствости местного населения он говорил так:

«Здешний крестьянин скорее свинью накормит, чем подаст кусок – бедному».

Когда ещё в детстве я столкнулась с этой приговоркой, я думала, что таким образом злые и жадные крестьяне-кулаки высказывают утончённое неуважение к своим ближним, стоящим ниже их на лестнице удачи. Мол, тебе, дураку, не дам, а свинье дам.

Только теперь я поняла, в чём был действительный резон этих крестьян. Весь ужас в том, что они – люди далеко не праздные, никого не имели и в мыслях «утончённо оскорбить»!

Напротив, они действовали как рассудительные, «взрослые», серьёзные люди – отцы и матери семейств, хозяева, озабоченные своим домом и его благополучием.

В самом деле, у настоящего хозяина каждый кусок на счету. И кусок объедков, поданный свинье, идёт в дело – на будущий год свинью заколют, будет что есть, а детям – обновки. А зачем подавать кусок еды – бедному? Какая от этого может быть польза?.. Разве что на небесах? Но в Небеса прижимистый крестьянин не очень-то верил. Его мышление было конкретно-материальным.

Впрочем, современные люди с высшим образованием и абстрактным мышлением – недалеко ушли от крестьянина-кулака баснословных времён.

И вот мы плавно возвращаемся к притче про бесноватого и Иисуса...

Проклятый клад

Все знают из сказок и легенд Возрождения, что клады и сокровища, золото и драгоценные камни – прокляты и охраняются чертями. Потому, что добыты обычно таким путём, о каком лучше не рассказывать детям на ночь.

Убийства, разорение вдов, потопление кораблей. Проклятия и муки умирающих – ложатся на отнятое и вопиют к небу. Золото впитывает истории. Истории, в основном, страшные, и хоть бы одна – весёлая...

Знаменитые украшения, переходя из рук в руки, притягивали убийства и преступления.

Проклятые клады, сундуки с добром, выигрышный лотерейный билет... Мужья ссорились с жёнами, трактирщики убивали гостя. Единоличные владельцы баррикадировались от воров и сходили с ума.

Для крестьянина, далёкого от роскоши, культуры и цивилизации – рубины и алмазы не стоят ничего. У него есть «одна валюта» и одно понимание «клада» – свинья. Поэтому то, что для «культурного» человека воплощено в сберегательной книжке или в пузатом сундуке с бусами и жемчугами – для колхозника, живущего натуральным хозяйством, воплощено в упитанной фигуре свиньи.

Свинья – прообраз банковского вклада с процентами, живая копилка.

Поэтому неудивительно, что когда Иисус вселил бесов в стадо пасущихся неподалёку свиней и те погибли, бросившись со скалы в море, крестьяне попросили Иисуса... уйти. Странно, что не убили.

А теперь мы будем последовательно отвечать на ряд важных, подводящих итоги – вопросов.

Вопрос №1 Почему бесы попросили Иисуса – вселить их в стадо свиней?

А я вам отвечу встречным вопросом: «А как вы думаете, скольким до этого людям крестьяне отказали, ради того, чтобы получше накормить свою жиреющую свинью?»

Для крестьянина, повторим, свинья то же, что для горожанина – его сберкнижка или редкий бриллиант. Почему бы и свинье не начать притягивать к себе «злое», как это делают сокровища горожан?

Почему бесы попросили Иисуса – поселить их в стадо свиней? Потому что подобное тянется к подобному. Они уж привыкли охранять клады. Деньги, золото, имущество –нажитые неправедно, с обидами другим, это тот привычный удобный для них «отель», в котором бесы «останавливаются», спускаясь на землю.

Вопрос № 2 Откуда берутся больные люди и что такое групповое бессознательное?

Вот мы и подошли к самой тонкой теории, которую когда-то вскользь сформулировал Карл Густав Юнг. Групповое бессознательное – невидимая надстройка над небольшим коллективом людей. «Круговая порука мажет, как дёготь». Невидимый дёготь. Невидимый – до поры... Пока кто-то не заболеет – неизлечимо и красноречиво. Кто станет зеркалом грехов общины.

Когда Иисус спросил бесов: «Сколько вас?» бесы ответили: «Легион». Легион грехов и злых дел...

Грехи общины – отлились в теле бедного бесноватого, соседа по групповому бессознательному. Он как в волшебном зеркале показывал своим односельчанам – состояние здоровья всей деревни в целом. Проклятие – уже почти пало на деревню, но этого никто ещё не понял. Вот если бы у них начала издыхать скотина и болеть дети, гореть дома...

А пока – одного – бесноватого отселили в катакомбы и забыли о нём быстро, как забывают о чужих неприятностях. Чужих ли?..

Вопрос №3 Что сделал Иисус?

Представьте себе, что Иисус пришёл к нам, современным людям и сказал, собрав нас с вами, так.

Есть один человек, которого вы все очень хорошо знаете. Так вот, он сильно заболел. Вы знаете, как он мучается? Вы говорите: «Знаем, слышали, бедный-бедный».

И Иисус продолжает: «А хотели бы вы, чтобы он полностью исцелился?» Мы с вами отвечаем: «Да, да! Что за вопрос! Он такой хороший человек!».

И тут Иисус нам говорит: «А вы знаете, он уже исцелился, Я его исцелил!» и показывает нам видео, чтобы мы поверили. А на видео тот, на которого уже нельзя было смотреть – улыбается и машет, пополневший, загорелый, где-то на море, за границей, в санатории и шлёт нам приветы».

И тут Иисус говорит: «А вы знаете, как я его исцелил? Слушайте».

Вот у тебя есть бабушкина квартира, которую ты сдаёшь квартирантам, а у тебя – акции. А тебя назначили начальником, дали свой кабинет и повысили зарплату.

А у тебя есть книжка и на ней 300 тысяч. А у тебя – последний Айфон. А вот у тебя есть очень интересный дар – очаровывать всех мужчин, подруги удивляются. А ты умеешь ходить по подиуму и носить любую одежду как королевскую мантию.

Так вот, я посмотрел на вас и увидел, что вы давно пользовались всеми этими дарами, которые позволил вам иметь, между прочим, Я, но толку от этого окружающим не было никакого, кроме вас самих. Вы всё брали себе. Вы гордились и обижали людей. Вы не давали куска хлеба просящему. Вы перестали общаться с бедными родственниками. Можно я не буду напоминать, как досталась тебе бабушкина квартира? Можно я не скажу, что для тебя значит твой айфон?

В общем, все эти вещи, которыми вы обладаете, на них налипло столько зла, вы не поверите.

И вот когда я изгонял болезнь, она устремилась туда, где ей было удобней всего – грязь тянется к грязи. Я не хотел, чтобы она излилась вам на головы. Или пожрала ваши единственные жилища, в которых вы обитаете. Я выбрал ваших свиней.

Вы будете сильно огорчаться, если я скажу вам теперь последнее: квартира, айфон, 300 тысяч на книжке и талант очаровывать – утонули в море, сбросившись со скалы? Хотите поговорить по Скайпу с вашим другом, который теперь может говорить и улыбаться?

Мы помолчали и сказали Иисусу: «Уходи из нашего селения. Пожалуйста, уходи». И развернувшись, пошли прочь к своим опустевшим хлевам.

Елена Назаренко

Рада пригласить всех вас на сайт нашего психологического центра "1000 идей" live-and-learn.ru , где собрано около тысячи прикладных и, как мне кажется, полезных психологических статей.

Прошу также обратить внимание на наши разработки - психологические мобильные приложения для самопознания и саморазвития!

Толкование Евангелия, суть текста: Иисус так загонял бесов-легионеров, что они не нашли ничего лучшего, чем всей компанией броситься в воду внутри свиней на глазах у свинопасов и бесноватого. А, вот местные жители действо не оценили.
Книга Библии: Новый Завет, сравнить:
Евангелие от Матфея, текст: глава 8, стихи 28 - 34
Евангелие от Марка, текст: глава 5, стихи 1 - 20
Евангелие от Луки, текст: глава 8, стихи 26 - 39
Читать Евангелие, от Матфея святое благовествование - Мф.:

Мф. 8: 28

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

Мф. 8: 29

И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

Мф. 8: 30

Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

Мф. 8: 31

И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

Мф. 8: 32

И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

Мф. 8: 33

Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.

Мф. 8: 34

И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.


Читать Евангелие, от Марка святое благовествование - Мк.:

Мк. 5: 1

И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.

Мк. 5: 2

И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,

Мк. 5: 3

он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,

Мк. 5: 4

потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;

Мк. 5: 5

всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;

Мк. 5: 6

увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,

Мк. 5: 7

Мк. 5: 8

Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.

Мк. 5: 9

И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.

Мк. 5: 10

И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.

Мк. 5: 11

Паслось же там при горе большое стадо свиней.

Мк. 5: 12

И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.

Мк. 5: 13

Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.

Мк. 5: 14

Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.

Мк. 5: 15

Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.

Мк. 5: 16

Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.

Мк. 5: 17

И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.

Мк. 5: 18

И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.

Мк. 5: 19

Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.

Мк. 5: 20

И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.


Читать Евангелие, от Луки святое благовествование - Лк.:

Лк. 8: 26

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

Лк. 8: 27

Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

Лк. 8: 28

Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

Лк. 8: 29

Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

Лк. 8: 30

Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него.

Лк. 8: 31

И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

Лк. 8: 32

Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

Лк. 8: 33

Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

Лк. 8: 34

Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

Лк. 8: 35

И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

Лк. 8: 36

Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

Лк. 8: 37

И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

Лк. 8: 38

Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

Лк. 8: 39

возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.


Толкование Евангелия в вопросах и ответах:

Почему некоторые утверждают, что Иисус два раза выгонял по легиону бесов из гадаринских (они же гергесинские) бесноватых, когда каждый раз отправлял бесов в свиней?

Мнение о том, что Иисус два раза выгонял по легиону бесов из бесноватых в стране Гадаринской или Гергесинской и каждый раз отправлял бесов в большое стадо свиней, которое утонуло, основано на том, что в Евангелии от Матфея 8: 28-34 упомянуты двое бесноватых, а в Евангелиях от Марка 5: 1-20 и Луки 8: 26-39 - по одному. Такой точки зрения о повторяемости действий вынуждены придерживаться те, кто, принципиально не желает признавать в Евангелиях никаких разночтений, а малейшие расхождения в текстах объясняет тем, что описанные события, вероятно, происходили несколько раз, даже если их описание во всём остальном сильно совпадает. У приверженцев такого подхода, большое стадо свиней утонуло два раза, и, в общей сложности, исцелено трое бесноватых.

Насколько были опасны один или двое бесноватых для окружающих?

Из Евангелия известно, что бесноватые характеризовались как весьма свирепые, видимо, они пугали людей, нападали на них и мешали им проходить мимо них. Но, нет сведений, что бесноватые убили кого-то, покалечили или напугали до смерти, т.е. пусть с трудом, но с ними справлялись местные жители самостоятельно. Если бы бесноватые представляли собой смертельную опасность для местных, наносили бы большой ущерб, то с ними расправились бы из мести родственники пострадавших или пожаловались бы на них властям, чтобы запереть в тюрьму или казнить.

Каковы рамки разумной платы, ущерба, расходов по исцелению бесноватых или избавление от них окружающих?

Видимо, такое количество свиней, потерю которых жители могли бы пережить как плату за свои грехи, если посчитают, что бесноватые им справедливо докучали по их грехам. В таких случаях исходят из принципа соразмерности наносимого ущерба и платы за избежание или исправление ущерба, т.е. исцеление не должно быть чрезмерно дорогим. Иначе, теряется польза и практический смысл действий. Из текста следует, что когда местные жители узнали об исцелении бесноватых Иисусом, они, с одной стороны, наверняка, обрадовались такому чуду, но с другой, поняв, что в результате исцеления лишились такого огромного количества своих свиней, огорчились. По реакции жителей видно, что они огорчились потере огромного стада больше, чем обрадовались чуду исцеления. Потому и просили Иисуса удалиться, просили вежливо, но настойчиво, совсем не желая слушать проповедей Иисуса.

Почему Иисус просто не выгнал бесов, запретив им губить стадо свиней?

Религия тем и отличается, что любая болезнь, включая и одержимость у душевнобольных, рассматривается не с современной медицинской точки зрения, а как проявление вселения в человека нечистого духа или бесов.

Для исцеления одержимого злым духом больного изгоняют злого духа разными методами, например, заставляют покинуть больного, лишив оснований там находиться. Причиной вселения бесов считаются грехи больного или окружающих, из-за которых бесы получают право или попустительство Бога на такое вселение, чтобы вредить больному и окружающим его людям. Считается, что страдание больного и окружающих направлено на искупление грехов и совершенствование их духовных качеств, а грехи исцеляются молитвами, добрыми делами и добровольными пожертвованиями, т.е. принесениями различных жертв.

В данном эпизоде, стадо свиней выступило как пожертвование жителей с целью исцеления больного от власти бесов, получивших власть над больным по грехам самого больного или грехам окружавших его жителей. Подразумевается, что бесы имели право получить такое пожертвование, чтобы покинуть больного, о чём и просили Иисуса.

У евреев свинья считается нечистым животным, они не едят свинину, тогда для чего свиней разводили в таком количестве?

Некоторые народы, живущие среди евреев считают возможным есть свинину и содержать свиней. Возможно, после этого случая исцеления бесноватых, почти вылившегося в конфликт, Иисус и заявил, пытаясь отказать хананеянке в просьбе исцелить её дочь, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева (описано в Мф. 15: 21-28) , что так шокирует многих читателей Евангелия.

В Евангелиях есть знаменитая притча о том, как Иисус исцелил бесноватого, переместив бесов из человека в стадо свиней, бросившихся затем в море. Эту часть Евангелия канонически читают над теми, кто, по мнению Церкви, одержим злым духом или непонятной болезнью, недугом, вызванными вселением в человека бесов. Почти чистая психиатрия на ранних стадиях своего зарождения. И почти так же, как и у современной психиатрии - все попытки помочь часто бывают втуне. Почему? Может ли быть по-другому? Можно ли облегчить страдания болящих? Да, может, да, можно. А почему чаще бывает «по-другому» – об этом мы с вами и поговорим. И что надо для этого делать – чтобы всё же помочь – вы поймёте, прочитав мои психологические соображения.

Притча эта кажется многим людям странной, непонятной, а действия Иисуса – чуть ли не несправедливыми и злыми – по многим причинам. Атеисты вообще смеются над этой притчей, показывая на ее примере – как асоциально христианство.

Сегодня мы постараемся понять эту притчу, разобрав все непонятные в ней места и подключив к её интерпретации юнгианскую теорию – группового бессознательного. Итак, обо всём по порядку.

Начнём с самой евангельской истории

Бесноватый

Возле некоего селения, на отшибе от всех приличных граждан, жил бесноватый человек из того же селения. Бесы так мучили его, что он уже не носил никакой одежды и спал во гробах, выселенный из деревни не столько людьми, сколько своим недугом.

Он выбежал к Иисусу, и Иисус сказал бесам, сидящим внутри него: «Выйдите вон из этого человека». Невдалеке паслось общественное стадо свиней. Бесы попросили Иисуса, чтобы он поместил их в этих свиней. Иисус позволил. Бесы вселились в свиней, свиньи, обезумев, ринулись со скалы в море, и... пучина сия поглотила их без остатка.

Увидев то, пастухи-свинопасы, побежали скорее в селение – докладывать о случившимся владельцам исчезнувших животных.

Население городка вышло к Иисусу, увидело – как бывший бесноватый сидит – умытый и одетый подле ног Христа, в здравом уме и со светлыми очами, не увидели своих свиней и сказали Иисусу, чтобы он покинул их место.

Вот и всё.

Свинья-копилка: Исторический контекст «проблемы богатства и везения»

Эта евангельская история очень хорошо понятна без всякой трактовки – деревенским людям старой закалки, но но совсем ускользает от понимания «городских», которые думают, что булочки произрастают на деревьях.

Что такое свинья для прежних времён и прежде всего – для жителя деревни? Свинья – это символ богатства и удачи. «Ду хаст швайн» – говорят до сих пор немцы. То есть дословно: «У тебя есть свинья». Что бы это значило? А то, что: «Везёт тебе, счастливчик».

Когда откормленную свинью закалывают в ноябре-декабре, её хозяин получает очень большие деньги – вам и не снилось столько. Это похоже на годовые премиальные высшему менеджменту хорошей фирмы. А если не деньги получает крестьянин, то обильное пропитание себе, чадам и домочадцам – на весь год.

Прелесть свиньи заключается в том, что её почти совсем не надо как-то специально кормить, все, даже «городские», знают, что свинью традиционно кормили отбросами с обеденного стола, так называемыми – помоями. И на них она волшебно жирела.

А ещё свинья – грязна, её не нужно мыть и холить, как корову, ей нравится быть грязной, в этом её суть. Свинья грязна примерно как деньги.

Но вернёмся к нашим свиньям. Притягательность свиноводства состоит в том, что почти не прикладывая никаких специальных усилий, через год ты получаешь в своём хозяйстве умопомрачительную прибыль – свинья весом под тонну – это как мешок золота на пороге твоего дома... И приодеться, и погулять, и не переживать о том, на что будешь существовать весь год...

«Богатый становится ещё богаче» или Свинство – как оно есть

А почему же ещё – свинья – это традиционный (но позабытый нами) символ богатства и удачи? Здесь есть ещё, стало быть, один хитрый момент... Всё дело в том, что для того, чтобы получить вот такую прибыль в конце года, сам крестьянин должен быть уже изначально – немножко богатым, по крайней мере, не совсем уж бедным.

Рассудите сами – если крестьянин нищ и сам недоедает, то откуда же он возьмёт вкусные обильные помои со стола, чтобы вылить их свинье в корыто?

То есть, свинья кормится хозяином от избытка, и лишь того, кто уже обеспечен, твёрдо стоит на ногах, даже – богат, она вознаграждает – ещё больше, баснословно. Ну а того, кто нищ – извините. Нищий не в состоянии содержать свинью. Традиционно, бедные селяне искали компромисс – выпускали своих свиней на выпас в леса, но рисковали схлопотать от сеньора-владельца леса или... от волка. Свиньи портили лес, это факт. Да и на вольном выпасе свинья, хоть и будет чувствовать себя здоровой, но так не разжиреет, как на домашних помоях.

Понятное дело, что если крестьянин брался всё же откармливать свинью, он дрожал за неё больше, чем мы дрожим за свои автомобили, взятые в кредит.

Именно поэтому, в народе испокон веков сложились две странные поговорки. Когда хмурые крестьяне хотели пожаловаться на свою жизнь и рассказать о своей бедности, они говорили так: «Да какие у нас свиньи? Мы сами... как свиньи!».

Как вы теперь можете догадаться, крестьяне не имели в виду, что они грязные или хамоватые. Они имели в виду, что им приходится до донышка доедать объедки со своего скудного стола, выгребать до крошки самим – то, что обычно в щедрые времена относят в хлев свиньям, а себе готовят свежее.

И вторая поговорка. Когда кто-то хотел с горечью сказать о чёрствости местного населения он говорил так:

«Здешний крестьянин скорее свинью накормит, чем подаст кусок – бедному».

Когда ещё в детстве я столкнулась с этой приговоркой, я думала, что таким образом злые и жадные крестьяне-кулаки высказывают утончённое неуважение к своим ближним, стоящим ниже их на лестнице удачи. Мол, тебе, дураку, не дам, а свинье дам.

Только теперь я поняла, в чём был действительный резон этих крестьян. Весь ужас в том, что они – люди далеко не праздные, никого не имели и в мыслях «утончённо оскорбить»!

Напротив, они действовали как рассудительные, «взрослые», серьёзные люди – отцы и матери семейств, хозяева, озабоченные своим домом и его благополучием.

В самом деле, у настоящего хозяина каждый кусок на счету. И кусок объедков, поданный свинье, идёт в дело – на будущий год свинью заколют, будет что есть, а детям – обновки. А зачем подавать кусок еды – бедному? Какая от этого может быть польза?.. Разве что на небесах? Но в Небеса прижимистый крестьянин не очень-то верил. Его мышление было конкретно-материальным.

Впрочем, современные люди с высшим образованием и абстрактным мышлением – недалеко ушли от крестьянина-кулака баснословных времён.

И вот мы плавно возвращаемся к притче про бесноватого и Иисуса...

Проклятый клад

Все знают из сказок и легенд Возрождения, что клады и сокровища, золото и драгоценные камни – прокляты и охраняются чертями. Потому, что добыты обычно таким путём, о каком лучше не рассказывать детям на ночь.

Убийства, разорение вдов, потопление кораблей. Проклятия и муки умирающих – ложатся на отнятое и вопиют к небу. Золото впитывает истории. Истории, в основном, страшные, и хоть бы одна – весёлая...

Знаменитые украшения, переходя из рук в руки, притягивали убийства и преступления.

Проклятые клады, сундуки с добром, выигрышный лотерейный билет... Мужья ссорились с жёнами, трактирщики убивали гостя. Единоличные владельцы баррикадировались от воров и сходили с ума.

Для крестьянина, далёкого от роскоши, культуры и цивилизации – рубины и алмазы не стоят ничего. У него есть «одна валюта» и одно понимание «клада» – свинья. Поэтому то, что для «культурного» человека воплощено в сберегательной книжке или в пузатом сундуке с бусами и жемчугами – для колхозника, живущего натуральным хозяйством, воплощено в упитанной фигуре свиньи.

Свинья – прообраз банковского вклада с процентами, живая копилка.

Поэтому неудивительно, что когда Иисус вселил бесов в стадо пасущихся неподалёку свиней и те погибли, бросившись со скалы в море, крестьяне попросили Иисуса... уйти. Странно, что не убили.

А теперь мы будем последовательно отвечать на ряд важных, подводящих итоги – вопросов.

Вопрос №1 Почему бесы попросили Иисуса – вселить их в стадо свиней?

А я вам отвечу встречным вопросом: «А как вы думаете, скольким до этого людям крестьяне отказали, ради того, чтобы получше накормить свою жиреющую свинью?»

Для крестьянина, повторим, свинья то же, что для горожанина – его сберкнижка или редкий бриллиант. Почему бы и свинье не начать притягивать к себе «злое», как это делают сокровища горожан?

Почему бесы попросили Иисуса – поселить их в стадо свиней? Потому что подобное тянется к подобному. Они уж привыкли охранять клады. Деньги, золото, имущество –нажитые неправедно, с обидами другим, это тот привычный удобный для них «отель», в котором бесы «останавливаются», спускаясь на землю.

Вопрос № 2 Откуда берутся больные люди и что такое групповое бессознательное?

Вот мы и подошли к самой тонкой теории, которую когда-то вскользь сформулировал Карл Густав Юнг. Групповое бессознательное – невидимая надстройка над небольшим коллективом людей. «Круговая порука мажет, как дёготь». Невидимый дёготь. Невидимый – до поры... Пока кто-то не заболеет – неизлечимо и красноречиво. Кто станет зеркалом грехов общины.

Когда Иисус спросил бесов: «Сколько вас?» бесы ответили: «Легион». Легион грехов и злых дел...

Грехи общины – отлились в теле бедного бесноватого, соседа по групповому бессознательному. Он как в волшебном зеркале показывал своим односельчанам – состояние здоровья всей деревни в целом. Проклятие – уже почти пало на деревню, но этого никто ещё не понял. Вот если бы у них начала издыхать скотина и болеть дети, гореть дома...

А пока – одного – бесноватого отселили в катакомбы и забыли о нём быстро, как забывают о чужих неприятностях. Чужих ли?..

Вопрос №3 Что сделал Иисус?

Представьте себе, что Иисус пришёл к нам, современным людям и сказал, собрав нас с вами, так.

Есть один человек, которого вы все очень хорошо знаете. Так вот, он сильно заболел. Вы знаете, как он мучается? Вы говорите: «Знаем, слышали, бедный-бедный».

И Иисус продолжает: «А хотели бы вы, чтобы он полностью исцелился?» Мы с вами отвечаем: «Да, да! Что за вопрос! Он такой хороший человек!».

И тут Иисус нам говорит: «А вы знаете, он уже исцелился, Я его исцелил!» и показывает нам видео, чтобы мы поверили. А на видео тот, на которого уже нельзя было смотреть – улыбается и машет, пополневший, загорелый, где-то на море, за границей, в санатории и шлёт нам приветы».

И тут Иисус говорит: «А вы знаете, как я его исцелил? Слушайте».

Вот у тебя есть бабушкина квартира, которую ты сдаёшь квартирантам, а у тебя – акции. А тебя назначили начальником, дали свой кабинет и повысили зарплату.

А у тебя есть книжка и на ней 300 тысяч. А у тебя – последний Айфон. А вот у тебя есть очень интересный дар – очаровывать всех мужчин, подруги удивляются. А ты умеешь ходить по подиуму и носить любую одежду как королевскую мантию.

Так вот, я посмотрел на вас и увидел, что вы давно пользовались всеми этими дарами, которые позволил вам иметь, между прочим, Я, но толку от этого окружающим не было никакого, кроме вас самих. Вы всё брали себе. Вы гордились и обижали людей. Вы не давали куска хлеба просящему. Вы перестали общаться с бедными родственниками. Можно я не буду напоминать, как досталась тебе бабушкина квартира? Можно я не скажу, что для тебя значит твой айфон?

В общем, все эти вещи, которыми вы обладаете, на них налипло столько зла, вы не поверите.

И вот когда я изгонял болезнь, она устремилась туда, где ей было удобней всего – грязь тянется к грязи. Я не хотел, чтобы она излилась вам на головы. Или пожрала ваши единственные жилища, в которых вы обитаете. Я выбрал ваших свиней.

Вы будете сильно огорчаться, если я скажу вам теперь последнее: квартира, айфон, 300 тысяч на книжке и талант очаровывать – утонули в море, сбросившись со скалы? Хотите поговорить по Скайпу с вашим другом, который теперь может говорить и улыбаться?

Мы помолчали и сказали Иисусу: «Уходи из нашего селения. Пожалуйста, уходи». И развернувшись, пошли прочь к своим опустевшим хлевам.

Друг мой!

Ты пишешь: "Момент про изгнание легиона бесов. Странный момент. Зачем надо было изгонять бесов в свиней? Зачем надо было губить животных - целых две тысячи, которые служили людям для прокорма? Почему нельзя было выгнать бесов просто вон? И почему в одном Евангелие "погребавших во гробах" было двое, а в другом - всего один? Чему вообще научил этот момент людей этой страны?"

То, что у одного автора два бесноватых, а у двух других пишется только об одном, это не несоответствия в Евангелиях, а краткий способ повествования одного автора и усиление речи на некотором моменте двух других. О двух бесноватых говорится лишь в (Мф.8,28-34), в самом кратком повествовании этого случая, как на указание такового происшествия. В двух других (Мк.5,1-20; Лк.8,26-39), где подробнее описывается этот случай, с показанием очень существенной особенности в реакции одного из исцеленных: его обращении к Иисусу Христу, как к Богу.
Существенна также реакция Самого Иисуса Христа на уверование в Него этого исцеленного: вместо того, чтобы позволить ему пребывать возле Себя среди других учеников для обучения его, как и других учеников тайнам Царства Небесного, Он посылает его свидетельствовать о милосердных делах Божьих, явленных в Иисусе Христе, Сыне Его. Иными словами Иисус посылает исцеленного, как готового апостола свидетельствовать о Нем другим людям задолго до послания по двое 12 апостолов.
Необыкновенное исцеление! Исцеление не только тела и души, но и сообщение благодати апостольства для исцеления душ других людей. Уникальный, по-видимому, был этот человек: огромной силы веры и духа. И еще один момент можно отметить в этом: уникальная сила благодати дается Богом человеку, перенесшему уникальные испытания.

Касательно позволения бесам войти в стадо свиней, имеются такие указания святых отцов.
1) Для показания самарянам, жителям той страны, что закон запрещения потребления свинины касался и их также, если они считают себя детьми Иакова. Законы Моисея даны были евреям, чтобы сознание их постоянно возбуждено было к памятованию Бога и Его непрестанного присутствия. "Нечистые" животные, согласно языку Востока, указывали человеку, призванному быть верным Единому Богу, на неприемлемость им понятий, заставляющих его "склонить свою голову к земле" (как свинья, например), забыв о небесном; чтобы не рыть носом землю, уйдя сознанием лишь в добычу временных благ; не жрать свои собственные отходы, думая только о прелестях материальной жизни; и, будучи вымытым (уверовав в Иисуса Христа), "подобно свинье, не возвращаться валяться в грязи", или, "подобно псу, не возвращаться к своей блевотине", продолжая жить во грехах так, как жил до этого.
2) Для того, чтобы видимо показать коварную натуру бесов: единственное, на что они способны, то это только вредить человеку любым способом. И платят они за услугу только злом.
3) Иисус дает шанс жителям той страны, увидевшим два Его таких необыкновенных чуда (исцеление грозных бесноватых и мгновенное уничтожение свиней): отказавшись от нарушения закона и приверженности к материальной ценности, уверовать в Иисуса Христа, как в Бога и желать уже навсегда остаться с Ним. Так поступили жители другого самарянского селения, где Иисус обратил к Себе самарянку, попросив у нее воды у колодца (Иоан.4,7-43). Однако жители Гадаринской страны попросили Христа удалиться от мест их, выбрав материальное благо вместо духовного.