Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 22.06.2019) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии")

  • Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии
    • III. Правила заключения договоров между потребителями (покупателями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие существенные условия таких договоров, а также условия договоров, заключаемых потребителями (покупателями) с энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках
    • IV. Порядок осуществления расчетов за электрическую энергию (мощность), в том числе при продаже по нерегулируемым ценам
    • V. Порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) и структура нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)
    • VI. Особенности функционирования розничных рынков в отдельных частях ценовых зон оптового рынка
    • VII. Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии на территориях неценовых зон оптового рынка
    • VIII. Основные положения функционирования розничных рынков в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами
    • IX. Порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках
    • X. Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках
    • XI. Порядок присвоения организациям статуса гарантирующего поставщика, определения и (или) изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков
    • XII. Порядок определения регулируемых цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, за исключением населения и приравненных к нему категорий
    • XIII. Порядок определения потребителей, обязанных предоставлять гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), и порядок предоставления указанного обеспечения
    • Приложение N 1. Показатели финансового состояния гарантирующего поставщика
      • Таблица 1. Показатели финансового состояния гарантирующего поставщика
      • Таблица 2. Промежуточные показатели финансового состояния гарантирующего поставщика
    • Приложение N 2. Формы предоставления информации о потребителях электрической энергии (мощности)
      • Таблица 1. Информация о потребителях электрической энергии - физических лицах
      • Таблица 2. Информация о потребителях электрической энергии - юридических лицах
    • Приложение N 2(1). Форма публикации значений конечных регулируемых цен на электрическую энергию (мощность) и составляющих конечных регулируемых цен на электрическую энергию (мощность)
      • I. Первая ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период)
      • II. Вторая ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется по зонам суток расчетного периода)
      • III. Третья ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении)
      • IV. Четвертая ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении)
      • V. Пятая ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении)
      • VI. Шестая ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении)
    • Приложение N 3. Расчетные способы учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии

В России действует двухуровневый рынок электроэнергии: оптовый и розничный.

Оптовый рынок электроэнергии

На оптовом рынке поставщики электроэнергии (генерирующие компании, импортеры электроэнергии) продают покупателям (гарантирующим поставщикам, сбытовым компаниям, крупным потребителям, экспортерам электроэнергии) два товара - электроэнергию и мощность.

Оптовый рынок действует на территории большей части страны и разделен на две слабо связанные между собой «ценовые» зоны - в первую входит Европейская часть России и Урал, во вторую - Сибирь.

Регионы Дальнего Востока, Калининградской и Архангельской областей, Республики Коми относятся к так называемым «неценовым зонам». В этих регионах по технологическим причинам (изолированность от единой энергосистемы России) организация конкурентного рынка в настоящее время невозможна.

Цены оптового рынка могут значительно различаться в отдельных регионах, что связано с разной эффективностью электростанций, обслуживающих различные регионы страны, и недостаточной пропускной способностью линий электропередачи.

Розничный рынок электроэнергии

На розничном рынке гарантирующие поставщики и сбытовые компании реализуют купленную на оптовом рынке электроэнергию конечным потребителям.

Гарантирующий поставщик - энергосбытовая компания, обязанная заключить договор с каждым обратившимся к ней потребителем в зоне ее деятельности. Договор с гарантирующим поставщиком носит публичный характер - это значит, что его условия прозрачны и одинаковы для всех потребителей. Зона обслуживания гарантирующего поставщика, как правило, совпадает с границами субъекта федерации.

Прочие, не снабжающие население, энергосбытовые компании могут заключать договоры с потребителями на любых условиях, в том числе в части установления цен на электроэнергию.

На розничном рынке возможна как покупка по двум тарифам на электроэнергию и мощность (двуставочный тариф), так и покупка по единому тарифу на электроэнергию с учетом цены мощности (одноставочный тариф).

Законодательная база регулирования рынка электроэнергии

К настоящему моменту сформирована обширная нормативно-правовая база, регламентирующая взаимоотношения на рынках электроэнергии и мощности. Она включает в себя 8 федеральных законов, 46 постановлений Правительства России, распоряжения и приказы федеральных органов исполнительной власти (Министерства энергетики, Федеральной службы по тарифам и т.д.). К числу основных нормативных актов относятся:

  • Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
  • Федеральный закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности».

Цены и тарифы

Либерализация оптового рынка

Либерализация энергорынка РФ - это переход от государственного установления тарифов к рыночному ценообразованию. До 2011 года в условиях переходного периода реформирования электроэнергетики часть электроэнергии и мощности приобреталась на оптовом рынке по регулируемому тарифу в рамках регулируемых двусторонних договоров, часть - по нерегулируемым (свободным) ценам, по свободным двусторонним договорам, на рынке на сутки вперед, на балансирующем рынке и по результатам конкурентного отбора мощности.

В соответствии с законами «Об электроэнергетике» и «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…», а также Постановлением Правительства №205 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам» с 2007 года осуществлялось обязательное снижение объемов регулируемых договоров (РД) на энергорынке два раза в год.

Либерализация розничного рынка

Цены оптового рынка транслируются на розничный рынок. Таким образом, либерализация оптового и розничного рынка проводилась синхронно.

Нерегулируемые цены на электроэнергию

В рамках нерегулируемого сектора действует три самостоятельных рынка электроэнергии:

  • Свободные двусторонние договоры (СДД) заключаются между поставщиком и покупателем электроэнергии. Условия СДД, включая цены и сроки поставки, определяются договоренностями контрагентов;
  • Рынок на сутки вперед (РСВ) функционирует в форме поддерживаемого коммерческим оператором (ОАО «АТС») аукциона, на котором сводятся заявки на покупку и продажу электроэнергии на следующие сутки для формирования планового производства и потребления электроэнергии. Цена РСВ определяется по максимальной удовлетворенной заявке на продажу электроэнергии;
  • Балансирующий рынок (БР) функционирует в реальном времени для ликвидации отклонений от планового производства и потребления. Объемы и цены поставки определяются в результате отбора заявок поставщиков Системным оператором (ОАО «СО ЕЭС»).

Рынок на сутки вперед и балансирующий рынок необходимы для более точного планирования потребления и производства электроэнергии, чего невозможно добиться в рамках долгосрочных двусторонних договоров.

Рынок мощности

При определении стоимости мощности используется процедура конкурентного отбора мощности (КОМ).

По каждому объекту генерации инвестор или владелец подают заявки, в которых указывают ежемесячную плату за мощность (в руб./Мвт) и величину поставляемой мощности. В КОМ отбираются все объекты генерации учтенные ФСТ России в прогнозном балансе. Дополнительно в рамках отдельной системы договоров все покупатели оплачивают мощность гидро- и атомных электростанций.

На рынке мощности возможно заключение двусторонних договоров на поставку электроэнергии и мощности (СДЭМ) между поставщиками и потребителями мощности.

Финансовые требования поставщиков оптового рынка формируются ежемесячно, транслируются в розницу и должны быть оплачены энергосбытовой компании конечным потребителем.

Регулируемые цены (тарифы)

До 2011 года поставка части электроэнергии осуществлялась по регулируемым ценам в рамках регулируемых договоров.

Также по регулируемому тарифу электроэнергия отпускается покупателям в неценовых зонах.

Тарифы сетевых организаций, системного и коммерческого оператора, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика подлежат государственному регулированию.

Поставки электроэнергии для населения до 2014 года осуществляются только по регулируемому тарифу.

Формирование цен для потребителей

Уровень свободных цен на генерацию для каждого гарантирующего поставщика на каждый месяц рассчитывает коммерческий оператор (ОАО «АТС»). Эти данные публикуются на его сайте. При этом рассчитывается целый пакет цен для розничных покупателей: одноставочный тариф (на электроэнергию с учетом мощности), двуставочный тариф (раздельная оплата электроэнергии и мощности), зонный тариф (цена, дифференцируемая по времени суток - ночная, полупиковая, пиковая), цены для потребителей с почасовым учетом электроэнергии (с установлением цены на каждый час суток). Отдельно рассчитываются цены для оплаты отклонений от запланированных объемов потребления.

Предельные (конечные) уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчетный период и доводятся до сведения покупателей организацией, поставляющей электрическую энергию.

Таким образом, конечная цена единицы электроэнергии может варьироваться в широких пределах не только в разных регионах, но и для различных потребителей одного гарантирующего поставщика, в зависимости от варианта тарифа используемого потребителем для расчетов стоимости потребленной электроэнергии, точности планирования и режима потребления электроэнергии.

В соответствии с принципами трансляции цен оптового рынка на розничный, конечные потребители (за исключением населения) по итогам расчетного периода получают счет, в котором отражена стоимость электроэнергии и мощности, поставленной по свободным ценам.

Кроме стоимости электроэнергии и мощности по свободным ценам, конечный потребитель оплачивает:

Услуги инфраструктурных организаций - субъектов оптового рынка электроэнергии, обеспечивающих функционирование его технологической инфраструктуры (системный оператор) и коммерческой инфраструктуры (коммерческий оператор),

Услуги по передаче электрической энергии (ФСК и распределительные сетевые компании),

Сбытовую надбавку- плату за услуги гарантирующего поставщика,

Покупку электроэнергии у генерирующих компаний розничного рынка (при необходимости).

Факторы, влияющие на формирование свободных розничных цен

В различных регионах России сложилась разная ситуация с динамикой и уровнем свободных цен, но можно выделить общие характерные факторы, влияющие на формирование цен для конечных потребителей.

Снижение потребления

Одним из основных факторов является снижение потребления и, как следствие, распределение мощности на уменьшающееся потребление.

Сбытовые компании по действующей модели рынка, помимо покупки электрической энергии, обязаны оплачивать всю располагаемую мощность, включенную в баланс ФСТ и прошедшую конкурентный отбор, проводимый Системным оператором. Объем этой мощности не зависит от колебаний потребления. В результате, при снижении потребления средневзвешенные нерегулируемые цены на электроэнергию с учетом мощности увеличиваются, так как обязательства по оплате мощности остаются неизменными и распределяются на сокращающееся количество единиц потребленной электроэнергии. При этом неравномерность снижения потребления электрической энергии (мощности) в отдельных регионах по сравнению со средним по ценовой зоне приводит к разному уровню роста цены на мощность в различных регионах.

Тем не менее, результаты в разных регионах могут сильно отличаться в зависимости от динамики электропотребления: может произойти как снижение, так и значительный рост розничных цен.

Цена электроэнергии на оптовом рынке

Свое влияние на формирование розничных цен оказывает и цена электроэнергии на оптовом рынке, транслируемая в розницу.

Цена электроэнергии на оптовом рынке, транслируемая в розницу, не увеличивается с ростом объемов электроэнергии (мощности), продаваемой по свободным ценам. На цены рынка «на сутки вперед» могут, и будут оказывать влияние другие факторы: цена на топливо (в частности на газ), выбор состава включенного оборудования, ремонтная компания, климатические факторы и др.

Цена мощности на оптовом рынке

Таким же фактором, влияющим на формирование стоимости, является и цена мощности на оптовом рынке, транслируемая в розницу.

Соотношение затрат на оплату мощности в общем объеме затрат на единицу электроэнергии (на оптовом рынке) составляет для различных энергосбытовых организаций от 30 до 80%, а в среднем по рынку составляет 43%.

На стоимость мощности, покупаемой энергосбытовыми организациями на оптовом рынке, оказывают влияние цены заключенных ими с поставщиками свободных двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности, а также цена, определенная по результатам конкурентного отбора мощности (КОМ) на объемы, не покрытые свободными договорами. В настоящее время около половины покупаемой энергосбытовыми организациями величины мощности приобретается по свободным двусторонним договорам.

Увеличение доли двусторонних договоров приводит к тому, что в первую очередь, покупателям выгодно заключать договоры с генераторами, тариф на мощность которых ниже средневзвешенного тарифа всех генераторов. Такие договоры, как правило, заключаются по цене выше тарифа данного генератора, но ниже средневзвешенного тарифа всех генераторов. Это приводит к росту суммарной стоимости мощности в целом по рынку. С точки зрения экономики энергосбытовые компании поступают правильно, так как они пытаются минимизировать затраты на мощность в рамках действующих Правил оптового рынка.

Механизм формирования тарифов

Еще один фактор, влияющий на розничные цены, связан с механизмом формирования тарифа. Регулируемые цены на электроэнергию устанавливают уполномоченные органы исполнительной власти субъектов федерации, в Калужской области - это региональное министерство конкуретной политики и тарифов. Тариф для конечных потребителей складывается из услуг транспорта энергии, сбытовые и прочие услуги.

Существенный вклад в изменение цены на электроэнергию вносит стоимость услуг на передачу электроэнергии, особенно учитывая ее долю в общей величине конечного тарифа. Стоит отметить, что либерализация не оказывает влияния на стоимость услуг на передачу. На рост стоимости данной услуги влияет требование сетевых компаний (Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861) оплачивать их услуги без учета снижения потребления, а также введение новой методологии тарифообразования на услуги сетевых компаний (RAB). Из-за изменения методики рост стоимости услуг на передачу может составить порядка 50%.

Стоимость услуг инфраструктурных организаций и сбытовая надбавка не оказывают значимого влияния на изменение розничных цен для конечных потребителей с изменением доли либерализации в июле 2009 года.

Взаимоотношения субъектов розничных рынков регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442.

К субъектам розничных рынков относятся:

1. Потребители

2. Исполнители коммунальной услуги

3. Поставщики электрической энергии (мощности) - энергосбытовые, энергоснабжающие организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках

4. Субъекты, обеспечивающие технологическую инфраструктуру розничных рынков - сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии, субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на розничных рынках

Ключевая роль в существующей модели розничных рынков принадлежит гарантирующим поставщикам, призванным обеспечить надежное электроснабжение потребителей.

Гарантирующий поставщик - это коммерческая организация, обязанная заключить договор энергоснабжения (купли-продажи) с любым обратившимся к ней потребителем либо с покупателем, действующим от имени и в интересах потребителя, а также обязанная принять на обслуживание потребителей без их обращения в случаях, предусмотренных Основными положениями функционирования розничных рынков. Каждый гарантирующий поставщик действует в таком качестве в рамках своей зоны деятельности. Зоны деятельности гарантирующих поставщиков не пересекаются.

Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора с потребителем (покупателем) только в следующих случаях:

1. Отсутствие технологического присоединения в установленном порядке

2. Нахождение энергопринимающего устройства потребителя вне зоны деятельности гарантирующего поставщика

Сетевые организации осуществляют два основных вида деятельности - передачу электрической энергии по электрическим сетям и технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям. Оба эти вида деятельности являются естественно-монопольными и регулируются государством, что подразумевает не только установление тарифов на услуги, но и обеспечение недискриминационного доступа потребителей услуг сетевых организаций к электрическим сетям.

Оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках осуществляется системным оператором и субъектами оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах в отношении объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей энергии, технологический режим работы и эксплуатационное состояние которых влияют на электроэнергетический режим ЕЭС России.

Схема взаимоотношений субъектов розничных рынков:

ТСО - территориальная сетевая организация

ГП - гарантирующий поставщик

ЭСК - энергосбытовая компания

ФСК - ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС»)

д-р на передачу э/э - договор на оказание услуг по передаче электрической энергии

компенсация потерь - договор купли-продажи электроэнергии в целях компенсации потерь в сетях

Формирование цен и тарифов на розничных рынках в ценовых зонах оптового рынка

На розничных рынках электроэнергии поставка электроэнергии (мощности) населению и приравненных к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. Продажа остальных объемов электроэнергии (мощности) на территориях субъектов РФ, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам.

ПУНЦ - предельный уровень нерегулируемых цен, в рамках которого формируется нерегулируемая цена для конечного потребителя (покупателя)

Нерегулируемые цены ОРЭМ - составляющие предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитываемые коммерческим оператором оптового рынка для каждого гарантирующего поставщика - участника ОРЭМ (цены на электрическую энергию, мощность или электрическую энергию с учётом мощности)

Тариф на услуги по передаче э/э - установленный органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов тариф на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям, дифференцированный по уровням напряжения.

Плата за иные услуги - плата за иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Нерегулируемая цена ОРЭМ - рассчитываемые коммерческим оператором оптового рынка составляющие предельных уровней нерегулируемых цен

Планирование - наличие в договоре условия о почасовом планировании потребления электрической энергии в порядке, предусмотренном пунктом 44 Основных положений функционирования розничных рынков

*прибор учёта по зонам суток

**до 01.07.2013

***с 01.07.2013 по умолчанию, в случае отсутствия уведомления о выборе ценовой категории и в зависимости от выбранного тарифа на услуги по передаче

Структура и порядок формирования цены в неценовых зонах для различных категорий потребителей

В неценовых зонах оптового рынка с 1 марта 2011 года определение цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую на розничных рынках конечным потребителям за исключением населения и приравненных к ним категорий потребителей, производится с помощью трансляции цен оптового рынка на розничные рынки.

Базовая часть - базовая часть цены трансляции

Отклонения - составляющая величина транслируемой стоимости электрической энергии на розничный рынок, обусловленная доведением до конечных потребителей стоимости отклонений объёмов фактического объёма потребления от договорного конечными потребителями

1 - плановое потребление электрической энергии ГП (ЭСК) на оптовом рынке

2 - фактическое потребление

Трансляция цены в неценовых зонах оптового рынка

На рисунке представлена формула, в соответствии с которой рассчитываются цены для конечных потребителей на розничном рынке.

Основу конечной цены на электрическую энергию для розничных потребителей в неценовых зонах составляет регулируемый тариф на электрическую энергию, устанавливаемый органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов)

На рисунке приведена структура цены на покупку электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу на розничном рынке

Анализ формул, представленных на рисунке:

S - стоимость фактического объема потребления электрической энергии потребителем (покупателем) на розничном рынке в неценовой зоне

V - фактический объём потребления электрической энергии розничным потребителем (покупателем)

T - тариф на электрическую энергию, устанавливаемый регулирующим органом субъекта РФ

I - удельная стоимость единицы электрической энергии, приобретаемой на оптовом рынке, в структуре регулируемого тарифа T

α - коэффициент альфа, отражающий изменение цены на оптовом рынке относительно индикативной цены, алгоритм его расчёта приведен на рисунке

β - коэффициент бета, отражающий влияние населения на формирование цены для прочих конечных потребителей

А - стоимость единицы (цена) электрической энергии, рассчитанная на основе принятых тарифно-балансовых решений и индикативных цен

B - стоимость единицы (цена) электрической энергии, определённая в объёме покупки на оптовом рынке

C - балансовый объём потребления электрической энергии

D - объём потребления населением и приравненным к нему категориями потребителей в соответствии с утверждённым сводным прогнозным балансом

Порядок расчёта объёма и стоимости отклонений фактически потребленной электрической энергии от запланированной

Порядок расчёта объема и стоимости отклонений фактически потребленной электрической энергии от запланированной регламентирован Правилами применения цен (тарифов) на розничных рынках на территориях, не объединённых в ценовые зоны оптового рынка, утверждёнными приказом ФСТ России от 30.11.2010 № 364-э/4.

Население и приравненные к нему категории потребителей отклонения не оплачивают.

1 - величина отклонения фактического потребления электрической энергии от планового

(Раздел подготовлен по материалам НП «Совет рынка»)

Основными участниками розничного рынка являются :

1) потребители электрической энергии;

2) гарантирующие поставщики;

3) независимые энергосбытовые организации;

4) энергоснабжающие организации (совмещают деятель­ность по купле-продаже электроэнергии с ее передачей);

5) электросетевые организации;

6) независимые производители-продавцы электроэнергии (не имеющие по уровню установленной мощности статус субъекта оптового рынка);

7) системный оператор и субъекты оперативно-диспетчер­ского управления в

технологически изолированных тер­риториальных энергосистемах;

8) администратор региональной торговой системы.

Следует подчеркнуть, что создание полноценного конкурент­ного розничного рынка основывается прежде всего на появле­нии многочисленных энергосбытовых компаний, конкурирую­щих между собой в условиях свободного выбора потребителем поставщика услуг по энергоснабжению. Причем интенсивность конкуренции на розничном рынке непосредственно влияет на эффективность функционирования оптового рынка и динамику цен на электроэнергию на этом рынке.

Рассмотрим наиболее важные особенности розничного рын­ка электроэнергии.

Гарантирующий поставщик. Обязан заключать догово­ры энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) в своей зоне деятельности с любым обратившимся к нему покупателем, а также с потребителями-гражданами (в том числе и по при­чине отказа в обслуживании энергосбытовой организацией). В общем случае зона деятельности гарантирующего поставщика (ГП) - территория субъекта Федерации.

Необходимость в данном субъекте рынка вызвана особенностя­ми переходного периода: относительно низкой платежеспособнос­тью некоторых групп потребителей и отсутствием эффективных независимых энергосбытовых компаний, способных обеспечивать надежность поставок электроэнергии на розничном рынке.

Статус ГП присваивается коммерческой организации по ито­гам открытого конкурса. Конкурсная комиссия оценивает заяв­ки участников, учитывая прежде всего такие показатели, как

Совокупная величина годового дохода, который желает получать участник;

Величина собственного капитала;

Плотность размещения подразделений на обслуживаемой территории.

Отметим, что временно (до проведения конкурса или в слу­чае невыявления победителя) функции ГП могут быть возложе­ны на территориальную сетевую организацию.

Гарантирующий поставщик приобретает электроэнергию на оптовом рынке и (или) на розничном у производителей-владель­цев генерирующего оборудования. Поставка электроэнергии по­требителям может осуществляться как по регулируемым, так и по свободным ценам. Но в отношении населения - только по регулируемым тарифам. Для этого ГП использует РДД на оптовом рынке. Сбытовая надбавка ГП всегда регулируется.

Энергосбытовые компании. Осуществляют поставку элек­троэнергии по нерегулируемым ценам, которые не должны пре­вышать предельные уровни, устанавливаемые федеральным регулятором.

Покупатели свободны в выборе поставщиков электроэнер­гии из числа энергосбытовых компаний (ЭСК); последние име­ют право отказа в обслуживании, если не заинтересованы в дан­ном клиенте.

Энергосбытовая организация покупает электроэнергию на оптовом рынке (в конкурентном или регулируемом секторе), если она соответствует статусу участника оптового рынка по установ­ленным критериям. В противном случае она может приобрести необходимые объемы по двусторонним договорам с другими энергосбытовыми компаниями либо у гарантирующего постав­щика, а также на организованных торгах на розничном рынке.

Энергосбытовые компании (так же, как и ГП) несут перед по­купателями ответственность за надежное и бесперебойное обе­спечение их электроэнергией. В частности, на них возлагается ответственность за действия системного оператора, сетевых ор­ганизаций, производителей электроэнергии, явившиеся причи­ной полного или частичного ограничения режима потребления (за исключением особо регламентированных случаев). При этом энергосбытовая организация вправе требовать привлечения ука­занных субъектов к урегулированию споров и подавать иск по возмещению нанесенного потребителю ущерба.

У энергосбытовой компании по сравнению с бывшими сбы­товыми подразделениями АО-энерго появляются следую­щие новые функции:

Анализ и прогнозирование ежесуточного потребления;

Закупка энергии на оптовом рынке;

Ценообразование;

Маркетинг, дополнительные услуги;

Казначейское исполнение, финансовое управление, пла­нирование сбытовой деятельности, бухгалтерский учет, юридическое обеспечение.

Управление ЭСК разделено в соответствии с видами испол­няемых бизнес-процессов на следующие блоки:

Экономики и управления (управляющие бизнес-процессы);

Сбыта (часть базовых бизнес-процессов, связанных с реа­лизацией энергии);

Закупок и технологии (часть базовых бизнес-процессов, связанных с приобретением энергии);

Общехозяйственный (обеспечивающий бизнес-процессы).

Наряду с созданием ЭСК, выделенных из структуры АО-энерго, предполагается появление на розничных рынках мно­гочисленных независимых ЭСК, исторически не связанных с электрическими сетями. Таким образом, будет формироваться конкурентная среда; при этом сбытовые надбавки («цены по­ставок») выводятся из сферы регулирования. Теоретически ЭСК может одновременно действовать в любом регионе и об­служивать неограниченное количество потребителей, получив лицензию на торговую деятельность.

Для осуществления своей деятельности ЭСК придется заклю­чать многосторонние контракты различных типов. Они должны также иметь право команды на отключение сетевой компанией потребителей при злостных нарушениях ими платежной дисци­плины и иных договорных обязательств.

Надо предвидеть и обратную сторону жесткой конкуренции: слияние и поглощение небольших ЭСК. Ведь крупные органи­зации имеют более низкие удельные издержки и большие воз­можности заключения выгодных (двусторонних) контрактов на оптовом рынке. Отсюда следует, что потребуется специаль­ное государственное регулирование потребительских рынков, направленное на поддержание общественно необходимой кон­курентной среды в сфере торговли электроэнергией.

Многоаспектная деятельность по поиску наиболее эффектив­ных производителей, большие объемы работы с потребителями, современные требования к технической оснащенности бизнеса существенно повышают средние издержки независимых ЭСК. В итоге это приведет к увеличению сбытовой компоненты в по­требительских тарифах, по крайней мере, на начальной стадии либерализации розничных энергетических рынков.

Услуги по передаче электрической энергии. Предоставля­ются электросетевыми компаниями на основании договоров, за­ключаемых потребителями, самостоятельно или в их интересах ГП и энергосбытовыми организациями.

В результате реструктуризации электросетевого комплекса образуются региональные распределительные компании (РК), обеспечивающие передачу электроэнергии конечным потре­бителям на напряжениях от 0,4 кВ до 110 кВ. Основными их функциями являются:

Строительство, эксплуатация, обслуживание сетей общего
пользования;

Подключение к сети потребителей;

Определение совместно с потребителями взаимных требо­ваний по надежности и качеству поставок электроэнергии и их соблюдение; оперативное взаимодействие с потреби­телями в этой части;

Оперативное управление распределительной сетью;

Сведение фактического баланса электроэнергии и участие в формировании плановых балансов; контроль за потеря­ми электроэнергии в сетях;

Отключение неплатежеспособных потребителей по запро­су сбытовой компании или генерирующего поставщика;

Функции по учету (могут выполняться специально созда­ваемым оператором коммерческого учета).

При осуществлении своих функций и ведении бизнеса РК вступает в разнообразные договорные и финансовые взаимоот­ношения с различными субъектами розничного и оптового рын­ков электроэнергии (рис. 1.11) , среди которых

Потребители электроэнергии;

Энергосбытовые компании (ЭСК);

Производители энергии (генераторы), подключенные к се­тям РК;

Федеральная сетевая компания (ФСК) и ее подразделе­ния;

Системный оператор оптового рынка (СО);

Администратор торговой системы оптового рынка (АТС).

Рис. 1. 11 Договорно-финансовая модель внешних отношений распределительной компании

Бизнес РК подразделяется на два вида: регулируемый и нере­гулируемый. Первый связан с выполнением РК своих основных естественно-монопольных функций; второй - с конкурентными функциями, осуществляемыми на рынках соответствующих услуг. Для этого из структуры РК выделяются сервисные бизнес-струк­туры, специализирующиеся на определенных видах деятельности. Примерная структура бизнеса РК приведена в табл. 1.3.

Таблица 1.3. Структура бизнеса электросетевой компании

Цены на услуги РК регулируются соответствующими орга­нами. В частности, это относится к тарифу на присоединение к сети, тарифу на распределение электроэнергии, стоимости отключения потребителей и платы за услуги по учету электро­энергии (в отсутствие специализированного оператора коммер­ческого учета).

Тариф на распределение устанавливается регулятором в общем случае с учетом производственных затрат РК, затрат на компенсацию нормативных потерь, затрат на диспетчирование, инвестиций в развитие региональных сетей (городских, район­ных) и нормативной прибыли от регулируемой деятельности. Другие доходы РК может иметь от нерегулируемых бизнесов (сервисных компаний) и штрафов и компенсаций за выявлен­ные коммерческие потери. Размер платы зависит от уровня пи­тающего напряжения, требуемого для данного потребителя.

Сетевые компании несут ответственность за потери элек­троэнергии в сетях. Сверхнормативные потери они должны оплатить за счет своих средств. В то же время РК имеет право контролировать электропотребление в своих сетях, предъявляя требования к приборам учета потребителей, инспектируя их по­казания, выставляя санкции потребителям и ЭСК.

Производители и потребители электроэнергии. Произ­водители, не получившие по критериям мощности или другим условиям статус участника оптового рынка, будут продавать электроэнергию (мощность) в розничном рынке только гаран­тирующему поставщику, в границах зоны деятельности которо­го они расположены, по регулируемым тарифам.

Потребители на розничном рынке, имеющие в собственно­сти генерирующее оборудование, имеют право продавать из­лишки электроэнергии собственной выработки на условиях, установленных для производителей, не являющихся участника­ми оптового рынка.

Торговля по нерегулируемым ценам. Купля-продажа элек­троэнергии по нерегулируемым (свободным) ценам на рознич­ном рынке может осуществляться ГП, энергосбытовыми компа­ниями и потребителями по двусторонним договорам, а также на организованных торгах.

Организованные торги проводит администратор региональ­ной торговой системы; торги осуществляются в зоне деятель­ности ГП.

Участниками торгов, кроме ГП, энергосбытовых компаний и потребителей, могут быть производители-продавцы как име­ющие статус участника оптового рынка, так и не являющиеся таковым.

По итогам торгов заключаются договоры, одной из сторон которых выступает ГП. Объемы и цены в указанных договорах должны соответствовать показателям, установленным по ре­зультатам торгов.

Таким образом, потребитель на розничном рынке может вы­бирать между приобретением электроэнергии по нерегулируе­мым ценам через ГП, участием в организованных торгах и (или) заключением договоров с энергосбытовыми компаниями.

Из первой главы можно сделать некоторые выводы:

1. общая для всех стратегия реформ заключается в либерализации электроэнергетических рынков: переходе от закрытого монопольного рынка к открытому, конкурентному рынку энергии и мощности;

2. при либерализации электроэнергетических рынков и формировании конкурентной среды первостепенной значение имеет учет фактора надежности энергоснабжения (проведение своевременных и качественных ремонтов оборудования);

3. в новой Российской модели рынка электроэнергетики возрастает функционирование рынка, также возрастает количество его участников, которые взаимодействуют на основании многосторонних контрактов.

4. обязательное присутствие регулирующих и антимонопольных органов, ведущих регулярный мониторинг конкурентных