1 слайд

ТЕМА УРОКА: «НАЧАЛО СЛАВНЫХ ДЕЛ ПЕТРА» То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечном был работник. А.С. Пушкин

2 слайд

Цели урока: 1. Ознакомиться с общественно-политической атмосферой, сложившейся в России к началу XVIII века; 2. Проследить влияние личностных характеристик Петра I на его последующую реформаторскую деятельность. 3. Сравнить социально-экономическое и политическое развитие стран Западной Европы и России к началу XVIII века.

3 слайд

Лист экспертной оценки Я знал(а) Я умел(а) Я узнал(а) Мои выводы _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________

4 слайд

Пётр I Великий (1672 – 1725) Царь с 1696г. Первый российский император с 1721г. Художник Бенуа Коффр

5 слайд

6 слайд

Реформа – спланированное государственной властью изменение порядков в экономической, общественной, политической или культурной жизни страны. Регент – временный правитель, в руках которого находится государственная власть до момента достижения законным государем совершеннолетия. Словарная работа

7 слайд

Политическая обстановка в России в конце 17 – начале 18 века Супруги Мария Милославская Дети Алексей умер в 16 лет Фёдор – наследовал престол 1676-1682гг. Не имел наследников Иоанн – наследовал престол 1682-1696гг. Не имел наследников Марфа София (Милославская) Стрелецкие бунты: I. 1682г. II. 1689г. Екатерина Мария Феодосия Пётр 1682г. – на престоле вместе с Иоанном. Наталия Феодора 2. Наталия Нарышкина Двойной трон – Иван и Петр регентша Отец Петра I Алексей Михайлович

8 слайд

После смерти ____ году царя ____ новыми правителями стали малолетние ____ и ____. Однако фактически власть оказалась в руках из сестры ____. В _____ году царевна ____ свергнута, ____ скончался в ___ году и _____ стал единоличным правителем Первым самостоятельным деянием _____ стал поход в ____ году на Азов. Вставьте в текст пропущенные имена и даты, пользуясь опорной схемой

9 слайд

После смерти 1682 году царя Фёдора новыми правителями стали малолетние Пётр и Иван. Однако фактически власть оказалась в руках из сестры Софьи. В 1689 году царевна Софья свергнута, Иван скончался в 1696 году и Пётр стал единоличным правителем Первым самостоятельным деянием Петра стал поход в 1695 году на Азов. Вставьте в текст пропущенные имена и даты, пользуясь опорной схемой

10 слайд

Детство и юность Петра – будущего царя России Детство Отрочество Юность В 3 года на именины получает подарок – сабельку – испытал огромную радость. Отец приказал собрать ровесников Петра, сделать «детское» оружие, учить солдатской науке. 4 года – смерть отца. Дьяк Никита Зотов учил читать и писать по-русски, истории всеобщей и отечественной, делать рисунки исторических происшествий. 10 лет – Петр – царь России. Козни сестры Софии, стрелецкие бунты. 12 лет – начало дружбы с женевским дворянином Лефортом и порутчиком Францем Тиммерманом. Создание «потешного войска» из 50 человек, одетых по-европейски, изучение военно-математических наук под руководством Гордона 17 лет – в доме прадеда Никиты Романова находит лодку – английский бот. Любимое занятие – плавание на боте. 1692 г. – первая яхта в г.Переяславле, построенная своими руками. Смелость Воля Любовь к оружию Любовь к военной славе Любовь к живописи Любовь к Отечеству Интерес к истории, которая учит царствовать Интерес к новым знаниям Осознание личных заслуг и достоинств для гордости Грубость, неуважение к себе, к людям Хорошее физическое развитие Преодоление боязни воды Желание сделать Россию великой морской державой

11 слайд

Сравнение социально-экономического и политического развития стран Западной Европы и России к началу XVIII века I.Западная Европа: Развитие капиталистических отношений в экономике а) банки; б) биржи; в) мануфактуры. 2. Постепенное разрушение аграрного общества. 3. Начало формирования демократических институтов: а) Голландия – республика б) Англия – конституционная монархия в) Появление первых политических партий – тори и виги 4. Разрушение сословного строя.

«Урок Пётр 1» - Алексей Семенович Шеин. 2. Оцените значимость представленных характеристик о Петре I. 6. Сподвижники Петра I. Федор Алексеевич Головин. Подвердите свой ответ отрывком из данного текста. Троице-Сергиев монастырь. 1. Борис Петрович Шереметев. 5. Петр Андреевич Толстой. План урока. Вопросы: Какое впечатление произвел русский царь Петр на европейских женщин?

«Культура эпохи Петра» - В 1703 г.Была издана 1-я русская газета- «Ведомости». План урока. Реформа в области быта. Образование за границей боярских детей. Портрет ПетраI И. Никитин. Развитие науки. Реформы в образовании. В 1701 г в Москве открылась Навигацкая школа, где изучались практические дисциплины. Арифметика Л. Магницкого.

«Россия при Петре Первом» - Европу. Становление абсолютной монархии. годы жизни Петра Первого. Отставание России от Запад-. План исследования. ной Европы. Азовское и Черное моря. Цель исследования. 2. Ослабление международного. Угроза. 27 июня 1709 г. - Полтавская битва. в России. 2.Экономические преобразования. Потери независимости.

«Царь Пётр» - Утро стрелецкой казни. 5. 10. В 1695 г. состоялся первый поход Петра против турок на Азов. В Амстердаме Петр жил четыре месяца. Наталья Кирилловна Нарышкина, мать Петра. Петр I Алексеевич. 3. Одновременно в Воронеже началось строительство флота.

«Эпоха Петра Великого» - Школа математических и навигацких (морских) наук (1701 год). Екатерина Великая. Дворяне. Морская академия. Эпоха петра великого 1672-1725. Морской флот при петре великом. Солдаты. Кораблестроение. Шпандарт. Пётр в Туле. Полтава. Предистенция. Пётр за работой. Императрица Елизавета. Сухаревская башня.

«Детство Петра» - 1661-1682гг. Наталия Нарышкина. Алексей Михайлович. Медный всадник. Великое посольство 1697-1698гг. Свадьба Петра 1689г. Азовские походы. Генеалогическое древо. О, мощный властелин судьбы! Стрелецкое восстание 1682г. Петр. 1662-1696гг. Софья. Федор. Стрелецкое восстание 1698г. Мария Милославская. Софья в изгнании.

Всего в теме 19 презентаций

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Петр Первый. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ Урок истории в 10-м классе

Интеллектуальная разминка Земский собор Боярская дума Регентство Опричнина Смутное время Раскольники Славяно-греко-латинская академия Мануфактура Стрельцы Патриарх Собрание светских и духовных чинов для решения важнейших дел в России 16-17 вв. 2. Постоянный сословно-представительный орган при царе 3. Временное осуществление полномочий главы государства 4. Система внутриполитических мер Ивана Грозного, сопровождавшаяся массовыми репрессиями 5. События в России конца 16 – начала 17 вв. 6. Сторонники старообрядчества в России 7. Первое в России высшее учебное заведение 8. Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике 9. Служилые люди, составлявшие постоянное войско России в 16 – начале 18 вв. 10. Высшее звание в церковной иерархии в России В помощь учителю

Совместите имена правителей с их прозвищами АЛЕКСАНДР ИВАН IV ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВ ГРОЗНЫЙ МУДРЫЙ НЕВСКИЙ МОНОМАХ В помощь учителю

ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ? СМУТНОЕ ВРЕМЯ ОПРИЧНИНА ВОССТАНИЕ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ СТ. РАЗИНА ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ ОПРИЧНИНА СМУТНОЕ ВРЕМЯ ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ ВОССТАНИЕ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ СТ. РАЗИНА

Оценка 1 10. 1 9. 3 8. 2 7. 2 6. 4 5. 4 4. 3 3. 1 2. 1 1. Дата № пп Лист контроля Фамилия, имя 9-10 правильных ответов - 5 7-8 правильных ответов - 4 5-6 правильных ответов - 3 В помощь учителю

В НАЧАЛЕ СЛАВНЫХ ДЕЛ Преображенское Немецкая слобода Троице-Сергиева лавра Новодевичий монастырь Азов Голландия Англия Потешные полки Двоецарствие Лавра Волонтеры Брандер, струги Правление Петра I Вопрос о престолонаследии Арест Софьи Азовские походы Великое посольство Заговор стрельцов Петр Первый Алексей Михайлович Наталья Нарышкина Милославские Федор Алексеевич Софья Алексеевна Иван Алексеевич Никита Зотов Тиммерман Гордон Ф.Я. Лефорт Патриарх Иоаким А.С. Шеин Ф.А. Головин П.Б. Возницын МЕСТА СОБЫТИЙ ТЕРМИНЫ СОБЫТИЯ ИМЕНА Заполните таблицу В помощь учителю

ДВОЕЦАРСТВИЕ В НАЧАЛЕ СЛАВНЫХ ДЕЛ Петр I (род. 30.05.1672 г.) ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИЕ Никита Зотов Немецкая слобода Потешные полки Преображенское МИЛОСЛАВСКИЕ НАРЫШКИНЫ 1689 Софья Стрельцы Лавра Иоаким 1695 1696 Азов Шеин Русский флот 1697-1698 Лефорт Головин Возницын Восстание стрельцов В помощь учителю ДЕТСТВО ПЕТРА Начало царствования Азовские походы Великое посольство

ДЕТСТВО ПЕТРА Наталья Кирилловна Нарышкина Царевич Петр Царь Алексей Михайлович Царь Федор Алексеевич Патриарх Иоаким, царевичи Иван и Петр Царевна Софья

Никита ЗОТОВ ДЕТСТВО ПЕТРА Молодой Петр в Преображенском ЛЕФОРТ Франц Яковлевич Потешные полки Гвардеец Семеновского полка Гвардеец Преображенского полка Потешные полки в Преображенском Тиммерман Брант Гордон Лефорт

НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ Петр и Софья Первый Азовский поход Осада Азова Петр бомбардир в Азовском походе ШЕИН Алексей Семенович 1695 1696 1689 Назад к опоре

ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО Великое посольство в Гааге Гаага Петр на верфи Старая Англия ГОЛОВИН Федор Алексеевич Утро стрелецкой казни 1697 - 1698 Назад к опоре

«Интеллектуальная разминка» преследует целью «вхождение в урок», т.е. оперативное создание единого информационного поля с учащимися, своеобразную настройку класса на «рабочий лад». И второе. По моему глубокому убеждению, из урока в урок мы должны повторять ключевые факты, события, понятия ранее изученных тем. Лишь тогда мы сможем основательно формировать общеучебные умения и навыки учеников, их целостное представление о прошлом нашей страны. Кроме того, в «Интеллектуальную разминку» включены, прежде всего, те понятия и термины, которые необходимо «освежить» в памяти учащихся перед изучением новой темы. Назад в урок

Слайды 4 и 5 предлагается использовать в случае проведения комбинированного урока с устным опросом. Два ученика получают задание решить тесты: Слайд 4 – тест на соответствие. Слайд 5 – тест на восстановление последовательности. Ученики выполняют тесты на карточках или в рабочих тетрадях. После решения тестов демонстрируются слайды с заданиями и правильными ответами. Демонстрация слайдов с тестами позволяет всему классу повторить предыдущий материал и оперативно проверить правильность выполнения тестов. Назад в урок

Данное задание учитель предлагает классу в случае использования такой фронтальной формы опроса, как тестирование. Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной работы. Включает в себя до 10 заданий, на каждое из которых дается по минуте. Рекомендуется распечатать тесты с расчетом по одному на парту. Это экономит время и улучшает психологический климат на уроке. Ученик не должен переписывать вопрос. Содержание теста см. на слайде 15 . Возможно и воспроизведение теста на экране. В таком случае надо убедиться насколько читабелен будет текст. На каждого ученика заводится своеобразная матрица или «Лист контроля» (см. слайд 5), где фиксируются результаты каждой такой блиц-контрольной. Получая «Лист контроля», ученик пишет дату и напротив номера вопроса пишет правильный вариант ответа. Учителю достаточно тщательно проверить первую контрольную, а затем, совмещая матрицы, быстро просмотреть остальные. Это помогает ускорить проверку тестов и наглядно выстраивать индивидуальную трассу успеха каждого ученика. Добившись от учеников аккуратности в выполнении тестовых заданий, допускаю возможность и самоконтроля, когда ученики сами проверяют свои работы. Учитель диктует правильные ответы – ученики проверяют. В данном случае никакие исправления не допускаются. Учитывая современную тенденцию перехода на «тотальное» тестирование, ученикам не помешает овладеть высокой культурой исполнения подобных заданий. Возможна также взаимопроверка, когда ученики проверяют тесты друг друга. «Лист контроля» мы воспроизвели не зря. Во-первых, это необходимо для инструктирования учеников при ознакомлении с данной формой опроса. Во-вторых, на экране при подведении итогов учитель воспроизводит правильные ответы. Назад в урок

1. В период раздробленности Руси (XII - XIV вв.) боярские республики существовали в 1) Пскове и Новгороде 2) Новгороде и Киеве; 3) Владимире и Киеве; 4) Новгороде и Чернигове. 2. Как называлось высшее сословно-представительское учреждение в России в XVI - XVII вв.: 1) Земский собор; 2) Избранная рада; 3) Сенат; 4) Государственный совет? 3. Древнерусское государство образовалось в результате объединения политических центров восточных славян: 1) Киева и Смоленска; 2) Владимира и Киева; 3) Киева и Новгорода; 4) Киева и Мурома. 4. Какой век в истории России назвали «бунташным веком»: 1) XIV в.; 2) XV в.; 3) XVI в.; 4) XVII в.? 5. Какое имя в приведенном ряду имен участников событий Смуты является лишним: 1) К. Минин; 2) Д. Пожарский; 3) И. Болотников; 4) Иван III ? 6. Политическое объединение русских земель завершилось образованием единого русского государства в: 1) конце XIV в.; 2) конце XV в.; 3) начале XVI в.; 4) середине XVII в. 7. Кто из указанных князей укреплял международное положение Руси династическими браками: Иван Калита; 2) Ярослав Мудрый; 3) Андрей Боголюбский; 4) Дмитрий Донской 8. Итогом внешней политики Ивана Грозного было: освоение русскими Дальнего Востока; 2) присоединение к России Средней Азии; 3) завоевание Казанского, Астраханского и Сибирского ханств; 4) завоевание выхода к Балтийскому морю. 9. Укажите, какое событие произошло позже всех других: 1) Принятие Соборного уложения; 2) воцарение Романовых; 3) опричнина; 4) появление на политической арене Лжедмитрия I . 10. Представители феодального сословия на Руси XIV - XVII вв., владевшие вотчинами, назывались: 1) боярами; 2) дворянами; 3) стрельцами; 4) казаками. Назад в урок

В любом учебном предмете есть основной «понятийный аппарат», определенная база, без которой невозможно формирование общеучебных умений, навыков, целостного представления об исторических событиях, их анализе, оценке и пр. В истории это, разумеется, имена, события, термины и места событий. Данный прием педагогической техники так и называется: «Базовый лист контроля» Заполнение данной таблицы возможно в различных вариантах: с помощью учителя; самостоятельно каждым учеником; в микрогруппах, когда вся группа работает над заполнением; в микрогруппах, когда каждая из групп имеет специальное задание: первая заполняет колонку с именами, вторая – событиями, третья – терминами, четвертая – местами событий. Затем после того, как группы докладывают о результатах, весь класс заполняет всю таблицу. Заполнение таблицы возможно и как закрепление изученной темы. Назад в урок

Технология опорных конспектов В.Ф. Шаталова пользуется неизменной популярностью среди учителей. С помощью компьютера мы можем придать ей второе дыхание, сделав ее более динамичной и интерактивной. В опоре появляется не вся информация одновременно, а последовательно, по ходу рассказа учителя. С помощью гиперссылок учитель может развернуть каждый из блоков опорного конспекта в более подробную информацию о том или ином событии, историческом персонаже. Для этого достаточно воспользоваться управляющими кнопками: «Детство Петра» , «Начало царствования» , «Азовские походы» и «Великое посольство» . Назад в урок ВНИМАНИЕ! Презентация настроена таким образом, что ее демонстрация прекращается после показа опоры. Этим самым мы избежим случайной демонстрации вспомогательных слайдов «В помощь учителю» или слайдов с более подробной информацией по блокам опоры.



Петр Первый. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

Урок

истории

в 10-м классе


Интеллектуальная разминка

  • Собрание светских и духовных чинов для решения важнейших дел в России 16-17 вв.

Земский собор

Боярская дума

Регентство

Опричнина

Смутное время

Раскольники

Славяно-греко-латинская академия

Мануфактура

Стрельцы

Патриарх

2. Постоянный сословно-представительный орган при царе

3. Временное осуществление полномочий главы государства

4. Система внутриполитических мер Ивана Грозного, сопровождавшаяся массовыми репрессиями

5. События в России конца 16 – начала 17 вв.

6. Сторонники старообрядчества в России

7. Первое в России высшее учебное заведение

8. Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике

9. Служилые люди, составлявшие постоянное войско России в 16 – начале 18 вв.

10. Высшее звание в церковной иерархии в России

В помощь учителю


Совместите имена правителей с их прозвищами

ГРОЗНЫЙ

АЛЕКСАНДР

ИВАН IV

ВЛАДИМИР

ЯРОСЛАВ

МУДРЫЙ

НЕВСКИЙ

МОНОМАХ

В помощь учителю


ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ?

СМУТНОЕ ВРЕМЯ

ОПРИЧНИНА

ВОССТАНИЕ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ СТ. РАЗИНА

СМУТНОЕ ВРЕМЯ

ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ

ОПРИЧНИНА


Фамилия, имя

Лист контроля

Оценка

В помощь учителю

9-10 правильных ответов - 5

7-8 правильных ответов - 4

5-6 правильных ответов - 3


В НАЧАЛЕ СЛАВНЫХ ДЕЛ

Заполните таблицу

МЕСТА

СОБЫТИЙ

ТЕРМИНЫ

СОБЫТИЯ

ИМЕНА

Петр Первый

Алексей Михайлович

Наталья Нарышкина

Милославские

Федор Алексеевич

Софья Алексеевна

Иван Алексеевич

Никита Зотов

Тиммерман

Гордон

Ф.Я. Лефорт

Патриарх Иоаким

А.С. Шеин

Ф.А. Головин

П.Б. Возницын

Правление Петра I

Вопрос о престолонаследии

Арест Софьи

Азовские походы

Великое посольство

Заговор стрельцов

Потешные полки

Двоецарствие

Лавра

Волонтеры

Брандер, струги

Преображенское

Немецкая слобода

Троице-Сергиева лавра

Новодевичий монастырь

Азов

Голландия

Англия

В помощь учителю


В НАЧАЛЕ СЛАВНЫХ ДЕЛ

Азовские походы

Начало царствования

ДЕТСТВО ПЕТРА

Софья

Стрельцы

Петр I ( род. 30.05.1672 г.)

Азов

Шеин

Русский флот

Лавра

Иоаким

Великое посольство

НАРЫШКИНЫ

МИЛОСЛАВСКИЕ

Никита Зотов

Немецкая слобода

Потешные полки

Преображенское

Лефорт

Головин

Возницын

Восстание стрельцов

В помощь учителю


ДЕТСТВО ПЕТРА

Царевич Петр

Наталья Кирилловна Нарышкина

Царь Алексей Михайлович

Царь Федор Алексеевич

Царевна Софья

Патриарх Иоаким, царевичи Иван и Петр


ДЕТСТВО ПЕТРА

Тиммерман

Брант

Гордон

Лефорт

Молодой Петр в Преображенском

Никита ЗОТОВ

Потешные полки

ЛЕФОРТ Франц Яковлевич

Потешные полки в Преображенском

Гвардеец Семеновского полка

Гвардеец Преображенского полка


НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ

Петр и Софья

Первый Азовский поход

Петр бомбардир в Азовском походе

ШЕИН Алексей Семенович

Осада Азова

Назад к опоре


ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО

Великое посольство в Гааге

Петр на верфи

Гаага

ГОЛОВИН Федор Алексеевич

Утро стрелецкой казни

Старая Англия

Назад к опоре


«Интеллектуальная разминка» преследует целью «вхождение в урок», т.е. оперативное создание единого информационного поля с учащимися, своеобразную настройку класса на «рабочий лад».

И второе. По моему глубокому убеждению, из урока в урок мы должны повторять ключевые факты, события, понятия ранее изученных тем. Лишь тогда мы сможем основательно формировать общеучебные умения и навыки учеников, их целостное представление о прошлом нашей страны.

Кроме того, в «Интеллектуальную разминку» включены, прежде всего, те понятия и термины, которые необходимо «освежить» в памяти учащихся перед изучением новой темы.

Назад в урок


Слайды 4 и 5 предлагается использовать в случае проведения комбинированного урока с устным опросом. Два ученика получают задание решить тесты:

Слайд 4 – тест на соответствие.

Слайд 5 – тест на восстановление последовательности.

Ученики выполняют тесты на карточках или в рабочих тетрадях. После решения тестов демонстрируются слайды с заданиями и правильными ответами. Демонстрация слайдов с тестами позволяет всему классу повторить предыдущий материал и оперативно проверить правильность выполнения тестов.

Назад в урок

Данное задание учитель предлагает классу в случае использования такой фронтальной формы опроса, как тестирование. Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной работы. Включает в себя до 10 заданий, на каждое из которых дается по минуте. Рекомендуется распечатать тесты с расчетом по одному на парту. Это экономит время и улучшает психологический климат на уроке. Ученик не должен переписывать вопрос. Содержание теста см. на слайде 15 . Возможно и воспроизведение теста на экране. В таком случае надо убедиться насколько читабелен будет текст.

На каждого ученика заводится своеобразная матрица или «Лист контроля» (см. слайд 5 ), где фиксируются результаты каждой такой блиц-контрольной. Получая «Лист контроля», ученик пишет дату и напротив номера вопроса пишет правильный вариант ответа. Учителю достаточно тщательно проверить первую контрольную, а затем, совмещая матрицы, быстро просмотреть остальные. Это помогает ускорить проверку тестов и наглядно выстраивать индивидуальную трассу успеха каждого ученика.

Добившись от учеников аккуратности в выполнении тестовых заданий, допускаю возможность и самоконтроля, когда ученики сами проверяют свои работы. Учитель диктует правильные ответы – ученики проверяют. В данном случае никакие исправления не допускаются. Учитывая современную тенденцию перехода на «тотальное» тестирование, ученикам не помешает овладеть высокой культурой исполнения подобных заданий.

Возможна также взаимопроверка, когда ученики проверяют тесты друг друга.

«Лист контроля» мы воспроизвели не зря. Во-первых, это необходимо для инструктирования учеников при ознакомлении с данной формой опроса. Во-вторых, на экране при подведении итогов учитель воспроизводит правильные ответы.

Назад в урок

1. В период раздробленности Руси ( XII - XIV вв.) боярские республики существовали в

1) Пскове и Новгороде 2) Новгороде и Киеве; 3) Владимире и Киеве; 4) Новгороде и Чернигове.

2. Как называлось высшее сословно-представительское учреждение в России в XVI - XVII вв.:

1) Земский собор; 2) Избранная рада; 3) Сенат; 4) Государственный совет?

3. Древнерусское государство образовалось в результате объединения политических центров восточных славян:

1) Киева и Смоленска; 2) Владимира и Киева; 3) Киева и Новгорода; 4) Киева и Мурома.

4. Какой век в истории России назвали «бунташным веком»:

1) XIV в.; 2) XV в.; 3) XVI в.; 4) XVII в.?

5. Какое имя в приведенном ряду имен участников событий Смуты является лишним:

1) К. Минин; 2) Д. Пожарский; 3) И. Болотников; 4) Иван III ?

6. Политическое объединение русских земель завершилось образованием единого русского государства в:

1) конце XIV в.; 2) конце XV в.; 3) начале XVI в.; 4) середине XVII в.

7. Кто из указанных князей укреплял международное положение Руси династическими браками:

  • Иван Калита; 2) Ярослав Мудрый; 3) Андрей Боголюбский; 4) Дмитрий Донской

8. Итогом внешней политики Ивана Грозного было:

  • освоение русскими Дальнего Востока; 2) присоединение к России Средней Азии; 3) завоевание Казанского, Астраханского и Сибирского ханств; 4) завоевание выхода к Балтийскому морю.

9. Укажите, какое событие произошло позже всех других:

1) Принятие Соборного уложения; 2) воцарение Романовых; 3) опричнина; 4) появление на политической арене Лжедмитрия I .

10. Представители феодального сословия на Руси XIV - XVII вв., владевшие вотчинами, назывались:

1) боярами; 2) дворянами; 3) стрельцами; 4) казаками.

Назад в урок


В любом учебном предмете есть основной «понятийный аппарат», определенная база, без которой невозможно формирование общеучебных умений, навыков, целостного представления об исторических событиях, их анализе, оценке и пр. В истории это, разумеется, имена, события, термины и места событий. Данный прием педагогической техники так и называется: «Базовый лист контроля»

Заполнение данной таблицы возможно в различных вариантах:

  • с помощью учителя;
  • самостоятельно каждым учеником;
  • в микрогруппах, когда вся группа работает над заполнением;
  • в микрогруппах, когда каждая из групп имеет специальное задание: первая заполняет колонку с именами, вторая – событиями, третья – терминами, четвертая – местами событий. Затем после того, как группы докладывают о результатах, весь класс заполняет всю таблицу.

Заполнение таблицы возможно и как закрепление изученной темы.

Назад в урок


Технология опорных конспектов В.Ф. Шаталова пользуется неизменной популярностью среди учителей. С помощью компьютера мы можем придать ей второе дыхание, сделав ее более динамичной и интерактивной.

В опоре появляется не вся информация одновременно, а последовательно, по ходу рассказа учителя. С помощью гиперссылок учитель может развернуть каждый из блоков опорного конспекта в более подробную информацию о том или ином событии, историческом персонаже. Для этого достаточно воспользоваться управляющими кнопками: «Детство Петра» , «Начало царствования» , «Азовские походы» и «Великое посольство» .

ВНИМАНИЕ! Презентация настроена таким образом, что ее демонстрация прекращается после показа опоры. Этим самым мы избежим случайной демонстрации вспомогательных слайдов «В помощь учителю» или слайдов с более подробной информацией по блокам опоры.