«Мне жарко», «Я не хочу никуда идти», «Зачем ты дала мне эту глупую кашу» – постоянное недовольство ребенка может вывести из себя самых терпеливых родителей . Вроде на не похоже, но и на нормальное поведение тянет с натяжкой. И ладно бы это проявлялось редко когда, например, кроха устал. Но нет. Такое поведение становится ежедневной нормой. Маленькие ворчуны, кажется, даже не прилагают никаких усилий, чтобы заставить окружающих чувствовать себя такими же несчастными, как и они. Зачастую взрослые пребывают в полном недоумении: откуда в ребенке этот всепоглощающий пессимизм ? Причин может быть несколько. Давайте разбираться.

Причины пессимизма

  • Врожденная склонность к пессимизму . Одни дети рождаются решительными и властными, другие – спокойными и уступчивыми. Одни легко приспосабливаются к любым катаклизмам, других выбивает из колеи даже незначительные перемены в жизни. Точно так же некоторые дети с самого рождения склонны к меланхолии и пессимизму . В этом случае нужно принять это как факт, и стараться только помочь адаптироваться к жизни маленькому крохе.
  • Влияние ближайшего окружения. Присутствие в семье взрослого пессимиста неизбежно повлияет на мировоззрение ребенка. Потому что дети, словно губки, впитывают в себя все, что постоянно видят вокруг. Если они видят недовольство и ворчание – реакция будет такой же. Если вокруг будет все хорошо, то и жить им будет легко.
  • Дистимия – состояние, схожее по симптомам с хронической депрессией, но менее тяжелое. Характеризуется упадком сил и отсутствием интереса к жизни. Дистимия излечима , но в этом случае ребенку необходима помощь детского психолога .

В первых двух случаях вы можете самостоятельно скорректировать поведение ребенка , если будете терпеливы и последовательны. В третьем – только с помощью квалифицированного психолога.

Ребенок пессимист – что делать?

Итак, вы понимаете, что ваше чадо постоянно пребывает в состоянии пессимиста . И тут уже неважно сколько ему лет. Вопрос «Что делать » задается уже всеми членами семьи. Ведь порой даже человек с устойчивой психикой не может спокойно реагировать на такое упадническое настроение. Психологи в это случае рекомендуют следующее:

  • Старайтесь сохранять спокойствие. Трудно держаться в стороне от воронки плохого настроения, которая засасывает всех вокруг. Но помните, что дом – самое безопасное место для ребенка , где он может выплеснуть накопившиеся за день негативные эмоции так, как он это умеет. Задача родителей – научить малыша делать это правильно и научить себя принимать его таким, какой он есть.

  • Определите причину нытья. Жалобы – это способ справиться с беспокойством и страхом. А дети зачастую не могут или не хотят прямо рассказать о причине их плохого настроения . Они могут бояться вашего недовольства на сложившуюся ситуацию, и не знать как им-то на нее реагировать, что бы не стало еще хуже. Если ваш ребенок начал беспричинно ворчать по поводу и без, подумайте, возможно, он перегружен учебой и домашней работой или просто не справляется с нахлынувшей на него волной неудач? А может он хочет внимания и проявления любви со стороны родителей, но не знает, как этого добиться? Причин будет несколько, возможно этот «букет» смогут согреть ваши объятия. Только если малыш слишком уж хлещет негативом, прежде чем обнимать его насильно, попросите разрешения. В случае, если он откажет сразу – подскажите, что в любое время, когда сам будет готов, сможет подойти к вам, чтобы вы просто посидели в обнимку рядом.
  • Бесполезно взывать к здравому смыслу ребенка и говорить, что это пустяк, о котором не стоит сокрушаться. Даже самый незначительный инцидент может восприниматься детьми-пессимистами, как катастрофа. Иногда достаточно дать понять ребенку, что вы слышите их ворчание , чтобы прекратить его. Но не поощряйте ребенка к долгим жалобам. Скажите, что вам очень жаль, что ему не понравился обед, и продолжайте заниматься своими делами. В общем, если малыш пришел к вам и начал рядом выражать свои недовольства по любому поводу, оторвитесь от своих дел и просто выслушайте его. Выразите свои сочувствие, что так произошло, что вы всегда и при любых обстоятельствах будете любить своего малыша и поддержите любое его (!) решение.
  • Реагируйте правильно и не навешивайте ярлыки . Не говорите ребенку: «Почему тебе все время все не нравится? Ты просто невыносим!». Правильным вариантом будет: «Мне жаль, что тебе не нравится фильм, но я хочу его досмотреть. Пойди к себе в комнату и поиграй пока». Ребенок – не робот . У него есть свои мысли, идеи и желания. Они могут не совпадать с вашими и это совершенно нормально!
  • Подумайте, возможно, ваш любимый пессимист копирует поведение кого-то из членов семьи. Если вы привыкли постоянно жаловаться и осуждать, не удивительно, что ваш ребенок будет поступать точно так же. Будьте положительным примером для малыша. И не требуйте от него того, что не можете сделать сами! В этом случае научитесь вначале сами оптимистично реагировать на ситуации , потом, показывая пример, научите этому ребенка. Видеть только хорошее – заложено в нас с детства, но пессимизм порой захлестывает нас от нежелания видеть просвет в конце тоннеля. Учитесь быть позитивными, учите личным примером этому искусству ваше чадо.

  • Научите ребенка выражать чувства адекватно : спокойно и вежливо. Не нужно кричать и срываться на друзьях и членах семьи. Они не заслужили это, только потому что у крохи плохое настроение.
  • Помогите ребенку научиться решать проблемы . Если ему жарко, он может посидеть в тенёчке или выпить прохладной воды. Если устал – пусть присядет и отдохнет. Только не нужно каждый раз предлагать малышу готовое решение – он должен научиться находить его самостоятельно. Когда ребенок понимает, что из любой ситуации можно найти выход, он жалуется намного меньше . В дальнейшем он будет с гордостью вам рассказывать о проделанном нелегком выборе, а вы порой будете поражаться, что он предпочел такое интересно и нестандартное решение. У детей нет пока шаблонов поведения.
  • Научите ребенка искать не только негативные, но и позитивные стороны . Если малыш жалуется, что идет дождь, и он не может погулять, напомните, что у него есть игрушки, с которыми он давно не играл, новый альбом и карандаши, настольная игра. Это поможет ребенку выработать более сбалансированный взгляд на мир и искать выход и позитив в любых ситуациях.
  • Хвалите ребенка , если он спокойно реагирует на разочарование или делает неприятную работу без нытья . Для маленького ворчуна это действительно большие достижения. Он не хочет мыть посуду, полы и убирать кровать. Он хочет, чтобы это все делалось без его участия, но такого не может быть, когда ответственность за чистоту на кухне в этот день лежит на нем. Только будьте внимательны, если чувствуете, что задания слишком сложные и ребенок просто не может их выполнить – вот здесь может начать зарождаться в себе, пессимистичный малыш.

Полезное видео

Очень хорошо рассказывает про все типы психолог старой школы Ковалев С.В. :

Итоги

Определить является ваш ребенок пессимистом или у него просто череда неудач и ему нужно помочь с ними справиться – порой задача не такая ясная, как может показаться с первого взгляда. В любом случае, вы как родитель, должны понять и предложить свою помощь крохе. Где-то это будут ваши объятия, где-то рассказ с примером из вашей жизни, а где-то придется потрудится вместе, чтобы из маленького пессимиста вырос уверенный в себе человек. Порой понятия реалиста и пессимиста путают. Разница заключается в том, что в момент, когда ситуация меняется – мнение реалиста тоже меняется, у пессимиста – упадническое настроение сохраняется на все время.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Слово «склонность» здесь – потому, что не хочется называть ребенка пессимистом, ведь, по своей сути, это почти оксюморон, то есть объединение непримиримого, сочетание противоположных признаков, как живой труп или горячий снег. Ребенок – растущий человек, у которого все впереди, которому все должно быть интересно, любопытно. И самое естественное, что может быть в детстве, – это ожидание радости и приподнятое настроение.

Пессимизм же в настроении человека – это привычка видеть во всем только плохое, негативное, это постоянное ожидание неприятностей и бед. Такие люди боятся радоваться чему-либо. Услышав похвалу в свой адрес, получив желанное и дорогое поощрение, они не сияют от счастья, а погружаются в пучину сомнений. Пессимисты не позволяют себе испытывать положительные эмоции. В их восприятии жизнь мрачна, сера, скучна, полна неразрешимых проблем; и они могут в ней занимать только пассивную позицию, плыть по течению.

Пессимисты – несчастные люди, не способные (зачастую и не желающие) справляться с проблемами, не имеющие активной жизненной позиции. Если оптимист даже в сложной обстановке найдет позитив и опору для себя, то пессимист сумеет и в ситуации успеха увидеть негатив и подвох.

И что же делать, если вы заметили в вашем ребенке склонность к пессимизму?

Как же изменить отношение ребенка к жизни, к миру, к окружающим, к себе? Сначала нужно понять, что пессимизм для многих – очень удобная раковина, в которую можно спрятаться от трудностей, от выполнения каких-либо обязанностей. Возможность ничего не делать, если не хочется.

Следует деликатно объяснить ребенку, что такая позиция не дает ему развиваться, заранее обрекает на неудачи. Покажите, насколько привлекательнее образ оптимиста, который не боится радоваться и находит для этого поводы: хорошая погода, успешная учеба, школьные друзья, интересные дополнительные занятия и т.д. Покажите, насколько интереснее общаться с веселыми, уверенными в себе сверстниками, от которых можно зарядиться оптимизмом, уверенностью в себе, радостью.

Оптимист и пессимист по-разному оценивают одну и ту же ситуацию. От того, какой будет эта оценка, зависит, сколько сил, души, знаний, энергии они вложат в выполнение задания, следовательно, и конечный результат. Оптимистов не пугают трудности: задана сложная задача – прекрасно, есть возможность проверить свои знания (позиция же пессимиста: мне никогда ее не решить, нечего и стараться). Трудное задание у оптимиста вызывает дополнительный интерес, здоровый азарт, а для пессимиста первые же трудности – полный провал.

В результате оптимист справляется с заданиями быстро и качественно, он в бодром расположении духа и у него есть еще свободное время, которое он может использовать по своему усмотрению. Оптимисты быстрее добиваются успеха во всех видах деятельности (учебе, в спорте и т.д.), потому что они более энергичны, активны, предприимчивы, верят в успех и в себя.

Продемонстрировав преимущества оптимистичного отношения к жизни, помогите ребенку развить в себе такую же позицию.

  • Займитесь вместе с ребенком спортом. Хорошая физическая форма позволяет человеку с радостью смотреть на мир.
  • Научите ребенка в случае неприятностей, не «киснуть», а быстро исправлять свои ошибки.
  • Вместе воспитывайте активное отношение к жизни, деятельную позицию. Пусть вашим общим лозунгом станут слова «Я могу». Научите ребенка, даже когда нет полной уверенности, приниматься за дело с радостью и настраиваться на победу. Со временем такой подход к делу войдет в привычку и от пессимизма не останется и следа.
  • Помогите ребенку найти себе любимое занятие. Это будет дополнительно заряжать его положительной, светлой энергией, наполнять радостью, умиротворением, счастьем.
  • Научите ребенка планировать свой день, что поможет ему все успевать. Поставить себе несколько интересных важных задач и определить время, которое отводится на их решение. Но не забывайте и об отдыхе, который позволяет получить много позитивных впечатлений и взрослым, и детям.
  • Научитесь вместе с ребенком следить за своими мыслями и словами, стараться не ныть, меньше жаловаться, чаще улыбаться, искать любой, пусть самый незначительный, повод порадоваться.

Покажите ребенку, как легко быть доброжелательным и приветливым, открытым всему новому, интересному, как при этом жизнь становится ярче. Помогите ребенку развить в себе умение быть счастливым, уверенным, энергичным, то есть быть настоящим оптимистом.

В каждом из нас иногда просыпается волнение и ожидание худшего. Иногда мысли о плохом исходе любого события можно быстро отсеять. А иногда мрачный настрой прочно укрепляется в нашем сознании. Обычно такого постоянно недовольного, хмурого человека, который ни в чем не видит положительных моментов, – называют пессимистом.Что же делать, если пессимистом оказались вы или ваш близкий человек? Заразен ли пессимизм? И главное – стоит ли с ним бороться?

Иногда пессимизм сравнивают с хандрой. Но следует понимать, что это совершенно разные явления. Хандра – это временное состояние человека, когда все видится в негативном свете. И работа не такая, и денег платят мало, и дома жена постоянно грызет – чему же тут радоваться? Но хандра возникает от усталости. Стоит человеку хорошенько отдохнуть, набраться новых сил – глядишь, и повышение заслужил, и жене цветов купил, и нарадоваться не может, какая она у него умница и красавица… Пессимизм – явление гораздо сложнее и глубже. Как правило, устойчивые мрачные мысли просто так не появляются. Чтобы понять, почему человек не может радоваться жизни – нужно выяснить, что случилось и когда именно всё вокруг человека начало обретать черный цвет.

Если ответ – женщина пессимист, то есть все основания попробовать измениться. Знаете, почему? – Потому что отношение к жизни передается от матери к детям. Это справедливо и для сыновей, и для дочерей. А вот пессимизм или оптимизм отца никакого влияния на детей не оказывает. Это не сексизм – так ученые говорят 🙂

Убедительно показал, что позитивный или негативный настрой по жизни зависит от того, как человек объясняет происходящие с ним события, особенно неприятные . Представьте, что вы выходите из дома и обнаруживаете на своей машине, стоящей перед подъездом, вмятину. Что вы подумаете?

«Черт, какая же я дура! Вечно со мной что-нибудь случается. Я так ленива, что не могу поставить машину на нормальную стоянку, а паркую ее в этом узком проходе» . Если вы говорите себе что-нибудь подобное, то вы пессимист. Точно. Ваши объяснения неприятных событий носят универсальный, устойчивый и внутренний характер.

  • «Со мной вечно что-нибудь случается!» . Это устойчивое объяснение, поскольку используется слово «вечно». А также универсальное: случается «что-нибудь», а не «неприятности с машиной».
  • «Я так ленива» . Лень – устойчивая черта характера, которая вредит во многих обстоятельствах, а не только в данном конкретном случае.
  • «Какая же я дура!» — устойчивое, универсальное и внутреннее объяснение.

Если подобные высказывания слышат дети, то волей неволей они усваивают, что неприятности случаются регулярно, что они портят всё подряд, и виноват в них тот человек, с которым они происходят.

Дети постоянно улавливают то, как их родители, особенно матери, отзываются о причинах эмоционально насыщенных событий. Не случайно вопрос «почему?» является одним из первых и наиболее частых у малышей. Получить объяснения, трактующие устройство окружающего мира, особенно, социального – основная интеллектуальная задача ребёнка.

Дети ловят каждое наше слово, особенно в ситуациях, когда случается что-то нехорошее. При этом они слышат не только детали сказанного нами, но и понимают «суть»: является ли причина, о которой мы говорим, устойчивой или временной, специфичной или универсальной, коренящейся в нас самих или в ком-то другом.

Тот способ, каким мать сообщает ребенку о мире, оказывает на него существенное влияние. Попробую об этом вспомнить, когда в следующий раз появится желание при сыне обругать себя балдой и растяпой 🙂

Что делать? — обсуждая при ребенке неприятные события, не стоит употреблять слова и фразы вроде «всегда», «вечно со мной», «я такая…». В большинстве случаев негатив — это всего лишь частное событие, которое вполне можно пережить.

PS: Почему именно мать, вернее, ее пессимизм оказывает влияние на ребенка? – Вероятно, от того, что в раннем детстве она является наиболее близким для ребенка человеком, с которым он проводит большую часть времени.

PPS: Кстати, если вы думаете, что пессимизм или оптимизм – это просто особенность того или иного человека, этакие изюминки, не оказывающие особого влияния на его жизнь, то вы ошибаетесь. Пессимизм – это особый стиль мышления, который влияет на реакции, на поведение и, в конечном счете, на способность добиваться успеха и быть счастливым.

Очень грустная история от Мартина Селигмана.

Жила-была одна студентка. В течение трех лет ее научный руководитель, профессор английской литературы, относился к ней крайне внимательно. Благодаря его поддержке и высоким оценкам ей удалось получить стипендию для годичного курса обучения в Оксфорде. По возвращении из Англии оказалось, что она утратила интерес к Диккенсу, на творчестве которого специализировался её руководитель, и заинтересовалась работами более ранних английских романистов, в частности – Джейн Остин. Руководитель попытался убедить её написать дипломную работу по Диккенсу, но потом уступил её намерению посвятить работу творчеству Остин и даже согласился остаться её консультантом.

За три дня до защиты ее бывший руководитель обратился в экзаменационную комиссию с заявлением, где обвинял девушку в плагиате, который он обнаружил в ее работе. По его словам, она привела несколько утверждений относительно раннего периода Джейн Остин, не указав два научных источника, и присвоив, таким образом, их авторство себе.

Плагиат – один из самых серьезных проступков в академической среде, так что подобное обвинение поставило под угрозу будущее этой девушки. Под вопросом оказалось даже получение диплома об окончании университета.

Проанализировав те утверждения в тексте, которые, по словам профессора, не имели ссылок на первоисточники, она обнаружила, что источник у них один – сам профессор. Она получила от него информацию во время личной беседы, когда он высказывал свое мнение по рассматриваемому вопросу, не упоминая при этом какие-либо печатные работы. По сути, девушка оказалась жертвой ревности наставника, потерявшего ученицу.

Думаете, Элизабет (так звали девушку) попыталась защитить себя и обвинила профессора в махинации? – Не тут-то было! Она сказала себе, что

  • Ей никто не поверит (универсальное суждение);
  • Она всегда попадает впросак (устойчивое объяснение);
  • Она сама во всем виновата (внутреннее объяснение).

В результате девушка так и не получила диплом. Следующие десять лет она работала продавцом. Ее ничего не интересовало. Она ни к чему не стремилась. И книг не читала – ни Диккенса, ни Остин.

Эту историю, конечно, нельзя назвать обычной – такие вещи случаются не каждый день. Но она достаточно показательна. Пессимизм склоняет человека из любых проблем делать катастрофы, мешает правильно воспринимать и осмыслять негативные события. Так что повод помочь своему ребенку выработать позитивный стиль мышления точно есть.