Реформа Киселева - это проведённая в 1837-1841 годах по инициативе министра государственных имуществ Российской империи Павлом Дмитриевичем Киселевым реформа управления государственными крестьянами .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Реформа Киселёва в ЕГЭ: что нужно писать

    ✪ Крестьянская реформа 1861 года. Видеоурок по истории России 8 класс

    ✪ ЕГЭ по истории: Фёдор Иоанович

    Субтитры

Подготовка

В апреле 1835 года было образовано 5 отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии под руководством П. Д. Киселева для разработки проекта крестьянской реформы. Павел Дмитриевич Киселев был сторонником отмены крепостного права, но при этом предлагал решить этот вопрос постепенно и без потрясений для государства. Ещё, не будучи министром, он уже получил право личного еженедельного доклада государю, имея колоссальные возможности для реализации собственных реформаторских идей. Преобразования предполагалось начать с Санкт-Петербургской губернии, поэтому была учреждена Санкт-Петербургская Контора казенных имуществ, в которую из Министерства финансов передавались все дела о государственных крестьянах и имуществах данной губернии. .

Однако, чтобы развить свою мысль в целостную программу, а также подкрепить её положительными результатами, Киселеву недостаточно было заведовать государственными имуществами и крестьянами только одной губернии, ему необходимо было насколько это возможно увеличить масштабы предварительного изучения.

В мае 1836 года Киселев обратился к Николаю I с прошением направить в Московскую, Псковскую, Курскую и Тамбовскую губернии чиновников для проведения ими ревизии государственных имуществ. По окончании проверки каждый из чиновников должен был предоставить копию своего официального донесения губернатору, который, в свою очередь, рассмотрев доклад на все предметы проведения ревизии, выносил те или иные замечания.

Киселев считал необходимым самому лично вглядеться в положение крестьян и удостовериться в удобстве применения тех или иных начал, которые предполагались для устройства государственных имуществ и в особенности казенных крестьян, поэтому он отправился в некоторые уезды Санкт-Петербургской губернии, а затем в Псковскую, Курскую и Московскую. Возвратившись, он представил краткий доклад императору Николаю I, в котором были намечены основные направления для разработки проекта реформы. Киселев был уверен в том, что введение особого управления государственными имуществами в губерниях является необходимым и первостепенным действием, предшествующим предполагаемому изменению в податной системе, которое может совершиться с успехом, только если новое управление приобретет полную и справедливую доверенность у народа .

Проект будущих преобразований Киселев представил Николаю I в мае 1837 года, который предполагал учреждение министерства государственных имуществ, губернских палат государственных имуществ, окружного управления, волостного управления, сельского управления, сельский полицейский устав, сельский судебный устав, главные основания хозяйственного устава, учреждение штатов.

27 декабря 1837 года было сформировано Министерство государственных имуществ , в ведение которого находились: казенные, заселенные и пустопорожние земли; казенные оброчные статьи; леса казенного ведомства. Тогда же был утвержден и подписан указ о назначении П. Д. Киселева министром государственных имуществ.

Сущность реформы

Реформа порядка управления государственными крестьянами включала: учреждение центрального органа, открытие местных палат, прием государственных имуществ, создание окружных, волостных и сельских управлений. Новая система была создана для управления казенными имуществами, попечительства над государственными крестьянами, для заведывания сельским хозяйством.

В каждой губернии формировались Палаты государственных имуществ, состоявшие из двух отделений: хозяйственного и лесного. Во главе округа стоял окружной начальник. В зависимости от численности государственных крестьян округ государственных имуществ мог охватывать один или несколько уездов. Округа, в свою очередь, подразделялись на волости , в каждой из которых избиралось волостное правление сроком на три года, состоявшее из волостного главы и двух «заседателей» (по хозяйственной и полицейской части). Волости подразделялись на сельские общества, включавшее в себя одно или несколько селений. Сельский сход состоял из представителей домохозяев от каждых пяти дворов и избирал сельского старейшину сроком на три года, для исполнения полицейских функций - сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов). Для рассмотрения мелких тяжб и проступков крестьян избирались волостные и сельские «расправы» .

В 1842 году был принят указ об обязанных крестьянах. По нему помещикам предоставлялось право по своему желанию освобождать крестьян, заключая с ними договор о предоставлении им земельных наделов в наследственное владение. За это крестьяне должны были выполнять различные повинности в пользу бывших владельцев.

В 1847 году крепостные получали право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги. В 1848 г. им было предоставлено право покупать незаселённые земли и строения.

Результаты

  • Было введено крестьянское самоуправление в деревне
  • Образование школ, больниц
  • Принималось решение о переселении крестьян на свободные земли в другие районы страны

Реформа произвела изменения в правовом статусе государственных крестьян, судопроизводству был придан более либеральный и всесословный характер и др. Однако, поставленной цели так и не удалось достичь, поскольку в результате перестройки аппарата управления была создана ещё большая опека органами власти над крестьянами, усовершенствована система обложения и взимания податей, что в дальнейшем вызвало

С 1837 – 1841 гг . под руководством Киселева проводилась реформа в государственной деревне. Главная задача реформы – приблизить положение государственных крестьян к состоянию «свободных сельских обывателей, поднять их благосостояние, повысить их налогоспособность . Николай заявил в 1842 г.: «Крепостное право есть зло, для всех очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным». Надо постепенно решать крестьянский вопрос , разрабатывать проекты, искать пути безболезненно решения крестьянского вопроса. Для Николая сохранение крепостного права было злом», но крестьянские бунты и оппозиция дворянства – зло еще большее. Решить крестьянский вопрос так, чтобы и «волки были сыты, и овцы целы», было нельзя.

Указ об обязанных крестьянах 1842 года разрешал помещикам по своему желанию (рекомендательный характер) освобождать крестьян без земли, при этом помещики должны были дать крестьянам землю в наделы за повинности . Этот указ был более консервативным, чем указ о вольных хлебопашцах, т.к. разрешал освобождать крестьян без земли. Однако и этот указ не имел широкого применения , что являлось доказательством заинтересованности дворян в сохранении крепостного права, обеспечивавшего их хозяйства бесплатной рабочей силой.

С 1848 г. вопрос об освобождении крестьян больше не рассматривался. Почему не удалось решить крестьянский вопрос в эпоху Николая I?

Консерватизм высшей бюрократии, не заинтересованной в преобразованиях

Нерешительность императора

Не привлекли общество к решению крестьянского вопроса

Император и правящие круги стремились укрепить самодержавие; они опасались, что отмена крепостного права приведет к ограничению самодержавия

Эпоха Николая I – время политической и социальной стабильности, правящие круги верили в величие России, официальная идеология создала иллюзию силы российского государства; поражение в Крымской войне показало, что Россия – «колосс на глиняных ногах», что страна уступает по уровню экономического развития странам Западной Европы.

Отказ от решения крестьянского вопроса, сохранение крепостного права – одна из причин отставания России.


Тайные общества декабристов: культурно-исторические факторы возникновения

1. Важнейшим культурно-историческим фактором формирования вольнолюбивой интеллигенции было предоставление дворянству свободы по Указу о вольности дворянства 1762 г. и Жалованной грамоте дворянству 1785 г. Эти документы привели к формированию независимой от власти дворянской интеллигенции. Социальная и духовная независимость обусловили свободу нравственного выбора, самостоятельное формирование своего культурного мира.



2. Образование и воспитание в высококультурных дворянских семьях – важная причина формирования поколения декабристов . В дворянских семьях давали религиозное воспитание . Культурные люди стремились воспитать у своих детей высокие нравственные принципы, многие их которых определялись системой православных ценностей.

3. Значимым культурно-историческим фактором формирования нового поколения интеллигенции, создавшей тайные политические организации, было развитие просвещения . Развитие системы образования привело к формированию слоя культурного дворянства. Декабристы в основной своей массе были хорошо образованными людьми. Лунин так оценил движение декабристов: «Мыслящие восстали на умственный подвиг , толпы восставали на рукопашный бой». В.А. Федоров привел в своей работе сведения об уровне образованности декабристов: «37 из них являлись студентами и «вольнослушателями» Московского университета, 23 – учились в Университетском благородном пансионе, 24 – окончили Московское учебное заведение для колонновожатых (офицеров Генерального штаба), основателем и руководителем которого был прогрессивный общественный деятель и писатель, отец декабристов Александра и Михаила Муравьевых, Н.Н. Муравьев. Будущие декабристы учились в Царскосельском лицее, Петербургском педагогическом институте (с 1819 г. университет), в которых преподавало немало профессоров с передовыми взглядами…». Большинство дворян предпочитали давать своим детям домашнее образование.

4. Чтение произведений западных мыслителей . В начале алесандровского царствования было разрешено ввозить в Россию произведения западных мыслителей.



5. Самообразование . Многие декабристы занимались самообразованием. Круг их чтения – книги по политической экономии, истории, философии. Зная европейские языки, они читали работы западных мыслителей на языке оригинала. Благодаря образованию и самообразованию будущие декабристы получили представления о возможном демократическом устройстве общества, правовом государстве и правопорядке . Круг общения с друзьями способствовал воспитанию у них представлений о дружбе, братстве, чести, достоинстве. Впоследствии оценивая «дней александровых прекрасное начало», декабристы приветствовали меры правительства по распространению просвещения.

6. Декабристы восприняли многие идеи французского и русского Просвещения . Русское дворянство проявляло большой интерес к образу жизни Запада, а образованное меньшинство штудировало работы европейских мыслителей. Основными формами контакта с Западом были поездки за границу, обучение детей у гувернеров, приезжавших в Россию из европейских стран, ввоз западной литературы, переводы на русский язык и издание книг европейских ученых и писателей.

7. Патриотизм. Главной ценностью молодых людей - будущих декабристов было благо родины . Развитое гражданское сознание было главной чертой субкультуры декабристского поколения интеллигенци и. Гражданское сознание формировалось у будущих декабристов уже в ранние юношеские годы. Стремление посвятить свою жизнь служению отчизне стало главным побудительным мотивом политической деятельности декабристов . А.М. Муравьев, посвящая свои записки жене и детям писал им, что он «пострадал за прекрасное и благородное дела и с мужеством носил оковы за свободу своей родины». Он мотивировал вступление в тайное общество молодых людей горячим желанием блага отечеству. Он отмечал, что патриотически мыслящие молодые люди сознательно обрекали себя на жертву ради России, они не стремились к приобретению личных благ .

Будущие декабристы ощущали себя гражданами своей отчизны, а не подданными .

8. Исключительно большую роль в формировании у декабристов гражданского мировоззрения сыграла война 1812 года. По мысли Ю.М. Лотмана, война 1812 года отразилась на жизни всех сословий русского общества. Она началась в обстановке общественного подъема . Тильзитский мир 1807 года и союз с Наполеоном русское общество восприняло как ущемление национального достоинства . Большинство русского общества было охвачено резкими антинаполеоновскими настроениям и. Бонапартизм русских свободолюбивых людей сменился патриотизмом . 1812 год изменил взаимоотношения между офицерами и солдатами. Офицерская молодежь оказалась гораздо ближе к солдатам. Офицеры, как пишет Лотман, увидели в солдатах соучастников в историческом событии . Они вместе переносили трудности войны. Молодые мыслящие офицеры осознали роль народа в войне. Они понимали, что усилий государства было бы недостаточно, если бы народ не поднялся на борьбу с агрессоро м. Они заговорили о бедственном положении народа . Именно в период войны 1812 года многие будущие декабристы осознали необходимость отмены крепостного права. Они осуждали крепостное право с нравственных позиций как «дикое состояние» . Лунин считал, что победу в войне одержал народ. В дни войны для Лунина было характерно жертвенное настроение, он хотел ценой своей жизни ускорить победу России.

По мнению И.Д. Якушкина, война 1812 года пробудила русский народ к сознанию своей силы . Война способствовала формированию у молодых офицеров психологии героев, спасителей отечества. Они понимали, что участвуют в великих событиях, решающих судьбы народов. В годы войны молодые офицеры почувствовали всю силу их любви к России. В.Е. Якушкин в своих воспоминаниях о декабристах писал: «Сильное возбуждение патриотизма естественно вызвало и вообще усиление общественных интересов и общественных стремлений. Люди были … оторваны от своих мелких личных интересов, …сразу поставлены в середину широкого и важного общественного, государственного, народного дела…».

Война 1812 года ускорила развитие политического сознания мыслящей молодежи, осознанию насущных проблем России, заставила молодых офицеров задуматься над вопросом о судьбе отечества и русского народа . Декабрист А.А. Муравьев-Апостол писал о влиянии войны на умственное развитие будущих декабристов: «Мы были дети двенадцатого года». В войне приняли участие 115 будущих членов тайных обществ .

Чувство национальной гордости, вызванное войной 1812 года, усилило интерес русского общества к истории своей страны, языку русского народа, его культуре . Образованное дворянство в послевоенный период стало изучать народную культуру. Начался сбор фольклора.

Поколение декабристов появилось на сцене русской общественной жизни после войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг. Познакомившись с жизнью общества на Западе, молодые офицеры смогли понять преимущества европейской цивилизации. Во время заграничных походов офицеры поняли, что Россия отстала от Запада .

9. Все декабристы, участвовавшие в заграничных походах отмечали, что, сравнив Россию с Западом, они стали понимать, что в России многое неблагополучно, необходимы преобразовани я.

10. Война 1812 г. и заграничные походы подняли авторитет Александра I . Но Александр не провел реформы, что привело к созданию тайных обществ . В армии после окончания военных действий он пользовался всеобщей любовью. Мыслящее дворянство ждало от императора реформ и надеялось оказать содействие государству в проведении преобразований. Ему был известен либеральный образ мыслей Александра I и его намерения дать России конституцию и отменить крепостное право. С.П. Трубецкой утверждает, что тайные политические общества стали создаваться, когда мыслящие люди разочаровались в политике императора . Декабристы относились к Александру I как к человеку, на чьи слова нельзя положиться. Первое противоречие, выделенное автором записок, - дарование конституции Польше, а России – военные поселения. «Польша получила конституцию, а Россия в награду за свои героические усилия в 1812 году получила – военные поселения!» Второе противоречие – освобождение крестьян прибалтийских «провинций» и утверждение, что «свободные начала могут быть основой счастья народов», с одной стороны, с другой – равнодушное невнимание к положению русских крестьян. «А когда русские крепостные прибегли к защите от притеснений помещиков – военная экзекуция была ответом, который они получали». Третье противоречие в политике государя, отмеченное декабристом, - разговоры о религии по всякому поводу, а на деле – лишение собственности и свободы своих подданных, безучастие к зверствам, совершаемым мусульманскими фанатиками над православными. А.М. Муравьев осуждал политику репрессий, к которой обратилась власть вскоре после войны 1812 года. «Забыв свой долг перед Россией, Александр в конце своего царствования предоставил все отрасли управления страной известному Аракчееву, который сам был поглощен недостойной страстью. Этот наперстник, враждебный всякому прогрессу, подбирает подчиненных, достойных его. Цензура, с своей стороны, стала бессмысленной, ввозу книг из-за границы препятствовали всякими способами. Профессора наших университетов были преданы под инквизиторскую власть. Совершались неслыханные несправедливости». А.М. Муравьева возмущало беззаконие в деятельности чиновников: «Бессилие законов, которые не были собраны и которых никто не мог знать, лихоимство, продажность чиновников – вот печальное зрелище, представляемое Россией». Из записок Муравьева следует, что мыслящие люди обвиняли Александра I в нелюбви к России и преклонении перед иностранным. Муравьев обратил внимание на те факты, которые свидетельствовали о попрании Александром I прав русского народа. «Чтобы понравиться властелину, нужно быть иностранцем или носить иностранную фамилию. Наши генералы, оказавшие стране услуги в 1812 году, Раевский, Ермолов и прочие, были в пренебрежении или держались под подозрением». И.Д. Якушкин в своих записках писал о слухах, которые распространились в Петербурге об императоре; говорили о том, что монарх ненавидит Россию: «…он ненавидит Россию, и это было вероятно после всех его действий в России с 15-го года». По убеждению И.Д. Якушкина, император Александр – «в Европе покровитель и почти корифей либералов, в России был не только жестоким, но что хуже всего – бессмысленным деспотом».

Критически относясь к российской действительности, молодые офицеры не хотели мириться с самодержавным произволом, лихоимством чиновников, бесправием народа, с существованием военных поселений, тяжелыми условиями службы солдат, с некомпетентностью и произволом судей .

Таким образом, обращение Александра I к политике реакции было для мыслящего дворянства неожиданным, стало одним из важнейших факторов возникновения политического либерализма в России. Молодые офицеры решили взять на себя ответственность за проведение преобразований в стране.

Основными ценностями декабристов были достоинство и свобода личности, благо народа, любовь к отечеству. Своей целью декабристы считали деятельность на благо России. Декабристы не ограничивались рассуждениями о благе народа. Они были людьми действия. Они проявили готовность посвятить свою жизнь служению народу. Движение декабристов носило жертвенный характер. Добровольно и сознательно они принесли в жертву свои жизни служению отчизне. Таковы были политические и этические истоки возникновения декабризма.

Декабристские организации

Социальный состав офицеры русской армии.

Союз спасения. 1816 – 1817 гг.

Создан в Петербурге. Инициатор создания – Александр Муравьев (23 года, полковник Гвардейского штаба). Входили молодые офицеры: Никита Муравьев, братья М.И. и С.И. Муравьев-Апостоы, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, П.И. Пестель. Был принят статут – устав общества. С этого времени оно получило название «Общество истинных и верных сынов отечества ». В общество входили 30 офицеров .

Цели : введение конституции и отмена крепостного права. Не было четких представлений о программе преобразований, не было ясности, какими средствами можно достичь цели. Члены общества еще надеялись, что Александр I даст конституцию, тем более, что он обещал в 1818 г. в Варшаве во время открытия польского сейма дать России конституцию. Члены общества хотели поддержать императора, если он введет конституцию. Но офицеры были разочарованы реальной политикой императора. Реформ не последовало. В 1817 г. стало известно о восстании крестьян в Новгородской губернии, не желавших их перевода в военные поселяне. Якушкин предложил убить царя: он проберется в царские покои, из одного револьвера убьет императора, а из другого себя, это убийство будет иметь характер дворянской дуэли. Разгорелись споры декабристов по вопросу об убийстве императора. Члены общества приняли решение отказаться от убийства царя, так как их организация малочисленна и они все равно не смогут прийти к власти и провести реформы, даже если удастся совершить цареубийство. Члены общества решили ликвидировать «Союз спасения» и создать новую организацию.

Первой в Беларуси была реформирована государственная деревня. В 1839 г. император Николай I подписал «Положение о люстрации государственных имуществ в западных губерниях и Белостокской области». Реформа предусматривала: люстрацию (описание всех государственных имуществ) и точное определение повинностей государственных крестьян в зависимости от их хозяйственного положения; перевод малоземельных и безземельных крестьян в разряд тяглых или полутяглых путем передачи в их собственность полевых наделов, сенокосов, рабочего скота, необходимого инвентаря; прекращение сдачи государственных поместий в аренду и постепенный перевод государственных крестьян с барщины на оброк.Чтобы упорядочить управление государственными поместьями, был введен жесткий контроль над временными владельцами, повышен статус сельской общины, П.Д.Киселев занимавшийся землеустройством, распределением податей между крестьянами и др.

Еще одним мероприятием реформы П. Д. Киселева являлась политика «опекунства» над государственными крестьянами. Предусматривалась организация помощи крестьянам в случае неурожаев и эпидемий. Ставился вопрос об организации начального обучения детей. В планы реформаторов входило оказание медицинской помощи, проведение различных агрономических мероприятий, активизация торговли, развитие системы страхования. Однако нехватка средств, желание улучшить крестьянский быт полностью за их же счет препятствовали осуществлению политики «опекунства».

Отказ от фольварочно-барщинной системы и перевод государственных крестьян на оброк явились главными итогами реформы, определившими ее прогрессивный характер. Особенно благоприятные изменения произошли в правовом статусе государственных крестьян. За ними признавалась гражданская свобода, что выгодно отличало их от бесправных помещичьих крестьян. Большое значение также имели приобретенные государственными крестьянами права на получение наследства и собственности, на занятие торговлей и промыслами.

С 1844 г. П. Д. Киселев начал проводить инвентарную реформу помещичьей деревни с целью повысить ее экономический уровень до государственной. В западных губерниях создавались «Комитеты для рассмотрения и составления инвентарей помещичьим имениям». Реформа ставила своей целью урегулирование размеров наделов и повинностей помещичьих крестьян. Для этого составлялись точные списки крестьянских повинностей (инвентари). Официально составление обязательных инвентарей было завершено в 1849 г. В 1852 г. вводились инвентарные правила, согласно которым крестьянам оставлялась земля, находившаяся в их пользовании. Однако по причине сопротивления помещиков пересмотр и исправление этих правил растянулись до 1857 г., когда началась подготовка отмены крепостного права. В отличие от государственной деревни, переведенной на оброк, в помещичьей оставались прежние повинности. Инвентарная реформа не решала и важнейшего вопроса — о крестьянском землепользовании.

Принципы реформирования государственной деревни помещики посчитали слишком радикальными. Социально-правовое положение помещичьих крестьян изменилось мало. Помещичья собственность оставалась нетронутой.

КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС

Начиная со времени императора Павла, правительство обнаруживало явное стремление к улучшению быта крепостных крестьян. При императоре Александре I, как мы знаем, был дан закон о свободных хлебопашцах, в котором как бы намечался путь к постепенному и полюбовному освобождению крестьян от власти их владельцев. Однако этим законом помещики не воспользовались почти вовсе, и крепостное право продолжало существовать, несмотря на то, что возбуждало против себя негодование прогрессивной части дворянства. Вступая на престол, император Николай знал, что перед ним стоит задача разрешить крестьянский вопрос и что крепостное право в принципе осуждено как его державными предшественниками, так и его противниками – декабристами. Настоятельность мер для улучшения быта крестьян не отрицалась никем. Но по-прежнему существовал страх перед опасностью внезапного освобождения миллионов рабов. Поэтому, опасаясь общественных потрясений и взрыва страстей освобождаемой массы, Николай твердо стоял на мысли освобождать постепенно и подготовил освобождение секретно, скрывая от общества подготовку реформы.

Обсуждение мер, касающихся крестьян, производилось при Николае в секретных комитетах, не один раз для этой цели образуемых. Началось оно в секретном "Комитете 6-го декабря 1826 г." и коснулось как государственных крестьян, так и крестьян владельческих. В отношении государственных крестьян были выработаны более существенные и удачные меры, чем в отношении крепостных. Положение первых было улучшено более, чем положение вторых.

В составе класса государственных крестьян были прежние "черносошные" крестьяне, населявшие государевы черные земли; далее – крестьяне "экономические", бывшие на церковных землях, секуляризованных государством; затем - однодворцы и прочие "ландмилицкие" люди, т. е. потомки того мелкого служилого люда, который когда-то заселял южную границу Московского государства. Разнородные группы казенного крестьянства были на разной степени благосостояния и имели различное внутреннее устройство. Предоставленные местной администрации (казенным палатам и нижним земским судам), казенные крестьяне были нередко угнетаемы и разоряемы. В "Комитете 6-го декабря 1826 г." Сперанский заговорил о необходимости "лучшего хозяйственного управления для крестьян казенных" и высказал мнение, что такое управление "послужило бы образцом для частных владельцев". Мысль Сперанского встретила одобрение государя, который привлек к этому делу графа П. Д. Киселева. Это был один из образованных русских людей, сделавших походы 1812–1814 гг. и видевших европейские порядки. Приближенный императором Александром, Киселев еще в его время интересовался крестьянским делом и представил государю проект уничтожения крепостного права. Как знаток крестьянского вопроса он обратил на себя внимание императора Николая и приобрел его доверие. Киселеву было поручено все дело о казенных крестьянах. Под его управлением временно возникло (1836) пятое отделение собственной Его Величества канцелярии для лучшего устройства управления государственными имуществами вообще и для улучшения быта казенных крестьян. Это пятое отделение скоро было преобразовано в Министерство государственных имуществ (1837), которому и вверено было попечительство над казенными крестьянами. Под влиянием Министерства государственных имуществ в губерниях стали действовать "палаты" (теперь "управления") государственных имуществ. Они заведовали казенными землями, лесами и прочими имуществами; они же наблюдали и над государственными крестьянами. Эти крестьяне были устроены в особые сельские общества (которых оказалось почти 6000); из нескольких таких сельских обществ составлялась волость. Как сельские общества, так и волости пользовались самоуправлением, имели свои "сходы", избирали для управления волостными и сельскими делами "голов" и "старшин", а для суда (волостной и сельской "расправы") – особых судей. Так было устроено, по мысли Киселева, самоуправление казенных крестьян; впоследствии оно послужило образцом и для крестьян частновладельческих при освобождении их от крепостной зависимости. Но заботами о самоуправлении крестьян Киселев не ограничился. При его долгом управлении министерство государственных имуществ провело ряд мер для улучшения хозяйственного быта подчиненного ему крестьянства: крестьян учили лучшим способам хозяйства, обеспечивали зерном в неурожайные годы; малоземельных наделяли землей; заводили школы; давали податные льготы и т. д. Деятельность Киселева составляет одну из светлых страниц царствования императора Николая. Довольный Киселевым, Николай шутливо называл его своим "начальником штаба по крестьянской части".

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2000 http://magister.msk.ru/library/history/platonov/plats005.htm#gl22

[…] Казенных крестьян решено было устроить так, чтобы они имели своих защитников и блюстителей их интересов. Удача устройства крестьян казенных должна была подготовить успех освобождения и крепостных крестьян. Для такого важного дела призван был администратор, которого я не боюсь назвать лучшим администратором того времени, принадлежащим к числу лучших государственных людей нашего века. Это был Киселев, который в начале прошедшего царствования, по заключению Парижского мира, назначен был послом в Париже; ему поручено было устроить новое управление государственных крестьян и имуществ. По его плану открыто было в 1833 г. новое министерство государственных имуществ, во главе которого он и был поставлен. Для управления государственными имуществами на местах созданы были палаты государственных имуществ. Киселев, делец с идеями, с большим практическим знанием дела, отличался еще большою доброжелательностью, тою благонамеренностью, которая выше всего ставит общую пользу, государственный интерес, чего нельзя сказать о большей части администраторов того времени. Он в короткое время создал отличное управление государственными крестьянами и поднял их благосостояние. В несколько лет государственные крестьяне не только перестали быть бременем для государственного казначейства, но стали возбуждать зависть крепостных крестьян. Ряд неурожайных годов – 1843 г. и следующие – не только не потребовал ссуды государственным крестьянам, но даже Киселев не израсходовал на эти ссуды и запасного капитала, им образованного. С тех пор крепостные крестьяне стали самым тяжелым бременем на плечах правительства. Киселеву принадлежало то устройство сельских и городских обществ, основные черты которого были потом перенесены в положение 19 февраля для вышедших на волю крепостных крестьян.

Кроме всего этого Киселеву принадлежала также и мысль одного важного закона, касавшегося крепостных крестьян. Как мы знаем, 20 февраля 1803 г. издан был закон о вольных хлебопашцах; по этому закону землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с земельными наделами по добровольному с ними соглашению. Этот закон, плохо поддержанный правительством, оказал незначительное действие на быт крепостных; в продолжение 40 лет на волю вышло таким образом немного крестьян. Больше всего останавливала помещиков необходимость отдавать землю в собственность крестьян. Киселев думал поддержать действие этого закона, устранив это главное препятствие. В его несколько впечатлительной голове (недостаток, от которого несвободны все доброжелательные головы) мелькнула мысль, что можно совершить постепенное освобождение крестьян, предоставив это дело частной инициативе. Мысль закона состояла в том, что помещики могли по добровольному соглашению с крестьянами уступать им свои земли в постоянное наследственное пользование на известных условиях. Эти условия, раз составленные и утвержденные правительством, не должны были меняться; таким образом крестьяне будут прикреплены к земле, но лично свободны, а помещик сохранит за собою права собственности на землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную власть над крестьянами, но уже терял власть над их имуществом и трудами; крестьяне работали на помещика или платили ему столько, сколько было поставлено в условии. Зато помещик освобождался от обязанностей, какие на нем лежали по владению крепостными, от ответственности за их подати, от обязанности кормить крестьян в неурожайные годы, ходатайствовать за них в судах и т. д. Киселев рассчитывал, что таким образом, поняв выгоду таких сделок, помещики сами поспешат устранить неприятности. При сохранении крепостного права образец устройства крестьян, выходивших, таким образом, на волю, был уже готов в сельском устройстве крестьян государственных, разделенных на волости и общины с выборными управлениями, судами, со свободными сходками и т. д.

РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕРЕВНЕЙ

В 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П.Д. Киселев. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. В свое время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права. В 1837–1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.

Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялась посадка картофеля. Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли крестьян сообща сажать там картофель, а урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось «общественной запашкой», призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казенную барщину. По государственным деревням в 1840–1844 гг. прокатилась волна «картофельных бунтов».

Помещики тоже были недовольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева. Он намеревался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы я точно определить размер барщины и оброка.

Недовольство помещиков и «картофельные бунты» вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все классы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I. В 1842 г. на заседании Государственного совета он сказал: «Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе за все 30-летнее царствование Николая I.

Цели, поставленные перед этой реформой, были широкими, а именно - показать на опыте реформы управления государственными крестьянами «пример для дворянства» в части «благоустройства крестьян» и тем самым «побудить их к согласию на изменение положения крепостных крестьян». Под этим лозунгом Киселев и осуществлял свои преобразования в управлении государственными крестьянами. Однако поставленной «цели» он не достиг и достигнуть не мог.
Киселев слыл за либерала и считался главным советником царя по крестьянскому вопросу. В 1836 г. Киселев стал во главе V отделения канцелярии «его императорского величества», которому было поручено ведение делами государственных крестьян. Государственными крестьянами до этого времени ведало министерство финансов. И это было не случайно, ибо феодально-крепостное государство стремилось выколотить из государственных крестьян как можно больше податей.
Государственных крестьян было в то время около 10 млн. мужских душ. Положение их отличалось от положения помещичьих крестьян тем, что они эксплуатировались не отдельным помещиком, а классом крепостников и крепостным государством в целом.
На государственных крестьянах лежали тяжелые повинности: устройство дорог, ямская повинность, корабельная - по рубке и заготовке леса и т. п. Государство брало с них большие подати, представлявшие один из основных источников доходов казны. Часть государственных крестьян, особенно на Украине, работала на арендаторов казенных имений, так называемых посессоров, отбывая своеобразную барщину. В связи с реформой, проведенной Киселевым, для управления государственными крестьянами в 1837 г. было создано специальное министерство государственных имуществ, во главе которого был поставлен он сам. На местах - в губерниях - были созданы губернские палаты, в округах и уездах были назначены окружные начальники. Округа делились на волости с шестью-восемью тысячами мужского крестьянского населения. В волости выбирался волостной старшина и два заседателя. При них находился писарь. Сельский сход, «мир», избирал в деревне старосту.
Волостной старшина обладал административными правами, мог приговорить крестьянина к штрафу до 1 рубля, наказать его ударами палок до 20 раз и даже посадить под арест на срок до шести дней. Старшина и староста находились под прямым контролем уездных царских чиновников.
Таким образом, суть реформы, которую провел граф Киселев в управлении государственными крестьянами, сводилась к усилению сверху донизу органов власти, управлявших государственными крестьянами.
Наряду с этим был уточнен порядок обложения крестьян податями и усовершенствована система взимания их.
Положительным моментом в реформе Киселева было создание волостных и сельских самоуправлений и увеличение земельных наделов в тех селениях, где было чрезмерное малоземелье. Но это увеличение наделов было крайне недостаточным и мало меняло положение подавляющей массы государственных крестьян. В то же самое время над государственными крестьянами усиливалась власть и произвол царских чиновников, крестьянские сходы были полностью под их контролем, выросли повинности государственных крестьян по строительству дорог, мостов, рубке леса и т. д., и не даром среди крестьян пошел разговор, что их продали «в удел» Киселеву.
В результате перестройки аппарата по управлению государственными крестьянами Киселеву удалось добиться «снижения» недоимок, т. е. выжать из крестьян гораздо больше средств, чем до тех пор. Количество недоимок до реформы Киселева составляло 33 млн. рублей, а после его реформы оно снизилось до 17 млн. рублей.
Реформа Киселева вызвала обострение борьбы государственных крестьян против усиления их эксплуатации крепостническим государством. Но она не оказала серьезного влияния на положение государственных крестьян и не послужила никаким поводом или примером к изменению положения помещичьих крестьян, как это замышлялось в начале ее проведения.

Закон об обязанных крестьянах

Хотя Киселев и провел реформу управления государственными крестьянами в целях подать дворянству «пример» в разрешении крестьянского вопроса, однако дело по-прежнему не двигалось с места. Новый Секретный комитет по крестьянскому вопросу был созван в 1839 г. и проработал до 1842 г.
Деятельность этого комитета завершилась в конце концов изданием в 1842 г. указа «Об обязанных крестьянах».
Закон «Об обязанных крестьянах» устанавливал, что помещик по своей воле может отпускать крестьян на свободу с предоставлением в их пользование части земли за определенные повинности, которые мало чем отличались от барщины. По этому указу «освободилось» от крепостной зависимости всего-навсего только 24 тыс. крепостных крестьян. Следовательно, этот указ имел меньшее значение, чем даже закон 1803 г. «О вольных хлебопашцах». Затем созывались другие комитеты, деятельность которых была почти безрезультатной. Вследствие их деятельности в 1847 г. принимается закон «Об инвентарях». Закон об инвентарях был принят по инициативе киевского генерал-губернатора Бибикова для украинских губерний.
Позднее инвентари были распространены на прибалтийские губернии.
Инвентарями называлось точное перечисление повинностей, которые должны были нести крестьяне в отношении помещиков. Они ставили задачей ограничение барщины определенным количеством дней в году, что, впрочем, на деле не было достигнуто. Вместе с тем инвентари фиксировали количество земли, которое должно было находиться в пользовании крестьян, но помещики с этим не считались и по-прежнему распоряжались землей по своему усмотрению.
После революции 1848 г. всякие разговоры по крестьянскому вопросу прекратились совсем. Выступая в роли жандарма Европы, Николай I, естественно, еще более рьяно стоял на страже интересов крепостников в самой России.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.