В пятницу, 20 октября 2000 года (7 октября по старому стилю), на память мучеников Сергия и Вакха, то есть в день тезоименитства Преподобного Сергия Радонежского, преставился ко Господу Преосвященнейший Сергий, епископ Новосибирский и Бердский.

Скончался Владыка Сергий после завершения полного рабочего дня, возвратившись из Епархиального управления в свою загородную резиденцию. Все окружавшие Владыку люди видели, как резко пошатнулось его здоровье после трагической кончины его брата - протоиерея Феодора Соколова († 21 февраля 2000 года), знали, что Владыка болел и летом принимал лечение, но весть о кончине его была внезапной для всей его новосибирской паствы.

Епископ Сергий управлял Новосибирской епархией почти пять лет - с декабря 1995 года. Он сразу полюбил Сибирь, всего себя отдавал на служение Церкви Божией, очень многое успел сделать для православного просвещения Новосибирска и области. Владыка не раз говорил, что готов остаться на Сибирской земле до конца своих дней... Весной 2000 года, предчувствуя, что скоро окончится его земное странствование, епископ Сергий написал завещание, в котором указал и место своего погребения - у алтаря Преображенского храма в городе Бердске.

Будущий архипастырь родился 14 июля 1951 года в Москве, в семье священника, и при Святом Крещении был назван Серафимом - в честь преподобного Серафима Саровского.

Отец его, протоиерей Владимир Соколов, служил в храмах Москвы и Подмосковья. Скончался он в 1995 году, будучи почетным настоятелем московской церкви святых Адриана и Наталии.

Мать Владыки Наталья Николаевна - дочь известного русского духовного писателя Николая Евграфовича Пестова, художница, иконописец, автор глубоко назидательной книги "Под кровом Всевышнего", изданной по благословению Владыки Сергия в Новосибирске в 1998 году.

Братья и сестры Владыки Сергия, так же, как и он, посвятили себя служению Церкви Христовой. "Благодаря маме, - писал Владыка Сергий, - все мы были воспитаны в духе церковности и получили прекрасное образование, в основном музыкальное".

Еще будучи дошкольником, Серафим Соколов принимал участие в совершении церковных служб и мальчиком уже мечтал о монашестве. По завершении обучения в средней общеобразовательной школе он с отличием окончил в 1970 году струнное отделение музыкального училища им. Ипполитова-Иванова в Москве.

Но перспектива занятий концертной деятельностью не привлекала его сердце, и он решил, отдав свой воинский долг, пойти на служение в Церковь Божию. После армии Серафим Владимирович Соколов был готов на любое самое скромное церковное послушание при храме Божием, но Господь Своим Промыслом направил его на иподиаконское служение в Богоявленском патриаршем соборе в Москве.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен сразу выделил его среди других церковнослужителей и на долгие годы будущий Новосибирский архипастырь стал старшим иподиаконом Святейшего Патриарха. С января 1973 года по апрель 1989 года он исполнял послушание иподиакона Богоявленского Патриаршего собора.

Благодаря решительной поддержке Святейшего Патриарха ему удалось в 1973 году поступить в Московскую Духовную семинарию, что для него, как для москвича и юноши из известной московской священнической семьи, было по тем временам делом сверхтрудным. По негласному указанию контролировавших Духовные школы соответствующих "органов" он тогда не имел никаких шансов быть зачисленным в Московскую Духовную семинарию.

Окончив МДС, Серафим Соколов продолжил богословское образование в Московской Духовной академии. В 1980 году он окончил высшую Духовную школу со степенью кандидата богословия за диссертацию по кафедре нравственного богословия "Евангельское учение о Царствии Божием. Его значение для нравственной жизни христианина".

По окончании Духовной академии он был оставлен при ней профессорским стипендиатом на кафедре византологии. Его стипендиатский отчет назывался "Константинопольская Церковь накануне Крещения Руси". С 1981 года он преподавал катехизис, а с 1982 года - Священное Писание Ветхого Завета в Московской Духовной семинарии.

Проходя иподиаконское послушание в Патриаршем соборе и обучаясь в Духовных школах, Серафим Соколов не оставлял своей детской мечты о монашестве. В декабре 1976 года он присоединяется к братству Троице-Сергиевой Лавры и обитель Преподобного Сергия становится его домом. 10 мая 1977 года наместником Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) он был пострижен в монашество с именем Сергий в честь Преподобного Сергия Радонежского, которому он вверил свой дальнейший духовный путь.

14 мая 1977 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен рукоположил монаха Сергия во иеродиакона. Впоследствии Владыка Сергий так вспоминал об этом периоде своей жизни: "В годы учебы мне Промыслом Божиим суждено было стать ближайшим помощником Святейшего Патриарха Пимена: сначала помогать ему на богослужении, а потом, после принятия монашеского пострига и перехода на жительство в Троице-Сергиеву Лавру, сочетать учение, а позже учительство, с послушанием келейника Патриарха. Те 17 лет, что я провел в непосредственной близости со Святейшим Патриархом, конечно же невозможно описать на нескольких страницах, скажу лишь, что передо мной открылся особый срез жизни не только самого Первоиерарха нашей Церкви, но и нашего общества тех лет".

Находясь на таком исключительно ответственном церковном послушании, иеродиакон Сергий видел и остро чувствовал всю сложность церковно-государственных отношений того периода, когда Русская Православная Церковь в условиях антирелигиозной государственной политики не могла свободно осуществлять свою миссию. Только вера и молитва помогали церковным людям достигать духовной свободы при несвободе внешней церковной жизнедеятельности. Никто из людей со стороны не ведал, насколько труден крестный путь Святейшего Патриарха, потому никто не знает, насколько драгоценным для всей Русской Церкви того времени было преданное служение Первосвятителю его ближайшего помощника. Иеродиакон Сергий как ангел-хранитель Святейшего до самой кончины служил ему, и чем слабее здоровьем становился Святейший Владыка, тем труднее и ответственнее было послушание его келейника.

Скончался Святейший Патриарх Пимен 3 мая 1990 года на руках своего преданного келейника и сподвижника, который в то время уже был в сане игумена: 9 апреля 1989 года иеродиакон Сергий был рукоположен во иеромонаха и возведен в сан игумена архиепископом Зарайским Алексием.

К Пасхе 1990 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием игумен Сергий был возведен в сан архимандрита. После кончины Святейшего Патриарха Пимена архимандрит Сергий был определен на ответственный пост инспектора Московской Духовной академии и стал читать лекции по гомилетике. Церковно-педагогическая деятельность архимандрита Сергия продолжалась почти до конца 1995 года, до возведения его в сан епископа Новосибирского и Бердского. Возглавляя Культурно-воспитательную комиссию Академии, инспектор Академии архимандрит Сергий не только заботился о дисциплинарной стороне жизнедеятельности Московских Духовных школ. На нем также лежало множество обязанностей по приему различных делегаций и высокопоставленных гостей Академии, по организации праздничных мероприятий, концертов, поездок, по подготовке воспитанников к миссионерской и педагогической деятельности. Множество выпускников Московских Духовных школ помнят отеческую заботу инспектора и его мудрое душепопечительство.

В 1991 году архимандрит Сергий участвовал в перенесении мощей Преподобного Серафима Саровского. В 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия он привез Благодатный огонь от Гроба Господня в Москву. В 1994 году участвовал в обретении мощей святителя Филарета (Дроздова).

6 октября 1995 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви инспектору Московской Духовной академии архимандриту Сергию Соколову было определено стать епископом Новосибирским и Бердским. Такой титул управляющий Новосибирской епархии получил после выделения из Новосибирской других епархий. Владыка Сергий стал первым Новосибирским Преосвященным с титулом "Новосибирский и Бердский".

Хиротония архимандрита Сергия во епископа Новосибирского и Бердского состоялась в Москве 10 декабря 1995 года, в день празднования в честь иконы Божией Матери "Знамение". С первых же дней своего служения на Новосибирской кафедре Владыка Сергий явил себя добрым и ревностным архипастырем Церкви Божией. Было очевидно, что, подражая Пастыреначальнику Иисусу Христу, он приехал в далекую от Москвы Сибирь не для того, чтобы ему служили, но чтобы послужить (Мф. 20, 28) и отдать душу свою за паству. Епархия помнит его проникновенные евангельские проповеди, но не помнит ни одного личного торжества, например, по случаю дней тезоименитства, в которые он, по-видимому, не случайно оказывался в Москве или в Троице-Сергиевой Лавре. За неполные пять лет его правления Новосибирской епархией увеличилось число приходов, открыто пять новых монастырей, утвердился Новосибирский Православный Богословский институт, где Владыка до конца 1999/2000 учебного года регулярно читал лекции по Священному Писанию Ветхого Завета.

Под благодатным окормлением Владыки Сергия Новосибирская епархия в 1999 году торжественно отметила свое 75-летие. К юбилею были организованы выставка в областном краеведческом музее, большой концерт духовной музыки для жителей Новосибирска во Дворце культуры железнодорожников и ряд других праздничных мероприятий.

Теплой заботой Владыки Сергия были окружены две православные гимназии Новосибирска - во имя Преподобного Сергия Радонежского и во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Владыка благословлял начало учебного года, приезжал на выпускные акты, проводил беседы с учащими и учащимися. По его ходатайству в 1999 году областная администрация передала Новосибирской епархии загородный детский лагерь, который после ремонта и освящения получил наименование "Радонеж". Теперь в нем каждое лето могут отдыхать и молиться дети, о которых так много и искренне заботился почивший архипастырь.

При непосредственном участии Владыки Сергия продолжались начавшиеся в Новосибирской епархии еще при его предшественнике Владыке Тихоне миссионерские поездки на поезде по районным центрам и другим населенным пунктам Новосибирской области. По его благословению совершались миссионерские поездки на корабле по Оби.

Владыка Сергий был участником I и II миссионерских съездов - в Белгороде в 1996 году и в Москве в 1999 году. На съездах он делал доклады о миссионерской деятельности в окормляемой им епархии, а также руководил работой секций и "круглых столов" по практической миссионерской деятельности.

Последние два года Владыка Сергий принимал участие в Международных Рождественских образовательных чтениях в Москве, там он не только делал доклады на пленарных заседаниях, но и руководил работой секций, посвященных науке и апологетике.

В Новосибирске по благословению Владыки Сергия с 1999 года стали проводиться местные Рождественские образовательные чтения. В настоящее время готовятся уже III Рождественские чтения. Большое внимание Владыка Сергий уделял церковно-издательской деятельности. По его благословению начал выходить в свет "Новосибирский Епархиальный вестник". Целый ряд миссионерских изданий по его благословению осуществило издательство православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского.

Здесь же вышли в свет несколько книг, составителем которых был сам Владыка Сергий. Эти книги - воспоминания его матери и других дорогих ему людей ("Под кровом Всевышнего", "От внешнего к внутреннему") стали назидательным духовным чтением для многих православных читателей России и зарубежья.

А для немалого числа воцерковляющихся читателей эти книги стали настоящим введением в церковную жизнь. За несколько дней до кончины Владыки в Епархиальное управление был доставлен тираж последней книги из этой серии - "Серафимово благословение". В 1999 году в издательстве "Новониколаевск" вышла книга Владыки Сергия "Правдой будет сказать", имеющая автобиографический характер.

Епископ Сергий многократно совершал паломничества по святым местам. Во время этих поездок всегда духовно укреплялся сам и возвращался к своей пастве с радостью и благословением от этих святых мест.

Епархиальные советы и собрания Владыка проводил всегда назидательно. Первейшей его заботой как архипастыря было водворение мира в приходах, среди самого духовенства, а также забота о благотворительной и духовно-просветительной деятельности всех подведомственных ему церковных структур. Будучи человеком церковным с первых дней своей жизни, прекрасно знающим церковно-общественную жизнь, Владыка Сергий по-христиански терпеливо переносил неоднократные нападки и публичную клевету в средствах массовой информации со стороны тех, кто недавно сам пришел в церковную ограду и дерзко "обличал" своего архипастыря в "экуменизме" или неправославии. Кротостью и смирением Владыка Сергий обличал имущих ревность не по разуму и разрушающих церковный мир известных по имени и анонимных "православных сибиряков".

На протяжении всех лет управления епархией под постоянным наблюдением Владыки Сергия проводилась большая благотворительная работа в сестричествах, с военнослужащими, в местах лишения свободы. Архипастырь любил посещать часовни в больницах, служил в церкви, расположенной в Новосибирском Военном институте Внутренних войск МВД России, и в церкви у заключенных. За церковные заслуги епископ Сергий был награжден тремя Патриаршими грамотами, а также орденами Русской Православной Церкви: равноапостольного князя Владимира II и III степени и Преподобного Сергия Радонежского II и III степени. К своим наградам почивший архипастырь относился с подлинно христианским смирением.

Владыка Сергий принимал самое активное участие в общественной жизни Новосибирска и области. Его добрый, умиротворяющий голос звучал со всех крупных трибун Новосибирска. И везде и всегда он ясно и доступно свидетельствовал о Боге, о Церкви, о правде Божией, о цели и смысле жизни человека.

Его выступления в общественных собраниях, в высших учебных заведениях, в педагогических аудиториях были настолько глубокими и откровенными, что даже любители критических вопросов и замечаний в адрес Церкви не решались выступать в его присутствии. Своими простыми, но глубоко духовными выступлениями Владыка Сергий как бы заранее снимал "острые" вопросы и переводил общение с аудиторией в такую плоскость, что неблагожелательно настроенный к Церкви совопросник мог только поставить себя в неловкое положение.

Владыка Сергий имел необыкновенный дар духовного общения, и этот дар для многих стал явным благодаря телевизионной передаче "Зеркало". Несколько раз в году, в великие церковные праздники и по случаю знаменательных событий в церковной жизни епархии, Владыка Сергий принимал участие в этой длящейся более часа передаче по областному телевидению. Во время передачи не только показывались сюжеты из церковной жизни, фрагменты богослужений, но и происходило живое общение епископа Новосибирского и Бердского со своей паствой.

Передача проходила в "живом эфире", и телезрители могли передать по телефону Владыке свои вопросы. Во время этих интересных и удивительно теплых передач многие люди смогли получить ясные ответы на свои вопросы. Передачи с участием Владыки Сергия стали для людей наиболее доступной формой миссионерского служения Церкви. Жизнерадостным и всегда уповающим на милость Божию запомнился Владыка Сергий телезрителям Новосибирска и области.

За свою общественную деятельность Владыка Сергий был награжден областным руководством двумя Почетными грамотами. Первой - "за особый вклад в духовно-нравственное воспитание населения, активное участие в решении социальных проблем" в связи с празднованием 60-летия Новосибирской области, а второй - "за большой личный вклад в укрепление духовности и нравственности в обществе, за активную социально-благотворительную и миротворческую деятельность" в связи с 75-летием Новосибирской епархии.

Труды Владыки были отмечены и мэрией Новосибирска - в 1999 году он был награжден грамотой мэрии "за большой вклад в духовное просвещение новосибирцев и в связи с празднованием 75-летия Новосибирской епархии". Кроме того, Владыка Сергий был награжден Почетным знаком "За отличие в службе" Внутренних войск МВД России I и II степеней.

Но выше всех наград для почившего архипастыря была любовь и тяга людей к Церкви, которой он ревностно служил до самого последнего своего вздоха. Его пасхальные и рождественские архипастырские послания были пронизаны светлой верой в помощь Божию и твердой надеждой на Вечную жизнь с Богом. На земные проблемы и нестроения он всегда находил духовный ответ. Непреходящим утешением для почившего архипастыря было совершение Божественной литургии. Одним из любимых выражений Владыки Сергия было библейское: От Господа это было! Самого себя и всю жизнь вокруг себя он по-христиански вверял Всеблагому Промыслу Божию.

С крепчайшей верой в Промысл Божий Владыка Сергий встретил и страшную весть о трагической кончине в автомобильной катастрофе своего брата - протоиерея Феодора. Окружавшим его ни словом, ни движением Владыка Сергий не выдавал своей скорби, а все силы отдавал молитве за усопшего брата и заботе о племянниках. Но телесный состав, по-видимому, не выдержал столь сильного потрясения: здоровье Владыки резко ухудшилось. Не привыкший заботиться о своем здоровье, Владыка Сергий не отвергал лечения и даже прошел курс общеукрепляющей терапии. Однако сердце его чувствовало, что Господь может вскоре призвать его в Свое Небесное Царство.

В четверг Светлой седмицы, 4 мая 2000 года, епископ Новосибирский и Бердский Сергий написал завещание, в котором вручил себя святой воле Божией, у всех испросил прощения и определил место своего погребения. Завещание заканчивается словами: "У всех прошу прощения и молитв. Помните, что в смерти нет трагедии! Ее победил наш Спаситель и Господь! Верьте каждому Его слову! Впереди у всех нас вечная, радостная Пасха! Христос воскресе! Воистину воскресе!"

Последние полгода своей земной жизни епископ Сергий являлся временным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. Как член Синода он принимал участие в Юбилейном Архиерейском Соборе и во всех торжествах, проходивших в августе нынешнего года в Москве по случаю празднования 2000-летия Рождества Христова. Свои впечатления о Юбилейном Архиерейском Соборе он опубликовал в 8 (20) выпуске "Новосибирского Епархиального вестника". Несколько ранее, в 3 (15) выпуске епархиальной газеты, Владыка поместил замечательную статью под заглавием "Христианину нечего бояться", в которой убеждал свою паству не поддаваться ложным эсхатологическим настроениям и смутам.

Через 169 дней после написания завещания Владыка Сергий предал свой дух Воскресшему Христу.

Страшная весть о скоропостижной кончине Владыки моментально облетела епархию. Перед отпеванием, которое совершилось в понедельник 23 октября в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска, временно управляющий Новосибирской епархией епископ Томский и Асиновский Ростислав огласил соболезнование, присланное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. В отпевании также принял участие епископ Барнаульский и Алтайский Антоний.

На погребение Владыки Сергия помимо многочисленного духовенства Новосибирской епархии прибыли насельники и насельницы монастырей епархии, священнослужители из других сибирских епархий. Среди молившихся у гроба Владыки были и самые близкие ему люди - его мама Наталья Николаевна, брат протоиерей Николай Соколов, сестры, племянники и другие родственники, прибывшие из Москвы.

Проститься с Владыкой Сергием пришли губернатор Новосибирской области В. А. Толоконский, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Н. И. Решетняк, мэр Новосибирска В. Ф. Городецкий и другие представители администрации области и города. В тот день в кафедральный собор пришли также руководители и сотрудники многочисленных организаций и учебных заведений города - все, кто знал и любил Владыку Сергия и кто получал от него духовную поддержку.

После отпевания гроб с телом почившего архипастыря был перевезен в город Бердск, где Владыка и завещал похоронить его. Погребли Владыку около алтарной части Преображенского кафедрального храма в Бердске, рядом с могилой приснопамятного архимандрита Макария (Реморова, † 1998).

Средства массовой информации Новосибирска поместили теплые и искренние соболезнования Новосибирской епархии и родным Владыки Сергия. Молитвы о почившем архипастыре возносятся по всем храмам и монастырям Новосибирской епархии.

28 октября, на Димитриевскую родительскую субботу, исполнилось девять дней со дня кончины приснопамятного Сергия, епископа Новосибирского и Бердского, нашего блаженнопочившего святителя. На Литургию в Преображенский храм Бердска в этот поминальный день прибыли священнослужители и миряне-богомольцы из разных храмов, а также работники Епархиального управления, чтобы в этот день помолиться у могилы Владыки.

Сороковой день по кончине епископа Сергия приходится на престольный праздник Крестового храма Новосибирского Епархиального управления - 28 ноября, первый день Рождественского поста, когда совершается церковное празднование в честь Купятицкой иконы Божией Матери.

Трудно пока еще свыкнуться с мыслью, что наш дорогой Владыка Сергий уже преставился к жизни бесконечной. Нам же он завещал хранить мир и пасхальную радость. Блажени мертвии, умирающии о Господе от ныне. Ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих: дела бо их ходят в след с ними (Откр. 14, 13). Вечная память Владыке Сергию!

Протоиерей Борис ПИВОВАРОВ (ЖМП 12 2000, печатается с разрешения автора).

Архиепископ Сергий (Гришин)

Архиепископ Сергий родился 12 февраля 1889 года в селе Шемозеро Олонецкой губернии, в простой крестьянской семье. В святом крещении был наречен Алексеем. С раннего детства Алексей воспитывался в простоте и чистоте христианской веры. Еще ребенком он всей душой почувствовал благодатную красоту храма Божия и церковного богослужения. В храме Алексей начал свою сознательную жизнь: под руководством престарелого священника он учился читать и писать. Первый его духовный руководитель укреплял веру мальчика, приближая его к Церкви, поощряя пытливый ум к познанию Бога. Чуткий священник понимал, что способности Алексея требуют богословского образования, и благословил его на учебу в Духовное училище. К этому времени у Алексея скончался отец, и он лишился материального обеспечения. Пешком, почти без денег юноша отправился в Петрозаводск. Чтобы прожить, он взялся за тяжелую работу, но, благодаря помощи добрых людей, был вскоре все-таки устроен в Духовное училище, а затем и в Духовную семинарию, проявив себя способнейшим из учеников.

По окончании Духовной семинарии 22-летний Алексей Гришин, как наиболее одаренный и трудолюбивый ученик, был направлен для продолжения образования в С.-Петербургскую духовную академию, на государственное содержание. На третьем курсе обучения в академии сбылась давняя мечта Алексея — принять монашество. Его постригли в стенах Александро-Невской Лавры с наречением имени Сергий. 6 мая 1914 года он был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1915 году, когда завершилось его обучение, иеромонах Сергий решением начальства был отправлен полковым священником на германский фронт.

Отец Сергий более двух лет находился на передовых позициях, где перед лицом смерти пламенными проповедями зажигал патриотизм в сердцах русских воинов. Много трудностей и опасностей пришлось пережить молодому иеромонаху за эти два года, но Господь хранил своего будущего святителя. По окончании войны, уже в смутное и тяжелое время, в 1917 году, решением Святейшего Синода иеромонах Сергий был поставлен настоятелем Боровского Пафнутьевского монастыря, в котором и настоятельствовал, имея сан игумена, до 1925 года. По отзыву одного из старцев, игумен Сергий был для своих подчиненных любящим отцом, стараясь входить в положение каждого пасомого, сострадать ему в скорбях, окружать любовью и заботой. Вместе с этим игумен Сергий проявил себя и прекрасным администратором, и горячим молитвенником. Он непрестанно до конца своей жизни пламенно молился Господу о своей пастве и о своих духовных чадах. Он зорко следил за духовной жизнью паствы, глубоко скорбел об ее духовных болезнях, но никогда не осуждал грешника. Его личная жизнь была неотделима от жизни братии монастыря, и можно с уверенностью сказать, что игумен Сергий выполнил слова Апостола: «Быть всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых». Таким же добрым пастырем он оставался и в других местах своего служения.

23 апреля 1927 года, в день памяти св. Георгия Победоносца, в Москве в Кафедральном соборе состоялась торжественная хиротония игумена Сергия во епископа Серпуховского, с назначением на должность управляющего делами Святейшего Синода. Будучи епископом Серпуховским, Владыка Сергий управлял Московской епархией и являлся ближайшим помощником Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия. Надо отметить, что епископ Сергий был на протяжении всей своей жизни глубоко предан Блаженнейшему Митрополиту Сергию (Страгородскому). Их знакомство состоялось еще в Петербургской духовной академии, где Сергию (Гришину) выпало счастье иметь среди своих ректоров и будущего Святейшего Патриарха Сергия.

С 3 апреля 1928 года Сергий (Гришин) возглавил Олонецкую епархию с титулом епископа Олонецкого и Петрозаводского, но уже через месяц был назначен епископом Полтавским. 9 апреля 1932 года он, решением Патриаршего Синода, определен управлять Киевской епархией, где на его долю выпала огромная администраторская работа. С утра до позднего вечера Владыка Сергий занимался епархиальными делами, но, несмотря на это, по нескольку раз в неделю совершал богослужения в храмах. И здесь он никогда не отрывался от паствы, входил в ее нужды, откликался сердцем на все ее скорби и радости.

26 июня 1934 года архиепископ Сергий переведен в Харьков и в том же году удостоен права ношения бриллиантового креста на клобуке. С 23 октября 1934 года он понес послушание архиепископа Вышгородского. Паства украинских епархий глубоко ценила сердечное и внимательное отношение к ней Владыки Сергия.

5 февраля 1935 года архиепископа Сергия назначили на древнюю Владимирскую кафедру, куда он прибыл с несколькими священниками из Киевской епархии и со своим келейником Анастасием (Оболенским), который в 1930 году уже подвергался аресту Полтавским райотделом ОГПУ. Архиепископ Сергий служил в храме святого Никиты Мученика (тогда это был Кафедральный собор). В одну ночь все они, и Владыка Сергий, и его келейник Анастасий (Оболенский), киевское духовенство, епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии Афанасий (Сахаров), епископ Филипп (Гумилевский), епископ Ювеналий (Машковский), были арестованы. С 18 мая 1936 года архиепископ Сергий находился в заключении в лагере Псковского округа Ленинградской области, где работал конюхом. В 1941 году архиепископ Сергий был освобожден и назначен архиепископом Можайским, управляющим Московской епархией. Но началась Великая Отечественная война, и Владыка Сергий разделил с первосвятителем Русской Церкви Митрополитом Сергием (Страгородским) несколько месяцев жизни в эвакуации, в городе Ульяновске, куда была временно переведена Московская Патриархия. Там же, в 1942 году, Сергий (Гришин) получил назначение в Горьковскую епархию с титулом архиепископа Горьковского и Арзамасского.

Здесь необходимо дать хотя бы краткую справку о том, что представляла собой Горьковская епархия на этот момент времени. Из документов Государственного архива Нижегородской области (ГАНО) видно, что перед началом Великой Отечественной войны Горьковская епархия была близка к уничтожению. Почти все храмы были закрыты или уже не существовали. Немногие уцелевшие после жестоких репрессий, оставшиеся на свободе священники, уйдя в заштат, продолжали лишь тайком совершать богослужения и требы.

В 1943 году было подсчитано, что из 1126 церковных зданий епархии 892 использовались под клубы, школы и склады, а 228 просто разрушались, пустуя. (Всего по стране к началу войны было закрыто 8000 церквей. — Прим. Ред.).

Чудо перелома безнадежной, казалось бы, ситуации совершила, как это ни странно звучит, новая трагедия — война, заставившая советское правительство принять духовную, моральную и материальную помощь от разоренной, но не сломленной Русской Православной Церкви, носительницы и хранительницы идеи русского патриотизма и защиты Отечества как дела первостепенного, святого и праведного.

Перед лицом могущественного врага советское государство вынуждено было стать более лояльным к Церкви. Почувствовали перемену в отношении к себе и верующие Горьковской епархии, где именно в военные годы разрешили открывать храмы (тогда как буквально накануне войны, 8 мая 1941 года, в самом городе Горьком была закрыта последняя (!) из действующих церквей — в поселке Высоково)…

По всей стране служились молебны о даровании победы нашим воинам. Русская Православная Церковь утверждала народ в вере и надежде на помощь Божию, утешала скорбящих. Ежедневно за богослужениями возносилась молитва: «О еже подати силу неослабну, непреобориму и непобедительну, крепость же и мужество с храбростью воинству нашему на сокрушение и врагов и супостатов…» Во всех приходах страны был организован сбор пожертвований (денежными средствами и ценными предметами) на нужды обороны и помощь семьям защитников Отечества. На деньги прихожан храмов были сооружены танковая колонна имени Димитрия Донского и эскадрилья самолетов имени Александра Невского.

Горьковчане сделали очень большие пожертвования — 9 234 000 рублей. В первые же месяцы войны от одной только Троицкой Высоковской церкви города (а она вновь открылась 10 августа 1941 года) в Фонд обороны страны было внесено более миллиона рублей. На извещении об этом Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий (Страгородский) написал: «Браво, Нижний Новгород. Не посрамили Мининскую память. Бог всех вас да благословит». (Кстати, на момент проведения 24 августа 1942 года епархиального собрания, где на повестке стоял вопрос об увеличении отчислений из церковной кассы в Фонд обороны, от Высоковской церкви, по данным ГАНО, поступило на нужды войны уже 6 миллионов рублей).

В 1942 году городская Троицкая Высоковская церковь была еще единственной действующей не только в Горьком, но и на окрестные три района: число ее прихожан превышало 5 тысяч человек. Еще один храм на окраине города был близок к открытию: 14 апреля 1943 года горисполком предоставил церковь в пос. Карповка «для молитвенных нужд» создавшейся общине. Был назначен священник, который, не получив регистрации, отслужил три службы в возвращенной церкви. Но в ночь с 13 на 14 июня начался налет гитлеровской авиации: пять человек из двадцатки общины погибло, пострадало здание. (Церковь была отремонтирована и открылась 19 июля 1944 года). В августе 1943 года была открыта церковь в слободе Печеры Ждановского района города Горького. Поток писем в облисполком от верующих с просьбами об открытии других храмов не прекращался…

Возглавив Горьковскую кафедру в дни Великой Отечественной войны, архиепископ Сергий (Гришин) вложил много труда в дело помощи фронту и обороны государства. Вклад епархии был настолько солидным, что Сталин счел необходимым направить в адрес горьковской общины и лично архиерею письмо:

«Г. Горький. Архиепископу Горьковскому и Арзамасскому Сергию, председателю православной общины Высокову, зам. председателя общины Грибкову, члену общины Ляминой. Прошу передать православному русскому духовенству и верующим г. Горького, собравшим, кроме ранее внесенных 3 млн. рублей в Фонд обороны СССР, дополнительно 500 тыс. рублей на постройку авиаэскадрильи им. Александра Невского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии».

За непрестанными церковными службами в Высоковском храме Владыка Сергий призывал вверенную ему паству следовать примеру нижегородского патриота Минина и отдать все силы на борьбу с вероломным врагом Отечества и православной веры, с оружием в руках отстаивая честь, независимость и свободу нашей Родины. Патриотические воззвания и статьи Преосвященного архиепископа Сергия были также опубликованы в печати. Он принял активное участие в создании в 1942 году объемного исторического труда «Правда о религии в России» (изд-во Московской Патриархии). Эта книга, где собраны потрясающие свидетельства военного времени от непосредственных участников событий, явилась своевременным ответом Русской Церкви на «крестовый поход» фашистов на православную Россию (несмотря на то, что составители книги вынуждены были соблюдать абсолютную лояльность по отношению к власти своей страны, еще недавно разорявшей собственные же храмы).

4 сентября 1943 года произошло историческое для Церкви и страны событие: в Москве состоялась знаменитая встреча Сталина с тремя иерархами РПЦ — митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). На встрече были оговорены необходимые условия существования Церкви в СССР, ее сосуществования с действующей властью. Через четыре дня, 8 сентября, в столице был созван Архиерейский Собор, избравший Митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси. На Соборе присутствовали 19 архиереев (некоторые из них прибыли прямо из лагерей и ссылок). Среди участников Собора был и архиепископ Горьковский Сергий (Гришин): его избрали постоянным членом Священного Синода при Патриархе.

Однако спустя всего месяц после созыва Собора архиепископ Сергий тяжело заболел крупозным воспалением легких и скончался 14 октября 1943 года.

16 октября в Николо-Хамовническом храме в Москве состоялось отпевание Преосвященного архиепископа Сергия. К отпеванию прибыл и Святейший Патриарх Сергий. Строго и торжественно был совершен чин архиерейского погребения. Долго народ прощался со своим пастырем, после чего гроб с телом почившего святителя был перевезен на Введенское кладбище и после литии погребен недалеко от могилы митрополита Трифона (Туркестанова). Впоследствии на могиле архиепископа Сергия поставили памятник из черного мрамора, где в надгробной надписи титул «архиепископ Горьковский» был заменен на «архиепископ Нижегородский».

Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.

Митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий (Иванников)


Митрополит Сергий (в миру Сергей Иванович Иванников ; 29 августа 1957 , село Троицкое , Никольский район (ныне Ливенский район ), Орловская область ) — архиерей Русской православной церкви , митрополит Барнаульский и Алтайский .

Родился в крестьянской семье. Основы православной веры и русского благочестия усвоил от родителей с самого раннего детства. Большое влияние в его религиозном и нравственном воспитание оказали дедушка и бабушка, родившиеся и жившие в молодости в Царской России.

В 1964 году поступил в неполную среднюю школу в родном селе, которую окончил в 1972 году, и продолжил обучение в средней школе № 2 города Ливны, которую успешно окончил в 1974 году.

В 1975—1977 годах проходил срочную службу в армии. Некоторое время после армейской службы работал шофёром в автопредприятии, а затем трудился в храме на своей родине сторожем и дворником, помогал священникам в алтаре.

В 1979 году поступил в Московскую Духовную семинарию; в 1982 году зачислен студентом в Московскую Духовную Академию.

В Академическом Покровском храме ректором МДА, епископом Александром (Тимофеевым), 21 ноября 1985 года Сергий Иванников рукоположён в сан диакона, а 23 февраля 1986 года — в сан священника.

В 1986 году окончил Духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Гомилетическое значение „Житий святых“» [ .

После окончания Академии, летом 1986 года по определению Председателя учебного комитета и митрополита Алексия (Ридигера) направлен для пастырского служения в Эстонскую епархию, а с 1 февраля 1987 года конкретно в Пюхтицкий женский монастырь, где и оставался до мая 1992 года.

Согласно резолюции Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 21 марта 1992 года епископом Таллинским Корнилием назначен с 15 апреля 1992 года настоятелем Воскресенского собора в Нарве с правом возглавления соборных служб. Все эти годы руководил детской Воскресной школой.

Одновременно выполнял обязанности настоятеля в приходах Рождества Богородицы деревни Алайыэ и Ильинского храма деревни Васкнарва, где заботами настоятеля были проведены капитальные ремонты зданий и благоустроены церковные территории.

В 1998 году построил памятный знак на месте часовни на кладбище 92 Печерского Пехотного Полка и начал работу по восстановлению старейшего военного кладбища Эстонии.

С лета 1998 года начал строительство нового храма в Нарве в честь иконы Божией Матери «Нарвская» с приделом Праведного Иоанна Кронштадтского, освящение которого состоялось 10 ноября 2001 года. По случаю этого торжества Святейший Патриарх Алексий II наградил протоиерея Сергия медалью Преподобного Сергия Радонежского I-ой степени с надписью на обороте: «Смирением возвышаемый».

1 июня 2000 года назначен настоятелем Таллинского Александро-Невского собора с освобождением от всех ранее занимаемых должностей

На Соборе Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, проходившем в Таллинском Александро-Невском соборе 27 июля 2000 года, избран членом Синода ЭПЦ МП.

16 июля 2002 года постановлением правительства Эстонской Республики № 469-к получил гражданство Эстонской Республики «за особые заслуги».

Постановлением Нарвского Городского собрания за номером 80/18 от 19 июня 2003 года присвоено звание «Почётный Гражданин города Нарва».

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, возвращаясь к ранее существовавшей практике, настоятелем Таллинского Александро-Невского собора определено быть правящему Архипастырю — Митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Корнилию . Указом Митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия с 1 июня 2003 года протоиерей Сергий Иванников освобождён от должности настоятеля Таллинского Александро-Невского собора и назначен настоятелем храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости» г. Таллина на ул. Ситси.

5 января 2004 года в Успенском соборе города Смоленска Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом пострижен в монашество с именем Сергий .

По определению Священного Синода от 25 марта 2004 года иеромонах Сергий (Иванников) назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Принимал активное участие в восстановлении храма «Всех Святых в земле Российской просиявших» в женском Горненском монастыре.

К Пасхе 2004 года по благословению Патриарха в Троицком соборе Русской Духовной Миссии Архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием возведён в сан игумена.

По определению Священного Синода от 11 апреля 2006 года игумен Сергий (Иванников) освобождён от обязанностей члена Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и назначен настоятелем храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца при Посольстве Российской Федерации в Праге, Чехия

12 октября 2007 года, в ответ на просьбу митрополита Чешских земель и Словакии Христофора, Священный Синод Русской Православной Церкви благословил переход отца Сергия в клир Пражской епархии Православной Церкви в Чешских землях и Словакии. 27 декабря того же года был освобождён от настоятельства в Пражском Георгиевском посольском храме. По переходе в чехословацкий клир был определён настоятелем Пражского Успенского храма на Ольшанском кладбище.

8 января 2008 года в Храме Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище, что в Праге, Архиепископом Пражским, Митрополитом Чешских земель и Словакии Христофором возведён в санархимандрита.

В 2012 году принят в клир Русской Православной Церкви. Состоял в клире Московской епархии

В тот же день в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Сергия во епископа Каменского и Алапаевского

18 марта 2012 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя хиротонисан во епископа Каменского и Алапаевского. Хиротонию совершили: Патриарх Кирилл, митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), митрополит Самарский и Сызранский Сергий (Полеткин), митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный), митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), епископ Видновский Тихон (Недосекин), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин). 24 марта 2012 года прибыл к месту служения.

В июне 2012 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре проходил курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев.

26 июля 2012 утверждён в должности священноархимандрита Преображенского мужского монастыря города Каменск-Уральский

=================================================================================================================

Для многих он более известен как Сергий Пражский. Владыка Сергий (Королёв), архиепископ Казанский и Чистопольский, духовно окормлял русских эмигрантов в Чехословакии в трудные для России времена. В Праге он провел 24 года своей жизни, нес архиерейское служение в странах Западной и Средней Европы. Подвиги и труды владыки имеют огромное значение для нас и сегодня.

Духовная миссия в эмиграции

18 января 1881 года в многодетной купеческой семье Королёвых, проживавшей на улице Большая Пресня в Москве, родился сын Аркадий. Именно ему впоследствии суждено будет стать владыкой Сергием Пражским, архиепископом Казанским и Чистопольским. А в те дни, вскоре после рождения мальчика, большая семья осталась без своего кормильца ― умер отец семейства. Детство будущего архиерея прошло в Москве, потом семейство Королевых перебралось в усадьбу под Москвой, в село Обольяново.

Из-за недостатка средств юноша не мог поступить в коммерческое учебное заведение, поэтому свое обучение после школы он продолжил в Дмитровском духовном училище. Это противоречило традициям купеческого сословия, к которому принадлежал Аркадий, но отвечало его духовным стремлениям, так как еще с детства он был весьма религиозен. В 1896 году юноша продолжил обучение уже в Вифанской семинарии, а дальше была Московская духовная академия. В это же самое время, но двумя курсами старше, в академии учился будущий Патриарх Алексий I (Симанский). Молодые люди были знакомы друг с другом и дружили.

Тогда еще Аркадий Королев не думал о священстве ― он собирался стать преподавателем в каком-либо духовном заведении. Однако после выпуска из академии в 1906 году оказался в Яблочинском монастыре на Холмщине, что на границе с Польшей, где наместником был его друг по академии – отец . По своему темпераменту будущий владыка Сергий был очень общительным и активным молодым человеком, о монашестве он тогда даже и не помышлял. Однако именно миссионерско-просветительская направленность Яблочинского монастыря, а также знакомство с епископом Холмским Евлогием (Георгиевским), сразу же ставшим его духовным отцом, решили все. И уже в следующем 1907 году сам владыка постригает Аркадия в монашество, нарекая Сергием, а еще спустя год рукополагает во иеромонахи.

Вокруг владыки начала объединяться русская эмиграция: у него она находила духовное утешение

Уже в 1914 году отец Сергий становится архимандритом и наместником Яблочинского монастыря. Но в 1916 году этот монастырь вместе с его насельниками был эвакуирован в связи с немецким наступлением. Архимандрит Сергий смог вернуться в Яблочное лишь спустя три года. Он сразу же принялся за восстановление разрушенной и разоренной обители. Однако и это мирное время тоже продлилось недолго ― в 1920 году снова завязалась война, теперь уже с Польшей. Тогда же архимандрита Сергия назначают епископом Бельским и викарием в Холмской епархии. Сама архиерейская хиротония была совершена 17 апреля 1921 года. Однако польские власти не захотели ее признать, в связи с чем владыке Сергию так и не суждено было приступить к своим обязанностям. Все, кто не поддержал создания Польской автокефалии, были арестованы и высланы из страны.

Так в 1922 году епископ Сергий прибыл в Прагу, столицу тогдашней Чехословакии, где провел наиболее продолжительный отрезок своей жизни в служении Богу ― целых 24 года. В Праге он оказался совсем без денег, никого здесь не знал, однако вскоре познакомился с русскими эмигрантами и с радостью узнал, что всеми приходами Московской Патриархии здесь временно управляет его духовник – владыка Евлогий. Последний сразу же назначает Сергия епископом Пражским, а также своим викарным представителем в приходах Чехословакии и соседних Венгрии и Австрии.

Единственной церковью в Праге, принадлежащей Московскому Патриархату, был тогда Свято-Никольский храм. Вскоре стараниями епископа Сергия был сооружен еще один прекрасный храм в честь Успения Божией Матери в Ольшанах. Вокруг владыки очень быстро начала объединяться русская эмиграция, особенно интеллигенция: у него она находила духовное утешение, что отчасти заменяло изгнанникам Родину. Объединяющая роль владыки была поистине велика. В то сложное время, когда разные политические взгляды разделяли людей, в том числе и представителей русской эмиграции в Праге, ему удалось сплотить людей одной верой, примирить их между собой. Епископ Сергий никогда не поддерживал чьей-либо политической позиции, не принимал чью-либо сторону. Многие на всю жизнь запомнили и пронесли свет от четверговых встреч с владыкой за чаем «У брата Самовария», как их называли. За такими беседами раскрывались души людей, примирялись враждующие, оставалось только чувство родства и любви. Многие духовные чада приезжали к владыке Сергию и из других городов и стран, в которых ему приходилось бывать по долгу своей службы.

За беседами раскрывались души людей, примирялись враждующие

В 1939 году, в начале Второй мировой войны, Чехословакия была захвачена Германией. Несмотря на существовавшую опасность, смелый пастырь продолжал служить каждый день молебны, молясь о прекращении войны. Когда местные власти хотели, чтобы владыка выступил на открытии съезда Комитета освобождения народов России, он не побоялся отказаться от этого предложения, поскольку любил свою Родину. Это был очень смелый поступок. Однако тогда все обошлось. Наконец в 1945 году Прага была освобождена советскими войсками. Но эта победа быстро сменилась новой бедой: вскоре начались аресты, в том числе и среди русских эмигрантов. Кто-то из его паствы предлагал владыке для безопасности переехать на Запад, однако тот отказался, сказав: «Нет. Меня вернут в Россию, и там я умру. Я останусь на месте, которое определил мне Бог».

«Я останусь на месте, которое определил мне Бог»

Так и случилось, но уже спустя несколько лет. До этого времени архипастырю довелось еще услышать много клеветы в свой адрес и пережить несколько допросов. В 1946 году теперь уже , с которым некогда учился в Московской академии, он возводится в сан архиепископа с назначением на Венскую кафедру, а в 1948 году становится архиепископом Берлинским и Германским.

В Россию владыка смог вернуться только в 1950 году, когда его назначили архиепископом Казанским и Чистопольским. Сбылась его давняя мечта. «Я счастлив, что я наконец дома, на родной земле, и могу отдать остаток своей жизни на служение родному народу», ― писал по этому поводу архиепископ Сергий. Правда, прослужить на Родине ему довелось недолго ― 18 декабря 1952 владыка отошел ко Господу. Похоронили любимого пастыря в Казани, на Арском поле, рядом с кладбищенской церковью. В этом году исполняется 65 лет со дня его кончины.

Владыка Сергий о духовной жизни в миру

Несмотря на то, что сам архиепископ Сергий был монахом, большую часть своего служения он проводил в общении с людьми, живя в миру. Нам от него осталось несколько ценных публикаций, которые также можно объединить одной общей темой: духовная жизнь в миру. Эта тема, интересовавшая архипастыря тогда, не менее важна для нас сегодня. Именно на этом поприще (мирские будни), считал владыка, происходит самая ожесточенная духовная борьба и одерживаются победы едва ли не самые значительные. Тот подвиг, который нам кажется призрачно малым и даже незаметным, оказывается огромным и требующим отваги, способным многое изменить для общего блага людей.

Стремление быть счастливым является отсветом того блаженства, что было в Раю

«Человек создан для счастья», ― утверждает владыка Сергий. Но это мы ищем вовсе не там, где его следует искать. Само стремление быть счастливым является отсветом того блаженства, что было в Раю. Причиной удаления первых людей из Рая стал грех. И сегодня именно грех мешает нам «радостно ступать по земле». Следовательно, счастье человека начинается там, где заканчивается грех.

Радоваться здесь, на земле, может лишь тот, кто имеет мирное сердце. Это и есть радость о Духе Святом, это то Небо на земле, о котором многие мечтают, но не знают, как его обрести. И все это не только достижимо, но и является прямым призванием каждого, ведь все мы являемся посланниками Божиими на земле. Каждый имеет здесь свою определенную миссию, но все они сводятся к одной ― «нести свет Истины», делясь им с другими.

Именно в обыденной жизни совершаются наиболее важные духовные подвиги

Вести духовную борьбу, совершенствоваться каждый призван на том месте, где он поставлен Богом. Именно в обыденной, каждодневной жизни совершаются наиболее важные духовные подвиги. И даже более ― в бытовой, семейной жизни делать это, по мысли архиепископа Сергия, оказывается наиболее удобным. Потому что именно в семейной обстановке мы ведем себя наиболее естественно, непритворно. Именно здесь лучше всего «шлифуются» грани нашей души, лечатся недостатки. С грехами лучше всего бороться, когда они видны, а в обществе мы обычно ведем себя по-другому, скрывая все худшее, что в нас есть.

Именно во взаимоотношениях людей, считал владыка, проявляется то главное, к чему призван человек. Общительность он называл одним из Божьих дарований, которые трудно приобрести самому. Общаясь, мы и сами раскрываем свою индивидуальность, и в то же время обогащаемся индивидуальностью других. Однако часто из-за своей греховности люди обращают внимание лишь на какие-то случайные, негативные черты у других. Но эти черты действительно являются второстепенными, не главными в людях, а главное ― то, что от Бога. «В каждом сердце нужно искать клад», – учил владыка Сергий. Только тогда люди и смогут стать единым целым, членами Тела Христова, и будут счастливы уже здесь, на земле.

«В каждом сердце нужно искать клад»

Цитаты из трудов владыки Сергия:

Человек создан для счастья, и только победами каждодневными может он достигать радости и такого состояния, которое несет всем и ему свет…

Во взаимоотношениях людей – вся жизнь. Надо освещать их светом Христовой Истины.

Если мир в душе, то эта радость не отнимется никогда. Немирность же всегда приносит несчастье.

Жизнь – великий труд. Надо научиться жить во Христе мудро, и тогда все вокруг нас осмыслится и приобретет цену для вечности.

Всякая победа над грехом есть отвоевание себя и других для взаимопонимающей жизни всех людей.

Созидание внутреннего человека совершается не в мире поражающих подвигов, а в будничной жизни.

Наличие счастья в жизни лежит в наличии нашей духовной жизни. Как бы ни были прекрасны формы жизни, но, если человек не победит в себе греха, он не достигнет подлинного счастья.

Не в малости нашей дело, а в нежелании взять на себя ответственность.

Люди – цветы Божии: надо, как пчела, уметь собрать мед с этих цветов, обогащать себя индивидуальностью других и свою индивидуальность раскрыть для других.

В каждом человеке есть прекрасное, и только наша греховность не позволяет нам видеть это.

Общительность есть дарование Божие, а из необщительного сделать себя общительным ради пополнения своей скудости есть подвиг.

В каждом сердце надо искать клад. Клады ищут часто, но не душевные, а надо искать душевный клад. Могут спросить, зачем. Ответим: чтобы обогатиться.

Мы видим в людях только внешнее и берем от них внешнее, и не замечаем клада, лежащего в каждом, не ищем этого клада. Надо искать талант сердца: этот клад есть источник блага.

Наша задача обращать внимание не на внешнее, а искать в себе и в других то, что у нас от Бога.

Наша душа создана для вечности, а мы совершенно не заботимся о ней. Мы стараемся приобретать всевозможные сокровища, кроме сокровищ вечности. Мы плохие купцы. Мы дешево ценим нашу душу.

Непосредственная задача христианина – это осуществление божественной жизни на земле.

Нельзя обрести блага, не идя по пути Христа. Только идя за Христом, человек обретает свое благо.

Божественная жизнь не есть теоретический идеал, а практическое требование.

Единение между людьми есть нить, переброшенная от земли к небу, к Богу, к Единящему центру. Единство, исходящее из сердца одного к сердцу другого, имеет в себе направление к одному центру – к Богу, ибо единение между людьми и есть жизнь, разделение же есть смерть.

При грехе человек как бы боится другого человека, не ступает радостно по земле. Он думает про себя, как бы ему не встретиться с тем или иным человеком... Побеждая же грех, человек подходит легко к другому человеку и заражает его добром.

Надо уметь освещать наши взаимоотношения светом Христовой истины, чтобы они приносили нам благо. Отыскивая общее нам божеское, мы становимся соработниками Божьими на земле.

Божие есть реальное благо здесь, на земле, – это радость о Духе Святом. Тогда для нас открывается небесная жизнь.